В России немало театральных учебных заведений и каждое имеет свою специфику работы и программу обучения одарённых людей. Чтобы мечта о театре или кино воплотилась в жизнь нужно правильно выбрать и поступить в избранное учебное заведение. Лучшие театральные учебные заведения расположены в Москве и Санкт-Петербурге.
ГИТИС появился благодаря П.А. Шостаковскому вначале как Музыкально-драматическая школа. Располагается в Москве и является крупнейшим в России и в мире. ГИТИС – лучшее учебное заведение для изучения сценической речи. Он представляет собой мечту талантов сценического искусства.
Театральные ВУЗы, в том числе и ГИТИС сильно отличаются от других учебных заведений.
- Для поступления нужно пройти отборочные туры (их три), после этого абитуриент получает возможность сдавать вступительные экзамены по актёрскому мастерству.
- Следующий этап – коллоквиум, оценивающий уровень эстетического и культурного развития.
- Заключительным этапом поступления служит суммирование всех набранных баллов с баллами ЕГЭ по русской литературе и русскому языку.
Обучение проводится на очном и заочном отделении. ГИТИС обучает на восьми факультетах по всем театральным направлениям. Режиссёрский факультет является старейшим, там работают 9 мастерских. Там производится обучение цирковой режиссуре и режиссуре драмы. Драматическая режиссура состоит из теоретической и практической части. Практическая учит будущего режиссёра лучше понимать актёра, используя знание того, какие составляющие включает в себя актёрская игра на сцене.
Что такое ВГИК
- ВГИК расположен в Москве. Вуз готовит специалистов с высшим, средним специальным и дополнительным образованием. Сегодня практически все деятели профессионального кино Российской Федерации являются выпускниками ВГИКа.
- Режиссёрский факультет ВГИК обучает будущих звукорежиссёров, режиссёров анимации, игрового и неигрового кино. Приём желающих учиться производится на конкурсной основе.
- ВГИК готовит актёров кино и драмтеатра. Желающие учиться во ВГИКе на актёрском факультете готовят чтецкую программу, которую нужно довести до убедительного, захватывающего просмотра, заготовить ответы на вопросы мастеров.
- В учебном заведении есть Учебная киностудия для производства кинофильмов и видео. ВГИК – единственная в России школа экранных искусств, имеющая подобную киностудию.
ВГИК предоставляет возможность получения среднего профессионального образования, так как имеет в составе Колледж кино, телевидения и мультимедиа.
Поступление в театральный ВУЗ
Ознакомится с информацией о поступлении в ГИТИС или ВГИК позволит семинар для абитуриентов. Семинар предоставляет сведения о том, как готовиться, что нужно, что важно, с чего начинать. Семинар проводится вместе с ГИТИС, поэтому там присутствуют преподаватели, набирающие студентов в этом году. Семинар подскажет направление движения и учебник, по которому нужно готовиться.
Семинар проводится на платной основе, проходит несколько часов, включает мастер-классы, лекции.
Многие абитуриенты подают документы сразу в несколько учебных заведений, так шансы поступить возрастают. Из года в год конкурс в ГИТИС, ВГИК и другие театральные учебные заведения гигантский: на одно место претендует до двухсот человек. Поэтому часто перед приёмом документов устраиваются прослушивания.
Чётких правил, по которым проводятся экзамены, как и критериев оценки одарённости, нет, так как профессия творческая. Поступление зависит от человека, который набирает курс, поэтому следует разузнать, что он предпочитает, какие у него требования, характер преподавания. Важный критерий отбора – внешние данные. Актёрская игра должна подкрепляться яркой харизматичной внешностью актёра. Следует также освоить азы теории актёрского мастерства, выбрав подходящий учебник.
Что за учебное заведение ВКСР
Высшие курсы сценаристов и режиссёров – это негосударственное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования России. Это одно из самых старых в России учебных заведений для людей с высшим образованием.
Учебное заведение Высшие курсы сценаристов и режиссёров основано в 1963 году в Москве. В его состав входят продюсерский, сценарный и режиссёрский факультет.
В начале работы ВКСР слушатели принимались исключительно по направлению Союзов кинематографистов, киностудий, республиканских Госкино. Чуть позднее, в период «оттепели» Хрущёва курсы открыли путь в кино талантливым людям, ранее получившим высшее образование по другой специальности. Примеры – архитектор Георгий Данелия, медик Илья Авербах, инженер Глеб Панфилов.
Как поступить
На курсы зачисляются желающие учиться моложе 35 лет по результатам творческого конкурса, который проводится в два этапа.
- Предварительный конкурс представляет собой рассмотрение комиссией представленных работ в виде автобиографии, изложенной в литературной форме, произведения в письменном виде на тему «Событие или случай, свидетелем или участником которого вы были» и рецензии на игровой кинофильм. В дополнение можно сдавать творческие произведения, выполненные в других видах и жанрах (фильм, фото, рисунки).
- Вступительные экзамены в форме собеседования. Экзамены призваны выявить общий уровень культурного развития будущего слушателя, знания в сферах кино, музыки, литературы, театра, изобразительного искусства. Также выполняется специальное задание, имеющее отношение к выбранной профессии.
Приём лиц, предоставивших необходимые документы и прошедших по конкурсу, производится после заключения договора о представлении образовательных услуг на платной основе и произведения оплаты за обучение.
Обучение на ВКСР
Обучение проходит в творческих мастерских, руководители которых – ведущие мастера кино. Методическое управление ведут советы режиссёрских отделений и сценарских. В компетенцию советов входит обсуждение всех вопросов, связанных с обучением, сопровождение защиты курсовых и дипломных работ и принятие решения о выпуске слушателей.
Результатом подготовки на сценарном отделении ВКСР является дипломная работа в виде сценария полнометражного фильма, предложенного к выпуску.
Оканчивающим режиссёрский факультет нужно подготовить дипломный короткометражный фильм, состоящий не более чем из трёх частей. Выпускники отсылаются работать на киностудии, направившие их на обучение.
Театральные учебные учреждения в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург называют культурной столицей России. Петербург славится театральными ВУЗами и училищами. Здесь расположены Щепкинское и Щукинское театральные училища, которые кардинально различаются в методах обучения студентов.
В Санкт-Петербурге находится Высшая школа режиссёров и сценаристов. Подготовка здесь проходит в двух направлениях:
- Долгосрочное обучение, длящееся 2 года (4 семестра), мастерские. Проходит по вечерам и в выходные дни.
- Тренинги и курсы, состоящие из 10–15 занятий.
По окончании долгосрочного обучения выдаётся Свидетельство, если защищена дипломная работа (сценарий, фильм), то Диплом о дополнительном профессиональном образовании.
Краткосрочное обучение подразумевает посещение курсов и тренингов, состоящих из трёх, десяти или пятнадцати занятий. Они помогут понять основы кинематографической профессии и по какому пути нужно двигаться дальше, какие книги по режиссуре следует изучить, какой учебник предпочесть.
МИР Бориса Юхананова
Мастерская индивидуальной режиссуры Бориса Юрьевича Юхананова находится в Москве. Здесь ведётся работа с актёром, композитором, художником, хореографом, оператором, преподаются основы актёрского мастерства, игра актёра и искусство создания рисунка, постановка, разработка ситуации.
Мастерская индивидуальной режиссуры обучает драматургии, сценарному мастерству, философии искусства, созданию информационных проектов, перфомансов, инсталляций в сфере современного искусства. Изучается специфика режиссуры, разбор и анализирование сценария, построение кадра, основы монтажа, разработка эпизода, современные технологии в кино.
Рассматривается создание телевизионных форматов, режиссура телепроектов и реалити-шоу, основы работы над сериалами, основы организации кастинга, маркетинг, основы работы продюсера.
Мастерская реализует профессиональную переподготовку и повышение квалификации в очно-заочной, заочной и дистанционной формах обучения. Назначение мастерской – подготовка мастеров, способных работать результативно в сложившихся современных условиях.
Развитие режиссёрских способностей у детей
У детей режиссёрская игра появляется на более раннем этапе, чем сюжетно-ролевая. Уже на первом году жизни ребёнок передвигает предметы, создавая подобие общения. Режиссёрская игра в детском возрасте появляется в тот момент, когда ещё недостаточно развиты навыки общения со сверстниками, ребёнок не умеет учитывать желания и интересы других людей.
К концу третьего года жизни малыш «режиссирует» собственный замысел с игрушками, которые выступают в роли персонажей игры. Подобная игра для ребёнка легче, ведь неодушевлённые предметы не имеют собственных желаний. Режиссёрская игра служит подготовкой к общению со сверстниками.
Режиссёрская игра имеет ярко выраженный сюжетно-ролевой характер, главной составляющей в ней является речь: ребёнок комментирует события и собственные действия, меняя при этом интонации, темп и громкость выражений. Режиссёрская игра строится на опыте и детских представлениях об окружающем мире. Правильно организованная педагогом, родителем или воспитателем разовьёт детское мышление, воображение, поведает и неизведанном, что важно в период взросления.
Творческие способности необходимо развивать с самого раннего детства. Это обусловит всестороннее развитие личности в будущем, заложит основы общения с другими людьми, позволит развить врождённый талант. Благодаря совершенствованию одарённости с самого раннего детства, упорному труду на пути к воплощению мечты, откроются двери лучших театральных ВУЗов в Москве и Санкт-Петербурге.
Меня спрашивают (и это случается постоянно), где есть лучшие режиссерские факультеты, и как (и куда) лучше всего поступить на режиссуру театра, телевидения или кино. Хотя режиссерских факультетов не так много — я решил высказаться на эту тему поподробнее. Заранее оговорюсь: речь тут пойдет о режиссерских факультетах московских вузов (т.е. — Москвы).
Конечно же, я был бы не я — если бы не советовал поступать на режиссуру драмы — в свой родной «альма-матер» — РАТИ-ГИТИС. Да-да, тут действует сила инертности и привычки: ведь я проучился там пять лет. Которые пролетели как один день. А имена-то какие (мы имеем сейчас): Сергей Женовач, Леонид Хейфец , Олег Кудряшов, Евгений Каменькович, Дмитрий Крымов ... За каждым именем — если не целая эпоха театрального искусства, то, по крайней мере, пол-эпохи — уж точно.
Впрочем, раньше (еще когда я учился) — состав кафедры режиссуры драмы — был, на мой взгляд, сильнее. Во-первых, канула в лету мастерская М.А. Захаров а (а когда-то, наряду с мастерскими Олега Кудряшов а и Сергея Женовач а, она считалась самой сильной мастерской режиссерского факультета ГИТИСа). Во-вторых, по разным причинам ушло с кафедры несколько действительно сильных педагогов, которые ранее (и длительное время) были в составе «звездных» мастерских — но целостными и самодостаточными творческими единицами. В частности, уже давно не преподает в РАТИ Герман Сидаков , открывший собственную театральную школу, в рамках которой проходит обучение «синтетической» режиссуре, в должности обычного педагога работает М.Л. Фейгин , ранее входившей в состав мастерской С.А. Голомазов а. Не состоит на кафедре режиссуры и сам Сергей Голомазов — ОЧЕНЬ яркий и самобытный мастер, у которого я проходил свои «университеты». Пришла ли им равноценная замена? На мой взгляд, вряд ли.
Это, впрочем, совсем не означает, что обучение на режиссерском факультете РАТИ-ГИТИС в последние годы стало слабее. Вовсе нет. Там по-прежнему есть, куда поступить и есть, кому научить. Другое дело, что, на мой взгляд, наблюдается недостаток «подрастающего поколения» из числа тех педагогов, кто в будущем мог бы заменить корифеев. Личностей стало мало. Те, кто из себя что-то представлял — ушли или изменили свой статус. А другие... Нет-нет, не буду ничего говорить, дабы никого не обижать. Но свое мнение о происходящем на факультете режиссуры в РАТИ у меня, конечно же, имеется.
Надо сказать (и это мое устойчивое мнение, проверенное годами и известиями коллег), что обучение на режиссерском факультете (для актеров) — лучше, чем на актерском. И это несмотря на то, что в последние года там (на актерском) почти полностью изменился состав кафедры (появились Владимир Андреев ,Борис Плотников , Сергей Голомазов , Павел Бородин ), что, конечно же, в значительной степени улучшило качество обучения. В то же время, актерский факультет РАТИ никогда не считался особенно сильным местом подготовки актеров, «в угоду» более топовым «Щуке», «Щепке», и отчасти — Школе-студии МХАТ . Впрочем, все в конечном счете зависит от мастерской. Лично мне нравилось, как преподавали мастерство — у нас на курсе. Хотя — сейчас я отчетливо понимаю, где и какие ошибки были допущены педагогами, и что в подготовке можно было бы улучшить (и значительно).
Возраст поступления на режиссуру в РАТИ — не имеет четкого ограничения. Как правило, абитуриент 30-40 лет — считается подходящим для зачисления. Срок обучения: 5 лет. Количество мест набора — четко не регламентировано.
Ранее упомянутая мною «Школа драмы Германа Сидакова» — это краткосрочные (4 месяца) курсы актерского мастерства и режиссуры «в одном флаконе». Сидаков — пропагандирует комплексное обучение смежным театральным и кино — профессиям, в общей группе занимаются актеры, режиссеры и так называемые «шоураннеры» — сценаристы и продюсеры — те, кто разрабатывает идею короткого метра и доводит ее до киновоплощения. При этом, педагог не разграничивает обучение по нишам , кино и театр им воспринимаются как единый творческий организм, вследствие чего — не требуется разделения методологии подготовки.
Отзывы о школе среди профессионалов — крайне положительные. Если Вы не хотите заморачиваться поступлением в классические театральные (или кино) вузы — то этот вариант — как раз Вам подойдет. Хотя, честно говоря, я не совсем понимаю, как можно овладеть профессией за 4 месяца. Но это, наверно, «вопит» чрезмерная ограниченность моего восприятия.
Режиссерский факультет Театрального училища Бориса Щукина — по сути «младший брат» того, что есть в РАТИ. Хотя «по именам» он отступает от своего «старшего брата» незначительно: Сергей Яшин, Юрий Погребничко, Юрий Еремин, Римас Туминас — вполне себе создают ореол «брендовости» и «знатности». Значительных (и уж очень специфических) различий по методике обучения между РАТИ и «Щукой» нет, но есть различие в количестве набираемых абитуриентов: не более 28 на курс, 50% из которых — бюджетные. Кроме того, если в РАТИ (в определенных случаях) Вас могут зачислить сразу на второй или даже третий курс (это редкость, конечно, но такие случаи бывали), то в «Щуке» — придется начинать обучение с первого курса , даже если Вы талантливы как Станиславский:)) Это жаль, но это — так.
Кстати, следует добавить, что — и в РАТИ, и в «Щуку» можно поступить и на заочное обучение . Его специфика выражается в том, что на «очные» занятия Вы будете ездить — время от времени. Честно скажу, о заочной форме обучения никогда не слышал каких-то особо добрых отзывов или слов. Впрочем, если Вы живете где-то далеко от Москвы и не планируете переезд в столицу или смежные с ней районы — заочка может стать этакой вполне себе самодостаточной отправной точкой Вашей творческой биографии. Хотя — без крайних на то оснований — рекомендовать заочную форму театрального обучения столичным или околостоличным жителям — я бы не стал.
Московский институт телевидения и радиовещания (МИТРО) — проект, безусловно, ОЧЕНЬ раскрученный. Институт позиционирует себя — как наиболее комплексную клоаку обучения смежным профессиям театра, кино и телевидения (шоу-бизнеса). Почти каждую неделю там проходят мастер-классы и тематические занятия от приглашенных «звезд» . Причем, неважно, являются ли они звездами с фундаментальной творческой подготовкой или людьми с, так скажем, неоднозначной для творческой среды репутацией, но «засвеченных» на ТВ. Но «фронтментов», конечно же, в разы больше. Никита Михалков, Тимур Бекмамбетов, Александр Филиппенко, Евгений Миронов, ВладимирВладимирович Познер, Владимир Хотиненко, Владимир Меньшов — вот весьма неполный перечень ведущих мастер-классы МИТРО.
Наличие таких «имен» в списках лиц, ведущих занятия МИТРО, конечно, восхищает. Однако, удивительно то, что за все прошлые годы (вплоть до сейчас) — до меня не дошло ни одного экспертного (или просто — любительского) мнения о качестве образования, полученного в данном вузе. Конечно, я существую, в основном, в театральной среде, а МИТРО — из немного другой оперы. Но — тем не менее... Вуз есть, он раскрученный, а сказать о нем (по существу) — совершенного нечего.
Лично у меня от всего этого информационного бума — создается впечатление этакой непрекращающейся кино-тэвэшной тусовки с точечным вкраплением стримлайнерства отдельных российских звезд, которая (тусовка) длится вечно и (почти) не предполагает серьезное обучение творческим профессиям. Это лично мое ощущение. Которое может не совпадать с реальностью .
Количество свободных мест на курсы МИТРО — официально не регламентировано. Вуз «славится» самым коротким (среди существующих аналогов) набором документов для поступления: паспорт, документ об образовании и три фото. Срок обучения (актерское мастерство и режиссура кино и телевидения): два года.
При желании заниматься режиссурой кино или телевидения — есть смысл обратить внимание на Институт телевидения и радиовещания (ГИТР) . Этакий — бюджетный и малораскрученный аналог МИТРО. Но — с достаточно странной репутацией . Хотя... если Вы не боитесь трудностей, то — вперед!
С марта 2017 года у нас в московской театральной школе открываются краткосрочные (двухмесячные) режиссерские курсы. Они адресованы тем, кто хочет поступить на режиссерский факультет — в театральный вуз. Ничего объяснять особо не буду, вся информация изложена »
Код специальности: 55.05.01 «Режиссер кино и телевидения»
Квалификация выпускника: Специалитет
* Порядок указания предметов определяет приоритетность вступительных испытаний при ранжировании поступающих.
** Для иностранных граждан и лиц без гражданства испытание проходить не обязательно
На базе профессионального образования
Описание специальности
Как известно, профессия режиссера кино и телевидения - ключевая единица на съёмочной площадке. Для начала разберемся, что входит в основные обязанности режиссера. Итак, в его праве проводить отбор сценария, кастинг на главные и второстепенные роли, разрабатывать сценические и художественные аспекты для образов кинокартины. Определять в каком ракурсе производить съемку, какими камерами. Заниматься четкой координацией работы всех сотрудников съемочной бригады и актеров. А в целом, над одним фильмом, могут работать несколько сотен людей. Сегодня, учится на режиссера - серьезная задача. Чтобы получить высшее образование по режиссуре необходимо поступить на специальность режиссер кино и телевидения.
Обучать этой профессии будут мастера своего дела, опытные профессионалы, которые много лет своей жизни отдали режиссуре и телевидению. Студентам присваивается определенная квалификация, в зависимости от точного названия и направления выбранной специальности.
Перечислим основные навыки, которым обучают студентов по профессии режиссера:
1. Умение сотрудничать с авторами и сценаристами текстов, а так же музыкальных произведений;
2. Проводить комплексную оценку произведений литературы, сценариев кино, которые отбираются для постановки ленты;
3. Работать над замыслом предстоящей кинокартины, заниматься ее развитием и обогащением вместе с другими участниками съемки, черпая данные из исторической документации, а так же свидетельствования очевидцев;
4. Осуществлять грамотный подбор соответствующих кадров: хороших актеров и музыкантов, операторов, звукорежиссеров, монтажеров, гримеров, костюмеров, художников и прочий персонал;
5. Заниматься утверждением состава творческого коллектива;
6. Грамотно раздавать роли;
7. Проводить поэтапную организацию съемки кинокартины, основываясь на реальные сроки по календарю и руководствуясь выделенной сметой затрат;
8. Создавать репетиции вместе с актерами;
9. Внедрять в свою постановку художественные средства - танцы, песни, стихотворения, музыку, игру света, декорации;
10. Рассчитывать стоимость продукта кино;
11. Принимать непосредственное участие в продюсировании
проекта, заниматься самостоятельным поиском источников финансирования, разрабатывать рекламные компании, качественный прокат продукта кино;
12. Проводить комплексную оценку зрительского потенциала;
13. Создавать тренинги и обучающие мероприятия для молодых, начинающих актеров театра и кино;
14. Заниматься преподаванием основ актерского мастерства и режиссуры, а так же смежных областей знаний, в вузах страны;
15. Создавать произведения кино в самых разнообразных жанрах, под четким профессиональных режиссеров и содействием композиторов, художников, актеров, сценаристов, кинооператоров, звукорежиссеров, монтажеров, научных консультантов и других специалистов кинематографического процесса.
О профессии режиссера, сфера деятельности.
Режиссеру открыты двери в различных сферах деятельности, например на телевидении, радио, газетах, коммерческих структурах. После окончания университета он может занимать такие должности:
- режиссер;
- преподаватель;
- звукорежиссер;
- и другие.
Так же, режиссер может реализовать себя в театральных или цирковых постановках.
Насколько легко устроиться на работу? Конечно, если Вы приобрели известность - проекты будут находить Вас сами. Но новичкам режиссерского дела приходится не легко, как и в любом другом деле.
Для начала карьеры подойдет должность ассистента режиссера. Вы приобретете весь необходимый опыт, получите практические знания и навыки, выполняя мелкие задачи и поручения грамотного профессионала. Ведь он накапливал свой опыт годами. Следующим этапом развития и карьерного роста станет должность режиссера. Вы будете первым помощником постановщика на крупных мероприятиях и проектах и, контролируя процессы второго плана, проявите режиссерские качества.
Изучаемые дисциплины за весь срок обучения по направлению «Режиссер кино и телевидения»
|
- Автобиографию: 1-3 стр. Стиль написания – любой: от классической «сухой» автобиографии до литературно-художественного повествования. Если вы закончили Filmmaking Московской школы кино: в автобиографии обязательно указать, в каком проекте участвовали и в качестве кого, приложить ссылку на просмотр работы.
- Эссе на тему «Почему я хочу стать режиссером?»: 1-3 стр. Важно: эссе - это творческая работа, которая не сводится к простому пересказу вашего жизненного пути (для этих целей служит Автобиография).
- Устный рассказ на камеру: 2-5 мин. Расскажите на камеру историю из жизни (своей, своих знакомых или других людей, но не сказочных или фантастических персонажей), в которой события связаны с темой (тема для каждого потока индивидуальна, публикуется за 20 дней до даты соответствующего потока на странице программы в категории «Вступительные испытания»).Техника, качество и стилистика съемки, постановка голоса и актерская подготовка значения не имеют. Не нужно изысков, главное, чтобы вас было видно и слышно. Допускается не более одной монтажной склейки. Важно: в кадре должны быть вы, и только вы! Убедительная просьба не заучивать текст наизусть и не читать его с листа! Цель задания – рассказать историю
- Mood-видео. 2-5 мин. Снимите сами или смонтируйте из собственных или найденных в Интернете фото или видеоматериалов ролик длиной 2-5 минут, передающий атмосферу и настроение истории, рассказанной вами в задании №3. Внимание: не нужно реконструировать и экранизировать эту историю с помощью актеров, не нужно буквально иллюстрировать все описанные в ней события. Речь идет именно о настроении и атмосфере: помогите нам их почувствовать - без слов и поясняющих титров. Вы можете использовать музыку, но если это песня, то не нужно, чтобы ее текст нам что-то объяснял.
В теме письма: Задания для пре-отбора. Фамилия Имя.
За 2 дня до собеседования мы сообщим вам результат пре-отбора.
2 этап - СобеседованиеЕсли вы успешно прошли пре-отбор, мы приглашаем вас на встречу с приемной комиссией.
На собеседовании вам будет дано задание, которое необходимо выполнить в течение дня.
Результат вступительных испытаний мы сообщим вам в течение 5 рабочих дней после прохождения собеседования по электронной почте.
Данное решение принимается приемной комиссией по согласованию с куратором программы. Школа не комментирует причины отказа.