Мистерия цам. Выставка "Маски мистерии цам". Главные сцены мистерии

Первому настоятелю монастыря Чопелу Сангпо в образе яка явился просветленный защитник Ямантака, которого он долго созерцал в медитации и к которому обращал свои молитвы о Просветлении. Пребывающий в глубоком сосредоточении настоятель видел, как одно за другим появлялись перед ним просветленные божества в сопровождении свиты грозных защитников в коронах, увенчанных черепами.

Божества исполняли причудливый танец, каждое движение которого Чопела Сангпо каким-то образом запомнил до мельчайших подробностей. Вскоре он решил воссоздать явленную ему мистерию, обучив своих монахов нездешним танцам просветленных божеств. Он отчетливо помнил каждое движение, лязг железного трезубца в руках богини Цамуди, безудержные прыжки скелетов, взмывающий ввысь треугольный флаг защитника Махаякши и трубы, заполняющие своими низкими голосами все пространство на много миль вперед.

Мистерия Чопела Сангпо, воссозданная великим ламой в мельчайших деталях, по сей день остается главным событием духовной жизни монастыря Дзонгкар Чоде. В Тибете этот вид ритуальных служб называют «Чамом», в России он больше известен в его монгольском произношении «Цам».

Тибетское слово чам означает «танец», «пляска». Мистерия, ежегодно совершаемая и в буддийских монастырях Монголии, выглядит завораживающе. Экзотические костюмы: страшные, птичьи или звероподобные маски с клыками в оскаленных пастях, украшенные черепами; резкие, пугающие движения танцоров - таково первое впечатление от мистерии. Прототипы масок цама ученые находят в древних петроглифах и наскальных рисунках Центральной Азии. В каждом монастыре существует свой набор масок, костюмов и музыкальных инструментов.

Ритуал мистерии Цам – сложный и многоаспектный. Он включает религиозный, философский, эзотерический и экзотерический пласты. Это красочный и торжественный обряд, посвященный защитникам буддийского учения, торжеству будд и бодхисаттв над миром сансарического бытия и врагами веры.

Число участников мистерии колеблется от 4–5 до 108 – священного числа буддизма. Являясь мостом между невидимым миром просветленных божеств и миром людей, Цам требует многочисленных и тщательных приготовлений. Задолго до начала ритуала, ламы, исполняющие роли главных персонажей, проходят длительное затворничество, созерцая то божество, которое затем будут представлять в танце. Обращаясь к нему с молитвами, начитывая его священные слоги-мантры, представляя себя в его образе, они стремятся впитать его энергию и духовную силу, чтобы затем, облачившись в старинную маску и костюм из золотой парчи, стать божеством, явив людям его благословение.

Монастырь Дзонкар Чоде принадлежит к школе Гелуг тибетского буддизма, поэтому центральным персонажем монастырского Цама здесь является Каларупа, главный защитник этой школы. Танец Каларупы и его супруги Цамуди, а также многочисленных божеств царственной свиты составляет костяк Цама, в повествовательную канву которого изящно вплетены появления и других героев – трехметровой Палден Лхамо (охранительницы Тибета и Далай-ламы), молниеносных снежных львов, скелетов-охранителей кладбищ и «черных шапок».

Танец черных шапок уходит корнями во времена небуддийского царя Ландармы, который благоволил последователям шаманской религии Бон и беспощадно разрушал буддийские монастыри и храмы. Он был убит буддийским монахом, которому удалось скрыться с места преступления целым и невредимым, используя простой трюк с переодеванием.

Вымазав сажей собственное лицо и свою белую лошадь, облачившись в черный плащ с белой подкладкой и черную шапку, спрятав в широких рукавах своих одежд лук и стрелы, он отправился ко двору. В таком облачении он скорее походил на злобного духа, нежели на служителя Дхармы. Представ перед дворцом, он принялся исполнять неистовый ритуальный танец бонского мага-колдуна. Когда же царь, заинтересовавшись, приблизился к нему на расстояние выстрела, то тот тотчас же поразил его стрелой, вскочил в седло и помчался к реке. Переплыв реку и смыв сажу с себя и коня, он вывернул плащ и шляпу белой изнанкой кверху – преследователи уже не могли обнаружить на другой стороне реки «черного колдуна»…

Эту историю тысячелетней давности хорошо знают в Тибете, ведь она - напоминание о том, что и прежде на долю страны Снегов выпадали тяжелые времена. После жестокого правления Ландармы в стране осталось только три буддийских монаха. Но сегодня их – тысячи, и они сохранили для нас танцы и образы просветленных миров.

100 великих праздников Чекулаева Елена Олеговна

Мистерия Цам (Чам) и «колесо времени»

Мистерия Цам (Чам) ежегодно совершалась в буддийских монастырях Тибета, Непала, Монголии, Бурятии, Тувы. В практику храмовой обрядности тибетских школ буддизма она была введена великим учителем Падмасамбхавой (VIII в.). Даже в пределах одной страны эта мистерия могла исполняться в разные календарные сроки - в одних зимой, в других - летом и быть разной по жанру. В одних случаях это была танцевальная пантомима, в других - пьеса с диалогами, предусматривавшая 4–5 действующих лиц, наконец, это могло быть грандиозное театрализованное представление со 108 участниками (108 - сакральное число в буддизме), которые в костюмах и масках, достаточно тяжёлых по весу (одна маска могла весить до 30 кг), разыгрывали действо, героями которого были персонажи пантеона тибетского буддизма и персонажи народной мифологии (в Тибете - тибетской, в Монголии и Бурятии - тибетской и монгольской).

Исполнение мистерии преследовало несколько целей сразу, причём в разных монастырях упор делался на разное: устрашение врагов буддизма, демонстрация торжества истинного учения над всеми лжеучениями, способ умиротворения злых сил, чтобы предстоящий год был благополучным, подготовка человека к тому, что он увидит после смерти на пути к новому перерождению.

Исполняли Цам специально подготовленные монахи, прошедшие посвящение; за несколько дней до праздника им полагалось побыть несколько часов в состоянии глубокой медитации. Случайных людей среди актёров быть не могло. Костюмы и маски имел каждый монастырь, тщательно сохраняя их от одного представления до другого. Когда что-то из них приходило в негодность, производили замену с тщательным соблюдением необходимых обрядов.

У буддистов Монголии и России последние исполнения Цама зафиксированы в конце 20-х годов XX в. Идущие ныне в обеих странах процессы возрождения буддизма предусматривают и возрождение Цама.

Праздник Дун-Дуинхор, или Дуйн-хор, означает «колесо времени». Он посвящён проповеди Буддой Калачакры-тантры царю легендарной страны всеобщего благоденствия Шамбалы. В основе Калачакры-тантры лежит идея о тождестве Вселенной и человека, о взаимосвязи природы и человека. Познав душой эту идею, человек, изменяя себя с помощью йоги, изменяет и мир. С Калачакрой-тантрой связано также представление о цикличности времени: малый цикл 12 лет, большой - 60 лет.

Праздник приходится на 14–16-е числа последнего весеннего месяца - мая.

Из книги 100 великих загадок истории автора Непомнящий Николай Николаевич

МИСТЕРИЯ КАЛЕНДАРЕЙ МАЙЯ Трудно поверить, что индейцы майя составляли точнейшие календари на тысячелетия вперёд. Современные учёные утверждают, что на составление календарей, соответствующих по своей точности тем, что создали майя, потребовалось бы 10 тысяч лет!Майя, как

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Колесо Колесо закона Колесо существования (сансара)Колесо – символ солнечной энергии. Солнце – центр, спицы колеса – лучи. Колесо – атрибут всех солнечных богов и земных правителей. Оно символизирует также жизненный цикл, перерождение и обновление, благородство,

Из книги Права категории «Ж». Самоучитель по вождению для женщин автора Шацкая Евгения

Меняем колесо Прокол колеса – как нелюбимый родственник: всегда появляется в самый неподходящий момент. В таких случаях остается лишь смириться, заменить пострадавшее колесо на запасное и двигаться в сторону шиномонтажа для ремонта камеры. Примечание: к случаю с

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Колесо Колесо – простейшее устройство (в основном), предназначенное для обеспечения вращательного или поступательного движения какого-либо механизма, транспортного средства и др. Колесо было одним из первых изобретений человечества и широко применялось с глубокой

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Торп Ник

Из книги 100 великих театров мира автора Смолина Капитолина Антоновна

Мистерия Время расцвета европейского театра мистерии - XV–XVI века.Театр мистерии - органическая часть городских торжеств, которые обычно устраивались в ярмарочные дни. По всем соседним городам и селениям разъезжали всадники и оповещали народ о том, где и когда

Из книги 100 знаменитых изобретений автора Пристинский Владислав Леонидович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Быть начальником - это нормально автора Тулган Брюс

№ 7. Миф о времени: «Для управления людьми не хватает времени» Миф происходит из неоспоримого факта, что в неделе всего 168 часов, а у вас множество задач, которые отнимают время, - ваши собственные задания, обязанности и проекты, не считая еще и собственно менеджмента.Как

Которым, мне кажется, Википедия и пользовалась)

«Нет такого места, где бы не присутствовал Будда. А раз так, священные танцы с подношениями Будде, наполненные верой и благими намерениями, имеют двойную цель. Люди, наблюдающие за танцами, могут получить пользу через приятные ощущения радости, а сами участники танцев совершают подношения всем Буддам, Бодхисаттвам и другим просветленным существам»

Цам — торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях. Цам может быть не приурочен к историческому событию или определённому дню. Цель его — показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды.
Истоки Цам - в религии Бон - это древнейшая форма гималайского язычества. Люди, живущие в необычайно суровом и непредсказуемом климате Тибета и не имеющие возможности что-либо изменить в окружающем их мире, отождествляли все, что их окружало со своенравными и враждебными духами, которых они не видели, но которых, как они полагали, можно было контролировать только с помощью оккультного мастерства. Большинство бонских духов были враждебны человеку и имели ярко выраженные черты демонов дре. Но были также и духи, которых можно было задобрить или победить. Они превращались в благодетелей и защитников и рассматривались после этого как боги - лха.
Умилостивлять одних духов и подчинять других должен был шаман, бон-по.
Считается, что Цам возник и развился в Тибете, и связан с тантрийской системой буддизма и ламаизма. Традиция приписывает идею исполнения первых священных танцев в масках богов Гуру Падма Самбхаве - великому деятелю буддийской веры, при сооружении монастыря Самьяй в VIII веке. Якобы тогда этот торжественный обряд богослужения помог великому Учителю, главе секты красношапочников победить сопротивление местной религии бон-по. Предполагается происхождение этих танцев из Индии, где в древности особые актеры в масках и одеждах богов танцевали и вели диалоги на языке богов, демонов и людей. Хотя, исходя из всего вышеизложенного, становится понятным, что священные танцы пришли в тибетский буддизм из традиции Бон.

Обряд состоит из танцевальной пантомимы, исполняемой ламами, которые маскируются докшитами (хранителями), то есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок
В течение нескольких недель перед исполнением мистерии в монастырях идут специальные службы, проводятся приготовления к церемонии.

Изначально, в классическом варианте, маски изготавливались из дерева и были очень тяжеловесными. Но из-за их непрактичности, на смену им пришли маски в более облегченном варианте - из папье-маше. Маски, изображающие высших тантрических божеств, наделены тремя глазами. Особенно зловещий вид имеют маски гневных и грозных божеств из ряда докшитов - персонажей докшитского Цама - "защитников закона" - хранителей веры. Один их внешний вид должен был отпугивать врагов буддизма и вселять ужас в сердца зрителей. Окраска «лиц» у них зловещая: красная, синяя, зеленая, выражение хищное, свирепое, кровожадное. Предназначение докшитов заключалось в том, чтобы уничтожить еретиков и врагов религии, и внешний вид этих гневных защитников веры соответствовал их предназначению. Маска зачастую в два-три раза превышает размер человеческого лица, поэтому монахи, исполняющие танцы в масках, смотрят не через глаза, а через ноздри и рот. Перед использованием маска должна быть освящена. Лама читает соответствующие молитвы, бросая зерна освященного риса. Маски, особенно те, что передаются из поколения в поколение, считаются священными реликвиями, обладающими магическими свойствами.

Сама по себе мистерия - это тайная религиозная церемония. А "цам" это целостный многочасовой комплекс танцев-пантомим монахов и лам в специальных ритуальных масках, изображающих различных божеств, духов и героев. Религиозная мистерия, ставшая храмовым ритуалом во многих крупных буддийских монастырях, преследует несколько целей. Прежде всего, это способ усмирения и нейтрализации злых духов, которые мешают вере. Кроме этого, танец призван очистить сознание и душу. Практически каждая маска у высших дхармапал, а точнее, черепа в ее венце, олицетворяют какой-нибудь из пяти пороков - зависть, жадность, гнев, гордыню, корысть. Однако праведный гнев приветствуется, потому что таким гневом можно очиститься. Во время танца докшитов (суровых, «гневных» хранителей веры), происходит уничтожение духовного негатива. Во-вторых, мистерия Цам проводится, когда человек готовился к состоянию «бардо», то есть умирал. Или, согласно буддизму, переходил в другое состояние, именуемое «бардо», когда душа человека должна за короткое время найти себе место, новое обиталище. В-третьих, Цам - это средство, ведущее к просветлению.
Не следует забывать и о главной задаче мистерии Цам - распространение блага для местности, где она проводится.

Энергия, излучаемая монахами-танцорами и их энергетика, проецируемая на зрителей, просто зашкаливала все разумные и неразумные пределы.
Танец Цам не является сам по себе «конечным» ритуалом. Он представляет собой лишь часть, хоть и довольно обширную часть, тантрической практики целостного ритуала. Танец есть дополнением к другим более значимым составляющим. Особый метод позволяет исполнителю представить в танце движения, которые он визуализировал до начала танца и в его процессе, а потому эту сложную форму поклонения способны выполнять лишь немногие исполнтели в каждом поколении, достигшие высоких результатов.

И несколько слов от себя. Во-первых, хотя для многочисленных зрителей танец - это представление и развлечение (зрителей потом покажу отдельным постом), по сути - это сложный ритуал, к которому ламы специально готовятся, и во время танца находятся в измененном состоянии сознания, чпстично перевоплощаясь в духа, маску которого они носят.
Воздействие танца на зрителя зависит от его подготовки. Нам, непосвященным, не удалось погрузиться в состояние транса и отправиться "за грань своего сознания". И однако же воздействие очень сильное. И сознание - да, меняет.

Мы были зрителями танца Цам в течение двух дней подряд. Первый покаду без комментариев, о втором немн6ого скажу.
В первый день мы приехали не к началу (которое во времени жестко не фиксировано), а немного позже


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.Второй день. Начинается все с выхода музыкантов, часть из которых потом занимеет места "оркестра", и лам без масок


24.


25. Совсем маленькие мальчики


26. Портрет в хоте церемонии находится над оркестром


27. А потом уже выходят маски

Цам (монг. Цам; тиб. Чам; бур. Сам)

Аркадий Зарубин , CC BY-SA 3.0

Исторический фон

Торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях (дацанах) Забайкалья, Монголии и Тибета.

По одной из версий, происходит от древних шаманских практик. Был включён в буддийский ритуальный комплекс. В Монголии и Забайкалье Цам стал одной из основных религиозных мистерий.

Монастырский Цам может быть не приурочен к историческому событию или определённому дню. Цель его - показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды.

Обряд состоит из танцевальной пантомимы, исполняемой ламами, которые маскируются докшитами (хранителями), то есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок, но в соответствующем одеянии, совершают по намеченному кругу религиозный танец, жестикулируя руками.

Цам проводится во дворе дацана. В течение нескольких недель перед исполнением мистерии в монастырях идут специальные службы, проводятся приготовления к церемонии.

Типы Цама

  • разговорный - с диалогами и импровизациями, актёры-ламы разговаривают со зрителями;
  • пантомима - с участием от 4-5 до 108 человек;
  • посвящённый какому-либо персонажу или событию буддистской истории и мифологии. Исполняется только посвящёнными монахами, незначительные роли доверяются монастырским послушникам.

Функции Цама

  • средство, ведущее к просветлению;
  • способ умиротворения и нейтрализации злых духов;
  • подготовка человека к смерти, переходу в состояние бардо.

Сюжеты танцев

Одним из популярных сюжетов является история попытки тибетского царя Ландармы уничтожить буддизм в Тибете.

Главные сцены мистерии

  • танец с мечами в исполнении мирян;
  • танец чёрных шапок с участием 13, 17, 21 или 23 танцоров;
  • танец с барабанами;
  • танец читипати - «хранителей кладбищ»;
  • танец зверей: птица, олень, як, лев;
  • танец стражей сторон света, в котором участвуют 4 или 8 человек.

Действующие лица Цама: быкоголовый Чойчжал (Эрлик-Хан), Махакала, Джамсаран, докшиты - гневные защитники веры, Белый Старец.

Заканчивается Цам умерщвлением линга. Его рисуют на бумаге, или делают фигуру из теста. Бумажное изображение сжигают, а фигуру из теста рассекают на 7, 9 или 13 частей. Линг - олицетворение Ландармы или его министра Машанги.

В дацанах Бурятии Цам проводится в летние праздники.

Портфель экскурсовода


National Library of Russia , Public Domain

Источники

  • Цам // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Вестник Академии наук СССР. М ., 1982. С. 117.
  • Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М .: Наука, 1988.
  • Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии. СПб. , 1887. С. 392-403.

Приветствуем вас, наши дорогие читатели!

Сегодня наша беседа будет посвящена загадочному искусству Монголии: мы с вами узнаем, что такое монгольские маски и поговорим об их значениях.

Ритуальные маски очень древние: их возраст насчитывает несколько столетий и используются они во время религиозного обряда Цам, что означает «танец богов».

Мистерия Цам

Религиозный обряд Цам берет свое начало из древних шаманских таинств, которые были очень популярны в Тибете. Впоследствии к этим обычаям добавилась индийская танцевальная пантомима, и в итоге сложился танцевальное действо под названием Цам. Этот обряд — один из важнейших аспектов, которые отражают учение буддизма.

Именно как часть религиозной церемонии эти танцы начали исполняться с подачи бодхисаттвы Падмасамбхавы. Произошло это событие в 8 в. н.э.

Цам представляет собой следующее зрелище: буддийские ламы надевают ритуальные слепки, изображающие докшитов или другие божества буддизма, и исполняют танец по кругу. Обычно такая церемония проводится перед самими буддийскими храмами. Маски могут изображать злых и добрых персонажей, а также различных животных, символизирующих разные грани буддийского учения.

Цель этого необычного обряда — отогнать злых духов и показать, что защитники, т.е. добрые духи, есть на земле. Также считается, что душа того, кто посмотрел подобную мистерию, непременно придет к просветлению.

В конце всего действия происходит уничтожение линга, то есть зла. Линг делают из бумаги, гипса или теста, а в конце церемонии его сжигают или рассекают, что символизирует очищение храма.

Теперь давайте обратимся к участникам этой церемонии и более подробно разберем значения образов, в которых выступают монахи.

Виды масок и их значения

Первый образ, о котором мы поговорим, это маска «хранителя кладбищ» — Читипати, или Хохимой. Хранители одеты в костюмы в виде скелета, а на головах у них маски в виде черепа. Они являются спутниками бога смерти Ямараджи и танцуют в самом начале представления.

Далее появляется сам бог смерти Ямараджа, или Чойчжал. Он выступает в обличье быка. Это одна из самых больших масок во всей мистерии, которая изображает голову быка с тремя глазами и открытой пастью, «венчает» которую пять черепов.

Вслед за богом смерти идет его свита в виде быка и оленя. Персонаж в маске оленя является спутником бога смерти. Лама, изображающий его, движениями старается напоминать самого животного. Он появляется в оленьей голове с рогами и высунутым языком.


Бычья маска представляет собой голову быка, или яка, черного или темно-синего цвета, с открытой пастью. Он также, как и олень, находится в свите бога смерти. Вместе они танцуют необычный танец, напоминающий скорее нападение, в котором участники враждебно наскакивают друг на друга, но настоящей битвы не случается, т.к. появляется сам Хохимой.

Следующий персонаж этого удивительного действа — Джамсаран, или Бегдзе. Он является одним из главных членов всего представления и обязательно присутствует во всех церемониях Цам.

Джамсаран был древним богом войны до того, как буддизм распространился в Тибете, Монголии и других восточных странах. В 16 веке его назвали защитником Далай-лам и по этой причине в честь него стали устраиваться различные торжества и ритуальные действа.

Джамсаран считается докшитом, причем одним из самых гневных: докшиты — это защитники буддистской религии. Его маска поистине ужасна — она сделана с 3-мя выпученными глазами, оскаленным ртом, короной из черепов и украшена множеством коралловых бусин разного размера. Один из таких древних слепков находится в музее в Монголии.

Танец Джамсарана тоже наводит ужас, причина такого заключается в том, что муляж Бегдзе такого огромного размера, что актер, исполняющий его роль, возвышается над остальными людьми. Вместе с богом войны танцуют восемь его спутников, роли которых исполняют маленькие мальчики-послушники.

Следующие участники действия — это сопровождающие Джамсарана маленькие спутники. Они одеты в красные костюмы и маски, названия которых «Дитик-чжад».

Все маски выполняются из материала папье-маше.

А теперь мы поговорим еще об одной необычной участнице церемонии — богине Лхамо. Лхамо вместе с Джамсараном является одной из гневных Дхармапал, тех, кто защищает учение, и одной главных участниц мистерии. Ее маска синего цвета, с тремя глазами и короной и пяти черепов. В руках у нее находится жезл, который она использует, чтобы управлять погодой.


Свита богини Лхамо состоит из нескольких действующих лиц. Давайте рассмотрим, какие это божества:

  • Симхамукха — дакини долголетия, которая также является йидамом. Ее изображения часто можно увидеть на фото: синее тело и белая голова льва, украшенная пятью черепами. Богиня появляется в сопровождении хранителей четырех сторон света в масках Льва, Тигра, птицы Гаруды и Дракона.
  • Гаруда — это птица бога Вишну. В Ваджраяне эта вахана является символом просветления. Ее маска чаще всего бывает оранжевого цвета с рогами, а вот количество глаз различается: бывают и двухглазые, и трехглазые.
  • Макаравактра — это сестра Симхамукхи, которая тоже является божеством долголетия и знания. Ее изображают с синим телом и головой, напоминающей крокодила и слона. Маска может быть разноцветной: красной, зеленой с позолотой.

Персонаж Белого Старца. Согласно истории, Белый Старец в древние времена был большим шаманом, которого впоследствии в буддизме произвели в статус божества. Он считается покровителем рек, лесов, земель, а также дарует долголетие.


Этот образ — один из самых популярных в церемонии Цам. Актер в этой роли изображает смешные сцены, а не устрашающие. Его одежды всегда белого цвета, а маска напоминает лысого старика с длинной бородой.

Бог богатства Кубера является популярным божеством в буддизме и индуизме. Его маска изображает лицо желтого цвета с двумя глазами, полными губами, серьгами в ушах и короне на голове.


Ваджрапани — один из бодхисаттв, охраняющих Будду и его учение. Ваджрапани — это бог целительства. Его лицо воплощают синего, черного или темно-коричневого цвета, с тремя глазами, вздыбленными рыжими волосами, короной и ваджрой в одной из рук.

Черный Махакала — один из защитников Будды и один из главных персонажей Цам. Махакала представляет собой следующее: свирепое лицо синего цвета с тремя глазами и пятью черепами, возвышающихся в виде короны.

Белый Махакала — божество, обозначающее сострадание. Оно является покровителем Монголии. Этот герой выглядит следующим образом: гневное лицо белого цвета с тремя глазами, оскаленным ртом и короной из пяти лепестков. Часто Белый Махакала выступает вместе с Куберой.


Безусловно, это не все участники такого редкого и необычно процесса, но мы постарались рассказать обо всех самых почитаемых и популярных.

Заключение

Уважаемые читатели, наш рассказ подошел к своему завершению. Сегодня мы с вами узнали о самых известных персонажах обряда Цам, о ритуальных монгольских масках и их значениях.

Мы надеемся, что вам было интересно окунуться в столь необычную культурную церемонию.
Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях. До новых встреч!