Роман эссе. Богачи с большой дороги

В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой раскрывает одну из безотрадных сторон жизни николаевской России - положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие рядовых, проведение сквозь строй в качестве наказания. Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека - общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», - рассказывает герой). В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.

Основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой - в разочаровании Ивана Васильевича.
Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Отец Вареньки был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

В рассказе JI.H. Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же - злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания.

Фольклорные традиции в поэзии С.А. Есенина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Поэта Сергея Есенина подарила нам сама народная жизнь, народная Русь: "рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб". С ранних лет его окружал мир песен, сказаний, преданий и народно-поэтических образов. Сергей рос у бабушки Аграфены Панкратьевны Есениной, затем в доме деда Титова. Бабушка рассказывала любимому внуку сказки, дед часто напевал ему народные песни. В народных сказаниях, поговорках, загадках таилось для молодого поэта неисчерпаемое богатство образов, сюжетов, оборотов речи.
В основе народного творчества всегда лежат песенные мотивы. Точно так же и в основе лирики Есенина лежат народные песни, частушки, запевки:



Звоны резки, звоны гулки, Бубенцам в шлее не счет. А как гаркну на прогулке, Выбегает весь народ. Выйдут парни, выйдут девки Славить зимни вечера, Голосистые запевки Не смолкают до утра.
В есенинской лирике словно находят вторую жизнь постепенно уходящие и вытесняющиеся народные песни, столь любимые русскими людьми. Родными и знакомыми с ранних лет слышатся восторженные слова:
Той ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа...
Стихотворные строки Есенина настолько просты и мелодичны, что словно не читаются, а сами собой складываются в песню: Сторона ль моя, сторонка, Горевал полоса. Только лес, да посолонка. Да заречная коса...
Любовь к народным традициям, к русскому фольклору неразрывно связана с нравственными идеалами поэта - любовью к родине, к простому народу, с понятием о чести, достоинстве, долге.
А образ русской деревни часто становится для автора воплощением настоящего рая на земле. Следует отметить, что православные образы в лирике Есенина органично переплетаются с языческой славянской мифологией и фольклорными началами. И это вполне естественно, поскольку и сама народная лирика - обрядовые песнопения, частушки, лирические песни - несла на себе отпечаток этой славянской языческой мифологии.

Данью фольклорной традиции в лирике Есенина являются аналогии, проводимые между человеческой жизнью и природой, перенесение свойств и черт характера человека, признаков животных на отвлеченные понятия, предметы деревенского быта, явления природы:

Стихотворный слог многих произведений Есенина словно заимствован из древнерусских летописей: его туманы "курятся", "листопад златит холмы", тишина "почивает" в сердце, его нищий - "убогой", "болезный", девки "вяжут... косицы до пят".



Поэт часто использует характерные для фольклора повторы:" заиграй, сыграй, тальяночка...", "Сторона ль моя, сторонка", "Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь...", "Гляну в поле, гляну в небо...", "Где ты, где ты, отчий дом...".

Приверженность фольклорным традициям делает Сергея Есенина по-настоящему народным поэтом, произведения которого были и остаются близкими и понятными миллионам людей многих поколений.

Каким предстаёт «маленький человек» в произведениях А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)

Центральная тема творчества Чехова - протест против пошлости, обывательщины. Именно она звучит в рассказе “Ионыч”. Это история о том, как способный человек в условиях провинциального буржуазно-мещанского быта превращается в тупого и жадного обывателя.Главный герой, молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев, в начале – юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энергии, увлечен работой. Его интересуют серьезные вопросы, литература, искусство. Он терпеть не может общества “картежников, алкоголиков, хрипунов”. Иногда Дмитрий Ионыч пытается высказать кое-какие свои мысли. Но его серьезные разговоры о прогрессе, политике, науке не встречают понимания.логикой рассказа Чехов пытается нас убедить, что человек достоин имени человека лишь в том случае, если он борется против влияния мещанской застойной среды, если он противопоставляет ей свое человеческое “я”. Благородная цель в жизни, любимая работа не стали основой существования Старцева. Стремление к сытости и богатству оказалось сильнее. В этом заключается причина его нравственного падения.Писатель рисует постепенно погружение Старцева в “тину мелочей». Его интересы и кругозор катастрофически сужаются, человеческая личность на глазах уменьшается. Он с наслаждением играет по вечерам в карты, а придя домой, жадно считает деньги. За четыре года он растерял все свое былое превосходство над мещанским обывателем. Убедившись в своих посредственных способностях, Котик предлагает Дмитрию Ионычу жениться, но он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Ему уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. “А хорошо, что я тогда не женился”, - думает он. В рассказе “Ионыч” словно звучит голос Чехова, призывающий не поддаваться губительному влиянию среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, беречь в себе человека, бояться, как огня, накопительства, не предавать светлых идеалов молодости, не предавать любви. В чём особенности изображения природы в лирике С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.)

С. А. Есенин по праву признан одним из луч­ших мастеров пейзажной лирики. Стихи поэта привлекают читателя своей свежестью, непод­дельной искренностью, богатством чувств, нрав­ственным здоровьем и жизнелюбием.

В простых и неказистых родных пейзажах ря­занский поэт сумел открыть такое неповторимое очарование, столько новых и созвучных каждо­му простому человеку чувств, что и спустя столе­тие все новые и новые поколения читателей с упо­ением обращаются к его творчеству.

Природу родного края Есенин знает превос­ходно, в свой тонкий рисунок вкладывает душу настоящего патриота:

Край любимый!

Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Живо и эмоционально воспринима­ются картины родной природы: они празднично нарядны, здесь доминирует приподнятое, роман­тически окрашенное настроение. Родная приро­да оживает в стихах Есенина, березки и клены, вечера и рассветы, избы и поля - все радуется и грустит по-человечьи. Поэт одухотворяет эти простые и знакомые каждому с детства явления, наделяет своими чув­ствами, настроением. Золотые звезды у него дремлют, «брезжит свет на заводи речные и ру­мянит сетку небосклона», сонные березки улы­баются, растрепав шелковые косы.

Все богатства природы России органически входят в поэзию Есенина - приволье родных про­сторов, полевые запахи, краски и звуки, радост­ная весна, задумчивая осень, жестокая зима. Перед нашими глазами происходят волшебные превращения: зима баюкает мохнатый лес; игри­вые воробушки, словно сиротливые детки, голод­ные, усталые, жмутся поплотней. Им, как и лю­дям, снятся цветные сны: «в улыбках солнца яс­ная красавица весна». Осень - это не просто осень, а рыжая кобылка, расчесывающая гриву. Ее подковки слышны над речным покровом бе­регов. Оживают луна, звезды, вечера и рассветы:

Пеной рос заря туманится,

Словно глубь очей невестиных.

Прибрела весна, как странница,

С посошком в лаптях берестяных.

В пейзажной лирике Есенина предстают слож­ные, необыкновенно красочные и непривычные образы. Иносказательный смысл этих образов прозрачен, эта символика опирается на реалисти­ческую, преимущественно фольклорную основу: «пляшет ветер по равнинам - рыжий ласковый осленок»; «синь то дремлет, то вздыхает. У лесно­го аналоя воробей псалтырь читает»; «изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тиши­ны»; «ягненочек кудрявый - месяц гуляет в го­лубой траве».

Поэзия Есенина - это гимн России, родным рязанским просторам, где, «радуясь и мучаясь», живется все же как нигде хорошо, привольно

Рассказ «После бала» написан в 1903 году. Может ли человек сам управлять собой, совершенствовать себя - или все дело в среде, обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений? - вот вопросы, над которыми автор приглашает поразмышлять читателей. По замыслу писателя, читатель должен попытаться ответить на эти вопросы, умышленно готового ответа в рассказе нет, потому что от готовых ответов мало пользы. Рассказ построен так, чтобы читатель сам искал ответы и, отыскав, принимал их убежденно, делая своими жизненными правилами.

Композиция рассказа достаточно сложная - это рассказ в рассказе, повествование строится на противопоставлении, антитезе. А главный герой, Иван Васильевич, выступает в роли рассказчика. Радостный бал, полный счастливых волнений. Так начинается рассказ. Именно здесь все чувства главного героя представлены в превосходной степени.

Его влюбленность в Вареньку переносится им на всех людей и даже предметы. С присущей ему искренностью Иван Васильевич рассказывает, что был он веселый и бойкий малый и жил, как свойственно молодости: учился и веселился, любил шампанское, катанье с гор и особенно - вечера и балы. Но любовь, словно на крыльях, подняла его. «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью». Чувства героя могут показаться даже немного смешными, ведь они направлены на каждого, кто попадает в поле зрения его счастливых глаз.

Но вместе с тем, любовь помогла герою рассказа переменить всю свою жизнь. Что же произошло? Сначала был бал. Ярко освещенная зала, добродушные и хлебосольные хозяева, прекрасная музыка, празднично настроенные, красивые люди. Полковник танцует с дочерью. «Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих атласных ножек.

Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них». Но затем эта светлая и счастливая картина сменяется прямо противоположным описанием. Туманное, серое утро.

В тупике Иван Васильевич увидел «что-то большое и черное» и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка». И вот открывается страшная, непереносимая картина экзекуции: «Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый под сыпавшимися на него со всех сторон ударами продвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед, - и тогда унтер - офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад». И герой рассказа с ужасом узнает в человеке, который руководит наказанием, отца своей возлюбленной.

Только отношение к происходящему у Ивана Васильевича и полковника разное. Полковник не чувствует чудовищной несовместимости того, что происходило на балу, и того, что он делает после бала. И к исполнению мазурки вместе с дочерью, и к исполнению приговора к солдату он относится одинаково серьезно и добросовестно.

Правда, полковнику неприятно, что Иван Васильевич - возможный жених его дочери - увидел его в роли руководителя экзекуции: «Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». Можно предположить, что даже у человека, вполне уверившего себя в необходимости подобных действий, что-то внутри смутно противится палачеству. Но уверенность в своем праве распоряжаться чужими жизнями, служебное рвение подавляют это смутное чувство. Иное дело - Иван Васильевич. Своей добротой, высокой и светлой любовью он был подготовлен к тому, чтобы ощутить ужас и позор происходящего.

Сам того не сознавая, герой рассказа осудил и отверг то зло, которое делалось «с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым». Более того, Иван Васильевич почувствовал себя ответственным зажестокость и бесчеловечность, которые стали привычными, обыденными. Потрясенный увиденным, Иван Васильевич не в состоянии понять, почему это возможно, почему существуют порядки, для охраны которых нужны палки.

Он старается уверить себя, что полковник что-то такое знает, что позволяет ему самому, не мучаясь, мучить других. Но жить так, как живет полковник, как живет множество людей, служащих палаческому строю, Иван Васильевич не в состоянии... Толстой рисует своего героя обыкновенным человеком, который сумел избежать обыкновенной дороги.

Иван Васильевич всего лишь отстранился от мерзости, которая даже и не считалась в его кругу мерзостью, была узаконенной, поощрялась свыше, позволяла делать карьеру. В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека, изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории.

Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.