Островский гроза анализ произведения тема и идея. Борис и Тихон: сравнительная характеристика данных героев. Тест по произведению

Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдёт о проблемах «Грозы» Островского. А. Н. Островский получил литературное призвание уже после первой опубликованной пьесы. «Бедность не порок», «Бесприданница», « Доходное место» - эти и многие другие произведения посвящены на социально-бытовым темам, однако вопрос о проблематике пьесы «Гроза» нужно рассмотреть отдельно.

Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса. «Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза».

Проблемы в «Грозе» Островского разноплановые, но при этом не имеют иерархии. Каждая отдельно взятая проблема важна сама по себе.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю» - так отвечает Дикой Кулигину.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина - Тихон и Катерина - Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Конфликт старого и нового

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв - обнять мужа - Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Тест по произведению

Комедия "Гроза" - это одно из самых известных произведений русского драматурга А. Н. Островского. Идею, персонажей произведения можно исследовать вечно. Образы персонажей "Грозы" весьма примечательны.

Проблематика пьесы "Гроза"

Всех персонажей можно разделить на 2 группы: представителей старшего и младшего поколений. Старшее представляет Кабаниха и Дикой. Они представители патриархального мира, где правят эгоизм и нищета. Другие персонажи страдают от тиранства Кабанихи и Дикого. Это прежде всего Варвара, Катерина, Борис и Тихон. Сравнительная характеристика персонажей показывает, что все герои смирились со своей участью, и только Катерина не способна пойти против совести и своих желаний.

Все произведение "Гроза" посвящено истории главной героини Катерины. Она является одной из участниц Катерине приходится выбирать между двумя мужчинами, и эти мужчины - Борис и Тихон. данных персонажей поможет подробно разобраться в поведении героев пьесы.

Судьба Бориса

Прежде чем разбирать характер Бориса, необходимо ознакомиться с его историей.

Борис - не Калинова. Он попадает туда по воле родителей. Борису должно было достаться наследство, которым до поры до времени заведует Дикой. За хорошее поведение и послушание Дикой обязан отдать наследство Борису, однако читатели понимают, что из-за алчности Дикого этого никогда не произойдет. Поэтому Борису приходится оставаться в Калинове и жить там по правилам, установленным Диким и Кабанихой.

Судьба Тихона

Среди всех персонажей выделяет двух героев, двух мужчин - это Борис и Тихон. Сравнительная характеристика этих героев может сказать о многом.

Тихон зависит от Кабанихи - своей матери. Ему приходится во всем ей подчиняться. Кабаниха же не стесняется влезать и в личную жизнь своего сына, диктуя, как ему следует обращаться с женой. Свою невестку Катерину Кабаниха буквально сживает со света. К Катерине Кабаниха постоянно придирается.

Однажды Тихон вынужден уехать в другой город на несколько дней. Читатель ясно видит, как он рад появившейся возможности побыть одному и проявить свою самостоятельность.

Общее между Борисом и Тихоном

Итак, мы имеем двух персонажей - это Борис и Тихон. Сравнительная характеристика данных героев невозможна без анализа их образа жизни. Итак, оба персонажа живут с тиранами, оба героя вынуждены подчиняться чужой воле. Обоим героям не хватает самостоятельности. Оба героя любят Катерину.

В конце пьесы оба очень страдают после смерти Катерины. Тихон остается один, со своей матерью, а Борису Дикой приказывает уехать из Калинова. Разумеется, наследства ему после случая с Катериной точно не видать.

Борис и Тихон: различия

Различий между Борисом и Тихоном больше, нежели общего. Итак, Борис и Тихон - сравнительная характеристика. Таблица, приложенная ниже, поможет систематизировать знания об этих героях.

Борис Тихон
Отношение к Катерине Борис готов на все. Он рискует своей репутацией, репутацией Катерины - замужней женщины. Его любовь пылкая, открытая и эмоциональная. Тихон любит Катерину, но читатель порой ставит это под сомнение: если он ее любит, почему не защищает от нападок Кабанихи? Почему не чувствует ее страданий?
Отношения с другими персонажами пьесы Борис действует под прикрытием Варвары. Ночной Калинов - это время, когда вся молодежь выходит на улицу с песнями и романтическими настроениями. К Тихону относятся хорошо, но о его отношениях с другими персонажами сказано мало. Единственное, что примечательно - это его отношения с матерью. Он ее в какой-то степени любит и старается уважать, но с другой стороны он чувствует ее неправоту.

Таковы Борис и Тихон. Сравнительная характеристика персонажей, приведеная выше в таблице, достаточно краткая и емкая. Стоит заметить, что преимущественно читатели симпатизируют Борису, нежели Тихону.

Основная мысль пьесы "Гроза"

Характеристика Бориса и Тихона говорит о том, что два мужчины любили Катерину. Однако ни один, ни другой не смогли ее спасти. Катерина бросилась с обрыва в реку, ее никто не остановил. Именно Борис и Тихон, сравнительная характеристика которых была приведена выше, должны были ее спасти, должны были взбунтоваться против власти калиновских самодуров. Однако им это не удалось, и бездыханное тело Катерины вынесли из реки.

Калинов - это городок, который живет по своим правилам. Добролюбов назвал Катерину "лучом света в темном царстве", и это действительно так. Катерина не смогла изменить свою судьбу, но, возможно, она целого города. Ее смерть - это первая катастрофа, которая нарушила патриархальный уклад семьи. Кабаниха и Дикой чувствуют, что молодежь выходит из их власти, а значит, грядут перемены.

Таким образом, А. Островский смог показать не просто семейную трагедию. Перед нами трагедия целого города, гибнущего в деспотизме Дикого и Кабанихи. Калинов - это не вымышленный город, но таких "Калиновых" очень много на территории всей России.


Произведения Островского всегда полны искренности. Автор передает реалии того времени через жизни героев, показывая все недостатки того общества. Многие проблемы и темы актуальны и в современном обществе, потому что классическая литература и отличается тем, что она будет востребована во все времена. Гениальность авторов в в том, что они смогли создать шедевры, которыми восхищаются не одно поколение и надеюсь, что будут восхищаться и в дальнейшем.

Проблематика пьесы «Гроза» Островского многообразна.

1. Отцы и дети (проблема отцов и детей или конфликт поколений – конфликт, смысл которого заключается в непринятие друг к другу и неприятие устоев обоих поколений)

2. Нравственный выбор(данная проблема представлена через главную героиню– Катерину)

3. Положение женщины в обществе того времени и в семье (данная проблема представлена в пьесе через Катерину, Варвару)

4. Духовная свобода личности

5. Безнравственность и деспотизм в душах людей и в власти(Кабаниха и Дикой – хозяева жизни)

Тематика произведения многогранна. Есть три направления тематики в произведении – это нравственная тематика, социальная и философская.Первое направление – любовь, истинное счастье для человека, семья. Второе – ущемление прав человека и порабощение человека. Третье – судьба человека, жизнь и смерть, истина и вера, надежда. Подобные темы автор рассматривает и в других своих произведениях, которые так же можно использовать в качестве аргумента для ЕГЭ.

Обновлено: 2017-12-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Драма Островского "Гроза" самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной атмосфере действительности собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха. Первый законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Основная тема грозы – это столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей, господствовавшими в Росии – общественными и семейно-бытовыми порядками.

Если рассматривать “Грозу” как социально-бытовую драму, то и вытекающий из этого конфликт выглядит довольно просто: он как бы внешний, социальный; внимание зрителей поровну распределено между героями, все они, как шашки на доске, играют почти одинаковые роли, необходимые для создания сюжетной канвы, они запутывают и потом, мелькая и перестраиваясь, как в пятнашках, помогают разрешить запутанный сюжет. Если система персонажей раскладывается таким образом, что и конфликт возникает и разрешается как бы с помощью всех действующих лиц. Тут мы и имеем дело с драмой бытового характера, ее конфликт прост и легко угадывается.

В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах, смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно - авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается один вариант - авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, символику и т. д.
Очень символичны в пьесе имена. Говорящие имена, употребляемые в “Грозе”, - это отголосок классицистического театра, черты которого сохранились и в конце 60-х годов XIX века.
Имя Кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище “Кабаниха” дополняет эту неприятную картину.
Дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека.
Имя Кулигина многозначно. С одной стороны, оно созвучно с Кулибиным - механиком-самоучкой. С другой - “кулига” - это болото.

Долгое время в критической литературе рассматривался либо один, либо другой конфликт. Но автор придал произведению более глубокий смысл - это народная трагедия.

Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”, но позднее, через несколько лет сам Островский дал таким людям название - “горячее сердце”. Действительно, это конфликт “горячего сердца” с окружающей ледяной средой. И гроза как физическое явление пытается растопить этот лед.Другое значение, вложенное автором в грозу, символизирует гнев Божий, и все, кто боится грозы, не готовы принять смерть и предстать перед судом Божьим или думают так. Но автор вкладывает свои слова в уста Кулигина. “Судия милосерднее вас”, - говорит он. Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу. И этот конец выражает надежду.Все время в Калинове Островский делит, как и пьесу, на день и ночь. Днем люди играют в благоверных, живущих по “Домострою”, а ночью они снимают маски. Молодежь идет гулять и развлекаться, а старшие закрывают на это глаза. Авторская позиция выражается частично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Кабанихи.Авторская позиция выражена в композиции. Особенностью композиции являются два возможных варианта кульминации и развязки.

Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для нее характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление предельно точно передать атмосферу города Калинова, его “жестокие нравы”. Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: Ку-лигин говорит о красоте заречных далей, высокого волжского обрыва. “Нешто”, - возражает ему Кудряш. Картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве - это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о “бедности нагольной”. О прошлом калиновцы сохранили лишь смутные предания - Литва “к нам с неба упала”, новости из большого мира им приносит странница Феклуша. Несомненно, такое внимание автора к деталям быта персонажей дает возможность говорить о драме как о жанре пьесы “Гроза”.

Еще одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, - наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. Сначала это конфликт между невесткой и свекровью за запорами ворот дома, потом об этом конфликте узнает весь город, и из бытового он перерастает в социальный. Свойственное драме выражение кодфликта в поступках и словах героев ярче всего показано в монологах и диалогах действующих лиц. Так, о жизни Катерины до замужества мы узнаем из разговора молодой Кабановой с Варварой: Катерина жила, “ни об чем не тужила”, словно “птичка на воле”, проводя весь день в удовольствиях и домашних делах. Мы ничего не знаем о первой встрече Катерины и Бориса, о том, как зародилась их любовь. В своей статье Н. А. Добролюбов считал недостаточное “развитие страсти” существенным упущением, говорил о том, что именно поэтому “борьба страсти и долга” для нас обозначается “не вполне ясно и сильно”. Но этот факт не противоречит законам драмы.

Своеобразие жанра “Грозы” проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где все люди “с песьими головами”. После выхода “Грозы” А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что “действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех”.

В 1859 году и тогда же с успехом она была поставлена на столичных сценах. Пьеса драматурга, не утратив своей актуальности, идет во многих современных театрах всего мира. Значит, это произведения до сих пор способно вызывать интерес у зрителей и читателей. Значит, темы, которые поднял Островский, и сегодня продолжают волновать общество.
­­­­ ­
Действие пьесы происходит накануне переломных событий, буквально полтора года остается до знаменитой Крестьянской реформы 1861 года, которая привела к отмене крепостнического права. Внутри общества уже ощущается будущий перелом, немой протест закабаленной части населения против привычного патриархального уклада жизни, власти купцов и помещиков. Этот нарастающий кризис можно сравнить с предгрозовой атмосферой. ­
­
­Собирается гроза. Люди старого уклада, невежественные и грубые представители, как выразился критик Добролюбов , «темного царства» воспринимают надвигающееся бедствия как кару тем, кто решил ослушаться «рабовладельческих» законов, по которым до сих пор живет большая часть общества страны. Люди передовые, в число которых входили и Островский, и Добролюбов, видят в грозе положительный знак, считая, что это явление должно осветить самые потаенные уголки старого мира. Гроза должна освежить душную обстановку в стране.
­
Итак, одна из центральных тем произведения – это противостояние «темного царства» и людей, закрепощенных, недовольных таким положением вещей. Главными персонажами, представляющими старый мир, являются купчиха Кабаниха и купец Дикой . Определяющие черты характера Кабанихи – это жестокость, лживость, лицемерие, ханжество. Для утверждения своей власти она может применять самые различные приемы. Для нее главное – это чувствовать покорность окружающих. Причем для посторонних она может казаться примером благочестия и доброты.­ В Диком, наоборот, в полной мере показывается грубая сила самодурства. Деньги и власть сделали его практически царьком города. Он делает с людьми все, что считают нужным, и зачастую его поступками руководят обыкновенные капризы.­ Против старых порядков восстают молодые люди: Катерина , Тихон ,­ Кудряш , Борис , Кулигин , Варвара . Но делают они это поодиночке, поэтому для каждого из них такой протест заканчивается печально.­­ ­

Кроме борьбы против «темного царства», в пьесе звучит еще одна тема – тема любви.­­­

Мотив любви Катерины к Борису проходит через все произведение. Эта любовь оказывается первым настоящим чувством главного персонажа. У Катерины никогда не было недостатка в поклонниках, но ей они были не интересны. Как заявила в разговоре с Варварой сама героиня, она лишь смеялась над ними. Замуж за Тихона Катерина вышла по сговору родителей и по своей доброй воле – сын Кабанихи неприятия у нее не вызывал. Все перевернула ее встреча с приезжим молодым человеком – Борисом, чей облик, в котором чувствовалось столичная образованность и ухоженность, выгодно отличался на фоне местного общества. Но объект ее воздыханий оказался слабохарактерным и несмелым человеком, которого постоянно пугала мысль о том, что кто-то узнает об их романе. В конечном итоге он предал Катерину, отказавшись взять ее в Сибирь, куда посылал его дядя Дикой. И этот поступок предопределил смерть главной героини. Несмотря на предательство, Катерина продолжала его любить до самого конца.­­

Если говорить о любви, то можно сказать и об отношениях Варвары и Кудряша. Чувства, которые они испытываю друг к другу, трудно назвать страстными. Скорее их объединил скрытый протест против патриархального городского уклада, желание вырваться из «темного царства». В итоге они осуществляют свою мечту и убегают из города.­­­­­­­­ ­

Кроме борьбы со старым миром и темы любви, в пьесы раскрыты и другие проблемы: проблема взаимоотношений поколений, проблема лжи и правды, греха и раскаяния и т.д.