Декоративно - прикладное искусство башкир. Текстиль в декоративном искусстве башкир

Мавлютова З.А.

Жизнь и развитие народов России опирается на многовековой социально-исторический опыт и культурный потенциал. При этом этнокультурный облик каждого народа, сохраняя свои фундаментальные свойства, в то же время постоянно обогащается за счет творческого сотрудничества и обмена достижениями с другими народами. Это наглядно подтверждает история развития башкирского декоративно-прикладного искусства. В Волго-Уральском регионе издавна взаимодействовали финно-угорские, восточнославянские, тюркские этнические группы, сложилась уникальная социальная и конфессионально-культурная ситуация. Политические перемены в социально-экономической сфере с XVI в., когда регион вошел в состав России, обусловили ряд особенностей материальной и духовной культуры, исторической памяти и этнического самосознания народов.

Декоративное искусство каждого этноса тесно связано с его духовной культурой, так как оно участвует в формировании среды, в которой протекает жизнь народа. Народное искусство обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает модель мира, которая воплощается в определенных композициях и мотивах, сюжетах и формах. В настоящее время происходит интенсивное возрождение традиционных ремесел и видов декоративно-прикладного искусства – как в профессиональной сфере, так и непосредственно в повседневной бытовой практике людей.

Так, пути развития башкирского народного искусства и формирование его предметной среды зависели от природно-климатических условий и сложившейся историко-культурной обстановки. Природное окружение обусловило особые формы и принципы обустройства жилого пространства, костюма и предметов, необходимых в быту. Вместе с тем историческое развитие вносило коррективы в отдельные компоненты народного искусства. Под влиянием развития производства, изменений социальной структуры населения, условий жизни появлялись новые виды изделий и техники их исполнения, новые особенности в оформлении одежды и жилища.

Активные контакты между башкирским населением и соседними народами сказались на введении новых форм и элементов во всех областях традиционного искусства. С принятием ислама в народном искусстве появляются новые элементы религиозного характера, органично вписавшиеся в привычные структуры (молитвенные коврики, тюбетейки, чалмы, изречения из Корана в интерьере). Сравнительная редкость сюжетных мотивов в башкирском декоративно-прикладном искусстве также связана с влиянием ислама, запрещавшим изображать человека и живые существа.

Принципы формирования состава башкирской одежды и особенности функционирования соотносили ее с жилищем и предметами декоративно-прикладного искусства. Пространство жилища, предметы служили для нее фоном, на котором одежда выделялась за счет концентрации всех декоративных средств. Использование природных материалов, которые находились под рукой, помогало вписать костюм в определенную обстановку и сблизить остальными изделиями. Пространственное окружение формировало и всевозможные бытовые изделия. Например, наличие лесных массивов, устойчивые традиции хозяйственной деятельности обеспечили развитие деревообработки и применение для этого растущих на территории пород деревьев. Отсюда разнообразие деревянной посуды и утвари у башкир.

Традиционный башкирский дом – круглая решётчатая юрта, конструкция и убранство интерьера которой отвечали требованиям полукочевого уклада жизни. Юрта имела складную основу, состоящую из решёток и купола, которые скреплялись между собой кожаными ремешками и покрывались сверху войлоком белого цвета. Входной проем закрывался двустворчатой деревянной дверью. Под отверстием в куполе устраивалось место для очага.

Внутреннее пространство юрты разделялось занавесью – шаршау на две половины – мужскую, где находилось почётное гостевое место, и женскую. Каждая из них определённым образом декорировалась.

Шаршау ткались из льняной или из хлопчатобумажной пряжи. Узоры на них выполнялись цветной шерстью, гарусом, применялись также и хлопчатобумажные нитки. В центральной части в районе гостевого места размещались самые ценные в быту кочевников предметы – сундуки с имуществом и постельные принадлежности, кошмы и паласы, а также наиболее яркие предметы одежды. Сбоку, слева от входа, на женской половине находилась утварь и посуда, украшенная орнаментом. На мужской половине по стенам развешивались декорированные узором и серебряными накладками конская упряжь и вооружение – луки, колчаны, охотничьи сумки. Своим расположением они организовывали внутреннее пространство жилища, вместе с тем являясь средствами художественного оформления. Юрты перестали использовать в начале XX в., поэтому увидеть своеобразное убранство башкирского кочевого жилища сегодня можно лишь в местных музеях.

Декоративная отделка дома, украшение его резными наличниками, подзорами и фризами, оформление фасадных фронтонов получили широкое распространение лишь в XIX – начале XX в. в связи с переходом башкир к прочной оседлости. Мотивы и образы декора, приемы композиции и способы их исполнения складывались из нескольких источников. Важнейшими из них, явились устоявшиеся традиции народной орнаментики, посредством которой передавались уже давно сложившиеся декоративно-эстетические воззрения башкирского народа. Однако народное искусство взаимно обогащалось. Так у русских и татарских крестьян башкиры заимствовали многое из строительной техники, принципы застройки деревень и планировки усадьбы, способы украшения домов.

Многие резные украшения на башкирских домах повторяют узоры на наличниках, фризах, фронтонах русских крестьянских домов. В значительной мере это – результат заимствования или влияния. Однако необходимо подчеркнуть, что башкирские мастера – резчики перенимали не все узоры, а преимущественно те элементы декора, к восприятию которых были подготовлены внутренним развитием своей культуры. В башкирскую орнаментику органически включались в первую очередь те узоры, которые совпадали с тенденциями развития изобразительного творчества башкирского народа.

В частности, художественное оформление наличников у башкир в значительной мере опиралось, особенно в более отдаленном прошлом, на традиционную народную орнаментику и на сложившуюся технику нанесения узора на деревянные предметы. Узор, нанесенной краской, часто повторял орнамент, распространенный на предметах вышивки, тканья, аппликации.

По всей восточной Башкирии и в Зауралье встречаются наличники, выполненные старинной врезной техникой. С этой техникой связан обычно один узор — полукруг с отходящими веером лучами, изображающий восходящее солнце. Иногда в центре надоконной доски помещается полный солнечный круг в окружении розеток меньшего размера, свободно разбросанных на всей площади доски. Основную декоративную нагрузку нес широкий верх наличника, на котором сосредоточивался весь «космогонический» орнамент. Солярные узоры, исполненные трехгранно — или лунчато-выемчатой техникой, применялись и в оформлении башкирских ворот.

Солярный орнамент – одна из широко распространенных тем в искусстве многих народов. Им декорировались наличники или деревянные предметы быта у удмуртов, коми, обских угров, народов Алтая. Наличники хорошо известны в средней полосе России и часто украшают дома русского населения Южного Урала. Этот узор с глубокой древности бытует и в башкирском искусстве, украшая главным образом традиционные предметы домашней утвари. Наличники с солярным узором башкиры часто раскрашивали, причем в раскраске, как и деревянной утвари, преобладал зеленый цвет.

size-medium wp-image-1959" src="http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2014/12/htmlimage-300x224.jpg" alt="«Башкирочки», разделочная доска (дерево, роспись, лак), 2002 г., г.Уфа

Основной областью производства художественной посуды являлись горно–лесные районы Урала. Здесь, на стыке массивов березовых и липовых лесов – главного сырья для выделки посуды – было создано большинство сохранившихся в собраниях музеев Башкортостана тонкостенных ковшей и нарядных тэпэнов, удивляющих наших современников сложностью рисунка и тщательностью выделки.

Излюбленной темой башкирских резчиков стало изображение птичьей головки, в одних случаях напоминающее тетерева или глухаря, утку. Возможно, некогда существовал обряд поклонения птице. Женщины летом собирались у реки, пили чай, пели песни, плясали. Зооморфные изображения наиболее отчетливо просматриваются в изделиях башкирских мастеров в районе верхнего течения р. Белой. Для ковшей этих мест свойственна полушаровидная форма, конец ручки глядит как хохолок на голове сказочной птицы.

У южно-башкирских мастеров ковши украшены прямолинейным или зигзагообразным бордюром. В Оренбургском областном музее сохранились ковши и кумысная чаша, украшенная с двух сторон витыми ручками, соединенными деревянной цепью. Стиль резьбы говорит о том, что она вышла из тех же мастерских, что и ковши. Чаши для меда резьбой украшались редко, если же орнамент применялся, он был неброским и состоял из узкой полосы неглубоко врезанных треугольников или расположенных один над другим уголков.

Особое место среди деревянных изделий, выпущенных на западном Урале, занимают цепи, насчитывающие до 100 звеньев, украшенные кольцом с вписанной фигурой бегущего зверя. В одних случаях зверь напоминает куницу или лису, в других – волка, медведя. Фигурки зверей переданы четко, с большим мастерством подчеркнута динамика их движения.

Деревянные изделия, выполненные в традиционной технике несомненно составили особый пласт духовной культуры и прикладного искусства башкирского народа.

В этой связи важным событием в освоении народных традиций и использовании их при изготовлении художественных изделий и сувениров явилось основание в 1963 г. производственного объединения «Агидель».

В ее состав вошли разрозненные предприятия художественной промышленности: ковроткацкая фабрика, вышивальный и вязальные цеха в г. Уфе, Бирская фабрика деревянных сувениров и игрушек. Художники экспериментальной мастерской «Агидель» в своем творчестве по-прежнему опираются на традиции башкирского декоративно-прикладного искусства и искусства других народов России. Они используют народный орнамент, традиционную форму изделий, характерные цветовые сочетания.

К своему творческому взлету «Агидель» пришла через годы поисков больших и малых находок. Эти годы можно назвать своеобразным прологом в истории «Агидель».

В 1974 – 1975 гг. развернулась огромная перестройка производства, творческий энтузиазм приверженцев возрождения этнокультурного направления в декоративно-прикладном искусстве развивался на фоне далеко не лестных разговоров его противников на разных уровнях. Но на выставке в Москве «Агидель-76» Башкирское художественное объединение обрело свой почерк и официальное признание.

В 1974-1977 гг. в объединении «Агидель» были созданы новые отрасли росписи по дереву. Из известной ещё в XVII в. хохломской росписи позаимствовали только технологию самой росписи. Хохломская роспись, как известно, отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображения растений и ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Все это присуще подлинно народному пониманию красоты и восходит своими корнями к богатой художественной культуре Древней Руси.

Башкирские мастера, опираясь на уже разработанные технологические приемы, сами разработали формы изделий и их декоративной строй, колорит, композицию, орнамент. Достаточно разнообразен и ассортимент изделий – это различные комплекты посуды для кумыса, меда, бишбармака, катыка, а также множество отдельных предметов: ложки, бокалы, блюда утилитарно-декоративного назначения.

Прикладное искусство, оставаясь сферой проявления яркой индивидуальности художника, превращается в коллективное творчество. Это выразилось в возрождении многочисленных художественных промыслов, которые передают красоту и гармонию народного искусства через утилитарные предметы и сувениры.

Развитие башкирского декоративно-прикладного искусства в настоящее время осуществляется разными, но к сожалению сложными путями. В сельских условиях продолжает совершенствоваться индивидуальное творчество местных мастериц. На базе народных традиций развиваются художественные промыслы. Национальное искусство получает отражение в творчестве башкирских архитекторов и художников. Каждое из этих направлений имеет собственную историю и трудное развитие.

Так, в современных условиях не находят место трудоемкие производства. Утрачены навыки тиснения по коже и художественная обработке металла, необходимые прежде в изготовлении конской сбруи и вооружения, забыты выделка узорных подседельников и кошм, плетение разноцветной тесьмы для юрт. Редко встречаются резные и раскрашенные подставки для сундука и постельных принадлежностей. Давно не ткут больших занавесей – шаршау, не изготовляют бранных холстов на одежду. В то же время продолжают развиваться вышивка (тамбурная и гладевая), паласное ковроделие, узорная вязка, браное ткачество.

В последнее время в башкирском творчестве, основываясь на технологии Федоскинской миниатюрной живописи, разработана самобытная лаковая миниатюрная живопись. Внедрение этой отрасли в Башкирии оправдано тем, что культура изобразительного искусства, своя школа станковой живописи уже сложились. Сочетание ее лучших черт с традициями декоративного искусства дало интересный художественный результат.

Итак, важнейшая задача современных художников прикладников – не только изучать и бережно хранить фольклорные элементы в искусстве, но и развивать его дальше. Можно просто повторять народные традиции в узорах и формах, а можно создать совершенно новые. Традиции прикладного искусства башкир, зародившиеся много веков назад, бережно хранят художники – мастера, работающие сегодня в ГУП «Агидель». Их изделия сочетают в себе красоту и функциональность, неповторимой колорит фольклора и применимость в быту.

Работая в условиях рыночной экономики, коллективу потребовалось произвести масштабные изменения и мобилизовать силы на дальнейшее развитие всех видов многоотраслевой деятельности предприятия, для чего проведено реформирование с сохранением всех направлений производственной деятельности, основными видами которого являются производство изделий с вышивкой столового и постельного белья, предметов домашнего убранства, а также группа одежды; производство токарных изделий с росписью в национальной орнаментальной традиции; изделия из папье-маше и токарные изделия с лаковой миниатюрной живописью; ручная роспись по ткани, горячий и холодный батик; резьба по дереву (объемная и плоскостная); национальные музыкальные инструменты: саз, думбра, кыл-кубыз, курай. Особым промыслом остается изготовление башкирских юрт – деревянных конструкций – каркасов, интерьер которых по желанию заказчика оформляется традиционными предметами домашнего убранства, выпускающимися на предприятии.

Предприятие принимает участие на выставках, проводимых в республике и за её пределами (Алма–Ата, Москва, Лондон, Измир (Турецкая Республика) и др.). На ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья–2006» «Агидель» удостоено Диплома за сохранение национальных традиций. Образцы изделий хранятся в музее предприятия, соседствуя с произведениями старых башкирских мастеров, привезенных художниками из этнографических экспедиций. Экспонаты музея повествуют об истории и путях развития ГУП БХП «Агидель».

Художникам и мастерам при неустанном трудолюбии и профессиональном мастерстве удалось сохранить дух предков и национальные традиции башкирского декоративно-прикладного искусства.

Литература

1. Власов И.В. Русские: народная культура (история и современность). Т.5. Духовная культура. Народные знания. М., 2002. С.376.

2. Соловьева Н.М. Русский сувенир. Пасхальные яйца. М., 1997. С.7.

3. Бикбулатов Н.В. Башкирский аул. Уфа. 1969. С.69.

Текстиль в декоративном искусстве башкир

В настоящее время большое внимание уделяется сохранению народного искусства и домашних ремесел. В республике Башкортостан активно развивается профессиональное декоративное искусство, в том числе основанное на народных традициях. Это касается и текстильных техник, таких как вышивка, аппликация, лоскутное шитье.

Вещи, которые создавались в народном быту, имели не только практическое, но и эстетическое значение.

Примером декоративных ремесел может служить интерьерная композиция «Песня», которая воспроизводит фрагмент убранства жилища башкир. Две девушки башкирки, сматывая пряжу, тихо напевают о чем-то своем. В ней представлены практически все ремесла, которые считались женским занятием.

Организации внутреннего пространства жилища придавалось особое значение. Юрта, в которой долгое время жили башкиры – кочевники, имела полусферический интерьер с отверстием в куполе. Оно было многофункционально: это и источник света, и дымоотвод, и солнечные часы. С ним связан и композиционный центр интерьера – традиционная часть убранства – «урын». На специальной деревянной подставке устанавливался сундук, на котором возвышалась стопка одеял и подушек, перехваченных специальной лентой. Именно «урын» составляет основу нашей композиции.


У башкир, как и у многих народов России, была развита техника составления орнаментов из кусочков тканей. Подобным образом украшали коврики, подстилки, одеяла.

В башкирской практике составление орнаментов из лоскутков осуществлялось двумя способами: в технике мозаики и в технике аппликации. В мозаике нарезанные заготовки (квадраты, треугольники, прямоугольники) сшивались по задуманной схеме. Подобные изделия у башкир назывались «корама» - «сшитыми из лоскутков». В нашей композиции, одеяло, покрывающее сундук, выполнено в технике лоскутного шитья. Рисунок очень простой. Он состоит из квадратов различных по цвету, отделанные по краю окантовкой.


К искусству мозаики была близка аппликация. Треугольники становились главным элементом во многих орнаментальных композициях. Из них составлялись квадраты и ромбы. Ромбы собирались в звездочки. Из таких фигур разного цвета выкладывался орнамент покрывала, ковра, паласа.

Выбор цвета в узоре зависел от традиционных цветовых сочетаний и индивидуальных склонностей мастерицы. Во многих мозаичных орнаментах присутствует красный цвет, который сочетается с синим, зеленым, фиолетовым. А также с нежными оттенками: розовым, сиреневым, голубым. Традиционно сочетание красного с черным. Для панно выбраны те цвета, которые позволили создать определенный колорит.

Вышивание являлось традиционным и излюбленным женским занятием. Вышивали на сукне, бархате, холсте. Для рукоделия использовали гарус, шелк, шерстяную пряжу, хлопчатобумажные нитки. Начинали вышивать в раннем детстве. Украшели вышивкой скатерти, салфетки, полотенца, занавески, коврики, одежду. Башкирская вышивка оригинальна сочетанием «кускарного» орнамента и техники «двойной тамбур». «Кускарным» назывался орнамент из завитков. Он применялся в украшении кожаных, войлочных изделий, преобладал в вышивке и аппликации. «Кускарные» композиции отличались бесконечной вариативностью. Мастерицы использовали известные фигуры, усложняли или упрощали их, создавали всевозможные комбинации. Разнообразило орнамент и цветовое решение.

В композиции вышивка используется в украшении ленты («тушак тартма»), которая предназначалась для скрепления подушек и украшения сложенной на сундуке постели. Вышитые на лентах замысловатые фигуры орнамента не только оберегали от колдовства и порчи, но и обеспечивали удачное соединение мужчины и женщины.

Техника вышивки «двойной тамбур» или «козлик в окантовке», или «косая сетка» является излюбленной у башкирских мастериц.

Выполнение «кускарного» орнамента начинается с обводки рисунка на ткани. Затем рисунок заполняется «двойным тамбуром» и, наконец, готовая вышивка обводится обычным тамбуром. Лента украшалась бисером, монетами, кораллами, кисточками. Яркие насыщенные цвета на черном, темно красном или темно зеленом фоне, белая или черная обводка рисунка придавали ленте нарядный вид.



Знакомство с материальной культурой родного края является неотъемлемой частью работы учителя. Рассматривание кукол, одежды, украшений, вышивки вызывает неподдельный интерес у ребят. У них появляется желание самим попробовать свои силы в той или иной технике. Постепенно, шаг за шагом они осваивают приемы изготовления предметов народного быта, соприкасаясь тем самым с истоками народной культуры.

С татья посвящена 450 – летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Определившее судьбу башкирского народа, это историческое событие в значительной степени повлияло и на ход развития общей культуры республики, богатство и многообразие которой сформировалось на основе взаимодействия и взаимовлияния национальных культур, народов, живущих в Башкортостане.

Ярким отражением этого синтеза стало , существовавшее до начала XX века лишь в форме народного творчества.

Возникновение первых художественных выставок в Уфе относится к 1910-м годам и связано с именами башкирских живописцев первого поколения К. С. Девлеткильдеева, М. Н. Елгаштиной, А. П. Лежнева, А. Э. Тюлькина, И. И. Урядова. Основанная на опыте русской художественной школы, их живопись впитала в себя эстетику народного быта, литературно-фольклорного наследия и культурных традиций башкир. На протяжении нескольких десятилетий эти основные слагаемые определяли тематику и формировали основные качества локальной художественной школы. Появившиеся в республике только в середине XX века печатная графика, скульптура и керамика унаследовали эти основные черты.

Живописные полотна Р. М. Нурмухаметова , Б. Ф. Домашникова , А. Ф. Лутфуллина , А. Д. Бурзянцева , А. В. Пантелеева, А. Х. Ситдиковой, скульптурные произведения А. П. Шутова, Б. Д. Фузеева, З. Р. Басырова, керамические панно, станковая скульптура и мелкая пластика Т. П. Нечаевой, серии офортов и литографий Э. М. Саитова. .. Экспозиция башкирского раздела на российских и всесоюзных выставках с середины века становятся все полнее по жанровому и видовому составу, а произведения все обширнее и интереснее по содержанию и художественным образам.

К 1960-м годам башкирское изобразительное искусство в общем контексте искусства страны стало явлением заметным и самобытным, специфику которого определило не только национальное содержание, но и оптимистический настрой произведений, обеспеченный искренней добротой, открытой непосредственностью образов и яркой насыщенностью колорита.

Именно эти качества определили то неповторимое своеобразие, которое позволило еще в середине прошлого века появиться в отечественном искусствознании термину «башкирская школа ». Небольшой ретроспективный раздел, куда вошли произведения художников, представлявших искусство республики на всероссийских и всесоюзных выставках того времени, дает общее представление об основных характеристиках этой школы.

На протяжении нескольких десятилетий развивавшееся в пределах одной лишь традиционно – реалистической стилистики, как в целом и вся изобразительная культура России социалистического периода, башкирское искусство 1960 – 1970-х годов сумело представить зрителю великолепные по исполнительскому мастерству и глубоко индивидуальные по изобразительной структуре произведения. Многообразие в жанровом и видовом отношении, они очерчены определенным кругом тематики: природа, быт и люди, участие Башкирии в социально – политической жизни страны.

Рамиль Абдуллин . Весна. Разлив. 2005. Бумага. Акварель. 41 Х 56.

На рубеже XX – XXI веков молодое поколение художников привнесло в башкирское искусство иное видение мира, более широкую проблематику и новые художественные взгляды. В произведениях все настойчивее стали звучать философские размышления о мире, человеке и человечестве, отражающие мировоззренческие позиции авторов. В новых исторических условиях свобода творчества обрела значение основной тенденции в мироощущении художников.

Изобразительное искусство республики периода 1990 -2000-х годов в сравнении с предыдущими периодами его развития – явление стилистически более разнородное и многослойное, не ограниченное строгими рамками какой – либо одной изобразительной системы или определенной проблематики. В нем нашла свое воплощение и творческая переработка художественного опыта предыдущих лет (интерес к истории, бережное отношение к наследию народного творчества, идущие от него изобразительные качества – декоративное звучание колорита, ритмический рисунок композиций). Одновременно с реалистической традицией, демонстрирующей свой жизнестойкий характер, оно характеризуется и непрерывными активными поисками нового языка. Одним из наиболее распространенных формообразующих приемов в этих поисках стала стилизация. Лежащий в основе многих живописных и графических работ, способных в своей художественной ценности конкурировать с лучшими образцами традиционного реалистичного искусства, принцип стилизации формы вкупе с находками новых пространственных решений породил целый ряд художественных направлений.

Ахмат Лутфуллин. Три женщины. 1969. Холст. Масло. 142 Х 167. Из собрания БГХМ им. М. В. Нестерова.

Основой творчества многих современных башкирских мастеров послужило сохранению качеств, достигавшихся в наследство от традиционной народной культуры, и художественный опыт русского авангарда первой волны. Именно так в башкирской живописи в 1990-х годах появилось, а к 2000-м заняло устойчивые позиции направление неопримитивизма, давшее немало интересных и искренних в своем искусстве художников.

Попытки по – новому использовать декоративные качества колорита, которыми характеризовалась реалистическая живопись предыдущих десятилетий, в творчестве отдельных современных авторов обернулись появлением экспрессивных по цвету полуабстрактных композиций, в которых часто используются элементы башкирского национального орнамента. Эти тенденции в равной степени коснулись и живописи, и акварели, и художественного текстиля.

В пластическом искусстве устойчивые позиции по-прежнему занимает портрет, но стремление шире отразить предметный и живой мир помогло башкирским скульпторам мастерски освоить и анималистический жанр. Разнообразнее становится и изобразительный язык: наряду с традиционными реалистическими, в экспозиция выставок все чаще появляются и стилизованные формы, и формы – знаки, метафорическое содержание которых значительно расширяет диапазон тем и образов скульптуры.

Р. Атауллин. Акмулла. 2006-2007. Холст. Масло. 118 Х 137.

На новый уровень развития к началу третьего тысячелетия выходит и республиканская графика. Наиболее мобильная в силу своей специфики, она с каждым годом все чаще участвует в многочисленных международных выставках и конкурсах. Подпитываемая современными тенденциями, свойственными и зарубежному, и российскому графическому искусству, в своем стремлении вырваться за пределы узких рамок традиционного печатного искусства, она активизирует поиски в области техники, осваивает крупноформатный лист и все дальше уходит от реалистических форм. Но и в темах, и в образах, и в заимствовании из народного искусства принципов и элементов орнаментики настойчиво проявляются попытки башкирских графиков сохранить самобытность, не затеряться в мировом пространстве.

Не все, что появлялось в культуре Центральной России и ее регионов на рубеже XX – XXI веков, в сложный для страны исторический период, получило развитие в искусстве Башкортостана. Нахлынувшие огромной волной произведения, исключающие важность рисунка как основы, случайные композиции, лишенные цветовой гармонии, наконец, игнорирующие вообще какое – либо содержание или художественный образ и построенные на одном стремлении эпатажности, уже с начала 1990-х годов начали заполнять российские выставочные залы. Как отдельные опыты подобные работы имели место и в творчестве некоторых башкирских художников, однако довольно скоро исчезли с республиканских выставок. К началу XXI века художники Башкортостана подошли с отчетливо оформившимся стремлением осознания собственного места в мировом пространстве, разумно перенеся акценты в искусстве с поиска оригинального изобразительного языка на содержание произведения и эмоциональный характер образов, а в качестве главных приоритетов выбрав художественную значимость произведения и профессиональные достоинства.

Камиль Губайдуллин . Утро поэта. 2006. Из серии "Акмулла" с 2005. Офорт. 50 Х 65.

Сегодня башкирское изобразительное искусство представляет собой достаточно развитую систему художественных направлений, основанную на традициях, оставленных в наследие реализмом и русским авангардом начала XX века и народным творчеством. Лишь небольшая часть его ориентирована на опыт западноевропейских мастеров XX века. Однако в единстве с эстетикой национальной культуры, так или иначе проявляющейся в творчестве башкирских художников, обращение к изобразительному языку европейского искусства не вызывает ассоциаций с каким – либо определенными образцами.

Ирина Оськина, искусствовед.

Миндиров Ильгизар Илнурович

Работа Миндиярова Ильгизара написана в информационно-описательной форме.Она отражает очень ценное богатство народного промысла. В искусстве каждого народа есть свои традиции, свой самобытный, исторически сложившийся орнамент, являющийся важным и своеобразным слоем художественной памяти народа и его символико-графическим языком. Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как другого народа, уходят в глубь веков.

Актуальность нашей работы заключается в том, что мы живём в миреновых дизайнов. Но мы не должны забывать то, что народное искусство – универсальное средство «духовного общения тысяч и тысяч людей». Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Если пройти по городу, или какому- либо селу можно увидеть на домах, плакатах, башкирский орнамент. Многонациональный народ Башкортостана высоко ценит традиции края и любят свою культуру- культуру наших предков. Мы думаем, что башкирский орнамент будет передаваться из поколения в поколения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования муниципального района Янаульский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.Янаул

Республики Башкортостан

Конкурс ученических рефератов «Кругозор-2012»

Тема: Декоративно-прикладное искусство

У башкир

Миндияров Ильгизар Илнурович, 6 класс

Предметная область: история и культура Башкортостана

Руководитель: учитель башкирского языка и литературы высшей категории Фаршатова Альфия Анваровна

2012 г.

  1. Введение 3-4

2. Башкирский народный орнамент 5-8

3.Орнаментальные комплексы башкирского народа 8-9

4. Резьба по дереву у башкир 9-10

5. Тиснение на коже 10-11

6. Башкирская национальная одежда 12-13

6.1. Женский национальный костюм 13-14

6.2. Мужской национальный костюм 14-15

7.Выводы 15-16

5.Список литературы 17

  1. Приложение

Введение

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.

Декоративно -прикладное искусство представляет собой большое социальное и художественное явление, которое К.Г.Вагнер и В.М. Василенко - исследователи декоративного искусства- называют ещё «наглядным эстетическим и морально-этическим кодексом народа».

Самые обычные вещи делались простыми людьми в повседневной жизни, доставляя им радость. Понятие народного декоративно-прикладного искусства можно объяснить как область художественного творчества, изначально связанного с народом, его историей, обычаями, празднествами, с хозяйственно-промысловой деятельностью, с постройками жилья, изготовлением одежды, утвари, орудий труда.

Слово орнамент ведет своё происхождение от латинского слова ornamentum, что означает «украшенный».Слово декоративный тоже латинского происхождения(лат.decoris) ,оно означает «украшение, краса».Орнамент и декор только для современного человека представляют элементы украшения или сами украшения. В древности назначение всех этих вещей было несколько иным. Орнамент и декоративные украшения играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение орнамента и декоративных украшений.

Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нём сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое древнее значение орнамента в основном забыто, и современный человек воспринимает как украшение, узор.

В искусстве каждого народа есть свои традиции, свой самобытный, исторически сложившийся орнамент, являющийся важным и своеобразным слоем художественной памяти народа и его символико-графическим языком. Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как другого народа, уходят в глубь веков.

Актуальность нашей работы заключается в том, что мы живём в мире новых дизайнов. Но мы не должны забывать то, что народное искусство - универсальное средство «духовного общения тысяч и тысяч людей»(М.С.Сарьян)

Объектом исследования является изучение литературы по данной теме, реализация умений и навыков на уроках истории и культуре Башкортостана, на уроках башкирского языка и литературы, музыки и ИЗО.

Методами исследования являются наблюдение, рассмотрение музейных экспонатов, иллюстраций, использование интернета, изучение литературы.

Гипотеза исследования : мы предположим, что изучение декративно- прикладного искусства башкир позволяет эффективнее усвоить программный материал по истории и культуре Башкортостана. Способствует изучению культурного наследия в старших классах, развивает наблюдательность и внимательность в работе.

Исходя из гипотезы целью нашей работы является:

Пропаганда изучения культурного наследия башкирского народа;

Стремление сверстников к углубленному изучению декоративно-прикладного искусства башкирского народа;

Воспитание эстетических чувств.

Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

  1. рассмотреть литературу по данной теме исследования;
  2. сформировать у учащихся элементарные представления о культурном наследии башкирского народа;
  3. раскрыть разнообразные связи человека с природой.

2. Башкирский народный орнамент

Народное декоративно-прикладное искусство башкир вбирало в себя особенности культуры разных эпох. Оно донесло до нас свои лучшие традиции, в которое народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.

Декоративно-прикладное искусство башкирского народа многообразно. Башкиры украшали узорами предметы быта и хозяйства, одежду, обувь.

В народном искусстве башкир отсутствует изобразительность ввиду сильного влияния на духовную жизнь религии ислама, запрещавшего изображения всяких материальных предметов, но всё же само искусство сохранилось как «богатейшая кладовая орнаментов, материалов, приемов обработки и техники изготовления изделий, порождая многообразие комбинаторских методов и дальнейшей стилизации и схематизации сюжетной стороны искусства»

В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

В цветном отношении башкирский орнамент полихромный, яркий, многоцветный, колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов преобладает:

красный - цвет тепла и огня

желтый - цвет изобилия и богатства

черный - цвет земли и плодородия

зеленый - цвет вечной зелени,

белый - цвет чистоты помыслов, миролюбие

синий - цвет свободолюбия,

коричневый - цвет старости увядания. В узорах налобных повязок-хараусов- имела место желто-оранжевая и красно-коричневая гамма. Фон изделий чаще всего красный, черный, реже желтый и белый, который башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир- это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой. Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками.

В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов:

кускар- символ завитых бараньих рогов и символ трав - тематика кочевого скотоводческого народа и более поздние его модификации: спиралевидные и S -образные завитки ,

а также ромбы с его многоплановыми вариациями.

Кускар - символ производительной деятельности человека, плодородия.

Ромбический мотив составляет земледельческую основу башкирского орнамента, а ромб постепенно становится идеограммой Жизни и Блага.

Происхождение орнамента и его семантическое значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от сглаза или придать себе силу.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак - O круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки , которыми украшаются в основном еляны.

Элемент свастика ,встречающийся в башкирском орнаменте, является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний, используется как орнаментальный мотив в народном искусстве многих древних культур, в античном мире, в Центральной и Южной Америке, Средневековой Европе. Ему придавали определенный смысл оберегателя, охранителя от злых сил, символа солнца, жизни и добра. Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство ,также свойственна другим народам.

Название элементам давали и мастерицы, причем в разных районах иногда по-своему на основе ассоциаций с предметами и явлениями. Например, кое-где крупный ромбический элемент называют «поднос» ♦ ,

Отростки ромба -«птичьи головки» ,мелкие элементы в виде столбиков и квадратов - «клоп» ▀ это и буква рунического письма, ромб типа русского репья «цветок»,узор из попарно соединенных ромбов - «талия муравья», косой крест с маленьким ромбом в центре «рак»,полоса из соединенных углами ромбов - «ветка бадьяна» и другие.

3.Орнаментальные комплексы башкирского народа

Древнейший орнаментальный комплекс представляет собой сочетание простейших геометрических фигур: треугольники, зигзаги, параллельные косые линии, круги, вихревые розетки. Применялся он при украшении изделий из дерева, коже, росписи и отчасти вышивке и аппликации.

Больше всего этот комплекс был распространен в горном Башкортостане.

Второй комплекс представляет криволинейные узоры: спирали, сердцевидные и роговидные фигуры, волны, которыми украшались в основном предметы кочевого быта. Эти виды орнаментов характерны для степных районов Башкортостана.

Третий комплекс, распространенный по всей территории расселения башкир, представлен стилизованным растительным орнаментом.

Четвёртый комплекс , испытавший значительное влияние соседних районов - татар, чувашей, марийцев, русских и других -представлен в западных областях Башкортостана. Это группа сложных узоров, связанная с различными видами ткачества. Сюда входят многоступенчатые композиции из ромбов, треугольников, которые дополнялись парными спиральными завитками.

Пятый комплекс орнаментальный представлен украшениями в виде женских налобных повязок, аппликаций на обуви в виде парных изображений животных и птиц, разделенных растительным орнаментом. Распространен был в юго-восточной части Башкортостана и Зауралье.

Шестой комплекс включает геометрические узоры ткачества и вышивки:

Квадраты и ромбы, простые, уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, с парными роговидными завитками на вершинах, восьмиконечные розетки и другие. Узоры этой группы, распространенные в западной и северной части Башкортостана и Зауралье, применялись в орнаментации одежды и предметов убранства жилища.

4.Резьба по дереву у башкир

Это один из ранних видов декоративного творчества. В Башкортостане резьба по дереву получила развитее там, где было много липовых и березовых лесов. Резьбой орнаментировались седла, стремена, чехлы для оружия, посуда, детали ткацкого станка и другие.

Среди разнообразных предметов художественного ремесла особое место у башкир занимают изделия, изготовленные из дерева и древесных материалов. Достаточно указать на ковши с ажурной ручкой или же на конские седла с красивыми луками. Высокая техника их отделки, разнообразие форм и сюжетов привлекали внимание русских и зарубежных исследователей еще в XVII и XVIII вв. В этих предметах, с одной стороны, проявились огромные запасы таланта, с другой - они представляют собой продукты упорного и кропотливого труда, когда получили широкий простор богатая человеческая фантазия и изобретательность. Говоря о предметах декоративно-прикладного искусства башкир, мы должны учитывать еще один немаловажный момент: минимум инструментов мастера-деревообработчика, в большинстве случаев топор и нож. Эти и другие стороны народного ремесла башкир подробно описываются в недавно появившейся книге "Резьба и роспись по дереву у башкир. Ее автор _ известный этнограф С. Н. Шитова, посвятившая всю свою жизнь изучению башкирской традиционной культуры.

Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом на местных базарах и ярмарках. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его. Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир. Одним из важных условий для дальнейшего успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому учёные так старательно изучают сегодня башкирское прикладное искусство, выясняют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А художники-прикладники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.[ 1,31]

5.Тиснение на коже

Один из традиционных видов декоративно-прикладного искусства всех кочевых народов. Перед тиснением кожа окрашивалась в красно-коричневый цвет с помощью настоя из ивовой или дубовой коры. Размоченные заготовки накладывались на деревянный штамп и оставались под гнетом до высыхания. Иногда фон вытравляли медным купоросом, и он становился темнее рисунка. Широко применялся также резной орнамент. Хотя резной орнамент древнее тиснения, в быту башкир он сохранялся намного дольше, и традиции резного орнамента дошли вплоть до начала 20 века.

Основной фигурой при орнаментации кожи был трилистник. Кроме тиснения, изделия из кожи украшались металлическими накладками с серебрением или золочением и чеканкой. Практически все предметы кочевого быта: фляги для кумыса, чехлы для вооружения, сумочки для дроби, пороховницы, парадная упряжь, поясные и седельные сумки -были украшены различного вида орнаментом.

6.Башкирская национальная одежда

Национальный костюм у башкир складывался в течение веков. Единого обще башкирского костюма не было и не могло быть, потому что каждое башкирское племя имело свои отличия. Основными материалами при изготовлении одежды были домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон, кожа, овчины, меха, дикорастущие крапива и конопля.

Kостюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий цвет. В старинной белой одежде красной была отделка - вышивка или аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых людей, употреблялись черные ткани.

6.1.Женский национальный костюм

Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия. Сохранившиеся старинные платья, находящиеся в коллекции Башкирского краеведческого Музея, выполнены из беленого холста, украшены тканым Узором и вышивкой. Они имеют целые стаи, боковые клинья, широкие проймы, большие квадратные ластовицы. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы браного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Способ сшивания деталей говорит о том, что платье изготовлено не менее полутора веков назад. Туникообразный покрой одежды - самый распространенный в национальном костюме народов края. Самобытность каждого отдельного костюма складывается по мере развития этноса. Об этом свидетельствует и эволюция башкирского женского платья. В процессе его формирования к XVIII в. чуть ниже талии пришивается присборенный ситцевый или сатиновый подол, т. к. узкий домотканый холст не всегда позволял выполнить платье необходимой длины. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка.

Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом. На более поздних образцах появляются "эполеты". Елэн и бишмэт имеют общие особенности покроя и относятся к тюркским традиционным прямоспинным покроям. Елэн более расклешен по подолу и удлинен почти до щиколоток.

Женщины и девушки выделялись нарядной вышитой одеждой. Плотный узор покрывал юбку и рукава платья, подол и грудку передника. Растительный орнамент из причудливо изогнутых ветвей с листьями и цветами, выполненный тамбуром, располагался на темном (черном, темно-синем, фиолетовом) сатине. Манера вышивки с очерчиванием контура одним цветом и заполнением фигур другим придавала рисунку особую объемность. Такие комплекты (платье и фартук) готовили к свадьбе; в сундуках молодых можно было обнаружить несколько пар вышитой одежды, привезенной в дом мужа в составе приданого. Мастерство девушки оценивалось умением варьировать узор. Своеобразное искусство представляла вышивка бисером, блестками, жемчугом, металлической нитью на очелыше головных уборов-колпачков.Головной убор женщин прежде всего подчеркивал её социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки: шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили: высокие шапки из ценных мехов (камсат бурек). Убором: молодых женщин служили яркие покрывала (кушъяулык), белые вышитые (тастар). Самобытно выглядят шлемовидные шапочки с затылочной лопастью (кашмау). Их украшали по шлему коралловой сеткой и подвесками, лопасть расшивалась бисером и раковинами-каури. Доходящие до бровей подвески на шлеме скрывали половину женского лица, лопасть закрывала роскошные косы-дабы не служить соблазном. Кашмау как нельзя лучше иллюстрирует следование законам шариата в быту, определившим женщину как сосуд греха.

Одним из значимых элементов костюма женщин были-нагрудники (селтэр, яра), прикрывающие разрез платья. Форма нагрудника в разных местностях не одинакова:: от треугольного до округлого, от короткого до длинного, доходящего до бедер. Однако все они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов, а попутно прикрывать все ту же греховную суть женщины. Украшения женщин (различного рода серьги, браслеты перстни, косники, застежки) изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, монет. Бирюза, сердолик, кораллы играли роль амулетов.

6.2.Мужской национальный костюм

Мужской национальный костюм башкир из рубахи,штанов, шерстяных чулок и сапог. На голову надевались тюбетейка, поверх нее меховая шапка (бурок).Поверх рубахи надевался камзол или казакей. Верхней одеждой был суконный сэкмэн и меховая шуба, они обязательно подпоясывались.

Довольно разнообразной была мужская обувь: сапоги, кожаные башмачки, ичиги (ситек), бахилы. Мужская обувь- сарык украшалась по низу голенища маленькими треугольниками из кожи.

Украшениями мужской одежды были пояса: билбау, каптырга и кэмэр. С помощью билбау башкиры подпоясывали свою верхнюю одежду. Этот пояс изготовлялся самими башкирами, ткался он из ниток тёмных цветов и окачивался бахромой.

Каптырга - узкий ременной пояс, с вытисненным на его наружной поверхности узором, с крючкообразной пряжкой на одном конце и дырочкой на другом.

В большой моде у богатых башкир когда-то были щегольские кушаки, которые назывались кэмэр, с довольно дорогими медными гравированными или даже серебряными пряжками, богато украшенные бляхами с полудрагоценными камнями- агатом, сердолюком, бирюзой. В старину также кушаки ценились очень дорого: за один кэмэр богачи давали пару быков.

Выводы

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Изобразительное искусство башкир было весьма разнообразно как по технике выполнения, так и по мотивам.

Башкирский народный орнамент оказал большое влияние на орнаменты других народов и сам обогащался рисунками, переносимыми из других культур. Башкирский орнамент сегодня успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды, подарочных сувениров.

Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Если пройти по городу, или какому- либо селу можно увидеть на домах, плакатах, башкирский орнамент.

В башкирском орнаменте можно найти мотивы сибирского, среднеазиатского, поволжского происхождения, а также аналоги в искусстве Венгрии и Болгарии.

Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны у других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом - причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры.

Многонациональный народ Башкирии высоко чтут традиции края и любят свою культуру- культуру наших предков. Мы думаем, что башкирский орнамент будет передаваться из поколения в поколения.

Литература

1.Культура Башкортостана:учебно-справочное пособие для учащихся 8-го класса.Уфа,ГУП «Уфимский полиграфкомбинат»,2002,с.31-34.

2.Молчева А.В.Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана-Уфа:Башкирское издательство «Китап»,1995,с.6-12.

3.Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа, изд-во: Китап, 1994 ,с.4-8.

4.Родной Башкортостан: учебник для 6 класса/ АзнагуловР.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А.-2-е изд. -Уфа: Китап,2008,с.86-102.

5.Хисаметдинов Ф.Г История и культура Башкортостана: Учеб. пос. для учащ. ср. спец.уч.з.-2-е изд. и доп.- Уфа: Галем 2003,с.254-261.

6.Шитова С.Н.Башкирская народная одежда.-1-е изд. -Уфа:Китап,1995,с.5-16

7.сведения из интернета:

« images.yandex.ru› башкирский узор

http://bashkort.land.ru/textbook/index.html

Изобразительное искусство Башкортостана - статья об изобразительном искусстве Республики Башкортоcтана - живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Наскальные рисунки в Каповой пещере

Живопись Башкортостана может по праву претендовать на особое место в искусстве: она намного раньше, чем другие виды профессионального художественного творчества, утвердила себя на российской и мировой арене и в своей эволюции особенно наглядно отразила своеобразие национального мировосприятия на разных исторических этапах. Творцами башкирской живописи стали несколько поколений художников, не только башкир по национальности.

Доисторическое искусство

Древние наскальные рисунки пещеры Шульган-таш (Каповая) , культура Аркаима, сарматское искусство «звериного стиля», башкирское народное искусство определяют богатейшее содержание материальной и духовной культуры Южного Урала.

Пещера Шульган-Таш (или Капова пещера) находится на Южном Урале в долине реки Белая на территории федерального природного заповедника «Шульган-Таш». Пещера образована в карбоновых хемогенных известняках в карстовом массиве высотой около 140 м. В 1959 году здесь были обнаружены наскальные изображения мамонтов, лошадей, шерстистых носорогов и бизонов, выполненные красной охрой более 13 тысяч лет назад.

Дореволюционный период

До революции изобразительные виды искусств на территории Башкортостана имели ограниченное распространение. В Уфе имелись художественные и граверные мастерские, работающие на потребу дня, занимающиеся изготовлением вывесок, рекламы, печатей. В гимназиях, училищах и в семинарии преподавались графические искусства и черчение. Существовали частные изостудии художника П.М.Лебедева и Н.А.Протопопова. При семейно-педагогическом обществе существовали курсы по педагогическому и художественному образованию. Для получения высшего художественного образования люди уезжали учиться в Москву или Санкт-Петербург, как поступил М.В. Нестеров.

Таким образом, в Уфе сплотился круг художников, которым суждено было встать у истоков изобразительного искусства Башкортостана. Сложилась обстановка, позволяющая говорить о зарождении изобразительного искусства в крае.

Эпоха строительства социализма

После революции культурная жизнь города затихла, Разруха и голод захлестнули Уфу. После освобождения Уфы от правительств Коммуча, Колчака, белочехов и установления в ней Советской власти художники, сплотившиеся еще в Уфимском художественном кружке, приложили все свои силы и умения для восстановления в Уфе культурной жизни.

Много и плодотворно работал Касим Салиаскарович в Пролетарском художественном музее, который был основан в Уфе в 1919 году. Впервые за всю историю города у его жителей появилась возможность общения с изобразительным искусством, с шедеврами великих мастеров.

Благодаря творческой группе Ю.Ю.Блюменталя , К.С.Девлеткильдеева, В.С.Сыромятникова при художественном музее организуется раздел башкирского декоративно-прикладного искусства. Разъезжая по деревням и селам, по крупицам собирали они предметы быта башкир, украшенные затейливым орнаментом. Первая экспедиция состоялась в 1928 году в Белорецкий и Тальяно-Катайский кантоны, туда едут Девлеткильдеев и Блюменталь. В следующем году Касим Салиаскарович едет с Сыромятниковым в Аргаяшский кантон (ныне Челябинская обл.). Были экспедиции и в последующие годы.

Шестидесятники – ученики А. Тюлькина: Б. Домашников, А. Пантелеев, М. Назаров , А. Лутфуллин, А. Бурзянцев, П. Салмасов , В. Позднов , Г. Пронин, А. Ситдикова а также жудожники Б. Палеха , Н. Русских , П. Лебедев , И. Урядов , В.П. Андреев , Н.Н. Анисифорова , З. Р. Басыров , В.Б. Домашников , Р.Г. Гумеров , А.П. Шутов , Э. М. Саитов , А.Г. Королевский , И.И. Гаянов , В.П. Пустарнаков , Л.Я. Круль , А.Т. Платонов , В.И. Плекунов , А.В. Храмов , А.А. Штабель , А.С. Арсланов , В.Н. Пегов , Р.У. Ишбулатов , Л.З. Рахматуллина и др. развивали возможности пейзажной живописи на материале богатства, красоты и мощи природы башкирского края. А в 1970-80 годы московские искусствоведы (Ю. Нехорошев, Г. Кушнеровская, О. Воронова, А. Пистунова) живописную традицию в башкирском искусстве стали именовать “уфимской школой пейзажной живописи”, называя ее также “школой А.Э. Тюлькина”. Вслед за шестидесятниками, эту традицию подхватили и стали развивать в дальнейшем художники следующего, нового поколения 1970-90-х, конкретно воплотившись в пейзажных полотнах: Анвара Кашаева, Михаила Кузнецова, Михаила Спиридонова, Евгения Винокурова, Владимира Панченко, Рафаэля Бураканова, в акварельных листах Василия Лесина, Виктора Суздальцева, Ильдуса Валитова (1947-2000).

Произведения на исторические темы создавал Ежов, Борис Дмитриевич , иллюстрациями книг занимались художники - Дианов, Валиахмет Дианович , Астраханцев, Александр Александрович , Гаянов, Зуфар Гаянович .

Изобразительное искусство Башкортостана 80-90 годов (художники Еникеев Тан , Гаянов Зуфар, Фарит Ергалиев , Саитов Эрнст) можно объединить общим понятием “авангард”, “модернизм”, “неформальные течения”. Картины молодых художников порой поражают своей непривычностью, неожиданностью. Здесь в картинах можно только узнать силуэты юрт, фрагменты предметов. Концептуальное направление в живописи развивает художник Игнатенко С.Н.

Фотогалерея художников

Фотогалерея

Эпоха строительства капитализма

В конце 20-начале 21 века в республике сложились условия, когда при переизбытке капиталов у успешных менеджеров появилась потребность в их вложении в предметы изобразительного искусство. Появились крупные частные и корпоративные коллекционеры живописи, декоративно-прикладного искусства. Примером может служить банк Восток, Уральский лизинговый центр .

В искусстве современных башкирских художников очевидна привязанность к модернистской эстетике (худ. Гильманов, Ильдар Рашитович), проявляемая в произведениях классиков модернизма. Спектр модернистских течений, используемых как материал для дальнейшей «переработки» в их постмодернистских коллажах, необыкновенно широк: здесь присутствуют элементы абстракционизма, примитивизма, кубизма, фовизма, дадаизма, сюрреализма и концептуализма.

Уфа имеет репутацию крупного центра графики. В настоящее время здесь активно работают художники-графики, участвующие в международных графических биеннале как в России, так и за рубежом. В городе с 1998 г. проходит Уральская международная триеннале графики, что является свидетельством высокой степени развития в республике этого вида изобразительного искусства. В 2003 г. в Уфе был открыт Музей современного искусства им. Н. Латфуллина . В 2005 году в музее состоялась акция «Томография», в рамках которой свои перформансы представили молодые художники города.

Свидетельством развития постмодернистских форм в изобразительном искусстве Башкортостана ХХI века являются экспериментальные поиски художников в области объекта. Первые опыты по созданию объектов и инсталляций уфимские художники (Раис Гаитов, Наиль Байбурин) осуществляли в начале 1990-х гг. Композиции, смонтированные по методу итальянских художников 1950-1960-х гг. (движение «арте повера»), собранные из всяческих промышленных отходов и бытового мусора, стали заметным событием в художественной жизни Уфы того периода [см.: Евсеева, 1998, 37- 39]. В проекте «Объект» (2005), в котором принимали участие Раис Гаитов, Николай Марочкин, Айрат Терегулов, Ринат Миннебаев, Владимир Лобанов и Фирдант Нуриахметов, созданные художниками произведения вышли на новый качественный и концептуальный уровень .

Живопись

Основоположниками башкирского профессионального изобразительного искусства являются художники Республики Башкортостан К.С. Девлеткильдеев , А.Э. Тюлькин , П.М. Лебедев, Ю.Ю. Блюменталь, А.П. Лежнев, И.И. Урядов, В.С. Сыромятников, М.Н. Елгаштина, Б.Д. Ежов, К.И. Герасимов, А.В. Храмов, В.П. Андреев – члены первого башкирского «отряда» Союза художников.

Славу самобытному башкирскому изобразительному искусству принесли корифеи, чье творчество традиционно ассоциируется с крупнейшими достижениями – А.Ф. Лутфуллин, Б.Ф. Домашников, Р.М. Нурмухаметов , Кузнецов А.А., Т.П. Нечаева, М.Н. Арсланов, А.Д. Бурзянцев , А.Х. Ситдикова, Б.Д. Фузеев, Э.М. Саитов, З.Р. Басыров, В.П. Пустарнаков, В.И. Плекунов, С.А. Литвинов, Н.А. Калинушкин, К.А. Головченко, А.И. Платонов , Ф.А. Кащеев, В.А. Позднов, П.П. Салмасов, М.А. Назаров, В.Н. Пегов и др.

Графика

В Башкортостане искусство графики получило развнтпе с середины 191О-х гг. 20 века и связано с именами Ю.Ю.Блюментоля, К. С. Девлеткильдеева, М. Н. Елгашиной, в творчесве которых традиции русской классической акварели получило новую трактовку. Лирические работы Елгаштиной посвящены природе Башкортостана (“Весенние сумерки”, 1826), произведения Девлеткильдеева обладают глубоко национальной образной системой (“Башкир-охотник на медведя”; оба - бум., акв.)‚ Блюменталь известен как мастер портрета (“ Старик-башкир", бум., карандаш; оба - 1928). В этот период были созданы рисунки Г.П.Черкашенинова‚ Лежнева, акварельные пейзажи и портреты П.М.Лебедева.

Примером уникальной графики вспомогательного характера являются зарисовки интерьера традиционного, предметов традиционного декоративно-прикладного искусства башкир (С.Сьромятников в 30-е гг., Г.И. Мухаметшин, М.Д. Кузнецов и др. во 2-й пол. 20 в). Самостоятельный характер уникальной графики проявился в работе М. Пискунова “Переход башкирских войск на сторону Красной Армии”, ставшей редким опытом исторической композиции, выполненной в технике акварели.

В 1974 и 1984 годах в Уфе состоялись выставки эстампа, в 1995 и 1998 годах - 1 и 2-я Уральская триеннале печатной графики. На выставках были представлены работы художников графиков Башкортостана Р.Р. Маглиева (Старая Уфа, литография, 1996), Саитова ("Домой", офорт), Королевского ("Салават Юлаев", линогравюра) и др. С конца ХХ века башкирские графики постоянно участвуют в международных выставках графики. С 2001 года в Уфе проводится международная выставка "URAL PRINT TRIENNIAL".

Скульптура

Памятник Салавату Юлаеву в Уфе

Памятник Салавату Юлаеву в Салавате

Башкирская скульптура зародилась под прямым влиянием русской реалистической школы. В БАССР в середине ХХ века в скульптуре, бывшей в массе своей стандартными статуями вождей и их соратников, появились памятники-бюсты, посвящённые историческим героям и деятелям культуры (памятники С. Юлаеву, А. Матросову, М. Горькому, М. Гафури, В. Ленину и др.). Выполненные на основе станковых портретов русских художников Веры Морозовой и Тамары Нечаевой , они вписывались в официальную пластическую программу советского искусства. В начале 1960-х, в портретах «сурового стиля» скульптора московской школы Бориса Фузеева, башкирскому искусству было дано развитие, усиленное станковым и монументальным творчеством Льва Кузнецова, Зильфата Басырова, Евгения Цибульского, Бориса Замараева, Б. Фузеев .

В 1980-е гг. в башкирском искусстве были заложены предпосылки для развития скульптуры, появления новых имён и творческих манер - это начало самостоятельной подготовки кадров в мастерской Н.А. Калинушкина на худграфе БГПИ, работа художников на творческой даче в Переславле-Залесском, где они испытывали сильное влияние мастеров московской школы. С перестроечными процессами в обществе и прекращением идеологического контроля художественной жизни, поиск новых средств пластической выразительности, отличных от традиционного реализма, развернулся в творчестве молодых скульпторов Явдата Ахметова, Владимира Лобанова, Владимира Антипина, Фирданта Нуриахметова. В большинстве своём «вырастая» из мастерской Н.А. Калинушкина , они продолжали тесно общаться с учителем, работать бок о бок с ним и мастерами страны и зарубежья на симпозиумах в Башкирии и в России.

Памятник Салавату Юлаеву (1967) скульптора Сосланбека Дафаевича Тавасиева, Монумент дружбы народов (1965) скульпторов М. Ф. Бабурина и Г. П. Левицкой в Уфе стали визитной карточкой Уфы, национальным достоянием.

Шесть метафорических фигур, вписанные в созданные для них арочные проемы в музее Салавата Юлаева в селе Малоязе созданы уфимским скульптором Хабибрахмановым Ханифом Мирзагитовичем

Декоративно-прикладное искусство

Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни женщины было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей: узорный шаршау, свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки для приданого и для свадебных подарков. В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и её мастерство вышивальщицы и ткачихи.

Среди разнообразных предметов художественного ремесла особое место у башкир занимают изделия, изготовленные из дерева и древесных материалов - ковши с ажурной ручкой или же на конские седла с красивыми луками. Высокая техника их отделки, разнообразие форм и сюжетов привлекали внимание русских и зарубежных исследователей еще в XVII и XVIII вв. Изделия из дерева изготавливались с использованием минимума инструментов - только топора и ножа.

Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его. Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир.

В народном искусстве башкир отсутствует изобразительность ввиду сильного влияния на духовную жизнь религии ислама, запрещавшего изображения всяких материальных предметов, но всё же само искусство сохранилось как «богатейшая кладовая орнаментов, материалов, приемов обработки и техники изготовления изделий, порождая многообразие комбинаторских методов и дальнейшей стилизации и схематизации сюжетной стороны искусства»

В народном искусстве башкир основным видом искусства является орнамент , представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа. Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир - это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой.

Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками. В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов: кускар - символ завитых бараньих рогов и символ трав - тематика кочевого скотоводческого народа и более поздние его модификации: спиралевидные и S –образные завитки, криволинейные узоры, спирали, сердцевидные и роговидные фигуры, волны.

В декоративно-прикладном искусстве много работали художники: Ямалетдинов, Ильис Миниахметович , Березин Геннадий Николаевич (Белебей), Лебедев Станислав Александрович (Уфа) и др.