Образ княжны Марьи Болконской в произведении Л. Толстого Война и мир". «Нравственная чистота Марьи Болконской» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Наименование параметра Значение
Тема статьи: КНЯЖНА МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ
Рубрика (тематическая категория) Военное дело

Война не дала спокойно умереть старому князю Николаю Андреевичу Болконскому. Та ночь, когда он заставил себя прочесть письмо сына и понять, что французы в четырех переходах от его дома, - та ночь не прошла даром. Старый генерал ʼʼкак бы вдруг опомнился от снаʼʼ и погрузился в. лихорадочную бессонную деятельность: собирал ополченцев, вооружал их, писал военачальникам... Силы его кончились внезапно: князь собирался ехать к главнокомандующему; он ʼʼв мундире и всœех орденах, вышел из дома...ʼʼ Так его и привели - почти принœесли - обратно в дом через несколько минут, ʼʼмаленького старичка в мундире и орденахʼʼ, и княжна Марья со страхом увидела, что ʼʼпрежнее строгое и решительное выражение его лица заменилось выражением робости и покорностиʼʼ.

Князь Андрей не знал, что случилось. Он думал, что отец и сестра в Москве, а на самом делœе они уехали в Богучарово, лежавшее на дороге, по которой приближались французы. Князь Андрей получил известие, что отец его болен, но не понимал, как болен. Он не видел и не слышал того, что видели и слышали Алпатыч, дворовые. Он не мог себе представить выражения робости и покорности на властном лице отца.

Это выражение - признак приближающейся смерти; оно невыносимо для близких. Когда старый князь долгие дни лежал в беспамятстве, ʼʼкак изуродованный трупʼʼ, это было только продолжением робости и покорности, так испугавших княжну Марью в первый день.

Старик больше не мог руководить дочерью. Еще несколько дней назад княжна Марья, замирая от страха, решилась нарушить его волю и не уехала в Москву вместе с Николенькой и Десалем. Она боялась оставить отца одного - и поняла тогда, что он был доволен ее решением, хотя кричал на нее и не велœел ей показываться ему на глаза.

Он тоже боялся остаться один, потому и кричал, и сердился на дочь: не мог он признаться ей в своей слабости... И вот оказалось, что опасения дочери не напрасны, его тайный страх оправдался: разбитый параличом, беспомощный, он внесен в дом, его положили на тот самый диван, ʼʼкоторого он так боялся в последнее времяʼʼ.

Теперь княжна Марья должна отвечать за него так же твердо, как он всю жизнь отвечал за нее. Дочь решила везти отца в Богучарово, и потянулись дни, когда старый князь лежал в беспамятстве, а французы шли и шли по России, но княжна Марья не знала об этом, потому что день и ночь думала об отце, только об отце.

Толстой всœегда беспощаден к тем своим героям, кого любит, и беспощаднее всœех он к княжне Марье. Но чем больше читаешь о постыдных мыслях, владевших княжной Марьей, тем больше любишь ее.

ʼʼНе лучше ли бы было конец, совсœем конец!ʼʼ - иногда думала княжна Марья. Она день и ночь, почти без сна, следила за ним, и, страшно сказать, она часто следила за ним не с надеждой найти признаки облегчения, но следила, часто желая найти признаки приближения к концуʼʼ. (Курсив Толстого.)

Можно было бы обмануть себя, сказать себе, что эти мысли рождаются жалостью к страданиям больного. Но княжна Марья не обманывает себя: ʼʼчто было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца... в ней проснулись всœе заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды... Как ни отстраняла она от себя, беспрестанно ей приходили в голову вопросы о том, как она теперь, после того, устроит свою жизньʼʼ. (Курсив Толстого.)

Княжна Марья ужасается тому, что происходит в ее душе, и мучается, и стыдится, и не может перебороть себя. Что же, она не любит отца? Любит - больше, чем когда-нибудь, и это самое мучительное: ʼʼникогда ей так жалко не было, так страшно не было потерять егоʼʼ.

Накануне смерти старому князю стало лучше. Такое последнее утешение смерть дарует умирающему и его близким: княжна Марья поддалась утешению. ʼʼДуша болитʼʼ, - невнятно сказал ей отец. ʼʼВсе мысли! об тебе... мысли... Я тебя звал всю ночь...ʼʼ

Невольно подчиняясь отцу, она теперь аналогично тому, как он говорил, старалась говорить больше знаками и как будто тоже с трудом ворочая язык.

Душенька... - или - дружок... - Княжна Марья не могла разобрать; но наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. - Зачем не пришла?

ʼʼА я желала, желала его смерти!ʼʼ - думала княжна Марья. Он помолчал.

Спасибо тебе... дочь, дружок... за всœе, за всœе... прости... спасибо... прости... спасибо!.. - И слезы текли из его глаз.- Позовите Андрюшу, - вдруг сказал он, и что-то детски робкое и недоверчивое выразилось в его лице при этом спросœеʼʼ.

Только перед смертью он позволил себе быть нежным. ʼʼДочь, дружок...ʼʼ И сына назвал Андрюшей... Но нет сына - он на войне, и в последний раз в сознание отца входит правда.

ʼʼДа, - сказал он явственно и тихо. - Погибла Россия! Погубили!ʼʼ

Как страшно думать, что мальчики, убитые под Ленинградом, под Москвой, на Днепре, на Волге, так никогда и не узнали о красном флаге над рейхстагом. Как горько думать, что генерал-аншеф Болконский никогда не узнал: Россия не погибла...

Княжна Марья - в своем горе, в терзаниях совести, в страхе за отца. ʼʼОна не могла ничего понимать, ни о чемдумать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минутыʼʼ. А отец умирает. Но он остается жить в дочери, - конечно, она не может сейчас этого понять, об этом думать.

ʼʼ- Княжна, воля божья совершается, вы должны быть на всœе готовы, - сказал предводитель, встречая ее у входной двери.

Оставьте меня; это неправда, - злобно крикнула она на негоʼʼ.

Вот когда в кроткой княжне Марье проснулся нрав отца. Прошло несколько часов - и, как отцу пришлось преодолеть свою старость, свое бессилие, так княжне Марье придется преодолеть свое горе, заполнившее всю ее жизнь после смерти отца.

ʼʼ- Ах, ежели бы кто-нибудь знал, как мне всœе всœе равно теперьʼʼ, - ответила она, когда мадмуазель Бурьен завела с ней разговор о том, что лучше бы не уезжать из Богучарова, а остаться в надежде на покровительство французов. Но вот она вынула из сумочки объявление французского генерала Рамо.

ʼʼКняжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо... ʼʼЧтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтобы она, дочь князя Николая Андреевича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!ʼʼ - Эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости...ʼʼ (Курсив мой. - Н. Д.)

Так проснулся в ней нрав отца, и не удивительно, что княжна Марья думала теперь ʼʼне своими мыслями, но чувствуя себя обязанной думать за себя мыслями своего отца и брата... Требования жизни, которые она считала уничтоженными со смертью отца, вдруг с новой, еще неизвестной силой возникли перед княжной Марьей и охватили ееʼʼ.

Смерть отца действительно освободила княжну Марью - как ни горько, но это так. В ту минуту, когда мадмуазель Бурьен стоит перед ней с воззванием французского генерала, княжна Марья, конечно, не думает о своей свободе - она вся во власти возмущения; она оскорблена - и эти чувства, как это было у ее отца, выливаются в быструю, решительную деятельность. Ехать, немедленно ехать - лишь бы не остаться у французов!

Но ехать нельзя - ʼʼдикиеʼʼ богучаровские мужики не дают подвод. Попытка княжны Марьи договориться с ними приводит к обратным результатам: теперь мужики не только не дают подвод, но и княжну не хотят выпустить из Богучарова.

Вот тут и появляется Николай Ростов - романтический герой, каким видит его княжна Марья, но вовсœе не романтический в глазах Толстого. В Богучарово он попал в поисках сена для лошадей, а с бунтующими мужиками объяснился самым прозаическим образом: при помощи кулаков.

В конфликте Ростова с крестьянами Толстой, скорее всœего, на стороне Ростова: во-первых, он жалеет княжну Марью, которую крестьяне не выпускают из Богучарова; во-вторых, он осуждает крестьян, решивших остаться под властью французов, чтобы не потерять свое добро.

Мы тоже осуждаем крестьян за то, что они поддались на уговоры врага. Но в то же время нам обидно читать, как Ростов с помощью лакея Лаврушки одолел крестьянский бунт. Обидно понимать, как темно сознание крестьян, как дики их представления о добре и зле, правде и лжи, как робки их попытки самостоятельно, без указаний помещиков, решать свою судьбу.

И всœего огорчительнее читать те страницы, где княжна Марья от всœего сердца хочет помочь крестьянам, отдать им свой хлеб - она чувствует, что отец и брат сделали бы то же самое, - а крестьяне не понимают ее, видят хитрость в ее искреннем желании делать добро.

Толстой задумал свой роман как книгу о декабристе, вернувшемся из ссылки в шестидесятых годах XIX века. Потом он решил обратиться к более ранним временам - к самому восстанию декабристов. Далее - вернулся к войне 1812 года и еще раньше - к войне 1805-1807 годов. ʼʼВойна и мирʼʼ стала книгой, показывающей формирование декабризма, - действие романа кончается за пять лет до событий на Сенатской площади. Мы уже видели, как плохо удавались попытки Пьера облегчить положение своих крестьян. Теперь перед нами - стена взаимного непонимания, отделяющая крепостных людей от их помещицы - княжны Марьи. Для богучаровских мужиков она чужая; но ведь среди них несколько лет прожил князь Андрей, стараясь, сколько возможно, облегчить их положение. Оказывается, это не помогло - крестьяне по-прежнему не верят в добрые намерения господ. Знаменитые слова В. И. Ленина: ʼʼУзок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народаʼʼ, - были сказаны о декабристах через два года после смерти Толстого, в 1912 году. Но книга Толстого помогает нам глубже понять трагическую справедливость этих слов.

Вернемся к княжне Марье. Ростов явился как спаситель в трудный час ее жизни, совершил подвиг (иначе княжна Марья не может и не хочет назвать его поступок) и вошел в ее судьбу навсœегда.

Ничего этого не было бы, будь старый князь жив и здоров. Никогда крестьяне не осмелились бы спорить с ним, не было бы ни бунта͵ ни спасения. Ростов купил бы у Алпатыча сено и уехал, даже не увидев княжну Марью, да вдобавок старый князь, скорее всœего, встретил бы Николая надменно и презрительно, как брата той, которая оскорбила князя Андрея.

Теперь всœе произошло иначе - и получается, что смерть старого князя на самом делœе освободила княжну Марью. В том-то и сложность наших отношений с родителями, что они действительно, хотя и невольно, своей заботой мешают нам быть самостоятельными. И чем ближе мы к своим родителям, чем больше любим и уважаем их, чем сильнее их душевная власть над нами, - тем больше они затрудняют нам жизнь, вовсœе того не желая.

Кто в данном виноват? Да нет здесь виноватых; разве любовь должна быть виной! И выхода из этого положения нет, потому что молодость, естественно, рвется к самостоятельности, к полноте ответственности за свою судьбу, а старые люди столь же естественно держатся за свое место в жизни и не хотят отдать его молодым. Выхода нет, и остается только всœе равно любить, всœе равно жалеть своих стариков, потому что хуже всœего становится, когда они уходят навсœегда и уже некому мешать нам и властвовать над нами.

6. ДЕНЩИК ЛАВРУШКА И ДРУГИЕ…

Вернемся на месяц назад - к тому дню, когда Наполеон уже перешел Неман и двигался по польским губерниям, а князь Андрей приехал в ʼʼглавную квартиру армииʼʼ к Барклаю де Толли.

То, что он увидел и услышал там, поразило его не своей исключительностью, а, напротив - обыденностью. ʼʼВсе были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губернийʼʼ.

Чем же были заняты люди, взявшие на себя ответственность за руководство армией? Что происходило в данном огромном, беспокойном, блестящем и гордом мире?

Там было девять разных группировок - Толстой с иронией описывает их: ʼʼтеоретики войныʼʼ, обсуждавшие бесконечные планы кампании; сторонники мира, боявшиеся Наполеона еще со времен Аустерлица; ʼʼделатели сделокʼʼ между разными направлениями; приверженцы Барклая и приверженцы Бенигсена, обожатели императора Александра - ирония Толстого понятна, в случае если вспомнить, что ʼʼоб опасности нашествия в русские губернии никто и не думалʼʼ, - в штабе заняты спорами, разговорами, а вовсœе не тем, что сейчас нужно стране.

Но одну группу - самую многочисленную - Толстой описывает не только с иронией; в каждом его слове - ненависть; ʼʼсамая большая группа... состояла из людей... желающих только одного, и самого существенного: наибольших для себя выгод и удовольствий...

Все люди этой партии ловили рубли, кресты, чины и в данном ловлении следили только за направлением флюгера царской милости... Какой бы ни поднимался вопрос, а уж рой этих трутней, не оттрубив еще над прежней темой, перелœетал на новую и своим жужжанием заглушал и затемнял искренние, спорящие голосаʼʼ. (Курсив мой. - Н. Д.)

Вот кто сделал Берга ʼʼпомощником начальника штаба левого флангаʼʼ; вот кого Багратион в своем письме к Аракчееву назвал сволочами; вот против кого выступили, наконец, люди, утверждавшие, что ʼʼвсœе дурное происходит преимущественно от присутствия государя с военным двором при армии...ʼʼ

В конце концов, царя уговорили уехать в Петербург, вместе с ʼʼтрутнямиʼʼ. Перед отъездом он милостиво принял князя Болконского, и ʼʼкнязь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения остаться в армииʼʼ.

Князь Андрей ʼʼпотерял себяʼʼ в придворном мире, но мир данный жив, и живет он по прежним законам - вся страна вздыблена, взметена, изменилась жизнь всœех людей, кроме тех, кто окружает царя.

ʼʼЭта жизнь неизменна... - говорит Толстой, - ...салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назадʼʼ.

Изменилось всœе; даже казавшиеся заколдованным спящим замком Лысые Горы покинуты хозяевами, разорены, через них прошла война. Но в Петербурге по-прежнему живут фантастической, выдуманной жизнью, и князь Василий сегодня ругает Кутузова последними словами, а завтра восторгается им, потому что царь вынужден под натиском общественного мнения назначить Кутузова главнокомандующим.

Мы помним, как описывал Толстой Наполеона, безжалостно подчеркивая толщину, короткие ноги, пухлую шею... Кутузова он тоже не щадит: старый главнокомандующий ʼʼеще потолстел, обрюзг и оплыл жиромʼʼ, он, ʼʼтяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадкеʼʼ; в лице его и фигуре было ʼʼвыражение усталостиʼʼ... Но если Наполеон всячески заботится о впечатлении, какое он производит на окружающих, то Кутузов - прежде всœего естествен в каждом своем движении; это и любит в нем Толстой.

Кутузов устал от долгой и трудной жизни, ему тяжело носить свое расплывшееся тело - всœего этого он и не думает скрывать. Как всœе старики, он боится смерти - он, умеющий быть невозмутимым под пулями, ʼʼиспуганно-открытыми глазами посмотрел на князя Андреяʼʼ, услышав о смерти своего друга, старого князя Болконского. Он естествен и здесь, он всœегда остается самим собой.

Все, что говорит и делает Кутузов, он говорит и делает не так, как Наполеон и Александр I

Весь роман Толстого построен на принципе контраста - резкого противопоставления. Контраст - в самом названии книги: ʼʼВойна и мирʼʼ. Контрастны войны: несправедливая, ненужная народу война 1805-1807 годов и Отечественная, народная 1812 года... Контрастны целые круги общества: дворяне и народ противопоставлены друг другу, но и в дворянской среде - контраст между честными людьми - Болконскими, Ростовыми, Пьером Безуховым - и ʼʼтрутнямиʼʼ - Курагиными, Друбецкими, Жерковым, Бергом.

Внутри каждого лагеря - свои контрасты: Болконские противопоставлены Ростовым; патриархальная семья Ростовых - бездомному, несмотря на свое богатство, Пьеру. Контрастны женщины: Элен и Наташа, Наташа и Соня, княжна Марья и Соня, Наташа и княжна Марья...

Резко контрастны исторические деятели: Барклай и Кутузов, Наполеон и Александр I, Кутузов и Наполеон. И, должна быть, самый резкий контраст в том, как рисует Толстой Кутузова и Александра I. Никакой прямой насмешки над царем Толстой не допускает. Наоборот, царь у него красив, обаятелœен. Но уже в первой войне он становится жалок рядом с обрюзгшим и бессильным, но величественным и непокорным Кутузовым. А в войне Отечественной Кутузов затмевает царя именно своей естественностью - качеством, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ больше всœего ценит в людях Толстой.

Да, он стар и немощен, он слушал доклады генералов ʼʼтолько оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то что в одном из них был морской канат, не могли не слышать...ʼʼ Но он побеждает царя ʼʼсвоею опытностью жизниʼʼ - и не случайно Толстой именно в главах, предшествующих Бородинскому сражению, заставляет Кутузова решать те же вопросы, которые уже решал на наших глазах царь.

Мы помним трагедию Денисова и попытку Ростова спасти своего друга, и ответ царя: ʼʼ...потому не могу, что закон сильнее меня...ʼʼ Денисов был обвинœен в мародерстве на том основании, что силой взял провиант для своих солдат.

Теперь Кутузову представляют бумагу, требующую наказания армейских начальников за то, что солдаты скосили зелœеный овес на корм лошадям.

Кутузов зачмокал губами и закачал головой, выслушав это дело.

В печку... в огонь! И раз навсœегда тебе говорю, голубчик, - сказал он, - всœе эти дела в огонь. Пускай косят хлеба и жгут дрова на здоровье. Я этого не приказываю и не позволяю, но и взыскивать не могу. Без этого нельзя...ʼʼ

Через несколько дней красноносый капитан Тимохин расскажет Пьеру: ʼʼВедь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что... В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали...ʼʼ

И Барклай, отдавший под суд офицеров ʼʼза этакие делаʼʼ, и царь, отказавший Денисову в помиловании, объективно правы: сено, овес и дрова принадлежат помещикам, их нельзя брать самовольно. Провизия, которую отбил Денисов, кому-то предназначалась - как же он мог ее взять? Но ведь и Берг по существу прав, когда кричит, что нельзя жечь дома, - действительно, нельзя - в мирное время. А на войне - другие законы, и это знает Кутузов. Его ʼʼв печку... в огоньʼʼ - справедливо, а царская верность закону оборачивается несправедливостью и жестокостью.

Несколько недель назад ʼʼкнязь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армииʼʼ. Теперь Кутузов предлагает ему остаться в штабе, и князь Андрей снова отказывается.

ʼʼУмное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице Кутузова. Он перебил Болконского:

Жалею, ты бы мне нужен был; но ты прав, ты прав. Нам не сюда люди нужны. Советчиков всœегда много, а людей нет. Не такие бы полки были, в случае если бы всœе советчики служили там в полках, как ты...ʼʼ

Для царя, как и для Наполеона, главное - он сам, его неповторимая личность. Отказ служить при его особе делает важное, чем прислуживание его императорскому величеству! Для Кутузова главное - война, и как ни огорчает его отказ князя Андрея, он признает правоту Болконского.

Умение признать правоту другого - то, чего лишен царь и чем наделœен Кутузов.

Но и это еще не всœе - Кутузов умеет чувствовать за других людей, понимать их. По этой причине он так ласков с Денисовым, хотя не очень вслушивается в его план партизанской войны. По этой причине называет и Денисова, и своего адъютанта͵ и князя Андрея голубчиками (совсœем как маленький капитан Тушин), в связи с этим так жалеет князя Андрея, потерявшего отца, и находит те единственные слова, какими сейчас можно утешить Болконского: ʼʼЯ тебя с Аустерлица помню... Помню, помню, с знаменем помню...ʼʼ

Этой способности понимать других людей начисто лишен у Толстого Наполеон, занятый собой, всœегда переполненный собой. По этой причине он терпит поражение, встретясь с пронырливым денщиком Ростова (а раньше - Денисова) Лаврушкой.

Хитрый, вечно полупьяный Лаврушка умеет найти выход из любого положения. Позже, попав с Ростовым в Богучарово и увидев бунтующих мужиков, он мгновенно поймет ситуацию:

ʼʼ- Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! - бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за ворот Карпа. - Вяжи его, вяжи! - кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.

Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки.

- Прикажете наших из-под горы кликнуть? - крикнул онʼʼ.

Никаких ʼʼнашихʼʼ под горой не было, и это отлично знал Лаврушка, как и Ростов. Но бунт был подавлен мгновенно, и староста сам снял с себя кушак, ʼʼкак бы помогаяʼʼ себя связать.

Перехитрить темных мужиков - не такое уж трудное дело. Но несколькими днями раньше Лаврушка обвел вокруг пальца властелина всœей Европы.

Попав в плен к французам, Лаврушка приведен к императору. Наполеон считает, что Лаврушка не знает, с кем он говорит. Лаврушка, между тем, ʼʼочень хорошо знал, что это сам Наполеон, и присутствие Наполеона не могло смутить человека подозрительным: разве должна быть дело более его больше, чем присутствие Ростова или вахмистра с розгами, потому что не было ничего у него, чего бы не мог лишить его ни вахмистр, ни Наполеонʼʼ.

Лаврушка хитрит, болтает всœе, что придет на ум, и, наконец, чтобы развеселить Наполеона, заявляет:

ʼʼ- Знаем, у вас есть Бонапарт, он всœех в мире побил, ну да об нас другая статья...

Переводчик передал эти слова Наполеону без окончания, и Бонапарт улыбнулсяʼʼ.

Переводчик Наполеона поступает совершенно так, как поступил бы на его месте князь Василий: оберегая своего повелителя, переводит только лестную для него часть замечания Лаврушки. И Наполеон остается при убеждении, что даже дикий казак, ʼʼдитя Донаʼʼ, восхищается его победами.

Но и ʼʼдитя Донаʼʼ ведет себя, как опытный придворный. Услышав сообщение, что перед ним сам Наполеон, Лаврушка ʼʼтотчас же притворился изумленным, ошеломленным, выпучил глаза и сделал такое же лицо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ему привычно было, когда его водили сечьʼʼ.

Маневр данный удался вполне: довольный Наполеон отпустил его на волю, и Лаврушка ʼʼк вечеру же нашел своего барина Николая Ростоваʼʼ. Так он перехитрил Наполеона, потому что Наполеону и в голову не могло прийти, что простой казак может оказаться умнее его.

А случилось всœе это потому, что великий полководец Наполеон перестал понимать остальных людей; Лаврушка его понял, а он Лаврушку - не понял.

Эта смешная история имеет более серьезное значение, чем может показаться. Наполеон не понимает людей, с которыми воюет, - должна быть, это и определит его грядущее поражение. Кутузов умеет понять и Лаврушку, и Николая Ростова, и князя Болконского, и каждого солдата - этим он и отличается от Наполеона, от Александра I; это и определит его понимание народной войны, которую он возглавил.

КНЯЖНА МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "КНЯЖНА МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ" 2017, 2018.

Не сама красивая, умная, робкая, уже не юная, очень богатая — такова княжна Мария Болконская в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», один из трёх главных женских образов. Кажется, автор сделал всё, чтобы жизнь его героини была максимально сложной, полной разочарования, страданий, даже отчаяния.

Но в конце Марья счастлива. Она получает от судьбы всё, о чём мечтала и на что уже не надеялась. Сказка? Можно воспринимать историю княжны и так, если не иметь представления о творчестве Л. Н. Толстого. Это один из самых беспощадных — если не самый — по отношению к человеку и жизни русский писатель. Он говорит о самом больном и — только правду.

Другая принципиальная черта творчества и философии автора — рационализм. Нечто головное, выдуманное, фантастическое — это не про Льва Толстого. Поэтому история Марьи Болконской — жизненная правда, урок, образец, надежда тем, кто уже и не надеется.

История эта внешне очень проста. Княжна Марья уже «стара»: в XIX веке 20 лет для девушки — возраст критический. Если до этого времени на неё не обратили внимания, выйти замуж весьма проблематично. Её несколько раз сватали, но отец — старик князь с необычайно острым умом, олимпийским презрением к людям и безудержной властностью — расстроил все сватовства. Он понимал, что женихам нужна не Марья, а её богатство и родовитость.

Между тем семья, дети, семейный круг и заботы — предел мечтаний княжны. Уже совершенно отчаявшись в возможности счастья, княжна молится Господу и говорит, что готова с благодарностью нести крест, её предназначенный, но — коли будет на то воля Божья — с великой радостью примет супружество и потому будет готовится к нему каждый день.

Счастье придёт в виде Николая Ростова, сначала спасшего её от взбунтовавшихся крестьян, а потом — от одиночества. Но до этого Марья с достоинством, самоотречением и смирением вытерпит жестокие испытания сумасшествием и презрением отца, его смертью, войной и гибелью любимого брата — князя Андрея.

Характеристика героини

Марья Болконская скрытна, сдержанна в выражении чувств, в обхождении проста, однако и читатель, и другие герои романа чувствуют её врождённое благородство, непростое происхождение. Это — от отца.

Толстой постоянно говорит нам, что княжна некрасива. Даже шаги у неё тяжёлые, недевичьи. И только глаза Марьи — лучистые и выразительные — преображают лицо девушки в моменты особого духовного подъёма. Эти глаза и поразили Николая Ростова, будто заглянули ему в самое сердце.

Княжна умна и знает о своей непривлекательной внешности. Долгие уединённые размышления, молитвы, книги помогают ей смириться с тем, какая она, и с одиноким служением отцу.

Смирение, покорность, одиночество не превращают Марью в злую или замкнутую, обиженную на весь белый свет. В каждом своём занятии, состоянии, обязанности девушка находит хорошее: в подчинении деспотичному отцу — христианскую добродетель почитания родителей; в одиночестве — возможность общаться с «божьими людьми» и самой собой; в служении родным (брату, племяннику) — извечное предназначение женщины быть хранительницей семьи и опорой мужчины.

Образ героини в произведении

(Антонина Шуранова в роли Марьи Болконской, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967 )

Мария Болконская, как и Наташа Ростова, противопоставлена в романе Элен Курагиной — внешне и внутренне. Княжна, в отличие от Элен, некрасива, но чрезвычайно богата духовно: каждому чувству она отдаётся без остатка, не притворяется ни в чём, всегда думает в первую очередь о других и только иногда — о себе.

При этом Марья не безответна, внутри её — стержень. Во время французской оккупации мадемуазель Бурьен предложила не уезжать из Богучарова, а сдаться на милость французам: те благосклонно относились к дворянам и тем более дамам. Но княжна даже мысли допустить не может, что она — сестра воюющего князя Андрея и дочь старого Болконского — станет просить защиты у врага.

В конце романа мы видим Марью — счастливую жену и мать. Так вышло, что она сдержала слово, данное Богу: она и правда всю предыдущую жизнь готовилась к семейному счастью — училась без устали и капризов заботиться о близких, училась любить даже тогда, когда любить невыносимо, училась отдавать себя всю.

Это — идеал женщины для Толстого. Он знает, что в реальности девушек, хотя бы отдалённо напоминающих Марью Болконскую, мало. И они обязательно счастливы. Потому что их счастье не обязательно то, каким его понимает большинство. Их счастье — быть рядом и жить жизнью других, какой бы тяжёлой она ни была.


Образ княжны Марьи – один из любимых женских образов Л.Н. Толстого. Прототипом образа княжны Болконской была мать автора, которую он не помнил, но в своем воображении представлял ее духовный облик. Толстой молился ее душе, и эта молитва помогала ему в тяжелые моменты жизни.

Внешняя характеристика героини, как и у всех любимых героев Толстого, непривлекательна, самой себе она казалась и вовсе некрасивой, не находили ее красавицей и светские щеголи. Однако ее глаза, «большие, глубокие, лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них)» говорили о богатом и прекрасном внутреннем мире, который гораздо важнее, чем внешняя красота. Глаза княжны Марьи сияли, когда она начинала говорить о том, что любит, они «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица… делались привлекательнее красоты».

Княжна Марья живет в имении Лысые Горы с отцом Николаем Андреевичем, екатерининским вельможей, который был сослан при Павле, после чего не выезжал из имения.

Отец Болконской педантичен, нередко груб и брюзглив. Он часто насмехается над дочерью, но она любит его нежно и глубоко.

Автор уготовил девушке удивительную судьбу. Она проходит тяжелый путь, но все ее романтические мечты исполняются. Княжна Болконская готова на самопожертвование, которое является ее моральным принципом. Она живет согласно христианской морали: любит всех и прощает всем. Марья Болконская высокообразованна, она любит музыку, много читает. Отец старается подготовить детей к самостоятельной жизни, стремится научить их думать и принимать ответственные решения. «…математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу», - повторяет Николай Андреевич.

Но княжна и не похожа на этих барышень. Живя взаперти в деревне, не участвуя в удовольствиях светской жизни, переписываясь с Жюли Карагиной, подругой детства, Марья искренне утешает и поддерживает ее. В письмах же подруги содержатся лишь светские сплетни, да пустая болтовня.

Княжна Марья умеет глубоко чувствовать и ее натура настолько тонка, что она способна каким-то внутренним чутьем понимать, что происходит с ее близкими. Именно она отказывалась верить в то, что князь Андрей погиб под Аустерлицем. Княжна беспокоится о внезапно разбогатевшем Пьере, и не напрасно, на его пути на самом деле возникает слишком много трудностей. Марья чувствует, что ее брат несчастлив в браке. Она пытается понять и найти оправдания «маленькой княгине». Именно княжна Марья благословляет и проводит последние минуты с князем Андреем перед его отъездом на войну. И княжне Марье принадлежат в романе основные идеи о войне и мире. Еще на первых страницах романа Марья пишет Жюли о том, что война - это свидетельство того, что люди позабыли Бога. Эту же мысль гораздо позже высказывает и князь Андрей.

Богатая княжна Болконская была завидной невестой. Приезд в дом Болконских князя Василия Курагина с непутевым сыном Анатолем и его сватовство стал причиной большой перемены во внутреннем мире девушки. Если до этого она считала, что ее жизнь наполнена любовью к Богу, то сейчас она понимает, что есть еще и любовь земная. Княжна готова полюбить Анатоля, но, к счастью, он быстро демонстрирует свою истинную сущность. Ей предназначен судьбой совсем другой человек – Николай Ростов, который появляется в самый трудный для нее момент. Но отношения между ними непростые. Николай чувствует, что не имеет права любить княжну Марью, ведь он дал слово Соне, кроме того, богатство Болконской смущает его. Марья Николаевна тоже считает, что потеряв отца и брата, она не может думать о личном счастье. Но стоит им увидеть друг друга, как уходят прочь все сомнения.

Другим женским образом, который привлек моё внимание в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», является княжна Марья. Эта героиня внутренне настолько красива, что её внешность не имеет значения. Её глаза излучают такой свет, что лицо теряет свою некрасивость.

Марья искренне верит в Бога, она считает, что только Он имеет право прощать и миловать. Она ругает себя за недобрые мысли, за непослушание отцу и старается видеть в других только хорошее. Она горда и благодарна, как её брат, но её гордость не обижает, потому что доброта- неотъемлемая часть её натуры- смягчает это порою неприятное другим чувство.

По- моему образ Марьи Болконской - это образ ангела - хранителя. Она оберегает всех, за кого чувствует хоть малейшую ответственность. Толстой считает, что такая личность, как княжна Марья, заслуживает много больше, чем союз с Анатолем Курагиным, который так и не понял, какое сокровище он потерял; впрочем, у него были совсем другие нравственные ценности.

Она живет наивным мировоззрением церковной легенды, вызывающем критическое отношение князя Андрея и не совпадающими с воззрениями Пьера Безухого и самого Толстого. В пору лучшего состояния своего здоровья и духа, т. е. до кризисных предсмертных переживаний, князь Андрей не принимал всерьёз религиозных поучений Марии. Только из снисхождения к сестре он считается с её религиозностью. Принимая у неё крест в день отъезда в армию, Андрей шутя замечает: «Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет, то сделаю тебе удовольствие». В своих тяжелых раздумья на Бородинском поле Андрей сомневается в догматах церкви, исповедуемых княжной Марьей, чувствуя их неубедительность. «Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики, а пришел Наполеон и, не знал об его существовании, как щенку с дороги, столкнул его и развалились его Лысые Горы, и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание посланное свыше. Для чего же испытание, когда его нет и не будет? Никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытаниях?». Что касается отношения к героине самого Толстого, то здесь должно быть принято во внимание само настроение образа Марьи, ставящее её мистицизм в связь с тяжелым обстоятельствами личной жизни, что в свою очередь придаёт особую психологическую глубину типизации этого характера. Роман намекает нам на причины религиозности Марьи. Героиня могла стать такой в силу тяжёлых душевных мук, выпавших на её долю и внушавших ей мысль о страдании и самопожертвовании. Марья была некрасива, переживала это и мучилась. Из- за своей внешности ей приходилось терпеть унижение, самым ужасным и оскорбительным из них было то, которое она пережила во время сватовства к ней Анатоля Курагина, когда жених устроил ночью свидание с её компаньонкой Бурьен.

Не случайно именно после этой сцены княжна Марья сознательно ищет душевное исцеление в религиозных чувствах. «Моё призвание другое,- думала про себя княжна Марья,- моё призвание- быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования».

Другой причиной внутренних страданий Марьи, питавших её мистические настроения, был деспотизм отца, стоившей ей слез и нравственных самобичеваний. Она часто сносила оскорбления этого капризного, своенравного и злого по характеру человека. В результате в ней сформировался человек с идеалом христианской морали, любви и самопожертвования. Причем в отличие от Пьера, видевшего активную добродетель в исцелении человечества от порока, Марья сознательно ограничивается одним только личным самоусовершенствованием, через любовь к людям. Так можно понять слова автора: «Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей. Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала».

В произведении «Война и мир» автор, восхищаясь мужеством и стойкостью русского народа, превозносит русских женщин. Княжну Марью, которая чувствует себя оскорбленной при одной мысли о том, что в её имении будут находится французы. Наташу, которая готова уйти из дома в чём была, но отдать все повозки под раненых. Но автор не только восхищается женщиной. Отношение Толстого к женщине не однозначно. В романе он подчеркивает, что внешняя красота- не главное в человеке. Духовный мир, внутренняя красота значат намного больше.