Вальсы Штрауса: история, интересные факты, слушать. Биография штрауса Новый венский вальс

Иоганн Штраус-младший — первый сын знаменитого Иоганна Батиста Штрауса. 15 октября 1844 года состоялся дебют молодого дирижёра в казино, в пригороде Вены. А с 1852 года его оркестр играл при дворе нового императора.

Иоганн Штраус-младший (Johann Strauß (Sohn)) родился 25.10.1825 г. Он был первым сыном знаменитого Иоганна Батиста Штрауса и его первой жены – Анны.

Отец мальчика в то время уже был известным деятелем искусств. Оркестр, в котором Штраус-старший выступал в роли дирижёра-солиста, собирал полные залы. Под его польки и вальсы танцевала вся Вена.

Дети в семье Штраусов рождались один за другим. Отец не хотел, чтобы дети повторяли его путь, и запрещал им брать в руки скрипку (играть на фортепиано не возбранялось). Маленький Иоганн при содействии матери тайно брал уроки скрипки.

В годы учёбы юноша подрабатывал уроками фортепиано в семьях. Свой заработок он отдавал за обучение мастерству игры на скрипке, втайне мечтая превзойти отца. Штраус-старший к тому времени завёл вторую семью. От любовницы Эмилии у него тоже рождались дети.

Иоганн-младший в 19 лет собрал собственную капеллу и решил стать дирижёром. Он подал прошение в венский магистрат. Узнав о его решении, разгневанный отец окончательно оставил семью. Мать подала на развод.

15.10.1844 года состоялся дебют молодого дирижёра. Штраус-сын со своим оркестром выступил в казино, в пригороде Вены. Публика высоко оценила его мастерство. Иоганну-старшему было тогда всего сорок лет. Отец был талантлив и полон сил, имел связи при дворе. Между музыкантами началась борьба. Отец играл при дворе и на светских балах — на долю сына оставались казино и кафе.

Во время революции 1848 года политические убеждения сына и отца разошлись. Старший Штраус поддерживал Габсбургов — сын играл «Марсельезу» для повстанцев. Отец вдруг утратил симпатии публики. Поклонники отвернулись от него, залы начали пустовать. Это подорвало его здоровье. Штраус-старший умер в 1849 г. В жизни сына начались перемены.

Прославленный отцовский оркестр перешёл к сыну. С 1852 года оркестр молодого Штрауса играл при дворе нового императора, Франца-Иосифа I.

Летом 1854 г. представители железнодорожной компании из России явились к Штраусу. Маэстро предложили контракт на выступления в Павловском парке. Иоганн согласился, и уже в мае 1856 года он играл для русской публики и для членов императорской семьи. В Вене его заменил младший брат – Йозеф , который к тому времени тоже стал дирижёром.

В России Штраус провёл пять сезонов. Он серьёзно увлекся русской девушкой, Ольгой Смирнитской. Сразу после разрыва с ней композитор женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая стала для него женой, секретарём и советчиком. В конце 60-х начале 70-х годов Иоганн создал лучшие вальсы: «Прощание с Петербургом», «Сказки Венского леса», «На голубом Дунае». Летом 1869 года в России выступали оба брата – Иоганн и Йозеф. К сожалению, Йозеф был уже болен и вскоре умер.

После смерти брата Иоганн продолжил работу с удвоенной энергией. Он больше не хотел быть «придворным дирижёром» (это место занял младший брат – Эдуард ). Амбициозная Етти посоветовала мужу начать серьёзную работу. Иоганн стал работать над опереттой. Первый музыкальный спектакль состоялся весной 1874 г. (он назывался «Индиго и сорок разбойников» ). Публика была в восторге. Третьим крупным произведением стала «Летучая мышь» . Штраус преодолел новую ступень славы, но в душе он боялся, что когда-нибудь талант и муза покинут его.

Штраус успешно гастролировал, собирал полные залы в столицах России, Англии, Франции и Америки. Он жил в роскоши, входил в высшее общество Вены.

Умерла Йетти Трефц. На какое-то время это выбило Иоганна из колеи. (Позже он женится второй и третий раз.)

К своему шестидесятилетнему юбилею композитор написал оперетту «Цыганский барон» . Она была поставлена во всех крупных австрийских и немецких театрах. А Иоганн решил обратиться к опере — возраст и опыт требовали серьёзной музыки. Его друг Иоганнес Брамс отговорил композитора от этой идеи – не без труда! Брамс был отчасти прав – это могло закончиться для Штрауса провалом. Однако крушение мечты подорвало веру композитора в собственный талант. Новая оперетта — «Венская кровь» — оказалась неудачной.

Штраус перестал выступать, мало появлялся на публике. Его уговорили дирижировать оркестром по случаю 25-летнего юбилея «Летучей мыши». Это было последнее выступление маэстро. Во время спектакля он простудился, началась пневмония. 30.06.1899 г. Иоганн Штраус умер.

Хоронила великого Маэстро вся Вена. Всё состояние Штраус завещал Венскому музыкальному обществу.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ КОРОЛЬ ВАЛЬСА ИОГАНН ШТРАУС

К танцевальным мелодиям, которые называли музыкой для ног, в любую эпоху относились снисходительно. Оперы, оратории и симфонии всегда считали благородными жанрами, а вот всяческие кадрили, вальсы и польки относили к второсортным творениям в силу их развлекательного характера. И только одному австрийскому композитору удалось изменить эту музыкальную иерархию, подняв мелодии для танцев на недосягаемые ранее симфонические высоты. Имя его – Иоганн Штраус . Он написал почти полтысячи произведений. Сочинения талантливого Штрауса-младшего звучали во всех уголках мира и продолжают занимать лидирующее место в репертуаре многих театров.

Сын-конкурент

Основателями «вальсовой династии» принято считать Йозефа Ланнера и Иоганна Штрауса-старшего. Их искусство многим казалось недосягаемым. Но так было до тех пор, пока на горизонте не появился их главный соперник. По иронии судьбы им стал сын Штрауса – Иоганн Штраус-младший , который появился на свет в Вене 1825 года.

Старшему сыну Иоганну отец прочил будущее в коммерческой сфере, второго же – Йозефа – определил на военную службу. Все шло по плану, пока отец не обнаружил крамольную (по его мнению) страсть отпрысков к музыке. Жене стоило больших трудов уговорить его разрешить сыновьям заниматься игрой на рояле.

Иоганн завораживал друзей своим умением импровизировать на музыкальном инструменте. А позже отец выяснил, что старший сын втайне от всех учится играть и на скрипке. Да к тому же уроки ему давал сам Франц Амон, который был одним из лучших музыкантов оркестра Штрауса-старшего. Иоганн обучал соседских детей игре на фортепиано и тем самым зарабатывал себе на уроки Амона.

Лучшие учителя

Вскоре семью Штраусов настигло серьезное испытание – отец ушел к одной из своих молодых поклонниц, и содержание родных пришлось взвалить на себя Иоганну-младшему. Вот так он оказался главой семьи в 18 лет. К счастью, мать во всем поддерживала сына и самое главное – заботилась о его музыкальном образовании, несмотря на финансовые трудности. Мать бережно хранила ноты первого вальса Штрауса, который тот написал в 6 лет. Благодаря стараниям Анны Иоганн учился у репетитора балета венского оперного театра и ведущего преподавателя консерватории по классу композиции. Но своим главным учителем Иоганн считал капельмейстера одной из венских церквей – аббата Йозефа Дрекслера, который был знатоком контрапункта и гармонии. Это он заставлял молодого композитора сочинять духовные произведения. Штраус-младший в то время мечтал о «земной» музыке, но учителя не ослушался, и вскоре его кантата была публично исполнена в одном из храмов Вены.

Мудрый Дрекслер нашел для Иоганна стимул, чтобы тот занимался церковной музыкой. Он разрешил ему играть на органе и скрипке в той церкви, где был регентом.

Доброго утра, Штраус-сын

Как-то раз аббат услышал вальс на органе в исполнении Штрауса, когда зашел в пустой храм. Иоганн твердо стоял на своем – он хотел руководить танцевальной капеллой и сочинять танцевальную музыку. Дело было за «малым» – молодому человеку оставалось подыскать квалифицированных музыкантов. Он не мог допустить, чтобы его коллектив был хуже отцовского. И вот в один из воскресных дней октября 1844 года афиши и пресса города возвестили о предстоящем концерте молодого Иоганна Штрауса . Публика была заинтригована, ведь Штраусу-старшему едва исполнилось 40 лет, он еще был полон творческой энергии, а тут сын уже наступает на пятки. После концерта газеты запестрели восторженными отзывами. Критики писали: «Доброй ночи, Ланнер, доброго вечера, Штраус-отец, доброго утра, Штраус-сын !».

Революционные симпатии

Молодой композитор не просто взял, а выхватил эстафетную палочку из рук своих предшественников. И хоть его первые произведения мало отличались по форме от мелодий отца и Ланнера, но в них уже чувствовалась мощь таланта.

Когда наступил революционный 1848 год, Иоганн горячо откликнулся на политические события и поддержал народ. Он создал «Марш революции», который звучал словно призыв к борьбе. Эта музыка быстро стала самым популярным произведением восставших, получив второе название – «Венская Марсельеза». Однако Венское восстание подавили, и новая власть не забыла Штраусу-младшему его революционных симпатий. Иоганна долго не приглашали ко двору, а его вальсы не звучали на балах императора.

Семейный подряд

В 1849 году от скарлатины умер Иоганн Штраус-старший. В последнее время ему нелегко давалась популярность сына, потерю былой славы он переживал очень тяжело. Умер он в одиночестве, но похороны композитора прошли со всеми почестями.

Оркестр отца лишился руководителя и все тот же друг семьи скрипач Франц Амон настоял, чтобы место Штрауса-старшего занял его сын. Все артисты оркестра пришли к Иоганну и торжественно передали ему дирижерскую палочку отца. С тех пор у Штрауса-младшего началась повседневная напряженная концертная и композиторская деятельность.

Такая интенсивная работа быстро подорвала здоровье молодого музыканта. От переутомления он серьезно заболел. Коллеги знали, какой это изнурительный труд – руководить капеллой. Иоганн передал управление коллективом своему брату Йозефу, а когда и тот занемог, на помощь пришел еще один брат – Эдуард. Семейство Штраусов стало кумиром всей Вены. Сатирики того времени прозвали их торговцами музыки оптом и в розницу.

Новый венский вальс

Вальсы раннего периода творчества Штрауса напоминали произведения его отца на пике карьеры. Но очень быстро сын почувствовал себя скованным формой традиционного венского вальса и направил свою энергию на создание мелодии нового типа, показав весь свой талант. Он решился на смелый шаг и удвоил объем вальса с 8 и 16 тактов до 16 и 32, превратив его с обычной танцевальной музыки в самостоятельный жанр, который зазвучал теперь и на концертах.

Гастроли Штрауса закрепили его международную известность и способствовали распространению венского вальса. В Петербурге ему предложили ангажемент на все лето 1856 года, от которого он не смог отказаться. Штраус провел в Российской империи с небольшими перерывами целое десятилетие.

Во время одной из прогулок по городу в 1858 году Иоганну представили 21-летнюю Ольгу Смирнитскую, которая завладела сердцем композитора. Но мать девушки противилась их отношениям. Штраус посвятил любимой несколько произведений, писал трогательные послания, однако разлука оказалась неизбежной. В 1862 году Ольга вышла замуж за военного, а Иоганн решил связать свою жизнь с оперной певицей Генриеттой Халупецкой, которая была старше его и имела семерых детей от предыдущих браков.

Голубой Дунай Иоганна Штрауса

Середина 1860-х годов считается периодом расцвета творчества Штрауса-младшего . Он написал вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Жизнь артиста», «Новая Вена». Любое из этих произведений могло бы сделать его имя бессмертным. Благодаря этим вальсам танцевальная музыка взобралась на высшую ступень поэтизации. Новый танец Иоганна Штрауса напоминает симфоническую миниатюру, которая сочетается с предельной романтизацией танцевального жанра. Вальсам композитора свойственно возвышенное настроение, им чужда высокопарность, они сердечны и просты.

Когда «На прекрасном голубом Дунае», к большому удивлению автора, стал самым популярным из его вальсов, Штраус решил отблагодарить дирижера Иоганна Гербека. Ему он был обязан успехом этого произведения. Композитор посвятил Гербеку вальс «Вино, любовь и песня», а «Венская кровь» и «Новая Вена» лишь закрепили за Иоганном Штраусом-младшим знание «короля вальса».

Жемчужины в короне композитора

Творческий расцвет Штрауса продолжился опереттами , «Принц Мафусаил», «Карнавал в Риме», «Ночь в Венеции», «Цыганский барон» и другими произведениями, которые стали жемчужинами в короне композитора. Кстати, к оперетте Штраус обратился после знакомства с родоначальником жанра – Жаком Оффенбахом. Однако Иоганн не пошел путем своего французского коллеги. Первые шаги Штрауса на этом поприще подчеркнули его новаторский подход ко всему, за что он берется. Иоганн создал новый тип танцевальной оперетты. Этот жанр был целиком подвластен стихии танца, конечно же, венского вальса. Классикой этого жанра стала «Летучая мышь» (впервые поставленная весной 1874 года), которая до сих пор не сходит с театральных сцен и популярна среди самой разной публики.

От танцев к опере

В 1878 году Штраус овдовел. Потрясенный композитор, который всю жизнь панически боялся смерти, покинул дом, поручив брату заняться похоронами супруги. Иоганн уехал в Италию. Вскоре он познакомился с молодой певицей из Германии Анжеликой Дитрих и женился на ней, но этот брак оказался крайне неудачным. Пережить разрыв с предавшей его женщиной Штраусу помогла любимая работа.

Его новую оперетту «Кружевной платок королевы» ждал успех. Прошедшая 1 октября 1880 года премьера сделала театру Ан дер Вин такой кассовый сбор, какого он не видел многие годы.

Во время создания оперетты «Ночь в Венеции» Иоганн увлекся вдовой своего давнего приятеля-однофамильца. Адель ответила на его чувство взаимностью. На этот раз король вальса не ошибся в выборе, Адель стала заботливой и преданной женой, которую ценили все его друзья.

Со временем сбылась еще одна мечта Иоганна Штрауса – он доказал миру, что наряду с танцевальной может писать и серьезную музыку. В 1892 году он представил публике оперу «Рыцарь Пасман». А еще через 6 лет завершил предварительную версию балета «Золушка», до премьеры которого композитор, к сожалению, не дожил. 1899 года он умер от воспаления легких. Его похоронили вблизи могил , Брамса и .

ФАКТЫ

Оперетта «Цыганский барон» поразила почитателей Иоганна Штрауса . Немецкий композитор Иоганнес Брамс сказал, что после «Волшебной флейты» ни один музыкант не достиг в комической опере тех высот, на которые взлетел Штраус.

Ради единственной поездки в Соединенные Штаты Америки Иоганн Штраус разорвал контракт с российскими Царскосельскими железными дорогами. Предполагалось, что композитор проведет и одиннадцатый летний сезон в Павловске. Однако Штраус направился в Бостон для участия в грандиозном концерте. Там ему предоставили возможность дирижировать оркестром из тысячи музыкантов!

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена

Иоганн Штраус, биография которого вызывает искренний интерес у любителей классической музыки - знаменитый австрийский композитор, скрипач, дирижер, крупнейший мастер венской оперетты и венского вальса. На его счету около пятисот произведений в жанре танцевальной музыки (мазурки, польки, вальсы и прочие), которые автору удалось вознести на высокий художественный уровень.

В своих творениях Иоганн Штраус опирался на традиции родного отца, Ф. Шуберта, И. Ланнера, К. М. Вебера. За счет симфонизации композитор придал индивидуальную образность вальсу, популярность которого обусловили мелодическая красота и гибкость, романтическая одухотворенность, опора на городской австрийский фольклор и практика бытового музицирования.

Семья Иоганна Штрауса-младшего

Штраус-старший, отец Иоганна, в свое время перепробовал не одну профессию, чтобы найти себя в музыке.

Талантливый скрипач организовал собственный оркестр, увеселявший танцевальной музыкой богатых австрийцев, сам занимался сочинительством, много гастролировал со своим музыкальным коллективом и удостоился титула «король вальса». Ему аплодировали Брюссель, Лондон, Париж и Берлин; его вальсы оказывали магическое воздействие на публику.

Музыкальность семьи Штраусов

Почти десятилетие семья композитора меняла место жительства, переезжая из одной квартиры в другую, и стены каждой из них становились свидетелями рождения нового ребенка. Старший сын Иоганна Штрауса, тоже Иоганн, родился в Вене 25 октября 1825 года. Всего в семье было семеро сыновей - все они впоследствии стали музыкантами. И это логично, ведь в домашней атмосфере Штраусов всегда присутствовала музыка. Репетиции оркестра часто проходили в домашней обстановке, что давало ребятишкам возможность наблюдать, как рождаются настоящие нотные шедевры. Сведения о некоторых из них подтверждают, что Йозеф стал дирижером в оркестре Штраусов с 1853 года и автором популярных оркестровых пьес, Эдуард - скрипачом, дирижером и автором танцевальных сочинений, а в 1870 году - преемником Иоганна на посту дирижера придворных венских балов.

Детские годы Иоганна Штрауса

Старший сын пел в церковном хоре, а в своем отце видел кумира, которого рано или поздно хотел превзойти. В шестилетнем возрасте мальчик уже наигрывал собственные сочинения, что не отвечало интересам родителей, ведь ни один из них не желал музыкального будущего своим чадам.

Иоганн-младший учился в политехническом училище и втайне от отца осваивал музыкальную грамоту. Свои первые деньги будущий композитор Штраус, биография которого имеет множество взлетов и неоднократных падений, начал зарабатывать обучением игре на фортепиано, тут же расплачиваясь ими за уроки игры на скрипке. Родительские попытки привлечь юношу к банковскому делу оказались безуспешными.

Штраусы: старший и младший

Штраус-старший тем временем завел новую семью, в которой появилось еще семеро детей. Факт ухода отца позволил Иоганну открыться в своем увлечении, поэтому он стал брать уроки, уже не скрываясь. В 1844 году Иоганн был удостоен права дирижировать в венском магистрате и в 19-летнем возрасте создал собственный концертный ансамбль, исполнявший его произведения. На первом же выступлении, ставшем сенсационным для венской публики, младший Штраус, биография которого только брала свое начало на музыкальном олимпе, доказал, что его музыка может конкурировать с музыкой отца, которому на тот момент было 40 лет. Поступок сына привел Штрауса-старшего в ярость, и он, имеющий большое количество связей в высших кругах, постарался максимально усложнить жизнь своему чаду, что обусловило возникновение между родными людьми жестокой борьбы. Отец все так же играл на светских мероприятиях при дворе, сыну осталось реализовывать свой талант в кафе и казино (два небольших заведения в Вене). В это же время Штраус-старший начал бракоразводный процесс с первой женой, что обусловило несдержанность старшего сына и его публичные нападки на отца. Результатом судебного разбирательства стал выигрыш Штрауса-старшего в бракоразводном процессе: свою семью он оставил без наследства и каких-либо средств к существованию. На концертных подмостках Иоганн-старший также триумфовал, в то время как оркестр его сына влачил жалкое существование. Тем более Иоанном-младшим вплотную интересовалась полиция, имевшая о нем сведения как о человеке расточительном, легкомысленном и безнравственном.

Биография Штрауса: краткое содержание

Неожиданно для всех в 1849 году отец умер, чем открыл Штраусу-младшему дорогу в музыкальный мир Вены, к тому же знаменитый оркестр именитого композитора без слов избрал его своим дирижером, и свои контракты с ним возобновили почти все увеселительные заведения города. Карьера композитора резко стала подниматься вверх: при дворе молодого императора в 1852 году уже играл Штраус. Биография кратко описана во многих учебниках музыки.

В 1854 году к композитору с деловым предложением, подразумевавшим выплату немалой денежной суммы, явились представители железнодорожной компании России, пригласившие его на выступление в роскошный Павловский вокзал и парк, в котором размещались царские дворцы. Иоганн Штраус, краткая биография которого описана во многих учебниках по истории музыки, сразу согласился и покорил местную публику своими польками и вальсами. Его выступления посещали даже члены императорской семьи.

Личная жизнь композитора

Иоганн Штраус, биография которого всю жизнь была связана с музыкой, пережил немало любовных романов в России, но свое семейное счастье нашел в Вене. В 1862 году он женился на Етти Трефц, женщине старше его на 7, лет имевшей от «короля вальса» на тот момент четырех сыновей и трех дочерей.

Эта женщина была не только его женой. Етти (бывшая оперная дива Генриетта Халлупецки) стала для композитора секретаршей, сиделкой, деловой советчицей и музой одновременно; при ней Штраус вознесся еще выше и поверил в свои силы. В 1863 году супруга вместе с мужем посетила Россию, в то время, как в Вене пожинал плоды популярности брат Йозеф, ставший также В 1870 году он умирает, а венец его славы, как и отца, перенимает Иоганн Штраус.

Биография кратко: время славы

Это были годы расцвета творчества композитора. В это время Иоганн Штраус, биография и творчество которого тесно переплетены между собой, создает свои знаменитые произведения «Сказки Венского леса» и «Голубой Дунай», выразившие музыкальную душу Вены и сотканные из мелодий самых различных народов, ее населяющих. Оперетты композитор начал писать в 70-х годах XIX века под влиянием Ж. Оффенбаха. Однако, в отличие от французской оперетты с ярко насыщенным драматизмом, в произведениях Штрауса господствует стихия танца. Первая оперетта «Индиго и сорок разбойников» была воспринята австрийской публикой на ура.

Вершины творчества Штрауса в этом жанре - «Цыганский барон», «Летучая мышь». Музыку Штрауса высоко ценили П. И. Чайковский, И. Брамс, Н.А. Римский-Корсаков. Мировой успех за автором закрепили выступления в Великобритании, Франции и США; композитор управлял двадцатитысячным оркестром при поддержке ста дирижеров-ассистентов. Несмотря на всеобщее признание, Иоганн Штраус (биография и творчество кратко описаны во многих учебниках по музыке) всегда был полон сомнений и недоволен собой, хотя темп его работы можно назвать лихорадочным, очень напряженным.

Всемирное признание

Отказавшись от придворного дирижирования, Иоганн Штраус, краткая биография которого описывает ключевые моменты его творчества, продолжал гастролировать по разным странам, с успехом выступать в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Бостоне. Размер его доходов способствовал строительству собственного «городского дворца» и роскошной жизни. На некоторое время из привычного ритма жизни Иоганна Штрауса выбили смерть любимой жены и неудавшийся второй брак с актрисой Анжеликой Дитрих, которая была младше композитора на 25 лет. Женитьба в третий раз - на Адели Дойч, 26-летней молодой вдове, брак с которой оказался счастливым, вернула композитора в привычный для него образ жизни. Своей третьей супруге Иоганн Штраус, биография которого вызывает искренний интерес у современного поколения, посвятил вальс «Адель».

В 1885 году, накануне 60-летия композитора, состоялась громкая премьера оперетты «Цыганский барон», ставшая настоящим праздником для жителей Вены, а далее и для остальных жителей планеты. Штраус тем временем внимательно следил за музыкальными тенденциями в музыкальном мире, учился у классиков, поддерживал дружбу с такими маэстро, как и Иоганн Брамс.

Иоганн Штраус, биография которого вызывает интерес молодого поколения, решил попробовать себя в опере; в 1892 году состоялась премьера написанной им оперы «Рыцарь Пасман», а предварительная версия балета «Золушка» была дописана в конце 1898 года. До ее премьеры композитор уже не дожил.

Последние годы жизни композитора

Успех Штрауса не всегда находился на вершине взлета: были и падения. Так, оперетта «Венская кровь» не имела такого успеха, как предыдущие произведения, и выдержала лишь малое количество представлений. Последние годы жизни Штраус, биография которого интересна многим его почитателям, провел в уединении, он прятался в собственном особняке и время от времени играл с друзьями в бильярд. По случаю 25-летнего юбилея оперетты «Летучая мышь» композитора уговорили дирижировать увертюрой. Это оказалось его последним выступлением, Иоганн Штраус простудился и заболел воспалением легких. Возможно, композитор предчувствовал свою смерть, в минуты сознания его супруга слышала, как он чуть слышно напевал: «Славно, друзья, должен прийти и конец». Эта песня была написана учителем Иоганна Йозефом Дрекслером. Умер Штраус на руках у Адели 3 июня 1899 года. Вена устроила ему, как и Штраусу-старшему когда-то, грандиозные похороны. Могила композитора расположена среди могил других гениев музыки: Брамса, Шуберта и Бетховена.

Иоганн Штраус (сын) краткая биография изложена в этой статье.

Иоганн Штраус краткая биография

Иоганн Штраус-сын - австрийский композитор, дирижёр и скрипач, «король вальса».

В семье Штраус было семь сыновей, все из которых впоследствии стали музыкантами. В детстве отец запрещал Иоганну играть, не желая видеть будущее мальчика в музыкальном направлении.

Официально учась в Политехническом училище, будущий композитор Штраус обучается музыке втайне от родителей. Лишь после ухода отца в другую семью Иоганн, не скрываясь, берет уроки.

В 1844 Штраус получил право дирижировать в венском магистрате. Иоганн организовал небольшой оркестр, играющий его произведения. Музыка Штрауса на первом же выступлении поразила публику, увидевшую в композиторе конкурента отцу и между ними началась борьба.

Штраус старший, пользуясь связями, ограничивал выступления сына. А сам продолжал играть на светских мероприятиях. Возможно, он опасался, что сын окажется куда лучшим музыкантом. Наряду с этим происходит бракоразводный процесс между родителями, в котором отец оставляет семью практически нищей. Но неожиданно в 1849 году отец Иоганна умирает. После этого оркестр отца без оговорок присоединяется к оркестру сына. Музыка Иоганна Штрауса настолько полюбилась публике, что его стали приглашать на все концерты и балы.

Получив в 1854 году приглашение выступать в России, композитор немедля согласился, оставив в Вене вместо себя брата Йозефа. Польки, вальсы Иоганна Штрауса быстро получили признание.

В 1862 году он женится на Етти Трефц, которая оказала большую поддержку в жизни Иоганна Штрауса.

В 1860-70 годах создаются одни из самых знаменитых произведений композитора: «Сказки Венского леса», «Голубой Дунай». Выступая в Великобритании, США, Франции произведения Штрауса еще более закрепляют за автором мировой успех. Написанная в 1874 году оперетта Штрауса «Летучая мышь» свою долю популярности получает лишь через 20 лет.

Не все, наверное, знают, что каждый вальс Иоганна Штрауса – это на самом деле обычно пять вальсов, вальсовая сюита. Вот и мы построим рассказ о нем как сюиту, где вступление будет посвящено, собственно, не «королю вальса», а его родному городу, который Штраус воспел и остался его кумиром по сей день.
Итак, сначала несколько слов о Вене, – прежней и нынешней.

Город музыки

Те из наших соотечественников и современников, кто побывали в Вене, сравнивают ее с Петербургом. Не только из-за обилия достопримечательностей, а и из-за того еще, что сами жители города воспринимают себя как некую историческую достопримечательность. Вот уже скоро век пройдет, как Вена потеряла свою императорскую корону и стала столицей небольшой «альпийской республики». Однако имперский дух в венцах живет и поныне. Причем не в виде милитаристских, а именно в виде великосветских замашек. Только здесь дамы до сих пор прогуливаются в меховых манто, не рискуя подвергнуться нападенью «зеленых» с баллончиками несмываемой краски. Только здесь можно увидеть лакеев в ливреях и париках. Лишь здесь не только аристократы, но и простые буржуа считают СВОИМ ДОЛГОМ посещать оперу, а не матч по регби или футболу. Только здесь устраиваются знаменитые новогодние балы, билет на которые стоит примерно столько, сколько последняя модель «мерседеса». И на этих балах царит не президент республики, а представители одной из древнейших династий Европы – Габсбурги, а вместе с ними бесконечное число принцев, герцогов и прочих громко и длинно титулованных особ с немецкими, венгерскими, польскими, итальянскими, чешскими, французскими фамилиями, которые словно явились сюда со сцены опереточного театра.
Наконец, только здесь, войдя в кафе, вы рискуете полчаса прождать, прежде чем официант подойдет к вам, а потом еще полчаса – прежде чем он выполнит ваш заказ. Вальяжность, патриархальность и аристократизм – главные черты характера веселой старушки Вены.
И все же венцы гордятся не только былым имперским величием. Бесспорно, что в течение столетия (с середины 18 века) Вена была столицей европейской музыки. От Гайдна до Малера, от Моцарта до композиторов «новой венской школы» (Веберн, Берг, Шонберг, – и это уже 20-й век!)… А также Шуберт, Бетховен, Брамс, Брукнер, Сальери, Зуппе, Кальман, Легар. И, естественно, наверно, самый любимый из них ВСЕМИ венцами – Иоганн Штраус-сын.
Музыка пронизывала жизнь и быт венцев до такой степени, что ноты новых произведений подчас раскупались, как газеты, ведь многие умели читать их с листа. Во время одной из войн с Наполеоном начальник австрийского генерального штаба обратился к главнокомандующему императору Францу с вопросом, где провести военный совет. В маленьком замке, где они остановились, был только один поместительный зал. «Ничего страшного, совещайтесь в нем, господа! Старина Гайдн прислал нам на этот раз квартет. Мы отлично порепетируем и в малой гостиной», – ответствовал император.

Революция… в ритме вальса

«Новые времена – новые песни». И новые танцы, добавим мы. Вальс возник задолго до Великой французской революции на основе немецкого танца лендлера и считался крайне непристойным. Революция реабилитировала его. Правда, в России при императоре Павле он был запрещен строжайше. И поделом: вальс был не просто новомодным танцем, он отражал совершенно новое отношение людей друг к другу. Если в жеманном менуэте партнеры подавали друг другу два пальца, а в гавоте и полонезе к тому же требовалось соблюдать очередность пар согласно социальному статусу, то в вальсе люди были максимально раскованы. Это шокировало стариков, увлекало молодых и вообще было чем-то вроде бит-, рок- или панк-революции, только гораздо глубже и с несоизмеримо более выдающимися последствиями в плане музыки.
Вальсы писал еще Моцарт. Но танцевать их публично в массовом порядке стали в Вене лишь в начале 19 века. Тогда же открылись первые танцевальные залы. Если раньше балы устраивались в частных домах и дворцах знати, то теперь появилась возможность смешивать разные слои общества. Для сравнения: подобное танцевально-музыкальное смешение сословий у нас в России учредилось только лет тридцать спустя, в 30-е годы 19 века. (Это были публичные маскарады в доме Энгельгардта в Петербурге, – их нравы стали основой интриги лермонтовского «Маскарада»).
Демократическая публика и танцев жаждала современных, демократических. Конечно, прежде всего, тогда это был вальс.
Великолепные образцы вальса оставил Ф. Шуберт. Однако теми, кто писал именно вальсы для танцзалов, были в то время Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус-отец.