Почему судьбы героев трагичны евгений онегин. Трагизм судьбы евгения онегина - сочинение. Дамы и Евгений

Многие поэты и писатели обращались к историческому прошлому своего народа в поиске героических характеров, в стремлении рассказать о трагических судьбах людей. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная М. Ю. Лер­монтовым, возвращает нас в эпоху правления Ивана Гроз­ного. Стремление показать именно дух того времени, ха­рактеры и отношения живших тогда людей отразились даже в названии произведения. На первом месте там сто­ит царь Иван Васильевич - Грозный, как его прозвали в народе. Свою поэму Лермонтов назвал «Песней...», потому что " она написана в духе народной песенной поэзии. Благодаря этому авторское отношение к героям и событиям, проис­ходящим в поэме, смешивается с народной оценкой. Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Действительно, грозен царь. Не смеют люди жаловать­ся и роптать на произвол и беззаконие царских опрични­ков, хотя много бед и обид нанесли те простому народу. Пострадал из-за молодого опричника Кирибеевича и глав­ный герой поэмы - удалой купец Степан Парамонович Калашников. Смел и честен купец. Он гордится тем, что: ...родился я от честнова отца, И жил я по закону Господнему. Жена Калашникова - Алена Дмитревна - невольно стала причиной большой беды. В образе Алены Дмитрев- ны поэт воплотил идеал русской женщины: она хорошая мать и верная, любящая жена. Ходит плавно - будто лебедушка; Смотрит сладко - как голубушка; Молвит слово - соловей поет... Полюбил Алену Дмитревну царский опричник Кирибеевич. Не смог он справиться с силой своего чувства, слаб и бесчестен оказался. Встретил он вечером чужую жену, при­знался ей в своей любви, силой задержал. Предлагал Ки­рибеевич за любовь Алене Дмитревне богатства и славу, целовал ее при соседях и чужих людях. О себе он говорил: Я не вор какой, душегуб лесной, Я слуга царя... а на самом деле хотел украсть не только чужую жену, но и чужую любовь, чужое счастье. Однако не поддалась Але­на Дмитревна на подлые уговоры, вырвалась, побежала до­мой просить защиты у любимого мужа и верного защит­ника. Не боится она «смерти лютыя», не боится «людской молвы» - страшится того, что не поймет ее муж, обвинит в грехе. Возмутился купец Калашников вероломством оприч­ника. Смело встает он на защиту чести своей жены, своей семьи. Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому, - объясняет он своим братьям. Он решает вступить с обид­чиком в кулачный бой, чтобы «биться насмерть», и просит братьев продолжить бой, если он сам погибнет. Гордый был купец. Чувство собственного достоинства не позволило ему просить помощи у царя, чтобы тот нака­зал подлого опричника. Ни с кем, кроме братьев, не поде­лился купец своим горем. На следующий день вышел Калашников на бой против Кирибеевича. Много народу должно было наблюдать за их поединком, и царь в том числе. Услышав имя своего противника и поняв, что тот вы­шел «на страшный бой, на последний бой», Кирибеевич «побледнел в лице, как осенний снег». Неспокойно у него на душе, нечиста совесть. Испугался Кирибеевич: Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз, На раскрытых устах слово замерло... Не только за свою честь вступает в бой удалой купец Калашников. За его могучими плечами - весь народ, оби­женный произволом царских слуг. Поэтому и победил в страшном поединке купец, отомстив за позор и обиду. Од­нако не закончились беды на этом - рассердился царь, велел привести купца-самовола, грозно спросил: «вольной волею или нехотя» убил Калашников царского слугу? Мужественно и с достоинством держится купец при царе и его слугах. Он понимает, что, даже узнав правду, Иван Грозный не простит ему смерти Кирибеевича. Одна­ко обманывать царя купец тоже не собирается: Я убил его вольною волею, А за что, про что - не скажу тебе, Скажу только Богу единому. Просит Калашников царя лишь о том, чтоб тот не «ос­тавил своей милостью» жену, детей и братьев купца. Оценил Иван Грозный смелость и честность купца и, посылая его на смерть, обещал ему выполнить просьбу. Однако, казня Степана Калашникова, царь мстит ему та­ким образом за его выступление против насилия и произ­вола. И казнили Степана Калашникова Смертью лютою, позорною. Народ же оценил поступок купца как подвиг, он не забудет, что в «безымянной могилке» похоронен человек, не побоявшийся выступить за правду. Поэтому: ...проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек - перекрестится, Пройдет молодец - приосанится, Пройдет девица - пригорюнится, А пройдут гусляры - споют песенку.

Молодой купец Калашников - молодой богатый купец, который хорошо знает свое дело, умеет зазвать покупателей, но "не добрый день задался ему". "Ходят мимо баре богатые, в его лавочку не заглядывают". Он хороший семьянин, очень заботится о своей супруге.
Тем вечером купец не находит дома своей жены. Все в доме носит признак небрежения и упадка. "Не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью, а свеча перед образом еле теплится." Купец Калашников понял, что случилось что-то недоброе. Когда же прибегает заплаканная расстроенная жена с рассказом о том, как опричник Кирибеевич оскорбил ее, купец Калашников понимает, что в его жизни наступил решительный момент. Обида была нанесена нешуточная. Оскорбленный муж мог пойти к царю и "бить челом" на обидчика, иначе говоря, пожаловаться. Это законное решение проблемы. Но такой путь кажется нашему герою унизительным. Недаром Лермонтов называет своего героя "удалым". Он принимает решение отстоять честь своей жены ценой своей жизни.
Он держит совет со своими братьями, с просьбой его поддержать. Атмосфера этой главы переносит нас в те времена, когда подобные вещи имели значение, в отличие от нашего времени.
Следующая часть начинается в праздничной атмосфере. Однако автор тут же вносит тревожную нотку словами "Уж зачем, ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?"
Вот-вот должны начаться потешные кулачные бои. Царь сам лично объявляет о начале и предлагает бойцам померяться силою.
Первым бойцом выходит опричник Кирибеевич и начинает подзадоривать своих противников всякими обидными словами.
Потешный кулачный охотницкий бой на Руси был заведен издавна. Его целью вовсе не было потешить народ жестоким зрелищем. Это был род спортивного состязания, целью которого было развитие бойцовских качеств, умение терпеть боль, милостивого отношения к противнику. Главными правилами были: биться по любви, т.е., не иметь злобы на противника, не бить лежачего, не бить до смерти. Поэтому, когда Кирибеевич, насмехаясь над своими противниками, обещает отпустить их живыми для праздника, то он таким образом их просто поддразнивает. Однако. когда перед ним оказывается молодой купец Степан Парамонович Калашников и называет себя, Кирибеевич смущается. Для окружающих речи Калашникова выглядят просто как поддразнивание бойцов перед боем. Однако Кирибеевич понимает, что происходит.

"Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от света небесного...
И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный.
И один из нас будет хвастаться
С удалыми друзьями пируючи.
Не шутку шутить, ни людей смешить.
К тебе вышел я теперь, басурманский сын,
Вышел я на страшный бой, на последний бой!"

И вот начинается богатырский бой. Калашников бьет вторым. Он наносит смертельный удар, нарушая тем правила боя. Он прекрасно понимает, что это значит.
"И подумал Степан Парамонович: Чему быть суждено, то и сбудется; постою за правду до последнева!" Естествено, видя такое нарушение правил, царь требует ответа от Калашникова. Он спрашивает Степана Парамоновича: "Вольной волею или нехотя, ты убил насмерть мово верного слугу, мово лучшего бойца Кирибеевича?" Таким образом он дает возможность человеку объясниться и оправдаться. Ведь,действительно, как и в современных спортивных соревнованиях, бывют смертельные исходы. Однако, купец отвечает: "Я убил его вольною волею, а за что про что - не скажу тебе, скажу только Богу единому". Поединки "сам на сам" были способом выяснения правоты для обидчика и обиженого. Для этого, естественно, требовалось объяснить, в чем заключалась обида. А Калашников не воспользовался и этим правом и ничего не сказал в свое оправдание. Царь понимает, что только очень веская причина может заставить человека поступить таким образом. Должно быть он заметил разницу между смущенным видом Кирибеевича и смелым и открытым видом Калашникова. Царь понимает, что Калашников защищает какое-то справедливое дело, жертвуя жизнью. Однако, закон есть закон - и царь должен поступать по закону. Поскольку Калашников не сказал ни одного слова в свое оправдание, он подлежат смертной казни.
Царь делает все, чтобы не пострадали ни семья, ни доброе имя Калашниковых.

"Молодую жену и сирот твоих
Из казны своей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
По всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно"

Более того, царь воздает ему всевозможные почести: наряжает палача и велит звонить в большой колокол. Современному человеку этого не понять. Страх приближающейся смерти не дал бы ему оценить царские милости. Но я уверена, что мужественный купец Степан Калашников понял все правильно.

Трагизм судьбы Евгения Онегина

Роман "Евгений Онегин" - величайшее произведение П. Поэт работал над ним более 7лет. Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIXвека. В центре внимания - быт столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Главный герой по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ 20-х годов XIXвека, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от народа, от всего русского, национального. Он воспитывался французами-гувернерами. Воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни. Учили его "всему шутя", "чему-нибудь и как-нибудь". Но Онегин все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он знал немного классическую литературу, римскую и греческую, историю "от Ромула до наших дней", имел представление о политэкономии Адама Смита. Безукоризненный французский язык, изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодежи своего времени. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека. Богатство, роскошь наслаждение жизнью, блестящий успех в свете и у женщин-вот что привлекает главного героя романа.

На светскую жизнь у Онегина ушло около 8 лет. Но он был умен и стоял значительно выше светской толпы. Неудивительно, что он почувствовал отвращение к своей пустой праздной жизни. "Резкий, охлажденный ум" и пресыщение удовольствиями света, привели к тому, что у Онегина наступило глубокое разочарование, "русская хандра им овладела".

Томясь скукой, Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой попыткой его была литературная работа. Но система воспитания не научила его работать, поэтому"ничего не вышло из пера его". Онегин начинал читать:"читал, читал, а все без толку".

В деревне он делает еще одну попытку практической деятельности:

В своей глуши, мудрец пустынный,

И раб судьбу благословил.

Оброком легким заменил: Но и эта деятельность от скуки, "чтоб только время проводить", не захватила Онегина. И он снова погрузился в хандру.

Предрассудки света, закрепленные всем ходом жизни, были прочны в душе героя. Их можно было преодолеть только жизненными испытаниями, душевными страданиями, соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу "старого"и"нового" в его сознании, сопоставляя с другими героями романа:Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы. Сложность и противоречивость характера Онегина раскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной. В новом соседе она увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Благородство и смелость Онегина отвечают ее затаенным взглядам и демократическим настроениям.

Все лучшее, чистое, светлое, не тронутое светской моралью проснулось в душе Онегина:

Мне ваша искренность мила,

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства.

Но безразличие к жизни, пассивность, "желание покоя", равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с искренними чувствами и победили, подавили его. Он отказался от любви провинциальной мечтательницы. Еще трагичнее столкновение "старого" и "нового" в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. Онегин и Ленский выделялись из окружающей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположенными натурами. Один был холодным разочарованным скептиком, другой - восторженным романтиком, идеалистом.