Духовная музыка в творчестве русских композиторов. «Духовная музыка в творчестве русских композиторов XIX начала XX веков Муниципальное общеобразовательное учреждение

  • «Народная музыка в произведениях Русских композиторов» Цель , 48.37kb.
  • Народный мужской вокальный ансамбль «Пой, friend» , 15.45kb.
  • Положение седьмой областной олимпиады по музыкальной литературе Учредители и организаторы , 57.02kb.
  • Исследование влияния общения с живой природой и влияние музыки на эмоциональное состояние , 13.65kb.
  • , 47.84kb.
  • 1 октября 105 лет со дня рождения В. Горовица (1904-1989), американского пианиста, , 548.89kb.
  • Список опубликованных научных и учебно-методических работ , 201.59kb.
  • Конкурс юных композиторов " музыка моя душа" , 83.88kb.
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 5

    «Как будто внутренность собора –

    Простор земли, и чрез окно

    Мне слышать иногда дано».

    Б.Л.Пастернак

    ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «ВЕЧНОЕ СЛОВО»

    Реферат по музыке

    «Духовная музыка в творчестве русских композиторов Д.С. Бортнянского, П.И. Чайковского,

    С.В. Рахманинова»

    Руководитель: Выполнила: Учитель музыки Ученица 7 «Г» класса»

    Гурина Вероника Анатольевна Милованова Наталья

    г. Светлый

    1. Введение. - 3

    2. Духовно-церковная музыка в творчестве Д.С. Бортнянского. – 4

    3. Духовно-церковная музыка в творчестве П.И. Чайковского. – 5

    4. Духовно-церковная музыка в творчестве С.В. Рахманинова. – 7

    5. Заключение. – 8

    Введение

    За тысячелетие христианства на Руси Православной Церковью был накоплен огромный опыт пения, так как человеческий голос по силе воздействия не может быть превзойден ни одним музыкальным инструментом. Через века до нас дошли удивительной красоты распевы, в них поражают разнообразие, изысканность и полнота мелодики.

    Церковно-певческое искусство на протяжении многих веков было весьма близко русскому человеку. Православные молитвы пелись не только в храмах и монастырях, но и в домашнем обиходе. Церковное пение сопровождало всю жизнь православного человека на Руси. Каждый великий церковный праздник имел свою музыкальную окраску. Многие песнопения исполнялись только однажды в году, в определённый день. Совершенно особенные песнопения звучали в Великий пост – они создавали покаянный настрой, а на Пасху каждый храм наполнялся торжественными и ликующими воскресными песнопениями.

    В своей работе ставлю перед собой цель – показать богатство русского духовного музыкального наследия – на примере творчества композиторов Д.С. Бортнянского, П.И.Чайковского, С.В. Рахманинова.

    Раскрыть эту цель мне помогут следующие задачи:

    Знакомство с духовно-церковной культурой русского народа;

    Знакомство с нововведениями в церковно-хоровой музыке композиторов;

    Знакомство с жанрами церковно-духовной музыки;

    Отразить настроение, глубину переживаний, тончайшие оттенки эмоционального состояния композиторов.

    Бортнянского Дмитрия Степановича

    Развитие русской духовной музыки шло сложными и неоднозначными путями, она вбирала в себя многое из мировой музыкальной культуры - польской, итальянской и др. Однако, в XVIII веке произошел поворот к самым древним русским распевам. Это сыграло огромную роль в творчестве многих русских композиторов, в частности, таких общемировых гениев как Д.С.Бортнянский, П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов. В русской музыкальной культуре выработались - новый стиль и новые музыкально-хоровые формы. Одним из жанров, достаточно новым по форме, но органично вошедшим в православную культурную традицию, стал духовный концерт. Именно с жанром духовного концерта связаны имена выше сказанных композиторов.

    Излюбленной книгой молитв на Руси, как известно, всегда была Псалтырь. Молитвенная поэзия царя Давида могла дать выражение любым чувствам – радости и печали, скорби и ликованию. Уже в XVII веке поэт Симеон Полоцкий сделал стихотворное переложение Псалтири, которое было вскоре положено на музыку и употреблялось вне храма, в домашнем обиходе. В XVIII веке духовные концерты писались композиторами по преимуществу на слова псалмов. Автор обычно брал не весь псалом, а лишь некоторые фразы-стихи из псалма, исходя из своего замысла.

    Композитором, принесшим этому жанру всеобщее признание, стал Дмитрий Степанович Бортнянский, автор более чем ста духовных концертов. Д.С. Бортнянский весьма успешно работал и в светских жанрах, но вершиной творчества композитора признаны именно его духовные концерты.

    Духовный хоровой концерт давал большой простор для личного творчества. Куда более сложной творческой задачей было создание музыки для песнопений, входящих в строгий богослужебный канон. Зная хорошо человеческие голоса, Бортнянский писал всегда удобоисполнимо и достигал прекрасной звучности. Но богатая звуковая сторона его песнопений не служит для него целью и не затеняет их молитвенного настроения. Вот почему многие сочинения Бортнянского охотно поются и теперь, умиляя молящихся.

    Он первый сделал опыт гармонизации древних церковных мелодий, изложенных одноголосно в церковно-певческих книгах, изданных Святейшим Синодом впервые в 1772 г. Этих гармонизаций у Бортнянского немного: ирмосы «Помощник и покровитель», «Дева днесь», «Приидите, ублажим Иосифа» и некоторые другие. В этих переложениях Бортнянский только приблизительно сохранил характер церковных мелодий, придав им однообразный размер, уложив их в рамки европейских тональностей мажора и минора, для чего потребовалось иной раз изменить и самые мелодии, ввёл в гармонизацию аккорды, не свойственные так называемым церковным ладам мелодий.

    Духовная музыка в творчестве композитора

    Чайковского Петра Ильича

    Великие русские композиторы XIX – начала XX веков посещали церковные службы, и церковное пение нередко вызывало у них творческий отклик и вдохновение. Свои силы в церковном песнотворчестве пробовали М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, М.М. Ипполитов-Иванов и многие другие выдающиеся русские композиторы. Отдельные песнопения из главной православной службы – Литургии – писали Д.С.Бортнянский, М.И. Глинка, А.А. Алябьев и др. Но именно П.И. Чайковский предпринял труд создать цельную, законченную музыкальную композицию, охватывающую все песнопения, составляющие Литургию.

    Чайковским двигало желание привести современное ему авторское церковно-певческое творчество в соответствие с древними традициями русской церковно-певческой культуры. В одном из писем он писал: «Хочу попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки (в этом отношении у композитора огромное и ещё едва тронутое поле деятельности). Я признаю некоторые достоинства за Бортнянским, Березовским и прочими, но до какой степени их музыка мало гармонирует с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы!»

    Это желание вылилось в два монументальных произведения – «Литургию» и «Всенощное бдение». Чайковский хотел создать именно церковные по своей сути сочинения, которые бы и самим строем, и традиционным звучанием были связаны с православным богослужением.

    П.И. Чайковский обращался и непосредственно к древнерусской музыке. В написанной им «Всенощной» многие песнопения являются гармонизацией мелодий разных распевов. В одной из своих «Херувимских песен», которой композитор дорожил более всего, он, по его словам, «пытался подражать не нотному церковному пению», то есть пению древнему, писанному «знаменем». «Литургия» и «Всенощная» Чайковского подобны тезису и антитезису, а цикл «Девять духовных музыкальных сочинений» стал синтезом и вершиной церковной музыки Петра Ильича.

    Перу композитора принадлежат « Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», цикл «Девять духовных музыкальных сочинений», Гимн в честь Кирилла и Мефодия. Промежутки всего лишь в несколько лет отдаляют церковные сочинения Чайковского друг от друга, однако смысловые расстояния между ними значительно шире. В особенности это касается «Литургии» и «Всенощного бдения». Различие между ними довольно точно определил сам композитор: «В Литургии я совершенно подчинился своему собственному артистическому побуждению. Всенощная же будет попыткой возвратить нашей церкви её собственность насильно от неё отторгнутую. Я являюсь в ней вовсе не самостоятельным художником, а лишь перелагателем древних напевов». Чайковский стал интересоваться историей церковного пения, взялся за изучение обихода, устава, слушал и сравнивал пение в Лавре и других монастырях и храмах Киева.

    Сложным, неоднозначным и, несмотря ни на какие «но», прекрасным явлением предстаёт духовная музыка Чайковского в контексте русской культуры.

    Духовная музыка в творчестве композитора

    Рахманинова Сергея Васильевича

    Церковной музыке большое внимание уделял и С.В. Рахманинов.

    В качестве образца Рахманинов изучал и «Литургию» Чайковского. Однако в отличие от Кастальского в «Литургии» Рахманинов не стал брать за основу непосредственно древние распевы. В русле более строгой церковно-певческой традиции Рахманинов выступил в своём «Всенощном бдении», написанном им спустя пять лет после «Литургии».

    Рахманинов один из немногих поставил своей художественной задачей воссоздать на новом уровне духовную музыкальную культуру древней Руси, и вновь облечь богослужение в ткань знаменных песнопений. Ведь знаменное пение – это не только гомофонная форма музыки, записанная знаками, но и прежде всего, духовная музыкальная и культура древней Руси, воспринятая в наследие от осмогласия Иоанна Дамаскина-Октоиха.

    Ещё при жизни Рахманинова был известен ряд случаев, когда его музыка приносила исцеление. В ней есть духовная насыщенность, необычайная величественность, красочность, нежность и мечтательность. Она рассказывает миру о Боге и о любящей Его прекрасной Святой Руси, поющей Ему славу своим неповторимым колокольным гласом…О России, чьи бескрайние просторы украшены величественными храмами, наполненными чудотворными иконами, возвышенными молитвами и духовными песнопениями…Такой России уже почти никто не помнит и не знает, но такой Её знал маленький Серёжа Рахманинов…

    Летом 1990 года вернувшись в Россию из Америки, он пишет Литургию Иоанна Златоустого. Работая над Литургией, композитор не раз обращается к авторитетному мастеру церковной музыки Александру Кастальскому. Так, первая попытка Рахманинова вновь облечь церковную молитву в ткань древнерусских знаменитых распевов сочувствия не встретила. Но она послужила подготовительной ступенью для создания через пять лет ещё более величественного «Всенощного бдения», послужившего символическим завершением русского периода творчества великого художника, и ставшего его завещанием погружавшейся во тьму России. И, возможно, в утверждение своей мысли о необходимости возвращения богослужебного устава к русской знаменной музыке, и о её глубинной связи с наследием Осьмогласия, Рахманинов вновь встаёт за дирижёрский пульт Большого Театра, чтобы незабываемо исполнить кантату своего учителя С.И. Танеева «Иоанн Дамаскин».

    Заключение.

    Одним из важных средств коммуникации в жизни человечества всегда была и остается музыка. И, прежде всего, уже на самых ранних этапах человеческого развития звуки играли сакральную, богослужебную роль, с самого начала музыка служила высшему началу. С помощью пения, мелодии, гармонических созвучий людям дан дар выражать и понимать самые затаенные чаяния, сокровенные порывы, благоговение и любовь, то, что невозможно выразить никакими словами. Дух русского народа, основу его культурного бытия создало Православное мироощущение.

    Всё богатство духовной музыки, к сожалению, для многих, даже для специалистов, остается «закрытым». В повседневной современной практике в православных храмах звучит в основном только поздняя духовная музыка, да и то часто не лучших образцов, ограниченная рамками церковного обихода. Поэтому многие люди, услышав в храме пение воспринимают его как что-то глубоко чуждое русской православной традиции, а мысль, что пение, которое они привыкли слышать в церкви сейчас, сформировалось под влиянием западноевропейской католической музыки, кажется многим просто кощунственной.

    Возрождение приходов и монастырей, снятие негласных запретов на участие светских певцов в церковном пении, издание грампластинок и кассет с церковными песнопениями, опыты по восстановлению древнерусских напевов – всё это привело к тому, что из всех видов церковного искусства именно церковное пение получило в конце XX века наибольшее развитие.


    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОЗЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМ. ДМИТРИЯ ТАРАСОВА

    Реферат на тему
    Духовная музыка в творчестве русских композиторов.

    П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Д. С. Бортнянский

    Выполнила:

    Буценко Евгения Сергеевна,

    ученица 11 класса


    Руководитель:

    Лушникова Ольга Владимировна,

    учитель истории и обществознания

    Озерск


    2011

    ВВЕДЕНИЕ
    Музыка – это величайшее утешение:

    оно освежает сердце и дарует ему мир.

    Мартин Лютер
    Духовная музыка – музыка религии, музыка веры. Ее развитие в XVIII – первой половине XX веков связано с именами великих русских композиторов, получивших известность во всем мире. Дмитрий Степанович Бортнянский, Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов творили православную музыку.

    Но какое именно место в творчестве этих композиторов занимала религиозная музыка? Была ли она преимущественной в их творчестве? Сумела ли духовная музыка, созданная великой музыкальной мыслью этих композиторов, получить признание людей сведущих? Какой вклад она внесла в умы и сердца людей? Ответы на эти вопросы кроются в самой музыке, слагаются нотами. И сама жизнь, ход которой открывается с течением времени, способна ответить на них.

    Изучая биографии Д. С. Бортнянского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, можно увидеть не только прошлое, но, возможно, и настоящее, получить ответы и понять, стала ли их музыка духовной ценностью.

    ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ БОРТНЯНСКИЙ


    Бортнянский писал духовную, светскую (оперную, инструментальную) музыку. Но светские произведения композитора практически не сохранились, большая часть была утеряна, забыта. Иная судьба у произведений духовной музыки Бортнянского. Многочисленные духовные хоровые концерты, «хвалебные» песни, литургии многократно переиздавались и после смерти Бортнянского. При жизни композитора их исполняли неустанно. Будучи первым главой Придворной певческой капеллы с 1796 года, Бортнянский поставил ее на службу церковному пению, чем оказал огромное влияние на развитие церковной музыки XIX века. Композитор был приверженцем сохранения чистоты духовной музыки, ограждал ее от вычурности и неуместных музыкальных украшений, о чем свидетельствуют многочисленные указы, изданные по инициативе Бортнянского. Но в своем церковном творчестве «директор вокальной музыки» (такое звание композитор получил как глава капеллы) не смог избежать заимствований из произведений светской музыки. Некоторые из церковных произведений Бортнянского отличаются излишней «концертностью». Это можно объяснить сильным влиянием столичного образа жизни и общественного вкуса, который был ориентирован на чрезмерную пышность и роскошь во всем, в том числе и в музыке. Пользуясь достижениями в области оперы и инструментальной музыки, Бортнянский на волне этого духа светскости создал новый стиль хорового пения, который был высоко оценен современниками композитора, но раскритикован уже следующим поколением, осуждающим подобное своеволие в церковной музыке (в числе критиков Глинка Михаил Иванович, который называл Бортнянского «Сахаром Медовичем Патокиным»).

    Не смотря на критику и столетия, прошедшие со времен жизни Дмитрия Степановича Бортнянского, плоды его духовного творчества высоко оценены. Херувимская песнь № 7 , великопостное трио Да исправится


    молитва моя , ирмосы канона св. Андрея Критского Помощник и покровитель , рождественские и пасхальные концерты звучат и ныне в русских храмах.

    Имя композитора связано с первым опытом обработки древних церковных песнопений. В будущем эта идея возвращения к национальным основам в музыке получила широкое развитие.


    Вскую прискорбна еси, душе моя?

    Вскую смущаеши мя?

    ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ


    Петр Ильич Чайковский один из величайших композиторов. Его музыкальное наследие занимает важное место в духовной жизни. Оперы, симфонии, балеты, концерты Чайковского известны и почитаемы во всем мире. Не обходит стороной творчество Чайковского и духовную музыку. Но об этом аспекте музыкального пути композитора известно не так масштабно и полно, как о светском творчестве. Это объясняется во многом тем, что религиозные произведения композитора не были приняты современниками. К ним относились крайне предвзято на протяжении многих лет. Творчеству Чайковского в религиозном направлении приписывали излишнюю дерзость трактовки. Созданная Чайковским в 1878 году Литургия Святого Иоанна Златоуста , стала первой литургией, исполненной в светском концерте, чем навлекла на себя массу негодования. Композитора обвиняли в недостаточной духовной глубине произведений, в преобладании светского над духовным. Непонимание было столь велико, что литургия оказалась запрещенной. Потребовались годы судебных тяжб, чтобы произведение Чайковского вновь зазвучало.

    Не смотря на осуждения в преобладании светского в своем духовном творчестве, Чайковский стремился приблизиться именно к истокам традиции религиозной музыки, стремился преодолеть «европеизм» и излишнюю вычурность.

    Одна из значительных вех в творчестве Чайковского как духовного композитора связана с его работой над «Полным собранием духовно-музыкальных сочинений Д. С. Бортнянского». В течение своей работы (1881 год) Чайковский создал труд, который сохранил сочинения Бортнянского для будущих поколений. Отношение самого Чайковского к сочинениям, включенным в собрание, было неоднозначным. Некоторые концерты Бортнянского Чайковский оценил весьма высоко, но в большинстве своем
    эти произведения не нашли отклика в душе Чайковского. Он считал их слишком сладостными для церковного пения.

    Следующее сочинение для церкви («Всенощное бдение») было создано Чайковским в 1881 году. Вслед за Всенощным бдением последовали Девять духовно-музыкальных сочинений и хор Ангел вопияше . Эти церковные произведения композитора исполняются и сейчас.


    В душу мою все больше и больше приникает свет веры

    ,... я чувствую, что всё более и более склоняюсь к этому единственному оплоту нашему против всяких бедствий.

    Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога,

    чего прежде я не умел

    П.И. Чайковский

    СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ


    Музыка должна идти от сердца

    С.В. Рахманинов
    Рахманинов крупнейший композитор и пианист конца XIX - начала XX веков. Его отличало необыкновенно острое восприятие действительности. Он был из числа композиторов-певцов природы.

    Творческое наследие Рахманинова включает в себя произведения различных музыкальных жанров, в том числе и произведения духовно-музыкальные. Композитор был продолжателем Чайковского в духовной музыке, в том смысле, что он продолжил начатую Чайковским традицию исполнения церковной песни в открытом светском концерте. И многие произведения Рахманинова разделили ту же судьбу, что и религиозные творения Чайковского.

    Духовная музыка в творчестве Рахманинова занимала существенное место. Будучи композитором «серебряного века» и символистом он во многие свои православные произведения вкладывал символический смысл. Самые значимые произведения духовной музыки Рахманинова исполняются и в нынешние дни. Среди них Всенощное бдение и Литургия Иоанна Златоуста (1910 год). Написание «Всенощного бдения» было завершено Рахманиновым в 1915 году. Оно имело огромный успех на сцене, но не вошло в литургическую практику. Церковь и ее высокие требования к духовной музыке и концертам, исполняющим эту музыку, не позволили реализовать «Всенощное бдение» в полной мере даже на светской сцене. Этому способствовал и циркуляр Святейшего Синода «О порядке устройства духовных концертов». С 1926 года «Всенощное бдение» не исполнялось, но в 80-х годах оно получило перерождение, снова зазвучав в концертах.

    Рахманинов склонялся к духовной музыке в творчестве, так как усматривал в ней историю и лучшие традиции русской культуры. Зарубежный период


    творчества композитора также ознаменовался некоторыми духовно-музыкальными произведениями («Три русские песни для хора с оркестром»).

    В духовной музыке композитор нашел те истоки русской культуры, к которым стремился.

    Я - русский композитор,

    и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды.

    Моя музыка - это плод моего характера,

    и потому это русская музыка.

    С.В. Рахманинов

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Выдающиеся композиторы создавали духовную музыку. Их музыка носила на себе отпечаток современности и истоков прошлого. Духовно-музыкальные произведения Д. С. Бортнянского, П. И. Чайковского, С.В. Рахманинова живут и сейчас. Эти произведения, ставшие достоянием духовной музыки, исполняются на сценах, поются в храмах. До сих пор открыт их путь к сердцам людей. Быв оплотом прошлого духовная музыка Бортнянского, Чайковского, Рахманинова, стала достоянием настоящего. Но духовно-музыкальное творчество этих композиторов испытывало на себе трудности непонимания, потоки которого исходи либо со стороны современников, либо со стороны представителей следующего поколения. Не смотря на критику произведения оставались самобытными и гениальными в своем роде, поэтому не во власти времени оказалось их уничтожение.

    Бортнянский создал более полусотни хоровых концертов, которые были собраны и отредактированы Чайковским. Бортнянского можно без преувеличения назвать певцом церковного слова, так как его творчество это духовное творчество.

    Чайковский первым перенес духовную музыку на светскую сцену, а Рахманинов был тем, кто последовал за ним и создал произведения, собиравшие аншлаги на концертах.

    Огромен вклад этих композиторов XVIII – первой половины XX веков в духовную музыку. Исчерпывающим доказательством служит то, что мы слышим ее и сейчас.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Игорь Глебов (Асафьев Б. В.) П. И. Чайковский: его жизнь и творчество. - Петроград, 1922

    2. К. Ковалёв-Случевский, Бортнянский (ЖЗЛ)

    3. С. В. Рахманинов: статья «Музыка должна идти от сердца»

    4. А. В. Оссовский. С. В. Рахманинов. в кн: Оссовский А. В. Избранные статьи и воспоминания. - Л.: Сов. композитор, 1961.
    Главная > Реферат

    Федеральное агентство по культуре и кинематографии

    Кемеровский государственный университет культуры и искусств

    Научная библиотека

    Духовная музыка в творчестве

    русских композиторов

    Библиографический список

    Кемерово

    Редакционная коллегия: Кашина В.П. Компьютерное оформление: Сергеев А.В. Ответственный за выпуск: Гаврилова В.А. Духовная музыка в творчестве русских композиторов: библиографический список / Сост. В.П. Кашина. – Кемерово: НБ КемГУКИ. – 19 с.

    Введение ………………………………………………………………….. 4От составителей …………………………………………………………... 5Общая часть ……………………………………………………………….. 7Персоналии ………………………………………………………………… 8

    Введение

    Духовная музыка - прародительница всего русского музыкального творчества. Во все времена она являлась сферой приложения творческих сил выдающихся русских композиторов.Мотивы, по которым они обращались к духовным жанрам, были различны – от внутренних религиозных установок, до эстетических предпочтений. Музыка русской православной церкви является истоком музыкальной классики вплоть до наших дней. Она находит свое естественное преломление в творчестве композиторов, работающих в жанрах духовно-музыкальных сочинений. Но в силу своей глубокой почвенности, этот музыкальный план, воспринимаемый часто как фольклор включается композиторами и в произведения светских музыкальных жанров.Русские композиторы принесли в мировую культуру оригинальные, присущие лишь России приемы музыкального письма. В основу их художественного метода положены древние церковные жанры, обогащенные интонациями русского фольклора и достижения профессионального композиторского творчества. Эти традиции продолжены современными отечественными композиторами.Цель библиографического списка «Духовная музыка в творчестве русских композиторов» - облегчить поиск источников информации о жизни и творчестве композиторов, создававших в жанре духовной музыки.

    От составителей

    Представленный библиографический список посвящен произведениям, написанным как в жанре духовной музыки, так и других жанрах, написанных на духовные сюжеты.Библиографический список «Духовная музыка в творчестве русских композиторов» состоит из двух частей. Общая часть включает работы, характеризующие специфические формы и жанры церковной музыки. Вторая часть – посвящена персоналиям композиторов, (как известных, так и незаслуженно забытых) творивших в жанре духовной музыки.Внутри разделов и подразделов материал расположен в алфавитном порядке. Библиографическая характеристика документов осуществляется в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Сокращения слов в целом соответствуют ГОСТу 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила»Работы, относящиеся к различным частям, дублируются указанием их порядкового номера в конце соответствующей части списка.Библиографический список составлен на материале фонда Нотного отдела Научной библиотеки КемГУКИ, и включает в основном статьи из журналов «Музыкальная академия», «Встреча», «Старинная музыка».Персоналии композиторов, творчество которых слабо освещено в периодических изданиях, представлены статьями из фундаментальных исследований по истории русской музыки.Издание предназначено для студентов, преподавателей факультета музыкального искусства и всех тех, кто интересуется историей русской духовной музыки.Библиографический список окажет помощь для самостоятельной работы студентов в учебных курсах «История русской музыки», «История отечественной музыки ХХ века», «История русской хоровой музыки», «История отечественной хоровой музыки ХХ века» и в классах по специальности.

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

      Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных композиций [Текст] /Н. Гуляницкая // Муз. академия. – 1993. - № 4. – С. 7-13; 1994. - № 1. – С. 18-25 Гурьева Н. Многоголосная литургия конца XVII века и ее авторы [Текст] /Н. Гурьева // Старинная музыка. – 2000. - № 3. – С. 8-10. Денисов Н. Новая сфера творчества [Текст] /Н. Денисов // Муз. академия. – 1998. - № 3-4. – С. 42-45. Кошмина И.В. Русская духовная музыка [Текст]: в 2 кн./И.В.Кошмина – М.: Владос, 2001. Левашев Е. От Глинки до Рахманинова (Духовная музыка Отечества) [Текст] /Е.Левашев // Муз. академия. – 1992. – № 2.– С. 2-13. Паисов Ю. Воскрешение идеала (Песнопения святым в современной музыке России) [Текст] /Ю.Паисов // Муз. академия. – 1993. –№ 4. – С. 152-154. Плотникова Н. Пойте богу нашему («Херувимская песнь») [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. - 1998. - № 3. – С. 26-27. Протопопов В. Музыка русской литургии (Проблемы цикличности) [Текст] /В.Протопопов // Муз. академия. – 1997. - № 1. – С. 30-37. Протопопов В. Музыка предначинательного псалма во Всенощном бдении [Текст] /В.Протопопов // Муз. академия. – 1999. - № 1. – С. 1-10. Рапацкая Л.А. История русской музыки: от Древней Руси до «Серебряного века» [Текст] /Л.А.Рапацкая. – М.: Владос, 2001. – 384 с. Русская духовная музыка XX века [Текст] //История современной отечественной музыки: в 3 вып.- М., 2001. – Вып. 3. – С. 398-452. Русская музыка в школе [Текст]: методические очерки. – М.: Мирос, 1998. – 256 с. Умнова И.Г. Преломление традиций духовной музыки в творчестве современных отечественных композиторов [Текст] /И.Г.Умнова // Православие – Культура – Образование – Кемерово: материалы межрегион. науч.-практ. конф.- Кемерово: Кемеровск. гос. академия культуры и искусств, 2002. – С. 392-388.

    Персоналии

    В.А. Агафонников (р. 1936)

      Плотникова Н. Яркий национальный стиль [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2001. - № 12. – С….. ; 2002. - № 1. – С. 19-21.

    А.В. Александров (1883-1946)

      Плотникова Н. Гимн русской душе [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2003. - № 7. – С. 24-25.

    М.В. Анцев (1865-1945)

      Плотникова Н. От учебника и до литургии [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2002. - № 7. – С. 24-25.

    А.С. Аренский (1861-1906)

      Музыка светлая как ручей [Текст] // Встреча. – 2002. - № 5. – С. 17-18.

    В.П. Артемов (р. 1940)

      Артемов В. Обрести живую ценность [Текст] /В.Артемов // Муз. академия. – 1996. – № 1. -С. 72-74.

    А.А. Архангельский (1846-1924)

      Плотникова Н. Великий властелин гармонии [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 1999. – № 1-2.- С.27-28. Оболенский П. Летопись одной музыкальной жизни [Текст] /П.Оболенский // Муз. академия. – 1994. - № 1. – С. 95-98.

    А.М. Архангельский (1863-1915)

      Плотникова Н. К родным берегам [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2002. - № 2. – С. 19-20.

    А.М. Астафьев (1873-1956)

      Плотникова Н. И Регент и учитель [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2001. - № 11. – С. 25-27.

    Н.А. Афанасьев (1821-1898)

      Плотникова Н. Принадлежит России [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 1999. - № 4. – С. 23-24.

    Н.И. Бахметьев (1807-1891)

      Плотникова Н. Помещик и музыкант [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2001. - № 10. – С. 23-25.

    В.Д. Беневский (1864-1930)

      Плотникова Н. Дирижер, педагог, композитор [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2002. - № 11. - С. 22-24.

    М.С. Березовский (1745-1777)

      М.С. Березовский [Текст] // История русской музыки: в 3-х вып. /под ред. А. Кандинский. – М., 1999. – Вып. 1. – С. 206-210. Рыцарева М. Композитор М. С. Березовский [Текст] /М.Рыцарева. – Л.: Музыка, 1982. – 142 с.
    См. также № 10

    Д.С. Бортнянский (1751-1825)

      Д.С. Бортнянский [Текст]// История русской музыки: в 3 вып. // под ред. А. Кандинский. - М., 1999.- Вып.1. - С. 210-225. Рыцарева М. Композитор Д.С. Бортнянский [Текст] /М.Рыцарева. – Л.: Музыка, 1979. - 255 с.
    См. также № 10

    Ю.М. Буцко (р. 1938)

      Буцко Ю. Отдать России всю мою работу, мою жизнь [Текст] /Ю.Буцко // Муз. жизнь. – 1999. - № 4 . – С. 11-13. Дубинец Е. Знаки стиля Юрия Буцко (Знаменный распев в ХХ веке) [Текст] /Е.Дубинец // Муз. академия. – 1993. - № 1. - С. 49-52. Карабань М. Многомерность ладового пространства и принципы нечеткой логики [Текст] /М.Карабань// Муз. академия. – 2001. - № 4. – С. 49-54.

    А.Е. Варламов (1801-1848)

      Плотникова Н. Музыка – нужна душа [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2003. -№ 8. - С.25-27.

    А.Н. Верстовский (1799-1862)

      Плотникова Н. Могучая сила чувств [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2003. – № 12. – С. 29-30.

    М.А. Виноградов (1809-1888)

      Плотникова Н. У музыканта нет досуга [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2004. - № 2. – С. 16-17.

    П.М. Воротников (1810-1876)

      Плотникова Н. В традициях старой школы [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2002. - № 9. – С. 19-21.

    В.А. Гаврилин (1939-1999)

      Мещерякова Н. «Иоанн Дамаскин» Танеева и «Перезвоны»: диалог на расстоянии века [Текст] /Н.Мещерякова // Муз. академия. – 2000. - № 1. – С. 190-195. Тевосян А. Концерт в трех частях памяти В. Гаврилина [Текст] /А.Тевосян // Муз. академия. – 2000. - № 1. – С. 184-190.

    М.И. Глинка (1804-1857)

      Компанейский Н. Влияние сочинений Глинки на церковную музыку [Текст] /Н.Компанейский // Российская музыкальная газета. – 2004. - № 6. – С. 8. Плотникова Н. Войти во двор Христов [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2004. - № 5. – С. 15-17. Плотникова Н. «Стяжи дух мирен» [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2001. - № 4. – С. 21-23.
    См. также № 5

    Н.С. Голованов (1891-1953)

      Лузанова А. Молитвенный отклик [Текст] /А.Лузанова // Встреча. – 2002. - № 8. – С. 25-27.

    А.Т. Гречанинов (1864-1956)

      Плотникова Н. С верой и молитвой [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2001. - № 9. – С. 22-23. Рахманова М.П. А.Т. Гречанинов [Текст] /М.П.Рахманова // История русской музыки: в 10 т. – М., 1997. – Т. 10-А. – С. 170-216.
    См. также № 10,11

    Г.П. Дмитриев (р. 1942)

      Георгий Дмитриев «Я нашел свою тему» [Текст] /Г.Дмитриев // Муз. жизнь. – 2000. - № 10. – С. 9-11.

    А.П. Есаулов (1800-1850)

      Плотникова Н. В ладу с большим миром [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 1999. - № 8. – С. 22-23.

    М.М. Ипполитов-Иванов (1859-1935)

      Плотникова Н. Мелодии православной старины [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2003. - № 1. – С. 21-23.

    В.С. Калинников (1870-1927)

      Плотникова Н. Истовый работник [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2001. - № 3. – С. 17-19.

    В.Ю. Калистратов (р. 1942)

      Калистратов В. Взирай с примечанием [Текст] / В. Калистратов, А. Тевосян // Муз. академия. – 1994. - № 4. – С. 16-22.

    Н.Н. Каретников (р.1930)

      Селицкий А. «Я писал для Господа и для себя» [Текст] / А.Селицкий, Н. Каретников // Муз. академия. – 1996. - № 3-4. – С. 33-34.

    А.Д. Кастальский (1856-1926)

      Кастальский А. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке [Текст] /А.Кастальский // Муз. жизнь. – 1991. – № 13-14. – С. 20-22. Зверева С.Г. А.Д. Кастальский [Текст] /С.Г.Зверева// История русской музыки: в 10 т. – М., 1887. – Т. 10 А. – С. 274-306.
    См. также № 10,11

    В.Г. Кикта (р. 1941)

      Николаева Е. Валерий Кикта: на рубеже веков [Текст] /Е.Николаева // Муз. академия. – 2001. - № 4. – С. 42-48. Николаева Е. Литургические фрески Валерия Кикты [Текст] /Е.Николаева// Музыкальное просвещение. – 2004. - № 1. – С. 41-44. Тевосян А. История одного посвящения [Текст] /А.Тевосян// Муз. академия. – 1997. - № 1. – С. 48-51.

    А.И. Киселев (р. 1948)

      Маноров О. Возобновляя традиции [Текст] /О.Маноров // Музыка и время. – 2003. - № 4. – С. 12.

    Н.С. Кленовский (1853-1915)

      Плотникова Н. В согласии с древним распевом [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2002. - № 3. – С. 22-23.

    М.Г. Коллонтай (р. 1952)

      Иванова И. Послесловие к одной премьере (Agnus Dei) М. Коллонтая [Текст] /И.Иванов// Муз. академия. – 2003. - № 2. – С. 35-39. Степанова И. М. Коллонтай. Творчество – путь познания или ярмо? [Текст] /И.Степанова // Муз. академия. – 1995. - № 1. – С. 20-26.

    Н.И. Компанейский (1848-1910)

      Плотникова Н. Музыкальный труженик [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2000. - № 7. – С. 22-23.

    А.А. Копылов (1854-1911)

      Плотникова Н. Искренне любил свое искусство [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2001. - № 8. – С. 24-25.

    А.Ф. Львов (1798-1870)

      Плотникова Н. Из глубины души [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2001. – № 5. – С. 20-22. Золотницкая Л. Музыкант из императорской семьи [Текст] /Л.Золотницкая // Муз. жизнь. – 1994. – № 11-12. – С. 37-39.

    А.К. Лядов (1855-1914)

      Плотникова Н. Благость и красота церковного напева [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2003. - № 9. – С. 21-23.

    В.И. Мартынов (р. 1946)

      Грачев В. О «благочестивом минимализме» в творчестве Владимира Мартынова [Текст] /В.Грачев // Муз. академия. – 2004. - № 1. – С. 12-19.
    См. также № 1,11

    М.П. Мусоргский (1839-1881)

      Головинский Г. Мусоргский и древнерусская певческая традиция: опыт практической разработки проблемы [Текст] / Г. Головинский, А. Конотоп // Муз. академия. – 1993. - № 1. – С. 203-206. Щербакова П. «Жизнь, где бы ни сказалась…»: Литургический элемент в творчестве Мусоргского [Текст] /П.Щербакова // Муз. академия. – 1999. - № 2. – С. 127-131.
    См. также № 12

    А.А. Оленин (1865-1944)

      Плотникова Н. Чтоб музыка входила в душу [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2000. - № 9. – С. 25-28.

    С.В. Панченко (1867-1937)

      Плотникова Н. Музыкант, философ, пророк [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2000.- № 3. – С. 24-25.

    Н.М. Потулов (1810-1873)

      Плотникова Н. В строгом стиле [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2002. - № 12. – С. 20-21.

    С.В. Рахманинов (1873-1943)

      Бобров В. Вершины музыкального православия [Текст] /В.Бобров// Муз. жизнь. – 1998. - № 12. – С. 27-29. Кандинский А. «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков [Текст] /А.Кандинский// Сов. музыка. – 1991. - № 5. – С. 4-7; № 7. – С. 91-97. Кандинский А. Литургия святого Ионна Златоуста [Текст] /А.Кандинский// Муз. академия. – 1993. - № 3. – С. 148-156. Рубцова В. В контексте «серебряного века» [Текст] /В.Рубцов // Муз. академия. – 2003. - № 3. – с. 175-178. Чернушенко В. Придите, поклонимся «Всенощная» С.В. Рахманинова [Текст] /В.Чернушенко// Муз. жизнь. – 1988. - № 24. – С. 20-22.
    См. также № 5,10,11

    Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908)

      Плотникова Н. Звуку покорна душа [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 1998. - № 4. – С. 25-26.

    В.И. Рубин (р. 1924)

      Рубин В. Мы должны следовать тому, что заложено в нас от природы [Текст] /В.Рубин// Муз. академия. – 2004. - № 4. – С. 4-8. Рубин В. «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» [Текст] / В. Рубин, А. Тевосян // Муз. академия. - 1995. - № 1. – С. 26-36. Тевосян А. «Песнь Восхождения» [Текст] /А.Тевосян // Муз. академия. – 1999. - № 4. – С. 15-22.

    А.Г. Рубинштейн (1829-1894)

      Грузинцева Н. «Христос» - духовная опера Антона Рубинштейна [Текст] /Н.Грузинцева // Музыка и время. – 2001. - № 6. – С. 22-30. Серебрякова Л. Антон Рубинштейн: к мифологии судьбы [Текст] /Л.Серебрякова // Муз. академия. – 2000. - № 4. – С. 158-163.

    Г.И. Рютов (1873-1938)

      Плотникова Н. Небесные мелодии [Текст] /Н.Плотникова // Встреча. – 2003. – № 2. – С. 28-29.

    Г.В. Свиридов (1915-1998)

      Свиридов Г. Из разных записей [Текст] /Г.Свиридов// Муз. академия. – 2000. - № 4. – С. 20-30. Паисов Ю. Новаторские черты хорового стиля Свиридова [Текст] /Ю.Паисов // Музыкальный мир Георгия Свиридова. – М., 1990. – С. 199-216. Полякова Л. Неизреченное чудо [Текст] /Л.Полякова// Муз. академия. – 1993. - № 4. – С. 3-6. Полякова Л. Свиридов как композитор XX века [Текст] /Л.Полякова// Музыкальный мир Георгия Свиридова. – М., 1990. – С. 40-45. Слушая музыку грядущего [Текст] // Встреча. – 2001. - № 12. – С. 43-48.
    См также № 11

    Н.Н. Сидельников (1930-1992)

      Венок Сидельникову [Текст] // Муз. академия. – 2001. - № 1. – С. 106-119.

    С.В. Смоленский (1848-1909)

      Отмечая 150-летие со дня рождения С. Смоленского [Текст] // Муз. академия. – 1998. - № 2. – С. 153-168.
    См. также № 5

    С.И. Танеев (1856-1915)

      Плотникова Н. Простор для художественных изысканий [Текст] /Н.Плотникова// Встреча.- 1999. - № 7. – С. 21-23. Протопопов В. Мир идеалов С.И. Танеева «По прочтению псалма» [Текст] /В.Протопопов // Муз. академия. – 2004. - № 1. – С. 147-152.
    См. также № 37

    С.З. Трубачев (1919-1995)

      Гуляницкая Н. «Россия – воспряни!» (музыка Сергея Трубачева) [Текст] /Н.Гуляницкая // Муз. академия. – 1999. - № 3. – С. 76-82.

    П.И. Турчанинов (1779-1856)

      Плотникова Н. Смиренный протоирей [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2000. - № 5-6. – С. 25-27.

    В.А. Успенский (р. 1939)

      Энтелис Н. Долог путь сомнений, трудно обретается вера (Хоровой триптих В. Успенского) [Текст] /Н.Этелис // Муз. академия. – 1995. - № 4-5. – С. 34-37.

    П.И. Чайковский (1840-1893)

      Анчугова А. Музыка на все времена [Текст] /А.Анчугова// Встреча. – 2003. - № 12. – С. 37-40. Плотникова Н. Потружусь для церковной музыки [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2000. - № 1. – С. 31-33. Чернушенко В. «Верую» (О «Литургии Чайковского) [Текст] /В.Чернушенко// Муз. жизнь. – 1988. - № 21. – С. 19-20.
    См. также № 5

    Н.Н. Черепнин (1873-1945)

      Келдыш Ю.В. Н.Н. Черепнин [Текст] /Ю.В.Келдыш // История русской музыки: в 10 т. – М., 1997. – Т. 10 А. – С. 235-243.
    См. также № 10

    П.Г. Чесноков (1877-1944)

      Плотникова Н. Молитвенные крылья музыки [Текст] /Н.Плотникова// Встреча. – 2001. - № 2. – С. 19-21. Отмечая 120-летие со дня рождения П. Чеснокова [Текст] // Муз. академия. – 1998. - № 2. – С. 168-180.
    См. также № 10,11

    А.Г. Шнитке (1934-1998)

      Беседы с Альфредом Шнитке [Текст] /сост. А. Ивашкин. – М.: РИК Культура, 1994. – 304 с. Вобликова А. Литургические симфонии А. Шнитке в контексте соотношения культа и культуры [Текст] /А.Вобликова// Муз. академия. – 1994. - № 5. – С. 37-41. Холопова А. Слушая Альфреда Шнитке сегодня [Текст] /А.Холопова// Муз. академия. – 1995. - № 2. С. 28-32.

    Р.К. Щедрин (р. 1932)

      Паисов Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина [Текст] /Ю.Паисов. – М.: Композитор, 1992. – 236 с.

    Документ

    Одним из важных средств коммуникации в жизни человечества всегда была и остается музыка. И, прежде всего, уже на самых ранних этапах человеческого развития звуки играли сакральную, богослужебную роль, с самого начала музыка служила высшему началу.

  • Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0

    Учебно-методическое пособие

    История хоровой музыки. Задания для самоподготовки студентов к практическим занятиям, темы и вопросы к семинарам: учеб.-метод. пособие для студентов специальности 070105 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование

  • Рязанцева Ольга Николаевна, II категория. Ф. И. О., категория предмет музыка 2-8 классы предмет, класс и т п. 2011 год пояснительная записка

    Пояснительная записка

    Программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе программы Д.Б.Кабалевского рекомендованной Министерством образования Российской Федерации государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  • Духовный концерт в творчестве русских композиторов второй половины XIX - начала XX века

    И. Дабаева

    Духовный концерт, возникнув в русской культуре в середине XVII века, сохранил свои устойчивые позиции вплоть до настоящего времени. В его истории были периоды блистательного взлета и относительного затишья. С начала XIX века в связи с запретом на исполнение концерта в рамках богослужения он практически вышел из композиторской практики. Однако на рубеже XIX и XX веков концерт вновь привлекает к себе внимание композиторов, что связано с объективными причинами. Цель данной статьи заключается в выявлении специфики жанровой модели русского духовного концерта в указанный период времени. В круг задач входит рассмотрение исторического контекста, повлиявшего на модификацию жанра, определение роли светского искусства в этом процессе. Для подтверждения позиции автора статьи привлекаются архивные документы и статьи из периодических изданий начала XX века. В связи с возрождением духовной культуры в настоящее время, частым обращением исполнителей к рассматриваемым ниже произведениям представляется, что данный материал, помимо новизны, имеет и практическую ценность.

    В развитии жанра духовного концерта во второй половине XIX в. можно отметить определенную эволюцию, что обусловлено целым рядом обстоятельств. духовный концерт композитор жанровый

    С одной стороны, в указанный период появилась возможность новой жизни жанра, выхода его за рамки богослужения, исполнения на «духовно-музыкальных» вечерах. Это вызвало возвращение интереса композиторов к написанию произведений в данном жанре, поиски новых жанровых моделей. В большинстве случаев они не исполнялись во время богослужений, зато часто звучали в концертных залах. Среди таких произведений - концертные композиции А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова, Вик. Калинникова, А. Архангельского, А. Никольского и многих других композиторов. Это явление получило широкое распространение в конце XIX века в дни многочисленных постов. Однако известны факты и более ранней организации духовных концертов. Так, в 1850 году директор Придворной певческой капеллы А. Львов устроил концерт хора в 700 человек. В него входили певчие всех Санкт-Петербургских хоров. Основу составили духовные концерты самого Львова («Вечери Твоея тайныя») и Д. Бортнянского (двухорный «Тебе Бога хвалим»).

    Широкому распространению духовных концертов положила начало активная творческая деятельность А. Архангельского. В 1880 году он организовал свой хор, а 17 января 1883 г. выступил с первым публичным концертом. Судя по публикациям, особенно часто духовные концерты проходили в первое десятилетие ХХ века. Так, 1 декабря 1902 г. был дан грандиозный концерт сводным хором певчих церквей Санкт-Петербурга, в котором приняли участие 500 человек под управлением Архангельского. Прозвучали концерты Бортнянского «Кто Бог велий», Архангельского «Помышляю день страшный» и другие сочинения. А 20 апреля 1903 года в Москве состоялся еще более грандиозный концерт, объединивший все хоры города. Количество участников составило более 2000 человек. Возглавил этот уникальный хор директор Синодального училища церковного пения В. Орлов. В нем были исполнены концерты Бортнянского. С особым блеском и торжественностью, как отмечается в публикациях того времени, прошел двухорный концерт «Воспойте людие». Особенно были востребованы такие концертные программы в провинции.

    Несомненное влияние на жанр духовного концерта оказала светская музыка. Композиторы-романтики, отказавшись от классического соотношения контрастных, завершенных частей, создали одночастный концерт двух типов: малой и крупной формы, претворив в рамках одной части черты четырехчастного цикла. В результате лирико-романтической трансформации характерными чертами жанра стали лейтмотивные связи, монотематизм, важнейшее значение приобрел принцип сквозного развития.

    Отойдя от громоздкой классической модели жанра концерта, композиторы писали сочинения под названием «запричастный стих», которые явили собой новые формы духовного концерта. В них сохранялось жанровое содержание концерта, а вместе с тем - целый ряд постоянных признаков, свойственных ему: обращение к каноническому Слову, возвышенно-этический круг содержания, напряженный эмоциональный тонус, пение без инструментального сопровождения, принцип контраста, проявляющийся на различных уровнях организации композиции - темповом, ритмическом, фактурном, динамическом, интонационном, гармоническом. Отмеченные особенности обнаруживаются в этот период и в других богослужебных жанрах - стихирах, тропарях, изменяемых и неизменяемых песнопениях Всенощного бдения и Литургии, что позволяет объединить подобную группу различных духовных произведений термином «концертные». Если характерным качеством классического концерта являлась статика сопоставлений модусов различных молитвенных состояний в соседних частях, то для духовных произведений концертного типа конца XIX века более типичными становятся динамика развития, трансформация состояний на протяжении одного раздела или части концерта. Очевидно, это и было воплощением новой формы личного религиозного опыта.

    Духовные концерты А. Львова представляют собой переходный этап от классического типа концерта к романтическому. Церковные деятели рубежа XIX-XX веков писали об этих произведениях композитора следующее: «Пафос его произведений стремится стать настоящим драматизмом и не драматизмом арии, а драматизмом целого. И гармонический склад их уже не итальянский» ; «Львов избежал крайностей итальянского оперного стиля и чувствительности. Он придал своим произведениям более объективный характер, обратил большое внимание на красоту самих созвучий. Его концерты отзываются скорей серьезностью и глубиной чувства, а не страстностью и негой» . В концертах Львова различные эмоциональные состояния воплощаются путем контрастного сопоставления как на гранях композиционных построений, так и внутри них. Например, в I части концерта «Возлюблю Тя Господи» сопоставлены два молитвенных состояния: возвышенное вдохновение и твердость, крепость духа. А во II части процесс эмоционального развития охватывает целый ряд состояний: от сомнения - через прошение - к обретению уверенности. В III и IV частях выдерживается модус одного состояния.

    Значительную роль в развитии духовного концерта сыграл А. Архангельский. В исследовательской литературе, в многочисленных рецензиях того времени содержится немало негативных отзывов об этой части его творческого наследия. А. Никольский отмечал: «Путь лиризма в музыке опасен, так как он часто приводит к сентиментализму, ложному и напыщенному драматизму,- заменяя порою здоровое чувство болезненной чувствительностью, покаянность - слезливостью, благодарность - шумливостью, “треском”, внешним ложным пафосом и т.д. Все это случилось с Архангельским. Он пошел по направлению Чайковского, но исказил его устои» . Типичным модусом молитвенного состояния, многократно отраженного в концертах Архангельского, является тихая грусть, скорбь. В этот период молитвенность ассоциировалась с сентиментальностью. Таким образом, в концертах Архангельского воплотился модус молитвенного состояния, свойственный эпохе и вобравший религиозный опыт его современников.

    Многие концерты Архангельского характеризуются однотипной драматургией. Несмотря на явное членение концертов на три раздела, очень часто на протяжении первого и второго из них выдерживается одно состояние - тревоги, либо печали с разнообразной градацией эмоциональных оттенков внутри него (сосредоточенность, трепет, боль, мольба, волнение, сомнение, тоска), с последующей драматизацией, доведением до экстатичного плача, вопля, взрыва эмоций. Третий раздел, как правило, представлен небольшим заключением, воплощающим модус состояния смирения, кротости. В гармонии, тем не менее, звучат отголоски предшествующих бурь, что заставляет усомниться в подлинности смирения. Такова драматургическая логика в концертах “Помышляю день страшный”, “Вскую мя отринул еси”, “Гласом моим ко Господу”, “Внуши Боже молитву”. Интересно отметить в заключительных разделах свертывание любого предшествующего типа фактуры в строгое аккордовое четырехголосие. Таким образом, фактурная модуляция является средством смены модуса состояния. В ряде других концертов Архангельского развивается одно состояние: «Хвалите Господа с небес» - радости, «Помилуй нас Господи» - мольбы.

    Различные формы трансформации жанра концерта можно обнаружить в творчестве А. Гречанинова, А. Никольского, П. Чеснокова, Вик. Калинникова. При всем разнообразии воплощаемых молитвенных состояний, их произведения обнаруживают немало сходства. Так, концерты Гречанинова «Воскликните Господеви» и Никольского «Господь воцарися», имеющие несколько разделов, сосредоточены на воплощении одного состояния - торжественного ликования. В общем контексте выделяются концерты Никольского, создание которых относится к 1922 году: «Спаси мя Боже», «Боже мой, вонми ми: вскую оставил мя еси?». В них нашли отражение серьезные личные потрясения, сопутствовавшие композитору, а значит,- молитвенное состояние композитора в то время.

    Интересные решения найдены в ряде концертов Чесноковым. Например, в концерте «К Богородице прилежно» близко сопряжены модусы различных молитвенных состояний: в партии мужских голосов - аскетичность, суровая сдержанность, в партии женских - мольба, перерастающая в вопль. Неизменность эмоционального состояния, запечатленного в партии мужских голосов делает этот контраст еще более ярким. Основной упрек, адресуемый современниками сочинениям Чеснокова, сводился к указаниям на «светскость», «концертность» его духовных сочинений. Так, оценивая 10 причастных ор. 25, критик отмечал: «Музыкальное достоинство их неодинаково. Слабее те из них, где встречаются приемы светского хорового пения и музыка не для церкви, а скорее для салона (выделено нами - И. Д.); и лучшие, и более подходят те, от которых веет простотой, древними роспевами и где нет неуместных хроматизмов и сладкой гармонии» . В качестве недостатков автор отзыва называет также излишний драматизм, применение нонаккорда, переченья, секундаккорда с удвоенной и выдержанной септимой, ученическую имитацию.

    Музыкальные критики начала ХХ века в своих корреспонденциях не скупились на замечания, порой небезобидные. Так, свящ. М. Лисицын по поводу Панихиды Чеснокова писал в журнале «Музыка и пение»: «Чесноков уже давно заявил о себе как талантливый перелагатель нескольких обиходных мелодий («Чертог Твой», «Се жених»). Данное сочинение - оригинальное творчество. Надо сказать к достоинству автора, что он стремится и сочинять в духе церковно-обиходных мотивов. Но среди этих достоинств я считаю долгом отметить некоторые недостатки, из которых один надо отнести лично по адресу автора, а другой по адресу “московской школы”, к которой автор принадлежит. Недостаток автора - увлечение по местам светским и романсовым оперным стилем» . Не стоит преувеличивать сходство отдельных мотивов в произведениях композиторов-романтиков - современной музыкальной наукой не раз отмечались мигрирующие интонации и темы, общность интонационных комплексов в их творчестве. Хлесткость тона высказывания объясняется фигурой критика: священник М. Лисицын, сам духовный композитор, представлял петербургскую ветвь нового направления в русской духовной музыке, - хорошо известно резкое противостояние двух ветвей, запечатлевшееся на страницах периодической печати того времени.

    Упрек в адрес «светскости» духовных сочинений в данном случае требует разъяснения. Конечно же, Чесноков, сын регента, выпускник Синодального училища церковного пения, посвятивший всю свою жизнь деятельности на почве церковной культуры, хорошо осознавал, что приличествует православному богослужению, а что привносит в него резкий диссонанс. Здесь необходимо иметь в виду, что ряд сочинений Чесноков специально создавал для церковного употребления и в них придерживался строгих правил: песнопения должны быть церковными по духу, соответствовать эстетике богослужения и содействовать созданию атмосферы, необходимой для молитвы. Другие сочинения предназначались для исполнения в рамках духовных концертов. В них сохранялись канонические тексты, однако, допускалась более свободная их интерпретация. Первые относятся к области гармонизаций и обработок древнерусских роспевов (или же стилизации в их духе), вторые - к области свободных сочинений. Среди последних отметим, например, такие сочинения как «Ангел вопияше» (ор 22), «Величит душа моя Господа» (ор. 40), «Не отвержи мене во время старости» (ор. 40), «О, Благодатная» (ор. 43), «Блажен муж» (ор. 44) и др. Для концертных произведений Чеснокова характерна экспрессивная трактовка канонического текста, проявляющаяся в ярко выраженной динамизации развития, активной смене тональностей, усилении диссонантности звучания, применении звукокрасочности, выраженной в использовании бифункциональных комплексов, альтерации и дезальтерации аккордов, органных пунктов.

    Таким образом, подход к претворению канонических текстов в музыкальных произведениях, создаваемых для богослужебного употребления или концертного исполнения, обнаруживает явные отличия. В первом случае творческий процесс нацелен на воссоздание церковного духа, не противоречащего эстетике и богослужебным принципам церковного обряда. Во втором - композитор использует комплекс средств, направленных на эмоциональную передачу смысла текста, выявление экспрессии заложенных образных представлений. В этих духовных произведениях, предназначенных для внебогослужебного применения, отчетливо слышна истовая, глубоко личностная молитва, обращенная к Господу.

    Духовные концерты, благодаря интонационной близости эпохе, богатству тематизма, широте образного содержания, стали для композиторов средством музыкального общения с прихожанами-слушателями. И в этом смысле они выполнили свою историческую миссию, которую Гречанинов определил так: «Задача настоящего момента заключается в том, чтобы искусство, с которым соприкасается народ в церкви, поднять на большую высоту. Тогда здесь он разовьет свой вкус, приобретет любовь к настоящим художественным произведениям, а в дальнейшем будет стремиться к расширению своего художественного кругозора» .

    Литература

    Преображенский А. Культовая музыка в России. Л., 1924. 123 с.

    Никольский А. История церковного пения в России с X века. Лекция. 22 июля 1907 г. // ГЦММК. Ф. 294, ед.хр. 380, л. 23.

    Никольский А. Русское церковное хоровое пение во второй половине прошлого (XIX) и начале текущего столетия (от Чайковского до Кастальского) // ГЦММК. Ф. 294, ед.хр. 263.

    Аз. Новые книги и музыкальные сочинения // Хоровое и регентское дело. СПб., 1910. № 1.

    Лисицын М. Новости духовно-музыкальной литературы // Музыка и пение. 1907. № 2.

    Гречанинов А. Где и как пробить брешь // Хоровое и регентское дело. СПб., 1910. № 6.