Нэцкэ крыса с мешком риса значение. Животные и неодушевленные предметы. Всемирное признание нэцке Хотея

Нэцкэ - это маленькие фигурки, вырезанные из дерева или кости, руками японских или китайских мастеров. Как правило, это фигурки животных, рыб, птиц, людей, божеств или необычных существ. Нэцкэ в первую очередь поражают своим продуманным до мелочей исполнением - все мельчайшие детали выполнены на высочайшим уровне, сделаны с любовью. В фигурках нэцкэ отражена культура, нравы и обычаи Японии и Китая XVII-XIX веков.

Слово "нэцкэ" (не-цуке) - это два иероглифа, первый из которых означает "корень", а второй - "прикреплять". Таким образом, нэцкэ - это своего рода брелок. Также нэцкэ служило противовесом, с помощью которого на поясе (оби) носили кисет с табаком или связку ключей. Нужно это было потому, что в традиционной одежде японцев отсутствовали карманы.

Моё знакомство с нэцкэ (не с настоящими конечно) началось несколько лет тому назад, когда эти фигурки стали появляться в магазинах нашего города. С тех пор я стал их периодически покупать. Сделаны они конечно не из настоящей кости или дерева, а из гипса, но исполнение всё же на должном уровне. Стоят они недорого, а выглядят очень здорово. Кроме того, нэцкэ являются неплохим подарком, так как каждая из фигурок имеет свой сокровенный смысл.

В этой и последующих статьях я расскажу о различных нэцкэ, которые есть у меня в коллекции, а также про те, которых у меня пока нет. Для этого я воспользуюсь каталогом, в котором есть подробное описание фигурок нэцкэ.

Значение нэцкэ Китайский дракон

Китайский дракон ("лун") - воплощение миролюбивой силы, доброты и мудрости. Является символом живоносных вод. В древности китайцы считали, что драконы живут во всех реках, озёрах и морях, а также любят парить в дождевых облаках. Они могли становиться маленькими, как шелковичный червь, а могли стать такими огромными, что накрывали своею тенью весь мир.

Дракон, у которого лапы с пятью когтями, которыми он держит жемчужину мудрости, непорочности и красоты, является символом императора, а также его божественным покровителем. На императорской печати всегда изображается дракон, парящий в облаках, который охраняет жемчужину.


Значение нэцкэ Хотей

Хотей ("холщовый мешок") - добродушный толстячок, бог счастья и благополучия. Он помогает в осуществлении заветных желаний, а также предопределяет судьбы людей. Именно поэтому существует следующее поверье: подумайте о чём-нибудь хорошем и при этом потрите по животу Хотэя 300 раз, и тогда ваше желание исполнится.

Прототипом Хотея был маленький толстый монах Ци Ци. Жил он в конце X века в Китае. Ци Ци путешествовал по деревням с чётками и с большим холщовым мешком. Там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние.

Считается также, что Хотэй был эманацией Будды-Майтрейи. В восточных странах пришествие Будды-Майтрейи в народном сознании означало наступление эры благополучия, процветания и безоблачной жизни для всех людей.


Тэнгу ("небесная собака") - защитник ночных путников, дух дорог. Кроме того, он является лесным духом, который живёт на горе Курамаяма в Японии. Считается, что не очень любят общаться с людьми, однако, для некоторых делают исключение. Небесная собака - это сказочное существо, способное перевоплощаться.

Существуют два способа изображения Тэнгу: птицеподобный "Карасу-Тэнгу" с мощным клювом (в том случае, когда он изображается вылупляющимся из яйца, он называется "Тэнгу-Нотамаго") и "Карасу-Тэнгу" - человекообразный вариант с длинным носом.

Согласно легенде, он обучает войнов фехтованию и воинским искусствам. Знаменитый герой Есицунэ воспитывался в храме на горе Курамаяма. А обучал его боевым искусствам царь Тэнгу - Содзебо.

Хотей – это бог богатства, счастья и веселья в фэн-шуй. Смеющийся Будда, Хотей, Будда изобилия - и это далеко не все его прозвища. Само слово «хотей» переводится как «холщевый мешок». Именно мешок везде сопровождает бога. Статуэтки с изображением Хотея – это один из самых популярных сувениров стран Востока, а также талисман для привлечения в дом счастья и достатка. Если ее поставить в правильном месте в доме, то очень быстро произойдут улучшения в финансовой сфере.

Большие фигурки Хотея в Восточных странах можно встретить на улице перед входом в магазины, торговые комплексы и в других местах. Бог должен приманивать клиентов, увеличивая этим доход владельца заведения. Для дома талисман такого размера не нужен. Даже маленькие статуэтки не менее действенны, чем большие фигуры. Имеет значение только место, где должен стоять этот бог.

Прообразом бога Хотея является реальный монах, живший много-много лет назад в Китае. Звали его Ци-Цы. Это был один из самых доброжелательных и веселых монахов, живших в те дни.

Он не любил сидеть на одном месте. Ци-Цы путешествовал по всему свету, посещал торговые площади, где было много народа, и всегда стоял шум. Четки и большой холщевый мешок – вот верные спутники этого монаха. Когда его спрашивали о том, что лежит в его мешке, то он отвечал: «Весь мир покоится в нем». Везде, где появлялся Ци-Цы, царило веселье, и звучал смех. Если он заходил в чей-то дом, то в нем сразу начинали водиться деньги, и навеки поселялось счастье. С той поры люди и стали его звать Хотей. Позднее в его честь были созданы статуэтки, которые стали талисманами для богатства, счастья и удачи.

Существует еще одна версия происхождения этого бога. Согласно фен-шуй, Хотей – это Будда-Майтрейя. Этот бог был очень красивым, веселым и доброжелательным. Ни одна женщина не могла остаться равнодушной к его красоте и веселому нраву, поэтому в него часто влюблялись. Бог не мог ответить им взаимностью и этим он разбивал дамам сердца. Ему стало жалко бедных женщин, и тогда он сделал себя немолодым и толстым богом. Чтобы хоть как-то их утешить, он даровал им счастье и богатства. С того времени Хотея и стали считать богом, приносящим достаток и благополучие.

Фигурка бога богатства Хотея

В фен-шуй Хоттей изображен лысым смеющимся мужчиной с большим животом. В руках он всегда держит большой мешок. По одной версии в нем находятся несметные богатства, а по другой – бог в него забирает у человека все горести, несчастья и другие невзгоды.

Фигурка Хотея должна иметь золотой или белый цвет. Не имеет значения, из какого материала сделана статуэтка. Для ее изготовления используют глину, гипс, каменную крошку, металл и дерево. Размер фигурки может быть любой.

Талисман Хотей может быть нескольких видов. Он может сидеть на жабе, держать веер в руках и так далее. Все это влияет на значение талисмана.

Виды Хотея:

  • Хотей, сидящий на трехлапой жабе. Жаба с тремя лапками – это один из самых сильных денежных талисманов в фен-шуй. Это значит, что Хотей на жабе сильнее притягивает деньги в дом, чем обычный Хотей. Такой талисман подойдет тем, кто хочет быстро разбогатеть.
  • Хотей на драконочерепахе. Такой талисман привлекает деньги, помогает заводить нужные для бизнеса или работы связи и заключать выгодные сделки. Благодаря этому Хотею можно получить покровительство влиятельных людей и сделать выгодное денежное вложение.
  • Хотей в пирамиде с золотым песком и монетами. Этот талисман помогает построить успешную карьеру и сосредоточиться на определенном деле, а не размениваться по пустякам.
  • Хотей с жемчужиной. В первую очередь такой талисман притягивает деньги, но он имеет еще одно значение. Он способствует духовному росту и открывает путь к знаниям.
  • Хотей с веером. Такая нэцкэ привлекает деньги, удачу и несет перемены жизни в лучшую сторону.
  • Хотей с женьшеневым посохом, персиком, бамбуком или тыквой-горлянкой. Эти талисманы притягивают деньги и продлевают жизнь.
  • Хотей с четками – приносит богатство и открывает путь к знаниям.
  • Хотей с чашей, монетками или золотыми слитками. Такие фигурки не только притягивают деньги, но и помогают научиться разумно их тратить.
  • Хотей с коромыслом, к которому прицеплена корзина с золотыми слитками и монета счастья. Этот талисман привлекает богатство, счастье и благополучие.
  • Хотей с детьми. Такой талисман помогает супружеской паре завести детей, а также притягивает деньги, которые помогают их вырастить и прокормить.

Нэцкэ бога Хотей нужно ставить в той зоне квартиры или дома, которая соответствует тому, чего человек хочет от этого талисмана. Для почета уважения нужно поместить фигурку рядом с входной дверью внутри помещения. Бога нужно поставить так, чтобы он смотрел на входную дверь. Если поставить статуэтку в южную зону, то она поможет добиться признания достижений человека.

Статуэтка бога Хотей, поставленная в юго-восточной зоне помещения, привлечет богатство. Она может помочь, например, открыть новый источник дохода или выиграть в лотерею. Если поставить фигурку в восточную зону дома или квартиры, то это принесет гармонию в семью. Хотея с детьми рекомендуется поставить в западную или юго-западную зону помещения.

Статуэтку бога можно поставить на рабочий стол. Он привлечет богатство, поможет получить хорошую должность и защитит от сплетен, интриг, порчи и сглаза. Разрешается ставиться несколько фигурок в разные секторы дома.

Хотей может исполнять желания. Для этого нужно 300 раз погладить его живот по часовой стрелке, думая при этом о своей мечте. Живот Хотея нужно гладить перед каждым выходом из дома. Он привлечет удачу, которая будет сопутствовать весь день.

Хоть Хотей – это бог веселья и богатства, он требует должного обращения с собой. Пространство вокруг него всегда должно сиять чистотой, а сам бог должен стоять в том месте, где им будут любоваться окружающие. Тогда он останется доволен и одарит хозяев квартиры, дома и любого другого помещения всевозможными благами.

Нэцкэ – это симпатичные талисманы на все случаи жизни, по сути являющиеся японскими миниатюрными скульптурами, часто в карикатурном стиле. Это могут быть фигурки разных божеств, людей и даже животных. Интересный внешний вид сделал талисманы популярными не только среди восточных народов, но в наших краях.

Предлагаем вам ознакомится со всем разнообразием японских фигурок и разобраться в их значении. Вооружившись новыми знаниями, вы сможете подобрать скульптуру нэцке и для себя.

Изначально японские фигурки нэцке не были окутаны легендами и их не окружал ореол волшебства. Миниатюрные фигурки играли роль поясного брелока и одновременно декоративного элемента в одежде.

Изначально фигурки нэцкэ использовали как декоративный элемент к одежде или в виде маленького поясного брелока.

Дело в том, что в традиционной японской одежде нет карманов, поэтому были распространены сагэмоно – небольшие емкости для ключей, лекарств и других мелочей. И в древней Японии нэцке играли роль декоративной детали, с помощью которой на поясе и держались эти “сумочки”. Фигурка была связана шнуром с маленькой плетеной корзинкой или деревянным коробком следующим образом:

  1. Шнурок завязывался в кольцо и заводился за пояс.
  2. В верхнюю петлю, выступающую над поясом, вставляли нэцке.
  3. В нижней петле был закреплен сагэмоно. Узел шнурка был спрятан в нэцке, поэтому вся схема смотрелась очень аккуратно.

Сегодня японские нэцке распространены по всему миру как миниатюрные талисманы. Чаще всего их используют как брелок для ключей, элемент интерьерного декора или просто носят с собой для получения разного рода помощи свыше.

Название миниатюрных изваяний – «нэцке » пишется 2 -мя иероглифами: «не » переводится как «корень », «цуке » означает «крепить ».

Значение фигурок нэцке

Значение нэцке зависит от того, какая именно фигурка и что она изображает. В основном миниатюрные скульптуры символизируют здоровье, долголетие, любовь, удачу, богатство, житейскую мудрость, а также различные духовные качества.

Многие фигурки связывают с различными божествами, поэтому обладатель может получить покровительство и защиту древнего японского бога. Некоторые статуэтки подходят людям определенной профессии, другие – мужчинам, третьи – женщинам. Есть и универсальные, которые будут хорошим спутником для практически любого человека.

Кстати, фигурки нэцке можно сочетать по собственному желанию и вкусу. Нет никакого требования выбирать что-то одно, эти талисманы никак не противостоят друг другу. Коллекция из нескольких фигурок придаст интерьеру некую восточную изюминку и будет помогать своему обладателю сразу в нескольких жизненных сферах.

Какие бывают нэцке

Нэцке встречаются самые разнообразные. Ниже перечислены наиболее популярные, которые можно приобрести в сувенирной лавке.

Люди и божества


  • с длинной бородой делает своего обладателя мужественнее, сильнее и выносливее духовно. Его лучше ставить в своей спальне, поближе к кровати.
  • Старец Дайкоку – пузатый торговец с мешком волшебного риса. Символизирует процветание, материальный достаток и счастье в доме, играет роль хранителя семейного очага. Как правило, ставят в той комнате, где чаще всего собирается вся семья.

  • – старик с рыбой в руках – символ удачи. Обычно Эбису объединяют с Дайкоку, чтобы в доме царила удача и достаток. Его также можно поставить на рабочем месте, чтобы привлечь фортуну.

  • – лысый маленький старик. Нэцке дарует членам семьи долголетие и крепкое здоровье, помогает скорее исцелиться от имеющихся недугов.

  • – символ счастья, общения. Славится как божество, исполняющее желания. Есть поверье: если 300 раз погладить Хотэя по округлому животу и мысленно думать о желании – оно сбудется. Классическая фигурка – это изображение полного человечка без волос и бороды, с мешком в руках. Иногда скульптуру дополняют монетами, веером. жемчужиной или даже дареным конем.

  • – повелитель ветра, дарующий свою защиту путешественникам. Нэцке Футэн принято брать с собой в долгий путь, чтобы дорога была легкой, а путешественника сопровождала удача.

  • – покровитель долгой жизни и науки. Нэцке притягивает в дом счастье и здоровье, помогает в получении новых знаний и навыков.

  • Бэндзайтен
    – богиня женского счастья и благополучия, покровительница молодых девушек и женщин в поиске своего счастья. К ней обращаются с просьбой встретить своего суженого. Фигурка изображает японку с лютней в руках.

  • – божество, покровительствующее воинам. Он защищает добро и укрепляет своему обладателю силу верности, долга и чести. За помощью к Бисямонтену может обратиться каждый, кому нужна защита и поддержка в решении сложных жизненных ситуаций.

  • – образ мудрости и долгих лет жизни. Фигурка большеголового старика с очень длинной бородой помогает познать жизненную мудрость и прожить долгую, счастливую и размеренную жизнь.

  • Амэ-но Удзумэ
    – богиня Луны, покровительствующая любви и счастью. В Японии ее также называют создательницей театрального искусства, поэтому круглолицая богиня изображается с театральными атрибутами в руке.

  • Кандзан
    и Дзиттоку – двое буддийских монахов, символизирующих братские взаимоотношения, гармонию и согласие. Японцы дарят такую нэцке супругам, желая им жить в мире и согласии.

  • – Хранитель времени. Выглядит как старичок с доской для записей, в которой он записывает все хорошие и радостные мечты, желания, а со временем помогает своему обладателю исполнить эти желания.

  • создан по подобию основателя буддийской школы, жившего в начале шестого века нашей эры. Символизирует мудрость, человеческое сострадание и ясность ума.

  • – знаменитый китайский мудрец, живший в шестом веке до н. э. Он же является основателем одноименного учения “конфуцианство”, которое на территории Китая и Японии считается одной из основополагающих духовных философий. Нэцке Конфуций – это символ сыновней почтительности и образованности.

  • – образ основателя учения Дао, который был большим философом и мудрецом.

  • – богиня небес, обладающая волшебным напитком бессмертия. Она покровительствует влюбленным, дарует крепкое здоровье и счастье.

  • с воробьем на спине – очень добрый, благожелательный талисман нэцке, символизирующий бесконечное счастье и покровительство богов.

  • с разными дополнительными атрибутами. Фигурки изготавливались и дарились с пожеланием скорейшего появления наследника, который вырастет мудрым и способным, займет высокое положение в обществе.

Животные и неодушевленные предметы


  • – притягивает богатство. Нэцке ставят на рабочем месте для привлечения удачи в сделках.

  • Монетка с отверстием посредине
    –также притягивает денежный поток. Для наибольшей эффективностиее нужно разместить в зоне богатства.

  • – защита жилья и домочадцев от погодных ненастий, воров, болезней и других горестей. Если их поставить в зоне богатства, собачки помогут наладить отношения в семье.

  • – покровитель изобилия и благополучия.

  • – символизирует достатк в доме и притягивает богатство.

  • Змея
    – воплощение жизненной энергии, мудрости, женской силы и красоты. Змея имеет особое свойство – менять старую кожу, когда вырастает из нее. Подобное умение она передает и своему обладателю – из каждого испытания на жизненном пути он выходит более мудрым, сильным, обновленным.

  • – принесет удачу и поправит финансовое состояние.

  • – покровители любви и взаимопонимания в семье.

  • привлекает удачу, помогает карьерному росту и личностному развитию;

  • Черепахи
    – символ большой мудрости и долгой жизни. По преданиям, черепаха могла прожить целое тысячелетие, приобретая огромный жизненный опыт и мудрость. Поэтому в трудный момент к ней обращались за советом.

Сказочные и мифические существа


  1. – в переводе означает “небесная собака”, но внешний вид далек от образа пса: в чаше сидит фигурка существа в перьях и с клювом, выставив наружу лапы. Это образ лесного духа, умеющего перевоплощаться в различных живых существ. В китайской мифологии Тэнгу – воплощение военного учителя: он помогает солдатам-новобранцам обучиться боевым искусствам. Также небесная собака покровительствует путникам.

  2. Нэцке дракон
    – сильный талисман, который защитит владельца, его семейство и домашний очаг от злых сил и нечисти, а также убережет от негативной энергии завистников и недоброжелателей.

  3. – образ небесного льва, прислуживающего Будде. Он охраняет от злых сил и притягивает благополучие. Если у фигурки в лапах пион или шар – Карасиси Фо поможет обладателю стать знаменитым и улучшить свое материальное положение, а представителям воинской профессии добиться быстрого карьерного роста.

  4. Фигурка кота
    , лежащего на спине сома Намадзу, который символизирует у японцев рыбу землетрясений. Нэцке притягивает в дом гармонию, защищает от стихийных бедствий.

  5. – святой в восточной культуре с жабой на спине, символизирует крепкое здоровье и долголетие. По легенде, святой узнал тайну бессмертия у жабы и после этого стал известным лекарем.

  6. – японский водяной. Внешний вид довольно необычный – сочетание выдры и черепахи. По легенде, Каппа перевоплощается в человека и заманивает случайных прохожих в водоемы. Но если в схватке победить водяного, сказочное существо будет служить верой и правдой, помогая в профессиональных делах. Фигурку вручают морякам и рыбакам перед походом в море, чтобы Каппа помог благополучно завершить путь.

Из чего делают нэцке

Настоящая фигурка нэцкэ должна быть изготовлена только с натурального материала.

В качестве материала японцы используют кость или дерево, но можно найти и фарфоровые фигурки, из глины или керамики. Чаще всего их изготавливают в небольшом размере – всего 3-4 см в высоту. Иногда встречаются и более крупные экземпляры.

Нэцке из пластика – неправильная фигурка. Искусственный материал не имеет связи с природными силами, а значит не обладает нужной энергетикой. Такой аксессуар – не более, чем простая деталь в создании тематического интерьера.

С течением времени люди действительно стали верить, что самые разнообразные статуэтки нэцкэ приносят их обладателям и здоровье, и богатство, и счастье, и успех. Вот с этих пор фигурки нэцкэ японцы стали использовать не только как украшение, но и как талисманы.

Сами японцы старались носить эти фигурки с собой, а так как в не было карманов, то нэцке просто крепили на шнурках к одежде.

Значение нецке

Помогает не упустить удачу. Две фигурки Дайкоку и привлекут в дом счастье и удачу.

Является Богом здоровья и долголетия.

Хотэй – Бог общения и счастья. Хотэй является одним из самых почитаемых в Японии за свою “способность” исполнять желания. Люди полагают и, видимо, не без основания, что если фигурку погладить раз триста по животу, то сбудется самое заветное желание, главное – держать это желание мысленно в голове во время процесса поглаживания…

Прообразом Хотэя послужил китайский монах Цицы, предпочитавший монастырскому уединению многолюдные базары и скитавшийся по Китаю, зарабатывая на жизнь предсказанием погоды. Из имущества у него были лишь посох и мешок для подаяний, называемый хотэй, от которого монах и получил свое прозвище. Закреплению данного прозвища также способствовал второй «мешок» - огромный живот, который не могла закрыть никакая ряса и в котором по представлениям китайцев была сосредоточена жизненная энергия ци. Аналогичным животом отличался и будда Майтрея, воплощением которого считался Цицы, полюбившийся людям за веселый характер и легкий нрав и ставший героем множества легенд и историй. По легенде там где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в его мешке, он отвечал: «Там у меня весь мир». В XVII веке Хотэй, как воплощение счастья и беззаботности, был принят в Японии. Он стал одним из .

Хотэя часто изображают держащим различные предметы: золотые слитки или монеты, посох, жемчужину, персик, веер, отгоняющий горе, мешок с богатством, ведущим в поводу дарственного коня.

Футэн является Богом ветра. Нэцкэ с его изображением обязательно берут с собой в дорогу, так как он приносит путнику удачу в путешествии.

Дзюродзин – это старец долголетия и науки. Он приносит своим обладателям в дом счастливую и долгую жизнь.

Бэндзайтен

Бэндзайтен считается женским божеством и дарит благополучие и счастье.

Бисямонтен – бог-воин, один из семи японских богов счастья (подробнее о них читайте ). Бисямонтен сражается на стороне сил добра. Его девиз – «Верность, долг, честь».

Фукурокудзю – Бог мудрости и долголетия. Изображают с очень большой головой. С его помощью человек приобретает мудрость и живет очень долго. Так же является одним из семи богов счастья

Теперь расскажем о значениях фигурок нэцкэ, изображающих различных животных, рыб и птиц.

Например, жаба с монетой в пасти – символ богатства. Эту фигурку китайцы помещают на почетном месте не только дома, но и на работе. Они полагают, что она весьма благоприятствует заключению довольно выгодных сделок.

Две собачки защищают жилище от бед и неудач. А если их ещё поставить в «зону богатства», то они будут способствовать хорошим взаимоотношениям в семье.

Фигурка Быка привлекает в дом благополучие и изобилие.

Золотая рыбка – символ финансовых успехов.

Китайская монетка, помещенная в зону богатства, привлечет в ваш дом деньги.

Фигурка, изображающая Модель кораблика приносит удачу во всех делах.

Дракон , как ни странно, охраняет дом от всякой нечисти.

Ровно Девять карпов привлекут для их обладателя богатство в дом и удачу в делах.

Два карпа даруют семье любовь, взаимопонимание и богатство.

Фигурка орла – символ удачи в работе, способствующий карьерному росту.

Вазочка с пионами наполнит ваш дом позитивной энергией, привязанностью и любовью.

Фигурка с Тремя обезьянами будет охранять вас от злых духов.

Пирамидка притягивает в ваш дом благополучие, радость и успех. Если ее хранить на письменном столе ребенка, то она поможет ему преуспевать в учебе.

Значение материалов для изготовления нэцкэ

Помимо самих изображений большую роль играет материал, из которого изготовлены нэцкэ. Он тоже обладает определенными символическими свойствами. В основном, нэцкэ делают из различных пород деревьев и слоновой кости. Но вот эти три материала являются самыми популярными для изготовления фигурок нэцкэ.

Цугэ (самшит) – это вечнозеленое дерево является символом долголетия и здоровья.

Кость оленя дарует красоту, возвращает молодость и здоровье, сулит долголетие.

Сакура и жужуба обладают положительной энергией и являются благожелательной символикой.

Подлинные нэцкэ, выполненные из высококачественного материала, оказывают сугубо положительное воздействие на психику человека, действуют как успокоительной средство.

Подводя черту под всем вышесказанным, необходимо отметить, что будет недостаточно приобрести за баснословные деньги истинную фигурку того или иного значения и поставить там, где вам нравится. Так она не в полной мере принесет ту пользу ее обладателю, которую бы должна. Нужно точно знать, в какой сектор своего жилища ее необходимо определить. Обратитесь с этим вопросом к учению Фэн-шуй.

Netsuke использовались в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде kimonono (着物) и kosode (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые емкости, называемые sagemono (下げ物). Емкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетеных корзинок, но наиболее популярными были ящички inro (印籠), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру ojime (緒締め). Inro крепились к поясу kimonono obi (帯) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили netsuke. Узел шнура прятали в одном из двух himotoshi (紐解) — отверстий netsuke, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, netsuke служили одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.

Netsuke не следует путать с okimono (置き物 , 置物) — миниатюрной японской скульптурой, похожей на netsuke и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В okimono всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций

Слово okimono ("поставленная вещь") является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин okimono употребляется в связи с netsuke, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и, редко — из дерева. Такие okimono возникли позже — не ранее 19 века и создавались мастерами, основной специальностью которых была резьба netsuke.

Вопрос о происхождении netsuke может быть решён двояко: netsuke — японское изобретение, или же netsuke были заимствованы. Netsuke — одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих "аспектов" netsuke может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.

Брелоки-противовесы типа netsuke использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности netsuke появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа netsuke заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это — веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях.

Netsuke в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в 17 веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры.

В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и прочего) несомненно не местного, но китайского происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в 3 веке до нашей эры. В период Min (1368—1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (坠子 zhuizi) или пэй-чуй (pei-chui) — изделия, аналогичные netsuke и по функциям и по оформлению К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и одежды. Название брелоков также указывают на Китай.






Netsuke — не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как kensui, haisui и haishi. Но именно эти названия — по-китайски соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы — использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы

Некоторые ранние netsuke назывались karamono (唐物 , "китайская вещь") и tōbori (唐彫り , "китайская резьба"). Связь netsuke с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории netsuke не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы netsuke и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые. В Японии netsuke превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы.





До 17 века сведений об использовании netsuke нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому

В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили с помощью приспособления, сходного с netsuke, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти 8 века Kojiki (古事記 , Записи о Делах Древности) и Nihongi (日本紀 , Анналы Японии) hiuchi-bukuro (火打ち袋) — мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким

В живописи периода Heian (平安時代 , 794—1185) нередко встречаются изображения hiuchi-bukuro (например, в иконе божества Kongobu Ji монастыря Koya-san). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Nagataka Tosa (конец 13 века) "Живописное повествование о монгольском вторжении" у человека, докладывающего о появлении вражеского флота

В период Kamakura (鎌倉時代 , 1185-1333) и Muromachi (室町時代 , 1335—1573) hiuchi-bukuro стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и так далее, но носили его так же, как и раньше.






Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это obi-hasami (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821—1841 годов "Разговоры в ночь Крысы", были предшественниками netsuke. Obi-hasami — фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязывались различные предметы

Аналогичные вещи дошли от минского времени в Китае. Форма obi-hasami не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.

Еще одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с netsuke, является obiguruwa — поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и тому подобное. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.


В Японии первые netsuke появляются во второй половине 16 — начале 17 веков.

Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Toyotomi Hideyoshi (豊臣秀吉) в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления netsuke подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца 16 века "Объездка лошадей" один из наездников изображен с inro, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции inro — это netsuke. Существует описание охоты Tokugawa Ieyasu (徳川家康), в котором среди прочих деталей костюма Ieyasu упоминается и netsuke в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

17 век — предыстория netsuke, о которой известно лишь по косвенным данным. Дошедшее до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины 18 века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины 18 века по середину 19 века можно считать "золотым веком" netsuke.


История netsuke в основном не выходит за пределы периода Tokugawa (徳川時代 , 1603—1868) — времени расцвета искусства горожан: купцов и ремесленников. Условия их существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным правительством Японии bakufu (将軍) был принят курс на сохранение паз созданной структуры общества.

Неоднократно выпускались "законы против роскоши", целью которых было строгое разграничение "благородного" и "подлого" сословий, в том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось все: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города

Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Netsuke и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно в прикладных видах искусства полнее всего находили свое удовлетворение эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров netsukeshi (根付師) — резчиков netsuke. Поэтому изменение формы, материала, художественной трактовки netsuke ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий людей конца 18 — 19 веков.














В 17 и 18 веках возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например, для школ Hida или Nara были характерны фигурки, выполненные в стиле ottobori — с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей

Наиболее крупные школы резчиков складываются в Edo, Ōsaka и Kyōto. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Shiyoda Tomiharu, который жил и творил в середине 18 века на территории провинции Iwami (石見国) острова Honshū (本州). Среди netsukushi возникают такие громкие имена, как Shūzan Yoshimura (周山吉村) из Ōsaka, Tomotada (友忠) и Masanao (正直) из Kyōto

Однако за редким исключением мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей netsuke, стал сборник Sōken Kishō (装劍奇賞). Он был издан в 1781 году жителем Ōsaka и торговцем мечами Inaba Tsuryu (稲葉通龍). В сборнике приведен список из пятидесяти трех имен крупнейших netsukushi того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.






Значительная часть netsuke конца 19 и все netsuke 20 века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своем это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвейерным способом. Но искусство netsuke не исчезло

И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба netsuke. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные netsuke на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).

Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая потребность в netsuke исчезла: японцы носят европейский костюм, так как в 1920-х годах kimono вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими netsuke: теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленные и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: netsuke, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные netsuke.












В состав слова netsuke входит два иероглифа. Ne (根) означает - корень, и глагол tsukeru (付ける) - прикреплять, присоединять, приставлять, прилагать; или tsuku (付く) - быть прикрепленным к чему-либо.

Типология (виды) netsuke:
. katabori (形彫) — самый известный вид netsuke, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории netsuke (конец 18 — начало 19 века);
. anabori (穴彫) — подвид katabori, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины;
. sashi (差) — одна из наиболее старых форм netsuke. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления sashi отличается от всех других форм. Если katabori, manju и прочие использовали в качестве противовеса, то sashi затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и тому подобное. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно sashi считают одной из форм netsuke, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия sashi — приспособление obi-hasami, изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично sashi, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у obi-hasami внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые netsuke-sashi до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые netsuke-sashi трудноотличимы от obi-hasami. Позже, в период развитого искусства netsuke, форма sashi, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
. маска (面 men) — самая большая после katabori категория, часто являлась уменьшенной копией маски театра Nō (能), по своим свойствам сходна с katabori и manju (kagamibuta);
. itaraku — netsuke в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника;
. manju (饅頭) — netsuke в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение дается гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепешкой manju. Одной из своеобразных разновидностей manju является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок;
. ryusa (柳左)— вариант формы manju. Основное отличие этой формы от обычной manju в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда ryusa делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Edo, где жил известный резчик Ryusa (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и manju, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ansei (安政 , 1854—1860), и в особенности с землетрясением Edo 1855 года, когда многие netsuke были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления ryusa по сравнению, например, с katabori или kagamibuta и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
. kagamibuta (鏡蓋) — тоже сходна с manju, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких netsuke обычно принадлежит мастеру по металлу.


Этими формами, конечно, не исчерпывается все многообразие netsuke. Существовали так называемые "курьезные" netsuke — например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а также брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счетов — soroban, компаса, кремня и огнива, пепельницы и так далее. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.

Материалы netsuke разнообразны:
. дерево;
. слоновая кость;
. моржовая кость;
. рога оленя;
. рога буйвола;
. носорожьего рога;
. рога нарвала;
. клыки вепря;
. клыки медведя;
. клыки волка;
. клыки тигра;
. кости различных животных.

Использовались, хотя и гораздо реже:
. лак;
. металлы;
. фарфор;
. бамбук;
. разные виды коралла;
. разные виды янтаря;
. черепаховый панцирь;
. стекло;
. агат;
. нефрит;
. кремень;
. окаменевшее дерево.


Для ношения могли приспосабливаться:
. тыквы-горлянки
. раковины
. или же предметы, имевшее первоначально другое назначение, например - детали оправы холодного оружия.

Однако netsuke из таких материалов, как лак, керамика, фарфор, представляют собой продукцию видов прикладного искусства со своими традициями и приемами. Развитие же netsuke как самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно с двумя материалами: деревом и слоновой костью.

Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно "молодой"». До периода Tokugawa о ней знали знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Вьетнама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для shamisen (三味線). Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление netsuke, что наложило отпечаток и на форму таких изделий. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.

Дерево — традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других — кипарисовик японский (檜 или 桧 hinoki).

Большая часть netsuke раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к netsuke, полнее всего удовлетворяет: самшит японский (tsuge) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо hinoki, использовали лёгкую и мягкую древесину корейской сосны (chosen-matsu), отличающуюся красновато-желтым оттенком. Netsuke резали и из персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и черную сердцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.

Среди тяжелых и твердых пород, кроме самшита, для изготовления netsuke применяли прунус (isu), древесина которого имеет темно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют netsuke из бледно-розовой вишни (桜 sakura), а также из черного дерева, которое привозили из Индии.

Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как:
. тис;
. чайный куст;
. камфорное;
. железное дерево;
. камелия;
. жужуб;
. сосна;
. сандал;
. грецкий орех;
. бетелевый орех (растительная слоновая кость);
. пальмовый орех (в период Meiji (明治時代 , 1868-1912), его привозили из Южной Америки).

Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.




В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом.

Так, самшит, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи.

О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые netsuke, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения netsuke, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости

Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия

Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и netsuke из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия.

Благопожелательную и врачевательную символику имели и netsuke из вишни sakura, березы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов.


Более любого другого искусство netsuke отразило природу породившего его общества. Причины включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения людей вследствие обычаев и законов. В результате netsuke показывают все стороны жизни своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремесла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:
. люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и так далее;
. животные: знаки восточного гороскопа и другие;
. растения и растительные продукты; маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину;
. божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религии, netsuke изображающие одного из семи богов удачи, которые, согласно синтоизму (神道 shintō), приносят удачу;
. предметы - самая редкая категория. Монеты, инструменты, кровельная черепица и тому подобное;
.абстрактные: символы mon, узоры;
.сексуальные (春画 shunga): могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утонченной символической форме на эротическое содержание.

Одни netsuke изображают простые объекты, другие — целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.