Античная мифология в хрониках нарнии лев колдунья. Античная мифология в Хрониках Нарнии. «Лев, колдунья и платяной шкаф. Миф и реальность в книге Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф»

Книга «Лев. Колдунья и платяной шкаф» не просто наполнены персонажами античной мифологии - фавнами, кентаврами, дриадами и менадами. К.С. Льюис хорошо разбиравшийся в античной мифологии не просто показывает нам античных мифологических героев, «очищенных» от всего грубого и жестокого, а пытается не переносить их в современную действительность, несмотря на жанр фэнтези.

Писатель погружает античный образ в современную бытовую действительность только раз, изображая пещеру фавна Тумнуса в соответствии со вкусами британского джентльмена: горящий камин в пещере, уютные кресла, фамильный портрет, домашняя библиотека с книгами «Жизнь и письма Силена» (в ант.миф Силен - в греческой мифологии, старый сатир, сын Гермеса или Пана и одной из нимф, дядька и наставник Диониса. Зачастую он бывал пьян, и однажды его застал в таком состоянии Мидас, который его обласкал, а затем препроводил обратно к Дионису. В награду Мидас получил от Диониса дар превращать в золото все, к чему он прикасался. Силен обладал пророческим даром, и его можно было заставить предсказывать будущее в состоянии похмельного сна. Престарелые сатиры, именуемые силенами, постоянно фигурируют в свите Диониса в качестве его слуг.), «Нимфы и их обычаи», «Исследование распространенных легенд», «Является ли Человек мифом».

Занимателен эпизод первой встречи Люси и мистера Тумнуса. «Прошло еще несколько секунд, и из-за дерева показалось очень странное существо. Ростом оно было чуть повыше Люси и держало над головой зонтик, белый от снега. Верхняя часть его тела была человеческой, а ноги, покрытые черной блестящей шерстью, были козлиные, с копытцами внизу. У него был также хвост, он был аккуратно перекинут через руку – ту, в которой это существо держало зонтик, - чтобы хвост не волочился по снегу. Вокруг шеи был обмотан толстый красный шарф, под цвет красноватой кожи. У него было странное, но очень славное личико с короткой острой бородкой и кудрявые волосы. По обе стороны лба из волос выглядывали рожки.»

В античной мифологии Фавн (Пан)- дух или божество лесов и рощ, бог пастухов и рыбаков в греческой мифологии. Это веселый бог и спутник Диониса, всегда окружен лесными нимфами, пляшет с ними и играет им на свирели. Считается что Пан обладал пророческим даром и наделил этим даром Аполлона. Он любил пугать путешественников причудливым шепотом и шорохом, а иногда мог запутать человека и не показывать ему дорогу домой. Была еще одна роль, которую с успехом исполнял фавн. Это различные гадания и предсказания, которые он нашептывал своим избранным шорохом листьев священных деревьев. Пророческий дар бог лесов унаследовал от своего отца – древнего божества Пика, покровителя охотников и земледельцев. Если кто-либо хотел получить предсказание, он должен был прийти в определенный день в священную рощу, лечь на руно принесенной в жертву овцы и получить пророчество в своем сновидении. Фавн считался лукавым духом, воровавшим детей.

Так и случае с Люси, мистер Тумнус хотел украсть ее, чтобы отвести к Белой Колдунье, но как истинный, хорошо воспитанный английский джентльмен мистер Тумнус быстро раскаялся в содеянном и предложил отвести Люси обратно к фонарному столбу, чтобы та скорее добралась домой.

Помимо фавна Тумнуса в книге «Лев, колдунья и платяной шкаф» встречается большое количество других античных мифологических персонажей.

Кентавры были в армии Аслана, когда народы Нарнии сражались против Белой Колдуньи в битве у брода Беруны. Несколько кентавров были обращены в камень и находились в замке Белой Колдуньи.

Кентавры очень мудрые и знающие существа. Они наполовину лошади, наполовину люди. Кентавры живут в два-три раза дольше обычных людей. Очень часто они становятся прорицателями, звездочётами и целителями. Кентавры всегда были на стороне Аслана, а короли уважали их и часто обращались к ним за советом и помощью.

У кентавров два желудка - человеческий и лошадиный, поэтому их накладно приглашать в гости. Они едят долго и много, причём как человеческую пищу, так и траву. При этом никто не смеет смеяться над кентаврами, настолько они выглядят величественно и достойно. Также никто не ездит верхом на кентаврах. Они могут посадить на себя всадника только, если сами этого захотят, причём это считается очень большой честью для всадника.

А античной мифологии кентавры - дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие - враждебны им.

Также в книге присутствуют духи леса, деревьев и воды – дриады и наяды. У Льюиса это духи стихий, которые хранят мир и гармонию в Нарнии. Выходят из леса по первому зову Аслана в день создании Нарнии. В Нарнии дриады, наяды и менады пробуждаются тогда, когда сама земля решает проснуться, - чтобы принять активное участие в происходящем. В античной мифологии дриады – это в древнегреческой мифологии лесные нимфы, покровительницы деревьев. Считалось, что дриады неотделимы от дерева, с которым связаны и умирают, когда умрет дерево. Существовало поверье, что люди, сажающие деревья и ухаживающие за ними, пользуются особым покровительством древесных нимф. Дриады не дадут ему пропасть в лесу, если он вдруг заблудился или с ним что-то случилось. А за безосновательное повреждение или уничтожение деревьев дриады могли сурово покарать человека, например лишить разума. Наяды - божества в греческой мифологии, дочери Зевса, были нимфами водных источников - рек, ручьёв и озёр. Наяды были покровительницами определённого водного объекта, его душой и воплощением. Наяды считались долговечными, но не бессмертными. Будучи связанными с реками, ручьями и озерами, они умирали если их водный объект пересыхал.

В книге также присутствует Великаны, которых можно сопоставить с гигантами в античной мифологии - чудовищные великаны, рожденные богиней земли Геей от капель крови бога неба Урана. Титаны восстали против олимпийских богов, были побеждены ими с помощью Геракла и низвергнуты в глубь земли. У Льюиса, Великан Рамблбаффин, очень воспитанный и тактичный, знающий светский этикет, из семьи с традициями.

В армии Белой Колдуньи присутствовали минотавры. Они служили Белой Колдунье и пришли к Каменному столу, откликнувшись на её призыв. Они стали свидетелями смерти Аслана, а затем участвовали в битве у брода Беруны. В древнегреческой мифологии Минотавр - чудовище с телом человека и головой быка, жившее в лабиринте на острове Крит. Минотавр, настоящее имя которого было Астерий, родился от Пасифаи, жены Миноса. Его отцом был бык, вышедший из моря, а по другой версии - сам Посейдон. Минос спрятал сына в подземном лабиринте, сооруженном Дедалом. Лабиринт был настолько сложным, что ни один вошедший туда человек не смог бы найти выход.

Эпизодично в книге упоминаются мифологические существа: сирены (морские существа, олицетворявшие собой обворожительную, но коварную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы и мели, полуженщины-полурыбы или полуптицы) тритоны (древнегреческий бог, вестник глубин, сын Посейдона и Амфитриты, отец всех тритонов), которые вышли из моря поприветствовать новых правителей Нарнии и единорог (существо, символизирует целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания. Представляют его в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба).

Министерство образования и науки Российской Федерации БОУ г. Омска «Гимназия № 85» Античная мифология в Хрониках Нарнии «Лев,колдунья и платяной шкаф»
Выполнили: Исабекова Алина, Сафарова
Милена
ученица 5 -1 класса
БОУ «Гимназия № 85»
5-1 класса
Руководитель:
Ногина Л. В., учитель русского языка и
литературы

Введение

Актуальность темы: исследования состоит в том, что проблема мифологизма в «Хрониках
Нарнии» Льюиса ещё не остановилась предметом комплексного системного изучения в
отечественной науке, несмотря на значительную популярность творческого наследия этого
британского писателя.
Новизна работы состоит в междисциплинарном подходе, который заключается в изучении
поставленной проблемы в литературоведческом, лингвистическом и философском аспектах, а
также в исследовании роли мифа на сюжетном, персонажном и идейном уровнях
художественного мира «Хроник Нарнии».

Цель проектной работы состоит в том, чтобы сравнить мифических и художественных персонажей.

Задачи:
- определить каким способом мифологические
сюжеты у К.С. Льюиса преобразуются в
художественные;

Миф это…

В Древние времена:
- подобен религии;
- толковался как подлинное событие;
- служил предметом для подражание.
В наше время:
-интерпретируется как «сказка», выдумка, вымысел;
- вымысел выполняющий ту или иную функцию;
- благодаря мифу, человек обнаруживает
рациональность и взаимосвязь всего происходящего в
жизни

Творчество К. С. Льюиса. История создания книги «Лев, колдунья и платяной

«Хроники Нарнии» начались задолго до их написания.
Образ фавна, гуляющего в по зимнему лесу с зонтиком и
свёртками под мышкой, преследовал Льюиса с 16 лет.
Прототипом Люси Певенси считается Джун Флюэтт, дочь
преподавателя древних языков в Школе святого Павла.

Страну Нарнию Льюис не выдумал, а нашел в Атласе
Древнего мира, когда учил латынь, готовясь
к поступлению в Оксфорд. Нарния - латинское название
города Нарни в Умбрии.
Географический прототип, вдохновивший Льюиса,
вероятнее всего, находится в Ирландии, в деревеньке
Ростревор на юге графства Даун.

Образы античной мифологии в книге К. С. Льюиса «Хроники Нарнии. Лев, колдунья и платяной шкаф»

Фавн Тумнус-британский джентельмен
Имеет «странное,но приятное
личико», вьющиеся волосы, карие
глаза, короткую бородку, рожки на
лбу, оттопыренные уши,
красноватую кожу, покрытые
чёрной шерстью козьи ноги,
раздвоенные копыта, длинный
хвост, и рост лишь немногим
выше, чем Люси Певенси.
Несмотря на зиму и снег, ходит с
голым торсом, хотя и в шарфе и с
зонтом.
В античной мифологии Фавн (Пан)- дух или
божество лесов и рощ, бог пастухов и
рыбаков в греческой мифологии
Это веселый бог и спутник Диониса, всегда
окружен лесными нимфами, пляшет с ними и
играет им на свирели. Считается что Пан
обладал пророческим даром и наделил этим
даром Аполлона.

Кентавр

Кентавры были в армии Аслана, когда
народы Нарнии сражались против Белой
колдуньи в битве у брода Беруны.
Кентавры очень мудрые и знающие
существа. Очень часто они становятся
прорицателями, звездочётами и
целителями.
Кентавры всегда были на стороне
Аслана, а короли уважали их и часто
обращались к ним за советом и помощью.
Обитатели гор и лесных чащ, сопровождают
Диониса и отличаются буйным нравом и
невоздержанностью. Предположительно,
кентавры первоначально были воплощением
горных рек и бурных потоков В героических
мифах одни кентавры являются
воспитателями героев, другие - враждебны
им.

Дриады и Наяды

У Льюиса это духи стихий, которые хранят
мир и гармонию в Нарнии. Выходят из леса
по первому зову Аслана в день создании
Нарнии. В Нарнии дриады, наяды и менады
пробуждаются тогда, когда сама земля решает
проснуться, - чтобы принять активное
участие в происходящем.
В античной мифологии дриады – это в
античной мифологии лесные нимфы,
покровительницы деревьев. Считалось, что
дриады неотделимы от дерева, с которым
связаны и умирают, когда умрет дерево.
Наяды - божества в греческой мифологии,
были нимфами водных источников - рек,
ручьёв и озёр.

10. Великаны(гиганты)

У Льюиса, Великан Рамблбаффин, очень
воспитанный и тактичный, знающий
светский этикет, из семьи с традициями
Гигантами в античной мифологии чудовищные великаны, рожденные богиней
земли Геей от капель крови бога неба Урана.
Титаны восстали против олимпийских богов,
были побеждены ими с помощью Геракла и
низвергнуты в глубь земли.

11. Минотавры

В армии Белой Колдуньи
присутствовали минотавры. Они
служили Белой колдунье и пришли к
Каменному столу, откликнувшись на её
призыв. Они стали свидетелями смерти
Аслана, а затем участвовали в битве у
брода Беруны.
В древнегреческой мифологии Минотавр чудовище с телом человека и головой быка,
жившее в лабиринте на острове Крит.
Минотавр, настоящее имя которого было
Астерий, родился от Пасифаи, жены Миноса.
Его отцом был бык, вышедший из моря.

12. Другие мифологические существа упоминающиеся в книге

Сирены-морские существа, олицетворявшие
собой обворожительную, но коварную
морскую поверхность, под которой
скрываются острые утёсы и мели,
полуженщины-полурыбы или полуптицы.
Тритон – древнегреческий бог, вестник
глубин, сын Посейдона и Амфитриты, отец
всех тритонов
Единорог-существо, символизирует
целомудрие, в широком смысле духовную
чистоту и искания. Представляют его в виде
коня c одним рогом, выходящим изо лба.

13. Миф и реальность в книге Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф»

Переходы из реального мира в фантастический и обратно совершаются:
- без каких-либо усилий со стороны героев
-очень быстро, буквально в доли секунды, и потому незаметно для самих детей
Выполнение высшего предназначения, совершение подвига
Духовное перевоплощение

14. Заключение

Книга учит читателя не только как
нравственно вырасти, над собой или
жизненными обстоятельствами, а еще тому,
что в реальной жизни всегда есть место чуду и
волшебству. И это касается не только детей,
ведь, как писал автор «Но когда-нибудь ты
дорастешь до такого дня, когда вновь начнешь
читать сказки».

«Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса, занимающие верхние строчки большинства списков лучших книг всех времен и народов, - загадочное явление, ключ к которому до сих пор не найден. Попробуем разобраться, как их читать.

По своей основной специальности был историком литературы. Бóльшую часть жизни он преподавал историю литературы Средних веков и Возрождения в Оксфорде, а под конец возглавил созданную специально для него кафедру в Кембридже. Помимо пяти научных книг и огромного количества статей, Лью­ис опубликовал восемь книг в жанре христианской апологетики (передачи о ре­лигии на Би-би-си в годы Второй мировой сделали его известным по всей Британии, а «Письма баламута» - в Европе и США), духовную автобиографию, три пове­сти-притчи, три научно-фантастических романа и два сборника сти­хов. Как и в случае с Льюисом Кэрроллом, Джоном Р. Р. Толкином и многи­ми другими «детскими» писателями, для детей, которые принесли Льюи­су мировую из­вестность, были для него далеко не самым важным из напи­санного.

Главная трудность «Нарний» - в невероятной разнородности материала, из ко­торого они собраны. Особенно это заметно на фоне художественных книг Джо­на Толкина, ближайшего друга Льюиса и товарища по литературному сооб­ще­ству «Инклинги», перфекциониста, крайне внимательного к чистоте и строй­ности тем и мотивов. Толкин работал над своими книгами годами и десятиле­тиями (большинство так и не были закончены), тщательно шлифовал стиль и внимательно следил за тем, чтобы в его до деталей продуманный мир не про­никли посторонние влияния. Льюис писал быстро («Нарния» создавалась с конца 1940-х по 1956 год), мало заботился о стиле и валил в одну кучу разные традиции и мифологии. Толкин не любил «Хроники Нарнии», видя в них ал­легорию Евангелия, а аллегоризм как метод был ему глубоко чужд (он не ус­тавал отбиваться от попыток представить «Властелина колец» как аллегорию, в которой Война за кольцо - это Вторая мировая, а Саурон - это Гитлер).

Аллегоризм действительно не чужд Льюису, и все же видеть в «Нарниях» про­стой пересказ библейских историй - значит предельно их упрощать.

В первой части цикла присутствуют Дед Мороз (Father Christmas), Снежная ко­ролева из сказки Андерсена, фавны и кентавры из древнегреческой мифоло­гии, бесконечная зима - из скандинавской, английские дети - прямиком из ро­манов Эдит Несбит, а сюжет о казни и возрождении льва Аслана дубли­рует евангельскую историю предательства, казни и воскресения Иисуса Христа. Чтобы разобраться в том, что же такое «Хроники Нарнии», попробуем разло­жить их сложный и разноплановый материал на разные слои.

Путаница начинается уже с последовательности, в которой следует читать «Хроники Нарнии». Дело в том, что публикуются они вовсе не в том порядке, в котором были написаны. Книга «Племянник чародея», где рассказыва­ется о сотворении Нарнии, появлении там Белой колдуньи и происхождении платяного шкафа, была написана предпоследней, а первой появилась «Лев, колдунья и платяной шкаф», которая сохраняет значительную часть очарова­ния первоначальной истории. В такой последовательности она опубликована в самом дельном русском издании - пятом и шестом томах восьмитомного собрания сочинений Льюиса, - и с нее начинаются и большинство экраниза­ций книги.

После «Льва, колдуньи и платяного шкафа» следует «Конь и его мальчик», затем «Принц Каспиан», «Покоритель зари, или Плавание на край света», «Серебряное кресло», затем приквел «Племянник чародея» и, наконец, «Последняя битва».

Всплески интереса к «Хроникам Нарнии» в последние годы связаны с голли­вудскими экранизациями серии. Любая экранизация неизбежно смущает по­клонников литературного первоисточника, но здесь неприятие фанатами но­вых фильмов оказалось куда острее, чем в случае «Властелина колец». И дело, как ни странно, даже не в качестве. Экранизацию книг о Нарнии затрудняет тот самый аллегоризм, или, точнее, притчевость, страны Аслана. В отличие от «Властелина колец», где гномы и эльфы - это прежде всего гномы и эльфы, за героями «Нарний» часто отчетливо проступает второй план (когда лев - это не просто лев), а потому реалистичная экранизация превращает полную наме­ков притчу в плоский экшен. Гораздо лучше фильмы Би-би-си, снятые в 1988–1990 годах, - с плюшевым Асланом и сказочными говорящими зверями: «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Принц Каспиан», «Покоритель зари» и «Серебря­ное кресло».


Откуда что взялось

Льюис любил рассказывать, что «Нарнии» начались задолго до их написа­ния.

Образ фавна, гуляющего по зимнему лесу с зонтиком и свертками под мышкой, преследовал его с 16 лет и пригодился, когда Льюис впервые - и не без некоторого страха - вплотную столкнулся с детьми, общаться с кото­рыми не умел. В 1939 году в его доме под Оксфордом жили несколько девочек, эвакуированных из Лондона во время войны. Льюис стал рассказывать им сказ­ки: так жившие в его голове образы пришли в движение, а через несколько лет он понял, что рождающуюся историю необходимо записать. Иногда общение оксфордских профессоров с детьми оканчивается подобным образом.

Люси

Прототипом Люси Певенси считается Джун Флюэтт, дочь преподавателя древних языков в Школе святого Павла (ее закончил Честертон), в 1939-м эвакуированная из Лондона в Оксфорд, а в 1943 году оказавшаяся в доме Льюиса. Джун было шестнадцать, и Льюис был ее любимым христианским автором. Однако, только прожив несколько недель в его доме, она поняла, что известный апологет К. С. Льюис и хозяин дома Джек (так его называли дру­зья) - одно и то же лицо. Джун поступила в театральное училище (причем обучение ей оплатил Льюис), стала известной театральной актрисой и ре­жиссером (ее сценический псевдоним - Джилл Реймонд) и вышла замуж за внука знаменитого психоаналитика сэра Клемента Фрейда, писателя, радиоведущего и члена парламента.

Посвящены же «Нарнии» крестнице Льюиса - Люси Барфилд, приемной дочери Оуэна Барфилда, автора книг по философии языка и одного из бли­жайших друзей Льюиса.

Квакль-бродякль

Квакль-бродякль Хмур из «Серебряного кресла» списан с внешне мрачного, но доброго внутри садовника Льюиса, а его имя - аллюзия на строку Сенеки, переведенную Джоном Стадли (по-английски его зовут Puddleglum - «угрю­мая жижа», у Стадли было «стигийская угрюмая жижа» про воды Стикса): Льюис разбирает этот перевод в своей толстен­ной книге, посвященной XVI веку.

Нарния

Нарнию Льюис не выдумал, а нашел в Атласе Древнего мира, когда учил латынь, готовясь к поступлению в Оксфорд. Нарния - латинское название города Нарни в Умбрии. Небесной покровительницей города считается бла­женная Лючия Брокаделли, или Лючия Нарнийская.

Географический прототип, вдохновивший Льюиса, вероятнее всего, находится в Ирландии. Льюис с детства любил северное графство Даун и не раз ездил туда с матерью. Он говорил, что «небеса - это Оксфорд, перенесенный в сере­дину графства Даун». По некоторым данным, Льюис даже называл брату точное место, ставшее для него образом Нарнии, - это деревенька Ростревор на юге графства Даун, точнее склоны Моурнских гор, откуда открывается вид на ледниковый фьорд Карлингфорд-Лох.

Дигори Керк

Прототипом пожилого Дигори из «Льва и колдуньи» стал репетитор Льюиса Уильям Керкпатрик, готовивший его к поступлению в Оксфорд. А вот хроника «Племянник чародея», в которой Дигори Керк противостоит соблазну украсть яблоко вечной жизни для своей смертельно больной матери, связана с биогра­фией самого Льюиса. Льюис пережил смерть матери в девять лет, и это было для него сильнейшим ударом, приведшим к потере веры в Бога, вернуть кото­рую он смог только к тридцати годам.


Как «Хроники Нарнии» связаны с Библией

Аслан и Иисус

Библейский пласт в «Нарниях» был наиболее важным для Льюиса. Творец и правитель Нарнии, «сын Императора-за-морем», изображен в виде льва не только потому, что это естественный образ для царя страны говорящих зверей. Львом от колена Иудина в Откровении Иоанна Богослова назван Иисус Христос. Аслан творит Нарнию песней - и это отсылка не только к библейско­му рассказу о сотворении Словом, но и к творению как воплощению музыки айнуров  из «Сильмариллиона» Толкина.

Аслан появляется в Нарнии в Рождество, отдает свою жизнь, чтобы спасти «сына Адама» из плена Белой колдуньи. Силы зла убивают его, но он воскре­сает, потому что стародавняя магия, существовавшая до сотворения Нарнии, гласит: «Когда вместо предателя на жертвенный Стол по доброй воле взойдет тот, кто ни в чем не виноват, кто не совершал никакого предательства, Стол сломается и сама смерть отступит перед ним».

В финале книги Аслан является героям в образе агнца, символизирующего Христа в Библии и раннехристианском искусстве, и приглашает их отведать жареной рыбы - это аллюзия на явление Христа ученикам на Тивериадском озере.

Шаста и Моисей

Сюжет книги «Конь и его мальчик», рассказывающей о бегстве мальчика Шасты и говорящего коня из страны Тархистан, которой правит тиран и где почитаются ложные и жестокие боги, в свободную Нарнию, - аллюзия на историю Моисея и исхода евреев из Египта.

Дракон–Юстас и крещение

В книге «Покоритель зари, или Плавание на край света» описывается вну­треннее перерождение одного из героев, Юстаса Вреда, который, поддавшись алч­ности, превращается в дракона. Его обратное превращение в человека - одна из ярчайших в мировой литературе аллегорий крещения.

Последняя битва и Апокалипсис

«Последняя битва», заключительная книга серии, рассказывающая о конце старой и начале новой Нарнии, представляет собой аллюзию на Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. В коварном Обезьяне, совращающем жителей Нарнии, заставляя их поклониться лже-Аслану, угадывается пара­доксально изложенный сюжет об Антихристе и Звере.


Источники «Хроник Нарнии»

Античная мифология

Хроники Нарнии не просто наполнены персонажами античной мифологии - фавнами, кентаврами, дриадами и сильванами. Льюис, хорошо знавший и лю­бивший античность, не боится разбрасывать отсылки к ней на самых разных уровнях. Одна из запоминающихся сцен цикла - шествие освободившихся из‑под гнета природных сил, Вакха, менад и Силена, предводительствуемое Асланом в «Принце Каспиане» (соединение довольно рискованное с точки зрения церковной традиции, считающей языческих богов бесами). А в самый возвышенный момент в финале «Послед­ней битвы», когда герои видят, что за пределами ветхой Нарнии открывается новая, относящаяся к прежней как прообраз к образу, профессор Керк бормо­чет про себя, глядя на удивление детей: «Все это есть у Платона, все у Плато­на… Боже мой, чему их только учат в этих школах!»

Средневековая литература

Льюис знал и любил Средневековье - и даже считал себя современником скорее древних авторов, чем новых, - а всё, что знал и любил, старался использовать в своих книгах. Неудивительно, что в «Нарниях» множество отсылок к средневековой литературе. Вот только два примера.

В «Бракосочетании Филологии и Меркурия», сочинении латинского писателя и философа V века Марциана Капеллы, рассказывается, как дева Филология приплывает к краю света на корабле вместе с львом, кошкой, крокодилом и командой из семи матросов; готовясь пить из чаши Бессмертия, Филология извергает из себя книги точно так же, как Рипичип, воплощение рыцарства, в «Покорителе зари» отшвыривает шпагу на пороге страны Аслана. А пробу­ждение природы в сцене творения Асланом Нарнии из «Племянника чародея» напоминает сцену явления девы Природы из «Плача Природы» - латинского аллегорического сочинения Алана Лилльского, поэта и богослова XII века.

Английская литература

Основной специальностью Льюиса была история английской литературы, и он не мог отказать себе в удовольствии поиграть с любимым предметом. Главные источники «Нарний» - два лучше всего изученных им произведения: «Королева фей» Эдмунда Спенсера и «Потерянный рай» Джона Мильтона.

Белая колдунья очень похожа на Дуэссу Спенсера. Она пытается соблазнить Эдмунда восточными сладостями, а Дигори - яблоком жизни точно так же, как Дуэсса соблазняла Рыцаря Алого креста рыцарским щитом (совпадают даже детали - бубенцы на экипаже Белой колдуньи достались ей от Дуэссы, а Зеленая колдунья из «Серебряного кресла», как и Ложь, оказывается обезглавлена своим пленником).

Обезьян, наряжающий ослика Лопуха Асланом, - отсылка к колдуну Архимагу из книги Спенсера, создающему ложную Флоримеллу; тархистанцы - к спен­серовским «сарацинам», нападающим на главного героя, Рыцаря Алого креста, и его даму Уну; а падение и искупление Эдмунда и Юстеса - к падению и ис­куплению Рыцаря Алого креста;
Люси сопровождают Аслан и фавн Тумнус, как Уну у Спенсера - лев, единорог, фавны и сатиры.

Серебряное кресло тоже родом из «Королевы фей». Там на серебряном троне в подземном царстве восседает Прозерпина. Особенно интересно сходство сцен творения мира песней в «Потерянном рае» и «Племяннике чародея» - тем бо­лее что этот сюжет не имеет библейских параллелей, но близок соответствую­щему сюжету из «Сильмариллиона» Толкина.


«Код Нарнии», или Как объединены семь книг

Несмотря на то что Льюис не раз признавался, что, начиная работать над пер­выми книгами, не планировал серию, исследователи давно пытаются разгадать «код Нарнии», замысел, объединяющий все семь книг. В них видят соответ­ствие семи католическим таинствам, семи степеням посвящения в англикан­стве, семи добродетелям или семи смертным грехам. Дальше всех пошел по этому пути английский ученый и священник Майкл Уорд, предположив­ший, что семь «Нарний» соответствуют семи планетам средневековой космо­логии. Вот как:

«Лев, колдунья и платяной шкаф» - Юпитер

Его атрибуты - царственность, поворот от зимы к лету, от смерти к жизни.

«Принц Каспиан» - Марс

Эта книга об освободительной войне, которую ведут коренные жители Нарнии против поработивших их тельмаринцев. Важный мотив книги - борьба с узур­патором местных божеств и пробуждение природы. Одно из имен Марса - Mars Silvanus, «лесной»; «это не только бог войны, но также покровитель лесов и полей, а потому идущий войной на врага лес (мотив кельтской мифологии, использованный Шекспиром в «Макбете») - вдвойне по части Марса.

«Покоритель Зари» - Солнце

Помимо того что край света, где восходит солнце, - это цель странствия ге­роев книги, она наполнена солнечной и связанной с солнцем символикой; лев Аслан также является в сиянии как солярное существо. Главные антаго­нисты книги - змеи и драконы (их в книге целых пять), а ведь бог солнца Аполлон - победи­тель дракона Тифона.

«Серебряное кресло» - Луна

Серебро - это лунный металл, а влияние Луны на приливы и отливы связывало ее с водной стихией. Бледность, отраженный свет и вода, болота, подземные моря - основная стихия книги. Обитель Зеленой колдуньи - это призрачное царство, населенное потерявшими ориентацию в пространстве большого мира «лунатиками».

«Конь и его мальчик» - Меркурий

В основе сюжета - воссоединение близнецов, которых в книге несколько пар, а созвездием Близнецов управляет Меркурий. Меркурий - покровитель рито­рики, а речь и ее обретение - также одна из важнейших тем книги. Мерку­рий - покровитель воров и обманщиков, а главные герои книги - конь, ко­торого похитил мальчик, или мальчик, которого похитил конь.

«Племянник чародея» - Венера

Белая колдунья очень напоминает Иштар, вавилонский аналог Венеры. Она соблазняет дядюшку Эндрю и пытается соблазнить Дигори. Сотворение Нарнии и благословение зверей населять ее - торжество производительного начала, светлой Венеры.

«Последняя битва» - Сатурн

Это планета и божество несчастливых происшествий, и крах Нарнии происходит под знаком Сатурна. В финале великан Время, который в черновиках прямо именуется Сатурном, восстав ото сна, трубит в рог, открывая путь в новую Нарнию, как круг времен в IV эклоге Вергилия, завершаясь, приближает эсхатологическое Сатурново царство  .


Что все это значит

В такого рода реконструкциях много натяжек (особенно с учетом того, что Льюис отрицал наличие единого плана), но популярность книги Уорда - а по ней даже сняли документальный фильм - свидетельствует о том, что искать в «Нарниях» отсылки ко всему, чем Льюис с огромным увлечением занимался как ученый, - занятие крайне благодарное и увлекательное. Более того, внимательное изучение связей ученых штудий Льюиса с его художествен­ными сочинениями (а кроме сказок о Нарнии он написал аллегорию в духе Джона Беньяна, подобие романа в письмах в духе Эразма Роттердамского, три фантастических романа в духе Джона Мильтона и Томаса Мэлори и роман-притчу в духе «Золотого осла» Апулея) и апологетикой показывает, что так заметная в Нарниях мешанина - не недоработка, а органичная часть его метода.

Льюис не просто использовал образы европейской культуры и литературы в качестве деталей для украшения своих интеллектуальных конструкций, не просто пичкал сказки аллюзиями, чтобы удивить читателей или под­миг­нуть коллегам. Если Толкин в своих книгах о Средиземье конструирует на основе германских языков «мифологию для Англии», Льюис в «Нарниях» переизобретает заново европейский миф. Европейская культура и литература были для него живым источником восторга и вдохновения и естественным строительным материалом, из которого он создавал всё им написанное - от лекций и научных книг до проповедей и фантастики.

Эффектом такого свободного и увлеченного владения материалом оказывается возможность говорить языком сказки об огромном количестве довольно серь­езных вещей - и не просто о жизни и смерти, но о том, что находится за чер­той смерти и о чем в столь любимые Льюисом Средние века решались говорить мистики и богословы.

В этот раз компании Fox 2000 Pictures и Walden Media объединили свои усилия, чтобы сделать продолжение киноэпопеи не менее блестящим, чем ее начало - объединив в нем все то, что дорого сердцу многочисленных поклонников книг и фильмов. Поддавшись волне предпраздничного настроения, мы решили освежить в памяти историю происхождения великой кино саги, столь полюбившейся российскому кинозрителю.

После выхода в широкий кинопрокат первой части кино цикла «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» в 2005 году, картина сразу же получила высокую оценку мировых кинокритиков и была удостоена множества кинонаград: кинолента получила «Оскар» за лучший грим, была признана лучшим семейным фильмом, а также самым вдохновляющим фильмом 2005 года (награда «Movieguide Faith & Values Awards»). Лента была снята по мотивам первой книги Клайва Льюиса из цикла «Хроники Нарнии». Вышедшие в свет с 1950 по 1956 гг. и считавшиеся долгое время одними из самых любимых читателями и ярких литературных произведений, книги Льюиса разошлись тиражом более 100.000.000 экземпляров на более чем 50 различных языках. По сюжету мама отправляет четверых детей (Питера, Эдмунда, Сьюзен и Люси) из подвергающегося бомбежкам Лондона в деревню, к старому профессору — другу семьи. В его доме дети обнаруживают таинственный платяной шкаф, посредством которого они попадают в сказочную страну Нарнию, где обитают говорящие животные и фантастические существа. Кастинг занял долгое время - изначальный отбор начался в 2002 году, когда режиссер картины Эндрю Адамсон просмотрел две тысячи пятьсот видеозаписей, прослушал тысячу восемьсот детей, провел тренировочные сессии с четырьмястами, и лишь после долгих отборочных этапов, наконец-то встретился с четырьмя финалистами на главные роли детей Пэвенси. Съемки проходили в Новой Зеландии, Польше и Чехии и заняли чуть более 8 месяцев.

В 2008 г. вышел второй фильм: « », ставший одним из самых популярных фильмов того года. По сюжету Нарнию завоевали жестокие тельмаринцы, загнавшие коренных жителей в дремучие леса и неприступные горы. Принц Каспиан, на глазах которого его дядя, узурпатор Мираз, творит бесчинства, решается протрубить в Волшебный Рог, благодаря чему Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси — герои далёкого прошлого — ещё раз оказываются в своём бывшем королевстве. Перед ними стоит сложная задача — спасти Нарнию. Режиссер картины Эндрю Адамсон решил взяться за адаптацию книг Льюиса в порядке их издания. «Учитывая, что актеры взрослеют, у нас потом не будет шанса снять эту часть», - объяснял свой выбор режиссер картины. «Принц Каспиан» - это вторая опубликованная книга из цикла «Хроники Нарнии» и четвертая в хронологическом порядке создания автором. Книга «Конь и его мальчик», законченная весной 1950 года и опубликованная в 1954,— первая книга, которая не является прямым продолжением предыдущей. Время действия романа — период правления Пэвенси в Нарнии, период, который начинается и оканчивается в книге «Лев, Колдунья и Платяной шкаф».

Опубликованный в 1952 г., «Покоритель зари или Плавание на край света» - грандиозный, эпический приключенческий роман, стал третьим в состоящем из семи книг цикле «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса. Действие сюжета разворачивается спустя примерно три нарнийских года после событий, описанных в предыдущем романе «Принц Каспиан». Во время отсутствия двух старших из детей Пэвенси, двое младших, Люси и Эдмунд вместе со своим кузеном обнаруживают в доме своих английских родственников картину, на которой изображен «Покоритель зари», величественное судно, похожее на большого дракона. Через эту картину дети снова попадают в Нарнию, где их ждут великие приключения.

Из второго фильма Бен Барнс вновь исполнит роль Каспиана. Британский комедийный актер Саймон Пегг озвучит Рипичипа, храброго и отчаянного мышонка, а голосом Лайама Нисона вновь заговорит всемогущий правитель Нарнии, Лев Аслан. И снова помимо людей на экране появится ряд оригинальных существ, в том числе загадочные существа, называемые Охлотопами, созданные благодаря сочетанию живого движения и компьютерной анимации, работой над которой руководит режиссер визуальных эффектов Ангус Бикертон («The Da Vinci Code”, “Angels and Demons”).

Основные съемки фильма «Хроники Нарнии. Покоритель Зари» начались в штате Квинсленд, Австралия, 27 июля 2009 г., где осуществлялся полностью весь процесс производства, занявший 90 дней. Павильонные съемки проводились в нескольких киносъемочных павильонах студии Warner Roadshow в Голд Коуст. На морском мысе Кливленд Пойнт был создан заглавный персонаж фильма, величественный Покоритель Зари. После съемок под открытым небом, конструкцию высотой 140 футов и весом 125 тон разобрали более чем на пятьдесят элементов и отвезли обратно на студию, чтобы снимать дальше в павильоне. Процесс съемок завершился в ноябре 2009 г. В то время как первая книга Льюиса о Нарнии, «Лев, колдунья и платяной шкаф», возможно, является самой известной и популярной в этом цикле, многие поклонники его творчества отмечают, что «Покоритель зари или Плавание на край света» - это лучший из всех семи романов.

Оказаться вместе с главными героями на «Покорителе зари», отправиться в плавание на край света и разделить с ними восторг и трепет перед необыкновенным волшебством вы сможете во всех кинотеатрах страны с 10 декабря 2010.

«В мире Нарнии есть почти все мифологические существа, когда-либо придуманные» — рассказывает Ричард Тейлор. — «И реализовать все это — невероятный вызов». При создании существ использовалась как компьютерная графика (например, ноги Тумнуса компьютерные, во время съемок МакАвой ходил в ядовито зеленых штанах с зелеными точками), так и куклы и грим. Куклы были механизированные с радиоуправлением. Одним из примеров механизированной куклы является минотавр, во время съемок три человека управляли мимикой (первый - челюстью и губами, второй - глазами и веками, третий - ушами и ноздрями), также внутри самой куклы находился актёр.

Но, не все животные и существа — ненастоящие. В фильме присутствуют и настоящие животные, но с ними возникали проблемы. Создатели картины хотели доставить 12 оленей в Новую Зеландию, которые бы тянули за собой сани Белой Колдуньи. Однако Министерство Земледелия выступило против данной затеи, мотивируя свое решение Ку-лихорадкой, от которой страдают многие особи североамериканских оленей. Данная болезнь легко может передаваться от животных к людям. В результате пришлось сделать компьютерных оленей.

На дизайн нарнийских вещей оказала влияние мифология, которую Льюис позаимствовал с древнегреческих времен, и внес, тем самым, разноообразие в свой сказочный мир. Так, например, на многих предметах есть изображения яблони (которая была посажена в начале Нарнии для защиты от Белой Колдуньи.), а на щите Питера изобразили льва.