Образ Екатерины. Её душевная трагедия. Кульминация развития конфликта. Сцена признания Катерины. Анализ эпизода Чем объясняется раскаяние катерины

  • Вопрос №21 «Реорганизация системы управления в годы царствования Екатерины 2»
  • И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
  • Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»

    Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу, она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)

    Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет поступки главной героини.

    В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

    (Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

    Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.

    Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

    правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)

    Гроза в природе – освежает

    Гроза в душе –очищает

    Гроза в обществе –просвещает.

    Как жители Калинова воспринимали грозу (как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)

    (Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)

    В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?

    (Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах, умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

    Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

    (Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

    (Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)

    Чем объясняется раскаяние Катерины?

    (Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

    Могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)


    | | | 4 | | |

    Не претендуя на оригинальность, хочу высказать свое мнение по поводу трагедии главной героини драмы А. Н. Островского "Гроза". Меня всегда мучила мысль: как женщина, свято верившая в христианскую мораль, могла покончить жизнь самоубийством. Сбитая статьей Н. А. Добролюбова "Луч света в "темном царстве" , я, хотя и не принимала Катерину в качестве того самого пресловутого "луча", но тем не менее со многими постулатами статьи была согласна.И вот однажды в дороге меня пробила мысль: нет, никогда Катерина на самоубийство не пойдет и пойти не могла. Добролюбова во внимание с высоты своих лет я уже не брала: что мог жизненно мудрого сказать юноша (Добролюбов), умерший в 25 лет? Откуда ему было взять жизненный опыт, опыт семейных отношений, если ничего этого он не имел и до этого просто не дожил?Поэтому доверять его мнению я в какой-то момент перестала и решила еще раз внимательно перечитать драму.
    Итак, Катерина Кабанова- купеческая дочь и купеческая жена. В самом начале пьесы она вспоминает свое детство, когда она жила в родительском доме, "точно птичка на воле". Что под этим подразумевалось? Утром вставала и поливала цветы, ходила в церковь, слушала богомолок и странниц, вышивала по бархату золотом, гуляла по саду и к вечерне ходила в церковь.Вот так проходили дни и годы. Матушка Катерины даже "работать не принуждала", к семейной жизни не приучала, только обращала внимание на то, что, бывало, с дочерью что-то необычное творилось. Катерина сама об этом рассказала:"...не слышу, когда служба кончится", видела во время службы, как "в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет (...) будто ангелы в этом столбе летают и поют". Говоря современным языком, Катерина могла впадать в транс, отрешалась от всего земного, следуя только за полетом своей души. Отсюда и горячие молитвы и днем и ночью, отсюда и видения храмов золотых и садов необыкновенных, отсюда и полеты во сне.
    Став женой тихого, безобидного Тихона, Катерина должна была продолжать уже в собственной семье жизнь, намеченную в детстве.Однако оказывается, что к семейной жизни она не готова: глухое недовольство свекровью, осуждение ее религиозности, неприятие законов, царящих в доме свекрови, нежелание их понять и собственное своеволие. "Такая уж я зародилась горячая! (...)... не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!"- говорит она Варваре.
    Вдруг оказалось, что в новой семье не спасают и молитвы. А уж если это не спасает, ночами приходит "враг" и начинает смущать ее: "Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что". Ее дальнейшая жизнь - это испытание на прочность ее христианской морали.. Провожая мужа по делам в Москву, она просит взять с нее страшную клятву, чтоб "умереть мне без покаяния, если я..." Гордыня берет верх, и Катерина, нарушая клятву, изменяет мужу. И не просто изменяет, а целенаправленно, изо дня в день, пока мужа нет, встречается с Борисом. Тут уже нарушаются все нормы христианской морали, но радости эта любовь Катерине не приносит. Боясь умереть во время грозы, боясь пророчеств старой барыни ("За все тебе отвечать придется"), Катерина кается перед мужем, признаваясь ему и свекрови, что изменила с Борисом. Говорит она слова признания в состоянии аффекта, ей хочется снять с себя страшный грех прелюбодеяния. После своего страшного признания она "падает без чувств на руки мужа".
    Покаявшись в своем грехе, Катерина готова умереть.Последняя встреча с Борисом как подтверждение этому. "Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай, да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу"- говорит она ему. Оставшись одна, она "задумывается". Эта авторская ремарка дорогого стоит."Задумывается "- проще говоря, сознание у нее отключается и все последующие фразы она произносит в бессознательном состоянии. Множество восклицательных и вопросительных предложений говорят о ее состоянии аффекта. Она, очищенная покаянием, простившаяся с Борисом и своей жизнью, не накладывает на себя руки. Доказательством этому служат авторские ремарки: "Ах скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит)". Именно "уходит", а не бросается в Волгу. Что же произошло? Кто-то увидел, что "женщина в воду бросилась" - и все! Кто увидел, рядом, естественно, не стоял. Дело было ночью (люди с фонарями Катерину искали), рассмотреть, что произошло на самом деле,никто не мог. На виске у Катерины была маленькая ранка. Предположение одного из героев, что "... должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная!", остается только предположением.Якорь в омуте? Всю пьесу ни о каком судне речь не шла.
    Готовая к смерти, Катерина никогда бы не совершила греховного поступка, который отмолить нельзя, за который покаяться нельзя. Покаявшись в прелюбодеянии, она никогда не совершит еще более тяжкий грех - самоубийство. Видимо, находясь в полусознательном состоянии она просто оступилась в темноте. Потому и нашли ее "близехонько, в омуточке у берега". Катерина была чистой всю жизнь.Оступившись, она осознала свой грех, покаялась и умерла с чистым сердцем истинной христианкой. Закономерны слова Кулибина: «Вот вам ваша Катерина! Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

    Урок литературы В 10 КЛАССЕ

    Тема: «Душевная трагедия Катерины в драме А.Н. Островского "Гроза"».

    Цель:

      Проанализировать образ главной героини.

      Понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

      Раскрыть понятие “Диалектика души” героини.

    Оборудование: компьютерная поддержка.

    ХОД УРОКА

    1. Начало урока.

    2. Тест.

    1). Какой принцип лежит в основе поведения героини драмы Островского “Гроза”?

    Формальное соблюдение религиозных заповедей;

    Стремление обманом и хитростью добиться своих целей;

    Моральная самостоятельность, свобода выбора и ответственности;

    Осознанная борьба с “темным царством”.

    2). Что стало причиной самоубийства Катерины?

    Раскаяние в совершенном религиозно-нравственном грехе;

    Страх перед мужем и свекровью;

    Невозможность вернуться в родительский дом;

    Несчастный случай.

    3. Беседа.

    Как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины?

    Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

    Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

    4. Творческое задание.

    Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

    Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Например, составление двух списков. В один список записывают позитивные последствия решения, в другой – негативные последствия. Давайте попробуем составить два списка для “будущей жизни” Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составление таблицы, используя цитаты (И.В.Золотарева, Т.И. Михайлова “Поурочные разработки по русской литературе, стр. 193 – 194, 10 класс)

    Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Если колонку с негативом закрыть, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими надеждами и ожиданиями, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

    Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

    Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. Да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

    5. “Диалектика души” героини. (Работа с опорной схемой).

    Диалектика души – детальное (подробное) воспроизведение процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека их взаимодействия, развития одного из другого (например: перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии).

    Трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над “темным царством”.

    6. Домашнее задание.

      Подготовить сообщение “Образ Катерины в оценке критиков”.

    Сцена признания Катерины в грехе происходит в конце 4-го действия. Её композиционная роль – кульминация конфликта Катерины с Кабанихой и одна из кульминаций развития внутреннего конфликта в душе Катерины, когда желание живого и свободного чувства борется с религиозными страхами наказания за грехи и моральным долгом героини.

    Обострение конфликтов обусловлено и подготовлено целым рядом предшествующих обстоятельств:

    · в 3-м явлении чуткая и сообразительная Варвара предупреждает Бориса о том, что Катерина очень сильно страдает и может признаться, но Борис при этом испугался лишь за себя;

    · не случайно именно в конце их разговора раздаются первые удары грома, начинается гроза;

    · проходящие мимо второстепенные герои своими репликами о неотвратимости наказания и о том, что «эта гроза даром не пройдёт», усиливают страх перед грозой и готовят, предсказывают беду; эту беду предчувствует и Катерина;

    · с этими репликами контрастируют «богохульские» речи Кулигина об электричестве и о том, что «гроза – это благодать», и это также обостряет происходящее;

    · наконец, звучат слова полубезумной барыни, обращённые прямо к Катерине, а также усиливается гроза.

    Катерина восклицает в порыве страха и стыда: «Грешна я перед богом и перед вами!» Причина её признания не только в религиозном страхе, но и в нравственных муках, терзаниях совести, ощущении вины. Ведь в пятом действии в момент прощания с жизнью она победит религиозные страхи, восторжествует нравственное чувство («Кто любит, тот будет молиться»), и решающим для неё станет уже не страх наказания, а боязнь вновь потерять свободу («а поймают да воротят домой…»).

    Мотив птицы, полёта, намеченный ещё в монологах первого действия, достигает своего апогея, развивая конфликт пушкинского «Узника»: неволя невозможна для свободного существа.

    Гибель Катерины – единственный для неё способ возвращения свободы.

    Интересна и важна реакция других героев на признание Катерины:

    · Варвара как истинная подруга пытается предотвратить беду, успокоить Катерину, защитить её («Врёт она…»);

    · Тихон страдает не столько от измены, сколько оттого, что это произошло при матушке: он не хочет потрясений, ему не нужна эта правда, а тем более в её публичном варианте, разрушающем привычный принцип «шита-крыта»; к тому же он и сам не без греха;

    · для Кабановой наступает минута торжества её правил («Говорила я…»);

    · а где же Борис? В решающий момент он малодушно удалился.

    Само признание происходит тогда, когда всё сходится для героини воедино: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания прохожих и собственные предчувствия, речи Кабанихи о красоте и омуте, предательство Бориса и, наконец, сама гроза.

    Катерина признаётся в своём грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что подтверждает её близость с народом, показывает истинно русскую душу героини.

    Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» заканчивается самоубийством главной героини - Катерины. Но был ли ее поступок проявлением протеста и «страшным вызовом самодурной силе», как считает Н. А. Добролюбов? Или же он явился проявлением слабости, так как «воспитание и жизнь» не дали Катерине «ни твердого характера, ни развитого ума», и темная женщина разрубила «затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством», которое к тому же явилось «совершенно неожиданным для нее самой», как утверждает Д. И. Писарев.

    Чтобы ответить на вопрос: «Что означает самоубийство Катерины - ее победу или поражение?», необходимо исследовать обстоятельства ее жизни, изучить мотивы ее поступков, обратить особое внимание на сложность и противоречивость натуры героини и необыкновенное своеобразие ее характера.

    Катерина - натура поэтическая, исполненная глубокого лиризма. Она росла и воспитывалась в мещанской семье, в религиозной атмосфере, но впитала в себя все самое лучшее, что мог дать патриархальный уклад жизни. Она обладает чувством собственного достоинства, чувством прекрасного, ей свойственно переживание красоты, воспитанное у нее в детстве. Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины именно в цельности ее характера, в способности везде и всегда быть самой собой, ни в чем и никогда не изменять самой себе.

    Придя в дом мужа, Катерина столкнулась с совершенно иным образом жизни, в том смысле, что это была жизнь, в которой царит насилие, самодурство, унижение человеческого достоинства. Жизнь Катерины круто переменилась, и события приобрели трагический характер, но этого могло и не случится, если бы не деспотичный характер ее свекрови - Марфы Кабановой, которая счита-ет основой «педагогики» - страх. Ее жизненная философия - пугать и держать в повиновении страхом. Она ревнует сына к Молодой жене и считает, что тот недостаточно строг с Катериной. Она боится, что ее младшая дочь Варвара может «заразиться» таким дурным примером, и как бы ее будущий муж не упрекнул

    Потом тещу в недостаточной строгости при воспитании дочери. Смиренная внешне Катерина становится для Марфы Кабановой олицетворением скрытой опасности, которую она чувствует интуитивно. Вот и стремится Кабаниха подчинить, сломить хрупкий характер Катерины, заставить и ее жить по своим законам, вот и точит ее «как ржа железо». Но Катерина, наделенная душевной мягкостью, трепетностью, способна в отдельных случаях проявить и твердость, и волевую решительность - она не желает мириться с таким положением. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - говорит она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержишь меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» Она испытывает потребность свободно любить и потому вступает в борьбу не только с миром «темного царства», но и с собственными убеждениями, с собственной натурой, неспособной ко лжи и обману. Обостренное чувство справедливости заставляет ее сомневаться в правильности своих поступков, и проснувшееся чувство любви к Борису она воспринимает как страшный грех, потому что, полюбив, она нарушила те нравственные установления, которые считала святыми.

    Но и поступиться своей любовью тоже не может, ведь именно любовь дает ей столь необходимое ощущение свободы. Катерина вынуждена скрывать свои свидания, но жить обманом для нее невыносимо. Поэтому она хочет освободиться от них своим публичным покаянием, но только еще больше осложняет и без того тягостное свое существование. Покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но как же жить ей дальше, если даже после того, как в грехе перед всеми раскаялась, не стало легче. Вернуться к мужу и свекрови невозможно: там все чужое. Тихон не решится открыто осуждать тиранию матери, Борис - человек безвольный, он не придет на помощь, а продолжать жить в доме Кабановых безнравственно. Раньше ее хоть попрекать не могли, она могла чувствовать свою правоту перед этими людьми, а теперь она перед ними виновата. Ей остается только покориться. Но не случайно в произведении присутствует образ птицы, лишенной возможности жить на воле. Для Катерины лучше не жить совсем, чем мириться с «жалким прозябанием», которое ей уготовано «в обмен на ее живую душу». Н. А. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Жить в мире «затаенной, тихо вздыхающей скорби... тюремного, гробового безмолвия...», где «нет простора и свободы для живой мысли, для задушевного слова, для благородного дела; тяжкий самодурный запрет наложен на громкую, открытую, широкую деятельность» для нее нет никакой возможности. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей законно, «при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет...».

    Катерина не захотела мириться с убивающей человеческое достоинство действительностью, не могла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии и потому избавилась от страданий единственным возможным в тех обстоятельствах способом. «...Просто по-человечески, нам отрадно видеть избавление Катерины - хоть через смерть, коли иначе нельзя... Отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!..» - говорит Н. А.Добролюбов. И потому трагический финал драмы - самоубийство Катерины - не поражение, а утверждение силы свободного человека, - это протест против кабановских понятий о нравственности, «провозглашенный под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина», это «страшный вызов самодурной силе». И в этом смысле самоубийство Катерины - ее победа.