Футуристическая архитектура. Футуристическая архитектура советской эпохи. Футуризм компьютерного проектирования домов

Футуристическая архитектура – стиль в архитектуре, зародившийся в Италии в начале двадцатого столетия. Его характерными чертами стали антиисторизм, сильный хроматизм, движение, лиризм, длинные динамические линии.

Это направление в архитектуре является частью футуризма – художественного течения, созданного итальянским поэтом Филиппо Томмазо Маринетти.

Стоит отметить, что футуризм это не столько архитектурный стиль, сколько подход к архитектуре, образ поведения и мышления. На сегодняшний день это направление в архитектуре у большинства людей связано со странными архитектурными формами. В футуристическом стиле были построены такие известные здания, как Космическая Игла (Сиэтл), Декин (Флорида) и пирамида Трансамерика (Сан-Франциско). Также ярким примером футуристической архитектуры является проект Туморроуленд (Диснейленд, Анахайм).

Поздняя группа архитекторов-футуристов включала итальянца Антонио Сант-Элия, который сумел перенести футуристические идеи в рамки городского строительства. С 1912 года этот архитектор начал создавать серию своих известных проектных рисунков «Новый город» («Citta Nuova»), в которых показал, как, по его мнению, должна выглядеть городская планировка в новом «техническом» веке. Самыми известными зарисовками Антонио Сант-Элия стали эскиз станции для поездов и аэропланов (1914 год), и рисунок автомобильного завода в Линготто (1928 год).

Футуризм возник в начале прошлого века в Италии. Его главной идеей была тотальная перестройка мира, разрушение старых, отживших форм. Футуристы отрицали все достижения прошлого, их интересовал научно-технический прогресс и все, что с ним связано. В футуризме ценилось умение передать энергию, скорость, силу, динамизм. Отсюда отсутствие назидательности и какой-либо сюжетной линии в произведениях футуристов, а также их излюбленные приемы - использование техногенных мотивов, монохромных деталей, плавных или ломаных линий. Итальянский футуризм подхватили русские художники и поэты, именно в их творчестве этот стиль искусства нашел наибольшее выражение, стал известен по всему миру.

Впоследствии футуризм на долгие годы потерял свою актуальность, оставаясь музейной ценностью. Он стал снова модным в середине 20 века. Но на этот раз он начал применяться в дизайне интерьеров, что отражало интерес заказчиков к научной фантастике, к далекому будущему.

Футуристический интерьер, как правило, напоминает декорации к фантастическому фильму, в нем всегда присутствует что-то космическое. Обтекаемые формы делают помещение похожим на каюту космического корабля. Один из основных принципов стиля – минимализм. Футуризм требует открытого пустого пространства, он не признает декора, в футуристическом интерьере не допускаются узоры или орнаменты на стенах или элементах оформления. Все строго – в комнатах присутствует только техника и мебель. При этом бытовая техника должна быть самой современной, желательно, чтобы дизайн ее был без излишеств и без какого-либо оттенка ретро, особенно на кухне, где кухонные комбайны, чайники и кухонные панели должны выглядеть по меньшей мере как «начинка» лаборатории на космической станции.

Кстати, повышенный интерес к технике проявляется и в том, что мебель чаще всего используется многофункциональная. Самый оптимальный вариант – трансформеры (задвигающиеся в стену кровати, кресла-кровати и пуфики, которые легко превращаются в столики).

В футуристическом интерьере используются только искусственные современные материалы или металл. Образ квартиры из далекого будущего позволяют создать высокопрочный пластик, металлизированные поверхности, стекло различных оттенков. Еще один незыблемый принцип – отсутствие обоев. Стены либо покрашены неяркой однотонной краской, либо спрятаны под панелями из пластика. Их украшением могут служить только несколько абстрактных картин или черно-белые фотографии. Что касается пола, то он во всем должен соответствовать общему облику квартиры или офиса: используется либо гладкий сияющий ламинат, либо кафель строгих оттенков.

Если вы решили оформить свою квартиру в футуристическом стиле, то выбор цветов у вас будет ограниченным: признаются только все оттенки белого, черного, серого, серебристого, стального цвета. Возможны вкрапления других цветов, но они не должны быть особенно яркими. Игра цветов происходит за счет использования различных поверхностей – матовых или светоотражающих. Еще один прием – современные системы освещения. Дизайнеры используют неоновые, люминесцентные, светодиодные светильники, которые могут освещать как всю комнату, так и определенные зоны или даже отдельные предметы интерьера. Приветствуется размещение разнообразных подсветок в нишах, стеллажах, шкафах, уровнях потолка.

Еще один важный футуристический принцип – четкая, но необычная геометрия пространства. Здесь используются странные обтекаемые формы, изогнутые линии, асимметричные углы. Особенно это прослеживается в дизайне мебели, окон, дверей и потолков.

Футуристический стиль хорошо подходит для оформления современных офисов, вокзалов, аэропортов, холлов гостиниц - тема скорости, движения, а также некая обезличенность таким интерьерам не вредит. Что касается домашних интерьеров, выполненных в стиле футуризма, то они больше подходят молодым, смелым людям, интересующимся новинками техники и готовым жить в несколько холодном, отстраненном, но зато невероятно оригинальном пространстве.

Виллы «Rock» и «Shell» (Villas «Rock» and «Shell») в Хорватии от Zaha Hadid Architects .

Концепты двух ультра-современных вилл «Rock» и «Shell», разработанные архитектурной студией Захи Хадид (Zaha Hadid Architects), призваны определить архитектурный стиль нового комфортабельного курорта в Дубровнике (Хорватия). Предполагается, что в будущем это футуристическое место отдыха будет состоять из 400-от вилл, пяти отелей, полей и инфраструктуры для игры в гольф и спа-центра.

Будущий комплекс предоставит посетителям прекрасные виды на терракотовые крыши Дубровника, живописную панораму Средиземного моря и горных пейзажей, так как расположен на высоком плато (примерно от 300 до 400 м над уровнем моря), к северу от старинного города. Проект предполагает строительство комфортабельных вилл, отелей, апартаментов, коммерческих объектов, спа-центра, 18-ти луночного поля для гольфа и самого гольф-клуба. Недавно разработанный генеральный план комплекса определяет периметр территории и размер занимаемого участка, который пока варьируется от 12 000 до 20 000 квадратных метров.

Предоставленные концепты представляют собой уникальные «космические» структуры с выразительными скульптурными качествами, основной характеристикой которых является чувство света и пространства. Источником вдохновения для авторов проекта стала удивительная Хорватии, сочетающая острые скалы, пещеры и рельефные долины.

Так, например, структура «Rock» напоминает скалу, которая частично углубилась в землю. Семикомнатный дом имеет совсем небольшую высоту, стремясь не нарушить красоту местного природного ландшафта и поддержать масштабность медитеранской архитектуры Дубровника. Великолепное здание установили на самом краю склона, для того чтобы в поной мере воспользоваться возможностями панорамного просмотра. Парк и сад, которые находятся в северной части будут служить в качестве зоны отдыха и зеленого «буфера», по отношению к расположенным рядом деревни и дороге.

Футуристическая архитектура многих поражает своим удивительным и необычным дизайном. Самые интересные из футуристических зданий (некоторые из них ещё строятся, или их строительство даже не начато) собраны в этой десятке:

10. Хан Шатыр

Хан Шатыр уже реальность! Это огромный прозрачный шатёр в центре Астаны - новой столицы Казахстана. Здание служит культурным центром и местом для общения жителей города. Климат в Астане достаточно суров - зимой температуры падают до -35 градусов по Цельсию.

9. Музей современного и нурагийского искусства

Музей современного и нурагийского искусства в Кальяри, Италия, провёл конкурс дизайна их нового здания. Победителем конкурса стал потрясающий проект на 12000 квадратных метров архитектора Заха Хадид.

8. Волны Ханчжоу (Hangzhou)

Волны Ханчжоу - проект пятизвёздочной гостиницы и офисных помещений в городе Ханчжоу, Китай. Проект предусматривает два здания, которые дополняют друг друга.

7. Башня Полумесяц

Конечно же, Дубай не мог не попасть в этот список. Башня Полумесяц - концепт проекта здания в парке Забиль, которое бы представляло современность Дубая. В башне будет библиотека, конференц-залы, рестораны и смотровая площадка под открытым небом. Только не забывайте о песчаных бурях!

6. Гостиница в Сунцзян (Songjiang)

Эта поразительная гостиница должна быть построена в затопленном карьере у подножья горы Тяньмашан в районе Сунцзян в Шанхае. Проект гостиницы таков, что оригинальная форма карьера останется нетронутой.

5. Медиацентр Нексус

Медиацентр Нексус очередной концепт проекта для Объединённых Арабских Эмиратов, находящихся на передовой футуристической архитектуры. Это здание будет, в основном, служить для хранения информации, но также там будет медиацентр, выставочные пространства, офисы, квартиры и сады.

4. Международный аэропорт Пекина


Третий терминал международного аэропорта Пекина поражает воображение. Его строительство было завершено в 2009 году - немного позже, чем он был нужен: изначально он планировался для Олимпиады в Китае. Занимая площадь в 986000 квадратных метров, терминал стал самым большим в мире.

3. Сады у Залива

Сады у Залива - городской парк в Сингапуре. Они уже существуют и принимают посетителей. Сады были признаны лучшим зданием мира в 2012 году.

2. Лилия

В попытке приготовить человечество к возможному сценарию сильного изменения климата, бельгиский дизайнер разработал Плавающий экогород (также известный как Лилия), который послужит прибежищем для пострадавших от изменения климата. Город может плавать и составлен из трёх "гор", способных вместить в себя 50 тысяч человек (непонятно что делать с остальными людьми). То, что город может держаться на поверхности воды, поможет ему выдержать последствия затопления континентов водой от тающих ледников.

  • Футуристическая архитектура - форма архитектуры, появившаяся в начале XX века в Италии. Характеризовалась антиисторизмом, сильным хроматизмом, длинными динамическими линиями, предполагающими скорость, движение, срочность и лиризм.

    Футуристическая архитектура является частью футуризма, художественного течения, основанного поэтом Филиппо Томмазо Маринетти, написавшего первый манифест футуризма в 1909 году. Движение привлекло к себе и ряд архитекторов. В числе тем футуристов были культ века машин и прославление войны и насилия.

    Поздняя группа футуристов-архитекторов включала Антонио Сант"Элиа, который переложил футуристическое видение в городские формы. Между 1912 и 1914 годами он начал серию знаменитых проектных рисунков «Новый город» (итал. Città Nuova), в которой он создал уникальный выдающийся образ представлений о новом техническом веке. Знаменитый «Манифест архитектуры футуризма» (итал. Manifesto dell’architettura futurista) был опубликован архитектором в августе 1914.

Связанные понятия

Се́верный моде́рн - направление интернационального модерна, получившее развитие в архитектуре северных стран - в Швеции, Финляндии, Норвегии. В России направление связано, в основном с архитектурой Санкт-Петербурга, где развивалось в начале XX века под влиянием шведской и в особенности финской архитектуры национального романтизма. В более широком понимании - обращение к национальным истокам, переосмысление национальной средневековой архитектуры в рамках стиля модерн, в первую очередь в таких крупных...

Интернациональный стиль - ведущее направление архитектуры и дизайна 1930-1960-х годов, поддержано идеями модернизма. Инициаторами направления были архитекторы, использовавшие принципы функционализма: например, Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп, а также Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия - США), Фрэнк Ллойд Райт (США), Якобус Ауд (Нидерланды), Алвар Аалто (Финляндия).

Брутали́зм (под данным термином подразумевается обычно новый брутализм, или необрутализм - англ. New Brutalism) - направление (стиль) в архитектуре периода 1950-х - 1970-х годов, первоначально в архитектуре Великобритании. Одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма.

Ленинградская пейзажная школа , - группа живописцев, работавшая в 1930-х - 1940-х (некоторые исследователи расширяют временные рамки её существования - 1920-е - 1950-е годы).Определение «ленинградская пейзажная школа 1930-х - 1940-х годов» - было предложено искусствоведом А. И. Струковой в её диссертации и книге «Ленинградская пейзажная школа 1930-1940-е годы». Ранее в 1971 году Л. В. Мочалов в статье о В. Пакулине называл имена художников, объединённых, по его выражению, «ленинградской пейзажной...

Историзм (нем. Historismus) - направление в архитектуре и декоративном искусстве XIX века, стремившееся к точному воспроизведению духа и формы исторических стилей. Выступает как сочетание различных архитектурных, уже «прошлых», «исторических» стилей, стилей, обретающих новую современность и жизнь в некоем «исторически неправильном» единстве, поскольку в этом единстве представлены осколки разных времён (эти времена репрезентируются как стили).

Фови́зм (фр. Fauvisme, от фр. fauve - дикий) - направление во французской живописи конца XIX (зачатки) - начала XX века (официальное начало). Классическим периодом фовизма принято считать время с 1904 по 1908 год. Наиболее важный этап приходится на 1905-1907 годы. Характерный приём фовизма - обобщение пространства, объёма и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.

Синхроми́зм (англ. Synchromism; от греч. σύν - «вместе», «с» и χρωμος - «цвет») - художественное направление в живописи, основанное в 1912 году американскими художниками Морганом Расселлом и Стэнтоном Макдональдом-Райтом; одно из первых в современном искусстве США. Отличительными чертами полотен синхромистов являлись насыщенные, яркие цвета и геометрические формы с ярко выраженными гранями. Работая над написанием картин, синхромисты, по их собственному признанию, использовали цвета по аналогии с...

Абстракциони́зм (лат. abstractio «удаление, отвлечение») или нефигуративное искусство - направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - изображение определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывающих у созерцателя чувство полноты и завершённости композиции. Выдающиеся деятели: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан, Франтишек Купка.

«Аркигрэм » (англ. Archigram, иногда неверно «Архигрэм», «Арчигрэм») - английская архитектурная группа, оформившаяся в 1960-х годах вокруг журнала «Аркигрэм» и оказавшая большое влияние на развитие постмодернистской архитектуры. Наиболее значимыми членами группы «Аркигрэм» были Питер Кук, Уорен Чок, Рон Херрон (Ron Herron), Дэнис Кромптон, Майкл Уэбб (Michael Webb) и Дэвид Грин.

Структурализм - название направления в модернистской архитектуре, которое пришло на смену интернациональному стилю во второй половине 1950-х гг. и постепенно эволюционировало в различные разновидности постмодернизма. Среди источников этого направления - немецкий экспрессионизм, органическая архитектура, «бетонная поэзия» Нерви.

(нем. Neue Musik, фр. nouvelle musique) - обобщающее понятие, введённое в 1919 году немецким музыкальным критиком Паулем Беккером и подразумевающее различные течения в европейской академической музыке XX века, в которых достаточно ярко выражены инновационные тенденции.

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») - течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя...

Куби́зм (фр. Cubisme) - модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.

Рационали́зм - авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920-е - начале 1930-х годах. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.

Антииску́сство - широко используемый термин, обозначающий ряд авангардистских концепций, взглядов и течений, отрицающих первоначальное определение искусства и ставящих под вопрос искусство в целом. Термин прежде всего ассоциируется с дада-модернистским течением в искусстве начала XX века и был впервые употреблён приблизительно в 1913-1914 годах французским и американским художником, теоретиком искусства Марселем Дюшаном, когда тот начал создавать первые произведения в технике реди-мейд. Впоследствии...

Направление в промышленном, интерьерном и предметном дизайне северно-европейских стран: Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии и Исландии - в 1930-1950-е годы. В некоторых случаях под понятие скандинавский дизайн подводят дизайн северных стран всего XX века - начала XXI века, считая единство его прикладных и концептуальных элементов точным выражением художественного принципа XX века.

«Новые горизонты » - это группа израильских художников, принимавших активное участие в культурной жизни страны в период 1948-1963 годов и стремившихся поощрять влияние международного искусства на изобразительное искусство Израиля. Представители группы внесли значительный вклад в разработку художественного абстракционистского стиля в живописи и лирической скульптуре.