Все духовые инструменты. Какие бывают музыкальные инструменты? (фото, названия)

Принцип игры на которых, естественно, осуществляется:

  • звукоизвлечением вдуванием потока воздуха и положением губ музыканта,
  • регулированием силы и тона звука соответственно силой и длиной выдаваемого потока воздуха.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Наименование «медные» исторически восходит к материалу, из которого изготавливались эти инструменты, в наше время для их изготовления помимо меди нередко используется латунь , реже серебро или материал изготовления покрывается серебряной плёнкой (серебрится). Некоторые из инструментов эпохи Средневековья и барокко с подобным способом звукоизвлечения (например, серпент) были выполнены из дерева, но покрыты листовой медью.

    К медным духовым инструментам относятся современные: валторна , труба , корнет , флюгельгорн , тромбон , туба . Отдельную группу составляют саксгорны . Старинные медные инструменты: сакбут (предшественник современного тромбона), серпент и др. Медными также являются некоторые народные инструменты, например, среднеазиатский карнай .

    История медных инструментов

    Искусство трубить в полый рог животного или в раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать из металла специальные инструменты, похожие на рога и предназначенные для военных, охотничьих и культовых целей.

    Предками современных медных духовых инструментов были охотничьи рога, военные сигнальные трубы, почтовые рожки и древнегреческие фанфары (также можно упомянуть пионерский горн). Эти инструменты, не имевшие вентильный механизм, издавали несколько звуков натурального звукоряда , извлекаемых только с помощью губ исполнителя. Отсюда появились военные и охотничьи фанфары и сигналы, основанные на звуках натурального звукоряда, прочно вошедшие в музыкальную практику.

    При повышении техники обработки металлов и производства металлических изделий стало возможным изготовлять трубки для духовых инструментов определённых габаритов и нужной степени отделки. По мере совершенствования медных духовых труб и развития искусства извлекать на них значительное количество звуков натурального звукоряда, появилось понятие натуральных инструментов , то есть инструментов без механизма, способных давать только натуральный звукоряд.

    В начале XIX века был изобретён вентильный механизм, резко изменивший технику исполнения и увеличивший возможности медных духовых инструментов.

    Классификация медных инструментов

    Медные духовые инструменты разделяются на несколько семейств:

    В наше время, с возрождением интереса к старинной музыке, исполнение на натуральных и клапанных инструментах вновь входит в практику.

    Медные духовые инструменты также могут быть классифицированы по своим акустическим свойствам:

    • Полные ― инструменты, на которых можно извлечь основной тон гармонической шкалы.
    • Половинные ― инструменты, на которых основной тон извлечь невозможно, а звукоряд начинается со второго гармонического созвука.

    Применение медных духовых инструментов в музыке

    Медные духовые широко применяются в различных музыкальных жанрах и составах. В составе симфонического оркестра они образуют одну из основных его групп. Стандартный состав группы медных духовых инструментов в симфоническом оркестре включает:

    • Валторны (чётное число от двух до восьми, чаще всего ― четыре)
    • Трубы (от двух до пяти, чаще всего две―три)
    • Тромбоны (как правило, три: два тенора и один бас)
    • Тубу (обычно одну)

    В партитурах XIX века в симфонический оркестр также нередко включались корнеты , однако с развитием исполнительской техники их партии стали исполнять на трубах. Прочие медные инструменты появляются в оркестре лишь эпизодически.

    Медные инструменты являются основой духового оркестра , в который помимо вышеуказанных инструментов также входят саксгорны разных размеров.

    Сольные музыкальные композиции для медных духовых инструментов довольно многочисленны ― виртуозные исполнители на натуральных трубах и валторнах существовали уже в эпоху раннего барокко, и композиторы охотно создавали для них свои сочинения. После некоторого спада интереса к духовым инструментам в эпоху романтизма, в XX веке произошло открытие новых исполнительских возможностей медных духовых инструментов и значительное расширение их репертуара.

    В камерных ансамблях медные духовых инструменты применяются относительно редко, однако они могут сами объединяться в ансамбли, из которых наиболее распространён брасс-квинтет (две трубы, валторна, тромбон, туба).

    Трубы и тромбоны играют важную роль в джазе и ряде других жанров современной музыки.

    Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.

    Игрушечные инструменты - это первый шаг в мир настоящей музыки. Сейчас можно приобрести самые разные музыкальные игрушки: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов. Вы думаете, это только игрушки? Вовсе нет: в подготовительных классах музыкальных школ из таких игрушек составляются целые шумовые оркестрики, в которых малыши самозабвенно дуют в дудочки, стучат в барабаны и бубны, подстегивают ритм маракасами и играют первые песенки на ксилофоне... И это их первый настоящий шаг в мир музыки.

    Виды музыкальных инструментов

    В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые , а еще язычковые . Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

    Духовые

    В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

    Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные . Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог... - представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

    Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) - типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон - король джаза.

    Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков - натуральный звукоряд. Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей - клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных). Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон - примеры свернутых труб.

    Струнные

    Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов - одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом - так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли... и хорошо знакомая нам гитара.

    Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня - щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас - смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

    Клавишные

    Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано - инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного "пианино". Старший брат пианино - да что там брат - король! - так и называется: рояль . Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

    К клавишным относится и самый большой - и один из самых древних! - музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи...

    Ударные

    Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука...) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!

    Язычковые

    А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок - основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган . К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель - губная гармоника .


    губная гармоника

    На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа .

    В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами . Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже... играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу. :)

    Разделение инструментов на эти группы - всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные... Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.

    Какими бывают духовые инструменты

    Согласно существующей классификации духовые инструменты делятся на медные и деревянные. Основная разница между ними состоит в особенностях звукоизвлечения. У деревянных духовых звук зависит от колебаний воздуха, поступающего в полую трубку с тростью. Высота звука регулируется открыванием или закрыванием отверстий. У медных инструментов звук подается исполнителем через мундштук, а управляется системой специальных вентилей. К деревянным инструментам относят флейту, кларнет, гобой, фагот и саксофон.

    Группа медных включает в себя валторну, корнет, тромбон, трубу и тубу. На протяжении истории духовые инструменты видоизменялись, пока не обрели современные формы. В связи с этим существующее деление на деревянные и медные группы не имеет под собой иной почвы, кроме звукоизвлечения. Например, сейчас практически все флейты и саксофоны изготавливают из металла, а в гобоях и кларнетах нередки пластиковые детали.

    Место в оркестре

    У каждой группы духовых инструментов есть свое предназначение. В оркестровой росписи они чаще всего выступают в качестве аккомпаниаторов. Их музыкальные партии поддерживают, усиливают и придают разнообразие звучанию как струнных, так и всего оркестра. Впрочем, как во всяком правиле, и здесь есть исключения.

    В классике можно услышать сольные партии флейты, гобоя либо кларнета. А в джазе саксофон и труба – признанные солисты. В оркестре медные духовые размещают на заднем плане, рядом с ударными, чтобы сила их звучания не заглушала остальные инструменты. А деревянные духовые находятся сразу же за струнными инструментами.

    Самый известный духовой инструмент

    Конечно же, это флейта. В переводе с итальянского «флейта» означает «дуновение», и это определение как нельзя лучше подходит ее мелодичному, с легким подсвистом, пению. История флейты насчитывает не одно тысячелетие, а прародителем инструмента была, скорее всего, обыкновенная свистулька. Уже в Древнем Египте флейта обрела почти современный облик: деревянная, богато украшенная и, что интересно, с фаской (скошенным краем, в который ударяется воздух). Тогда же стали различать два основных типа инструмента: прямую (блок флейту) и поперечную. Пожалуй, ни один духовой инструмент не имеет такого разнообразия видов.

    Вот лишь некоторые из них: окарина (глиняная свистковая флейта), пан-флейта (флейта с несколькими трубками),свирель (русская флейта с двумя трубками),дудук (армянская флейта с двойной тростью), вистл (кельтская продольная флейта).

    Звучи! Сложно представить себе музыку без духовых инструментов. Музыкальному произведению они дарят мощь и проникновенность звучания, возможность отобразить малейшие нюансы настроения. И если рев труб способен оглушить, то тихая мелодия флейты любого заставит заслушаться.

    Валто́рна (от нем. Waldhorn - «лесной рог», итал. corno, англ. French horn, фр. cor) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Диапазон валторны по действительному звучанию - от H1 (си контроктавы) до f² (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду. Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом - на кварту ниже действительного звучания (ранее нотировались без ключевых знаков). Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте - в среднем и верхнем.

    Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте) и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).

    В
    а́гнеровская ту́ба
    (нем. Wagnertuba, англ. Wagner tuba, итал. Tuba wagneriana или Tuba di Wagner, фр. Tuba wagnerien; название происходит от имени композитора Рихарда Вагнера) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра, объединяющий в себе конструктивные особенности валторны и тубы. Название «вагнеровская туба» не совсем верно, поскольку по конструкции этот инструмент ближе к валторне, к тому же в нём используется валторновый мундштук, поэтому в абсолютном большинстве случаев играют на нём профессиональные валторнисты. Правильнее классифицировать его как разновидность валторны. Однако существующее название сложилось исторически сразу в нескольких европейских языках. По звучанию вагнеровская туба напоминает эуфониум, поэтому при отсутствии этого инструмента в оркестре эуфониум нередко её заменяет.

    Изобретение этого инструмента приписывается Рихарду Вагнеру, впервые применившему его в своих произведениях. Предположительно в конструировании вагнеровской тубы поучаствовал также изобретатель саксофона Адольф Сакс. Вагнеровская туба используется композиторами довольно редко. Наиболее известные музыкальные произведения с участием этого инструмента - тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», симфонии Антона Брукнера № 7, 8 и 9, балет Игоря Стравинского «Петрушка», оперы Рихарда Штрауса «Электра» и «Женщина без тени», а также его «Домашняя симфония».

    Труба (натуральная) , несмотря на свою многовековую историю, инструмент очень молодой. Однако это действительно так! Труба – дитя технического прогресса, ее изготовление связано с обработкой металла и первые инструменты, которые можно называть трубой, появились приблизительно в 3600 году до нашей эры – в Бронзовом веке.

    Известны египетские трубы времен правления фараона Тутанхамона (1500 год до нашей эры), римские трубы: лур, корну, литуус, букцина. Каждый виток прогресса неизменно отражался на качестве и форме изготовляемых труб. Менялась толщина листа металла, из которого делался инструмент, улучшалось качество пайки соединений, менялся и сам металл, из которого изготавливалась труба (бронза, серебро, медь). Естественно, имело место и многообразие форм инструмента. Главным оставалось одно – назначение трубы. Веками ее использовали в свитах правителей и как сигнальный инструмент в войсках.

    Наконец, к началу XVII века, труба обрела иные качества и форму. Такой ее знали и для такой писали композиторы от Монтеверди и Перселла, до Мендельсона и Берлиоза. (Первые упоминания об инструментальных мастерах, таких как Шнитцер в Германии, относятся приблизительно к 1590 году.) На протяжении двух последующих веков форма трубы почти не будет меняться. Этот инструмент теперь мы называем натуральной трубой. Звуки на ней извлекаются передуванием и строятся по обертонам. Из-за большой длины инструмента нижняя (педальная) нота была расположена в большой октаве, и от восьмого обертона можно было использовать гаммообразные пассажи.

    “Золотым веком” натуральной трубы был век XVII. Натуральная труба блистает в творчестве таких мастеров как Г. Перселл, А. Скарлатти, А. Вивальди, Г.Ф. Телеманн и достигает вершин в музыке Г.Ф. Генделя и И.С. Баха. Роль трубы в музыке того времени двояка. Во-первых, труба остается сигнальным инструментом и группа труб (как правило, три исполнителя) вместе с литаврами создают праздничное, призывное звучание. Во-вторых, композиторы используют верхний регистр солирующей трубы для подвижных фраз и юбиляций (например, в сонатах Г. Перселла и А. Корелли, концертах А. Вивальди, Г.Ф. Телеманна, Бранденбургском концерте № 2 И.С. Баха) и блестяще сочетают его с солирующим голосом (шесть арий А. Скарлатти, арии из кантат И.С. Баха и ораторий Г.Ф. Генделя). Труба вступает в соревнование с голосом на равных. Увы, такие соревнования были не всегда удачны для трубачей. Вспомним фильм “Кастрат Фаринелли” о знаменитом виртуозе-певце, где есть сцена на рыночной площади, когда Фаринелли вступает в соревнование с трубачом и побеждает его, оказываясь виртуозней.

    История сохранила нам имена трубачей того времени. Это Джироламо Фантини, автор восьми сонат для трубы и “Modo per impare a sonare di tromba” – первой опубликованной школы игры на трубе, Д. Шор, И. Кларк, для которых исали Г. Перселл и Г.Ф. Гендель, а также Иоганн Готфрид Рейхе из Лейпцига – первый исполнитель музыки И.С. Баха. Конец XVIII века дает старт тем техническим изменениям, которые привели трубу к ее сегодняшнему виду и качеству. Исполнители нуждались в хроматическом инструменте, а композиторы стали использовать в своих сочинениях все более и более сложные сочетания тональностей. На первой хроматической трубе (сообщение о ней датируется 1793 годом) были установлены клапаны на манер флейтовых и кларнетовых. Хотя в дальнейшем эта новация не получила развития, так как при открытых клапанах труба проигрывала в звучании, клапанная труба увековечена в концертах И. Гайдна (1798) и И.Н. Гуммеля (1803), написанных по заказу венского трубача Антона Вейдингера (1766-1852). Эти концерты до сих пор являются самыми популярными в репертуаре трубачей. Эксперименты продолжались. Практический смысл их сводился к тому, чтобы с помощью каких-либо механизмов удлинять трубку инструмента, понижая, таким образом, ноты натурального звукоряда. Не стоит думать, что на время этих поисков натуральная труба сдала свои позиции. Хроматические инструменты пока проигрывали натуральным в качестве звучания и композиторам приходилось проявлять чудеса изобретательности, подгадывая побольше пауз для смены кронов или, как Г. Берлиоз и ранний Р. Вагнер, используя четыре натуральные трубы разных строев попарно.

    Т
    руба-пикколо,
    как и малая труба ре, была изобретена примерно в тоже время и с той же целью - для исполнения старинной музыки. Ее красивый, звонкий тембр и широкий диапазон позволили возродить к жизни множество красивейших сочинений старых мастеров.

    В 1884 году известный немецкий трубач Юлиус Козлек (1835-1905) после многих опытов сконструировал трубу в строе Ля с двумя вентилями,на которой с легкостью играл труднейшие партии кларино.Применив к тому же мундштук с глубокой конусообразной чашечкой,он добился необыкновенно легкого и красивого тембра звука.

    Труба-пикколо имеет 4 вентиля и 4 дополнительные кроны.Четвертый вентиль является квартвентилем,то есть понижает каждый натуральный звук на кварту.Он служит для заполнения зоны от До до Фа первой октавы,а также для выстраивания отдельных неточно интонируемых звуков. У инструмента есть дополнительная трубка для перестраивания из строя си-бемоль в ля.

    В настоящее время на ней играют с более мелким мундштуком,который позволяет легче извлекать звуки в верхнем регистре и более чисто интонировть.

    В оркестре трубу-пикколо начали использовать в 20 веке (например,Стравинский в "Петрушке",где есть известное соло трубы-пикколо).А в сольной практике при исполнении старинной музыки инструмент пользуется еще большей популярностью,чем труба Ре.

    На малых трубах и трубах-пикколо играли и играют такие замечательные трубачи,как Адольф Шербаум,Людвиг Гюттлер,Морис Андре,Уинтон Марсалис,Хакан Харденбергер и многие другие.

    Т
    руба́
    (итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) - медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

    Трубы делают из латуни или меди, реже - из серебра и других металлов. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

    По сути своей труба представляет собой длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт как длины самой трубки, так и степени расширения раструба - это кардинальным образом влияет на строй инструмента.

    Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд.

    На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов).

    Труба - правосторонний инструмент: при игре вентили нажимают правой рукой, левая рука поддерживает инструмент.

    К
    лапанный тромбон
    отличается от обычного тромбона, тем, что изменение высоты нот осуществляется тремя клапанами (похожий принцип используется и в оркестровой трубе). Эти клапаны дают исполнителю достаточно большую свободу, но зато звук клапанного тромбона уступает по своей яркости и насыщенности обычному тромбону. До середины XX века клапанные тромбоны были широко распространены в танцевальных ансамблях и театральных оркестрах, сейчас же они по большей части применяются в джаз-музыке.

    К
    орне́т
    (итал. cornetto - «рожок») или корне́т-а-писто́н (фр. cornet à pistons - «рожок с поршнями») - медный духовой музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а поршнями. Ведёт своё происхождение от почтового рожка. Был сконструирован во Франции около 1830 года.

    Объём действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы - от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы). Применяется в строях си-бемоль (in B) и ля (in A), ноты пишутся обычно без ключевых знаков, на тон или полтора (в зависимости от строя) выше действительного звучания.

    В XIX веке корнеты часто вводились в оркестр наряду с трубами. Несмотря на то, что трубы уже были хроматическими инструментами, композиторы редко доверяли им сольные и виртуозные эпизоды. Считалось, что корнет обладает бо́льшими виртуозными возможностями и более мягким тембром, чем труба. Корнеты использовались в оркестровых сочинениях Берлиоза (симфония «Гарольд в Италии»), Бизе (музыка к драме «Арлезианка»), Чайковского (Итальянское каприччио, «Франческа да Римини»). Один из самых знаменитых сольных номеров корнета - Неаполитанский танец из балета Чайковского «Лебединое озеро».

    Во второй половине XIX века корнет пользовался большой популярностью. В 1869 году класс корнета был открыт в Парижской консерватории, основателем и первым его профессором был знаменитый корнетист-виртуоз Жан Батист Арбан.

    В XX веке улучшение конструкции труб и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

    Корнет - обычный участник духового оркестра, где исполняет мелодический голос. Использовался на ранних этапах становления джаза, однако впоследствии уступил место трубе.

    В настоящее время корнет помимо духового оркестра используется как учебный инструмент и изредка в качестве солиста.

    Т
    у́ба
    (итал. из латинского tuba - «труба», англ. tuba, нем. Tuba, фр. tube) - широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти XIX века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром, звук тубы трудно интонируемый. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно используется в духовых оркестрах, сравнительно реже в различных джазовых и эстрадных оркестрах и ансамблях. В качестве сольного инструмента туба выступает сравнительно редко.

    В симфоническом оркестре применяется, как правило, одна, реже две или три тубы. Туба обычно играет роль баса в группе медных инструментов. В партитуре партия тубы пишется ниже других инструментов этой группы, часто на одной строчке с партией третьего тромбона.

    Благодаря механизму вентилей туба является достаточно технически подвижным инструментом (что не относится, однако, к самым крайним регистрам), однако в быстрых гаммообразных диатонических и хроматических пассажах, а также в арпеджио интонация тубы становится невнятной.

    Стаккато на тубе звучит достаточно отчётливо, хотя и несколько грузно. Оно лучше получается в форте, чем в пиано.

    На тубе применяются вентильные трели, кроме того, возможно извлечь несколько трелей губами в верхнем регистре.

    Из-за довольно внушительного веса инструмента исполнители довольно редко играют стоя, используя при этом поддерживающий ремень или, иногда, и целую систему из них. Обычно игра на тубе стоя - вынужденная мера, вызванная тем, что оркестр играет в движении (на марше). В прочих ситуациях, когда оркестр играет стоя, не редки случаи, когда тубисты остаются сидеть: поскольку они обычно размещаются в самом дальнем ряду оркестра - это не портит внешний вид оркестра по фронту.

    Для тубы созданы разнообразные сурдины. Но из-за «молчаливого протеста», что исполнителям приходится носить и без того нелёгкий инструмент, музыканты, в своём большинстве, бойкотируют использование сурдин.

    Э
    лектрогитара
    - разновидность гитары с электрическими звукоснимателями, преобразующими колебания металлических струн в колебания электрического тока. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и затем усилен для воспроизведения через динамики. Само слово «электрогитара» возникло от словосочетания «электрическая гитара», но многие об этом забывают, ошибочно называя её «электронная гитара».

    Некоторые считают, что электрогитары изготовляются из пластика или металла, но на самом же деле они делаются как правило из дерева. Самые распространённые материалы - ольха, ясень, махагони (красное дерево), клён. В качестве накладок на гриф применяют палисандр, чёрное дерево и клён.

    Наиболее распространены шестиструнные электрогитары. Классический строй шестиструнной гитары аналогичен строю акустической гитары: ми си соль ре ля ми (E B G D A E). Достаточно часто используется строй «dropped D», в котором нижняя струна настраивается в ре (D) и более низкие настройки (Drop C, Drop B), которые используют в основном гитаристы металла и альтернативной музыки. В семиструнных электрогитарах чаще всего дополнительная нижняя струна настраивается в си (B). Восьмиструнная гитара - электрогитара с дополнительными 7 и 8 струнами для экстремально тяжёлой музыки. Впервые сделана на заказ и использована шведской метал-группой «Meshuggah». Благодаря популярности этой группы, для любителей подобной музыки выпущена первая серийная 8-струнная гитара, Ibanez 2228.

    Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1951 году) и Stratocaster (1954) компании Fender, а также Les Paul (1952) компании Gibson. Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний, которые производятся другими компаниями. Многие современные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, впоследствии такие фирмы как Rickenbacker, Ibanez, Jackson, Yamaha, Hamer (англ.), B.C. Rich, ESP, Schecter и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.

    Бас-гитара - струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже - сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространённых басовых инструментов.

    Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель, играющий на бас-гитаре - бас-гитарист или басист.

    Основная область применения бас-гитары - современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары - бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.

    Звучит бас-гитара на октаву ниже обычной. Она полностью симметрична (то есть каждая следующая открытая струна отстраивается на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырех басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже (настройка бас-гитары совпадает с настройкой контрабаса). Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары в классическом строе составляет чуть более трёх октав - от ми контроктавы до соль первой октавы.

    В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

    Большие размеры;

    Увеличенная мензура (864 мм (34") против 650 мм у классической гитары);

    Более толстые струны;

    Уменьшенное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

    Исторически бас-гитара впервые появилась в виде электробаса и только затем был создан акустический вариант, в отличие от гитары, где все было наоборот - сначала возникновение акустической гитары, а затем преобразование её в электрогитару.

    И
    нструмент, ведущий свой род от старинной цитры, предстаёт перед нами в одном из самых искусных профессиональных воплощений.

    Венгерские цимбалы и по сей день встречаются главным образом в венгерских цыганских ансамблях, где на них виртуозно играют музыканты, одетые в национальные костюмы.

    В конце XIX века, когда появилась концертная версия венгерских цимбал, инструмент всё ещё считался этническим, народным, несмотря на то, что к нему обращался маэстро Ференц Лист.

    Ситуацию переменили выдающиеся представители венгерской композиторской школы Бела Барток и Зенон Кодай. Позднее к ним присоединился Игорь Стравинский, который никогда не упускал возможности для эксперимента с каким-либо новым звучанием. Индивидуальный тембр и стиль венгерских цимбал украсили и разнообразили музыкальную ткань его сочинения Байка про лису.

    Ци́тра (нем. Zither) - струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 30 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4-5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектром, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения, на них играют остальными пальцами.

    Выделяют различные виды цитр: дискант-цитра, басовая цитра, концертная цитра и др. Общий объем группы - от соль контроктавы до ре четвёртой октавы. В оркестровых произведениях цитра чаще всего солирует.

    Цитра известна в Западной Европе с конца XVIII века, в России появилась во второй половине XIX века. Аналогичные инструменты древнего происхождения встречаются у многих народов. Так, цитры были распространены в Китае и на Ближнем Востоке.

    К
    о́то
    (яп. 琴) или японская цитра - японский щипковый музыкальный инструмент. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и лютней сямисэном относится к традиционным музыкальным японским инструментам.

    Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь).

    История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезён в Японию из Китая в период Нара (710-793 гг. н. э.) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку (雅楽). Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения. Одной из самых известных пьес написанных специально для кото является созданная в XVII веке слепым мастером Яцухаси Кэнгё композиция «Рокудан-но сирабэ» (яп. 六段の調べ, «Музыка шести ступеней»).

    На кото играют с помощью накладных ногтей-медиаторов (котодзумэ, яп. 琴爪), надевающихся на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Лады и тональности настраиваются с помощью струнных подставок (мостов) непосредственно перед началом игры.

    Игра на кото является одним из традиционных японских национальных видов искусства, получивших распространение, прежде всего, при императорском дворе. Однако и сегодня этот инструмент пользуется большой популярностью. Благодаря своей пластичности кото находит применение в современной японской музыке и способствует её развитию.

    В настоящее время существует два основных типа инструмента:

    Семиструнный «кин» длиной 1 м - используется как соло-инструмент;

    и «со» - длиной от 1,80 до 2,00 м, с числом струн от 13 и выше - используется как оркестровый инструмент.

    Г
    итара Торреса.
    Этот тип гитары производился с 1852 года испанским мастером по имени Антонио де Торрес Хурадо, жившим Альмерии.

    Гитара Торреса являлась стандартной основой для создания современной классической гитары. Торрес увеличил размеры корпуса гитары и заново спроектировал элементы внутренней конструкции, что заметно улучшило звучание инструмента.

    Эта гитара - прямой предшественник современной акустической. Название она получила в честь своего создателя - Антонио де Торреса (1817-1892). У гитары крупный корпус, особенно в нижней части. Внутри, под верхней декой, определенным образом расположены резонирующие планки, задача которых - усилить звук и улучшить тон.

    Веерная система - это набор усиливающих деку планок, на внутренней стороне деки которые веером расходятся от розетки. Она распределяет вибрации и обогащает звук инструмента. Торрес не изобрел веерную систему планок, но он её усовершенствовал. Он установил оптимальное количество (семь) веерных пружин и новый принцип их расположения. Они как бы направляют воздух в сторону слушателя.

    Подставка: Подставка Торреса была ещё одним важным шагом. С 1857 года мастер стал использовать нижний порожек (косточку) на подставке, который позволял точно подстраивать высоту струн. Струны, пройдя сквозь подставку, крепятся на ней узелками.

    Шейка: Это один из самых важных моментов в создании гитары. Тут должна учитываться толщина грифа, верхней деки, высота подставки. Торрес увеличил ширину шейки со стороны колковой коробки до 5 см, что облегчило игру левой рукой. Угол шейки определяет положение струны относительно ладов и характер звука зависит от угла натяжения струны относительно верхней деки. Гриф стал более широким и чуть более выпуклым по отношению к плоскости деки и продолжается вплоть до резонаторного отверстия, совпадающего с 12 ладом

    Материалы: Он уделяет особое внимание выбору древесины для верхней деки, но не слишком озабочен выбором материала для косметических элементов. Кроме того, он использовал кипарис, клен, палисандр и другие породы дерева для нижней деки и обечаек, без особых предпочтений. Сам Торрес работал со слишком тонкой древесиной. Это делало гитару более живой, но, возможно, более хрупкой.

    Отделка (розетки и пр.): Он делал как простые розетки, так и более тонкие и сложные, но всегда следовал контексту. Смотря за что платил клиент. Отделка большинства его гитар были простой. Если, конечно, это не касалось функциональных частей инструмента.

    Остальное: Он учитывал различные элементы - толщину и форму шейки, ширину порожка, угол колковой головки, механику, комбинацию и сочетание материалов, отделка и т.д. и т.п.

    У
    куле́ле
    (от гавайского ʻukulele [ˈʔukuˈlele]) - четырёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Появился в 1880-е годы как развитие брагиньи - миниатюрной гитары с острова Мадейра, родственной португальскому кавакиньо. Укулеле распространено на различных тихоокеанских островах, но ассоциируется прежде всего с гавайской музыкой со времён гастролей гавайских музыкантов на Тихоокеанской выставке 1915 года в Сан-Франциско. Стандартный строй - GCEA (Соль-До-Ми-Ля).

    Название переводится по одной версии как «прыгающая блоха», так как движение пальцев при игре на укулеле напоминает прыжки блохи, по другой - как «подарок, который пришёл сюда».

    Существуют 4 вида укулеле:

    сопрано (общая длина 53 см) - первый и наиболее распространенный вид;

    концертная (58 см) - чуть более крупная;

    тенор (66 см) - появилась в 20-х годах XX века;

    баритон (76 см) - самая крупная, появилась в 40-х годах XX века.

    Б
    алала́йка
    - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

    Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов).

    Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

    До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

    Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй - первая струна «соль», вторая - «ми», третья - «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

    В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас - функцию баса.

    Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

    Срок обучение на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 - 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении - 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

    Клавишные

    О
    рга́н Ха́ммонда
    - электрический орган, который был спроектирован и построен Лоренсом Хаммондом в апреле 1935 года. Изначально орга́ны Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым орга́нам, но инструмент часто использовался в блюзе, джазе, рок-н-ролле (1960-е и 1970-е) и госпеле. Широкую популярность орга́н Хаммонда обрёл в военных ансамблях во время Второй мировой войны и в послевоенные годы.

    В настоящее время (2011) торговая марка Hammond принадлежит Suzuki Musical Inst. Mfg. Co., Ltd., и назвается Hammond Suzuki Co., Ltd.

    Для имитации звуков органа, имеющего ряды трубок во множестве регистров, в «Хаммонд органе» был использован аддитивный синтез звукового сигнала из гармонического ряда. Это технологическое решение напоминает ранние модели «Телгармониума» Фаддея Кахилла, где каждый отдельный сигнал создавался механическим фоническим колесом, вращавшимся под электромагнитным звукоснимателем. Орган Хаммонда часто называют электронным органом, что, в принципе, не совсем верно. В строгом смысле, орган Хаммонда следует называть электрическим органом, так как звук в оригинальных инструментах генерируется не электронным осциллятором, а механическим фоническим колесом.

    Характерной чертой органов Хаммонда были небольшие рычажки, с помощью которых можно было различным образом микшировать разные формы сигнала. Более поздние модели инструментов имели также и электромеханическое вибрато. Характерный «щелчок», который изначально был скорее недостатком конструкции, быстро стал частью фирменного звука «Хаммонд органа». Эта особенность учитывается при создании современных копий оригинальных инструментов. При этом точная имитация звука «Хаммонд органа» на основе электронных схем достаточно сложна, так как таким образом лишь с трудом удаётся точно воспроизвести изменения фазового соотношения между фоническими колёсами.

    Динамики Лесли широко использовались в «Хаммонд органах», хотя изначально фирма «Leslie» была серьёзным конкурентом Хаммонда. Динамики «Leslie» имели вращающийся компонент для создания эффекта вибрато и очень скоро стали стандартом де-факто для органов Хаммонда, так как именно они создавали типичный «рычащий» звук.

    Модель B-3 всегда была и остаётся наиболее популярной моделью, хотя C-3 отличается лишь деталями внешнего вида. Условно «Хаммонд органы» можно разделить на две группы:

    полноразмерные органы (console organs), такие как B-3, C-3, A-100, имеющие два 61-клавишных мануала

    компактные органы (spinet organs), такие как L-100 и M-100, у которых два 44-клавишных мануала.

    У большинства «Хаммонд органов» нет полного педального блока «AGO», который значительно увеличивал стоимость и размеры инструмента (так же, как и вес: общий вес модели В3 со скамьёй и педальным блоком составлял 193 кг).

    Основные сведения Альт (альтгорн) - духовой медный музыкальный инструмент из семейства саксгорнов. Из-за достаточно тусклого и невыразительного звука сфера применения альта ограничивается духовыми оркестрами, где он исполняет, как правило, средние голоса. Диапазон альта - от A до b1 (ля большой октавы - си-бемоль первой). Видео: Альт (альтгорн) на видео + звучание Благодаря этим видео Вы


    Основные сведения Валторна (нем. waldhorn (лесной рог), итал. corno, англ. french horn, фр. cor) - духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. Происхождение Валторна произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным


    Основные сведения Геликон (от греч. helix - витой, изогнутый) - самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Геликон применяется только в военных оркестрах. Он удобен для использования в армии тем, что музыкант может играть на нём, например, сидя верхом на лошади - изогнутая трубка геликона вешается на левое плечо, и руки играющего остаются свободными.


    Основные сведения Горн (от нем. horn - рог) - духовой медный музыкальный инструмент, родоначальник всех медных духовых инструментов. Устройство Горн напоминает трубу, но в нём отсутствует вентильный механизм, отчего его исполнительные возможности резко ограничены: горн может воспроизводить ноты только в пределах гармонических созвуков. Высота звука при игре на горне может регулироваться только с помощью амбушюра.


    Основные сведения Карнай - узбекский народный духовой медный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения относящийся к медным. Широко распространён в Иране, Такджикистане и Узбекистане. Карнай представляет собой длинную, иногда более двух метров, обычно несогнутую трубу. По регистру и тембру близок тромбону. На карнае характерно исполнение боевых или торжественных сигналов. Инструмент обладает мощным и сильным звуком. В


    Основные сведения Корнет (итал. cornetto - рожок) или корнет-а-пистон (фр. cornet a pistons - рожок с пистонами) - духовой медный музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Устройство, применение Диапазон действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы - от e (ми малой октавы) до c3


    Основные сведения Почтовый рожок - цилиндрический духовой медный или латунный музыкальный инструмент с мундштуком, без клапанов или вентилей, служивший для подачи сигналов о прибытии или отправлении пешим или конным почтальоном и ставший международным символом почты. Почтовый рожок был предшественником корнет-а-пистона. Происхождение, история Почтовый рожок восходит к рогу мясников (гуртовщиков), которые, дуя в рог, оповещали о


    Основные сведения Саксгорны - семейство медных духовых музыкальных инструментов с широкой мензурой. Это хроматические инструменты овальной формы, у которых трубка постепенно расширяется от мундштука к раструбу (в отличие от традиционных медных духовых, имеющих в основном цилиндрическую трубку). Саксгорны были сконструированы Адольфом Саксом во второй четверти XIX века. Саксгорны образуют семейство, в которое входят: альт; тенор;


    Основные сведения Серпент (франц. serpent — змея) - старинный духовой медный музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Свое название получил благодаря изогнутой форме. Устройство Ствол серпента с коническим каналом без раструба, обычно с 6 пальцевыми отверстиями, обтянут кожей. Изготовлялся серпент из разнообразных материалов: дерево, медь, цинк. Имел мундштук, очень похожий на мундштуки современных медных


    Основные сведения Тромбон (итал. trombone - большая труба) - духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и