Дать характеристику Молчалину: что говорят о нем другие герои, как сам себя характеризует (3 явл.3 действ.), как относится к Софье и Лизе, смысл поступков


«Молчалины блаженствуют на свете». Крылатая фраза живет и сегодня. В изменившихся условиях современного мира «Молчалиных» узнать и встретить несложно.

Образ и характеристика Молчалина в комедии «Горе от ума» поможет понять, какие черты не претерпели изменений, кто скрывается под маской двуличного скромника.

Молчалин и Фамусов

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, хозяина дома, в котором развиваются события комедии. Фамусов приютил бедного дворянина из Твери, дал ему чин асессора, устроил официально на службу в «Архивы». Молчалин немолод, взрослый мужчина («мы с вами не ребяты… ») доволен таким положением. Он числится на архивной службе, получает повышения, но не покидает дом Фамусова. В Алексее хозяин разглядел черты делового человека. Все остальные служивые в доме - родственники. Способность угодить становится основой характера Молчалина. Простой по происхождению, вероятно, выходец из семьи мещан, получив чин, Алексей приобрел право на потомственное дворянство. За 3 года службы он успел получить 3 награждения. Такой карьерный рост – показатель терпения и стремления мужчины подняться любыми путями как можно выше и быстрее.

Положительные черты характера

Грибоедов представляет реальные персонажи, поэтому в них есть положительные и отрицательные качества. Молчалин – не исключение.

Скромность. Не многие могут похвастаться умением общаться с людьми разного возраста и уровня образованности. На балу у Фамусова Молчалин выдерживает причуды и унижения сварливых старух, глупость пьяных гуляк, жеманство молодых дам.

Застенчивость и тактичность. Алексей, находясь рядом с дочерью хозяина, не проявляет наглых или резких действий. Он тактично терпит отношение Софии, умело скрывает свои истинные чувства.

Неразговорчивость.
Умение молчать – это для многих недостижимое качество. От их болтовни устают. Здесь ситуация другая:

«он дойдет до степеней известных, /Ведь нынче любят бессловесных…».


Воспитанность и вежливость. Молчалин ведет себя корректно в разных ситуациях. Он легко приносит извинения, строит фразы так, чтобы не возникало желания его журить, ругать.

Умение дружить.

«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел».

Мирно улаживает любые проблемы и споры, для других способен забыть про себя.

Спокойствие. Молчалина сложно вывести из себя. Он не высказывает нервозности, беспокойства даже в самых сложных ситуациях: утренняя встреча с хозяином, падение с лошади.

Отрицательные качества личности

Среди представителей высшего света Алексей Степанович застенчив и робок, но это только личина, маска. За ней скрываются черты, которые не красят мужчину:

Услужливость. Молчалин стремится угодить всем вокруг себя, надеясь произвести приятное впечатление, извлечь выгоду. Отец завещал ему угождать всем людям, но сын пошел дальше. Он пресмыкается не только перед людьми, но и перед животными хозяев. Цель такого поведения – добиться продвижения по службе и в личных отношениях.

Двуличность. Поведение мужчины меняется от ситуации и окружения. С кем общается по статусу, так себя и ведет. С графиней Хлёстовой любезен, с горничной – развязен.

Не умение любить. Молчалин выстраивает свои отношения ради выгоды. Он любит «по должности». О таком чувстве стало очень известно в современную эпоху, когда заводят романы для обмана и наживы. Секретарь умело играет роль влюбленного, покоряет умную и образованную девушку. Софья готова ради него пойти против молвы и мнения отца, но ответное чувство обманно.

Отсутствие собственного мнения. Молчалин ни разу не высказался. Он избрал тактику молчания, которая нравится окружающим. Постепенно потерял возможность иметь свои сужденья.

Образ Молчалина легко пережил века. Для многих ценность денег, должности и положения в обществе выше честности, патриотизма и человеческого достоинства. Чем резче становится видно расслоение общества по достатку, тем больше появляется «Молчалиных», готовых за деньги продать свою душу.

Вот он, на цыпочках

и не богат словами.

Молчалины блаженствуют на свете.

А. С. Грибоедов

Одна из любимых тем великих писателей XIX века — становление молодого че-ловека, выбор им жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб рисуют нам такие всемирно прославленные романы, как пушкинский «Евгений Онегин», «Обыкновен-ная история» и «Обломов» И. А. Гончарова, «Красное и черное» Стендаля, «Челове-ческая комедия» Бальзака и многие другие. Среди этих бессмертных книг и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, не роман, а «высокая» комедия, в которой, по-моему, очень мало смешного, кроме некоторых ситуаций, зато поставлены важнейшие социально- политические и нравственные проблемы, многие из которых волнуют нас и сегодня.

Каким должен быть человек? Как прокладывает он свой жизненный путь? Что на этом пути можно себе позволить и чего нельзя позволять никогда? Что важнее — че-ловеческое достоинство или карьера? На эти и многие другие вопросы отвечает автор комедии образом Алексея Степановича Молчалина.

По происхождению и социальному положению он не принадлежит к столичной знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секре-тари» московский туз Фамусов. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением: это скромный молодой человек, благообразный, молчаливый, вкрадчивый. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки, старается всем угодить. Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что благопристой-ность Молчалина — искусно подобранная маска, скрывающая подлого, лицемерного, фальшивого человека. В минуту откровенности он признается, что руководствуется в жизни заветом отца «угождать всем людям без изъятья», даже собаке дворника.

Цель жизни Молчалина — сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чи-нов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он видит в том, чтоб «и награжденья брать, и весело пожить». На пути к этой цели для него все средства хороши. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться — лесть, низкопо-клонство, угодничество. Он почтителен и предупредителен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной барыне Хлестовой, не отходит от богатых старичков, играет с ними в карты.

Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (еще бы, ведь она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит хозяйскую дочь «по должности». Его жизненные «принципы» просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: «Ведь надобно зависеть от других» или: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Молча-лин не знает, что такое честь, честность, искренность, и подличает просто так, на всякий случай.

Такое поведение принесло ему известный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его обществе. Мало того, «умерен-ность и аккуратность» уже обеспечили ему «три награжденья» по службе, располо-жение и поддержку влиятельных господ.

Читатель комедии понимает и другое: жизненный «опыт» Молчалина — приго-вор не только ему, но и обществу, которое его одобряет и поддерживает. Люди, орга-низовавшие травлю искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образо-ванного человека, сумасшедшим, не считают зазорным общаться с бесчестным подлецом, покровительствовать ему, и это прекрасно их характеризует. «Молчалины блаженствуют на свете», — один из самых горьких выводов Чацкого после дня обще-ния с фамусовским обществом. Материал с сайта

Молчалин не беспомощен и не смешон — по-моему, он страшен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, перед нами человек, ко-торый, живя в фамусовском обществе, обязательно «дойдет до степеней известных». Его не погубит даже разоблачение, потому что, униженно кланяясь и ползая на коле-нях, «деловой» секретарь снова отыщет путь к сердцу своего начальника: ведь он ну-жен Фамусову, да и заступиться есть кому! Нет, Молчалин непотопляем. Во-вторых, рассказывая о «становлении» Молчалина, автор разоблачает московское барство (а оно, в свою очередь, представляет общественный строй фамусовской Рос-сии), «мучителей толпу», боящуюся людей с передовыми взглядами и твердыми, не-сгибаемыми характерами и принимающую как своих многочисленных молчалиных. «Великая способность нравиться» многих в этом беспринципном обществе вывела в люди.

Грибоедов убеждает и в том, о чем прямо не говорит: избранная Молчалиным так-тика нужна ему только до поры до времени. Добившись своего, он сбросит личину скромности и почтительности — и горе тем, кто встанет на его пути. К сожалению, такой человеческий тип не ушел в прошлое. И сегодня под маской благопристойности и скромности может скрываться современный Молчалин, умеющий всем угодить, не брезгующий никакими средствами для достижения своих целей. Автор бессмертной комедии учит разбираться в людях, видеть под маской, если она надета, истинное лицо человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • молчалин сочинение
  • роль молчалина в комедии горе от ума
  • цитаты молчалина в горе от ума
  • сочинение горе от ума образ молчалина
  • цитаты других про молчалина

ГОРЕ ОТ УМА

(Комедия, 1824; опубл. с пропусками — 1833; полностью — 1862)

Молчалин Алексей Степаныч — главный отрицательный персонаж комедии, амплуа глупого любовника; сердечный друг Софии, в душе презирающий ее; тень Фамусова, антагонист Чацкого, чьей пламенной говорливости невыгодно противопоставлена молчалинская бессловесность (подчеркнутая к тому же «молчаливо говорящей» фамилией). Переведен Фамусовым из Твери, благодаря его протекции получил чин коллежского асессора; числится «по архивам», но фактически состоит личным, домашним секретарем «благодетеля»; здесь же, в чуланчике, и живет. М. неукоснительно следует отцовскому завету (прямо предваряющему тот, который от своего отца получит Павел Иванович Чичиков): «угождать всем людям без изъятья — / Хозяину <...>/ Начальнику <...> / Слуге его <...> / Собачке дворника, чтоб ласковой была». В сцене бала (д. 3) он услужливо восхваляет шпица старухи Хлестовой, свояченицы Фамусова — чем заслуживает ее расположение. (Но не уважение: во время разъезда — Д. 4, явл. 8 — Хлестова пренебрежительно указывает М. на его место — промежуточное между секретарем и слугою: «вот чуланчик твой, / Не нужны проводы, поди, Господь с тобой»; М. не обижается.)

В разговоре с Чацким (д. 3, явл. 3), решившим разобраться, чем же М. пленил Софию, тот формулирует свои жизненные правила — «Умеренность и аккуратность»; «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь». Эти взгляды полностью соответствуют неписаной московской норме. На протяжении всей комедии повторяется один и тот же сюжетный мотив падения; Чацкий, едва появившись в доме, рассказывает о том, как по дороге «падал много раз»; Скалозуб припоминает историю о княгине Ласовой, «наезднице, вдове», на днях разбившейся в пух и «для поддержки» ищущей теперь мужа; затем, во время бала, Репетилов сообщает о своем падении: «сюда спешу, / Хвать, об порог задел ногою / И растянулся во весь рост». Но только падение М. с лошади (д. 2, явл. 7), при вести о котором София лишается чувств, «рифмуется» с «образцовым» падением фамусовского дяди Максима Петровича: «Упал он больно — встал здорово». Эта параллель окончательно вписывает М. в ту неизменную московскую традицию, против которой восстает Чацкий.

Но, повторяя траекторию падения Максима Петровича, М., в свою очередь, тоже наделен сюжетным двойником, повторяющим его отрицательные черты в еще более пошлом и сниженном виде. Это Антон Антоныч Загорецкий — «человек <...> светский, / Отъявленный мошенник, плут», которого в обществе терпят лишь за то, что «мастер услужить».

Необходимостью неустанно «угождать» порожден и роман М. с Софией, в котором он послушно исполняет предложенную (если не навязанную) ею роль платонического воздыхателя, готового ночи напролет читать с возлюбленной романы, слушать тишину и изъясняться не на свойственном ему «мещанском» языке («Есть у меня вещицы три...»), но на литературно-салонном, «карамзинистском» языке безмолвных жестов и утонченных чувств. (Так что его «говорящая» фамилия прочитывается двояко: она указывает и на роль влюбленного «молчальника» в сюжете Софии.) Этот роман не преследует и не может преследовать «карьерные» цели; М. не рассчитывает заслужить таким образом еще большую благосклонность Фамусова. Напротив, он рискует в результате тайного «романа» потерять его расположение. Но отказаться от «угождения» дочери «такого человека» он не в состоянии. И, испытывая неприязнь к «плачевной нашей крале», принимает вид любовника — поскольку ей так угодно.

И поэтому, возможно, прав Чацкий, который в миг «разоблачения» М. (приглашенный служанкой Лизой в комнату Софии, он вновь заигрывает в темноте с прислугой и презрительно отзывается о Софии, не ведая, что та все слышит; тут же является разгневанный Фамусов) язвительно замечает: «Вы помиритесь с ним, по размышленье зрелом. / Себя крушить, и для чего! / Подумайте, всегда вы можете его / Беречь и пеленать, и спосылать за делом. / Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — / Высокий идеал московских всех мужей».

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов, верный своему таланту изображать жизнь в реальных картинах и образах, избирает жизненную ситуацию - «любовный треугольник». Любовь Чацкого к Софье - одна из «пружин», по словам И. А. Гончарова, на которых держится развитие действия. Чацкий и в Москву приезжает, чтобы встретиться с Софьей. Но сердце Софьи уже занято другим - Молчалиным. Чацкому трудно поверить, что Софья может предпочесть ему Молчалина - того, «кто на всех глупцов похож»:

С такими чувствами, с такой душою Любим! Обманщица смеялась надо мною!

Чацкий все время, вплоть до финальной сцены, жестоко заблуждается и обманывается. Но, во-первых, любовь слепа: Чацкий идеализирует Софью, а она не видит недостатков в Молчалине; во-вторых, Софья изменилась за время отсутствия Чацкого, и это Чацкий понимает не сразу, а поэтому недооценивает шансов Молчалина. Чацкий и Софья «разными глазами» смотрят на Молчалина. Софья влюбленными, Чацкий же оценивает Молчалина прежде всего с гражданских позиций и только к концу действия как соперника. Что же изменилось в Софье и почему?

Какова же теперь она и что привлекает ее в Молчалине? Обстановка в доме Фамусова, в московских «модных лавках», атмосфера светских салонов, сплетни и пересуды не могли не оказать влияния на Софью. Отсюда ее сентиментальность и жеманство, лицемерие и ханжество. Ее пугают смелые речи Чацкого, но вот что пленяет ее в Молчалине:

Молчалин за других себя забыть готов.

Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело

Ночь целую с кем можно так провесть?

Кажущаяся скромность, застенчивость, робость Молчалина в соединении с его мнимой чувствительностью, предупредительностью, покорностью одерживают в глазах Софьи верх над всеми его прочими качествами:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Софья живет в мире тех идеалов и представлений о жизни, которые навеяны ей чтением сентиментальных романов, далеких от реальной действительности. Именно так ведут себя герои этих романов, таким представляет она себе идеального возлюбленного. Молчалин отвечал еще одному условию романтического героя: он «в бедности рожден». Это возвышает Молчалина в ее глазах, подогревает ее чувство.

Она готова покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза. Она готова пожертвовать собою, своим положением ради неравного брака со своим избранником. Будущий «муж-мальчик, муж-слуга», видимо, тоже прельщал ее. Другие идеалы негде было встретить. Пересказывая свой сон, она почти признается в любви к Молчалину: «Он будто мне дороже всех сокровищ». Софья, любуясь Молчалиным, придает ему «тьму качеств»: он и «мил», и «робок», и «умен». Как раз то, что привлекательно для Софьи в Молчалине, отталкивает ее от Чацкого: Молчалин застенчив, а Чацкий «пересмеять умеет всех», Молчалин - «враг дерзости», а Чацкий «остер»; Молчалин робок, а Чацкий «об себе задумал высоко».

Софья переживает трагедию, когда, подслушав разговор Молчалина с Лизой, видит любимого ею человека в новом свете: «Но кто бы думать мог, чтоб он был так коварен!» Решительно она говорит: «Я с этих пор вас будто не знавала». Но слишком удобен был Молчалин для всех, даже для Софьи. И Чацкий верно подмечает: «Вы помиритесь с ним, по размышленьи трезвом. Себя крушить, и для чего!» Каким же видит Молчалина Чацкий?

Чацкий вспоминает о Молчалине совершенно случайно. По контрасту с собственной «говорливостью» ему приходит на ум «бессловесный » Молчалин. Не случайно Грибоедов наделяет его такой фамилией. Чацкий вначале не принимает Молчалина всерьез. Для Чацкого Молчалин - полное ничтожество, «жалчайшее созданье». Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он на цыпочках и не богат словами.

Чацкий возмущен словами Молчалина: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Он отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Для Молчалина же «мнения чужие только святы».

Он видит в Молчалине человека, который рассматривает службу как источник личных выгод, «службу лицам, а не делу». Чацкий готов служить Отечеству, а не прислуживать начальству. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - говорит он. Для Молчалина же главное быть замеченным начальством. Благодаря своим талантам - умеренности и аккуратности - он уже «три награжденья получил». Угодничество Молчалина - это тоже средство достижения цели. Чацкий говорит о нем:

Услужник знаменитый был тут,

Как громовой отвод…

Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет.

В последнем действии завершается личная драма Чацкого: он потерял ту, которую так сильно любил. Он тяжело переживает, видя, на какое ничтожество его променяли:

Когда подумаю, кого вы предпочли!

Вот я пожертвован кому!

Глядел, и видел, и не верил.

Молчалин - антитеза Чацкому, Грибоедов сумел предвидеть в этих образах два пути, по которым пойдут люди после окончания войны с французами: Чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, Молчалины - смирение и покой. «Деловой, вкрадчивый, робкий Молчалин уже появился на смену героям 1812 года» (Ю. Тынянов). Один из исследователей комедии «Горе от ума» писал: «Молчалин остался неуязвим. Молчалиных оказалось невозможно одолеть - они были сильны чужой силой, их нельзя было убить презрением или смехом - их достоинство было в чужом авторитете ».

Комедия «Горе от ума» никогда не воспринималась только как памятник художественной истории, она всегда жила современной жизнью, обновляя и приобретая новое звучание. Каждая эпоха читала ее по-своему. Люди разных поколений и судеб находили в ней ответ на свои собственные вопросы. Оглянувшись вокруг, мы можем и среди наших знакомых увидеть современных фамусовых, молчалиных, Чацких! Не только во времена Грибоедова, но и в наше время «Молчалины блаженствуют на свете», потому что они угождают всем вышестоящим, не церемонятся с теми, кто ниже их по социальному статусу или по толщине кошелька. И поэтому мне ближе позиция Чацкого в оценке Молчалина.


Грибоедов, в своей комедии «Горе от ума» создал множество характерных персонажей. Эти образы остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких героев является Молчалин. Он является ярчайшим представителем людей, которые живут в наше время. Давайте разберемся в его характере подробнее.

Молчалин это небогатый молодой человек родом из Твери, которого Фамусов взял к себе на службу и дал чин коллежского асессора.

Мы можем предположить, что Молчалин – безродный человек, вероятно из семьи мещан. Фамусов так и говорит о нем: «Безродного пригрел и ввел в мое семейство».

Я считаю, что Молчалина можно охарактеризовать как трусливого и низкого человека. Самой заметной чертой его характера является молчаливость – что сразу видно по его фамилии. («Молчит, когда его бранят», «Ни слова вольного, и так вся ночь проходит») Он никогда не выражает свое собственное мнение, в общении предпочитает короткие обрывчатые фразы. «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь» - утверждает Молчалин. Он будто боится не угодить своей репликой своему собеседнику.

Молчалин живет по принципу, завещанному ему отцом: «угождать всем людям без изъятья». Его услужливость переходит границы, допустимые моралью. Резкий контраст этому способу общения мы видим при диалоге Молчалина с Лизой. Он принимает ее за «свою», поэтому не боится откровенно выражать свое мнение, говорить то, что думает. Ей же он говорит о своих несерьезных намерениях в отношениях с Софьей, утверждает, что любит ее лишь «по должности» . Он признается, что использует Софью для своей выгоды. Это описывает его как порочного, трусливого человека, который, пытаясь выбиться в люди, пробивает себе дорогу молчаливой ложью и услужливостью. О большинстве качеств Молчалина мы узнаем из реплик других героев. Сначала Софья описывает его как прекрасной душевной организации человека: «Молчалин за других себя забыть готов», «Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело…». Из ее слов прекрасно видно, как она любит его. Чацкий же, напротив, относится к Молчалину с глубочайшим презрением. Он открыто сомневается в его способностях и не верит в то, что он может чего-то добиться. Чацкий считает Молчалина глупцом, «жалчайшим созданьем», не способным ни на какие осознанные действия. Но после Чацкий понимает, что это лишь маска Молчалина, что на самом деле он хитрый и беспринципный человек, который знает, как добиться своих целей. Чацкий говорит, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Молчалин так же по-разному относится к другим героям комедии. С людьми выше него по чину он услужлив, не смеет сказать лишнего слова. С Чацким он позволяет себе не только высказывать свое мнение, но и давать ему советы. Ведь Чацкий не только ровесник Молчалина, но еще и чинов никаких не имеет. Поэтому Молчалин не видит причин для своей обычной услужливости в присутствии Чацкого. Отношение других героев к Молчалину и его отношение к ним характеризует его как безнравственного человека, видящего в других лишь чины и звания, не принимающего во внимание душу человека.

Таким образом, Грибоедов создал отрицательный, но интересный для изучения образ в своей комедии. Такие молчаливые лжецы существуют и в современном обществе. И долг каждого человека искоренять в себе все те качества, которые есть в нем, развивать в себе все самое доброе, светлое, а не низменное и фальшивое. Каждый должен стараться не быть Молчалиным.

Обновлено: 2017-02-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.