Проэкт жизнь и быт народов кавказа. Обычаи и традиции кавказских народов

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

кафедра истории и теории мировой культуры


Семья и семейный быт народов Кавказа


Выполнил: студент 3 курса

Очной формы обучения

специальности Культурология

Токарев Дмитрий Дмитриевич

Проверил: доктор исторических наук,

Профессор зав. кафедрой истории и

теории мировой культуры

Ягафова Екатерина Андреевна



Введение


Кавказ - один из интереснейших регионов Земного шара - издавна привлекал внимание путешественников, ученых, миссионеров. Первые упоминания о предках народов Кавказа мы находим у греческих и римских авторов 6 в до н.э.- 1в до н.э., которые описывали общественную жизнь и хозяйственную деятельность народов. Характер и нравы горцев могут быть объяснены первобытным состоянием, в котором эти люди находились еще недавно; и как бы мы сказали вкратце: большая часть нынешних обитателей Кавказа, это лишь остатки народов, погибших или же расселившихся, которым некогда удалось спастись в этих горах.

Несмотря на разницу в языках, многовековое соседство и совместная борьба против иноземных захватчиков за свою независимость сблизили эти народы в одну дружную семью.

Любой народ, независимо от того, маленький он или большой, имеет свою сложившуюся в процессе длительного исторического развития материальную и духовную культуру, в которой общечеловеческие нравственные ценности, нормы и правила поведения приобретали, в силу действия как объективных, так и субъективных факторов, национальное своеобразие и специфику. Нет, и не может быть народа без своих обычаев и традиций.

Без всестороннего изучения и знания этих обычаев, традиций трудно понять национальный характер, психологию народа. Без этого невозможно и решение такой задачи, как осуществление связи времен и преемственности в духовном развитии поколений, нравственного прогресса, невозможно формирование исторической памяти народа.

Целью моей работы является проведение исследования семьи, как социального института и семейного быта народов Кавказа.

Для этого необходимо поставить следующие задачи:

·Осветить какой был обычный порядок жизни семьи

·Изучить, как распределялись в семье хозяйственные отношения

·Выяснить, как происходило воспитание детей

При проведении исследования я использовал труды Иоганна Бларамберга, который имел склонность к исследовательской работе и собирал этнографический материал о народах Кавказа. Также Максима Максимовича Ковалевского русский учёный, историк, выдающийся деятель в институте права. А также работы других авторов действующих в интересах моей темы.


Обычный порядок жизни семьи


Как всегда в патрилокальном брачном поселении, глава семьи был старший мужчина. Во главе несложной малой семьи стоял отец семейства. В больших семьях случалось, что после смерти отца старший из братьев добровольно отказывался от своих прав в пользу другого брата. Бывало (у адыгов, осетин, карачаевцев и балкарцев), что главной в большой семье становилась мать.

Быт семьи как хозяйственной и потребительской ячейки в значительной степени определялся его типом. В большой семье все супружеские пары потомством жили вместе: у одних народов - в разных помещениях одного дома, у других - в разных постройках, состоящие в одном дворе. Хозяйство велось сообща под руководством старшего и старшей, распоряжавшихся соответственно в мужской и женской части семьи. Разделения труда у разных народов и даже территориальных групп имело свои особенности. Например, у осетин в равнинных районах мужчины были заняты всеми видами земляных работ - вспашкой, посевом, уборкой урожая, даже уходом за огородом и садом; на их же долю приходилась основная часть обязанностей, связанных с содержанием скота; мужским делом были также такие ещё сохранившиеся промыслы: обработка дерева, рога и т.п. Мужчины выполняли наиболее тяжёлые работы по дому, в частности заготавливали дрова. На долю женщин приходились, приготовление пищи и заготовка продуктов впрок, доставка воды, уборка дома и двора, шитьё, ремонт и стирка одежды; к полевым работам они привлекались редко, а их участие в скотоводстве ограничивалось доением молочного скота и чисткой хлевов. В горных районах женщины участвовали в молотьбе и уборке урожая, занимались обработкой шерсти, кож и т.д.

Сходным было разделение труда в адыгской и балкарской семье. У карачаевцев женщины больше, чем у других народов, учувствовали в скотоводстве, в том числе занимались отгоном. Разделение труда между полами придерживались очень строго. Считалось верхом неприличия, чтобы мужчины вмешивался в женские, а женщина в мужские дела.

Дети, в том числе и взрослые, всецело находились под властью главы семьи и должны были беспрекословно подчиняться, но и вести себя с ним подчеркнуто почтительно. С отцом не полагалось спорить или хотя бы заговаривать первым; нельзя было сидеть, танцевать, смеяться, курить, показываться небрежно одетым в эго присутствии. Мать семейства также пользовалась властью над детьми, и особенно над дочерьми. У некоторых народов, например чеченцев, ей даже принадлежал решающие голос при выдачи дочерей замуж. Если она была старшей большой семьи, то в её подчинение находились невестки, обязанные её так же слушаться и починяться, как своих родителей.

Было бы ошибкой видеть в патриархальной кавказской семье произвол старших по отношению к тем, кто считался младшим. Все отношения были основаны исключительно на взаимном уважении и признании прав личности каждого.

Действительно, ни адаты, ни шариат не лишали женскую половину дома и младших членов семьи, определенных прав и привилегий. Мать семейства считалась хозяйкой дома, распорядительницей женского домашнего хозяйства и домашних припасов, и у большинства народов, в частности у адыгов, осетин, балкарцев и карачаевцев, только она была вправе входить в кладовую. Мужчине вменялось в обязанности заботиться о женщинах и защищать их от обид; дурное обращение с женщиной, а тем более нанесение ей оскорблений, считалось позором. Женщины горцев пользовались исключительным правом и уважением, любовью и почтением, являлись символом доброты и нежности, хранительницами семьи и очага.


Пища, правила поведения за столом


Основу рациона народов Кавказа являются мясомолочные продукты. Из молока они получали масло, сметану, сыр, творог.

В пищевом рационе горцев большое место занимал хлеб. Его выпекали из ячневой, пшённой, пшеничной, и кукурузной муки.

Мясо употребляли большей частью в вареном виде, обычно с кукурузным хлебом, кашей с приправой. После вареного мяса обязательно подавали бульон.

Традиционным хмельным безалкогольным напитком является буза.

Прочное место в питании народов Северного Кавказа занял компот из свежих и сухих фруктов. В настоящее время расширение ассортимента повседневной пищи происходит за счет новых, заимствованных соседних народов блюд.

Особый интерес представляет обрядовая пища. У всех горских народов она связана с народным календарем. Так, начало пахоты, жатвы, выгон скота на летние пастбища, завершение жатвы - все это сопровождалось приемом обрядовой пищи, до приготовления которой запрещалось употребление какой - либо иной. Ритуальную еду готовили по случаю рождения ребенка: при укладывании в люльку, при первом шаге, при первой стрижке волос.

Стол - святое место. Не принято упоминать собак, ослов, пресмыкающихся или каких-либо животных.

За одним столом не садились дед и внук, отец и сын, дядя и племянник, тесть и зять, родные братья (если между ними была существенная разница в возрасте).

Если пришли гости вне праздника, то хозяин дома, независимо от возраста садится с гостями за стол.

Нельзя приходить на застолье уже явно выпившим.

Нельзя покидать застолье без уведомления старших.

Курение за столом - проявление неуважения к окружающим. Если терпеть невмоготу, всегда (после трех тостов) можно отпроситься у старших и выйти покурить.

На стол по случаю народных праздников не подают рыбу, курятину. Все мясное должно быть изготовлено из баранины или говядины. Во время официальных праздников на столе не должно быть свинины.


Гостеприимство


Многие архаичные обычаи, влиявшие на особенности общественного быта и существовавшие в 19 веке, характерны для горцев. Таков был, в частности, обычай гостеприимства.

«С гостем приходит счастье», - говорят кабардинцы. Для гостя предназначено лучшее из того, что есть в доме. Например, у абхазов «каждая семья старается приберечь хоть что-нибудь для неожиданных гостей. Так, рачительные в старину хозяйки припрятывали. . . пшеничную муку, сыр, сладости, фрукты, водку в бутылках... а во дворе гуляли куры, ревниво оберегаемые от родных». К приезду гостя и в его честь обязательно резали какое-нибудь домашнее животное или птицу. У адыгов, как и у ряда других народов, существовал «обычай засевать для гостей часть поля и держать специально для них определенное количество голов скота». С этим связано представление, также широко распространенное, о том, что в любом хозяйстве есть «доля гостя», которая принадлежит ему по праву. Гость «имеет в моем доме свою долю и вносит в дом изобилие», говорили горцы Грузии.

Каждый горец имел специальное помещение для гостей (так называемая кунацкая.) Гостевой дом являлся также своеобразным клубом,

где собиралась молодежь, исполнялись музыка и танцы, происходил обмен новостями и т. п. У некоторых адыгских дворян и князей стол в кунацкой был постоянно накрыт в ожидании случайного гостя, и блюда сменялись трижды в день, независимо от того, приходили ли гости, или нет. Кабардинцы держали в кунацкой поднос с мясом и сыром, и называлось это «пища того, кто придет». По представлениям абхазов, то, что укрыто от гостя, принадлежит дьяволу

Соблюдение законов гостеприимства считалось одной из наиболее важных обязанностей человека, дети с молоком матери впитывали гостеприимство как непреложный закон жизни. Нарушителей закона наказывали. Так, например, в Осетии за это сбрасывали со связанными руками и ногами в реку с высокого обрыва. При столкновении обязанностей гостеприимства с обязательствами кровной мести преимущество отдавалось первым. Известны случаи, когда преследуемый находил спасение в доме своего кровника, ибо нарушение священных законов гостеприимства считалось большим грехом, чем неисполнение обычая кровной мести.

Гость у горцев считается лицом неприкосновенным. Гостеприимством мог воспользоваться и совершенно незнакомый человек Не принято было интересоваться,откуда и куда гость направляется, как долго намеревается он пробыть в доме. В гостиных представителей высших сословий имелось всё необходимое для гостей. Двери этого помещения никогда не закрывались. Гость, приехавший незаметно для хозяев, мог оставить лошадь у коновязи, зайти и находиться в этом помещении, пока о его присутствии не станет известно хозяину. Если же приезд гостя был известен хозяевам заранее, то они выходили его встречать. Младшие члены семьи помогали гостю сойти с коня, а старший хозяин отводил гостя в гостиную. Если среди приехавших были женщины, то встречать выходили также женщины. Их отводили в женскую половину дома.

Гостеприимство на Северном Кавказе являлось наиболее устойчивым и распространенным обычаем. В основе обычая гостеприимства лежали известные общечеловеческие категории нравственности, что делало его весьма популярным далеко за пределами Кавказа. Любой человек мог остановиться в качестве гостя в любом городском жилище, где его принимали с большим радушием. Горцы, даже самые бедные, всегда были рады приезду гостя, считая, что вместе с ним приходит благо.


Воспитание детей


Семья складывалась на основе брака и давала начало новым бракам. Одной из основных целей брака были дети. В крестьянском быту от наличия детей, и прежде всего сыновей, зависели и количество рабочих рук, и уход за родителями в старости. С появлением детей упрочивалось и общественное положение отца. «Детей нет - в семье жизни нет»,- говорили адыги. Все народы Северного Кавказа придавали огромное значение воспитанию детей, в равной степени мальчиков и девочек. Воспитание настоящего горца или горянки предполагало всестороннее физическое, трудовое, нравственное, эстетическое развитие.

Из прививающихся детям нравственных качеств особое значение придавали чувству долга и родственной солидарности, дисциплинированности и вежливости, созданию мужского достоинства и женской чести. Человек хорошей репутации не мыслился без знания обычаев и правил этикета. Помимо досконального знания норм взаимоотношений между старшими и младшими родственниками, подросток был должен хорошо усвоить правила поведения в общественных местах. Он должен был помнить, что каждый взрослый житель селения вправе попросить его об услуге и отказать в ней нельзя. Ему надо было знать, что со взрослыми нельзя заговорить первым, обогнать его или пересечь ему дорогу. Идти или ехать верхом надо, слегка приотстав от взрослого, а при встрече с ним полагается спешиться и пропустить его стоя.

Подросток также должен был в совершенстве изучить законы гостеприимства и его этикет.


Аталычество


В общественном быту народов Северного Кавказа важное место занимал институт аталычества (от тюрского слова аталык - отец, воспитатель). В соответствии с обычаем, который сохранился с отдаленных времен, князья не имеют права воспитывать своих сыновей ни в своем доме, ни под своим наблюдением, а должны как можно раньше, чуть ли не с самого рождения, отдавать их на воспитание в чужой дом. Еще до рождения ребенка человек, желавший взять его на воспитание, предлагал будущим родителям свои услуги.

После наречения ребенка аталык с подарками отправлялся к родителям своего будущего воспитанника. Последние не должны были навещать своего ребенка и вмешиваться в его воспитание в новом доме. Мальчик рос в доме аталыка обычно до совершеннолетия, девочка - до замужества. Аталык кормил, одевал и воспитывал своего питомца бесплатно, заботясь о нем даже больше, чем о своих детях.

После достижения ребенком одного года устраивался праздник показа его жителям селения или поселка, которые его одаривали. А через некоторое время устраивали праздник в честь первого шага, выявляя склонности воспитанника, раскладывая рядом различные предметы - от книги до оружия - и наблюдая, что его больше привлекает. Отсюда делали вывод, кем он будет, когда вырастет.

Главной обязанностью воспитателя считалась подготовка из своего названного сына хорошего воина, поэтому с шести лет ребенка учили стрельбе, верховой езде и борьбе, приучали переносить голод, холод, зной и усталость. Воспитанника обучали также красноречию и умению рассуждать здраво, что должно было помочь ему обрести должный вес на общественных собраниях.

Девочек с малых лет знакомили с правилами этикета, учили умению вести домашнее хозяйство, вязать, готовить, обучали шитью золотом и серебром и другим ручным работам. Воспитание девочки входило в обязанность жены аталыка.

При завершении срока воспитания аталык дарил воспитаннику парадную одежду, коня, вооружение и торжественно в присутствии родственников возвращал его в родной дом. С той же торжественностью возвращали домой и девушку. Семья воспитанника устраивала по этому случаю большие торжества, преподносила аталыку и его семье дорогие подарки (оружие, конь, скот, земельный участок и т.д.)

Аталык вплоть до своей смерти пользовался большим уважением со стороны всей семьи своего воспитанника, и его принимали как одного из членов семьи. Родство по аталычеству считалось более тесным, чем кровное.


Заключение

семья кавказ аталычество быт

Быт семьи подчинялся гармоничным законам жизни горцев. Старший заботился о материальном благополучии, пропитании, остальные помогали ему в этом, беспрекословно выполняя поручения. Поэтому время было занято трудом, воспитанием детей. Конечно, большую его часть занимали домашние и сельскохозяйственные работы. В сознании народа такой уклад закреплялся веками, обрабатывался, отбрасывал все лишнее и оформлялся в более подходящую форму.

пределенное время в обычном порядке жизни семьи занимало воспитание детей. Необходимо было привить им чувство долга и родственной солидарности, дисциплинированности и вежливости, созданию мужского достоинства и женской чести.

Гостеприимство в кавказской семье считается чуть ли не самым главным обрядом. Древнему обычаю гостеприимства кавказцы следуют и сегодня. Существует много поговорок, притч и легенд, посвященных этому замечательному обычаю. Старики на Кавказе любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать».

Таков традиционный семейный быт народов Кавказа. Важно продолжать исследование внутреннего уклада жизни дружественных нам народов.


Список литературы


1.Блаламбер И., Кавказская рукопись. URL:<#"justify">4.Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа 1972.С.147


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Чамалалы или чамалинцы относятся к андийским народам и проживают в Чеченской Республике и Дагестане. В начале 20 века в СССР насчитывалось 3438 чамалалов, в 1967 - 4000 человек. По данным переписи 2010 года, лишь 24 жителя России назвали себя чамалалами. 18 из них живут в городах, а 6 - в сельских поселениях.

Религия и традиции

Чамалалы - мусульмане-сунниты, то есть последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Сунниты делают особый акцент на следовании сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы —халифа. Среди чамалинцев есть и те, кто проповедует шафиизм. Для вынесения правового решения шафииты используют Коран, Сунну пророка Мухаммеда, мнение сподвижников пророка Мухаммеда.

Некоторые чамалалы верили в духов гор. В народе практиковалось знахарство, гадания, обряды вызова дождя и солнца, магия.

Ремесла чамалинцев

Чамалалы традиционно занимались земледелием и скотоводством. Они выращивали пшеницу, ячмень, кукурузу. Были развиты садоводство, пчеловодство, виноградарство. В народе производили войлок, плели паласы, изготавливали медную посуду, деревянную утварь. В наше время чамалалы все также занимаются животноводством, земледелием и садоводством (выращивают яблони, груши, сливы, абрикосы).

Традиционная одежда

Одежда чамалалов немногим отличалась от традиционной одежды других кавказских народов. Женщины носили рубахи, темные платья, подпоясанные длинным поясом яркой расцветки, штаны, овчинные шубы. На голову они надевали чухту - чепец, закрывающий голову, с пришитым к нему мешочком для волос. А поверх чухты носили платок из домотканого сукна.

Традиционная мужская одежда состояла из штанов, рубахи, черкески, бешмета, овчинных шуб, курток, войлочной бурки. На голову мужчины надевали овчинную папаху конической формы.

Язык и народное творчество

Чамалинский язык принадлежит к андийской подгруппе нахско-дагестанской языковой семьи. Он распадается на два диалекта: гакваринский, который включает говоры селений Верхнее и Нижнее Гаквари, Агвали, Цумада, Ричаганих, Гадыри, Кванхи, и гигатлинский - в селениях Гигатль и Гигатль-Урух.

Важно, что чамалалы создали богатый песенный фольклор. Песни исполняются на аварском языке, а основными музыкальными инструментами являются зурна (род дудки), пандур (струнный инструмент со струнами из кишок животных) и бубен.

Зурна Фото: Большая Российская энциклопедия

Традиционное жилище

Каждое поселение чамалинцев было окружено сторожевыми башнями. В селении, как правило, было 5-12 кварталов. В каждом квартале была своя мечеть, а в центре селения - пятничная мечеть (джума). Старшину селения выбирали из числа влиятельных тухумов. Тухумы - это объединения, союз тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся для совместного решения общих задач.

Дома у чамалинцев были каменные, одно-, двух- и трёхэтажные. Крыши домов глинобитные, но в последнее время их стали делать из шифера или кровельного железа.

Чамалинская кухня

Традиционное блюдо чамалинцев - хинкал с мясом и чесноком. Сваренные в мясном бульоне кусочки теста подаются с бульоном, варёным мясом и соусом.

Однако не стоит путать хинкал с грузинским хинкали, представляющим собой другой тип блюда.

Хлеб чамалалы едят преимущественно пресный.

Cлайд 1

Культура и быт народов Северного Кавказа Работа Озеровой Натальи Анатольевны учителя истории МОУ СОШ №14 г.Невинномысска

Cлайд 2

Cлайд 3

Поселения и жилища. Природа гор повлияла на общие черты построек. Материал и тип жилища зависел от особенностей местности. Северный Кавказ является регионом проживания многих Народов. Горы являлись Защитой от врагов.

Cлайд 4

Регион проживания На Северном Кавказе проживают карачаевцы, черкесы, осетины,балкарцы,кабардинцы,чеченцы, ингуши,абазины,адыги и другие горские народы.

Cлайд 5

Общие черты построек В послемонгольское время горцы жили в основном в сельских поселениях. Адыги, как правило, селились компактно придавая своим селениям форму круга Или квадрата. По периметру располагались жилища, Фасадная часть которых была обращена внутрь Селения. В середине размещались обширный двор Для скота, колодцы,зерновые ямы и т.п. Поселения, Не имевшие естественной защиты, окружались общей оградой, которая сооружалась из высокой плетневой стены, иногда в несколько рядов. В некоторых случаях расстояние между плетневыми заборами засыпалось землей.

Cлайд 6

В гористых районах преобладали поселения небольших размеров, а в предгорьях – более крупные, иногда по нескольку сотен домов. В каждом селении, как правило, имелась хотя бы небольшая площадь, на которой собирались жители для решения общих дел. Для постройки жилищ использовались различные строительные материалы. В горной полосе основными были камень или бревна. В предгорьях – преимущественно сырцевой кирпич-саман и турлук – обмазанный глиной каркас из плетеного хвороста или ивовых прутьев.

Cлайд 7

Дома у адыгов и абазин были 2-3-комнатные, с четырехскатными крышами, крытыми камышом или дранкой (деревянными пластинами).Полы земляные. В доме имелся очаг. Для гостей строили специальное помещение – кунацкую.

Cлайд 8

У карачаевцев жилые и хозяйственные постройки были деревянные,рубленные из массивных Стволов сосен. Крыши жилых и хозяйственных строений засыпались землей, слоем до метра толщиной. Со временем земля зарастала травой и издали не всегда можно было разглядеть селения из-за зеленых, слившихся с окружающим пейзажем крыш.

Cлайд 9

Типы жилища Кабардинское жилище с пологой четырехскатной крышей, с земляным покрытием. Адыгейское жилище с крутой четырехскатной крышей, с соломенным покрытием. Чеченское жилище на Равнине с коробовым Камышево-земляным Покрытием.

Cлайд 10

Одежда и украшения Одежда народов Северного Кавказа имела много общих черт, ввиду схожести бытовых условий проживания и эстетических запросов, характерных для всего региона. Изготовлялась она как из тканей как из тканей местного производства, так и из привозных: холста бязи,шелка, бархата и парчи. Нательной одеждой мужчин и женщин были рубашки и штаны из холста или тонкой шерстяной ткани. В непогоду носили бурки и башлыки. Зимней одеждой были овчинные шубы, Их носили мужчины и женщины.

Cлайд 11

Женскую одежду составляло приталенное платье. Поверх платьев носили безрукавки, кафтанчики или халаты. Украшением женщин всех народов,проживающих на территории Северного Кавказа были пояса, бусы, серьги,перстни и браслеты. Большим разнообразием отличались женские головные уборы Головной убор карачаевок – войлочная шапочка, обшитая кожей, С конусообразным навершием, украшенным камнями в высоких оправах или инкрустацией из бисера. Шапочки адыгских женщин из шелка и парчи украшались галунами,серебром, А иногда имели навершие в виде металлического навершия. Цвет одежды

Cлайд 12

Мужчины носили шапки из меха ягнят, лисиц, фетровые и стеганные суконные колпаки, а также низкие тюбетейки. Обувь у горцев представляла суконные или кожаные ноговицы из сыромятной кожи, в которые зимой для утепления клали сухую траву. Одежда дополнялась поясом, изготовленным из разнообразных материалов. Металлические детали пояса часто была из серебра. Эта деталь костюма была дорогостоящей и передавалась по наследству. Мужскую одежду дополняло оружие и воинские доспехи. Одежда и украшения

Cлайд 13

Пища Основой питания было мясо и молоко. Наилучшим Мясом считалась баранина, но ели также говядину, дичь. Мясо жарилось на вертеле целыми тушками или кусками, В виде шашлыка. Практически у всех народов было принято пить мясной бульон. Популярной была лапша, Сваренная на мясном бульоне. Мясо заготавливали впрок, его коптили и вялили. Виды печей были разные. Дрожжевого хлеба горцы не знали. Его заменяли Пресные лепешки,готовившиеся из смеси просяной, Ячменной и пшеничной муки. «Хлебом» адыгов была паста, сваренная из пшена и охлажденная. Широкое распространение имела молочная пища: Квашеное молоко, сыр, творог, сметана, масло. Вместо сахара употребляли мед, пили сладкие Фруктовые напитки – щербеты. Широко использовались В пище острые приправы и пряности.

Северный Кавказ населяют: ингуши, осетины, чеченцы, кабардинцы, адыгейцы.

Антропологическая характеристика: европеоидная раса, кавказские и иберо-кавказские группы (высокий рост, длинное туловище, развитый волосяной покров)

Языковая принадлежность: северокавказская языковая надсемья, нахско-дагестанская ветвь .

Хозяйство. Земледелие с древнейших времен (просо, пшеница, ячмень, рожь, рис, с 18 века кукуруза). Различие культур по районам : абхазо-адыгейские народы – просо, пшеница особенно распространена на Северном Кавказе, западная Грузия – рис. Виноградарство и садоводство. Орудия –деревянные с железными наконечниками . Легкие применялись на мягкой почве в горах (небольшие поля).Иногда делали искусственные пашни в горах – приносили землю на террасы на склонах гор. Тяжелые орудия – плуги (несколько пар волов) – для глубокой вспашки на равнинах. Урожай убирали серпами, молотили досками с камнями на них. Скотоводство на горных пастбищах, отгонное (летом в горах, зимой на равнинах).Пчеловодство и шелководство. Торговля и ремесло. Ковроткачество, ювелирное дело, оружие, гончарная и металлическая посуда, ткачество, вышивка.

Материальная культура. Культурное единство адыгских народов, осетин, балкарцев, карачаевцев. Типы жилищ зависят от природных условий . В горах – тесная застройка, дома вплотную примыкают друг к другу. На равнине – более свободно, при доме есть двор и часто небольшой участок земли.Родственники селились вместе, образуя квартал . Типична 4х угольная каменная постройка с 1 или 2 скатной крышей – в горных р-нах Северного Кавказа. Равнинные районы Северного Кавказа – стены из плетня, 2 или 4 скатная крыша.

Одежда. Большое разнообразие, но много общего у адыгских народов, осетин, карачаевцев, балкарцев, абхазов. Муж – бешмет (кафтан), узкие штаны, заправленные в мягкие сапоги, папаха, бурка, пояс-ремень с серебряными украшениями, на котором носили шашку, кинжал. Высшие сословия носили черкеску – верхняя распашная приталенная одежда сгазырями для патронов. Жен – рубаха, длинные штаны, распашное приталенное платье, высокие головные уборы, покрывала. Платье по талии перетягивалось поясом.Носили корсеты до замужества (стягивали талию и грудь). В Дагестане мужская одежда напоминает адыгскую, жен – туникообразная рубаха с поясом, длинные штаны, мешкообразный головной убор, в который убирали волосы + тяжелые серебряные украшения (поясные, нагрудные, височные).

Социальные отношения. Патриархальный уклад, поддержание родственных связей, крепкие соседские общины. Моногамия, многоженство редкое, среди привилегированных слоев мусульманского населения. У многих народов распространен калым. Тяжелое положение женщин.

Религия. Христиане и мусульмане. Из Армении христианство проникло в Южный Дагестан. Насаждение ислама на Северном Кавказе турками и крымскими татарами. Сильны местные верования, огнепоклоннические культы.

Культура. Эпические сказания, эпосы. Эпос абхазов о богатырях. Басни, легенды, пословицы, поговорки. Музыка, пение. Странствующие народные певцы, исполняют песни под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Горцев на игре будет много. И не только чеченцы и черкесы, конечно же. В основном в означенный период, во времена самых ожесточенных сражений Кавказской войны против русской армии воевали дагестанцы, чеченцы и адыги (черкесы).

Но никто не исключает на игре других представителей этнических обществ. Осетины, кабардинцы, грузины, часть равнинных дагестанцев - воевали, в основном, в составе российских войск.

И поэтому общие обычаи народов Кавказа надо знать всем, кто хочет принадлежать к жителям гор, надо знать, в чем же состоит сходство культур и обычаев.

В эту тему я буду выкладывать именно схожие обычаи.

Что касается особенностей адыгов и чеченцев - им будут посвящены отдельные темы.

В общественном быте, традициях и обычаях народов Северного Кавказа есть много общего, хотя, безусловно, у каждого народа есть и свои различия.

Горские народы находились на разных уровнях исторической эволюции. Наиболее развитыми среди них представляются кабардинцы (те самые наши черкесы), тогда как чеченцы отстают в своем экономическом и общественном развитии впоследствии изоляции в глухом высокогорье и отстраненности Чечни от крупных путей с севера на юг — Чечня даже географически как бы отодвинута на обочину истории.

Кратко остановимся на основных чертах общественного устройства, некоторых наиболее приметных традициях, общих для многих народностей.

Сельская община

Территориальная община — основа социальной структуры общества. Она регулировала хозяйственную и общественную жизнь горского села. Правление осуществлялось старейшинами, куда входили самые почтенные жители. выбирались они на сельском сходе, в котором участвовали все взрослые мужчины селения. Главный критерий выбора — безупречная репутация.

Сельские сходы — достаточно демократическая форма общественного самоуправления. Без согласия схода никто не мог начать строительства дома, полевые работы, размер штрафа за провинности, а за тяжкие преступления сход выносил смертельный приговор или изгонял из села, что фактически равнялось смерти. Если спорный вопрос касался соседних селений, создавались посреднические суды из представителей этих селений.

Но в процессе феодализации сельские собрания постепенно попадают под контроль феодальных влиятельных фамилий. Например, в адыгском обществе господствовали князья, а в Дагестане известны случаи назначения сельских старшин феодальными властителями, что, конечно, делало сход менее демократичным.

Релегиозные представления

До сих пор в том или ином виде языческие верования сохранились у народов Северного Кавказа. Даже утвердившийся ислам не мог полностью вытеснить язычество. Особое место в этих культурах занимало поклонение солнцу, горам, камням, деревьям. Испокон веков функционировали культы огня, солнца, железа, а так же развитый культ предков, которые, якобы, незримо сопровождали живых и могли влиять на них. Древние языческие обряды выражались так же в обрядах вызывания или прекращения дождя, обрядом с жертвоприношением животных для избавления посевов от засухи и градобития, с началом пахоты, сенокоса,уборки урожая и других событиях хозяйственной и семейно-бытовой жизни. У адыгов были священные рощи и деревья, у которых совершались торжественные общественные акты, молебны и жертвоприношения. Были так же святилища родовые и семейные.

При этом так исторически сложилось, что Северный Кавказ находился на стыке двух миров — христианского и мусульманского. В Армении и Грузии христианство появляется в IV веке, а в VI — у адыгских племен Северо-Западного Кавказа (хотя глубоко не проникает в сознание народа). В XIV вв началась деградация христианства у народов Кавказа, а вот языческие представления - выжили.

Однако с VI в вместе с арабским вторжением на Северный Кавказ проникает ислам. Отсюда мусульманская вера начинает распространяться на прилегающие районы.

Тем не менее, большинство горных обществ приняло мусульманство в XVII-XVIII вв.

Царское правительство и местные власти не вели целенаправленной антимусульманской политики (несмотря на то, что исламский фактор сыграл далеко не последнюю роль в Кавказской войне 1817-1864 гг), но предпринимали усилия по восстановлению христианства, в первую очередь среди осетин.

Тем не менее ни христианство, ни ислам в полной мере не подавили языческие верования горцев. Это характерная черта этнопсихологии народов Кавказа.

Одежда северокавказских народов

В одежде северокавказских народов много общего.

Особенно черты общности присущи мужской одежде, что, возможно, объясняется её хорошей приспособленностью к военным и всадническим функциям. Последнее обстоятельство повлияло и на одежду терских и кубанских казаков, многое перенявших у горцев (папахи, черкесски с газырями, бурки, оружие на поясе как непременный атрибут костюма).

К концу XVIII века сформировался общий для Сев. Кавказа мужской костюм — бешмет, черкесска, бурка, башлык, папаха. Именно к концу XVIII — началу XIX века относят широкое распространение черкесски с нагрудными патронашами (газырями) для зарядов. Парадные черкесски, украшенные золотыми или костяными газырями, распространились по Кавказу к середине XIX в.

Женская одежда была большим национальным и местным своеобразием. По покрою женское платье было сходно с мужским костюмом: длинное платье с открытым на груди разрезом шилось по покрою черкесски, стеганная ватная куртка походила на бешмет. Подмечено сходство обуви, а так же и в других элементах мужской и женской одежды.

Адаты

Адат — это так называемое обычное право, установленное обычаем, или совокупность традиционных норм, передаваемых из поколение в поколение. Адаты - неписанные законы, но исполнение их было абсолютно обязательным, а неисполнение сурово наказывалось общественном сельским сходом. По мере исламизации народов Северного Кавказа к адатам стали добавляться нормы мусульманского теологического права — шариата.

Наиболее яркой нормой обычного права на Сев. Кавказе была повсеместно распространенная кровная месть. Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага и т. д.

Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, а за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежало ближайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и все это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадавшего, и бывали случаи, когда она прекращалась — в случае не примирения — лишь после уничтожения одного из родов.

Кровная месть и самовольные действия были обязательными среди семей; позор и презрение продолжались до тех пор, пока эта обязанность не была выполнена. Мщение, грабежи убийство считались добродетелью, вследствие чего погибать считалось славным.

Дна из процедур примирения коровников была следующей: обе враждующие стороны выстраивались друг против друга. Рукопожатиями обменивались сначала старшие из враждующих родов, затем — остальные мужчины по старшинству. Если хотя бы один мальчик не подал руку — примирение не могло состояться. Дальше получившие прощение кровники устраивают для всех угощение.

У многих народов была и другая форма примирения, когда с целью прекращения кровной мести из рода убитого в род убийцы похищал ребенка и воспитывал его. Тогда похититель становился приемным отцом похищенного и воспитывал его. С помощью этого средства примирялись самые мстительные семьи. Возвращение ребенка через несколько лет с подарками означало прекращение вражды, между семьями и родами устанавливались родственные отношения.

Обычаи гостеприимства, куначества и побратимства

Обычай гостеприимства у всех народов Северного Кавказа, получил широкое распространение.

Путник — гость, кроме того он был почти единственным глашатаем, информатором о всех происшествиях и новостях края и за его пределами. В дом, где останавливался гость, приходили мужчины всего аула не только отдать ему дань уважения, но и получить информацию о внешнем мире. Опасные тяжелые горные дороги, отсутствие общественных и частных учреждений и предприятий в виде гостиниц или хотя бы постоялых дворов породили молчаливый, как бы негласный договор, сущность которого — обязательная, внимательная заботливость домохозяина о возможном удобстве и безопасности гостя, раз таковой зашел к нему. По понятиям горцев, гость — лицо священное для них.

Обязанности гостеприимства распространялись на любого мирно вошедшего во двор дома или вступившего на землю, при надлежащую хозяину. Самую лучшую пищу, самую лучшую постель в доме всегда предоставляли гостю. Состоятельные семьи строили для гостей в укромном месте двора специальную кунацкую, состоящую из одной или двух комнат и коридора. В этом доме или комнатах размещали лучшую утварь, посуду, постельные принадлежности, мебель. В отсутствие гостя в кунацкой отдыхал хозяин. Сюда же со своими друзьями приходили и старшие сыновья. Гостем считался любой прохожий, приезжий, заблудший. Его встречали радушно, если даже он пришел глубокой ночью.

Законы гостеприимства распространялись и на иноплеменника. Гостем считался и тот, кто оказывался в селе проездом. Человека, неприветливо встретившего гостя, осуждали, он терял уважение и престиж у народа. Дом этой семьи мог быть разрушен сельчанами, члены семьи преданы проклятию и изгнаны. Проклятие зачастую было и всем тем, кто, проходя мимо, не бросали бы камня в то место, где стоял прежде дом нарушивших законы гостеприимства. Появлялись целые кучи камней, называемые «карлаг». Преступлением, за которое могли воздвигнуть карлаг, считалось убийство гостя или прощенного кровника, надругательство над трупом убитого противника, прелюбодеяние, убийство женщины из мести, воровство и др.

Если в гости приходили очень уважаемые люди или особо почитаемые родственники семьи (родственники со стороны зятя, снохи, старые родственники со стороны деда, бабушки, отца и матери), не зная, что данную семью постигло горе, их принимали так, как будто ничего не произошло. Если в доме покойник, его прятали в дальнюю комнату или его ложе задвигали под кровать, а гостей встречали с улыбкой, дабы не омрачить их настроение. Лишь проводив их с почестями, хозяева продолжали похоронную процессию, панихиду. Это отмечал и А. И. Барятинский: «...если в доме и саван с телом покойника, гостю не омрачали настроение, его прятали под кровать, а гостя встречали».

Приветствовать кунака приходили все члены семьи, родственники, а так же соседи. С гостями беседовали старшие члены семьи, молодежь (мужская) молча стояла у входа и была готова оказать все необходимые услуги: подать огонь, чтобы гость мог закурить, воду, чтобы он мог помыть руки, помочь ему снять сапоги, принести и унести «шу» — угощение и т. д.

Как только гость входил во двор, хозяйка шла к очагу готовить для него угощение. Чтобы не смущать гостей и создать им обстановку для отдыха и покоя, хозяева уходили и оставляли с ними только одного родственника или оставляли одних. Для того, чтобы развлечь почетных гостей, устраивали танцы, для чего приглашали молодых родственников и соседей. Когда гости ложились спать, женщины-хозяйки (обычно снохи) чистили им одежду, стирали и штопали носки, мыли обувь. После трех дней пребывания у кунака гость или, гостья делали попытку принять участие в хозяйских делах. Им обычно разрешали выполнять наиболее легкие, приятные виды работ. Женщинам, например, разрешали шить, вышивать, готовить сладкие блюда.

Все члены семьи — от мала до велика — во время пребывания гостя оказывали ему всяческое внимание. Такой прием вызывал у гостя дружеские чувства. Поддерживать и развивать далее дружеские отношения считалось долгом каждого уважающего себя человека.

Обычай названного родства — куначество устанавливалось побратимством, оформляемым специальным ритуалом, который в разных вариантах сводился к тому, что двое мужчин на основе крепкой дружбы клялись друг другу в вечной верности, взаимоподдержке, взаимопомощи. В знак верности клятве они надреза ли себе руки и пускали кровь, обменивались оружием.

Еще одна из из форм обрядов установления куначества кавказцев. : «Сделаться присяжными друзьями — значит сделаться братьями. Обряд совершения братства самый простой: обыкновенно, два новые друга пьют пополам стакан молока и в этот стакан должна быть брошена серебряная или золотая монета или кольцо. Символический смысл этой последней формы обряда — чтобы дружба навеки «не ржавела». Бросается эта монета в стакан того, кто хочет дружбу, а достается она тому, у которого просят дружбы.

После свершения одного из этих символических действий названные братья обменивались личными вещами: шашками, башлыками, бурками и др., что также символизировало братство.

Но если делаются друзьями те, которые прежде были врагами за убийство брата и вообще родственника, то в таком случае обряд совершения братства изменяется. Все родственники кровника и он сам отправляются на могилу убитого им; трое суток простояв на могиле, как бы прося прощения у убитого, они отправляются к его родственникам. Затем несколько человек из родственников кровника и он сам сосут грудь матери убитого им. Тогда они делаются Семьи кунаков постоянно общались между собой и были наиболее чтимыми гостями друг у друга. Они принимали самое деятельное участие в делах друг друга: в случае кровной мести, женитьбы, замужества членов одной из семей и др., они разделяли все тяготы и радости. Куначество почитается наравне с родством. Нередко куначество закреплялось установлением брачных связей между членами их семей.

О совершении обряда побратимства сообщалось семьям и близким родственникам обеих сторон. В честь этого большого события у одного из названных братьев устраивали обед, куда приглашались друзья побратимов и члены их семей. С этого момента обе стороны принимали на себя традиционные обязанности истинных родственников. «Названные братья ближе всяких родственников, даже ближе, чем единоутробные братья. В случае убийства одного из них другой обязан мстить за его кровь как за родного брата.

Среди женщин рассматриваемые социальные институты широкого развития не получили. В отдельных случаях две подруги объявляли себя сестрами, обменивались личными вещами, кольцами и клялись сохранить верность на всю жизнь. Как правило, после того, как девушки выходили замуж, такое родство прерывалось, так как заботы, многочисленные хозяйственные обязанности, зависимость от мужа мешали им поддерживать отношения. Посестрие бывает только до замужества. Для этого девушки меняются платьями. Старики помнят случаи, когда и женщины преклонного возраста продолжали поддерживать отношения названных сестер, бывая друг у друга по случаю торжеств.