Самые счастливые люди невежды. Тире между подлежащим и сказуемым план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему. III. Вставьте пропущенные орфограммы

Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

Обучающие

  • знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  • научиться правильно ставить его.

Развивающие

  • развить у обучающихся умение применять полученные знания;
  • обогатить словарный запас обучающихся.

Воспитывающие

  • формировать интерес к предмету;
  • способствовать приобретению навыков общения.

Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Слайд № 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Слайд № 2

  1. фронтальный опрос
  • Назовите главные члены предложения.
  • Что такое подлежащее?
  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
  • Какой член предложения называется сказуемым?
  • На какие виды делятся сказуемые?
  1. работа у доски по карточкам (Приложение 1)

Задание:

  1. Краткость достоинство прозы.

Слайд № 3

III. Объяснение нового материала.

Слайд № 4

  1. беседа

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
  2. работа с учебником (с. 57, упр. 114 );
  3. запись опорных схем в тетрадь.

Слайд № 5-6

Ставится в следующих случаях:

Сущ. И.п. - сущ. И.п.

Слово - полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. - числ. И.п.

Девятью сорок - триста шестьдесят.

Сущ. И.п. - числ. И.п.

Числ. И.п. - сущ. И.п.

Глубина там с лодки - шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. - н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. - сущ. И.п.

Дело художника - рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка - ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. - н. ф. глаг.

Учить - ум точить (пословица). В камни стрелять - стрелы терять (Горький).

Это

Задумчивость - это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться - это дело юношей (Тургенев).

Вот

Точность и краткость - вот первые достоинства прозы (Пушкин).

Значит

Быть поэтом - значит петь раздолье (Есенин).

Слайд № 7-8

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте... (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. - не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить - не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Сущ. прилаг.

Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Сущ. есть сущ.

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

Слайд № 9

1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача – хорошо учиться.
  2. Ум без книги как птица без крыльев.
  3. Старость не радость.
  4. Человек вот правда жизни.
  5. Люди как реки.
  6. Великое дело новость.
  7. Пятью пять двадцать пять.
  8. Погода несносная дорога скверная.
  9. Татьяна не дитя.
  10. Говорить не думая – стрелять не целясь.
  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.
  12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
  13. Сердце не камень.
  14. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила .

2. Работа с учебником (с. 59, упр. 120 – устно )

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только путать.

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Искусство – это мышление в образах.

Память - одно из важнейших свойств бытия.

Слайд № 10

4. Тест на первичное усвоение знаний (Приложение 2).

Вариант 1

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Но объяснение не оправдание.
  2. Твои речи будто острый нож.

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание

Слайд № 11

§22, упр. 115

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Сияют переливаются купола собора.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Краткость достоинство прозы.

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

Описывает лишь некоторые эпизоды из взрослой жизни героя, когда его характер был уже сформирован. Первое впечатление - Григорий сильная личность. Он офицер, физически здоровый мужчина привлекательной внешности, активен, целеустремлен, обладает чувством юмора. Чем не герой? Тем не менее, сам Лермонтов называет главного персонажа романа настолько плохим человеком, что даже сложно поверить в его существование.

Печорин вырос в богатой аристократической семье. Он с детства ни в чем не нуждался. Но у материального изобилия есть и обратная сторона - теряется смысл жизни человека. Пропадает желание к чему-то стремиться, расти духовно. Это произошло и с героем романа. Печорин не находит применения своим способностям.

Ему быстро надоела столичная жизнь с пустыми развлечениями. Любовь светских красавиц хоть и тешила самолюбие, но не задевала сердечных струн. Жажда знаний также не принесла удовлетворения: все науки быстро наскучили. Еще в юном возрасте Печорин понял, что ни счастье, ни слава от наук не зависят. «Самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким» .

Пытался наш герой сочинять и путешествовать, что делали многие молодые аристократы того времени. Но эти занятия не наполнили смыслом жизнь Григория. А потому скука постоянно преследовала офицера и не позволяла убежать от себя. Хотя Григорий всячески старался это сделать. Печорин все время в поисках приключений, ежедневно испытывает свою судьбу: на войне, в погоне за контрабандистами, на дуэли, врываясь в дом к убийце. Он тщетно пытается найти место в мире, где его острый ум, энергия и сила характера могли быть полезными. При этом Печорин не считает нужным прислушиваться к своему сердцу. Он живет умом, руководствуясь холодным рассудком. И постоянно терпит фиаско.

Но самое печальное, что от поступков героя страдают близкие ему люди: трагически гибнут Вулич, Бэла и ее отец, убит на дуэли Грушницкий, Азамат становится преступником, страдают Мери и Вера, обижен и оскорблен Максим Максимыч, в испуге бегут контрабандисты, бросив на произвол судьбы слепого мальчика и старуху.

Похоже, что в поисках новых приключений Печорин не может остановиться ни перед чем. Он разбивает сердца и разрушает судьбы людей. Ему известно о страданиях окружающих, но он не отказывается от удовольствия сознательно их мучить. Герой называет «сладкой пищей для гордости» возможность быть для кого-то причиной счастья или страдания, не имея на это права.

Печорин разочарован в жизни, в общественной деятельности, в людях. В нем живет чувство уныния и отчаяния, бесполезности и ненужности. В дневнике Григорий постоянно анализирует свои действия, мысли и переживания. Он пытается разобраться в себе, обнажая истинные причины поступков. Но при этом обвиняет во всем социум, а не себя.

Правда, эпизоды раскаяния и желания адекватно смотреть на вещи не чужды герою. Печорин смог самокритично назвать себя «нравственным калекой» и, по сути, оказался прав. А чего стоит страстный порыв увидеться и объясниться с Верой. Но минуты эти недолговечны, и герой, вновь поглощенный скукой и самоанализом, проявляет душевную черствость, равнодушие, индивидуализм.

В предисловии к роману Лермонтов назвал главного героя больным человеком. При этом он имел в виду душу Григория. Трагедия заключается в том, что Печорин страдает не только из-за своих пороков, но и положительных качеств, чувствуя, сколько сил и талантов гибнет в нем понапрасну. Не найдя в итоге смысла жизни, Григорий решает, что его единственное предназначение – разрушать надежды людей.

Печорин – один из самых противоречивых персонажей в русской литературе. В его образе незаурядность, одаренность, энергия, честность и смелость странным образом уживаются со скептицизмом, безверием и презрением к людям. По словам Максима Максимовича, душа Печорина состоит из одних противоречий. Он обладает крепким телосложением, но в нем проявляется непривычная слабость. Ему лет тридцать, но в лице героя есть что-то детское. Когда Григорий смеется, его глаза остаются грустными.

Согласно русской традиции, автор испытывает Печорина двумя главными чувствами: любовью и дружбой. Однако ни одно испытание герой не выдерживает. Психологические эксперименты с Мери и Бэлой показывают Печорина тонким знатоком человеческих душ и жестоким циником. Желание завоевывать любовь женщин, Григорий объясняет исключительно честолюбием. Не способен Григорий и на дружбу.

Показательна смерть Печорина. Он умирает в пути, по дороге в далекую Персию. Наверное, Лермонтов считал, что человек, приносящий близким только страдания, всегда обречен на одиночество.

  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • Образ Бэлы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Тут Печорин задумался. «Да, - отвечал он, - надо быть осторожнее... Бэла, с нынешнего дня ты не должна более ходить на крепостной вал ».

Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он ее редко, и она заметно начинала сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь:

«О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна? » - «Нет! » - «Тебе чего-нибудь хочется? » - «Нет! » - «Ты тоскуешь по родным? » - «У меня нет родных ». Случалось, по целым дням, кроме «да » да «нет », от нее ничего больше не добьешься.

Вот об этом-то я и стал ему говорить. «Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, - но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться - науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно... Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями - напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, - и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь - только не в Европу, избави боже! - поеду в Америку, в Аравию, в Индию, - авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог ». Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, бог даст, в последний... Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, - продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне. - вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошная молодежь вся такова?

Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем, разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:

А все, чай, французы ввели моду скучать?

Нет, Англичане.

А-га, вот что!.. - отвечал он, - да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!

Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего, как пьяница. Впрочем, замечание штабс-пакитана было извинительнее: чтоб воздерживаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.

Между тем он продолжал свой рассказ таким образом:

Казбич не являлся снова. Только не знаю почему, я не мог выбить из головы мысль, что он недаром приезжал и затевает что-нибудь худое.

Вот раз уговаривает меня Печорин ехать с ним на кабана; я долго отнекивался: ну, что мне был за диковинка кабан! Однако ж утащил-таки он меня с собой. Мы взяли человек пять солдат и уехали рано утром. До десяти часов шныряли по камышам и по лесу, - нет зверя. «Эй, не воротиться ли? - говорил я, - к чему упрямиться? Уж, видно, такой задался несчастный день! » Только Григорий Александрович, несмотря на зной и усталость, не хотел воротиться без добычи, таков уж был человек: что задумает, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован... Наконец в полдень отыскали проклятого кабана: паф! паф!... не тут-то было: ушел в камыши... такой уж был несчастный день! Вот мы, отдохнув маленько, отправились домой.

Мы ехали рядом, молча, распустив поводья, и были уж почти у самой крепости: только кустарник закрывал ее от нас. Вдруг выстрел... Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение... Опрометью поскакали мы на выстрел - смотрим: на валу солдаты собрались в кучу и указывают в поле, а там летит стремглав всадник и держит что-то белое на седле. Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца; ружье из чехла - и туда; я за ним.

К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены: они рвались из-под седла, и с каждым мгновением мы были все ближе и ближе... И наконец я узнал Казбича, только не мог разобрать, что такое он держал перед собою. Я тогда поравнялся с Печориным и кричу ему: «Это Казбич!.. » Он посмотрел на меня, кивнул головою и ударил коня плетью.

Вот наконец мы были уж от него на ружейный выстрел; измучена ли была у Казбича лошадь или хуже наших, только, несмотря на все его старания, она не больно подавалась вперед. Я думаю, в эту минуту он вспомнил своего Карагеза...

Смотрю: Печорин на скаку приложился из ружья... «Не стреляйте! - кричу я ему. - берегите заряд; мы и так его догоним ». Уж эта молодежь! вечно некстати горячится... Но выстрел раздался, и пуля перебила заднюю ногу лошади: она сгоряча сделала еще прыжков десять, споткнулась и упала на колени; Казбич соскочил, и тогда мы увидели, что он держал на руках своих женщину, окутанную чадрою... Это была Бэла... бедная Бэла! Он что-то нам закричал по-своему и занес над нею кинжал... Медлить было нечего: я выстрелил, в свою очередь, наудачу; верно, пуля попала ему в плечо, потому что вдруг он опустил руку... Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь и возле нее Бэла; а Казбич, бросив ружье, по кустарникам, точно кошка, карабкался на утес; хотелось мне его снять оттуда - да не было заряда готового! Мы соскочили с лошадей и кинулись к Бэле. Бедняжка, она лежала неподвижно, и кровь лилась из раны ручьями... Такой злодей; хоть бы в сердце ударил - ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в спину... самый разбойничий удар! Она была без памяти. Мы изорвали чадру и перевязали рану как можно туже; напрасно Печорин целовал ее холодные губы - ничто не могло привести ее в себя.

Печорин сел верхом; я поднял ее с земли и кое-как посадил к нему на седло; он обхватил ее рукой, и мы поехали назад. После нескольких минут молчания Григорий Александрович сказал мне: «Послушайте, Максим Максимыч, мы этак ее не довезем живую ». - «Правда! » - сказал я, и мы пустили лошадей во весь дух. Нас у ворот крепости ожидала толпа народа; осторожно перенесли мы раненую к Печорину и послали за лекарем. Он был хотя пьян, но пришел: осмотрел рану и объявил, что она больше дня жить не может; только он ошибся...

Выздоровела? - спросил я у штабс-капитана, схватив его за руку и невольно обрадовавшись.

Нет, - отвечал он, - а ошибся лекарь тем, что она еще два дня прожила.

Да объясните мне, каким образом ее похитил Казбич?

А вот как: несмотря на запрещение Печорина, она вышла из крепости к речке. Было, знаете, очень жарко; она села на камень и опустила ноги в воду. Вот Казбич подкрался, - цап-царап ее, зажал рот и потащил в кусты, а там вскочил на коня, да и тягу! Она между тем успела закричать, часовые всполошились, выстрелили, да мимо, а мы тут и подоспели.

Да зачем Казбич ее хотел увезти?

Помилуйте, да эти черкесы известный воровской народ: что плохо лежит, не могут не стянуть;? другое и ненужно, а все украдет... уж в этом прошу их извинить! Да притом она ему давно-таки нравилась.

"Герой нашего времени" - замечательное творение гениального русского поэта М. Ю. Лермонтова, которое по праву считается одним из лучших произведений русской литературы. В "Герое нашего времени" Лермонтов продолжает развивать тему, начатую в его ранних стихотворениях, о судьбе своего поколения, о трагедии современников в условиях тягчайшей действительности, наступившей после поражения декабристского восстания. Лучшие люди России были уничтожены, их идеи растоптаны. Наступило тяжелое время реакции, когда за любую прогрессивную мысль людей ждала страшная кара, когда человек незаурядных, недюжинных способностей не мог найти применения своим могучим силам, своему таланту. Поэтому в своем романе М. Ю. Лермонтов пытался объяснить причину такого бездействия в обществе, разоблачить виновных в нем, а также разрешить вопрос, волновавший многих передовых людей того времени, - что же нужно предпринять, чтобы изменить создавшееся положение, чтобы сделать жизнь людей счастливой и радостной? Раскрывая "историю души человеческой", Лермонтов с определенной ясностью показал трагическое положение сильной личности в обществе 30-х годов ХIХ века, создал правдивую картину русской действительности.

Главный герой романа - Печорин - человек незаурядных способностей, сильной воли, духовно одаренный. Но свет, в котором Печорин был вынужден вращаться, убивает все хорошее, благородное, что есть в нем. В высшем обществе не ценятся талант и ум, в нем "самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким". Это повлияло на формирование личности Печорина. Из человека ищущего, метущегося он превращается в опустошенного, разочарованного, озлобленного. Он "ко всему довольно равнодушен, кроме самого себя". Еще в ранней молодости Печорин пытался бороться, но очень скоро осталась "одна усталость и смутное воспоминание, исполненное желаний ". Никакой полезной деятельности он не находит. Среда, действительность, обстановка мешают ему. Свои силы Печорин тратит на пустые интриги души, всевозможные приключения. Но его деятельность приводит лишь к несчастьям окружающих людей. Печорин и сам понимает, что его действия - пустая трата времени. Но он - борец, он создан для борьбы, он жаждет действия. "Быть всегда на страже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и трудное здание из хитрости и замыслов, - вот это я называю жизнью", - говорит Печорин. Несомненно, если бы Печорин жил в другое время, он стал решительным борцом за переустройство общества, был бы в кругах декабристов. Печорин сам говорит о "высоком назначении ", предназначенном ему. Но он жил во время бездействия. И от невозможности найти применения своим силам Печорин утрачивает интерес к жизни.

Печорин очень близок к Онегину. Печорина можно назвать Онегиным 30-х годов. Печорин значительно вырос в сравнении с пушкинским героем, его интересы шире, ум глубже, жажда к деятельности огромная. Но он не находит применения своим силам. Печорин страдает от этой невозможности. Но он не одинок в столкновении с обществом, такова участь многих его современников. Лермонтов, создавая образ Печорина, не раз подчеркивал, что главный герой - не исключение, что это образ типичный. В своем предисловии к роману Лермонтов написал, что "Печорин - типичное явление современности". В этом трагедия общества 30-х годов. И поэт протестует против общественного строя николаевской России. Он приходит к выводу о необходимости уничтожения условий, превращающих талантливых людей в Печориных.

I. Укажите номера предложений, где следует поставить тире.

1. Ученье вот чума, ученость вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений (Гр.)

2. А тот хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки (Гр.).

3. Самые счастливые люди невежды, а слава удача (Л.).

4. Лень и есть лень, слабость и есть слабость (Ч.).

5.Моя солдатская шинель как печать отвержения (Л.).

6. Но объяснение не оправдание.

7. Федор знал, что Артем свой парень (Н . О.).

8. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник (Т).

9. Море чудесное, синее, нежное.

10. Ты вся воплощенный испуг, ты вся вековая истома (Н).

11. Твои речи будто острый нож.

12. Все неудачники лгуны. Пессимизм ложь, потому что пессимизм философия неудачников.

13. Преодолеть препятствие вот наша задача.

13. Подхалюзины и Чичиковы вот сильные, практические характеры «темного царства».

14. «Евгений Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии (Бел.)

II. Проставьте знаки препинания. Указав их, напишите номера предложений.

Двоеточие:____________________________________

Тире:_________________________________________

1. Проснулся в широкие щели сарая глядятся веселого солнца лучи. (Н. Некрасов) 2. Пришли на площадь странники товару много всякого и видимо-невидимо народу. (Н. Некрасов) 3. Обломов очнулся перед ним наяву стоял настоящий, действительный Штольц. (И. Гончаров) 4. Оглянулся Андрей перед ним Тарас. (Н. Гоголь) 5. Я взглянул в окно на безоблачном небе разгорались звезды. (И. Тургенев) 6. Я оглянулся назад снежные сопки курились. (В. Арсенъев) 7. Надежда Павловна медленно вернулась к себе, взглянула на часы время подходило к двенадцати. (Бер.) 8. Севастьянов приходил и рывком отворял дверь пуста была комнатушка, и никаких перемен в ней, все так, как он оставил. (В. Панова) 9. Он подумал, понюхал пахло медом. (А. Чехов) 10. Я поднял голову ни насмешки, ни гнева в ее лице, а была лишь ее свежая, веселая улыбка. (Ф. Достоевский) 11. Люди знали Кутузов немало потерпел обид от царя, Александр не любил фельдмаршала, не хотел его назначать главнокомандующим. (Л. Николаева) 12. Прислушаешься птицы поют, приглядишься сонные капли росы на траве и цветах. (В. Солоухин) 13. Я посмотрела на небо над городом шло не меньше тысячи самолетов. (В. Каверин) 14. Я окончательно свалился с ног меня трясла сильная лихорадка, и почему-то опухли лицо, руки и ноги. (В. Арсенъев) 15. Видят лежит человек весь в крови, без памяти. (В. Короленко) 16. Махов толкнул дверцу в кабину ворвался ветер и обжег ему лицо. (В. Ажаев) 17. Хотя Иван нес домой радостную весть, покоя в душе его не было сердце то и дело сжимала невидимая рука. (М. Станюкович) 18. Он вышел на улицу ни одного огонька в окнах, тишина. (И. Бабель) 19. В декабре радио принесло известие начался разгром фашистов под Москвой. (М. Прилежаева) 20. Машину поймешь далеко пойдешь. (Пословица)

III. Вставьте пропущенные орфограммы:

Посыла_мое письмо, колыш_щиеся на ветру, готов_щийся к зачету, зате_вший спор, слыш_щийся гудок, мерца_щие звезды, выдава_мый частями, пыш_щий жаром, слав_щийся традициями, дорогосто_щие товары, ла_щая собака, выдерж_вший экзамены, завис_щий от обстоятельств, жажд_щий общения, бор_щиеся с непогодой, украш_нная елка, насто_нный чай, выпущ_нный на дорогу, наперч_нный суп, начерч_нный заново, покраш_нный краской, вылеч_нный врачом, посаж_нное дерево, намасл_нный блин, прод_нный товар, оплач_нный счет, найд_нный выход, застрел_нная птица, выстрел_нный в упор, застрел_нная птица, потер_нное время, занавеш_нные окна, завеш_нные картинами стены дома, плохо навеш_нная дверь, навеш_нные на стены картины, пущ_нная стрела, обвеш_нная сумками покупательница, обвеш_нная продавцом покупательница, обвеш_нный оружием, развеш_нное на порции масло, развеш_нное на веревке белье, зауч_нный наизусть, взвеш_нный товар, удосто_нный награды, выслуш_нные замечания, застро_нные окраины, увеш_нное плодами дерево, перемеш_нные карты, перемененная глина, засе_нное поле, замеш_нное тесто, замеш_нный в преступлении, наброс_нные вещи, выкач_нная на позиции пушка, выкач_нная из подвала вода, смеш_нная с сиропом вода.