Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о
спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Цель и задачи образовательной программы.
Цель:
*ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с историей кукольного театра;
Пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;
Научить детей самостоятельно изготавливать куклы;
Добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Развивающие: -развивать индивидуальные творческие способности детей;
Развивать воображение, пространственное мышление детей;
Способствовать развитию мелкой моторики.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
Развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
Воспитывать коммуникативные навыки.
Условия реализации образовательной программы .
Программа адресована учащимся начальной школы, направлена на развитие и коррекцию высших психических функций.
Основные компоненты | Способы распознавания |
Мотивы и ценности | Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы с куклой. |
Знания | Знания: об истории театра кукол, театральной лексики, профессий людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер). |
Умения | Делать куклы, работать с куклой над ширмой. |
Доминантные качества личности | Приобретение необходимых личностных качеств. |
Набор учащихся в коллектив осуществляется по желанию.
Занятия проводятся по 1 учебному часу в неделю.
Всего за учебный год – 36 часов.
Ожидаемые результаты реализации образовательной программы.
Результаты обучения по программе можно определить по следующим параметрам:
1.Умеют разработать и выполнить куклу и предметы бутафории разной сложности.
2. Владеют приемами работы с куклой, с ширмой.
3.Умеют грамотно и аргументировано оценить свои творческие возможности, увидеть и поправить ошибки.
4.Умеют самостоятельно подобрать, выучить и обыграть с куклой роль.
5. Умеют ставить перед собой определенные цели и задачи.
6.Развивают потребности и привычки в самосовершенствовании, как знаний, так и творчества.
Практическим результатом при изготовлении куклы и предметов бутафории является создание ребенком собственных работ, сначала простых (пальчиковая кукла, бутафория из папье-маше), потом более сложных (каркасная кукла, элементы декорации и т.д.)
Практическим результатом работы с куклой является создание ребенком сначала простых образов (герои сказок, стихов, прибауток), потом более сложных (герои рассказов, пьес и т.д.).
По итогам года проводятся выставки работ и показ пьесы в школе и районной библиотеке.
Способы отслеживания и контроля результатов.
В творческий коллектив приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.
Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок, показов. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми.
Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе.
Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике.
Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
Очень важен в коллективе элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Два раза в год, в декабре и мае, подводятся итоги и победители, в каждой группе награждаются.
Учебно-тематический план.
(36 часов)
№ | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика |
||
Вводное занятие | ||||
Таинственные превращения | ||||
Работа над выбранной для спектакля пьесой | ||||
Изготовление кукол и бутафории | ||||
Выбор для спектакля пьесы | ||||
Показ пьесы детям | ||||
Ремонт кукол | ||||
Всего |
№ | Тема |
Вводное занятие . Теория. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). |
|
Таинственные превращения . Теория. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. |
|
Выбор для спектакля пьесы. Практика. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении |
|
Распределение ролей. Практика. Чтение произведения учащихся. Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
|
Отработка чтения каждой роли . Практика. прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. |
|
Обучение работе над ширмой. Практика. Надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. |
|
Обучение работе над ширмой . Практика. чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. |
|
Репетиция пьесы. Практика. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. |
|
Генеральная репетиция пьесы . Практика . Звуковое и музыкальное оформление. |
|
Показ пьесы детям. |
|
Выбор для спектакля пьесы. Теория . Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. |
|
Распределение ролей. Практика. Читки по ролям за столом |
|
Читки по ролям . Теория. Глубокий и детальный разбор пьесы. |
|
Репетиция пьесы . Практика. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
|
Репетиция пьесы. Практика. |
|
Генеральная репетиция . Практика. Звуковое оформление спектакля. |
|
Показ пьесы детям. |
|
Выбор для спектакля пьесы. Практика. Выразительное чтение произведения учащихся. Теория. |
|
Распределение роли. Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
|
Распределение роли. Практика . Обработка чтения каждой роли. |
|
Изготовление бутафории и кукол для пьесы. |
|
Репетиция пьесы . Практика . Заучивание текста наизусть, соединения Действия куклы со словами своей рели. |
|
Репетиция пьесы. Практика. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. |
|
Генеральная репетиция. Практика . Музыкальное оформление. |
|
Показ пьесы детям. |
|
Выбор для спектакля пьесы. Теория. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. |
|
Распределение ролей . Теория . Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени. |
|
Работа с куклой на ширме. Практика. Чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. |
|
Изготовление кукол и бутафории. |
|
Репетиция пьесы. Практика. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей. |
|
Генеральная репетиция. Практика. Музыкальное и звуковое оформление. |
|
Показ пьесы учащимся начальных классов . |
|
Ремонт кукол. |
|
Ремонт кукол. |
Формы и методы работы.
Работа с куклой- процесс трудоемкий, требующий развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.
Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы работы с куклой, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать
возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках, показах. В конце года ребята участвуют в отчетном показе в школе. Это формирует у детей готовность к решению более сложных задач.
Форма проведения занятий может быть различной:
Учебное занятие;
Творческая мастерская;
Мастер-класс;
Посещение и участие в выставках, показах;
Посещение музеев, театров.
Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности. Теоретические вопросы включаются в практические занятия и являются каналом для творческой инициативы ребенка.
Учебно-методическое обеспечение:
Методические разработки;
Информационный материал;
Наглядные пособия;
Фотографии;
Видеоматериалы;
Образцы изделий;
Шаблоны;
Раздаточный материал.
Теоретическая часть занятия включает в себя:
Постановку целей и объяснение задач;
Создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся (желательно добиваться, чтобы дети сами определяли цели, методы, выбирали контроль);
Изложение нового материала (проводиться в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых приемов).
Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:
Доступности-«от простого к сложному»;
Наглядности;
Индивидуального подхода к каждому ученику;
Организации взаимопомощи в выполнении работ;
Многократного повторения.
В зависимости от способностей ученика , используются различные формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая.
По каждой выполненной работе все члены коллектива высказывают свое мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.
Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Это позволяет достичь хороших результатов обучения.
В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы.
Занятия кукольного коллектива проводятся в кабинете.
В кабинете имеется техническое оборудование: музыкальный центр, компьютер.Оборудован стеллаж для хранения дисков, видеокассет.
В шкафах хранятся куклы, бутафория, декорации, ширмы. В книжном шкафу собраны произведения детских писателей. Есть альбом с рисунками образцов изделий, лучшие творческие работы тоже становятся образцами, с обязательным указанием автора.
В кабинете имеются инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций.
Материалами для изготовления кукол,бутафории и декораций обеспечивает педагог.
- Газета: «Начальная школа», № 30. 1999г.;
- Журнал: « Начальная школа» №7, 1999г.;
- Караманенко Т.Н. « Кукольный театр», Москва 2001г.
- Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами»,Волгоград:Уитель, 2010г.
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» , « Аркти», Москва 2001г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа работы школьного кукольного кружка-театра рассчитана на детей 9-12лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Форма работы: коллективная и индивидуальная.
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребёнка, в его духовном развитии. Он помогает детям приобщиться к театральному искусству и культуре, почувствовать себя творцами, развивает коммуникативные навыки.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств воздействия не только на зрителей, но и на актёров. Образы-персонажи, декорации, текст и музыкальное сопровождение помогают детям школьного возраста лучше понять идею драматического произведения, тем более что эффект усиливается непосредственным контактом с актёрами и куклами. Велико эмоциональное воздействие спектакля на детей. У них в раннем возрасте возникает желание быть похожими на положительных героев. А юные артисты чувствуют свою значимость и самореализуются. Кукольный театр «Золотой ключик» - это творческий коллектив ребят, которые будут занимаются постановкой кукольных спектаклей, изготовлением кукол, декораций, составлением собственных сценариев для постановок. Задача руководителя кружка-театра направлять деятельность ребят в нужное русло, поддерживать их инициативу, помогать им советом и делом.
Кукольный театр формирует дружный творческий детский коллектив. Одной из отличительных особенностей данной программы является игровая форма проведения занятий, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Кукольный театр - это один из путей, ведущий ребёнка к жизненному успеху, ведь это путь побед над собой. Приобретая творческие навыки, навыки общения, дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, и всё это происходит естественно во время важного вида деятельности ребёнка - игры, игры с куклой. Формирование творческой, социально адаптированной личности идет непринужденно, на основе принципа природосообразности.
3.Основные цели работы кружка-театра: создание условий для формирования навыков творческой деятельности.
4. Задачи кружка - развивать у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомить с множеством детских сказок, способствовать развитию общительности, коммуникабельности, развивать. моторику рук и пальцев, двигательную активность ребёнка.
Программа направлена на формирование и развитие универсальных учебных действий:
регулятивных:
Целеполагание;
Умение принимать и сохранять учебную задачу;
Умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
Умение адекватно воспринимать оценку педагога;
коммуникативных:
Развитие творческой активности в совместной деятельности;
Умение договариваться и приходить к общему решению поставленной задачи
познавательных:
Обучение технике работы с куклами;
Развитие речи детей, пополнение словарного запаса, выразительности речи.
4.Формы и методы работы.
Работа с куклой - процесс трудоемкий, требующий развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.
Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы работы с куклой, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках, показах. По мере овладения навыками работы в кукольном театре, ребята показывают свои спектакли для учащихся младших классов.
Форма проведения занятий может быть различной:
Учебное занятие;
Творческая мастерская;
Мастер-класс;
Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности. Теоретические вопросы включаются в практические занятия и являются каналом для творческой инициативы ребенка.
Учебно-методическое обеспечение:
Методические разработки;
Информационный материал;
Наглядные пособия;
Фотографии;
Видеоматериалы;
Образцы изделий;
Шаблоны;
Раздаточный материал.
Теоретическая часть занятия включает в себя:
Постановку целей и объяснение задач;
Создание условий для развития познавательной самостоятельности обучающихся (желательно добиваться, чтобы дети сами определяли цели, методы, осуществляли контроль);
Изложение нового материала (проводится в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых приемов).
Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:
Доступности- «от простого к сложному»;
Наглядности;
Индивидуального подхода к каждому обучающемуся;
Организации взаимопомощи в выполнении работ;
Многократного повторения.
В зависимости от способностей ребенка, используются различные формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая.
По каждому выступлению все члены коллектива высказывают свое мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем обучающимся еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.
Требования к качеству постановок повышаются медленно и постепенно. Это позволяет достичь хороших результатов обучения.
В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы.
Занятия кукольного коллектива проводятся в школьной библиотеке и в кабинете технологии.
В библиотеке имеется техническое оборудование: музыкальный центр, компьютер. Оборудован стеллаж для хранения дисков, видеокассет.
В шкафах хранятся куклы, бутафория, декорации, ширмы. В книжном шкафу собраны произведения детских писателей. Есть альбом с рисунками образцов изделий, лучшие творческие работы тоже становятся образцами, с обязательным указанием автора.
В библиотеке и в кабинете имеются инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций.
Ожидаемые результаты :
5. Учебно-тематический план
Тема занятия |
Количество часов |
|||
на тему |
теория |
практика |
||
Вводное занятие. Особенности театральной терминологии |
||||
Устройство ширмы и декорации |
||||
Виды кукол и способы управления ими |
||||
Особенности работы кукловода |
||||
Посещение театра кукол в ДДТ «Планета детства». Просмотр спектакля кукольного театра в библиотеке по Интернету. Обсуждение спектакля. (зарисовки) |
||||
Речевая гимнастика |
||||
Выбор пьесы и работа над ней |
||||
Генеральная репетиция. Спектакль |
||||
1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2. Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
3. Виды кукол и способы управления ими
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
4. Кукольный театр на фланелеграфе
Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.
5.Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.
6. Просмотр спектакля кукольного театра в школьной библиотеке по Интернету. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)
Знакомство с правилами поведения в театре.
Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.
7. Речевая гимнастика
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.
8. Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
9. Генеральная репетиция. Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров
7. Ожидаемые результаты :
Овладение детьми, занимающимися в кукольном театральном кружке, красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством полноценного общения.
Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.
Показ спектаклей для обучающихся МБОУ СОШ №13
8. Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
||
Вид деятельности, |
теория |
практика |
||
Вводное занятие. Особенности театральной терминоологии |
познавательная |
|||
Особенности театра «Петрушка» |
Познавательная Проблемно-ценностное общение |
|||
Устройство ширмы и декорации |
Трудовая познавательная |
|||
Речевая и пальчиковая гимнастика. |
познавательная |
|||
Изготовление декораций |
Познавательная трудовая |
|||
Кукольный театр на фланелеграфе |
Познавательная Проблемно-ценностное общение |
|||
Работа с куклами- картинками |
Познавательная Проблемно-ценностное общение |
|||
Речевая гимнастика |
Познавательная |
|||
Спектакль |
Художественнее творчество, социальное творчество |
|||
Пальчиковый театр |
Познавательная |
|||
Изготовление пальчиковых кукол и декораций |
Трудовая Познавательная |
|||
Работа над спектаклем |
Познавательная Худ-ое творчество |
|||
Работа над спектаклем |
Познавательная Худ-ое творчество |
|||
Движение куклы по передней стенке ширмы |
Познавательная |
Цели программы:
Задачи:
- Организация досуга ребят.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок «Кукольный театр»
Цели программы:
Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.
Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.
Эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества.
Задачи:
- Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.
- Формирование представлений о театральном искусстве.
- Организация досуга ребят.
- Обучение технике работы с куклами.
- Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.
- Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;
- Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.
Формы деятельности : кружковые занятия.
Методы :
Рассказ
Групповая работа
Коллективная работа.
Средства :
Иллюстрации и литература
Личностные УУД
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Планируемые результаты :
Обучающийся научится:
Правила поведения в театре.
Ученик будет уметь:
. (4 ч.)
III
№п/п | Наименование раздела и тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
||
аудиторных | неаудиторных |
|||||
Введение « Здравствуйте, куклы!» | ||||||
Постановка театра «Маша и медведь». | ||||||
Постановка кукольного театра «Медведь- половинщик» | ||||||
Терем, терем, теремок. | ||||||
Занятие сценическим движениям. |
||||||
Итого: | 34часа | 18часов | 16 часов | |||
Внутри темы | Даты проведения занятий | Оборудование |
|||
Планируемая дата | Даты фактического проведения |
||||
I. Введение
|
|||||
Вводное занятие. бутафор, актер) | Плакаты, ноутбук |
||||
плакаты, ноутбук |
|||||
фотоаппарат |
|||||
II. Постановка театра « Маша и медведь». (6часов) |
|||||
фотоаппарат |
|||||
Экскурсия в парк. Тема «Здравствуйте, сказочные герои». | фотоаппарат |
||||
Распределение ролей к сказке « Маша и медведь» | слова к театру |
||||
Репетиция. Сказка « Маша и медведь» | |||||
« Маша и медведь» | ткань, иголка, ножницы |
||||
Показ кукольного театра « Маша и медведь» | ткань, иголка, ножницы |
||||
Распределения ролей к сказке « Медведь половинщик» | ММП, ноутбук. |
||||
ширма, куклы |
|||||
ширма, куклы |
|||||
Показ кукольного театра « Медведь половинщик» | ширма, куклы |
||||
. (3часа) |
|||||
« Лисичка сестричка и серый волк» | |||||
Репетиция к сказке « Лисичка сестричка и серый волк» | ширма, куклы |
||||
Показ спектакля « Лисичка сестричка и серый волк» | ширма, куклы |
||||
«Девочка и лиса». (6 часов.) |
|||||
Выразительная речь. Искусство речи. | МП, ноутбук |
||||
Распределение ролей сказки « Девочка и лиса» | ММП, ноутбук |
||||
Репетиция сказки « Девочка и лиса» | ММП, ноутбук |
||||
Речевая гимнастика. Работа со скороговорками. | ММП, ноутбук |
||||
Разучивание ролей. | МП, ноутбук |
||||
Творческий отчет. Показ спектакля « Девочка и лиса» | ширма, куклы фотоаппарат |
||||
« Лиса повитуха». (12часов) |
|||||
ткань, иголка, ножницы |
|||||
куклы, ширма |
|||||
Репетиция сказки « Лиса повитуха» | куклы, ширма |
||||
Репетиция. | фотоаппарат |
||||
ММП, ноутбук |
|||||
Репетиция сказки « Лиса повитуха» | ширма, куклы |
||||
Репетиция сказки « Лиса повитуха» | ширма, куклы |
||||
ширма, куклы |
|||||
фотоаппарат |
|||||
Итого:34часа. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок «Кукольный театр»
Цели программы:
Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.
Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.
Эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества.
Задачи:
- Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.
- Формирование представлений о театральном искусстве.
- Организация досуга ребят.
- Обучение технике работы с куклами.
- Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.
- Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;
- Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.
Формы деятельности : кружковые занятия.
Методы :
Рассказ
Индивидуальная работа
Групповая работа
Коллективная работа.
Средства :
Иллюстрации и литература
Прослушивание аудио и видеозаписей (использование технических средств).
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Это результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрениядостижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
Личностные УУД
- Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи:
- Способность обучение технике работы с куклами:
3.Правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
- Умение развивать творческую и трудовую активность ребят, их стремление к самостоятельной деятельности:
- Адекватное понимания причин успешности деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности с помощью учителя.
- Планировать свои действия с помощью учителя.
- Обнаруживать и формулировать общекультурную проблему с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Осуществлять поиск необходимой информации.
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы с помощью учителя.
- Строить логическое рассуждение.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога или диалога).
- Слушать и понимать речь других людей.
- Договариваться и приходить к общему мнению.
Ценностные ориентиры содержания курса:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине.
– гордость за жителей нашего района.
– труд и творчество – уважение к труду.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Планируемые результаты :
Обучающийся научится:
В конце первого года обучения ученик будет знать:
Сценой в кукольном театре, является ширма.
Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».
Правила поведения в театре.
Ученик будет уметь:
Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.
Правильно одевать на руку куклу.
Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.
Овладение детьми, занимающихся в кукольном театральном кружке, речь становится правильной, четкой. Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.
Показ спектаклей в школе, детском саду
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Введение.«Здравствуйте, куклы!». (3 ч.)
Постановка теневого театра «Маша и медведь».(6 ч.)
Постановка кукольного театра « Лисичка-сестричка и серый волк» (3 ч.)
Постановка кукольного театра «« Девочка и лиса». (6 ч.)
Постановка кукольного спектакля « Лиса повитуха». (12 ч.)
III . Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№п/п | Наименование раздела и тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
||
аудиторных | неаудиторных |
|||||
Введение « Здравствуйте, куклы!» | Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра. Разновидности кукольного театра. |
|||||
Постановка театра «Маша и медведь». | Овладение навыками кукловождения (перчаточные куклы, пальчиковые куклы настольного и теневого театра). |
|||||
Постановка кукольного театра «Медведь- половинщик» | Беседа о ширме, работа за ней. |
|||||
Терем, терем, теремок. Постановка кукольного театра « Лисичка-сестричка и серый волк» (13час) | Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп). |
|||||
Постановка кукольного спектакля « Девочка и лиса». | Занятие сценическим движениям. |
|||||
Постановка кукольного театра « Лиса повитуха». | Куклы в действии. Показ кукольного спектакля « Лиса повитуха». |
|||||
Итого: | 34часа | 18часов | 16 часов | |||
Календарно – тематическое планирование
Внутри темы | Даты проведения занятий | Оборудование |
|||
Планируемая дата | Даты фактического проведения |
||||
I. Введение «Здравствуйте, куклы!» (3часа) |
|||||
Вводное занятие. Знакомство с историей возникновения театра (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер) | Плакаты, ноутбук |
||||
Экскурсия в парк. Тема: «Наблюдение за природой». | плакаты, ноутбук |
||||
Театр начинается с вешалки, кукольный театр-с ширмы. | фотоаппарат |
||||
II. Постановка театра « Маша и медведь». (6часов) |
|||||
Экскурсия в парк. Тема «Здравствуйте, сказочные герои». | фотоаппарат |
||||
Экскурсия в парк. Тема «Здравствуйте, сказочные герои». | фотоаппарат |
||||
Распределение ролей к сказке « Маша и медведь» | слова к театру |
||||
Репетиция. Сказка « Маша и медведь» | |||||
Пошив кукол к кукольному театру « Маша и медведь» | ткань, иголка, ножницы |
||||
Показ кукольного театра « Маша и медведь» | ткань, иголка, ножницы |
||||
III.Постановка пальчикового кукольного театра « Медведь половинщик». (4 часа) |
|||||
Распределения ролей к сказке « Медведь половинщик» | ММП, ноутбук. |
||||
Репетиция сказки « Медведь половинщик» | ширма, куклы |
||||
Генеральная репетиция сказки « Медведь половинщик» | ширма, куклы |
||||
Показ кукольного театра « Медведь половинщик» | ширма, куклы |
||||
IV. Постановка кукольного театра |
|||||
Распределение ролей к кукольному театру « Лисичка сестричка и серый волк» | |||||
Репетиция к сказке « Лисичка сестричка и серый волк» | ширма, куклы |
||||
Показ спектакля « Лисичка сестричка и серый волк» | ширма, куклы |
||||
V.Постановка кукольного спектакля «Девочка и лиса». (6 часов.) |
|||||
Выразительная речь. Искусство речи. | МП, ноутбук |
||||
Распределение ролей сказки « Девочка и лиса» | ММП, ноутбук |
||||
Репетиция сказки « Девочка и лиса» | ММП, ноутбук |
||||
Речевая гимнастика. Работа со скороговорками. | ММП, ноутбук |
||||
Разучивание ролей. Отработка навыков движения куклы. | МП, ноутбук |
||||
Творческий отчет. Показ спектакля « Девочка и лиса» | ширма, куклы фотоаппарат |
||||
VII.Постановка кукольного театра « Лиса повитуха». (12часов) |
|||||
Речь в повседневной жизни, в творчестве актера. | |||||
Изготовление кукол для театра. | ткань, иголка, ножницы |
||||
Распределение ролей к сказке « Лиса повитуха» | куклы, ширма |
||||
Репетиция сказки « Лиса повитуха» | куклы, ширма |
||||
Репетиция. Чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. | фотоаппарат |
||||
Техника чтения. Дыхание, ударение, фикция, голос. | ММП, ноутбук |
||||
Репетиция сказки « Лиса повитуха» | ширма, куклы |
||||
Репетиция сказки « Лиса повитуха» | ширма, куклы |
||||
Генеральная репетиция сказки « Лиса повитуха» | ширма, куклы |
||||
Показ кукольного спектакля « Лиса повитуха» | фотоаппарат |
||||
Итого:34часа. |
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Кукольный театр»
Пояснительная записка
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Цель кружка
Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра;
Задачи программы
Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, нравственную сферу детей; пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Педагогические принципы
Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.
Организация процесса
В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 15 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии итоги работы подводить в идее зaключительного инструктажа. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.
Основные компоненты | Способы распознавания |
Мотивы и ценности | Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы с куклой. |
Знания | Знания: об истории театра кукол, театральной лексики, профессий людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер). |
Умения | Делать куклы, работать с куклой над ширмой. |
Доминантные качества личности | Приобретение необходимых личностных качеств. |
Учебно – тематический план
Основные блоки | Количество часов |
|||
Всего | Теория | Практика |
||
Вводное занятие | ||||
Таинственные превращения | ||||
Работа над выбранной для спектакля пьесой | ||||
Изготовление кукол и бутафории | ||||
Выбор для спектакля пьесы | ||||
Показ пьесы детям | ||||
Ремонт кукол | ||||
Всего |
Тема |
|
Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). |
|
Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. |
|
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении |
|
Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
|
Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. |
|
Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). |
|
7 - 8 | Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. |
Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. |
|
Генеральная репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории. |
|
Показ пьесы детям. |
|
Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. |
|
Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. |
|
Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. |
|
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
|
Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. |
|
Показ пьесы детям. |
|
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение произведения учащихся. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
|
Распределение роли и чтение произведения учащимися. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
|
Обработка чтения каждой роли. |
|
Репетиция пьесы. Изготовление бутафории, и кукол для пьесы. |
|
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединения действия куклы со словами своей рели. |
|
Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. |
|
Генеральная репетиция. Музыкальное оформление. |
|
Показ пьесы детям “как собака искала себе друга”. |
|
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. |
|
Распределение ролей характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени. |
|
Читка по ролям. Работа с куклой на ширме. |
|
Репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории. |
|
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей. |
|
Генеральная репетиция. Звуковое оформление. |
|
Показ пьесы учащимся начальных классов. |
|
Ремонт кукол. |
Методическая литература: “Кукольный театр”, Т.Н. Караманенко, М. 2001;газета: “Начальная школа”, .№30.. 1999 г; Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.“Играем в кукольный театр”, (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений), Н.Ф. Сорокина, М., 1999 г., Аркти.
гимназия № 2 г. Новокубанска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы:
по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
«Кукольный театр»
Срок реализации программы: 1 год.
Возраст обучающихся: 8 – 9 лет
Составитель: учитель начальных классов Соколова Лариса Михайловна
2013 – 2014 учебный год.
«… Драматургия – это кровь театра.
Недаром только те театры остаются в истории,
которые создали свой репертуар, свою драматургию»
С. Образцов
I. Пояснительная записка
Актуальность программы
Программа разработана с учетом требований федерального образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, направлена для реализации общекультурного направления по ФГОС по лицензии
Данная программа «Кукольный театр» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Эффективно влияет на воспитательно-образовательный процесс. Сплачивает коллектив класса, расширяет культурный диапазон учеников, – всё это, осуществляет через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Помогает воспитывать, с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности.
Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Ребята смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки
Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся.
В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.
В художественном мире сегодняшнего школьника театр занимает более скромное место, чем кино, эстрадная музыка, литература. Детскому восприятию очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания является: культура. Эта область человеческого бытия, в основании которой лежат общечеловеческие ценности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность
Несомненно, всё это оказывает благотворное воздействие на развитие детского восприятия, воображения, способствует переживанию положительных эмоций. Этот вид искусства доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, развивается эстетический вкус, отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи.
В учебном плане на изучение данного курса отводится 2 часа в неделю
все 68 часов. Программа кружка “Кукольный театр” разработана для детей 7-8 лет.
Цели программы:
Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.
Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.
Эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества.
Задачи:
Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.
Формирование представлений о театральном искусстве.
Организация досуга ребят.
Обучение технике работы с куклами.
Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.
Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;
Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.
Формы деятельности : кружковые занятия.
Методы :
Беседа
Рассказ
Индивидуальная работа
Групповая работа
Коллективная работа.
Средства :
Иллюстрации и литература
II . Таблица тематического распределения количества часов
№п/пIII . Содержание программы :
Введение.«Здравствуйте, куклы!». (5 ч.)
Постановка теневого театра «Заяц в огороде». (8 ч.)
Постановка кукольного театра «Рукавичка». (5 ч.)
Постановка кукольного театра «Волк в Красной шапочке». (13 ч.)
Постановка кукольного театра «Заюшкина избушка». (11 ч.)
Постановка настольного кукольного театра
«Колобок на современный лад». (8 ч.)
Постановка кукольного спектакля «Козлята и волк». (16 ч.)
Посещение театральных постановок (2 час)
1.Вводное занятие.
Особенности театральной терминологии
Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2.Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.).
3. Виды кукол и способы управления ими
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
4.Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля
5. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)
Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре. Учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
6 .Речевая гимнастика
Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками.
7. Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Отработка музыкальных номеров, репетиции.
8.Генеральная репетиция. 8.
8.Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля.
Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; показ спектакля на районном семинаре, учащимся начальных классов, дошкольникам;
IV. Предполагаемые результаты
Это результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
Личностные УУД
1. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи:
2. Способность обучение технике работы с куклами:
3.Правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
4. Умение развивать творческую и трудовую активность ребят, их стремление к самостоятельной деятельности:
Регулятивные УУД:
1. Определять цель деятельности с помощью учителя.
2. Планировать свои действия с помощью учителя.
3. Обнаруживать и формулировать общекультурную проблему с помощью учителя.
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации.
2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы с помощью учителя.
3. Строить логическое рассуждение.
Коммуникативные УУД:
1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога или диалога).
2. Слушать и понимать речь других людей.
3. Договариваться и приходить к общему мнению.
Ценностные ориентиры содержания курса:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине.
– гордость за жителей нашего района.
– труд и творчество – уважение к труду.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Ожидаемые результаты :
В конце первого года обучения ученик будет знать:
Сценой в кукольном театре, является ширма.
Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».
Правила поведения в театре.
Ученик будет уметь:
Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.
Правильно одевать на руку куклу.
Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.
Овладение детьми, занимающихся в кукольном театральном кружке, речь становится правильной, четкой. Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.
Показ спектаклей в школе, детском саду
V. Формы и виды контроля
Уровень и степень освоения знаний контролируется в ходе занятий. конкурсов, викторин и показ театра.
Беседа, рассказ и т.д.
Групповая работа (экскурсии, выставки, показ театра)
Средства :
Иллюстрации и литература
Прослушивание аудио и видеозаписей (использование технических средств).
Участие в кукольном театре «Заяц в огороде», «Рукавичка»,«Волк в Красной шапочке», «Заюшкина избушка»,«Колобок на современный лад», «Козлята и волк», посещение театральных постановок, викторина «По дорогам сказок» , создание презентации «Мой любимый 2 класс», защита проекта «Кукольный театр».
VI . Методические рекомендации
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
Основные характеристики деятельности
1. Сочетание обучения и общекультурное воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое.
2. Изложение материала рассчитано на 1 год. Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
Просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
Экскурсии в драмтеатр; наблюдения;
Целевые прогулки;
Словесный метод
Чтение стихотворений;
Беседы с элементами диалога, обобщающих сказок;
Сообщение дополнительного материала;
Рассматривание наглядного материала;
Проведение викторин, конкурсов.
Практический метод
Постановка кукольного театра,конкурсов, викторин;
Проведение экскурсии различной направленности.
VII .Материально – технического обеспечения образовательного процесса.
№п/пМуниципальное образование Новокубанский район г. Новокубанск
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
гимназия № 2 г. Новокубанска
муниципального образования Новокубанский район
Календарно – тематическое планирование
кружка «Кукольный театр»
Класс: 2 «Г»
Учитель: Лариса Михайловна Соколова
Количество часов: всего 68 часов, в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Кукольный театр»
(составитель Л.М. Соколова).
2013 – 2014 учебный год
г. Новокубанск
Календарно – тематическое планирование.
Номера ЗанятийVII . Описание материально – технического обеспечения программы.
№п/п Для учителя Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Как развивать речь с помощью скороговорок? Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.Для детей Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000 Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
Данная программа составлена для реализации общекультурного направления развития личности и культурологической направленности. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденная приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования».