Татуировка череп. Значение тату "Череп": историческая справка и наши дни

Как и кем используется символика черепа

Сегодня и в обозримом прошлом эта символика объединяет, пожалуй, самые не похожие группы людей. Схимники православных монастырей, пираты, готы, рокеры, эсесовцы, гусары, летчики, эмо… и многие другие группы используют череп в своей символике. В субкультурах череп как символ бесстрашия перед смертью и скоростью используется байкерами – мотогонщиками. У байкеров и военных череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой - реформа законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов и копирайта. Она выступает за свободный некоммерческий обмен информацией и недопустимость преследования за этот обмен по закону. В древнем Риме череп с костями символизировал победу над смертью, символ использовался воинами во время триумфальных победных шествий, и всегда сопровождался латинской фразой, ставшей в наше время крылатым выражением: «Memento mori» ,«помни, что ты смертный». Воины древнего Рима наносили изображение черепа на одежду, а так же использовали в различных нательных аксессуарах. В наше время символ черепа активно используется в военной атрибутике воинами- наемниками во время различных конфликтов. Этот символ «украшает» современные неонацистские организации.

Ну и конечно, изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности, например, о токсичных материалах на химическом производстве, высоком напряжении электрического тока. Особенно часто встречается он сегодня на опорах электропередач, где он еще и дополняется надписью: "Не влезай! Убьет!".

Последние десять лет, череп стал привычным принтом или образом для дизайнеров одежды и украшений. Образ черепа не только обслуживает представителей субкультур, но и считается приемлемым для людей с традиционным типом мышления. Активно используется Александром, Alexander McQueen, Полем Готье, ..

Символический смысл черепа

Вопросы о жизни и смерти, о бессмертии всегда волновали людей, и череп как двоякий символ смерти и бессмертия, является поводом для различных трактовок и философствований на эти темы. Череп это символом смерти и символ противостояния ей. Устойчивость костных тканей к разложению и тлению еще в самых древних культурах символизировали жизненную силу. Череп-эмблема смертности человека. Но череп всегда рассматривался как вместилище души и считается, что душа продолжает жить в пределах черепа после смерти человека. Если вы владеете черепом другого, то вас уже двое, поэтому череп может принести обладателю победу в экстремальных столкновениях. По этой причине череп человека наделяется особой ритуальной ценностью со времен палеолита. По этой же причине он активно используется военизированными и экстремальными группами людей. Если деятельность личности не предполагает активность, то символизм черепа сводиться к « размышлениям и философствованиям». С таким смыслом он используется в христианстве и в субкультуре готов, обозначая отшельников и обособление от социума.

Культ черепа

мифы, мистика, религия, традиции.

Во многих первобытных племенах череп считался вместилищем душ и. Голову убитого врага не хоронили вместе с телом, а ставили на почетное место в жилище, объясняя это тем, что отныне она принята в семью и не должна никому в этом доме делать ничего плохого. Череп поверженного красили в яркие цвета, чтобы он не чувствовал себя «обиженным». Сходные обряды производились и над черепами умерших родственников. У кельтов Череп почитался в качестве средоточия священной силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил и даровала здоровье и богатство. Череп - атрибут индуистских и христианских отшельников, знак их отречения от мира на пути к спасению. Также череп может быть мерилом развития (продвинутости) личности у тибетский божеств. Даосских бессмертных (сянь) часто изображают с непомерно разросшимся черепом - знак того, что они накопили в своем мозгу огромное количество энергии ян.

Человеческая голова использовалась во многих предсказательных ритуалах. Скандинавский Один всегда брал с собой голову Мимира, которая приносила ему вести из других миров. Убеждение в том, что череп обладает силой умершего человека отражено в многочисленных мифических историях.

Жак де Моле (магистр Тамплиеров) был сожжен по приговору суда инквизиции 18 марта 1314 г., предав проклятию короля и папу. Люди слышали, как Великий магистр прокричал: «Климент! Греховный судья и бессердечный палач! Я говорю: через сорок дней тебя настигнет кара господня!». Говорят, что оставшиеся в живых тамплиеры заплатили палачу и он, притушив огонь, вынул череп, который потом очистили. Затем череп вместе с идолом Бафометом был отправлен в Шотландию, откуда уже во времена покорения масонами в Америку

Череп магистра, помимо других мистических свойств, обладал силой проклятия. Де Моле проклял главных виновников суда над орденом - Папу Климента V, который умер через 40 дней после смерти магистра, а через несколько месяцев скончался от неизвестной страшной болезни и Филипп Красивый, затем ту же судьбу разделили три его сына, которые погибли один за другим в течение 14 лет. В народе их называли «проклятыми королями». Дальнейшее развитие легенды приписывает Жаку де Моле пророчество того, что династия французских королей прервется на плахе. И проклятие сбылось: в 1786 году Людовик XVI на масонском собрании был осужден на смерть, и через три года, во время Революции, обезглавлен.

В среде майя практиковался так называемый «культ черепов »: отделенная от тела голова очищалась, а в черепе сверлилось отверстие для ношения в качестве кулона. При раскопках в одной из деревень племени археологи обнаружили забор из человеческих черепов. Во время завоевания Мексики спутники испанского конкистадора Эрнана Кортеса обнаружили хранилище ацтекского храма, где были складированы несколько тысяч черепов.
В воинских обрядах кельтов, скифов и гуннов культу человеческого черепа отводилось центральное место . Черепа не только вывешивались у входа в святилище, но они служили в качестве украшения жилищ. Число подвешенных черепов на поясе кельтского или гуннского воина было своеобразным показателем его доблести. Череп считался не только символом победы над врагом, но также средством защиты победителя.

По мнению кельтов, мистическая сила, заключенная в голове, продолжает и после смерти побежденного служить его победителю. Часто черепа оправлялись в золото или серебро и из них делались сосуды для питья. Кельтские всадники шли в бой, прикрепив головы на копья и упряжь лошадей. Когда вождь кельтов убивал предводителя вражеского войска, он отрезал ему голову и преподносил ее храму. Позже череп использовался как священный кубок в различных ритуалах. Смертельно раненному товарищу также отрубали голову, чтобы она не попала в руки врага. Головы менее знатных врагов прибивались на жилищах, как это делают охотники с головами убитых животных. Между тем черепа проявивших в бою воинскую доблесть вываривались в масле и бережно хранились в сундуках. Культ черепа играл заметную роль и в воинских обрядах скифских племен: они пили кровь первого убитого врага, предъявляли головы врагов королю при требовании своей доли добычи, использовали скальпы как платки, шили из них юбки и украшали черепа. В основе этих, на первый взгляд, варварских обычаев лежит представление о том, что голова являет собой божественный бессмертный дар. Именно в ней были заложены данные человеку способности и смысл его жизни, которые победитель хотел перенести на себя для защиты и противодействия несчастью.

Как известно, со своими личными врагами скифы долго не церемонились. Если скиф совершал убийство, иногда даже своего соседа или родственника, он распиливал его череп. Верхняя часть черепа тщательно вычищалась и вымывалась, после чего из нее делалась чаша для питья. Для этого половинку черепа обтягивали сыромятной кожей, а богатые скифы украшали сверху ее золотыми или серебряными пластинами. В праздничные дни такие чаши вынимались из хранилищ и выставлялись перед гостями, чтобы напомнить им, что у хозяина было множество врагов, но всех их ему удалось одолеть. Тем самым он предупреждал своих гостей, что с ним лучше не ссориться. Когда человек пил из такого сосуда, он вместе с напитком, содержавшимся в нем, как бы поглощал и жизненную силу, сохранявшуюся в черепе. Примеры такого обычая мы можем почерпнуть даже из отечественной истории. Лаврентьевская летопись так сообщает о гибели знаменитого русского князя Святослава Игоревича на днепровских порогах: «И напал на него Куря, князь печенежский; и убили Святослава, и отрезали голову его, и сделали из черепа чашу, оковав череп (серебром), и после пили из него».

В христианской иконографии при изображении святых и апостолов череп используется для обозначения отшельников. Изображение с черепом, свидетельствует об их размышлениях о смерти. С черепом изображаются св. Магдалина, св. Франциск Ассизский.

В православии по преданию, прах Адама находился на Голгофе – где произошло распятие Христа, его кровь омыла череп Адама и в его лице все человечество – даруя возможность спасения. Символическое значение черепа с костями в православии – это освобождение от смерти и возможность спасения. Череп и кости – адамова голова до сих пор наносится на монашескую схиму, а так же используется в нательных крестах и распятиях.

Опираясь на это предание, средневековые иконописцы часто изображали капли крови, вытекающие из ран Христа и падающие на череп Адама, что символизировало смывание его греха. Иногда череп Адама изображали перевернутым, в виде своеобразной чаши, где накапливается стекающая кровь Христа. В этом случае голова Адама фактически отождествляется со Святым Граалем. Череп, наполненный кровью, символизировал в иконографии самоотречение и искупление грехов.


В живописи

В изобразительном искусстве череп выступает и как самостоятельный символ, и как главный атрибут персонифицированных фигур. Символизм бренности существования передан в цикле картин, объединенных латинским наименованием «Vanitas» . Ванитас (лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие») - жанр живописи эпохи , аллегорический натюрморт , композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.

Рядом с черепом часто изображали… еду. Фрукты, овощи, мясо, другие скоропортящиеся продукты. Вместе эти предметы должны были напоминать зрителю о быстротечности жизни. «Спешите творить добро, – говорят нам авторы таких натюрмортов, – ведь жизнь проходит так же быстро, как гниет груша». Также популярны были песочные часы, цветы, напитки, не долгоживущие бабочки и символы человеческих занятий, отнимающих жизнь.

Череп как атрибут персонифицированной Меланхолии, сидящей над раскрытой книгой, выражает бесплодность ее усилий овладеть познаниями и мудростью. Дряхлый старик, рассматривающий череп, представляет аллегорическую фигуру Старости.

В портретной живописи рука персонажа, возложенная на череп, указывает на глубокое почтение к покойному. Венок, увенчивающий череп, красноречиво свидетельствует о посмертной славе умершего.

Череп среди войн и противостояний.

Синонимы: Адамова голова= Мертвая голова =Totenkopf =Веселый Рождер

В дополнение к черному цвет обязательны: кости, сабли, молнии...

Пираты

Возникновение черного пиратского флага Примерно в середине XVI века достаточно логично. Корабли и флот появились в первую очередь для военных целей, поэтому была разработана система цветов флагов. Черный флаг означал приказ к немедленной остановке и капитуляции , желтый – символизировал смертельное заболевание на борту или безумие экипажа корабля. Если судно не реагировало на предупреждение, поднимался красный флаг, означавший невозможность проявления милосердия.

Общеизвестное название пиратского флага – «Веселый Роджер» (Jolly Rodger), возможно от английского слова roger - «мошенник-бродяга» или в некоторых контекстах - сам дьявол. Ведь одно из шутливых прозвищ Сатаны - Old Roger, Старина Роджер.


Да, многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например, у пирата Калико Джека Рэкхама на флаге был череп со скрещенными абордажными саблями, у Томаса Тью - рука с мечом, у легендарной Черной Бороды Эдварда Тича - скелет с копьем пронзающий алое сердце(!), у Эдварда Лоу - красный скелет. У Кристофера Кондента черепов со крещеными костями было сразу три, зато у Эдварда Инглэнда "мертвую голову" дополняли песочные часы! Пират Эммануэль Уин хотя и имел на флаге изображение черепа и скрещенных костей, сам череп у него был нарисован боком и смотрел почему-то слева на право.

Элемент военной формы

Чаше всего череп упоминается в военное время.


Изображение черепа с костями вошло в моду в армиях в эпоху романтизма в литературе, живописи и архитектуре – в XVIII веке. Военные сами заказывали себе значки с черепами и вешали их на свои мундиры. Официально эти знаки были закреплены в военной форме позднее. На похоронах прусского короля Фридриха Вильгельма, рыцарский зал его дворца был задрапирован полотнищами с вышитым серебряной нитью черепами без нижней челюсти и скрещенными костями, а затем в память об усопшем были сформированы два полка лейб-гусар, носивших эту же эмблему.

В 1831 году Йозеф Зенькович сформировал легион десператов (отчаянных), состоявший из пехоты и кавалерии, который участвовал в боевых действиях против частей русских императорских войск в Польше и Литве. Позднее, в том же веке, символика «смерти-бессмертия» появляется и в британской армии. В 1855 году, во время Крымской войны, после сражения под Балаклавой символика дополняется лентой с надписью Death «OR GLORY» - «(СМЕРТЬ Death) ИЛИ СЛАВА». Символика так же использовалась французскими эмигрантами-роялистами, борющимися против революционного режима. А в дальнейшем и в финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках.


Стоит упомянуть и об употреблении символики смерти частями красноармейцев и анархистскими отрядами Нестора Махно. В этом случае искажено подлинное значение черепа в воинской традиции. Череп используется для устрашения разрушения и смерти. На знамени «анархо-коммунистов» батьки Махно, красовались также «мертвая голова» и надпись «Смерть всiм, хто на пиришкодi добутья вiльностi трудовому люду».
Сегодня в современных армиях практически полностью утрачена традиция использования символики смерти - черепа («мертвой (адамовой) головы»). Примеры ее употребления в некоторых частях специального назначения чаще всего сводятся к маргинальному эпатажу на уровне декоративного украшения обмундирования. Связь с подлинным сакральным значением, которое нес в себе череп в качестве воинского символа еще в ХХ веке, на сегодняшний день не прослеживается

Со второй половины XX века устрашающую эмблему черепа с некоторыми второстепенными элементами - молниями, крыльями и т.д. - начали использовать в своей символике «коммандос» и военизированные подразделения спецслужб США

Германская армия-«Тотенкопф»

Впервые Череп-как атрибут военной формы использовалась в ударных гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. «Гусары с мертвой головой» - «Totenkopfhusaren» наносили серебряный череп на черные шапки что символизировало единство войны и смерти на поле битвы.

В память об умершем монархе были сформированы регулярные 1-й и 2-й полки королевских лейб-гусар, носившие черную униформу (чикчиры, доломан и ментик), черный кивер (Flugelmuetze) с выполненной в прусской манере серебряной эмблемой - черепом со скрещенными костями. По всей видимости, в данном случае «Черные мертвоголовые гусары» («Shwarze Totenkopfhusaren») не просто желали отличиться и выделить свою часть из ряда других.

Череп и кости в этих двух гусарских полках, несмотря на все реорганизации прусской, а затем и германской армий использовались не только до 1918 года, но и были унаследованы армиями Веймарской республики и Третьего рейха.


В годы Первой мировой войны «мертвая голова» (tоtеnkopf) стала эмблемой элитных штурмовых частей германской армии, огнеметных рот и танковых батальонов. В 1916 году символ смерти был присвоен огнеметчикам лично наследным принцем в качестве высшего знака доблести, который «будет постоянно стимулировать дальнейшее повышение боевого духа, презирающего смерть». «Тотенкопф» была личной эмблемой летчика-аса германских люфтваффе Георга фон Хантельмана. После 1918 года «мертвая голова» появилась на униформе добровольческих корпусов Веймарской Германии - фрайкоров, сражавшихся против немецких большевиков (спартаковцев), что символизировало презрение к смерти и готовность идти в своей борьбе до конца. Символика смерти появилась также на машинах и касках членов «черного рейхсвера».

Русская армия-«Адамова голова»

В русской культуре происхождение символа черепа, имеет христианские корни. Традиционно используется череп с перекрещенными костями и имеет название «Адамова голова».

В русской армии символика смерти появляется в 1812 году в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся Смертоносным или Бессмертным. На головных уборах чинов этой ополченческой части крепился все тот же серебряный череп над скрещенными костями. В заграничном походе против Наполеона русские гусары Александрийского полка стали подражать своим прусским товарищам, с которыми сражались бок о бок, и тоже с ног до головы увешались серебряными черепами.

Но официально герб на головных уборах в виде черепа и костей был установлен для «александрийцев» Николаем II лишь в начале ХХ в. В 1907 году в Российской Императорской Армии были восстановлены виды кавалерии и исторические названия полков. Также была введена традиционная униформа. 5 марта 1914 года, вместо герба на шапке было приказано носить «Мёртвую Голову». С тех пор череп и кости украшали меховые шапки и нагрудные полковые знаки «александрийцев» на законных основаниях.

Задолго до Февральской революции началось разложение армии России. Военные неудачи 1915 г. и усиливавшееся недовольство населения продолжавшейся войной привели к массовому дезертирству. Нарастало неповиновение приказам, иногда доходившее до мятежей
В мае 1917 года, проходивший съезд солдатских депутатов фронта по ходатайству Брусилова принял положительную резолюцию о создании «добровольческих частей». «Батальоны смерти» были призванные своим примером воодушевить остальные, менее стойкие войска, разлагавшиеся красными агитаторами и тем самым удержать фронт от распада. В дальнейшем эти «добровольческие части» стали основой Белой Добровольческой Армии.
Первоначально добровольческие формирования не только не имели единой формы. Вместо кокарды на фуражках они носили «адамову голову» - изображение черепа со скрещёнными костями (несколько позднее кости были заменены мечами). Эту же эмблему стали изображать на знамёнах этих частей. Постепенно форменные знаки, возникшие на Юго-Западном фронте, распространились приказами Главковерха Брусилова во всей Русской армии.

В то же время на большевистских знаменах «мёртвая голова» всегда присутствовала в сочетании с непременными призывами убить кого-то другого («мировую буржуазию», «врагов трудового народа», «контрреволюционеров», «прихвостней старого режима»). Бойцы красной армии использовали символику смерти исключительно как обещание смерти врагу.

«Череп» - значение и трактовка символа Череп относится к разряду наиболее мрачных и угрожающих символов, вызывающих невольный трепет у впечатлительных натур. В глубоких провалах пустых глазниц, в мертвенной желтизне, в жутком неподвижном оскале суеверному человеку мерещилась затаившаяся Смерть, поэтому череп с давних пор стал символом смерти и бренности бытия. Однако символизм черепа не исчерпывается только этими значениями. Во многих традициях, особенно на Востоке, череп рассматривался как вместилище духа, жизненной энергии и интеллекта. В религии многих народов Европы, Азии и Африки символическое значение черепа тесно связывалось со строительной жертвой. В эпоху мрачного Средневековья существовало широко распространенное поверье, что для обеспечения прочности возводимого сооружения необходимо принести кровавую жертву богам или духам земли. С этой целью при закладке замков, крепостей, соборов или мостов употреблялись человеческие жертвы. Невинных детей, красивых женщин или просто случайных прохожих зарывали живьем в землю либо замуровывали в стенах строящегося здания. Отголоски этого варварского обычая звучат во многих средневековых легендах. Согласно одной из них, стены Копенгагена во время постройки несколько раз обрушивались, пока в жертву не была принесена маленькая девочка. Дитя усадили за стол со сладостями и игрушками, и пока ничего не подозревающий ребенок играл и ел, двенадцать каменщиков сложили над ним свод. Итальянская легенда повествует о том, что возводимый мост через реку Арту то и дело обрушивался, пока в него не заложили жену строителя. Славянские князья во время строительства крепостей приказывали хватать первого попавшегося мальчика и замуровывать его в стену, и потому будто бы крепости славян называли детинцами. Эти жуткие легенды, к сожалению, находят подтверждение в хрониках. Так, в одной немецкой хронике запись, датированная 1463 годом, бесстрастно повествует о жителях Ногаты, решивших построить новую плотину. Желая укрепить ее строительной жертвой, они до бесчувствия напоили одного нищего, а затем зарыли его в основании постройки. Приведенные примеры позволяют понять, почему в Средние века часто упоминалось о зданиях, стоящих на костях или на «мертвых головах». Впрочем, человеческие жертвы приносились лишь в исключительных случаях. Гораздо чаще в качестве строительных жертв выступали животные или птицы: быки, лошади, олени, петухи и т.д. Древние германцы, славяне, индейцы и другие нецивилизованные народы имели обычай увенчивать свои жилища черепами строительных жертв, которые служили им оберегами от зла. С той же целью на частокол, окружавший древнее поселение, водружались черепа животных - считалось, что подобная мера предохранит его жителей от нападения врагов. В иконографии череп прежде всего символ земной суеты и бренности жизни. Череп является атрибутом некоторых святых отшельников: Иеронима, Ромуальда, Франциска Ассизского, а также кающейся грешницы Марии Магдалины. Погруженные в молитву, святые внимательно рассматривают лежащий перед ними череп или держат его в руках - это духовное упражнение помогает им отрешиться от земной суеты. Особое значение в иконографии имеет символическое изображение «головы Адама» - черепа со скрещенными костями рук, лежащего у основания Голгофско- го креста. По церковным преданиям, первый человек, похороненный именно на Голгофе, там, где впоследствии был распят Иисус Христос, пророчествовал перед смертью: «На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит своею кровью мой череп». Опираясь на это предание, средневековые иконописцы часто изображали капли крови, вытекающие из ран Христа и падающие на череп Адама, что символизировало смывание его греха. Иногда череп Адама изображали перевернутым, в виде своеобразной чаши, где накапливается стекающая кровь Христа. В этом случае голова Адама фактически отождествляется со Святым Граалем. Череп, наполненный кровью, символизировал в иконографии самоотречение и искупление грехов. В изобразительном искусстве череп выступает и как самостоятельный символ, и как главный атрибут персонифицированных фигур. Все тот же символизм бренности существования передан в цикле картин, объединенных латинским наименованием «Vanitas» (суета), где череп иллюстрирует известное выражение «memento mori» (помни о смерти). Череп как атрибут персонифицированной Меланхолии, сидящей над раскрытой книгой, выражает бесплодность ее усилий овладеть познаниями и мудростью. Дряхлый старик, рассматривающий череп, представляет аллегорическую фигуру Старости. В портретной живописи рука персонажа, возложенная на череп, указывает на глубокое почтение к покойному. Венок, увенчивающий череп, красноречиво свидетельствует о посмертной славе умершего. В масонстве перед обрядом посвящения ложа драпировалась черной тканью с изображениями черепов и скрещенных костей. Эти изображения, а также фонарь, сделанный из черепа, в котором огонь светился через глазные впадины, призваны были напомнить кандидату об осторожности, несуетности поведения и неустрашимости перед предстоящими суровыми испытаниями. В оккультизме изучением особенностей строения человеческого черепа занимается френология - наука, отцом которой считают французского мистика Галля. Большую популярность во 2-й половине XIX века приобрела теория его последователя, итальянского врача Чезаре Ломброзо, посвященная особенностям строения черепа преступника. Основав школу криминальной антропологии, Ломброзо в 1876 году опубликовал книгу «Человек преступный, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения», в которой попытался обосновать свои выводы. Если верить Ломброзо, череп любого преступника развит ненормально, он больше напоминает черепа низших доисторических рас. Убийцы обычно брахицефалы (короткоголовые), а воры - долихоцефалы (длинноголовые), но при этом и для тех, и для других характерны уродливый череп, развитые скулы и челюсти, узкий и скошенный лоб, сильно выдающиеся лобные бугры и ассиметрично расположенные глазные впадины. Современные последователи Галля и J1 омброзо продолжают разрабатывать эту «богатую жилу». Френологи убеждены в том, что строение черепа человека может многое поведать о его характере. Вот некоторые из их наблюдений: узкий удлиненный череп говорит о любознательности и способностях к наукам; череп, сдавленный выше висков и расширяющийся у челюстей, выдает человека с низким интеллектом; череп, расширяющийся над висками, указывает на богатую фантазию и склонность к мистицизму. Выпуклый затылок отличает личность с развитыми математическими способностями, а уплощенный - эгоцентричную и малообщительную натуру. Выпуклость посередине или по углам лба присуща философам, на темени - политикам, в центре затылка - сердцеедам и пр. Хрустальные черепа, изготовленные с большим искусством, жрецы майя еще в глубокой древности использовали для своих мистерий. Простые индейцы, запуганные ими, считали эти черепа материализованным воплощением зла, которое жрецы с помощью магии удерживают в повиновении. Один из таких удивительных черепов хранится сейчас в Британском музее, другой - в Парижском Музее человека. Как в древности и Средние века, так и в наши дни всевозможные гадалки, прорицатели и ясновидящие наряду с хрустальными шарами и магическими кристаллами используют в своих ритуалах хрустальные черепа - символ их власти над потусторонними силами. В эмблематике череп прежде всего - символ опасности, призванный устрашать. В этом значении эмблема черепа употребляется издавна. Изображение че- Череп на пиратском флаге со скрещенными берцовыми костями присутствовало на балахонах испанских инквизиторов, на пиратских флагах, на эмблемах многих тайных обществ, чьи секреты не подлежали разглашению, а лица, нарушившие клятву, карались смертью. В военной эмблематике изображение черепа, отличавшего карательные или элитарные подразделения, помещалось на кокардах, шевронах, жетонах, медалях, орденах и полковых знаках. Большую популярность эта эмблема приобрела в XX веке - эпохе жесточайших крупномасштабных войн, характеризовавшихся тотальным уничтожением не только солдат противника, но и мирного населения. У белогвардейцев эмблема черепа была изображена на знаке Корниловского ударного полка и Врангелевского Русского корпуса; на кресте Вермонт-Авалова, на «кресте храбрых» атамана Булак-Булаковича, а также на знаке конного дивизиона полковника Гершельмана, где череп со скрещенными костями располагался под перекрещенными саблями. Нацисты в 1935 году ввели эмблему черепа для особых подразделений СС, ведавших концентрационными лагерями, а в 1940 году распространили ее на элитарные части СС, получившими с тех пор наименование дивизий СС «Мертвая голова». Со второй половины XX века устрашающую эмблему черепа с некоторыми второстепенными элементами - молниями, крыльями и т.д. - начали использовать в своей символике «коммандос» и военизированные подразделения спецслужб США. В нашей стране эмблема черепа, как знак, предупреждающий об опасности, применялась не военными, а техническими службами. С этой целью череп изображался на бутылях с ядовитыми веществами, на складах боеприпасов, а в сочетании с зигзагом молнии, как знак опасного напряжения, - на высоковольтных столбах и трансформаторных будках. В истории древних народов череп долгое время являлся символом преемственности жизненных сил. Кельты приносили в свои храмы черепа поверженных врагов, чтобы подчинить себе жизненную силу погибших, и этому примеру следовали многие другие народы, находившиеся на низшей стадии развития. Ту же цель преследовали и некоторые племена североамериканских индейцев, у которых существовал обычай скальпировать пленных врагов. Довольно широкое распространение у древних получил и обычай изготавливать из черепов чаши. Когда человек пил из такого сосуда, он вместе с напитком, содержавшимся в нем, как бы поглощал и жизненную силу, сохранявшуюся в черепе. Примеры такого варварского обычая мы можем почерпнуть даже из отечественной истории. Лаврентьевская летопись так сообщает о гибели знаменитого русского князя Святослава Игоревича на днепровских порогах: «И напал на него Куря, князь печенежский; и убили Святослава, и отрезали голову его, и сделали из черепа чашу, оковав череп (серебром), и после пили из него». Папский легат Гийом де Рубрук, возглавлявший посольство к монгольскому кагану в 1253- 1255 годах, между прочим, упоминает и о существовании подобного обычая у тибетцев, делавших красивые чаши из черепов умерших родителей - таким образом у них сохранялась память о предках и преемственность поколений. С течением времени на первый план постепенно выходит другая функция черепов, призванная устрашать еще не побежденного врага. В Средние века черепа стали рассматривать как трофеи, наводящие ужас на противника, хотя отголоски прежних верований сохранялись еще довольно долго. Черепа казненных врагов или преступников, насаженные на колья либо помещенные в железные клетки, выставляли у городских ворот для предупреждения и устрашения. Иногда создавались настоящие монументальные сооружения из сотен и тысяч скелетированных голов. Один из таких жутких памятников сохранился до наших дней в Чичен-Ице, главном городе древних майя. Это Цомпант- ли, т.е. Стена Черепов, сложенная из многих тысяч отрубленных во время жертвоприношений голов. Стену украшают три ряда рельефов, изображающих множество черепов, насаженных на длинные шесты. Однако тем, кому пришлось пережить нашествие войск Тамерлана, Стена Черепов майя могла бы показаться сущей безделицей, ибо подобного страшного «зодчего», использовавшего в качестве строительного материала отрубленные головы или даже живых людей, не знала история. После взятия Багдада по велению Железного Хромца, как прозвали Тамерлана, из голов пленников сложили 120 громадных пирамид. В самой большой из них насчитывалось до 70 тысяч черепов. Ту же страшную картину можно было наблюдать и в Индии после падения Дели, и в Персии после захвата Исфахана. Особую «честь» Тамерлан оказал владыкам покоренных им народов: «малая пирамида» из их черепов подпирала высокий трон этого чудовища во дворце Самарканда. По-видимому, назначение «малой пирамиды» двоякого рода: во-первых, вся былая сила и власть побежденных правителей должна была перейти к бесчеловечному властителю среднеазиатской державы, а во-вторых, послы иностранных государей, побывавшие при его дворе, становились невольными орудиями политики Тамерлана. Рассказывая о виденных ими ужасах, они повергали в трепет собственных правителей и распространяли зловещую славу Тамерлана далеко за пределы его империи.

Независимо от рисунка к татуировке следует относиться с уважением и трепетом, особенно перед тем, как сделать окончательный выбор. К изображению черепа следует относиться более почтительно и внимательно. Этот знак обладает мощью и зловещей силой, занимает популярное место среди других символов. В современной тату-индустрии символы с изображением черепа особо распространены и отражают не только веселый характер и лихой нрав, но и несут более глубокий философский смысл.

Красивая татуировка череп, выполненная в цвете

История символа

Для человека, который не сталкивался с этими символами, череп имеет одно значение – воплощение зла и смерти . Но не наталкивает ли изображение черепа с цветами на другие мысли? Действительно ли татуировка череп имеет только негативный характер?

Восточные культуры более глубоко трактуют изображение черепа, наделяя его сложным философским смыслом. Жители Востока в далеком прошлом воспринимали череп как место концентрации души человека, энергии, знаний. Поэтому череп символизировал скорее жизнь, чем смерть.

Некоторые народы воспринимали череп как воплощение перемен будущего: положительных и негативных.

Всего пять веков тому в странах Европы человеческий череп приносили в жертву и устанавливали его в основе строительства. Как бы ни звучало странно, но такая процедура иногда даже фиксировалась в проектах построек. И это не африканские деревни , а центр культурной Европы.

В странах Азии и Африки также имели похожую традицию с жертвоприношением. С этой целью использовали детей. Факт подтверждают легенды и рассказы, свидетельствующие о событиях тех лет.

Для строений более простого назначения могли использовать в качестве жертвы череп животного.

3D татуировка черепа на спине с розами

Символ черепа в христианской религии

В христианстве череп выступает воплощение отшельничества и отречения, а также тленности земной жизни. Череп можно увидеть на церковных полотнах как символ монахов, которые в дальнейшем стали святыми. Обратите внимание, что изображение Марии Магдалены часто сопровождает череп. Если череп дополнен венком из цветов или же на нем лежит рука, такая татуировка свидетельствует о памяти и уважении к умершему человеку.

Гора глаз на черепе в сахарном стиле

Череп и масоны

Для участников этой организации приемлемыми были предметы с изображением черепа.

Это интересно!

Так, популярным символом масонства стала кружка в форме черепа, которая применялась в процессе посвящения. Этот символ был выбран обдуманно. Таким способом члены организации предупреждали новичка о значимости решения, ответственности, а также возможных проблемах и препятствиях.

Череп с розой, выполненный в чб варианте

Хрустальный череп племен майа

Жрецы племени майа создали хрустальный череп, который носили в виде украшения с целью демонстрации для обычных людей мощи и таинственной силы. Они устрашали простолюдинов этим изображением и преподносили его как воплощение зла, которым можно управлять. Некоторые музеи мира имеют в своих выставках эти украшения до сих пор.

Череп у пиратов

Пираты использовали череп для идентификации своих судов. Изображение черепа на развевающемся флаге наводил ужас и страх на простых мореплавателей и путешественников. Этот символ свидетельствовал о приближении беды. Это изображение пользуется популярностью и востребовано и в наши дни.

Большая татуировка на спине парня, которая включает в себя черепа

Символика и значение татуировок в виде черепа

Татуировка череп значение всегда вызывала противоположные чувства у людей. Поскольку такой рисунок свидетельствует о смерти, тленности человеческой жизни, опасностях. Не все люди готовы к обсуждению такой темы, тем более нанесения нательного рисунка в виде черепа.

Важно!

Нательный символ с изображением черепа часто наносят азартные люди, жизнь которых связана с играми и мошенничеством. Череп воплощает риск в азартных играх, отвернувшуюся удачу . Для этих людей череп свидетельствует об отчаянии.

Татуировка череп фото отличаются разнообразием дополнительных элементов, которые создают определенные композиции, таким образом придают глубокий смысл и философское значение символу.

Череп в масти пик, татуировка на руке

Нательный рисунок с изображением черепа символизирует правду, которая ведет к разрушению и смерти. Также символ свидетельствует о прощении и жертве, на которую способен человек. Это значение происходит от христианской религии. Поскольку согласно преданием кровь распятого Христа омыла череп Адама, тем самым искупив грех первых людей. Поэтому на иконах, изображающих распятие, нарисован череп и скрещенные кости.

Буддисты используют череп, как амулет, который напоминает людям о святости жизни.

Кардинально противоположным значением черепа является бессмертие и разум. В этом случае, череп свидетельствует о том, что все накопленные знания и опыт человек оставляет на земле.

Среди байкеров татуировка в виде черепа пользуется особей популярностью и выступает своеобразной защитой от игривой смерти.

Татуировка – вещь исключительно индивидуальная. Я не из тех людей, которые набивают тату для того, чтобы получить какой-то статус или стать центром внимания. И это совсем не значит, что вы обязаны отвечать каждому встречному значение рисунка, либо оправдываться за выбранный символ. Поэтому на моем теле и набита тату с изображением черепа. Эскиз рисовал сам. Имею некие таланты. татуировка получилась неординарная и глубокая. Решайтесь. Это того стоит.

Юрий, Минск

Мексика – одна из стран, которая кроме почитания описуемого символа, отмечает фестиваль смерти. Этот праздник проходит без тени печали, как бы не удивительно это звучало. Основное кредо фестиваля – получить максимум впечатлений и эмоций. Татуировка с изображением черепа определяет начало жизни, реинкарнацию, то есть перерождение человека.

Большой череп на плече парня

Тюремная татуировка

Татуировка череп эскизы пользуются популярностью и среди людей лишенных свободы. Они подчеркивают принадлежность личности к уголовной среде, а также о стремление владельца к власти.

Выбирая эскиз, следует помнить, что каждый человек помимо основного значения татуировки вкладывает в нее и свои индивидуальные переживания. Поэтому татуировка в виде черепа достаточно универсальна.

История символизма черепов

Череп является широко распространенным символом в мировой культуре. Это знак смертности человека. В то же время его рассматривают как вместилище души, человеческой жизни, и он наделяется необычной ритуальной ценностью с древних времен. У кельтов череп считался вместилищем священной силы, защищающей человека от злых сил и дарующей ему богатство и здоровье. Череп — это также атрибут индуистских отшельников, знак отречения от бренного мира на пути к спасению. Помимо этого он выступает атрибутом грозных богов тибетского пантеона. Кроме того, даосских бессмертных (сянь) зачастую изображают с ненормально разросшимся черепом — знаком того, что они за свою жизнь накопили в мозгу огромный запас энергии ян.
Мусульмане связывают известную поговорку о том, что будущее человека написано на его челе, со швами костей черепа, изгибы которых напоминают буквы.
Череп, наряду с косой и старухой входит в основной набор символов смерти. Он является атрибутом изображений многих христианских святых и апостолов, таких как апостол Павел, святая Магдалина, святой Франциск Ассизский. Также часто изображаются с черепом отшельники, что символизирует их размышления о смерти. Некоторые иконы с распятием изображаются с черепом и перекрещенными костями у подножия и являют собой напоминание о смерти Иисуса на кресте. Согласно одной из легенд, этот крест стоит на костях Адама, и благодаря тому, что Спаситель был распят на нем, все люди должны обрести вечную жизнь.
Разного рода предсказатели использовали человеческий череп для различных видов колдовства, например, клали его у изголовья кровати и призывали череп рассказывать будущее. В алхимии термин «мертвая голова» значил оставшиеся в тигле, бесполезные для совершения дальнейших действий или превращений продукты химического распада. В переносном смысле - это нечто, лишенное всякого смысла и содержания, мертвая форма, своего рода шлак. Древний народ сабинян считал, что человеческая душа находится именно в черепе, поэтому из них изготавливали ритуальные сосуды. Выдающийся еврейский философ, раввин, врач и разносторонний ученый Рабби Маймонид совершал воскурение мирта вокруг человеческого черепа, раввин Элеазар описывал способ изготовления терафима (родового антропоморфного идола) — заколоть первенца, отрубить голову, засолить ее и положить золотую пластинку с надписью под язык, после чего ждать от него сообщений. В Библии впервые терафимы появляются в связи с Рахелью. Она забирает их из дома отца своего Лавана Арамеянина в Месопотамии (Быт.31:19), из чего обычно делается вывод, что культ терафимов попал к израильтянам от арамеев. Рахель похитила терафима Лавана, чтобы череп не оповестил ее отца о бегстве Иакова. Пережитки лемурийского культа терафимов можно увидеть в христианстве — Адамова голова, а также в оккультизме рейха, где был особый орден и целая дивизия под названием «Тотенкопф» или «Мертвая голова». Даже в современной жизни одним из символов московского международного кинофестиваля некоторое время была красная голова терафима.
«Адамова глава»
(«Адамова голова») или «Мертвая голова» (нем. Totenkopf) — это символ смерти и в то же время бесстрашия перед ее лицом, изображаемый в виде черепа с перекрещенными костями (чаще всего белого или серебристого цвета на черном фоне). Кости и череп, как наиболее упорно противостоящая тлению, и меньше других поддающаяся разложению органическая ткань, во многих древних культурах на протяжении нескольких веков символизировали способность к физическому возрождению, жизненную энергию и стойкость духа, а не только были вестниками устрашения, разрушения и смерти. Символ «Мертвая голова» близок к пиратскому «Веселому Роджеру».
Череп был знаком смерти и присущей всему живому бренности бытия еще с античных времен. Человеческий череп как отдельно, так и включенный в состав сложных композиций, является одним из наиболее широко распространенных художественных сюжетов.

Христианские корни

Череп с перекрещенными под ним костями в традиционной русской культуре носит устоявшееся наименование «Адамова глава» (или «Адамова голова») и имеет древнее христианское происхождение. Согласно легенде, прах Адама покоился на Голгофе, где и произошло Распятие Христа. По православному поверию, кровь Христа омыла череп Адама по промыслу Божьему и все человечество в его лице от греховной скверны, даровав тем самым надежду на спасение. Таким образом, голова Адама несет глубоко символическое значение избавления от духовной смерти и спасения в традиционно христианском смысле. Изображение черепа можно увидеть на множестве вариантов Распятия или Креста, как, например, на православной монашеской схиме.

История использования символа в военных действиях

На протяжении всей истории человечества эмблема «мертвой головы» использовалась британскими, французскими, финскими, болгарскими, венгерскими, австрийскими, итальянскими и польскими вооруженными силами преимущественно в кавалерийских, авиационных, огнеметных, штурмовых и танковых частях, частях специального назначения армии США и других подразделениях. В древнегерманских государствах Пруссии и Брауншвейге с давних пор существовали как кавалерийские, так и пехотные части, эмблемами которых были черепа и кости на форменных головных уборах. В середине XVIII века символ смерти стал невероятно популярным среди армейских подразделений стран Западной Европы. В это время была создана основа формы позднейших «ударных частей» армий России, Чехии, Германии и других стран.
Впервые «мертвая голова» как элемент формы воинских подразделений начала использоваться в середине XVIII века ударными гусарскими полками прусской армии Фридриха Великого («гусары с мертвой головой» — Нем. «Totenkopfhusaren»). Устрашающая форма прусских гусар состояла из: черных чикчир (форменных узких штанов), доломана (гусарского мундира) и ментика (мантии), черной шапки-мирлитона (“Fluegelmuetze”) с серебряной эмблемой черепа и перекрещенных костей, символизировавших сокровенное единство смерти и войны на поле битвы.
Cимвoликa «cмepти и бeccмepтия» появилась примерно в XVIII столетии также в британской армии, конкретно — в 17-ом уланском полку в честь генерала Вольфа, убитого в войне против французов в 1759 году в Квебеке. В 1855 году, в период Крымской войны, после роковой атаки британской легкоконной гвардии, истребленной огнем русской артиллерии и пехоты (и потому названной британскими военными источниками «атакой в долине Смерти») во время сражения под Балаклавой, символ «мертвой головы» получил дополнительный смысл. Череп и кости были расположены над скрещенными уланскими пиками, которые опирались на ленту с изречением «DEATH OR GLORY» — что в переводе означает «СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА» (спустя некоторое время с эмблемы были удалены пики, но череп и кости оставлены).
Боровшемуся против французских интервентов вплоть до судьбоносного сражения при Ватерлоо 1815 года «Черному легиону» герцога Брауншвейгского эмблемой служила «Адамова голова», от которой и произошел череп с костями особого «брауншвейгского типа». Так называемая «Мертвая голова» была также эмблемой полка «гусары смерти» (Франц. “hоussаrds dе lа mоrt”), состоявшего из французских эмигрантов-роялистов, которые боролись против революционного режима, установившегося в том числе и в русских войсках.

Использование символики Русской Императорской армией

В Рyccкoй Импepaтopcкoй apмии cимвoликa «cмepти и бeccмepтия» впepвыe использовалась в период Отечественной войны 1812-го года одним из кавалерийских полков Петербургского ополчения, носившим грозные названия «Смертоносный» или «Бессмертный» полк. На головных уборах офицеров этой части крепился медальон из серебра с черепом и скрещенными под ним костями. Этот символ (во всяком случае, относительно русских войск) использовался не столько в качестве символа смерти, а скорее в качестве символа бессмертия, что следует из названия полка.
Герб для головных уборов в виде черепа с костями был официально утвержден Императором Николаем II в ХХ веке в качестве знака одного из регулярных кавалерийских полков русской армии — Александрийского гусарского полка. Значок Ее Величества 1-го эскадрона 5-го гусарского Александрийского полка был «весь черный с серебряной Адамовой головой (полковая эмблема), с рамкой из гусарского серебряного галуна»; значок 2-го эскадрона был «весь черный, с серебряной Адамовой головой».
«Мертвая голова» также присутствовала на тульях фуражек офицеров гусарского 4-го Мариупольского полка и на черных значках (как в русской армии издавна называли «малые флаги») Донского 17-го («Баклановского») казачьего полка. Как указывает «Военная Энциклопедия» Сытина (издание 1915 года), генерал Я. П. Бакланов, ставший очень популярным в то время в России благодаря своим множественным подвигам на Кавказе, однажды, находясь в крепости Грозной, «получил „с оказией“ посылку, нeизвecтнo oт кoгo и oткyдa. Кoгдa пocылкy вскрыли, в ней нашли черный шелковый значок». Значок был украшен вышитой «Aдaмoвoй гoлoвoй» (чepeп и кocти) белого цвета, обрамленной девизом, повторяющим заключительную фразу Символа христианской веры: «Чaю вocкpeceния мepтвых и жизни бyдyщeгo вeкa. Aминь». «Тот самый мрачный значок наводил панический ужас на чеченцев, — добавляет биограф, — и с ним Бакланов не расставался до самого конца своей жизни».
На могиле героя кавказской войны на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга на добровольные пожертвования ему был поставлен памятник (генерал умер в нищете и похоронен был на деньги Донского войска). Памятник изображает «скалу, на которую наброшены папаха и бурка, из-под папахи выглядывает черный „Баклановский“ значок».

Применение символики в период Первой мировой войны

Эмблема «Адамова голова» во время Первой мировой войны использовалась в военной авиации русской армии. Было принято решение ввести в кaчecтвe дoпoлнитeльнoй нaгpaды и знaкa oтличия для летчиков, сбивавших аэропланы врага, георгиевскую планку, на которой эмблемой черепа со скрещенными костями предлагалось отмечать число ликвидированных самолетов: золотыми черепами с костями — десятки, серебряными — единицы. Многие из подобных идей были воплощены в жизнь, сохранились такие знаки так же, как и другие, в виде «мертвой головы», прикрепленной на пропеллер самолета.
Эта символика использовалась также в ударных частях армии России в период Октябрьской революции 1917 года (самыми известными стали «Кopнилoвcкий yдapный пoлк», a тaкже «Жeнcкaя бoeвaя кoмaндa или бaтaльoн cмepти» под руководством Марии Бочкаревой, защищавшая Зимний дворец от большевиков во время событий октября 1917 года, для их награждения в 1917 году был учрежден специальный знак в виде «мертвой головы» на черно-красной ленте.

Использование символа в период Гражданской войны в постреволюционной России

В Белой армии за время Гражданской войны, кроме упомянутых выше корниловцев, было сформировано множество других аналогичных подразделений: дроздовцы, марковцы, анненковцы, солдаты Западной Добровольческой Армии под предводительством генерала-князя Авалова (Бермондта), бойцы атамана Булак-Балаховича, отряды донских казаков-гундоровцев, офицеры так называемой Жeлeзнoй бpигaды Чexocлoвaцкoгo Кopпyca, удapныe чacти генерала Гайды, бойцы Сибирской штурмовой бригады под предводительством полковника Пепеляева и множество других. В их символике обязательно присутствовала «мертвая голова» — в качестве символа смерти и воскресения, при этом та же идея часто выражалась и в чepнo-бeлoй цвeтoвoй «cxимничecкoй» гaммe военной формы частей Белой гвардии: на фуражках, погонах, папахах, жетонах, нapyкaвных щитках, знаменах, наградах, перстнях, нагрудных знаках. Дабы подчеркнуть свой «крестоносно-монашеский» характер, воины белогвардейских соединений нередко использовали в качестве своего символа православный или мальтийский так называемый «кавалерский» («рыцарский») крест белого цвета, а марковцы даже прикрепляли на пояса черные четки-лествицы.
Следует отметить тот факт, что белогвардейцы в своей символике сочетали «череп и скрещенные кости» с готовностью, если надо умереть ради спасения России (надпись на расшитом «мepтвoй гoлoвoй» знaмeни «Цapcкoceльcкoгo бaтaльoнa смepти» гласила: «Лучше смерть, чeм гибeль Рoдины»), а зачастую — и с ликом Христа Спасителя, который присутствовал на знамени «Женского батальона смерти» под предводительством Марии Бочкаревой.
С другой стороны,
«Красный террор» также проходил под знаменем черепа с костями (в архивах сохранилась фотография демонстрации чекистов
Петрограда, шествующих под лозунгом: «Смepть бypжуaзии и ee пpиxвocтням, дa здpaвcтвyeт кpacный тeppop!»). Притом на знаменах большевистских отрядов «мертвая голова» часто присутствовала в сочетании с обязательными призывами убить кого-то («мировую буржуазию» или, например, «врагов трудового народа», на некоторых — «кoнтppeвoлюциoнеpoв» или «пpихвocтнeй стapoгo рeжимa»). Старшина Ярич-Запильский, служивший в Украинской Галицийской Армии, описывая старания одесского чекиста по вербовке пленных офицеров на службу Советам, отмечал: «У него на вороте тужурки золотой череп с двумя костями, знак чрезвычайки».
На знамени отряда анархо-коммунистов знаменитого батьки Махно также было изображение «мертвой головы» и была сделана надпись: «Смерть всем, кто препятствует свободе трудового народа».
Вскоре, по окончании Первой мировой войны, добровольной капитуляции Германии и вспыхнувшей там в ноябре 1918 года революции, знак «мертвой головы» начали использовать в своей форме бойцы добровольческих корпусов («фрайкоров»), образованных правительством республиканцев Фридриха Эберта, Густава Носке и Филиппа Шейдемана для борьбы с большевиками-спартаковцами.

Использование символа «мертвой головы» во Второй мировой войне

В период Второй мировой войны череп со скрещенными костями использовали бойцы 1-й Кавалерийской Казачьей дивизии, позже ХV Кавалерийского Казачьего Корпуса под руководством генерала немецкой армии Гельмута фон Паннвица наряду с другими казачьими подразделениями и частями, входившими в состав немецкого вермахта, а позднее и войск СС (например, в 3-й гвардейской танковой дивизии СС «Тотенкопф»). Между тем, использование «мертвой головы» в качестве символа охранных воинских отрядов объясняется тем, что большая часть первых эсэсовцев состояла во фрайкорах, воевавших за сохранение консервативных немецких ценностей против либерализма и большевизма. Изначально за основу был взят символ «мертвая голова» прусского типа. Члены «штабной охраны» Гитлера в качестве эмблемы своего подразделения также выбрали «тотенкопф» в 1923 году, используя в первоначальный период небольшое количество эмблем, оставшихся со времени Первой мировой войны. Когда запасы символики были исчерпаны, руководство СС сделало заказ мюнхенской фирме Дешлера на производство большого числа «мертвых голов» первоначального образца.
«Мертвая голова» осталась единственной частью униформы СС, присутствовавшей на ней на протяжении всей многолетней истории организации (конечно, не считая общепринятой партийной свастики). Эсэсовцы выбрали именно этот символ для своей эмблемы отнюдь не потому, что они преследовали цели «запугать» или «устрашить» политических противников партии. Напротив, «мертвая голова» считалась в тогдашней Германии положительным знаком. По словам известного военного историка Великобритании Робина Ламсдена, «немецкие нацисты воспринимали «мертвую голову» в первую очередь в качестве исторической эмблемы некоторых элитных частей имперской Германии».
При этом было бы неверно приписывать СС монопольное право на использование эмблемы «мертвая голова». Стоит упомянуть тот факт, что помимо охранных подразделений символика смерти применялась в качестве эмблемы также некоторыми частями вермахта.
К приходу 1934 года символ прусского образца появился на штандартах танковых частей Германии. А руководством СС был создан и утвержден новый эскиз «мертвой головы», у которой присутствовала нижняя челюсть. Новая эмблема отличалась большой анатомической точностью. С этого же периода эмблема выпускалась в множественных вариантах: с черепом, развернутым вправо, влево и анфас (последние два варианта использовались реже первого).
Черепа на головных уборах подразделений носили члены абсолютно всех дивизий СС без исключения. Символика смерти ассоциировалась среди членов организации с мужеством и воинским самопожертвованием, а в идеологическом плане — с борьбой против либерализма и большевизма.
Помимо головных уборов «мертвой головой» украшались кольца, кинжалы, флаги, штандарты, цепочки горжетов, барабаны и трубы СС. Этим шеф организации Генрих Гиммлер хотел показать, что члены СС гордились своей эмблемой, и именно поэтому при каждом удобном случае рассказывалось о ее истории.

Символ черепа в часовом искусстве

Далее мы перейдем к моделям часов, в дизайне которых так или иначе присутствует символ черепа.
Петер Хейнлен из немецкого Нюрнберга создал первые карманные часы в форме луковицы со спиральной заводной пружиной в 1504 году. Форма корпуса при этом могла быть как геометрической (овальной), так и стилизованной под череп или крест. Циферблат часов защищала крышка, в поверхности которой нередко вырезались отверстия в форме розеток с лепестками, позволявшие видеть текущее положение стрелки.
Как это ни парадоксально, череп был довольно часто повторяющимся символом в карманных часах на протяжении нескольких веков. На самом деле, если подумать, все часы в мире отсчитывают остаток отведенного нам времени на Земле.

Механические часы со смеющимся черепом и анимированными змеями в глазницах

Несмотря на то, что этим часам около 400 лет, эффект, производимый их жакемарами, впечатляет намного больше, чем спецэффекты любого современного фильма. В первую минуту может показаться, что череп улыбается, затем кажется, что он смеется и, в конечном итоге, его челюсти резко сжимаются, и кажется, что он пытается что-то укусить. При этом одна из змей постепенно исчезает в пустой глазнице, а другая выползает из второго глаза только для того, чтобы внезапно вернуться в свое убежище, в то время, как первая змея выпрыгивает обратно. Для того, чтобы узнать время, нужно просто открыть верхнюю крышку черепа.
Эти часы были разработаны в 1610 году Николасом Шмидтом дер Юнгером в немецком городе Аугсбург в виде черепа, закрепленного на скрещенных берцовых костях, установленных на подставку из позолоченной латуни, с откидной крышкой, скрывающей циферблат. Снизу подставку венчает шестиугольная опора из эбенового дерева. Циферблат часов сделан из серебра и декорирован цветочным узором, выполненным эмалью в технике Сhamplevé. У часов только одна стрелка, выполненная из позолоченной латуни. Откидной механизм этих старинных часов со шпиндельным ходом снабжен платиной из позолоченной латуни с куполообразными подпорками, дополнительным барабаном с цепочкой, стальное колесо баланса с двумя рычагами, без пружины, гравированной и перфорированной крышкой балансового механизма из позолоченной латуни, закрепленной винтом, снабженной креплением для установки храпового колеса. Механизмы автоматических челюсти и змей в глазницах контролируются двумя 6-ступенчатыми эксцентриковыми шайбами и приводятся в движение дополнительным барабаном, вращаясь со скоростью 20 оборотов в час, таким образом челюсть полностью раскрывается за 3 минуты и затем резко закрывается, в тот же момент одна из змей резко появляется из глазницы, а другая прячется. Высота часов вместе с подставкой составляет 14 см.

Часы королевы Шотландии Марии Стюарт

Незадолго до того, как Мария Стюарт была обезглавлена, для нее были изготовлены эти устрашающие серебряные часы в форме черепа. Корпус открывается при открытии нижней челюсти, закрепленной на петлях, механизм занимает место мозга. На циферблате присутствует только часовая стрелка Эти часы — одна из ранних интерпретаций направления "Memento Mori" в часовом искусстве, художественных упоминаний о смертности человека. Оригинальный механизм с ручной гравировкой был модернизирован посредством установки пружины баланса в XVIII веке.
По легенде, королева Шотландии подарила эти уникальные часы одной из своих фрейлин, Мэри Ситон. Череп выполнен из серебра исключительного качества и гравирован строками известного латинского поэта Горация, фигурами смерти с косой и песочными часами, изображениями Адама и Евы, а также сценой Распятия. Нижняя часть черепа перфорирована в форме символов Распятия, чтобы был слышен звук боя часов. Механизм расположен в черепе на месте мозга и соединен с серебряным колоколом, занимающим всю полость черепа. Часы отбиваются по колоколу небольшим молоточком, движущимся на отдельной цепи. К часам прилагался кожаный чехол, сшитый по форме черепа, которым можно было накрывать часы, когда они не использовались.
Это чудо часового искусства побывало во многих музеях мира, таких как музей искусства Taft, художественный музей Уолтерса, музей искусств института искусств Мансона —Вильямса — Проктора, Британский Музей. Его местонахождение в нынешнее время, к сожалению, не известно.

Часы-череп из 18-каратного золота с бриллиантами

Первоначально портативные часы были уделом богатых и могущественных людей, тем самым как бы показывая их власть над временем, которое они могут переносить с места на место. Череп так же, как и скрещенные кости, оставался необычной формой корпуса часов на протяжении 400 лет. Форма карманных часов в виде «булочки» сохранилась по ходу столетий, став при этом немного «сплюснутой» и более привычной нам.
Германия и Швейцария стали важными центрами производства часов, хотя Франция и Англия также стали производить часы. Казалось, что у швейцарских часовщиков, таких как Исаак Пенар и его наставник Жак Серман, была предрасположенность к измерителям времени необычной формы, они оба известны своими часами в форме черепа, произведенными в начале 17-го века.
К началу Викторианской эпохи появилась мода на эпатажные и антикварные вещи. Мастера середины и конца 19-го века изготавливали часы в форме черепов для состоятельных коллекционеров, оснащая их самыми современными на тот момент механизмами. Среди богатеющего среднего класса Индустриальной эпохи насчитывалось все больше людей с растущими доходами, и зажиточные представители общества стали также коллекционировать дорогие часы-черепа меньшего размера.
Эти часы из 18-каратного золота в форме черепа датированы 1810 годом, глаза и зубы черепа инкрустированы бриллиантами. Створки эмалевого черепа раскрываются, показывая циферблат, а в нижней части черепа есть небольшое застекленное окошко, через которое можно наблюдать за работой механизма. Эта модель была недавно продана на интернет-аукционе Ebay за $18000.

Карманные часы-череп от Пауля Дитисхайма

Знаменитый швейцарский мастер часовых дел создал эти необычные часы примерно в 1930 году. Нижняя челюсть черепа раскрывается, благодаря чему становится виден серебряный циферблат с крупными римскими цифрами и именем автора в верхней части. Циферблат оснащен центральными часовой и минутной стрелками, а также небольшим секундным счетчиком в положении «6 часов». Высота часов составляет около 3,81 см, глубина — 3,17 см, длина — 4,76 см. В задней части черепа выгравирована латинская фраза "Nosce Te Ipsum", «Познай самого себя». Купить часы знаменитого мастера-часовщика на данный момент невозможно, так как они находятся в личной коллекции.


Другие модели с черепами

Существует также множество менее знаменитых приборов для измерения времени, выполненных в стиле Memento Mori. Например, часы эпохи Ренессанс с позолоченной кромкой и гравировкой Хроноса, древнегреческого бога, символизирующего время, на циферблате. Часы были проданы на знаменитом аукционе Sotheby"s за $5000 в декабре 2010 года.
Также очень интересна модель часов из стерлингового серебра, оснащенная цепочкой со скрещенными костями, крышки которых закреплены на петлях и открываются, позволяя хранить в них ключи для завода механизма. На лбу черепа выгравировано латинское напоминание о смертности — фраза “Memento Mori”. Циферблат выполнен из матового серебра, римские цифры нанесены черной эмалью. Высота черепа составляет 4,1 см, длина с цепочкой — 33 см. Предполагаемая цена, за которую можно будет купить часы — $15000-$20000.
Выгравированная на циферблате этой маленькой модели карманных часов латинская фраза “Tempus Fugit” значит «Время скоротечно». Небольшой серебряный человеческий череп открывается, представляя взору циферблат часов, гравированный несколькими мотивами черепов со скрещенными костями. Модель является символом ускользающего времени. Согласно записям о владельцах часов, они принадлежали королеве Марии Текской, супруге короля Георга V. Королева презентовала эти уникальные часы Генри Уэлкаму в 1930 году.
В начале 20-го века многие часовые мастера Старого Света создавали копии часов в форме черепа или с черепами на циферблатах для коллекционеров. Даже сейчас существует несколько часовщиков, которые изготавливают качественные часы-черепа из стерлингового серебра, которые зачастую теряются в море китайских черепов из дешевого материала, покрытого слоем металла, с кварцевыми механизмами, заполонивших рынок.

Татуировки не только украшают тело, но и имеют определенное значение для владельца, несут особый смысл. А что значит изображение черепа?

Общая информация

Череп – это человеческая кость, и для многих он, конечно, связывается со смертью. И это на самом деле так, но в разных культурах окончание мирской жизни расценивается по-разному. Так, немало практик, предполагающих переход души человека после его смерти в иное состояние, иной мир или иную субстанцию.

То есть смерть может расшифровываться не только как конец, но и как перерождение, начало чего-то нового и неизведанного. И именно такие взгляды определили современные трактовки татуировок с изображением черепа.

Кому это идёт?

Кому подойдёт татуировка в виде черепа? Многие считают, что такое изображение предназначено для мужчины, так как является довольно брутальным и даже устрашающим. Причём владелец непременно должен быть жёстким или даже жестоким, мрачным.

Но нередко такие рисунки наносят молодые парни, причём, как говорят, «лёгкие на подъём», рискованные, раскрепощённые или азартные, и это связывается с некоторыми вариантами трактовки.

Череп вполне может подойти и девушке, если будет изображён не устрашающе, а более мягко, элегантно или даже забавно.

Значения

Итак, что значит тату череп? Трактовки могут быть самыми разными, причём порой кардинально противоположными. Вот некоторые из них:

  • Для многих такое изображение ассоциируется со смертью и напоминает о том, что все когда-нибудь умрут. С одной стороны, это может показаться пессимистичным, но, с другой, ведь такова жизнь. В итоге череп становится символом быстротечности жизни, невечности бытия.
  • Такой символ может служить напоминанием того, что нужно жить и радоваться жизни, ведь когда-нибудь она закончится. Часто те, кто выбирает такое изображение, стремятся попробовать всё, чтобы жалеть о том, что сделали, а не о том, чего сделать не успели.
  • Байкеры часто наносят черепа для защиты от смерти. Таким образом, они показывают, что сталкиваются с ней практически каждый день и не боятся её.
  • В криминальном мире черепа обычно наносят на свои тела воры. А если череп к тому же проткнут кинжалом, то это говорит о том, что преступник оказывал сопротивление правоохранительным органам при задержании, ранил кого-то из сотрудников полиции или же поклялся им отомстить.
  • Многие символизируют череп как угрозу, причём зачастую смертельную. По этой причине таким изображением свои флаги украшали пираты. А владелец тату может пытаться донести до окружающих, что с ним шутки плохи, он очень опасен.
  • Череп может рассматриваться как освобождение от чего-то, обретение настоящей свободы.
  • Некоторые такое изображение наносят на удачу и используют как оберег или талисман. Кстати, в Мексике празднуют День Мёртвых, в который черепа можно увидеть повсюду. А Святую смерть (так называют покровительницу праздника) просят о помощи, чаще всего преступники.
  • Череп может быть символом мужского шовинизма, то есть крайне негативных и радикальных взглядов по отношению к женщинам, а также превосходства и главенствующей роли мужчин.
  • Такие рисунки часто используют мошенники, карточные игроки или просто азартные люди, тем самым показывая, что их жизнь всегда связана с определённым риском и может закончиться в любой момент.
  • Значение черепа может быть связано с символом горькой правды, прощением своих врагов.
  • Если череп изображается с розой, например, в зубах, то этого говорит о том, что владелец татуировки беззаботен, не боится смерти, стремится к постоянному движению, куражу и драйву. Его не беспокоит то, что будет потом, он живёт сегодняшним днём. Также череп с розой может быть олицетворением любви и смерти или же бессмертия чувств.
  • Изображение так называемого «Весёлого Роджера» (или Адамовой головы) может связываться со спасением души и свободой от смерти.
  • Данный рисунок может ассоциироваться с бессмертием.
  • Череп со змеёй, обвивающей его или выползающей из глазницы, может расцениваться как мудрость. Такое изображение будто бы говорит о том, что его владелец даже после смерти оставит след на земле и завещает свой опыт потомкам.
  • Череп с крыльями – олицетворение свободы, беззаботности, освобождения от мирских дел и рутины.
  • Череп с короной – это стремление к власти и мощи.
  • Череп козла или другого рогатого животного, что удивительно, символизирует жизненную силу и изобилие.
  • Ворон на черепе непременно принесёт разрушения.

Несколько советов для тех, кто пока не может решиться на столь необычную тату:

  1. Для начала выберите подходящее место для нанесения. Если вы хотите, чтобы ваша красивая татуировка оставалась незаметной, то сделайте её, например, на спине или на лодыжке. Если вы, напротив, хотите рисунок демонстрировать, то нанесите его на руку. Часто такие тату делают на икрах или бёдрах. А некоторые выбирают спину. А вот наносить такое изображение на грудь не рекомендуется, так как считается, что рядом с сердцем должно находиться только всё самое сокровенное.
  2. Даже самую мрачную татуировку более живой и интересной сделают яркие тона, поэтому внесите в череп немного сочных красок, и он будет восприниматься совершенно по-другому!
  3. Чтобы выбрать подходящий вариант, можно изучить примеры, представленные в интернете или в каталогах тату-мастеров.

Теперь вы знаете о такой татуировке всё!