Малые карелы музей под открытым небом. Малые корелы. Музейный комплекс «Усадьба М.Т.Куницыной»

Трудно не поддаться очарованию русского Севера. Не он ли вдохновлял художника И. Я. Билибина, создавшего зримый мир русских народных сказок? Дивные города с суровыми сторожевыми башнями, островерхие храмы, причудливые терема с крыльцами и переходами. И вот мне посчастливилось убедиться в том, что все это не сказка, не вымысел, а реальная действительность музея-заповедника. Здесь, в Малых Корелах, едва ступив на территорию заповедника, попадаешь в далекое прошлое, в мир отважных поморов, охотников, лесорубов, землепашцев.

НА ФОТО: Часовня св.Макария из д.Федоровская Плесецкого района, XVIII век. Малые Карелы Аргангельской области

Музей-заповедник Малые Карелы занимает два лесистых холма. В нем собраны все типы деревянных построек, присущие Северу. Так и хочется назвать его энциклопедией русского народного зодчества. Все экспонаты — избы, амбары, бани, мельницы, часовни, колокольни,утварь, орудия труда, одежда и многое другое — собирали по Архангельской области в самых глухих и труднодоступных местах. Конечно, многое из разысканного и привезенного находилось в довольно плачевном состоянии и вот теперь, отреставрированное, помолодевшее, снова дарит радость людям своими формами и красками.


НА ФОТО: Вознесенская церковь из села Кушерека Онежского района (1669 года). Музей-заповедник Малые Карелы Архангельской области.

Идея спасения памятников народной архитектуры — перенесение их в специально созданные музеи под открытым небом — не нова. Впервые ее высказал швейцарский ученый Чарльз де Бонстеттен почти двести лет назад. Мысль очень понравилась, но дальше разговоров тогда не пошло. Понадобилось сто лет, чтобы она стала претворяться в жизнь.

В 1872 году в Стокгольме был основан первый в Европе этнографический музей под открытым небом, в 1901 году появился музей под Копенгагеном, в 1902 году — в окрестностях Осло. Так в Скандинавских странах возник новый тип музеев.

Мировую известность приобрел парк-музей «Скансен» в Швеции. Его организаторы преследовали две цели: сохранить лучшие образцы народной архитектуры и возможно полнее показывать и популяризировать богатства народного зодчества. В «Скансене» посетители знакомятся с историей и культурой своей страны и в то же время могут отдохнуть и развлечься.

НА ФОТО: Троицкая часовня из д.Вальтово Пинежского района, 1728 год. Музей Малые Корелы Архангельской области

Музей «Малые Корелы» сравнительно молод: первый экспонат — мельница из деревни Бор — появился в 1968 году, а уже в 1973-м музей был открыт для посещений. Восемьдесят гектаров музейной территории делятся на шесть секторов — по числу культурно-этнографических зон Архангельской области: Каргопольско-Онежский, Северодвинский, Пинежский, Мезенский, Поморский и Важский. В каждой зоне населенные пункты имеют свои характерные особенности. Это отражено в экспозиции музея.

НА ФОТО: Музей-заповедник Малые Карелы, мельница

Вот, скажем, Мезенскому сектору отведен участок возле крутого обрыва к реке Корелке. Дома стоят вдоль берега, как их ставили на Мезени, где было мало пригодных для обработки угодий. Потому и прижимались строения к берегу, чтобы не занимать хорошую землю под жилье.

В каждом секторе-деревеньке умело, с любовью воссоздан архитектурный облик северных российских сел, но этого мало. Посетитель видит картину жизненного уклада прошлого. Каждая деталь тщательно продумана. Избы повсеместно на Севере ставили высоко над землей, на высоком хозяйственном подклете — так теплее, зимой снегом не занесет, да и припасы удобно под полом хранить. Хозяйственный двор объединен с жильем общей крышей, поэтому в суровую северную зиму можно и на улицу не выходить, разве что по воду. При этих общих чертах в каждом районе области жилище устраивали по-своему, привнося какую-то свою деталь в конструкцию; что-то свое в декоративное оформление избы.

НА ФОТО: Дом-двор Полуянова из деревни Гарь Каргопольского района, XIX в. Музй Малые Карелы.

В Каргопольско-Онежском секторе интересен дом из деревни Гарь. Это образец древнейшей простой четырехстенной избы, самый распространенный в Древней Руси тип жилища. В такой избе все помещения — жилые и хозяйственные — выстраиваются друг за другом по продольной оси, поэтому такой тип называют «изба-брус». Она предельно проста и цельна. Жилой этаж в три окна высоко поднят над землей на глухом подклете. С внутренней стороны бревна гладко затесаны на высоту человеческого роста. Потолок и пол сделаны из колотых пластин. Бревна раскалывали с помощью клиньев, а затем поверхность доски или плахи протесывали топором. Поперек избы под потолком проходит балка-матица, на которую опираются потолочины. Вся, обстановка, кроме стола, традиционно врублена в стены.

В доме минимум украшений: резные причелины и водометы, конек да дымник. Дощатые трубы с задвижкой, или дымники, через которые выпускался дым в курных избах, характерны для Севера. В центральной части России дым выпускали через дверь или окно, что менее удобно. Чтобы усилить тягу, в дымнике прорезали сквозные отверстия самых различных форм, таким образом дымник становился одной из самых декоративных деталей кровли.

В Северодвинском секторе можно увидеть избы более совершенные и более приспособленные для жизни. Здесь есть уже избы, разделенные рубленой стеной на две комнаты, одна из которых — холодная горница. Это избы-пятистенки. Дом-шестистенка также имеет две жилые комнаты, а между ними заулок, помещение между двумя срубами, которое использовалось как чулан или сени.

В избе Щеголева из вычегодского села Ирта к сеням ведет большое и нарядное крыльцо. Оно стало главным элементом художественной композиции уличного фасада. Крыльцо как бы приглашает войти в избу. Такие крыльца не только отмечали вход, связывая наружное пространство с внутренним, но и были местом, где происходили церемонии встреч и проводов гостей. Именно на крыльце гостю вручали хлеб-соль. Учитывая это назначение, крыльцо украшалось особенно тщательно и искусно.

НА ФОТО: Колодец с деревянным колесом, Малые Корелы.

Есть в Малых Корелах очень большие двухэтажные избы. Во втором этаже было столько же жилых помещений, сколько и внизу, но горницы были неотапливаемыми. Изба с большой русской печью располагалась в первом этаже. Такие двухэтажные дома возводили в расчете на большие семьи, где жили вместе деды, отцы, сыновья и внуки.

Особую прелесть и живописность музейным деревням придают овеянные студеными ветрами мельницы. Они свезены из различных уголков области и отличаются большим разнообразием. Здесь и мельницы-столбовки, в которых амбар с крыльями поворачивается вокруг осевого столба. Здесь и более позднего происхождения мельницы-шатровки. В этих мельницах амбар остается неподвижным, а вращается лишь завершение.

НА ФОТО: Поклонный крест. Музей-заповедник Малые Корелы

Привлекают внимание высотные сооружения музейного комплекса — церкви и колокольни. В центре Каргопольско-Онежского сектора над лесом возвышается двухэтажный храм Вознесения из села Кушерека. Этот храм, построенный в XVII веке, завершается сложным пятиглавым кубом. Кубоватое покрытие, кокошники, шеи глав и сами главы одеты в чешуйчатые одежды из осинового демеха. Рядом — шатровая колокольня. Резные свесы кровель дают красивую игру света и тени на монументальных стенах.

В Северодвинском секторе установлена сорока-метровая церковь Георгия, также XVII столетия. От этого здания веет торжественной и богатырской силой. В зелени деревьев прячутся небольшие часовни простых и непритязательных форм. Одни из них отличаются от обычного амбара лишь главкой над кровлей да небольшой галереей, над другими поднимаются очаровательные, в виде восьмигранной башенки, звоннички.

Ходишь по заповеднику и дивишься таланту народных мастеров, могуществу творческих сил народа. В музее можно зайти в любой дом — двери гостеприимно распахнуты. В избах чисто прибрано, отскобленные песком и мочалкой сосновые стены сияют медовой желтизной, на полу лоскутные половики, возле печи ухват с помелом, на полке посуда, на столе пузатый самовар. Так и кажется, что хозяева отлучились на минутку и вот-вот войдут в горницу.

Все бытовые предметы в избе сработаны с большим художественным вкусом, Потребность в красоте всегда жила в северянах. Они заботились о внешнем виде вещей не меньше, чем о хлебе насущном. Что ни возьми — прялки, ковши, вальки для стирки белья — Все эти вещи с успехом выполняли бы свое назначение и без яркой, веселящей глаз росписи или узорчатой резьбы, но ведь известно, когда красота предивная радует душу, работа лучше спорится…

Здесь можно увидеть охотничьи лыжи, крестьянские сани-розвальни с расходящимися врозь от передка боками, широкие сани-пошевни с сиденьем, одноконные легкие телеги, одноколки с волочагами (это такие двухколесные телеги, к которым сзади прикреплены два бревна. Они волочились по земле за телегой, а при подъеме в гору, при остановке упирались в почву, и одноколка не скатывалась вниз). В каждом экспонате народная смекалка, выдумка и художественный вкус, особенно ярко проявившийся в украшении самой приметной части упряжи — дуги. Они такие разные: расписные и резные, с медными бляхами, с колокольчиками.

Исстари повелось, что на Севере народные празднества и гулянья были многолюдными и красочными. Все праздничные действа разыгрывались на широкой сельской улице, на лугу, на берегу реки. В них участвовало все население, не было равнодушных наблюдателей, потому и слышались отовсюду смех и оживленный говор. Ну, а уж веселиться в праздники на Руси всегда умели: с колокольным звоном, песнями, плясками, хороводами, катанием с ледяных гор и на тройках. В Малых Корелах ожили давние традиции, музей стал пропагандистом фольклорных произведений. Здесь отчетливо проявляется характерное для старинных праздников единство места и действия.

Колокольный перезвон — составная часть праздника. Мерным басовитым ударам колокола откликаются малые, вступая в перекличку на трех колокольнях музея. Искрометные, озорные «Северные звоны» открывают фольклорный праздник. И это не случайно. С незапамятных времен звон колоколов сопутствовал людям на жизненном пути. Он созывал на вече, предупреждал о появлении врага или иной беде. К колоколам всегда проявляли очень серьезное отношение, почти как к предметам одушевленным. История помнит, как отправили в ссылку колокол, тревожный звон которого поднял народ на бунт в Угличе после загадочного убийства царевича Дмитрия. А императрица Екатерина II повелела вырвать язык у набатного колокола Московского Кремля — его голос звал к восстанию 1771 года, известному как «чумной бунт».

О колоколах складывали легенды. Рассказывают, что после покорения Новгорода великий князь Московский приказал снять и перевезти в Москву вечевой колокол, который три с половиной столетия звучал над вольным городом. Когда его, привязанного к саням, везли через горушки Валдайской возвышенности, колокол не захотел покидать родной земли. Он высоко подпрыгнул, упал и разбился на множество валдайских колокольчиков. Тысячами отголосков донесся до нас их звон.

Отливали колокола с большим искусством, вкладывая в это дело всю душу. Украшали их затейливым орнаментом, клеймами,и надписями. Определенным жизненным ситуациям соответствовал свой звон: будничный, торжественный, красный, плясовой, с малиновым перезвоном. Тут важен был и подбор колоколов, и выучка звонаря. А вот на пасхальной, неделе разрешалось звонить каждому, кто пожелает. И тогда нередко с колоколен на всю округу раздавались «Камаринская», «Во саду ли в огороде», плясовые наигрыши и другие веселые праздничные мелодии.

Двадцать три колокола московского, петербургского, ярославского, харьковского и местного литья, а также голландской работы подвесили на трех колокольнях музея. На вершине холма стоит могучая шатровая колокольня XVI века из северодвинской деревни Кулига-Дракованово. Это древнейшее сооружение музея-заповедника представляет собой стройную башню с открытым ярусом звона, завершенную шатром. Каркас колокольни состоит из семнадцати вертикально стоящих толстых столбов: шестнадцать стоит по периметру и один — в центре. Эти столбы с внешней стороны до яруса звона защищены восьмигранным срубом. Восьмерик начинается не от земли, а поставлен на своеобразное основание — четверик, который придает колокольне большую устойчивость и зрительно связывает ее с землей. Шатровое покрытие стропильной конструкции опирается на обвязочную балку столбов каркаса и на центральный столб. Открытые части столбов украшены резьбой в виде овальных дынек и жгутов.

Колокольня своим видом напоминает сторожевые башни древнерусских деревянных крепостей. Это и понятно, ведь в давние времена колокольни помимо своего основного назначения служили еще и наблюдательными вышками. Поднявшись на колокольню из деревни Кулига-Дракованово, убеждаешься, как далеко просматривается вся округа. Широко разлилась Северная Двина и щедро несет свои воды в Белое море. Протянулась она на семьсот с лишним километров, и здесь, вблизи устья, мы видим ее во всей красе и мощи.

С давних пор, еще со времен Ивана Грозного и Петра I, по этой реке в Архангельск, главный порт государства, сплавляли лес, шли суда со смолой, солью, рудой и другими богатствами Севера. В порту все это перегружалось в трюмы английских, голландских и иных заморских кораблей. Вдоль реки селились люди, они жили рекой и лесом. Здесь, среди леса, — одна, вторая, третья… деревеньки заповедника. Чтобы увидеть их, стоит приехать в Архангельск.

адрес: 163502, Архангельская область,
Приморский район, д. Малые Карелы

О быте и жизни людей в прежние века мы можем узнать из старинных легенд и преданий, а также по артефактам, сохранившимся в музеях. А как вам идея отправиться на выходные в настоящую северную деревню XVI-XIX веков? Такое место есть, и находится оно совсем недалеко от крупного современного города Архангельска. Архитектурно-музейный комплекс «Малые Корелы» располагается на огромной территории и является одним из крупнейших в стране.

Начало масштабной реконструкции

Еще в 1963 году архитекторов волновал вопрос сохранения древних памятников русского зодчества. Уникальные и необычные постройки сохранились во многих местах, где издревле жили люди. Однако проблема состояла в том, что обычно это одиночная церковь или жилой дом в удаленной деревне. В таком случае объект не охраняется должным образом, своевременно не реставрируется, в результате чего просто ветшает и разрушается.

Главный архитектор Архангельской специализированной научно-производственной мастерской занялся созданием уникального музейного комплекса. Было выбрано живописное место, и обследованы практически все окрестности города Архангельска в поисках памятников русского зодчества.

В 1974 году музей «Малые Корелы» был открыт, и его первые посетители могли увидеть сразу 11 старинных построек различного назначения. Свое название комплекс получил в честь деревни, располагающейся неподалеку.

История развития музея

Сегодня музейный комплекс является членом Ассоциации европейских А в 1996 году «Малые Корелы» были включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Примечателен в истории музея и 2012 год, тогда он получил престижную премию «Достояние Севера».

На сегодняшний день в состав экспозиции входит около 120 строений различного типа и назначения. Есть среди них и жилые дома, и хозяйственные постройки, и величественные храмы. Объединяет экспонаты то, что все они построены из дерева и без единого гвоздя. Все памятники архитектуры были созданы в XVI-XX веках, полностью разобраны для транспортировки, после чего отреставрированы и собраны на территории музея.

Памятники архитектуры

На сегодняшний день общая территория музея составляет около 139,8 га. Уникальность его заключается не только в масштабности, но и в организации. Все памятники архитектуры вписаны в окружающий ландшафт и выглядят максимально естественно. Для удобства туристов «Малые Корелы» делятся на несколько секторов (мини-деревень): Мезенский, Пинежский, Двинской, Каргопольско-Онежский. Во время посещения музея можно полюбоваться не только архитектурными формами, но и узнать больше о жизни наших предков. В некоторых постройках восстановлено внутренне убранство, в храмах проходят службы, и даже с колоколен время от времени слышится звон.

Помимо крестьянских усадьб, амбаров, церквей и часовен, гордость комплекса - ветряные мельницы, всего их насчитывается 7 штук, а одна имеет восстановленный рабочий механизм. Также в музее можно увидеть колодцы, старинные транспортные средства, скамейки и ограждения - такие, какими пользовались наши предки. Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» регулярно проводит разнообразные фестивали и народные гуляния по большим праздникам, с неизменным истинно русским колоритом и погружением в ушедшую эпоху.

Режим работы и стоимость посещения

Посетить музей можно в любое время года. Открыт он для туристов ежедневно с 10:00, закрывается в летний период - в 19:00, а в зимний - 17:00. Можно осмотреть памятники архитектуры самостоятельно или в сопровождении экскурсовода в составе организованной группы. Для гостей предлагается несколько программ экскурсионного обслуживания, отличающихся тематикой, продолжительностью и стоимостью. Цена взрослого билета составляет 100-150 рублей, предусмотрены скидки для студентов, пенсионеров и детей.

Как попасть в музей «Малые Корелы»?

Архитектурно-исторический комплекс находится в 25 километрах от Архангельска. Добраться до него можно на личном или общественном транспорте. Ориентироваться следует на деревню Малые Корелы - именно возле нее находится заповедник с одноименным названием. До нужного населенного пункта следуют автобусы № 104, № 108, № 111. Многие туристические агентства города предлагают экскурсии с трансфером до музея и обратно в город. Если же вы едете на личном автомобиле - удобней всего воспользоваться навигатором или ориентироваться на указатели. Если место вашего отдыха или рабочей командировки - Архангельск, «Малые Корелы» - место, обязательное для посещения. Только здесь вы сможете насладиться всем великолепием северной архитектуры в ее первозданном виде. Посещение этого музея будет интересно каждому, но если вы сомневаетесь - приезжайте сюда на праздник или один из фестивалей.

«Корелы» или «Карелы»?

Дискуссии о правильном написании слова долго не утихали. Масла в огонь подливал и тот факт, что музей расположен неподалёку от деревни Малые Карелы, а чуть выше раскинулось село Большие Карелы. Происхождением топонимы обязаны беломорскому племени корелов, которые жили на территории современного Архангельска в XII-XIV веках. В пользу гласной «о» говорит и Николо-Корельский монастырь (расположен в 60 километрах от него), и река Корелы, прежде называемая местными жителями Корелкой. Летописи являются документальным подтверждением, поскольку в них отражено написание племени корел с буквой «о».

Аканье трансформировало безударную гласную в «а», тем самым отразившись в названиях деревень. Ассоциации с Карелией и расположенный неподалёку туристический комплекс «Малые Карелы» создавали дополнительную путаницу и порождали новые споры.

В итоге закон закрепил за деревнями названия «Малые Карелы» и «Большие Карелы», а государственный музей по-прежнему остался с гласной «о».

История Малых Корел

Говоря о начале строительства музея, нельзя не упомянуть 1963 год. Именно тогда Лапин Валентин – главный архитектор Архангельской специальной научно-реставрационной производственной мастерской – проявил инициативу создать уникальное собрание памятников деревянного зодчества, количество которых с каждым годом уменьшалось по разным причинам: пожарам, частым грозам, быстрому гниению стен. Старинные здания были собраны и бережно перевезены из многих деревень и сёл Архангельской области на место, где планировалось создание музея. Если до 1973 года туристам приходилось бы много путешествовать для того, чтобы составить мнение о мастерстве древних народов, с появлением Малых Корел их маршрут ограничивался одной прогулкой по живописной местности. Отличительные черты архангельского плотницкого искусства, исторический дух и этнографическая ценность – именно так можно описать культовые постройки музейного комплекса.

Экспозиция музея

Музей Малые Корелы формируют четыре сектора: Пинежский, Двинский, Каргопольско-Онежский и Мезенский. На их территории сосредоточено 120 образцов деревянной архитектуры. Среди них – церкви и сооружения общественного и гражданского назначения. Их расположение повторяет традиционную планировку деревень того времени. Руководство музея в дальнейшем планирует открыть ещё два сектора – Важский и Поморский.

Самыми древними постройками на территории музея являются Вознесенская и Георгиевская церкви, а также колокольня из деревни под названием Кулига-Дракованово.

Вознесенская церковь

Этот кубоватый храм построили в 1669 году. Форма здания служила творческим ответом архитектора на запрет шатёрной конструкции патриархом Никоном. Вознесенская церковь имеет при себе алтарь и паперть, к которой ведёт крыльцо.

Изначально храм, возведённый «тщанием крестьян», располагался в селе Кушерека Онежского района. За год до открытия музея Малые Корелы его перевезли, и с тех самых пор церковь Вознесения Господня является главной достопримечательностью площади Каргопольско-Онежского сектора.

Георгиевская церковь

В 1672 году в селе Вершина старинным способом был возведён храм. Он представлял собой увенчанный шатром восьмигранник. В XVII веке такие постройки считались вершиной зодчества. Вопреки упомянутому запрету патриарха Никона, пользуясь отдалённостью села от церковных властей, церковь возвели не «о пяти верхах». Материальной основой послужили собранные крестьянами средства.

Сейчас Георгиевскую церковь можно увидеть в Двинском секторе Малых Корел.

Колокольня из деревни Кулига-Дракованово

Конец XVI века ознаменовался появлением уникального сооружения – шатровой колокольни из дерева. Сдержанные формы и грубоватый бревёнчатый сруб навевают ассоциации с неприступной сторожевой башней, которые были характерны для крепостей того времени.

Примечательна колокольня и тем, что среди аналогичных построек России является самой древней. Вы непременно прочувствуете её неповторимость, прогулявшись по Двинскому сектору музея.

Чем ещё заняться в Малых Корелах

Ни один год в «стенах» этого удивительного музея не обходится без традиционных русских гуляний. С особым трепетом в Малых Корелах справляются и религиозные праздники: Пасха, Вознесение Господне, Рождество и другие. Неизгладимое впечатление на туристов производят такие необычные торжества, как Праздник хлеба, Праздник лошади и Праздник сенокоса. Развлекательная программа поразит своим разнообразием: езда на лошадях, состязание в приготовлении самого большого бутерброда, конкурс на самый красивый каравай, выступления фольклорных коллективов, воссоздание старинного обряда сенокоса… Мысли о том, что музей Малые Корелы ограничивается одной лишь экспозицией, – самое большое заблуждение туристов, направляющихся сюда!

Помимо возможности принять участие в многочисленных празднествах, посетители заказывают обзорную или тематическую экскурсию. Можно познакомиться поближе лишь с одним из секторов Малых Корел или же выбрать более продолжительный вариант, охватывающий всю территорию музея. Тематические экскурсии не столько представляют познавательную ценность, сколько позволяют путешественникам полностью погрузиться в уникальную атмосферу земли русской. Если монолог гида наскучил вам, присоединитесь к игровой программе или примите участие в этнографическом занятии. Для бронирования доступно катание на санях в упряжке лошадей под весёлые переливы бубенчиков, ароматный чай и блины в деревянных избах и многое другое.

Что купить на память о музее Малые Корелы

Самый лучший подарок – это книга. Именно она поможет освежить воспоминания о визите в музей под открытым небом. Выберите близкую по душе тематику: животный и растительный мир, узорное вязание, предметы древнерусского быта, элементы национальных костюмов, лоскутное шитьё, главные достопримечательности Малых Корел. Главное преимущество заключается в том, что вам не придётся стоять в очереди: официальный сайт музея позволяет оформить заказ в режиме онлайн. Цены варьируются от 30 до 1000 рублей.

Туристы, предпочитающие оригинальные изделия народных мастеров, могут заглянуть в сувенирную лавку. Там непременно найдётся что-то необычное, ради чего не жалко расстаться с парой-тройкой сотен рублей.

Информация для туристов

Посетить музей Малые Корелы можно с 10:00 до 18:00 (с октября по май включительно) и с 10:00 до 20:00 (с июня по сентябрь). В сравнении со многими музеями России стоимость билета невысока. Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь он обойдётся в 200 рублей с понедельника по пятницу и в 250 рублей с субботы по воскресенье. Посетители пенсионного возраста, дети старше 16 лет и студенты очной формы обучения могут купить билет дешевле: за 100 и 150 рублей соответственно. За единый билет придётся выложить 500 рублей независимо от дня недели.

Стоимость посещения выставок и экскурсий уточняется отдельно на официальном сайте. Помимо этого, вы можете заказать свадебный обряд, традиционное приветствие хлебом-солью, а также профессиональную фото- и видеосъёмку.

Программа Малых Корел кажется настолько привлекательной, что вы готовы в прямом смысле поселиться здесь на несколько дней? К счастью, в 200 метрах от музея находится туристический комплекс «Малые Карелы». Туристам доступна возможность заселиться в коттедж или гостиничный номер. После соприкосновения с историей русского зодчества как нельзя лучше подойдут современные развлечения: пейнтбол, бильярд, боулинг, ресторан и традиционная русская баня.

Как добраться

Музей Малые Корелы можно найти по адресу: деревня Малые Карелы, улица Правды, 15. В этом направлении ходят автобусы № 104 и № 108. Точка отправления – железнодорожный вокзал и автовокзал соответственно. Транспорт курсирует каждые 20-30 минут, поэтому у вас будет достаточно времени для того, чтобы подготовить себя к увлекательному путешествию по страницам русского зодчества!

Архангельский музей деревянного зодчества «Малые Корелы» - самый большой в Европе музей под открытым небом

С некоторых пор архангельский музей деревянного зодчества «Малые Корелы» стал центром паломничества исследователей аномальных явлений. Экстрасенсы заинтересовались этой уникальной исторической экспозицией сразу после того, как народный телеграф донес до них весть о том, что в одной из изб зажиточного крестьянина, расположенной здесь, были обнаружены следы барабашек и домовых.

На контакт с ними, если верить сотрудникам музея, вошла восьмидесятилетняя смотрительница этой избы, бабушка Прасковья. По ее словам, лучше, чем во вверенном ей хозяйстве, она не чувствовала себя никогда в жизни: «Когда я дежурю в избе, меня не покидает чувство, что ее бывшие хозяева, жившие здесь много веков назад, всячески заботятся о том, чтобы я проводила свое время как в родном доме. Словно шесть десятков лет сбрасываю. Честное слово, в своей хрущевке я ощущаю себя глубокой старухой». У этой деревянной избы, равно как и у других построек, прописанных в Малых Корелах, есть живая душа, уверена смотрительница Прасковья.

В этом году в честь архангельского музея «Малые Корелы» Банк России выпустил коллекционную серебряную монету номиналом 25 рублей. А два года назад Национально-культурная автономия поморов обратилась к журналистам с призывом соблюдать правильное написание названий исторических населенных пунктов и объектов на территории Архангельской области. Особенно часто, по наблюдениям руководителя НКА поморов Павла Есипова, искажения допускаются в материалах, посвященных Малым Корелам.

Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России «Малые Корелы» получил свое наименование по названию одноименного близлежащего старинного поморского села. «Корелами» здесь исстари называли одно из финно-угорских племен, проживавших на территории Поморья и впоследствии слившихся в поморцами. Слово «корела» пишется через «о», так же как и связанные с ним местные названия: Николо-Корельский монастырь, деревня Корела и, соответственно, музей под открытым небом «Малые Корелы». Все эти слова появились на сотни лет раньше названия советской республики Карелия, поэтому добровольные хранители исторической чистоты русского языка призывают очень бережно к ним относиться.

Так что не путайте названия и следите за правописанием. Иначе, собираясь в Архангельскую область, можете оказаться в республике Карелия.

«Малые Корелы» – самый большой в Европе музей под открытым небом, он занимает площадь 140 гектаров. Расположен в 28 километрах к югу от Архангельска, на правом берегу Северной Двины в месте впадения реки Корелка. Кстати, он еще и самый северный из всех «открытых» музеев в России.

Русский Север – край таежный. Издревле люди рубили здесь из сосны и лиственницы избы-великаны, бани, амбары, мельницы, возводили шатровые храмы. По русской традиции в старинных деревянных постройках нет ни единого гвоздя. «Безгвоздевые» сооружения архангельских «левшей», вопреки расхожему мнению, вовсе не были архитектурным «ноу-хау» зодчих. Скорее всего, как считает экскурсовод музея Татьяна, от этого строительного материала древние поморы отказывались исключительно из соображений экономии. Килограмм железа в те времена в России стоил во много раз дороже дерева – примерно столько же, сколько бревен потребовалось бы на строительство просторной крестьянской избы.

В экспозиции находится более 100 гражданских, общественных и религиозных построек, самые ранние из которых датируются XVI и XVII веками. Для отправки в музей экспонаты раскатывались по бревнам, а затем заново собирались уже на территории «Малых Корел».

Музей был основан в 1964 году. В 1968 году сюда перевезли первый памятник архитектуры – мельницу из села Бор Холмогорского района. Сейчас на территории собраны все разновидности русских ветряных мельниц – шатровок (голландок) и столбовок, есть и водяная мельница. Самая большая ветряная мельница доставлена из владений бывшего Кожеозерского монастыря, она встречает посетителей при входе в музей.

Кстати, первый посетитель появился здесь в июне 1973 года. А сегодня за год в музее бывает более 100 тысяч российских и зарубежных любителей старины.

Главная задача музея – сохранить для потомков неповторимые творения народной архитектуры, показать жизнь и быт русской северной деревни прошлого. Особенность «Малых Корел» в том, что они были первым в России музеем под открытым небом, где основным принципом построения экспозиции стал ландшафтно-средовой метод. То есть, при его создании учитывались архитектурные, исторические, культурные характеристики деревень, из которых вывозились памятники деревянного зодчества.

Экспозиция построена по принципу секторов, каждый из которых представляет собой модель наиболее характерных для Русского Севера поселений с традиционной планировкой и полным набором жилых и хозяйственных построек. Каждый сектор – это фрагмент деревни, где важны не только отдельные сооружения, но и их взаимное соотношение друг с другом.

Всего здесь шесть секторов. В Каргопольско-Онежском, с которого начинается экспозиция, воспроизведена планировка поселения, когда усадьбы расположены вокруг площади, где стоит Вознесенская церковь 1669 года и колокольня из села Кушерека.

Мезенский сектор представляет архитектуру северо-востока области. Селения располагались здесь по обрывистым берегам реки. Для их укрепления рубили подпорные стенки, на них делали деревянный настил. На эти «набережные» ставили амбары, ледники, а ближе к воде – бани.

Между Мезенским и Пинежским секторами – деревушка из небольших изб, амбарчиков и колодца-журавля. Это – сезонное поселение Хорнемское с верховьев реки Пинеги. Жили в нем летом, в период сенокоса или во время рубки леса. В Пинежском секторе отражена архитектура и быт бассейна Пинеги – самого крупного притока Двины. Избы здесь поставлены лицом к солнцу, в «порядок».

Самый большой и самый разнообразный в архитектурном отношении – Двинский сектор. Тут представлены памятники с огромной территории Подвинья. На центральной площади – Георгиевская церковь 1672 года из села Вершина. В церкви восстановлен иконостас, выполненный в стиле барокко.

Два последних сектора – Поморский и Важский – находятся на стадии формирования экспозиции.

В последние годы в музее большое внимание уделяется созданию дополнительных услуг для посетителей. Молодожены могут заказать здесь уникальный свадебный обряд в поморских традициях, покататься на лошадях, поиграть в старинные народные игры и забавы, пострелять из лука, послушать колокольные звоны.

В России колокольные звоны всегда были частью народной жизни. Колокола звали в храм на молитву, указывали дорогу к жилью заблудившемуся путнику, спасали корабли в непогоду. Колокольным звоном встречали знатных гостей, отмечали большие события. Поэтому в музее любой праздник начинается колокольным звоном. А для ценителей есть уникальная экспозиция «Звоны северные». В 1975 году «Малые Корелы» первыми в стране возродили это древнее искусство.

В традиционные русские праздники, как, например, на Масленицу или Рождество, на территории музея устраиваются народные гулянья. Здесь возрожден годовой праздничный цикл календарных народных праздников и обрядов, проводятся фольклорные праздники.

Любят бывать здесь и архангелогородцы, особенно молодежь. Только здесь можно увидеть так много невест и женихов. Уже стало традицией – после возложения цветов к вечному огню в центре Архангельска молодожены едут в «Малые Корелы».