Куда располагается театральная маска. Какие бывают маски театральные. Слайд «Глиняные маски»

Где и когда впервые стали делать и использовать маски, сказать трудно. Рассматривая изображения древних археологических раскопок, можно прийти к выводу, что маски надевали на лица усопших. Золотую маску обнаружили археологи в захоронении египетского фараона.

Считалось, что маска предохраняет умершего от злых духов. Маска была атрибутом ритуальных действий, ее делали из кожи, коры дерева, материи.

С развитием театра и его дифференциации грим принимает форму маски в античные времена. Маска греческого театра отличалась от обрядовой или маски восточного театра. Греческая маска изображает человеческое лицо в обобщенных чертах, она не несет индивидуального характера. Есть упоминания о том, что маски были изобретены скульптором Фесписом. Во временя драматурга Эсхила появились цветные маски, так как было введено окрашивание. Маски надевали на голову наподобие шлема. Сначала маски делали из дерева и луба, позднее - из гипса.

Так как в театрах Древней Греции и Рима зрительные залы были огромны, сцена располагалась далеко от зрителей, то и в масках делали приспособление для усиления голоса актера. Внутренняя часть маски около рта выкладывалась серебром и медью и имела вид воронки. С развитием театрального производства маски стали делать из воска, кожи, загипсованного льна, полотна. Иногда маски были сдвоенные, строенные, это давало возможность небольшому количеству актеров играть несколько ролей, быстро преображаться. Стали делать портретные театральные маски, котрые чертами лица были похожи на знаменитых людей: царей, полководцев. Это обижало, поэтому со временем портретная маска была запрещена. Полумаски использовали редко. Позднее стали к маскам прикреплять парики, сделанные из пакли, веревок. Голова в своем размере сильно увеличилась. В средневековом театре маски надевали актеры, изображавшие чертей, вельзевула, дьявола.

Дальнейшее развитие маска получила в итальянской “комедии дель арте” в эпоху Ренессанса, возникшей в середине XYI века.

Маски “комедии дель арте” были органично связаны с жанром импровизации, буфонным стилем, специфическими особенностями представления. Маски были более удобны, не закрывали все лицо, можно было наблюдать мимику актера. Маски надевали четыре основных персонажа “комедии дель арте”: Доктор, Панталоне, дзани (двое слуг). Маска Панталоне была темно-коричневого цвета, с сильно завитыми усами и с преувеличенных размеров бородой. У Доктора была странная маска, закрывавшая только лоб и нос. Предполагали, что это произошло от того, что изначально он закрывала большое родимое пятно на коже лица. Бригелла - смуглая маска, как бы загорелая кожа жителя Бергамо. Арлекин - лицо закрыто черной маской с круглой бородкой. В XYII веке маски “комедии дель арте” теряют свою остроту, теряют связь с реальными событиями, становятся условными театральными атрибутами. Маска перестает быть принципиальными приемом оформления лица актера.

Маска в современном мире приобрела новое звучание, ее надевают на Венецианском карнавале. В Венеции принято устраивать пышные, богатые, красочные карнавалы, используя костюмы и маски. Первые упоминания о карнавале и Венеции относятся к XI веку. Венецианская республика была богата, она давала в долг деньги под большие проценты королевским особам. Венеция вела торговлю со странами Востока, богатства текли рекой. В 1296 году было устроено празднество, которое было узаконено властями в честь укрепления положения купцов. Карнавал стали проводить ежегодно.

На карнавалы в Венецию любили приезжать знатные особы, они скрывали под маской свое лицо. Традиционными были маски “комедии дель арте”: Коломбины, Пульчинелло, Арлекино, а также знатных особ прошлого, например, Казановы. Самой распространенной маской была “баута”, она имела глаза (прорези) миндалевидной формы, а по цвету была белая.

В Италии в прошлые века было принято дамам, выходя на улицу, надевать бархатные маски, они прикреплялись к деревянным длинным ручкам. Подобные маски носили и в Испании, Англии. Маска стала непременным атрибутом как плащ или шпага во времена мушкетеров в Европе.

Под масками скрывали свои лица королевские особы и разбойники. В Венеции в 1467 году был издан строгий указ, котрый запрещал мужчинам проникать к послушницам монастырей, скрывая свое лицо под маской.

Современные карнавальные маски изящны и красивы, их специально готовят заранее художники, расписывая золотыми и серебряными красками. Дополняют маски шапочки, цветные банты из фольги и блестящей материи, парики из пакли, лент, кружева.

Маска носит на карнавале развлекательный характер. Венецианские маски стоят дорого, так как являются настоящими произведениями искусства.

Принято, что на веселых новогодних балах также надевают маски, но они менее сложны и сделаны из картона. Это изображения животных, кукол, клоунов, петрушек.

Маска прошла многовековой путь развития, но не потеряла своего назначения скрывать лицо ее обладателя.

Маска (от позднелатинского masques - личина) - это специальная накладка с каким-либо изображением (лица, морды животного, головой мифологического существа и пр.), надеваемая чаще всего на лицо. Маска проникла в греческий театр вследствие связи последнего с культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Первоначально вместо маски лицо обмазывали винными дрожжами или покрывали его листьями растений. Употребление маски обуславливалось необходимостью узнаваемости персонажей - глазам афинских граждан в нарочито карикатурном виде являлись даже наиболее влиятельные деятели того времени. Афиняне могли увидеть и злую карикатуру на самих себя. В комедии Аристофана “Народ” последний представлен в образе выжившего из ума старца, которым помыкают его слуги - пронырливые и беззастенчивые проходимцы.

Задачей большей части масок было вызвать смех. Некоторое исключение составляли только маски молодых женщин. Были также и фантастические маски. В комедии Аристофана “Ахарняне” персидский посол, именуемый “Оком царя”, как бы оправдывал свое официальное название единственным огромным глазом, который, собственно, составлял все его лицо.

Кроме того, в древней комедии широкое распространение получили хоры, участники которых были одеты животными или фантастическими существами (сатирами, демонами).

Все женские роли исполнялись актерами-мужчинами, ибо женщины никогда не допускались на сцену. Актеры выступали в совершенно необычных, пышных и ярких одеждах древнего покроя, каких, за исключением одних жрецов бога Диониса, давно уже никто не носил. Под одежды эти поддевали особого рода накладки, которые совершенно изменяли нормальные пропорции человеческого тела. На ноги надевались котурны.

Употребление маски было необходимым и в связи с размерами греческого театра. Зрители последних рядов едва ли смогли бы достаточно ясно видеть лицо актера без маски. Цвета масок из дальних рядов были хорошо видны. Белая маска на актере означала женскую роль. Маски персонажей-мужчин всегда были темных тонов. И настроение, и психологическое состояние действующих в трагических спектаклях лиц тоже можно было сразу уловить по цвету их масок. Раздражительность обозначалась багровым цветом, хитрость - цветами рыжеватых оттенков, болезненность - желтым и т.д.

Характерны были маски сатира: широкий лоб, прорезанный одной или двумя морщинами, плоское лицо, плоский нос, взъерошенная борода, всклокоченные и откинутые назад волосы. Костюм сатира составляли штаны из козьей шерсти с лошадиным хвостом сзади и огромным фаллом впереди.

Вначале маски были очень простыми, вплоть до 470 г. до н.э. Они знали только одно выражение - застывшую “архаическую” улыбку, почти гримасу, которая однообразно повторялась на всех лицах, даже печальных. В дальнейшем маски начинают отображать страсть и боль, появляются горизонтальные складки на лбу, несколько выступающие вперед губы, бороздки, идущие вниз от носа к губам. Маски делались из дерева или полотна, натянутого на каркас и покрытого гипсом. Трагическая маска снабжалась обычно онкосом - выступом надо лбом, удлиняющимся кверху, - который увеличивал рост актера.



Для каждой отдельной роли требовалась особая маска, но иногда маска менялась по ходу, если надо было показать изменившееся лицо. Так, в конце трагедии Софокла “Эдип-царь” Эдип появляется с окровавленным лицом (новой маской).

В эллинистическую эпоху (IY-II вв. до н.э.) Полидевк перечисляет 9 масок для ролей стариков, 11 - для ролей молодых людей, 7 - для ролей рабов, 14 - для ролей молодых женщин. Маски персонажей уже отражают их характеры. Отталкивающий вид имела маска старых сводников - они изображались лысыми, с искаженным гримасой ртом и нахмуренными бровями. Среди юношей различали добродетельных и распутных. У первых был смуглый цвет лица, поднятые брови, одна или несколько морщин на лбу, что должно означать рассудительность и серьезность, у вторых - белая, как у женщин, кожа, причудливо уложенные в виде венка волосы. Крестьянин имел смуглый цвет лица, толстые губы, курносый нос, прическу в виде венка. Четырнадцать женских масок отображали матерей семейств, жен, молодых девушек, сводниц, гетер и служанок.

Значительно позднее римский император Нерон (I в. н.э.) использовал маски, выступая на сцене в трагических ролях. Причем маски богов и героев были сделаны похожими на него, а маски богинь и героинь – на его фавориток.

В античном театре маски соединялись с париком и надевались через голову, образуя подобие шлема с отверстиями для глаз и рта. Для усиления голоса актера маска-шлем снабжалась изнутри металлическими резонаторами.

В римском театре маской главным образом пользовались в представлениях ателланах - импровизированных народных сценках. Характерной особенностью таких масок было наличие постоянных типажей - Макка, Буккона, Паппа и Дорсена. Макк представлял собой дурака, которого все били и обманывали, его изображали лысым, с крючковатым носом, ослиными ушами и в короткой одежде. Буккон был парнем с раздутыми щеками и отвислыми губами. Папп - богат, честолюбив, однако очень неудачлив. Дорсен - хитрый горбун, невежда и шарлатан. Содержание ателлан нередко отличалось грубостью и непристойностями.

В Древней Руси маски использовались в представлениях бродячих скоморохов и навсегда закрепились как элементы святочного ряженья. Любимыми персонажами таких представлений являются медведь, показывающий, как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало, как ребятишки воруют чужой горох, и “журав”. Чтобы изобразить журавля, парень набрасывает на себя вывороченную шерстью наружу шубу, в один из рукавов которой продевает палку с крючком на конце. Палка изображает клюв журавля, и этим клювом ряженый бьет девушек, а те, чтобы откупиться, бросают на землю орехи, конфеты, пряники, которые журавль и подбирает. Для того чтобы представить лошадь, два парня кладут на плечи две палки, связывают их и покрывают пологом. Лошадиную голову делают из матерчатого мешка, набитого соломой, рисуют глаза и ноздри, а уши образует помещенный внутри ухват. На “лошадь” надевают узду, повязывают бубенцы, и, наконец, верхом на нее садится человек.

Старинный народный обычай святочного и масленичного ряжения использовал Петр I в грандиозных уличных маскарадах. Одни маскарадные фигуры нередко заимствовались из мифологии (Бахус, Нептун, Сатир и пр.), другие представляли животных и птиц, третьи - этнографические персонажи (китайцев, турок, индейцев).

В XYI в. в Европе получила широкое распространение комедия масок - вид итальянского театра. Большинство актеров играло в масках, которые закреплялись за исполнителями на всю их сценическую жизнь. Существовали две группы масок: северная (венецианская) и южная (неаполитанская), их составляли – Панталоне (глупый, жадный, влюбчивый купец с лицом землистого цвета, длинным горбатым носом, седыми усами и бородой), Доктор (лжеученый, болтун, тупица с непомерным носом), Арлекин (ребячливый и обаятельный в черной полумаске), Пульчинелла (злой, лукавый, грубоватый горбун с большим крючковатым носом). Лирические персонажи или “влюбленные” носили черные маскарадные полумаски. Изготовляли маски из картона, проклеенной ткани и кожи.

Широкое распространение маски получили в традиционном театре народов Азии и Дальнего Востока, где этот театр в своем развитии был тесно связан с культовой драмой. В Индии это были народные представления Раслила и Рамлила, на Цейлоне - представления Колам, в Индонезии - многочисленные разновидности театра Топенг. Традиционный театр масок (топенг-маска) получил развитие в Индонезии еще в раннем средневековье и испытал заметное влияние индийского искусства. Большей частью в качестве сценариев для подобных представлений использовались эпизоды из известных эпических произведений “Махабхараты” и “Рамаяны”. В представлениях гротесково изображались традиционные герои: надменные раджи, отважные воины и др. Актеры играли преимущественно в масках, количество которых исчислялось несколькими десятками. Искусство игры актеров слагалось из плясок и сложной пантомимы, и только исполнитель роли шута (тендем, пентул) пел, говорил за всех и даже произносил сценические ремарки. На нем была специальная маска, сделанная без нижней челюсти и подбородка, оставляющая рот актера открытым. Маски делались из дерева и раскрашивались, с внутренней стороны к маске прикреплялась кожаная петелька или деревянная палочка, которую актер зажимал в зубах, удерживая таким образом маску перед лицом.

В XIY-XY вв. в Японии сложился театр Ноо, в котором маска служила главным элементом выразительности. В нем действовали два актера: ситэ - “действователь” (протагонист), исполняющий главную роль, и ваки - “пособник” (девтерагонист). Иногда встречались и цурэ - “спутники” главных действующих лиц, не имеющие самостоятельных функций. Все исполнители были мужчинами.

В настоящее время в театре Ноо используют около двухсот типов масок. Они подразделяются на мужские и женские маски, различаются по возрасту, характеру, облику. Среди мужских масок существуют образы стариков, юношей, мальчиков, знатных людей, простолюдинов, добрых и злых, синтоистских и буддистских богов, привидений, демонов. Среди женских - девушек, женщин средних лет, старух, безумных и ревнивых, красивых и безобразных, привидений и демонов.

Одни маски предназначены для вполне определенных пьес, другие используются для создания соответствующих характеров в любой пьесе. Одни из них несколько меньше человеческого лица, другие больше. Их вырезают из легкого дерева, затем раскрашивают и покрывают специальным лаком. Маска крепится к голове актера двумя шнурами, которые продевают в небольшие отверстия, имеющиеся по бокам маски, и завязывают на затылке. Часто под маску подкладывают небольшие бумажные подушечки, чтобы актер мог свободнее двигать ртом. Брать маски разрешается только за края.

Маска способна передавать различные оттенки настроения персонажа благодаря искусной разработке ее лица объемными деталями с использованием тончайших нюансов освещенности маски.

Головные повязки, закрепляющие парики, служат украшением и цветовым символом персонажа, как и воротники кимоно: белые - благородства, зеленые и коричневые - покорности, смирения, красные - юности и радости, бледно-желтые - зрелости и старости, синие - силы.

Парик благородной женщины делается из длинных гладких черных волос. Парики стариков и старух – из белых волос, парики духов и демонов - из красных. Для девиц небесного происхождения характерны короткие черные парики, для привидений - длинные черные.

Подытожим все вышесказанное о масках по принятой нами форме. Достоинства: маска многофункциональна (способна нести информацию о стиле и жанре зрелища, месте и времени действия), мобильна (как декорационное средство сама является художественным произведением, раскрепощает актера, улучшает оптические качества зрелища на больших пространствах, способна разноликую массу людей на сцене превратить в нечто монолитное, помогает создать атмосферу таинственности).

Недостатки: в маске актер хуже видит, слышит, ориентируется и лишен мимической выразительности собственного лица.

Советуем при изготовлении маски позаботиться о ее оптических, акустических и вентиляционных качествах. Из гигиенических соображений предусмотрите для каждого исполнителя свою маску либо используйте средства дезинфекции, так как стирка маски, как правило, исключается. При эксплуатации маски поищите более выразительную пластику для всего тела. Рукой до лица маски во время представления никогда не дотрагивайтесь. И еще: маска “смотрит” носом, обведенный белым рот актера становится в маске более выразительным.

Тема: ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ

Цель занятия: Знакомство с историей возникновения и использования театральных масок

Задачи:

    узнать историю возникновения масок,

    из каких материалов делают маски,

    узнать о роли художника в создании масок.

    научиться делать маски

Ход занятия:

Разминка 1) Артикуляционная гимнастика (традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики). Цель: подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы

Статистические упражнения

Упражнение «Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить и положить на него нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении 10 сек., выполнять 6-8 раз

Упражнение «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Динамические упражнения

Упражнение «Вкусное варенье».

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Упражнение «Качели».

Высунуть узкий язык. Потянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Упражнение для речевого аппарата «Звукоряд»

Описание упражнения:

Произнесите поочередно гласные звуки, стараясь максимально удлинить каждый звук на одном выдохе: и- э- а- о- у –ы –и. Старайтесь чтобы звуки произносились на одном дыхании, постепенно усложняя упражнение количеством произнесенных звуков на одном дыхании.

Дикционное упражнение , упражнение на силу голоса на основе скороговорки: «Бык тупогуб».

Описание упражнения:

Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговорке.

Бык тупогуб

Тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

«Маски театральные,

Маски карнавальные,

Надеваешь маску,

Попадаешь в сказку.»

Педагог рассказывает, рассказ сопровождается показом слайдов с изображением различных масок.

«С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Поэтому маска пришла к нам из глубокой древности. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра. Украшали драгоценными камнями, выдалбливали из дерева, вырезали на них орнамент и узоры.

На родине театра - в Древней Греции - во время шумных праздничных процессий в честь бога Диониса, бога виноградарства, разыгрывались сценки из жизни.

Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках. Меняя маски, актеры играли по несколько ролей в каждом спектакле.

У некоторых народов маску просто держали в руках. Были известны маски из золота. По-смотрите внимательно на все представленные маски. Какие средства использовали художники для того, чтобы маски могли передать состояние героя, показать его характер и возраст? (Ответы детей.) Сегодня маски делают из бумаги (в технике папье-маше), резины, ткани. Как выглядит маска, выражающая веселое настроение? (Ответы детей.) Что происходит с лицом? Губы растягиваются, глаза сужаются.
Это комическая маска. Выразите удивление на своем лице. Что происходит с лицом? (Ответы детей.) Глаза округляются, рот в виде «о», брови поднимаются.
Опустите уголки губ и изобразите грусть. Это трагическая маска. Символами комедии (смеха) и трагедии (печали) до сих пор служат античные маски. А как, ребята, по-вашему, можно определить возраст по маске? (Ответы детей.) На некоторых масках возраст можно определить по морщинам. В Древней Руси маски были принадлежностью скоморохов, позже клоунов.
Что же такое маска? Дадим определение.
Маска - это специальная накладка на лицо (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды и т.п.), с вырезами для глаз, а также человек с такой накладкой.
Италия - родина удивительного жанра. Жанра комедии масок.
Кто ответит, как полностью звучит название этого жанра? (Ответы детей.) Наш коллектив носит имя одного из героев этой комедии. Но в этой комедии он назывался Арлекин. Душой спектакля были «слуги» - наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый и добродушный Арлекин, острая на язык Сервет- та, не лишенный злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор и многие другие герои.

Общеизвестный символ театрального искусства - смеющаяся и плачущая маски.

В настоящее время маски широко используются в цирковых представлениях и кукольных театрах.

В большинстве европейских стран актёры не надевают масок на сцене, но сценический облик актёра в образе конкретного героя, как и в древние времена, определяет художник. Таким образом, цель работы художника в театре – помочь актёру.

А чем сейчас заменили маски? (гримом).

Как называется художник накладывающий на актёров грим?(гримёр).

Анализ образцов масок (маски-герои)

Давайте внимательно рассмотрим различные маски, узнаем, из каких материалов они делаются, какой формы, размера бывают, каких героев могут показывать, как мы понимаем, маска какого героя перед нами.

Каждая группа получила фотографию одной маски и должна описать её по схеме-помощнице».

Проверим, как вы справились с заданием и объединим полученные вами знания. Каждая группа расскажет об увиденном по плану.

Сделаем выводы: Маски изготавливают из различных материалов, формой они повторяют лицо или морду героя, которого изображают, маски могут быть разных цветов и оформляются разными деталями, которые придают им схожесть с героями, которых они изображают.

Дети в группах рассматривают маски, анализируют, записывают выводы в схему.

1) Материал

2) Форма

3) Цвет

4) Герой

5) Что помогает понять, какой это герой?

Представители каждой группы описывают маску по плану (схема-помощница)

Физкультминутка

«Ветер дует нам в лицо…..

»Дети встают и повторяют все то, о чем говорится в стихотворении.

Планирование выполнения работы

Мы подробно рассмотрели различные маски, проанализировали их, теперь сможем спланировать свою работу.

На ваших столах лежат конверты.

Достаньте листочки с названием героев сказок. Ваша задача отгадать для какой сказки вы будете делать маски.

СКАЗКИ: «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Колобок»

два участника группы выходят к доске и выбирают нужные маски, остальные из предложений собирают сюжет сказки.

Договоритесь, кто какую маску будет делать.

Изготовление маски по плану.

    Правильно расположите маску на листе белого картона.

    Обведите маску простым карандашом.

    Изображаем основные детали: глаза, рот.

    Разукрасить маску. Подождать пока высохнет.

    Вырезать маску, отверстие для глаз. Сделать отверстия для тесьмы. Завязать тесьму

Повторение техники безопасности

В нашей работе пригодятся ножницы, давайте вспомним правила безопасной работы с ними.

Группы работают с выданными карточками.

РЕФЛЕКСИЯ

Дети выбирают маску с настроением «веселая маска»-занятие понравилось, «грустная маска» - занятие не понравилось.

Происхождение театра связано с культом Диониса, первоначально считавшегося богом производительных сил природы, а затем ставшего богом вина и виноделия. Именно в этом качестве Дионис был особенно дорог сердцам древних греков. В течение года в Греции справлялось несколько праздников, посвященных Дионису. Самым блестящим и роскошным из них были Великие Дионисии, праздновавшиеся целую неделю. Кульминацией праздника были театральные представления, проходившие в форме драматических состязаний между авторами трагедий и комедий.

К участию в состязаниях допускались три трагических поэта. Каждый из них представлял на суд взыскательной афинской публики три трагедии, составлявшие трилогию, и одну сатировскую драму. Состязания продолжались в течение трех дней, в каждый из которых игрались произведения одного из авторов. Ближе к вечеру проходило представление комедии, также представленной .

Первый известный по имени поэт и драматург Феспид сам был единственным исполнителей ролей в своих произведениях. Трагедии Феспида состояли из партии актера, чередующейся с песнями хора. Великий создатель классической трагедии Эсхил ввел второго актера, а его младший Софокл – третьего. Таким образом, максимальное число актеров на древнегреческой сцене не превышало трех. Но так как в любом драматическом произведении действующих лиц было гораздо больше, каждому актеру приходилось играть по несколько ролей. Актерами могли быть только мужчины, они же исполняли и роли. Любой актер должен был не только виртуозно декламировать поэтический , но и обладать вокальными и хореографическими способностями.

Маски и костюмы древнегреческих актеров

Актеры носили , которые изготавливались из дерева или полотна. Полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. При этом маски закрывали не только лицо, но и всю голову. Прическа и, в случае необходимости, борода укреплялись непосредственно на маске. Помимо того, что маска изготавливалась для каждой роли, иногда для исполнения одной роли актеру требовалось несколько масок.

Обувь трагического актера называлась котурнами. Сценические котурны представляли собой разновидность сандалий с толстыми, состоящими из нескольких слоев, подошвами, увеличивавшими рост актёра. Чтобы персонаж выглядел более величественным, трагические актеры укрепляли под одеждой специальные «толщинки», делавшие фигуру более масштабной, при этом сохраняя естественные пропорции. В комедии такие «толщинки» также употреблялись, но здесь они нарушали пропорции, создавая комический эффект.

Большое значение имели покрой и цвет костюмов. Если на сцене появлялась фигура в пурпурном или шафранно-желтом плаще со скипетром в руках, зрители сразу узнавали в ней царя. Царица одевалась в белый плащ с пурпурной каймой. Прорицатели представали перед публикой в клетчатых одеждах, с увенчанным лаврами челом, а изгнанники и прочие неудачники - в плащах синего или черного цвета. Длинный посох в руках указывал на пожилого человека или старца. Проще всего было узнать богов: Аполлона всегда держал в руках лук и стрелы; Диониса - увитый плющом и виноградными листьями тирс, Геракл выходил на подмостки в наброшенной на плечи львиной шкуре и с палицей в руках.

Не меньшее значение имели и цвета масок. Если актер выходил на сцену в белой маске, становилось понятно, что он исполнит женскую роль: персонажи-мужчины выступали в масках темных тонов. Настроение и душевное состояние действующих лиц также прочитывалось по цвету масок. Багровый был цветом раздражительности, рыжий - хитрости, желтый - болезни.

Актеры пользовались в Греции огромным почетом и занимали высокое общественное положение. Их могли избирать на высокие государственные должности в Афинах, а нередко - и отправлять в качестве послов в другие государства.

Задачи:

  • обучающая – научить формам приветствия представителей разных эпох (Др.Греция, Др. Рим; Средневековье; Королевский);
  • развивающая – развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления;
  • воспитывающая – воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры и умение использовать приобретенные знания для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.

Оборудование: элементы костюмов, реквизит; мультимедийный проектор, ноутбук; презентация к уроку; маски; фото-тест; кроссворд «ТЕАТРОМАНИЯ».

Методы и формы:

  • словесный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • обсуждение итогов занятия;
  • беседа эвристического обучения;
  • опрос фронтальный.

Конспект занятия

I этап. Организационный момент. (1 мин).

ЦЕЛЬ: Настроить студийцев на восприятие нового материала.

Учитель:

Приветствие студийцев.

Мы продолжаем с вами погружение в мир театра. Начать занятие я бы хотела с эпиграфа.

«Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни!” В.Г. Белинский

Игра «Подлиза».

II этап. Актуализация знаний учащихся. Мотивирующее начало (2 мин.)

ЦЕЛЬ: Сообщение темы, цели и задач занятия. Замотивировать студийцев в получении новых знаний; расширении своего кругозора.

III этап. Повторение пройденного материала. (10 мин.)

  • Подготовить голосо-речевой аппарат студийца к работе.
  • Повторить пройденный материал.
  • Создать предпосылки для выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием
  • телесного и психического довольства и недовольства. Побудить к показу моделей выражения основных эмоций
  • (радость, удивление, интерес, гордость и др.) Закрепить элементы выразительных движений: мимику, жесты, позы, походку.

(Ответы детей)

Под руководством педагога проводятся массажи.

Гигиенический массаж. Цель массажа: разогреть мышцы лица, шеи.

Вибрационный массаж. Цель массажа: разбудить резонаторы.

Учитель: Какие виды гимнастик использует актер для подготовки голосо-речевого аппарата? (ответы студийцев: артикуляционная, дыхательная, дикционные упражнения, голосо-речевые упражнения).

Выполнение упражнений актерского тренинга.

  • Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Пятачок, улыбочка», «Рыбка», «Вкусная конфета», «Дотянись до неба».
  • Дыхательная гимнастика. Упражнения «Кукушка», «Комарик», «Со скакалкой я скачу».
  • Дикционные упражнения. Проговаривание скороговорок. Игра «Кидаем мячи»
  • Голосо-речевые упражнения. «Высотка», «Орган».

Учитель. Каждый из вас знает, что для артиста очень важно уметь перевоплощаться. Какие виды перевоплощения вам известны? (Внутреннее и внешнее).

Задание: Подготовить пантомимический этюд на тему «Лепим снеговика». Этюд выполняется индивидуально каждым. Ваш снеговик должен оказаться на вашем месте на сцене, хотя катать комы снега вы можете по всей сцене. В процессе работы у меня могут возникнуть вопросы. 20 сек. На обдумывание мизансцен.

Показ этюда.

Учитель:

Отвечаем на вопросы кроссворда и фото-теста.

Слайд «Кроссворд»

Слайды «Фототест»

IV этап. Изучение нового материала (10 мин)

ЦЕЛЬ: Познакомить студийцев с историей возникновения масок, с различными типами масок, рассказать о применении масок и значении цвета в маске. На примере комедии дель арте показать значение маски в создании образов.

Учитель: Театр начинается с игры. Достаточно надеть маску, изменить голос, походку и начинается театр. Маска – это неотъемлемый атрибут театральных представлений, карнавальных шествий, которые проходят в Бразилии и Венеции. Посмотрите, какими они были и какими стали сейчас.

Слайд «Древние маски»

Слайд «Маски народов мира»

Слайд «Венецианские маски»

Студийцы смотрят демонстрационный материал.

«Маски» – от латинского «личина», в глубокой древности применялись в обрядах, связанных с трудовой деятельностью людей. Например, перед началом посева или, наоборот, сбора урожая люди исполняли ритуальные танцы, надевая при этом маски. А также в праздники урожая, в праздники поклонения животным, считая этих животных покровителями (животные-тотемы), использовали ритуальные маски с чертами животных – например у африканских народов.

Маски использовались в ритуалах погребения (захоронения), также в различных церемониях, например отпугивания колдунов, посвящения в вожди.

Итак, маски бывают слайд карнавальные, ритуальные, комические, трагические.

В Европе трагические и комические маски применялись давно, еще в античном театре, зародившемся в Древней Греции.

Слайд «Маски комедия-трагедия»

Маски в Древней Греции делали из глины, надевали как шлем.

Слайд «Глиняные маски»

У некоторых народов маску просто держали в руках. Были известны маски из золота. Посмотрите внимательно на все представленные маски. Какие средства использовали художники для того, чтобы маски могли передать состояние героя, показать его характер и возраст? (Ответы детей) Сегодня маски делают из бумаги (в технике папье-маше), резины, ткани. Как выглядит маска, выражающая веселое настроение? (Ответы детей) Что происходит с лицом? Губы растягиваются, глаза сужаются.

Это комическая маска. Выразите удивление на своем лице. Что происходит с лицом? (Ответы детей). Глаза округляются, рот в виде «о», брови поднимаются.

Опустите уголки губ и изобразите грусть. Это трагическая маска. Символами комедии (смеха) и трагедии (печали) до сих пор служат античные маски. А как, ребята, по-вашему, можно определить возраст по маске? (Ответы детей). На некоторых масках возраст можно определить по морщинам. В Древней Руси маски были принадлежностью скоморохов, позже клоунов.

Слайд «Древняя Русь. Маски.»

Что же такое маска? Дадим определение.

Слайд «Маска – определение»

Италия – родина удивительного жанра. Жанра комедии масок.

Слайд «Комедия дель арте»

Слайд «Арлекин»

Кто ответит, как полностью звучит название этого жанра? (Ответы детей) Наш коллектив носит имя одного из героев этой комедии. Но в этой комедии он назывался Арлекин. Душой спектакля были «слуги» - наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый и добродушный Арлекин, острая на язык Серветта, не лишённый злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор и многие другие герои.

V этап. Практическая работа (13 мин.)

ЦЕЛЬ: Научить формам приветствия, которые использовались в разные эпохи.

Развивать внимание и память на запоминание психофизических действий.

Учитель: Внимание на экран.

Слайд «Древний грек»

Перед вами предстанут представители различных эпох. Это житель Др. Греции. Страны, ставшей родиной первых костюмированных представлений. Страны загадочных мифов и выдающихся ученых. Именно из Древней Греции пришли к нам многие театральные понятия. Например, сцена, котурны, трагедия, комедия. А сейчас внимательно посмотрите на одежду др. грека. На нем хитон, на ногах сандалии, в некоторых случаях край одежды закреплялся на плече, в некоторых случаях ее приходилось придерживать рукой. Перед вами представитель средневековья, рыцарь.

Слайд «Рыцарь»

Как выглядит одежда рыцаря?

Ответы детей.(тяжелая, массивная, доспехи из металла, на лице своеобразная маска для устрашения противника и защиты лица - шлем).

Слайд «Королева»

И, наконец, опишите, как одета королева? (Ответы детей)

Учитель: А сейчас мы поднимемся на сцену и научимся формам приветствия принятым в те далекие времена. Атрибуты берем в соответствии со временем.

Показ педагогом 1 вида приветствия: Др. Греция, Др. Рим;

Инструктаж педагога по выполнению практического задания.

Учитель:

Придерживая край одежды левой рукой на счет раз шаг правой ногой вперед, два – левую ногу приставить, три – правая рука с прижатыми пальцами поднимается вверх, мы должны показать открытую ладонь. На счет четыре – поклон головы, пять – голову поднять, шесть – правую руку опустить. Повторный показ со словами со счета три «Я вас вижу, и я вас приветствую».

Выполнение студийцами данного вида приветствия.

Средние века. Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.

Королевский поклон. Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия. Игра «Маска откровения». Оформление чудо-дерева.

Список использованных интернет-ресурсов:

  1. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/MASKA.html
  2. http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200102803
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Маска
  4. http://www.znaikak.ru/maskatheater.html
  5. http://bse.sci-lib.com/article074127.html

Список использованной литературы:

  1. С. В. Гиппиус Актерский тренинг. Гимнастика чувств, Прайм-Еврознак, 2007 г.