Звезды джаза и блюза. Зарубежный джаз. из лучших джазовых композиций, в д жазовом стандарте

После того как Христофор Колумб открыл новый континент и там поселились европейцы, к берегам Америки всё чаще следовали корабли торговцев живым товаром.

Изнурённые тяжёлой работой, тоскующие по родине и страдающие от жестокого отношения надзирателей, невольники находили утешение в музыке. Постепенно необычными мелодиями и ритмами заинтересовались американцы и европейцы. Так появился джаз. Что такое джаз, и в чём его особенности, рассмотрим в данной статье.

Особенности музыкального направления

К джазу относится музыка афроамериканского происхождения, в основе которой - импровизация (свинг) и особая ритмическая конструкция (синкопа). В отличие от других направлений, где один человек пишет музыку, а другой исполняет, джазовые музыканты выступают одновременно и композиторами.

Мелодия создаётся спонтанно, периоды сочинительства, исполнения разделены минимальным промежутком времени. Так получается джаз. оркестра? Это умение музыкантов подстроиться друг под друга. При этом каждый импровизирует своё.

Результаты спонтанных сочинений сохраняются в нотной записи (Т. Коулер, Г. Арлен «Счастлив целый день», Д. Эллингтон «Разве ты не знаешь, что я люблю?» и т.д.).

С течением времени африканская музыка синтезировалась с европейской. Появлялись мелодии, сочетающие пластику, ритмичность, мелодичность и гармонию звуков (CHEATHAM Doc, Blues In My Heart, CARTER James, Centerpiece и т.д.).

Направления

Выделяют более тридцати направлений джаза. Рассмотрим некоторые из них.

1. Блюз. В переводе с английского слово означает «грусть», «меланхолия». Изначально блюзом называлась сольная лирическая песня афроамериканцев. Джаз-блюз - это двенадцатитактовый период, соответствующий трёхстрочной стихотворной форме. Блюзовые композиции исполняются в медленном темпе, в текстах прослеживается некоторая недосказанность. блюза - Гертруда Ма Рейни, Бесси Смит и др.

2. Рэгтайм. Буквальный перевод названия стиля - разорванное время. На языке музыкальных терминов «рэг» обозначает звуки, дополнительные между долями такта. Направление появилось в США, после того как за океаном увлеклись произведениями Ф. Шуберта, Ф. Шопена и Ф. Листа. Музыку европейских композиторов исполняли в стиле джаз. Позже появились оригинальные композиции. Рэгтайм характерен для творчества С. Джоплина, Д. Скотта, Д. Лэмба и др.

3. Буги-вуги. Стиль появился в начале прошлого века. Владельцам недорогих кафе требовались музыканты, чтобы играть джаз. Что такое музыкальное сопровождение предполагает наличие оркестра, разумелось само собой, но приглашать большое количество музыкантов было накладно. Звучание разных инструментов компенсировали пианисты, создавая многочисленные ритмические композиции. Буги отличает:

  • импровизация;
  • виртуозная техника;
  • особый аккомпанемент: левая рука исполняет моторную остинантную конфигурацию, интервал между басом и мелодией - две-три октавы;
  • непрерывный ритм;
  • исключение педали.

Буги-вуги играли Ромео Нельсон, Артур Монтана Тэйлор, Чарлз Эвери и др.

Легенды стиля

Джаз популярен во многих странах мира. Везде есть свои звёзды, которых окружает армия поклонников, но некоторые имена стали настоящей легендой. Их знают и любят по всему К таким музыкантам, в частности, относится Луи Армстронг.

Неизвестно, как сложилась бы судьба мальчика из бедного негритянского квартала, если бы Луи не попал в исправительный лагерь. Здесь будущую звезду записали в духовой оркестр, правда, коллектив играл не джаз. и как его исполняют, юноша открыл для себя значительно позже. Мировую известность Армстронг приобрёл благодаря старанию и настойчивости.

Основательницей джазового пения считают Билли Холидей (настоящее имя Элеонора Фейган). Пика популярности певица достигла в 50-е годы прошлого века, когда сменила сцены ночных клубов на театральные подмостки.

Непросто складывалась жизнь и у обладательницы диапазона в три октавы Эллы Фицджеральд. После смерти матери девушка сбежала из дома и вела не слишком благопристойный образ жизни. Стартом карьеры певицы стало выступление на музыкальном конкурсе Amateur Nights.

Всемирную известность имеет Джордж Гершвин. Композитор создавал джазовые произведения на основе классической музыки. Неожиданная манера исполнения покорила слушателей и коллег. Концерты неизменно сопровождались овациями. Наиболее известные работы Д. Гершвина - «Рапсодия в блюзовых тонах» (в соавторстве с Фредом Грофом), оперы «Порги и Бесс», «Американец в Париже».

Также популярными джазовыми исполнителями были и остаются Дженис Джоплин, Рэй Чарльз, Сара Вон, Майлс Девис и др.

Джаз в СССР

Появление этого музыкального направления в Советском Союзе связано с именем поэта, переводчика и театрала Валентина Парнаха. Первый концерт джаз-банда под руководством виртуоза состоялся в 1922 году. Позже А. Цфасман, Л. Утёсов, Я. Скоморовский сформировали направление театрального джаза, сочетающего инструментальное исполнение и оперетту. Для популяризации джазовой музыки много сделали Э. Рознер, О. Лундстрем.

В 40-е годы прошлого века джаз подвергался широкой критике как явление буржуазной культуры. В 50-60-х годах нападки на исполнителей прекратились. Джазовые ансамбли создавались как в РСФСР, так и в других союзных республиках.

Сегодня джаз беспрепятственно исполняется на концертных площадках и в клубах.

Джазовые коллективы являются самыми популярными исполнителями на мероприятиях от сайт. А все потому, что джазовые группы отлично подходят практически для любого события независимо от того, являются они гвоздём программы или просто обеспечивают музыкальное оформление. Джаз возник в Новом Орлеане в начале ХХ столетия.

Традиционный новоорлеанский джаз до сих пор жив на сайт, отделившийся от других стилей в 1940-х годах, также как и исполнение больших джазовых групп. Джазовая музыка уникальна тем, что продолжала развиваться и с годами разделилась на несколько жанров, многие из которых и по сей день процветают. Ищите большую группу или джазовый ансамбль из всего лишь нескольких исполнителей? На сайт имеется большой выбор джазовых групп, которые могут угодить аудитории практически любого мероприятия. Хотите чтобы гости танцевали? Джазовая группа - отличный способ растормошить каждого.

Джазовые коллективы могут обеспечить замечательную музыку как во время коктейлей, так и в процессе основного мероприятия. Для того, чтобы выбрать наиболее подходящий джазовый коллектив на свадьбу, корпоратив или другое событие мы рекомендуем вам определиться прежде всего с желаемым репертуаром, а также бюджетом. Вам также необходимо знать, на какой период вам понадобится джаз группа и в какие промежутке вы хотите чтобы она выступила. Мы рекомендуем вам выбрать как минимум 5-6 коллективов и отправить им свой запрос. Часто музыканты бывают заняты на необходимую дату или не имеют возможности выступить в вашем городе.

Обратите внимание – если вы заказываете выступление артиста через наш сервис – вы не переплачиваете посредникам, получаете сервис наших менеджеров и можете за несколько минут подобрать отличного музыканта для своего события.

Как музыкальное направление джаз сформировался в США в конце XIX - начале ХХ века, являя собой синтез культур: африканской и европейской. С тех пор он очень эволюционировал и стал толчком для развития множества других музыкальных стилей. В начале прошлого века набирали популярность джаз-бенды, музыкальные ансамбли, в которых были духовые и ударные инструменты, а также фортепиано и контрабас. Самые яркие исполнители джаза были навечно вписаны в историю музыки.

Культовые джазмены

Пожалуй, самым известным джазменом в мире считается Луи Армстронг. Это имя известно не только поклонникам этого музыкального стиля, для широкой аудитории оно настолько тесно связано с джазом, что стало его олицетворением. Армстронг - представитель традиционного, новоорлеанского джаза, благодаря ему этот стиль получил свое развитие и стал популярным в мире, а его влияние на музыку прошлого века трудно переоценить. Его также называют «Маэстро джаза» или «Король джаза». Основным инструментом Луи Армстронга была труба, но он также был отличным вокалистом и руководителем джаз-бенда.

А Фрэнк Синатра был легендарным джазовым вокалистом с невероятным тембром голоса. Помимо этого, он также был прекрасным актером и шоуменом, эталоном музыкального вкуса и стиля. За свою музыкальную карьеру он получил 9 высших музыкальных наград - «Грэмми», а также стал обладателем «Оскара» за свое актерское мастерство.

Самые известные исполнители джаза

Рэй Чарльз - настоящий гений джаза, отмеченный главной музыкальной наградой Америки целых 17 раз! Он находится на 10 месте из ста в списке самых великих артистов по версии журнала Rolling Stone. Помимо джаза, Чарльз также исполнял композиции в жанре соул и блюз. Этот великий артист ослеп еще в детстве, однако это не помешало ему добиться мировой славы и внести огромный вклад в историю музыкальной индустрии.

Майлс Дейвис, талантливейший джазовый трубач, дал развитие новым разновидностям этого музыкального стиля, таким как фьюжн, кул-джаз и модальный джаз. Он никогда не ограничивался одним направлением - традиционным джазом, это делало его музыку многогранной и необычной. Он был тем, кто, можно сказать, основал современный джаз. Исполнители этого стиля в наши дни зачастую являются его последователями.

Великие женщины

Лучшие исполнители джаза - это не обязательно мужчины. Элла Фицжеральд - величайшая певица с уникальным голосом диапазоном в три октавы. Эта великолепная вокалистка была мастером голосовой импровизации, получила за свою длинную карьеру множество наград, в числе которых и 13 «Грэмми». 50 лет творчества певицы - это целая эпоха в музыке, за время которой эта джаз-дива выпустила более 90 альбомов.

У Билли Холидей карьера была намного короче, но не менее яркой. Ее стиль пения был уникален, и поэтому легендарная вокалистка считается основательницей джазового вокала. К сожалению, нездоровый образ жизни певицы привел к ее кончине в возрасте 44 лет, а в 1987 году ее наградили «Грэмми» посмертно. Эти великие певицы далеко не единственные женщины - исполнители джаза. Но они однозначно являются одними из самых ярких.

Другие исполнители

Есть, несомненно, и другие известные исполнители джаза прошлых лет. Сара Воан - «величайший голос ХХ века», ее голос действительно был уникальным, манерным и изысканным, с годами он становился все более глубоким. В течение всей карьеры певица оттачивала свое мастерство. А Диззи Гиллеспи был трубачом-виртуозом, вокалистом, композитором и аранжировщиком. Диззи основал современный импровизационный джаз (бибоп) совместно с Чарли Паркером, восхитительным саксофонистом, который стал таковым благодаря усердной практике и 15-тичасовым занятиям музыкой.

Ныне живущие и популярные джазмены

Разнообразие и слияние стилей - вот что представляет собой современный джаз. Исполнители зачастую не ограничиваются одним направлением, сочетая джаз с соулом, блюзом, роком или поп-музыкой. На сегодняшний день наиболее известными являются: Джордж Бенсон, виртуозно владеющий голосом и гитарой вот уже около 50 лет, лауреат «Грэмми»; Боб Джеймс - пианист, играющий в стиле смус-джаз, один из основоположников этого стиля и создатель бенда под названием Bob James Trio, где присутствуют саксофон, ударные и бас в исполнении Дэвида МакМюррэя, Билли Килсона и Самуэля Бергесса. Еще один фортепианный гений и композитор - это Чик Кориа. Неоднократный лауреат «Грэмми» и весьма талантливый музыкант, помимо клавишных, владеет также игрой и на ударных инструментах. Флора Пурим - бразильская исполнительница в стиле джаз с редчайшим голосом диапазоном в 6 октав, известна своими совместными выступлениями со многими звездами джаза. Грузинка Нино Катамадзе - одна из известнейших джазовых певиц современности, она также является и композитором собственных песен. Обладает удивительно глубоким, особенным голосом. У нее собственный джаз-бенд под названием Insight, с которым она записывается и выступает. Ансамбль состоит из гитары, бас-гитары и ударных, в исполнении Гочи Качеишвили, Учи Гугунавы и Давида Абуладзе, звукорежиссер - Гия Челидзе.

Молодое поколение

Современные популярные исполнители джаза - это зачастую молодые таланты, среди которых особенно выделяются девушки. Настоящим прорывом стала талантливая Нора Джонс, автор и исполнитель собственных песен, певица и пианистка. Благодаря диапазону и тембру голоса ее многие сравнивают с Билли Холидей. За свою 10-летнюю карьеру успела выпустить 10 альбомов, а также заработать «Грэмми» и многие другие престижные награды. Еще одна молодая джазовая певица - это мульти-инструменталистка Эсперанса Сполдинг, первый исполнитель этого направления, который получил «Грэмми» в номинации «Лучший новый исполнитель года» в 2011, также побеждала и в других номинациях этой музыкальной премии. Играет на многих инструментах и знает несколько языков.

Выше представлены самые яркие и выдающиеся исполнители джаза. И хотя отличных музыкантов в этом направлении очень много, достаточно послушать лучших, чтобы получить основное представление о таком понятии, как джаз.

Импровизация не является исключительной особенностью джаза – известно, например, что импровизация занимала значительное место в классическом музицированиии в XIX веке. Все же именно джаз как никакой другой вид музыки или даже искусства в своем рождении и развитии оказался прочно связанным с импровизацией. В раннем джазе – в период его зарождения в Новом Орлеане – эта связь была отчасти случайной, поскольку многие исполнители джаза плохо или совсем не знали нотной грамоты и играли на слух. Однако и сам характер музыки, которая поначалу получила название просто «горячей» (hot music), что свидетельствует о горячем темпераменте как первом качестве джазового исполнителя, склонял музыкантов к спонтанности. Поэтому понемногу, так сказать, гнали отсебятину, т.е. импровизировали, все участники бенда – в меру своего темперамента и фантазии. Тем более что играли-то не классику.

На новый уровень искусство импровизации вывел трубач Луи Армстронг. Можно сказать, что именно он создал сольную импровизацию как законченное индивидуальное высказывание – своего рода монолог в пьесе или разговор, тем более что его игра интонационно зазвучала как человеческая речь.

Louis Armstrong Hot Seven – Wild Man Blues (1927)

Не удивительно, что именно за ним навсегда закрепился титул «король джаза». Ибо все джазовые исполнители ХХ века, все импровизаторы так или иначе в этом смысле обязаны ему и его изобретению, благодаря которому джаз из преимущественно развлекательной и танцевальной музыки превратился в искусство самовыражения.

Знаменитые джазовые исполнители – бендлидеры

Впрочем, произошло это не сразу. 30-е годы – время танцевальной лихорадки и расцвета джазовых оркестров. Главная фигура эры свинга – это человек, который, как правило, стоит перед оркестром, повинующимся взмаху его руки, человек, который задает ритм, заставляющий двигаться, иногда просто-таки извиваться в танце массу людей; ведь «свинг», согласно пояснению Дюка Эллингтона, и значит не что иное, как ритм. Поэтому самые яркие индивидуальности и популярные представители джаза той эпохи – не только и даже не столько солисты, сколько руководители оркестров, бенд-лидеры, которые, как правило, были также джазовыми композиторами и аранжировщиками, а также… солистами: кларнетист Бенни Гудман, пианисты Дюк Эллингтон, Каунт Бейси, тромбонист Гленн Миллер, а также кларнетисты Вуди Герман и Арти Шоу, тромбонист Томми Дорси, саксофонист Джимми Лансфорд, барабанщик Чик Уэбб, певец Кэб Кэллоуэй.

Среди более чем 200 оркестров эти имена стали известны всей стране и за пределами США благодаря мастерству аранжировщиков и исполнителей, а еще умению своих лидеров найти собственный стиль.

Самое общее различие существовало между «горячей» и «сладкой» музыкой (sweet music). Как правило, «черные» биг-бенды играли «погорячей», а «белые» по большей части отдавали предпочтение сентиментальной «сладости». (Впрочем, это разделение не безусловно, и большинство оркестров смешивали эти стили в тех или иных пропорциях.)

Однако лучшие из лучших биг-бенды – это словно коллективные индивидуальности со свойственным им своеобразным и легко узнаваемым звучанием.

Легкий, стремительный, воздушный свинг оркестра Бенни Гудмена (недаром получившего неофициальный титул «короля свинга»).

Benny Goodman – Let’s Dance / Minnie’s in the Money (1943)

Более блюзовый, «бешеный» свинг биг-бенда Каунта Бейси.

Count Basie — Swingin’ the Blues (1941)

Безупречно элегантный, в меру «горячий», в меру «сладкий» (идеальное коммерческое сочетание) стиль оркестра Гленна Миллера.

«Темный» саунд оркестра Дюка Эллингтона, получивший особое название «стиля джунглей» (главным образом благодаря засурдиненному звучанию труб и тромбонов).

Duke Ellington — It don’t mean a thing (1943)

Впрочем, в игре оркестра Эллингтона выделяли еще три стиля. Ему также принадлежит заслуга первых попыток приданию джазу серьезного содержания и духовных задач.

Еще одной фишкой практически каждого оркестра были их вокалисты, некоторые из которых стали не только джазовыми звездами, но и достигли всемирной славы: Билли Холидей (выступавшая с оркестром Каунта Бейси), Элла Фицджеральд (с Чиком Уэббом), Фрэнк Синатра (начинавший с оркестром Томми Дорси) и, конечно, Луи Армстронг.

Джазовые иконы 40-х и 50-х гг.

В 40-е годы с закатом эры свинга наступает эпоха малых составов и индивидуальных исполнителей. Известность музыканта становится прямо пропорционально связанной с его искусством импровизации.

В это и последующее десятилетие (40-е и 50-е) на джазовую авансцену выходят музыканты, которые благодаря своей виртуозности и неутомимому экспериментированию и поныне остаются непревзойденными образцами исполнительского мастерства, объектами для подражания для современных джазовых исполнителей, музыканты, расширившие выразительные возможности джаза:

пианисты Арт Тейтум, Бад Пауэлл, Телониус Монк, Билл Эванс;

альт-саксофонисты Чарли Паркер и Орнетт Коулман;

трубачи Диззи Гиллеспи и Майлз Дэвис;

тенор-саксофонисы Джон Колтрейн и Сонни Роллинз;

контрабасист Чарли Мингус;

барабанщики Бадди Рич и Арт Блейки

вокалистка Сара Воан;

и др.

Thelonious Monk – Round Midnight

Об этих музыкантах говорят не иначе как о «гигантах джаза» или «джазовых иконах» (своеобразные термины-метафоры, утвердившиеся в джазовой среде по отношению к выдающихся представителях искусства джаза). Для любого начинающего джазового музыканта их творчество становится непременно предметом тщательного изучения, а поначалу попросту копирования.

Miles Davis — All Blues (также Херби Хэнкок и Уэйн Шортер)

Эти имена уже стали историей джаза. Но и для любителей джаза знакомство с их музыкой является тем эстетическим опытом, который формирует эталон восприятия.

Bill Evans — My Foolish Heart

Живые легенды джаза

От 60-х годы ХХ века можно отсчитывать современный период развития джаза. Не только потому, что тогда формируются большинство ныне существующих направлений и стилей джаза, но и прежде всего потому, что в это десятилетие начинают свою музыкальную карьеру известные джазмены, творчество которых уже давно стало классикой джаза, но которые и по сей день остаются действующими лицами на всемирной джазовой сцене:

пианисты Херби Хэнкок, Кит Джарретт, Чик Кориа;

гитаристы Джон Маклафлин, Джон Скофилд, Пэт Метини, Джордж Бенсон;

саксофонисты Чарльз Ллойд, Уэйн Шортер, Джон Зорн;

вокалист Бобби Макферрин;

трубачи Уинтон Марсалис и Рэнди Брекер

и др.

Keith Jarrett Trio — God Bless The Child

О творчестве каждого из этих музыкантов и их вкладе в развитие джаза можно говорить долго, но достаточно сказать, что каждый из них – это еще и своеобразный, легко узнаваемый и обладающий неотразимым обянием стиль, вызывающий множество подражаний.

И хотя их называют легендами джаза, но в то же время вполне современные джазовые исполнители, продолжающие вести активную концертную деятельность и задавать тон в современном джазе, и их вполне можно услышать живьем.

Pat Metheny Group — Minuano

Публикации раздела Музыка

Они первыми играли джаз

Д жаз музыкальному миру подарила встреча двух культур - европейской и африканской. На интернациональной волне в начале 20-х годов ХХ века музыкальное направление ворвалось в Страну Советов. Вспоминаем исполнителей, которые первыми играли джаз в СССР.

Валентин Парнах с сыном Александром. Фотография: jazz.ru

Валентин Парнах. Фотография: mkrf.ru

«Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха» дебютировал на сцене в октябре 1922 года. Это была не просто премьера, а премьера нового музыкального направления. Революционный для музыки того времени коллектив собрал поэт, музыкант и хореограф, шесть лет проживший в Европе. Парнах услышал джаз в парижском кафе в 1921 году и был потрясен этим новаторским музыкальным направлением. Он вернулся в Советский Союз с комплектом инструментов для джаз-банда. Репетировали всего месяц.

В день премьеры на сцене Центрального техникума театрального искусства - нынешнего ГИТИСа - собрались будущий писатель и сценарист Евгений Габрилович, актер и художник Александр Костомолоцкий, Мечислав Капрович и Сергей Тизенгайзен. Габрилович сидел за роялем: он хорошо подбирал на слух. Костомолоцкий играл на ударных, Капрович - на саксофоне, Тизенгайзен - на контрабасе и ножном барабане. Все равно контрабасисты отбивают ритм ногой - решили музыканты.

На первых концертах Валентин Парнах рассказывал зрителям о музыкальном направлении и том, что джаз - это соединение традиций разных континентов и культур в один «интернациональный сплав». Практическую часть лекции принимали с восторгом. В том числе Всеволод Мейерхольд , который не замедлил предложить Парнаху собрать джаз-банд для своего спектакля. Популярные фокстроты и шимми звучали в спектаклях «Великодушный рогоносец» и «Д.Е». Энергичная музыка пришлась кстати даже на первомайской демонстрации 1923 года. «Джаз-банд впервые участвовал в государственных торжествах, чего до сих пор не было на Западе!» - трубила советская пресса.

Александр Цфасман: джаз как профессия

Александр Цфасман. Фотография: orangesong.ru

Александр Цфасман. Фотография: muzperekrestok.ru

Произведения Ференца Листа, Генриха Нейгауза и Дмитрия Шостаковича гармонично уживались с джазовыми мелодиями в творчестве Александра Цфасмана. Еще будучи студентом Московской консерватории , которую музыкант позже окончил с золотой медалью, он создал первый в Москве профессиональный джазовый коллектив - «АМА-джаз». Первое выступление оркестра прошло в 1927 году в Артистическом клубе. Коллектив тут же получил приглашение от одной из самых модных на тот момент площадок - сада «Эрмитаж». В этом же году джаз впервые появился в советском радиоэфире. И именно в исполнении музыкантов Цфасмана.

«Утомленное солнце нежно с морем прощалось» зазвучало в 1937 году с пластинки, записанной ансамблем Александра Цфасмана уже под названием «Московские ребята».

Впервые в Союзе в джазовой обработке услышали известное танго польского композитора Ежи Петерсбурского «Последнее воскресенье» на слова поэта Иосифа Альвека. Первым про нежное прощание солнца и моря спел солист цфасмановского джазового ансамбля Павел Михайлов. С легкой руки музыкантов хитом на все времена стала еще одна запись с того же диска - про неудачное свидание. «Так значит завтра, на том же месте, в тот же час» , - распевала вслед за джазовым ансамблем вся страна.

«Те, кто когда-нибудь слушал игру А. Цфасмана, навсегда сохранят в памяти искусство этого пианиста-виртуоза. Его ослепительный пианизм, сочетавший экспрессию и изящество, действовал на слушателя магически».

Александр Медведев, музыковед

Хоть Александр Цфасман и занимался джазовым ансамблем, он не оставлял сольную программу, выступал в качестве пианиста и композитора. Вместе с Дмитрием Шостаковичем Цфасман работал над музыкой к фильму-эпопее «Встреча на Эльбе» , а затем по просьбе композитора исполнял его музыку к фильму «Незабываемый 1919-й». Он стал и автором джазовой музыки, которая звучала в знаменитом спектакле «Под шорох твоих ресниц» театра кукол Сергея Образцова .

Леопольд Теплицкий. Классика в джазовой обработке

Леопольд Теплицкий. Фотография: history.kantele.ru

Леопольд Теплицкий дирижировал симфоническими оркестрами на сеансах немого кино в петербургских кинотеатрах «Эрмитаж» и «Люкс» еще во время учебы в консерватории. В 1926 году Народный комиссариат отправил молодого музыканта в Филадельфию для выступлений на Международной выставке. В Америке Теплицкий услышал симфоджаз - музыку этого направления исполнял оркестр Пола Уайтмена.

Когда Леопольд Теплицкий вернулся в СССР, он организовал «Первый концертный джаз-банд» из профессиональных музыкантов. В джазовой обработке зазвучала классика - музыка Джузеппе Верди, Шарля Гуно. Играл джаз-банд и произведения современных американских авторов - Джорджа Гершвина, Ирвинга Берлина. Так Леопольд Теплицкий оказался в авангарде профессионального ленинградского джаза 1930-х годов. Леонид Утесов называл его «первым из отечественных музыкантов, кто показал джазовую игру».

Первое выступление джазменов прошло в 1927 году. Предваряла концерт лекция «Джаз-банд и музыка будущего» музыковеда и композитора Иосифа Шиллингера. Особый интерес публики вызвала и непривычная для тех лет музыка, и солистка - с музыкантами выступала эстрадная и джазовая певица из Мексики Коретти Арле-Тиц. Успех коллектива длился недолго: в 1930 году Леопольд Теплицкий был арестован и осужден по статье «шпионаж». Его освободили спустя два года, однако жить в Ленинграде Теплицкий не остался - переехал в Петрозаводск.

С 1933 года музыкант работал главным дирижером Карельского симфонического оркестра, но джаз не оставил - играл с академическим оркестром и джазовую программу. Выступал со своим новым коллективом Теплицкий и в Ленинграде - в рамках Декады карельского искусства. В 1936 году при участии музыканта появился новый коллектив «Кантеле», для которого Теплицкий написал «Карельскую прелюдию». Ансамбль стал победителем Первого всесоюзного радиофестиваля народного творчества в 1936 году. Леопольд Теплицкий так и остался жить в Петрозаводске. Памяти знаменитого джазмена посвящен фестиваль джазовой музыки «Звезды и мы».

Леонид Утесов. «Песенный джаз»

Леонид Утесов. Фотография: music-fantasy.ru

Леонид Утесов. Фотография: mp3stunes.com

Громкая премьера на рубеже 1930-х годов - «Теа-джаз» Леонида Утесова. Модное музыкальное направление с легкой руки знаменитого эстрадного артиста, бросившего коммерческое училище ради музыки, приобрело масштабы театрализованного действа. Джазом Утесов увлекся во время турпоездки в Париж, где оркестр Теда Льюиса поразил советского музыканта своей «театрализацией» в лучших традициях мюзик-холла.

Эти впечатления и воплотились в создании «Теа-джаза». Утесов обратился к трубачу-виртуозу, академическому музыканту Якову Скоморовскому, которому идея джаз-оркестра тоже показалась интересной. Собрав музыкантов из ленинградских театров, «Теа-джаз» в 1929 году выступал на сцене ленинградского Малого оперного театра. Это был первый состав коллектива, который проработал недолго и вскоре перешел на Ленинградское радио в «Концертный джаз-оркестр».

Утесов набрал новый состав «Теа-джаза» - музыканты ставили целые спектакли. Один из них - «Музыкальный магазин» - позже лег в основу известного фильма, первой советской музыкальной комедии. Картина Григория Александрова «Веселые ребята» с Любовью Орловой в главной роли вышла на экраны в 1934 году. Она стала популярна не только на родине, но и за рубежом. вдохновился джазовой музыкой в 1933 году, когда услышал мелодию Дюка Эллингтона «Дорогой старый Юг». Под впечатлением Лундстрем расписал аранжировку, собрал коллектив, сам сел за фортепиано. Спустя два года музыкант покорил Шанхай, где жил в тот момент. Так определилась дальнейшая судьба: за границей Лундстрем учился одновременно в политехническом институте и музыкальном техникуме. Его оркестр играл джазовую классику и музыку советских композиторов в джазовой обработке. Пресса называла Лундстрема «королем джаза Дальнего Востока».

В 1947 году музыканты решили переехать в Советский Союз - в полном составе, с семьями. Обосновались все в Казани, здесь же учились в Консерватории . Однако спустя год вышло постановление ЦК КПСС, осуждавшее «формализм в музыке». Коллектив вернулся на родину, чтобы стать государственным джазовым коллективом Татарской АССР, но музыкантов распределили в оперный театр и оркестры кинотеатров. Вместе они выступали только на редких разовых концертах.

«Глубокое проникновение в характер джазового исполнительства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр, используя национальный фольклор, путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок, с другой - вот кредо оркестра».

Олег Лундстрем

Лишь оттепель снова вывела джаз на сцены. В год 60-летия оркестр Олега Лундстрема попал в Книгу рекордов Гиннесса - как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр. Довелось музыканту встретиться и с автором того самого «Дорогого старого Юга», когда Дюк Эллингтон в 1970-е годы приезжал в Москву. Олег Лундстрем всю жизнь хранил пластинку, подарившую ему любовь к джазу.