Декоративно-прикладное искусство: виды, образы, развитие. Музей декоративно-прикладного и народного искусства. Декоративно - прикладное искусство

Ирина Уфимцева
Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные богатства. Планируя целенаправленную работу по ознакомлению и приобщению детей к народному творчеству, осуществляю с детьми 5 – 7 лет. Эта деятельность началась с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Итоговым мероприятием стал «Город мастеров» , на котором дети поучаствовали в викторине по народным промыслам и посетили выставку предметов народных промыслов.

В произведениях народного творчества отражается любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений много идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца. От всего живого, что любит человек. Поэтому, помимо занятий по ознакомлению с народными промыслами, техникой рисования, лепки включена НОД по изучению народно-изобразительного искусства в ритме традиционного календаря – от осени до лета.

В процессе формирования навыков декоративного рисования , лепки и аппликации я использую следующие приемы и методы :

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения смотра детских работ;

Сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

Использование очерчивающих жестов (для выделения элементов росписи, последовательности выполнения узора) ;

Показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых, сложных элементов узора;

Сочетание различных видов изобразительной деятельности;

Включение в ход занятий ИКТ;

Использование музыки, литературных материалов, элементов театрализованной деятельности.

Организация образовательной деятельности по ознакомлению с дает возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора , отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира и включает в себя два этапа :

Знакомство с промыслами

Формирование навыков рисования и лепки.

На каждом занятии провожу мини- беседы о том или ином народном промысле с показом изделий народных мастеров (деревянные ложки, матрешки, дымковские игрушки или фотографии и картинки). Вместе с детьми рассматриваем их, сопровождая необходимыми пояснениями для того, чтобы помочь детям разобраться в особенностях того или иного промысла. Для большего эмоционального восприятия детьми народного искусства использую устное народное творчество (потешки, стихи, прибаутки) .

При знакомстве с изделиями народных умельцев решала следующие задачи :

Познакомить с русскими народными промыслами, вызвать интерес к народному творчеству;

Формировать навыки рисования элементов росписей и лепки народных игрушек;

- развивать умение работать со схемой.

Помимо задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие »

решаются и задачи из других образовательных областей :

Физическое развитие :

формировать умение координировать, согласовывать движения с речью;

развивать мелкую моторику рук .

Социально-коммуникативное развитие :

формировать эмоционально- волевую сферу, отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми и родителями;

воспитывать любовь к родному краю, наследию предков, уважение к их труду.

Познавательное развитие :

формировать и расширять представление о многообразии предметов декоративно- прикладного искусства ;

расширять представления о материалах, из которых мастера создают произведения искусства (глина, дерево, керамика, нитки и др.) .

Речевое развитие :

обогащать словарный запас;

развивать диалогическую и монологическую речь;

развивать интерес к устному народному творчеству.

От беседы перешли к практической части :

Учились рисовать элементы росписей, лепить народную игрушку, на следующих занятиях знакомились с новыми элементами, приемами лепки, а также закрепляем цветовую гамму. Перед тем как рисовать элементы на бумаге, прорисовываем их в воздухе. В практике своей работы широко использую дидактические игры : «Узнай по описанию» , «Повтори элемент» , «Составь узор» , «Обведи и раскрась» …. Цель этих игр – обучение технике рисования элементов, развитие мелкой моторики рук , закрепление представлений о промыслах, цветовой гамме, развитие фантазии , композиционных умений. Постепенно от рисования на полосе, квадрате, круге переходим к росписи плоскостных силуэтов. Когда дети знакомятся с тем или иным элементом, обращаю внимание на индивидуальность каждого узора. Дети начинают рисовать, лепить увереннее от занятия к занятию. По мере накопления эстетических впечатлений у детей развивается зрительное восприятие, слух, формируется интерес. Они осваивают в действительности цвет, линии, звуки, движения, ритм, симметрию, которые постепенно выступают перед ними как прекрасные формы и свойства. Красота народного искусства непосредственно воздействует на душевное состояние детей, их настроение, является источником эмоций, влияющих на отношение к окружающему миру. Рассматривание предметов народных промыслов вызывает у детей радость, добрые чувства. Формирование навыков рисования, приемов лепки строится от простого к сложному. После того как технические навыки сформированы, развиваю у детей творческое воображение, используя дидактические игры : «Парные картинки» , «Декоративное домино » , «Собери целое» , «Узнай игрушку» …. использую их как на занятии, так и в свободной деятельности. Эти игры помогают детям придумывать новые композиции, самостоятельно составлять, рисовать узоры. На протяжении всей работы организуются выставки детских работ для родителей с целью показать их успехи в освоении народных росписей. Многие родители правильно понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников , но в основном видят ее в развитии речи , мышления. Они недооценивают того, что восприятие ребенком народного искусства , оказывает сильное воздействие на формирование его личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу, формирование эстетического видения действительности. Наличие художественно -творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому эти способности следует развивать как можно раньше . Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Поэтому провожу просветительскую работу с родителями. Основная задача в этом направлении – это привитие интереса к изобразительному искусству ; формирование умения пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с изобразительным искусством , учитывая при этом индивидуальные особенности детей. Помогают в решении этих задач папки- передвижки и консультации. В них содержатся методические советы, на что обращать внимание в процессе рассматривания предметов ; как научить рисовать элементы росписи и составлять узоры; о чем рассказать. Кроме того для родителей оформляю передвижные выставки дидактических игр, способствующих развитию интереса к декоративно-прикладному искусству , художественно -творческих способностей, воспитанию любви и уважения к культуре своего народа. Обязательно вместе с играми помещены советы по организации игр с детьми. В результате проведения НОД, игротек, работы с родителями у детей появляется устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству . Дети умеют хорошо ориентироваться на листе бумаги, усваивают элементы росписей, цвета; улучшаются навыки владения кистью.

В ходе реализации поставленных задач необходимо отслеживать результаты формирования у детей представлений о народном искусстве и художественных приемов рисования и лепки по мотивам декоративных росписей . Для этого провожу диагностику по определенным критериям, которые показывают уровень интереса к народному творчеству, художественной активности , скульптурных и изобразительных навыков. В процессе работы по приобщению детей к народному искусству я пришла к следующим выводам :

Ознакомление с декоративно-прикладным искусством оказывает благоприятное влияние на эстетическое развитие детей ; искусство вносит в мир ребенка радость и положительные эмоции.

При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

Изучая декоративно -прикладное творчество, дети познают окружающую природу, обогащают словарный запас, развивают умение связно излагать свои мысли.

Дети различают виды росписей (по цветовой гамме, узору, материалу) .

Дети усвоили разнообразные приемы рисования и лепки при передаче той или иной росписи, игрушки.

Таким образом, можно констатировать, что декоративно-прикладное искусство как часть эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение. Искусство в жизни ребенка является методом образного познания жизни; оно дает богатое содержание, несущее ребенку множество глубоких переживаний, мыслей, знаний. Оно развивает умственные способности и воспринимающий аппарат ребенка.

Декоративно - прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)- искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами и предназначенных не только для практического употребления, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т.д.

Вся жизнь первобытных племен и цивилизаций была связана с язычеством. Люди поклонялись разным божествам, предметам - траве, солнцу, птице, дереву. Чтобы «задобрить» одних богов и «отогнать» злых духов, древнейший человек, строя дом, обязательно дополнял его «оберегами» - рельефом, наличниками на окнах, животными и геометрическими знаками, имеющими символическое и знаковое значение. Одежда обязательно оберегала хозяина от нечисти полосой орнамента на рукавах, подоле и воротнике, ритуальный орнамент имела и вся посуда.

Но с древнейших времен свойственно человеку было и стремление к красоте в окружающем его предметном мире, поэтому изображения стали приобретать все более эстетический вид. Постепенно утратив свое первоначальное значение, они стали больше украшать вещь, чем нести какую- то магическую информацию. На ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями, сначала выдавленными и процарапанными, затем нанесенными глиной другого цвета. Позднее с этой целью использовали цветные глазури и эмали. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой.

К декоративно-прикладному искусству относятся и художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно- декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т.п. Очень распространены промежуточные формы между ДПИ и станковым искусством - панно, гобелены, плафоны, декоративные статуи и пр., - которые составляют часть архитектурного целого, дополняют его, но могут рассматриваться и отдельно, как самостоятельные художественные произведения. Иногда в вазе или ином предмете на первое место встает уже не функциональность, а красота.

На развитии прикладного искусства сказались условия жизни, быта каждого народа, природные и климатические условия его обитания. ДПИ - это один из древнейших видов искусства. В течение многих веков оно развивалось в народной среде в форме народных художественных ремесел.

Вышивка. Свои истоки берет в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. Вышивали на одежде льняной, хлопковой, шерстяной. В Китае и Японии вышивали цветными шелками, в Индии, Иране, Турции - золотом. Вышивали орнаменты, цветы, животных. Даже внутри одной страны существовали совершенно разные типы вышивок в зависимости от местности и проживающей там народности, как, например, вышивка красной нитью, цветная вышивка, вышивка крестом, гладью и т.п. Мотивы и цвет часто зависели от предназначения предмета, праздничного или бытового.

Аппликация. Разноцветные кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломы нашивают или наклеивают на материал другого цвета или выделки. Необычайно интересна аппликация в народном искусстве, особенно народов Севера. Аппликацией украшают панно, гобелены, занавеси. Часто аппликация выполняется просто как самостоятельная работа.

Витраж. Это сюжетная декоративная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В классическом витраже отдельные куски цветных стекол соединялись между собой прокладками из наиболее мягкого материала - свинца. Таковы витражи многих соборов и храмов Европы и России. Также применялась и техника живописи по бесцветному или цветному стеклу силикатными красками, закрепляемыми затем легким обжигом. В 20в. стали выполнять витражи из прозрачных пластмасс.

Современный витраж используется не только в храмах, но и в жилых помещениях, театрах, гостиницах, магазинах, метрополитенах и т.д.

Роспись. Композиции, выполненные красками на поверхности тканей, деревянных, керамических, металлических и др. изделий. Росписи бывают сюжетные и орнаментальные. Они широко используются в народном искусстве и служат украшением сувенирных изделий или предметов быта.

Керамика. Изделия и материалы, выполненные из глины и различных смесей с ней. Название произошло от местности в Греции, бывшей с глубокой древности центром гончарного производства, т.е. по изготовлению глиняной посуды и утвари. Керамикой называют и облицовочную плитку, часто покрытую росписями. Основные виды керамики - глина, терракота, майолика, фаянс, фарфор, каменная масса.

Кружево . Ажурные изделия из ниток. По технике исполнения подразделяются на ручные (плетеные на точеных палочках - коклюшках, шитые иглой, вязанные крючком или спицами) и машинные.

Плетение из бересты, соломы, лозы, лыка, кожи, ниток и т.д. один из древнейших видов декоративно- прикладного искусства (известен со времен неолита). В основном плетением изготовляли посуду, мебель, кузова, игрушки, шкатулки.

Резьба. Способ художественной обработки материалов, при котором специальным режущим инструментом вырезаются скульптурные фигуры или на гладкой поверхности делается какое- либо изображение. На Руси наиболее была распространена резьба по дереву. Ею покрывались наличники домов, мебель, орудия труда. Существует резная скульптура из кости, камня, гипса и др. много резных изделий относятся к украшениям (камни, золото, бронза, медь и т.д.) и оружию (дерево, камень, металлы).

Прививать малышам любовь к прекрасному, развивать зачатки эстетического вкуса можно разными способами. И один из них – занятия с ребенком прикладным творчеством. Это не обязательно должны быть практические уроки с уклоном в народную тематику. Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством можно проводить путем выполнения поделок из проволоки или бумаги, лоскутного шитья, раскрашивания витражей и т. д.

Различные техники детского прикладного искусства не только позволяют занять свободное время, натренировать руку, научить ребенка работать с различным инструментарием. Помимо всего прочего, прикладные техники развивают у ребенка эстетический вкус, умение сочетать предметы и детали, различать оттенки, создавать новые фигуры, предметы или картины. Это положительно влияет на развитие абстрактного мышления, а также воспитывает художественный вкус вашего чада.

Какова роль декоративно прикладного творчества в развитии детей?

О том, какова роль декоративно-прикладного творчества в развитии детей говорил ещё великий педагог В. А. Сухомлинский. По его словам, «истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев». И это совершенно справедливо, ведь любые действия, которые ребенок совершает пальцами, имеют непосредственное влияние не только на развитие его письменных навыков, но и на умственное развитие, на познавательную активность его мозга и на творческую составляющую его жизни.

Не секрет, что детское прикладное творчество имеет непосредственное отношение к развитию мелкой моторики, а значит стимулирует работу головного мозга, запускает механизмы речи и развивает творческие способности каждого ребенка.

Творческое моделирование воспитывает в человеке эстетический вкус, развивает образное мышление, помогает в приобретении навыков работы с различными инструментами и значительно обогащает знания о мире вашего ребенка.

Более того, использование прикладных техник дает родителю уникальный шанс заниматься творчеством совместно со своим ребенком. А готовые изделия отлично украсят интерьер вашего дома, дополнив развивающее пространство детской комнаты.

Прикладное творчество - это конструирование и моделирование из подручных материалов, умение создавать что-то новое из частей чего-либо. Это всякий художественный труд, которым занимается ваш ребенок.

Провести с ребенком интересное творческое занятие по конструированию легко, достаточно подключить воображение и запастись необходимыми материалами.

Во время работы с мелкими деталями формируется . Ребенок учится удерживать кончиками пальцев мелкие детали, рационально распределяет напряжение руки и мышц кисти.

Помимо влияния на мелкую моторику, роль декоративно-прикладного искусства в развитии ребенка ещё и в том, что оно оказывает благотворное действие на формирование эстетического и художественного вкуса, знакомит с элементами абстрактного мышления.

К прикладному творчеству можно отнести аппликацию из цветной бумаги, моделирование из природных материалов, работу с пластичными материалами, работу с инструментами и даже оформление игровых площадок.

Ниже рассмотрены несколько видов декоративно прикладного творчества для детей, которыми можно заняться в домашних условиях.

Детское декоративно-прикладное творчество: искусство мозаики

Мозаика - древнейший вид художественного искусства, предполагающий составление картин из мелких частей.

Чтобы собрать мозаику, необходимо обладать усидчивостью и волей. В отличие от аппликации или от нарисованной картины, изображение в мозаике проявляется постепенно, из мелких деталей.

Мозаику создают из камешков, глины, пластилина или обычной бумаги. Ее можно сделать из бусин, бисера, песка и даже манной крупы. Это самый распространенный вид прикладного искусства для детей.

Во время сборки мозаичного рисунка у ребенка развивается мелкая моторика, проявляется воображение, формируется художественный вкус и образное мышление. Кроме того, создание рисунка из мозаики отлично тренирует усидчивость и внимание, помогает сконцентрироваться на мелочах.

Не бойтесь переизбытка мозаичных рисунков в вашем доме, мозаичные панно - новое слово в современном декоре. Можно добавить в детскую комнату изюминку картинами и зарисовками из мозаики. Ею можно декорировать практически все в жилом пространстве.

Главное, помните: занимаясь этим детским декоративно-прикладным искусством, детали мозаики должны быть крупными и удобными для детской руки. Со старшим можно использовать в мозаичной картине такие материалы, как бисер или манная крупа.

С помощью мозаичного рисунка можно не просто сделать картину на стену, но обновить и дополнить интерьер детской комнаты.

Один из оригинальных видов прикладного творчества для детей - использование в качестве мозаичных запчастей природных материалов: ракушек, камней, семян растений или засушенных листьев деревьев. Работа с таким материалом требует повышенного внимания, аккуратности и большой усидчивости.

С маленьким ребенком полезно заниматься декором мозаики с крупами. Гречневая, рисовая и даже пшенная крупа отлично развивают хватательные навыки и формируют тактильное восприятие.

Но универсальным и самым доступным материалом для мозаики является цветная бумага. Для того чтобы выполнить из нее декор мозаикой, бумагу нужно нарезать или порвать на мелкие детали так, чтобы их хватило для всей картины. Бумагу можно сочетать с соленым тестом, акриловыми красками, песочными композициями.

Декоративно-прикладное искусство для детей дошкольного возраста: витражи

Еще один удачный вариант прикладного творчества для детей, формирующий эстетический вкус, развивающий мелкую моторику, воображение и тренирующий внимание - это витражная роспись.

Существует несколько видов техники витражной росписи: фьюзинг, тиффани, пленочные витражи и витражи, созданные витражными красками.

Остановимся на витражных красках, поскольку именно этим материалом удобней всего работать с детьми. Более того, витражные краски можно сделать самостоятельно, в домашних условиях.

Так как витражные краски созданы на основе клея ПВА, то готовый рисунок после высыхания на трафарете легко переносить на стекло. Из-за клейковины на основании рисунок хорошо держится на стекле, но при необходимости его можно легко снять и утилизовать, скатав в маленький шарик.

Витражными красками может работать как маленький ребенок, так и взрослый человек. Особой усидчивости требует прорисовка контура будущего рисунка. У новичков эти контуры получаются гораздо толще необходимого. Перед использованием тюбик витражной краски надо немного встряхнуть, но сильно трясти не рекомендуется, так как вы рискуете получить большое скопление кислорода. Если при нанесении краски на рисунке появились пузырьки воздуха, аккуратно проткните их кончиком витражного карандаша с краской или смешайте кистью.

Готовый витраж из такой краски необходимо оставить на трафарете на 24 часа до полного высыхания. В основе таких витражных картин выступает трафарет с распечатанным рисунком под полиэтиленовым чехлом. Витражную картину переносят на стекло аккуратно, только после полного высыхания.

Чтобы заниматься этим видом декоративно-прикладного искусства с детьми, необходимо определиться с тем, какие краски вы предпочитаете использовать. Изготовители позаботились о наших нуждах, и у каждого баллончика есть носик-распределитель, что отменяет использование дополнительных инструментов.

Все краски для витража можно разделить на обжигаемые и не обжигаемые. Обжигаемые позволяют прокаливать готовое изделие в печи, то есть продлить срок эксплуатации готового витража.

Для детей, осваивающих навыки такого декоративно-прикладного искусства, рекомендуется покупать краски импортного производства. В их упаковках удобные дозаторы, консистенция оптимальная. Она не будет течь, размазываться.

Витражные краски на водяной основе содержат в загустителе глицерин и на выходе дают большое количество пузырьков воздуха, с которыми придется бороться во избежание пустот в витражном рисунке.

Контуры для витражных красок продаются в специальных тюбиках. Очень часто новички покупают черный контур. Это неправильно. Работать с черным контуром сложнее, чем кажется на первый взгляд. Линии могут быть неоправданно широкими, а контур может бросаться в глаза, затмевая весь рисунок.

Новичку в витражном украшении и декоре лучше использовать контуры серебристых или белых цветов. Не бойтесь, сначала линия будет больше, чем вы планировали, но с опытом придет понимание, как выдавливать контурную краску нужной ширины.

Чтобы кончик насадки не засыхал и не обрастал остатками краски, рядом с изделием всегда кладите влажную губку, о которую можно вытереть все излишки.

Среди многообразия витражных красок особняком стоят витражные краски, сделанные своими руками. Такой материал идеально подойдет для работы даже маленькому ребенку. Собственные витражные краски можно сделать из клея ПВА и пищевых красителей.

Смешивайте краситель с ПВА, пока не получите однородную густую массу. Под емкости можно использовать пустые тюбики от гуаши или баночки из-под детского питания.

Витражные краски, созданные своими руками, наносятся на лист файла, в который вложена нужная картинка. После полного высыхания картина отделяется от полиэтилена и наклеивается на стекло.

Если вы всерьез задумались о занятии таким декоративно-прикладным искусством с детьми дошкольного возраста, не спешите осваивать окна и остекленные двери. Сначала стоит попробовать нарисовать витраж на малой площади. Например, декорировать ночник или вазу, стеклянную тарелку или кружку.

Перед работой со стеклом его нужно очистить от грязи и лишнего жира. Для этого промойте основу под проточной водой с моющим средством.

Теперь об эскизе. Если вы не хотите повторять растиражированные картинки и мечтаете создать что-то необычное, то рисунок можно сделать при помощи специальных программ; самая простая из них - Paint - есть на каждом компьютере.

Создав и распечатав эскиз, приступаем к переносу его на стеклянное изделие. Если это ночник для декора, то лист с рисунком мы аккуратно вправляем внутрь стеклянного абажура, закрепляем его клейкой лентой.

Теперь берем черный маркер для работ по стеклу (его контур стирается очень легко) и наносим очертания рисунка на наш абажур. Следующий этап: наносим витражный контур и оставляем изделие высыхать.

При обучении дошкольников такому декоративно-прикладному творчеству, важно освоить правильную технику работы с витражными красками. Перед использованием каждый тюбик необходимо встряхнуть, но не взбалтывать, чтобы не поднять кучу пузырьков.

Витражные краски наносятся густым слоем на каждую деталь рисунка. Каждой стороне нужно дать полностью высохнуть. Готовое изделие можно вскрыть акриловым лаком, чтобы закрепить детали, а можно прокалить в печи. Во втором случае обратите внимание на жаростойкость стекла-основы.

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству: квиллинг

Английская забава - закручивать полоски бумаги, а потом собирать получившиеся детали в некоторый узор - облетела всю планету. Использование этой техники в развитии мелкой моторики ребенка дает возможность получить опыт работы с машинкой для квиллинга, оттачивает умение работать с мелкими деталями, захватывать, склеивать их в узоры.

Приобщение детей к такому декоративно-прикладному искусству развивает усидчивость, формирует абстрактное и образное мышление, открывает возможности для развития художественного вкуса у ребенка.

Инструменты для работы с бумагой в технике квиллинга. В первую очередь нужно купить инструмент для закручивания бумаги. Если вы не нашли его в магазине - не расстраивайтесь и сделайте его сами.

Большую портняжную иглу острой частью закрепите в древко и кусачками удалите на ушке верхнюю петлю. Инструмент для скручивания узоров из бумаги готов.

Трафарет с окружностями различных диаметров для занятий с детьми декоративно-прикладным творчеством вы можете приобрести в канцелярском магазине. Здесь же продается клей. Можно использовать специальные клеевые основы, но проще запастись пистолетом для клея и тюбиками с ПВА.

Для работы с бумагой вам потребуется пинцет с длинными заостренными концами. Можно использовать плоский, но в этом случае придется следить за тем, чтобы не помять и не повредить готовые детали.

Стандартные полоски бумаги для занятий прикладным творчеством с детьми 5-7 лет продают в магазинах для рукоделия. Если необходимого цвета не оказалось или в ассортименте полоски не той ширины, попробуйте вырезать заготовки для квиллинга вручную. Для этого скрепите скобой между собой несколько листов цветной офисной бумаги, разметьте заготовку и с помощью канцелярского ножа и линейки нарежьте требуемое количество полосок.

Рабочее место и приемы работы. Организуя рабочее место для квиллинга, позаботьтесь о хорошем освещении. Кресло или стулу рабочего стола необходимо выбирать с тем расчетом, чтобы во время кропотливой работы ваш позвоночник не уставал, а кисти не немели.

  • На рабочий стол положите машинку для верчения бумаги, пинцет, линейку с трафаретами окружностей и обычную линейку.
  • Приготовьте клей и мокрую губку, об которую удобно убирать излишки клея.
  • Приготовьтесь к тому, что с первого раза шедевр может не получиться, но узор на открытку вы сделаете.

Квиллинг, как и многие техники прикладного искусства для дошкольников, направлен на развитие наглядно-образного мышления и формирует мелкую моторику рук.

Технику квиллинга можно использовать и в развивающем пространстве детской комнаты.

Причудливые узоры из скрученной бумаги одинаково хорошо смотрятся как на рамках фото, так и в декоративных панно во всю стену:

В детской комнате узоры из квиллинга используются в качестве развивающей среды.

Например, когда ребенок учит алфавит, объемные буквы из скрученной бумаги на стенах детской помогут с запоминанием. Ночник в виде корабля с ажурными парусами, готовый в любую минуту взмыть в небеса, добавит сказочное настроение в мир юного фантазера.

Необычные узорные цифры на стене помогут малышу запомнить цифровой ряд и научат простым вычислениям. Сюжеты из знакомых сказок, предметы обихода, геометрические фигуры в стиле квиллинга - все это может стать наглядным учебным пособием и достойным украшением детской комнаты.

Поделка прикладного творчества, выполненные дошкольниками, не обязательно должны быть связаны с игрушками, хотя из скрученной бумаги выйдет неплохой пальчиковый театр. Квиллингом можно декорировать баночки для карандашей, кашпо под цветы. Даже рабочий стол можно украсить картиной из скрученной бумаги, поместив ее под закаленное стекло.

Не важно, как вы будете использовать готовые изделия из квиллинга, главное, что эту технику можно и нужно использовать в совместном творчестве с ребенком, особенно в период «становления руки» и подготовки к письму.

Художественное прикладное творчество для детей 5, 6, 7 лет: занятия с проволокой

Если вы никогда раньше не использовали проволоку в декоративных целях, не крутили из нее замысловатые фигуры и не изобретали замысловатый каркас для игрушечной мебели, то начинать придется с малого.

Для знакомства детей с прикладным искусством купите медную проволоку в мотке для поделок из бисера. Этот материал можно приобрести в любом магазине для рукодельниц. Инструмент для работы с любой проволокой похож на плоскогубцы с вытянутым носиком, он называется круглогубцами.

Поделки из медной проволоки можно делать вместе с детьми пятилетнего возраста, когда мышцы рук окрепли и появилась некоторая усидчивость. Достаточно объяснить принципы работы и проконтролировать на начальном этапе.

Чтобы научиться крутить замысловатые фигуры из проволоки, придется начать с малого. Научитесь скручивать, закреплять и заворачивать простую медную нить, продающуюся в мотках для бисероплетения.

Эскизов для подобного художественно-прикладное творчество с детьми в Интернете достаточно. Многие поделки из такого материала можно смело использовать в оформлении детской комнаты. Например, объемная картина, сплетенная из бисера на медной проволоке, может стать неплохим украшением для детской комнаты.

С помощью медной проволоки, бисера и бусин можно декорировать рамки для фото, кашпо для цветов или настенные часы.Маленькими поделками из медной проволоки можно заполнить пространство календарного планирования или режим дня первоклассника.

Самое главное - ребенку 5, 6 и 7 лет такое прикладное творчество будет интересно, а работать с проволокой очень легко.

После того как медная проволока для творчества освоена, самое время переходить к более упругим и стойким к деформации материалам. Например, создавать поделки из проволоки с многослойным покрытием и большим диаметром, чем у медного мотка.

Для работы с таким материалом вам потребуются загнутые плоскогубцы и ручка-тиски. Если вы планируете поставить готовое изделие на опору, не забудьте приобрести набор специальных штырьков. Те, кто хорошо освоит технику работы с проволокой, могут использовать разнообразные приспособления по созданию узоров и украшений.

Подобное прикладное творчество интересно не только детям 5, 6 и 7 лет - работа с упругими проволоками заинтересует и школьников постарше. Сегодня бижутерия из медных завитков вошла в моду. Серьги, бусы, кольца и браслеты - вот неполный список того, что может сделать девочка под руководством мамы для собственного украшения.

Ангелы в детскую комнату младшего братика или сестры, елочки на окно в детской, забавные часы или оригинальный ночник из проволоки - все это займет ребенка и украсит дом.

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством: пэчворк

К шести годам многие дети еще не умеют толком работать с иглой и нитками. Родители либо боятся давать иглу в руки ребенка, либо сами не увлекаются шитьем. Редко когда девчонки шьют своим куклам наряды или учатся вышивать крестиком. Но шитье является одним из основных методов развития мелкой моторики рук дошкольника.

Тем более что сегодня есть безопасные иглы, которыми нельзя уколоться. С широкими ушками, чтобы было удобно заправлять иглу ниткой. Никто не говорит о сложном шитье, но некоторые простые швы по ткани, вышивка или совместное творчество по ткани с мамой - отличная тренировка для рук шестилетки.

В качестве знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством можно использовать работу с тканью в технике пэчворк.

На Руси лоскутное украшение считалось показателем домовитости и таланта хозяйки. В Англии из кусков ткани шили как одежду, так и гобелены, а также шторы на окна. Лоскутное шитье лежит в основе создания кожаных доспехов и простой одежды в средние века.

Название этой техники идет из английского языка: patch - заплатка, work - работа. Пэчворк - работа с заплатками, или шитье из кусочков ткани.

Со временем изделия из разных кусков ткани и кожи стали использовать не только в практических целях. Сегодня узоры, которые создают умелицы пэчворка, используются больше в эстетических целях, украшая и дополняя интерьер нашего дома.

В пэчворке не обязательно вкладывать в каждый кусочек отдельный узор. За счет оригинальной сборки «заплатки» часто дополняют основной рисунок, являясь в нем незаменимым звеном. Пэчворк можно связать, можно сплести, а можно выполнить, используя технику макраме. Главное - соблюдать задуманный узор.

Практикуя занятия декоративно-прикладным творчеством для развития детей, при организации работы с лоскутами следуйте следующим правилам:

  • следите за правильным освещением;
  • детали предполагаемого изделия сортируйте по цветам, форме или размерам, чтобы потом не искать требуемое в куче разноцветных лоскутов;
  • задумывая работу с «заплатками», держите под рукой готовую схему;
  • подбирайте нитки в тон материалу, заранее проверяйте их на прочность.

Плетенные из лоскутов ткани ковры и паласы, вязаные вещи для кукол и их хозяйки - все это может быть ярко, весело, оригинально и просто.

Да, занятия прикладным искусством с детьми забирают время. Творчество всегда требует особых затрат. Но при всем «неудобстве» вы получаете неповторимый результат. Особенно если к обновлению интерьера детской комнаты вы привлечете ребенка. Например, доверьте ему выбор расцветки будущих «заплаток». Или пусть вырежет все заготовки, или стачает несколько «заплаток» по эскизу. Таким образом, декоративное прикладное развитие детей – то не только приобщение к прекрасному, но и польза.

Статья прочитана 5 390 раз(a).

1.1 Особое место декоративно-прикладного искусства

1.2 Философия декоративно-прикладного искусства

2.1 Возникновение декоративно-прикладного искусства

2.2 Роль декоративно-прикладного искусства в современном обществе

2.3 Декоративно-прикладное искусство как неотъемлемая часть культурной жизни общества Заключение Список использованной литературы

Введение Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы. В основном своем значении термин «декоративно-прикладное искусство» обозначает оформление бытовых предметов, окружающих человека всю жизнь: мебели, ткани, оружия, посуды, украшений, одежды — т. е. всего того, что образует среду, с которой он ежедневно соприкасается. Все вещи, которыми пользуется человек, должны быть не только удобны и практичны, но и красивы.

Данное понятие сформировалось в человеческой культуре не сразу. Первоначально то, что окружает человека в повседневной жизни, не воспринималось как имеющее эстетическую ценность, хотя красивые вещи окружали человека всегда. Еще в каменном веке предметы быта и оружие украшались орнаментами и насечками, чуть позже появились украшения из кости, дерева и металла, для работы стал использоваться самый разнообразный материал — глина и кожа, дерево и золото, стекло и волокна растений, когти и зубы животных. Роспись покрывала посуду и ткани, вышивкой украшали одежду, насечку и чеканку наносили на оружие и посуду, ювелирные украшения делали практически из любых материалов. Но человек не задумывался над тем, что привычные вещи, окружающие его всю жизнь, можно назвать искусством и выделить в отдельное течение. Но уже в эпоху Возрождения отношение к обыденным предметам стало меняться. Это было вызвано пробуждением интересов людей к прошлому, связанному с возникшим тогда культом античности. Одновременно возник интерес к жилищу, как предмету, равноценному с точки зрения эстетической ценности другим предметам искусства. Наибольшего развития декоративно-прикладное искусство достигает в эпоху барокко и классицизма. Очень часто простая, практически удобная форма предмета скрывалась за изысканными украшениями — росписью, орнаментом, чеканкой.

Современный художественный процесс сложен и многогранен, так же как сложна и многолика современная действительность. Искусство, понятное всем, окружает нас повсюду — дома и в служебном помещении, на предприятии и в парке, в общественных зданиях — театрах, галереях, музеях. Все — от колец, браслетов и кофейных сервизов до целостного тематического комплекса произведений декоративно-прикладного искусства для крупного общественного здания — несет на себе многообразие художественных поисков мастеров, тонко чувствующих декоративное назначение предмета, организующих и наполняющих красотой наш быт. Для создания необходимых для человека удобств и в то же время для украшения его жизни художники стремятся к тому, чтобы все вещи, которыми пользуются в обыденной жизни, не только соответствовали своему назначению, но и были красивыми, стильными и оригинальными. А красота и польза всегда рядом, когда берутся за дело мастера, и из самых разных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня и проч.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.

1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа

1.1 Особое место декоративно-прикладного искусства Более столетия в гуманитарные дисциплины в разных формах буквально вторгается этническая проблематика, пересортировывая уже более или менее установившиеся понятия и раскрывая в них новое содержание. В самом деле, внешне наблюдаемые синкретизм и эвристичность этнической действительности не могут оставаться не замеченными теми разделами человековедения, которые претендуют на систематичность. Наряду с исследовательскими задачами раскрытия общего и особенного в культурном обиходе различных этнических общностей существует острая, во многих случаях неотложная необходимость поиска народных обычаев, и оперативного решения практических психологических задач по установлению минимальных культурных средств. Завьялов К. Ф. Религия славянских народов. Т. 1, 2 / Томск, 1994 — 1995. Особое место в ряду этих средств занимает декоративно-прикладное искусство (ДПИ), которое теснейшим образом связано, точнее, органично вырастает из привычного, укоренившегося бытового уклада народа. ДПИ народов, в частности справедливо рассматриваются ныне не как отживающие свое время предметы ведения хозяйства, а как полифункциональные, конституирующие одновременно менталитет (по Л. Февру) и утилитарное пользование, как красивые, мастерски и сообразно назначению выполненные вещи, в которых проявились народные таланты и художественная культура, технология и самосознание этноса, личность автора и общественная норма. ДПИ никогда не ограничивало свои функции только утилитарно-оформительскими (декоративными). Какую бы сторону жизни славянских племени ни рассматривать, везде можно увидеть два взаимовлияния: жизни на искусство и искусства на жизнь. В этом «вдыхании и выдыхании» искусства ощутимо прослеживаются ритм мышления народа, его магичность и «пралогичность», мировоззрение и система межличностных отношений, воспитательные устои и этические приоритеты. То, каким образом эти прошедшие горнило художественного осмысления знаки воздействуют на становящееся поколение этнической общности, и составляет объект нашего исследования.

По мысли Г. В. Ф. Гегеля, «если речь идет о всеобщей, а не случайной цели искусства, то, принимая во внимание его духовную сущность, эта конечная цель может носить лишь духовный и притом не случайный, а коренящийся в самой природе цели характер. В отношении назидания эта цель могла бы состоять лишь в том, чтобы посредством художественного произведения доводить до сознания существенное духовное содержание. Искусство действительно стало первым учителем народов». К этому следует добавить, что тождество народа и его культуры означает его самореализацию, инобытие его духа, развернутость и внешнюю представленность в виде продуктов культуры его мышления. Художественный образ, сопутствующий произведению ДПИ, не только определяется назначением вещи или материала, из которого она изготовлена, но и является истоком, средством и итогом семиотической деятельности, знаком и посланием одновременно. Поэтому применительно к народам с первозданно сохранившимся ДПИ можно утверждать, что ребенка с самого рождения начинают воспитывать немые до поры до времени посланники культуры. Какой бы предмет ни брал в руки ребенок, он с раннего возраста сталкивается с необходимостью распредмечивания этого послания, поскольку нет такой области обихода, тем более у народов, чей уклад пока не очень восприимчив к идеалам массовой европейской или азиатской культуры (где наряду с массовостью нарастает отчужденность), куда не проникали бы изделия художника «быта». Общая задача психологического исследования может, таким образом, быть ориентирована на определение действительной роли ДПИ в детском развитии народа, поскольку даже самое предварительное наблюдение за устоявшимися формами воспитания указывает на глубокую включенность ДПИ во все культурные обстоятельства детской деятельности.

У славян, продолжающих жить в контексте природы (деревни, хутора и т. д.) и сохраняющих свой привычный уклад, это воспитание происходит при помощи окружающего мира, оформленного не только в «понятиях», как у техногенного общества, но и в знаково-символическом пространстве — своеобразном преломлении через декор, орнамент и мозаику, заложенные в предметах обихода, в одежде, в укладе жизни, в вечно живущих и бережно хранимых заповедях, которые передаются из века в век не в виде наставлений и советов «как жить», а через традиции совместного изучения, использования, изготовления предметов ДПИ. По словам Д. Лукача, «украшая орудия труда, человек уже в незапамятные времена овладевал отдельными предметами, которые и практически, и технически уже давно являлись своего рода продолжением его субъективного радиуса действия, делал их составной частью своего „я“ в широком смысле». В самом деле, ДПИ у славян — это язык общности, начальные признаки освоения которого можно обнаружить и у детей. Этот язык не формировался специально, но в условиях национального интерната — своеобразной границы двух культур: внешней и внутренней, своей, — он становится одной из наиболее развитых систем средств, которыми готов распорядиться ребенок в новой для себя ситуации. Завьялов К. Ф. Религия славянских народов. Т. 1, 2 / Томск, 1994 — 1995.

1.2. Философия декоративно-прикладного искусства Сочетание этнографических, историко-культурных и психологических методов является, по мнению И. С. Кона, необходимым для корректного изучения психолого-философского феномена. Именно поэтому в исследовании функции и роли ДПИ в формировании средств адекватной ориентировки детей в окружающем мире мы рассматриваем ДНИ как самостоятельное явление, пытаясь на первых шагах определить его границы и в общих чертах представить его философскую феноменологию. Иными словами, острие нашего исследования обращено к феномену ДПИ таким образом, чтобы за формами игрового поведения и мышления ребенка, улавливаемыми в решении им специальных задач, раскрыть общее значение ДПИ для детского развития.

Исследования культурно-философского характера (Дж.Фрэзер, Э. Б. Тайлор, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс и др.) раскрывают для нас особое пространство существования мысли «натуральных» славян (до сих пор поддерживающих особое отношение с природой). Это пространство исполнено духа (мышления) народа, рагзграфлено его традициями, обрядами, этническими стереотипами, насыщено магичностью, партиципированностью, пралогичностью и др. ДПИ — существенная и неотъемлемая часть, момент этого духа; одним из наиболее существенных его свойств является адресованность каждому вновь зарождающемуся поколению этнической общности. Именно в этой форме (наряду с оформленной или оформляющейся письменностью) языком костюма и орнамента, узора и обряда, декора и цвета народы сохраняют связь времен и передают от деда к внуку свои этнические нормы. Этот процесс передачи скрыт от посторонних глаз; он интимен, хотя и повседневен, несистематичен, хотя и регулярен; он задан культурным обиходом, но осваивается личностным образом.

Итак, все предметы домашнего обихода славян изготавливались, исключительно из местных материалов. Каждая семья имела множество берестяных емкостей разной формы и назначения, а из дерева мужчины вырезали ступы, кадушки, черпаки, ложки. Оригинальны были коробки, тарелки. В мешках и разных сумках, сшитых из шкур и тканей, хранили одежду и мелкие предметы. Возможно, важнее этих, сугубо практических и утилитарных функций были информативные и магические функции ДПИ. Красочно и художественно, с большой выдумкой изготавливались одежда, обувь. Информативную (идентификационную) функцию несли элементы цветового оформления и орнамент, который был широко распространен. Узорами украшали одежду, обувь, головные уборы, пояса, игольницы, подушки, сумки, коробки, кузова, колыбели. Орнамент славян, как и любой другой этнический графемный язык, отличался богатством форм, многообразием сюжетов, строгостью и четкостью построения. Поэтому орнаментация предметов, как, впрочем, и все ДПИ в целом, должна восприниматься нами не как причудливая фантазия мастера, а как важная часть народной культуры, как средство выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения и истории. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1. М., 1968,

Воспитательная функция ДПИ, быть может, не является ярко выраженной для стороннего наблюдателя, но ее обстоятельность и регулярность, безусловно, заметны. Ребенка уже с колыбели сопровождают предметы обихода, выполненные в яркой художественной технике ДПИ. Насколько мы можем судить по результатам опросов, интервью и наблюдений, в ходе этого включения в культуру имеет место своеобразная трансформация «симбиоза» воспитателя (у ханты он в явном виде не выделяется, эту функцию берут на себя все взрослые, находящиеся рядом с ребенком), знаково-символической системы ДПИ и ребенка. Психологическое расстояние между взрослым, ребенком и предметом начинает уже в раннем детстве существенно преобразовываться у этой немногословной культуры в своеобразный паритет.

Будучи языком общности, ДПИ несет в себе идеи, объединяющие народ в единое целое, общий знак, который консолидирует духовные силы ханты и их способы самосознания и выражения веры в лучшее будущее, признаки которой легко обнаруживаются у детей. При этом обращает на себя внимание, что язык ДПИ полностью не сформирован (или уже утерян) как всеобщая этническая универсалия и используется в основном без понимания.

Вероятнее всего, воспитывающее значение ДПИ превосходит все наши возможные представления о нем. Одно ясно, только практическими, утилитарными функциями оно не ограничивается: когда-то давно изделия ДПИ несли в себе функцию «оберега» и обойтись без них не мог ни один человек. Злые духи накинулись бы на него и нанесли ему увечья или наслали бы болезни. Эти изделия, например украшения для женщин, орнамент или родовой знак на одежде для мужчин, защищали их владельцев от воздействия не ясных еще для них сил. В наше время люди не всегда сознаются, что верят в чудодейственную силу украшений и орнамента, но продолжают изготавливать и носить эти изделия. Кроме того, что украшения прекрасны и изумительны, они выражают национальную, родовую и этническую принадлежность, а раньше несли еще и идентификационно личностную определенность их владельцев. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1. М., 1968,

Феномен ДПИ пронизывает все стороны жизни: организацию быта, уклад семейных, родовых, «международных» и межличностных отношений. Не всегда роль и функции ДПИ (просветительские, обрядовые, эстетические и др.) четко осознаются, но они стабильно содержатся в любом предмете искусства, в проявлениях поведения и мышления. ДПИ понимают, ценят, пользуются его результатами все члены данного сообщества, и не будет преувеличением сказать, что и занимаются им многие. Отношение к ДПИ может служить мерой самосознания народа как содержащее ментальную цельность и выражающееся в знаково-символическом «послании» для других и для себя.

2. Развитие декоративно-прикладного искусства в наше время

2.1 Возникновение декоративно-прикладного искусства Поэтому не будем выдумывать никаких новых определений ДПИ и обратимся к Российскому энциклопедическому словарю (РЭС) — книге, призванной сухо констатировать стереотипные взгляды на любые научные феномены. ДПИ в нем представлено весьма обстоятельной статьей:

«Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, стекло, керамика, стекло, текстиль и др.) используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произв. Д.-п.и. составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя худ. комплекс. Возникнув в глубокой древности, Д.п.и. стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала 20 в. также с дизайном и конструированием». Соколов К. Ф. Религия славянских народов. Т. 1, 2 / Москва, 1994 — 1995.

Итак, в «декоративном искусстве» выделены три вида: монументально-декоративное искусство, оформительское искусство и ДПИ.

Сразу зададимся вопросом: почему из этих трех видов только ДПИ получило краткое наименование, известное практически каждому? Почему есть общеупотребительное наименование художников, работающих в области ДПИ — «ДПИшники», и нет «МДИшников» и «ОИшников»? Почему, когда говорят о «прикладниках», то имеют в виду именно художников ДПИ?

Посмотрим: любой художник-монументалист может назваться живописцем (или скульптором), и возражений это ни у кого не вызовет. Художники-оформители (как и плакатисты, как и сценографы) вправе называться либо графиками, либо живописцами (а иногда и скульпторами), и это тоже в порядке вещей. А вот «ДПИшники» (официально — «прикладники») — это и ювелиры, и керамисты, и шкатулочники, и мастера народных промыслов, и кто угодно, только не живописцы, не графики и не скульпторы.

И если ювелир или керамист назовет себя скульптором, а палехский или ростовский миниатюрист — живописцем, то это вызовет у окружающих в лучшем случае легкое удивление, а в худшем — замечание вроде «не садись не в свои сани».

Характерно, что РЭС «узаконил» и эту ситуацию. Не вдаваясь в перипетии различных направлений философии искусства, его авторы утверждают:

«Искусство,

1) худ. творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное И., музыка, танец, театр, кино и др. разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира…

2) В узком смысле — изобразительное искусство.

3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности".

А «искусство в узком смысле» — изобразительное, — по мнению авторов РЭС, означает «раздел пластическое искусство, объединяющий живопись, скульптуру и графику».

И если отсутствие в этом исчерпывающем списке, например, фотоискусства может объясняться относительной новизной последнего, то почему сюда не вошло ДПИ, существующее в течение многих тысячелетий?

2.2 Роль декоративно-прикладного искусства в современном обществе Для того, чтобы понять, случайно или неслучайно возникла такая странная ситуация с ДПИ, необходимо вспомнить тридцатые-пятидесятые годы ХХ века — длительный период формирования «союзов советских художников». Именно тогда при создании МОСХа и СХ СССР были на равных правах выделены секции живописцев, графиков, скульпторов, оформителей, монументалистов и «прикладников».

Наверное, при решении организационных вопросов союзов все эти секции действительно пользовались равными правами. Но путаница началась уже тогда. Соколов К. Ф. Религия славянских народов. Т. 1, 2 / Москва, 1994 — 1995.

Дело в том, что нелегко назвать живописца, ни разу в жизни не оформлявшего какой-либо музей, выставку, церковь или дом культуры. Или скульптора, работавшего исключительно в станковой пластике и не поставившего ни одного монументального произведения. Или графика, ни разу не проиллюстрировавшего ни одной книги.

Так и получилось, что среди «равноправных» секций были три «наиболее равноправных» — живописцев, графиков и скульпторов, которые могли заниматься и своим «высоким» станковым искусством, и параллельно делать все то, что, по идее, относилось к компетенции монументалистов и оформителей. А членам «прикладных» секций, конечно, никто не мог запретить заниматься «станковизмом», но на массовых общесоюзных выставках они могли рассчитывать лишь на «периферийные» залы, а закупка у них станковых произведений была скорее исключением, чем правилом.

Следовательно, любой художник, хоть раз в жизни попробовавший себя в станковой живописи, графике или скульптуре (а как же без этого?), прежде всего пытался вступать в секции, формировавшие «искусство в узком смысле». А если почему-то не получалось, шел «на окраину» — в монументалисты или оформители. Исключения из этого правила, конечно, были, но лишь по субъективным причинам — если, например, все друзья-приятели художника N уже вступили в МОСХ как оформители, то зачем N было пытаться идти в живописцы или графики с огромным риском «прокатывания» на приемной комиссии? Лучше уж сразу к «своим»…

Были и исключения другого рода: в истории каждого из «союзов советских художников», как и в ныне существующих российских творческих союзах, известны периоды, когда «у руля» оказывались монументалисты или оформители. Но и эти ситуации имели и имеют исключительно субъективный характер.

Справедливости ради отметим, что столь же условным и субъективным было деление на живописцев и графиков. Например, какой живописец никогда не писал акварелью и никогда не брал в руки пастель?

Но отнесение живописца к графикам, хотя и означало невозможность нахождения в почетном центре любой всесоюзной (а теперь и всероссийской) экспозиции, все же не было равнозначно выпадению из «искусства в узком смысле» — изобразительного.

Как мы уже видели, монументалисты и оформители не теряли права именоваться живописцами и графиками и, соответственно, из «искусства в узком смысле» тоже не выпадали. Скульпторы-монументалисты никогда из «общескульптурного сообщества» и не выделялись.

А вот «прикладникам» повезло меньше всех. Они оказались вечным «вторым сортом». Оказалось, что ювелиры, керамисты и художники по стеклу — не скульпторы, а миниатюристы — не живописцы. На пышном и развесистом древе советского официозного признания им в лучшем случае светило звание «заслуженного художника» или «заслуженного деятеля искусств». Народный художник СССР, членкор, а тем более действительный член Академии художеств — эти «высоты» для них были заоблачными. Более того, для подавляющего большинства «прикладников» практически исключалось «свободное плавание» (заказы официальных организаций, минкультовские закупки с выставок и пр.) — они были вынуждены либо зарабатывать через «народные промыслы», либо «левачить».

После краха советской власти формальные ограничения деятельности «прикладников» исчезли, но клеймо «второсортности» осталось. Совсем недавно одному моему знакомому живописцу, подавшему заявление о приеме в Московский союз художников, предложили вступить в секцию ДПИ лишь потому, что он имел неосторожность принести на приемную комиссию не фотографии своих станковых работ, а типографски изданные открытки с их репродукциями. И если бы в наше время не было «альтернативных» союзов художников, этот живописец так бы и остался «прикладником». Рамзин В. М. ,. Знакомьтесь: славяне. Москва, 1992.

Так откуда эта априорная «второсортность прикладников», и оправдана ли она?

Весьма вероятно, что в условиях монопольного господства советской распределительной системы такая «второсортность» имела определенные резоны.

«Исторически» — с XVIII до начала XX века — российские ювелиры, стеклодувы, керамисты, вышивальщики и прочие «прикладники» были в значительной степени «обезличены». Широкой публике были известны лишь имена хозяев заводов и мастерских, а почти все мастера — пусть самые талантливые — крайне редко имели возможность проявить свою авторскую индивидуальность.

В отношении живописцев и скульпторов Императорская академия художеств, жестко навязывая свой стиль и «правила игры», обезлички почти никогда не допускала, сохранив для истории имена даже многих «подмастерьев». А подавляющее большинство «рядовых» мастеров ювелирной, стекольной и фарфоровой промышленности Российской Империи безвозвратно кануло в Лету. Беспрецедентный взлет авторского «декоративно-прикладного искусства СССР» произошел только в конце пятидесятых годов ХХ века.

А в 1930—1950-е годы руководители творческих союзов и их кураторы из партийных органов достаточно искренне (во всяком случае, в соответствии с «императорской» традицией) попытались отделить «агнцев от козлищ» — «подлинных творцов» от «поделочников».

Именно тогда и возникло разделение художников на «чистых и нечистых» — «станковистов» и «прикладников». По идее, «настоящим советским» живописцам и скульпторам не подобало подрабатывать на народных промыслах и мастерить игрушки (о том, что множество на самом деле настоящих художников были вынуждены подрабатывать грузчиками и истопниками, сейчас речь не идет). Да и штамповать «клоны» своих произведений, ставя свою живопись и скульптуру на промышленный поток, по идее, «настоящие художники» не должны были — а для «прикладника» это вроде бы в порядке вещей.

2.3 Декоративно-прикладное искусство как неотъемлемая часть культурной жизни общества Таким образом, у нас остался нерешенным один вопрос: что делать с термином «декоративное искусство», произведения которого, согласно РЭС, «художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетически-образное начало», но при этом, в отличие от «самодостаточного» станкового искусства, «наиболее полно раскрывают свое содержание в ансамбле, для эстетической организации которого они созданы»?

Да, отказаться от деления произведений искусства на «декоративные» и «станковые» еще сложнее, чем на «станковые» и «прикладные». Но, по всей видимости, нам придется сделать и это. В противном случае споры о том, «станковый» или «декоративный» характер имеет «Сикстинская Мадонна», могут быть бесконечными и бесплодными, так как любые мнения здесь могут быть исключительно субъективными.

Например, где лучше смотрится «Троица» Андрея Рублева? В слабоосвещенном и закопченном, но «родном» соборе, или все-таки в Третьяковке, где она абсолютно сохранна и выставлена в соответствии со всеми экспозиционными канонами?

Согласно стереотипному взгляду, «узаконенному» РЭС, получается, что признание рублевского шедевра «декоративным» или «станковым» произведением зависит исключительно от ответа на вопрос, где «Троица» смотрится лучше. Но на самом деле, наверное, не зря говорится: шедевр — он и в Африке шедевр. И более того, даже если вдруг однозначно выяснится, что в соборе рублевская «Троица» смотрится лучше, чем в Третьяковке, неужели у кого-то повернется язык назвать эту икону «произведением декоративного искусства»?

Действительно, «Троицу» так никто и не называет. Но подавляющее большинство икон обычно классифицируется именно таким образом.

Значит, и с «декоративным искусством» получается точно так же, как с ДПИ: в сложившейся искусствоведческой практике этот термин априорно выражает второсортность произведения. Следовательно, «второсортными» оказываются и все виды искусств, входящие в него: монументальное, оформительское и прикладное, с которого мы начали наше исследование.

Но ведь мало кто из современных искусствоведов не согласится с тем, что чувство ансамбля, способность к формированию единого пространства, выход авторской концепции за рамки собственно произведения — это «высший пилотаж», и на него способен далеко не всякий «станковист» [ 22, сайт ].

Так вправе ли мы здесь говорить о «втором сорте»? Нет, и еще раз нет. Но именно эту «второсортность» нам диктует современное стереотипное понимание «декоративного искусства».

Конечно, мы ни в коем случае не собираемся полностью отказываться от понятия «декоративности» как такового. Например, возможно первичное позиционирование произведения искусства в качестве «декоративного», как это имело место у Рафаэля с «Сикстинской Мадонной» или у Рублева с «Троицей». Мы видим и повсеместное использование «станковых» вещей в декоративных целях: большинство двумерных и трехмерных произведений искусства все-таки находится не в музеях, а «общественном и частном быту» в интерьерах.

Но сегодня вещь может оказаться в интерьере, завтра — в музее, а послезавтра — опять вернуться в интерьер. Все эти случаи подлежат лишь локальной оценке и ни в коем случае не влекут за собой классификационного отнесения к таким глобальным категориям, как станковое или декоративное искусство.

Л.В. Тазьба в статье «Рейтинг художников и философское понимание искусства», опубликованной в третьем выпуске справочника «Единый художественный рейтинг», определил феномен искусства (вне политико-экономической и конкретно-социальной целесообразности) как субъектно-объектное единство «художник-произведение». Этот подход, по мнению Л. В. Тазьбы, дает каждому возможность проявления себя в ситуации «зритель-произведение».

Эти определения помогут нам перейти от устаревших понятий станкового и декоративного искусства к более современной терминологии. Ведь «станковизм» и «декоративность» классифицируют произведения искусства в соответствии с их местонахождением в том или ином пространстве — храме, музее, коридоре, спальне и т. п. Значит, мы вправе сказать, что эти термины обозначают пространственную составляющую ситуации «зритель-произведение».

Все произведения имеют несомненные художественные достоинства, но есть в них и некая успокоенность и повторы уже найденных приемов. Работам многих признанных мастеров не хватает подчас творческой смелости, остроты, поиска новизны формы. Может быть, поэтому в экспозиции привлекают внимание попытки внести творческое начало в технику макраме, которая за последние годы получила широкое распространение. Это относится прежде всего к большому триптиху Т. Мязиной (Московская область) «Березовая роща» и гобелену художников В. и Н. Яновых «Ярмарка» (Горький). Большой интерес вызвал на выставке гобелен молодых краснодарских художников В. и Л. Зубковых «Кубанская нива», выполненный в смелой экспрессивной манере. Удачно найдена и его фактура, слегка напоминающая густые кубанские хлеба.

Пластические виды искусства: стекло: керамика, фарфор и другие — были представлены в экспозиции в основном экспериментальными работами. Поиски идут самые разнообразные. В стекле мы уже привыкли к крупным декоративным формам, которыми оперируют наши ведущие художники-стекольщики для выражения своего мироощущения, а порой и глубоких философских мыслей. Таковы произведения Л. Савельевой, В. Муратова, Б. Федорова. Они интересны нам в плане развития тем и образов, которыми постоянно увлечены эти художники. От выставки к выставке растет и оттачивается мастерство гравировки и гранения хрусталя у А. Аствацатурьяна (Ленинград), О. Козловой и В. Корнеева (Гусь-Хрустальный), богаче и наполненней становится пластика в композициях С. Бескинской (Москва), А. Степановой (Москва), Л. Уртаевой (Москва), эмоциональней и тоньше цветовое решение работ Г. Антоновой (Москва), С. Рязановой (Москва), Д. и Л. Шушкановых (Москва). Для художников стекла открыты большие возможности в передаче таких свойств материала, как прозрачность, вязкость, хрупкость, тягучесть, пространственность. Выявление всех этих свойств стекла стало возможным благодаря высокому техническому уровню нашей стекольной промышленности. Трудно представить, как могли выглядеть работы гусевских художников, если бы на заводе не умели сварить чудесный цветной хрусталь, или вряд ли увидели бы мы последние произведения Б. Федорова, не будь на Дятьковском хрустальном заводе таких богатых традиций гранения хрусталя.

От этой составляющей во многом зависит восприятие субъектно-объектного единства «художник-произведение». Действительно, любой зритель воспринимает произведение (вместе с имеющейся у него информацией о художнике) прежде всего в окружающем пространстве — музейном, интерьерном, культовом, градостроительном и т. п.

Уточним: в пространстве воспринимает произведение не только зритель. Художник своим замыслом обычно охватывает и «станковый» или «декоративный» характер создаваемого творения, т. е. также мыслит для него определенное местоположение в пространстве. Но этот замысел является неотъемлемой составляющей акта создания произведения и, следовательно, включается в субъектно-объектное единство «художник-произведение». А впоследствии местоположение произведения в пространстве (для краткости обозначим его как «место произведения») может многократно меняться — мы уже говорили, что сегодня вещь может оказаться в интерьере, завтра — в музее, а послезавтра — опять вернуться в интерьер.

Видится полезным сделать еще одно уточнение. Несомненно, ценности искусства вечны и непреходящи — в наше время для констатации этого факта глубокие экскурсы в философию вряд ли необходимы. И все же восприятие любого произведения искусства существенно коррелирует со вкусами и традициями той или иной эпохи, в которую живет зритель. В том числе и в вопросе отнесения к «станковизму» или «декоративному искусству» (т.е. в мотивации размещения того или иного произведения в музее, на площади, в храме, в спальне и т. п.).

Таким образом, если мы отказываемся от понятий «станковизма» и «декоративности» как первичных классификаторов, мы должны добавить к субъектно-объектному единству «художник-произведение» составляющие, обозначающие зрительское восприятие — место и время восприятия произведения. Место и время создания произведения входят в первую составляющую — «художник», поэтому, чтобы отличать зрительское восприятие от акта создания произведения, назовем место и время зрительского восприятия обстоятельствами места и времени.

Итак, исчерпывающим теоретическим инструментом для восприятия, оценки и классификации того или иного произведения искусства может являться субъектно-объектное единство «художник-произведение», бытующее в обстоятельствах места и времени.

Все извечные проблемы зрительского восприятия — «нравится-не нравится», «хорошо-плохо» — определяются взаимодействием этих первичных категорий. Но в любом случае в искусстве не место плагиату и бездуховному тиражированию — только уникальность и неповторимость единства «художник-произведение» (по-разному воспринимаемого в различных обстоятельствах места и времени, но не меняющего от этого своей глубинной, подлинной сути) создают тот феномен, который мы называем искусством.

А все остальные составляющие восприятия, оценки и классификации произведений искусства (двумерность или трехмерность, «декоративное» или «станковое» первичное позиционирование, декоративное или музейное размещение в ту или иную эпоху, реалистичный или абстрактный стиль, пластика, цветовая гамма, художественные материалы и пр.) могут играть роль лишь вспомогательных, но отнюдь не первичных.

И никакого деления творцов на «чистых и нечистых» — станковистов и прикладников, реалистов и абстракционистов, традиционалистов и концептуалистов, монументалистов и миниатюристов — на этом уровне понимания быть не должно. Истинное (а не декларативное) равенство всех течений и направлений в искусстве — одно из величайших завоеваний искусствознания ХХ века, и настало время привести в соответствие с этими достижениями и базовую терминологию.

барокко ювелир прикладной классицизм

Заключение Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы. В основном своем значении термин «декоративно-прикладное искусство» обозначает оформление бытовых предметов, окружающих человека всю жизнь: мебели, ткани, оружия, посуды, украшений, одежды — т. е. всего того, что образует среду, с которой он ежедневно соприкасается. Все вещи, которыми пользуется человек, должны быть не только удобны и практичны, но и красивы.

Данное понятие сформировалось в человеческой культуре не сразу. Первоначально то, что окружает человека в повседневной жизни, не воспринималось как имеющее эстетическую ценность, хотя красивые вещи окружали человека всегда. Еще в каменном веке предметы быта и оружие украшались орнаментами и насечками, чуть позже появились украшения из кости, дерева и металла, для работы стал использоваться самый разнообразный материал — глина и кожа, дерево и золото, стекло и волокна растений, когти и зубы животных.

Роспись покрывала посуду и ткани, вышивкой украшали одежду, насечку и чеканку наносили на оружие и посуду, ювелирные украшения делали практически из любых материалов. Но человек не задумывался над тем, что привычные вещи, окружающие его всю жизнь, можно назвать искусством и выделить в отдельное течение. Но уже в эпоху Возрождения отношение к обыденным предметам стало меняться. Это было вызвано пробуждением интересов людей к прошлому, связанному с возникшим тогда культом античности. Одновременно возник интерес к жилищу, как предмету, равноценному с точки зрения эстетической ценности другим предметам искусства. Наибольшего развития декоративно-прикладное искусство достигает в эпоху барокко и классицизма. Очень часто простая, практически удобная форма предмета скрывалась за изысканными украшениями — росписью, орнаментом, чеканкой.

В высокохудожественных произведениях мастеров Древней Руси пластическое начало проявлялось во всем: ложки и чашки отличались скульптурностью форм, безупречностью пропорций, ковши обычно принимали образ птицы — утки или лебедя, голова и шея служили рукояткой. Такая метафора имела магический смысл, и обрядовое значение определяло традиционность и устойчивость такой формы в народном быту. Золотые цепи, мониста из нарядных медальонов, цветных бус, подвесок, широкие серебряные браслеты, драгоценные перстни, ткани, украшенные шитьем — все это придавало праздничному женскому наряду многоцветье и богатство. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, выткать узоры на ткани — все это требует большого мастерства. Вероятно, такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо приложить руки и душу, чтобы получилась удивительная красота.

Современный художественный процесс сложен и многогранен, так же как сложна и многолика современная действительность. Искусство, понятное всем, окружает нас повсюду — дома и в служебном помещении, на предприятии и в парке, в общественных зданиях — театрах, галереях, музеях. Все — от колец, браслетов и кофейных сервизов до целостного тематического комплекса произведений декоративно-прикладного искусства для крупного общественного здания — несет на себе многообразие художественных поисков мастеров, тонко чувствующих декоративное назначение предмета, организующих и наполняющих красотой наш быт.

Для создания необходимых для человека удобств и в то же время для украшения его жизни художники стремятся к тому, чтобы все вещи, которыми пользуются в обыденной жизни, не только соответствовали своему назначению, но и были красивыми, стильными и оригинальными.

А красота и польза всегда рядом, когда берутся за дело мастера, и из самых разных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня и проч.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.

1. Завьялов К. Ф. Религия славянских народов. Т. 1, 2 / Томск, 1994 — 1995.

2. Лукина Н. В. Формирование материальной культуры русов. Томск, 1985.

3. Обряды, обычаи, поверья: Сб. статей / Сост. Ю. Л. Хандрик, предисл. Н. А. Рогачевой. Тюмень, 1997.

4. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1. М., 1968,

5. Каплан Н. И. Народное декоративно — прикладное искусство. М., 1980.

6. Соколов К. Ф. Религия славянских народов. Т. 1, 2 / Москва, 1994 — 1995.

7. Рамзин В. М. ,. Знакомьтесь: славяне. Москва, 1992.

8. Лукина Н. В. Формирование материальной культуры славян. Томск, 1985.

9. Мифы, предания, сказки славян / Сост. Н. В. Кукина М., 1990.

10. Обряды, обычаи, поверья: Сб. статей / Сост. Ю. Л. Хандрик, Москва, 1997.

11. Корыткова Н. Ф. Одежда славян. М.;, 1995.

12. Ромбандеева Е. И. История славян и их духовной культуры. Москва, 1993.

13. Соколова З. П. Восточные славяне. М., 1994.

14. Дон И. С. Декоративно-прикладное искусство: Историко-философская перспектива. М., 1998.

15. Барабанов Н. И. Народное декоративно — прикладное искусство Восточных славян. М.,

16. 1980. Прасков К. Ф. Религия славянских народов. Т

17. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.

18. Барабанов Н. И. Народное декоративно — прикладное искусство западных славян. Ростов-на-Дону, 1999

19. Потапов Н. И. Народное декоративно — прикладное искусство западных славян. М., 1990.

Роль декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов в развитии детей дошкольного возраста.

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее во многом определяется уровнем воспитанности духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Детский сад наряду с семьей играет важную роль в воспитании ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребенка в самый сензитивный (чувствительный, восприимчивый) период его жизни. Основной задачей детского сада является повышение эффективности и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и развития личности каждого ребенка. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; культуре и традициям других народов.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.

Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформления жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом основные характерные особенности.

Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формирую художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль дошкольных образовательных учреждений, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра.

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказывается на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности.

Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя – направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными видами декоративно-прикладного искусства.

В процессе изучения основных видов народного искусства дети овладевают художественным строем орнамента, знакомятся с творчеством художников. Воспитываются патриотические чувства, гордость за свою Родину, свой народ, уважительное отношение к культуре, традициям других народов. Через народные традиции идет воспитание эмоциональной чуткости, доброты, чувства товарищества и собственного достоинства, развивается художественное творчество личности, эстетическое чувство, кругозор. Воспитанники получают знания о развитии основных видов декоративно-прикладного искусства, о творчестве наиболее значимых художников и мастеров, характерные особенности национальных костюмов и орнаментации, о коллекции произведений искусства и народно-художественных промыслов местных музеев; знакомятся с элементарными понятиями, такими как- колорит, ритм, форма, пропорция, линия, объём, пространство.

Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так, как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева и глины.

Орнаменты используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, некоторые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Детские сады должны располагать достаточным количеством предметов народного творчества. Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных умельцах, используются в образовательной деятельности. Для детей младшего дошкольного хорошо иметь точеные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских мастеров, изделия каргопольских народных умельцев. Если в первой младшей группе дети играют игрушками, то уже во второй младшей группе эти игрушки можно рассматривать перед занятиями лепкой. Для средней группы хорошо иметь семеновские, филимоновские и каргопольские игрушки, богородские точеные деревянные игрушки.

Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная.

Народная игрушка своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к народным сказкам, творчество которых основано на национальных традициях. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения. Но прежде всего он должен понимать и любить народно-прикладное искусство, знать какому народному промыслу относится та или иная игрушка. Уметь рассказать о мастерах, которые делают игрушки, и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.

Таким образом, народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека.