Виктор проскурин - биография, информация, личная жизнь. Пётр Лукич Проскурин: биография Петр проскурин глубокие раны

Проскурин Петр Лукич (22.01.1928-2001), писатель и общественный деятель. Родился в крестьянской семье на Брянщине в пос. Косицы Севского р-на. Подростком пережил фашистское нашествие и был свидетелем многих славных подвигов и дел своих соотечественников по спасению, а затем и укреплению державы.


Вырос в крестьянской семье. Когда фашисты захватили родные места, отец Проскурина стал сельским старостой. Позже он отступил вместе с немцами. После освобождения Брянщины наши поторопились мать Проскурина вместе с детьми повести на расстрел. Спас Проскурина от гибели случайно проезжавший мимо руководитель района. После войны работал в колхозе. В 1950 году был призван в войска ПВО. Почти вся служба прошла в подмосковном Реутово. Тогда же под псевдонимом Павел Росин опубликовал первые (правда, очень слабые) стихи в окружной газете «Красный воин». Демобилизовавшись в 1955 году, отправился сначала к тёте в Грозный. Но на юге он так и не прижился, поэтому вскоре завербовался на Камчатку, где три года крутил баранку в северных леспромхозах. В 1957 году по пути на Брянщину остановился в Хабаровске, где случайно ему попалась редакция журнала «Дальний Восток». Видно, это был знак свыше. Дело в том, что домой Проскурин возвращался не с пустыми руками: в чемодане лежали бумаги с текстами нескольких рассказов и черновики романа. Первым читателем рукописей стал Сергей Рослый. По его протекции один из рассказов - «Цена хлеба» появился в 1958 году на страницах газеты «Тихоокеанская звезда». Но Рослый считал, что Проскурин должен всё бросить, чтобы прежде всего дописывать роман. В Хабаровске через полгода ждали знаменитостей из московских журналов. Как полагал Рослый, рукопись Проскурина будет в жилу. Так оно и оказалось. Дементьев, представляя в Хабаровске интересы «Нового мира», признал, что для его журнала проскуринское сочинение ещё не дотягивает, но местных издателей оно даже очень может заинтересовать. И уже в 1960 году в Хабаровске читатели получили первую книгу Проскурина. Она называлась «Глубокие раны» и рассказывала о партизанском движении на Брянщине. Естественно, автор в этом произведении о многом умолчал. Всю правду о своём отце он боялся рассказать вплоть до самой смерти. Пока издатели набирали и верстали первый роман, Проскурин вчерне завершил второй. Это уже была книга о жизни камчатских лесорубов «Корни обнажаются в буре». Ею сразу заинтересовались московские издатели. Роман вышел в 1962 году. Но теперь писатель услышал не только похвалы. Больше всех его принялся громить Г.Бровман. Тем не менее в том же 1962 году писателя приняли на Высшие литкурсы в Москве. Через два года, окончив курсы, он уехал в Орёл, где жил вплоть до 1968 года. В Орле Проскурин задумал свои главные романы о Захаре Дерюгине, которые в конечном счёте вылились в трилогию «Судьба» (1972), «Имя твоё» (1977) и «Отречение» (1987 - 1990). В начале 1980-х годов Проскурин написал три повести «В старых ракитах», «Полуденные сны» и «Чёрные птицы», в которых писатель ярко показал, как в общественном сознании обострялся кризис. В перестройку чуть ли не каждая статья Проскурина вызывала шквал откликов. Он первым заявил о ненормальной ситуации с «толстыми» журналами, которые, в какой-то момент утратив всякий интерес к текущему литпроцессу, увлеклись републикациями эмигрантских сочинений и архивными публикациями. Проскурин это увлечение сравнил с некрофилией. Естественно, либеральная критика тут же упрекнула писателя в агрессивном невежестве. Хотя доля правды в размышлениях Проскурина, несомненно, была. Позже, на излёте перестройки писатель удивился, почему вдруг в прессе стали стесняться слова «коммунист». Это уже потом выяснилось, что верхушка партии, предвидя крах господствовавшей тогда идеологии, вовсю готовила себе запасные аэродромы и пыталась навязать обществу иную лексику. Гнев ультрарадикалов вызвали и рассуждения Проскурина в 1988 году о Сталине. Проскурин тогда сказал: «В литературе и искусстве сейчас модно обращаться к фигуре Сталина. Но моё убеждение, за такие колоссальные фигуры, как Сталин, должны браться люди огромного художественного дарования, типа Шекспира или Достоевского. Только тогда художники смогут в трагической, разрушительной личности Сталина выявить созидательные для времени моменты и параллельно увидеть все те тенденции, которые нёс этот образ» («Книжное обозрение», 1988, 22 января). В 1995 году Проскурин опубликовал роман «Седьмая стр

ажа». Как считает Николай Федь, «в «Седьмой страже» тесно переплелись, смешались мощные потоки реалистического и фантастического, образуя фантасмагорию. Именно здесь автор пытается выявить глубинные причины неприязни стоящих над русским народом правителей всех мастей к слову «русский» и особую, почти зоологическую ненависть к нему разноплеменной литературной братии, выбравшей для обеспечения своей затратной и прожорливой жизнедеятельности именно русский язык, но и на дух не принимающей слово «русский». Последним романом писателя стала книга «Число зверя». Герой Социалистического Труда (1988). Лауреат Госпремии России (1974) и Госпремии СССР (1979). В 2000 году стал почётным гражданином Орла.

Вячеслав ОГРЫЗКО

Виктор Алексеевич Проскурин. Родился 8 февраля 1952 года в Атбасаре Акмолинской области (Казахстан). Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1995).

По отцу имеет казахские корни.

Родители работали на железной дороге. Именно будучи в командировке по делам службы мать и родила его в Атбасаре.

Свидетельство о рождении Виктора было оформлено в Актюбинске. Затем мальчик оказался с родителями в Москве.

Детство прошло в бараках на окраине столицы.

С ранних лет его тянуло к творчеству. Начинал с литературного кружка в школе. Далее стал посещать театральную студию при Доме пионеров имени Павлика Андреева на улице Большая Полянка, 43. Именно в театральной студии его приметила ассистентка режиссёра киностудии им. Горького и предложила сняться в кино.

И в 1968 году Виктор Проскурин дебютировал на экране в роли молодого бойца-чапаевца Витьки в фильме «Орлята Чапая» режиссёра Юрия Победоносцева. А сниматься начал с 14 лет (в 1966-м), на время съемок, которые проходили в Крыму, Проскурин был зачислен на учёбу в одну из Ялтинских школ.

Виктор Проскурин в фильме "Орлята Чапая"

Из средней школы после съемок ушел, устроился на завод, работал станочником в экспериментальном цехе на фетрообувной фабрике. Десятый класс Виктор доучивался в вечерней школе.

Затем решил поступить в театральное училище, однако этот процесс для него оказался непростым. В Школе-студии МХАТ ему сказали, что ни внешностью ни ростом он не вышел. В ГИТИСе ему указали на дверь вместе с советом возвращаться на завод.

Дважды поступал в Щукинское училище. Как он вспоминал, в первый раз ему указали на разрез глаз, доставшийся от отца-казаха: «Молодой человек, у вас же нет глаз. Что вы будете делать с таким лицом на сцене?». Во второй раз он также недобрав проходной балл - по рассказам актера, написанное им на вступительных экзаменах сочинение вошло в историю училища как рекордное по числу грамматических и стилистических ошибок. Однако все-таки был принят по дополнительному набору.

В 1973 году окончил театральное училище им. Б. Щукина.

Поначалу был принят в Театр на Таганке, но там не сработался в коллективе и очень скоро ушел оттуда.

В 1973-1988 годах - актер Московского театра им. Ленинского комсомола, среди его работ: «Тиль», мюзикл Г. И. Гладкова и Г. И. Горина по Ш. де Костеру - Палач; «Автоград XXI» Ю. И. Визбора и М. Захарова - Студент; «Трубадур и его друзья» Ю. С. Энтина и В. Б. Ливанова - Его Величество Глупый король; «В списках не значился» Ю. И. Визбора по повести Б. Л. Васильева - Сальников; «Колонисты» Ю. Мочалова по мотивам книг А.С. Макаренко - Братченко; «Конец Хитрова рынка» А. Гинзбурга по одноименной повести А. Безуглова и Ю. Кларова - Володька Хиромант; «Парень из нашего города» К. М. Симонова - Сергей Луконин; «Гамлет» Шекспира - Могильщик; «Революционный этюд» М.Ф. Шатрова - Корреспондент РОСТа Долгов; «Вор» В. Мыслёвского - Валек; «Люди и птицы» Б. Штейна и Ю. А. Махаева - Анатолий Черепанов; «Проводим эксперимент» В.К. Черных и М.А. Захарова - Борис Петрович Костин; «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского - Вайнонен, матрос-финн, коммунист; «Диктатура совести» Михаила Шатрова - генерал Карбышев.

В 1988 году ушел из театра Ленинского комсомола со скандалом.

В 1988-2012 годах - актер Московского театра им. М.Н. Ермоловой (реально играл только до 1994 года), среди его работ: «Прощай, Иуда...» И. Иредыньского - Иуда; «Приглашение на казнь» по роману В. Набокова - Жанпьер; «Бесноватая» Н. Климонтовича по роману Ф. М. Достоевского «Идиот» - Мышкин.

Играл на сцене Театра Антона Чехова: «Гамлет» Шекспира - Клавдий. В Театре «Арт Хаус» был задействован в постановке «Эскориал» М. де Гельдерода - Король.

В 2010-м актер представил в Московском Доме Музыки моноспектакль «Жизнь - удача в лабиринтах» (продюсер - Ирина Хонда).

Широкую известность актеру принесли роли в кино.

Еще будучи студентом он снялся в телевизионном сериале «Назначение» (вышел на экраны в 1973-м) с Еленой Кореневой в главной роли. Благодаря ей он познакомился с её отцом - режиссёром Алексеем Кореневым. Последний и позвал Виктора в звездный для него фильм «Большая перемена», в котором он сыграл роль Генки Ляпишева.

Виктор Проскурин в фильме "Большая перемена"

Далее актер стал регулярно сниматься в кино, как в ярких второплановых ролях, так и в главных: «Двое в пути» (Юра), «12 стульев» (Коля), «Весенний призыв» (рядовой Сергей Конов), «Время выбрало нас» (Пётр Молчанов), «День возвращения» (Вилли).

Виктор Проскурин в фильме "12 стульев"

Виктор Проскурин в фильме "Весенний призыв"

В начале 1980-х исполнил главные роли в картинах «Однажды, двадцать лет спустя» (Кирилл Круглов) и «Единственный мужчина» (Дмитрий Тимофеев). Заметной стала роль в фильме «Военно-полевой роман» (заместитель председателя исполкома Новиков).

Но самыми звездными работами 1980-х стали роли Василия Данилыча Вожеватова в драме «Жестокий романс» и пограничника Александра Блинова в мелодраме «Выйти замуж за капитана».

Виктор Проскурин в фильме "Жестокий романс"

Виктор Проскурин в фильме "Выйти замуж за капитана"

Снимался в 1990-е годы. Среди наиболее запомнившихся зрителю работ - фильмы «Шкура» (Гриша Храпунков), «Чокнутые» (террорист Иван Иванович Иванов), «Отражение в зеркале» (Виктор).

Виктор Проскурин в фильме "Чокнутые"

Востребованным остался актер и в 2000-е годы. Его постоянно приглашали в отечественные фильмы и сериалы.

Сыграл главные роли в таких проектах как «Игры в подкидного» (Земляника), «Кобра» (Сергей Страхов), «День хомячка» (Степаныч), «Экстренный вызов» (Сергей Иванович Корнеев), «Автобус» (Валерий Петрович), «Фарфоровая свадьба» (Михаил Николаевич Утешин).

Также стоит отметить роли Сталина в фильме по повести Б. Пильняка «Повесть непогашенной луны», Терентия Шапорина в «Формуле стихии», капитана Афанасьева в военной драме «И была война», отца Юрия Гагарина в биографической ленте «Гагарин. Первый в космосе», полковника спецназа в отставке Михаила Сергеевича Соколова в криминальном детективе «Ищейка».

Виктор Проскурин в сериале "Ищейка"

Рост Виктора Проскурина: 170 сантиметров.

Личная жизнь Виктора Проскурина:

Пять раз был женат. Имеет дочь.

Первая жена - Ольга Васильевна Гаврилюк, актриса-травести, его однокурсница. Она была старше Проскурина на 5 лет. У пары родилась дочь Александра Проскурина, актриса (имеет сына и дочь).

Через год после рождения их дочери Саши Проскурин влюбился в другую - актрису Татьяну Дербенёву. Он ушел к ней, оставив жену и маленькую дочь.

"Мы прожили вместе меньше года. Пока я возилась с крохотной дочуркой, муж пропадал на работе в театре. Там-то, в «Ленкоме», он и влюбился в актрису Татьяну Дербеневу. И ушел к ней. Я рыдала в подушку, думала, как бы мне все это пережить. И справилась", - вспоминала Ольга Васильевна. После расставания с Проскуриным Ольга вышла замуж за артиста Михаила Васькова.

Ольга Гаврилюк - первая жена Виктора Проскурина

Вторая жена - Татьяна Дербенёва (ныне Якобсен), актриса. Вместе прожили 3 года. Ныне Татьяна проживает в Копенгагене (Дания).

Третья жена - Светлана Проскурина (Колганова), режиссёр (её фильм «Перемирие» завоевал главный приз на «Кинотавре-2010»). Вместе они прожили 20 лет.

Светлана Колганова - третья жена Виктора Проскурина

Четвёртая жена - Ирина, она была намного младше его. Брак продлился недолго.

Пятая жена - Ирина Хонда. Она была с ним в самые трудные годы жизни.

Болезнь Виктора Проскурина

В середине 1990-х годов он попал в тяжелую автомобильную катастрофу: зимой его машину занесло на скользкой трассе, столкнувшись с другим авто, артист сильно ударился головой о руль. Медики сделали сложнейшую операцию. Также получил травму ноги, после которой несколько лет ходил с палочкой.

В мае 2007 года перенёс сложную операцию на суставах кисти руки из-за старой травмы.

Весной 2016 года пятая жена актера Ирина Хонда сообщила, что . Он похудел до 42 килограмм.

Ирина призналась, что актер тихо и незаметно для всех угасал от анорексии, а затем и алкоголизма: "Когда у меня на глазах человек похудел до 42 килограмм, я не знаю, как он вообще выжил, когда он даже запил. Это было тоже жестко. Я прошла тоже как женщина глубочайшие трансформации от ненависти к этому человеку, потому что я никогда не общалась с людьми пьющими, и для меня это было удивление, когда я увидела его первый раз пьяным. И это было очень жестко. Я и ругалась, и ссорилась, а потом я себе сказала: "только молитва, больше ничего". Я просто за него молилась...".

«Он похудел до 42 кг и тихо умирал...» Исповедь жены Виктора Проскурина. Прямой эфир.

Пишет стихи, увлекался энтомологией.

Фильмография Виктора Проскурина:

1968 - Орлята Чапая - Витька, чапаевец
1970, 1971 - Звёзды не гаснут (Ulduzlar Sönmür) - курсант (нет в титрах)
1970 - Белорусский вокзал - Петька
1971 - Офицеры - красноармеец (нет в титрах)
1972-1973 - Большая перемена - Генка Ляпишев
1973 - Назначение - Петя
1973 - Двое в пути - Юра
1974 - Незабытая песня - Петя «Улыбка»
1975 - Последняя жертва - гусар, подельник Салай Салтаныча
1976, 1978 - Время выбрало нас - Пётр Никандрович Молчанов
1976 - Весенний призыв - Сергей Владимирович Конов, рядовой
1976 - Будёновка - дядя Егор Собакин
1976 - 12 стульев - Коля
1977 - Школьный вальс - прораб
1977 - И это всё о нём - Боря Маслов
1978 - Шла собака по роялю - авиамеханик
1978 - Поворот - Кобозев, водитель "Волги"
1978 - Парень из нашего города (фильм-спектакль) - Сергей Луконин
1978 - Осенние колокола - придворный
1978 - Летняя поездка к морю - летчик
1979 - Путешествие в другой город - Герман Николаевич Репин, проектант
1979 - По данным уголовного розыска... - Валентин Червяков, механик с автобазы
1979 - Задача с тремя неизвестными - Геннадий Потапов
1979 - День возвращения - Вилли
1980 - Однажды, двадцать лет спустя - Кирилл Круглов, муж Нади, многодетный отец
1980 - Два долгих гудка в тумане - Вадим Петрович Чекин, директор дворца культуры
1981 - Трижды о любви - Саша (озвучил Игорь Ефимов)
1981 - Рожденные бурей - Пшигодский
1981 - Родительский день (короткометражный) - Николай Алексеевич, отец
1981 - Кто остался на трубе? (короткометражный)
1981 - Единственный мужчина - Дмитрий Михайлович Тимофеев
1981 - Вакансия - Онисим Панфилыч Белогубов
1982 - Пиковая дама - Германн
1982 - Дом, который построил Свифт - Джек, констебль
1982 - День рождения - Виталий Тихонович Деревякин
1983 - Рядовой Прохоров (короткометражный)
1983 - Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона - Тадеуш Шолто / Бартоломью Шолто
1983 - Обещаю быть! - Альберт Жмуркин, физрук
1983 - Военно-полевой роман - Новиков, заместитель председателя исполкома
1983 - Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова - Куров, следователь прокуратуры
1984 - Булат Окуджава поёт свои песни (документальный) - зритель на концерте
1984 - ТАСС уполномочен заявить... - сотрудник КГБ, в засаде на АЗС
1984 - Под чужим именем (Voora nime all) - офицер контрразведки
1984 - На миг оглянуться... - Борис Степанович Житков
1984 - Лев Толстой (Lev Tolstoj) - Андрей Львович Толстой, сын
1984 - Заморозки имели место (короткометражный) - Зотов
1984 - - Василий Данилыч Вожеватов
1985 - Когда становятся взрослыми - Владимир Кузнецов
1985 - Дикий ветер (Дивљи ветар) - Николай
1985 - Выйти замуж за капитана - Александр Петрович Блинов, пограничник
1986-1988 - Жизнь Клима Самгина - Тагильский
1987 - Детская площадка - Карпов
1988 - Диктатура совести (фильм-спектакль) - генерал Карбышев
1988 - Бич божий - Леонид
1988 - Без мундира - Пётр Леонидович Шухов, "журналист"
1989 - Случайный вальс - Виктор Степанович
1990 - Последняя осень - Игорь Дмитриевич Корнеев, майор московского уголовного розыска
1990 - Повесть непогашенной луны - Сталин
1990 - Гол в Спасские ворота - Николай Николаевич Романов, председатель Спорткомитета
1991 - Шкура - Гриша Храпунков
1991 - Чокнутые - Иван Иванович Иванов, специалист по переворотам
1991 - Семь дней после убийства - Шурик, сосед по даче
1991 - Афганский излом - Симаков
1992 - Очень верная жена - Влас Искрин, журналист
1992 - Отражение в зеркале - Виктор, известный театральный артист
1992 - Время вашей жизни - Блик
1993 - У попа была собака... - Олег Иванович Шевцов, следователь
1993 - И увидел во сне
1993 - Эскадрон (Squadron / Szwadron) - врач
1995 - Дорога на край жизни
1996 - Карьера Артуро Уи. Новая версия - Эмануэле Гири, гангстер
1997 - Убить лицедея - Гриша Попов, театральный актёр
1999 - Очаровательные негодники
2000 - Любовь.ru - Атаманчик
2000 - Два товарища - Сергей Важенин, отец Валеры
2000 - Дальнобойщики - Скворцов
2000 - Воспоминания о Шерлоке Холмсе - Тадеуш Шолто (Бартоломью Шолто)
2001 - Кобра - Сергей Страхов, подельник Раудсеппа
2001 - Игры в подкидного - Земляника
2002 - Приключения мага - Утаров / двойник Утарова
2003 - Чистые ключи - Николай Потапыч, фельдшер
2003 - Замыслил я побег - отец Олега
2003 - Желанная - Евгений Кондратьевич, следователь
2003 - День хомячка - Степаныч
2004 - Усадьба - писатель
2004 - Против течения - Семен
2004 - Место под солнцем - Бориска
2005 - Человек войны - Семин, майор госбезопасности
2005 - Сыщики-4 - Роман Вишняков, начальник страховой компании
2005 - Персона нон грата - Монгол
2005 - Ой, мороз, мороз! - Начальник колонии
2006 - Кинофестиваль, или Портвейн Эйзенштейна - генерал, начальник 2-го Главного управления КГБ / его дед
2006 - Вызов-1 - Григорий Аркадьевич Перескоков
2007 - Формула стихии - Терентий Васильевич Шапорин
2007 - Спецгруппа - Глебов (Нобель)
2007 - Наблюдатель (Beholders, The / Спостерiгач) (не был завершен)
2007 - Экстренный вызов - Сергей Иванович Корнеев
2008 - Срочно в номер-2 - Волоков Игорь Сергеевич, врач
2008 - Наталья Гундарева. Наша Наташа (документальный)
2008 - Автобус - Валерий Петрович
2009 - Черчилль - Дмитрий Степанович Могдановский, актер
2009 - Час Волкова - 3 - Грач, уфолог
2009 - И была война - капитан Афанасьев (озвучил Александр Андриенко)
2010 - Грозное время - новгородский боярин
2011 - Фарфоровая свадьба - Михаил Николаевич Утешин, отец Нины
2012 - Топтуны - Бессмертный, уголовный авторитет
2012 - Тайны советского кино. Однажды двадцать лет спустя (документальный)
2012 - Лесник - Фомич
2013 - Царевна Лягушкина - Илья Ильич Лягушкин, отец Насти
2013 - Истребители - дед Трофим
2013 - Гагарин. Первый в космосе - Алексей Иванович Гагарин, отец Юрия
2014 - Скорый "Москва-Россия" - Грызодуб
2014 - Бессонница - Олег, адвокат
2015 - Ищейка - Михаил Сергеевич Соколов, полковник спецназа в отставке
2015 - Власик. Тень Сталина - старик Николай Угодник
2015 - Вакантна жизнь шеф-повара - комик
2015 - А зори здесь тихие... - Макарыч, почтальон
2016 - Наше счастливое завтра - дядя Коля
2017 - Триптих
2017 - Магдалина
2017 - Легенда о Коловрате
2018 - Хор

22 января 1928, посёлок Косицы, Севский уезд, Брянская губерния, РСФСР, СССР - 26 октября 2001, Москва, РФ.

Русский писатель.
Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького (1964).

Вырос в крестьянской семье. Когда фашисты захватили родные места, отец Проскурина стал сельским старостой. Позже он отступил вместе с немцами. После освобождения Брянщины наши поторопились мать Проскурина вместе с детьми повести на расстрел. Спас Проскурина от гибели случайно проезжавший мимо руководитель района. После войны работал в колхозе. В 1950 году был призван в войска ПВО. Почти вся служба прошла в подмосковном Реутово. Тогда же под псевдонимом Павел Росин опубликовал первые (правда, очень слабые) стихи в окружной газете «Красный воин».
Демобилизовавшись в 1955 году, отправился сначала к тёте в Грозный. Но на юге он так и не прижился, поэтому вскоре завербовался на Камчатку, где три года крутил баранку в северных леспромхозах. В 1957 году по пути на Брянщину остановился в Хабаровске, где случайно ему попалась редакция журнала «Дальний Восток». Видно, это был знак свыше. Дело в том, что домой Проскурин возвращался не с пустыми руками: в чемодане лежали бумаги с текстами нескольких рассказов и черновики романа. Первым читателем рукописей стал Сергей Рослый. По его протекции один из рассказов - «Цена хлеба» появился в 1958 году на страницах газеты «Тихоокеанская звезда». Но Рослый считал, что Проскурин должен всё бросить, чтобы прежде всего дописывать роман. В Хабаровске через полгода ждали знаменитостей из московских журналов. Как полагал Рослый, рукопись Проскурина будет в жилу. Так оно и оказалось. Дементьев, представляя в Хабаровске интересы «Нового мира», признал, что для его журнала проскуринское сочинение ещё не дотягивает, но местных издателей оно даже очень может заинтересовать. И уже в 1960 году в Хабаровске читатели получили первую книгу Проскурина. Она называлась «Глубокие раны» и рассказывала о партизанском движении на Брянщине. Естественно, автор в этом произведении о многом умолчал. Всю правду о своём отце он боялся рассказать вплоть до самой смерти. Пока издатели набирали и верстали первый роман, Проскурин вчерне завершил второй. Это уже была книга о жизни камчатских лесорубов «Корни обнажаются в буре». Ею сразу заинтересовались московские издатели. Роман вышел в 1962 году. Но теперь писатель услышал не только похвалы. Больше всех его принялся громить Г.Бровман. Тем не менее в том же 1962 году писателя приняли на Высшие литкурсы в Москве. Через два года, окончив курсы, он уехал в Орёл, где жил вплоть до 1968 года. В Орле Проскурин задумал свои главные романы о Захаре Дерюгине, которые в конечном счёте вылились в трилогию «Судьба» (1972), «Имя твоё» (1977) и «Отречение» (1987-1990).
В начале 1980-х годов Проскурин написал три повести «В старых ракитах», «Полуденные сны» и «Чёрные птицы», в которых писатель ярко показал, как в общественном сознании обострялся кризис. В перестройку чуть ли не каждая статья Проскурина вызывала шквал откликов. Он первым заявил о ненормальной ситуации с «толстыми» журналами, которые, в какой-то момент утратив всякий интерес к текущему литпроцессу, увлеклись републикациями эмигрантских сочинений и архивными публикациями. Проскурин это увлечение сравнил с некрофилией. Естественно, либеральная критика тут же упрекнула писателя в агрессивном невежестве. Хотя доля правды в размышлениях Проскурина, несомненно, была. Позже, на излёте перестройки писатель удивился, почему вдруг в прессе стали стесняться слова «коммунист». Это уже потом выяснилось, что верхушка партии, предвидя крах господствовавшей тогда идеологии, вовсю готовила себе запасные аэродромы и пыталась навязать обществу иную лексику. Гнев ультрарадикалов вызвали и рассуждения Проскурина в 1988 году о Сталине. Проскурин тогда сказал: «В литературе и искусстве сейчас модно обращаться к фигуре Сталина. Но моё убеждение, за такие колоссальные фигуры, как Сталин, должны браться люди огромного художественного дарования, типа Шекспира или Достоевского. Только тогда художники смогут в трагической, разрушительной личности Сталина выявить созидательные для времени моменты и параллельно увидеть все те тенденции, которые нёс этот образ» («Книжное обозрение», 1988, 22 января).
В 1995 году Проскурин опубликовал роман «Седьмая стража». Как считает Николай Федь, «в «Седьмой страже» тесно переплелись, смешались мощные потоки реалистического и фантастического, образуя фантасмагорию. Именно здесь автор пытается выявить глубинные причины неприязни стоящих над русским народом правителей всех мастей к слову «русский» и особую, почти зоологическую ненависть к нему разноплеменной литературной братии, выбравшей для обеспечения своей затратной и прожорливой жизнедеятельности именно русский язык, но и на дух не принимающей слово «русский». Последним романом писателя стала книга «Число зверя». Похоронен в Брянске.

Вячеслав ОГРЫЗКО

призы и награды

Герой Социалистического Труда (21.01.1988)
орден Ленина (21.01.1988)
орден Трудового Красного Знамени (23.01.1978)
орден «Знак Почёта»
медали
Государственная премия СССР (1979) - за сценарии фильмов «Любовь земная» (1974) и «Судьба» (1977)
Государственная премия РСФСР имени Горького (1974) - за роман «Судьба» (1972)
Международная премия имени М.А. Шолохова в области литературы и искусства
Почётный гражданин города Орёл (2000)
Почётный гражданин Брянской области

Действие романа "Горькие травы" происходит в 40-50 годы в одной из центральных областей России, в Брянской деревне. Автор возвращается к впечатлениям своей юности. Герои романа, вернувшиеся с фронтов Великой Отечественной войны, из партизанских отрядов, из плена, включаются в трудную работу по восстановлению разрушенного врагом хозяйства.

В "Избранное" писателя, Петра Лукича Проскурина, вошли повести "Азъ воздам, Господи", "Черные птицы", "В старых ракитах", "Полуденные сны", "Черные птицы", "Тайга" и рассказы. В них - актуальные проблемы современности, внутренний и накаленный драматический мир человека наших дней. Это - сегодняшняя наша жизнь, отображенная впечатляюще полно, точно и взыскующе честно.

Действие романа начинается в послевоенное время и заканчивается в 70-е годы. В центре романа судьба Захара Дерюгина и его семьи. Писатель поднимает вопросы, с которыми столкнулось советское общество: человек и наука, человек и природа, человек и космос.

На 1-й и 4-й стр. обложки - рисунок А. ГУСЕВА.
На 2-й стр. обложки - рисунок Б. ДОЛЯ к повести Н. ЛЕОНОВА "Нокаут".
На 3-й стр. обложки - рисунок П. ПАВЛИНОВА к роману Н. Монсаррата. "Жестокое море".

В центре произведения отряд капитана Трофимова. Вырвавшись осенью 1941 года с группой бойцов из окружения, Трофимов вместе с секретарем райкома Глушовым создает крупное партизанское соединение. Общая опасность, ненависть к врагу собрали в глухом лесу людей сугубо штатских...

Время действия "Отречения" - наши дни. В жизнь вступают новые поколения Дерюгиных и Брюхановых, которым, как и их отцам в свое время, приходится решать сложные проблемы, стоящие перед обществом. Драматическое переплетение судеб героев, острая социальная направленность отличают это произведение.

В уединенном загородном доме, окруженном запущенным старым садом, что-то случилось. Первым почувствовал начало перемен Тимошка - и усиленно втянул воздух черным влажным носом, в его пристально-внимательные грустных глазах появилась настороженность. Тимошка свободно расхаживал везде, утром и вечером он проверял, все ли в пооядке, заглядывая в каждую комнату, в любой потаённый уголок дома, двери, если они не были на запоре, Тимошка привычно...

По Москве сносили много старых строений, освобождая место новым; целые кварталы рушились под разухабистые шутки молодых рабочих, и к этому привыкли. Груды искореженных балок, кирпича, раздерганных стен, дверных и оконных проемов, труб, какой-то дряхлой рухляди - беспризорные теперь громоздкие, массивные шкафы, столы, старинные укладки, окованные железным узорочьем, с прочными, ручной работы запорами, и еще множество самых неожиданных вещей...

Действие романа разворачивается в начале 30-х годов и заканчивается в 1944 году. Из деревни Густищи, средней полосы России, читатель попадает в районный центр Зежск, затем в строящийся близ этих мест моторный завод, потом в Москву. Герои романа - люди разных судеб на самых крутых, драматических этапах российской истории.

Все началось с того, что в диких, малообследованных Медвежьих сопках исчез почтовый самолет с трехмесячной зарплатой рабочих леспромхозов, звероводческих совхозов и других предприятий в верховьях Игрень-реки, и весть эта быстро распространилась по всей округе на сотни километров: назывались большие цифры - свыше миллиона рублей, а некоторые говорили о трех.

Вырос в крестьянской семье. Когда фашисты захватили родные места, отец Проскурина стал сельским старостой. Позже он отступил вместе с немцами. После освобождения Брянщины наши поторопились мать Проскурина вместе с детьми повести на расстрел. Спас Проскурина от гибели случайно проезжавший мимо руководитель района. После войны работал в колхозе. В 1950 году был призван в войска ПВО. Почти вся служба прошла в подмосковном Реутово. Тогда же под псевдонимом Павел Росин опубликовал первые (правда, очень слабые) стихи в окружной газете «Красный воин». Демобилизовавшись в 1955 году, отправился сначала к тёте в Грозный. Но на юге он так и не прижился, поэтому вскоре завербовался на Камчатку, где три года крутил баранку в северных леспромхозах. В 1957 году по пути на Брянщину остановился в Хабаровске, где случайно ему попалась редакция журнала «Дальний Восток». Видно, это был знак свыше. Дело в том, что домой Проскурин возвращался не с пустыми руками: в чемодане лежали бумаги с текстами нескольких рассказов и черновики романа. Первым читателем рукописей стал Сергей Рослый. По его протекции один из рассказов - «Цена хлеба» появился в 1958 году на страницах газеты «Тихоокеанская звезда». Но Рослый считал, что Проскурин должен всё бросить, чтобы прежде всего дописывать роман. В Хабаровске через полгода ждали знаменитостей из московских журналов. Как полагал Рослый, рукопись Проскурина будет в жилу. Так оно и оказалось. Дементьев, представляя в Хабаровске интересы «Нового мира», признал, что для его журнала проскуринское сочинение ещё не дотягивает, но местных издателей оно даже очень может заинтересовать. И уже в 1960 году в Хабаровске читатели получили первую книгу Проскурина. Она называлась «Глубокие раны» и рассказывала о партизанском движении на Брянщине. Естественно, автор в этом произведении о многом умолчал. Всю правду о своём отце он боялся рассказать вплоть до самой смерти. Пока издатели набирали и верстали первый роман, Проскурин вчерне завершил второй. Это уже была книга о жизни камчатских лесорубов «Корни обнажаются в буре». Ею сразу заинтересовались московские издатели. Роман вышел в 1962 году. Но теперь писатель услышал не только похвалы. Больше всех его принялся громить Г.Бровман. Тем не менее в том же 1962 году писателя приняли на Высшие литкурсы в Москве. Через два года, окончив курсы, он уехал в Орёл, где жил вплоть до 1968 года. В Орле Проскурин задумал свои главные романы о Захаре Дерюгине, которые в конечном счёте вылились в трилогию «Судьба» (1972), «Имя твоё» (1977) и «Отречение» (1987 - 1990). В начале 1980-х годов Проскурин написал три повести «В старых ракитах», «Полуденные сны» и «Чёрные птицы», в которых писатель ярко показал, как в общественном сознании обострялся кризис. В перестройку чуть ли не каждая статья Проскурина вызывала шквал откликов. Он первым заявил о ненормальной ситуации с «толстыми» журналами, которые, в какой-то момент утратив всякий интерес к текущему литпроцессу, увлеклись републикациями эмигрантских сочинений и архивными публикациями. Проскурин это увлечение сравнил с некрофилией. Естественно, либеральная критика тут же упрекнула писателя в агрессивном невежестве. Хотя доля правды в размышлениях Проскурина, несомненно, была. Позже, на излёте перестройки писатель удивился, почему вдруг в прессе стали стесняться слова «коммунист». Это уже потом выяснилось, что верхушка партии, предвидя крах господствовавшей тогда идеологии, вовсю готовила себе запасные аэродромы и пыталась навязать обществу иную лексику. Гнев ультрарадикалов вызвали и рассуждения Проскурина в 1988 году о Сталине. Проскурин тогда сказал: «В литературе и искусстве сейчас модно обращаться к фигуре Сталина. Но моё убеждение, за такие колоссальные фигуры, как Сталин, должны браться люди огромного художественного дарования, типа Шекспира или Достоевского. Только тогда художники смогут в трагической, разрушительной личности Сталина выявить созидательные для времени моменты и параллельно увидеть все те тенденции, которые нёс этот образ» («Книжное обозрение», 1988, 22 января). В 1995 году Проскурин опубликовал роман «Седьмая стр

ажа». Как считает Николай Федь, «в «Седьмой страже» тесно переплелись, смешались мощные потоки реалистического и фантастического, образуя фантасмагорию. Именно здесь автор пытается выявить глубинные причины неприязни стоящих над русским народом правителей всех мастей к слову «русский» и особую, почти зоологическую ненависть к нему разноплеменной литературной братии, выбравшей для обеспечения своей затратной и прожорливой жизнедеятельности именно русский язык, но и на дух не принимающей слово «русский». Последним романом писателя стала книга «Число зверя». Герой Социалистического Труда (1988). Лауреат Госпремии России (1974) и Госпремии СССР (1979). В 2000 году стал почётным гражданином Орла.

Вячеслав ОГРЫЗКО