Меценаты россии. Крупнейшие меценаты современной россии

Если вы хотите знать, какими были самые известные меценаты России , тогда добро пожаловать. Мы уже рассказывали о том, вообще, и откуда произошло это слово.

Вкратце лишь скажем, что меценатами называют тех, кто поддерживает искусство и науку за счет собственных материальных средств.

Безусловно, России знает многих меценатов, чьи имена не известны широким массам. Но мы расскажем о самых известных меценатах России, чей вклад в искусство имел серьезное значение.

Сергей Строганов

Сергей Строганов (1794-1882) был русским государственным деятелем, а также коллекционером и меценатом. Он стал учредителем художественной школы, куда принимали всех талантливых детей, вне зависимости от их происхождения и сословия.

Сергей Строганов

Интересно, что она существует и сейчас, являясь одним из старейших художественных учреждений . Нынешнее ее название — МГХПА им. С. Г. Строганова.

Надо сказать, что Сергей Строганов принадлежал к знаменитой семье русских деятелей XVI-XX веков, многие из которых были меценатами. Их род пресекся в 1923 году.в

Интересен факт, что Строганов был не только почетным членом многих высших учебных заведений, но еще и главным воспитателем императора Александра III.

В его владении было более 80 тыс. душ крестьян, с которыми он обходился по отечески нежно, но и строго. Именно Сергей Строганов был ярым сторонником нравственной жизни крестьян, для чего придумал «Правила о предупреждении и пресечении распутства».

Гаврила Солодовников

Гаврила Солодовников (1826-1901) был одним из самых богатых московских купцов. Являясь мультимиллионером, он отдал на благотворительность около 20 млн. рублей, что было просто баснословной суммой.

Гаврила-Солодовников

Именно на его средства построен Московский театр оперетты (в прошлом – театр на Большой Дмитровке), клиника при МГУ, множество домов для бедных, сиротских приютов и училищ в различных губерниях империи.

Если бы все меценаты России были, как Гаврила Солодовников, тогда народ бы жил значительно лучше. По крайней мере, так считали люди, которым прямо или косвенно помогал богатейший из российских миллионеров.

На момент смерти его состояние оценивалось в 20 977 700 рублей. Интересно, что еще при жизни о нем ходили самые невероятные слухи. Что он, якобы, может надуть самого хитрого купца, и при этом отдать все вырученные деньги на благотворительность.

Историки считают эти слухи необоснованными по причине отсутствия документальных подтверждений. Дело в том, что в 19 веке практически все сделки между предпринимателями осуществлялись не на бумаге, а на словах и рукопожатиях.

Это давало плодотворную почву для того, чтобы спекулировать успешной деятельностью Солодовникова его менее удачливым конкурентам.

Любопытно, что в 2001 году была учреждена Национальная Премия имени купца Гавриила Солодовникова. Это своего рода «Оскар» в торговле, который присуждается наиболее выдающимся менеджерам за вклад в развитие отечественной торговли.

Александр Штиглиц

Александр Штиглиц (1814-1884) — крупнейший российский финансист и известный русский меценат. Будучи сыном придворного банкира, он в 1860 году стал управляющим госбанком России.

Александр Штиглиц

Штиглиц спонсировал многие образовательные проекты российских деятелей культуры. Но наиболее значимым его пожертвованием считается учреждение на его средства в Петербурге Центрального училища технического рисования.

Здесь могли обучаться лица обоих полов. Кроме того, при училище была оборудована великолепная библиотека и музей. Потратив на создание этого заведения более 1 млн. рублей, Штиглиц по праву считал его любимым своим детищем.

Интересен факт, что его завещание часто приводят, как образец заботливости о своих проектах вообще, и лицах принимающих в них участие в частности. То есть, говоря иначе, в своем завещании он не забыл никого и ничто.

Александр Штиглиц известен также тем, что все свои сбережения он хранил в русских банках и фондах. Когда же один из финансистов съязвил относительного того, что это, дескать, ненадежно, Штиглиц ответил:

«Отец мой и я нажили всё состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе всё своё состояние».

Вот уж поистине образец настоящего патриотизма и любви к своей родине. Смело можно сказать, что Александр Штиглиц – это один из выдающихся меценатов России.

Юрий Нечаев-Мальцов

Юрий Нечаев-Мальцов (1834-1913) – известный русский меценат, дипломат и фабрикант. Он финансировал создание многих ремесленных школ для детей из бедных семей.

Юрий Нечаев-Мальцов

К его заслугам относится спонсирование различных медицинских учреждений.

Нечаев-Мальцов основал в городе Владимире Техническое училище имени Ивана Мальцова. Оно считается одним из лучших в Европе по техническому оснащению. Сегодня это Владимирский авиамеханический колледж.

Музей изящных искусств в построен тоже за его счет. Нет возможности перечислить все благотворительные проекты Нечаева-Мальцева, так как их очень много. В их числе храмы, богадельни в различных городах России и музеи.

Получив в 1880 году от своего дяди Ивана Мальцова (родного брата матери) крупное наследство, которое состояло из фабрик и заводов, расположенных в различных губерниях, он к своей фамилии добавил дядину, в результате чего и получилась двойная фамилия Нечаев-Мальцов.

Братья Третьяковы

Третьяковы Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892) – известные купцы и владельцы крупной льняной мануфактуры. Наверняка вам хорошо известна фамилия этих меценатов России потому, что Третьяковская галерея – это один из крупнейших в мире музеев русского искусства.


Братья Третьяковы. Павел (слева) и Сергей (справа)

Действительно, Третьяковская галерея была основа Павлом Третьяковым. В качестве одного из основателей был и его младший брат – Сергей.

Пожертвовав на развитие искусства более 3 млн. рублей, они активно скупали лучшие картины известных художников. В конечном счете, у них образовалась одна из крупнейших коллекций. Третьяковы целиком пожертвовали ее Москве.

Последние слова Павла были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы». Кроме этого, братья спонсировали школу для глухонемых детей, разные художественные училища и консерватории.

Более того, они принимали активное участие в нуждах талантливых художников, всегда стараясь им материально помочь. До сих пор в Москве существует Третьяковский проезд — живописная улица в Китай-городе, которая также основана братьями меценатами.

Савва Мамонтов

Савва Мамонтов (1841-1918) — русский меценат и предприниматель. Вошел в историю главным образом потому, что оказывал существенную поддержку многим художникам. При этом Мамонтов не увлекался коллекционированием.

Савва Мамонтов

Занимаясь строительством железных дорог, в качестве главной предпринимательской деятельности, он начала активно интересоваться культурой.

Однако ни родственники, ни директора железной дороги, ни инженеры не понимали его меценатства и не поддерживали в этих начинаниях.

Интересен факт, что одно из своих поместий он превратил в художественную школу. Савва Мамонтов – это, к сожалению, пример человека, который сделав для России очень многое, кончил жизнь худо.

Потратив на меценатство огромные суммы денег, он влез в кредиты, которые так и не смог погасить. В связи с этим его посадили на несколько месяцев в тюрьму, а тем временем все имущество было описано и распродано в счет погашения задолженностей.

Умерев в скромной квартире, он, казалось бы, навсегда был вычеркнут из жизни любимой им России. Но к концу 20 века его заслуги как мецената были по достоинству оценены, а имя почтительно произносят все искусствоведы.

Козьма Солдатёнков

Козьма Солдатёнков (1818-1901) – меценат России, который по официальным данным за свою жизнь пожертвовал около 5 млн. рублей. Все началось с того, что в 1850-х годах он распорядился из собственных средств выдавать пособия всем жителям деревни Прокунино.

Козьма Солдатёнков

Солдатёнков делал этот в честь памяти своих прародителей. Пособия выдавались при следующих обстоятельствах: любая девушка, когда она выходила замуж, и любой парень, когда отправлялся на службу в армию.

На деньги мецената невеста могла заготовить приданое и сыграть свадьбу. Семья же новобранца, в отсутствие сына, могла приобрести лошадь, корову или же вложить деньги в текущие нужды.

Являясь потомком крепостных крестьян, в 1866 Козьма Солдатенков открывает богадельню, приурочив ее ко дню отмены крепостничества — 19 февраля 1861 года.

За свою долгую жизнь он регулярно выделял крупные суммы денег на разные больницы и дома для вдов и сирот.

Кроме этого, Козьма Солдатенков активно поощрял любое книгопечатание. Современная газета писала, что меценат «тратил бешеные деньги на издание капитальнейших сочинений».

Будучи страстным коллекционером ценных картин, он спонсировал Румянцевский музей (которому он и завещал все свои картины) и Московский университет.

После его смерти газета «Русское слово» писала: «Добродушную фигуру белого как лунь старца с мягко светившимися умными глазами знала вся Москва».

Все современники отмечали не просто выдающиеся способности Солдатенкова, как финансиста, но и прежде всего его высокие нравственные качества.

Москвичи хорошо знали фамилию своего благодетеля, который больше 2 млн. рублей выделил на строительство бесплатной больницы для бедняков «без различия званий, сословий и религий».

Савва Тимофеевич Морозов

Савва Морозов (1862-1905) – известный меценат России и крупнейший предприниматель своего времени. Оказав колоссальную помощь Московскому художественному театру, он начал заведовать его финансовой частью.

Савва Морозов

Именно Савва Морозов впервые ввёл оплату по беременности женщинам-работницам. Рабочие его фабрик боготворили своего работодателя.

Известный режиссер Станиславский сказал как-то меценату: «…внесённый Вами труд мне представляется ПОДВИГОМ, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашёл своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».

Морозов был чрезвычайно образованным и способным человеком. Окончив естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета, он получил диплом химика и поддерживал связь с Дмитрием Менделеевым.

Об этом выдающемся деятеле можно много интересного написать. Особенно интересна с точки зрения истории его связь с революционерами, а также . Что же до предпринимательского опыта Саввы Морозова, то его до сих пор используют на западе в качестве эталона.

Будучи страстным трудоголиком, он писал:

«Не согласен я с Декартом в его формулировке: «Мыслю, следовательно существую». Я говорю: работаю, значит, существую. Для меня очевидно, что только работа расширяет, обогащает мир и сознание».

Меценаты Бахрушины

Бахрушины - династия московских предпринимателей и одних из известнейших меценатов России. В 1887 году на Сокольничьем поле они построили больницу для страдающих неизлечимыми заболеваниями.


Бахрушины - династия московских предпринимателей и меценатов

В 1893 году при больнице был построен дом для призрения неизличимо больных. В 1895 они выделили 600 тысяч рублей на строительство в Сокольничьей роще бесплатного детского приюта для бедных и сирот православного вероисповедания.

В 1888 году на Софийской набережной был построен «дом бесплатных квартир» для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек. При доме действовали два детских сада, начальное училище для детей, мужское ремесленное училище и профессиональная школа для девочек. В 1901 году был построен городской сиротский приют.

Полмиллиона рублей были пожертвованы на приют-колонию для беспризорных детей в Тихвинском городском имении в Москве.

В 1913 братья Бахрушины снова выделили огромную сумму денег для постройки больницы, роддома и амбулатории в Зарайске.

Александр и Василий Алексеевичи Бахрушины еще при жизни стали почетными гражданами Москвы за свою широкую меценатскую деятельность.

Что же, надеемся, что теперь вы знаете, какие меценаты России стали самыми известными в истории. В наше время дело с благотворительностью обстоит немного иначе. Но об этом мы поговорим в другой раз.

Если вам нравятся из разных областей знания – обязательно подписывайтесь на сайт сайт в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Русские меценаты.

Русские меценаты. Сегодня мы разберем такую тему как русские благотворители или меценаты. Узнаем кто же такие меценаты. Познакомимся с великими меценатами России и узнаем много нового.

А кто же такие меценаты? Меценат - лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

Со временем меценатами стали называть богатых покровителей культуры, искусства и науки. Многие из них вошли в историю культуры наравне с выдающимися художниками, писателями, актерами, ибо способствовали развитию их творчества, процветанию искусства, приобщению широких масс к лучшим культурным достижениям. В качестве яркого примера меценатства можно привести семейство Медичи, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. Наибольшую известность они приобрели как спонсоры самых выдающихся гениев эпохи Возрождения.

Развитие меценатства в России началось с XVIII, а во второй половине XIX века наступил его расцвет. В загородных дворянских усадьбах, в городских дворцах собирались замечательные коллекции памятников российского и западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Среди известных русских меценатов значатся Мамонтов, Морозов, Рябушинский, Бахрушин и Третьяковы.

Морозов Савва Тимофеевич Наверное, не сыскать было в России в конце XIX века более богатой семьи, чем Морозовы. И этим сказочным богатством они щедро делились со своим народом.

Русская духовность - особая. Только русский может, умирая от голода, отдать другому единственный малый кусок хлеба. А уж если «кусков» у него много, если человек много трудится и много имеет, то отдавать - это было уже потребностью.

Семья купцов Морозовых была в России очень известна. У «Богородского первой гильдии купца» Саввы Васильевича Морозова (Саввы первого, потом род продолжился самым известным Морозовым - Саввой Тимофеевичем) было пятеро сыновей, от которых пошли четыре ответвления знаменитого морозовского дела. Тимофей Саввич стал владельцем Никольской мануфактуры, Елисей и Викула - Орехово-Зуевской, Захару Саввичу принадлежали Богородско-Глуховские фабрики, а Абраму Саввичу - Тверские.

Все Морозовы были щедрыми жертвователями. Десятками тысяч рублей поощряли они деятелей культуры и искусства. Как мы уже говорили, Савва Тимофеевич (второй) поддерживал Московский художественный театр. Его брат Сергей Тимофеевич стал основателем Кустарного музея в Леонтьевском переулке в Москве. Морозовы субсидировали газеты «Голос России» и «Русское слово».

Сегодня в подмосковном городе Орехово-Зуево, который был вотчиной славного семейства, нет не то что памятника, но даже бюста Морозовым, ни одна улица не названа их именем. А ведь они трудились отнюдь не только для себя и оставили роскошное промышленное и художественное наследие. Но главное даже не в этом, а в том, что эта семья, как, впрочем, и семьи других русских меценатов, может служить примером трудолюбия, целеустремленности, уверенности и успеха.

Подведем итог. Русские меценаты по нашему мнению великие люди и также их можно даже назвать личностями, веди жертвуя определенную сумму денег, они делали пусть порой не великий, но весомый вклад в науку и культуру своей родины, и пусть они не делали каких то грандиозных вещей, великими людьми их назвать точно можно, скажу больше великими личностями!

Завершая разговор о русском искусстве "серебряного века", нельзя не вспомнить о меценатах , о людях которые любили, ценили и понимали искусство, сохраняли его и стремились подарить его людям.

То, чем сейчас владеют музеи, они обязаны поискам и открытиям энтузиастов, собирателей, меценатов. Тогда не было никаких государственных программ и планов. Каждый коллекционер собирал то, что ему нравилось, как умел систематизировал, иной раз исследовал и публиковал. Но последствия этой стихийной деятельности поистине грандиозны: все фонды музеев дореволюционной России были составлены из собраний, скрупулезно подобранных, осмысленных и согретых сердцем русских коллекционеров . Благодаря их деятельности наши музеи располагают уникальными произведениями искусства разных времен и народов.

Мы не имеем возможности перечислить хотя бы небольшую часть истинных любителей искусства, подвижников, энтузиастов, их было много по всей великой России, скажем коротко лишь о немногих, продолжателях дела Строгановых, Румянцева, Шувалова, Юсупова, Шереметева и др.

Серья Морозовых

Начнем с Морозовых . Эта семья, разделившаяся на несколько самостоятельных ветвей, сохраняла значительное влияние и в развитии отечественной промышленности, и в благотворительных культурных начинаниях. Алексей Викулович Морозов (1857-1934) собрал прекрасную коллекцию фарфора . В его же особняке хранились изделия из стекла, гравированные портреты, литографии, древние иконы. После революции собрание А. В. Морозова было национализировано, сам владелец оставлен хранителем. К 1930-м гг. коллекция разошлась по разным музеям, значительная ее часть осела в музее керамики в усадьбе Кусково.

Михаил Абрамович Морозов (1870-1903), старший из братьев Морозовых, сыновей основателя Тверской мануфактуры производства хлопчатобумажных тканей. Он закончил историко-филологический факультет Московского университета, и даже читал лекции в нем под псевдонимом "Михаил Юрьев", издал свои исторические сочинения. Много бывал за границей, любил Париж. В Москве он был широко известен. Он был гласным городской думы, избирался почетным мировым судьей, председателем купеческого собрания. В Успенском соборе Кремля состоял старостой, занимался исследованием этого уникального памятника старины, финансировал реставрационные работы.

Морозов принимал участие в деятельности целого ряда общественных организаций:

  • Общества любителей художеств,
  • Общества литераторов и ученых,
  • Русского музыкального общества,
поддерживал их деньгами.

Жертвовал немалые деньги на поддержку Московской консерватории и Строгановского училища. Откликнулся на призыв профессора И. В. Цветаева и взял на себя расходы по созданию зала искусства Греции.

Человек разносторонний, увлекающийся, М. Морозов был страстным любителем сцены, выступая с отзывами на театральные постановки, и коллекционером картин (ныне - музей им. А. С. Пушкина).

Сначала он приобрел полотна своих друзей - московских художников К. А. Коровина, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, В. А. Серова. Потом увлекся искусством импрессионистов и постимпрессионистов. Он раньше других собирателей оценил Гогена и Дега, Ван Гога и Ренуара.

Его коллекция насчитывала около 100 картин русских и зарубежных художников , а также более 60 старинных икон . Среди картин были такие шедевры, как

  • "Царевна Лебедь" Врубеля,
  • "Портрет Мики Морозова" Серова,
  • "Кабачок" Мане,
  • "Море в Сен-Мари" Ван Гога.

Коллекция размещалась в обширном особняке на Смоленском бульваре. Морозов был известным хлебосолом, у него собирались шумные компании художников, артистов, они знакомились с его коллекцией картин.

Михаил Абрамович прожил недолго - неизлечимо больной он умер в 33 года. Его вдова передала большую часть коллекции в Третьяковскую галерею. Полотна западноевропейских мастеров вошли в состав Музея изобразительных искусств и Эрмитажа.

После смерти брата его дело продолжил брат Иван Абрамович Морозов (1871-1921), который получил высшее образование в Цюрихском политехникуме, сам занимался живописью и рисунком. Он приобретал полотна Сислея и Писарро, Ренуара и Ван Гога, и, конечно, картины Коровина и Левитана. Уже через несколько лет в его собрании было свыше 250 произведений новейшей французской живописи, в том числе знаменитые полотна Ренуара "Купание на Сене", "Портрет Жанны Самари" и "Девушка с веером", Ван Гога "Красные виноградники в Арле" и "Пейзаж в Овере после дождя", Пикассо "Акробат на шаре", произведения Гогена, Боннара, Сезанна, Матисса. Можно было сказать, лучшие произведения парижских мастеров оказывались в руках у И. А. Морозова. Ни один из европейских собирателей, ни один из западных музеев не обогащал своих коллекций с такой энергией и стремительностью.

Для размещения своего собрания Морозов в 1899 г. приобрел в Москве на Пречистинке просторный особняк. К сожалению, коллекция И. А. Морозова была недоступна для осмотра в силу характера и склонностей владельца. В 1918 г. в период национализации, морозовская галерея послужила основой для создания "Второго музея новой западной живописи", где владелец оставался заместителем директора. Но вскоре семья Морозовых уехала за границу, Иван Абрамович умер по пути в Карлсбад, куда направлялся на лечение.

Петр Ивнович Щукин (1853-1912)

Промышленник, коллекционер и меценат из именитой купеческой семьи Петр Ивнович Щукин (1853-1912) был страстным собирателем образцов старого быта и искусства России, подобно П. П. Свиньину, П. Ф. Коробанову, М. И. Погодину, А. П. Бахрушину. Кроме предметов декоративно-прикладного искусства царских мастерских и крестьянских ремесленников, в его коллекции находились личные архивы видных государственных деятелей, представителей русской знати, науки, культуры (графов Воронцовых, богачей Демидовых и др., письма Тургенева, генерала Скобелева, список радищевского "Путешествия из Петербурга в Москву" и т. д.).

Для размещения значительной по объему и разнообразной по составу коллекции построил специальное здание на Малой Грузинской улице. С 1895 г. частный музей П. И. Щукина открылся для исследователей и всех любителей старины. Здесь писал этюды для картины "Степан Разин" В. И. Суриков, изучал планы Москвы XVII в. А. М. Васнецов.

В 1905 г. Петр Иванович все свое собрание вместе с домом, библиотекой, картинной галереей принес в дар Историческому музею. Сейчас в этих зданиях размещен Биологический музей им. К. А. Тимирязева.

Собирательством в семье Щукиных занимались и другие братья: Николай, Петр, Иван и Сергей. Так Сергей Иванович Щукин (1854-1936) пошел неизведанным путем: он начал собирать полотна французских импрессионистов и постимпрессионистов, которые тогда вызывали насмешки и недоумение. Щукин полагался на собственное чутье, которое его не подводило. Щукинская галерея насчитывала до 250 произведений , 40 из них принадлежали Матиссу. Здесь были картины Моне, Сислея, Пюви де Шаванна, Марке, Ван Гога, Гогена, Руссо, Сезанна, Синьяка, Тулуз-Лотрека, Пикассо.

С 1910 г. его галерея открылась для публичного посещения и стала популярным центром современного искусства. Здесь, в стенах особняка на Знаменке, побывали все московские художники того времени. М. С. Сарьян вспоминал: "...Щукин, у которого было богатое собрание французской живописи, устраивал у себя вечера, на которых лучшие московские музыканты исполняли произведения Скрябина, Меттнера, Рахманинова. У Сергея Ивановича мы с огромным интересом смотрели работы Ренуара, Сислея, Моне, Ван Гога, Гогена и других более молодых художников".

Собрание Щукина оказало влияние на московских художников, которые создали особую школу русского авангарда. Когда галерея была национализирована, Сергей Иванович стал Директором и хранителем, но вскоре семья Щукиных выехала за границу - сначала в Германию, затем во Францию. Он дожил до преклонных лет и похоронен в Париже на Монмартрском кладбище.

Мария Клавдиевна Тенишева (1864-1928)

Замужество Марии Клавдиевны Тенишевой (1864-1928) в 1892 г. за князем В. Н. Тенишевым, человеком образованным и богатым, положило начало ее благотворительности. Тенешева, человек одаренный (после гимназии училась в парижской оперной студии), не связала судьбу с артистическими подмостками, а стала меценатом в окрестностях имения Тенишевых - Талашкино, в Смоленском крае. Ею была основана рисовальная школа в Смоленске, творческая студия в Петербурге. Она финансировала журнал "Мир искусства", оказывала поддержку выставке передвижников в Смоленске. В дар только что учрежденному Русскому музею она приносит 500 рисунков и акварелей из личного собрания, субсидирует археологические раскопки в Новгороде, и, наконец, создает художественные мастерские в Талашкине по примеру подмосковного Абрамцево, и там же устраивает музей народного искусства "Русская старина". В Талашкине работали В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, Н. К. Рерих, В. А. Серов и другие видные художники тех лет.

В 1918 г. Мария Клавдиевна уехала за границу. Последнее свое французское десятилетие она посвятила работе в технике выемчатой эмали, которую освоила еще в Талашкине. В Париже, Риме и Праге с успехом прошли ее выставки. Она умерла в апреле 1928 г. и похоронена на кладбище Сен-Клу под Парижем.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)

Неоценим вклад в дело сохранения произведений искусства Павла Михайловича Третьякова (1832-1898). Он, как и многие меценаты, происходил из купеческой среды, Третьяковы торговали льняным полотном. Третьякова-коллекционера интересовала русская художественная школа. В его коллекции появились работы В. И. Якоби, А. К. Саврасова, М. П. Клодта, В. Г. Перова. Особое внимание уделял Третьяков современным ему художникам реалистического направления - передвижникам. Наиболее полно в его собрании представлены Перов, Крамской, Репин, Суриков. Попутно галерея пополнялась работами мастеров XVIII - 1-й половины XIX вв.

В рамках частного собрания Третьякова началось создание "русского пантеона" - портретов знаменитых соотечественников. Павел Михайлович приобретал имеющиеся портреты и заказывал новые ведущим портретистам времени: Перову, Крамскому, Репину, Ге и другим.

Для своей быстро растущей коллекции Третьякову пришлось строить специальное здание в замоскворецком переулке. Художник М. В. Нестеров вспоминал: "Мы, тогдашние юнцы, ученики Училища живописи и ваяния хорошо знали дорогу в Лаврушинский переулок... Мы шли туда, как домой". В августе 1892 г. П. М. Третьяков подал в Московскую городскую думу Предложение о передаче всех своих художественных ценностей в дар Москве. В собрании Третьякова насчитывалось 1287 произведений живописи и 518 графики, а также 75 картин европейских мастеров (собрание незадолго до того умершего С. М. Третьякова). 15 августа состоялось официальное открытие "Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".

Остроухов Илья Семенович (1858-1929)

Многим обязаны потомки таким меценатам, как художник из купеческой семьи Остроухов Илья Семенович (1858-1929), который создал частный музей изобразительного , открытый с 1890 г. для всех желающих, ученый дворянского происхождения Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович (1827-1914), который собрал всемирно известную коллекцию картин преимущественно голландских и фламандских мастеров (свыше 700 полотен) и уступил ее Императорскому Эрмитажу, хотя зарубежные коллекционеры предлагали большие деньги за нее.

Другие меценаты

Сравнимую с Третьяковской коллекцию русского изобразительного искусства собрал издатель, благотворитель из купеческой семьи Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901). Знатоком иконописания и собирателем русских древностей был Георгий Дмитриевич Филимонов (1828-1898), имеющий историко-филологическое образование из семьи полтавского помещика, он был хранителем Оружейной палаты и Румянцевского музея, автором многих трудов, посвященных изучению и систематизации памятников искусства.

Произведения Брюллова, Федотова, М. Воробьева, Маковского, Репина, В. Васнецова, Поленова входили в "Цветковскую галерею", расположенную на Пречистинской набережной, которая включала в себя свыше 1800 произведений искусства и была собрана сыном священника, служителем банка Иваном Евменьевичем Цветковым (1845-1917).

Созданию Московского музея изящных искусств Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), сын сельского священника, а затем глава кафедры истории и теории искусств в Московском университете, которому отдал большую часть жизни. Он сумел организовать силы государственных деятелей, ученых и меценатов для благородного дела. Так автор проекта и строитель здания архитектор Р. И. Клейн безвозмездно трудился над созданием музея.

Открытие музея было приурочено к празднованию 100-летия юбилея Отечественной войны 1812 г. Первым посетителям была явлена уникальная, самая представительная в Европе коллекция слепков, памятников скульптуры и фрагментов архитектуры от древнейших времен и включая эпоху Возрождения. Музей открывал любителям искусства богатейшую панораму мирового классического наследия.

Ныне, пополненный многими коллекциями, собраниями картин выдающихся художников, цветаевский музей изящных искусств - Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина являет собой второй, вслед за Эрмитажем, музей мирового искусства в России.

Профессиональными благотворителями называли владельцев кожевенных и суконных предприятий Бахрушиных, настолько широко и постоянно они выделяли средства от своих доходов на цели благотворительности, на поддержку культурных и общественных начинаний.

На земле Бахрушиных и на их деньги (50 тыс. рублей) был построен театр Корша (ныне филиал МХАТа).

Славный представитель этого семейства Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904) посвятил себя коллекционированию книг и старинных вещей, коллекция которых по его завещанию поступила в Исторический музей.

Находились меценаты, которые поддерживали новые течения в искусстве. Так на средства Николая Павловича Рябушинского , сына фабриканта, внука предприимчивого крестьянина, издавался журнал символистов "Золотое руно" (1906-1910). Это был дорогой, красочный журнал, в котором было три отдела: художественный, литературный и музыкальный. В журнале сотрудничали М. Врубель, Борисов-Мусатов, Блок, Белый и многие другие. О роскоши журнала свидетельствует то, что качественные иллюстрации прикрывались тончайшей шелковой бумагой, подписчикам журнал доставлялся в футляре с золоченым шнуром. Сначала журнал выходил на русском и французском языках. Расходы на журнал превышали доходы, а кризис символизма в 1910 г. положил конец этому изданию, к тому же в 1909 г. Н. Рябушинский разорился.

Читатели журнала могли познакомиться с творчеством художников "Мира искусства" , мастерами прошлого, представителями "новой волны", например, П. Кузнецова и В. Милиоти ("Голубая роза"), с творчеством поэтов-символистов, музыкальными новинками. "Золотое руно" Рябушинского явилось зеркалом целой эпохи короткой, но значительной в развитии русского искусства.

На средства же Рябушинского была организована выставка "Голубой розы" (1907), а потом выставки под названием журнала "Золотое руно" (1908, 1909, 1910).

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

Огромный вклад в развитие русского искусства внес Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) , крупный железнодорожный промышленник, человек разносторонне одаренный (замечательно пел, занимался скульптурой), большой знаток и ценитель искусства. В 1870-1890-е гг. его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни. Здесь жили и работали лучшие художники того времени (Поленов, Репин, Антокольский, братья Васнецовы, Нестеров, Врубель, Коровин, Суриков, Остроухов, Серов и др.), с которыми сам Мамонтов был в дружеских отношениях ("Абрамцевский /мамонтовский/ художественный кружок"). Особенностью содружества было то, что в него входили художники различных направлений, но объединенных интересом к русской истории, желанием возродить и прославить русское искусство.

Художников в Абрамцево привлекали возможность творческого общения, свобода деятельности, атмосфера доброжелательности, царившая в доме Мамонтовых и благотворно влиявшая на их творчество. Здесь создавались солнечные пейзажи В. Д. Поленова, В. М. Васнецов писал в Абрамцево "Аленушку" и "Трех богатырей", И. Е. Репин работал над картиной "Не ждали", сделал многочисленные эскизы к "Крестному ходу", первые эскизы к "Запорожцам". Абрамцевский пейзаж вошел в картину М. В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Молодой Серов написал в столовой мамонтовского дома портрет старшей дочери Мамонтовых Веры, вошедший в историю искусства под названием "Девочка с персиками".

При содействии Саввы Ивановича и его жены Елизаветы Григорьевны были созданы художественные мастерские , развивавшие традиции народного творчества керамики и резьбы по дереву.

В 1919 г. абрамцевская усадьба была национализирована. Здесь был создан музей . Его организатором и первым заведующим стала младшая дочь Мамонтовых Александра Саввична. В 30-е гг. здесь создали поселок художников, где жили и работали такие замечательные мастера, как И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, Б. В. Иогансон, И. И. Машков, В. И. Мухина и многие другие.

Невозможно представить музыкальную жизнь конца XIX - начала XX вв. без Московской частной оперы, основанной С. И. Мамонтовым в 1885 г. и просуществовавшей до 1904 г.

В 1899 г. Мамонтов разорился и угодил в долговую тюрьму. К сожалению, многие, кто был ему обязан моральной и финансовой поддержкой, забыли о нем. Пожалуй, лишь Шаляпин не отрекся от него и продолжал в концертах делать ему посвящения.

Благотворительность и меценатство

Российских предпринимателей ......................................................................3

Глава 2: XIX - начала XX в.в .................6 Глава 3:

Первопричины развития благотворительности………………………..12

3.1.Высокая нравственность, осознание общественного

долга предпринимателей благотворителей……………………………….13

3.2. Религиозные побуждения ……………………………………………...14

3.3. Патриотизм русских деловых людей………………………………….15

3.4. Стремление к социальным льготам, привилегиям…………………17

3.5. Интересы предпринимательского дела……………………………….18

Глава 4:

Меценатами не рождаются………………………………………………..…19

Заключение.........................................................................................................21 Список литературы...........................................................................................23

Введение.

Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. «Горят» театры и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные. Как объективную реальность надо признать последовательное сокращение числа читающих и объема читаемой литературы.

В Москве, как и Руси вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.

Анализ сферы благотворительности в дореволюционной России позволяет связать сущность благотворительности с еще одним известным феноменом-милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами П.В.Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами. Теперь она предстает перед нами как обитель милосердия… Представители разных сословий - имущие и бедные - отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие».

1. Благотворительность и меценатство Российских предпринимателей

Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Дословный смысл слова – благотворительность - творить благо,добро. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные.

Ведущее место в истории благотворительности и меценатства России занимали отечественные предприниматели – обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки. Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью отечественных деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, - это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчёта. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители отечественного делового мира, и благотворительность стала в определённом смысле исторической традицией российских предпринимателей. Истоки благотворительности российских деловых людей уходят в глубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из «Поучения Владимира Мономаха»: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека». В первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне. Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на «помощь бедным» объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати «отличиться» в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров. Именно последним обстоятельством объясняется тот факт, что иногда благотворительные заведения возводились в виде великолепных дворцов. К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметевский Странноприимный дом, построенный в Москве известными архитекторами Дж.Кваренги и Е.Назаровым, Вдовий дом (архитектор И.Жилярди), Голицынская больница (архитектор М.Казаков) и многие другие.

Со второй половины XIX века с развитием капитализма ведущее место в российской благотворительности перешло к буржуазии (промышленникам, фабрикантам, банкирам), как правило, выходцам из состоятельного купечества, обуржуазившихся дворян и предприимчивых крестьян – к третьему или четвёртому поколению предпринимателей, начавших свою деятельность в конце XVIII– в начале XIX века. К концу XIX столетия это уже были в массе своей люди интеллигентные и высоконравственные. Многие из них обладали тонким художественным вкусом и высокими художественными запросами. Они прекрасно осознавали, что для процветания страны и собственного бизнеса в условиях рыночной конкуренции необходимо активное участие в социальной жизни общества, в развитии науки и культуры, поэтому использовали накопленные средства не только на развитие бизнеса и личного потребления, но и на благотворительность, помогая решать многие общественные проблемы. В частности, в условиях крайней поляризации богатства и бедности в дореволюционной России филантропическое предпринимательство становилось своего рода «регулятором» социального равновесия, определённым средством устранения общественной несправедливости. Конечно, нищету и отсталость благотворительностью ликвидировать было невозможно, и это прекрасно сознавали предприниматели, но они стремились хоть как-то помочь «ближнему своему» и таким образом «облегчить душу себе».

В результате широкой и разносторонней деятельности отечественных предпринимателей в стране родились целые династии, на протяжении нескольких поколений сохранявшие репутацию видных благотворителей: Крестовниковы, Боевы, Тарасовы, Колесовы, Поповы и другие. Исследователь С.Мартынов называет имя самого щедрого русского благотворителя, крупного предпринимателя конца XIX века Гаврилы Гавриловича Солодовникова, который из общей суммы наследства в 21 млн.руб. свыше 20 млн. руб. завещал на общественные нужды (для сравнения: пожертвования всего дворянства, включая царскую семью, за 20 лет не достигли 100 тыс.руб.).

При этом благотворительность предпринимателей в дореволюционной России имела свои особенности. На протяжении многих веков деловые люди традиционно вкладывали средства преимущественно в строительство церквей. Церкви продолжали строить и в XIX , и в начале XX века, но с конца прошлого столетия главное соперничество между богатыми предпринимателями проходило в социальной сфере под девизом: «Кто больше для народа сделает».

Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.

2. Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в.

Меценатство Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918) было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

Российские предприниматели 19 века относились к своему делу иначе, чем западные предприниматели. Они считали его не столько источником доходов, сколько миссией, которая была возложена на их плечи Богом или судьбой. В купеческой среде считалось, что богатство должно использоваться, поэтому купцы занимались коллекционированием и благотворительностью, которая рассматривалась многими как предназначение свыше.

Большинство предпринимателей тех времен являлись достаточно честными коммерсантами, считавшими меценатство чуть ли не своей обязанностью.

Именно за счет меценатов в России появлялись музеи и театры, крупные храмы и церкви, а также обширные коллекции памятников искусства. При этом российские меценаты не стремились предавать свое дело огласке, напротив – многие помогали людям при условии, что их помощь не будет афишироваться в газетах. Некоторые меценаты даже отказывались от дворянских титулов.

Расцвет меценатства, начавшегося в России с 17 века, наступил во второй половине 19 века. Городские дворцы и загородные дворянские усадьбы были переполнены обширными библиотеками редких книг и коллекциями западноевропейского/российского искусства, которые их владельцы подарили государству.

Известные меценаты

Одним из наиболее известных меценатов России был Савва Мамонтов, происходивший из старинного купеческого рода. Благодаря ему построили одну из первых железных дорог на территории России, соединившую Сергиев Посад с Москвой. Также Мамонтов часто принимал у себя художников, которых он поддерживал, заказывая у них дорогие работы. Меценатство Мамонтова распространялось и на музыку – именно он учредил Частную русскую оперу. В Частной русской пел легендарный Федор Шаляпин, талант которого впервые открыли в этом музыкальном учреждении.

Еще одним меценатом 19 века являлся Савва Морозов, оказывающий материальную поддержку больницам, приютам, культурным заведениям и нуждающимся студентам. Не отставал от него и Павел Третьяков, основавший Третьяковскую галерею, собравший огромную коллекцию русских картин и опекавший Арнольдовское училище глухонемых детей. Кроме того, Третьяков вносил крупные пожертвования семьям солдат, погибших во время русско-турецких и Крымской войн.

Остались в памяти людей и такие меценаты, как Митрофан Беляев, Василий Тредиаковский, Иван Остроухов, Алексей Бахрушин и Степан Рябушинский. Людей, преданных меценатству, всегда было мало, однако каждый из них свято верил в благое дело и стремился исполнять его со всей своей ответственностью.