Описание народа африки готтентоты в средневековье кратко. Готтентотская мораль - двойной стандарт. Когда появились готтентоты

Готтентотская мораль (так называемая Protagonist-centered Morality ) — всё, что идёт на пользу/ведёт к счастью протагониста — хорошо; всё, что идёт ему во вред/ведёт к несчастью — плохо.

Еще известна как "бушменская" и синонимична "Логике беспредела".

Понятие "б. морали" происходит вроде бы с времен колонизации южной африки и из общения христианских проповедников с местным населением. "Я украл - хорошо. Дух, помогший мне украсть - хороший дух и наоборот.. "и пр. в том же смысле. Иногда "б. мораль" переносят и на Россию и россиян, что полагаю, частично не лишено смысла. "Русскому хорошо, когда у соседа крыша горит (что-то в этом роде). С бушменами, как и готентотами (и те и другие кочевники) россиян объединяют: большие пустые пространства и суровый климат. Так что, полагаю, это отчасти Жуков"ская мораль. Еще интересно было бы поискать у бушменов сказки наподобие "По щучьему велению.." и всяких-разных Богатырей, сидевших 30 лет на печи.

В советскую эпоху не очень любили термин “готтентотская мораль”. Восходит он к легендарной, но реальной беседе христианского миссионера с одним из представителей южноафриканского племени готтентотов. На вопрос “Что такое плохо?” готтентот ответил: это когда мой сосед побьет меня, угонит мой скот, похитит мою жену. На вопрос “Что такое хорошо?” он же ответил: это когда я побью моего соседа, угоню его скот, похищу его жену.

Очевидное любому из нас “Не делай другому того, чего не хотел бы себе” - требование довольно поздней стадии развития человечества. В частности, эту его формулировку дал иудейский законоучитель Гиллель уже во времена римского владычества. Да и она изрядно упрощена: к ней необходимо множество оговорок, связанных с различиями потребностей и вкусов.

Правда, религиозное мышление объясняет разнообразие этических систем простейшим образом. Мол, истинный бог предписывает истинную этику, а все прочие образы жизни продиктованы то ли неведением этих предписаний, то ли и вовсе недобрым духом. Словом, есть два мнения: мое и неверное.

Увы, все тот же Гёдель не оставляет ни малейшей надежды на подобную идиллию. Ведь из религии как полной - значит, противоречивой - системы можно вывести любые утверждения в любой сфере. В том числе и в этической.

Иными словами, любая мыслимая и немыслимая система норм человеческого поведения может с равным основанием претендовать на божественное происхождение. А многие и впрямь претендовали. Например, наше нынешние борцы с рабством ссылаются на то же священное писание, откуда еще пару веков назад черпали аргументы рабовладельцы.

Конечно, конкретная этическая система может ссылаться на божественный авторитет. Но такие ссылки, мягко говоря, не слишком убедительны. Ведь тем же авторитетом можно освятить и любую другую систему.

Двойной стандарт или двойная мораль — критический термин для обозначения применяемых на практике и широко распространённых (но официально отрицаемых) дискриминационных подходов к оценке действий и прав групп населения, стран, рас . Двойные стандарты характеризуются различным применением принципов, законов, правил, оценок к однотипным действиям различных субъектов (одним из которых может выступать сам оценивающий) в зависимости от степени лояльности этих субъектов или иных соображений выгоды для оценивающего. Термин широко используется для негативного описания явлений в современных политологии , журналистике , экономике , обществознании и других гуманитарных науках .

Терминология двойных стандартов

Одно из распространённых проявлений двойных стандартов — именование одних и тех же или очень близких объектов, действий, явлений различными терминами, имеющими различную эмоциональную окраску: «у них — война, у нас — борьба за мир; у них интервенты, у нас — воины-интернационалисты; наши — разведчики, их — шпионы» .

Классическим примером двойных стандартов стала фраза «для кого террорист, а для кого — борец за свободу» (англ. One man"s terrorist is another man"s freedom fighter ) , введённая в обиход британским писателем Джеральдом Сеймуром (англ. Gerald Seymour ) в его художественном произведении «Игра Гарри» (англ. Harry"s game ) в 1975 году .

Федор Сологуб
«Готтентотская мораль»

Какой-то готтентот, пленившийся турнюром
Чужой жены, ее украл, —
Поддался страсти к авантюрам:
Уж очень малый был удал, —
И забавляяся подругой толстозадой,
Провел он год с немалою усладой.
Но наконец
Нашелся и другой такой же молодец.
Однажды готтентот, ушедши на охоту,
Весь день прошлялся по болоту,
Идет домой,
И предвкушает радость.
Но что за гадость!
Шалаш пустой,
Лишь на песке остался отпечаток
Двух пар здесь пробежавших пяток.
Бедняга поднял вой:
»Жена моя с разбойником сбежала!
Его повесить мало.
Какой же он подлец! И как ее мне жаль!
Скотом уведена моя овечка!»
Отсюда и пошло словечко
Про готтентотскую мораль.

Да и у нас ведь не иначе,
Себя хвалить мы погодим.
Крестьянин Клим
На краденой куда-то ехал кляче,
Но к вечеру устал,
И задремал,
И по такой причине
Забрался в лес,
В дупло залез,
А клячу привязал к осине.
Случился здесь голодный конокрад,
И жалкой кляче был он рад,
Украл и скрылся.
Поутру Клим выходит из дупла,
Увидел, - клячи нет, - и рассердился:
»Ведь лошадь не сама ушла!»
И не подумал он, что так ему и надо,
И проклинать он начал конокрада.

Таких примеров здесь найдешь
Немало, коль искать охота,
А если счет им подведешь,
То скажешь: - То-то!
Не обижать бы готтентота!

Наталья Трауберг

Готтентот

Готтентоты — так европейцы прозвали африканское племя кхои, живущее на самом юге континента, за то что они во время ритуальных танцев повторяли непонятные слова, сливавшиеся для чужого уха в «хотентот». С таким же успехом европейцев можно было бы назвать «аминями» — ведь и русские, и французы, и англичане твердят во время богослужения «аминь».

Европейцы были уже достаточно охочи до знания, чтобы доплыть до мыса Кап, где жили готтентоты, но еще достаточно провинциальны и потому поражались, что у кхои нет церквей и Библий или что они не позволяют европейцам давить жуков-скарабеев. (Интересно, что бы сказали европейцы, если бы приехавшие в Англию — к примеру, готтентоты — стали бы убивать кошек, увидев их в жилом помещении.)

Но большинство европейцев считали кхои грязными и ленивыми существами. Европейцы отбирали у готтентотов земли, обвиняя готтентотов же в жадности: якобы один кхои на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?» ответил: «Хорошо — это когда я украду у друга жену, плохо — это когда друг у меня украдет жену».

Даже если бы какой-нибудь готтентот сказал такую глупость, не стоило бы выдумывать выражение «готтентотская этика», а ведь выдумали. В России оно стало особенно популярно после того, как Семен Франк в статье знаменитого сборника «Вехи» против большевистской безнравственности упомянул «гогттентотскую этику».

А еще через восемь лет эта самая готтентотская этика стала править Россией, а еще через восемьдесят в Москве вполне белокожие носители готтентотской этики начали убивать настоящих готтентотов-студентов только за то, что те черные и чужаки.

Один православный диакон объяснял при этом, что готтентотская мораль — это такая принципиальная жестокость, а проявляли ее — нет, не московские нацисты, эти просто самообороняются, а все те же готтентоты, когда в четвёртом столетии завоевывали Рим. Диакон спутал готтентотов с готами. Но почему-то никто не говорит «дьяконская мораль», «дьяконская эрудиция». Шишки валятся по-прежнему на бедных кхои.

В глазах уверенных в себе европейцев готтентот оказывается чем-то вроде обезьяны. На самом деле между обезьяной и человеком пропасть физиологическая, а вот между человеком, который считает, что любовь — это когда он крадет у другого женщину, и человеком, который считает, что любовь не может красть, — пропасть нравственная.

Люди склонны смеяться над готтентотом, потому что не могут себе представить, чтобы вор любил то, что он крадет. В христианском мире (или в мире, стоящем на христианском основании) считается немножко неприличным любить деньги, а крадут обычно деньги или их эквивалент. Поэтому же в христианском мире считается неприличным мерять любовь к женщине деньгами — слишком разные вещи.

Но одну аналогию люди, культура которых покоится на Евангелии, могут понять легко. Женщину уподоблять деньгам нехорошо, зато Сам Христос сравнивал с деньгами Царство Небесное: и с деньгами, и с жемчужиной, и с хорошим уловом. А Царство Небесное нам открывается через Церковь. Церковь же сравнивают с Невестой Христовой, то есть с женщиной.

Крым и готтентоты

Аргументы от истории. Крым у России несправедливо отобрали. Мы берем то, что принадлежит нам по праву.

Конечно, Хрущев передал Крым Украине совершенно необоснованно. Но Екатерина II в свое время захватила Крымское ханство, тоже не обладая на него какими-то формальными правами. Границы никогда не имеют твердокаменных, безапелляционных обоснований. Все территории были когда-то кем-то переданы или завоеваны. Если начать пересматривать границы на основании какой-то высшей справедливости, о которой, замечу, у каждой стороны свое представление, будет перманентная война всех со всеми. Германия начнет требовать исконно немецкий Кенигсберг. Японцы — Курилы. Финны — Выборг. Китайцы — Дальний Восток, присвоенный, по их мнению, царским правительством в результате кабальных договоров.

Единственный мирный, разумный выход из этой ситуации нашли европейские страны еще в середине 70-х годов во время Хельсинской конференции, когда признали границы в Европе, плохи они или хороши, незыблемыми и закрыли тему территориальных претензий.

Аргументы от демократии. Крымчане имеют право на референдум и самоопределение.

Конечно, крымчане имеют право на референдум и на самоопределение. Но какое может быть волеизъявление в условиях иностранной оккупации, под дулами пулеметов российских спецподразделений? Референдум проводится впопыхах, в условиях силового противостояния, пропагандистской истерии и провокаций. Среди ответов на его вопросы не предусмотрена независимость Крыма. Сделано это, чтобы ее сторонники, не найдя своего варианта ответа, проголосовали за присоединение Крыма к России. Наконец, отсутствует механизм независимого контроля над подведением итогов волеизъявления.

По всей видимости, Крым ждет местный вариант российской "чуровщины". Результаты такого "референдума" ни в коей мере не могут быть корректными.

Нужны переговоры, к которым призывают украинские власти, и мирное решение вопроса о референдуме, как, например, было в Квебеке, Гренландии, будет в Шотландии. Возможно, под контролем ООН, обязательно при участии международных наблюдателей.

И, наконец, наверное, самый популярный набор: "аргументы от готтентотов". Наша страна имеет право на все, потому что это наша страна, наша возрождающаяся империя. И пусть нас боятся все!

Как известно, готтентотская мораль проста: если меня едят — это плохо, если я ем других — это хорошо. Эта людоедская мораль опасна не только для окружающих, но и для самих "людоедов". Людоед, вышедший на охоту, всегда рискует быть съеденным своим более сильным коллегой. Логика "людоедов" в дорогих костюмах и генеральских формах, презирающих чужие права и интересы, неизбежно ведет к войне. Жертвы, загнанные в угол, начинают обороняться. Очень вероятно, что "съеден" в результате будет сам агрессор. Даже страшно представить, что произойдет, если у украинских военных не выдержат нервы и они начнут стрелять в "анонимных" оккупантов.

Я понимаю, почему агрессию в Крыму поддерживает Лимонов, в партии которого популярен лозунг: "Да, смерть!". Эта авантюра может рано или поздно дать шанс желающим (и не только) героически умереть. Но зачем она людям, ориентированным на жизнь? В том числе и тем, кто сейчас поддерживает Путина. Ведь большинство из них, по сути, мирные обыватели, агрессивные только за экранами компьютеров.

Россиская агрессия в Крыму привела человечество к началу новой холодной войны, которая, как и прошлая, будет всегда грозить перерасти в мировую катастрофу. Мир несколько десятков лет жил без угрозы глобальной бойни. А теперь в душах людей в разных странах вновь поселился страх.

Только российские "готтентоты" пока еще думают, что все это просто игра, типа "Зарницы", где "наши" всегда побеждают "воображаемого противника". Они не понимают, что могут заплатить своими жизнями за шкурные интересы российского олигархата и чиновничества, скрывающиеся под романтическими рассказами о возрождении империи.

"Готтентоты" еще не осознали, что стали жить в новом опасном мире, чреватом военными столкновениями и "полной гибелью всерьез". Диктатор, один раз поставивший свою страну на грань войны, будет поступать так и дальше. Рано или поздно все это может плохо закончиться. Тогда, думаю, окажется, что наши интернет-патриоты в подавляющем большинстве не хотят погибать на войне и отдавать на убой своих детей.

племя Южной Африки, населяющее английскую колонию мыса Доброй Надежды (Cap Colony) и названное так первоначально голландскими поселенцами. Происхождение этого названия не вполне выяснено. Физический тип Г., весьма отличный от типа негров и представляющий как бы сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями, - оригинальный язык со странными, щелкающими звуками - своеобразный быт, в основе кочевой, но вместе с тем крайне первобытный, грязный, грубый, - некоторые странные нравы и обычаи - все это представлялось крайне курьезным и вызвало уже в XVIII веке ряд описаний путешественников, видевших в этом племени самую низшую ступень человечества. Позже выяснилось, что это не совсем так и что на более низкой ступени должны быть поставлены бушмены (см.), родичи и соседи Г., хотя и они все-таки с давних пор знают железо и выделывают себе железное оружие. С племенем Г. представляют значительное сходство, по физическому типу, языку, быту и мног. др., племена западн. половины Южной Африки, отличаемые названиями: кора (корана), гереро, нама (намаква), горные дамара и др., область которых в совокупности простирается за 20-й градус ю. шир. и доходит почти до р. Замбези. Это обстоятельство послужило поводом к распространению названия Г. на целую расу, или породу, которую некоторые исследователи склонны считать одной из коренных, или главных, рас человечества; другие же не видят необходимости выделять ее из темнокожей и шерстоволосой породы, а признают ее только разновидностью последней, отличной от собственно негритянской (негров и банту) и обособившейся в области Южной Африки, где она была коренною или древнейшею. Есть основания думать, что раса эта имела прежде большее распространение и что она была оттеснена на юго-запад племенами банту, особенно кафрами, предания которых говорят о Г. как о первоначальных жителях занятой ими впоследствии области. Некоторые особенности языка Г. указывают также на какую-то отдаленную связь с племенами Северной Африки и свидетельствуют, по мнению Гауга, о долгом обитании их рядом с каким-то более цивилизованным племенем, а по Лепсиусу - даже о некотором родстве их с древними египтянами. У самих Г. есть смутное предание, что они пришли откуда-то с С. или С.В. и притом в "больших корзинах" (судах?), хотя с тех пор, как их узнали европейцы, они никогда не умели строить себе лодок.

Принадлежа к шерстоволосым, толстогубым, плосконосым расам, Г. отличаются от негров более светлым, смугло-желтым цветом своей кожи, напоминающим цвет засохшего пожелтевшего листа, дубленой кожи или ореха и иногда сходным с цветом мулатов или желто-смуглых яванцев. Цвет кожи бушменов несколько темнее и приближается к медно-красному. Кожа Г. отличается наклонностью к морщинистости, как на лице, так и на шее, под мышками, на коленях и т. д., придающей часто людям среднего возраста преждевременно старческий вид. Волосатость развита весьма слабо; усы и борода появляются лишь в зрелом возрасте и остаются весьма короткими, волосы на голове короткие, мелкокурчавые и завивающиеся в отдельные мелкие пучочки величиной с горошину и более (Ливингстон сравнил их с черными перечными зернами, насаженными на кожу, Барроу - с пучками сапожной щетки, с тою лишь разницей, что пучки эти закручены спирально в шарики). Рост Г. ниже среднего; особенно малы бушмены, у которых он в среднем около 150 стм.; среди племен намаква и корана попадаются и более высокие особи, до 6 футов ростом. Сложение сухощавое, мускулистое, угловатое, но у женщин (отчасти и у мужчин) замечается наклонность к отложению жира на задних частях тела (ягодицах, ляжках), или к так называемой стеатопигии , что, по некоторым наблюдениям, вызывается усиленным питанием в известное время года и заметно уменьшается при более скудной пище. Вообще, по своему сложению Г. уступают своим восточным соседям - кафрам, зулусам - и отличаются часто костлявостью и некоторою непропорциональностью. Кисти их рук и ступни сравнительно малы, голова также, равно как и вместимость их черепа, который имеет узкую, длинную и несколько приплюснутую форму (долихо- и платицефалия). Лицо Г. выставлялось некоторыми наблюдателями как образчик безобразия, но у молодых субъектов бывают иногда не лишенные приятности черты; вообще физиономия у Г. часто живая и смышленая. Особенность лица составляют выдающиеся скулы, образующие с заостренным подбородком почти треугольник; верхняя половина лица выказывает также некоторое приближение к форме треугольника вследствие сужения головы во лбу; вместо овала лицо представляет скошенный четырехугольник или ромб. Нос очень короток, широк и плосок, особенно при корне, как бы приплюснут; переносье широкое, глаза узкие. Эта ширина скул, плоскость носа и узость глаз напоминают черты монгольского типа, и сходство часто еще усиливается очертанием глазной щели - именно поднятием кверху ее наружного угла и округленностью внутреннего, причем слезный бугорок является более или менее прикрытым складкой верхнего века. У взрослых Г. (как и у монголов) эта особенность часто сглаживается. В умственном и нравственном отношении уже старинные путешественники противопоставляли недалеких, простоватых, беспечных Г. - смелым, смышленым, но диким и зверским бушменам. Дикость последних объясняется отчасти тем, что соседи их Г. - кафры, европейцы - постепенно отняли у них землю, а с нею и дичь, и средства к пропитанию, и вызвали с их стороны набеги и воровство скота, за что их преследовали и убивали, как диких зверей, и создали из них отчаянных врагов всего остального населения. В настоящее время они значительно истреблены или оттеснены в отдаленные пустыни; часть их обращена в христианство и сделалась оседлою. Г. давно числятся христианами, усвоили себе многие европейские привычки; многие из них даже забыли свой язык и говорят лишь по-голландски или по-английски. Их насчитывают в колонии одни - ок. 20000, другие - до 80000; точное число определить трудно, так как официальная статистика смешивает их с малайскими и индийскими кули и другими инородцами и так как, с другой стороны, они настолько помешались с европейцами и разными другими народностями, что вполне чистого Г. в колонии не всегда легко и встретить. Темперамент готтентотов сангвинический; наиболее отличительные черты характера - крайнее легкомыслие, лень, наклонность к веселью и пьянству. Умственные способности их нельзя назвать ограниченными; они легко выучиваются, напр., иностранным языкам; дети их в школах оказываются часто способными, особенно на первых порах, хотя обыкновенно не идут далеко; между Г. встречаются ловкие наездники, жокеи, стрелки, повара; английское правительство колонии имеет из них довольно большой отряд конной полиции или жандармерии, оказывающейся весьма пригодной в качестве пограничной стражи или для отыскания преступников, беглых и т. п. Вообще довольно добродушные, Г. легко поддаются моментальным соблазнам: попадаются, напр., в мелком воровстве, часто лгут и хвастают. Племена Г., живущие далее на С. и сохранившие в большей степени свою независимость и кочевой быт, нередко ведут между собой ожесточенные войны (напр. намаква с корана). Теперь часть их находится во власти или под протекторатом Германии (в юго-зап. нем. Африке, где насчитывается ок. 7000 нама-готтентотов, 35000 горных дамара, 90000 ова-гереро, 3000 нама-бушменов и около 2000 бастардов, т. е. помесей Г. с другими народностями), или Южно-Африканской Республики, или новых английских южно-африканских колоний. Сами себя Г. называют кои-коин, что значит будто бы "люди людей", т. е. люди по преимуществу. По новейшим известиям, впрочем, так называют себя намаква (или нама-куа), которые придают другим готтентотам название нама-коин, а горным дамара - название хау-коин; колониальные же Г. называют себя будто бы кена, а корана - кукёб. Все эти названия могут быть переданы только приблизительно, так как они сопровождаются непередаваемыми щелкающими звуками. Звуков этих у Г. четыре, у бушменов - семь; следы их встречаются и в языке банту, а по некоторым известиям - и у других народов Африки, но в более слабой степени. Звуки эти, употребляемые перед гласными и некоторыми согласными, производятся упором языка в разные части нёба и напоминают производимые у некоторых европейских народов при понукании лошадей или при забавлении маленьких детей или вызываемые откупориванием бутылки и т. п. Миссионер Ган, выросший среди Г., мог произносить эти звуки, как туземцы, и придумал разные знаки для их обозначения в письме. Язык Г. вообще резкий, грубый и сильно отличается от мягкого языка кафров, напоминающего по гармонии итальянский; он стоит особняком и по своему типу, так как изменение смысла слов производится в нем прибавлением суффиксов, тогда как язык кафров и вообще племен банту относится к разряду тех, изменение смысла слов в которых происходит путем прибавления префиксов. Готтентотский язык различает три числа (есть двойственное) и три рода. Не обладая никакой наклонностью к графическим искусствам (тогда как бушмены ловко изображают зверей и людей на стенах своих пещер), Г. имеют много песен, сказок, басен о животных и т. п. и в этом отношении отличаются от других африканских народов. Сам язык их если и сходен с бушменским, то, по словам одного исследователя, лишь в той степени, как, напр., английский с латинским. Что касается быта Г., то за изучением его в подробностях надо обращаться к старинным наблюдателям: Кольбу, Левальяну, Лихтенштейну, Барроу и др., так как теперь он совершенно изменился под влиянием миссионеров и вообще европейских поселенцев. Первобытные верования Г. были мало изучены. По-видимому, это был анимизм, соединенный с культом предков, но признававший и каких-то двух богов: Хейтси-Эйбиб (по-видимому - олицетворение луны) и Тсуи-Гоап, создателя человека. Ср. Ratzel, "Völkerkunde" (Bd. I, 1885), Fritsch, "Die Eingeborenen Süd-Afrika"s" (Брес., 1872); Hahn, "Die Sprache der Nama" (1870); L. Metchnikoff, "Bushmens et Hottentots", в "Bull. de la Soc. Neuchateloise de Géographie" (V, 1890).

  • - племя Южной Африки, населяющее английскую колонию мыса Доброй Надежды и названное так первоначально голландскими поселенцами. Происхождение этого названия не вполне выяснено...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - народ, живущий в центральных и южных районах Намибии и в ЮАР. Говорят на готтентотских языках; многие знают Африкаанс. По религии - главным образом протестанты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - народность общей численностью 130 тыс. чел. Основные страны расселения: Намибия - 102 тыс. чел., Ботсвана - 26 тыс. чел., Южно-Африканская Республика - 2 тыс. чел. Говорят на готтентотских языках...

Термин, употребляющийся для обозначения случаев чрезмерного развития малых половых губ, достигающих при этом необычайной величины и свисающих наподобие фартука в область промежности. Наблюдается как расовое явление у готтентоток, бушменок, а иногда и у европейских женщин.

Готтентоты - древнейшее племя в Южной Африке. Название его происходит от нидерландского hottentot, что значит «заика», и было дано за особый щелкающий вид произношения звуков. Для женщин этой расы характерны ряд признаков, выделяющих их среди остального населения планеты - это стеатопигия (излишнее жировое отложение в области ягодиц) и "египетский фартук", или "готтентотский передник" (цгаи), гипертрофия половых губ .

"Готтентотская Венера" впервые была описана Ле-Вальяном в отчёте о путешествиях 1780-1785 гг.: "У готтентоток есть натуральный передник, служащий к закрытию знака их пола...Они могут иметь длину до девяти дюймов, больше или меньше, смотря по летам женщины или по тем усилиям какие употребляет она на сие странное украшение..."

Жан-Жозеф Вирей так описывал этот признак. «У бушменок есть нечто вроде кожаного фартука, свисающего с лобка, закрывая половые органы. В действительности, это не более, чем удлинение малых срамных губ на 15 см. Они выступают с каждой стороны за большие срамные губы, которых почти нет, и соединяются сверху, образуя капюшон над клитором и закрывая вход во влагалище. Их можно поднять над лобком, как два уха». Далее он делает вывод, что этим «…можно объяснить естественную неполноценность негритянской расы по сравнению с белой».

Ученый Топинар, проанализировав особенности койсанской расы, пришел к выводу, что наличие «передника» совершенно не подтверждает близость этой расы к обезьянам, так как у многих обезьян, например, у самки гориллы, эти губы совершенно невидимы. Современные генетические исследования установили, что среди бушменов сохранился характерный для первых людей тип Y-хромосомы. Что указывает на то, что, возможно, все представители рода Homo sapiens произошли от этого антропологического типа и говорить, что готтентоты - не люди, по меньшей мере ненаучно. Именно готтентоты и родственные им группы относятся в главной расе человечества.

Что интересно, жировые отложения у готтентотов изменяются в зависимости от времени года. Женщины часто имеют непомерно развитые длинные половые губы. Такую особенность стали называть готтентотским передником. Эта часть тела даже у невысоких готтентоток достигает 15-18 сантиметров в длину. Половые губы иногда свисают до колен. Даже по туземным понятиям этот анатомический признак отвратителен, и с древних времен у племен был обычай обрезать половые губы перед вступлением в брак. А вот у мужчин этого племени существует традиция ампутировать себе одну из тестикул, что не поддается научной логике - это делается, чтобы в семье не родилась двойня, появление которой считается проклятием для племени.

После того, как в Абиссинии появились миссионеры и стали обращать в христианство туземцев, был введен запрет на такие хирургические вмешательства. Но туземцы стали противиться таким ограничениям, отказывались из-за них принимать христианство и даже поднимали восстания. Дело в том, что девушки с такими особенностями тела уже не могли найти себе жениха. Тогда сам Папа Римский издал указ, по которому туземцам было позволено вернуться к первоначальному обычаю.

Историческая драма французского режиссера Абдельлатифа Кешиша "Черная Венера" (2010) посвящена трагической судьбе готтентотской девушки Саарти Баартман (1779-1815), насильно вывезенной в Европу в 1810 г. хозяином-буром, где ее выставляли напоказ голой для увеселения досужей публики. Белых европейцев смешили гипертрофированные ягодицы несчастной дикарки; ученым-антропологам не давали покоя ее увеличенные половые губы .

Трагедия Саарти Баартман, окончившей свои дни уличной проституткой, и не получившей даже христианского погребения (ее тело было отдано для научных исследований, с него сняли прижизненный слепок, а кости выварили и хранили для антропологических измерений), потрясла многих европейских зрителей. В настоящее время останки "Готтентотской Венеры" Саарти Баартман возвращены на родину в Южную Африку.

НЕ НРАВИТСЯ, КАК​ ВЫГЛЯДЯТ ВАШИ ПОЛОВЫЕ ГУБЫ?

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ПРО.

Готтентоты - одно из самых древних племен Африки. Эти люди всегда отличались необычными чертами, например, при произношении слов их горло будто щелкает.

Однако в 19 веке термин «готтентоты» по какой-то причине начал считаться оскорбительным. Название племени тоже изменилось и теперь оно - кой-коин.

Считается, что люди племени относятся к койсанской расе. В чем ее особенности и отличия от других рас, которые до сих пор непонятны ученым?

Члены племени готтентот или кой-коин могут впадать в состояние неподвижности, которое напоминает анабиоз.

Когда появились готтентоты

Говоря о возрасте готтентотов стоит отметить, что археологи нашли останки человека, которому по меньшей мене 17 000 лет.

Найдены они были в районе Нила. Некоторые говорят также о том, что анализ останков показал расположение бедра древнего человека под углом не 90, а 120 градусов.

Это может говорить о том, что именно с племени готтентотов начали развиваться другие расы. Впрочем, эта теория спорная.

Недавно велась полемика между учеными, поскольку одни склонялись к тому, что готтентоты - не человеческая раса, а имеющая иное происхождение, а другие настаивали на другой точке зрения, которая говорит о происхождении всех людей от готтентотов.

Спорные тут не только теории, но и факты: так, в Европе в древних пещерах были найдены скелеты женщин, бедра которых были под углом 120 градусов. При этом женщины никакого сходства с готтентотами не имели в остальном.

Племя готтентоты

Характеристик и особенностей у племени немало. Среди них:

  • возможность впадать в состояние, напоминающее анабиоз, причем оно полностью контролируется каждым человеком отдельно. Ничего общего с гипнозом не имеет. Состояние достигается в холодное время года, когда люди желают попросту «пересидеть» холода;
  • готтентоты ведут кочевой образ жизни. Многие люди, которые посещали местность обитания племени считали, что здесь царит антисанитария и чрезмерно грязно;
  • кой-коин отличается собственной . Представители племени имеют желтовато-коричневый цвет кожи, который напоминает оттенок кожи монголов;
  • представители племени готтентоты быстро стареют. Это объясняется особенностями их кожи. Даже люди среднего возраста покрыты морщинами. Стареют в первую очередь лицо, шея, грудная зона и руки;
  • рост представителей племени не превышает 160 сантиметров. Иногда он может составлять 140 сантиметров, причем для кой-коин это абсолютно нормально. Считается, что небольшой рост - результат адаптации к засушливому климату;
  • фигура представителей племени необычная. Бедра будто повернуты под углом 90 градусов вперед.

Жизнь готтентотов

Сейчас племя кочует, однако так было не всегда. Некоторая часть отслоилась, образовав поселения в ЮАР.

Там же люди начали заниматься земледелием, завели скот. Животноводство стало одним из основных источников жизнедеятельности. Однако название не сохранили ни первые, ни вторые. При этом кой-коин считаются племенем кочевым, истинными готтентотами.

Современные готтентоты живут в краалях - стоянках лагерного типа. Внешний вид жилищ интересный - это купола, которые со всех сторон окружены кустарниками. Жилье, хоть и временное, но достаточно удобное. Правда, грязное.

По развитию племя сильно отстает. Всего 50 лет назад здесь использовались заточенные ноги из камня. Сегодня уже представители племени перешли на железную посуду.

В качестве тарелок могут применяться страусиные яйца, горшки.

Женщины-готтентоты любят . Да и мужчины аналогично. Здесь любят шумные аксессуары, например браслеты на ногах, которые друг о друга бьются и издают звук.

Используются ожерелья, кольца, повязки. Украшения производятся из тканей, кожи, железа, камня, меди.

Сейчас, последние 100 лет у готтентотов нет многоженства. А вот раньше было. Сегодня каждая семья - это муж и жена и их дети, которые проживают в отдельных домах.

Свадебные обычаи готтентотов

Для тех, кто планирует организовывать , стоит сказать, что женщины племени выглядят по-другому.

Дряблые тела и обвисшая грудь - это еще не все. Даже представительницы, отличающиеся маленьким ростом, имеют половые губы длиной около 15-20 сантиметров.

Почему так анатомически сложилось - никто не знает, однако основной предсвадебный обряд готтентотов - полностью удалять их.

История удаления половых губ была особенно скандальной.

Папа Римский официально разрешил это делать, однако когда готтентотов начали обращать в христианство, подобные операции были запрещены. И теперь женщины не могли найти себе жениха из-за отвращения к подобному физиологическому нюансу.

Как результат - девушки жертвовали христианством, чтобы появилась возможность сделать операцию и выйти замуж.

Читайте так же про с большими яйцами!

: гриква , корана и группы нама (в основном переселенцы из Намибии).

Название

История

К приходу европейцев готтентоты занимали юго-западное побережье Африки, от реки Фиш на востоке и до центральных нагорий Намибии на севере. Насколько давно готтентоты жили в этих местах, точно неизвестно. С уверенностью можно сказать лишь то, что племена банту несколькими веками раньше застали их уже в этих же местах. Согласно данным лексикостатистики , ветвь кхойкхой отделилась от других центральнокойсанских языков (ветвь чу-кхве) в конце 2 тыс. до н. э. Однако место первоначального расселения их общих предков (район пустыни Калахари или Капская область) и пути дальнейших миграций пока неизвестны. Сама ветвь кхойкхой распалась предположительно в III веке н. э.

В отличие от бушменов, готтентоты занимались кочевым скотоводством .

Традиционно готтентоты делились на две крупные группы: нама и капские готтентоты, которые в свою очередь делились на более мелкие группы, а те на племена (!haoti).

Фольклор

Ироническое отношение к грубой силе льва и слона и восхищение умом и смекалкой зайца и черепахи проявляются во всех этих сказках.

Главными героями их являются животные, но иногда рассказ ведется и о людях, однако люди - герои сказок - еще очень близки к животным: женщины выходят замуж за слонов и уходят в их селения, люди и животные живут, думают, разговаривают и действуют сообща.

Нама

Самоназвание - namaqua. До прихода европейцев делились на две группы:

  • нама собственно (большие нама; Great Nama) - к приходу европейцев жили к северу от р. Оранжевая (юг современной Намибии, Великий Намакваленд). Делились на следующие племена (перечислены с севера на юг, в скобках даются: варианты русского названия; название на африкаанс ; самоназвание):
    • свартбои (лъхауцъоан; swartbooi; ||khau-|gõan)
    • коперы (къхара-кхой, фрасманны; kopers, fransmanne, Simon Kopper hottentot; !kharkoen).
    • ройнаси (гай-лъхауа, «красный народ»; rooinasie; gai-||xauan)
    • хротдоден-нама (лъо-кай; grootdoden; ||ō-gain)
    • фельдсхундрахеры (лъабобе, хабобен; veldschoendragers; ||haboben).
    • цайбши (кхаро; tsaibsche, keetmanshopers; kharo-!oan).
    • бондельсварты (къамичнун; bondelswarts; !gamiǂnûn).
    • топнаары (чъаонин; topnaars; ǂaonîn).
  • орлам (малые нама; orlams, little nama; самоназвание : !gû-!gôun) - к приходу европейцев жили к югу р. Оранжевая до бассейна р. Улифантс (запад современной ЮАР, Малый Намакваленд). Известны пять племен орлам-нама:
    • племя Африканера (цъоа-цъаран; африкаанеры; orlam afrikaners; |hôa-|aran), не следует путать с африканерами (бурами).
    • ламберты (гай-цъхауан; lamberts, amraals; kai|khauan).
    • витбои (цъхобесин; witboois (‛белые парни’); |khobesin).
    • бетанийцы (къаман; bethaniërs; !aman).
    • берсебы (цъай-цъхауан; bersabaers; |hai-|khauan).

Вскоре у них появился новый общий соперник - Германия . В 1884 году территория к северу от р. Оранжевая была объявлена германской колонией Юго-Западная Африка . Вслед за этим земли у готтентотов и других коренных жителей стали отбираться, что сопровождалось многими столкновениями и насилием. В 1904-08 гереро и готтентоты подняли несколько восстаний, которые были с небывалой жестокостью подавлены германскими войсками и вошли в историю под названием Геноцид племён гереро и нама . Было уничтожено 80 % гереро и 50 % готтентотов (нама).

После подавления восстаний нама были поселены в специальных резерватах (home-lands): Берсеба (Berseba), Бондельс (Bondels), Гибеон (Gibeon, Krantzplatz), Сесфонтейн (Sesfontein), Соромас (Soromas), Вармбад (Warmbad), Нёйхоль (Neuhol), Цес (Tses), Хоаханас (Hoachanas), Окомбахе/Дамараланд (Okombahe /Damaraland), Франсфонтейн (Fransfontein). Систему резерватов поддерживала и южноафриканская администрация, контролировавшая территорию Намибии с по . Внутри них они и ныне составляют большинство населения, но живут и за их пределами: в городах и на фермах - смешанно с банту и белыми. Сохраняется деление на племенные группы, которые ныне сильно перемешаны.

Капские готтентоты

(капские койкоин; kaphottentotten) - как отдельная этническая группа ныне не существует. Населяли прибрежные земли от мыса Доброй Надежды на юго-западе до бассейна р. Улифантс на севере (где граничили с нама) и до р. Фиш (Vis) на востоке (современные Западно-Капская и запад Восточно-Капской провинции). На их число оценивается в 100 тысяч или в 200 тысяч . В начале XVII века делились на 2-3 группы, представленных как минимум 13 племенами.

  • Эйниква (riviervolk; ãi-||’ae, einiqua). Возможно, были ближе к нама, чем к капским готтентотам.
  • Западнокапские готтентоты
    • карос-хебер (kaross-heber; ǂnam-||’ae)
    • кохоква (цъохо; smaal-wange, saldanhamans; |’oo-xoo, cochoqua)
    • хюриква (guriqua)
    • хорингайква (goringhaiqua, !uri-||’ae)
    • хорахауква (къора-лъхау; gorachouqua (‘полуостровитяне’); !ora-||xau)
    • убиква (ubiqua)
    • хайноква (chainoqua; Snyer’s volk; !kaon)
    • хессеква (hessequa)
    • аттаква (attaqua)
    • аутениква (лъо-тани; houteniqua, zakkedragers; ||hoo-tani)
  • Восточнокапские готтентоты
    • инква (inqua)
    • дамаква (damaqua), не путать с дамара
    • хунхейква (цъоанг; hoengeiqua; katte; |hõãn)
    • харихуриква (хрихри; chariguriqua, grigriqua).

Большинство племен было истреблено или ассимилировано европейцами в течение XVIII - начале XIX вв., но к началу XVIII века сформировалось три новых группы смешанного происхождения: гонаква, къораква и хриква, в основном за пределами исконной готтентотской территории, к востоку среди банту и среди бушменов по реке Оранжевая.

  • Гонаква (чъона; gonaqua; ǂgona) - сложились в начале XVII I века к востоку от р. Кей (центр Восточно-Капской провинции) на основе восточнокапских готтентотов под влиянием коса . Часть переселилась в Бетельсдорп (возле Порт-Элизабета). Исчезли к сер. XIX века.
  • Корана (!ора, къораква; koraqua; !ora) - образовались в результате контактов с голландцами и вызванных ими значительных перемещений и переустройств местных готтентотских племен в конце XVII - начале XVIII веков. Жили по р. Оранжевая от границы с Намибией до окрестностей Кимберли (Северо-Капская провинция ; запад провинции Фри-Стейт), среди бушменов. К концу XX века свыше 10 тысяч корана жили в окрестностях Дугласа , Приски , Кэмпбелла и Грикватауна (ЮАР , к северу от среднего течения р. Оранжевая). Говорят на африкаанс .
  • Гриква (хриква, къхири; griqua; !xiri) - смешанная группа, образовалась в районе города Кокстад (Вост. Грикваланд), к юго-востоку от Лесото (юг современной провинции Квазулу-Натал). В начале XIX века часть переселилась в Грикватаун (Griekwastad) (современная Северно-Капская провинция) и на юго-восток Намибии (около Карасбурга), где небольшие группы сохраняются по сей день. Говорят на африкаанс.

См. также

Напишите отзыв о статье "Готтентоты"

Примечания

Литература

  • Elphick . Khoikhoi and the founding of White South Africa. Second edition. Ravan Press. Johannesburg, 1985
  • Wilson M.H. The hunters and herders. // Wilson M.H. & Thompson L.M. (eds.) The Oxford history of South Africa, vol. 1: to 1870. Oxford, 1969.

Ссылки

  • by Anne Good for the
  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Готтентоты

Наполеон весело обратился к нему и подрал его за ухо.
– Вы поспешили, очень рад. Ну, что говорит Париж? – сказал он, вдруг изменяя свое прежде строгое выражение на самое ласковое.
– Sire, tout Paris regrette votre absence, [Государь, весь Париж сожалеет о вашем отсутствии.] – как и должно, ответил де Боссе. Но хотя Наполеон знал, что Боссе должен сказать это или тому подобное, хотя он в свои ясные минуты знал, что это было неправда, ему приятно было это слышать от де Боссе. Он опять удостоил его прикосновения за ухо.
– Je suis fache, de vous avoir fait faire tant de chemin, [Очень сожалею, что заставил вас проехаться так далеко.] – сказал он.
– Sire! Je ne m"attendais pas a moins qu"a vous trouver aux portes de Moscou, [Я ожидал не менее того, как найти вас, государь, у ворот Москвы.] – сказал Боссе.
Наполеон улыбнулся и, рассеянно подняв голову, оглянулся направо. Адъютант плывущим шагом подошел с золотой табакеркой и подставил ее. Наполеон взял ее.
– Да, хорошо случилось для вас, – сказал он, приставляя раскрытую табакерку к носу, – вы любите путешествовать, через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидать азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие.
Боссе поклонился с благодарностью за эту внимательность к его (неизвестной ему до сей поры) склонности путешествовать.
– А! это что? – сказал Наполеон, заметив, что все придворные смотрели на что то, покрытое покрывалом. Боссе с придворной ловкостью, не показывая спины, сделал вполуоборот два шага назад и в одно и то же время сдернул покрывало и проговорил:
– Подарок вашему величеству от императрицы.
Это был яркими красками написанный Жераром портрет мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрийского императора, которого почему то все называли королем Рима.
Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр.
Хотя и не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эта, так же как и всем видевшим картину в Париже, так и Наполеону, очевидно, показалась ясною и весьма понравилась.
– Roi de Rome, [Римский король.] – сказал он, грациозным жестом руки указывая на портрет. – Admirable! [Чудесно!] – С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, – это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.
Посидев несколько времени и дотронувшись, сам не зная для чего, рукой до шероховатости блика портрета, он встал и опять позвал Боссе и дежурного. Он приказал вынести портрет перед палатку, с тем, чтобы не лишить старую гвардию, стоявшую около его палатки, счастья видеть римского короля, сына и наследника их обожаемого государя.
Как он и ожидал, в то время как он завтракал с господином Боссе, удостоившимся этой чести, перед палаткой слышались восторженные клики сбежавшихся к портрету офицеров и солдат старой гвардии.
– Vive l"Empereur! Vive le Roi de Rome! Vive l"Empereur! [Да здравствует император! Да здравствует римский король!] – слышались восторженные голоса.
После завтрака Наполеон, в присутствии Боссе, продиктовал свой приказ по армии.
– Courte et energique! [Короткий и энергический!] – проговорил Наполеон, когда он прочел сам сразу без поправок написанную прокламацию. В приказе было:
«Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам все нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою!»
– De la Moskowa! [Под Москвою!] – повторил Наполеон, и, пригласив к своей прогулке господина Боссе, любившего путешествовать, он вышел из палатки к оседланным лошадям.
– Votre Majeste a trop de bonte, [Вы слишком добры, ваше величество,] – сказал Боссе на приглашение сопутствовать императору: ему хотелось спать и он не умел и боялся ездить верхом.
Но Наполеон кивнул головой путешественнику, и Боссе должен был ехать. Когда Наполеон вышел из палатки, крики гвардейцев пред портретом его сына еще более усилились. Наполеон нахмурился.
– Снимите его, – сказал он, грациозно величественным жестом указывая на портрет. – Ему еще рано видеть поле сражения.
Боссе, закрыв глаза и склонив голову, глубоко вздохнул, этим жестом показывая, как он умел ценить и понимать слова императора.

Весь этот день 25 августа, как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуживая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам.
Первоначальная линия расположения русских войск по Ко лоче была переломлена, и часть этой линии, именно левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24 го числа, была отнесена назад. Эта часть линии была не укреплена, не защищена более рекою, и перед нею одною было более открытое и ровное место. Очевидно было для всякого военного и невоенного, что эту часть линии и должно было атаковать французам. Казалось, что для этого не нужно было много соображений, не нужно было такой заботливости и хлопотливости императора и его маршалов и вовсе не нужно той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону; но историки, впоследствии описывавшие это событие, и люди, тогда окружавшие Наполеона, и он сам думали иначе.
Наполеон ездил по полю, глубокомысленно вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружавшим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньями, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний. Выслушав предложение Даву, называемого герцогом Экмюльским, о том, чтобы обойти левый фланг русских, Наполеон сказал, что этого не нужно делать, не объясняя, почему это было не нужно. На предложение же генерала Компана (который должен был атаковать флеши), провести свою дивизию лесом, Наполеон изъявил свое согласие, несмотря на то, что так называемый герцог Эльхингенский, то есть Ней, позволил себе заметить, что движение по лесу опасно и может расстроить дивизию.
Осмотрев местность против Шевардинского редута, Наполеон подумал несколько времени молча и указал на места, на которых должны были быть устроены к завтрему две батареи для действия против русских укреплений, и места, где рядом с ними должна была выстроиться полевая артиллерия.
Отдав эти и другие приказания, он вернулся в свою ставку, и под его диктовку была написана диспозиция сражения.
Диспозиция эта, про которую с восторгом говорят французские историки и с глубоким уважением другие историки, была следующая:
«С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским.
В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать!
24 орудия гвардейской артиллерии,
30 орудий дивизии Компана
и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе,
Всего – 62 орудия.
Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.