Известный бурятский скульптор. Даши Намдаков - Выставка «Кочевник. Между Небом и Землей. «Хозяин» Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

Даши́ Намдако́в (Дашинима Бальжанович Намдако́в) (р. 1967, село Укурик Читинской области) — российский скульптор, художник, ювелир, член Союза художников России.

Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик, в Забайкалье. Полное имя — Дашинима («Даши Нима») — «Удачливое солнце». Являлся шестым ребёнком в многодетной семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, у которых родилось восемь детей.

Семья Д. Б. Намдакова принадлежит к древнему уважаемому роду — кузнецов-дарханов «дархатэ». Из этих семей всегда выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнём, священным символом избранности.

Чингизхан

По вероисповеданию Намдаков — буддист. Отец художника вырезал из дерева буддийские символы, фигурки лам и божеств.

Буддизм нашел глубокое отражение в творчестве Даши. На вопрос о том, какую роль играет буддизм в его работах, он ответил, что ему как буддисту даже странно слышать такой вопрос. На стене дацана в Санкт-Петербурге находится мраморная доска-барельеф в память первого настоятеля храма, выполненная художником. Традиционные образы его работ видны сразу — это кочевники, воины и всадники, сакральные фигуры, волшебные женщины, родовые покровители бурят: тотемные животные и мифологические существа. Перед зрителем предстают деформированные, изогнутые, вытянутые персонажи с непропорциональными частями тела, например, вытянутыми шеями и удлинёнными конечностями. Почти все из них обладают азиатскими чертами лица.
Цой А. Даши Намдаков покорил Государственный ЭрмитажЭрмитаж// Новая Бурятия. — 2010. — 1 марта.

До семи лет Намдаков не говорил по-русски, жил в доме предков. В связи с этим он позже отмечал:

« У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошел в школу, мне сказали: «Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение». И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает, всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине. »

Даши Намдаков начал работать в мастерской бурятского скульптора Г. Г. Васильева в городе Улан-Удэ. В 1988 г. он поступил в Красноярский государственный художественный институт, учился у художников и скульпторов Л. Н. Головницкого (приехавшего для преподавания в Сибирь из Ленинграда), Ю. П. Ишханова. Окончив институт экстерном, возвратился в Улан-Удэ.

В 1990-х гг. Даши Намдаков открыл маленькую ювелирную мастерскую в Улан-Удэ. «Эти деньги и часть зарплаты моей супруги, которая тогда работала в Сбербанке, — вспоминал он позднее, — мы тратили на бронзу. А ведь литье из этого материала — целая технология. Одному это сделать невозможно — нужны люди, которым надо платить зарплату. Я вообще думаю, что скульпторов у нас было бы гораздо больше, если бы можно было проще организовать этот процесс».

В 2000 г. прошла первая персональная выставка Даши Намдакова в Иркутске.

По словам Даши, результаты этой выставки стали большим сюрпризом для него. До неё он считал, что его искусство интересно лишь бурятам и монголам, жителям Иркутской и Читинской областей, но не более того. И именно после этого вернисажа творческая судьба Даши резко пошла вверх: он переехал в Москву, его выставки регулярно проходят в странах Европы и Азии, в Америке.
— Богатых-Корк А. Украшения бурятского мастера носят Ума Турман и Глюкоза// Издательская группа «Номер один»

Работы Д. Б. Намдакова выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе — в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В. В. Путина («Стихия»), М. Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Д. Б. Намдакова обладают такие разные по характеру известные и влиятельные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман. В Лондоне 14 апреля 2012 г. установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова. Скульптуры Д. Б. Намдакова «Маски» и «Актёр» явились призами Всероссийского фестиваля современной драматургии им. Вампилова (Иркутск, 2002 г., 2003 г.), а скульптура «Хозяин» — Международного фестиваля документального кино в Иркутске (2002 г.). В 2003 г. он был награждён серебряной медалью Российской Академии Художеств.

С 2004 г. Д. Б. Намдаков живёт и работает в Москве.

В 2007 г. он осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол». В марте 2008 г. Д. Б. Намдаков получил «за лучшую работу художника» в этом фильме премию «Ника-2008», а также «Белого слона».

30 июля 2008 г. мастерскую скульптора обокрали (причём, унесли не только ювелирные изделия, но и формы для их изготовления). «Всё, что у нас было за пять лет наработано, — утверждал Д. Б. Намдаков, — унесли в одну ночь. Некоторые люди, конечно, очень разбогатели — дай им бог здоровья. Сначала у нас была паника, но потом мы успокоились. Ведь это был не только мой труд, но и моих коллег — ювелиров и мастеров по камню. Но мы поставили задачу и в срок исполнили коллекцию заново».

За цикл выставок в 2009 г. Д. Б. Намдаков стал лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.

C 21 декабря 2007 г. по 13 января 2008 г. прошла персональная выставка Д. Б. Намдакова в Государственной Третьяковской галерее в Москве, где выставлялись его работы за предыдущие семь лет.

В ноябре 2008 г. в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева открылась экспозиция Даши Намдакова «Преображение».

С 26 февраля по 4 апреля 2010 г. в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже, при поддержке ОАО «Атомэнергомаш» (госкорпорация «Росатом»), в контексте шедевров археологической коллекции была экспонирована выставка Д. Б. Намдакова «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников Даши Намдакова».

С 1 июня по 31 июля 2011 г. — в Казани, в Национальной художественной галерее «Хазинэ», проходила выставка Д. Б. Намдакова «Вселенная кочевника», которую посетил президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов, государственный советник Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев и председатель Государственного СоветаРеспублики Татарстан Ф. Х. Мухаметшин и другие официальные лица. Всего на открытии выставки присутствовало более четырёхсот человек, общее число посетителей составило около 4,2 тысяч человек.

Амазонка

Бегущий

Богатая невеста

Великий чемпион

Вельможа

Видение

Воин Чингисхана

Воспоминания о будущем

Всадник

Гаруда

Жемчужина

Жрица (Хозяйка тайги)

Затмение

Звездочет

Кентавр

Космическая степь

Кочевник

Лама с гонгом

Лама с барабаном

Лама с бубном

Лицо Африки

Лучник 1

Мадонна с птичкой

Мальчик на Коте

Мамонтенок

Медитация

Мистерия

Монумент Жер-ана (Земля-мать) в Астане

Мудрец

Обнаженная с жемчужиной

Похищение

Премудрый воин

Свет Шамбалы

Степная Нефертити

Степной ветер

Стихия

Стремительный

Таинство

Улигершин

Улыбающийся

Усть-Орда

Хозяин

Царица

Чингиз-Хан (статуэтка)

Юность

Ярость


Литые скульптуры, которые создает Даши Намдаков , выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, в музеях многих странах мира. Скульптуры имеются в частных коллекциях В.Путина («Стихия»), президента Татарстана М.Ш.Шаймиева («Всадник»), мэра Москвы Ю.М. Лужкова, главы Чукотского автономного округа Р.А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Даши обладают такие разные известные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, актриса Ума Турман.

Даши Намдаков провел более 14 персональных выставок в России и за рубежом, в том числе в известных музеях и галереях мира.

Награжден серебряной медалью Российской Академии Художеств. С 2004 года живет и работает в Москве.

В 2007 году осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол».

Его полное имя – Даши Нима – «Удачливое солнце». А имя в древнем бурятском роду содержит «код судьбы». Поэтому ламы при наречении младенца учли не только день и час его появления на свет, но и расположение светил. В мире вообще ничего случайного не бывает.

Даши Намдаков — российский , график и ювелир, член Союза художников РФ. Родился в 1967 г в Читинской области, окончил Красноярский художественный институт. В 2003 году был удостоен Серебряной медали Российской академии художеств.

За последние годы Даши провел множество персональных выставок в крупнейших музеях мира: Государственной Третьяковской галерее и Государственном Музее искусства народов Востока в Москве, Центре тибетской культуры (Тибетский Дом) в Нью-Йорке, Пекинском музее мирового искусств и т.д.

Даши Намдаков стал художником-постановщиком фильма «Монгол» (режиссер Сергей Бодров-старший). Фильм был номинирован на премию Оскар (2007) как лучший фильм на иностранном языке, а также получил шесть Национальных премий Ника. Лучшим художником по костюмам был признан Даши Намдаков.

Работы художника находятся в фондах многих музеев России и мира, а также в личных коллекциях премьер-министра Правительства РФ В.В. Путина, президента Татарстана М.Ш. Шаймиева, мэра Москвы Ю.М. Лужкова, в частных собраниях в США, Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Японии, Китае и Тайване, Сингапуре.

Детство Даши Намдакова

Семья Даши Намдакова принадлежит к древнему уважаемому роду – дарханов. Из этих семей всегда выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнем, священным символом избранности. Они владели высшими знаниями, передававшимися из поколения в поколение. Считалось, что людям из знатного сословия подвластно многое. Но многое дозволялось – многое и спрашивалось. На всех членах высшего сословия лежала большая ответственность за мир, в котором они жили.

Отец Даши Намдакова – Бальжан Намдаков — был известным народным мастером – кузнецом, художником, писал буддистские тангки (иконы), занимался скульптурой, резьбой по дереву, ткал ковры. Очень многое сделал для колхоза, в котором работал – спроектировал и построил небольшую электростанцию, создавал сельскохозяйственные машины. Умный, яркий, одаренный и много знающий человек. При этом образования у него было всего несколько классов – в послевоенные голодные годы в селе об учебе думать не приходилось, выжить бы… Бельжан многому научил своих детей.

В семье росли четыре сына и четыре дочери. Все они неплохо рисуют, каждый — по-своему творческая натура. Даши родился шестым. До седьмого класса он жил с родителями в бурятском селении и ощущал себя частью Вселенной, в которой рос. Особый уклад жизни в семье, тонкая связь поколений, его Дар, проявившийся еще в раннем детстве… Фантастическая природа Бурятии, первозданные реки, фантастические Саянские горы, степь, немыслимой красоты Байкал стали для ребенка, тонко чувствующего красоту мира, целым космосом — огромным и прекрасным. До седьмого класса жизнь была хороша…

Даши Намдаков:

— Я застал уже закат этой цивилизации, которую очень сложно, почти невозможно вернуть. Для этого должно произойти чудо. Жизнь меняется на глазах, и хотя многие изменения — благо, что-то важное безвозвратно утрачивается. Детям уже не объяснить, как можно ощущать свою связь с природой, быть с ней в гармонии… Природа моей Родины удивительна – это целый космос, и ты живешь в ней, живешь ею, ты цветок в этой жизни, травинка. А не болт, ржавеющий в луже. Но вернуться уже нереально…

Интернат

Все изменилось очень резко. В деревне не было средней школы, и Даши пришлось учиться в интернате. Домой он теперь приезжал только на выходные и каникулы. Привычный мир рухнул, все его богатства сузились до элементарных правил — простых, но жестких и одинаковых для всех. Как будто кто-то решил за него: «Жить надо так и так, парень — другого не дано». Очень хрупкие вещи оказались искажены и разрушены, связи разорваны. Словно закачали в вены чужеродную кровь, иную идеологию, другие представления о жизни, понятия о мире.

Даши Намдаков:

— Только к сорока годам многое стало всплывать в памяти, начал восстанавливаться мир того подростка, каким я когда-то был. Одинаковое для всех воспитание убивает что-то в душе, подменяя Истинное одной для всех идеологией. Начинаешь анализировать жизнь и понимаешь неравноценность потери: что ты потерял и что тебе навязали взамен утраченного. Исчезают деревни, люди утрачивают связь со своими корнями — перевернувший все катаклизм…

Рисовать Даши начал очень рано. Его одаренность ни у кого не вызывала сомнений. Но в школе об этом не особо задумывались. Все рисуют морковку – и ты рисуй. Яблоко рисуют – и ты не отлынивай. Это было невыразимо скучно для подростка, рисовавшего картины со сложно выстроенной композицией. Из чувства протеста он не соглашался рисовать незамысловатые предметы. И однажды чуть не остался на второй год из-за неуспеваемости по рисованию.

В интернате было всякое. Даши очень остро реагировал на несправедливость, незаслуженные обиды, тосковал по всему, что оставил дома. Наверное, далеко не все дети воспринимают подобные перемены столь же трагично, а вот у Даши они спровоцировали не просто ломку сознания, но и тяжелую болезнь. Он перенес четыре операции, желудок просто отказывался работать. Каждую ночь Даши, истощавший, как узник концлагеря, просыпался от нестерпимых болей. За несколько лет были перепробованы самые разные методы лечения, но улучшения не наступало. Когда надежда на медицину истаяла, родители обратились за помощью к шаманке. Это решение далось им нелегко: мама и папа всю жизнь исповедовали буддизм, философия которого отрицает тенгерианство (шаманизм). Но сын почти умирал…

Обряд был долгим, сложным. На следующий день Даши впервые за долгие годы проспал до обеда. Когда он проснулся, солнечный свет заливал комнату. И у него ничего не болело!

Это событие оставило след на всю его жизнь. Нет, он не перестал быть буддистом, но слова шаманки о том, что болезнь – плата за разрыв связей с природой – легли на благодатную почву. С тех пор Даши много размышлял о язычестве, его корнях, о силах природы. Все, что не убивает, делает нас сильнее. Не будь этой болезни, чудесного излечения – наверное, мы знали бы совсем другого Даши Намдакова. Тот, полученный от шаманки, импульс звучит во многих его работах, его мир населен странными существами, прекрасными образами, вышедшими из глубин пра-памяти. Все работы Даши родом из мира древних мифов и легенд. Увиденное во сне ночью, днем под его руками становится явью. В творениях Даши живет дух его земли, силы природы, в которой он рос. В них есть глубокая тайна, которую не каждому дано разгадать, но не ощутить их энергетику и красоту невозможно.

Даши Намдаков:

— Мы не должны отрываться от своих корней, от сил природы. Земля, вода, воздух – любви к стихиям не научишь, их надо чувствовать и черпать в них силы. Мне кажется, что я многому научился, и это обязывает меня относиться к жизни серьезно и ответственно.

Интересны и Европа, и Азия, и Америка – в каждой цивилизации есть свой бесценный опыт. Мне особенно интересны те страны, где сохранились следы древних цивилизаций. И все же лучше моей родины нет ничего на свете. Если я хоть чем-то могу помочь в сохранении культуры своего народа – я счастлив.

Институт

После школы Даши Намдаков попробовал поступить в Московское художественное училище. В институт отнести документы не рискнул – казалось, там учатся почти небожители. И просчитался. В училище для иногородних отводилось лишь четыре места, конкурс на эти места был совершенно невероятный, несопоставимый с вузовским. Но подсказать было некому.

Возвращаться домой ни с чем было неловко – и Даши поступил на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Как-то собрал свои деревянные скульптуры, подошел к педагогу-скульптору: «Возьмите в ученики». Тот посмотрел: «Парень, ты не туда пришел учиться. Тебе на скульптуру надо». Даши и сам понимал: ну не его это дело — архитектура, совсем по-другому виделось будущее. И хотя знал, какое огорчение принесет его решение родителям и братьям-сестрам (особых капиталов не водилось, младших поднимали всей семьей), но учебу бросил. Через два года стал студентом Красноярского художественного института. На академические специальности там набирали всего пять-шесть человек в год. Даши начал заниматься скульптурой.

Учитель

В жизни Даши на переломных моментах не раз встречались люди – «знаки судьбы», выделявшие его из многих других и старавшиеся помочь, научить. Еще в школе у него был учитель литературы — благодаря ему Даши влюбился в литературу, в поэзию.

В институте Даши тоже очень повезло с педагогом – его заметил академик, секретарь Сибирско-Дальневосточного отделения Академии художеств СССР, профессор кафедры скульптуры института Лев Николаевич Головницкий. Талантливый скульптор, он сразу увидел, что у юноши из Бурятии – Дар. Для Даши мнение учителя, его оценка были очень весомы. Их связывали теплые отношения, они подолгу разговаривали, Даши часто провожал Учителя до дома, зная, как непросто ему с застарелой астмой подниматься на третий этаж. Жена Льва Николаевича, Энрика Эмильевна Эккерт (тоже скульптор), всегда старалась к приходу Даши приготовить что-нибудь легкое, диетическое – в семье Головницких тоже знали о его проблемах с желудком.

На четвертом курсе, вернувшись с каникул, Даши стал обдумывать – не бросить ли ему учебу? Казалось, всему, чему мог, уже научился. Хотелось творить, работать самостоятельно. Он уже считался мастером, о нем заговорили. На его выставки сбегался народ посмотреть, что там новенького Даши наваял? Так стоит ли тратить на лекции еще три года жизни (курс был рассчитан на шесть лет)? И как сказать об этом учителю?

Сокурсники передали Даши, что Льва Николаевича положили в больницу, и Мастер просит ученика прийти к нему. Конечно, он пришел.

Лев Николаевич сам завел разговор:

— Я догадываюсь, что ты задумал, Даши, и все понимаю. Ну что ж, давай будем делать диплом.

— Как диплом, мне ж учиться еще почти три года?!

— Будешь выпускаться экстерном.

Всю бюрократическую часть Лев Николаевич взял на себя – договорился с учебной частью, с преподавателями. Авторитет Мастера был таков, что он сумел убедить и самых недовольных. С Даши же поступил так – закрыл его в мастерской, чтоб ничто не отвлекало от занятий. Приходил к нему каждый день, приносил книги, рассказывал все, что знал сам по истории искусств. Метод погружения сработал – Даши с головой уходил в творения мастеров Ассирии, Вавилона, Финикии, Египта, Индии, Китая, Византии… Ему казалось, что он сам переселился в мир ушедших цивилизаций. Головницкий хвалил ученика за рвение и обещал, что все знания, которые в таком темпе «заглатывал» Даши, еще пригодятся ему через несколько лет, когда придет время. Так и случилось…

Преподаватели приходили в мастерскую принимать экзамены. Все предметы были успешно сданы. После защиты диплома Даши уехал на Родину. Когда через несколько месяцев он узнал о смерти учителя и понял, почему Лев Николаевич так торопился передать ему все, что знал… Проститься с Учителем Даши не успел — весть дошла с опозданием. И это мучило его долгие годы.

Первая коллекция

В Улан-Удэ он приехал в начале 90-х. Времена начались не слишком спокойные. К тому времени Даши уже был женат, в семье рос сын Чингис – надо было кормить семью, зарабатывать деньги. Он открыл крохотную, в несколько квадратных метров, ювелирную мастерскую — его изделия, стилизованные под находки из древних курганов, пользовались хорошим спросом. Жена работала в банке экономистом, в семье появились какие-то деньги, бытовые проблемы отступили. Пора было браться за творчество. Даши говорит, что он счастливчик, потому что ему повезло с женой. Это она сказала в тот момент: «Занимайся своим делом. Будет и на нашей улице праздник». Тогда у него установился такой график: две недели – работа над украшениями, следующие две – «для души». Скульптура – удовольствие дорогое, почти все заработанное на «ювелирке» уходило на оплату литья, чеканки. За несколько лет накопилась целая коллекция. Пора было показать ее миру.

Успех

Первая персональная выставка Даши Намдакова состоялась в Иркутском художественном музее 16 февраля 2000 года. В этот день Даши исполнилось 33 года.

Расхожее выражение «на следующий день он проснулся богатым и знаменитым» здесь вполне уместно. От желающих увидеть коллекцию Даши не было отбоя, выставка прошла просто «на ура», раскупили всю коллекцию. Иркутский союз художников приглашал переехать в Иркутск, предлагал лучшую мастерскую в городе…

Через какое-то время Даши пригласили на выставку в Москву. Выставка прошла в ЦДХ, в ней приняли участие и другие молодые российские скульпторы. В столице заговорили о его работах.

В 2003 году Даши Намдакова пригласили устроить выставку в Екатеринбурге, во время саммита, в котором принимали участие Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер. Даши знал, что в Екатеринбург после смерти мужа переехала вдова Головницкого. Он разыскал Энрику Эмильевну, пришел в гости, пригласил на выставку. Но та отказалась: «Знаешь, Даши, когда не стало Льва Николаевича, я перестала ходить на выставки. Для меня скульптура умерла вместе с мужем». Посидели, попили чаю, Даши ушел. А спустя какое-то время получил письмо. Энрика Эмильевна писала, что все же сходила на выставку: «Лев Николаевич гордился бы тобой. Ты вернул мне любовь к скульптуре». Так долго терзавшее Даши чувство вины наконец отпустило…

Река жизни

В 2004 году Даши вместе с семьей переехал в Москву, но связь с Родиной не потерял. Он часто бывает в Бурятии, там и сегодня живут его родители. Правда, дети растут уже в другом мире – и это его постоянная боль. Детей у Даши трое: старший сын и две дочки, одной двенадцать лет, другой всего полгода. У Чингиса, студента Высшей школы экономики, недавно родился свой ребенок. По мужской линии это уже 23 поколение Намдаковых за последние 600 лет, чьи имена остались в памяти рода.

Родители учили Даши: «Нельзя в этой жизни хотеть чего-то слишком сильно. Если начинаешь ставить какие-то сверхзадачи – все рушится. Живи спокойно, отдайся течению реки жизни, получай удовольствие». И он всю жизнь руководствуется этим правилом.

А боги помогают ему. Не зря же его так нарекли – Удачливое солнце.

Думаю, боги обиделись бы на меня, если бы я сказал, что не счастливый человек. Я всегда чувствовал – меня «ведут» по жизни. Мне везло на людей. Я занимаюсь тем, что умею и люблю. Скульптура – это мои стихи, поэзия в объеме. Бывает, люди годами ищут свои почерк, свой стиль. Я никогда его не искал. Писал и творил как дышал — то, чем живу. Это мой мир, который существует у меня внутри.

Но творчество – еще не вся жизнь. Я люблю свою семью, мне нравится путешествовать, я много поездил по свету, с жадностью открывал для себя мир. Мне интересно все в этой жизни, интересно жить.


Такие скульптуры вам не продаст ни один магазин скидок . Авторские работы Даши ценятся, как настоящие произведения искусства.











































































Если вы, как и Даши Намдаков , творческая личность и тоже занимаетесь скульптурой, сделайте персональную виртуальную выставку и о вас узнает общественность. для этого вам понадобится просто сфотографировать собственные работы и выложить в сеть. Снимки нужно будет предварительно обработать, чтоб они выглядели более привлекательно. Если вы не умеете этого делать — доверьте эту работу профессионалам.


Всадница

С творчеством Даши Намдакова я знакома достаточно давно. Когда впервые увидела его скульптуры – влюбилась сразу, с первого взгляда. С тех самых давних пор я являюсь большой поклонницей творчества этого знаменитого бурятского скульптора, известность и признанность которого распространяется далеко за пределы России. У его скульптур особый стиль, присущий только Даши. Эти артефакты не спутаешь ни с чьими. Они распознаются уже издалека по едва заметным силуэтам.

Скрипачка

Если в вашем городе вдруг будет проходить выставка шедевров Даши Намдакова или его семьи – обязательно сходите. Эти уникальные работы найдут отклик в сердце каждого, даже тех людей, кто далек от искусства. Это некое ощущение, для описания которого я не могу подобрать нужных слов.

Алтаргана

Творчество Даши накрепко переплетено с культурными традициями его родины – Забайкальского края. Его предки, потомки кочевников, кроме основного занятия – скотоводства, были умелыми ремесленниками и славились искусной обработкой природного материала: дерева, кости, кожи, шелковых тканей, чеканного серебра, конского волоса, овечьей шерсти.

В настоящее время в Иркутске проходит выставка авторских кукол семьи Намдаковых УЛЬГЕР (в переводе с бурятского – сказка), которые изготовлены по эскизам Даши. Эта коллекция выставляется впервые. Ну, естественно, я не могла пропустить такое событие.
В основе образа каждой куклы лежит графический эскиз, который рождает идею куклы.
Даши делает эскизы, другие члены семьи мастерят каркасы кукол, третьи – придают основную форму и колорит образа персонажа, «одевая» его, используя натуральные материалы и традиционные техники. Деревянные троны, лица из папье-маше, коралловые бусы, ручное шитье и плетение из конского волоса придают изделиям уникальность и неповторимое очарование.

И опять я не могу выразить словами их внешнее спокойствие и внутренний глубинный смысл. Некая внешняя отрешенность и внутренняя глубина. Вот как это назвать? Может быть — внутреннее пространство?!
Они напоминают персонажей исторических легенд, героев бурятского эпоса или буддийских притч.
Куклы статичны, но у каждой из них есть определенных характер, а в изысканной позе – характерная пластика. Следование национальной традиции бурят при обработке дерева, и тканей, а также «ювелирные» техники шитья, плетения из конского волоса, волоса яка, декорирование разными материалами, вызывают восторг и восхищение мастеровом рукодельниц.

Девушка-лебедь или Хуун-шубуун — прародительница одного из больших бурятских родов - хори. К этому роду принадлежит и сам художник.

Тема «кукол» в прикладном творчестве многих народов мира тесно связана с ритуалами и играми, которые возникли еще в глубокой древности. Традиция изготовления кукол в культуре бурят происходит от поклонения культу матери, священным животным, божествам местности. Позднее пришла культура ламаизма, в которой представлены богатейшие традиции художественного ремесла в самых разных видах искусства. На алтарях храмов, в ритуалах и театрализованных представлениях можно видеть божества и маски, выполненные ремесленниками из разных материалов и в различных техниках. В подражание им в семьях бурят на домашних алтарях также появились фигуры божеств-хранителей, искусно сделанных руками мастеров.

23 июня третья скульптура известного бурятского скульптора Даши Намдакова наконец-то заняла место у казанского центра семьи на берегу Казанки. Это самка Зиланта, у ног которой примостились два детеныша.

Несмотря на устрашающий вид, мама-зилантиха выглядит вполне миролюбиво. Возможно, такому восприятию способствуют прижимающиеся к ней детеныши, да и сама ее поза — она сидит, поджав под себя передние лапы, как кошка.

По словам рабочих из мастерской Намдакова, еще одна скульптура, на этот раз зиланта-самца, будет установлена у Чаши завтра, в пятницу, а в субботу состоится торжественное открытие композиции, сообщает «Бизнес Online» .

Предполагается, что мифические животные, установленные у входа в семейный центр, будут оберегать молодоженов от невзгод. Стоит отметить, что здание казанского ЗАГСа построено также по проекту Намдакова. Форма дворца бракосочетания в виде чаши символизирует татарский котел - казан, который украшает металлический барельеф с крылатыми барсами. Венчает здание смотровая площадка, рядом с дворцом разбит сквер, обустроена набережная. У входа в ЗАГС установят скульптуры зиланты и барсы (зилант - в татарских легендах и сказках существо, имеющее облик дракона). Символы Казани и Татарстана будут стоят парами и объединены под общим названием «Он и Она».

«К тюркам это не имеет никакого отношения»

В одной из публикаций издание также приводит комментарии различных деятелей культуры Татарстана.

Я еще не видел эти скульптуры, однако, если ориентироваться на прошлые работы Даши, то китаизация нашего края — это не очень здорово. У каждого человека есть предрасположенность к чему-то. Кто-то наверху у нас в Кремле в него влюбился, вот его и тянут. Я считаю, что 80 процентов населения у нас его не признает, - отметил татарский архитектор, краевед Сергей Саначин.

Он свои фантазии помножил на фэнтези. Это имеет право существовать, если человек себе в замок покупает, в частную коллекцию. И увеличение его скульптур изначально не предполагалось. Он очень камерный. Настольные фигуры, на подиумах, на подставках — это действительно работает. Но не всякая скульптура может увеличиваться. Она становится монстром. Я не очень был согласен и с «Хранительницей». Если вы помните, он бурят, и это совсем иная культура. К тюркам это не имеет никакого отношения. Мне это не близко, - поделился художник, руководитель ЦСК «Смена» Ильгизар Хасанов.

Я пока скульптуры не видела, но стилистику, в какой работает Даши Намдаков, не поддерживаю, особенно в городской среде. Этот скульптор начинал работу как художник камерной пластики, которая предназначена для интерьера. Там ювелирный подход. А монументальное искуство имеет свои пластические законы. Его попытки работать в этой области оцениваются некоторыми специалистами как неудачные, - отметила искусствовед, преподаватель КГАСУ Гузель Файзрахманова.

Даши Намдаков — замечательный скульптор, и скульптуры у него совершенно чудесные, барсы и зиланты вполне могут вписаться перед чашей. А то, что случается негодование в обществе по поводу его работ, так это может быть непонимание. Если произведение вызывает негодование, значит, оно художественно случилось, - отметил художник Виктор Тимофеев.

Пока можно говорить только о том, что скульптуры Даши Намдакова больше анималистические, больше к языческому, монгольскому стилю. И насколько это будет принято в республике, где достаточно давно есть ислам и христианство как основные религии и, соответственно, культурные парадигмы — это вопрос. Всегда есть часть людей, кто воспримет это негативно, есть большинство городских пассажиров, к которым относится, как правило, 80 процентов населения, которые в основном посещают дом, работу и магазин, они даже не заметят появления данных скульптур, - сказала координатор центра прикладной урбанистики Казани, исследователь ЦПУ при МВШСЭН Марья Леонтьева

1 августа в Сочи гулял, пожалуй, весь российский бомонд. Повод более чем торжественный - узами брака решил связать свои отношения Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России Путина и Татьяна Навка, олимпийская чемпионка по фигурному катанию.

Ах, эта свадьба

Торжество прошло в гранд-отеле «Родина», одном из самых красивых мест олимпийской столицы. Главное веселье началось после восьми вечера - в Сочи жарко, выше 30 градусов. Ресторан, куда были приглашены гости, назывался «Небеса» - он расположен на крыше «Родины» на высоте 2000 метров над уровнем моря на открытой площадке.

Напомним, что Татьяна и Дмитрий познакомились несколько лет назад на свадьбе у их общего друга. Роман случился не сразу - у Пескова была семья, и Татьяна, по ее словам, не хотела ее разрушать.

Мы были не то что из разных миров — из разных вселенных! Представьте: разный образ жизни, разные интересы, круг общения, стиль одеваться... Но так бывает, что люди с не пересекающихся жизненных орбит случайно встречаются, и оказывается, что они подходят друг другу, как части одного пазла. Так случилось и с нами. Возникла необъяснимая сила притяжения, и банальная фраза «Я без тебя жить не могу» стала абсолютной реальностью, - рассказывала Навка в интервью журналу «Татлер».

В прошлом году у Татьяны и Дмитрия родилась дочь Надежда. И пара решила пожениться.

Звездные гости

Среди приехавших поздравить пару были: семья Юдашкиных, супруги Игорь и Ольга Крутые, подруги Навки Анна Семенович, Инна Маликова, Алика Смехова, Яна Рудковская, супруги Митволь, Филипп Киркоров, Николай Басков, Анжелика Варум и Леонид Агутин и многие другие. Молодожены обнимали свою 11-месячную дочь Надежду, красавицей-мамой восхищалась ее старшая дочь от брака с фигуристом Александром Жулиным 15-летняя Александра.

В число почетных гостей свадьбы также вошел и бурятский скульптор с мировым именем Даши Намдаков. Его фото вместе с супругой выложил в Инстаграм генеральный директор «Русской медиагруппы» Сергей Кожевников.

Он подписал снимок так: «С великим скульптором Даши Намдаковым!) #даши#скульптура»

В этот день звучали только песни о любви. Анжелика Варум спела свою «Все в твоих руках», а ее супруг, Леонид Агутин - «Аэропорты». Поздравил молодых Филипп Киркоров. А когда микрофон в руки взял Николай Басков, молодожены решили оторваться по полной программе. Дмитрий снял пиджак и расслабил галстук, а Татьяна сбросила туфельки, сменив их на удобные сланцы.