Ночная сказка: театр теней. Как сделать теневой театр для детей? Теневой театр гуси лебеди шаблоны

Теневой театр – волшебство, которое может поселиться в вашем доме. Создать его для ребенка можно своими руками.

Что нам понадобится:

Плотный картон
белая бумага
клей ПВА
кисточки для клея и краски
ножницы
стальная проволока 2 мм
кусачки и круглогубцы для работы с проволокой
деревянные рейки примерно 1,5 Х 1 см
ДВП примерно 14 Х 30 Х 40 см
шурупы
обойные гвозди
краска
белая ткань (хлопок) без рисунка
трубочка для коктейля
изоляционный скотч
диапроектор (фонарь, настольная лампа)
шаблоны (можно взять готовые, а можно нарисовать самим)

Нарисуйте или распечатайте шаблоны кукол и декораций.

Куклы для теневого театра могут быть маленького размера – около 5-10 см, а во время представления рост героев можно изменить, приблизив фигурку к экрану или, наоборот, отдалив.

Наклейте листы с шаблонами на картон. Старайтесь смазывать шаблон клеем без пропусков, но не слишком обильно – деталь должна сесть плотно и не покоробить картонную основу.

Высушите кукол под прессом и покройте их слоем клея ПВА – для прочности. Кисть должна быть полусухой, чтобы фигурки не покоробились.

Картонные куклы вырезать нелегко, особенно в тех местах, где есть внутренние или внешние углы. Вместо ножниц удобно использовать канцелярский нож.

Если у вас золотые руки и много терпения, канцелярским ножом можно вырезать конуры лица, глаз и мелких деталей внутри кукол. Если подклеить на фигуры прозрачную кальку, то они заиграют разными оттенками черного и серого цветов. Чтобы добавить цвета можно также использовать прозрачную цветную пленку.

Чтобы сделать подвижных кукол, необходимо отдельно нарисовать и вырезать руки, ноги и другие детали, которые могут двигаться. Динамичные детали вращаются на шурупах или проволоке, к каждой из них крепится проволочный держатель для управления.

Если куклы все-таки покоробились, положите их под пресс на несколько дней.

Держатели для кукол и декораций можно сделать съемные – для удобства. На задней стороне кукол приклейте кармашки из бумаги. Они должны быть слегка выгнуты наружу так, чтобы петля держателя входила легко.

Наиболее подходящий материал – проволока. С двух сторон кусочка проволоки сделайте кольца – одно для кармашка на «спине» куклы, другое – чтобы держатель не прокручивался в руках. У нас получились держатели длиной 13 см для кукол. Держатели для декораций получились длиной по 5 см и с колечками только с одной стороны. Диаметр колец – 1 см.

Если у вас нет проволоки, приклейте палочки от мороженого – это быстрый вариант держателей для кукол. Но у него есть недостаток – палочки огрубляют и портят силуэт кукол во время представления.

Можно сделать типовых кукол (дед, бабка, внучка, звери) и использовать их в разных спектаклях. Если вы захотите поставить новый спектакль, вам останется изготовить только недостающих героев.Наборы героев для разных сказок желательно разложить по подписанным конвертам.

Экран для спектакля бывает деревянным или картонным. Можно даже использовать вместо экрана раму для картин.

Картонный экран легче изготовить и декорировать, но он менее прочен.

Вовсе необязательно делать экран традиционно прямоугольным. Если вы серьезно увлеклись теневым театром, то можно изготовить целый набор экранов-декораций в виде замка, леса, избушки…

Наш экран сделан из деревянных реек. Его размеры таковы:

общая высота – 45 см
высота «маскировочной» ДВП – 15 см
высота экрана – 30 см
ширина рамки – 50 см
длина подставок (ножек) для рамки – 25 см.

Рамку необходимо покрасить, а нижнюю часть рамы можно украсить сюжетной картинкой.

Излюбленная тема для оформления экрана – звездное небо. Для своего театра мы обыграли сюжет сказки о золотом ключике. Украшения мы делали из изоляционного скотча серебристого цвета.

Для прочности детали можно покрыть клеем ПВА или лаком.

Экран закрывается тканью. Чтобы отмерить ткань правильно, обведите раму прямо на ткани и вырежьте прямоугольник, немного отступив от края (около 1 см по всему периметру).

С обратной стороны нижней рейки экрана приклеиваются пазы для держателей декораций. Мы использовали трубочку для коктейля, разрезанную на кусочки длиной около 3 см.

Натягиваем ткань и прикрепляем с помощью обойных гвоздиков. Чем ровнее натянуто полотно, тем четче будут контуры фигур.

За экраном, на расстоянии около 25 см устанавливается источник света – фонарь, диапроектор или настольная лампа.

Направление света – сверху и сзади, так руки кукловода будут незаметны, а тени получаются наиболее четкими. Руки кукловода находятся между экраном и источником света, а сам кукловод располагается за светом.

Советы кукловоду

Для первых представлений выбирайте простые сюжеты из народных сказок.
Хорошо отрепетируйте и изучите секреты теневого театра перед тем, как дать представление.
Если вы хотите, чтобы кукла или декорация незаметно исчезала или появлялась, поверните ее ребром к экрану и переместите.
Разложите кукол по порядку, и тогда во время спектакля зрителям не придется долго ждать выхода «артиста».
Во время спектакля включайте подходящую музыку.
Озвучивайте каждую куклу «ее» голосом.
Двигая источник света, вы добьетесь различных эффектов – изобразите ветер, бурю или снег.
В теневой театр можно играть везде, где есть яркий свет и ровная стена. Вместо кукол – пальчиковые фигурки.

В теневой театр дети влюбляются сразу. Сначала они увлеченно смотрят представления, а потом начинают изобретать сюжет сами. Пусть, независимо оттого, есть ли у ребенка режиссерские способности или нет, дома его всегда ждут овации.

Мы с сыном очень любим театр теней , это просто волшебство в темноте! С тех самых пор, когда мы вместе сделали с ним театр , наши представления проходят ежедневно. Там есть шаблоны еще по нескольким сказкам: Колобок, Заюшкина избушка, Мумий тролли, Три поросенка, Бременские музыканты, ёжик в тумане, цирк. Конечно же у нас уже скопилось очень много героев, шаблоны для театра теней все прибывают:)) Делюсь шаблонами , которые мне удалось найти в сети, а заодно и сказками к некоторым. Трафареты для теневого театра от Онлайн журнала бесплатные советы. Сказки для театра теней. Скачать шаблоны для театра теней.

Хочу еще отметить, что для шаблонов героев теневого театра не обязателен черный картон, годится цветной и даже белый, тень дает одинаково!

А, чтобы не путаться в большом количестве шаблонов, каждую сказку я делаю из картона разного цвета, понятно некоторые повторяются:) А храню в разных конвертах.

А еще мы делаем афиши для представлений и билетики:)

Скачать шаблоны для театра теней

Эти шаблоны для домашнего театра от ТЕАТР ТЕНЕЙ дома, По лунной дорожке

Буду выкладывать шаблоны по сказкам:

Малыш и Карлсон




Под грибом

Чебурашка






Красная шапочка

Звездочет

Гуси-лебеди



Сказки для театра теней

Гуси-лебеди

Красная шапочка

Под грибом

Как-то застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

Сидит под грибом - дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее…

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!

Куда же я пущу тебя? - говорит муравей. - Я один тут кое-как уместился.

Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт…

Бежит мимо Мышка:

Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

Потеснитесь немножко!

Потеснились - пустили Мышку под грибок.

А дождь всё льёт и не перестаёт…

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

Тут места нет.

Подвиньтесь, пожалуйста!

Подвинулись - нашлось Воробью место.

А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!..

Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.

Зайца не видели? - спрашивает.

Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

Не тут ли он спрятался?

Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба - радуются.

Муравей задумался и говорит:

Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

Эх, вы! Гриб-то…

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

Крошка енот

Крошка Енот был маленьким, но храбрым. Однажды Мама Енотиха сказала:

— Сегодня луна будет полной и светлой. Крошка Енот, можешь ли ты один сходить к быстрому ручью и принести раков на ужин?

— Ну да, конечно, — ответил Крошка Енот.- Я наловлю вам таких раков, каких вы никогда ещё не ели.

Крошка Енот был маленьким, но храбрым.

Ночью взошла луна, большая и светлая.

— Пора, Крошка Енот, — сказала мама.- Иди, пока ты не дойдёшь до пруда. Ты увидишь большое дерево, которое перекинуто через пруд. Перейди по нему на другую сторону. Это самое лучшее место для ловли раков.

При свете луны Крошка Енот отправился в путь.

Он был такой счастливый! Такой гордый!

Вот он какой -Пошёл в лес

Cовсем один,

Первый раз в жизни!

Сперва он шёл не спеша,

Вскоре Крошка Енот вошёл в густой-прегустой лес.

Там отдыхал Старый Дикобраз.

Он очень удивился, увидев, что Крошка Енот гуляет в лесу без мамы.

— Куда ты идёшь совсем один? — спросил Старый Дикобраз.

— А тебе не страшно, Крошка Енот? — спросил Старый Дикобраз.- Ты ведь знаешь, что у тебя нет того, что есть у меня, — таких острых и длинных иголок.

— Я не боюсь! — ответил Крошка Енот: он был маленький, но храбрый.

Сперва он шёл не спеша.

Вскоре он пришёл на зелёную полянку. Там сидел Большой Скунс. Он тоже удивился, почему Крошка Енот гуляет в лесу без мамы.

— Куда ты идёшь совсем один? — спросил Большой Скунс.

— К быстрому ручью! — ответил Крошка Енот гордо.- Я иду ловить раков на ужин.

— А тебе не страшно, Крошка Енот? — спросил Большой Скунс.- Ты ведь знаешь, у тебя нет того, что есть у меня: я разбрызгиваю жидкость с противным запахом, и все убегают.

— Я не боюсь! — сказал Крошка Енот и пошёл дальше.

Недалеко от пруда он увидел Толстого Кролика.

Толстый Кролик спал. Он приоткрыл один глаз и вскочил.

— Ой, ты меня напугал! — сказал он.- Куда же ты идёшь совсем один, Крошка Енот?

— Я иду к быстрому ручью! — сказал Крошка Енот гордо.- Это по ту сторону пруда.

— Оо-ооо! — сказал Толстый Кролик.- А ты не боишься Его?

— Кого мне бояться? — спросил Крошка Енот.

— Того, кто сидит в пруду, — сказал Толстый Кролик.- Я Его боюсь!

— Ну, а я не боюсь! — сказал Крошка Енот и пошёл дальше.

И вот наконец Крошка Енот увидел большое дерево, которое было перекинуто через пруд.

— Здесь мне надо перейти, — сказал сам себе Крошка Енот.- А там, на другой стороне, я буду ловить раков.

Крошка Енот начал переходить по дереву на ту сторону пруда.

Он был храбрым, но зачем только он повстречал Этого Толстого Кролика!

Ему не хотелось думать о Том, кто сидит в пруду, но он ничего не мог с собой поделать.

Он остановился и заглянул.

Кто-то сидел в пруду!

Это был Он! Сидел там и смотрел на Енота при свете луны. Крошка Енот и виду не подал, что испугался.

Он скорчил рожу.

Тот, в пруду, тоже скорчил рожу.

Что это была за рожа!

Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног. Он так быстро промчался мимо Толстого Кролика, что тот опять напугался. И вот он бежал, бежал не останавливаясь, пока не увидел Большого Скунса.

— Что такое? Что такое? — спросил Большой Скунс.

— Там, в пруду, сидит Кто-то большой-пребольшой! — вскричал Крошка Енот.- Я не могу пройти!

— Хочешь, я пойду с тобой и прогоню его? — спросил Большой Скунс.

— О, нет, нет! — ответил Крошка Енот торопливо.- Вы не должны этого делать!

— Ну хорошо, — сказал Большой Скунс.- Тогда захвати с собой камень. Только чтобы показать Ему, что у тебя есть камень.

Крошке Еноту хотелось принести домой раков. Поэтому он взял камень и пошёл обратно к пруду.

— Может быть, Он уже ушёл! — сказал Крошка Енот сам себе.- Нет, Он не ушёл!

Он сидел в пруду.

Крошка Енот и виду не подал, что испугался.

Он высоко поднял камень.

Тот, кто сидел в пруду, тоже высоко поднял камень.

Ой, какой это был большой камень!

Крошка Енот был храбрый, но он был маленький. Он побежал со всех ног. Он бежал, бежал не останавливаясь, пока не увидел Старого Дикобраза.

— Что такое? Что такое? — спросил Старый Дикобраз.

Крошка Енот рассказал ему про Того, кто сидит в пруду.

— У него тоже был камень! — сказал Крошка Енот.- Большой-пребольшой камень.

— Ну, тогда захвати с собой палку, — сказал Старый Дикобраз, — вернись обратно и покажи ему, что у тебя есть большая палка.

Крошке Еноту хотелось принести домой раков. И вот он взял палку и пошёл обратно к пруду.

— Может быть, Он успел уйти, — сказал Крошка Енот сам себе.

Нет, Он не ушёл!

Он по-прежнему сидел в пруду.

Крошка Енот не стал ждать. Он поднял вверх свою большую палку и погрозил ею.

Но у Того, в пруду, тоже была палка. Большая-пребольшая палка! И он погрозил этой палкой Крошке Еноту.

Крошка Енот уронил свою палку и побежал.

Он бежал, бежал

Мимо Толстого Кролика,

Мимо Большого Скунса,

Мимо Старого Дикобраза

Не останавливаясь, до самого дома.

Крошка Енот рассказал своей маме всё про Того, кто сидит в пруду.

— О мама, — сказал он, — мне так хотелось пойти одному за раками! Мне так хотелось принести их на ужин домой!

— И ты принесёшь! — сказала Мама Енотиха.- Вот что я тебе скажу, Крошка Енот. Вернись назад, но на этот раз…

Не строй рож,

Не бери с собой камня,

Не бери с собой палки!

— Что же я должен делать? — спросил Крошка Енот.

— Только улыбнуться! — сказала Мама Енотиха.- Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.

— И больше ничего? — спросил Крошка Енот.- Ты уверена?

— Это всё, — сказала мама.- Я уверена.

Крошка Енот был храбрым, и мама была в этом уверена.

И он пошёл обратно к пруду.

— Может быть, Он ушёл наконец! — сказал Крошка Енот сам себе.

Нет, не ушёл!

Он по-прежнему сидел в пруду.

Крошка Енот заставил себя остановиться.

Потом заставил себя заглянуть в воду.

Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду.

И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!

Крошка Енот так обрадовался, что стал хохотать. И ему показалось, что Тот, кто сидел в пруду, хохочет, точь-в-точь как это делают еноты, когда им весело.

— Он хочет со мной дружить! — сказал сам себе Крошка Енот.- И теперь я могу перейти на ту сторону.

И он побежал по дереву.

Там, на берегу быстрого ручья, Крошка Енот принялся ловить раков.

Скоро он набрал столько раков, сколько мог донести.

Он побежал обратно по дереву через пруд.

На этот раз Крошка Енот помахал рукой Тому, кто сидел в пруду.

А Тот махнул ему рукой в ответ.

Крошка Енот мчался домой со всех ног, крепко держа своих раков.

Да! Никогда ещё ни он, ни его мама не едали таких вкусных раков. Так сказала Мама Енотиха.

— Я теперь могу идти туда совсем один, когда хочешь! — сказал Крошка Енот.- Я больше не боюсь Того, кто сидит в пруду.

— Я знаю, — сказала Мама Енотиха.

— Он совсем не плохой, Тот, кто сидит в пруду! — сказал Крошка Енот.

— Я знаю, — сказала Мама Енотиха. Крошка Енот посмотрел на маму.

— Скажи мне, — сказал он.- Кто это сидит в пруду?

Мама Енотиха рассмеялась.

А потом сказала ему.

Театр теней широко практикуется в системе педагогического воспитания. При этом данный вид искусства, как правило, не требует сложного оборудования и серьезных актерских навыков, что дает дополнительные возможности для использования его как в образовательных учреждениях, так и в домашних условиях.

История возникновения

Согласно отдельным историческим источникам, театр теней как искусство зародилось в Древнем Китае, в эпоху династии Хань. По другой версии, теневой театр был заимствован из культуры Древнего Египта. Наиболее распространенным сюжетом для спектаклей в Китае был исторический эпос. В других же государствах, перенявших данный вид искусства, сюжет также имел собственную специфику. Так, например, в Индии теней чаще были ориентированы на религиозную тематику, а в Турции - на комедийную.

В нашей стране теневой театр появляется на рубеже 17-18 вв., во времена правления Анны Иоанновны. Так, например, его элементы применялись в рамках школьных театров в духовных семинариях и академиях.

Роль теневого театра в развитии детей

Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка - это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию малыша, развивают его воображение. Получение тех или иных персонажей здесь возможно, например, путем складывания пальцев определенным образом. Соответственно, это дает дополнительные возможности для развития ловкости рук ребенка, согласованности его движений.

При этом, если речь идет о раннем возрасте, то спектакль могут устраивать родители малыша. Дети же более старшего возраста уже способны сами принимать участие в спектакле. Для групповых занятий также возможно использовать теневой театр. В детском саду данные развлечения часто применяются в качестве упражнений для развития моторики и речи ребенка. А текстовое сопровождение, в свою очередь, стимулирует речевую культуру малышни.

Пальчиковый теневой театр

Данный вид является наиболее распространенным в работе с малышами. Он позволяет создавать теневой театр своими руками. Для его создания требуется ровный и лампа. Лампа должна находиться против центра экрана, на расстоянии нескольких метров от стены таким образом, чтобы свет падал прямо на нее. Лучше, если будет соблюдена следующая пропорция: ширина экрана равна расстоянию от лампы до экрана.

Материалом для экрана может служить любая полупрозрачная ткань либо калька, натянутая на фанерную раму.

Также подойдет простыня, закрепленная в дверном проеме. Или можно установить простую ширму, сзади которой будет располагаться источник света. При этом необходимо правильно выбрать ракурс, чтобы тень ведущего не перекрывала тени рук. Кроме того, для усиления эффекта в комнате должно быть максимально темно. Посредством складывания пальцев в определенную комбинацию вы получаете образ того или иного персонажа. Дальше все зависит от вашей фантазии. Чтобы сделать ваш спектакль более увлекательным, можно организовать чтение по ролям, включать соответствующий музыкальный фон и т. д.

Используемые образы

Силуэты для теневого театра можно выбирать самые разнообразные, в зависимости от сюжета вашего спектакля. Начинать лучше с более простых образов, постепенно усложняя комбинации. Самыми распространенными являются силуэты животных; также при помощи рук возможно изобразить человеческие фигуры, растения и различные предметы. При этом можно предоставить ребенку возможность самому называть персонажи или предметы, которые он видит. Также желательно изображать взаимодействие между персонажами: как они реагируют друг на друга, разговаривают, перемещаются в пространстве и т. д. Кроме того, каждый создаваемый образ можно сопровождать небольшим стихотворением, например: «Бабочка живет один день. Левое крыло бабочки - утренняя заря. Правое - вечерняя» (С. Козлов). Ваш спектакль будет более увлекательным, если при помощи персонажей рассказать сказку или басню (в которых присутствует небольшое количество героев). Например, хорошо подойдут басни И. А. Крылова.

Использование дополнительных средств

Если спектакль ориентирован на детей старшей группы детского сада, возможно, что пальчиковый теневой театр их увлечет меньше. Все-таки это занятие больше подходит для малышей. Как сделать теневой театр более ярким и запоминающимся? В данном случае возможно использование дополнительных средств. Так, например, если речь идет о спектакле в образовательном учреждении, а не о домашнем семейном вечере, лучше использовать настоящий, профессиональный экран.

Персонажами для спектакля могут стать как обычные куклы, так и специально изготовленные из различных материалов силуэты. При этом материал для вырезания персонажей лучше выбирать черного цвета. лучше прикреплять к палочкам. Можно усложнить действие, используя более подвижные формы. Так, например, это могут быть двигающиеся при помощи специальных веревочек.

Инструкция по изготовлению кукол

На тонком картоне делается эскиз, по которому вырезается головка будущего персонажа. При помощи клея либо канцелярской скрепки (также можно воспользоваться иголкой с ниткой) к головке прикрепляется бумажная трубочка для указательного пальца - вместе они образуют туловище куклы. В свою очередь, средний и кукловода становятся ногами персонажа. При этом фигурки лучше смастерить таким образом, чтобы их головы и конечности были двигающимися - это позволит сделать теневой театр для детей более динамичным и эмоциональным.

Затем в деталях необходимо сделать проколы и продеть в них отрезки проволоки, закручивающиеся с двух сторон по спирали. Для того чтобы смастерить кукле глазки, сначала также делаются проколы, отверстия которых впоследствии расширяются каким-нибудь заостренным предметом (шилом, ножом и др.). На отверстие наклеивается кружок, вырезанный из цветной прозрачной пленки. Затем детали куклы покрываются черной краской.

Пример изготовления персонажа: слоненок

Для придания фигуркам подвижности можно также использовать пуговицы. Вот пример изготовления фигурки слоненка для спектакля:

Вырезаются ноги и туловище из картона по шаблону;

На месте крепления первой и второй пары ног делаются маленькие отверстия;

Крепление пар ног осуществляется за счет резинки и пуговиц (резинка продевается в отверстия пуговиц, а ее концы пропускаются через ноги и туловище слоненка);

С обратной стороны конструкция также закрепляется при помощи пуговиц либо при помощи кусочка спички.

Таким образом, слоненок приобретает подвижное соединение, позволяющее изображать движение его ног во время спектакля.

Сцена и декорации

Если вы используете в спектакле кукол, то следует определиться со сценой, на которой будет проходить представление. Например, ее можно изготовить из большой прямоугольной коробки: в ней вырезается большое отверстие, которое потом заклеивается белым листом бумаги.

Также теневой театр выглядит более эффектным, если использовать декорации. Они могут быть вырезаны из бумаги и прикреплены по контуру экрана.

При этом важно, чтобы, с одной стороны, декорации были хорошо видны, а с другой - оставляли достаточно места для персонажей спектакля по центру экрана.

Таким образом, теневой театр в детском саду является не только элементом но и элементом их собственного творчества, а также компонентом системы воспитания и развития ребенка. Кроме того, занятия подобного рода стимулируют эмоциональную сферу детей - эмоции сопровождают как процесс подготовки представления, изготовления персонажей и декораций, так и непосредственно сам сюжет спектакля. Дополнительный эффект спектаклю, конечно же, добавляет занавес.

"Сказка на столике" или настольный театр

I. Плоскостной театр.

Персонажи и декорации - картинки. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. Купили готовые альбомы, вырезали героев и декорации. Сделали настольную ширму – ящик.

II . Театр из бросового материала .(из коробок от чая, одноразовых стаканчиков...) Развивает фантазию, умение работать с различным материалом.

III. Конусный театр . Данный вид театра сделан из картона. Он ярок, интересен для детей. Легок в манипулировании.

IV. Театр из деревянных моделей. («Лиса и журавль»). Очень практичный. Не бьется. Не мнется, удобен в хранении.

V . Театр на прищепках. Хорош тем, что развивает мелкую моторику пальцев рук.

VI. Пластилиновый театр.

VII. Театр игрушки. . Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) или сделанные своими руками (вязанные, сшитые из лоскутков) группируют по сказкам. Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре.

Они устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении. Ребенок полностью контролирует движение куклы, сопровождает персонажа словом. А возможность видеть лицо фигурки позволяет начинающему артисту лучше овладеть приемами кукловождения настольного театра: ребенок не заглядывает на другую сторону куклы, играет «для себя»; такой прием помогает артистам взаимодействовать друг с другом, не отвлекаясь на зрителей.

Стендовый театр:

1. Теневой театр. Для него необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные фигурки и источник света за ними. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

2. Театр картинок на фланелеграфе . Картинки для показа можно рисовать самим (это сюжеты или герои из сказок, рассказов), а можно выре­зать из старых книг, которые уже не подлежат реставрации. Их наклеивают на тон­кий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель. Хотя сегодня более актуален и практичен театр на магнитах.

Театр на руке.

1. Пальчиковый театр. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток, поролона. Фигурки можно сделать в виде конусов, цилиндров, колечек. Выкройка повторяет контур вы­тянутого пальца ребенка. Кук­ла должна надеваться свободно на любой палец руки кукловода. Лицо персонажа мож­но вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, веревки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань. Такие игрушки могут делать самостоятельно дети старшего возраста. Играть мож­но за ширмой или при непосредственном контакте. Наличие данного вида кукольного театра позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки, согласованности движений пальцев рук. Одновременно эта работа является фундаментом для плавного перехода к обучению приемам кукловождения кукольного театра с рукавичками..

Верховые куклы

1. Театр ложек и лопаточек. Самый простой и доступный для детей кукольный театр ложек. Необходимо учитывать уровень развития мышечной массы кисти, предплечья, плеча, т.к. организация игры предполагает использование напольной ширмы. В начале работы с этими видами кукольного театра используется напольная ширма с занавесом 70-80 см, дети-артисты располагаются на стульях.

2. Театр бумажных кукол на палочке. Дети вырезают из книг – раскрасок фигурки и приклеивают к ним палочки от мороженого.

3. Театр оригами - это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей. Для удобства кукловождения мы их прикрепили на палочки.

4. Театр на дисках.

5. Куклы на гапите или штоковая кукла. Самый простой гапит – просто вставленная в игрушку палочка – одна или две. Она не должна быть слишком толстой и тяжелой, иначе ребенок не сможет удобно взять ее в руку. Гапит не должен быть слишком коротким, но и не слишком длинным. Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста использую куклы на одном штоке. Учу держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев.

Театр живой куклы

Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать.

Под театром теней для детей обычно понимается не только театр с куклами, но и изображения теней животных при помощи рук. Родители могут поразить своего ребёнка ожившими картинками на самой простой стене.

История театра теней

Театр теней - искусство, зародившееся много веков назад. Увлекались им самые богатые и именитые, ведь марионетки изготавливались вручную из тонкой, отлично выделанной кожи верблюдов. Ажурные куколки, животные и птицы, раскрашенные мастерами во все цвета радуги, стоили дорого.

И только в 17 веке французы поняли, что таинство театра теней, своими руками изображающего невиданные фигуры, особенно захватывает детей, поэтому это искусство буквально за пару лет распространилось в виде настоящей ролевой игры.

Тени животных своими руками

Организовать театр теней в домашних условиях проще простого! В тенях животных нет ничего сложного, чаще всего достаточно всего двух рук, чтобы увидеть зайчика, собаку или птицу.

Итак, как сделать тени своими руками?

  1. Понадобится светлая стена или любой крупный предмет, завешенный белой простынкой;
  2. Солнечный свет или свет от яркой лампы должен светить прямо на стену, а не сбоку;
  3. Подойдите к стене таким образом, чтобы ваша собственная тень не падала прямо на стену;
  4. Сложите руки, как показано на любом из рисунков.

Тени животных своими руками можно ещё и оживить! Пошевелите пальцами, и ваш зайчик сложит уши, а птичка полетит. Научите своего ребенка изображению теней животных, это разовьёт моторику малыша и его пространственное мышление.