История, деятельность и перспективы развития Астраханской государственной картинной галереи им. Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина

Астраханская картинная галерея началась с энтузиазма частного коллекционера, имя которого она сейчас и носит - Павла Михайловича Догадина, именно он вознамерился еще в 1916 году принести свою коллекцию в дар городу. Сегодня это одна из лучших галерей Поволжья, она размещается в бывшем доме-усадьбе купца И.Н. Плотникова, построенном в 1905-1909-х годах и являющимся памятником архитектуры.

История

Картинная галерея была основана 15 декабря 1918 года Павлом Михайловичем Догадиным, инженером из семьи астраханских купцов. Он коллекционировал предметы искусства конца 19 - начала 20 века и после революции подарил свою коллекцию городу. В коллекцию входило более 130 произведений русской живописи и графики, а также автографы исторических деятелей, писателей, музыкантов и семейная библиотека. Кроме коллекции был передан и собственный дом Павла Михайловича (ныне это дом по адресу: Красная Набережная, 39).

Культпросветотдел Астраханского губернского исполнительного комитета принял произведения искусства и занялся созданием рабочего художественного музея, который и был открыт 15 декабря под названием «Картинная галерея и музей Совета Профессиональных Союзов Астраханского края имени основателя П.М. Догадина». В числе организаторов музея, кроме Догадина, были астраханские художники Власов, Котов, Токарев, педагог Перов и другие.

Одновременно с коллекцией Догадина в галерею поступили еще две частные коллекции - австро-венгерского вице-консула в г. Астрахани Отто фон Виблингера (фарфор, стекло, живопись, скульптура) и семьи Сапожниковых, богатых астраханских рыбопромышленников.

С 1918 года галерея размещалась в доме Догадина, но дом уже не мог вмещать растущее собрание, и в 1921 году оно было перемещено в более обширный особняк, бывший дом купца И.Н. Плотникова, где и находится в наше время.

В 1993 году был открыт первый филиал галереи - Дом-музей поэта В. Хлебникова, а в 2002 году второй филиал - Художественно-мемориальный музей живописца Б.М. Кустодиева, где собрана коллекция произведений русского и советского изобразительного искусства.

За годы своего существования музей менял название - с 1922 по 1928 годы - Астраханская картинная галерея, с 1929 по 1948 годы - Астраханская государственная картинная галерея, с 1949 по 1957 годы - Астраханская областная картинная галерея, а в 1958 году постановлением Совета Министров РСФСР ей было присвоено имя Б.М. Кустодиева, который к собранию самого музея не имел отношения. И только в 2008 году было решено вернуть галерее имя П.М. Догадина.

Экспозиция

В галерее можно ознакомиться с коллекцией произведений живописи и графики представителей отечественного искусства с древнерусского периода (иконы 16 века) и до наших дней, а также с произведениями зарубежного искусства. Экспозиции размещаются в 23-х залах купеческого особняка на общей площади в 1200 кв. метров и разделены на три составляющие: русское искусство, современное искусство и зарубежное искусство. Собрание галереи составляет более 19 тысяч единиц хранения.

Отдел русского искусства располагает небольшой, но интересной коллекцией древнерусского искусства, в которую входят иконы 16-19 веков (здесь также хранятся створки входных врат Астраханского Успенского собора, являющиеся образцом русского прикладного искусства конца 17 - нач. 18 вв.). В отделе представлены работы замечательных портретистов Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, картины А. Венецианова, И. Левитана, А. Саврасова, И. Репина, М. Нестерова, К. Коровина, Б.М. Кустодиева (22 живописных произведения и более 100 графических листов), И. Горюшкина-Сорокопудова, П. Власова и других. В экспозиции представлены и произведения русских скульпторов конца 18 – начала 20 веков: Ф. И. Шубина, Ф. Ф. Щедрина, М. И. Козловского, И. П. Витали, В. И. Демута-Малиновского и других.

Отдел современного искусства (до 1990-х годов отдел советского искусства) сформировался к 1939 году. Он включает в себя произведения искусства, выполненные начиная с 1910-х годов. Собрание разнообразно в жанровом и тематическом отношении и включает два этапа: искусство советского периода и современный период. В собрание входят работы художников «русского авангарда», произведения художников, входивших в творческие объединения начала 20 века «Бубновый валет» и «Голубая роза». Отдельное место в собрании занимают произведения астраханских мастеров.

Существующие экспозиции отдела зарубежного искусства были сформированы в 2009 году, они располагаются в 4 залах двухэтажного корпуса бывшего служебного флигеля усадьбы Плотникова. Здесь представлены произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства начиная с 17 века. Коллекция живописи в основном сложилась к 1980 годам, её первые экспонаты (работы французских художников второй половины 19 века) были подарены основателем картинной галереи Павлом Михайловичем Догадиным. В коллекции имеются произведения европейского искусства немецких, австрийских, итальянских мастеров 17-19 веков, принадлежавшие семье рыбопромышленников Сапожниковых и внештатному представителю австрийской торговой миссии в Астрахани Отто Яковлевичу Виблингеру. Экспозиция западноевропейского декоративно-прикладного искусства включает также изделия 18-19 веков, переданные в 1929 году из Государственного музейного фонда. В отделе также располагается Гравюрный кабинет (открытый в 2009 году). Кабинет посвящен Ивану Акимовичу Репину (1841-1908) - библиофилу, коллекционеру и меценату, подарившему в 1926 году свою библиотеку Астрахани. В составе подаренной коллекции находилось около 10 тысяч гравюр основных западноевропейских школ 16-19 веков. В том числе монументальный опус «Люксембургской галереи», награвированный по живописи П. П. Рубенса (1577-1640), знаменитые «виндзорские» портреты Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543), произведения исполненные в технике цветного пунктира Франческо Бартолоцци (1727-1815), произведения знаменитых итальянских художников и граверов Федерико Бароччи (1535-1612) и Джованни Пиранези (1707-1778), гротесковый лист Петруса ван дер Хейдена (1530-1576) по рисунку П. Брейгеля старшего «Кухня тучных», эстампы ранних немецких литографов и другие работы.

Астраханская Государственная картинная галерея носит имя выдающегося астраханца - Павла Михайловича Догадина (1876-1919). Выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве, Павел Михайлович в 1918 г. передал в дар родному городу свое уникальное собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель, а также небольшой особняк по Набережной р. Кутум, № 39, где его коллекция размещалась первоначально.

Галерея располагается в здании бывшей усадьбы И.Н. Плотникова, являющемся одним из красивейших городских зданий, при этом с очень непростой судьбой.

Роскошный особняк в три этажа был построен на Биржевой улице (сегодня ул. Свердлова) в 1906-1908 годах Иваном Николаевичем Плотниковым, происходившим из уважаемого купеческого рода. Его отец, купец-рыбопромышленник, почетный гражданин города, Николай Иванович Плотников, прославился сооружением в Астрахани Зимнего театра (сегодня драматический театр) .

Иван Николаевич Плотников был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургский технический университет по специальности инженера-технолога. С 1893 по 1905 годы он исполнял должностные обязанности городского головы. Являлся председателем комиссии по наблюдению за сооружением храма Святого равноапостольного великого князя Владимира .

С 1918 г. в нежилом помещении дома некоторое время размещался санитарный отдел, ведающий всеми лазаретами. А в 1925 году особняк Плотниковых был полностью национализирован.

Достоверных сведений о дальнейшей судьбе некогда богатейшей астраханской семьи нет. Впрочем, в Астрахани можно услышать притчу о том, что после того, как особняк был отобран у Плотниковых, они еще какое-то время жили в нем на чердаке, зарабатывая на жизнь подсобными работами в картинной галерее, а после расстрела большевиками Ивана Николаевича, уехали из Астрахани.

С 1941 по 1944 гг. коллекция находилась в консервации. В здании картинной галереи были развернуты сначала эвакогоспиталь комитета обороны, затем госпиталь НКВД для военнопленных. Только к концу 1943 г. музей вновь вступил в права хозяина плотниковского особняка.

В течение десятилетий собрание галереи пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также предметами из частных коллекций уберите двоеточие астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула австро-венгерской торговой миссии Отто Яковлевича Виблингера (1857-?), купца-мецената Ивана Акимовича Репина (1841-1908), собирателя Александра Александровича Перова, художницы и педагога Евдокии Иродионовны Нешмониной (1871-1961) , семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника Мая Петровича Митурича-Хлебникова (1925-2008) и др.

Галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе и знаменитые астраханцы - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), дом-музей которого расположен неподалеку, и Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954).

Сегодня фонды музея хранят более 19 тыс. художественных предметов. Среди них собрание икон XVII-XIX вв., живописные полотна Федора Степановича Рокотова (1735-1808), Карла Павловича Брюллова (1799-1852), Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847), Василия Андреевича Тропинина (1776-1857), Василия Григорьевича Перова (1834-1882), Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897), Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), Василия Петровича Верещагина (1835-1909), Архипа Ивановича Куинджи (1841 или 1842-1910), Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) и многих других мастеров.

Рубеж XIX-XX вв. представляют произведения Исаака Ильича Левитана (1860-1900), Валентина Александровича Серова (1865-1911), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942), Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и др.

Гордостью собрания является коллекция русского авангарда, представленная работами Василия Васильевича Кандинского (1866-1944), Казимира Севериновича Малевича (1879-1935), Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943), Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958), Марка Захаровича Шагала (1887-1985) и др.

Экспозиция отдела зарубежного искусства представляет коллекции живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства стран Западной Европы, Азии и Востока XVIII-начала XXI вв. В отделе открыт инновационный выставочный зал «Гравюрный кабинет» с действующей моделью гравировального станка XVII столетия.

Спустя два года после открытия галереи, фамилия Догадина уходит из ее названия: 1922-1928 - Астраханская картинная галерея, 1929-1948 - Астраханская Государственная картинная галерея, 1949-1957 - Астраханская областная картинная галерея. С 1958 по 2006 год галерея носила имя астраханского художника Б.М. Кустодиева, памятник которому, выполненный советским скульптором Борисом Евсеевичем Каплянским (1903-1985), и по сей день стоит во внутреннем дворике галереи. В 2006 году фамилия Догадина справедливо была возвращена в историческое название галереи.

, улица Свердлова, 81

Координаты : 46°20′57″ с. ш. 48°03′06″ в. д.  /  46.349194° с. ш. 48.0519111° в. д.  / 46.349194; 48.0519111 (G) (Я) К:Музеи, основанные в 1918 году

Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина включает в себя произведения известных русских художников XVIII - вв. Уникальной является коллекция живописи конца XIX -нач. вв. Особое место в коллекции занимает русский авангард . Галерея обладает большим собранием западно-европейской гравюры XVII -XIX вв. Собрание Астраханской государственной картинной галереи им. Б. М. Кустодиева одно из интереснейших собраний Поволжья очень полно и разнообразно представляет основные этапы развития русского и современного искусства. Важное место в коллекции галереи занимает творчество уроженца Астрахани Б. М. Кустодиева . В настоящее время галерея насчитывает более 19 тыс. экспонатов и размещена в 23-х залах великолепного старинного купеческого особняка.

Переименование и историческая справка

В июне 1941 года из Астраханской государственной картинной галереи в Сталинградскую картинную галерею было передано 20 произведений русской живописи и графики .

12 июля 1941 года на заседании президиума Астраханского отделения Союза советских художников было рекомендовано Астраханской государственной картинной галерее принять участие в совместной организации выставки, посвящённой истории обороны России и СССР, и передать для неё репродукции и оригиналы художественных произведений. Для транспортировки выставки использовался пароход «Иосиф Сталин » .

Все переданные картины погибли вместе с коллекцией Сталинградской картинной галереи во время Сталинградской битвы .

Коллекции

Издания, выпущенные организацией

  1. Астраханская картинная галерея. - М.:Советский художник, 1990.
  2. Астраханская картинная галерея. - Астрахань: 1993.
  3. Ильина Л. И. . История Астраханской картинной галереи. - Астрахань, 1994.
  4. Петрова Т. Н. , Сабашникова М. . Начало пути. - Астрахань: 1994.

См. так же

Напишите отзыв о статье "Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина"

Примечания

Ссылки

  • Гафар Т. В. К вопросу изучения утраченных в годы войны художественных коллекций. Материалы XII Боголюбовских чтений . Саратовский государственный университет (2010). Проверено 20 мая 2015.

Отрывок, характеризующий Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина

Это пултуская битва, которая считается великой победой, но которая совсем не такова, по моему мнению. Мы штатские имеем, как вы знаете, очень дурную привычку решать вопрос о выигрыше или проигрыше сражения. Тот, кто отступил после сражения, тот проиграл его, вот что мы говорим, и судя по этому мы проиграли пултуское сражение. Одним словом, мы отступаем после битвы, но посылаем курьера в Петербург с известием о победе, и генерал Бенигсен не уступает начальствования над армией генералу Буксгевдену, надеясь получить из Петербурга в благодарность за свою победу звание главнокомандующего. Во время этого междуцарствия, мы начинаем очень оригинальный и интересный ряд маневров. План наш не состоит более, как бы он должен был состоять, в том, чтобы избегать или атаковать неприятеля, но только в том, чтобы избегать генерала Буксгевдена, который по праву старшинства должен бы был быть нашим начальником. Мы преследуем эту цель с такой энергией, что даже переходя реку, на которой нет бродов, мы сжигаем мост, с целью отдалить от себя нашего врага, который в настоящее время не Бонапарт, но Буксгевден. Генерал Буксгевден чуть чуть не был атакован и взят превосходными неприятельскими силами, вследствие одного из таких маневров, спасавших нас от него. Буксгевден нас преследует – мы бежим. Только что он перейдет на нашу сторону реки, мы переходим на другую. Наконец враг наш Буксгевден ловит нас и атакует. Оба генерала сердятся и дело доходит до вызова на дуэль со стороны Буксгевдена и припадка падучей болезни со стороны Бенигсена. Но в самую критическую минуту курьер, который возил в Петербург известие о пултуской победе, возвращается и привозит нам назначение главнокомандующего, и первый враг – Буксгевден побежден. Мы теперь можем думать о втором враге – Бонапарте. Но оказывается, что в эту самую минуту возникает перед нами третий враг – православное, которое громкими возгласами требует хлеба, говядины, сухарей, сена, овса, – и мало ли чего еще! Магазины пусты, дороги непроходимы. Православное начинает грабить, и грабёж доходит до такой степени, о которой последняя кампания не могла вам дать ни малейшего понятия. Половина полков образуют вольные команды, которые обходят страну и все предают мечу и пламени. Жители разорены совершенно, больницы завалены больными, и везде голод. Два раза мародеры нападали даже на главную квартиру, и главнокомандующий принужден был взять баталион солдат, чтобы прогнать их. В одно из этих нападений у меня унесли мой пустой чемодан и халат. Государь хочет дать право всем начальникам дивизии расстреливать мародеров, но я очень боюсь, чтобы это не заставило одну половину войска расстрелять другую.]
Князь Андрей сначала читал одними глазами, но потом невольно то, что он читал (несмотря на то, что он знал, на сколько должно было верить Билибину) больше и больше начинало занимать его. Дочитав до этого места, он смял письмо и бросил его. Не то, что он прочел в письме, сердило его, но его сердило то, что эта тамошняя, чуждая для него, жизнь могла волновать его. Он закрыл глаза, потер себе лоб рукою, как будто изгоняя всякое участие к тому, что он читал, и прислушался к тому, что делалось в детской. Вдруг ему показался за дверью какой то странный звук. На него нашел страх; он боялся, не случилось ли чего с ребенком в то время, как он читал письмо. Он на цыпочках подошел к двери детской и отворил ее.
В ту минуту, как он входил, он увидал, что нянька с испуганным видом спрятала что то от него, и что княжны Марьи уже не было у кроватки.
– Мой друг, – послышался ему сзади отчаянный, как ему показалось, шопот княжны Марьи. Как это часто бывает после долгой бессонницы и долгого волнения, на него нашел беспричинный страх: ему пришло в голову, что ребенок умер. Всё, что oн видел и слышал, казалось ему подтверждением его страха.
«Всё кончено», подумал он, и холодный пот выступил у него на лбу! Он растерянно подошел к кроватке, уверенный, что он найдет ее пустою, что нянька прятала мертвого ребенка. Он раскрыл занавески, и долго его испуганные, разбегавшиеся глаза не могли отыскать ребенка. Наконец он увидал его: румяный мальчик, раскидавшись, лежал поперек кроватки, спустив голову ниже подушки и во сне чмокал, перебирая губками, и ровно дышал.
Князь Андрей обрадовался, увидав мальчика так, как будто бы он уже потерял его. Он нагнулся и, как учила его сестра, губами попробовал, есть ли жар у ребенка. Нежный лоб был влажен, он дотронулся рукой до головы – даже волосы были мокры: так сильно вспотел ребенок. Не только он не умер, но теперь очевидно было, что кризис совершился и что он выздоровел. Князю Андрею хотелось схватить, смять, прижать к своей груди это маленькое, беспомощное существо; он не смел этого сделать. Он стоял над ним, оглядывая его голову, ручки, ножки, определявшиеся под одеялом. Шорох послышался подле него, и какая то тень показалась ему под пологом кроватки. Он не оглядывался и всё слушал, глядя в лицо ребенка, его ровное дыханье. Темная тень была княжна Марья, которая неслышными шагами подошла к кроватке, подняла полог и опустила его за собою. Князь Андрей, не оглядываясь, узнал ее и протянул к ней руку. Она сжала его руку.

Астраханская Государственная картинная галерея носит имя выдающегося астраханца - Павла Михайловича Догадина (1876-1919). Выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве, Павел Михайлович в 1918 г. передал в дар родному городу свое уникальное собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель, а также небольшой особняк по Набережной р. Кутум, № 39, где его коллекция размещалась первоначально.

Галерея располагается в здании бывшей усадьбы И.Н. Плотникова, являющемся одним из красивейших городских зданий, при этом с очень непростой судьбой.

Роскошный особняк в три этажа был построен на Биржевой улице (сегодня ул. Свердлова) в 1906-1908 годах Иваном Николаевичем Плотниковым, происходившим из уважаемого купеческого рода. Его отец, купец-рыбопромышленник, почетный гражданин города, Николай Иванович Плотников, прославился сооружением в Астрахани Зимнего театра (сегодня драматический театр) .

Иван Николаевич Плотников был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургский технический университет по специальности инженера-технолога. С 1893 по 1905 годы он исполнял должностные обязанности городского головы. Являлся председателем комиссии по наблюдению за сооружением храма Святого равноапостольного великого князя Владимира .

С 1918 г. в нежилом помещении дома некоторое время размещался санитарный отдел, ведающий всеми лазаретами. А в 1925 году особняк Плотниковых был полностью национализирован.

Достоверных сведений о дальнейшей судьбе некогда богатейшей астраханской семьи нет. Впрочем, в Астрахани можно услышать притчу о том, что после того, как особняк был отобран у Плотниковых, они еще какое-то время жили в нем на чердаке, зарабатывая на жизнь подсобными работами в картинной галерее, а после расстрела большевиками Ивана Николаевича, уехали из Астрахани.

С 1941 по 1944 гг. коллекция находилась в консервации. В здании картинной галереи были развернуты сначала эвакогоспиталь комитета обороны, затем госпиталь НКВД для военнопленных. Только к концу 1943 г. музей вновь вступил в права хозяина плотниковского особняка.

В течение десятилетий собрание галереи пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также предметами из частных коллекций уберите двоеточие астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула австро-венгерской торговой миссии Отто Яковлевича Виблингера (1857-?), купца-мецената Ивана Акимовича Репина (1841-1908), собирателя Александра Александровича Перова, художницы и педагога Евдокии Иродионовны Нешмониной (1871-1961) , семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника Мая Петровича Митурича-Хлебникова (1925-2008) и др.

Галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе и знаменитые астраханцы - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), дом-музей которого расположен неподалеку, и Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954).

Сегодня фонды музея хранят более 19 тыс. художественных предметов. Среди них собрание икон XVII-XIX вв., живописные полотна Федора Степановича Рокотова (1735-1808), Карла Павловича Брюллова (1799-1852), Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847), Василия Андреевича Тропинина (1776-1857), Василия Григорьевича Перова (1834-1882), Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897), Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), Василия Петровича Верещагина (1835-1909), Архипа Ивановича Куинджи (1841 или 1842-1910), Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) и многих других мастеров.

Рубеж XIX-XX вв. представляют произведения Исаака Ильича Левитана (1860-1900), Валентина Александровича Серова (1865-1911), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942), Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и др.

Гордостью собрания является коллекция русского авангарда, представленная работами Василия Васильевича Кандинского (1866-1944), Казимира Севериновича Малевича (1879-1935), Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943), Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958), Марка Захаровича Шагала (1887-1985) и др.

Экспозиция отдела зарубежного искусства представляет коллекции живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства стран Западной Европы, Азии и Востока XVIII-начала XXI вв. В отделе открыт инновационный выставочный зал «Гравюрный кабинет» с действующей моделью гравировального станка XVII столетия.

Спустя два года после открытия галереи, фамилия Догадина уходит из ее названия: 1922-1928 - Астраханская картинная галерея, 1929-1948 - Астраханская Государственная картинная галерея, 1949-1957 - Астраханская областная картинная галерея. С 1958 по 2006 год галерея носила имя астраханского художника Б.М. Кустодиева, памятник которому, выполненный советским скульптором Борисом Евсеевичем Каплянским (1903-1985), и по сей день стоит во внутреннем дворике галереи. В 2006 году фамилия Догадина справедливо была возвращена в историческое название галереи.