Сообщение о открытых письмах власти советских диссидентов. Методы диссидентского движения. Освещение на западе

Диссиденты (от лат. dissidens - несогласный) - лица, несогласные с официальными общественно-политическими доктринами, принципами политического устройства, внутренней и внешней политикой СССР. Действовали индивидуально и небольшими группами, выражали несогласие порой открыто, но чаще прибегали к нелегальным методам. Диссидентство как общественное явление представляло собой спектр общественных организаций и движений, литературных направлений, художественных школ, совокупность индивидуальных диссидентских поступков. Известное единство диссидентству как общественному явлению придавало активное неприятие сложившихся в стране порядков, стремление к свободе и правам человека.

Важнейшими для понимания феномена диссидентства являются представления об общественных объединениях, массовой психологии, общественном сознании, идейных течениях и направлениях общественной мысли. Согласно современным представлениям (см., например, действующий Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г.), общественное объединение является формированием, созданным по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, сформулированных в соответствующих документах. Разновидностью объединений являются общественные организации (основанные на членстве общественные объединения, созданные на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан) и общественные движения (состоящие из участников и не имеющие членства общественные объединения, преследующие социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками движения). Возникновению объединений предшествует деятельность мыслителей и идеологов, рождающих общественно значимые идеи и системы представлений об общественных интересах, целях и способах их достижения. Условием возникновения и деятельности объединений является соответствующее состояние общественного сознания, общественные настроения и устремления, формирующие общественную мысль, ее течения и направления.

Диссидентство начало обращать на себя внимание после XX съезда КПСС (1956), в условиях либерализации режима, когда инакомыслие (преимущественно представителей интеллигенции) получило некоторые возможности для проявления. Оппозиционные настроения были во многом стимулированы обнародованием доклада Н.С. Хрущева "О культе личности Сталина", письмом ЦК КПСС к партийным организациям "Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов" (от 19 декабря 1956 г.) и аналогичными "закрытыми письмами", которые, в целях осуждения, оперировали многочисленными примерами проявлений недовольства и неприятия советско-коммунистического строя.

К первым проявлениям легального диссидентства в литературной среде можно отнести книгу В. Дудинцева "Не хлебом единым" (1956), выступление К. Паустовского в ее защиту, выступление О. Берггольц против постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, принятых в 1946-1948 гг. Публичными проявлениями диссидентства было чтение стихов (обычно не принятых к печати в советских подцензурных изданиях) на собраниях нонконформистской молодёжи у памятника В.В. Маяковскому в Москве (1958-1961 гг., активные участники В.Н. Осипов, Э.С. Кузнецов, И.В. Бокштейн).

Со второй половины 1950-х гг. в разных городах возникали диссидентские подпольные организации, численностью в пределах десятка человек. В Москве - "Русская национальная партия", или "Народно-демократическая партия России" (1955-1958 гг., организатор В.С. Поленов и др.), "Российская национально-социалистическая партия" (1956-1958 гг., А.А. Добровольский). В Ленинграде - кружок под руководством студента В.И. Трофимова (1956-1957 гг.) и др. Деятельность организаций пресекалась органами КГБ.

В конце 1956 - начале 1957 г. на истфаке МГУ сложилась группа марксистского толка под руководством Л.Н. Краснопевцева. Ее участники пытались создать новую концепцию истории КПСС и новую идеологию. Весной 1957 г. они установили связь с польскими оппозиционерами. Писали исторические заметки об СССР как помехе прогресса цивилизации. Выступали против "сталинского социализма", за создание рабочего самоуправления. В июле 1957 г. распространили листовки с требованиями суда над сообщниками Сталина, усиления роли Советов, права рабочих на забастовки, отмены 58-й статьи Уголовного кодекса. В феврале 1958 г. девять членов этого кружка были осуждены за "антисоветскую" деятельность на 6-10 лет заключения.

В 1956-1957 гг. в Ленинграде действовал кружок молодого ленинградского математика Р.И. Пименова. Его участники устанавливали связи другими молодежными кружками в Ленинграде, Москве, Курске, пытались консолидировать их деятельность. В сентябре 1957 гг. пять участников кружка были осуждены за то, что "создали из студентов библиотечного института нелегальную группу для организованной борьбы с существующим строем", а фактически - за распространение листовки против безальтернативных выборов.

В октябре 1958 г. пресечена деятельность группы выпускников ленинградского университета во главе с М.М. Молоствовым. Они были арестованы за содержание переписки, которую вели между собой, за обсуждение возможности создания организации и рукописи о путях реформирования социализма.

Осенью 1963 г. генерал-майор П.Г. Григоренко, в дальнейшем видный участник правозащитного движения, и несколько его сторонников распространяли в Москве и Владимире листовки от имени "Союза борьбы за возрождение ленинизма".

В 1962-1965 гг. в Ленинграде существовала подпольная марксистская "Лига коммунаров". Она руководствовалась программой "От диктатуры бюрократии - к диктатуре пролетариата" (Л., 1962, авторы В.Е. Ронкин, С.Д. Хахаев), распространяла листовки с призывом к революционной борьбе с советской бюрократией, самиздатский журнал "Колокол" (Л., 1965).

Наиболее многочисленной из всех подпольных диссидентских организаций (28 членов, 30 кандидатов) был ленинградский "Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа" (1964-1967 гг., рук. И.В. Огурцов), намеревавшийся предложить стране православно-почвеннические ценности с соответствующим государственным устройством.

Подпольные кружки действовали также в Саратове ("Группа революционного коммунизма", О.М. Сенин и др., 1966-1970 гг.), Рязани (группа Ю.В. Вудки, 1967-1969 гг.), Горьком (группа В.И. Жильцова, 1967-1970 гг.). Их участники чаще всего вдохновлялись социал-демократическими идеалами, но в практической деятельности ориентировались на общедемократические и либеральные ценности, налаживали контакты с открыто действующим движением за права человека в Москве и др. городах. В еще большей степени это можно сказать о раскрытом в 1969 г. в Таллине "Союзе борьбы за демократические права" (Г. Гаврилов), издававшем самиздатский журнал "Демократ" на русском и эстонском языках, и "Эстонском демократическом движении" (1970-1974 гг., рук. С.И. Солдатов).

В конце 70-х гг. в Москве образовался кружок "либеральных коммунистов", группировавшихся вокруг самизатских журналов "Поиски" (М., 1978-1979. N 1-8), "Поиски и размышления" (1980. N 1-4). Их редакторы и авторы (П.М. Абовин-Егидес, В.Ф. Абрамкин, Р.Б. Лерт, Г.О. Павловский, В.Л. Гершуни, Ю.Л. Гримм, В.В. Сокирко, М.Я. Гефтер, П.А. Подрабинек и др.) были людьми преимущественно левосоциалистических взглядов, сторонниками либерализации советской системы, расширения в ней свобод. Они пытались осуществить синтез идей, которые могли бы лечь в основу плавного реформирования системы и в то же время получить поддержку хотя бы части советского общества, включая реформаторское крыло правящей элиты. Особую позицию в кружке занимал В.В. Сокирко, являвшийся также автором, составителем и редактором самиздатского сборника "В защиту экономических свобод" (М., 1978-1979. Вып. 1-6). Он предлагал образовать буржуазно-либеральную партию, которая выступала бы как оппонент КПСС за развитие экономических свобод, за некое "буржуазно-коммунистическое", "весьма либеральное и коммунистическое будущее общество".

В конце 1970-х гг. в Москве действовала группа "советских еврокоммунистов" (А.В. Фадин, П.М. Кудюкин, Б.Ю. Кагарлицкий и др.). Группа издавала "самиздатские" журналы "Варианты" (М., 1977-1982), "Левый поворот" (М., 1978-1980), "Социализм и будущее" (М., 1981-1982). В апреле 1982 г. "молодых социалистов" арестовали, однако назначенный на 12 февраля 1983 г. суд не состоялся. Он был отменен благодаря заступничеству зарубежных компартий и нежелания Ю. В. Андропова начинать "царствование" с громкого процесса. Не было придано большого значения и делу В.К. Демина, техника в музее искусств народов Востока, который в 1982-1984 гг. написал и распространял рукопись "Уникапитализм и социальная революция", а также программные документы для РСДРП - "Революционной социал-демократической партии".

Развитию диссидентства во многом способствовал "тамиздат" - издание за рубежом с последующей популяризацией зарубежным радиовещанием и распространением в СССР созданных вне рамок социалистического реализма, неподцензурных литературных произведений: Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго (1958); А.Д. Синявский. Суд идет (1959), Любимов (1963); В.С. Гроссман. Жизнь и судьба (1959), Все течет (1963); Ю.М. Даниэль. Говорит Москва (1961), Искупление (1963) и др. Внутри СССР распространялся "самиздат" - изготовление на пишущих машинках в нескольких экземплярах, с последующей перепечаткой диссидентских материалов и документов.

Первым самиздатским литературным журналом был "Синтаксис" (М., 1959-1960, ред. А.И. Гинзбург). Вышло три номера, тираж которых достигал 300 экз. Состоял из стихов московских и ленинградских поэтов, публикации которых встречали препятствия со стороны цензуры. В N 1 журнала (декабрь 1959 г.) публиковались А. Аронов, Н. Глазков, Г. Сапгир, И. Холин, С. Чудаков; в N 2 (февраль 1960 г.) - А. Аврусин, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, В. Шестаков; в N 3 (апрель 1960 г.) - Д. Бобышев, И. Бродский, А. Кушнер, В. Уфлянд и др. Все выпуски перепечатаны в энтеэсовском журнале "Грани" (1965. N 58). Были частично подготовлены еще два выпуска (4-й посвящался ленинградской поэзии, 5-й - поэтам республик Прибалтики). Однако с арестом Гинзбурга (июль 1960 г.) выпуск "Синтаксиса" прекратился.

За "Синтаксисом" последовали другие "самиздатские" альманахи и журналы, а в 1964 г. группа молодых московских литераторов во главе с Л. Губановым создала неофициальное объединение творческой молодежи СМОГ (расшифровки: Самое Молодое Общество Гениев; Смелость, Мысль, Образ, Глубина; Сжатый Миг Отраженной Гиперболы) В июле 1965 г. смогисты осуществили выпуск журнала "Сфинксы" (М., 1965, ред. В.Я. Тарсис), в том же году его содержание воспроизвели "Грани" (N 59). В журнале опубликованы стихи В. Алейникова, В. Батшева, С. Морозова, Ю. Вишневской и др. Были изданы также самиздатские сборники смогистов: "Здравствуйте, мы гении", "Авангард" (М., 1965), "Чу!" (М., 1965) и др. Общество существовало до 14 апреля 1966 г., когда состоялось последнее выступление СМОГ у памятника Маяковскому. После этого участники объединения прошествовали от площади Маяковского, до Центрального дома литераторов, подняв над головами эпатажный лозунг "Лишим социалистический реализм невинности!".

В феврале 1966 г. выехавший в Англию основатель журнала "Сфинксы" был лишен советского гражданства. В том же году в Москве состоялся суд над Даниэлем и Синявским, обвиненными по статье 70 УК РСФСР "антисоветская агитация и пропаганда, направленная на подрыв или ослабление Советской власти". В защиту обвиняемых поступило 22 письма от "общественности". Подписали их 80 человек, главным образом члены Союза писателей.

Наиболее известными событиями истории либерального диссидентства стали суд над 21 участником Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа (февраль-декабрь 1967 г.) и выпуск "самиздатского" правозащитного бюллетеня "Хроника текущих событий" (М., 1968-1983. N 1-64). Ее составители (Н.Е. Горбаневская и др.) стремились фиксировать все случаи нарушения прав человека в СССР, а также выступлений в их защиту. Хроника содержала информацию о национальных движениях (крымских татар, месхов, прибалтов), религиозных (православных, баптистов) и др.

В диссидентстве социал-демократического направления наибольшую известность имели братья Р.А. и Ж.А. Медведевы. Они полагали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения марксизма-ленинизма и видели основную задачу в "очищении социализма". Начиная с 1964 г. Р. Медведев ежемесячно издавал самиздатский журнал, позднее вышедший на Западе под названием "Политический дневник" (М., 1964-1970. N 1-70). Каждый номер печатался на машинке тиражом до 40 экз., распространялся среди "надежных" людей. Журнал имел корреспондентов и авторов в научно-исследовательских институтах Москвы и даже в ЦК КПСС (в их числе был Е. Фролов, ответственный работник журнала "Коммунист"). В журнале отражалось отношение к различным событиям в стране и за рубежом. По выражению А. Сахарова, это было "таинственное издание... нечто вроде самиздата для высших чиновников". Позднее выходил альманах "XX век" ("Голоса социалистической оппозиции в Советском Союзе") (М., 1976-1977, N 1-3). Он выпускался издательством, созданным Р. и Ж. Медведевыми за границей, переводился на итальянский, японский, английский и французский языки. Альманах был собранием работ советских авторов (Р. Медведев, М. Максудов, А. Красиков, А. Зимин, А. Бехметьев, Н. Пестов, М. Богин, М. Якубович, Л. Копелев, С. Елагин и др.) о проблемах советской истории и современности, западной и восточной демократии и др. Р. Медведев не признавал правозащитного движения (считал его "оппозицией экстремистского толка"), надеялся, что социалистическое течение станет массовым и позволит осуществить в СССР серьезную программу демократических реформ, а в последующем (в начале XXI в.) - бесклассовое коммунистическое общество. Тем не менее, Р. Медведев в 1969 г. был исключен из партии "за взгляды, несовместимые с членством в партии", его брат Жорес, автор разоблачительной книги о Т.Д. Лысенко, критических работ о положении науки в СССР, в мае 1970 г. принудительно помещен в психиатрическую больницу. В результате протестов представителей интеллигенции (П.Л. Капица, А.Д. Сахаров, И.Л. Кнунянц, А.Т. Твардовский, М.И. Ромм и др.) освобожден, однако в 1973 г. лишен советского гражданства, выдворен из страны. После ввода советских войск в Чехословакию социал-демократическое направление начинает терять своих сторонников. Разочаровывается в нем и академик А.Д. Сахаров, занявший одну из ключевых ролей в диссидентстве после публикации в "самиздате" в июне 1968 г. работы "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" (либерально-западническая программа движения).

На развитии диссидентства в конце 60-х гг. существенным образом сказались демонстрация протеста против ввода войск в Чехословакию и суд (октябрь 1968 г.) над ее участниками, исключение в ноябре 1969 г. А.И. Солженицына из Союза писателей СССР за публикацию на Западе романов "В круге первом" и "Раковый корпус", присуждение ему Нобелевской премии по литературе (1970).

"Нобелевская лекция" Солженицына стала выражением либерального почвеннического направления в движении. В этой связи он писал: "Когда в Нобелевской лекции я сказал в самом общем виде: Нации это богатство человечества..." это было воспринято всеобщеодобрительно... Но едва я сделал вывод, что это относится также и к русскому народу, что также и он имеет право на национальное самосознание, на национальное возрождение после жесточайшей и суровой болезни, это было с яростью объявлено великодержавным национализмом". Свою идеологию писатель неоднократно определял не как национализм, а как национальный патриотизм.

Летом 1970 г. у трапа пассажирского самолета, курсировавшего из Ленинграда в Приозерск, были арестованы 12 человек, намеревавшихся захватить и использовать самолет для вылета в Израиль. Суд над "самолетчиками", безуспешно добивавшимися разрешения на эмиграцию, закончился вынесением суровых приговоров зачинщикам этой акции и арестами среди сионистской молодежи в ряде городов страны. Суд привлек внимание мировой общественности к проблеме свободы выезда из СССР. Благодаря этому властям пришлось с каждым годом увеличивать количество разрешений на выезд. Всего из СССР с 1971 по 1986 г. эмигрировало за рубеж более 255 тыс. взрослого населения (с учетом детей свыше 360 тыс.). Почти 80% всех эмигрантов составляли лица еврейской национальности, автоматически получавшие статус беженцев при въезде в США и Канаду. Согласно переписям, численность еврейского населения в СССР сократилась с 2151 тыс. человек в 1970 г. до 1154 тыс. - в 1989 г., в России (2002) - до 230 тыс.

"Самолетный процесс" привлек внимания властей и общественности к проблеме еврейского национализма и сионизму как одной из форм его выражения. При выработке международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в 1973 г. представители некоторых государств в ООН пытались осудить антисемитизм, но возражали против предложения советской делегации отнести к расовой дискриминации как антисемитизм, так и сионизм. Тем не менее 10 ноября 1975 г. ООН приняла резолюцию, определявшую, что "сионизм является формой расизма и расовой дискриминации". После упразднения СССР резолюция была отменена.

Процесс над угонщиками самолета показывал, что значительная часть "правозащитников" использовала правозащитную идею для прикрытия воинствующего национализма и других далеких от прав человека идей. Однако именно в 70-х гг. правозащитное движение становится одним из главных составляющих движения диссидентов. В ноябре 1970 г. В.Н. Чалидзе создал Комитет защиты прав человека, куда вошли крупные ученые А.Д. Сахаров и И.Р. Шафаревич. Комитет действовал до 1973 г. В 1973 г. возникла русская секция "Международной амнистии".

Летом 1972 г. были арестованы П.И. Якир и В.А. Красин. Арестованные согласились сотрудничать со следователями. Результатом стали широкая волна новых арестов и заметное затухание диссидентского движения. Его новый подъем во многом связан с появлением на Западе в 1973 г., а затем и в "самиздате" солженицынского "опыта художественного исследования" государственной репрессивной системы под названием "Архипелаг ГУЛАГ".

5 сентября 1973 г. А.И. Солженицын написал "Письмо вождям Советского Союза", в котором предлагал выход из главных, по его мнению, опасностей грозивших нам в ближайшие 10-30 лет: войны с Китаем и общей с западной цивилизацией гибели в экологической катастрофе. Предлагалось отказаться от марксистской идеологии, "отдать ее Китаю" а самим, по опыту Сталина от первых дней Отечественной войны, развернуть "старое русское знамя, отчасти даже православную хоругвь", и уже не повторять ошибок конца войны, когда "снова вытащили Передовое Учение из нафталина". Предлагалось также перенести все усилия государства с внешних задач на внутренние: отказаться от водки как важнейшей статьи государственного дохода, от многих видов промышленного производства с ядовитыми отходами; освободиться от обязательной всеобщей воинской повинности; ориентироваться на строительство рассредоточенных городов, признать на обозримое будущее необходимым для России не демократический, а авторитарный строй.

По изучении письма власти в январе 1974 г. решили привлечь писателя к уголовной ответственности "за злостную антисоветскую деятельность", а затем лишить гражданства и выдворить из страны. Писателя арестовали, поместили в Лефортовскую тюрьму, а 13 февраля выслали за границу. В Швейцарии он основал Русский фонд помощи заключенным, первым распорядителем которого стал освободившийся из заключения А.И. Гинзбург. Помогать было кому. За 1967-1974 гг. к уголовной ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду было привлечено 729 диссидентов. В 1976 г. в СССР насчитывалось около 850 политзаключенных, из них 261 за антисоветскую пропаганду.

В 1974 г. А.Д. Сахаров написал работу "Тревога и надежды", в которой было представлено видение будущего мировой цивилизации, возможное только при условии предотвращения мировой ядерной конфронтации. Лучшим способом избежать этого он полагал конвергенцию двух систем. "Я считаю, писал он, особенно важным преодоление распада мира на антагонистические группы государств, процесс сближения (конвергенции) социалистической и капиталистической систем, сопровождающийся демилитаризацией, укреплением международного доверия, защитой человеческих прав, закона и свободы, глубоким социальным прогрессом и демократизацией, укреплением нравственного, духовного личного начала в человеке. Я предполагаю, что экономический строй, возникший в результате этого процесса сближения, должен представлять собой экономику смешанного типа". Учитывая, что объем валовой продукции советской экономики составлял 12% от мировой (а она почти вся капиталистическая), имелись в виду прежде всего преобразования в СССР. Суждения "отца водородной бомбы" производили большое впечатление в стране и мире. М.С. Горбачев со временем положил их в основу курса внутренней и внешней политики государства, полагая возможным начать конвергенцию в одностороннем порядке.

В декабре 1975 г. А.Д. Сахаров стал третьим советским диссидентом, удостоенным Нобелевской премии. Этот акт, наряду с высылкой из страны А.И. Солженицына (февраль 1974 г.), принес диссидентскому движению в СССР широкую международную известность, соответственно и влияние на массы в своей стране. Позднее лауреатом Нобелевской премии стал осужденный в Ленинграде в феврале 1964 г. за "злостное тунеядство" диссидентствующий поэт И.А. Бродский. В 1972 г. он эмигрировал в США, где продолжал писать (по-русски и по-английски) стихи, принесшие ему эту премию (1987).

После заключения Хельсинкских соглашений была создана Московская группа содействия выполнению гуманитарных статей этих соглашений (май 1976 г.). В нее вошли член-корреспондент Армянской Академии наук Ю.Ф. Орлов (руководитель) и еще 10 человек: Л.М. Алексеева, М.С. Бернштам, Е.Г. Боннэр и др. Вскоре подобные группы возникли на Украине, в Грузии, Литве и Армении. В январе 1977 г. при московской Хельсинкской группе образована рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях, одним из основателей которой стал А.П. Подрабинек. В феврале 1977 г., оказавшись перед перспективой расширения оппозиции, власти перешли к репрессиям против участников хельсинкских групп.

Власти считали, что одна из главных опасностей для государства исходит от диссидентов. Стремясь приглушить усилившуюся с началом участия советских войск в гражданской войне в Афганистане напряженность общественной жизни, они ужесточили репрессии против диссидентов. В конце 1979 - начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитных, но и оппозиционных властям национальных, религиозных организаций. А.Д. Сахаров за выступление против войны в Афганистане был лишен правительственных наград и выслан в г. Горький (январь 1980 г.). Через полтора года заместитель председателя КГБ С.К. Цвигун объявил со страниц журнала "Коммунист" (1981. N 14), что антиобщественные элементы, маскировавшиеся под поборников демократии, обезврежены, правозащитное движение перестало существовать.

В 60-80-е гг. в диссидентстве было заметным течение русской либеральной национально-патриотической мысли, дающее о себе знать главным образом в "самиздатской" публицистике, являвшейся своеобразным ответом на "самиздат" либерально-космополитического толка. Первым из ставших известными широкой публике текстов русских "националистов" было "Слово нации", написанное 31 декабря 1970 г. A.M. Ивановым (Скуратовым) как ответ на анонимную "Программу Демократического движения Советского Союза", появившуюся в 1969 г.

Основным для России в "Слове" представляется национальный вопрос. Констатировалось, что русские играют в жизни страны непропорционально малую роль. Изменить положение должна была национальная революция под лозунгом "Единая Неделимая Россия", которая превратила бы русский народ в господствующую нацию. В национальном государстве, которое необходимо было построить, традиционная русская религия должна занять подобающее ей почетное место.

Важным событием в русском либерально-патриотическом движении стало появление журнала "Вече", который тоже был своеобразным ответом на диссидентские либеральные и национальные издания. Инициатором издания стал В.Н. Осипов, отсидевший 7 лет на строгом лагерном режиме за организацию "антисоветских сборищ" на площади Маяковского в Москве в 1960-1961 гг. и поселившийся в 1970 г. в Александрове. Журнал задумывался как лояльный по отношению к власти (на обложке значились фамилия и адрес редактора).

Первый номер журнала вышел 19 января 1971 г. Почти сразу же на журнал был повешен ярлык шовинистического антисемитского издания. В этой связи редакция 1 марта выступила с заявлением, в котором говорилось: "Мы решительно отвергаем определение журнала как "крайне шовинистического"... Мы отнюдь не собираемся умалять достоинства других наций. Мы хотим одного укрепления русской национальной культуры, патриотических традиций в духе славянофилов и Достоевского, утверждения самобытности и величия России. Что касается политических проблем, то они не входят в тематику нашего журнала". Число постоянных читателей журнала составляло примерно 200-300 человек. Он рассылался в 14 городов России, а также в Киев и Николаев. Одним из кругов "Веча" были "молодогвардейцы", члены "Русского клуба". Степень их вовлеченности в издание журнала ограничивалась темой защиты памятников истории и культуры, некоторой финансовой поддержкой.

Наиболее ярким выразителем русской идеологии применительно к новым условиям был Г.М. Шиманов, издавший на Западе книгу "Записки из Красного дома" (1971). Публицист обнажал корень мирового зла (и трагедии России), усматривая его в катастрофическом тупике западной цивилизации, по сути, отказавшейся от христианства и заменившей полноту духовной жизни фальшивым блеском материального благополучия. Он полагал, что судьба России не только ее судьба, но всего человечества, которое сумеет выйти из тупика, опираясь на традиционные духовные ценности русского народа. Русским нужно объединяться на своих духовных основах. И в этом объединении атеистическая советская власть не является препятствием, ибо она может быть преобразована изнутри, главное же возродить в себе коренное русское самосознание.

Журнал просуществовал недолго. В феврале 1974 г. в редакции произошел раскол, а в июле, после выпуска 10-го номера журнала, он был закрыт. Осипов решил возобновить издание под новым названием "Земля", вскоре был выпущен его первый номер. Тем временем КГБ начало следствие по факту издания журнала. В конце ноября 1974 г. Осипов был арестован, а пока находился под следствием, B.C. Родионов и В.Е. Машкова выпустили второй номер "Земли". На этом история журнала закончилась. В сентябре 1975 г. В.Н. Осипов осужден Владимирским облсудом на 8 лет строгого режима.

В 1974 г. бывший член ВСХСОНа Л.И. Бородин начал издание журнала "Московский сборник", посвятив его проблемам нации и религии. В своей издательской деятельности он опирался на помощь молодых христиан, которые группировались вокруг Г.М. Шиманова (прораб В.В. Бурдюг, поэт С.А. Бударов и др.), принадлежали к пастве отца Дмитрия Дудко и поддерживали отношения с другими диссидентами либерально-патриотической ориентации. Тиражом 20-25 экземпляров вышло два номера, подготовлено еще два, но издание прекратилось. Бородин, получив в прокуратуре "Предупреждение по Указу ПВС СССР от 1972 г." о том, что его действия могут нанести ущерб безопасности страны и повлечь наказание, отошел от издания, вернулся в Сибирь и занялся литературной деятельностью. В 1982 г. он был арестован и осужден за публикацию своих произведений на Западе к 10 годам лагерей и 5 годам ссылки.

В середине 70-х гг. произошла идеологическая переориентация математика и диссидента И.Р. Шафаревича (академик РАН с 1991 г., президент Московского математического общества). Он написал ряд работ с критикой тоталитарной системы. Особенно широкую известность приобрели его статьи "Обособление или сближение?", "Есть ли у России будущее?", вошедшие в сборник "Из-под глыб" (составлен А.И. Солженицыным, издан в 1974 г. в Париже), а также книги "Социализм, как явление мировой истории" (впервые опубликована в Париже в 1977 г.) и "Русофобия" (написана в 1980 г., распространялась в самиздате, многократно переиздавалась начиная с 1989 г.). Эти работы создали автору репутацию идеолога национально-православного движения, сразу же вызвав критику в кругах демократически настроенной интеллигенции, профессиональных историков и этнографов, находящих в них разного рода натяжки и неточности. Однако теория "малого народа", развиваемая Шафаревичем вслед за французским историком О. Кошеном, получила широкое признание в патриотических кругах.

Во второй половине 70-х гг. в диссидентстве появилось течение, позднее названное "национал-коммунистическим". Оно претендовало на то, чтобы вместе с властями бороться против сионизма за самобытное Российское государство. Существовали две группировки таких "коммунистов": православные во главе с Г.М. Шимановым и Ф.В. Карелиным; язычники во главе с A.M. Ивановым (Скуратовым), В.Н. Емельяновым, В.И. Скурлатовым. Обе группировки активно отмежевывались от диссидентства в его либеральной ипостаси, критиковали деятельность МХГ, Рабочей комиссии, Христианского комитета защиты верующих, Солженицынского фонда.

В 1980-1982 гг. выпущено пять номеров самиздатского журнала "Многая лета". Основными его авторами, кроме редактора Шиманова, были Ф.В. Карелин и В.И. Прилуцкий. Вокруг них группировался кружок из десятка единомышленников. Основная идея журнала состояла в том, чтобы склонить советскую власть к политике "здравого смысла", укрепить власть за счет коммун, объединенных по родовому и религиозному признакам. В 1982 г., после угроз КГБ, Шиманов прекратил выпуск журнала. С его закрытием организованные структуры русского национального диссидентского движения перестали существовать.

В религиозном отношении в русском национально-патриотическом движении были не только христиане. К середине 70-х гг. сформировались небольшие, но устойчивые группы "неоязычников", призывавших вернуться к дохристианским верованиям. "Неоязычники" считали праславян и древних славян частью племен древних ариев, имевших общую культуру и религию на пространстве от Индии до Испании.

Для борьбы с диссидентами власть использовала соответствующие положения советского законодательства, дискредитацию через средства массовой информации. Проводником карательной политики являлся в основном КГБ. Диссиденты, как правило, обвинялись в таких преступлениях как "общественно опасное умышленное деяние, направленное на подрыв или ослабление советского общенародного государства, государственного или общественного строя и внешней безопасности СССР, совершенное в целях подрыва или ослабления Советской власти". По данным Верховного суда и прокуратуры СССР, в 1956-1987 гг. за подобные преступления было осуждено 8145 чел. За 1956-1960 гг. ежегодно в среднем осуждалось 935 чел., в 1961-1965 гг. - 214, в 1966-1970 гг. - 136, в 1971-1975 гг. - 161, в 1976-1980 гг. - 69, в 1981-1985 гг. - 108, в 1986-1987 гг. - 14 человек.

Специфическим видом наказания диссидентов было принудительное, по определению суда, помещение их в психиатрическую больницу, что с юридической точки зрения не являлось репрессивной санкцией. К диссидентам применялась и такая мера воздействия как лишение советского гражданства. С 1966 по 1988 г. за действия, "порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР" были лишены советского гражданства около 100 человек, в т.ч. М.С. Восленский (1976), П.Г. Григоренко (1978), В.П. Аксенов (1980), В.Н. Войнович (1986). Несколько заключенных оппозиционеров (Г. Винс, А. Гинзбург, В. Мороз, М. Дымшиц, Э. Кузнецов) были обменены на арестованных за границей двух советских разведчиков, а В.К. Буковский - на оказавшегося в заключении лидера чилийских коммунистов Л. Корвалана.

Ко второй половине 80-х гг. диссидентство было в основном подавлено. Однако, как показали последующие события, победа над диссидентством оказалась эфемерной. Горбачевская "перестройка" в полной мере выявила его значимость. Оказалось, что открытая борьба нескольких сот инакомыслящих при моральной и материальной поддержке Запада против пороков существовавшего режима власти вызывала сочувствие неизмеримо более широкого круга сограждан. Противостояние свидетельствовало о существенных противоречиях в обществе. Идеи диссидентства широко популяризировались мировыми средствами массовой информации. Один только Сахаров в 1972-1979 гг. провел 150 пресс-конференций, подготовил 1200 передач для иностранного радио. Диссидентству в Советском Союзе активно содействовало американское ЦРУ. Известно, например, что к 1975 г. оно участвовало в издании на русском языке более 1500 книг русских и советских авторов. Все это во много раз увеличивало силу собственно диссидентской составляющей. По оценке Ю.В. Андропова (1975), в Советском Союзе насчитывались сотни тысяч людей, которые либо действуют, либо готовы (при подходящих обстоятельствах) действовать против советской власти. Имелись таковые и в составе партийно-государственной элиты советского общества.

Спуск государственного флага СССР с флагштока над куполами Кремля 25 декабря 1991 г., если смотреть на это событие через призму антисоветского диссидентства, означает, что на позиции движения перешли по существу главные силы бывшего партийного и государственного руководства. Они стали движущей силой номенклатурной революции 1991-1993 гг., которая моментально (по историческим меркам) подрубила устои "развитого социализма" и обрушила здание "нерушимого Союза". Феномен внутрипартийного либерального диссидентства, его метод хорошо обрисованы в статье А.Н. Яковлева "Большевизм социальная болезнь XX века" (1999). В ней утверждается, что во времена "развитого социализма" группа "истинных реформаторов" раскрутила новый виток разоблачения "культа личности Сталина" "с четким подтекстом: преступник не только Сталин, но и сама система преступна". Партдиссиденты исходили из убеждения, что "советский тоталитарный режим можно было разрушить только через гласность и тоталитарную дисциплину партии, прикрываясь при этом интересами совершенствования социализма". К нашим дням обнаружилось, что своего рода "генеральным диссидентом" был М.С. Горбачев. Об этом свидетельствует его выступление на семинаре в американском университете в Турции в 1999 г. (см. в приложении).

Политика гласности и другие перестроечные процессы изменили отношение советской власти к диссидентам. С получением свободы эмиграции многие из них выехали из страны, самиздатские издания (к концу 1988 г. их насчитывалось 64) стали действовать параллельно с государственными. Во второй половине 80-х гг. в СССР были освобождены последние отбывавшие наказание диссиденты. В декабре 1986 г. был возвращен из ссылки А.Д. Сахаров. В 1989 г. разрешено опубликовать "Архипелаг ГУЛАГ", в августе 1990 г. было возвращено гражданство СССР А.И. Солженицыну, Ю.Ф. Орлову и другим бывшим диссидентам. Диссидентство как движение прекратило свое существование. С 1986 г. на смену диссидентским группам приходят политические клубы, а затем народные фронты. Одновременно начался процесс становления многопартийной системы, до его завершения функции политических партий выполняли "неформальные" общественные организации.

В 1994 г. Администрация Президента РФ издала книгу "Слово о Сахарове", включающую материалы конференции, приуроченной ко дню рождения выдающегося ученого. В книге помещено выступление С.А. Филатова, который целиком отождествлял действующую власть с участниками возглавляемой А.Д. Сахаровым ветви диссидентства и теми его учениками, "кто взял на себя тяжкую обязанность реализовать многое из того, о чем Андрею Дмитриевичу мечталось... Да помогут нам выполнить эту нелегкую миссию опыт Сахарова, мысли Сахарова, идеи Сахарова и чувства Сахарова!". В этих словах заключена официальная оценка исторической роли одного из течений диссидентства. Что касается диссидентства в целом, то его участники за небольшим исключением (Л.М. Алексеева, Л.И. Бородин, С.А. Ковалев, Р.А. Медведев, В.Н. Осипов, В.И. Новодворская, Г.О. Павловский, А.И. Солженицын и др.) не сохранили заметного влияния на постсоветскую политическую и общественную жизнь страны.

Литература: Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. Вильнюс, М, 1992, 2006; Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х - 80-х годов. М., 1994; Алексеева Л. История правозащитного движения. М., 1996; Диссиденты о диссидентстве // Знамя. 1997. N 9; Поликовская Л.В. Мы предчувствие... предтеча: Площадь Маяковского, 1958-1965. М., 1997; Самиздат века. Минск; М., 1997; 58-10. Надзорные производства прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953 - 1991. М., 1999. Королева Л.А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. М., 2001; История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. М., 2002; Антология Самиздата: Неподцензурная литература в СССР. 1950-1980-е: В 3 т. М., 2005; Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953-1982 гг. М., 2005; Шубин А.И. Преданная демократия. СССР и неформалы (1986-1989). М., 2006.

Приложение
Речь М.С.Горбачева на семинаре
в Американском университете в Турции, 1999 г.

Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми.

Меня полностью поддержала моя жена, которая поняла необходимость этого даже раньше, чем я. Именно для достижения этой цели я использовал свое положение в партии и стране. Именно поэтому моя жена все время подталкивала меня к тому, чтобы я последовательно занимал все более и более высокое положение в стране.

Когда же я лично познакомился с Западом, я понял, что я не могу отступить от поставленной цели. А для ее достижения я должен был заменить все руководство КПСС и СССР, а также руководство во всех социалистических странах. Моим идеалом в то время был путь социал-демократических стран. Плановая экономика не позволяла реализовать потенциал, которым обладали народы социалистического лагеря. Только переход на рыночную экономику мог дать возможность нашим странам динамично развиваться.

Мне удалось найти сподвижников в реализации этих целей. Среди них особое место занимают А.Н.Яковлев и Э.А.Шеварднадзе, заслуги которых в нашем общем деле просто неоценимы.

Мир без коммунизма будет выглядеть лучше. После 2000 года наступит эпоха мира и всеобщего процветания. Но в мире еще сохраняется сила, которая будет тормозить наше движение к миру и созиданию. Я имею в виду Китай.

Я посетил Китай во время больших студенческих демонстраций, когда казалось, что коммунизм в Китае падет. Я собирался выступить перед демонстрантами на той огромной площади, выразить им свою симпатию и поддержку и убедить их в том, что они должны продолжать свою борьбу, чтобы и в их стране началась перестройка. Китайское руководство не поддержало студенческое движение, жестоко подавило демонстрацию и... совершило величайшую ошибку. Если бы настал конец коммунизму в Китае, миру было бы легче двигаться по пути согласия и справедливости.

Я намеревался сохранить СССР в существовавших тогда границах, но под новым названием, отражающим суть произошедших демократических преобразований. Это мне не удалось. Ельцин страшно рвался к власти, не имея ни малейшего представления о том, что представляет из себя демократическое государство. Именно он развалил СССР, что привело к политическому хаосу и всем последовавшим за этим трудностям, которые переживают сегодня народы всех бывших республик Советского Союза.

Россия не может быть великой державой без Украины, Казахстана, кавказских республик. Но они уже пошли по собственному пути, и их механическое объединение не имеет смысла, поскольку оно привело бы к конституционному хаосу. Независимые государства могут объединиться только на базе общей политической идеи, рыночной экономики, демократии, равных прав всех народов.

Когда Ельцин разрушил СССР, я покинул Кремль, и некоторые журналисты высказывали предположение, что я буду при этом плакать. Но я не плакал, ибо я покончил с коммунизмом в Европе. Но с ним нужно также покончить и в Азии, ибо он является основным препятствием на пути достижения человечеством идеалов всеобщего мира и согласия.

Распад СССР не приносит какой-либо выгоды США. Они теперь не имеют соответствующего партнера в мире, каким мог бы быть только демократический СССР (а чтобы сохранилась прежняя аббревиатура "СССР", под ней можно было бы понимать Союз Свободных Суверенных Республик - СССР). Но этого мне не удалось сделать. При отсутствии равноправного партнера у США, естественно, возникает искушение присвоить себе роль единственного мирового лидера, который может не считаться с интересами других (и особенно малых государств). Это ошибка, чреватая многими опасностями как для самих США, так и для всего мира.

Путь народов к действительной свободе труден и долог, но он обязательно будет успешным. Только для этого весь мир должен освободиться от коммунизма.

Http://www.voskres.ru/articles/vdovin1.htm

8 октября 1925 года родился писатель Андрей Синявский, с политического процесса над которым, собственно, началось диссидентское движение в СССР. Об Андрее Синявском и других известных писателях-диссидентах мы и расскажем.

Андрей Синявский

Андрей Донатович Синявский закончил филологический факультет МГУ в 1949 году. Творческий путь начинал как литературовед. Понимая, что созданные им художественные произведения по идеологическим соображениям в СССР никогда не будут опубликованы, Синявский пишет под псевдонимом Абрам Терц роман «Суд идет», повесть «Любимов», статью «Что такое социалистический реализм?» и передает их для публикации на Западе.

Осенью 1965 года Андрей Синявский и его друг, тоже писатель, Юлий Даниэль, были арестованы по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации. Процесс над писателями, вошедший в историю как «Процесс Даниэля и Синявского» был первым громким политическим делом той эпохи. С него, собственно, и началось масштабное диссидентское движение в СССР.

На суде ни Синявский, ни Даниэль виновными себя не признали. В их защиту выступили известные советские деятели культуры - поэт и переводчик Якобсон, литературные критики Буртин и Роднянская, писатели Корнилов, Паустовский, Копелев. Особую роль в попытке спасения литераторов сыграла Лидия Корнеевна Чуковская. 5 декабря 1965 года на Пушкинской площади состоялся даже митинг в поддержку Синявского и Даниэля – совершенно неслыханное в те времена дело! Среди участников митинга был и другой известный диссидент Владимир Буковский.

Но судьба Синявского была предрешена. В феврале 1966 года Андрей Донатович и Юлий Даниэль были приговорены к 7 годам лагерей. Уже после суда появилось так называемое «письмо 63-х»: за невинно осужденных литераторов вступились практически все, кто составлял цвет тогдашней советской культуры – Богуславская, Окуджава, Тарковский, Чуковский, Самойлов, Эренбург и т.д. Это письмо даже было опубликовано в «Литературной газете».

Тем не менее Андрей Синявский отсидел в Дубровлаге вплоть до июня 1971 года. Его письма к жене из лагеря позднее легли в основу знаменитого романа «Прогулки с Пушкиным». «…ни на шарашке, ни лагерным придурком, ни бригадиром я никогда не был. На моем деле, от КГБ, из Москвы, было начертано: „использовать только на физически тяжелых работах“, что и было исполнено,» - писал, в частности Андрей Донатович жене.

После освобождения Андрей Синявский получил приглашение на работу в Сорбонну. Советские власти отпустили писателя во Францию. В эмиграции Андрей Донатович преподавал русскую литературу в Сорбонне, издавал вместе с женой с 1978 года журнал «Синтаксис», много писал. Наиболее известные его книги периода эмиграции - «Опавшие листья В. В. Розанова», «Спокойной ночи», «Иван-дурак». Умер Андрей Синявский в Париже в 1997 году.

Юлий Даниэль

Поэт, прозаик, переводчик Юлий Даниэль писал под псевдонимом Николай Аржак. Его самая известная книга – антиутопия «Говорит Москва». Как и другие произведения Юлия Даниэля, она была опубликована на Западе. В СССР недавнему фронтовику Даниэлю разрешалось зарабатывать на жизнь только переводами.

О процессе над Даниэлем и Синявским мы уже рассказали подробно. Все, что происходило с Андреем Синявским, относится и к Юлию Даниэлю. Только приговорили Даниэля к 5 годам лагерей.

Юлий Даниэль был освобожден в 1970 году. Жил и работал в Калуге – занимался переводами под псевдонимом Юрий Петров. Затем вернулся в Москву, где и умер в 1988 году.

В 1991 году дело Даниэля и Синявского было пересмотрено. Состава преступления в их действиях не обнаружили. Однако никто из виновных в неправедном суде наказания не понес.

Виктор Некрасов

Виктор Платонович Некрасов родился в 1911 году в Киеве. Прошел всю войну, был ранен. Вышедшая в 1946 году в «Знамени» повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» принесла ему не только Сталинскую премию, но и подлинно народную славу.

По этой повести был снят в 1956 году фильм «Солдаты» - одна из первых крупных работ в кино Иннокентия Смоктуновского. Также по сценариям Виктора Некрасова были сняты фильмы «Город зажигает огни» и «Неизвестному солдату».

Диссидентская деятельность Некрасова началась в 1959 году с повести «Кира Георгиевна» и выступления на страницах «Литературной газеты» с предложением увековечить жертв фашизма, расстрелянных в Бабьем Яре в Киеве. Виктора Платоновича начали обвинять «в организации сионистских сборищ». В 1966 году Виктор Некрасов подписал письмо крупных деятелей науки и культуры СССР против идеи Брежнева о реабилитации Сталина. Примерно в то же время писатель побывал в Италии, Франции и США, написав о своих поездках очерки. Некрасов был обвинен в «низкопоклонничестве перед Западом». Виктора Платоновича исключили из партии. Писатель понимал, что дальнейшая жизнь и творчество в СССР для него невозможны.

В 1974 году Некрасов с семьей получили разрешение на эмиграцию. Жили в Швейцарии, затем во Франции. Виктор Платонович работал заместителем главного редактора журнала «Континент», сотрудничал с парижским бюро радио «Свобода».

В начале 80-х годов Виктор Некрасов был лишен советского гражданства «за деятельность, несовместимую с высоким званием гражданина СССР». Умер писатель во Франции в 1987 году.

Владимир Максимов

Это одна из самых поразительных человеческих и писательских судеб XX века. Прекрасного прозаика Владимира Емельяновича Максимова, на самом деле, звали Лев Алексеевич Самсонов. Его отец пропал без вести в самом начале войны. 11-летний мальчик сбежал из дома, сменил имя и фамилию, бродяжничал по охваченной войной стране.

Периодически Максимова ловили, отправляли в детские дома или в колонии для несовершеннолетних преступников – в зависимости от того, при каких обстоятельствах был пойман беглец. Несколько лет Владимир Максимов, осужденный по совершенно уголовным статьям, провел в лагерях.

После очередного освобождения в 1951 году Владимир Максимов поселился на Кубани, стал публиковать свои стихи, очерки, прозу в местных газетах. В 1956 году Владимир Емельянович приехал в Москву с намерением стать серьезным писателем. «Жив человек», «Баллада о Савве», «Мы обживаем землю» - Некрасова публикуют, он становится известен, его принимают в Союз писателей СССР. Виктор Емельянович мог стать успешным, ладящим с властью советским писателем.

Но «в стол», точнее, для самиздата Владимир Максимов пишет совсем иные вещи - «Карантин» и «Семь дней творенья». В 1973 году Владимир Емельянович исключен из Союза писателей и помещен в психушку. Что такое была карательная советская психиатрия, сегодня уже никому объяснять не надо.

Выйдя на свободу, Максимов эмигрировал во Францию. Здесь он основал и был главным редактором журнала «Континент». За годы, проведенные в эмиграции, Владимир Максимов написал и издал такие крупные произведения, как «Ковчег незваных», «Прощание из ниоткуда», «Кочеванье до смерти».

Владимир Максимов ушел из жизни в 1995 году в Париже, похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.


Великий физик и великий диссидент вспоминает весь свой путь — от рождения до ссылки в Горький. Из книги становится ясно, как человек, награжденный главными советскими награ-дами, обласканный партийной властью (Хрущев всегда, даже при крайней занятости, давал распоряжение соединить его с Саха-ровым, если тот пытался дозвониться, и, не соглашаясь, слушал внимательно), становится ссыльным изгоем. Не в ре-зуль-тате поражения, а в результате побе-ды — над собой, над обстоятельствами, над эпохой.

Александр Солженицын. «Бодался теленок с дубом»

Книга охватывает промежуток от 1950-х до высылки писателя из СССР в 1974 году. Она прежде всего о литературе как деле свободы, о том, как писа-тель избавляется от внутреннего рабства и превращает творчество в духовное сопротивление. В «Теленке» сильно полемическое начало; Солженицын спорит со многими диссидентами, считая, что они уклонялись во всемирное в ущерб национальному.

Наталья Горбаневская. «Полдень. Дело о демонстрации 25 августа 1968 года на Красной площади»

Как в тотально контролируемом обществе, в самом охраняемом (разве что после Лубянки) месте в СССР могла пройти демон-страция против вторжения советских войск в Чехословакию? Кто были эти герои? Что делала на демон-страции коляска с малень-ким ребенком? Что произошло с участниками? Об этом — осно-ванная на документах и личных воспоминаниях книга замеча-тельного поэта Натальи Горбаневской.

Людмила Алексеева. «Поколение оттепели»

Правозащитница Людмила Алексеева была машинисткой самых первых вы-пусков « », помогала семьям заключенных. Ее кни-га — первая попытка привести в систему разрозненные сведения о советских диссидентах оттепельного поколения. Краткие четкие справки, яркие воспоми-нания о друзьях, учителях и оппонентах — Сахарове и Солженицыне, Ларисе Богораз и Натане Щаранском.

Владимир Буковский. «И возвращается ветер…»

Двенадцать лет в тюрьме и лагерях. Осознанная, твердая борьба политика, а не просто мирное духовное сопротивление. При этом — ставка на политику, которая основана на морали и поэтому несокрушима. Атмосфера эпохи. Все это — в лири-ческой автобиографии Владимира Буковского, переведенной на множество языков.

Сесиль Вессье. «За вашу и нашу свободу! Диссидентское движение в России»

История движения, написанная французским академическим историком. Показаны самые разные группы — от западников до националистов; даны подробные биографические справки, библиография. Четко, сжато и по делу.

А также:

Тридцать пять видеопрограмм, посвященных диссидентскому движению; подробный рассказ об истории и живые разговоры с диссидентами.

Цикл интервью с диссидентами, в том числе и с теми, кто отошел от движения или смотрит на его историю иначе, чем мы привыкли.


И еще:

    Андрей Амальрик. «Записки диссидента»

    Вячеслав Бахмин. «Заметки»

    Лариса Богораз. «Сны памяти»

    Леонид Бородин. «Без выбора. Автобиографическое повествование»

    Борис Вайль. «Особо опасный»

    Илья Габай. « …Горстка книг да дружества…»

    Петр Григоренко. «В подполье можно встретить только крыс…»

    Сергей Григорьянц. « Полвека советской перестройки » (главы из книги)

    Юлий Даниэль. «„Я все сбиваюсь на литературу…“ Письма из заключения. Стихи»

    Александр Есенин-Вольпин. «Философия. Логика. Поэзия. Защита прав человека. Избранное»

    Дина Каминская. « Записки адвоката»

    Анатолий Марченко. «Мои показания»

    Валерия Новодворская. «По ту сторону отчаяния»

    Юрий Орлов. «Опасные мысли. Мемуары из русской жизни»

    Владимир Осипов. «Дубравлаг»

    Александр Подрабинек. «Диссиденты»

    Феликс Светов. «Опыт биографии»

    Лев Тимофеев. «Я особо опасный преступник»

    Натан Щаранский. « Не убоюсь зла» 

Диссиденты в России (тогдашнем СССР) смогли появиться лишь после 20 съезда с его разоблачением культа Вождя, хотя отечественная история знает и более ранние проявления инакомыслия в стране. Так, первым персонажем, к которому применимо понятие диссидент, признан , который «противостоял» идейно самому царю Грозному.

И хотя русские диссиденты никогда не имели своей организации, писаных уставов и официальных «руководителей», тем не менее деятельность их в советский период может быть выделена в полноценный культурно-исторический блок, имеющий свое значение для всей нашей истории, особенно в ее современном течении.

Термин, идеология и формы деятельности диссидентов

О понятии диссидент

Явление инакомыслия в СССР было поначалу сложно определимым даже по понятийному ряду. Люди, причастные к данной идеологии, считали себя правозащитниками, а свое движение именовали – Демократическим. Дальше их самоопределение стало выражаться в понятии инакомыслящие, а еще позже было проведено значительное уточнение – инакодействующие.

Собственно диссидентами таких людей впервые назвали зарубежные СМИ, когда столкнулись со сложностями их однозначного определения как группы. Советские инакомыслящие не проявляли себя ни как оппозиция, ни как лево- либо право-ориентированное политдвижение. Тогда и прозвучал термин «диссиденты», который ранее был использован по отношению к феномену протестантов. В прямом переводе он обозначал – «несогласный».

Идеология инакомыслия

В качестве своей идейной базы отечественные инакомыслящие избрали два основных постулата:

  • Ненасилие – принципиальная позиция, отвергающая захват власти, перевороты и т.д.
  • Закон — в деятельности диссиденты намеренно следовали букве отечественного законодательства, а также соответствующим международным положениям о правах человека.

В целях своей деятельности инакомыслящие видели уважение таких прав, а возможности его осуществления законными средствами им были даны в действиях самого государства.

В 1966 году принимается Пакт о полит- и гражданских свободах (Всеобщая Декларация ООН), который Советская страна подписывает и, как следствие, обязуется соблюдать. Деятельность же диссидентов направляется в это поле – следить за нарушениями, требовать исправления, изобличать лживость, помогать незаконно пострадавшим (преимущественно по политическим «обвинениям).

На волне этого свободомыслия в соцлагере также происходят изменения. Так, в ЧССР вызревают даже либеральные преобразования. Такие реформы грозят Советской стране утратой контроля над действиями чешских (и дальше — европейских «братьев»), и СССР входит туда танками. В ответ происходит протест 8 инакомыслящих, вышедших на Красную площадь, а затем, естественно, арестованных.

Деятельность диссидентов СССР

Меж тем радикальных протестных форм это движение не осуществляло. Его представители считали необходимым лишь:

  • Распространять выявленную информацию – нарушения власти отслеживались и открывались в самиздате.
  • Обращения к самой власти посредством писем с указанием нарушений и просьбы их ликвидации. Такие письма составлялись во все основные госинстанции – суды, партийные ведомства, прокуратуру и т.д.

Еще раз подчеркнем: действия инакомыслящих не носили революционного характера, по мнению части историков, наши диссиденты даже не располагали четкими планами реформирования страны. Их задача фокусировалась в гуманитарной сфере – свобод и прав каждого гражданина.

Движение диссидентов и связь с Западом

Как мы уже отметили, появлению инакомыслия в СССР способствовала «оттепель». Культура страны «встрепенулась» от новых возможностей, немыслимых ранее. Свобода мысли в первую очередь и возможность «редакции» самой власти и ее действий – вот основа становления диссидентства в России. Но период опьянения новой верой в новое советское будущее быстро заканчивается.

Уже в 1965 году арестовываются два писателя, издавшие свои произведения «на территории врага». Тогда Ю.Даниэль и А.Синявский проходят уже как антисоветчики на отдельном процессе. Однако культурная элита находит силы для несогласия, собраны подписи под письмом об их освобождении и даже был организован небольшой митинг.

Через три года последовал арест тех, кто издал (самостоятельно) материалы этого процесса. В ответ диссиденты создают письмо уже для мировой общественности на основании всех этих фактов и просят международных участников о пересмотре дела писателей. Запад живо отзывается, обращение читает ВВС, и в СССР разворачивается новая кампания арестов и преследования. А инакомыслящие останавливаются на обязательной практике сообщать на Запад все, что им удается вскрыть. На международной арене эти сведения используют для разных давлений на СССР и даже санкций. (Так, например, появляется поправка Джексона - Вэника).

Еще одной «ловушкой» для советского правительства становится подписания в Хельсинки следующего акта о свободе, который был принят русскими диссидентами как основное руководство. Сразу же после в республиках создаются так называемые «Хельсинские» группы, отслеживающие нарушения в указанных сферах и обязательно сообщавших об этом на Запад.

Борьба с инакомыслием в СССР

У этого движения не было своей организации и прямых руководителей, что осложняло борьбу для властных структур с любыми проявлениями его идейного несогласия и инакодействия. Но в то же время отсутствие такой организованной структуры у диссидентского движения делало его почти «беззубым» и неспособным к активным революционным действиям. Поэтому власть не ощущала никаких прямых угроз для себя, но испытывала от него неприятности разных уровней – от международных до внутрисоюзных.

Прямые посадки оборачивались скандалами и ущемлениями, поэтому в качестве методов борьбы против диссиденcтва широко применяли:

  • Профбеседы – общение в КГБ с «проштрафившимся» несогласным
  • Увольнение или отчисления – с работы, учебы
  • Прослушка либо слежка
  • Принудительная госпитализация – психбольницы

Меж тем угрозами и возможностями попасть в заключения власть не только умело манипулировала, запугивая «оступившихся», но и реально пользовалась, отправляя несогласных в лагеря. Правда, по убийственной для человека и общества статье измена Родине прецедентов после Сталина не было.

Наша презентация

Значение инакомыслия и движения диссидентов в СССР

Поскольку данное явление было многонаправленным, то само инакомыслие можно условно разделить на:

  • Политическое — акцентировались проблемы несоответствия властных действий букве закона
  • Религиозное – проявлялось в «игнорировании» советского атеизма и отстаивании прав верующего
  • Культурное – соответственно в различных сферах творчества как несогласие с идеями и средствами их воплощения в литературе, кино и т.д.

Отсюда следует, что и значение движения диссидентов проявилось в итоге больше всего в этих сферах:

  • Как политическое – в разработке Конституции уже новой России участвовали люди, прошедшие «школу» несогласия; в сфере наказания – созданы наблюдательные общественные комиссии; созданы правозащитные традиции
  • Как культурное – формирование альтернативного советскому миропонимания, подготовка интеллектуального обоснования нового устройства страны
  • Как религиозное – открытые возможности для разнообразных верований

С началом перестроечного этапа в СССР диссидентская активность сходит с актуальных позиций ввиду открывшихся возможностей гласного выражения своего несогласия в разных сферах.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Пока был Сталин, открыто не соглашаться с действием властей почти никто не решался — можно было попасть в лагерь и за более мелкие провинности. Хрущев на XX съезде разоблачает культ личности и освобождает политических заключенных. Общество начинает попытки наладить диалог с властью: сни-маются фильмы, пишутся книги, существование которых при Сталине было бы невозможным. Вырастает поколение, которое верит в то, что действия государ-ства можно редактировать, и позволяет себе все больше свобод. В частности, два писателя — Андрей Синявский и Юлий Даниэль — передали на Запад свои произведения и издали их под псевдонимами. В 1965 году их арестовали и стали судить за «антисоветскую агитацию и пропаганду». К недовольству властей, за писателей вступились известные деятели культуры (Шкловский, Чуковский, Окуджава, Ахмадулина и другие), направив в Президиум Вер-хов-ного Совета «Письмо 62-х» с просьбой об освобождении писателей. Несколько человек организовали на Пушкинской площади «Митинг гласности», а мате-риалы процесса стали собирать и распространять в самиздате.

Примерно тогда же СССР подписывает Международный пакт о гражданских и политических правах своих граждан Пакт Организации Объединенных Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года. , о чем сообщается в советских газетах. Советские граждане с удивлением узнают, что об их правах заботится Комис-сия по правам человека ООН и что туда можно обращаться в случае их не-со-блюдения. Люди не обязательно пострадавшие, но считающие не-об-ходимым указать власти на правонарушения начинают собирать свидетельства.

Протестующие против ввода советских войск в Чехословакию. Прага, август 1968 года Getty Images

Одновременно похожие процессы происходят в других социалистических странах. Доходит даже до того, что в Чехословакии начинаются либеральные реформы. Советское правительство, боясь потерять контроль над со-циа-ли-сти-ческим миром, вводит в 1968 году в Прагу танки. В знак протеста восемь че-ловек с плакатами «За вашу и нашу свободу», «Позор оккупантам» и т. д. Естественно, их тут же арестовывают, судят и от-правляют в лагеря или психиатрические лечебницы (ведь только сумасшедший может выступать против СССР, как однажды заметил Хрущев).

Как «несогласные» превратились в диссидентское движение?

Действия «несогласных» главным образом сводились к двум направлениям: первое — составление коллективных писем в советские инстанции, суды, прокуратуру, партийные органы с просьбами обратить внимание на нарушения (например, прав заключенных, инвалидов или нацменьшинств). Второе — это распространение информации о правонарушениях — главным образом через самиздатский бюллетень « » (он выходил с апреля 1968 года).

То, что делало активистов движением, — это два «символа веры»: прин-ци-пи-альное ненасилие и основной инструмент борьбы — буква закона, принятого в стране, а также международные обязательства в сфере прав человека, кото-рые СССР обязался соблюдать.

Сначала они называли себя «правозащитники» или «Демократическое Дви-жение» (оба слова с большой буквы), потом — «инакомыслящие» (впо-след-ствии исследователи уточняли: «инакодействующие» — «мало ли кто был инакомыслящим»). Однажды иностранные корреспонденты, которые за-труднялись одним словом описать явление, которое в целом нельзя было охарактеризовать ни как правое, ни как левое, ни как оппозиционное, употребили тот же термин, каким в XVI-XVII веках называли английских протестантов, — dissidens (от лат. «несогласный»).

Тем не менее организации как таковой не было — каждый диссидент сам определял меру своего участия в общем деле: найти бумагу для самиздата, распространить, хранить его, самому писать воззвания или их подписывать или помогать деньгами политзаключенным.

У диссидентов не было лидера, но были авторитеты: скажем, письма, которые писал Сахаров, или заявления Солженицына весили больше, чем высказывания какого-либо другого человека. Для власти отсутствие иерархии было пробле-мой — если нет главы, невозможно ликвидировать кого-то одного и тем самым разрушить всю организацию.

Чего добивались диссиденты?

Диссиденты не планировали захватить власть в СССР и даже не имели кон-крет-ной программы по его реформированию. Все вместе они хотели, чтобы в стране уважались базовые права человека: свободы передвижения, вероисповедания, слова, собраний, а каждая группа в отдельности добивалась чего-то своего — еврейское движение занималось репатриацией в Израиль, движение крымских татар выступало за то, чтобы вернуться в Крым, откуда татары были де-пор-ти-рованы в 1944 году; хотело открыто исповедовать Христа и крестить детей; диссиденты-заключенные го-лодали за то, чтобы соблюдались их права и выполнялись тюремные правила; хотели спокойно заниматься йогой и кормить своих детей вегетарианской пищей, не боясь, что их лишат родительских прав.

Главным образом диссиденты старались, чтобы как можно больше людей в СССР и за рубежом узнало о нарушениях и о том, что власть врет, когда говорит, что в стране соблюдаются права человека и все счастливы. Для этого использовался и самиздат, в частности « », и разные способы передачи информации на Запад — домашние пресс-кон-фе-ренции, пересылка текстов через иностранных подданных и т. д. Но часто пострадав-шие получали и конкретную помощь: деньги или бесплатного адвоката. Скажем, Солженицын передавал все доходы от издания за рубежом «Архипе-лага ГУЛАГ» политзаключенным, а адвокат бесплатно защищала самиздатчиков, крымских татар и евреев-отказников.

Почему диссидентам было так важно обращаться к Западу?

Сначала правозащитники не собирались «выносить сор из избы» и писали о своих открытиях советскому руководству, в крайнем случае — главам ком-партий стран Восточной Европы. Но в январе 1968 года четверых активистов самиздата осудили за то, что они опубликовали материалы по предыдущему громкому процессу — суду над писателями Синявским и Даниэлем 1965 года. Тогда двое других диссидентов написали « ». В нем они описали процессуальные нарушения и попросили пересмо-тра дела при международных наблюдателях. Обращение было передано по ра-дио BBC на английском и русском языках, за ним по-сле-довала кампания против политических преследований, гораздо более мас-штабная, чем в 1965 году.

Это был первый случай такого официального выступления диссидентов против действий властей. В дальнейшем же они старались сообщить на Запад обо всем незаконном, что попадало в их поле зрения. Власть это раздражало: так слож-нее было делать «хорошую мину». Кроме того, информация, попадавшая на Запад, становилась инструментом экономического давления, своего рода санкций. Например, в 1974 году к закону о торговле США была принята по-правка Джексона — Вэника, согласно которой США ограничивали торговлю со странами, которые препятствуют свободной эмиграции. Из-за этой по-правки СССР, в частности, было трудно закупать компьютеры и приходилось действовать через подставные фирмы.

Другим раздражающим фактором для советского правительства были письма от международных комитетов ученых в поддержку коллег — как, например, в защиту биолога Сергея Ковалева, историка Андрея Амальрика, физиков Юрия Орлова и Андрея Сахарова — на такие обращения невозможно было не реа-ги-ровать: бюрократическая система была устроена так, что по факту каждого обращения нужно было проводить расследование, кого-то наказывать, при-ни-мать какие-то меры.


Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев подписывает Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 1975 год AFP / Getty Images

В 1975 году СССР подписал Хельсинский акт «Хельсинский акт» — За-ключительный акт Совещания по без-опас-ности и сотрудниче-ству в Европе, подписанный в 1975 году на встрече в Хельсинки представителями СССР, США, Канады, большинства государств Европы и Турции. , то есть подписался под обяза-тельством предоставлять своим гражданам свободу передвижения, контактов, информации, право на труд, право на образование и медицинское обслужи-вание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус. Документ, опубликованный в советских газетах, : «Вот, вы же сами подписали, извольте выполнять». На следующий год пра-во-защитники объеди-нились в Хельсинкские группы (сначала в Москве, потом на Украине, в Литве, Грузии и Армении), чтобы отслеживать нарушения этих прав и свобод, о кото-рых, опять же, сообщали остальным странам-под-писан-там.

Вывозить информацию помогали иностранные корреспонденты, которых звали на домашние пресс-конференции. (Интересно, что общение с иностранцами в целом для обычного советского человека выглядело вопиющим диссидент-ским актом — о каждом случае такого общения становилось известно властям.) Распространяя информацию таким образом, диссидентам удавалось, не меняя системы в целом, спасать или смягчать участь отдельных людей.

Сколько всего диссидентов было в СССР?

Точное число неизвестно, и зависит оно от того, кого, собственно, мы считаем диссидентом.

Если считать тех, кто каким-либо образом привлек внимание КГБ (например, дал почитать кому-то самиздат) и был приглашен на так называемые «про-филактические беседы» с сотрудниками Госбезопасности, — это почти полмиллиона человек за 1960-1980-е годы. Если считать подписавшихся под разными письмами (например, под обращениями с просьбой разрешить эми-грировать или открыть храм или под письмом в защиту политзаключен-ных) — то это десятки тысяч людей. Если сократить диссидентское движение до ак-тивных правозащитников, адвокатов или составляющих обращения, то это сотни.

При этом надо учитывать, что многие ничего не подписывали, а тихо хранили дома архив «опасных» документов или перепечатывали на машинке за-пре-щен-ные тексты.

С трудом можно понять, сколько людей слушало запрещенные или читало , но известно, что сигнал западных радиостанций прини-мали многие тысячи людей.

Опасно ли было быть диссидентом?

Официально власть не признавала, что в «счастливом» советском государстве есть какие-то «несогласные»: только уголовники или сумасшедшие могли заниматься антигосударственной деятельностью под маской защиты прав чело-века. Основных статей, по которым можно было расправляться с такими людьми, было четыре: «Антисоветская агитация и пропаганда»; «Рас-простра-нение заведомо ложных измышлений, порочащих советский го-су-дарственный и общественный строй»; «Нарушение закона об отделении церкви от государ-ства» и «Посягательство на жизнь и здоровье граждан под видом исполнения религиозных обрядов» (все осужденные по этим статьям в 1990-х годах были реабилитированы вне зависимости от «фактической обоснованности обвинений»).

Только за «агитацию и пропаганду» можно было попасть в политический лагерь (небольшая, как правило, зона для особо опасных преступников), по остальным — в обычные лагеря к уголовникам. Власти в какой-то момент поняли, что, несмотря на большие сроки, политическим желательнее попадать в лагерь «к своим», поскольку там они пребывали в кругу интеллигентных людей, учились друг у друга — например, юриспруденции и языкам.

Была еще статья «Измена родине» (по которой предусматривалась ответствен-ность вплоть до смертной казни), но после смерти Сталина она использовалась ред-ко В 1962 году семь человек было расстреляно по делу восстания рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода. А послед-ним политическим делом, по ко-то-ро-му был вынесен приговор к расстрелу, можно считать дело о мятеже на «Сторожевом», когда в 1975 году замполит корабля Валерий Саблин захватил управление и выдвинул политические требования властям. . Диссидентов ею скорее пугали.

Если брать статистику арестов, то она не очень высокая: в 1959 году КГБ ввел практику так называемого «профилактирования» — предупредительных бесед сотрудников органов с «инакомыслящими» — и на сто профилакти-ро-ван-ных приходится примерно один арестованный. То есть несколько десятков человек в год в Москве. В регионах — плюс еще несколько человек за все 1970-80-е го-ды. Полтора десятка человек умерли в тюрьмах и лагерях от болезней, спрово-цированных голодовками и избиениями.


Здание КГБ на Лубянской площади. 1989 год РИА «Новости»

Но кроме лишения свободы к диссидентам применялось множество других мер: могли выгнать с работы, из института, установить слежку или про-слуши-вание, отправить на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Людей, которые через это прошли, уже были тысячи.

Известен ряд случаев, которые можно назвать политиче-скими убийствами, но доказать это невозможно. Среди самых известных — нападение на перевод-чика Константина Богатырева в 1976 году и происшествие с математиком и организатором Беллой Субботовской, которую в 1982 году при странных обстоятельствах задавил грузовик.

Боялась ли власть диссидентов?

Поскольку у диссидентов не было задачи свергнуть власть, то прямой угрозы они не представляли, но их действия постоянно доставляли неприятности руководству страны в целом и разным администрациям в частности.

Во-первых, неприятно было объясняться с западными компартиями, неудобно было заку-пать высокотехнологичное оборудование через подставные фирмы и быть жертвой санкций; неприятно было маленькому начальнику получать по шапке от вышестоящего за какого-нибудь зэка. Политические заключенные за-брасы-вали тюремное руководство жалобами, которые нужно было про-токо-лировать и с которыми нужно было разбираться, ломая канцелярскую машину.

Во-вторых, диссиденты подавали плохой пример и смущали «правоверных» граждан, распространяя вредную информацию. Кроме того, было непонятно, как бороться с тем, что не имеет организованной структуры: кого сажать?

С другой стороны, КГБ был нужен внутренний враг, которого удобно было связать с внешним — Америкой, чтобы постоянно генерировать ощущение опасности. Это позволяло влиять на политические решения и получать дополнительное финансирование от КПСС.

Чего добились диссиденты?

Важнейший результат — помощь заключенным, прежде всего осужденным по политическим статьям, и их семьям, а также уволенным по политическим причинам. На эту помощь инакомыслящие собирали деньги с середины 1960-х; в 1974 году Андрей Сахаров отдал литературную премию Чино дель Дука на помощь детям политзаключенных; в 1974 году Александр Солженицын создал Фонд помощи политзаключенным и их семьям. Заключенные получали письма, посылки, им оказывалась разнообразная поддержка, одной из задач которой было про-де-мон-стри-ровать, что на воле о них не забыли, и сделать так, чтобы они не чув-ствовали себя отрезанными от происходящего в мире. Дисси-дент и политза-клю-ченный Валерий Абрамкин положил много усилий на то, чтобы в тюрьмах появились общественные наблюдательные комиссии Общественные наблюдательные комиссии образованы на основании Федерального закона № 76 от 10 июня 2008 года. . Благодаря диссиден-там, организовавшим 30 октября 1974 года в нескольких лагерях коллективную голодовку и День политзаключенного, теперь есть День памяти жертв поли-ти-ческих репрессий, официально признанный государ-ством.

Другой важный результат их деятельности — документирование проис-ходившего в 1960-80-е годы: это та часть истории, о которой бы мы сейчас не имели объективного представления без документов неофициального происхождения.

Третье, это Конституция РФ Принятая 12 декабря 1993 года. , которая разрабатывалась при участии активных участников диссидентского движения — Кронида Любарского и Сергея Кова-лева, и разработка закона о реабилитации участниками самиздатского сбор-ника «Память». Кроме того, влияние в прошлом или настоящем на реальную политику отдельных людей, вышедших из «ина-комыслящих», таких как Вла-димир Лукин (с 2004 по 2014 год — упол-но-моченный по правам человека) в России, Натан Щаранский в Израиле, многих представителей национальных движений на Украине, в Литве, Грузии или Армении.

Четвертое — это внимание, которое обратили политики и психиатры всего мира на проблему благодаря деятельности Владимира Буковского.

Cбор самиздатских текстов, которые циркулировали в диссидентских кругах, подготовил последующие официальные публикации. Пример, не относящийся к их деятельности напрямую, но важный для культуры в целом: при жизни Высоцкого не было ни одного издания, а, когда появилась возможность пуб-ликоваться, тексты песен были уже собраны активистами . Другой пример — переводы « » Натальей Трауберг, которые до конца 1980-х ходили в самиздате и с которых потом делались официальные издания.

Деятельность диссидентов меняла общественный климат страны, де-монстри-руя существование альтернативного взгляда на порядок вещей и утверждая ценность человеческой жизни и гражданских прав. Тем самым диссиденты подготовили интеллектуальную альтернативу советскому строю, а также нынешнюю общественную активность: это преемственность прин-ципов правозащитной деятельности.


Митинг в поддержку Съезда народных депутатов СССР. Москва, Лужники, 21 мая 1989 года ТАСС

Что стало с диссидентским движением?

Движение стало растворяться с выпуском из тюрем политзаключенных в 1987 году (хотя последние выходили до 1992 года). После 1987-го появляется возможность издавать то, что раньше было самиздатом, большими тиражами и безнаказанно, появляется уличная активность — выступления, митинги. Традиционные инструменты устрашения перестают работать.