Легендарный писатель и врач увековечен донецкой почтой. Будни фельдшера деревенской скорой помощи Вересаев писатель и врач

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ»

ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Медицинский факультет

Кафедра инфекционных болезней и общественного здравоохранения

Реферат по предмету «История медицины »

«В.В. Вересаев – врач или писатель? »

Выполнил:

студентка гр. ЛД2-С14А

Кулагина Е.А.

Проверил:

преподаватель

Каткова А.И.

Обнинск, 2015

В.В. Смидович (псевдоним Вересаев он избрал в 1892 г.) родился 4 января 1867 г. в городе Туле. Умер 3 июня 1945 года. Викентий Викентиевич вошел в историю прежде всего как писатель, автор знаменитых «Записок врача», однако немаловажными являются и его заслуги в области медицины и общественной деятельности первой половины ХХ столетия. В своих «Воспоминаниях» писатель объясняет свой выбор «влечением к наукам точным и знаниям реальным», а главное желанием стать писателем. По его мнению, писатель должен хорошо знать человека как в здоровом состоянии, так и во время болезни. В период обучения он с большим усердием и увлечением работал в клиниках, проявлял большой интерес к научной работе. Перу Вересаева принадлежат две научные работы, которые были напечатаны в медицинской прессе и вызвали интерес медицинской общественности: «К упрощению способа количественного определения мочевой кислоты по Гайкрафту» и «О влиянии воды Вильдунген на обмен веществ (1893).

Во время холерной эпидемии 1892 г. Вересаев поехал на борьбу с болезнью в Донецкий бассейн, где два месяца заведовал холерным бараком недалеко от Юзовки.

В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности. Скоро переехал в Петербург, где в 1896–1901 годах работал ординатором и заведующим библиотекой в Городской барачной в память С. П. Боткина больнице. В Первую мировую войну служил в качестве военного врача. С 1921 года жил в Москве.

Во время русско-японской войны он был мобилизован на фронт в качестве младшего ординатора одного из полковых госпиталей, где не только занимался врачебной деятельностью на передовой, но и выполнял гражданский долг писателя - быть честным и беспристрастным свидетелем происходящего.

Выпускник медицинского факультета, в истории остался как прозаик, литературовед, поэт-переводчик. «Записки врача» - это автобиография, написанная от первого лица.

«Записки» пережили двенадцать изданий только при жизни автора и вызвали волну критических обсуждений, как в газете «Врач», так и в светских кругах. Вересаев, работая над «Записками», следовал примеру глубоко уважаемого им Пирогова, основным правилом которого было ничего не скрывать от своих учеников, откровенно рассказывать обществу о своей врачебной деятельности и ее результатах, а также о своих врачебных ошибках. Врачебное сообщество в массе своей не одобрило «Записки врача Вересаева». Круг рассматриваемых вопросов. Выходили не только гневные статьи, но и целые книги-опровержения. Доктора опасались, что широкая аудитория после прочтения откровений их коллеги настроится против медицины как науки в целом и врачей в частности.

Начиная с поступления на медицинский факультет, а особенно в клинике перед героем «Записок» становились вопросы касающиеся медицинской этики, которые не освещались классической врачебной этикой (того времени). В повести «Записки врача» Викентий Вересаев поднимает целый пласт нравственно-этических проблем, с которыми сталкивается молодой врач, не только думающий, но и способный сочувствовать пациенту.

Вересаев подробно описывает, как под руководством учителей-врачей он приобретал практические навыки. Через неудачи, страдания пациента, опасность осложнений – автор обучался интубации, треахеотомии, и т.д. Вопрос встает следующим образом: если думать о каждом больном, то обучение молодых врачей станет невозможным. С точки зрения врача можно смириться: «все равно, ничего не поделаешь», но стоит представить себя пациентом. Выход из этой ситуации – это хирургическая практика в анатомическом театре. Однако переход с неживой материи на живую осложнен боязнью тяжелых ошибок. Таким образом, хирург приобретет опытность за счет здоровья и жизни себе подобных. Вивисекция, во времена Вересаева, осуждаемая обществом, позволяет избежать человеческих жертв! «Разве у нас нет, - пишет он, - существ, которые должны иметь в наших глазах меньше цены, и на которых было бы позволено применять свои первые попытки?»

О моральном праве врача на нововведения, клинический эксперимент. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя, выступавшего против любых экспериментов на людях, в том числе, и против социальных экспериментов, кто бы их ни проводил - бюрократы или революционеры. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях. В начале самостоятельной врачебной практики героя «Записок» появлялись ему на глаза попадается газетная заметка о новом подходе к лечению малярии. Попавший к нему в тяжелом состоянии больной оказывается подходящим для испытания методики, описанной в статье. Однако больной умирает и невозможно точно установить причину приведшую к смерти. Герой разочаровывается в новых, не опробованных методиках, дает себе обещание «впредь употреблять только те средства, которые безусловно испытаны и не грозят моим больным никаким вредом». Он хочет уверенности в том, что лечение безопасно и действительно лучше старого. В частности Вересаев предлагает схему эксперимента, называемую сейчас «двойной слепой плацебо контроль» (признанный эталон клинического эксперимента).

В итоге рассказчик приходит к тому, что, «употребляя только испытанное», медицина не смогла бы достичь ничего, и даже опыты на животных были бы не более, чем спекулятивным изысканием. Где выход? Где граница допустимого? Чтобы отказаться от старого, нужна не меньшая дерзость, чем для того, чтобы ввести новоеВ продолжение темы клинических экспериментов, Вересаев приводит множество описаний экспериментов острых, в основном на безнадежных пациентах. Это искусственные прививание сифилиса, туберкулеза, рака безнадежным больным с целью определения механизма передачи заболевания. Показательно для медицинской этики то, что эти эксперименты продолжались годы, независимо в разных клиниках разными врачами. результат уже был известен, а врачи, будучи ограниченными в своих действиях лишь совестью но не законом – продолжали «исследования». Законодательная база этики медицинских экспериментов появилась только после Второй Мировой Войны.

Одним из наиболее злободневных вопросов для Вересаева является беспомощность врача на первых порах своей самостоятельной врачебной деятельности. Раздумывая на эту тему, он приходит к выводу, что студент изучает много теоретических предметов, которые ему, конечно, знать необходимо, но у него в годы обучения в университете мало практики. Поэтому отсутствие профессиональных навыков и делает его таким беспомощным, когда он ступает на путь самостоятельной работы и встречается лицом к лицу с больным человеком. Вересаев приходит к выводу: студентам нужно предоставить более широкие возможности для практических занятий в клинике и поликлинике. Только при таких условиях не будет серьезной проблемы «первой операции», когда молодой врач впервые вне стен клиники самостоятельно оказывает хирургическую помощь.

В книге немалое место уделено вопросу врачебных ошибок. В.В. Вересаев так пишет о хирургии: «Хирургия есть искусство, и, как таковое, она более всего требует творчества и менее всего мирится с шаблоном. Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка. Долгим путем таких ошибок и промахов и вырабатывается мастер, а путь этот лежит опять-таки через «горы трупов». Он приводит примеры, как неопытность, неосторожность врача приводят к трагическим последствиям. «Да, ошибки возможны в любой специальности, - рассуждает В.В. Вересаев, - но нигде они так не ощутимы, как в медицине, где имеешь дело с человеком, и поэтому надо делать все, что в силах врача и медицины, чтобы ошибок было как можно меньше». Однако, предостерегая врачей от ошибок, он в то же время посвящает немало страниц защите ставших жертвами тяжких обвинений потому лишь, что им не удалось вылечить больного.

В.В. Вересаев поднимает вопрос и о врачебной тайне: «Врач обязан хранить вверенную ему больным тайну, - пишет он, - но к этому одно существенное ограничение: если сохранение тайны грозит вредом обществу или окружающим больного, то врач не только может, но и должен нарушить тайну. Однако в каждом таком случае он должен уметь дать и перед больным и перед собственною своею совестью точный и исчерпывающий ответ, на каком основании он нарушил вверенную ему больным тайну».

Размышления Вересаева о медицине будущего оптимистичны: «В будущем каждый сможет исполнять все предписания гигиены и каждый заболевший получит полную возможность пользоваться всеми достижениями науки». Но и в этом прекрасном будущем, по мнению В.В. Вересаева, процесс физического развития будет протекать крайне односторонне: будет развиваться интеллект, физически же человек будет регрессировать; он все более будет терять положительные качества, унаследованные от природы. Для того чтобы этого не было, писатель считает необходимым, чтобы все больше развивался не только мозг, но и мышцы человека.

Где же выход из этих противоречий? На этот вопрос В.В. Вересаев отвечает: если врач не чиновник врачебного дела, а подлинный врач, он должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной.

Список литературы

1. Вересаев В.В. - М.: Правда, 1980.- 400 с.

2. Вересаев В. В. Полное собрание сочинений: в 16 т. / В. В. Вересаев. - М. : Недра, 1929.

3. Бровман Г. А. В. Вересаев: Жизнь и творчество. - М.: Советский писатель, 1959.

4. Ю. Фохт-Бабушкин. О Вересаеве // В.В. Вересаев Повести и рассказы. - М.: «Художественная литература», 1987.

5. Русские писатели. 1800 - 1917: Биографич. Словарь. | редкол. : П.А. Николаев (гл. ред.) и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989 - серия биографических словарей, с.28 - 30

Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович) вошел в историю прежде всего как писатель, автор знаменитых «Записок врача», однако немаловажными являются и его заслуги в области медицины и общественной деятельности первой половины ХХ столетия.

В.В. Смидович (псевдоним Вересаев он избрал в 1892 г.) родился в Туле 4 (16) января 1867 г. в семье известных тульских подвижников. Отец, врач В.И. Смидович, сын польского помещика, участника восстания 1830-1831 гг., был известным в городе врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей, гласным Городской Думы. Мать открыла у себя в доме первый в Туле детский сад. Семейная атмосфера, в которой воспитывался будущий писатель и его семеро братьев и сестер, была проникнута духом православия, деятельного служения ближним.

В мае 1884 Вересаев с серебряной медалью окончил Тульскую классическую гимназию. Несмотря на «медицинскую атмосферу», которая царила в доме, будущий писатель, ощущая в себе литературный талант, поступил не на медицинский, а на историко-филологический факультет Петербургского университета. Однако, успешно окончив его и получив звание кандидата, в 1888 г. Викентий Викентьевич поступает на медицинский факультет Дерптского университета.

В своих «Воспоминаниях» писатель объясняет свой выбор «влечением к наукам точным и знаниям реальным», а главное желанием стать писателем. По его мнению, писатель должен хорошо знать человека как в здоровом состоянии, так и во время болезни. В период обучения он с большим усердием и увлечением работал в клиниках, проявлял большой интерес к научной работе. Перу Вересаева принадлежат две научные работы, которые были напечатаны в медицинской прессе и вызвали интерес медицинской общественности: «К упрощению способа количественного определения мочевой кислоты по Гайкрафту» и «О влиянии воды Вильдунген на обмен веществ (1893). По окончании университета, в 1894 г., убедившись в том, что даже хорошая (по тем временам) теоретическая подготовка не позволяет заниматься самостоятельной врачебной деятельностью, отправляется в Петербург, где устраивается сверхштатным ординатором в барачной больнице для острозаразных больных им. С.П. Боткина. «Сверхштатным» означало много работать и ничего не получать.

Многие годы жизни Викентий Викентьевич были посвящены медицинской деятельности, в которой он проявил себя как компетентный самоотверженный врач и общественный деятель, отстаивавший права пациентов и врачей.

Так, известно, что во время холерной эпидемии 1892 г. Вересаев поехал на борьбу с болезнью в Донецкий бассейн, где два месяца заведовал холерным бараком недалеко от Юзовки. Во время русско-японской войны он был мобилизован на фронт в качестве младшего ординатора одного из полковых госпиталей, где не только занимался врачебной деятельностью на передовой, но и выполнял гражданский долг писателя — быть честным и беспристрастным свидетелем происходящего. Этому периоду были посвящены его произведения «Рассказы о японской войне» и

«На войне», которые признаны документами большой впечатляющей силы, по которым современники и потомки изучали кошмарные события войны.

Будучи врачом, активным общественным деятелем (Викентий Викентьевич придерживался взглядов радикальной политики, был близок к идеям марксизма) и литератором одновременно, в своих произведениях Вересаев затронул многие актуальные вопросы медицины и общества. Его «Записки врача», опубликованные в 1901 г., и по сей день не утратили своего общественного и даже (несмотря на прогресс науки) медицинского значения.

В.В. Вересаев, работая над «Записками», следовал примеру глубоко уважаемого им Н.И. Пирогова, основным правилом которого было ничего не скрывать от своих учеников, откровенно рассказывать обществу о своей врачебной деятельности и ее результатах, а также о своих врачебных ошибках. Свое образие книги Вересаева заключается в том, что это не записки старого, опытного врача, подводящего итоги своим наблюдениям и размышлениям, выработавшего определенные ответы на все сложные вопросы врачебной науки; это также не записки врача-философа, глубоко проникшего в суть науки. «Я, — говорит В.В. Вересаев, — обыкновенный средний врач со средним умом и средним знанием; я сам путаюсь в противоречиях, я решительно не в силах разрешить многие из тех тяжелых, настоятельно требующих решения вопросов, которые возникают передо мною на каждом шагу».

Работая над книгой, Вересаев штудировал медицинскую литературу и периодику, протоколы научных медицинских обществ, письма врачей, статистические отчеты, материалы врачебных съездов.

В итоге была создана впечатляющая объективная картина состояния не только современной медицины, но и общества в целом. Немалое место в ней занимают вопросы обучения профессии, ярко описываются переживания студента-медика.

Начиная с третьего курса университета, молодой врач знакомится уже не с абстрактными болезнями, а видит людей, страдающих от опухолей, язв и ран. Весь мир начинает казаться ему одной сплошной больницей: «Предметом нашего изучения стал живой, страдающий человек. На эти страдания было тяжело смотреть; но вначале еще тяжелее было то, что именно эти-то страдания и нужно было изучать. Потоки крови при хирургических операциях, стоны рожениц, судороги столбнячного больного — все это вначале сильно действовало на нер вы и мешало изучению; ко всему этому нужно было привыкнуть».

Одним из наиболее злободневных вопросов для Вересаева является беспомощность врача на первых порах своей самостоятельной врачебной деятельности. Раздумывая на эту тему, он приходит к выводу: происходит это потому, что студент изучает много теоретических предметов, которые ему, конечно, знать необходимо, но у него в годы обучения в университете мало практики. Поэтому отсутствие профессиональных навыков и делает его таким беспомощным, когда он ступает на путь самостоятельной работы и встречается лицом к лицу с больным человеком. В.В. Вересаев приходит к выводу: студентам нужно предоставить более широкие возможности для практических занятий в клинике и поликлинике. Только при таких условиях не будет серьезной проблемы «первой операции», когда молодой врач впервые вне стен клиники самостоятельно оказывает хирургическую помощь. Многое из того, что В.В. Вересаев предлагал в «Записках врача» в области медицинского образования, было правильным для того времени, когда он работал над этим произведением, и осталось актуальным и в настоящее время.

В книге немалое место уделено вопросу врачебных ошибок. В.В. Вересаев так пишет о хирургии: «Хирургия есть искусство, и, как таковое, она более всего требует творчества и менее всего мирится с шаблоном. Где шаблон, — там ошибок нет, где творчество, — там каждую минуту возможна ошибка. Долгим путем таких ошибок и промахов и вырабатывается мастер, а путь этот лежит опять-таки через «горы трупов». Он приводит примеры, как не -

опытность, неосторожность врача приводят к трагическим последствиям. Вот в результате неудачной операции больная погибла от перитонита. На вскрытии патологоанатом подтвердил диагноз и показал студентам кусок вырезанной кишки со зловещей ранкой, окруженной гнойным налетом. Эта небольшая ранка и погубила девочку.

В своем заключении профессор указал, что при той массе сращений, которыми изобиловала опухоль, заметить такое поражение было нелегко, и в столь тяжелых операциях ни один самый лучший хирург не может быть гарантирован от несчастных случайностей. Б.А. Боравский в своем исследовании «Медицина в литературе и искусстве» обращает внимание на дидактическое значение художественного показа терапевтических ошибок: рассказ Вересаева о возникновении смертельного сепсиса после втирания мази в область воспаленной железы не раз удерживал от повторения подобной ошибки. «Да, ошибки возможны в любой специальности, — рассуждает В.В. Вересаев, — но нигде они так не ощутимы, как в медицине, где имеешь дело с человеком, и поэтому надо делать все, что в силах врача и медицины, чтобы ошибок было как можно меньше». Однако, предостерегая врачей от ошибок, он в то же время посвящает немало страниц защите ставших жертвами тяжких обвинений потому лишь, что им не удалось вылечить больного.

В.В. Вересаев поднимает вопрос и о врачебной тайне: «Врач обязан хранить вверенную ему больным тайну, — пишет он, — но к этому одно существенное ограничение: если сохранение тайны грозит вредом обществу или окружающим больного, то врач не только может, но и должен нарушить тайну. Однако в каждом таком случае он должен уметь дать и перед больным и перед собственною своею совестью точный и исчерпывающий ответ, на каком основании он нарушил вверенную ему больным тайну».

В своих философско-этических рассуждениях В.В. Вересаев уделяет много внимания опытам на людях. Медицина должна совершенствоваться и обогащаться, — указывает он, — практический опыт и врачебное мышление врача должны вырабатываться наблюдениями у постели больного, изучением литературы, опытами на животных в физиологических лабораториях, в прозекторских на трупах, где мертвые помогают лечить живых. Без вскрытий не может выработаться хороший врач, совершенствоваться медицинская наука. Наряду с этим он с возмущением приводит многочисленные примеры, когда врачи прибегают к опытам на людях, называя их «возмутительной гнусностью».

Вересаев призывал коллег к гуманному и честному отношению к больному человеку: «Надо быть с ним всегда честным, хотя и не всегда ему можно сказать правду; всегда следует думать о том, чтобы поднять его дух, вселить больному веру в исцеление, завоевать его доверие к себе, изобретать, фантазировать, создавать хорошее, бодрое настроение». Именно таким должен быть врач.

Размышления Вересаева о медицине будущего оптимистичны: «В будущем каждый сможет исполнять все предписания гигиены и каждый заболевший получит полную возможность пользоваться всеми достижениями науки». Но и в этом прекрасном будущем, по мнению В.В. Вересаева, процесс физического развития будет протекать крайне односторонне: будет развиваться интеллект, физически же человек будет регрессировать; он все более будет терять положительные качества, унаследованные от природы. Для того чтобы этого не было, писатель считает необходимым, чтобы все больше развивался не только мозг, но и мышцы человека, чтобы у него были «изощренные органы чувств, ловкое и закаленное тело, дающее возможность действительно жить с природой одной жизнью». В «Записках врача» Вересаев прямо указывает, что с культурой регрессирует образ человека, создавшийся путем долгого и трудного развития. И чем больше будет преуспевать медицина, тем больше будет идти это ухудшение.

С большой остротой он показывает, что массовые заболевания, преждевременная старость, высокая смертность — прямой результат тяжелого, изнурительного труда, безысходной нужды и бескультурья широких народных масс. Доктор рассказывает о своих пациентах: к нему на прием приходит прачка с экземой рук, ломовой извозчик с грыжей, прядильщик с чахоткой. Чем может он помочь им? Прописать порошки и мази, посоветовать, чтобы у прачки не мокли руки, чтобы ломовой извозчик не поднимал тяжестей, а прядильщик избегал пыльных помещений?

Но доктор прекрасно понимает, что пациенты поблагодарят его за советы и лекарства, но объяснят ему, что дела своего не бросят, так как им нужно жить.

Где же выход из этих противоречий? На этот вопрос В.В. Вересаев отвечает: если врач не чиновник врачебного дела, а подлинный врач, он должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной; он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова, он должен не только указывать, — он должен бороться и искать пути, как провести свои указания в жизнь.

«Не может существовать такой на уки, которая бы научила залечивать раны с торчащими в них гвоздями; наука может только указывать на то, что человечество так не может жить, что необходимо прежде всего вырвать из язв гвозди…» Кто решится сказать, что эти слова утратили свою актуальность и в наше время?

Подготовила Наталья МЯГКОВА

О неизвестном Вересаеве рассказывает заведующая домом-музеем писателя Виктория Ткач.

Смидовичи черные и белые

На самом деле он не Вересаев, а Смидович, из рода польских дворян. По семейной легенде, когда-то давно предки Смидовичей спасли на охоте жизнь польскому королю, за что получили дворянское звание, а в фамильном гербе в честь того события появилось изображение охотничьего рога.

Имя Викентий, которое мало кто из нас может с первого раза написать без ошибки, и даже программа Word неизменно подчеркивает его красным цветом, — также фамильное, польское.

Отца Вересаева тоже звали Викентием. Сына внучатого племянника Вересаева, Льва Владимировича Разумовского, тоже назвали Викентием.
Вересаева в семье звали Витей, а папа — Вицей, о чем сам писатель с большим смаком пишет в своих воспоминаниях о детстве.

В 1830-х годах после восстания, случившегося в Польше, Смидовичи перебрались сначала на Украину, потом в Тулу.

Вересаев — это персонаж одного из рассказов популярного в то время писателя Петра Гнедича. Он настолько приглянулся юному Викентию Смидовичу, что тот выбрал эту фамилию в качестве своего литературного псевдонима, под ним и вошел в историю.

По воспоминаниям Викентия Викентьевича, папа его условно разделял большой род Смидовичей на черных и белых.

У Смидовичей черных было имение в селе Зыбино нынешнего Ясногорского района с замечательным барским домом с колоннами, большим парком, куда Вересаев любил приезжать на каникулы.

Смидовичи черные отличались не столько по внешнему виду, сколько по характеру. Они казались более энергичными, импульсивными, уверенными в себе, очень любили жизнь.

Не случайно многие из них потом стали известными революционерами. Например, Петр Гермогенович Смидович, ставший первым советским мэром Москвы. Кстати, в тульском подполье у него и кличка была соответствующая — Дядя Черный.


Петр Смидович.

Женой Петра Гермогеновича была Софья Николаевна Луначарская (Черносвитова) — из семьи веневских дворян. Именно в ее честь названа одна из улиц Тулы — ул. Смидович.

А вот Смидовичи белые — более романтичные, нерешительные, труднее сходились с людьми. Вересаев и сам писал, что он и его сестры более склонны к созерцанию, размышлению, нежели к действию. Одно время он попал под влияние Смидовичей черных, которые оказали воздействие на формирование его характера.


Всю войну на передовой

Смидовичи — врачебная династия. Отец Викентий Игнатьевич — основатель Тульской городской больницы и санитарной комиссии, один из создателей Общества тульских врачей. Мать Елизавета Павловна — организатор первого в Туле и в России детского сада.

Но Вересаев рассматривал профессию врача как ступень к тому, чтобы заниматься литературной деятельностью. Когда он поступил на медицинский факультет Дерптского университета, честно написал потом в автобиографии: «Моей мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии». Хотя как врач он тоже приобрел большую известность.

Вскоре после окончания университета Вересаев уехал в Юзовку, где свирепствовала эпидемия холеры. И сохранился отзыв одного из владельцев рудника о том, что «благодаря стараниям доктора Смидовича эпидемия холеры пошла на спад».


Памятник Вересаеву в Туле установили в 1958 году.

Его «Записки врача», опубликованные в 1901 году и осуждающие эксперименты на людях, вызвали огромный резонанс в обществе. Вскоре после этого Толстой предложил Вересаеву стать его лечащим врачом, но Викентий Викентьевич посчитал, что не имеет права лечить такого гениального человека.

С началом Русско-японской войны Вересаев попал в Тамбовский госпиталь, а потом на передовую в качестве доктора. Был награжден орденом Св. Анны и орденом Св. Станислава II степени.


Викентий Вересаев в годы Русско-японской войны 1904-1905 г.г.

В Первую мировую он был врачом дезинфекционного госпиталя в Коломне. А в Гражданскую уехал из Москвы и занимался медицинской деятельностью в Коктебеле. Где, кстати, познакомился с бедствовавшим Максимилианом Волошиным и оказывал ему существенную поддержку.


Писатель из Тулы Викентий Вересаев, поэт, художник Максимилиан Волошин и художник-пейзажист Константин Богаевский.

Собеседник Гомера

Вересаев считается автором сразу двух литературных жанров — невыдуманных рассказов и романа-хроники. В последнем он опубликовал два больших исследования — «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни», основанных только на воспоминаниях современников.

Вересаев считал, что любое произведение субъективно, поэтому собрал свод воспоминаний о двух, с его точки зрения, главных литераторах России, а уж читатели должны были сами составить представление о Пушкине, а потом и о Гоголе как писателе и человеке. Поэтому его считали психологом пушкинского творчества.

Известен Вересаев и по переводам на современный русский язык «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Вообще его очень привлекала солнечная культура Древней Греции. И он писал в дневниках, что с Гомером беседовал, как со своим современником.

Классики и современники

Когда в 1901 г. Вересаева за революционную пропаганду выслали из Петербурга в Тулу под надзор полиции, он наконец побывал в Ясной Поляне у Толстого. Но не как врач, а как приглашенный молодой писатель.


Лев Толстой.

В своих воспоминаниях он рассказывал, что пришлось долго ждать в приемной, и чувствовал он себя во время встречи как студент, которого экзаменовали в вопросах философии и мировоззрения.

Один из первых вопросов, который задал Толстой: есть ли дети? И, услышав отрицательный ответ, по воспоминаниям Вересаева, как бы потупился и внутренне отдалился. Вересаев уехал с ощущением недопонятости.

Со временем, по словам Вересаева, вся муть ощущений и эмоций осела, и он смог увидеть снежную вершину, которая перед ним тогда засияла во всем своем блеске.

С другим земляком — Иваном Буниным — Вересаев познакомился в 1911 году в Москве. Но назвать дружественными эти отношения было нельзя.


Иван Бунин.

Вересаев безусловно отдавал должное Бунину как писателю, а вот человеческие качества будущего нобелевского лауреата ему совсем не нравились — странно видеть соединение в Бунине «совершенно паршивого человека с непоколебимо честным и взыскательным к себе художником».

Более теп-лые отношения сложились с Чеховым. Особенно тесно они общались после 1902 года, когда Вересаев после высылки в Тулу получил возможность покидать город и уехал в Ялту.


Антон Чехов.

Местная общественность чествовала его как автора взбудораживших всю Россию «Записок врача». Личное общение Вересаева с Чеховым продолжилось в активной переписке, где больше затрагивались медицинские вопросы. Чехов советовался с Вересаевым относительно своего здоровья. И писал, что Вересаев — единственный врач, который может четко и прямо сказать о положении вещей.

Поддерживал Вересаев и тесные отношения с другим знаменитым писателем-врачом — Михаилом Булгаковым.

Известно, например, что Викентий Викентьевич дважды оказывал автору «Белой гвардии» денежную помощь. В 1925 г., когда Булгаков попал в опалу, Вересаев, побуждая принять ссуду, писал:

«Поймите, я это делаю вовсе не лично для Вас, а желая сберечь хоть немного крупную художественную силу, носителем которой Вы являетесь. Ввиду той травли, которая сейчас ведется против Вас, Вам приятно будет узнать, что Горький (я летом имел письмо от него) очень Вас заметил и ценит».


Михаил Булгаков.

Сам Булгаков тоже очень почтительно относился к Вересаеву. Неудивительно, что эти теплые отношения в конце концов вылились в попытку совместного написания пьесы о последних днях Пушкина. Но вот тут классики разошлись во взглядах. Вересаев хотел показать Пушкина с точки зрения исторической правды, а Булгаков настаивал на большей литературности. Пьесу в итоге дописывал один Булгаков.

Афиша

Дом-музей Вересаева приглашает на VI Литературно-краеведческие Вересаевские чтения, посвященные 150-летию со дня рождения писателя, переводчика, пушкиниста, общественного деятеля. Подробнее - .

Русский писатель Вересаев Викентий Викентьевич (Смидович) занимает особое место в плеяде отечественных прозаиков. Сегодня он теряется на фоне своих выдающихся современников Л. Н. Толстого, М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, М. Горького, И. Бунина, М. Шолохова, но у него есть свой стиль, свои высочайшие заслуги перед русской словесностью и целый ряд превосходных сочинений.

Семья и детство

Родился Вересаев Викентий Викентьевич, биография которого была связана с двумя призваниями: врача и литератора, 4 января 1867 года в Туле. В семье будущего писателя было немало намешано национальностей. Родителями матери были миргородский украинец и гречанка, по отцовской линии в роду были немцы и поляки. Родовая фамилия литератора - Смидович, принадлежала древнему польскому дворянскому роду. Его отец был врачом, он основал первую в Туле городскую больницу, стал инициатором создания санитарной комиссии в городе, стоял у истоков Тульского общества врачей. Мать Викентия была высокообразованной дворянкой, она первая в городе открыла в своем доме детский сад, а затем и начальную школу. В семье было 11 детей, трое скончались в детстве. Всем детям было дано качественное образование, в доме постоянно бывали представители местной интеллигенции, велись беседы об искусстве политике, судьбе страны. В этой атмосфере и рос мальчик, который в будущем сам станет ярким представителем русского образованного дворянства. С детства Викентий зачитывался книгами, особо любим им был приключенческий жанр, особенно Майн Рид и Начиная с подросткового возраста, будущий литератор каждое лето активно помогал семье, он работал наравне с крестьянами: косил, пахал, возил сено, поэтому тяжесть сельскохозяйственных работ знал не понаслышке.

Учеба

Викентий Вересаев вырос в семье, где образование было обязательным для всех. Родители мальчика сами были людьми просвещенными, имели отличную библиотеку и любовь к учебе прививали детям. У Вересаева были очень хорошие природные гуманитарные задатки: отличная память, интерес к языкам и истории. В гимназии он учился очень прилежно, и каждый класс заканчивал с наградой в числе первых учеников, особенных успехов он достиг в знании древних языков и уже с 13 лет начал заниматься переводами. Окончил гимназию Вересаев с серебряной медалью. В 1884 году он поступает на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который оканчивает, получив степень кандидата исторических наук. Но увлечение идеями народничества, влияние взглядов Д. Писарева и Н. Михайловского подвигло его на поступление в 1888 году в Дерптский университет (г. Тарту) на медицинский факультет. Молодой человек справедливо полагал, что профессия медика позволит ему «отправиться в народ» и принести ему пользу. Еще будучи студентом, в 1892 году он ездил в Екатеринославскую губернию, где работал во время эпидемии холеры заведующим санитарным бараком.

Жизненные перипетии

В 1894 году, окончив университет, Вересаев возвращается в Тулу, где начинает работать врачом. Викентий Вересаев, биография которого отныне связана с медициной, во время своей врачебной практики внимательно наблюдал за жизнью людей и делал заметки, которые затем становились литературными произведениями. Так в его жизни переплелись два самых главных дела жизни. Через два года Вересаев переезжает в Санкт-Петербург, его приглашают как одного из лучших выпускников медицинского факультета на работу в Петербургскую барачную (будущую Боткинскую) больницу для острозаразных пациентов. Пять лет он работает там ординатором и заведующим библиотекой. В 1901 году он отправляется в большое путешествие по России и Европе, он много общается с ведущими литераторами того времени, наблюдает за жизнью людей. В 1903 году он переезжает в Москву, где намеревается посвятить себя литературе. С началом Русско-японской войны Викентия Викентьевича как врача мобилизуют, и он становится младшим ординаторов в полевом передвижном госпитале в Манчжурии. Впечатления того времени позже станут темой нескольких его произведений. Во время Первой мировой войны также был военным врачом в Коломне, занимался организацией работы московского военно-санитарного отряда.

Прогрессивно настроенный Вересаев принял обе русские революции, в них он видел благо для страны. После Октябрьского переворота стал председателем Художественно-просветительской комиссии при Совете рабочих депутатов в Москве. С 1918 по 1921 год жил в Крыму и был очевидцем ожесточенных боев между белыми и красными, этот период лишений и тягот станет также источником сюжетов для литературных сочинений. С 1921 года писатель живет в Москве, пишет и активно участвует в просветительской и организационной деятельности.

Во время Второй мировой войны уже пожилого писателя эвакуируют в Тбилиси. Он успел увидеть победу СССР в войне и скончался 3 июня 1945 года в Москве.

Первые литературные опыты

Вересаев Викентий начинает писать еще в гимназическом возрасте, первоначально юноша видел себя поэтом. Его первая публикация - это стихотворение «Раздумье», изданное под псевдонимом В. Викентьев в журнале «Модный свет и модный магазин» в 1885 году. Через два года в журнале «Всемирная иллюстрация» под псевдонимом Вересаев он публикует рассказ «Загадка», в котором дает свои ответы на главные вопросы бытия: что есть счастье и в чем смысл жизни. С этого времени литература стала постоянным занятием Викентия Викентьевича.

Становление мастера

Викентий Вересаев с самого начала своего пути в литературе определил свое направление как путь исканий, он в своих произведениях отразил мучительные метания русской интеллигенции, которые он пережил сам, пройдя путь от увлечения народничеством и марксизмом до умеренного патриотизма. Он почти сразу понял, что поэзия - это не его путь, и обратился к прозе. Сначала он пробует себя в малых формах: пишет рассказы, небольшие повести. В 1892 году он печатает серию очерков «Подземное царство» о жизни и тяжелом труде донецких шахтеров. Тогда он впервые использует псевдоним Вересаев, который и стал его литературным именем. В 1894 году он публикует повесть «Без дороги», в которой в образной форме повествует о поисках пути, смысла жизни русской общественностью и интеллигенцией. В 1897 году повесть «Поветрие» продолжает эту же тему, фиксируя обретение молодым поколением руководящей социал-демократической идеи.

Годы славы

В 1901 году выходят вересаевские «Записки врача», которые принесли ему известность на всю страну. В них писатель рассказывает о пути молодого врача, о тех реалиях профессии, которые обычно замалчивались, об экспериментах над больными, о моральной тяжести этой работы. Произведение показало большой писательский талант Вересаева, тонкий психологизм и наблюдательность автора. С этого времени он входит в плеяду ведущих литераторов страны, наравне с Гаршиным и Горьким. Прогрессивные взгляды писателя не остались незамеченными, и власти отправляют его под надзор в Тулу, чтобы сократить его активность.

В 1904-1906 годах выходят его записки о Японской войне, в которых он уже почти напрямую говорит о необходимости противостояния власти самодержавия. Вересаев Викентий также занимается книгоиздательской деятельностью, входит в разные литературные объединения. После революции активно участвует в просветительской работе, участвует в издании новых журналов. После революции обращается и к крупным формам и литературной критике Вересаев Викентий Викентьевич. Произведения в форме «критического исследования» о Пушкине, Толстом, Достоевском, Ницше стали новым словом в литературно-художественной прозе. Автор всегда стремился «воспитывать молодежь», транслировать высокие идеалы и просветительские идеи. Из-под его пера выходят великолепные критико-биографические очерки об И. Анненском, А. Чехове, Л. Андрееве,

Много времени писатель отдает переводческой деятельности, в его изложении увидели свет многие произведения из древнегреческой поэзии. За них Вересаев даже был удостоен Пушкинской премии. Даже в свой последний день Викентий Викентьевич занимался редактурой перевода «Илиады» Гомера.

Писательский метод

Вересаев Викентий свою писательскую судьбу связал с «новой жизнью», в этом он перекликается с М. Горьким. Его писательская манера отличается не только ярким реализмом, но и тончайшими психологическими наблюдениями за собственными переживаниями. Автобиографичность стала отличительной чертой его творчества. Свои впечатления о жизни он излагал в очерковых сериях заметок. Мировоззренческие искания нашли свое выражение в повестях, которыми стал знаменит Викентий Вересаев. «Состязание», «Эйтимия» и некоторые другие рассказы стали его повествованием о личной жизни и размышлениями о женском идеале.

Наиболее ярко творческая суть Вересаева выразилась в таких произведениях, как романы «В тупике» и «Сестры».

Критика и отзывы

Вересаев Викентий при жизни был довольно благосклонно встречен критикой, его отмечали как актуального и передового автора. Современные литературоведы редко обращаются к творчеству писателя, что, однако, не означает отсутствие у него творческих находок и талантливых произведений. Отзывы современных читателей тоже редки, однако очень благосклонны. Современные ценители Вересаева отмечают его великолепный стиль и созвучие мировоззренческим исканиям современной молодежи.

Частная жизнь

Вересаев Викентий Викентьевич был постоянно поглощен своей работой. В жизни он был простым и очень доброжелательным и приветливым человеком. Он был женат на своей троюродной сестре Марии Гермогеновне. Детей у пары не было. В целом он прожил благополучную жизнь, наполненную работой и участием в организации просветительского и творческого процесса в стране.

великий немецкий поэт, был сыном полкового фельдшера. Будущий поэт учился в военной академии сначала на юридическом факультете (к учебе на котором испытывал глубочайшее отвращение), затем - на медицинском. Написал даже диссертацию, которая, впрочем, была отвергнута профессурой. Первую свою поэтическую драму "Разбойники" он писал, работая полковым врачом. Потом медицину совсем забросил.

Владимир Даль.
Русской крови в знаменитом "собирателе русских слов" не было ни капли: отец датчанин (врач, к слову), мать - с французскими корнями, но русский язык он очень любил, хоть свободно владел еще несколькими. Довольно долго был военным врачом. В молодости дружил с Пушкиным, был с ним все время практически с момента роковой дуэли до смерти поэта, присутствовал на вскрытии в качестве врача. Сам тоже писал - кроме знаменитого словаря, выпустил, например, несколько сборников сказок под псевдонимом "Казак Луганский" - родился Владимир Иванович в Луганске.


Франсуа Рабле . Автор знаменитого сатирического романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" получил медицинское образование, долго работал врачом и даже преподавал медицину в университете в Монпилье.


Артур Конан Дойл больше 10 лет работал врачом, прежде чем полностью отказался от врачебной практики в пользу литературной деятельности. Доктор Ватсон считается прототипом самого писателя, но им, по утверждению самого Дойла, был его секретарь, Альфред Вуд.


Знаменитый писатель-сатирик Григорий Горин несколько лет работал врачом скорой помощи. На выбор этой профессии повлияло то, что мама писателя тоже была врачом.


Еще один сатирик, Аркадий Арканов , и тоже врач, закончил Первый Московский медицинский институт имени Сеченова.


Станислав Лем в молодости изучал медицину сначала во Львове, затем в Кракове, но практическим врачом так и не работал - то был ассистентом профессора, то подрабатывал в анатомическом театре. А потом стал писать, и понеслось...


Арчибальд Кронин , написавший "Замок Броуди" (мой папа когда-то получил эту книгу за макулатуру) блестяще закончил медицинский университет и работал корабельным хирургом. Защитил диссертацию об аневризмах.


Михаил Булгаков . Закончил то же, что и я - медицинский факультет Киевского Университета имени святого Владимира. Правда, в мое время это уже был Медицинский Институт-Университет имени Богомольца.


Василий Аксенов , корабельный врач.


Викентий Вересаев . Военный врач, автор "Записок врача" и множества других произведений.


Луи Буссенар получил медицинское образование, но врачом поработать не успел - сразу стал писать приключенческие романы.

Сомерсет Моэм семь лет учился медицине. Когда-то был моим любимым писателем, кстати.


Антон Чехов всегда считал литературу хобби, баловством, а медицину - главным делом своей жизни.


Юрий Сенкевич закончил Ленинградскую Военно-Медицинскую академию (как и мой папа), и больше известен нам, как ведущий передачи "Вокруг Света", но он еще и автор очень интересных книг "На "Ра" через Атлантику" и "В океане "Тигрис"". Очень мне в детстве нравились.


Януш Корчак , погибший в газовой камере вместе со своими воспитанниками, в молодости был военным врачом, потом - детским. Известен он как педагог и писатель, и еще - как скромный героический человек.

К списку пишущей медицинской братии скромненько, где-то в хвостике, можно пристроить и меня.
Интересно, что всем пишущим врачам (ну, почти всем) свойственен своеобразный юмор и алкоголизм философский взгляд на вещи. Как и не пишущим, впрочем.