Что такое балет. История возникновения классического балета. Когда появился балет

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
    • 1. Балет до 1900 г.
    • 1.1 Происхождение балета как придворного зрелища
    • 1.2 Балет в эпоху Просвещения
    • 1.3 Романтический балет
    • 2. Балет 20в.
    • 2.1 Русский балет С.П. Дягилева
    • 2.2 Балет в США
    • 3. Мировой балет
    • 3.1 Великобритания
    • 3.2 Советская Россия и другие страны
    • 3.3 Франция
    • 3.4 Германия
    • Заключение
    • Список использованной литературы

Введение

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый «классический» (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец; сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства.

Сюжет балета излагается в либретто (сценарий). На основе либретто пишется музыка, выражающая эмоционально-смысловое содержание произведения, затем создаются танец и пантомима декорации и костюмы. В создании балета принимают участие сценарист, композитор, балетмейстер и художник. Балеты бывают и бессюжетные, где хореография выражает исключительно содержание музыки. Нередко в балете используется музыка, первоначально не предназначенная композитором для танца ("Шехеразада" Римского-Корсакова, "Карнавал" Шумана и др.). Танец является основным компонентом балетного спектакля. В балет входят классические танцы и характерные танцы, бальные, народные, в отдельных случаях акробатические и ритмо-пластические ганцы. Есть спектакли, построенные только на классическом или только на характерном танце, а в современном западном балете.

Балет зародился при княжеских дворах Италии в эпоху Возрождения и, по мере того как росла его популярность и совершенствовалась техника исполнения, распространялся по всей Европе, а в дальнейшем завоевал также Северную и Южную Америку, Азию и Австралию.

На протяжении большей части 18 в. балет развивался преимущественно в Италии; в начале 19 в. балетными труппами прославилась Франция, а позднее - Россия. В 20 в. балет занимал прочное место на сценах США (особенно в Нью-Йорке), Великобритании и Советского Союза.

Цель реферата - проследить историю возникновения и развития балета как вида театрального искусства.

Задача - изучить и проанализировать литературу по теме реферата.

1. Балет до 1900 г.

1.1 Происхождение балета как придворного зрелища

В конце эпохи Средневековья итальянские князья уделяли большое внимание пышным дворцовым празднествам. Важное место в них занимал танец, что породило потребность в профессиональных танцмейстерах.

Мастерство ранних итальянских учителей танцев произвело впечатление на знатных французов, которые сопровождали армию Карла VIII, когда в 1494 он вступил в Италию, предъявив свои претензии на трон неаполитанского королевства. В результате итальянские танцмейстеры стали приглашаться ко французскому двору. Танец расцвел в эпоху Екатерины Медичи, супруги Генриха II (правил в 1547-1559) и матери Карла IX (правил в 1560-1574) и Генриха III (правил в 1574-1589). По приглашению Екатерины Медичи итальянец Бальдасарино ди Бельджойозо (во Франции его называли Бальтазар де Божуайё) ставил придворные представления, наиболее известное из которых носило название Комедийный балет королевы (1581) и обычно считается первым в истории музыкального театра балетным спектаклем. В царствование трех французских королей - Генриха IV (1533-1610), Людовика XIII (1601-1643) и Людовика XIV (1638-1715) - учителя танцев проявили себя как в сфере бального танца, так и в тех его формах, которые развивались в рамках придворного балета. В Англии в ту же эпоху, т.е. в царствование Елизаветы I, шел аналогичный процесс, нашедший выражение в постановках т.н. масок при дворе в Уайтхолле. В Италии техника профессионального танца продолжала обогащаться, появились первые труды по танцу (Il Ballarino Фабрицио Карозо, 1581 и Le Gratie d"Amore Чезаре Негри, 1602).

В середине 17 в. наметился отход от строгих форм, присущих придворному балету. Балетные артисты выступали теперь на сцене, приподнятой над уровнем зала и отделенной от зрителей, как это было, например, в театре, построенном кардиналом Ришелье в начале 17 в. Этот театр в итальянском стиле находился в его дворце и имел просцениум, что открывало дополнительные возможности для создания сценической иллюзии и зрелищных эффектов. Так вырабатывалась чисто театральная форма танца.

В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигали особого великолепия как в Париже, так и в Версальском дворце. «Король-солнце» появился, в частности, в роли Солнца в Балете ночи (1653).

Многие сохранившиеся поныне особенности балетных танцев объясняются происхождением балета, стилем поведения первых его исполнителей - придворных, обученных благородным манерам. Все дворяне были знакомы с искусством фехтования, и многие его приемы использовались в танцах: например, «выворотность», т.е. такое положение ног, при котором они от бедра до стопы повернуты наружу. Обязательные позиции ног, головы и рук в балете также напоминают позиции фехтовальщиков.

В 1661 Людовик XIV создал Королевскую академию музыки и танца, объединившую 13 ведущих танцмейстеров, которые были призваны блюсти танцевальные традиции.

1.2 Балет в эпоху Просвещения

В 18 в. стремительно развивались оба стиля танца - благородный и виртуозный. В области театрального танца появились мастера, сформировавшие свой индивидуальный стиль. Наряду с Дюпре это был блистательный Гаэтан Вестрис (1729-1808), высокотехничный Пьер Гардель (1758-1840) и новатор Огюст Вестрис (1760-1842), отличавшийся необычной внешностью и феноменальной элевацией (т.е. способностью высоко прыгать). Более простые и легкие одежды, вошедшие в моду накануне Французской революции, давали большую свободу для выполнения пируэтов и заносок (особых прыжковых движений), и увлечение ими стало всеобщим, что раздражало приверженцев традиции.

Однако еще более существенным для развития балета, нежели рост техники, стало новое отношение к этому искусству, порожденное Просвещением. Произошло отделение балета от оперы, появился новый вид театрального спектакля, где выразительными средствами были танец и пантомима. Жан Жорж Новерр (1727-1810) был самым значительным хореографом этого направления, причем не только практиком-новатором, но и автором весьма убедительных публикаций. Его Письма о танце и балетах (1760) заложили эстетические основы искусства балета, и многие его утверждения не теряют значения и в наши дни. Новерр прославился как постановщик многих ballets d"action, «действенных балетов» (т.е. балетов, имеющих сюжет) в Штутгарте в 1760-е годы, а в 1776 был приглашен балетмейстером в Парижскую оперу. Преодолев немалые трудности, он сумел утвердить балет как самостоятельную форму спектакля в этом знаменитом оперном театре.

Балет стал распространяться по Европе. К середине 18 в. княжеские дворы повсеместно стремились подражать роскоши Версаля, одновременно во многих городах открывались оперные театры, так что танцовщики и учителя танцев, которых становилось все больше, легко находили себе применение. Не только во Франции, но и в других странах хореографы предлагали важные для развития балета новшества. В Австрии Франц Хильфердинг (1710-1768) одним из первых создавал постановки, где сюжет излагался средствами мимики и танца. Итальянский педагог, Дженнаро Магри, издал подробный учебник театрального танца, каким он стал в последние годы перед падением старого режима во Франции.

Когда разразилась революция 1789, балет уже утвердился в качестве особого вида в искусстве. Публика привыкла к условностям сценической мимики, а танец, под влиянием идей Просвещения, освободился от той искусственности, против которой боролся Новерр. Балет перестал восприниматься как явление придворной жизни.

Русское влияние проявилось в том, что Шарля Луи Дидло, до этого работавшего балетмейстером в Петербурге, пригласили поставить в Парижской опере его самый знаменитый балет Флора и Зефир (музыка К.А. Кавоса). Вернувшись в Петербург и проработав там несколько лет, Дидло оставил театру в наследство не только огромный новый репертуар, в том числе балеты на русские сюжеты, как Кавказский пленник (музыка Кавоса, 1823), но и высокий уровень преподавания в балетной школе, которая впоследствии будет признана лучшей в мире.

В 1790-х годах, под влиянием современной моды, женский балетный костюм стал значительно более легким и свободным, так что под ним угадывались линии тела; одновременно отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкую бескаблучную туфельку.

1.3 Романтический балет

К моменту установления мира в Европе (1815) выросло новое поколение, мало интересовавшееся прошлым. То, что было присуще предшествующей эпохе, забывалось, родилась новая эстетика романтизма, которая распространилась на все искусства. Романтизм не только разрушал старые формы, которые казались старомодными и неуместными, но искал новые источники вдохновения. Молодые художники-романтики обратились к явлениям сверхъестественным и экзотическим, их привлекала культура дальних стран и седая древность. Первые проявления романтизма были особенно впечатляющими, причем балет испытывал его влияние дольше, чем многие другие виды театрального искусства.

Многие представления об искусстве балета полностью изменились под влиянием Марии Тальони (1804-1884). Появившись в поставленной ее отцом Сильфиде (1832), она открыла доступ на сцену новому типу героини балета: воздушной гостьи из потустороннего мира. Ее танец обладал грацией, которая способствовала созданию этого идеального существа. Хотя Тальони не первая встала на пальцы, как неоднократно ошибочно утверждали историки, она сумела то, что до нее было всего лишь трюком, превратить в выразительное средство для передачи особых свойств, присущих неуловимым, бесплотным образам.

Музыку большинства балетов эпохи романтизма писали композиторы, специализировавшиеся в легких жанрах. Наиболее значительным среди них был А. Адан, автор музыки Жизели и Корсара. Балетная музыка в те времена писалась по заказу, и не предполагалось, что это достаточно серьезное произведение, чтобы исполнять его в концертах; пассажи, предназначенные для танца, были мелодичны, а построение их отличалось простотой, в то время как музыка должна была лишь сопровождать эпизоды, создавая общее настроение спектакля.

Упадок европейского балета, расцвет балета в России. Пламя романтизма стало ослабевать уже к середине 19 в. Балет еще пользовался успехом, но преимущественно как зрелище с участием хорошеньких женщин. В Париже Жозеф Мазилье (1801-1868) и Сен-Леон поддерживали престиж Оперы до падения Второй империи в 1870. Корсар Мазилье (1856, музыка Адана) и последняя постановка Сен-Леона Коппелия (1870, музыка Л. Делиба) были высшими достижениями этого периода, когда французских балетных артистов потеснили иностранные звезды. преимущественно итальянки. Исключением была Эмма Ливри (1842-1863), ученица Марии Тальони, но она умерла в возрасте 21 года от ожогов (ее балетный костюм загорелся от свечи на сцене). Сильвия (1876, музыка Делиба) - единственный сохранившийся французский балет этого периода.

В Лондоне в то время балет практически исчез со сцены оперных театров, найдя себе пристанище в мюзик-холлах. Художественная ценность этих спектаклей была не всегда высока, но они обеспечили балету любовь зрителей. В конце 19 в. особое значение имело участие в них замечательной балерины датского происхождения Аделины Жене (1878-1970). Италия в это время оставалась тем центром, откуда, как и прежде, выходили балерины, восхищавшие зрителей своим техническим совершенством. Наиболее известная из них, Вирджиния Цукки (1847-1930), прославилась, однако, не столько своей виртуозностью, сколько драматической напряженностью игры, поставившей ее в один ряд со знаменитыми актерами эпохи.

русский балет дягилев мировой

2. Балет 20 в.

2.1 Русский балет С.П. Дягилева

К началу 20 в. постоянные балетные труппы работали в Дании и Франции, но истинного расцвета хореографический театр достиг лишь в России. Вскоре из России балет начал распространяться по Европе, обеим Америкам, Азии и по всему миру. В середине века примечательной особенностью его развития стало необычайное разнообразие стилей: каждый хореограф или художественный руководитель труппы предлагал свой собственный подход.

Политические и социальные сдвиги в России в начале 20 в. сказались и на балете. М.М. Фокин, выпускник Петербургского театрального училища, тесно связанного с Мариинским театром, познакомился во время первых гастролей Айседоры Дункан (1877-1927) в России в 1904-1905 с ее танцем, естественным и бесконечно изменчивым. Однако еще до этого у него возникли сомнения в незыблемости строгих правил и условностей, которыми руководствовался в своих постановках М. Петипа. Фокин сблизился со стремящимися к переменам артистами Мариинского театра, а также с группой художников, связанных с С.П. Дягилевым (1872-1929), в состав которой входили А.Н. Бенуа и Л.С. Бакст. В своем журнале «Мир искусства» эти деятели искусства излагали новаторские художественные идеи. Они были привержены в равной мере национальному русскому искусству, в частности его народным формам, и академическому направлению, например музыке Чайковского. Хотя танцовщики Мариинского театра и московского Большого театра и раньше выезжали за пределы страны, все же полное представление об их искусстве и о редкой красочности русских спектаклей Западная Европа получила лишь в 1909, благодаря организованному С.П. Дягилевым парижскому «Русскому сезону». На протяжении последующих 20 лет труппа «Русский балет Дягилева» выступала преимущественно в Западной Европе, иногда в Северной и Южной Америке; влияние ее на мировое балетное искусство огромно.

Танцовщики труппы «Русский балет» были выходцами из Мариинского театра и Большого театра: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Адольф Больм (1884-1951) и др. Художники из окружения Дягилева сочиняли либретто, создавали декорации и костюмы, одновременно писалась новая музыка.

Первая мировая война и Октябрьская революция лишили Дягилева возможности вернуться на родину. Зато все теснее становились его связи с артистическими кругами в Европе, как и с эмигрантами из России. В его труппе появились артисты, обучавшиеся в студиях Парижа и Лондона.

Анна Павлова участвовала в первом дягилевском балетном «Русском сезоне», затем основала собственный коллектив, базировавшийся в Лондоне, но разъезжавший по всему миру и побывавший даже в тех дальних странах, куда труппа Дягилева не добиралась. Эта великая артистка и женщина редкого обаяния поразила тысячи зрителей своим исполнением фокинского Умирающего лебедя (1907, на музыку К.Сен-Санса), который стал эмблемой ее проникновенного искусства.

2.2 Балет в США

В конце 19 в. балетные сцены можно было увидеть только в составе спектаклей, именуемых «экстраваганца», которые еще сохранялись на американской сцене. Это были роскошно обставленные музыкальные представления, которые шли на сцене оперных театров после самой оперы, так что танцевальная часть спектакля начиналась примерно в 11 или 12 часов. Оперные театры приглашали для исполнения ведущих ролей в этих балетах балерин из Европы, и некоторые из них оставались преподавать в Америке. Так в разных городах появились школы и небольшие любительские труппы. Русские артисты, работавшие в составе балетных театров Дягилева или Анны Павловой, стали открывать в Америке студии, как, например, Адольф Больм, Михаил Мордкин (1880-1944) и Фокин.

Ряд трупп, созданных в Европе в надежде повторить достижения Дягилева, оказали влияние на американский балет. Одна из них, носившая некоторое время название «Русский балет полковника де Базиля», в 1933 выступала в США, где ее представлял знаменитый импресарио Сол Юрок. Другая труппа, исторически связанная с упомянутой и носившая название «Русский балет Монте-Карло», в какой-то момент обосновалась в США. В 1942 Агнес де Милль (1909-1993) поставила здесь балет Родео, а в 1946 Баланчин - Сомнамбулу, после чего коллектив просуществовал на положении передвижного до начала 1960-х годов. Первые основанные в Америке балетные труппы появились в 1930-х годах: это «Литлфилд балле» в Филадельфии и «Сан-Франциско балле». Два крупнейших американских балетных театра - «Нью-Йорк сити балле» и «Американ балле тиэтр» родились в результате взаимодействия русской традиции и американских предприимчивости и упорства, проявленными в первом случае Л.Керстайном, а во втором - Люсией Чейз.

Американ балле тиэтр. В 1939 Люсия Чейз (1897-1986), богатая вдова, занимавшаяся с М.Мордкиным классическим танцем, вместе с антрепренером Ричардом Плезантом (1906-1961) и художником Оливером Смитом (1918-1994) создала балетную труппу, которая поначалу получила название «Балле тиэтр», а в 1956 - «Американ балле тиэтр». Первый спектакль труппы состоялся в январе 1940. В первые годы исполнялись традиционные балеты, такие как Сильфиды (Шопениана) Фокина, а также постановки, использовавшие современный и этнический танец. Для обогащения репертуара Чейз привлекала разных хореографов, в том числе Фокина и Баланчина. В репертуар были включены, в частности, поставленные для других коллективов балеты Родео Агнес де Милль и Парень Билли Юджина Лоринга (оба на музыку А.Копленда).

Невозможно представить себе «Американ балле тиэтр» без драматических балетов английского хореографа Энтони Тюдора.

Разнообразие репертуара «Американ балле тиэтр» требовало присутствия в труппе танцовщиков, обладающих как блестящей классической техникой, так и драматическим талантом. В ранние годы это были Алисия Алонсо (р. 1921), Нора Кей, Джон Криза (1919-1975), Игорь Юскевич (1912-1994) и Алисия Маркова (р. 1910); за ними последовали Тони Ландер (1931-1985, Салли Уилсон (р. 1932), Брюс Маркс (р. 1937), Рой Фернандес (1929-1980), Лупе Серрано (р. 1930), Скотт Дуглас (1927-1996), Синтия Грегори (р. 1946), Мартина Ван Хамель (р. 1945), Фернандо Бухонес (р. 1955) и Гелси Керкленд (р. 1952).

«Танцевальный театр Гарлема» создан в 1968 бывшим танцовщиком «Нью-Йорк сити балле» Артуром Митчеллом (р. 1934), в знак протеста против убийства Мартина Лютера Кинга, а выступать труппа начала в 1971. Стремясь доказать, что танцовщики афроамериканского происхождения являются неотъемлемой частью мира балета, Митчелл включил в репертуар балеты Жизель, Лебединое озеро, постановки Баланчина, Шехеразаду Фокина, а также работы многих хореографов-афроамериканцев.

3. Мировой балет

3.1 Великобритания

До гастролей труппы Дягилева и Анны Павловой в Лондоне в 1910-1920-х годах балет был представлен в Англии главным образом выступлениями отдельных известных балерин на сценах мюзик-холлов, например датчанки Аделины Жене (1878-1970). Своим рождением английский балет обязан двум женщинам, работавшим у Дягилева: Мари Рамбер (1888-1982), уроженке Польши, и Нинет де Валуа (р. 1898), родившейся в Ирландии, но прошедшей школу в Лондоне.

В 1930-х годах Нинет де Валуа пригласила эмигрировавшего из России режиссера Мариинского театра Николая Сергеева (1876-1951) для постановки классических балетов 19 в., чтобы обогатить репертуар и предоставить артистам возможность освоить ранее непривычные танцевальные формы. К 1956 «Сэдлерс Уэллс балле» стал называться Королевским балетом и выступал в Королевском оперном театре «Ковент Гарден». организовал в сезоне 1994-1995 Фестиваль Королевского балета.

На протяжении 1940-х и 1940-х годов труппа «Балле Рамбер» продолжала ставить новые балеты, сохраняя в репертуаре подлинники классических балетов, рассчитанные на небольшой состав. В 1966 труппа была реорганизована.

В числе других английских трупп - Английский национальный балет, который имеет своим прямым предшественником коллектив, основанный в 1949 бывшими дягилевскими танцовщиками Алисией Марковой и Антоном Долиным (1904-1983), который в течение многих лет носил название «Лондон фестивал балле». В 1984 возглавлявший труппу датчанин Питер Шауфус (р. 1949) возобновил балет Аштона Ромео и Джульетта, который к этому времени был практически забыт. В 1990 руководителем труппы стал Айвен Надь.

Королевский балет всегда содержал вторую, небольшую по составу передвижную труппу. В 1990-х годах она обосновалась в Бирмингеме и теперь известна как Бирмингемский королевский балет.

В России балет не терял своей значимости в годы после Первой мировой войны и при советской власти, даже когда политическая и экономическая ситуация, казалось, угрожала самому существованию Большого и Мариинского (носившего после Октябрьской революции название Государственного театра оперы и балета, ГОТОБ, а с 1934 - имя С.М. Кирова) театров. 1920-е годы - период интенсивных экспериментов как в области формы, так и содержания балетного спектакля. Появляются и постановки Пролеткульта на политические и социальные темы, и в Москве работы Касьяна Голейзовского (1892-1970), а в Петрограде (в 1924 переименованном в Ленинград) разнообразные постановки Федора Лопухова (1886-1973), в том числе его Величие мироздания (1922) на музыку Четвертой симфонии Бетховена.

Распад Советского Союза и последовавший экономический кризис принес огромные трудности балетным труппам, которые до этого щедро субсидировались государством. Многие танцовщики и педагоги покинули страну, чтобы обосноваться в США, Англии, Германии и других западных странах.

В период холодной войны многие страны восточной Европы, входившие в советский блок, следовали советским принципам как в обучении танцовщиков, так и в постановке спектаклей. Когда границы открылись, многие артисты из этих стран, особенно из Венгрии и Польши, приобщились к достижениям хореографии приезжавших к ним западных трупп, и сами стали выезжать за пределы своих стран.

3.3 Франция

Французский балет в начале 20 в. находился в состоянии кризиса. Русские артисты, которых приглашали в Парижскую оперу, в частности из труппы Дягилева были много сильнее французских исполнителей. После смерти Дягилева ведущий танцовщик его труппы Сергей Лифарь (1905-1986), некогда приехавший во Францию с Украины, возглавил балет Парижской оперы и оставался на этом посту в 1929-1945, затем в 1947-1958. Под его руководством выросли прекрасные танцовщики, прежде всего замечательная лирическая балерина Ивет Шовире (р. 1917), прославившаяся исполнением роли Жизели. Наиболее интересные эксперименты в сфере хореографии проводились за пределами Парижской оперы, в частности, Роланом Пети и Морисом Бежаром. Пети (р. 1924) ушел из Оперы в 1944 и создал «Балет Елисейских полей», где поставил, в числе других спектаклей, балет Юноша и Смерть (1946, на музыку И.С.Баха) для молодого и динамичного танцовщика Жана Бабиле (р. 1923). Затем для труппы «Балет Парижа» он создал одну из своих самых знаменитых и имевших долгую жизнь постановок - Кармен (1949, на музыку Ж.Бизе) с Рене (Зизи) Жанмер (р. 1924). Чувство театральности, которым наделен Пети, позволило ему работать в самых различных жанрах и участвовать в коммерческих мероприятиях. В 1972-1998 он возглавлял труппу «Национальный балет Марселя», где поставил много стильных и остро театральных спектаклей.

В 1970-х и 1980-х годах французские провинциальные труппы стали получать государственную поддержку и приобрели международную известность. Особого внимания заслуживает труппа «Балет департаментов Рейна.

3.4 Германия

На протяжении первой половины 20 в. в Германии наиболее значительным явлением было развитие свободного танца, получившего здесь наименование «выразительного» - Ausdruckstanz. После Второй мировой войны правительства ФРГ и ГДР немало внимания уделили поддержке балетных трупп. Во всех основных городах Западной Германии были при оперных театрах были созданы самостоятельные балетные коллективы, которые ставили свои спектакли, одновременно участвуя в операх. Джон Кранко из Англии (1927-1973), выступавший и поставивший ряд спектаклей в английской труппе «Сэдлерс Уэллс тиэтр балле», возглавил балет Штутгарта в 1961 и сформировал обширный репертуар из собственных многоактных спектаклей, во многом напоминающих по стилю советские балеты, богатые драматизированными танцами. Это Ромео и Джульетта (музыка Прокофьева, 1962). Онегин (1965, на музыку Чайковского в обработке К.Х. Штольце) и Укрощение строптивой (1969, на музыку А. Скарлатти в обработке К.-Х. Штольце), балеты, успех которых немало зависел от участия в них замечательной танцовщицы Марсии Хайде (р. 1939), бразильянки по происхождению, и ее партнера американца Ричарда Крэгана (р. 1944). Труппа вскоре приобрела мировую славу; после безвременной кончины Кранко ее возглавил Глен Тетли, поставивший в память Кранко балет Соло на органе (Voluntaries, 1973, на музыку Ф. Пуленка).

Заключение

По мере того как к середине 20 в. возрастала роль балета, труппы стали создаваться почти во всех странах обеих Америк, Европы, Азии, в том числе в некоторых районах Средней Азии и Африки, а также в Австралии и Новой Зеландии. Балет нашел себе место даже в странах с собственной богатой танцевальной традицией, таких, как Испания, Китай, Япония и Малая Азия. К концу 20 в. все яснее вырисовались проблемы, стоящие перед балетным искусством. В 1980-е годы, когда умерли Баланчин, Аштон и Тюдор (в 1980-х годах), а Роббинс отошел от активной деятельности, возник творческий вакуум. Большинство молодых хореографов, работавших в конце 20 в., были не слишком заинтересованы в том, чтобы разрабатывать ресурсы классического танца. Они предпочитали смешение разных танцевальных систем, причем классический танец предстает обедненным, а танец модерн - лишенным оригинальности в выявлении телесных возможностей. В стремлении передать то, что составляет существо современной жизни, хореографы пользуются пальцевой техникой как бы для акцентирования мысли, но игнорируют традиционные движения рук (port de bras). Искусство поддержки свелось к некому взаимодействию между партнерами, когда женщину таскают по полу, кидают, кружат, но почти никогда не поддерживают и не танцуют с ней.

Большинство трупп строят репертуар, включая в него классику 19 в. (Сильфида, Жизель, Лебединое озеро, Спящая красавица), наиболее знаменитые балеты мастеров 20 в. (Фокина, Баланчина, Роббинса, Тюдора и Аштона), популярные постановки Макмиллана, Кранко, Тетли и Килиана и работы нового поколения хореографов, таких как Форсайт, Дуато, Джеймс Куделька. В то же время танцовщики получают лучшую подготовку, т.к. стало больше знающих учителей. Сравнительно новая область танцевальной медицины открыла танцовщиком доступ к технике предохранения от травм.

Существует проблема приобщения танцовщиков к музыке. Распространенная популярная музыка не знает разнообразия стилей, во многих странах обучение музыкальной грамоте стоит на низком уровне, при постановке танцев постоянно используются фонограммы - все это мешает развитию музыкальности у танцовщиков.

Новым явлением последних десятилетий стали балетные конкурсы, первый их которых прошел в Варне (Болгария) в 1964. Они привлекают не только премиями, но и возможностью показаться судьям, представляющим самые престижные организации. Постепенно конкурсов стало больше, не менее десяти в разных странах; некоторые предлагают вместе денег стипендии. В связи с потребностью в балетмейстерах возникли также конкурсы хореографов.

Список использованной литературы

1. Блазис К., Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы.- М., 1999

2. Богданов-Березовский В., Галина Уланова.- М., 1999

3. Борисоглебский М.В. Материалы по истории русского балета. - Л., 1988

4. Вальберх И., Из архива балетмейстера. Дневники, переписка, сценарии. Ред. и вступ. ст. Ю.И. Слонимского.- M. - Л., 1980

5. Глушковский А., Воспоминания балетмейстера. Публ. и вступ. ст. Ю. И. Слонимского.- М., 1999

6. Классики хореографии. Отв. ред. Б. И. Чесноков.- СПб, 2000

7. Красовская В.М Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века.- М., 2008

8. Левинсон А., Мастера балета. Очерки по истории и теории танца. Издание 5-ое, дополненное.- СПБ, 2001

9. Левинсон А., Старый и новый балет.-СПб, 2000

10. Новерр Ж.Ж., Письма о танце, пер. с франц.- Л., 19979

11. Плещеев А., Наш балет (1673-1899). - СПБ., 1999

12. Слонимский Ю-, Дидло. Вехи творческой биографии.- М. - Л., 1988

13. Слонимский Ю., Мастера балета....-М., 1997

14. Слонимский Ю., П.И. Чайковский и балетный театр его времени.- М., 1996

15. Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории сов. балетного театра.- M., 1997

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Балет до 1900 г.. Происхождение балета как придворного зрелища. Мастерство ранних итальянских учителей танцев. Балет в эпоху Просвещения. Романтический балет. Балет 20 в.. Русский балет С.П. Дягилева. Балет в США. Мировой балет. Великобритания. Франция.

    реферат , добавлен 08.11.2008

    История классического русского балета в мировом балетном искусстве. Страсть Дягилева к русскому балету, русские сезоны и современный балет в Париже. Международный Дягилевский фестиваль, праздник искусства, культуры и творческой жизни.

    реферат , добавлен 07.05.2011

    Фольклорные танцы как истоки русского балета, роль крепостного балета в его развитии. Первые русские профессиональные танцоры. Балет XIX-го и XX-го вв. – продолжение народных традиций в русском классическом танце. Зарождение современного искусства танца.

    реферат , добавлен 20.05.2011

    Танец как вид искусства. Виды и жанры хореографии. Балет Италии XVII века. Романтический балет в России. Позиции рук и ног, положение корпуса и головы в классическом танце. Либретто балета "Бахчисарайский фонтан". Деятели французского балета XVIII века.

    шпаргалка , добавлен 04.11.2014

    История создания балета "Лебединое озеро" П.И. Чайковским. Всеобъемлющее ликование праздника и романтическая расколотость мира в хореографии Петипа-Иванова. Сюжет оперы, а также музыкальная драматургия. Значение "Лебединого озера" в истории искусства.

    доклад , добавлен 18.12.2013

    Балет как высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Развитие русского классического балета через призму истории страны. Отражение жизни в произведениях балетмейстеров.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Классический, народный, характерный, историко-бытовой, бальный и эстрадный танцы. Истоки современного русского балета. Профессионализация русского народного танца. Появление театрального танца в России. Начало хореографического образования в России.

    реферат , добавлен 20.04.2015

    Понятие хореографии как разновидности искусства, его характеристика и отличительные особенности, история становления и развития. Этапы расцвета искусства балета, его ведущие школы и направления. Развитие хореографии и балета в современной Украине.

    реферат , добавлен 04.10.2009

    Рассмотрение танца как вида искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, составляющие единую художественную систему. Возможности хореографии в раскрытии эмоций человека. Единство духа и тела в музыкальной пластике балета.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2012

    История возникновения балета. Зарождение основ балетной техники в Парижской опере в 1681 г. Упразднение балета в Туркменистане в 2001 году. Балеты известных композиторов. Выдающиеся мастера балетного искусства России. Классическая балетная школа.

Самое прекрасное из всех искусств.

Самое прекрасное из всех искусств, балет, рассказывает об историях любви и смерти языком понятным всем людям на Земле. Непреходящие ценности, повторяющиеся преступления и чудеса веры, клятвы и долга находят свое выражение в танцах. «Сначала было Слово», - говорит Библия, но Майя Плисецкая возражает: «Сначала был жест!». Искусство безмолвного движения не требует человеческого языка и перевода. Красота тела в движении, тело как инструмент создания искусства, теперь сами по себе служат «сюжетами» для бессюжетных танцев. Балет невозможен без техники классического танца, без природы тела, без жертвы и безусловной любви, без пота и крови. И всё же балет - это совершенное движение, которое заставляет забыть обо всём мелочном и земном.

Краткая история русского балета.

Первое балетное представление в России состоялось на масленицу 17 февраля 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича в Преображенском. Перед началом спектакля на сцену вышел актёр, изображавший Орфея, и пропел немецкие куплеты, переведенные царю переводчиком, в которых превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича. В это время по обе стороны Орфея стояли две украшенные транспарантами и освещенные разноцветными огнями пирамиды, которые после песни Орфея начали танцевать. При Петре I в России появляются танцы в современном значении этого слова: были введены менуэты, контрдансы и т. п. Им был издан указ, согласно которому танцы стали основной частью придворного этикета, а дворянская молодёжь была обязана обучаться танцам. В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. 4 мая 1738 года французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую в России школу балетного танца — «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школу» (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой).

В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Ланде начал обучение 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение в школе было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании. Дальнейшее развитие балет в России получил в царствование Елизаветы Петровны. Среди кадетов Сухопутного корпуса в танцах преуспели Никита Бекетов. Причём Бекетов, который впоследствии стал фаворитом Елизаветы, пользовался особенной благосклонностью императрицы, которая сама одевала юношу, превосходно исполнявшего женские роли. В 1742 году из учеников школы Ланде была создана первая балетная труппа, а в 1743 году её участникам начали выплачивать гонорары. 1 августа 1759 года в день тезоименитства императрицы и по случаю победы над прусскими войсками при Франкфурте был торжественно поставлен балет-драма «Прибежище добродетели», имевший огромный успех.

В правление Екатерины II балет в России приобрел ещё большую популярность и получил дальнейшее развитие. По случаю её коронации в московском дворце был дан роскошный балет «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны», в котором участвовали знатнейшие вельможи. Известно, что в придворном театре в балетных постановках нередко танцевал наследник престола Павел Петрович. С эпохи Екатерины II в России появилась традиция крепостных балетов, когда помещики заводили у себя труппы, составленные из крепостных крестьян. Из таких балетов наибольшей славой пользовался балет помещика Нащокина.

В 1766 году выписанный из Вены балетмейстер и композитор Гаспаро Анджолини добавляет к балетным постановкам русский колорит — вводит в музыкальное сопровождение балетных постановок русские мелодии, чем удивил всех и приобрел всеобщую себе похвалу. В начале царствования Павла I балет ещё в моде. Интересно, что при Павле I были изданы особые правила для балета — было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины, роли мужчин танцевали Евгения Колосова и Настасья Берилова.

Так продолжалось до приезда в Санкт-Петербург Огюста Пуаро. В царствование Александра I русский балет продолжил своё развитие, достигнув новых высот. Своим успехам в это время русский балет, прежде всего, обязан приглашенному французскому балетмейстеру Карлу Дидло, прибывшему в Россию в 1801 году. Под его руководством в русском балете начали блистать такие танцовщики и танцовщицы как Мария Данилова, Евдокия Истомина. В это время балет в России достиг небывалой популярности. Державин, Пушкин и Грибоедов воспевали балеты Дидло и его учениц — Истомину и Телешову. Император любил балетные преставления и почти не пропускал ни одного. В 1831 году Дидло из-за конфликта с директором театров князем Гагариным оставил петербургскую сцену. Вскоре на петербургской сцене начала блистать звезда европейского балета Мария Тальони.

Она дебютировала 6 сентября 1837 года в балете «Сильфида» и вызвала восторг публики. Такой лёгкости, такой целомудренной грации, такой необыкновенной техники и мимики ещё не показывала не одна из танцовщиц. В 1841 году она распростилась с Петербургом, протанцевав за это время более 200 раз.

В 1848 году в Петербург приехала соперница Тальони — Фанни Эльслер, знаменитая своей грацией и мимикой. Вслед за ней Петербург посетила Карлотта Гризи, которая дебютировала в 1851 году в «Жизели» и имела большой успех, показав себя первоклассной танцовщицей и прекрасной мимической актрисой. В это время балетмейстеры Мариус Петипа, Жозеф Мазилье и др. последовательно ставили роскошные балеты и привлечением талантливых артистов старались выдвинуть балетные представления, к которым начинали охладевать благодаря итальянской опере. Среди балетных критиков того времени был и Виссарион Белинский, отметившийся статьями о Тальони, Герино и Санковской. В царствование Александра II в русском балете начинается выдвижение отечественных талантов. Целый ряд талантливых русских танцовщиков и танцовщиц украшали балетную сцену. Хотя в балетных постановках соблюдалась большая экономия, опытность Мариyca Петипа давала возможность и при небольших финансовых затратах ставить изящные балетные спектакли, успеху которых немало способствовали превосходные декорации художников. В этот период развития русского балета танцы берут верх над пластикой и мимикой.

В царствование Александра III балеты давались в Мариинском театре два раза в неделю — по средам и воскресеньям. Балетмейстером по-прежнему был Мариус Петипа. В это время в Петербурге гастролировали иностранные балерины, из них Карлотта Брианца, которая первой исполнила партию Авроры в балете «Спящая красавица» Петра Чайковского. Ведущими танцовщиками были Василий Гельцер и Николай Домашев. В XX веке - А. В. Ширяев, 1904 А. А. Горский, 1906 Михаил Фокин, 1909. В начале XX века хранителями академических традиций были артисты: Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская, Вера Трефилова, Ю. Н. Седова, Агриппина Ваганова, Ольга Спесивцева. В поисках новых форм Михаил Фокин опирался на современное изобразительное искусство.

Анна Павлова. Invitation to the Dance aka Invitation to the valse.



Излюбленной сценической формой балетмейстера стал одноактный балет с лаконичным непрерывным действием, с чётко выраженной стилистической окраской. Михаилу Фокину принадлежат балеты: «Павильон Армиды», «Шопениана», «Египетские ночи», « Карнавал», 1910; « Петрушка», «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь». В балетах Фокина прославились Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Анна Павлова. Первый акт балета «Дон Кихот», на музыку Людвига Минкуса дошёл до современников в редакции Александра Горского.

Русский балет ХХ века.

Галина Уланова в балете "Жизель."


Па де де из балета "Лебединое озеро" Чайковского.



Русский балет ХХI века.

Па де де из балета "Корсар"Адана.



Па де де из балета "Дон Кихот" Минкуса.



Па де де из балета "Баядерка"Минкуса.



Адажио и па де де из балета "Жизель" Адана.



Балет - вид искусства, в котором замысел творца воплощается средствами хореографии. Балетный спектакль имеет сюжет, тему, идею, драматургическое наполнение, либретто. Лишь в редких случаях имеют место бессюжетные балеты. В остальных же хореографическими средствами танцоры должны передать чувства персонажей, сюжет, действие. Танцор балета - это актер, при помощи танца передающий взаимоотношения героев, их общение друг с другом, суть происходящего на сцене.

История возникновения и развития балета

Балет появился в Италии в 16 столетии. В это время хореографические сценки входили как эпизод в музыкальное представление, оперу. Позже, уже во Франции, балет получает развитие как пышное, возвышенное придворное действо.

Днем рождения балета во всем мире принято считать 15 октября 1581 года. Именно в этот день во Франции на суд публики свое творение представил итальянский балетмейстер Бальтазарини. Его балет назывался «Церцея» или «Комедийный балет королевы». А продолжительность представления составляла около пяти часов.

Первые французские балеты в своей основе имели придворные и народные танцы и мелодии. Наряду с музыкальными, в спектакле были и разговорные, драматические сцены.

Развитие балета во Франции

Росту популярности и расцвету балетного искусства способствовал Людовик 14-й. Придворные дворяне того времени с удовольствием сами принимали участие в спектаклях. Даже лучезарный король получил свое прозвище «Король-солнце» из-за роли, которую он исполнил в одном из балетов придворного композитора Люлли.

В 1661 году Людовик 14-й стал основателем первой в мире балетной школы - Королевской Академии танца. Руководителем школы стал Люлли, который определил развитие балета на следующее столетие. Так как Люлли был композитором, то он постановил зависимость танцевальных движений от построения музыкальных фраз, а характер танцевальных движений - от характера музыки. В сотрудничестве с Мольером и Пьером Бошаном - учителем танцев Людовика 14-го - создавались теоретические и практические основы балетного искусства. Пьером Бошаном начала создаваться терминология классического танца. По сей день термины для обозначения и описания основных балетных позиций и комбинаций употребляются на французском языке.

В 17 веке балет пополняется новыми жанрами, такими как балет-опера, балет-комедия. Предпринимаются попытки создать спектакль, в котором бы музыка органично отображала сюжетную линию, а танец, в свою очередь, органично вливался в музыку. Таким образом, закладываются основы балетного искусства: единство музыки, танца и драматургии.

Начиная с 1681 года, участие в балетных спектаклях становится доступным для женщин. До того времени танцовщиками балета были только мужчины. Свой законченный вид, как отдельный вид искусства, балет получает лишь во второй половине 18-го века благодаря сценическому новаторству французского балетмейстера Жан Жоржа Новера. Его реформы в хореографии отводили активную роль музыке, как основе для балетного спектакля.

Развитие балета в России

Первый балетный спектакль в России состоялся 8 февраля 1673 года в селе Преображенское при дворе царя Александра Михайловича. Своеобразие русского балета формирует французский балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Он утверждает приоритет женской партии в танце, увеличивает роль кордебалета, усиливает связь между танцем и пантомимой. Настоящую революцию в балетной музыке произвел П.И. Чайковский в своих трех балетах: «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Эти произведения, а за ними и постановки, являются непревзойденной жемчужиной музыкального и танцевального жанров, не имеющей себе равных по глубине драматургического содержания и красоте образной выразительности.

В 1783 году Екатерина Вторая создает Императорский Театр Оперы и Балета в Санкт-Петербурге и Большой Каменный театр в Москве. На сценах знаменитых театров прославили русский балет такие мастера как М. Петипа, А. Павлова, М. Данилова, М. Плисецкая, В. Васильев, Г. Уланова и многие другие.

20-й век ознаменовался новаторством в литературе, музыке и танце. В балете это новаторство проявилось в создании танца - пластического танца, свободного от техники классической хореографии. Одним из основателей балета модерн была Айседора Дункан.

Особенности классической хореографии

Одно из основных требований в классической хореографии - это выворотные позиции ног. Первые исполнители балета были придворные аристократы. Все они владели искусством фехтования, в котором использовались выворотные позиции ног, позволяющие лучше двигаться в любых направлениях. Из фехтования требования выворотности перешли в хореографию, что для французских придворных являлось само собою разумеющимся.

Другая особенность балета - исполнение на пальчиках ног - появилась только в 18 веке, когда Мария Тальони впервые использовала эту технику. Каждая школа и каждый танцор вносили свои особенности в искусство балета, обогащая его и делая популярнее.

История балета для детей расскажет как и где появился балет.

Когда появился балет?

Термин «балет» появился в конце XVI века (от итал. balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение.

Балет как вид искусства довольно молодое. Танцу, который украшает нашу жизнь, уже исполнилось 400 лет. Место, где зародился балет – это Северная Италия, а случилось это в эпоху Возрождения. Местные князья любили дворцовые пышные празднества и нанимали танцмейстеров, которые репетировали со знатными людьми движения танцев и отдельных фигур.

Считается, что тем, кто придумал балет был итальянский балетмейстер Бальтазарини ди Бельджойозо . Он поставил первый балетный спектакль-представление под названием «Комедийный балет Королевы», который был поставлен во Франции в 1581 году.

Именно во Франции балет начал развиваться. Во время царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия.

История русского балета кратко

В России впервые был поставлен балетный спектакль под названием «Балет об Орфее и Евридике» 8 февраля 1673 года. Это произошло во дворце царя Алексея Михайловича. Медлительные и церемонные танцы являли собой изящные позы, ходы и поклоны, которые чередовали с речью и пением.

Спустя только четверть века, вместе с реформами Петра I в быт русского народа вошли танец и музыка. В учебных заведениях для дворян оборудовали классы для занятий танцами. При царском дворе стали выступать заграничные оперные артисты, музыканты и балетные труппы.

Первую балетную школу в России открыли в 1731 году. Она называлась шляхетный Сухопутный корпус. Ее считают колыбелью русского балета. В развитие балетной школы огромный вклад внес Жан Батист Ланде, французский танцертмейстер. Он основоположник русского балета. Ланде также открыл первую школу в России по балетному танцу. Сегодня это Академия русского балета им. А.Я.Вагановой.

Дальнейший толчок в развитии балет получил в период правления царицы Елизаветы Петровны. После приглашения в Россию балетмейстера из Франции Дидло, данное искусство достигло особого расцвета – изящные постановки, позы и оформление делали фурор.

Стоит отметить, что в развитии классического русского балета не последнюю роль отыграл Петр Ильич Чайковский. Он является автором таких блестящих балетов как «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица».

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, когда появился балет.

38 Киселева Мария. Роббер Музиль: тело и слово как способ познания героев // Вопросы литературы. 2009. № 3. С. 350.

39 Шпенглер Освальд. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность. М. : Мысль, 1993. С. 231.

40 Манхейм Карл. Идеология и утопия // Манхейм Карл. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. С. 185.

41 Замятин Евг. Рай // Замятин Е.И. Я боюсь. С. 53.

42 Уэллс Герберт. Современная утопия. С. 189.

* Это слово у нас сохранилось только в виде поэтической метафоры: химический состав этого вещества нам неизвестен.

43 Арендт Ханна. Люди в темные времена. М. : Московская школа политических исследований, 2003.С. 21.

44 Этимология Шкловского весьма сомнительна. Как известно, имя Мефистофель возможно, греч. происхождения - «ненавидящий свет», от me - не, phos - свет и philos -любящий; по др. версии, древнеевр. происхождения - от мефиц - распространяющий (разносящий) и тофель - скверна, грех. В Библии оно не фигурирует. Появилось, скорее всего, в эпоху Ренессанса.

45 Шкловский Виктор. Потолок Евгения Замятина // Шкловский В. Б. Гамбургский счет: Статьи, воспоминания, эссе (1914-1933). М. : Советский писатель, 1990. С. 259.

46 Замятин Евгений. О лакеях // Замятин Е. И. Я боюсь. С. 38.

47 Замятин Е. И. Герберт Уэллс // Замятин Е. И. Избр. произв. : в 2 т. Т. 2. М. : Худож. лит., 1990. С. 306. В недавнем издании эта книга переведена как «Современная утопия».

48 Благодетель, которого герой сравнивает с Иеговой, «хранители», то есть сотрудники спецслужб, которых рассказчик сравнивает с ангелами-хранителями. Враги системы сами берут себе наименование «Мефи».

49 Степун Ф. А. Религиозный смысл революции // Степун Ф. А. Жизнь и творчество. Избранные сочинения. М. : Астрель, 2009. С. 486.

50 Флоровский Георгий. Метафизические предпосылки утопизма // Флоровский Георгий. Из прошлого русской мысли. М. : Аграф, 1998. С. 273.

51 Франк С. Л. Ересь утопизма // Франк С. Л. По ту сторону правого и левого. Paris: YMCA-Press, 1972. С. 86-87.

52 См. об этом мою статью: Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца XIX - начала XX века // Вопросы философии. 2002. № 9. С. 54-67.

УДК 18.111.85:7.01

Наталья Алексеевна Терентьева

Челябинский государственный педагогический университет

БАЛЕТ КАК ВИД ИСКУССТВА И ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

В статье раскрываются основные сущностные характеристики балета как феномена культуры, анализируются ведущие культурологические подходы, необходимые для раскрытия сущности балетного искусства; определяется специфика культурологического прочтения балета как социокультурной системы.

Ключевые слова: балет, балетное искусство, синтез искусств, творчество, сценичность, зрелищность.

© Терентьева Н. А., 2011.

Балет, как балет вообще, так и конкретный балетный спектакль, можно назвать явлением культурной жизни, имеющем длительную историко-культурную традицию бытования, выступающим действенным феноменом художественной культуры общества. Наименее спорной представляется историко-культурная традиция балета, воплотившаяся в плеяде легендарных имен исполнителей-артистов, балетных педагогов, балетмейстеров, композиторов, дирижеров, художников. Имперская составляющая российского балета на протяжении длительного времени зачисляла его в статус особой формы «эстетического таинства», завораживающего яркой театральностью, талантливым сочетанием сказки с реальностью, разнообразием самобытной танцевальной техники, выразительно-ясной пантомимы, гениальностью музыкального сопровождения, живыми ритмами сценического действия.

Неслучайным представляется и культурное значение балета в России как своеобразного бренда, эстетической «визитной карточки» русского искусства (подтверждением чему выступает особый статус Большого театра; традиционное определение балета как элемента национальной гордости). Слово «балет» в нашем сознании связано с театром - золотом лож, рядами бархатных кресел, сверкающей люстрой, оркестровой ямой, тяжелым занавесом, который, раскрывшись, являет нам прекрасную картину царства волшебных фей, юных принцев и принцесс, заколдованных лебедей, героев добрых и злых, иногда хитрых, иногда грустных, но всегда - незабываемых.

Рассматривая в данной статье балет как особый феномен культуры, необходимо выделить ряд характерных черт, определяющих его специфику. Искусство балета синкретично и универсально: балет (традиционная, классическая форма) невозможен без музыки, маловыразителен без художественного оформления, беден без литературного первоисточника. Универсализм балета ярче всего проявляется в его общекультурном присутствии, легкости проникновения даже в те культуры, которые не знали национальных аналогов (естественно, при преломлении в национальном менталитете, мировоззрении, традициях художественной выразительности). Балет является синтетическим искусством или «синтезом искусств». Ведь балет объединяет три основы - танец, музыку и драматургию - и несколько «дополнительных» (или «вспомогательных») искусств -изобразительное, литературное и т. д. Понятно, что в таком же положении находится кино, театральное искусство, отчасти - архитектура, особенно не практическая, а религиозная (культовых сооружений), которая также объединяет собственно главный компонент - архитектуру с изобразительным искусством, со скульптурой, косвенно - с музыкой (поскольку католический или православный храм сложно представить «молчащим», без музыки или литургий и даже в минуты молчания - не дает забыть о себе это его предназначение, поскольку храм проектируется с учетом требований акустики, то есть музыкально-звуковая функция заложена в него с самого начала). Тем не менее, у балета своя сущность в этом ряду - центр его действия это драматургия, а танец и музыка - это языки, на котором балет «разговаривает» со своим зрителем.

Балетный спектакль имеет коммуникативную природу действия. Она представлена несколькими сторонами: коммуникацией между танцовщиками, непосредственно выражающими сюжет и содержание балета, систему его художественных образов; коммуникацией между отдельными выразительными средствами (музыка, танцовщики и пр.); коммуникацией между артистами (включая, музыкантов) и зрителем. Первые два вида коммуникации позволяют проявиться третьему виду - в котором и заключается смысл балета как спектакля, то есть публичного, коммуникативного, передающего смыслы действия.

Искусство балета - сценически-публично - это творчество, интересующее не только автора балета (балетмейстера, композитора, либреттиста, художника, артистов), но и

зрителей. Искусство - часть духовной культуры всего человечества, и балет как искусство - результат деятельности всего человечества. Балет, как правило, не ориентирован на выражение абстрактных философских рассуждений, он предназначен для демонстрации наиболее простых и тем самым наиболее сложных образов - образов чувственных, эмоциональных переживаний. Искусство балета необычайно популярно во всем мире. Национально своеобразное у каждого народа, оно не требует перевода на другие языки и понятно всем людям, независимо от их места проживания, культуры, деятельности и языка речи.

Таким образом, мы можем сказать, что искусство балета демократично в восприятии, снимает национальные барьеры (хотя восприятие национального балета иной культуры и требует определенной подготовки или знакомства с этой культурой). Танцевальное искусство в балетном театре достигает своего наивысшего развития. Оно соединяется здесь с драматургией, раскрывающей характеры и взаимоотношения, с музыкой в ее высших симфонических формах, с изобразительным искусством в современных достижениях. Синтетическая природа балетного театра, объединяет в едином художественном целом разные искусства.

Неотъемлемой чертой балета является его зрелищность (ведь он предназначен в основном не для медитативного созерцания, подобно предметам изобразительного искусства или архитектуры), которая реализуется через его сценичность. Зрелищную сторону танца составляет еще и его рисунок, или его «орнаментальный узор». Отсюда рождается необходимость его изобразительного оформления и костюма. Балет возникает там, где на основе танца строится спектакль, хореография становится явлением театра. Танец развивается во времени и способен выражать состояния, поступки, действия. Танец несущий действенное содержание, обретает драматургию. Танцевальная драматургия образует действенный стержень балета. Единство сценария и музыки определяют балетную драматургию. Сценарий (либретто) балета обычно дает краткое словесное изложение, идеи, сюжета, конфликта, характеров будущего спектакля. Частью хореографии, наряду с классическим танцем является особое балетное средство выразительности - пантомима.

Большое значение для балета имеет его сюжетность, выражаемая посредством специфической балетной драматургии. Драматургия балета обладает различными внешними и внутренними признаками и зависит от идеи балета, сюжета, конфликта, жанра, стиля произведения. Даже изначально заданная бессюжетная основа балета всегда исполняется последовательно и имеет собственную внутреннюю динамику.

Еще одна особенность балета связана с его литературной основой, текстуальностью действия. На наш взгляд, данная особенность придает балету некую мифологическую составляющую, словесно-символическую основу действа. Сценарная драматургия связывает балет с литературой, поскольку сценарий балета - это словесно изложенный сюжет. Очень часто балетный сценарий создается на основе литературного произведения или источника-эпоса, мифа. Великий Ж. Ж. Новер, балетмейстер, реформатор, теоретик балета, в своей книге «Письма о танце и балетах» подчеркивал значение литературы в балете. Сохранившиеся в современном репертуаре произведения XIX века - балет «Корсар» А. Адана, балет «Эсмеральда» Ц. Пуни, связаны с выдающимися произведениями романтической литературы Д. Байрона и В. Гюго. Знаменитые шедевры П. И. Чайковского имеют сказочнолитературную основу («Спящая красавица» Ш. Перро, «Щелкунчик» Гофмана).

При этом балет во многом опирается на классическое словесное наследие культуры, на базовый культурный слой сакрального текста (классики) -приобщение к миру большой классической литературы. «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (балетмейстер Р. Захаров), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (балетмейстер Л. Лавровский), «Лауренсия»

А. Крейна (балетмейстер В. Чебукиани), «Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого (балетмейстер Б. Фенстер), «Медный всадник» Р. Глиэр (балетмейстер Р. Захаров), «Мирандолина»

В. Василенко (балетмейстер В. Вайонен), «Семь красавиц» К. Караваева (балетмейстер П. Гусев), «Шурале» Ф. Ярулина (балетмейстер Л. Якобсон), «Спартак» А. Хачатуряна (балетмейстер Л. Якобсон) и множество других спектаклей, где на сцене раскрыты образы выдающихся произведений литературы.

Еще одна особенность балета может определяться как каноничность (четкое следование канону). «Языком» балетного спектакля как «теста» является классический танец. Классический танец, это «образцовый» танец, в нем нет места ничему лишнему, ненужному, ведь его система кристаллизовывалась веками. Все движения (pas) несут определенное содержание, каждое па имеет только ему присущую образность, которую можно усилить или ослабить, сделать форте или пиано, но нельзя изменить на противоположную. Некоторые движения несут комический характер, другие - лирический.

Рассматривая балет как феномен культуры, необходимым представляется коснуться соотнесения балета с категориями «массового - элитарного». Неверно представление о том, что балет может воспринимать лишь специально подготовленный зритель. Подготовленный - да, безусловно, но подготовленный каким образом? Ведь подготовленный к восприятию балета зритель вовсе не обязательно хореограф или музыкант; это - человек готовый, что с ним будут говорить не прямым текстом классической драмы, а визуальными образами, пантомимой, языком тела. И музыканту, и танцору, если он не готов воспринимать балет как череду сменяющих друг друга танцевально-музыкальных образов, потребуется либретто.

Способность воспринимать балет - это определенного рода тест на эмоциональную «зрелость» человека, его умение воспринимать и понимать чужие чувства, выраженные не в избитых словах героев мыльных опер, а в образе движения. Именно поэтому классикой балета не стали произведения, посвященные злободневным и частным вопросам (балеты Д. Шостаковича, Ф. Красного и т. д.), которые пытались выразить в них не идею человеческих чувств, а идеологию коммунистического общества. Таким образом, синтезирующая природа балетного искусства заключается также и во взаимопереплетении массово-элитарной составляющей культуры.

Наконец, важным вопросом остается дихотомия «национальное - интернациональное» в балетном искусстве, другими словами проблема привнесения в балет «инокультурных» компонентов. Так, русская балетная школа развивалась все равно в рамках общеевропейской театрально-драматической, музыкальной и хореографической традиций. Однако современный российский (да и мировой) балет демонстрирует привнесение в это целого пласта национальной культуры - национальной и народной музыки, костюмов, танцевальных традиций и пр. Это свидетельствует не о деградации балета, его «разбиении» на классический и национальный, а о том, что балет стал национально-универсальным явлением. Он больше не сложение некоторых искусств в одной культурной традиции, а стал общемировым культурным феноменом, который проявляется даже в тех культурах, которые самостоятельно балет породить не могли.

С точки зрения исследования балета как феномена культуры, мы можем также выделить ряд культурологических подходов, необходимых для раскрытия сущности балетного искусства.

Применение структурно-функционального подхода к исследованию балетного искусства состоит в представлении балета как института художественной жизни общества, сложноорганизованной структуры взаимодействия создателей, распространителей и потребителей искусства. Функциональная составляющая видится в понимании балета как полифункционального феномена, воздействующего на различные сферы социальной действительно сти.

Системный подход применяется при изучении балета как целостной системы синтеза искусств, где все части взаимозависимы и представляют собой не замкнутые подси-

стемы, а гармонично вплетены в общее целое не простым суммированием, а равнозависимым дополнением. Балет надо рассматривать либо как особое искусство, которое хоть и «составлено» из методов танцевального, музыкального, драматургического искусства, но едино и неделимо. Балет в данном случае предстает с одной стороны как динамичное единство своих частей (музыки, драматургии, хореографии, сценографии), а, с другой стороны, - как подсистема некоей метасистемы - единого поля искусства, подсистемы художественной жизни.

Семиотический подход позволяет рассматривать балет как своеобразный текст, фиксируя внимание на его знаково-семиотической составляющей - хореографическом языке. В рамках данного подхода балетное действие предстает как акт коммуникации -передачи смыслов при помощи специфической знаковой хореографической системы.

Синергетический подход состоит в понимании балетного искусства как сложноорганизованного развертывающегося процесса, в котором одни подсистемы (виды, жанры, темы) усиливаются, другие гаснут. Балетное искусство предстает открытой системой, чередующей в своем развитии участки относительного спокойствия и нарастания возбудимости (точек бифуркации), как смена состояний хаоса и порядка, энтропии и ее преодоления (что наглядно подтверждается при исследовании историко-культурной динамики развития западноевропейского и российского балета). Неравномерным в различные эпохи представлялось и соотношение основных компонентов балета как вида искусств: отношения танца и драматургии принципиально не изменились за все время существования балета, хотя весьма серьезно изменились средства выразительности, что проявилось, конечно же, во внешнем драматизме балетного действия, соотношении музыки и танца.

Таким образом, опираясь на интегративную методологию осмысления балета как феномена культуры, мы можем выделить специфику его культурологического прочтения, связанную, на наш взгляд, с функционированием балета как социокультурной системы создания, распространения и восприятия художественных, духовных ценностей, зависимой от комплекса культурно-исторических условий и обстоятельств, в которых эта система существует.

Дарья Олеговна Усанова

Челябинская государственная академия культуры и искусств

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ:

ПРОБЛЕМАТИКА НАСТОЯЩЕГО В РЕТРОСПЕКТИВЕ ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Сегодня вопросы виртуальной реальности привлекают все большее внимание исследователей самых разных дисциплин. Понятие виртуальной реальности стало настолько востребованным и модным, что, кажется, уже трудно отыскать сферу человеческой деятельности, где ему нельзя было бы найти применения. Создается впечатление, что рядом с миром реальным возник новый виртуальный мир. В рамках предлагаемой статьи рассматривается история становления и развития понятия «виртуальная реальность», освещаются подходы современных ученых в интерпретации данного термина.

Ключевые слова: виртуальность, виртуальная реальность, виртуальная культура, постмодернизм, симулякр, гиперреальность.

© Усанова Д. О., 2011.