Что представляют собой главные герои народного эпоса. Герои эпоса. Отношение народа к богатырю

Основные черты русского героического эпоса были представлены былинами.

Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – «былины» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И.П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего времени».

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

50-пушечный парусно-винтовой фрегат «Илья Муромец» и чертеж его парусности Бомбардировщик Ту-160 «Илья Муромец»

Илья Муромец (бронепоезд, 1941) Илья Муромец - речной круизный трёхпалубный теплоход.

Россия, г. Муром. Скульптор: В.Клыков. Открыт в 1998 г. Высота памятника вместе с постаментом составляет 17 метров. В Окском саду, где любят гулять жители Мурома, стоит богатырь с мечом в руке. А вокруг высятся вековые деревья – дубы и вязы. Далеко внизу виднеется Ока, похожая на гладкую ленту. Народные сказания гласят, что Илья Муромец – непобедимый воин, готовый помериться силушкою богатырской с любой нечистью. За подвиги свои великий богатырь был причислен к лику святых.

29 мая во Владивостоке открыли памятник Илье Муромцу. С кульптором памятника Илье Муромцу был Константин Зимич.

Памятник Илье Муромцу в городе Екатеринбург.

Проект памятника "Илья Муромец и Соловей-разбойник" г. Брянск, 2010 г.

Живопись Илья Муромец - персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри» , под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье» «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» - картина В.П.Верещагина, Илья Муромец - картина Николая Рериха, «Илья Муромец освобождает узников», Илья Муромец и голь кабацкая, «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» - картины Константина Васильева.

Иллюстрация к былине «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром».

Добры́ня Ники́тич - второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена Настасья, дочь Микулы Селяниновича. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня - самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.

Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой (уступая в этом отношении одному только Илье Муромцу). Но в одном отношении Добрыня превосходит всех богатырей: он отличается «вежеством», то есть учтивостью и дипломатичностью. Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря. В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня. Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, - его роль как змееборца и свата. В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.

Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области, о чём свидетельствует новгородское предание о змияке. Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыни Никитиче в отъезде - не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос, когда он вошёл в репертуар скоморохов.

Былина о Марине - переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке. Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это - песнь о добром молодце и реке Смородине. Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае.

По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них (№ 14-19 по составленному Азбелевым указателю). 14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем 15. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну) 16. Добрыня и Маринка 17. Добрыня и Настасья 18. Добрыня и Алёша («Добрыня в отъезде», «Добрыня на свадьбе своей жены») 19. Добрыня и Василий Казимирович По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками (особенно популярны № 15, 18, 19, 24). Сюжеты № 16 и 17 известны в единичных записях. Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае Ивановиче (№ 23 и 24 по составленному Азбелевым указателю ). 23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем 24. Дунай Иванович - сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)

Добрыня Никитич - остров архипелага Норденшельда. Добрыня Никитич (Ребуншири) - гора хребта Грозный на острове Итуруп Большой Курильской гряды С именем богатыря Добрыни связывают происхождение названия Добрынина острова. «Добрыня Никитич» - российский ледокол британской постройки. Портовый ледокол типа «Добрыня Никитич» - проект советских кораблей. «Добрыня Никитич» - прежнее название речного пассажирского теплохода «Прикамье», относящегося к типу «Родина». Изобразительное искусство Виктор Васнецов изобразил Добрыню в своих картинах «Богатыри» и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918). Художник В. П. Верещагин написал картину «Бой Добрыни со Змеем Горынычем» для дворца великого князя Владимира Александровича, ныне Дом ученых в Санкт-Петербурге. И. Я. Билибин создал картины «Бой Добрыни со Змеем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну». «Битва Добрыни Никитича со Змеем» - картина Константина Васильева.

Добры́ня Ники́тич - остров архипелага Норденшельда. Административно относится к Таймырскому району Красноярского края России.

Добрыня Никитич (Ребуншири) - гора хребта Грозный на острове Итуруп Большой Курильской гряды

Виктор Васнецов изобразил Добрыню в своих картинах «Богатыри» и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918). Художник В. П. Верещагин написал картину «Бой Добрыни со Змеем Горынычем» для дворца великого князя Владимира Александровича, ныне Дом ученых в Санкт-Петербурге. И. Я. Билибин создал картины «Бой Добрыни со Змеем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну». «Битва Добрыни Никитича со Змеем» - картина Константина Васильева.

В 1818 оду композиторы Катерино Кавос и Фердинандо Антонолини написали оперу «Добрыня Никитич, или Страшный замок». Персонаж оперы- фарса А. П. Бородина «Богатыри». Персонаж оперы Александра Серова «Рогнеда» В 1901 году композитор Александр Гречанинов написал оперу «Добрыня Никитич».

Эпизодическая роль в фильме « Илья Муромец ». В 1965 году на студии « Союзмультфильм » был создан мультипликационный фильм « Добрыня Никитич ». Анимационная студия «Мельница» при содействии кинокомпании СТВ выпустила полнометражные мультипликационные фильмы « Добрыня Никитич и Змей Горыныч » (в 2006 году) и « Три богатыря и Шамаханская царица », юмористически обыгрывающие образы из русских былин и сказок. В мультфильме «Князь Владимир» , присутствует исторический Добрыня - родной дядя князя Владимира. В 2011 году в прокат вышел фильм « Реальная сказка », где Добрыню сыграл Павел Климов.

Алёша Попович - фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. В украинских думах также встречается персонаж Алексий Попович . всего 53 сюжета героических былин, Алёша Попович является главным героем двух из них Кроме того, Алёша играет важную роль в популярной былине « Добрыня на свадьбе своей жены» (« Добрыня в отъезде», « Добрыня и Алёша» - № 18 по указателю Азбелева). Здесь Алёша - персонаж отрицательный. Как лицо общеизвестное, Алёша часто упоминается и в других былинах, обычно с указанием на его недостатки.

Алёша Попович - сын ростовского попа Леонтия. Алёшу Поповича считают своим земляком и в Пирятине (Полтавская область). о местному преданию, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу. Тарас Шевченко в один из своих приездов в Пирятин написал думу об Алёше Поповиче. Образ Алеши в Былинах

Происхождение образа

«Алёша Попович» назывался одно время пароход Володарский Художественная литература В 1801 году Николай Радищев издал поэму «Альоша Попович, богатырское песнотворение». Баллада А. К. Толстого «Алёша Попович» Изобразительное искусство Персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри» . «Алеша Попович» - картина Василия Верещагина, написанная для дворца великого князя Владимира Александровича (ныне Дом ученых в Санкт-Петербурге). "Алёша Попович" - эскиз Ивана Билибина. «Алеша Попович и красна девица» - картина Константина Васильева. Алеше Поповичу посвящена лубочная картина «Сильный богатырь Алёша Попович»

Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулине).

Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п.

Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём.

www.allbest.ru www.ru.wikipedia.org www.yandex www.byliny.ru images. yandex .ru www.coolreferat.com www.russianplanet.ru www.trip-guide.ru vbryanske.com


Эпос (от греч. «слово, повествование») отражает историческое прошлое, народную жизнь.

В эпосе сталкиваются человек и общество. К эпосу относятся: сказка, басня, рассказ, очерк, поэма, повесть, роман, эпопея.

Общая черта – объективно - повествовательный характер.

Отличительная черта – жизнь предстает с разных сторон, в различные моменты. Герой эпического произведения – обобщенный образ. Как правило, у героя был прототип – конкретный человек.Эпос важнейший и единственный свидетель далекой эпохи, сохранившей народную память. Он восходит к древнейшим мифам и отражает мифологическое представление человека об окружающей действительности.Он возник в устной форме в поколении сказителей, оброс образами, сюжетами, а затем был закреплен в книжной форме. Каждый переводчик довел до нас эти произведения по своему. Т.е. эпос – результат коллективного творчества, поэтому авторства нет, кроме «Иллиады» и «Одиссеи» Гомера. В жанрах малой эпической формы (басня, сказка, рассказ, очерк) – показывается один эпизод из жизни героя.

В жанрах средней формы (повесть) – представлен целый ряд эпизодов, т.е. период жизни. Большая эпическая форма (роман, эпопея, поэма) – раскрывают жизненный путь, характер героя.

Основная тема Древнего эпоса – жизнь рода, ключевые моменты его истории.Современная эпопея – это индивидуальное творчество. Но и сейчас герой выполняет патриотический долг. Героические песни и сказания породили жанр поэму. Выдающиеся памятники героического эпоса:

I. Шумерский – «Сказание о Гильгамеше» 1800г. до н.э.

II. Индийский – «Махабхарата» 1000 лет до н.э. – битва 2х родов за господство в царстве в верхней части реки Ганг.

III. Рыцарский эпос

«Беовульф» – Англия

«Повесть о Нибелунгах» – Германия

«Песнь о моем Сиде» – Испания

«Старшая Эдда» - Исландия

«Песнь о Роланде» – Франция

«Калевала» - карело-финский эпос

Былины Владимиро-киевские и Новогородские

«Олонхо» – сказания якутского народа.

Нартский эпос Кавказских народов (доблестное племя)

«Давид Сасунский» – армянский

«Манас» – киргизский.

Народный эпос вдохновляет поэтов, художников, режиссеров, музыкантов на создание новых произведений. Американский поэт Логфелло по мотивам индийского эпоса написал «Песнь о Гайавате».

Грузинский поэт Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Неизвестный русский сказитель» Слово о полку Игореве».

М. Лермонтов» Песнь про купца Калашникова».

Не обошли эпос стороной и композиторы. В музыке сложился эпический симфонический жанр. Например «Богатырская симфония» Бородина; Эпическая опера М.Мусоргского «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Князь Игорь» Бородина, оперы-былины и оперы-сказки Римского- Корсакова «Садко», «Псковитянка», « Сказание о невидимом граде Китяже».

Огромный след оставила эпическая тема в изобразительном искусстве. Всем известны картины Васнецова: « Три богатыря», «После побоища», «Витязь на распутье», «Иван- царевич» и другие.

20. Особенности православного богослужения. Три круга времени. Билет17.1

Христианское богослужение вбирает в себя 2000опыт православной и католической церкви. Церковная служба сродни театральному действу и объединяет многие искусства. Большую роль играет внутреннее убранство храма(иконы, фреска, предметы утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны, Слово молитвы.

Все призвано служить не только эстетическому наслаждению, а и духовному преображению человека. На церковную службу влияют и национальные традиции. В центральной Африке служба сопровождается звуками тамтама, в Эфиопии она сопровождается танцем священников, в Индии в службу включен обряд принесения в дар цветов.

В православном богослужении различают три круга времени: дневной (суточный), недельный, годовой. Церковный день начинается с вечера, когда на небе восходит первая звезда, осветившая рождение Спасителя (Вифлеемская). Поэтому первое богослужение дня называют вечерней. Она состоит из чтения псалмов и гимнов, благодарящих Бога за прошедший день. Благоухание ладана символизирует молитву, которая поднимается к небесам. В древности вечеря соединялась с другими молитвами и продолжалась до утра. Отсюда ее название –всенощное бдение.

В утренние часы исполняется утреня. В храме гасят свет и читают 6 псалмов, в которых хвалят Бога.

Основой дневного богослужения является литургия. Для нее готовят хлеб и вино, имя причащают людей к вечной жизни. Во время литургии просят у бога спасения души, мира, погоды, плодородия земли.

Недельный круг посвящен святым или священным событиям. Например, пятница посвящена Кресту и событиям Голгофы, суббота –Богородице.

Православный церковный год отмечен множеством праздников. Главные –12, так называемые двунадесятые: Рождество Богородицы-21 сентября, Рождество Христово-7 января, крещение- 19 января,Воскресение Христово- пасха, Вознесение –на 40 день после Пасхи, Троица, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.

21.Христианские праздники. Билет 4.1

Религиозные праздники отмечаются на протяжении всего года представителями всех мировых религий. Православный церковный год также отмечен множеством религиозных праздников, но главные из них – двенадцать, так называемые « двунадесятые».

Среди них: Рождество Богородицы(21 сентября); Воздвижение Креста Господня(27 сентября); Введение во храм Пресвятой Богородицы(4 декабря); Рождество Христово(7января); Крещение Господне или Богоявление (19 января);Сретение Господне(15 февраля); Благовещение(7апреля); Вход Господень в Иерусалим(за неделю до Пасхи); Воскресение Христово- Пасха; Вознесение(40 день после Пасхи); Троица(50 день после Пасхи) Преображение(19 августа) Успение Пресвятой Богородицы(28 августа).

Есть в христианском календаре и памятные дни святых.

Одним из главных праздников христианства является Пасха. Это память о жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и Воскресении. Своей смертью, своей добровольной жертвой Христос искупил грехи людей и подарил им бессмертие души, вечную жизнь. Праздник Пасхи отмечается по лунному календарю, поэтому день праздника приходится на промежуток между 4 апреля и 7 мая.

На Пасху принято печь куличи и красить яйца. По преданию, Святая Мария Магдалина подарила римскому императору на Пасху крашеное яйцо со словами: «Христос воскресе!». С тех пор и повелось красить яйца и обмениваться ими, т. е. христосоваться: поздравлять друг друга и трижды обниматься.

Пасхальные торжества начинаются с крестного хода.

Крестный ход – это торжественное шествие из одного храма в другой.

Воскресение Христово дома отмечают праздничным завтраком с куличем.

Целую неделю праздник сопровождается колокольным звоном.

Образ праздника многократно использовался в изобразительном искусстве России и Западного искусства. Наиболее интересна картина И. Репина «Крестный ход на Пасху».

22.Мусульманский обряд хадж. Билет 18.1

Родина ислама город Мекка в Саудовской Аравии. Ислам возник в седьмом веке н. э. Пророк ислама –Мухаммед. Слово «ислам» переводится « покорность Богу». Сейчас ислам насчитывает 400 миллионов приверженцев. Центром ислама стал город Мекка. Он расположен на аравийском полуострове в долине. На площади у Большой мечети (молельный дом) находится главная святыня ислама Кааба-здание из серого камня в форме куба, покрытое черной парчой с вышитыми изречениями из Корана. Внутри Каабы находится святыня ислама –черный камень, который символизирует ключ от Небесного Храма. Принес его на землю Адам, изгнанный из рая. Но сначала он был белого цвета. Черным его сделали грехи человека.

Считается, что человек, увидевший рай сквозь этот камень, обязательно после смерти попадет туда. Поэтому каждый мусульманин стремится, хоть один раз в жизни, попасть в Мекку.

Через 70 дней после поста, в священный месяц Рамадан, мусульмане совершают хадж- паломничество в Мекку. Здесь нет бедных и богатых. Паломников объединяет Бог Аллах.

Хадж начинается с обряда чистоты- люди одеваются в белые одежды. Она напоминает о смирении перед Богом и о саване, в котором человек предстанет после смерти перед Аллахом. Ритуал включает переход паломников через долину Мина к горе Арафат. Здесь они слушают проповедь, молятся и бегут к ярко освещенной мечети.

На следующий день после утренней молитвы паломники снова идут в долину и бросают 7 камней в столб, который символизирует Сатану.

Затем следует обряд жертвоприношения животных, в память о готовности Авраама(Ибрагима) принести в жертву Богу своего сына. После этого они должны щедро накормить бедных и всех желающих. Многие мусульмане вместо жертвоприношения приносят денежный взнос в мечеть. Затем они возвращаются к Каабе обходят почти бегом 3 раза и медленно 4 раза вокруг нее. Это символизирует поиск воды среди холмов.

Одновременно обряд совершают около 2х миллионов человек. Сейчас Саудовская Аравия вынуждена ввести ограничения на въезд паломников, так как во время хаджа несколько лет назад в давке погибли люди. Мусульманин, совершивший хадж, получает право носить белую чалму и почетное приставку к имени-хаджи.

23.История и традиции проведения карнавальных праздников. Билет17.2

Карнавал-любимый праздник многих народов мира. Многие считают, что это слово произошло от латинского «карус навалес», что означает «потешная колесница», то есть корабль праздничных процессий. Другие ученые считают, что оно произошло от слова « карне вале»-прощай мясо и связано со временем наступающего поста в странах Западной Европы. Еще в далекие времена наши предки облачались в шкуры животных, надевали маски и танцевали провожая зиму и встречая весну.

Особенно популярны карнавалы стали в эпоху Возрождения. Во время этого торжества прекращалась деловая жизнь города.

Родиной карнавалов считается Италия. Главный герой – «король», чинно восседающий на повозке. Его окружают герои итальянской комедии масок дель арте: плут Арлекин, трус Капитан, простодушные Влюбленные, кокетливая Коломбина, Пульчинелла и другие.

Особенно прославились венецианские карнавалы. Сейчас там происходят настоящие чудеса. В конце февраля сюда съезжаются все туристы. Сотни людей в неописуемых нарядах и загадочных масках проходят по набережной Венеции.

Не менее популярен и знаменит бразильский карнавал в Рио-де-Жанейро. Ему 350 лет. 16 национальных школ самбы готовят песню, танец, шьют костюмы, создают декорации.

Праздничное шествие длится 4 дня. За эти дни жюри оцкенивает декорации, костюмы, мастерство исполнителей самбы или ламбады.

Головные уборы танцоров достигают 10 –13 кг. И их нельзя снимать до завершения карнавального шествия. Бразильский карнавал впитал индейские,португальские и негритянские традиции. В настоящее время карнавал переместился с улиц на специальные стадионы-«самбадромы», Участники поют и танцуют до изнеможения. Им запрещается сбиваться с ритма, присаживаться или прекращать пение. Жара в это время года может достигать 30 градусов жары.

Своеобразные карнавальные шествия проходят в Лас –Вегасе. В них участвуют белокурые красотки-копии Мерилин Монро, механические гиганты,кин-конги, актеры, циркачи.

В Швейцарии тоже любят карнавалы. Здесь в феврале жгут чучело Зимы и устраивают «парад ведьм»,а в марте вас встретят звуки флейт и белые привидения.

В Испании вы можете увидеть парад кукол-«фальянс», которые разыгрывают сценки из древнегреческой мифологии и жизнь современных политиков.

В Бельгии, в городе Брюгге проводятся «кошачьи карнавалы». В средние века здесь сбрасывали кошек с высоких башен, считая их воплощением нечистой силы и теперь, жители города просят у них прощения. На карнавал жители одеваются в костюмы котов и обильно угощают своих любимцев.

В России карнавалы ввел Петр I. Сейчас карнавальные шествия возобновились в Новогодние и Рождественские праздники.

24 .Особенности христианского храмового зодчества.19.2

Каждая религия представлена своим храмом, который представляет ту или иную модель мира. Ни одна цивилизация мира не обходилась без храма,имеющего культовое значение. Даже в первобытном обществе рядом с жилищами людей возводились каменные сооружения, служащие местом поклонения силам природы.

Христианские храмы возникли не сразу. Начало христианство связано с гонениями и преследованиями, поэтому верующие совершали богослужения глубоко под землей, в катакомбах. Лишь с принятием христианства как официальной веры, начнется повсеместное строительство храмов.

Основой католического храма стала базилика(от греческого-царский дом)-вытянутое здание, разделенное рядами колонн на части, т.е. нефы. Храмы строятся с запада на восток, так как там находится,по их представлению, центр Земли- Иерусалим. На Восток смотрит и полукруглый пристрой- апсида. В ней находится алтарь, священная часть здания. Алтарь разделяет земную и небесную часть храма. Внешний облик базилики прост и строг, но внутреннее убранство отличается пышностью и торжественностью. Стены украшены фресками(роспись по мокрой штукатурке),мозаикой(рисунок, собранный из разноцветных камней или цветного стекла-смальты), скульптурой, роскошными предметами для церковной службы.

В православном христианстве используется крестово-купольный тип храма, имеющий форму креста с куполом в центре. В христианских храмах нет ни одной мелочи, лишенной религиозного смысла. Само здание напоминает корабль,который несет верующих через житейские невзгоды в вечность. Очень важно количество куполов. Оно глубоко символично: один купол означает Единого бога, 3-Святую Троицу, 5- Христа и четырех Евангелистов, 7-священные таинства церкви (Крещение, Причастие и.т.д.), 13-Христос и 12 апостолов, 33- годы земной жизни Христа. Форма купола тоже имеет значение. Древняя –шлемовидная,напоминает о доблестном прошлом, о защитниках Отечества. Луковичная- символизирует пламя свечи.

Имеет значение и цвет куполов. Золотые посвящены Иисусу и главным церковным праздникам, символ небесной славы. Синие со звездами посвящены Пресвятой Богородице. Зеленые посвящаются Троице и символизируют Святой дух. Храмы, посвященные святым, увенчаны зелеными или серебряными куполами.

С XVII века на Руси начинают возводить шатровые храмы. Например церковь Вознесения в Коломенском под Москвой. Затем они будут запрещены.

Рядом с храмом строится колокольня или звонница. Познакомимся с самим храмом.

Поднимаясь по лестнице, мы войдем в притвор. Здесь раньше находились христиане, отлученные за грехи от церкви. Главная часть – алтарь. С правой стороны ризница, где хранятся священные одежды. Алтарь отделен от остальной части храма иконостасом- перегородкой с иконами. Иногда в одном храме бывает несколько алтарей- приделов, которые освящены в честь памятных событий. Храм – дом Бога,в него приходят верующие для общения с ним.


Илья́ Муромец, или Илья́ Муровец (полное былинное имя Илья Муромец сын Ивана) один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя- воина, народного заступника.. По данным украинских историков и первым исследованиям, что были проведены в КПЛ, в 17-м веке, его малой родиной было древнее селение Моровийск (современное село Моровск, Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины) на Черниговщине, недалеко от древней «духовой дороги», что ведет с Чернигова в Киев.




Прототипом былинного персонажа некоторыми исследователями считается исторический силач по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как « преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский. По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево- Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю 19 декабря (1 января. Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время по каким-то причинам не действовали, вследствие или врождённого паралича или родовой травмы.


Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии.После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.


Географические объекты Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец. В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан. Организации Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец» Открытый паевой инвестиционный фонд «Тройка Диалог Илья Муромец» Техника Илья Муромец фрегат Российского императорского флота В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским.




Живопись Илья Муромец персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри», под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье» «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» картина В.П.Верещагина, Илья Муромец картина Николая Рериха, «Илья Муромец освобождает узников», Илья Муромец и голь кабацкая, «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» картины Константина Васильева.



Тема: Герои эпоса (русская былина «Добрыня и Змей» ,

якутское олонхо «Нюргун Боотур «Стремительный» (3 песня),

древнегреческая поэма «Одиссея» (песнь 8 «Одиссей у циклопов),

карело-финская поэма «Калевала» (43 руна).

Цели урока : дидактическая – на основе сравнительного анализа героев

эпоса раскрыть нравственный облик идеала человека раз-

ных народов в древности.

развивающая в ходе исследовательской работы сделать

вывод о единстве содержания и формы жанра героического

эпоса; обогащать эмоциональную сферу учащихся разно-

образием чувств – нравственных, интеллектуальных,

эстетических.

воспитательная – показать общечеловеческое значение

древних творений, современное звучание героического

эпоса, ставящего проблемы гуманизма, актуальные в наши

дни.
Тип урока – обобщение знаний.

Основной метод- исследовательский

Оборудование урока:

первоисточники, критическая литература, «Современный толковый словарь русского языка», иллюстрации

к произведениям, карточки для сводной таблицы,

маршрутные листы групп, сочинения учащихся «Любимый

герой эпоса», элементы национальных костюмов для каждой группы

учащихся.

Это урок - прощание с полюбившимися произведениями героического эпоса разных народов, с которыми учащиеся познакомились на предыдущих уроках внеклассного чтения. Идея проведения данного урока возникла из того, что взаимосвязанное изучение произведения позволяет увидеть преемственность гуманистических традиций литератур разных народов. Урок явился результатом большой предварительной работы: учащиеся составляли к каждому произведению «Исторический словарик», учили наизусть отрывки из произведений, выполняли иллюстрации к ним, готовили защиту проекта «Исторический опыт народа» по группам.
Ход урока:

I. Вступительное слово учителя, сообщение темы и цели урока:


  • Добры молодцы и красны девицы (обращение к 1 группе)

  • Племя людское Среднего мира! (обращение ко 2 группе)

  • Славный народ Эллады! (обращение к 3 группе)

  • Жители Калевы1 (обращение к 4 группе).

  • Поведем беседу складную о героях « преданий старины глубокой».
Дайте определение этим литературным произведениям.

Д: Они относятся к жанру героического эпоса, потому что это героические песни о подвигах богатырей. Их исполняли сказитель, олонхосут, аэд, песнопевец.

У: - Исполнители героических песен с большой любовью воспевали народных героев.

1-й ученик Сказитель:

У Добрынюшки брови черные, соболиные,

Глаза зоркие, соколиные.

С лица бел да румян,

А силой ему равных нет!
2-й ученик Олонхосут:

Нюргун Боотур Стремительный

Был красивейшим среди людей,

Сильнейшим среди людей,

Не было равных ему богатырей!

3-й ученик Аэд:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже,

Который, странствуя долго, заботился

О жизни спутников милых.

Скажи мне об Одиссее, благосклонная Муза!

4-й ученик Песнопевец:

Старый, верный Вяйнямейнен,

Вековечный прорицатель,

Распевал свои он песни,

Песни мудрости великой.

У: - Народ любил своих героев, наделил не только прекрасной внешностью, красивы были их

их поступки.

На уроке предстоит решить такую художественно-исследовательскую задачу :

«Каков идеал героя разных народов в древности?»

Найдите в «Современном толковом словаре русского языка» объяснение значения

слова «идеал».

Д : - « (от греч. Idea – стремление, идея.) Высшая степень совершенства, предел стрем-

У: Алгоритм работы по решению художественно – исследовательской задачи урока:

I этап– «Погружение в эпоху древности» пройдет в форме защиты групп своего исследования «Исторический опыт народа».

II этап – «Образ героя эпоса» (сравнительное сопоставление).

III этап Вывод-ответ на проблемный вопрос.

Итак, как говорили древние греки: «Пусть же попутные ветры несут нас к намеченной цели!»
II. Защита проектно-исследовательской деятельности творческих групп по теме «Исторический опыт народа».

У: Эпос каждого народа своеобразен. Появление героя эпоса связано с историей народа.

Каждая группа провела исследование, пользуясь историческим методом, по первоисточникам и критической литературе по направлениям:


  • Верования

  • Обычаи

  • Быт
(Материалы отчета групп приводятся вкратце.)

I группа:

В былине содержится доказательство о принятии на Руси христианства («Схватил он колпак земли греческой», т.е. головной убор христиан в Византии). Бог вселяет веру в народ, вдохновляет Добрыню Никитича на победу.

Правил Русью князь Владимир, которого народ величал «Красно-Солнышко». Именно его племянницу спас богатырь от Змея. На русскую землю совершали набеги кочевые племена и брали в полон людей русских.

II группа:

Древние якуты имели свое представление о мироустройстве. Они делили мир на Верхний, где правили небожители; свою землю называли Средним миром, а Нижний мир считали убежищем абаасы..

Похищение женщин считалось большим оскорблением, ведь женщина олицетворяла тепло

семейного очага (« В ужасе завопил Нюргун Боотур: « Беда мне!»)

Более развито было скотоводство. В почете крепкий и сильный конь, как у Нюргуна Боотура

(«Мчался конь падучей звездой.») А о занятиях охотой и рыболовством в олонхо не упоминается.

Жизнь племени людского была очень трудная из-за суровых природных условий и стычек с

тунгусскими племенами.

III группа:

Древние греки считали, что миром правят боги, живущие на горе Олимп (« … так было,

конечно, угодно Могучему Зевсу»). В тексте упоминаются:


  • Посейдон – бог моря;

  • Эос – богиня зари;

  • Афина Паллада – богиня мудрости (она покровительствует Одиссею).
Древние греки очень почитали своих богов, совершали обряд жертвоприношения.

(« Яркий огонь разложив, совершили мы жертву»).

Священным в Древней Греции был закон гостеприимства («Вперед беззащитных гостей ты

не губи и не ешь.»)

Эллины занимались скотоводством (« … пас он баранов и коз») , виноделием («чашу вина

золотого ему предлагая…»), были мореходами (« К берегу близкому скоро пристав с кораблем …»).

Поэма повествует о возвращении Одиссея с Троянской войны.

IV группа:

Потомки Калевы очень любили свою Родину, северную природу:

«… росла сосна в лесочке,

Ёлка там была на горке,

Серебро - в ветвях сосновых,

Золото – в ветвях у елки.»

Они противопоставляли ее Похъеле - холодному царству льда, снега и мрака.

«Там застыл морозный воздух,

Зайцы снежные там скачут,

Ледяные там медведи

На вершинах снежных бродят.»

Своим верховным богом считали Укко. Верили, что у каждого предмета есть свой дух.

Медведь служил татемом. Люди называют его ласково: «Отсо, яблочко лесное».

Лес для народа – не просто лес: в нем заключено их будущее. Ведь лес – это земля для посева

В поэме очень подробно описаны процессы труда. Особое место отведено рассказу как

получили железо.

Древние карелы занимались скотоводством, земледелием, охотились на дичь.

У: Исторический опыт народа составляет национальную специфику героического эпоса.

Это значит, что у каждого народа были свои боги, обычаи, враги.

Вывод:

Древний человек нуждался в защите от природных явлений и врагов. Он мечтал о

счастливой жизни и свою мечту воплотил в образе героя эпоса.
III.Исследовательская работа по сопоставлению образов героев.

У: Сопоставление образов героев проведем по горизонтали , т.е. исходя из содержания произведений,

по таким сквозным направлениям: Родина –Герой --- Народ

Враги--- Герой --- Подвиг

и по вертикали , т.е. по форме произведений (форма есть выражение содержания).


  1. Направление «Родина – Герой – Народ»
У: Что является содержанием героического эпоса?

Д: Борьба героя и силами Зла составляет содержание этих произведений.

У: Что олицетворяют враги?

Д (1 группа): Змей олицетворяет внешних врагов. Используются эпитеты «Змея проклятая»,

«Змеище - Горынище».

Д (2 группа): « Абаасы – все враждебное человеку, все противное его интересам»

(по «Якутскому словарю» Пекарского). В олонхо он назван: « кровожадный вор»,

« разбойник о трех тенях». Он был чудовищем:

«Там, где быть должна его голова

Ржавый расплющенный шлем,

Схожий с гнездом орла.

Да мелькнула трижды черная пасть.

Да блеснули зеленой синевой

Кривые клыки его».
Д (3 группа): Циклоп олицетворяет грубую физическую силу. Это огромный одноглазый великан, «казался лесистой, дикой вершиной горы». Циклоп сравнивается с «бешеным зверем»,

Д (4 группа): Старуха Лоухи, Похъелы хозяйка, коварна, лжива. Она обманом завладела

сокровищем народа – чудесной самомолкой Сампо, обрекая людей на голодную жизнь:

«Изведу народ твой мором

И весь род твой уничтожу».

Лоухи - символ мрака, бедности, несчастий.

Вывод : Люди преодолевали препятствия на жизненном пути. Представляли их в виде

сильных чудовищ, которых мог победить только более сильный герой.


  1. Направление «Герой – Враги – Подвиг»
У: Перед вами блок-схема композиции произведений героического эпоса:

1. 2. 3. 4.




Условные обозначения:

Герой, представитель народа.

У: «Расшифруйте» эту блок-схему.

Д: 1 схема : И былина, и олонхо, и поэма, и руна начинаются с повествования о вероломном

поступке врагов.

2 схема: Герой встает на защиту своего народа. Противники сходятся в поединке.

3 схема: Герой одерживает победу над врагом.

4 схема: Торжествует Добро.

У: - Что является кульминацией?

Д: Поединок героя с врагом – это кульминация произведений.

У: Выразительно прочитайте эпизод «Поединок».

Как показана сила противников?

Д (1 группа): Бой Добрыни Никитича со Змеем в былине описан кратко:

« Они дрались со Змеею тут трои сутки,

Он подрался со Змеею еще три часа,

Он побил Змею да ю проклятую,-

Та Змея, она кровью пошла».

Для показа силы противников используется гипербола.

Д (2 группа ): В олонхо бой Нюргуна Ботура с Абаасы показан подробно:

« Тридцать дней и ночей подряд

колотили друг друга они».

Кроме гиперболы есть элементы фантастики:

«Прекрасное Нюргуна лицо,

Исказилось от гнева оно.

Кверху скосился левый глаз,

Книзу скосился правый глаз.

Искры потрескивали в волосах,

Вспыхивал синий огонь…»

Все это составляет национальное содержание олонхо.

Д (3 группа ): Одиссей победил Циклопа силой ума. Не оставляют героя и боги, восхищенные

его мужеством, выдержкой и хитростью. Одиссей оставил чудовище в дураках три раза».

Д (4 группа): В руне бой краткий, так же применяется гипербола:

«Старый, верный Вяйнямейнен

Тащит руль из глуби моря,

Им чудовище ударил,

Отрубил орлице когти.

С крыльев сотня повалилась, с тела тысяча упала.»
Вывод: Фантастика и гипербола - это средства выражения героического .

У: Какова проблематика произведений?

Д (1 группа ): Русский богатырь сражался за Забаву Путятичну, за русский народ.

Он наказал Змея за вероломство и обман. Добрыня Никитич ставил

превыще всего свой воинский долг. В этом он похож на Оловянного Солдатика

из сказки Андерсена.

Д (2 группа): Нюргун Боотыр вступил в бой, спасая свою похищенную сестру-красавицу

Айталын- Куо, за свое племя. Иначе и быть не могло,ведь богатырь был

спущен с Верхнего мира для защиты людей.

Д (3 группа): Одиссей наказал Циклопа за святотатство, за нарушение закона гостеприимства.

Он вступил в схатку с врагом за своих товарищей,а значит, за свой народ.

Д (4 группа): Вяйнямейнен поставил своей целью вернуть чудо-мельницу Сампо,

он был верен своему народу.

Вывод: В поступках героев раскрывается их внутренняя красота. Подвиги совершены во имя

народа, по велению души.


  1. Художественная идея – общность героического эпоса разных народов.
У : Через поступки героев раскрывается художественная идея произведений.

Прочитайте наизусть заключительные слова героев.

Д (1 группа): « Не летать тебе да на святую Русь,

Не копить полонов да русских!»

Д (2 группа): «Я забить, завалить хочу

Дорогу в подземный мир.

Чтоб не вырывались оттуда к нам

Погибель, смерть и беда!»

Д (3 группа): «Если. Циклоп, у тебя из людей земнородных кто спросит,

Как истреблен твой единственный глаз, ты на это ответствуй:

Царь Одиссей, городов сокрушитель, героя Лаэрта

Сын, знаменитый властитель Итаки, мне выколол глаз мой».

Д (4 группа): «Ой ты, Укко, бог верховный,

Будь для чад своих подмогой.

Выстрой каменную крепость

С двух сторон родного края,

Чтоб злодей не смог бы тронуть,

Враг плодов не смог похитить

Никогда, пока на небе

Золотой блистает месяц!»

Вывод: Идейное содержание произведений героического эпоса заключается в победе сил Добра над Злом. Каждый народ мечтал о счастье. Носителем идеи счастья и был герой.

В этом проявляется общность героического эпоса разных народов.


  1. Единство содержания и формы жанра героического эпоса.
У: Перед вами плод наших раздумий и поиска – сводная таблица

«Единство содержания и формы произведений героического эпоса»:


Жанр

героического

эпоса.


Былина

«Добрыня и Змей»


Олонхо

« Нюргун Боотур Стремитель-ный»

(3 песня)


Древнегречес-кая

поэма «Одиссея»

(песнь 8

«Одиссей у

циклопов»)


Карело-финская

поэма Калевала»

(43 руна).


Носители Добра

Добрыня Никитич

Нюргун Боотур Стремительный

Одиссей

Вяйнямейнен

Силы Зла

Змей

Абаасы

Циклоп

Старуха Лоухи

Содержание

Б о р ь б а г е р о я с в р а г о м

Проблематика

За Забаву Путятичну,

свободную Русь.


За Айталыын-Куо,

племя людское.


За товарищей,

свой народ.


За Сампо,

счастливую жизнь


Художественная идея.

П о б е д а Д о б р а н а д З л о м.

Вывод: В жанре героического эпоса содержание и форма помогают раскрыть образ героя.

IV. Работа в группах. Заполнение маршрутных листов.

V. Вывод –решение художественно – исследовательской задачи.

1. Отчет руководителей групп.

Руководитель 1 группы: Русский народ считал своим идеалом воина-защитника:

смелого, готового защитить свой народ, отдать жизнь за Родину. Смысл его жизни – защита Отчизны.

Руководитель 2 группы: Древние якуты выбрали своим идеалом воина недюжинной силы, беспощадного к врагам, уважительно относящегося к женщине.

Руководитель 3 группы : Древние греки воспели ум Человека, который может сразиться даже с потомками богов.(Циклоп был сыном Посейдона - бога морей).

Руководитель 4 группы : В «Калевале« показан идеал Человека, который трудолюбив, мудр. Он, прежде всего,Учитель, готовый повести народ за собой.

У: Вы выделили основные черты идеала Человека разных народов. В этом национальная специфика произведений героического зпоса.

2. Ответ на проблемный вопрос.

У: А что составляет общность в понимании идеала Человека разными народами?

Д : Все народы ценят такие черты, как мужество, силу духа, любовь к своему народу.

Вывод: Получился обобщенный образ идеала Человека разных народов в древности.

Это носитель Добра. У него высокое предназначение – очистить родную

землю от зла, и тогда наступит счастливая жизнь.

VI. Итог урока.

У: Прошли века, но до сих пор человечество восхищается подвигами

героев, древними творениями.

А для чего нам, современным людям, нужно знать эти произведения?

Д: Нужно брать с героев пример, учиться у них любить Родину. В наше время у людей тоже есть враги. Самый страшный из них - терроризм. Террористы – это чудовища в человечьем обличии. Нужно защитить мир от них.

У: Произведения героического эпоса – это сокровищница человечества, кладезь мудрости народной, живительный источник, припадая к которому, мы черпаем все чистое и святое. Уже много веков люди с интересом читают эти предания, а так бережно сохраняют только очень дорогое для всего народа.Error: Reference source not foundError: Reference source not found







МОДЕЛЬ МИРА. 1. Иггдрасиль, мировое древо. 2. Небесный свод. 3. Земная твердь. 4. Хель, подземный мир. 5. Мудрый орел на вершине Иггдрасиля. 6. Олени на ветвях Иггдрасиля, щиплющие его листву. 7. Волки Сколл и Хати, преследующие Солнце и Месяц. 8. Асгард, жилище богов. 9. Небесный корень Иггдарсиля. 10. Небесный родник Урд под небесным корнем Иггдрасиля. 11.Цверги, держащие небесный свод. 12. Мидгард, жилище людей. 13. Земной корень Иггдрасиля. 14. Радужный мост Биврест, соединяющий Асгард с Мидгардом. 15. Океан, омывающий Мидгард. 16. Змей Ермунганд, обитающий в океане и грызущий свой хвост. 17. Муспелльсхейм, страна огня. 18. Нифльхейм, страна холода и мрака. 19. Подземный корень Иггдрасиля. 20. Дракон Нидхегг, грызущий подземный корень Иггдрасиля. 21. Хвергельмир, родник под подземным коренм Иггдрасиля. 22. Двенадцать подземных рек (Эливагар), вытекающих из Хвергельмира и выходящих на поверхность Земли в Нифльхейме. 23. Злой Локи, привязанный кишками своего сына Нари к трем камням. 24. Ядовитая змея, чей яд капает на лицо Локи, от чего он содрогается, вызывая землетрясение. 25. Волк Фенрир, сын Локи закованный цепью Глейпнир; в его разверстую пасть вставлен меч