Трагическое одиночество евгения базарова. Сочинение на тему Трагическое одиночество Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Сочинение по литературе на тему: Трагическое одиночество Базарова

В романе Отцы и дети образ нового человека Евгения Васильевича Базарова получился сложным, противоречивым, и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным читателя как прошлого века, так и нашего современника.
С момента выхода романа в свет на автора и его главного героя обрушилось море критики, вокруг образа Базарова развернулась ожесточенная полемика. Консервативные круги дворянства, ужаснувшись его силе и мощи, чувствуя в нем угрозу своему укладу, возненавидели главного героя. Но в то же самое время Базарова не приняли и в революционно-демократическом лагере, к которому он сам и принадлежал. Его образ сочли карикатурой на молодое поколение.
Во многом такая оценка главного героя заслуга самого автора. И. С. Тургенев сам не определился в отношении к Базарову. С одной стороны, он оправдывает и оценивает Базарова по достоинству, вполне искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого; наделяет этот образ чертами, которыми не обладает сам. Но, с другой стороны, читатель чувствует (прямого указания на это нет в тексте, но это проскальзывает само собой, помимо воли автора), что Базаров чужд автору, непонятен Тургенев искренне хочет заставить себя полюбить своего героя, загореться его идеей, но безрезультатно.
Именно это и наталкивает на мысль о чудовищном одиночестве Базарова. Он титаничен, недюжинно силен, но в то же время бесконечно несчастен и одинок. Вероятно, это удел любого выдающегося человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться людям, скорее наоборот. По его собственному замечанию, настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть. Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны лишь на поклонение и пародирование, не претендуя на большее. А это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Единственно, кто решается противостоять этому бурному натиску, это Павел Петрович Кирсанов, но вовсе не потому, что он такой же титан, а потому, что его принципы, в отличие от базаровских, которые висят в воздухе и питаются исключительно энергией их автора, врастают в века. Эти духовные ценности, исторические корни, уклад Павел Петрович воспринял еще в детстве. В своих спорах с Базаровым П. П. Кирсанов отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую он не мыслит другой, и это придает ему сил в схватке с титаном, который может противопоставить в этой схватке только себя, свою могучую личность. Но несмотря на очевидность того, что Базаров не прав, его бескомпромиссная борьба вызывает восхищение.
Автор как бы все время напоминает читателю, что Базаров не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Подсознательно Базаров ищет любви, но настоящая, высокая любовь ему недоступна, потому что он бездуховен и безнравствен. Одинцова же ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность. А эти идеалы для него недоступны (хотя он и мучается от их отсутствия, не отдавая себе в этом отчета), так как, будучи прагматиком, он должен все прощупать, потрогать.
И тут получается какой-то замкнутый круг. Базаров мечется в этом круге одинокий, отчаявшийся. Он противоречив до абсурда. Базаров отрицает романтизм, но по своей сути является романтиком, он отрекается от родителей, от глупой жизни отцов, но сам, в порыве откровения, признается Аркадию в своей любви к ним, он делает все, по его мнению, для благополучия родины, но сам задается вопросом: Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен. Страшно чувствовать себя в таком замкнутом круге противоречий, и это тяжело даже такой сильной и независимой личности, как Базаров. Как ужасно, умирая, осознавать бесполезность, бессмысленность, ненужность прожитой жизни. Ведь исправить уже ничего нельзя. А Базаров, на мой взгляд, достаточно умен, чтобы, пусть на смертном одре, осознать свои ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью, значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистически (Я умру, и из меня лопух расти будет, природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник). Перед лицом природы, перед лицом вселенной, даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песчинкой. В этом и есть его трагическое одиночество, он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. После смерти он остается по-прежнему одинок.

Сочинение по литературе на тему: Трагическое одиночество Базарова

Другие сочинения:

  1. Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети”! Болезнь Базарова сделана так сильно, Что я ослабел, и было такое чувство, как Будто я заразился от него. А. П. Чехов В образе Базарова И. С. Тургенев изобразил тип нового человека, который Read More ......
  2. На разных уровнях (в личном общении, в поступках людей, в природе, в общественных отношениях) читатель, вслед за автором, наблюдает явления (разной окраски, тональности и силы): словесные схватки за столом Кирсановых – дуэль Павла Петровича и Базарова – сословная идейная вражда Read More ......
  3. Личность в процессе самопознания, само воплощения, развития – главная тема творчества М. Ю. Лермонтова. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника – недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи – датой или Read More ......
  4. Тема дружбы – одна из ведущих в русской литературе XIX века. “Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен”, – так характеризовал А. С. Пушкин настоящую дружбу. Тема дружбы представлена и в романе И. С. Тургенева “Отцы Read More ......
  5. Сам И. С. Тургенев утверждал, что его Базаров – “лицо трагическое”. В чем же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский Базаров сам это ощушает – умирая, он произносит горькие Read More ......
  6. Как-то в беседе с Флобером Тургенев сказал: “Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какого не может дать ничто другое”. Любовь, по мнению писателя, заставляет человека раскрыться с лучших сторон. Почему же встреча Базарова с Одинцовой не Read More ......
  7. Базаров узнает о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит ее на балу у главу администрации области, куда приехал сообща с Аркадием. “Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не Read More ......
  8. Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” – Евгений Васильевич Базаров. Он – нигилист, человек, который провозглашает идею “полного и беспощадного отрицания”, не признавая никаких пределов, способных ограничить ее осуществление. Он отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское Read More ......
Трагическое одиночество Базарова

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»!.. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А. П. Чехов В образе Базарова И. С. Тургенев изобразил тип нового человека, который зарождался в условиях социального конфликта, смены одного строя другим. В этом герое отразились все положительные и отрицательные черты представителя прогрессивной молодежи, в нем мы видим торжество нового, только зарождающегося, над старым, уходящим. Однако в образе мы отчетливо видим также и трагедию человека, Базарова, который еще не полностью осознает все ошибки и заблуждения новой идеологии. Уже с первого знакомства с героем мы видим, что это сложная, во многом противоречивая натура. Этот внешне самоуверенный человек, на самом деле не так прост и однозначен. В его груди бьется тревожное и уязвимое сердце. Он довольно резок в своих суждениях о поэзии, любви, философии. Базаров все это отрицает, но в его отрицании чувствуется какая-то двойственность, как будто он не совсем искренен в своих оценках. И ближе к завершению романа мы увидим, что так оно и есть. Герой сам поймет и раскается в своих заблуждениях, откроет самому себе свою истинную натуру. А пока перед нами убежденный нигилист, все отрицающий, кроме точной науки и проверенных фактов. Искусство он не принимает, считая его болезненным извращением, чепухой, романтизмом, гнилью. Такой же романтической чепухой видится ему и духовная утонченность любовного чувства: «Нет, брат, все это распущенность и пустота! - говорит он. - Мы, физиологи, знаем, какие это отношения...». Односторонен и, бесспорно, ошибочен его взгляд на природу, как на мастерскую. Таким образом, вот каким выступает мировоззрение тургеневского героя: нет любви, а есть лишь физиологическое влечение, нет никакой красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химических процессов единого вещества. Отрицая романтическое отношение к природе, как к храму, Базаров попадает в рабство к низшим стихийным силам природной «мастерской». Он завидует муравью, который имеет право «не признавать чувство сострадания, не то, что наш брат, самоломанный». В горькую минуту жизни даже чувство сострадания он склонен считать слабостью, отрицаемой естественными законами природы. Однако правда жизни такова, что кроме физиологических законов существует природа человеческого, одухотворенного чувства. И если человек хочет быть «работником», он должен считаться с тем, что природа на высших уровнях все-таки «храм». Мы видим, как постепенно отрицание Базарова наталкивается на могучие силы красоты и гармонии, художественной фантазии, любви, искусства. От них герою никуда не деться, он уже не может игнорировать их существования. Его приземленный взгляд на любовь развенчивается романтической историей любви Павла Петровича к княгине Р. Пренебрежение искусством, мечтательностью, красотой природы сталкивается с противостоянием размышлениям и мечтаниям Николая Петровича. Базаров смеется над всем этим. Но таков закон жизни - «над чем посмеешься, тому и послужишь». И эту чашу герою суждено испить до дна. Трагическое возмездие приходит к Базарову через любовь к Одинцовой. Это чувство раскалывает его душу на две половины. С одной стороны, он остается убежденным противником романтических чувств, отрицателем духовной природы любви. С другой стороны, в нем просыпается одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Он теперь уже начинает осознавать, что его служение прежним принципам оказывается слепым; что жизнь, на самом деле, гораздо сложнее того, что знают о ней физиологи. Уроки любви повлекли тяжелые последствия в судьбе героя. Его односторонние, вульгарно-материалистические взгляды на жизнь потерпели крушение. С их позиций он не мог разгадать две основные загадки, возникшие перед ним: загадку его собственной души, которая оказалась глубже и бездоннее, чем он предполагал, и загадку окружающего мира. Его неодолимо потянуло к высшим проявлениям жизни, к ее тайнам, к звездному небу над головой. Трагичное положение Базарова еще больше усугубляется в родительском доме, где его замкнутости и холодности противостоит огромная сила беззаветной, искренней родительской любви. И мечтательность, и поэзия, и любовь к философии, и сословная гордость - все то, что Базаров усматривал как проявление аристократической праздности, предстают пред ним в жизни его плебея-0тЦа. А значит, и поэзия, и философия оказываются вечным свойством человеческой природы, вечным атрибутом культуры. Герою уже не убежать от обступивших его вопросов, не порвать живые связи с жизнью, окружающей и проснувшейся в нем самом. Отсюда и его трагический конец, в котором видится что-то символическое: смелый «анатом» и «физиолог» русской жизни губит себя при вскрытии трупа мужика. И только смерть дает ему выход из трагического одиночества, она словно искупает ошибочную односторонность его жизненной позиции. Таким образом, Тургенев в своем романе дает ясно понять, что трагизм Базарова - в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, в обреченности его попыток противопоставить свой разум стихийным и властным законам жизни, неудержимой силе чувств и страстей.

Базаров относится к поколению « новых людей ». Он — герой своего времени. Но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге — на гибель. Виноват ли в этом он сам? Или виновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? Трудно дать однозначный ответ. Такие как он были нужны обществу. Нужны были и новые идеи. И Евгений стал выразителем этих идей. Проблема заключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. Базаров — центральный образ романа Тургенева. Вокруг него группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях с ним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. «Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа» , — писал автор «Отцов и детей» . Перед нами раскрывается цельность и честность Базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. Но все же главная основа сюжета — постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов. В чем же причина этого трагического одиночества? Евгений сильная натура, он целеустремленный, умный, волевой молодой человек, свято верящий в свои идеалы. А идеалами его являются точные науки и логический подход ко всему происходящему на земле. Но в то же время он очень несчастлив. Возможно, это удел любого выдающегося, неординарного человека, незаурядной личности, не нашедшей достойного применения своим силам и знаниям. Конечно, у него есть приверженцы и поклонники. Но их роль сводится в основном к пародированию и подражанию манерам и поведению Базарова. А именно эти качества презирает в людях сам Евгений. Он стремится найти родственную душу, человека, который бы искренне разделял его взгляды, верил в его идеалы. Но таких людей вокруг него нет. Трагедия героя проявляется не только во взаимоотношениях с окружающими его людьми, не только в идейных спорах с аристократическими сословиями. Самый глубокий конфликт вызревает в душе Базарова. В глубине души он ищет любовь, но оказывается неспособным на настоящее серьезное чувство. Любовь, внезапно вспыхнувшая в его сердце, словно разделяет его душу на две части, которые находятся в постоянной борьбе. Теперь в нем начинают жить два противоположных человека: один — убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной составляющей любви; другой — страстная и одухотворенная натура, человек, столкнувшийся с таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость» . Он мучается от отсутствия идеалов, но не может осознанно подойти к их поиску, добиться стабильности и гармонии в собственной жизни. Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицающий любые принципы, теперь преданно служит. Он постепенно начинает понимать, что жизнь намного сложнее того, что знают о ней «физиологи» . А ведь он был уверен, что знает ответы на любые вопросы, что все в жизни может быть подчинено просто.


Евгений Базаров - молодой человек, убежденный нигилист. Основная позиция его жизни - отрицание. Он человек глубокого ума, человек науки. Евгений с презрением относится к любым проявлениям человеческих чувств, считая это "непростительной дурью". В Романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Базаров имеет несколько приятелей, соратников, придерживающихся вместе с ним теории нигилизма.

Говоря "мы", он подразумевает чью-то поддержку со стороны, и все же, Базаров в каком-то роде одинок.

Трудно сказать, что именно повлияло на формирование характера Евгения Базарова и становление его личности. На мой взгляд, стоит обратиться к тому времени, когда родители закладывали в него понимание основ жизни. Базаров прошел суровую жизненную школу, рос самостоятельным, и имел достоинство никогда не просить денег у родителей, считая это низким. С детства он держал родителей на расстоянии, не подпуская их слишком близко к себе, не открывая перед ними душу. Хотя, конечно, и любил их, выражал тем самым заботу.

Базаров имеет высокое самомнение - вполне оправданно. Он одинок в обществе обычных, не интересных ему людей. Среди тех, кто тратит свою жизнь на пустое, на искусство, ему скучно. Так же как среди тех, кто сочиняет для себя трагедии, стойко переносит их, веря в свои силы, и после гордится собой. Скучно и тоскливо ему и среди тех, кто живет и думает только о чувствах, что чаще давно утерянных. Евгений же считает себя выше этого. Определив единственно верный вектор дальнейшей жизни - науку, он двигается по выбранному направлению, не растрачиваясь на суету. Возможно, ему бы хотелось идти по жизни не в одиночку, иметь верного соратника, такого же глубоко убежденного нигилиста.

Вот, что говорит он сам по этому поводу:" Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе". Не исключено, что в лице Одинцовой он разглядел этого соратника. Но вряд ли он думал именно так, когда им овладели чувства.

Одинцова - единственный человек, перед которым он был готов открыться, он пренебрег всеми своими убеждениями ради неё. Стоило Анне Сергеевне ответить ему взаимностью, и кто знает, возможно, Базаров бы изменился до неузнаваемости, стал бы семьянином и читал бы по вечерам детям сказки А.С. Пушкина. В этом случае Евгений являлся бы теперь прототипом Николая Петровича. К счастью или к сожалению, этого не произошло. Она его отвергла, и он обжегся. Базарову пришлось снова убедиться в бесполезности любовных чувств, но вновь отрицать их он уже не мог.

Подводя итог, хочется сказать, что Базарову комфортно и естественно находится в обществе самого себя и науки, при этом не страдая от одиночества.

Обновлено: 2017-02-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Базаров относится к поколению " новых людей ". Он - герой своего времени. Но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге - на гибель. Виноват ли в этом он сам? Или виновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? Трудно дать однозначный ответ. Такие как он были нужны обществу. Нужны были и новые идеи. И Евгений стал выразителем этих идей. Проблема заключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. Базаров - центральный образ романа Тургенева. Вокруг него группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях с ним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. "Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа", - писал автор "Отцов и детей". Перед нами раскрывается цельность и честность Базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. Но все же главная основа сюжета - постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов. В чем же причина этого трагического одиночества? Евгений сильная натура, он целеустремленный, умный, волевой молодой человек, свято верящий в свои идеалы. А идеалами его являются точные науки и логический подход ко всему происходящему на земле. Но в то же время он очень несчастлив. Возможно, это удел любого выдающегося, неординарного человека, незаурядной личности, не нашедшей достойного применения своим силам и знаниям. Конечно, у него есть приверженцы и поклонники. Но их роль сводится в основном к пародированию и подражанию манерам и поведению Базарова. А именно эти качества презирает в людях сам Евгений. Он стремится найти родственную душу, человека, который бы искренне разделял его взгляды, верил в его идеалы. Но таких людей вокруг него нет. Трагедия героя проявляется не только во взаимоотношениях с окружающими его людьми, не только в идейных спорах с аристократическими сословиями. Самый глубокий конфликт вызревает в душе Базарова. В глубине души он ищет любовь, но оказывается неспособным на настоящее серьезное чувство. Любовь, внезапно вспыхнувшая в его сердце, словно разделяет его душу на две части, которые находятся в постоянной борьбе. Теперь в нем начинают жить два противоположных человека: один - убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной составляющей любви; другой - страстная и одухотворенная натура, человек, столкнувшийся с таинством этого высокого чувства: "Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость". Он мучается от отсутствия идеалов, но не может осознанно подойти к их поиску, добиться стабильности и гармонии в собственной жизни. Дорогие его уму "естественнонаучные" убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицающий любые принципы, теперь преданно служит. Он постепенно начинает понимать, что жизнь намного сложнее того, что знают о ней "физиологи". А ведь он был уверен, что знает ответы на любые вопросы, что все в жизни может быть подчинено просто.