Репродукция картин посвященные александру невскому. Великие Победы русского духа. Художник Павел Корин. Художник Георгий Лапшин: сверходаренный русский

Подготовка учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка

Сочинение - портретный очерк

  • Подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка;
  • дать понятие о композиции и структуре портретного очерка, его языковых особенностях;
  • повторить сведения о публицистическом стиле;
  • создать культуроведческий фон урока посредством использования специального языкового материала, про­изведения живописи (картины П. Д. Корина),
  • развивать умение читать символы картины, проводить исторические параллели, осознавать перекличку разных исторических эпох и уметь выразить свое мнение об этом посредством слов;
  • авизировать специфическую фоновую, устаревшую лексику, необходимую для описания портрета (князь, иконопись, меч, кольчуга, панцирь и т. д.);
  • ориентировать учащихся на использование изученных конструкций (простое предложение с однородными, обособленными, уточняющими членами) в тексте сочинения.

  • репродукция картины П. Д. Корина «Александр Невский»;
  • фрагмент искусствоведческого текста (жанр портретного очерка) Г. Кушнеровской (раздаточный материал).

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Урок подготовки к сочинению мы начнем викторины.

Кто такой Александр Невский? (Известный русский князь, прославившийся в битвах со шведами и немцами)

За что Александр был наречен Невским? (За победу над шведами на Неве)

Какое событие в истории было названо «ледовое побоище»? -

Что происходило в нашей стране в 1942 году?



сочинение.

Рассказ о художнике

Павел Дмитриевич Корин - наследственный иконописец. С детства он учился писать иконы, закончил палехскую школу живописи, работал в Москве в иконописной палате Донского монастыря. Затем он снова пошел учиться, теперь уже в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этот период определились его художественные интересы: он активно работает в жанр портрета. В портретной галерее, созданной художником, много выдающихся деятелей русской культуры: писатель А. Н. Толстой, скульптор С. Т. Коненков, мастера живописи М. В. Нестеров, М. С. Сарьян, групповой портрет «Кукрыниксы» (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов Н. А. Соколов).

Особняком в этом ряду стоит портрет Александра Не­вского. Это символический портрет князя-героя, который разбил ливонских рыцарей в 1242 году. Через 700 лет, в 1942 году, в дни борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, Павел Дмитриевич Корин создает произведение, на котором изображает Александра Невского.

Дело в том, что перед лицом грозного врага люди по-особому смотрят на прошлое своей страны. Страницы истории переосмысливаются, к далеким событиям обращаются словно за поддержкой: ведь было и раньше было трудно, как же выстояли? Накануне Великой Отечественной войны известный режиссер С. Эйзенштейн поставил художественный фильм «Александр Невский», а уже во время войны, в 1942 году, были утверждены ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова. Словно великие полководцы прошлого становились в строй вновь, чтобы в трудную минуту помочь Родине одолеть врага.

Позже сам Павел Дмитриевич Корин вспоминал: «Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост».

Писать было трудно. Оружейная палата эвакуирована. А художнику нужно было писать шлемы, мечи... В историческом музее он находит копию шлема Ярослава Всеволодовича - отца Александра Невского, и пишет небольшой этюд. Он зарисовывает фрагменты кольчуги, наблюдает, как соединяются её звенья, какова конструкция панциря древнего русского воина.

Рассмотрим это полотно.

Беседа по картине


эту картину?

Он

Опишите лицо героя картины. Чем оно привлекает внимание? (Мы видим мужественное лицо с правильными жесткими чертами. Выражение его сурово. Мы понимаем, что перед нами человек, готовый к трудному бою: губы его плотно сжаты, брови сдвинуты. В глазах нет страха, а есть решимость идти до конца.

Какие детали одежды подчеркивают, что перед нами воин? (На князе металлическая кольчуга, тяжелы й пан цирь, латы. Металлическими доспехами защищены руки и ноги. На голове - шлем, в руках - огромный тяжелый меч. Тяжело спадает с плеч багровый плащ. Именно так одевались на Руси воины.)

Изображая князя, художник стремился к достоверной передаче деталей. Однако в руках князя только тяжелый литой меч, но нет другого необходимого атрибута - щита. Как вы думаете, почему? («Может быть пото му, что щит предназначен для того, чтобы защищаться. Александр Невский готовится не защищаться, СА защищать свою землю, свой народ. Мне кажется, что князь - символ щита, человек, который должен защи щать свою родину».)

О чем говорит нам поза полководца? (Он твердо сто ит на своей земле и не отдаст ни одной ее пяди. Он готов защищать эту землю, ведь именно так становится че ловек, желающий защитить кого-то. Его ноги расставлены. Руки крепко сжимают меч. Его поза говорит о ду ховной и физической силе этого человека, его увереннос ти в себе и предстоящей победе.)

Справа на картине мы видим стяг с изображением Спаса - Спасителя, Христа. Этот стяг необычен. В чем это проявляется? (Необычен фон стяга - черный. В цен тре стяга - изображение Спасителя. Необычно выраже ние его глаз, они какие-то сверкающие, гневные)

Что же готов защищать герой картины? (Он готов защищать русскую землю: ее огромное небо, церкви, реки, леса, холмы - все, что мы видим за ним на заднем плане картины.)

Искусствоведческий текст (жанр nopmpem ного очерка)

Прочитайте отрывок.

Образ Невского имеет в триптихе значение исторического символа. Невский стоит над Волховом, как на краю земли, возвышаясь над старинным собором, над лесом дальнего берега. Он стоит, обеими руками сжимая рукоять меча, готовый к бою до конца. Ветер гонит грозовые тучи, развевает стяг и пурпурный плащ на плечах князя. В этом образе, словно кованном из стали с головы до ног, есть решимость и бесстрашие, и убежденность в победе. О таких писал летописец: «Се бо люди крылаты!» И веришь, благодаря таким Россия, Русь была навеки непокоренной, независимой.

«Я хотел,- говорил Павел Дмитриевич, - передать характер русского человека, воплотить тот дух отваги, что составляет неотъемлемую черту нации, что побуждал людей России насмерть стоять в битвах, идти вперед, искать новые земли, пути в науке, создавать новые песни...»

И «Александр Невский» Корина - это гимн человеку, исполнившему свой долг, прекрасному силой убежденности и осанкой благородной независимости.

Беседа по тексту

Какова тема очерка?

- Какова композиция очерка? (образ Невского - исторический символ.; передать через образ Невского характер русского человека; образ – гимн воину и победителю).

- В каком стиле написан текст очерка?

- Какой тип речи преимущественно используется в очерке?

Есть ли элементы других типов речи?

Работа над текстом сочинения

Вы должны будете написать сочинение необычного
жанра - портретный очерк, аналогичное тому, который мы только что анализировали. Аналогичный - сходный, похожий, но это не значит, что вы должны
повторить то, что мы с вами видели в данном очерке. Каждый человек, который смотрит на картину, видит что-то свое, у него возникают свои, несхожие с другими мысли, он использует свои речевые средства.

Особенности портретного очерка

Тема очерка

Личность, изображенная на картине

Основная мысль

Мозаичная

композиция

(состоит из

отдельных

фрагментов,

подчиненных

Внешний портрет (описание черт лица, фигуры, показ через внешность внутреннего мира героя: чувств, мыслей, настроеений);

Собственная позиция и оценка, отношение к герою и картины в целом.

Публицистический

Ведущий тип речи

Рассуждение (доказательство или размышление) с элементами повествования и описания.

показать образ Александра Невского, запечатленный на картине, выразить свою оценку)

Что может включать композиция очерка?

Обязателен ли именно такой порядок изложения, который вы назвали в соответствии с таблицей?

Сделайте прогноз относительно стилевой направленности своего сочинения.

Какой тип речи будет преобладающим? (Рассуждение)

Будут ли присутствовать элементы других типов речи в сочинении? (Обязательно будут элементы on исания героя; возможны элементы повествования, вкрапленные в сочинение: сведения о герое картины, об авторе.)

  • И последнее важное замечание. Очерк всегда привлекает внимание, когда ему дается какое-то яркое, заминающееся название. Подумайте, какие бы вы предложили варианты заголовка для своего сочинения-очерка?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочинение - портретный очерк

по картине П.А.Корина «Александр Невский»

Цели:

Подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка;

дать понятие о композиции и структуре портретного очерка, его языковых особенностях;

повторить сведения о публицистическом стиле;

создать культуроведческий фон урока посредством использования специального языкового материала, произведения живописи (картины П. Д. Корина),

авизировать специфическую фоновую, устаревшую лексику, необходимую для описания портрета (князь, иконопись, меч, кольчуга, панцирь и т. д.);

ориентировать учащихся на использование изученных конструкций (простое предложение с однородными, обособленными, уточняющими членами) в тексте сочинения.

Культуроведческий фон урока (оборудование):

репродукция картины П. Д. Корина «Александр Невский»;

фрагмент искусствоведческого текста (жанр портретного очерка) Г. Кушнеровской (раздаточный материал).

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Урок подготовки к сочинению мы начнем викторины.

Кто такой Александр Невский? (Известный русский князь, прославившийся в битвах со шведами и немцами)

За что Александр был наречен Невским? (За победу над шведами на Неве)

Какое событие в истории было названо «ледовое побоище»? (Рыцари тевтонского ордена взяли русские города Изборск и Псков и намеревались идти на Новгород. На Чудском озере развернулось одно из самых. крупных сражений средневековья - «ледовое побоище». Войско, которым командовал Александр Невский, разбило немецких рыцарей; это событие произошло в 1242 году.)

Что происходило в нашей стране в 1942 году? (В это. время шла Великая Отечественная война.)

Между событиями, о которых мы вспомнили, лежит
временная пропасть в 700 лет, и, тем не менее, эти события оказались тесно связаны друг с другом в сознании известного русского художника Павла Дмитриевича Корина, по картине которого мы будем писать
сочинение.

Рассказ о художнике

Павел Дмитриевич Корин - наследственный иконописец. С детства он учился писать иконы, закончил палехскую школу живописи, работал в Москве в иконописной палате Донского монастыря. Затем он снова пошел учиться, теперь уже в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этот период определились его художественные интересы: он активно работает в жанр портрета. В портретной галерее, созданной художником, много выдающихся деятелей русской культуры: писатель А. Н. Толстой, скульптор С. Т. Коненков, мастера живописи М. В. Нестеров, М. С. Сарьян, групповой портрет «Кукрыниксы» (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов Н. А. Соколов).

Особняком в этом ряду стоит портрет Александра Невского. Это символический портрет князя-героя, который разбил ливонских рыцарей в 1242 году. Через 700 лет, в 1942 году, в дни борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, Павел Дмитриевич Корин создает произведение, на котором изображает Александра Невского.

Дело в том, что перед лицом грозного врага люди по-особому смотрят на прошлое своей страны. Страницы истории переосмысливаются, к далеким событиям обращаются словно за поддержкой: ведь было и раньше было трудно, как же выстояли? Накануне Великой Отечественной войны известный режиссер С. Эйзенштейн поставил художественный фильм «Александр Невский», а уже во время войны, в 1942 году, были утверждены ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова. Словно великие полководцы прошлого становились в строй вновь, чтобы в трудную минуту помочь Родине одолеть врага.

Позже сам Павел Дмитриевич Корин вспоминал: «Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост».

Писать было трудно. Оружейная палата эвакуирована. А художнику нужно было писать шлемы, мечи... В историческом музее он находит копию шлема Ярослава Всеволодовича - отца Александра Невского, и пишет небольшой этюд. Он зарисовывает фрагменты кольчуги, наблюдает, как соединяются её звенья, какова конструкция панциря древнего русского воина.

Рассмотрим это полотно.

Беседа по картине

На что сразу обращаешь внимание, когда смотришь на
эту картину? (На огромную фигуру Александра Невского.)

Как изобразил художник Александра Невского? (Он изображен в полный рост, занимает почти всю картину.)

Опишите лицо героя картины. Чем оно привлекает внимание? (Мы видим мужественное лицо с правильными жесткими чертами. Выражение его сурово. Мы понимаем, что перед нами человек, готовый к трудному бою: губы его плотно сжаты, брови сдвинуты. В глазах нет страха, а есть решимость идти до конца. Он смотрит вдаль, туда, откуда, вероятно, идут полчища врага.)

Какие детали одежды подчеркивают, что перед нами воин? (На князе металлическая кольчуга, тяжелый панцирь, латы. Металлическими доспехами защищены руки и ноги. На голове - шлем, в руках - огромный тяжелый меч. Тяжело спадает с плеч багровый плащ. Именно так одевались на Руси воины.)

Изображая князя, художник стремился к достоверной передаче деталей. Однако в руках князя только тяжелый литой меч, но нет другого необходимого атрибута - щита. Как вы думаете, почему? («Может быть потому, что щит предназначен для того, чтобы защищаться. Александр Невский готовится не защищаться, СА защищать свою землю, свой народ. Мне кажется, что князь - символ щита, человек, который должен защищать свою родину».)

О чем говорит нам поза полководца? (Он твердо стоит на своей земле и не отдаст ни одной ее пяди. Он готов защищать эту землю, ведь именно так становится человек, желающий защитить кого-то. Его ноги расставлены. Руки крепко сжимают меч. Его поза говорит о духовной и физической силе этого человека, его уверенности в себе и предстоящей победе.)

Справа на картине мы видим стяг с изображением Спаса - Спасителя, Христа. Этот стяг необычен. В чем это проявляется? (Необычен фон стяга - черный. В центре стяга - изображение Спасителя. Необычно выражение его глаз, они какие-то сверкающие, гневные)

Что же готов защищать герой картины? (Он готов защищать русскую землю: ее огромное небо, церкви, реки, леса, холмы - все, что мы видим за ним на заднем плане картины.)

Искусствоведческий текст (жанр nopmpemного очерка)

Прочитайте отрывок.

Образ Невского имеет в триптихе значение исторического символа. Невский стоит над Волховом, как на краю земли, возвышаясь над старинным собором, над лесом дальнего берега. Он стоит, обеими руками сжимая рукоять меча, готовый к бою до конца. Ветер гонит грозовые тучи, развевает стяг и пурпурный плащ на плечах князя. В этом образе, словно кованном из стали с головы до ног, есть решимость и бесстрашие, и убежденность в победе. О таких писал летописец: «Се бо люди крылаты!» И веришь, благодаря таким Россия, Русь была навеки непокоренной, независимой.

«Я хотел,- говорил Павел Дмитриевич, - передать характер русского человека, воплотить тот дух отваги, что составляет неотъемлемую черту нации, что побуждал людей России насмерть стоять в битвах, идти вперед, искать новые земли, пути в науке, создавать новые песни...»

И «Александр Невский» Корина - это гимн человеку, исполнившему свой долг, прекрасному силой убежденности и осанкой благородной независимости.

Беседа по тексту

Какова тема очерка? (Личность Александра Невского)

- Какова композиция очерка? (образ Невского - исторический символ.; передать через образ Невского характер русского человека; образ – гимн воину и победителю).

- В каком стиле написан текст очерка? (Цель текста - воздействие на слушателей и читателей посредством выражения своего мнения доказать, что этот образ является историческим символом. Основная форма реализации стиля – монолог автора. В тексте встречаются профессиональные слова (образ, триптих) и устаревшая лексика, которая необходима, чтобы правильно назвать предметы одежды, оружие той далекой эпохи (меч, ножны, стяг, князь...), формы (се бо люди...).

- Какой тип речи преимущественно используется в очерке? (Рассуждение. В тексте есть тезис, доказательства, вывод.)

Есть ли элементы других типов речи? (Есть элементы описания образа Невского на картине, а также элементы повествования, которые вводятся с помощью прямой речи летописцами.)

Работа над текстом сочинения

Мозаичная

композиция

(состоит из

отдельных

фрагментов,

подчиненных

общему

замыслу)

Внешний портрет (описание черт лица, фигуры, показ через внешность внутреннего мира героя: чувств, мыслей, настрое ений);

Поведенческий портрет (oписание позы, взгляда, жестов, мимики);

Речевой портрет (речь человека как средство раскрытия его характера, мыслей, эмоционального состояния)

Элементы биографии человека (что совершил, когда);

Элементы характеристики человека современниками, близким людьми, историками и т. д.;

Собственная позиция и оценка, отношение к герою и картины в целом.

А теперь попробуем применить полученные знания к конкретной теме нашего сочинения. Какова будет тема и основная мысль вашего сочинения? (показать образ Александра Невского, запечатленный на картине, выразить свою оценку)

Что может включать композиция очерка? (описание внешности Александра Невского, его глаза, выражение глаз, внутреннее напряжение человека, готового к битве, и через внешность - внутренний мир героя: его чувства, мысли, настроение....)

Обязателен ли именно такой порядок изложения, который вы назвали в соответствии с таблицей? (для портретного очерка характерна мозаичная композиция.)

Сделайте прогноз относительно стилевой направленности своего сочинения. (Сочинение будет написано в публицистическом стиле)

Какой тип речи будет преобладающим? (Рассуждение)

Будут ли присутствовать элементы других типов речи в сочинении? (Обязательно будут элементы onисания героя; возможны элементы повествования, вкрапленные в сочинение: сведения о герое картины, об авторе.)

И последнее важное замечание. Очерк всегда привлекает внимание, когда ему дается какое-то яркое, заминающееся название. Подумайте, какие бы вы предложили варианты заголовка для своего сочинения-очерка? («Защитник земли русской», «Победитель», «Легендарный герой русской земли».)


Сочинение ОПИСАНИЕ картины Корина Александр Невский

  1. Самым известным его произведением военных лет является триптих Александр Невский, созданный по заказу Комитета по делам искусств. Работать над произведением Корин начал в 1942 году.
    Три части картины объединены основной сюжетной линией это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками. На левой части триптиха, которая называется Северная баллада, изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина мать, жена или сестра. В правой части Корин обыграл былинный мотив эта часть получила название Старинный сказ и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.
    На центральной картине триптиха изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых Русской православной церковью в 1549 г. за вклад в защиту русских земель от врагов. Александр Невский в годы своего княжения одержал ряд ярких побед над шведскими и немецкими армиями. В годы Великой Отечественной войны тема борьбы Древней Руси с немцами была наиболее актуальной, а победы русских над ними возводились в ранг общенациональных достижений. Героизм Александра Невского мог служить примером для советского народа. Князь прославился смекалкой, изобретательностью и смелостью в битве на Неве в 1240 г. со шведами и немцами и в 1242 г. в знаменитом сражении с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере. В Невской битве Александр победил численно превосходившего врага с помощью военного искусства, нанеся противнику неожиданный удар.
    . Военный гений Александра Невского проявился и в битве на Чудском озере 5 апреля 1242 г. Армии Ливонского ордена методично продвигались в глубь русских земель, немецкие наместники были в Пскове и угрожали свободе Новгорода. Призвав Александра, выгнавшего немцев из Пскова и с близлежащих земель, новгородцы спасли свою свободу. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым маневром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лед. По данным новгородской летописи, русские семь верст гнали немцев по льду, 400500 рыцарей пало и до 50 было взято в плен; по данным ливонской хроники, потери ордена составили 20 убитых и 6 пленных.
    На картине Корина Александр Невский представлен как целеустремленный воин, готовящийся к битве. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной развевается знамя с образом Спаса Нерукотворного. Цветовая гамма, использованная художником, выдержана в черных, красных и светлых тонах. Это усиливает впечатление строгости, сдержанности, целеустремленности и героизма, производимое образом князя. Вся центральная часть триптиха словно иллюстрирует знаменитую фразу, приписываемую летописцем Александру Невскому: Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. Общий облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю.
    За спиной Александра Невского Корин изобразил простирающиеся широко русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость, за свои идеалы. Во многом благодаря мастерству художника князь остался в памяти русских несгибаемым воителем и национальным героем.
  2. Может это поможет —
    Описание картины Павла Корина, написанной в 1942 году. В годы Великой Отечественной войны, тревожными ночами под сверканием лучей прожекторов, режущих небо над затемннной Москвой, художник Павел Корин (1892-1967) обдумывал сюжет новой картины, в которой должны были воплотиться идеи стойкости, мужества, отваги.. . характер гордого и непокорного народа. Он искал примеры необычного и сильного проявления человеческого духа.

    Под боевым стягом русских воинов стоит он в доспехах на берегу реки Волхов у стен Новгородской Софии. Закованный в латы, спокойный и сильный, зорко всматривается в даль, откуда должен появиться враг. Крепко сжимает он в руках меч, на его волевом лице — готовность во что бы то ни стало отстоять рубежи родной земли. Неподвижна его застывшая поза. Кажется, он весь выкован из стали столько силы и величия в его фигуре, как монумент возвышающейся над низким горизонтом земель Великого Новгорода.

    Тревожные всполохи света, мятущиеся свинцовые тучи контрастируют с ярко-красной накидкой полководца. Они как знамение предстоящего кровавого и жаркого сражения. Когда работа была закончена, Павел Дмитриевич Корин сказал: Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост. Зрители увидели картину в суровое военное время. Она произвела на них огромное впечатление и имела небывалый успех.

«В 1942 году Комитет по делам искусств предложил Корину написать картину, чтобы образ великих предков вдохновлял советских солдат и офицеров. Все свое знание о духовной красоте и качествах русского человека художник вложил в свой триптих «Александр Невский». Сила воздействия созданного образа оказалась такова, что репродукции «Александра Невского» украшали фронтовые землянки и фронтовые газеты. А огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Великий Новгород, была установлена у въезда в город ».

«Александр Невский» Кориным писался под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов, во время Великой Отечественной войны.


На цент- ральной части триптиха — могучая фигура воина, грозный лик и гневный взгляд защитника Отечества, уверенный жест рук, сжимающих рукоять меча. Холодной голубизной отливают его доспехи. Александр Невский - человек, остановивший немецких рыцарей. В его фигуре память о древних богатырях и иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли.

Над головой князя - воинская хоругвь с образом Спаса - Ярое Око. Величественная фигура Александра Невского занимает почти всю плоскость холста, возвышаясь над водами реки Волхов, храмом Софии Новгородской, ок-рестными далями.

Во всем облике князя выражена твердая решимость и уверенность в своих силах, в силах русского вой- ска. Александр Невский изображён на фоне реки Волхов. На том берегу - Новгород со знаменитым Софийским собором. Ещё дальше - леса. Сбоку, поодаль - войско, готовое к походу. Он как будто говорит: «А если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!».

Художник изобразил Александра Невского в доспехах витязя. На его голове шлем, в руках меч, за спиной развевается красный плащ. Великий воин стоит на страже спокойствия и мира своей Родины, и никакие враги не смогут его одолеть.

Фигура Александра Невского занимает всё пространство картины. Могучий князь стоит, широко расставив ноги и сжав в руках меч. Он незыблем и непоколебим. Кажется, что никакие силы не способны его сломить. Лицо Александра словно высечено из камня: спокойное и твёрдое. Его взгляд — прямой и уверенный. Он как будто говорит: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

Картина наполнена патриотизмом и гордостью художника за свою страну, её славное прошлое и героическое настоящее. Полотно вселяет уверенность в то, что русский народ сможет отстоять свою независимость и право на счастливое будущее на собственной земле.


Есть ещё очень красивая мозаика в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга (по картону Н. Майкова. XIX в.).

"Александр Невский".

1942 год.

Во всех биографических работах, посвященных Павлу Дмитриевичу Корину (1892-1967), пишется о чрезвычайном многообразии творчества художника, но не всегда отмечается, что это многообразие было вынужденным, обусловленным страшной жизнью в России первой половины ХХ века. Путь потомственного иконописца из Палеха, ученика М. В. Нестерова, с которым Корин до революции расписывал церкви, в народные художники СССР, лауреаты Ленинской премии был тернист. Корин как-то признался: «Обдирая кожу, вылезал я из иконописи». Ему, как и многим другим художникам, приходилось постоянно доказывать «партии и правительству» свою художественную благонадежность, а также искреннюю приверженность социалистическому реализму. Для этого Корин создавал мозаичный фриз для Дворца Советов под бодряческим названием «Марш в будущее», мозаиками его работы украшены станции московского метро «Комсомольская-кольцевая» и «Новослободская». По заданию партии и правительства Корин писал портреты А. Н. Толстого, Кукрыниксов, В. И. Качалова, Максима Горького, маршала Жукова и других крупных деятелей советской эпохи.

Известно, что Корин вел при этом двойную жизнь: участвуя в жизни Союза художников, выполняя правительственные заказы, он оставался глубоко верующим человеком, собирал иконы, а главное, мечтал написать огромную картину «Реквием», где, как видно из эскизов, задумал изобразить последний собор Русской православной церкви. На ней предполагалось изобразить всех высших иерархов церкви, собравшихся в Успенском соборе Московского Кремля. Они стоят и молятся в ожидании предстоящей им мученической смерти. Картина эта так и не была написана, хотя многочисленные эскизы к ней сохранились, натянутое же на подрамник гигантское полотно простояло 30 лет, и на нем за это время художником не было сделано ни одного мазка. В некотором смысле это пустое полотно является документальным признанием художника, живущего в страхе перед чудовищной силой антихристова царства, способного стереть его в лагерную пыль…

И все же в «легальной» живописи и даже в мозаиках Корина чувствуется присущая его творчеству иконописность. Автор этих строк, которого в детстве часто водили за руку через станцию «Комсольская-кольцевая», был искренне убежден, что это – подземная церковь! И не случайно! Вера и глубокая тоска художника по исчезнувшему миру православной Руси отразилась и в мозаиках метро, и в эскизах к «Реквиему», и в некоторых портретах, и в триптихе «Александр Невский», написанном в 1942-1943 годах.

Несомненно, это была работа, вызванная к жизни искренним желанием художника послужить Отечеству в час тяжких испытаний. Центральная часть триптиха, наиболее известная и широко тиражируемая, было написана очень быстро – за три недели. Несомненно, картина иконописна, тревожна и сурова. С точки зрения историчности она не выдерживает критики и, несомненно вызвала бы смех у братьев Васнецовых, Сурикова и других мэтров жанра исторической живописи, знатоков снаряжения и оружия древности. Александр Невский облачен в странные для русского воина XIII века железные доспехи. На голове князя золоченый шлем, весьма похожий на шлем его отца князя Ярослава, потерянный им во время битвы при Липице в 1216 году и дошедший до наших дней. Однако шлем явно мал Александру и не может защитить голову воина. За спиной Александра виден вроде бы Великий Новгород с собором, но почему-то без традиционных оборонительных стен. Если бы не суровый лик Спаса Нерукотворного на знамени, будто перешедшего с другой картины Корина – «Спас Ярое Око», то образ Невского у современного зрителя мог бы вызвать ассоциации только с героями популярного ныне жанра фэнтези.

Вероятно, образ Александра Невского был бы понятнее нам в целостной системе задуманного художником триптиха, но так случилось, что две другие части этого триптиха как бы затерялись во времени: они не известны широкому зрителю, да и специалистам остались малопонятны.

Так, по поводу правой части триптиха («Старый сказ»), где на фоне гигантского изображения Николая Угодника изображена остроглазая согбенная старушонка и два мужика – могучий старик и закатывающий рукава молодой азиат, - современный искусствовед пишет нечто невразумительное: картина «наводит <…> на мысль о богатой истории и культуре русского народа».

Левая же часть («Северная баллада») весьма напоминает скандинавскую историческую живопись рубежа XIX и ХХ веков. Словом, обе эти части триптиха выражали неясные и несоветские идеи, и о них, в отличие от центральной части, быстро забыли…

Судьба самого Александра Ярославича Невского, изображенного Кориным (и множеством других художников), сложилась драматично. Вся жизнь его была тесно связана с Новгородом, в котором он княжил по воле отца князя Ярослава с 15 лет. У новгородцев было так принято – брать в князья малолетнего княжича и воспитывать его в традициях уважения законов и обычаев Новгородской республики. Но сделать из Александра «ручного» князя новгородцам не удалось – Александр вырос человеком самостоятельным, правителем гордым. Он был хорош собой, высок ростом, голос его, по словам летописца, «гремел перед народом, как труба». Князь был мужественным воином, хотя в битвах с ордой Батыя и не участвовал: юношей он пересидел лихие времена Батыева нашествия на Русь в Новгороде. Тем не менее его прозвали Храбрым даже раньше, чем Невским. С ранних лет Александр не выпускал меч из рук и 19-летним юношей в 1240 году победил шведов на берегу Невы, за что и был, как многие считают, назван Невским.

К тому времени обострились отношения Новгорода с соседями – немецкими рыцарями, которые почти непрерывно вели Крестовые походы против славян и даже захватили Псков. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера в Ледовом побоище Александр наголову разгромил рыцарей. В советское время из уст в уста передавалась легенда о том, что в сценарии знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» была последняя сцена, в фильм не попавшая. Якобы во время пира победителей к князю протискивается забрызганный грязью гонец, который что-то шепчет ему на ухо. Александр покидает застолье, садится на коня и выезжает за городские ворота. В заснеженном поле, насколько хватает глаз, он видит огни и кибитки – к городу подошла орда. Подъехав к юрте хана, гордый победитель немецких рыцарей слезает с коня, встает на колени и начинает ползти между двух огней ко входу в ханскую юрту… Этот эпизод якобы был перечеркнут синим карандашом, и высочайшая резолюция гласила: «Такой хороший человек так поступить не мог! И. Сталин». Но это как раз тот самый случай, когда художник видит историю лучше, чем политик или историк. Подобный поступок Александра Ярославича в тот момент был продуман и рационален: обескровленные победители немцев татарам сопротивляться не могли, да это не противоречило и всей политической концепции князя. Впрочем, легенда эта вряд ли достоверна. Сам Эйзенштейн писал, что Сталин запретил показывать последнюю из задуманных сценаристом сцен, когда Александр умирает, вернувшись из Орды, где его отравили. Эйзенштейн писал: «Не моей рукой была проведена карандашом красная черта вслед за сценой разгрома немецких полчищ. ‘Сценарий кончается здесь, - были мне переданы слова. – Не может умирать такой хороший князь!’».

Вообще в тяжелое время довелось ему жить и править Русью: обезлюдевшая страна, общий упадок и уныние, тяжкая власть завоевателя. Но волевой и умный Александр, годами имея дело с татарами, подолгу живя в Орде, вполне постиг искусство восточной придворной жизни: умел ползать на коленях, сидеть на пятках, знал, что и как дарить влиятельным ханшам и мурзам, усвоил навыки придворной интриги, был коварен, суров и жесток со своими врагами. И все это для того, чтобы выжить и спасти свой престол, народ, Русь. Выполняя волю хана Бату, он требовал от новгородцев регулярной уплаты дани, ссорился с ними и в обиде не раз уезжал в Залесье, в свою вотчину Переславль. Он получил золотой ярлык великого князя Владимирского только в 1252 году. Возвращаясь из четвертой поездки в Каракорум в ноябре 1263 года, Александр умер в Городце на Волге. То, что он был отравлен в Орде, не подтверждается документами. Перед смертью князь постригся в монахи, надел черную схиму – одежду монаха-отшельника. Его похоронили во Владимире, а при Петре Великом прах перенесли в Санкт-Петербург.

Евгений Анисимов. «Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка.». «Арка», Санкт-Петербург. 2013 год.

Опишите устно центральную часть триптиха П. Корина Александр Невский . Что подчёркивает в портрете героя художник?

Ответ

Триптих был заказан художнику в годы Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. Солдаты, шедшие на фронт, вдохновлялись им. Тыловики, обеспечивающие солдат едой, оружием и одеждой тоже находили в нем утешение.

«Александр Невский» писался под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Он был призван вызвать в душах зрителей подъем и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался, и как бы несметны не были его полчища.

В левой и правой части триптиха солдаты собираются на войну. Их провожают женщины – старуха-мать, опирающаяся на клюку, жена, держащая на руках маленького ребенка. Воевать стоит ради них, ради того, чтобы жизнь продолжилась, ребенок вырос, мать смогла дожить свой век в покое и тишине, а не в всепоглощающем страхе за сына. Сама земля, её река, деревня, маленькая церковь тоже нуждается в защите, и тоже собирается ждать своих сыновей.

Посередине же образ воина получает закономерно развитие. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей, как никто другой мог вдохновить защитников страны на войну с фашистскими захватчиками. В его фигуре есть нечто монументальное, память о древних богатырях, и одновременно – иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли. Он стоит, опираясь на меч, за спиной пьется стяг и колеблется на ветру плащ, и, полностью облаченный в доспех, он ждет, когда придут те, с кем нужно будет биться. Придут – и погибнут от того меча, с которым пришли.

А за его спиной – беззащитная, родная, любимая земля. Белостенный город на реке, облачное, нахмуренное небо, готовое, кажется, заплакать. За них нужно биться, за детей и матерей, оставшихся в городе. И нельзя не победить – как в свое время не смог не победить Александр.