Отношения и любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской в романе “Обломов”: взаимоотношения, разрыв героев. История любви обломова и ольги в современном литературоведении История любви обломова и ольги ильинской кратко

Урок литературы

по роману

И. А. Гончарова «Обломов»

«Испытание любовью:

Ольга Ильинская

Илья Ильич Обломов»

10 класс

Карпенко Наталия Александровна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №1970

г. Москвы

Цель урока:

доказать, что любовь развивает души и сердца главных героев, раскрывает их характеры, показывает героев в их развитии.

Задачи урока:

раскрыть характеры и идеалы Обломова и Ольги Ильинской;

воссоздать историю взаимоотношений Ольги с Ильей Ильичом;

развивать умение анализировать эпизоды, образы-персонажи, высказывать свое отношение к героям.

Слово учителя.

Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ещё с античных времён воспевалось это чистое и прекрасное чувство - любовь. Как вы думаете, почему многие писатели и поэты этой теме уделяли особое внимание?

Если возводить пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте будут романтические отношения Ромео и Джульетты. Это самая красивая история, которая увековечила её автора - Шекспира. Ромео и Джульетта полюбили друг друга с первого взгляда, с первых слов. Двое влюблённых идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта готова умереть, лишь бы быть верной Ромео. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга. Жизнь одного теряет смысл без другого.

Хоть эта история и трагична, но на любовь Ромео и Джульетты всегда и везде, в любые времена будут равняться все влюблённые.

Но любовь бывает разная: любовь-страсть и любовь-привычка. Кто-то любит всем сердцем и готов на все ради любимого, а кто-то любит головой, зная наперед, что ему нужно. Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности.

Иннокентий Анненский писал:

«Любовь - это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих».

Как вы понимаете слова русского писателя Анненского?

В начале романа мы застаем главного героя, лежащим на диване и совершенно не интересующимся общественными делами.

Почему Обломов прячется от общества? От чего он бежит? Стр. 189-190

Запись:

Илья Ильич мечтал уйти от общества, света, потому что не находит там никаких интересов, видит там одних "мертвецов". Ему хотелось освободиться от вечной суеты, страстей, жадности, сплетен, пересудов. Илья Ильич мечтал, "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия".

В беседе со Штольцем Обломов делится своей мечтой о счастье так, как ему это видится. Что говорил Обломов Штольцу о своем понимании идеала, «нормы жизни» для человека? (он увлеченно рисовал картины семейного счастья, в которых была и музыка, и поэзия, и любовь). Стр. 192-193

Не напомните ли, что составило бы счастье нашего героя? (ч.2 гл.4) стр. 194-197

Запись:

Идеальная жизнь для Обломова:

1. Деревня

2. Жена

3. Новый, покойно выстроенный дом

4. Добрые соседи-приятели

5. Музыка

6. Поэзия

7. Любовь.

О какой жене мечтает Обломов?

Запись:

Илья Ильич мечтал, "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия".

Согласен ли Штольц с таким пониманием счастья? Почему? Что значит жить для Штольца? Стр. 200

Запись:

Для Штольца «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни».

Как такую жизнь называет Штольц? (Обломовщина)

Всегда ли такой был Обломов? О чем они мечтали? Стр. 198

Что произошло с Обломовым? Куда делись все эти мечты? Сколько лет «спит» Обломов? 12 лет

Почему? (Нет силы и воли). Стр.200

Куда зовет Штольц Обломова и зачем? (Штольц зовет друга за границу, хочет помочь ему избавиться от обломовщины.)

Сначала Обломов верит в то, что Андрей может ему помочь и даже готов идти за ним куда угодно. Начинает даже строить планы. Какие? Стр. 204

Собираясь за границу, Обломов даже «заказал себе дорожное платье, …» Продолжите действия Обломова. Стр.205

Так уехал Обломов за границу или нет? Почему? Каковы причины? Стр. 206

И вот на горизонте жизни появляется та, которая (гипотетически) может составить счастье.

Но сперва давайте вспомним, о какой жене мечтает Обломов? (см. запись)

Кто же эта женщина, которая должна была составить счастье Обломова? Когда и от кого слышим первое упоминание о ней? (из разговора Штольца с Обломовым)

Как произошло знакомство Обломова с Ольгой?

Какой увидели вы, читатели, эту героиню? Поделитесь письменно своими впечатлениями (несколько минут учащиеся работают самостоятельно)

В тетрадях запись примерного содержания:

Ольга. Проста, мягка, музыкально образованна, иронична, внимательна, энергична, жаждет деятельности, полна мечтами о ней, уверенная в себе; хороший психолог, «тонкая натура», «естественное проявление мысли, чувства, воли», «недюжинная девушка» и т. д.

Почему Штольц говорил только с Ольгой? Чем она отличалась от других девушек? Стр. 208

Каким видим нашего героя при первой встрече с Ольгой? (рассеянным, неуклюжим)

Почему?

Почему в этой сцене так мало об Илье Ильиче?

Какую роль сыграл Штольц?

(Штольц не только познакомил их, но и успел рассказать Ольге и о халате, и о диване, и о том, что Захар одевает барина.

А главное: «Штольц.уезжая, завещал Обломова ей, просил приглядывать за ним, мешать ему сидеть дома».

Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?

У ней развился уже…план, как она отучит Обломова спать после обеда…, она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц: потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, - словом, она укажет ему цель…

Запись:

План возрождения Обломова:

Отучить спать после обеда

Заставить писать в деревню письма

Заставить дописать план устройства имения

Заставить приготовиться ехать за границу

Зачем ей все это надо?

Чтобы удивился Штольц её способностям («И Штольц не узнает его, воротясь».)

Чтобы Обломов восхищался ею, жил для неё и восхищался ею.(« Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её».)

Ради собственной славы, ради собственного самолюбия. (« Возвратить человека к жизни – сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?..»)

Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской? Стр.206

(«Встает он в семь часов. Читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем… Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе…Он весел, напевает…отчего же это?» )

Обратите внимание: сначала говорится о том, как изменился Обломов, его даже нельзя узнать, а уже потом автор сообщает нам, почему это произошло (произошло это под влиянием большого чувства , которое нахлынуло на этого «большого ребенка» и захватило его полностью).

Какой глубокий философский вывод, жизненную мудрость заключает история двух главных героев?

Запись:

Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности.

Если все так хорошо, почему же Обломов пишет Ольге письмо и почему? Как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?

В письме Обломов выразил и свою любовь, и боязнь оказаться не тем человеком, кого сможет полюбить такая девушка, как Ольга. Он глубоко понимает Ольгу, как, может быть, она сама не понимает себя: « Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом…» - пишет он в своем послании.

Почему Обломов не говорит об этом прямо Ольге, а пишет письмо?

(Гончаров здесь выступает тонким психологом. Когда человеку трудно принять какое-то решение, выразить свою боль, легче довериться листу бумаги и на нем излить свою душу. Не случайно, написав письмо, Обломов почувствовал, что ему стало не так тяжело. «Я почти счастлив…Отчего это? Должно быть, оттого, что я сбыл груз души в письмо».

Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги?

Индивидуальное задание. Выступление учеников: инсценирование эпизода «Объяснение в любви Ольге Ильинской после написания письма».

Как проявляется герой в любви?

Запись:
- Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность…;
- в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство.

Изменилась ли жизнь Ольги? (просьба Штольца растормошить Обломова привела к внутренним изменениям и того и другого)

С появлением Ольги Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать. Можно ли то же самое сказать о чувстве Ольги к Обломову? Любила ли она его?

Окрыленная своей мечтой, которая заключается в “оживлении” Обломова, Ольга взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она “перерастает” Илью Ильича.

Запись:

Ольга берет на себя роль “путеводной звезды”. Ольга пытается “поставить Обломова на ноги”, научить действию, вывести из покоя и лености.

Обломову же новое чувство незнакомо. Он путается, теряется, стыдится. Он любит Ольгу сердцем, любит нежно, послушно, стыдливо. Его душа пробуждается, потому что живая. Он черпает что-то из Ольги, и сердце его начинает биться, а мозг работать. Ольга вливает в него энергию, любовь к действию, которые заставляют его работать, думать, читать, заниматься хозяйством, мысли его постепенно начинают оформляться. Хотя иногда еще в него вползает “червь неуверенности и лености” и опять хочется спрятать голову под крыло, но Ольга вновь вливает в него надежду, не бросает его, а мягко, по-матерински направляет и наставляет, и Обломов опять живет, опять работает, опять самостоятельно пытается решать. Ольга всегда на “страже”, всегда поможет, всегда научит.

Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах?

Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина. В этом и состоит их противоречие: Ольга видит в своих мечтах деятельного и активного человека, а Обломов - все ту же идиллическую картинку.

Что же постепенно понимает Обломов?

Что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. Любовь Ольги для него превратилась из “радужной” в “требующую”.

Он начинает тяготиться ею. Как это проявляется?

Обломов начинает чаще обедать дома,

ездит в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги,

Он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. Илья Ильич говорит себе: “Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться в такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика... Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу...”

Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена. У них даже со временем иссякают темы для разговоров.

Как вы думаете, было ли будущее у этих отношений, и если да, то сулило бы оно счастье обоим ?

Инсценирование эпизода «Объяснение в любви»

Кто виноват в причине разрыва их отношений?

С одной стороны, их отношения сошли на нет из-за идиллического воспитания Ильи Ильича, его вечной тяги к покою и тишине, а с другой стороны, по его собственной вине. Обломов "сам виноват. Он не оценил, не понял, что Ольга - девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли. Обломов первый, конечно, понимает химеричность их романа, но она первая его разрывает. Гармония романа кончилась давно, да она, может, и мелькнула всего на два мгновения; оба, и Ольга и Обломов, переживают сложную внутреннюю жизнь, но уже совершенно независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза.

Обломов понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование. Его время – это время, когда лучше остаться верным своим прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад с самим собой приводит его к протесту, но выраженному необычно: «я не хочу участвовать в совершающемся зле и не буду».
Ольга Ильинская все время заставляет героя что-то делать, по крайней мере, пытается заставить. Обломов не хочет ломать свой образ жизни. Он не столько сопротивляется, сколько для него не характерен образ жизни Ольги и Штольца. Он выбрал другой путь. Ольга все время чего-то требует от него, пытаясь повлиять на его личность, переделать его, перевоспитать… И Обломов понимает, оттягивая объяснение в любви, что она «не его идеал».

И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: “...Я слишком понадеялась на свои силы... Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!..”

Какой след в жизни Обломова оставит Ольга?

Для Обломова эта любовь навсегда останется в сердце. И он будет вспоминать ее как что-то светлое, ясное, чистое. Это была духовная любовь. Эта любовь была лучом света, она пыталась пробудить душу и развить ее. И Обломов понимает причину разрыва. "Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер", - с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: "Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? <...> Что сгубило тебя? Нет имени этому злу..." "Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!"

Но у него нет сил сопротивляться ей. И Илья Ильич вскоре засыпает духовно, а потом и физически.

Композиция романа

Первая и четвертая части романа - его опора, почва. Взлет во второй-третьей частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.

Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью , т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.

Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая "Обломова" словами: "И он рассказал ему, что здесь написано". Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?

Домашнее задание: подготовить образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.


Роман Гончарова «Обломов» является значительным философским произведением. В нем автор раскрывает самую суть жизни, которая бурлящим, струящимся потоком проходит мимо главного героя, а он ее даже не замечает.

Ильинской занимают в романе особенное место. Здесь происходит встреча двух личностей и случается проверка ценностей, мнений, взглядов. Читатель с большим интересом наблюдает за развитием большого чувства, печалится, когда оно угасает. Данная статья призвана рассмотреть причины личностного кризиса Ильи Ильича и его взаимодействие с Ильинской.

Первая встреча

Впервые Обломов и Ольга встречаются благодаря Андрею Штольцу. Кто как не сумел вытащить домоседа Илью Ильича из квартиры! Спустя несколько дней после приезда он решил навестить барышню и взял с собой Обломова. По всему было видно, что молодые люди понравились друг другу. Во всяком случае Обломов выражал явную заинтересованность. Нельзя сказать, что именно первая встреча каким-то образом повлияла на их дальнейшие отношения, но она стала началом долгого душевного испытания, породившего массу переживаний.

Зарождение чувства

Отношения между Ольгой и Обломовым начинаются постепенно. Наверное, быстро вспыхнуть чувство и не могло у Ильи Ильича: он так много размышлял, анализировал, точно пытался взвесить каждую маленькую деталь. Большое впечатление на него произвело пение девушки. Они вместе слушали «Каста дива», и волнующие нежные мечты находили отклик в его сердце. Отношения Обломова и Ольги исполнены возвышенного чувства и нежной восторженности. Казалось, такое восхищение возможно испытывать только в юности, когда душа наиболее открыта к сердечным подвигам.

Как любит Илья Ильич

Развитие отношений Обломова и Ольги происходит очень красиво и необычно. Илья Ильич поражен природной грацией девушки, он очарован ее улыбкой, красотой и духовным богатством. Ведь как поразительно она умела понимать самые обыкновенные вещи! С ней можно было говорить часами, беседуя на самые разные темы. Обломов смотрит на нее завороженными глазами: она представляется ему чудом, даром, данным свыше. Барин долго не может решиться начать ухаживать за ней, так как не уверен в собственной привлекательности, в том, что может быть ей интересен. Он не предпринимает никаких попыток, чтобы завоевать ее расположение, а просто любуется ее близостью.

Илья Ильич любит самозабвенно, с исступлением, до боли в груди. Несмотря на все это, он не решается объясниться с возлюбленной, не спешит делать ей предложение. Даже тогда, когда в тишине вечернего сада прозвучало робкое Ольгино «люблю», он не смел принимать это всерьез. Не потому, что не верил в искренность девушки, а от того, что считал ее прелестным ребенком, который еще себя не знает. Обломов слишком много рассуждал о природе любви, выдумывал себе причины, по которым они с барышней не могут быть вместе.

Глубина душевных переживаний главного героя потрясает. Ильинской наполнены небывалой чистотой, душевной теплотой и подлинным стремлением узнать друг друга лучше.

Как любит Ольга

С самого начала знакомства барышня проявляла интерес к барину. Он представлялся ей загадочной личностью, она восторгалась глубиной его мысли. Единственное, что ей в нем не нравилось, - это привычка спать днем. Такую его особенность она желала бы исправить, подвергнуть искоренению. С особым восторгом девушка представляла себе, как он отучится лениться, и в том будет только ее заслуга. Она воображала себя прекрасной учительницей, из любви к которой должен поменять свой характер взрослый мужчина. Конечно, наивность Ильинской можно простить в силу ее юного возраста.

Отношения Обломова и Ольги продолжались ровно до тех пор, пока страх и недоверие не погубили это теплое чувство.

Письмо Обломова

Свои сомнения относительно их совместного будущего Илья Ильич запечатлел в длинном послании к Ольге. В то время дело уже практически шло к свадьбе, и даже Захар едва ли сомневался в том, что скоро произойдут значительные перемены. Находясь в состоянии порыва, точно пребывая в малодушном анализирует ситуацию и приходит к выводу, что барышня принимает его не за того, кого хотела бы видеть перед собой.

Он уверен - ей нужен другой, рыцарь, который будет совершать во имя нее подвиги и сыпать ласковыми речами, а теперь девушка жестоко ошибается. Илья Ильич даже готов пожертвовать собственным чувством, лишь бы она стала счастливой. Развитие отношений Обломова и Ольги постепенно сходит на нет. Барин не верит в собственные перспективы, в глубине души считает себя недостойным любви, потому и отказывается. Пока писал то злополучное письмо, он плакал, как ребенок. А когда послание было отправлено, Илья Ильич не выдержал и тем же вечером отправился к Ильинской, чтобы объясниться с ней.

Разрыв отношений

Отношения Обломова и Ольги и не могли продолжаться долго. Нужно было что-то предпринять, сделать определенные шаги, коих не последовало из-за нерешительности Ильи Ильича. Можно сказать, что Обломов просто не стал дожидаться, когда Ольге надоест общаться с ним, и предпочел первым прекратить тревожное, болезненное чувство. Дело в том, что любовь звала его, побуждала к тому, чтобы преобразить свою жизнь, хотела заставить его измениться, а он, напротив, всеми силами души обнаруживал неготовность к подобным переменам.

Таким образом, отношения Обломова и Ольги потерпели крах. Они начались так красиво и многообещающе, а закончились слезами, принесли за собой невыносимую боль. Причиной тому послужила неготовность с той и другой стороны принять от судьбы щедрый подарок и быть благодарными.

«Обломов» - центральный роман творчества замечательного русского писателя Ивана Александровича Гончарова. Автор писал его более 10 лет, постепенно оттачивая свое мастерство, свой слог, добиваясь поразительной точности во всех сценах, поэтому мы не перестаем восхищаться этим произведением и по сей день.

Сюжетную основу «Обломова» составляет история драматической любви главного героя – дворянского интеллигента, помещика Ильи Ильича Обломова к Ольге Ильинской.

Главным в романе стал вопрос о том, что погубило его героя, наделенного от природы «пылкой головой, туманным сердцем», не чуждой «высоких помыслов» и «всеобщих человеческих скорбей» душою. Почему ни дружба, ни сама любовь, на время преобразившая было Илью Ильича, не смогли победить его жизненную апатию?

Обломов ведет бездеятельную жизнь, он ничем не интересуется, не читает ни газет, ни книг. Илья Ильич всегда дома, в кровати. Его лежание – это определенный образ жизни, своего рода протест против сложившихся условностей, поэтому он так горячо протестует против всех попыток поднять его с кровати. Но вот приезжает друг детства – Андрей Иванович Штольц, жизнь которого кипит действием. Штольц пытается вытащить Обломова из постели: возит его в гости, заставляет читать. Он же знакомит Илью Ильича с Ольгой Ильинской. В Обломове просыпается человек, наделенный необыкновенно сильными чувствами, - слушая, как Ольга поет, он испытывает потрясение. Подлинно человеческая потребность любить захватывает душу героя. Он признается Ольге в любви. Ольга же, называя свою любовь к Илье Ильичу долгом, поясняет: «Мне как будто бог послал ее… и велел любить». Ольга является «путеводной звездой, лучом света» для Обломова, ангелом, то оскорбленным непониманием, готовым удалиться, то вновь приверженным своей миссии духовного воскресителя Обломова.

Высокая миссия Ольги на время вполне удалась. Сбросив вместе с халатом свою апатию, Илья Ильич ведет достаточно активный образ жизни, благоприятно отразившийся на его, прежде сонном, облике: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появлялись даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности».

Переживая с Ольгой «поэму изящной любви», Обломов выявляет, по мысли Гончарова, свои лучшие качества. Замечая в конце второй части, что Обломов «догнал жизнь, то есть усвоил опять все, от чего отстал давно», Гончаров вместе с тем уточняет: «Он усвоил только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых там газетах и довольно прилежно, благодаря настойчивости Ольги, следил за текущей иностранной литературой. Все остальное утопало в сфере чистой любви».

Практическая сторона жизни (постройка дома в родной Обломовке, проведение дороги из нее в большое село и т.п.) продолжает тяготить Илью Ильича. Сверх того, его начинает преследовать неверие в свои силы, а с ним - и в чувство Ольги, наконец, в возможность реализовать в жизни идеал любви и семьи. Постепенно «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность», «праздник любви отошел», она «в самом деле становилась долгом», «начинала линять, терять радужные краски». Герои расстаются, и Обломов возвращается к своему прежнему образу жизни, но живет он теперь не один, а со своей женой Пшеницыной Агафьей Матвеевной.

Что же не позволило Обломову воплотить в жизнь подлинный идеал любви, который открылся ему после знакомства с Ольгой Ильинской? Я считаю, что не только личные слабости Ильи Ильича и идиллистическая «обломовщина» повинна в этом. Для Гончарова любовь – святое чувство. Его мысль о том, что «любовь с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней столько всеобщей неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении», вложена в уста Штольца. В письме к С.А.Никитенко автор признается, что верит «во всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности… »
Но с развитием произведения надежда Гончарова создать образ гармонического человека и такой же любви на материале современной действительности была утопией. После выхода романа Гончаров констатировал: «… между действительностью и идеалом лежит… бездна, через которую еще не найден мост, да и едва построится когда». Таким образом, одной из причин изображенной в романе драмы является бездуховное общество того времени, которое «никуда не годится».

Крайне тяжело перенесенный обоими героями крах их любви изображен Гончаровым как не случайная, а уготованная человеку судьбой, и поэтому общезначимая драма. Илья Ильич навсегда сохранит в глубине души светлый образ Ольги и их любви, и героиня не перестанет любить «честное, верное сердце» Обломова.


7. Список использованной литературы

Обломов и Ольга

Главная сюжетная ситуация в романе – взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идёт путём, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценностей человека через его интимные чувства, его страсти. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает увидеть Обломова, таким, как его хотел показать автор. В своё время Чернышевский писал о том, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность. «Обломов» не противостоит этому выводу, а ещё более закрепляет его. Ольге Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли, деятельного добра. Невозможность для Обломова понять и принять эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в нём свойства непосредственности, которая затем вылилась в сильный душевный порыв, в страсть. Вместе с чувством к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Ольга видит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые так же чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. И именно в Ольге, а не в Штольце, можно видеть «намёк на новую русскую жизнь»; от неё можно ожидать слова, которое сожжёт и развеет «обломовщину».
В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же как и вообще в жизни. Они не прочь пококетничать с женщиной, пока видят в ней куклу, двигающуюся на пружинках; не прочь они и поработить себе женскую душу... как же! этим бывает очень довольна их барственная натура! Но только чуть дело дойдет до чего-нибудь серьезного, чуть они начнут подозревать, что пред ними действительно не игрушка, а женщина, которая может и от них потребовать уважения к своим правам, - они немедленно обращаются в постыднейшее бегство.
Обломов хочет непременно обладать женщиной, хочет вынудить у нее всяческие жертвы в доказательство любви. Он, видите ли, не надеялся сначала, что Ольга выйдет за него замуж, и с робостью сделал её предложение. А, когда она ему сказала, что это давно бы ему следовало сделать, он пришел в смущение, ему стало не довольно согласия Ольги. Он начал пытать её, столько ли она его любит, чтобы быть в состоянии сделаться его любовницей! И ему стало досадно, когда она сказала, что никогда не пойдет по этому пути; но затем ее объяснение и страстная сцена успокоили его... Но всё-таки он струсил под конец до того, что даже на глаза Ольге боялся показаться, прикидывался больным, прикрывал себя разведенным мостом, давал понять Ольге, что она его может компрометировать. И всё оттого, что она от него потребовала решимости, дела, того, что не входило в его привычки. Женитьба сама по себе не страшила его, но Ольга захотела, чтоб он пред женитьбой устроил дела по именью; это уж была бы жертва, и он, конечно, этой жертвы не совершил, а явился настоящим Обломовым. А сам между тем очень требователен. Ему вообразилось, что он не довольно хорош собою и вообще не довольно привлекателен для того, чтобы Ольга могла сильно полюбить его. Он начинает страдать, не спит ночь, наконец, вооружается энергией и пишет Ольге длинное послание.
Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают.
Обломов, написавши к Ольге пасквиль на самого себя, чувствовал, «что ему уж не тяжело, что он почти счастлив»... Письмо свое он заключает онегинским нравоучением: «История со мною пусть, говорит, послужит вам руководством в будущей, нормальной любви». Илья Ильич, разумеется, не выдержал себя на высоте уничижения перед Ольгой: он бросился подсмотреть, какое впечатление произведет на нее письмо, увидел, что она плачет, удовлетворился и - не мог удержаться, чтобы не предстать пред ней в такую критическую минуту. А она доказала ему, каким он пошлым и жалким эгоистом явился в этом письме, написанном «из заботы об ее счастье». Тут уже он окончательно спасовал, как делают, впрочем, все обломовцы, встречая женщину, которая выше их по характеру и по развитию.
Ольга постоянно размышляет не только о своём чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей «миссии»:

«И всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала жить!»

И любовь эта для Ольги становиться долгом. Она ждёт от Обломова деятельности, воли, энергии; в её представлении он должен стать похожим на Штольца, но, только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своём воображении, которого она искренне хотела создать в жизни.

«Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, - а ты уж давно умер».

Всё это с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задаёт горький вопрос:

«Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…»
«Есть, - отвечает Илья. – Обломовщина!»

“За ужином она сидела на другом конце стола, говорила, ела и, казалось, вовсе не занималась им. Но едва только Обломов боязливо оборачивался в ее сторону, с надеждой, авось она не смотрит, как встречал ее взгляд, исполненный любопытства, но вместе такой добрый…”(см. список №1 И.А. Гончаров "Обломов".)

Знакомство Обломова и Ольги Ильинской произошло в имении Ильинских, их познакомил Штольц- лучший друг Обломова. Необычное поведение Ильи Ильича и его отчужденность от общества заинтересовали Ольгу. Затем интерес перешел в необходимость постоянного общения, в нетерпеливое ожидание встреч. Так родилась любовь. Девушка взялась за перевоспитание ленивого увальня Обломова. То, что он несколько опустился, обленился, не означало, что душа его огрубела и почерствела. Нет, это была чистая душа, душа ребенка, «голубиное сердце», как говорила впоследствии Ольга. Она разбудила ее своим страстным великолепным пением. Она разбудила не только душу Обломова, но и любовь к себе. Илья Ильич влюбился. Влюбился, как мальчишка, в девушку намного младше себя. И ради нее он готов был сдвинуть горы. Поглощенный этим чувством, он перестает быть сонным и апатичным; вот как его состояние описывает Гончаров: «От слов, от звуков этого чистого девичьего голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заливались слезами».Такая перемена в Обломове не чудо, а закономерность: впервые его жизнь обрела смысл. Это говорит о том, что прежняя апатия Ильи Ильича объясняется не душевной пустотой, а нежеланием участвовать в «вечной игре дрянных страстишек» и вести образ жизни Волкова или Алексеева.

Познакомившись с Обломовым поближе, Ольга поняла, что Штольц говорил о нем правильно. Илья Ильич -- чистый и наивный человек. К тому же он влюблен в нее, а это приятно тешило самолюбие. Вскоре Ольга признается в любви. Они проводят вместе дни напролет. Обломов уже не лежит на диване, он повсюду ездит с Ольгиными поручениями, а потом спешит на свидание к любимой. Он забыл обо всех прежних горестях, он как бы в радостной лихорадке, даже появление Тарантьева, которого он побаивался, вызывает лишь досаду. Сонное существование переросло в жизнь, полную красоты, любви и радостных надежд, полную небывалого счастья. Но в этом мире не может быть постоянно хорошо. Что-то обязательно должно испортить праздник. Так портит и вредит любви то, что Обломов считает себя недостойным Ольгиных чувств. Он и она боятся мнения света, сплетен. И огонь любви постепенно угасает. Влюбленные встречаются все реже, и ничто уже не возвратит весны их любви. В их отношениях нет прежней поэзии. К тому же, я считаю, в любви оба должны быть равны, а Ольге слишком нравилась роль центра вселенной для Обломова. И настоящая любовь не должна бояться каких-то неприятностей, ей безразлично мнение общества. Связь оборвалась из-за пустяка, из-за невыполненного Ольгиного каприза.(см. список №3 Журнал "Большой город".)

Любя, Ольга приходит к решению о расставании, потому что понимает, что Илья Ильич- человек не готовый к серьезным переменам, не готовый оставить свой любимый диван, отряхнуть с себя пыль повседневности, съедающую все его старые вещи в комнате.

“- Так ли я понял?.. -- спросил он ее изменившимся голосом.

Она медленно, с кротостью наклонила, в знак согласия, голову…”

Тем не менее Ольга долго переживала разрыв с Обломовым. Но вскоре Штольц занимает место в сердце девушки. Штольц -- светский человек, любовь к нему не постыдна, а вполне оправдана и принята светом.

А что же Обломов? Первое время он очень переживал, сожалел о разрыве. Но постепенно свыкся с этой мыслью и даже полюбил другую женщину. Обломов полюбил Агафью Матвеевну Пшеницыну. Она не была так красива, как Ольга. Но простота, доброта ее сердца, забота о нем с успехом заменили красоту. Было в ней то, что восхищало Обломова -- ее умелые руки с необычайно красивыми локтями. Вдова Пшеницына стала вдовой Ильи Ильича.

Через некоторое время Штольц и Ольга уже не могут существовать друг без друга. Андрей привыкает размышлять вслух при Ольге, ему приятно, что она рядом, что она его слушает. Ольга становится женой Штольца. Казалось бы, чего еще желать: прекрасный, деятельный, любящий муж, дом -- все, о чем мечталось. Но Ольга грустит, ей хочется чего-то, но она не может выразить свое желание словами. Штольц объясняет это тем, что уже все в жизни познано, ничего нового уже не будет. Ольге обидно, что он ее не понял до конца. Но, вообще-то, Ольга счастлива со Штольцем. Итак, Ольга нашла свою любовь.

Я считаю, что именно женщины в «Обломове» определяют поворотные моменты в судьбе главного героя Ильи Ильича и играют огромную роль в его жизни. Любовь к Ильинской- это сильное чувство, которое меняет Обломова и переворачивает его жизнь. Становится понятно, что Илья Ильич способен на любовь. Однако отношения Обломова и Ильинской складываются не безоблачно. Илья Ильич способен на нежность и любовь, но возвышенные чувства требуют от него совсем не романтических хлопот: перед тем как делать предложение, нужно благоустроить имение. Эти хлопоты пугают Обломова, а житейские проблемы кажутся ему непреодолимыми. В конце концов его нерешительность приводит к разрыву с Ольгой.

Не знаю, насколько Ольга любит Обломова; но так или иначе к ее чувству в немалой степени примешивается выраженное в желании превратить Илью Ильича в тот идеал, который она себе уже вообразила, самолюбие: «Ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем».

Так что цель ее несколько вне Обломова: ей скорее хочется, чтобы, к примеру Штольц «не узнал его, воротясь». Поэтому она не только не воплощает в себе блаженного покоя, но и, напротив, побуждает Обломова к деятельности; это не столько, как утверждает Добролюбов, «не входит в его привычки», сколько заставляет постоянно переступать через себя,быть не собой, а кем-то еще, - а к этому Обломов не способен, во всяком случае, на долгий срок. И как не уверяет Штольц друга, что тот может изменить себя, можно даже представить, как он борется с собой, - но очень трудно представить, как Обломов по-настоящему изменяет свою природу.

Ольга же, после разрыва с Обломовым, не без сомнений решается стать женой его давнего друга -- Штольца, в котором отчасти " воплотился ее идеал мужского совершенства ". Она продолжает жить богатой духовной жизнью, она полна сил и желания действовать. У нее сильный характерно гордостью признается она себе: "Я не состарюсь, не устану жить никогда". Она счастлива в браке, но ее союз со Штольцем и окружающее благополучие не могут удовлетворить ее. Она прислушивается к себе и чувствует, что чего-то иного просит ее душа, "тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед". В своем развитии она переживает потребность в сверхличных целях жизни. Н.А. Добролюбов, видевший в героине романа передовую русскую женщину, замечает: "Она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей давать советы -- принять их как новую стихию жизни и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над нею суд беспощадный..."