Музей истории Московской городской психиатрической больницы им. Музей истории Московской психиатрической больницы им. Н.А. Алексеева

Вы когда-нибудь были в психушке? Когда попадаешь на территорию психиатрической клинической больницы №1 имени Н.А. Алексеева, невольно ощущаешь окружающее тебя спокойствие, умиротворение и уют. На территории тихо, чисто, газоны ровненько зеленеют, дорожки для прогулок красиво извиваются, крупные грачи вальяжно гуляют между деревьями, виноградная лоза обвивает кирпичные арки, листья с неё уже облетели, а виноград никто не собирал и спелые грозди висят на голых ветвях; в саду, в котором работают местные пациенты, растёт какая-то разноцветная декоративная капуста. Воздух кажется густым, ловишь себя на мысли, что здесь хочется остаться, как в доме отдыха. Мы идём в музей психиатрической больницы имени Н.А. Алексеева.

Дверь музея, расположенного в одном из корпусов больницы, закрыта и чтобы попасть внутрь надо позвонить в звонок. Музей музеем, но внутренний распорядок психиатрической больницы диктует определённые правила, например: все двери должны закрываться на ключ. «Разговаривайте с пациентами так, как будто они здоровы. Но не забывайте, что они больны» — цитирует нам кого-то из врачей хранительница музея Алла Васильевна.



У неё нет музейного образования, оно ей и не нужно, в этой больнице она отработала 50 лет медсестрой, а позже главной медсестрой, и знает историю этого места не понаслышке. После того как она ушла на пенсию, её позвали работать в музей. Она долго отказывалась, но в итоге согласилась, а теперь втянулась. Алла Васильевна очень интересный человек, она осторожно шутит с нами, потом рассказывает про то, какие до нас приходили нерадивые журналисты и какую ересь понаписали. Следит за нашей реакцией и подкидывает тесты на то «плохие» ли мы журналисты и начнём ли её просить показать смирительные рубашки, наручники и прочие стереотипные «ужасы». Нам очень неловко за репутацию профессии и мы успешно проходим испытание, доказывая что пришли сюда не за «жёлтыми сенсациями», а из большого интереса.

Помещение музея небольшое — 3 бывших палаты. Алла Васильевна усаживает нас за круглый резной стол в первом, самом крупном зале, и начинает свой подробный рассказ об истории появления больницы.

Градоначальником Москвы в 1885-1893 годах был Николай Александрович Алексеев. Попробуйте сравнить эффективность и любовь к своему городу этого сити-менеджера с недавно «лишившимся доверия» мэром столицы.

Благодаря Алексееву в Москве появился водопровод и канализация (до этого полуторамиллионный город был усеян зловонными выгребными ямами), были построены первые скотобойни (нынешний Микояновский мясокомбинат) и забивать скот перестали в любом месте города, как в диких арабских странах, на Красной площади в 1890-м году были снесены старые торговые ряды и был построен прототип нынешнего ГУМа, было построено новое здание городской думы на Воскресенской площади, а так же несколько школ и ремесленных училищ, при нём открылась Третьяковская галерея и многое другое. Алексеев был крепким управленцем и с чиновниками не цацкался, отчёты по всем своим указам требовал предоставить через неделю, а не занимался популистским субботним катанием по городу с критикой чужой работы. С ним Москва перестала быть большой деревней (хотя иногда в этом приходится сомневаться).

Однажды на приём к нему пришли врачи самой старой психиатрической больницы Москвы - Преображенской - С.С. Корсаков и В.Р. Буцкеи попросили построить в городе ещё одну клинику, поскольку ресурсов одной никак не хватало. Алексеев идеей врачей проникся и начал собирать деньги на постройку больницы.

Многие меценаты откликнулись на его призыв помочь с решением этой задачи, иногда с оговорками, что несколько коек будут пожизненно закреплены за их семьями. Алексеев ради пользы дела использовал все возможные методы, говорят, перед одним купцом он даже встал на колени прямо в грязь, когда на его вопрос о помощи в строительстве тот ответил «как просишь, так и подаю».

Ни один меценат не был забыт. Список фамилий помогавших в строительстве хранится в музее и высечен на мемориале на территории больницы. В списке присутствуют известные фамилии Боткина и Третьякова.

Для строительства был приобретён земельный участок за Серпуховской заставой у купца Канатчикова (отсюда пошло название Канатчикова дача), а на деньги Ермакова был позже выстроен Ермаковский корпус.

Николай Александрович считал постройку этой больницы делом своей жизни, он лично проверял качество кирпича для строительства, брал по одному из каждой партии и кидал об пол. Если кирпич ломался, то всю партию отправляли обратно. Здание из красного кирпича в эклектичном стиле с толщиной стен 70 см, высокими потолками, палатами на 4-5 пациентов и специальными прочными стёклами в окнах построили к 1894 году. 9 марта 1893г. вечером после одного из приёмов, Алексеев пошёл провожать посетительницу и в дверях столкнулся с молодым человеком, который выстрелил в него несколько раз из пистолета. По иронии судьбы, молодой человек — Андрианов — оказался душевнобольным, который считал, что изобрёл лекарство от инфлюэнции (гриппа) и безуспешно пытался прорваться на приём к Алексееву. Откуда псих взял пистолет — вопрос сложный, можно подозревать, что это было продуманная акция врагов градоначальника. На место происшествия немедленно приехал Склифосовский, сделал ушивание раны, но от пули попавшей в живот начался перитонит, а медицина в то время ещё не была настолько продвинутой (рентген изобрели только в 1895 году, а пенициллин открыли лишь в 1928). Перед смертью Алексеев завещал довести строительство больницы до конца.

Хоронили Алексеева всем городом. На траурной процессии присутствовало около 200 000 москвичей.

Посмертная маска Н.А. Алексеева хранится в музее.

Ему было 40 лет.

Памятник Николаю Александровичу уже несколько лет собираются поставить в Москве, но пока как-то не досуг.

Роду Алексеевых посвящена отдельная экспозиция в музее. Двоюродным братом Николая Александровича был известный театральный актёр и режиссёр Константин Сергеевич Станиславский.

12 мая (по старому стилю) 1894 года на Канатчиковой даче была открыта новая городская психиатрическая больница. На втором этаже больницы была часовня, а по наказу Александра III больнице было присвоено имя Алексеева.

Первая очередь больницы построена по проекту Л.О. Васильева . Вторую очередь (открыта в 1905 ) строил А.Ф. Мейснер. Главным врачом был назначен Буцке.

Меню для больных в 1894 году: Борщъ польскiй, Щи кислыя, Шнель-клопсъ, Картофельная драчена, Жареная севрюжка, Желе изъ клюквы, Мусъ лимонный, Разсольникъ, Трубочки — всё такое вкусное.

Работали в больнице в основном крестьяне из соседних деревень. На фото фартук, которые носили женщины из медперсонала.

Пётр Петрович Кащенко был главврачом больницы всего 2 года и 7 месяцев, но за это время оставил о себе самые лучшие воспоминания у персонала. Благодаря ему для медработников были оборудованы отдельные комнаты для проживания, до этого они ютились в подвале, в условиях хуже, чем у больных.

На фото коллективные проводы П.П. Кащенко, отъезжающего в Петербург (в центре с женой) 1907 год.

С 1922 по 1994 год Московская психиатрическая больница №1 носила имя Кащенко. Благодаря рассказам, анекдотам и песням слово «кащенко» стало именем нарицательным, означающим сумасшедший дом.

Опросный лист 1926 года пациента Седова Сергея Кирилловича, которого с диагнозом алкогольный психоз (белая горяка), жена упекла в больницу. Он содержит огромный подробнейший перечень вопросов о всей жизни больного от зачатия и детства до настоящего времени, к примеру:

  • Не страдали ли родители больного душевной болезнью, не были ли малоумны, странны по характеру и по привычкам, не были ли привычными пьяницами, преступниками, не делали попыток на самоубийство?
  • Пил ли кто-нибудь из родителей вино или водку и в каких количествах?
  • Как действовало вино и не было ли белой горячки?
  • Не совпало ли зачатие больного с болезненным состоянием или опьянением одного или обоих родителей?
  • Не болела ли мать во время беременности, не имела ли нравственных потрясений, вела ли покойную жизнь, не предавалась ли излишествам, не пила ли водки и вина, не получала ли ушибов, не слишком ли много работала?
  • Нет ли родства между родителями?
  • К какой национальности принадлежали родители?
  • На кого из родителей больше похож больной?
  • Не было ли среди родственников лиц страдающих истерикой, падучей болезнью, пляской св. Витта, головными болями, невралгиями, параличами или другими нервными болезнями, а также с физическими уродствами и недостатками развития, как глухонемота, заикание и т.п.?
  • Как вскармливался больной: грудью матери или искусственно?
  • Не наблюдались ли мозговые припадки, судороги, ночные крики или испуги? Не было ли хождения во сне, ночного недержания мочи?
  • Не давали ли ребёнку в раннем детстве вина или мака (для сна и т.п.)?
  • Не падал ли ребёнок с высоты и не было ли болезней уха?
  • Не имел ли слишком рано половых связей, не было ли онанизма?
  • Не было ли ханжества или выдающейся религиозности?
  • Не было ли заметно чрезмерного преобладания фантазии?
  • Каково было общественное положение больного? Доволен ли он им был?
  • Не было ли постоянных домашних ссор, и какую роль в них играл больной, он ли производил ссоры или они от него не зависели?
  • Пользовался ли домами отдыха, санаториями, диэтстоловыми и проч. Занимался ли физкультурой?
  • Не злоупотреблял ли чрезмерно половыми сношениями; не было ли неправильных половых сношений?

Старый реставрированный стол

Илья Натанович Каганович был главным врачом больницы с 1930 по 1950 год. В 50-м году его со скандалом сняли с поста главврача больницы.

Свисток вы догадываетесь зачем. Случаи разные бывают.

Во время Великой Отечественной Войны в больнице находился центр лечения раненых с черепно-мозговыми травмами. Основным методом лечения душевнобольных была Электросудорожная терапия. Научно обоснованный, хотя и вызывающим до сих пор острые споры и противоречия, метод лечения, при котором судорожный припадок вызывается пропусканием электрического тока через головной мозг находящегося под общей анестезией пациента, с целью достижения лечебного эффекта. С медикаментами, как вы понимаете, во время войны было туго.

Врачей и медсестёр, работавших во время войны помнят и чтут

Альбом «От призрения психических больных к активным методам лечения», сделанный и подаренный сотрудниками больницы И.Н. Кагановичу. История психиатрии в картинках.

Обратите внимание на лечебное колесо. Хомячки в домашних клетках примерно в таких же бегают.

Мёртвый час. Звучит очень умиротворяюще.

Никаких варварских методов лечения в больнице №1 никогда не было. С первого дня под запретом были смирительные рубашки, хотя одна висит как экспонат в уголке истории психиатрии. Для усмирения буйных больных обычно применялось обёртывание мокрыми простынями.

Краткий экскурс в историю психиатрии средневековья.

В музее собрана обширная коллекция научных трудов по психиатрии

Включая художественные произведения. Например знакомую многим книгу «Пролетая над гнездом кукушки» известного кислотника Кена Кизи.

Запомните на всякий случай несколько правил.

Спортивные награды работников больницы, завоёванных в различных спартакиадах и других соревнованиях.

В настоящий момент для лечения используют исключительно гуманные и действенные методы лечения душевнобольных.

Медикаментозное лечение

Трудотерапия

Трудовая терапия применялась с первых дней работы больницы в специальных комнатах при отделениях и на наружных работах. Первым врачом по труду был С.С. Ступин. Раньше у больницы было даже своё загородное хозяйство, где больные выращивали скот для снабжения больницы.

Красота территории больницы — результат кропотливого труда опытного агронома Ростислава Степановича Медведюка. Выведенные им гладиолусы не раз занимали призовые места на выставках. Этот человек — настоящий энтузиаст своего дела. Он отказался от предложенной ему более высокооплачиваемой работы, потому что не мог оставить больницу.

В оранжерее и саду он с больными сажает цветы и различные декоративные растения, а в 1980 году к Дню победы и олимпиаде по его инициативе были высажены 8 серебристых елей. Мечта Ростислава Степановича вырастить кедровую рощу. Так послушаешь, вся история больницы (а если брать шире, то и всей нашей страны) держится исключительно на энтузиастах.

Для маленьких пациентов больницы до сих пор работает, наверное, единственный сохранившийся в стране пионерский лагерь.

Нестандартные методы лечения соседствуют с большой религиозностью.

Русская православная церковь всё больше внимания уделяет лечебным учреждениям. Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» при больнице был освящён 25 октября 1896 г.

В советский период, когда больничную церковь закрыли, её использовали в административных целях. И только 25 мая 1994 г. храм был восстановлен и освящён вновь. В 1996 г. на территории клиники в память об её основателе Николае Алексееве построена и освящена часовня во имя святителя и чудотворца Николая.

Культуротерапия

Не секрет, что многие общепризнанные гении имели мягко говоря не всегда безупречное психическое здоровье. А некоторые и вовсе окончили свои дни в стенах психиатрических лечебниц. В музее же хранится несколько сборников литературных произведений врачей, работавших в больнице. Чрезвычайно увлекательное чтиво.

В одной из поэм фигурирует псих Маркс.

Стихотворение о ремонте в вестибюле больницы. Сравнивая подобные вещи с произведениями того же любимого мною Хармса, невольно проводишь аналогии и заочно задумываешься о диагнозах.

Художественные работы больных заслуживают отдельного разговора.

Избранные картины шизофреников тоже тщательно изучаются и выпускаются отдельными каталогами.

Изменённые пропорции лица, как на картинах Модильяни, обычно присущи работам больных шизофренией.

В клубе на территории больницы собран целый вернисаж лучших работ пациентов. Куратор коллекции Эдуард Константинович может долго рассказывать отдельно о каждой работе, об общем почерке болезни, о типичных темах произведений.

Глядя на эти картины испытываешь какую-то смесь глубокого понимания и страха, от того насколько точно художественно отражены какие-то потаённые переживания и насколько они тебе понятны. К сожалению (потому что мы не увидели их в тот день) и к счастью (потому что все смогут их увидеть), самые интересные работы сейчас отправились на выставку, которая скоро пройдёт в Москве.

В день нашего посещения на территории больницы находилось несколько машин милиции, скорой помощи, инженерно-сапёрного отдела и пожарной службы. Не иначе кто-то позвонил и сказал, что на территории заложена бомба. Возможно псих, кто знает.

К сожалению, музей не доступен для общего посещения. 2-3 экскурсии в неделю Алла Васильевна и её молодая помощница Марина (тоже энтузиаст, девушка с огромным интересом изучающая историю медицины) проводят для пациентов, студентов медицинских вузов и новых сотрудников больницы. Чтобы попасть в музей не будучи представителем одной из этих групп, нужно получить разрешение главврача, а у него и без этого дел хватает, поэтому никаких контактов и телефонов я здесь оставлять не буду. Кто сильно захочет, без труда найдёт их в интернете. Всё это так увлекательно.

«Главный наш экспонат – больница»: музей истории психиатрии Кащенко (ПКБ № 1 имени Н.А. Алексеева)

Известная в народе как «Канатчикова дача», лечебница 21 год назад вернула себе имя своего главного мецената и основателя - купца Алексеева.

Обычно в прессе о ней вспоминают в связи с реальными или выдуманными ужасами психиатрии, а в социальных сетях блогеры нередко язвительно желают друг другу посетить это заведение или употребить галоперидол, применяющийся в отечественной психиатрии.

Однако больничный музей совсем не похож на пыточную палату из фильма ужасов. В нескольких светлых комнатах с любовью собраны экспонаты, посвященные истории отечественной психиатрии, вовсе не такой мрачной, как можно подумать. Многие из них сделаны руками самих пациентов – среди них немало творческих людей: художников, публицистов, скульпторов.

На входе посетителя встречает ожидаемая для такого места смирительная рубашка. «Ее специально сшили пациентки, чтобы проиллюстрировать эпоху XIX века в нашей экспозиции», - смеется заведующая музеем Марина Кокорина. Это единственная смирительная рубаха во всей больнице – с момента основания клиники в 1894 году такие средства фиксации людей были запрещены как негуманные.

Развитие психиатрии в России началось позже, чем на Западе, но благодаря этому удалось избежать зверства ранних этапов лечения психически больных. «В Европе позднего Средневековья наших пациентов сотнями сжигали на кострах как приспешников дьявола. В первых смирительных домах их приковывали цепями рядом с обычными преступниками. В Бедлам (самая известная в Англии психиатрическая клиника - ЖЖЖ) за плату пускали обывателей, чтобы они словно в зверинце наблюдали за пациентами», - рассказывает Кокорина.

«Среди первых методов лечения была механотерапия: крутящиеся клети и вертящиеся кровати. С их помощью пытались разогнать тяжесть, на которую жаловались пациенты с меланхолией, кроме того кручение-верчение вызывало рвоту, что считалось способом освобождения от душевных заболеваний через излитие жидкостей из организма. Применялась гидротерапия - вылить на голову пациента от 10 до 50 ведер воды считалось нормальной процедурой. Использовались приспособления для шокового сбрасывания пациента в бассейн с ледяной водой», - перечисляет она.

Люди, сыгравшие решающую роль в создании главной московской психлечебницы - основатель Николай Александрович Алексеев, первый главврач Виктор Романович Буцке, знаменитый Пётр Петрович Кащенко - были убежденными гуманистами. С конца XIX века Виктор Романович активно внедрял в психиатрию систему «нестеснения», создавая для пациентов максимально комфортные условия, и призывая лечить больных уютом, доброжелательным отношением и постоянной занятостью.

Кащенко, стоявший во главе больнице в 1904-1907 годах, социалист по убеждениям, боролся не только за права пациентов, но и персонала. Он добился уменьшения продолжительности рабочего дня, повышения зарплаты, построил рабочее жилье.

Алексеев за свои гуманистические взгляды заплатил высшую цену. Городского голову смертельно ранил душевнобольной, страдавший бредовым расстройством. Он считал, что его облучает магнитными лучами шайка злодеев. Якобы на Алексеева «пал случайный жребий», но скорее всего убийце помогли с выбором жертвы - энергичный преобразователь в Москве многим мешал. На смертном одре Алексеев простил убийцу именно потому, что тот страдал от душевной болезни.

Несмотря на трагическую гибель Алексеева, с больными с самого начала обращались гуманно, и любая грубость в их отношении была запрещена. В музее можно посмотреть на интерьеры старой больницы, изучить программки любительских спектаклей и концертов, ознакомиться с больничным меню - трюфели и лимонный мусс в наше время, пожалуй, вызовут только зависть.

В советские годы более активно стала применяться психофармакотерапия, а к 1940-м годам начали использоваться электросудорожная и инсулиношоковая терапии. Лечение током - самая пугающая из известных практик лечения. Ее журналисты нередко с ужасом сравнивают с электрическим стулом.

«Первые попытки такого лечения были еще в античные времена, когда использовали электрических скатов. К середине ХХ века электросудорожная терапия стала обычным методом лечения. У каждого метода в медицине есть свои показания и противопоказания, но что касается возможных побочных эффектов, то вероятность осложнений составляет 0,003%. При работе опытных специалистов это практически безопасный метод лечения, позволяющий уменьшить дозу или вовсе отказаться от препаратов. Сейчас он применяется только по жизненным показаниям», - успокаивает хранительница музея, показывая один из первых аппаратов для электрошока. Собранный во время Великой отечественной войны из трофейных деталей, он был лучше некоторых серийных моделей.

Отдельного внимания требует комната, отведенная для творчества пациентов: картины здесь перемежаются изящными статуэтками, игрушками и другими изделиями, выполненными в ходе арттерапии. Невооруженным взглядом видно как много творческих людей находятся в стенах знаменитой лечебницы, кто-то даже по решению суда.

- Почему гениальность подчас синоним безумия?

Такой первый вопрос ЖЖЖ задал заведующей музеем Марине Кокориной:

Вспомните, например, историю живописи. Михаил Врубель, Александр Иванов, Павел Федотов, Микалоюс Чюрленис, Винсент Ван Гог и ряд других величайших художников имели душевную патологию. Выставим в хронологический ряд картины Франсиско Гойи и увидим, как происходит распад личности. Часто психические особенности встречаются и у писателей, возьмем биографии крупных ученых и увидим, что многие из них испытывали душевные страдания.

Обнаженность души позволяет ярче воспринимать окружающий мир, выходить за грань обыденного, создавать шедевры и делать открытия, которые неподвластны человеку с нормальной психикой. Давайте признаем, что люди с особенностями психического развития часто становятся двигателем прогресса и культуры.

- Ваш музей помогает изменить отношение к таким людям?

Любой музей - прежде всего хранилище истории, но одной из важнейших задач мы считаем психопросвещение. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 450 миллионов человек в мире страдают душевными заболеваниями, кроме того, каждый четвертый на протяжении жизни хотя бы однажды нуждается в помощи психиатра.

К сожалению, мы часто об этом забываем, и в обществе существует жуткая стигматизация психически больных и психиатрических больниц. На примере нашей больницы мы рассказываем об эволюции отношения к душевнобольным, о методах лечения и реабилитации в прошлом и настоящем.

Психические болезни - это неотъемлемая часть нашей жизни, равно как и заболевания соматические. Душевный недуг надо лечить, но также надо принимать его и понимать, как с ним жить. Для инвалидов вследствие психического заболевания особенно важна социализация, возможность профессиональной и творческой реализации, без которых никакое медикаментозное лечение не будет достаточно эффективным.

- На какого посетителя ориентируетесь?

В первую очередь это, конечно, наши пациенты и их родственники. Знание пациента о болезни и психиатрии в целом облегчает процесс лечения, а родственникам нужно правильно относиться к недугу и не бояться его.

Другая группа - это студенты, школьники старших классов, любые молодые люди, отношение к психиатрии надо закладывать вовремя. Изучение темы можно начать виртуально, с сайтов: Радио Зазеркалье , Лабиринты разума и Клуб Психиатров . На сайте «Лабиринты разума» специалисты рассказывают о душевных болезнях, методах лечения, обсуждается взаимосвязь болезни и творчества, представлена коллекция фильмов. На сайте Клуба Психиатров можно посмотреть документальные фильмы о фестивалях творчества людей с особенностями психического развития «Нити Ариадны».

Фестивали «Нити Ариадны» проходят в режиме биеннале. Последний фестиваль проходил на 13 площадках Москвы, на него съехались более 1000 гостей из 30 регионов России, прибыли делегации из 13 стран. Были и художественные выставки и театрально-концертная программа на площадках театра Мейерхольда, театра Луны, театра Армена Джигарханяна и многих других. Люди, которые привыкли негативно относиться к душевнобольным, приходили на наши мероприятия и видели очень яркие, красивые работы творческих людей.

- А с какого экспоната вы советуете начать экскурсию в вашем музее?

Самый главный наш экспонат - это сама больница. Она строилась по проекту врача Виктора Романовича Буцке, обладавшего многолетним опытом работы. Он делал ее с таким расчетом, чтобы сами стены больницы лечили, несли психотерапевтическое действие - просто пребывая здесь, пациент уже лечился.

- Тогда какой экспонат вы хотели бы добавить в свою коллекцию?

Из техники пригодился бы электронный музейный куб, на котором можно демонстрировать отсканированные документы.

А вообще история психиатрии не так материальна как история хирургии, например. Главное орудие психиатра - собственный мозг и ручка, которой он пишет истории болезней, а главный объект приложения усилий - человеческая душа. Поэтому мы стараемся показывать нашу историю через истории людей, которые здесь работали и через работы пациентов.

Мы беседовали о гуманности отечественной психиатрии, но нельзя не вспомнить о ее «карательном» элементе. В советское время психиатрию нередко использовали в политических целях?

Мы уже говорили, что большое число людей имеет психопатологию, у многих вроде бы нормальных граждан наблюдаются пограничные состояния. Среди таких немало людей с активной политической позицией - тех, кто готов выйти за грань обыденного, кому не страшно. Такие активисты часто страдают от патологий. Многие из людей, побывавших в советских лечебницах, после эмиграции продолжали наблюдаться у психиатров за рубежом. Есть вопрос к таким мерам, как госпитализация - действительно, в советское время часто госпитализировали, вместо того чтобы лечить амбулаторно.

- Какова сегодня роль религии в лечении больных?

В нашей больнице есть две церкви, обе они существуют с самого начала больницы и закрывались в советский период, но в 1990-е годы их деятельность была возрождена. У нас много лет работает отец Александр Церковников, который, помимо всех полагающихся треб, много времени проводит в отделениях. Когда больной спрашивает у него, стоит ли пить таблетки или лучше молиться, он отвечает: «И то, и другое». Неслучайно в былые времена приходской батюшка выполнял на селе функции психолога и соцработника. И сегодня для многих наших пациентов церковь важна.

У нас есть молельная комната для мусульман. Некоторое время назад волонтеры из общины баптистов помогали в уходе за нашими пациентами, особенно пожилыми.

Сложно не заметить, что среди экспонатов есть письмо пациента сатирику Виктору Шендеровичу с карикатурой Андрея Бильжо.

Андрей Георгиевич Бильжо много лет проработал врачом в нашей больнице, в том числе в санаторном отделении. Он написал дивные воспоминания об этом известном в советское время, а ныне лежащем в руинах здании.

Это было смешанное по полу отделение, с интерьерами, оформленными старинной мебелью и картинами. Бильжо вспоминал, как вечером, он, усталый после заполнения большого количества болезней, спускался в зал дневного пребывания. Там пациенты музицировали, декламировали стихи и разыгрывали любимые сцены из пьес в великолепных интерьерах старинной усадьбы, а за окнами шумел парк. Вот психотерапия в действии!

- Расскажите интересную историю, связанную с «Кащенко».

В начале 1980-х годов был издан трехтомник «Изобразительный язык шизофрении», где анализируются работы наших пациентов с точки зрения психиатров. Первый том издают за границей, он «на ура» принимается местными специалистами и вдруг в местной прессе появляется статья: «Советские психиатры поставили диагноз французскому коммунисту».

Разразился громкий скандал, в больницу пришли представители спецслужб выяснять, как «дошли до жизни такой». Оказалось, что один из пациентов сделал копию с малоизвестной абстрактной работы французского художника. А художник, в свою очередь, оказался одним из членов компартии Франции. Доктор, комментировавший эту работу, об этом не знал, он просто отталкивался от личности пациента, сделавшего копию! Однако с тех пор все наши художественные издания тщательно проверяют искусствоведы.

Вот вам пример, как незаметна грань между здоровьем и болезнью в искусстве и как сложно понять, кто ее может провести.

Вы когда-нибудь были в психушке? Мне вот раньше не доводилось. Когда попадаешь на территорию психиатрической клинической больницы №1 имени Н.А. Алексеева, невольно ощущаешь окружающее тебя спокойствие, умиротворение и уют. На территории тихо, чисто, газоны ровненько зеленеют, дорожки для прогулок красиво извиваются, крупные грачи вальяжно гуляют между деревьями, виноградная лоза обвивает кирпичные арки, листья с неё уже облетели, а виноград никто не собирал и спелые грозди висят на голых ветвях; в саду, в котором работают местные пациенты, растёт какая-то разноцветная декоративная капуста. Воздух кажется густым, ловишь себя на мысли, что здесь хочется остаться, как в доме отдыха. Мы идём в музей психиатрической больницы имени Н.А. Алексеева.

Дверь музея, расположенного в одном из корпусов больницы, закрыта и чтобы попасть внутрь надо позвонить в звонок. Музей музеем, но внутренний распорядок психиатрической больницы диктует определённые правила, например: все двери должны закрываться на ключ. «Разговаривайте с пациентами так, как будто они здоровы. Но не забывайте, что они больны» — цитирует нам кого-то из врачей хранительница музея Алла Васильевна.

У неё нет музейного образования, оно ей и не нужно, в этой больнице она отработала 50 лет медсестрой, а позже главной медсестрой, и знает историю этого места не понаслышке. После того как она ушла на пенсию, её позвали работать в музей. Она долго отказывалась, но в итоге согласилась, а теперь втянулась. Алла Васильевна очень интересный человек, она осторожно шутит с нами, потом рассказывает про то, какие до нас приходили нерадивые журналисты и какую ересь понаписали. Следит за нашей реакцией и подкидывает тесты на то «плохие» ли мы журналисты и начнём ли её просить показать смирительные рубашки, наручники и прочие стереотипные «ужасы». Нам очень неловко за репутацию профессии и мы успешно проходим испытание, доказывая что пришли сюда не за «жёлтыми сенсациями», а из большого интереса.

Помещение музея небольшое — 3 бывших палаты. Алла Васильевна усаживает нас за круглый резной стол в первом, самом крупном зале, и начинает свой подробный рассказ об истории появления больницы.

Градоначальником Москвы в 1885-1893 годах был Николай Александрович Алексеев. Попробуйте сравнить эффективность и любовь к своему городу этого сити-менеджера с недавно «лишившимся доверия» мэром столицы.

Благодаря Алексееву в Москве появился водопровод и канализация (до этого полуторамиллионный город был усеян зловонными выгребными ямами), были построены первые скотобойни (нынешний Микояновский мясокомбинат) и забивать скот перестали в любом месте города, как в диких арабских странах, на Красной площади в 1890-м году были снесены старые торговые ряды и был построен прототип нынешнего ГУМа, было построено новое здание городской думы на Воскресенской площади, а так же несколько школ и ремесленных училищ, при нём открылась Третьяковская галерея и многое другое. Алексеев был крепким управленцем и с чиновниками не цацкался, отчёты по всем своим указам требовал предоставить через неделю, а не занимался популистским субботним катанием по городу с критикой чужой работы. С ним Москва перестала быть большой деревней (хотя иногда в этом приходится сомневаться).

Однажды на приём к нему пришли врачи самой старой психиатрической больницы Москвы - Преображенской - С.С. Корсаков и В.Р. Буцкеи попросили построить в городе ещё одну клинику, поскольку ресурсов одной никак не хватало. Алексеев идеей врачей проникся и начал собирать деньги на постройку больницы.

Многие меценаты откликнулись на его призыв помочь с решением этой задачи, иногда с оговорками, что несколько коек будут пожизненно закреплены за их семьями. Алексеев ради пользы дела использовал все возможные методы, говорят, перед одним купцом он даже встал на колени прямо в грязь, когда на его вопрос о помощи в строительстве тот ответил «как просишь, так и подаю».

Ни один меценат не был забыт. Список фамилий помогавших в строительстве хранится в музее и высечен на мемориале на территории больницы. В списке присутствуют известные фамилии Боткина и Третьякова.

Для строительства был приобретён земельный участок за Серпуховской заставой у купца Канатчикова (отсюда пошло название Канатчикова дача), а на деньги Ермакова был позже выстроен Ермаковский корпус.

Николай Александрович считал постройку этой больницы делом своей жизни, он лично проверял качество кирпича для строительства, брал по одному из каждой партии и кидал об пол. Если кирпич ломался, то всю партию отправляли обратно. Здание из красного кирпича в эклектичном стиле с толщиной стен 70 см, высокими потолками, палатами на 4-5 пациентов и специальными прочными стёклами в окнах построили к 1894 году. 9 марта 1893г. вечером после одного из приёмов, Алексеев пошёл провожать посетительницу и в дверях столкнулся с молодым человеком, который выстрелил в него несколько раз из пистолета. По иронии судьбы, молодой человек — Андрианов — оказался душевнобольным, который считал, что изобрёл лекарство от инфлюэнции (гриппа) и безуспешно пытался прорваться на приём к Алексееву. Откуда псих взял пистолет — вопрос сложный, можно подозревать, что это было продуманная акция врагов градоначальника. На место происшествия немедленно приехал Склифосовский, сделал ушивание раны, но от пули попавшей в живот начался перитонит, а медицина в то время ещё не была настолько продвинутой (рентген изобрели только в 1895 году, а пенициллин открыли лишь в 1928). Перед смертью Алексеев завещал довести строительство больницы до конца.

Хоронили Алексеева всем городом. На траурной процессии присутствовало около 200 000 москвичей.

Посмертная маска Н.А. Алексеева хранится в музее.

Ему было 40 лет.

Памятник Николаю Александровичу уже несколько лет собираются поставить в Москве, но пока как-то не досуг.

Роду Алексеевых посвящена отдельная экспозиция в музее. Двоюродным братом Николая Александровича был известный театральный актёр и режиссёр Константин Сергеевич Станиславский.

12 мая (по старому стилю) 1894 года на Канатчиковой даче была открыта новая городская психиатрическая больница. На втором этаже больницы была часовня, а по наказу Александра III больнице было присвоено имя Алексеева.

Первая очередь больницы построена по проекту Л.О. Васильева . Вторую очередь (открыта в 1905 ) строил А.Ф. Мейснер. Главным врачом был назначен Буцке.

Меню для больных в 1894 году: Борщъ польскiй, Щи кислыя, Шнель-клопсъ, Картофельная драчена, Жареная севрюжка, Желе изъ клюквы, Мусъ лимонный, Разсольникъ, Трубочки — всё такое вкусное.

Работали в больнице в основном крестьяне из соседних деревень. На фото фартук, которые носили женщины из медперсонала.

Пётр Петрович Кащенко был главврачом больницы всего 2 года и 7 месяцев, но за это время оставил о себе самые лучшие воспоминания у персонала. Благодаря ему для медработников были оборудованы отдельные комнаты для проживания, до этого они ютились в подвале, в условиях хуже, чем у больных.

На фото коллективные проводы П.П. Кащенко, отъезжающего в Петербург (в центре с женой) 1907 год.

С 1922 по 1994 год Московская психиатрическая больница №1 носила имя Кащенко. Благодаря рассказам, анекдотам и песням слово «кащенко» стало именем нарицательным, означающим сумасшедший дом.

Опросный лист 1926 года пациента Седова Сергея Кирилловича, которого с диагнозом алкогольный психоз (белая горяка), жена упекла в больницу. Он содержит огромный подробнейший перечень вопросов о всей жизни больного от зачатия и детства до настоящего времени, к примеру:

  • Не страдали ли родители больного душевной болезнью, не были ли малоумны, странны по характеру и по привычкам, не были ли привычными пьяницами, преступниками, не делали попыток на самоубийство?
  • Пил ли кто-нибудь из родителей вино или водку и в каких количествах?
  • Как действовало вино и не было ли белой горячки?
  • Не совпало ли зачатие больного с болезненным состоянием или опьянением одного или обоих родителей?
  • Не болела ли мать во время беременности, не имела ли нравственных потрясений, вела ли покойную жизнь, не предавалась ли излишествам, не пила ли водки и вина, не получала ли ушибов, не слишком ли много работала?
  • Нет ли родства между родителями?
  • К какой национальности принадлежали родители?
  • На кого из родителей больше похож больной?
  • Не было ли среди родственников лиц страдающих истерикой, падучей болезнью, пляской св. Витта, головными болями, невралгиями, параличами или другими нервными болезнями, а также с физическими уродствами и недостатками развития, как глухонемота, заикание и т.п.?
  • Как вскармливался больной: грудью матери или искусственно?
  • Не наблюдались ли мозговые припадки, судороги, ночные крики или испуги? Не было ли хождения во сне, ночного недержания мочи?
  • Не давали ли ребёнку в раннем детстве вина или мака (для сна и т.п.)?
  • Не падал ли ребёнок с высоты и не было ли болезней уха?
  • Не имел ли слишком рано половых связей, не было ли онанизма?
  • Не было ли ханжества или выдающейся религиозности ?
  • Не было ли заметно чрезмерного преобладания фантазии?
  • Каково было общественное положение больного? Доволен ли он им был?
  • Не было ли постоянных домашних ссор, и какую роль в них играл больной, он ли производил ссоры или они от него не зависели?
  • Пользовался ли домами отдыха, санаториями, диэтстоловыми и проч. Занимался ли физкультурой?
  • Не злоупотреблял ли чрезмерно половыми сношениями; не было ли неправильных половых сношений?

Старый реставрированный стол

Илья Натанович Каганович был главным врачом больницы с 1930 по 1950 год. В 50-м году его со скандалом сняли с поста главврача больницы.

Свисток вы догадываетесь зачем. Случаи разные бывают.

Во время Великой Отечественной Войны в больнице находился центр лечения раненых с черепно-мозговыми травмами. Основным методом лечения душевнобольных была Электросудорожная терапия . Научно обоснованный, хотя и вызывающим до сих пор острые споры и противоречия, метод лечения, при котором судорожный припадок вызывается пропусканием электрического тока через головной мозг находящегося под общей анестезией пациента, с целью достижения лечебного эффекта. С медикаментами, как вы понимаете, во время войны было туго.

Врачей и медсестёр, работавших во время войны помнят и чтут

Альбом «От призрения психических больных к активным методам лечения», сделанный и подаренный сотрудниками больницы И.Н. Кагановичу. История психиатрии в картинках.

Обратите внимание на лечебное колесо. Хомячки в домашних клетках примерно в таких же бегают.

Мёртвый час. Звучит очень умиротворяюще.

Никаких варварских методов лечения в больнице №1 никогда не было. С первого дня под запретом были смирительные рубашки, хотя одна висит как экспонат в уголке истории психиатрии. Для усмирения буйных больных обычно применялось обёртывание мокрыми простынями.

Краткий экскурс в историю психиатрии средневековья.

В музее собрана обширная коллекция научных трудов по психиатрии

Включая художественные произведения. Например знакомую многим книгу «Пролетая над гнездом кукушки» известного кислотника Кена Кизи.

Запомните на всякий случай несколько правил.

Спортивные награды работников больницы, завоёванных в различных спартакиадах и других соревнованиях.

В настоящий момент для лечения используют исключительно гуманные и действенные методы лечения душевнобольных.

Медикаментозное лечение

Трудотерапия

Трудовая терапия применялась с первых дней работы больницы в специальных комнатах при отделениях и на наружных работах. Первым врачом по труду был С.С. Ступин. Раньше у больницы было даже своё загородное хозяйство, где больные выращивали скот для снабжения больницы.

Красота территории больницы — результат кропотливого труда опытного агронома Ростислава Степановича Медведюка. Выведенные им гладиолусы не раз занимали призовые места на выставках. Этот человек — настоящий энтузиаст своего дела. Он отказался от предложенной ему более высокооплачиваемой работы, потому что не мог оставить больницу.

В оранжерее и саду он с больными сажает цветы и различные декоративные растения, а в 1980 году к Дню победы и олимпиаде по его инициативе были высажены 8 серебристых елей. Мечта Ростислава Степановича вырастить кедровую рощу. Так послушаешь, вся история больницы (а если брать шире, то и всей нашей страны) держится исключительно на энтузиастах.

Для маленьких пациентов больницы до сих пор работает, наверное, единственный сохранившийся в стране пионерский лагерь.

Нестандартные методы лечения соседствуют с большой религиозностью .

Русская православная церковь всё больше внимания уделяет лечебным учреждениям. Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» при больнице был освящён 25 октября 1896 г.

В советский период, когда больничную церковь закрыли, её использовали в административных целях. И только 25 мая 1994 г. храм был восстановлен и освящён вновь. В 1996 г. на территории клиники в память об её основателе Николае Алексееве построена и освящена часовня во имя святителя и чудотворца Николая.

Культуротерапия

Не секрет, что многие общепризнанные гении имели мягко говоря не всегда безупречное психическое здоровье. А некоторые и вовсе окончили свои дни в стенах психиатрических лечебниц. В музее же хранится несколько сборников литературных произведений врачей, работавших в больнице. Чрезвычайно увлекательное чтиво.

В одной из поэм фигурирует псих Маркс.

Стихотворение о ремонте в вестибюле больницы. Сравнивая подобные вещи с произведениями того же любимого мною Хармса, невольно проводишь аналогии и заочно задумываешься о диагнозах.

Художественные работы больных заслуживают отдельного разговора.

Избранные картины шизофреников тоже тщательно изучаются и выпускаются отдельными каталогами.

Изменённые пропорции лица, как на картинах Модильяни, обычно присущи работам больных шизофренией.

В клубе на территории больницы собран целый вернисаж лучших работ пациентов. Куратор коллекции Эдуард Константинович может долго рассказывать отдельно о каждой работе, об общем почерке болезни, о типичных темах произведений.

Глядя на эти картины испытываешь какую-то смесь глубокого понимания и страха, от того насколько точно художественно отражены какие-то потаённые переживания и насколько они тебе понятны. К сожалению (потому что мы не увидели их в тот день) и к счастью (потому что все смогут их увидеть), самые интересные работы сейчас отправились на выставку, которая скоро пройдёт в Москве.

В день нашего посещения на территории больницы находилось несколько машин милиции, скорой помощи, инженерно-сапёрного отдела и пожарной службы. Не иначе кто-то позвонил и сказал, что на территории заложена бомба. Возможно псих, кто знает.

К сожалению, музей не доступен для общего посещения. 2-3 экскурсии в неделю Алла Васильевна и её молодая помощница Марина (тоже энтузиаст, девушка с огромным интересом изучающая историю медицины) проводят для пациентов, студентов медицинских вузов и новых сотрудников больницы. Чтобы попасть в музей не будучи представителем одной из этих групп, нужно получить разрешение главврача, а у него и без этого дел хватает, поэтому никаких контактов и телефонов я здесь оставлять не буду. Кто сильно захочет, без труда найдёт их в интернете. Всё это так увлекательно.

Девочке 10 лет. Школу не посещает. Продуктивному контакту недоступна, всё время разговаривает сама с собой, на месте не удерживается, неусидчива, на вопросы не отвечает, активно жестикулирует. Испытывает массивный вербальный галлюциноз: спорит, разговаривает, подчиняется указаниям «голосов». Внимание девочки можно привлечь только во время процесса рисования. Рисует несуществующих животных.

David Nebreda — Дэвид Небреда

David Nebreda de Nicolás (Дэвид Небреда) родился 01.08.1952 г. в Мадриде. Испанский фотограф-самоучка. Художник, прославившийся фотографиями своего тела.

Закончил академию изящных искусств в Мадриде. В 1971 году, в 19 лет он отстранился от своих родителей, перестал разговаривать. С июня по сентябрь 1972 года он был впервые находился на принудительном лечении в психиатрической больнице с диагнозом «параноидная шизофрения, непрерывный тип течения» (всего 5 госпитализаций).

Как он говорит, его жизнь — боль. И это главная тема его картин.
С 1983 по 1989 г. David Nebreda нарисовал ряд автопортретов, где визуально представлены его физические страдания.

С мая по октябрь 1989 года и с июня по октябрь 1990 года создаётся первая серия цветных фотографий (процесс прерывали две недобровольные госпитализации). Это период интенсивной фотографической активности и острой озабоченности смертью. David Nebreda называет его периодом «вторжения в мозг».

Спустя время, Дэвид Небреда закрывает зеркала в доме бумагой, чтобы смотреть на себя только «через автопортреты».

Да, я наблюдал и изучал незнакомца, который появился в нём [зеркале]. Это был период первой серии цветных фотографий. И с тех пор, когда эта дыра разверзлась в моей голове, я решил, что я больше никогда не посмотрю в зеркало [. . .]

С 1992 по 1997, когда David Nebreda выходит из худшего кризиса своей жизни (девяти месяцев лишения свободы), он живёт в состоянии изоляции, «физического и психического квази-паралича». Во второй серии цветных фотографий геометрия гораздо нагляднее.

Аудиозаписи бесед с больным шизофренией, пациент объясняет свой рисунок.

Речь изобилует сложными смысловыми построениями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Больному интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Резонёрское мышление лишено чёткого содержания. Больной выражается непоследовательно, витиевато, рассматривает проблемы с точки зрения наиболее абстрактных позиций (космологии, религии, философии).

Больной вещает , желая «что-то поведать миру». Особая лексика, особые обороты, особая позиция говорящего, особая пафосная интонация в содержании монолога выступают на фоне аффективной захваченности, повышенной тенденции к оценочным суждениям.