Сведения об академии. Балет или современный танец Театр студия современной хореографии

БАЛЕТ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ?

Говорим о современном танце с директором театра "Балет Москва" Еленой Тупысевой

Мария Шрамова

Уже августе фестиваль современного танца OPEN LOOK собирает лучших международных танцовщиков в Санкт-Петербурге чтобы показать самое интересное, что происходит в мире современной хореографии. Фестиваль привозит как постановки зарубежных хореографов, локальные российские труппы из Казани и Челябинска, так и труппы самых успешных российских институций, специализирующихся на современном танце, одной из которых станет театр "Балет Москва". В нашем интервью Елена Тупысева, директор театра "Балет Москва", рассказывает об особенностях существования современного танца в России и организации работы танцевальных компаний.

Excoda: За 6 лет вашего руководства театром исполнительский уровень значительно вырос. Как вы смогли привести театр к сегодняшнему уровню?

Е.Т.: Новая команда пришла в театр "Балет Москва" в июне 2012 года. Ничего здесь сложного нет. Для того, чтобы выйти из кризиса, любой организации нужная четкая программа и приоритеты. Если сформулирована миссия и есть приоритеты, которым она следует, то появляются результаты и успехи. Для этого нужно было, с одной стороны, постепенно развивать творческий потенциал труппы, с другой – постепенно приглашать интересных хореографов, как российских, так и зарубежных. Но, основное, это сформулированный план и чёткое следование этому плану.

У нас была задача стать театром-профессионалом в области современной хореографии. Для этого нами делались определённые шаги: мы приглашали в труппу различных педагогов для проведения мастер-классов, специалистов и хореографов. Например, в апреле этого года, три недели подряд наши артисты принимали участие в мастер-классах по гаге (импровизационная техника созданная Охадом Нахарином, хореографом и художественным руководителем израильской компании Batsheva Dance Company , прим.редакции). Такую уникальную возможность мы получили, благодаря Фестивалю "Золотая Маска" и образовательной программе "Институт театра" .

Excoda: Насколько сейчас осуществимо сотрудничество с зарубежными постановщиками? Учитывая политическую обстановку, и даже, если не учитывая, какие возникают трудности?

Е.Т.: Сотрудничество возможно, в этом абсолютно нет никаких сомнений. На мой взгляд, главная сложность – это экономическая, потому что курс валют очень сильно вырос за последние шесть лет практически в два раза, поэтому это требует более аккуратного планирования финансов. А с политической точки зрения – это неоднозначная история. Да, может быть не каждый согласен приехать в Россию работать, но пока что мы не сталкивались с отказом по политическим причинам. В целом, никто не вмешивается в нашу художественную политику, и хореографы за эти шесть лет ни разу не отказались от нашего предложения из-за того, что «мы из России».
Стало сложнее, потому что стало дороже. Но чтобы оставаться успешным московским театром, мы должны создавать интересный продукт. В целом законы балетного и танцевального жанра таковы: если мы хотим быть успешными и заметными, но нам нужно быть интегрированными в международную танцевальную сцену. Это один из факторов успеха любого танцевального или балетного театра. Выпускать только национальный продукт, я считаю, неправильно. Если посмотреть на европейскую инфраструктуру, я не знаю ни одного европейского театра, который бы работал только за счёт своих внутренних национальных ресурсов, как исполнительских, так и постановочных.

Excoda: Ваш театр известен тем, что у вас есть труппа современного танца и труппа балета. Как сегодня трансформируется балет в "современный танец"?

Е.Т.: Современный танец – это тот, что сформировался в XX веке, начиная с Айседоры Дункан , и так далее. В Россию современный танец пришёл в начале 90-х годов. Что касается балета, это отдельный жанр, со своей школой, со своими канонами, со своей эстетикой, со своим рынком хореографов, исполнителей и так далее. Это два разных жанра, которые отчасти иногда пересекаются. Балет во вторую половину ХХ века тоже активно занимается современной хореографией, поиском нового языка, но с учётом других исполнительских возможностей артистов. Всё-таки артист современного балета танцует балет. Это пуанты, другое тело, и другая хореография. В современном танце тоже сложившаяся инфраструктура со своим образованием и так далее.

Фотограф Василь Ярошевич

Excoda: Современный балет – он какой?

Е.Т.: Когда мы думаем о балете, мы вспоминаем классические постановки, вроде "Лебединого озера".
Нам всем нужно быть более образованными, начать разбираться в этих двух направлениях и их не путать. В Европе их не путают: есть государственные театры, которые занимаются балетом, например в Дрездене есть балетная труппа – Земпер балет. Репертуар этого театра состоит из работ современных хореографов: Уильяма Форсайта , Дэвида Доусона , Иржи Килиана и так далее, и это балет. А если взять работы, например, немецкого хореографа Констанции Макрас , то это уже не балет, это современный танец. Современный балет ищет свой язык, он опирается на иную эстетику движения. Да, он использует работу на полу, да, он стал более горизонтальным, в отличие от классического, там нет таких канонов. Есть и сюжетные балеты, такие как ставит хореограф цюрихского балета Кристиан Шпук . Но вообще, когда спрашиваешь хореографа: «Что ты ставишь: балет, современный танец, неоклассику?», они часто отвечают: "Я занимаюсь балетом или танцем сегодняшнего дня". Они не очень любят определять к какому виду танца их стоит отнести.

У нас в театре "Балет Москва" работает две труппы: труппа балета и труппа современного танца. Две труппы существуют абсолютно отдельно друг от друга, у них даже рабочий день начинается в разных залах, но публика, которая приходит на "Балет Москва" смотрит спектакли обеих трупп. Если спросить (а мы проводили такие опросы): "Что вы смотрели: труппу балета или современную труппу?", каждый второй ответит неправильно. Поэтому, я считаю, что нужно делать интересные спектакли, а дальше, можно их называть спектакли "современной хореографией", кому нужно разобраться более детально современный танец это или балет – тот разберется.

Excoda: Ваш театр, это всё-таки "театр" или "труппа"? Вы больше про "танец" или "театр"?

Е.Т.:
Для меня все это слова-синонимы. Мы - театр и результат нашей работы - спектакли. Они могут быть как с сюжетом и основываться на каком-нибудь литературном произведении, например, "Кафе Идиот" Саши Пепеляева , "Крейцерова соната" канадского хореографа Роберта Бинета , "В режиме ожидания Годо" Анастасии Кадрулевой и Артема Игнатьева , так и бессюжетные.

Фотограф Василь Ярошевич

Excoda: Ваш театр известен тем, что в нем сосуществуют две труппы: балета и современного танца. Как удаётся соблюдать баланс классики и новаторства?

Е.Т.:
Смотря, что вкладывать в понятие «классика». Мы не являемся музейным театром и не занимаемся балетом XIX века, у нас нет такой миссии и задачи. Театр «Балет Москва» возник в 1989 году, у него нет задачи заниматься прошлым. У него есть задача заниматься настоящим и будущим. Соответственно, есть исторические сцены в России: Большой театр, "Мариинский", которые занимаются музейным искусством, но при этом, они понятно должны создавать и новый продукт. А мы молодой театр и должны заниматься исключительно настоящим и будущим. А что касается музыки, да, мы используем классическую музыку, например, детский балет «Дюймовочка» создан на музыку Чайковского «Времена года» , но при этом, в эту музыку интегрированы современные сэмплы. У нас есть балет на музыку Джона Адамса , это композитор второй половины XX века, но тем не менее, это музыка уже стала классикой XX века. Наши артисты балетной труппы – все выпускники балетных академий, но помимо классического багажа, то что они наработали в академиях, они знакомы и с современными балетными техниками. У нас был в репертуаре спектакль «Весна священная» в современной труппе. Стравинский – это уже классика. Иногда современные хореографы берут классическую музыку, если она их вдохновляет, то почему нет?

Excoda: Насколько сложно регулярно давать спектакли без своей площадки? Накладывает ли отпечаток то, что у вас нет своего пространства на сами постановки?

Е.Т.:
Наши спектакли можно увидеть на трех площадках в Москве – это Центр им. Вс. Мейерхольда, Культурный центр "ЗИЛ" и малая сцена Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Как правило, спектакль играется на той площадке, на которой он был выпущен. Отсутствие своей сцены на художественный процесс и на конечный результат практически не влияет.

Excoda: Вы не планирует расширять площадки или экспериментировать с локациями? Как это делают многие сейчас: использовать какие-то урбанистические или индустриальные пространства.

Е.Т.:
Как разовые проекты, скорее. Репертуарные спектакли с определённой адаптацией, могут быть показаны в нетеатральных пространствах. Мы много с этим работаем, ежегодно выступаем в рамках проекта «Маска в городе» . Мы танцевали на Курском вокзале, в атриуме бизнес-центра «Большевик», в Третьяковской галерее на Крымском валу. Участвовали в таких проектах, как «Ночь в метро», «Ночь музеев» и так далее. Такие проекты становятся заметной частью нашей работы.

Фотограф Василь Ярошевич

Excoda: Эти выступления привлекают нового зрителя?

Е.Т.: - Я не знаю, насколько это будет «новый» зритель, но если говорить о зрителе, который уже схож с нашей целевой аудиторией, и который через эти проекты узнаёт о театре, то – да, безусловно. И мы, естественно, очень много работаем на открытых площадках, ежегодно показываем наши лучшие спектакли на "Сцене на воде" на ВДНХ, недавно приняли участие в фестивале "Толстой-уикенд" в "Ясной поляне". Фестиваль проходит под открытым небом в лесу на территории музея "Ясная поляна". Мы ежегодно выступаем в саду-Эрмитаж на дне города в специальной программе на открытой сцене, недавно танцевали на открытой сцене в Измайловском парке.

Excoda: Чем для вас интересен фестиваль OPEN LOOK?

Е.Т.:
На мой взгляд, OPEN LOOK на сегодняшний момент самый крупный фестиваль современного танца в России. Поэтому для нас важно быть в афише фестиваля, привозить наши новые работы, которые мы сделали в Москве. Наш театр третий год подряд приезжает на этот фестиваль и нам это очень важно.

Excoda: То есть, ваши спектакли – имеют больше фестивальный, нежели репертуарный формат?

Е.Т.:
Да нет. Дело в том, что гастрольная деятельность в России так организована, что возможность поехать в другой город – это выступить на фестивале , такова инфраструктура российского танцевального рынка, в отличие от Европы. Потому что там, помимо фестивалей есть возможность организовывать гастроли, когда один и тот же спектакль едет в несколько городов по цепочке. В России это развито в меньшей степени, это связано с финансами и другими факторами, поэтому мы – репертуарный театр, в отличие от европейских танц-компаний, мы как раз – исключение из правил, мы – репертуарный танцевальный театр. У нас артисты не танцуют один-два спектакля, а танцуют от четырёх до шести, причём спектакли разных хореографов. Мы существуем по законам российского репертуарного театра, мы показываем один и тот же спектакль каждый месяц на протяжении нескольких сезонов. У нас есть спектакли, которые мы выпустили 5 лет назад, которые до сих пор идут в репертуаре. А фестивали - это отличная возможность познакомить жителей других городов с нашими спектаклями.

Шоу-балет

Танцевальная программа направления Шоу-балет в Железнодорожном строится на основе таких танцевальных дисциплин, как демиклассика, фолк,contemporary, джаз, модерн, классика и расчитана для детей от 5-ти лет. Большое внимание уделяется основным танцевальным регистрам: легким полетным прыжкам и виртуозным вращениям.

Демиклассика - танцевальный стиль,полностью опирающийся на классическую балетную школу, но перекликающийся с другими танцевальными стилями: джаз, современный танец, народный танец. Элементы в своей основе остаются как в классическом балете, но они могут видоизменяться и значительно отклоняться от классических канонов, допускается импровизация, как в танцевальных элементах, так и в музыке и костюмах.

Контемпорари - современный сценический танец, который не имеет определённой формы стиля, потому что главное в нём — самовыражение.

Итогом работы групп шоу-балета всегда является - танцевальное шоу

Джаз-модерн- танцевальный стиль, который может быть разным: ломаным, кричащим, импульсивным, или наоборот, очень мягким, почти невесомым,но всегда очень эмоциональным. Джаз-модерн основа, на которой строятся композиции танцевальных шоу учеников данного направления.

Джаз-модерн

Если вы незаурядны и жаждете посредством движения выразить свое отношение к окружающему вас миру…

Если ваша душа хочет наполнить услышанную музыку движением, пластикой, красотой…

Если вы считаете, что главное в танце - владение своим телом…

Если вы мечтаете научиться двигаться так же, как артисты нашумевших мюзиклов на Бродвее или ценимых всем миром балетов М.Бежара…

Ваша стихия - джаз-модерн!

Это необыкновенной красоты танцевальное направление потрясает своей искренностью и кажущейся простотой.

Основная сложность в джаз-модерне - а равно и самое интересное в его освоении - состоит в том, что он во многом противостоит законам классической хореографии, одновременно являясь ее логическим продолжением!

Но это отнюдь не отрицание, а просто вариант! Нарушая правила земного притяжения, что возможно только в джаз-модерне, мы постигаем законы классического танца. Недаром же величайшие балерины мира не гнушались исполнять оригинальные номера в этом стиле - вспомним Майю Плисецкую!

Корни этого направления следует искать в танцевальной культуре афро-американцев. Импровизация, заложенная в самой природе афро-джаза, получает в джаз-модерне свое логическое продолжение и достигает определенного витка исторического развития.

Четкость линий, законченность движений, не отрицающие при этом плавность перетекания поз из одной в другую. Причудливость и в некоторой степени «космизм» хореографических решений отражают музыкальный замысел - вслед за музыкой, тело чутко повторяет ее прихотливый рисунок!

Много внимания в танце уделяется поиску баланса и использованию тела для создания формы в пространстве.

Важнейшая особенность джаз-танца - импровизация. Она помогает танцору отражать те изменения, которые происходят в окружающем мире (эстетические и социальные). Отличительные особенности джаз-танца -это также чувственность, эмоциональность. Душа в джаз-танце живёт вместе с телом, в одном ритме, настрое....

Блюз-джаз - медленный, чувственный и эмоциональный танец, исполняемый под блюзовую музыку. В блюз-джаз танце могут выражаться одиночество, грусть, тоска, страдание, гнев и радость, также как и любовь, страсть- любые переживания из всего спектра человеческих чувств и эмоций. Экспрессия - очень важный фактор в джаз-танце. Музыка выражается через драматические грандиозные движения.

Современный джаз - танец предлагает неограниченные возможности, требуя от исполнителей творчества и индивидуальности. Кто-то хочет развлекаться, кто-то стремится передавать таинственные, непостижимые жизненные перипетии, третьих увлекает чистое движение, композиция, ритм.... Сегодняшний джаз-танец - это жёсткие ритмы, эмоциональный напор, даже некоторая агрессия. В нём присутствуют элементы хип-хопа, брейка, рэпа, фанка. Танцевальные фигуры сочетают сложные переводы рук и замысловатые движения тела, укладывающиеся в интенсивный ритм музыки. Ломаные движения, асимметричные фигуры, эффектные броски на пол - танец зависит от музыки и фантазии хореографа. Движения джаз-танца вперёд идёт через использование различного материала: этнический танец, балет, степ, а также уличные стили. Современный джаз-танец уничтожает границы между ними, соединяя воедино все стили, формы, направления.

Создателями джаз-танца считаются африканцы и афро-американцы. Импровизация заложена в самой природе афро-джаза, с помощью которого человек выражает свои эмоции и настроение. Движения четкие, законченные. Тело чутко повторяет прихотливый рисунок музыки! Акцент шага делается не на отталкивании, как в балетных прыжках - наоборот, импульс движения направлен к земле..

Джаз-модерн - основа эстрадного танца. Модерн берет свое начало в классической хореографии, всё внимание в нем - на поиске баланса и использовании тела для создания формы в пространстве.

Трансформация джаз-танца в танцевальный театр и сочетание профессиональной техники и хореографии создали модерн джаз-танец. Модерн джаз-танец бросает вызов современному танцевальному языку, на котором говорит вся Европа.

Контемпорари

Контемпорари — одно из новых направлений современного танца, который сочетает в себе как элементы западного танца (классический танец, джаз-модерн), так и восточное искусство движения (цигун, йога, тайцзи цюань). Причём это тот танец, который не имеет определённой формы стиля, потому что главное в нём — самовыражение.

Контемп содержит в себе элементы балета, но балет — это форма повествования истории, мёртвая, застывшая материя, контемп — поиск ответов на свои вопросы. А поэтому, у каждого человека свой танец. Если классический танец — это строгие формы выражения, то в контемпорари происходит чередование напряжённых мышц с резким сбросом, расслаблением, резкие остановки, падения и подъёмы, работа с дыханием. Очень много движений происходит на полу. Танцор следует не какому-то четкому сценарию, а слушает голос своего тела, которое выражает глубокие эмоциональные переживания. И поэтому не бывает двух одинаковых танцев, даже у одного и того же танцора, даже, если он танцует с кем-то в паре.

Ещё одной отличительной особенностью данного стиля является то, что он танцуется босиком.

Овладеть данным стилем может любой. Для этого не требуется специальная подготовка. Главное — научиться понимать голос своего тела. А танцевать можно контемп под любую музыку.

Отсутствие рамок позволяет полностью раскрыть себя, дарит потрясающие физические возможности и незабываемые ощущения. Человек начинает с большим уважением и любовью относиться к себе, как к личности, к своему телу, к окружающему миру.

Особое внимание во время танца уделяется также:

  • Освобождению от мышечных зажимов,
  • Расслаблению и освобождению суставов,
  • Выстраиванию позвоночника,
  • Налаживанию связей между центром тела и его конечностями.

Во время танца необходимо следить за:

  • дыханием,
  • осознанием своего тела,
  • перемещением своего тела в пространстве,
  • качеством движения, скоростью и силой движения.

Контемпорари — это интеллектуальный танец, который позволяет сбалансировать состояние тела, психики и души. Благодаря такой гармонии улучшается не только настроение, но и самочувствие.

Некоторые духовные практики предлагают уделять телу, как можно меньше внимания, считая его незначительным из-за его временности. Контемпорари же показывает, насколько важно научиться понимать своё тело, поскольку оно проявляет глубокие внутренние переживания психики и души. Научившись слушать своё тело через танец, человек начинает понимать, в чём могут заключаться потребности души в настоящий момент времени.

Данный стиль возник на Западе в 60-х годах XX века. В России он появился в 80-х годах. Пионерами данного стиля явились: Isadora Duncan, Francois Delsarte, Emilie Jaques-Dalcroze, Merce Cunningham, Martha Graham, Rudolph von Laban, Jose Limon и Marie Rambert.

В контемпорари не думают о гармонии, идеалах красоты и пропорциональности, это танец дисгармонии, отсутствии эталонов, отсутствие продуманной сюжетной линии. И каждый танцор здесь является главным героем, выражающим всю свою гамму чувств и эмоций.

Контемпорари-дэнс может стать грандиозной обучающей программой для "работы" с миром. Каждый танец — это новый урок, который приносит новые знания и удовольствие от обучения.

Источник http://samopoznanie/schools/kontemporari

Для записи на занятия, заполните форму ниже, выбрав удобный адрес для занятий и нужное направление

На портале Dance.Firmika.ru собрана информация о том, где можно записаться на занятия современной хореографией в Москве: адреса и телефоны танцевальных школ и студий танцев, цены на наиболее востребованные направления, отзывы учеников. Для большего удобства в использовании портала и поиске школы танцев мы предлагаем воспользоваться удобным фильтром по районам и станциям метро. Наглядные таблицы помогут сравнить стоимость занятий и тренировок в разных танцевальных студиях города, выбирая оптимальный по цене вариант.

Вся современная хореография - это один огромный вызов устоявшимся нормам и техникам танца, сформированным в далеком прошлом. В сторону отметаются строгие требования к исполнению, и танцоры вооружаются только умением чувствовать и слышать музыку, и желанием показать зрителю свои переживания. Какие стили входят в современную хореографию, где можно посетить занятия для взрослых, и сколько может стоить обучение для начинающих в центрах и студиях Москвы?

Особенности стиля

Основоположниками и вдохновленными личностями зародившими современную хореографию были Мери Вигман (ученица Эмиля Жак-Далькроза) и Айседора Дункан. Главной нитью в танце они считали свободу от условностей, устоявшихся требований к технике и балетным движениям. Год за годом они соединяли в танце балет, йогу, характерные этнические элементы, работу со светом и тканью.

Одни из самых популярных представителей современной хореографии это:

  • Контемпорари-дэнс ("контемп" на танцевальном сленге) - это не совсем танец, скорее небольшое театральное представление, в котором главным инструментом танцора являются свободные движения. Для контемпа характерно привлечение в танец декораций, размашистые акробатические трюки или поддержки, он не является строго парным танцем.

  • Джаз-модерн сочетает в себе совершенно разные, на первый взгляд стили: балет, хип-хоп и сам джаз. В нем недостаточно технически хорошо исполнить связку из движений с плавными и пластичными переходами, необходимо пропустить идею своего номера через призму своих ощущений, показать свои эмоции и переживания зрителю.

Современная хореография может казаться странной и очень трудной, требующей огромной физической подготовки для исполнения, но никого не оставляет равнодушным.

Как проходят уроки?

Занятия проводятся три-четыре раза в неделю. Тем, чьи будни занимает работа будет полезно изучить расписание и подобрать наиболее подходящий для обучения вариант. Перед тем, как сделать окончательный выбор в пользу конкретной школы, необходимо изучить также и отзывы других учеников.

Одежда для занятий

Для занятий хорошо подойдут облегающие спортивные костюмы, балетки или кеды. Ткань должна хорошо впитывать влагу и не стеснять ваших движений во время выполнения как разминки, так и акробатических трюков.

Цены на занятия в студиях и школах Москвы

Стоимость одного занятия колеблется от 275 до 600 рублей. Танцевальные студии предлагают услугу покупки абонемента на четыре (чаще восемь) занятий, стоимостью от 2400 до 3000 рублей.

Студия образована в 1992 году. С 1992 года руководителем студии современной хореографии "ОЛИМП"является Соминская Елена Валентиновна. Педагог высшей категории, Обладатель премии Правительства Москвы "Грант в области образования" 2004, 2013 гг. Член Международного танцевального совета ЮНЕСКО. Лауреат и обладатель специальных призов Всероссийских и Международных конкурсов "За лучшую балетмейстерскую работу. Член экспертного совета Всероссийских конкурсов по хореографии. Педагоги студии: Антонова Татьяна Александровна, педагог высшей категории по классическому танцу. Чашина Елена Игоревна, педагог высшей категории по современному танцу.

В студии занимаются дети с 9 до 18 лет. Подготовительным отделением к студии "ОЛИМП" является студия детского танца "Точка взлёта"(Руководитель Чашина Елена Игоревна - выпускница студии "ОЛИМП", ученица Соминской Е.В.), в которой занимаются дети с 3 до 8 лет. Студия современной хореографии "ОЛИМП" является обладателем приза Департамента образования "Девочка на шаре", лауреатом и обладателем звания "гран-при" всероссийских и международных конкурсов по хореографии.

Для постоянного повышения уровня мастерства, воспитанники студии регулярно принимают участие в лабораториях и мастер-классах ведущих специалистов в области современной хореографии. Студийцы, также, часто выезжают на различные конкурсы в города России.

Программы обучения студии «ОЛИМП:

  1. «Джаз-модерн танец. Радость познания», базовый уровень (педагоги - Соминская Е.В., Чашина Е.И.)
  2. «Джаз-модерн танец. Радость танца» (Педагог - Соминская Е.В.)
  3. «Джаз-модерн танец. Радость творчества», углубленный уровень (Педагог - Соминская Е.В.)
  4. «Физическая подготовка танцора», базовый уровень (Педагог - Соминская Е.В.)
  5. «Классический танец для начинающих», базовый уровень (Педагог - Антонова Т.А.)
  6. «Классический танец», углубленный уровень (Педагог - Антонова Т.А.)
  7. «Классический танец для совершенствующихся», углубленный уровень (Педагог - Антонова Т.А.)
  8. «Актерское мастерство», базовый уровень (педагог - Чашина Е.И.)
  9. «На пути к танцу», углубленный уровень (Педагоги - Антонова Т.А., Соминская Е.В.)


Воспитанники занимаются в студии по программам комплексно.

Программы «Классический танец для совершенствующихся» и «Джаз-модерн танец. Радость творчества» считаются профильными. Воспитанники, прошедшие обучение по этим программам, имеют возможность поступать в ВУЗ по специальности «хореография».

За 2018-2019 года студия «ОЛИМП» 6 раз завоевывала звание «гран-при» на всероссийских конкурсах по хореографии, в том числе стали Лучшим коллективом на закрытом Грантовом конкурсе «Кубок победителей» по версии Культурного фонда «Алые паруса».





Соминская

Елена Валентиновна

руководитель студии

Антонова