Слепой пианист стал мировой сенсацией. Рэй Чарльз: темнота, обращенная в свет Ранние годы, детство и семья Рэя Чарльза

23 сентября 1930 года родился Рэй Чарльз (Ray Charles Robinson) – американский певец, музыкант, композитор, один из известнейших в мире исполнителей музыки соул, кантри, джаз и ритм-энд-блюз. Фрэнк Синатра называл его «единственным настоящим гением в шоу­бизнесе», а певец Билли Джоэл заявил: «Это может прозвучать кощунственно, но я считаю, что Рэй Чарльз был важнее, чем . … Кто, черт возьми, когда-либо смешивал вместе столько стилей, да так, чтобы это заработало?!»

На самом деле его звали Рэй Чарльз Робинсон. Сократить имя посоветовал один из продюсеров фирмы Swingtime Records, увидевший в парне восходящую звезду. На то время фамилия «Робинсон» на звездном Олимпе Соединенных Штатов была прочно занята боксером-чемпионом Рэем Робинсоном (Ray «Sugar» Robinson), и, чтобы избежать путаницы, было решено создать сценическое имя «Рэй Чарльз». Впрочем, голос, талант и страсть к музыке, которой был одержим Рэй, вознесли бы его к вершинам славы под любым именем.

В роду Робинсонов музыкантов, а тем более известных не было. Родители Рэя (родился в городе Олбани, штат Джорджия) слыли самыми бедными жителями черной общины крошечного поселка Гринвилль во Флориде, куда семья вскоре переехала. «Мы были на нижней ступеньке лестницы, смотря вверх на остальных… ниже нас – только земля», – вспоминал Чарльз. Мальчишке было 5 лет, когда младший брат Джордж на его глазах начал тонуть в лохани с водой (их мать подрабатывала прачкой). Как ни старался Рэй, спасти брата не смог – тот был для него слишком тяжел. Эта сцена потом преследовала музыканта всю жизнь. Спустя год Рэй вдруг начал терять зрение, а к 7 годам ослеп совершенно. Спасли мальчика мама, которую он боготворил… и музыка. Арета Робинсон была сильной женщиной – не причитала, а действовала: зная, что сын вот­вот ослепнет, научила его самым необходимым для незрячего навыкам, пока Рэй еще видел. И отправила в интернат для глухих и слепых детей. Так что читать слова и ноты он учился одновременно – по системе Брайля. Здесь же парень освоил кучу инструментов – трубу, кларнет, орган, саксофон и пианино. К последнему, правда, Рэй пристрастился гораздо раньше: еще трехлетним мальчуганом он без конца бегал в соседнюю аптеку, хозяин которой играл на пианино, и пытался имитировать буги­вуги.

Забегая вперед, скажу, что причина слепоты Рэя Чарльза так до конца и не была установлена: один из предполагаемых диагнозов – глаукома. Поговаривали, что много лет спустя, в 1980­е гг., став состоятельным человеком, музыкант подавал анонимное объявление о поиске донора, готового пожертвовать ему один глаз. Впрочем, операция так никогда и не состоялась – врачи сочли ее бессмысленным риском. Сам Рэй довольно иронично относился к собственной слепоте: всегда брился перед зеркалом, носил солнцезащитные очки, снимался в кино, водил автомобиль, даже пилотировал аэроплан! А вот автографы не давал никогда – ведь певец не мог видеть, что именно ему подсовывают на подпись (!); да и с журналистами общался крайне неохотно. Когда однажды Рэю задали вопрос, не чувствует ли он себя несчастным из­за слепоты, музыкант удивился: «Почему? Когда ты слеп, то, возможно, теряешь примерно 1/99 того, что дает тебе жизнь. Я знаю, очень важно видеть своих детей или любоваться красотой луны. Ладно, один процент долой. Но ведь из­за этого моя жизнь не остановится, не так ли?» Друзья Рэя утверждали, что никогда не встречали более независимого человека, чем этот слепой музыкант.

С детства читая ноты пальцами и играя на слух, Чарльз настолько натренировал память, что без труда сочинял аранжировки, даже не прикоснувшись к инструменту. Своими учителями в музыке почитал Фредерика Шопена, Яна Сибелиуса, Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси, Арта Тэйтума и Арти Шоу.

Еще в годы учебы Рэй слыл первым музыкантом школы, где не раз выступал с сольными концертами и в составе группы «The Florida Playboys». К 17 годам, потеряв обоих родителей, парень решил попытать счастья в большом городе: положив в карман накопленные $600, Рэй отправился на другой конец континента – в Сиэтл.

Ray Charles 2 Рэй Чарльз: темнота, обращенная в светСначала вместе с гитаристом Госсади Макги основал группу «MacSon Trio», а спустя некоторое время стал записываться. Его первый хит «Confession Blues» (1949) и популярная песня «Baby, Let Me Hold Your Hand» (1951) были записаны на Swingtime Records. Затем Чарльз заключил контракт с фирмой грамзаписи Atlantic: здесь у него появилось гораздо больше творческой свободы и опытные продюсеры – Ахмед Эртегюн и Джерри Векслер. Именно под их руководством Рэй Чарльз начал движение от талантливого имитатора стилей известных музыкантов до обретения своей творческой индивидуальности. Сингл «Mess Around» (1953 г.), разошедшаяся миллионным тиражом пластинка с композицией «The Things That I Used To Do» (записанная вместе с блюзменом Гитар Слимом) и, наконец, считающийся первой записью в стиле соул и вышедший на первую строку хит­парада сингл «I Got a Woman» (1955 г.) стали вехами на пути будущей легенды музыки XX cтолетия. Работая в эти годы в основном с госпелами, со светскими текстами и блюзовыми балладами, Рэй Чарльз создает новый сплав, электризуя неторопливые меланхоличные ритмы религиозных гимнов энергичными разрядами ритм­энд­блюза. «Черный» рок­н­ролл многим обязан этому музыканту, сумевшему увлечь традиционной африканской музыкой огромную аудиторию белых слушателей.

Говорят, что «What`d I Say» – знаковую песню стиля соул, вобравшего в себя рок, r&b, джаз и кантри, Рэй сочинил во время одного из выступлений: надо было заполнить время, которое он был обязан отыграть по контракту. Трудно сказать, скольких музыкантов, певцов и композиторов «What`d I Say» потом «завела», вызвав к жизни новые произведения. Впоследствии именно это непостижимое чутье и умение Рэя проникнуть в суть любого стиля, невероятная свобода, с которой он смешивал и сплавлял стили и жанры, игнорируя их границы, обусловили его творческое кредо.

Чарльз двигался теперь в новых направлениях: записывал песни с участием крупных симфонических оркестров, известных джазовых музыкантов; обратился к стилю кантри и, записав альбом «Modern Sounds in Country and Western Music», достиг невороятного по тем временам для чернокожего музыканта – вошел в «оборот» этого типично «белого» стиля музыки. Переход в ABC Records не только вознес Рэя в категорию одного из самых высокооплачиваемых музыкантов мира того времени, но и существенно расширил творческую свободу и возможности. Сюрприз! Вместо того, что удариться в новаторские эксперименты, музыкант принялся записывать песни в стиле поп, близкие к мейнстриму. Биг­бэнды, струнные квартеты, большие хоры на подпевке – новые аранжировки Рэя Чарльза резко отличались от камерных произведений времен Atlantic. Переехав в самый крупный особняк на Беверли­Хиллз, музыкант теперь периодически записывает и так называемые «поп­ и джаз­стандарты»: «Cry», «Over the Rainbow», «Cry me a river», «Makin" Whoopy» и другие. В то же время выходят и его хиты «Unchain My Heart», «You Are My Sunshine». «Hit The Road Jack».

Однако символом периода ABC все же стала другая песня. «Georgia On My Mind» (композиция бродвейского классика Ходжи Кармайкла, изначально посвященная девушке по имени Джорджия) 24 апреля 1979 г. была объявлена гимном штата Джорджия, и Рэй Чарльз исполнил ее в здании законодательного собрания штата. За 19 лет до этого события музыкант отменил свой концерт в штате – в знак протеста против расовой сегрегации (по тогдашним законам чернокожие и белые зрители во время его концерта должны были сидеть отдельно). Многие годы Чарльз выступал против расизма, поддерживал и финансировал деятельность Мартина Лютера Кинга.

В отличие от стремительно идущей вверх музыкальной карьеры, личная жизнь Рэя была весьма турбулентной. Наркотики он попробовал в 17 лет. С тех пор – вплоть до ареста за хранение героина и марихуаны в 1965 г. в Бостоне – музыкант носил «эту мартышку на моей спине» (так он называл свою зависимость от зелья). Рэй прошел курс лечения в лос­анджелесской клинике – и это спасло его от реального срока в тюрьме, который заменили на год условно. К наркотикам он больше никогда не вернулся, заменив их «Коктейлем Рэя Чарльза» – крепким кофе с сахаром и джином. «Иногда я чувствовал себя ужасно, но как только выходил на сцену и группа начинала играть, не знаю почему, но это было как аспирин – тебе больно, ты его принимаешь и больше не чувствуешь боли», – вспоминал Рэй.

С женщинами отношения также были непростыми. Два официальных брака и 12 детей от 9 женщин – короткая, но емкая статистика. Кстати, каждому из своих детей музыкант завещал 1 млн. долларов.

«Фрэнк Синатра, а до него Бинг Кросби были мастерами слова. Рэй Чарльз же – мастер звуков». А легенда рок­н­ролла Билли Джоэл называет Чарльза «обладателем самого уникального голоса в поп­музыке... Он взял визг, крик, рычание, стоны и сделал из них музыку».

Проекты, концерты, выступления по всему миру, запись новых альбомов – Рэй продолжал работу до самой смерти, наступившей от рака печени в 2004 году. Тысячи поклонников прощались с музыкантом в церкви, под сводами которой звучала «Over the Rainbow» – песня, выбранная самим Рэем Чарльзом.

А спустя два месяца вышел его последний альбом – «Genius Loves Company», в который вошли песни, исполняемые совместно с многими выдающимися музыкантами. В 2005­м – еще один альбом – «Genius&Friends», в 2006­м – «Ray Sings, Basie Swings» и т. д. Рэй Чарльз – «пионер, который смел барьеры между светскими и духовными стилями, между белой и черной поп­музыкой»; певец, награжденный 17 премиями «Грэмми» и официальным званием «Сокровище Лос­Анджелеса»; музыкант, чья звезда установлена на голливудском бульваре Славы, а бронзовые бюсты – во всех залах Славы (рок­н­ролльном, джазовом, блюзовом и кантри), продолжает главное дело своей жизни – правда, из иных миров.

Его музыка касалась каждого. Американский дирижер и трубач Квинси Джонс назвал ее «болью, преображенной в радость, темнотой, обращенной в свет». Сам Рэй Чарльз сказал просто:

«Музыка была на свете очень давно и будет после меня. Я просто старался оставить свой след, сделать в музыке что­то хорошее».


Олег Аккуратов, биография которого будет рассказана в данной статье, - молодой пианист, виртуоз, лауреат престижных конкурсов и фестивалей. Гениальный музыкант слеп от рождения, воспитывался в интернате.

Биография

Олег Аккуратов родился в Краснодарском крае, в посёлке Моревка, в 1989 году. Его воспитывали бабушка и дедушка, матери было всего пятнадцать лет. Пианист родился незрячим. Музыкальные способности стали проявляться в мальчике уже в возрасте 4 лет. Бабушка отвезла его на прослушивание в Армавир, в единственную в России музыкальную школу-интернат для слабовидящих и слепых детей. Его приняли туда учиться, и мальчик уехал из дома. В Армавире Олег выучил нотную грамоту по системе Брайля. В возрасте 6 лет он уже играл первый концерт П. И. Чайковского, который выучил на слух с пластинки. Тогда же он одержал свою первую победу в конкурсе. В 2008 году Олег окончил московский музыкальный колледж эстрадно-джазового искусства и поступил в Институт музыки.

У Олега великолепная музыкальная память, замечательное Он исполняет и классику, и джаз. Для него не существует сложных произведений. О. Аккуратов хорошо поёт, обладает приятным лирическим баритоном.

Творческий путь

В 2003 году, ещё будучи студентом, Олег Аккуратов выступал в Великобритании перед папой римским. А также участвовал в концерте выдающейся оперной дивы Монсеррат Кабалье.

В 2005 году молодой пианист выступал Москве, Санкт-Петербурге и Лондоне. Его партнёрами были знаменитые в мире оркестры.

В 2006 г. Олег проявил себя как талантливый вокалист, заняв 1-е место в конкурсе хоровых коллективов и солистов.

В 2009 году А. Аккуратов был героем программы "Пусть говорят" А. Малахова. Тогда же он переехал жить в Моревку, к отцу и его семье. Возглавил в городе Ейске джазовый оркестр "МИЧ-бэнд", стал солистом театра «Русская опера». В Московской консерватории был организован концерт, в котором должен был выступить Олег Аккуратов. Пианист планировал исполнить фантазию И. С. Баха совместно со сводным хором из 815 человек и оркестром Но концерт не состоялся. Отец Олега, который ранее никакого участия в судьбе сына не принимал, воспрепятствовал этому выступлению.

Из-за слепоты пианисту приходится тратить на освоение новых произведений по 10 и более часов в день. Олег постоянно развивается и совершенствуется.

Награды

Обладателем большого количества дипломов является Олег Аккуратов. Слепой пианист стал лауреатом большого количества конкурсов и фестивалей краевого, всероссийского и международного уровней. Первый диплом он получил в 2002 году.

Конкурсы, в которых Олег Аккуратов одержал победу

  • «Звёздная юность планеты».
  • Конкурс молодых исполнителей джазовой музыки.
  • «Рояль в джазе» (конкурс молодых исполнителей).
  • Конкурс юных пианистов имени К. Игумнова.
  • «Орфей».
  • Конкурс юных композиторов Кубани и многие другие.

В 2001 году он стал стипендиатом программы «Одарённые дети».

Обретённая семья

Олег Аккуратов, как уже было сказано выше, воспитывался с бабушкой, а затем в специальной музыкальной школе для слабовидящих и слепых детей. Родители никакого участия в воспитании музыканта не принимали. Несколько лет назад Олег обрёл отца и мачеху. А также двух братьев и сестру. Олег теперь живёт вместе с ними в Моревке. Они распоряжаются всей его жизнью. Ходят слухи, что родня заставила выступать пианиста чуть ли не по ресторанам, чтобы он зарабатывал на них деньги, так как никто из членов его семьи не работает. Его квартира, которую он получил от государства, выставлена на продажу, а деньги, накопленные на его счету, - потрачены. Отец пианиста собирается стать его концертным директором, так как считает, что музыканту не нужны чужие люди, хотя не имеет для этого необходимого опыта.

Концертные программы

Олег Аккуратов ведёт активную гастрольную деятельность. Он ездит по разным городам, а также выступает на престижных площадках столицы.

Концертные программы нынешнего сезона:

  • "Помнит мир спасённый" (вечер памяти композитора А. Эшпая);
  • фестиваль музыкального юмора в Челябинске;
  • концерт с Деборой Браун;
  • "Королевам красоты";
  • выступление с Игорем Бутманом и его оркестром;
  • музыкальные вечера в Арамиле и Екатеринбурге;
  • концерт с Русским камерным оркестром;
  • благотворительный марафон "Цветик-семицветик";
  • концерт с Джесси Джонсом и другие.

Знаковое мероприятие, в котором принял участие Олег Аккуратов, - концерт " Возможности ограничены - способности безграничны". Пианист выступил в дуэте с Э. Кунцем. Музыканты исполнили в четыре руки "Фантазию" Ф. Шуберта фа минор. Выступление было ярким и эмоциональным. Музыканты великолепно сыгрались друг с другом и звучали как один человек.

Великая актриса

Олег Аккуратов стал прототипом главного героя фильма"Пёстрые сумерки", в котором в качестве режиссёра и композитора выступила актриса Людмила Гурченко. Картина была снята в 2009 году. Премьерный показ состоялся в Людмила Марковна очень любила слепого пианиста, называла его сыночком и очень много для него сделала. Она посещала школу в Армавире, где учился Олег, и принимала участие в благотворительном концерте. Великая актриса и юный пианист исполняли песни, вошедшие в картину "Пёстрые сумерки", которая в то время была ещё в процессе съёмок. На концерт пришло очень много слушателей. Людмилу Гурченко и Олега Аккуратова долго не отпускали со сцены. Смерть великой актрисы стала для музыканта ударом.

Михаил Окунь - педагог Олега - всерьёз обеспокоен будущим своего ученика.

Рэй Чарльз (полное настоящее имя Рэймонд Чарльз Робинсон) – это выдающийся музыкант, ставший настоящей легендой для всех ценителей блюза, джаза и музыки в стиле соул. Его композиции пленят и завораживают, его потрясающий голос невозможно забыть.

Именно поэтому наш сегодняшний герой уже много лет подряд остается эталоном для многих-многих музыкантов нашей планеты, а также звездой номер один для всех ценителей качественной музыки.

Ранние годы, детство и семья Рэя Чарльза

Рэй Чарльз появился на свет 23 сентября 1930 года в городе Олбани, расположенном в центральной части штата Джорджия. Его семья была очень бедна, а потому с самых ранних лет великий музыкант привык к безденежью и постоянным лишениям. Отец Рэя – Бэйли Робинсон – оставил семью, бросив своих двоих сыновей на попечение их матери и бабушки. После этого незадачливый отец практически не принимал участия в жизни своих детей, появляясь в их доме от силы раз в год.

В пять лет в жизни маленького Рэя Чарльза случилось еще одно тяжелое потрясение. Во время купания в лохани утонул его младший брат Джордж. Ребенок умирал прямо на глазах будущего музыканта. Пятилетний Рэй пытался помочь брату, однако вытянуть его из глубокой кадки так и не сумел.

Данное событие настолько потрясло нашего сегодняшнего героя, что уже совсем скоро он начал испытывать проблемы со зрением. К семи годам Рэй Чарльз полностью ослеп. Впоследствии версия о психологическом характере слепоты музыканта была самой популярной среди всех его поклонников.

Однако много лет спустя американские врачи, проводившие обследование музыканта, выдвинули версию о том, что потеря зрения случилась в результате глаукомы.

Возвращаясь к теме детства выдающегося мастера, отметим, что на этом потрясения в жизни музыканта отнюдь не закончились. Уже в 1945-м году певец потерял мать, оставшись, таким образом, на попечении престарелой бабушки.

Возможно, именно череда жизненных ударов заложила основы знаменитого музыкального стиля Рэя Чарльза. Ведь в его музыке всегда было много тоски и совсем мало радости…

Музыкальная карьера певца Рэя Чарльза

Проявлять интерес к музыкальным занятиям наш сегодняшний герой начал еще в раннем возрасте. Во время обучения в специализированной школе в городе Сент-Огустин талантливый парень не только быстро освоил азбуку Брайля, но и научился прекрасно играть на тромбоне, саксофоне, пианино, органе и некоторых других инструментах.

Рэй Чарльз. Одна из самых популярных песен.

Именно с этого момента началось его страстное увлечение музыкой. Ведь ничего другого в его жизни, по сути, и не было.

В семнадцать лет наш сегодняшний герой переехал в большой и оживленный Сиэтл, который в те времена считался американской столицей инструментальной музыки. Здесь такие направления как соул, блюз и джаз были особенно популярны. А потому Рэй Чарльз выбрал для продолжения своей музыкальной карьеры именно штат Вашингтон.

В Сиэтле наш сегодняшний герой основал свой первый музыкальный ансамбль и уже вскоре он стал довольно-таки популярен на севере США. Известный исполнитель Лоуэлл Фулсон предложил ему поработать вместе. Впоследствии с предложениями о долгосрочном сотрудничестве на Рэя Чарльза стали выходить также представители известных звукозаписывающих компаний.

Таким образом, в 1949-м году наш сегодняшний герой записал свой первый полномасштабный хит «Confession Blues», который очень скоро стал звучать даже на федеральных радиостанциях Америки. С этого момента Рэй Чарльз стал часто гастролировать по различным городам США, давая небольшие концерты и записывая выступления для центрального телевидения.

Рэй Чарльз - Confession Blues

В 1953-м году талантливый чернокожий певец записал синглы «It Should Have Been Me» и «Mess around», которые три года спустя легли в основу его первого сольного альбома – «The Great Ray Charles».

На протяжении всей своей карьеры наш сегодняшний герой выпустил более ста (!) альбомов, а также официальных записей концертных выступлений. География его гастрольных туров протянулась от США до Японии и от Германии до России. Многие из его композиций – такие как «Hit The Road Jack», «You Are My Sunshine», «Unchain My Heart» - стали бессмертными хитами. Именно поэтому влияние Рэя Чарльза на мировую музыку очень сложно переоценить. Как отмечают признанные деятели сцены, именно музыка Рэя Чарльза заложила основы таких направлений как современный джаз, блюз и даже рок и R&B.

Среди наград Рэя Чарльза – есть своя собственная звезда на Алее Славы, а также 17 премий Грэмми, Орден искусств и литературы, награда National Medal of Arts и некоторые другие награды. В настоящее время имя великого музыканта значится одновременно в Зале Славы Рок-н-Ролла и в Зале Славы Джаза. Именем Рэя Чарльза названо несколько улиц в США и даже целое почтовое отделение.

Последние годы жизни Рэя Чарльза

В последние годы своей жизни артист сильно болел. В 2002-м году у него начали проявляться симптомы характерные для рака печени. В какой-то момент великий музыкант потерял возможность ходить. Говорить ему удавалось с огромным трудом. Однако, даже несмотря на это, до последних дней своей жизни Рэя Чарльз регулярно работал в студии, записывая новые мелодии и исполняя клавишные партии для свежих композиций.


Десятого июня 2004-го года выдающийся мастер музыки умер в своем доме в городе Беверли-Хиллс. Спустя два месяца после его кончины в США был официально выпущен его последний альбом «Genius Loves Company». На прощальном концерте песни музыканта исполняли Би Би Кинг, Элтон Джон, Ван Моррисон и многие другие выдающиеся музыканты, считавшие себя друзьями и последователями Рэя Чарльза.

Личная жизнь Рэя Чарльза

Несмотря на то, что музыкант был женат всего два раза, в его жизни было множество любовниц. Так, доподлинно известно, что матерями его двенадцати детей (!) являются девять (!) разных женщин. Незадолго до смерти наш сегодняшний герой дал каждому из них по одному миллиону долларов в качестве последнего подарка.

Последние годы своей жизни музыкант провел с женщиной по имени Норма Пинелла

Синкопа

"Но, чтоб знать красу вселенной,..
Чтобы Бога славить вечно,
Рыцарь, мне не нужен свет".

П. Чайковский, "Иоланта"

Синкопа в музыке - смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.

Каждый, кто пытался научиться играть на каком-либо инструменте, прекрасно знает, как это трудно, а освоение сложнейшей музыкальной литературы на слух, на ощупь, на память представляется подлинным подвигом, почти невозможным.
Олег Аккуратов - уникальный слепой пианист. Он выиграл огромное количество конкурсов, он аккомпанировал выдающейся оперной певице Монтсеррат Кабалье, у него абсолютный слух и музыкальная память.
Напомню материалы "Слепая музыка". В них я рассказывала о неожиданном повороте в жизни нашего героя, о судьбоносных встречах - таких как Владислав Тетерин, . Она сразу поверила в его талант и прочила слепому музыканту славу Рэя Чарльза.
- - - - -
Олег в 13 лет записал свою первую классическую пластинку в Германии. Он лауреат многих конкурсов. У него такой слух, что просто когда играют фальшиво, у парня такая мука на лице... Олег и классику играет, и джаз, причем он - поющий джазовый музыкант. Когда привезли его в консерваторию, профессор сказал: "Это Моцарт! Такие рождаются раз в сто лет!" Это было сказано, когда ему было двенадцать.
Очень много вложили в парня изумительные армавирские педагоги, но, как всегда в России, не обойтись без тех, кто может и хочет помочь. Раньше таких людей называли меценатами, которые скромно, без пиара, как бы сейчас выразились, помогли многим талантам встать на ноги. Ведь нужны просто деньги на сопровождающего… Даже чтобы элементарно подвести к инструменту, не говоря уже о прочем.
Владислав Тетерин:
Он жил в музыкальном интернате под Армавиром. Когда я познакомился с ним, ему не было семи лет. Слепой и отстающий в развитии мальчик, брошенный родителями (сейчас они вернулись к нему), Олег стал заниматься с лучшими педагогами. И что теперь? Он победил в Германии как классический пианист, выиграл конкурс в России как джазовый пианист. Выступал с концертами в Санкт-Петербурге, Москве. В Лондоне с великим музыкантом Д. Дорелли. Где это видано? Мировая премьера для мировой звезды с четырнадцатилетним слепым мальчиком! Сейчас планируем вместе с Элтоном Джоном записать компакт-диск. Это огромный труд..."
Слепому мальчику из Армавира Олегу Аккуратову нашли хороших педагогов в его родном городе, он много раз приезжал брать мастер-классы в Москву и дважды ездил в Лондон учиться в Королевской академии музыки. К 17 годам Олег не только феноменально играл, но и прекрасно пел, выступал с Монтсеррат Кабалье. А в 19 лет победил на Международном конкурсе пианистов в Новосибирске - обошел своих зрячих сверстников.


занятия с дирижером С.Н. Проскуриным
Параллельно с учебой в школе, в которой он отучился в общей сложности 14 лет, Олег заочно окончил эстрадно-джазовое училище и поступил на музыкальное отделение Московского университета культуры и искусств. Планировалось, что после окончания школы он будет работать здесь же концертмейстером сводного хора "Жаворонок", продолжая заниматься по индивидуальной программе. Поэтому решили, что патронировать его дальнейшее творческое развитие будет по-прежнему Армавирская музыкальная школа. Но жить юноша должен уже не в интернате, как раньше, а в собственной квартире, купленной на собранные кубанцами деньги.
Безусловно, куда лучше, чтобы рядом находился близкий человек, но его родные, отдав почти пятнадцать лет назад ребенка в школу-интернат, практически полностью переложили заботу о нем на плечи государства.
Президент фонда "Мир искусства" Владислав Тетерин специально для слепого гения из кубанской глубинки придумал нечто поистине грандиозное: 14 октября 2009 в Большом зале Московской консерватории вместе с оркестром Юрия Башмета и сводным хором в составе 815 человек он должен был исполнять фантазию Бетховена для фортепиано, шести солистов, хора и оркестра... Однако задуманный триумф не состоялся.
- Олег просто исчез, не выходил на связь, - поясняет Владислав Михайлович. - Много раз пытался ему дозвониться, но его родственники отвечали: мол, Олега нет дома. Как-то взяла трубку его мачеха, начала требовать каких-то денег. Так и заявила: "Платите, тогда он к вам приедет". Мы все были в шоке.
Правда, поговорить наедине нам так и не удалось: родня постоянно была рядом, контролируя каждое слово юноши. Похоже, взрослые все за него уже решили. Они наперебой высказывали накопившиеся обиды и делились планами. Теперь он принадлежит отцу, который существует на его пенсию. Олег живет в деревне под Ейском. Родственник понял, что мальчик сулит хорошие доходы, понял спустя много лет, ни капли не вложив в развитие его таланта. Сейчас Олег лишен культурного общения, которое ему так необходимо. Сейчас для Аккуратова сколотили джаз-банд в деревне для заработка на семью в 8 человек."
. . . . . .
папа Борис и мачеха:
- В Армавире, наверное, забыли, что у Олега есть семья. - Надо было не там квартиру покупать, а в Ейске, рядом с нами. Будем менять его жилье, если потребуется, и в Москву за ним поедем, - подхватывает мачеха Марина, мать 3-х детей. Нашлись добрые люди, обещают помочь. Так что теперь, куда Олег - туда и мы.
- Нечего его сиротой казанской выставлять, Я буду сам по концертам ездить, если надо и за границу поеду, - заявляет Борис. - Зачем ему чужие люди, если есть семья?
. . . . . . .
Владислав Тетерин, президент фонда "Мир искусства":
- За 10 лет обучения этого гениального ребенка я ни разу не слышал голоса отца. И узнать, что теперь он импресарио Олега, было просто дико. Хотел сказать прямым текстом, так, чтобы Олег обязательно услышал: "Чтобы папа был твоим импресарио, нужно владеть языками, разбираться в музыке, знать дирижеров и директоров концертных залов". Я рад, что у мальчика появилась семья, но, боюсь, через полгода он поймет, что остался ни с чем. Деньги от продажи квартиры быстро закончатся, и Олег будет вынужден играть в ресторане, хотя прокормить такую большую семью он вряд ли сумеет. Ну а вернуться на высокий уровень классической музыки будет просто невозможно.
- - - - - - - - - - - -


На черно-белых клавишах жизни Олег Аккуратов играет свою яркую,
неповторимую и противоречивую судьбу.
...Эта "синкопа" продолжалась полтора года , и с радостью могу сообщить читателям, что юношу не забыли, не бросили, нашлись неравнодушные к его судьбе музыканты и меценаты поддержать талант музыканта.
Мой коротенький отчет:
С сентября 2011 года Олег – студент Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова (класс профессора заслуженного артиста РФ В.С. Дайча).
В июне 2011-го Аккуратов принял участие в международном фестивале "Времена года", который ежегодно проводится на Кубани. С камерным оркестром Москонцерта "Времена года" под управлением заслуженного артиста России Владислава Булахова Олег успешно исполнил концерт В.А.Моцарта №13, что послужило началом дальнейшего творческого сотрудничества с коллективом.
Еще одним знаменательным событием для Олега в 2013-м. Председатель жюри конкурса "Триумф джаза", которого народный артист России Игорь Бутман, пригласил Олега на свой фестиваль джаза.
Для справки: Международный фестиваль "Триумф джаза" – крупнейшее в России джазовое событие мирового уровня. В списке триумфаторов фестиваля за всю его историю - целый калейдоскоп имен тех, кого мировое джазовое сообщество называет живыми легендами: Ди Ди Бриджуотер, Гэри Бертон, Ларри Корриэлл, Тутс Тилеманс, Джо Ловано, Билли Кобэм, ... и еще сотни известных на весь мир музыкантов.




Олег Аккуратов и Адам Терацуян

Новым удивительным годом для музыканта стал 2014-й год.
18 мая 2014 года. Седьмой международный творческий фестиваль "Шаг навстречу!". В рамках фестиваля, в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии Олег Аккуратов и Академический симфонический оркестр филармонии (дирижер Владимир Альтшулер).
Концерт для фортепиано с оркестром №1, си-бемоль минор,ор.23 П.И.Чайковского

2014 год. Паралимпийские игры.
Под аранжировку Паралимпийского гимна в исполнении слепого пианиста Олега Аккуратова Паралимпийский флаг спустился с флагштока.

"Играй, слепой, и музыкой своей
Неси добро сквозь зло и преткновение,
Даруй любовь для радости людей,
Не бойся слёз, они, как откровение.
Пусть жизнь твоя - ночная пелена,
Но свет внутри тебя всего дороже..."

(Яна Демиденко)


В архиве Рэя Чарльза более семидесяти альбомов

Ray Charles Robinson – слепой джазовый музыкант, плодотворности которого могут позавидовать многие звезды современной эстрады. Более семидесяти альбомов в его активе говорят сами за себя.

Вы можете сказать, что, быть может, это один из тех самых случаев, когда количеством пытаются возместить недостаток качества. Но слышали ли вы о таком музыканте, как Фрэнк Синатра? Лично он отзывался о Рэе Робинсоне как о единственном гении в мире шоу-бизнеса. Его песня What’d I say попала на пятое место в списке самых лучших песен всех времен и народов. Вы ее знаете? Да наверняка слышали, но даже и не знали, кто же это ее исполняет, не говоря уже о том, как она называется. Она воспринимается как один из самых убойных рок-н-рольных стандартов!

В современном мире он является одной из ключевых фигур в развитии мирового шоу-бизнеса. И хоть символические списки самых лучших музыкантов двадцатого века обычно носят совсем уж поверхностный характер, он в них попадает с завидной частотой.

Ну так что, не слышали? Ничего, сейчас мы это все исправим.

Сам я впервые познакомился с биографией этого незаурядного артиста, когда посмотрел фильм «Рэй». Это отличный биографический фильм, который довольно точно и бесстрастно описывает значительную часть жизни популярного музыканта.

Лично у меня фильм вызвал противоречивые чувства. Насколько он был честен? Не знаю. Но после просмотра не создается впечатления о Рэе Чарльзе как о каком-то ханжеском святоше или погрязшем в пороках отпрыске шоу-бизнеса.

Короче, весело, прикольно, с ноткой глубокой тоски и рок-н-ролльным задором. Рекомендую к просмотру! А уж фанатам Рэя этот фильм и вовсе обязателен к просмотру.

Так давайте попытаемся рассмотреть, что же это был за человек.

Итак, начнем по порядку:

Родился, вырос, умер… не все сразу. Городок Олбани, штат Джорджия – вот родина Рэя Чарльза. Семья Чарльза была не просто бедна. Она была непривычно бедна даже по меркам чернокожих. Как впоследствии говорил сам музыкант: «Ниже нас была только земля».

Когда ему было всего несколько месяцев, семья переехала в Южную Флориду, в поселок Гринвиль. Бросив Рэя и его младшего брата Джорджа, отец оставил семью и ушел куда глаза глядят.

Когда Рэю было пять лет, произошел случай, который довольно подробно описывается в фильме. Его младший брат случайно упал в лохань с водой и не смог выбраться. Рэй пытался ему помочь выбраться оттуда, но у него не хватило сил. И его младший брат погиб.

Есть предположения, что именно из-за перенесенного потрясения Рэй и стал понемногу терять зрение, пока полностью не ослеп в возрасте семи лет. См же Рэй говорил, что никому не известно, отчего же он ослеп. Возможно, это было следствием перенесенной болезни. Когда музыкант прославился, он попробовал приобрести зрение. Он даже давал объявления о том, чтобы хоть кто-нибудь пожертвовал ему один глаз, но врачи отказались делать операцию, посчитав ее слишком рискованной и бессмысленной.

В детстве он стал ходить в школу для слепых, где изучил шрифт Брайля. Кроме того, с трех лет он стал учиться игре на фортепиано, да и в баптистском хоре также стал проявляться его музыкальный талант. Но когда ему было всего пятнадцать лет, умерла его мать, а спустя еще пару лет умер и его отец.

Как все начиналось

Когда Рэй закончил обучение в школе, он стал участвовать во многих музыкальных проектах. Тогда он в основном играл в стиле джаз и кантри. Как и полагается молодым музыкантам, свое вдохновение он черпал у других известных джазовых музыкантов, таких как и Арти Шоу. Его первая группа называлась The Florida Playboys.

Когда ему исполнилось семнадцать лет, он собрал шестьсот долларов и отправился в Сиэттл, где вскоре познакомился с гитаристом Госсади Макги, с которым стал играть и основал группу. Сначала они записывались на лейбле Swingtime Records. Также он сотрудничал с Фуллсоном, когда выпустил свой первый хит. Он называется Confession Blues. Потом выпустил знаменитую Baby, Let Me Hold Your Hand и перешел под лейбл Atlantic records. Ему просто нужна была большая степень творческой свободы.

Первую жену Рэя звали Эйлин Вильямс, на которой он женился 31 июля 1951-го года. Их брак продержался всего год, после чего они развелись. Позже он женился на Делле Беатрис, это произошло в 1956-м году и этот брак продержался уже дольше, до 77–го года. Кстати, в фильме о его первой жене не говорится ни слова, зато лейтмотивом идет повествование о его жизни со второй женой.

Всего у Рэя было двенадцать детей, но лишь троих он родил (в библейском смысле) в браке. Но оставим старое грязное белье покойного и вернемся к его светлому и чистому творчеству.

На новом лейбле Atlantic его поощряли искать свое собственное, неповторимое звучание. Что он и делал со всей страстью, на которую был способен. В пятьдесят третьем году он записал свой знаменитый сингл Mess Around. Потом вместе с гитаристом Гитар Слин он записал сингл The Things That I Used To Do.

Когда же он в 55-м году написал песню I Got a Woman, она заняла первое место в чартах. Есть мнение, что это первая запись в стиле соул. Рэй в основном играл музыку, которая наполовину состояла из госпелов, а оставшуюся часть занимали блюзовые баллады. Получается, что Рэй Чарльз был одним из тех, кто популяризовал исконно черную музыку среди населения.

История композиции What’d I Say

В пластинке Ray Charles in Person можно услышать те самые характерные особенности, которые были присущи раннему творчеству Рэя Чарльза. Этот альбом был записан довольно необычно для тех лет. Это была не студийная запись, а концертное выступление. Тогда же он сыграл и What’d I Say, которая стала одной из самых узнаваемых его композиций. Говорят, это была просто импровизация во время репетиции перед концертом. Но именно она оказала в свое время громаднейшее влияние на мир рок-н-ролла.

Сам Чарльз рассказывал историю создания этой песни следующим образом: он как раз играл последнюю песню из своей программы под названием The Night Time. Дело было в ночном клубе в Милуоки. Когда он доиграл, администратор клуба поставил его перед фактом, что он должен проиграть еще 12 минут. И тогда он решил сымпровизировать. И играл все двенадцать минут. Публика была в восторге, хотя потом студия звукозаписи отказалась выпускать ее, мотивируя свой отказ тем, что она уж слишком длинная.

Тогда ее записала радиостанция WOAK и включила в альбом автора. Песня моментально стала хитом. Когда Atlantic Records в результате все-таки сдалась, песню разбили на две части. Потом еще много кто из популярных ныне исполнителей делал на нее кавер-версии. Как говорил Пол Маккартни, эта композиция дала ему огромнейший импульс для творчества.


Развитие стиля

Вскоре Рэй Чарльз продолжил развивать свой стиль, выйдя за границы госпелов в сочетании с блюзом, и стал записываться с крупными оркестрами. Тогда же он написал свою первую песню в стиле кантри. За блюзовую композицию Let the Good Time Roll он получает Грэмми. В ней он продемонстрировал редкостный по своей силе и экспрессии голос.

Когда же Рэй перешел в ABC Records, он заключил такой фантастический контракт, который сделал его одним из самых высокооплачиваемых музыкантов своего времени. Он переселился на Беверли-хиллз, где приобрел самый большой особняк в округе. Там он и прожил до самой своей смерти, до которой на тот момент оставалось еще много и много лет.

Его работа на ABC имела отличительный характер. С одной стороны, он получил еще большую свободу, а с другой – перестал участвовать в экспериментальных проектах и начал писать музыку, ближе стоящую к мэйнстриму. На подпевке у него был хор, в аккомпанементе – биг-бенд и струнные оркестры.

Это создало разительно отличающийся звук. В Атлантик он писал почти камерную музыку, а в АВС стал производить оркестровые джазовые стандарты. При этом репертуар музыканта просто потрясал воображение своим разнообразием и объемами. Тогда же он пишет свою знаменитую Hit The Road Jack. Точнее, ее пишет Перси Мейлфилд, перед записью певица из бек-вокала сказала Рэю, что беременна от него. Музыкант был далеко не в восторге, и эта смесь ярости и надрыва, звучащая в песне, которую мы сейчас знаем, была как-то… совсем уж натуральной.

И вот отрывок из фильма:

Georgia on My Mind записывали многие музыканты. Среди них были и Элла Фицджеральд, и Луи Армстронг, и Рэй Чарльз. Это была его визитная карточка времен АВС. Ее автор, Хог Кармайкл, посвятил ее девушке по имени Джорджия, а вот несколько позже она стала гимном штата Джорджия. Но девушка была все же раньше, поэтому пусть у вас возникают правильные ассоциации!

Но так или иначе Рэй исполнил Georgia on My Mind в здании Законодательного штата собрания. И, по сути, вошел в оборот музыки кантри. Для чернокожего музыканта это был просто невообразимый успех. Да и вообще Рэй всегда выступал против расизма. Однажды он даже отменил концерт в той же Джорджии, так как чернокожие и белые слушатели должны были сидеть отдельно. Его это глубоко возмутило.

Наркотики

Эта идиллия продолжалась до 65-го года, пока его не арестовали за хранение марихуаны и героина. От этих двух «счастливых препаратов» музыкант был зависим вот уже больше двадцати лет, то есть почти всю свою взрослую жизнь. Наркотики находили у него и раньше, но до сих пор Рэю удавалось выкручиваться, и его не арестовывали. В первый раз у полиции не было ордера на обыск, и дело не получило продолжения, во втором он согласился на лечение от наркотической зависимости, а в третий раз ему пришлось сесть в тюрьму.

Сам он мало воспринимал себя в качестве наркомана. Это уже потом, во время отсидки, ему пришлось бросить наркотики, а до тех пор он воспринимал их, словно аспирин. То есть в реальной жизни он-то понимал, насколько ужасно его положение, а когда выходил на сцену, начинал воспринимать их как аспирин. То есть тебе плохо – и ты начинаешь принимать лекарство, чтобы убрать боль.

Очень ярко эта “наркозависимая” часть его жизни показана в фильме «Рэй»

А вот что было дальше, это уже просто интересно. Например, завязав с наркотиками, он больше ничего выдающегося не написал. Зато делал фантастические каверы. Но своих шедевров у него больше не было. Совпадение? Вряд ли. Дело в том, что эти препараты при употреблении замещают часть естественных гормонов, выделяемых мозгом, и когда пациент прекращает прием «лекарств», то он вполне оправданно теряет вдохновение и попросту впадает в депрессию.

Кроме того, после очищения своего образа жизни, Рэй Чарльз изменил и свой музыкальный стиль. Он стал еще ближе к мейнстриму. Так что после семидесятых его стали воспринимать далеко не так однозначно. Лично мне вспоминается история с бодибилдерами: все осуждают их страсть к стероидам и прочим экспериментам над собственными организмами, а с другой, только стероидных качков и печатают на плакатах. Се ля ви.


Он стал записывать очень много проходного материала, поэтому его творчество в этот период стало казаться более однообразным. Самой примечательной его песней того времени стала America the Beautiful. Потом эта песня вошла в The Message for People, который стал первым политически окрашенным альбомом музыканта.

В те годы он больше играл не на классическом фортепиано, а на , что сделало звук его альбомов в семидесятых особенно выделяющимся на фоне других лет.

Примерно в это же время Рэй начинает активно экспериментировать с синтезаторами. Он часто и много эмитировал ими другие инструменты, а его соло на клавишных приобрело совершенно новый оттенок. Оно стало больше напоминать соло на электрогитаре. Особенно это проявилось в том, как он управлялся с питч-колесом, что в девяностых годах он стал делать просто в совершенстве.

Зрелые годы

Обычно в зрелом возрасте аудитория музыканта начинает несколько смещаться… точнее, она не смещается, она остается в своем поколении, меняется лишь возраст слушателей – они стареют. А вот Рэю Чарльзу удалось заполучить молодежную аудиторию. Особенно это стало очевидным после альбома Friendship.

Выступал он и на инаугурации Рейгана, что полсужило поводом для злых языков: стали уверять, что Рэй бросил тень на свою репутацию. Дело в том, что Рэй был демократом, а вот Рейган – республиканцем. Поэтому Рэй согласился выступать лишь за ошеломительный гонорар в сто тысяч долларов. Потом его агент комментировал это таким образом: «За такие деньги мы бы согласились выступать и на собрании Ку-Клукс-Клана».

В начале девяностых годов Рэй Чарльз стал выступать во многих музыкальных проектах, в том числе в классическом госпеле с Лондонским оркестром в рамках благотворительной акции.

Все альбомы Чарльза до последнего становились популярными. 30 апреля 2004 года он последний раз выступил с концертом. Но его записи выпускались даже после его смерти.

«Я не буду жить вечно. Ума, чтобы это понять, мне хватает. Дело не в том, как долго я буду жить, вопрос только - насколько красивой будет моя жизнь».