Презентация по произведению дубровский. А.С.Пушкин «Дубровский. Методы и приемы

Cлайд 1

Cлайд 2

О романе Роман «Дубровский» написан в Петербурге, начат 21 октября1832 года, закончен 6 февраля 1833 года. Издан же в 1842 году, уже после гибели автора, заглавие «Дубровский» было дано издателем.

Cлайд 3

Повесть «Дубровский» тщательно правившаяся Пушкиным, так и не была издана при жизни писателя и, по общему мнению, считалась незаконченной. Сохранился один из черновых планов 3- го тома. Но, как пишет профессор В. Г. Маранцман, «незавершённость романа, однако, весьма условна. «Дубровский» в том виде, в котором он существует, представляет собой художественное целое. Финалы многих пушкинских произведений в силу своей нетрадиционности создают впечатление незаконченности действия… в представлении поэта жизнь неисчерпаема. Возможно, по этой же причине не определен жанр произведения: сам Пушкин считал его романом».

Cлайд 4

Реальные основы произведения У помещика Дубровского из Нижнего Новгорода в 1802 году по суду было отнято имение его родственника. Очевидно, что и Болдинские впечатления, когда крестьяне требовали смещения управляющего, тоже нашли отражение в произведении. Да и место действия повести – место многих крестьянских восстаний – Поволжье, время действия – 20-е годы XVIII века. «Роман «Дубровский» внушен был Нащокиным. Он рассказал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, с начала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского остроге».

Cлайд 5

Основной конфликт Понятнее и размышления Пушкина об отношениях человека и общества, мысль о том, что социальный закон вмешивается в человеческие отношения. «ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы…»- пишет профессор В. Г. Маранцман. В основе конфликта – неравенство героев перед законом, правовое бессилие героев. Будучи бедным, гонимым, Владимир Дубровский протестует против беззакония и несправедливости, действует не в соответствии с обстоятельствами, а сообразно своим чувствам. Это и приводит его к поражению во всем, что бы он ни предпринимал. И это возвышает его в глазах читателя: в тяжелых жизненных обстоятельствах он протестует против деспотизма и всегда остается человеком, человеком чести.

Cлайд 6

Владимир Дубровский Владимир Дубровский - корнет гвардии, живущий на немалое жалованье отца. Ничем не отличавшийся от своих друзей, будучи в расцвете молодости, Владимир «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».

Cлайд 7

Дубровский - человек чести Герой Пушкина- человек умный и всесторонне образованный. Ему не стоило труда выдавать себя за француза, учителя малолетнего сына Троекурова. Кроме того, Сашу он учил грамматике и географии, а с Машей он занимался пением и танцами. Смелости молодого Дубровского завидовали многие. Что значило только не испугаться разъяренного медведя, а заодно и его хозяина, Кирила Петровича, и застрелить этого медведя. Никто из гостей Троекурова и помыслить не мог об этом. Попасть в немилость к покровскому барину- что могло быть страшнее! А Дубровский не испугался. Более того, этим своим поступком заставил властного барина уважать себя еще больше.

Cлайд 8

Маша и Дубровский. Искренним, благородным, нежным и робким предстает Дубровский на страницах, посвященных встречам его с Машей Троекуровой. Любовь к девушке так велика, что Владимир отказывается даже от мщения ее отцу, своему заклятому врагу. Иными словами, любовь подводит его к христианской заповеди: не отвечать на зло злом, прощать врага своего.

Cлайд 9

Маша Троекурова Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали её кроткой, чуткой и мечтательной. Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви.

Cлайд 10

Попытка изменить судьбу Когда на свидании, назначенном ей Дефорже, Маша узнает правду, что он не кто иной, как Дубровский, она испугана, но робость и нежность в голосе Владимира заставляют девушку поверить ему и не отказываться от своей любви. На втором тайном свидании, убитая горем от того, что отец собирается выдать ее замуж за старого, нелюбимого человека, Маша, несмотря на общественное мнение, соглашается бежать с возлюбленным. И все же судьба распорядилась иначе - побег не состоялся. Судьба Маши и Владимира Благородство души, необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского. Она не может нарушить клятву верности, потому что для нее это не просто пустые слова, а таинство, совершенное на небесах. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся её душа, научила её отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши Троекуровой. Владимиру остаётся только подчиниться судьбе и исчезнуть из жизни любимой.

«Дубровский» - Дубровский - человек чести. Обречена. Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Основной конфликт. Судьба Маши и Владимира. В основе конфликта – неравенство героев перед законом, правовое бессилие героев. Попасть в немилость к покровскому барину- что могло быть страшнее! Владимир Дубровский - корнет гвардии, живущий на немалое жалованье отца.

«Дубровский урок» - Второстепенные персонажи. Агафья. Троекуровы в гостях у князя Верейского. Парамошка. Дубровский останавливает карету князя Верейского. Обед у Троекурова. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. Суд. Архип. Ссора Дубровского и Троекурова. Гриша. Первое свидание Маши и Дубровского. Урок-игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

«Салтыков-Щедрин Дикий помещик» - Дом, в котором жил и умер писатель М. Е. Салтыков-Щедрин. Сын М.Е.Салтыкова-Щедрина. Художники М.Скобелев и А.Елисеев. Комната, где жил и умер М.Е.Салтыков-Щедрин. М.Е. Салтыков-щедрин «дикий помещик». Рисунок Кукрыниксов. Фотография начала 1880-х годов. М.Е.Салтыков-Щедрин Портрет работы Н.Ярошенко. 1884 г.

«Роман Дубровский» - Пожар в усадьбе Дубровского. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Авантюра – рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех. Тема урока: А.С.Пушкин. <<Дубровский>>. Приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

«Пушкин Дубровский» - Какие качества характера проявил Дефорж в «медвежьей комнате»? Англичанин. Пушкин спланировал дальнейшее развитие сюжета романа. Произведение А.С.Пушкина «Дубровский» - роман. Почему Маша соглашается на побег с Дубровским? Полицмейстер. Маша и Дефорж. Развязка». Почему Владимир опаздывает и венчание Маши и князя состоялось?

Презентация по слайдам

Текст слайда: «Дубровский» Система образов романа «Дубровский» Конфликты романа «Дубровский» Сюжетная канва романа «Дубровский» Проблематика романа «Дубровский» Язык романа «Дубровский»


Текст слайда: «Дубровский» система образов Именами каких ещё героев вы заполнили бы оставшиеся два слайда?


Текст слайда: «Дубровский» конфликт Конфликт помещиков (Дубровский –Троекуров) Конфликт крестьян (Архип - судебные приставы) Конфликт подростков (драка Мити и Саши из- за кольца) Какие ещё конфликты в романе вы могли бы выделить?


Текст слайда: «Дубровский» сюжетная канва Ссора помещиков Желание Владимира Дубровского отомстить за отца Любовь Владимира Дубровского к Маше Троекуровой Сватовство князя Верейского к Маше Троекуровой Какими ещё пунктами вы дополнили бы сюжетную канву романа?


Текст слайда: «Дубровский» проблематика романа Сословная гордость и давняя дружба Сословная гордость и любовь Фальшивый гуманизм князя Верейского Благородство и разбой Какие ещё проблемы, освещённые в романе вы могли бы назвать?


Текст слайда: Фрагменты ученических сочинений. Попова Анастасия, 6 класс. Что такое любовь? Любовь- это чувство, которое представляет собой бурю эмоций. А с Машей этого не было. Ей нравился Дубровский, но она его не любила … Гатина Рина,6 класс. Марья Кириловна вышла замуж за Верейского. Будет ли она счастлива с Верейским? Нет, не будет, потому что она никого не любит. Кибирев Александр,6 класс. (сочинение не по тексту романа, а «понаслышке») Я думаю, что любовь- это когда Дубровский спас Машу от медведя. А Маша его любила. Но ничего не получилось.


Текст слайда: «Дубровский» язык романа Помещики Крестьяне «Гром победы, раздавайся»; «..а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от вас не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин» «куда же девался наш Ринальдо? Жив ли он, схвачен ли он?» «Батюшка ты наш, погубишь ты свою головушку! Кирила петрович съест нас» «Как не так…как не так…каково горит, а? чай, из Покровского славно смотреть» «..пусть он себе, наш барин, почивает да выздоравливает.» Определите, кому из героев романа принадлежат эти слова?













1 из 12

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Повесть «Дубровский» тщательно правившаяся Пушкиным, так и не была издана при жизни писателя и, по общему мнению, считалась незаконченной. Сохранился один из черновых планов 3- го тома. Но, как пишет профессор В. Г. Маранцман, «незавершённость романа, однако, весьма условна. «Дубровский» в том виде, в котором он существует, представляет собой художественное целое. Финалы многих пушкинских произведений в силу своей нетрадиционности создают впечатление незаконченности действия… в представлении поэта жизнь неисчерпаема. Возможно, по этой же причине не определен жанр произведения: сам Пушкин считал его романом».

№ слайда 4

Описание слайда:

Реальные основы произведения У помещика Дубровского из Нижнего Новгорода в 1802 году по суду было отнято имение его родственника. Очевидно, что и Болдинские впечатления, когда крестьяне требовали смещения управляющего, тоже нашли отражение в произведении. Да и место действия повести – место многих крестьянских восстаний – Поволжье, время действия – 20-е годы XVIII века. «Роман «Дубровский» внушен был Нащокиным. Он рассказал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, с начала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского остроге».

№ слайда 5

Описание слайда:

Основной конфликт Понятнее и размышления Пушкина об отношениях человека и общества, мысль о том, что социальный закон вмешивается в человеческие отношения. «ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы…»- пишет профессор В. Г. Маранцман. В основе конфликта – неравенство героев перед законом, правовое бессилие героев. Будучи бедным, гонимым, Владимир Дубровский протестует против беззакония и несправедливости, действует не в соответствии с обстоятельствами, а сообразно своим чувствам. Это и приводит его к поражению во всем, что бы он ни предпринимал. И это возвышает его в глазах читателя: в тяжелых жизненных обстоятельствах он протестует против деспотизма и всегда остается человеком, человеком чести.

№ слайда 6

Описание слайда:

Владимир Дубровский Владимир Дубровский - корнет гвардии, живущий на немалое жалованье отца. Ничем не отличавшийся от своих друзей, будучи в расцвете молодости, Владимир «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».

№ слайда 7

Описание слайда:

Дубровский - человек чести Герой Пушкина- человек умный и всесторонне образованный. Ему не стоило труда выдавать себя за француза, учителя малолетнего сына Троекурова. Кроме того, Сашу он учил грамматике и географии, а с Машей он занимался пением и танцами. Смелости молодого Дубровского завидовали многие. Что значило только не испугаться разъяренного медведя, а заодно и его хозяина, Кирила Петровича, и застрелить этого медведя. Никто из гостей Троекурова и помыслить не мог об этом. Попасть в немилость к покровскому барину- что могло быть страшнее! А Дубровский не испугался. Более того, этим своим поступком заставил властного барина уважать себя еще больше.

Описание слайда:

Маша Троекурова Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали её кроткой, чуткой и мечтательной. Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви.

№ слайда 10

Описание слайда:

Попытка изменить судьбу Когда на свидании, назначенном ей Дефорже, Маша узнает правду, что он не кто иной, как Дубровский, она испугана, но робость и нежность в голосе Владимира заставляют девушку поверить ему и не отказываться от своей любви. На втором тайном свидании, убитая горем от того, что отец собирается выдать ее замуж за старого, нелюбимого человека, Маша, несмотря на общественное мнение, соглашается бежать с возлюбленным. И все же судьба распорядилась иначе - побег не состоялся.

Описание слайда:

Судьба Маши и Владимира Благородство души, необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского. Она не может нарушить клятву верности, потому что для нее это не просто пустые слова, а таинство, совершенное на небесах. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся её душа, научила её отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши Троекуровой. Владимиру остаётся только подчиниться судьбе и исчезнуть из жизни любимой.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин «Дубровский». История создания. Изображение русского барства. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

История создания «Дубровский»- незавершённое произведение, над которым Пушкин работал 3,5 месяца (с октября 1832 по февраль 1833 г.) Не был опубликован при жизни автора. Сообщения: Жизнь крестьян до отмены крепостного права. 2. «Барство дикое».

Литературоведческие термины Роман - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. Общие черты и особенности сюжета: На первом месте- образы людей обыкновенных. Изображение будничной, повседневной жизни во всей многогранности её проявления. Изображение человека в сложных формах жизненного процесса. Многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц.

Композиция (лат. – «сложение, состав»)- построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов и эпизодов. Сюжет (франц.- «предмет, содержание»)- последовательность и связь событий в художественном произведении. Как построена композиция романа «Дубровский»?

Глава 1. С кем мы познакомились в первой главе романа? План раскрытия образа героя: Х арактеристика. Место нахождения усадьбы. Род занятий хозяина усадьбы.

Троекуров Кирилл Петрович

Дубровский Андрей Гаврилович

Случай на псарне Как произошла ссора двух приятелей?

Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского-старшего Что сближало? Что отличает? 1. Товарищи по службе. 1. Материальное состояние. 2. Ровесники. 2. Жёсткий, властный характер у Троекурова, прямолинейный и справедливый у Дубровского- старшего. 3. отчасти- сходство в характерах и в наклонностях. 3. Взаимодействие с крестьянами. 4. Оба по любви женились. 5. Оба овдовели.

Глава 2. Сцена суда.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин «Дубровский». Образ Владимира Дубровского. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Устное рисование: описание Дубровского и Троекурова.

Глава 3. Отец и сын. Что в характере Владимира от его отца? Какой была петербургская жизнь Владимира? Почему Владимир решил поехать в Кистенёвку? Какими были отношени я отца и сына?

Глава 4. Смерть старшего Дубровского.

Глава 5. Похороны отца Дубровского. Какие чувства испытывает Владимир? Как эти чувства изображает автор?

Судейские чиновники Как ведут себя судейские чиновники, которые приехали забирать имение? Сравните поведение Шабашкина в начале и в конце сцены?

Итоги Какова роль 4 и 5 глав в романе? Как проявляется авторская позиция в романе?

Литература: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл.: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова, В. Ермолова, Б. Кустодиева.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин «Дубровский». Учитель Дефорж. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Глава 6. Пожар в Кистенёвке. Каким словами начинается 6-я глава? Какие чувства и спытывает Владимир в доме отца, где хозяйничают приказные? К какому решению приходит Владимир и в связи с чем?

Что изображено художником на переднем плане? Что мы можем сказать по их выражению лица, позам? Точно ли художник передал сцену пожара имения, описанную Пушкиным?

Глава 7. Разбойники. Что заставило Владимира стать разбойником? Каким образом образовалась шайка разбойников? Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

Глава 8. Учитель. Почему Маша сначала не обратила внимание на Дефоржа? А какое впечатление произвела Маша на учителя?

О каких «благородных увеселениях» Троекурова мы узнали из этой главы? Меняется ли отношение Троекурова к Дефоржу в течение этой главы?

Глава 9. Обед в Покровском. О каких подробностях дела отца узнал Владимир на званом обеде? Сравните рассказы Глобовой и Спицына. Почему никто из гостей не узнал Дубровского?

Глава 10. Дубровский без маски. Какова роль 10-й главы в композиции романа? Почему Спицын решил переночевать в одной комнате с учителем?

Итоги Почему Владимир выбрал именно такой путь, чтобы отстоять честь семьи? Могли ли быть другие варианты? Что сделали бы вы на месте Владимира?

Литература: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл.: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова, В. Ермолова, Б. Кустодиева.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин «Дубровский». Владимир Дубровский и Маша Троекурова. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Варианты заглавий глав 11-16.

Итоги Какова роль глав 11-16 в романе?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин «Дубровский». Выделение эпизодов главы 17. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Варианты заглавий главы 17:

Глава 17. Какую роль играет в данной главе один маленький предмет?

Характеристика Саши и Мити

Выделение эпизодов главы 17 Эпизод- самостоятельный отрывок, фрагмент художественного произведения.

Итоги Каково ваше отношение к обоим мальчикам? Какова роль данной главы в романе?

Литература: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл.: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова, В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин «Дубровский». Развязка романа. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Варианты заглавий глав 18,19:

Глава 18. «Окована навеки…» Как идут приготовления к свадьбе, как ведут себя герои? Принимает ли Маша помощь Дубровского?

Глава 19. Разбойники. Описание разбойников (стр.134). Почему Дубровский покинул своих крестьян?

Итоги Какова главная мысль, идея произведения? Кто является носителем этой идеи? Что осуждает автор? Как вы видите завершение этого романа?

Темы сочинений: Почему Владимир Дубровский стал разбойником? Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского? «Неистребимо благородство душ»! Дальнейшая история героев романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Домашнее задание Выбрать тему для сочинения, написать сжатый план, подобрать материал. Принести тетрадь для сочинений 18 листов в линейку с зелёной обложкой для сочинения.

Литература: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл.: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова, В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин «Дубровский». РР. Подготовка к домашнему сочинению. К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Что такое сочинение? Зачем мы их пишем? Чем, по-вашему, может быть ценно сочинение? Как сделать так, чтобы ваше сочинение было содержательным, интересным, понравилось, произвело впечатление?

Тема: «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?» Краткая история героя: родители; воспитание; характер.

2. Почему Владимир Дубровский стал разбойником? Письмо из дома, нарушившее налаженную жизнь. Чувство вины и ответственности. Болезнь и смерть отца, смутные сведения о виновнике всех несчастий- Троекурове. Самодурство Троекурова (несправедливый суд, лжесвидетельства, подкупленные чиновники). Последняя ночь Владимира в родном доме, желание отомстить Троекурову. Ответственность за крепостных, разделивших их судьбу. Дубровский открывается Маше, объясняя, почему стал разбойником. Дубровский- «благородный разбойник»

Тема: «Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского?» Маша Троекурова на пороге замужества: Предложение старого волокиты Верейского. Признание Владимира, что он- Дубровский, готов прийти на помощь.

2. Кирила Петрович ускоряет ход событий: «Завтра быть свадьбе и точка…» Пойти за Верейского - послушать отца. Броситься за Дубровским- решение против отца.

3. Влюблённость, но не любовь Маши.

Тема: «Неистребимое благородство душ!» Благородный - способный жертвовать личными интересами, безукоризненно честный. С 13 века до начала 2- века слово БЛАГОРОДНЫЙ означало «принадлежащий дворянскому сословию, дворянский». В каком значении слово БЛАГОРОДНЫЙ употребляется в названии темы?

Чем и ради чего жертвуют Владимир и Маша? Какие цитаты из романа можно привести в своём сочинении в доказательство благородства этих героев?

Есть ли другие благородные герои в романе? Благороден ли Архип?

План. Что такое благородство? Благородные герои и поступки в романе. Бывает ли разбойник «славным»? Встречал ли я благородных людей?

Итоги Какую тему выберете? Почему?

Домашнее задание Написать сочинение в тетради для творческих работ по литературе. Вн.чт. О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» (стр. 143-144)- прочитать статью. «Барышня- крестьянка»: выразит. Чтение, пересказ. Нарисовать сарафан Акулины (по желанию).

Литература: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл.: планы- конспекты.- Р-на-Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации художников: Д. Шмаринова, В. Ермолова, Б. Кустодиева и др.

Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».

Карточки для самостоятельной работы.

Карточка №1.

Восстановите последовательность эпизодов в романе.

Проставьте номера 1-12.

Возвращение В. Дубровского в родную Кистеневку

Люди Троекурова воруют в роще Дубровского

Первое свидание Маши и Дубровского

Пожар

Саша прячет кольцо в дупле

Суд

Дубровский останавливает карету князя в лесу

Обед у Троекурова

Письмо Маши князю Верейскому

Похороны Андрея Гавриловича

Ссора Дубровского и Троекурова

Троекуровы в гостях у Верейского

Карточка №2.

Покажите стрелками соответствие должностей второстепенных персонажей и их имён.

Камердинер Дубровского

Парамошка

Штаб-лекарь в лазарете больных собак Троекурова

Антон

Крепостная, ухаживающая за Дубровским и написавшая письмо Владимиру

Архип

Кузнец

Тимошка

Псарь Троекурова

Харитон

Повар, единственный кистенёвский грамотей

Орина Егоровна Бузырёва

б) отпустил их всех на волю;

в) был бедный, жил со слугой и няней.

3. Дворовые Троекурова:

а) искренне любили хозяина;

б) боялись его;

в) пользовались покровительством хозяина и вели себя нагло.

4. Старый Дубровский:

а) был очень богат;

б) владел 70 крестьянами;

в) служил в армии и получал там жалование.

5. Троекуров по чину и званию:

а) был выше старого Дубровского;

б) равный с ним;

в) ниже его.

6. Троекуров и Дубровский:

а) были очень дружны;

б) слегка поссорились;

в) были во вражде и судились за право владеть Кистеневкой.

7. Владимир Дубровский:

а) жил с отцом;

б) в Петербурге;

в) за границей.

8. Владимир приехал домой по вызову няни:

а) застал отца живым и здоровым;

б) нашёл его больным и впавшим в детство;

в) не застал отца в живых.

9. Владимир:

а) любил Троекурова как родного отца;

б) уважал его;

в) ненавидел, считал виновным в смерти отца.

10. Кистеневку сожгли:

а) случайно;

б) крепостные Дубровского сознательно, по собственной инициативе;

в) крестьяне по сговору с Владимиром Дубровским.

11. Архип-кузнец:

а) жестокий злодей;

б) добрый и миролюбивый;

в) справедливый.

12. Дефорж, появившийся у Троекурова,- это:

а) Дубровский;

б) настоящий француз;

в) переодетый крепостной крестьянин Дубровского.

13. Саша - это:

а) крепостной Дубровского;

б) брат Маши Троекуровой;

в) брат Дубровского.

14. В гостях у Троекурова собрались:

а) одна родня- 7 человек;

б) 80 человек со всей округи;

в) вельможи из Москвы.

15. О Дубровском - разбойнике впервые объяснил:

а) Троекуров;

б) Антон Пафнутьич;

в) говорили со всех сторон.

16. Владимир Дубровский:

а) ровесник Маши;

б) намного старше её;

в) старше её на 5 лет.

17. Антон Пафнутьич оказался в одной комнате с Дефоржем:

а) Дефорж затащил его к себе;

б) Антон Пафнутьич сам захотел ночевать с учителем;

в) Троекуров велел понаблюдать за учителем.

18. Маша:

а) сразу полюбила Дефоржа, поэтому пошла на свидание;

б) она знала, что это Дубровский, которого она любила с детства;

в) пошла на свидание из любопытства.

19. Маша не согласилась уйти с Дубровским, потому что:

а) не любила его и боялась;

б) считала брак, освящённый венчанием, нерасторжимым;

в) она очень любила князя Верейского.

20. Дубровский:

а) остался разбойником;

б) погиб;

в) бросил шайку и уехал за границу.

Ответы:

1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-а, 6-в (а), 7-б, 8-б, 9-в, 10-в,

11-в, 12-а, 13-б, 14-б, 15-в, 16-в, 17-б, 18-в, 19-б, 20-в.

Литература:

Литература. 5-6 классы: конспекты уроков / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др.- Волгоград: Учитель, 2014- стр. 110-113.