Не сырой дуб к земле. Задания для школьного этапа олимпиады по литературе (8 класс). I. Знание текстов художественных произведений

Олимпиадные задания для учащихся 8 класса

Задание 1.

Назовите произведение по их началу. Вспомните и запишите автора.

    Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

    Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

    –А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники?

    Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или потребностью в общении, она показывалась на улице, – ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели.

    У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это не помогало, или вызывало тошноту.

Задание 2.

Перед вами литературоведческие термины, они были собраны в четыре разные группы, но нечаянно перемешались. Определите, какие это были группы и распределите по ним термины.

Задание 3.

Расположите в хронологическом порядке следующие произведения русской литературы.

«Уроки французского»

«Тарас Бульба»

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол,» М.Ломоносова

«Повесть временных лет»

«Повесть о Петре и Февронии».

Задание 4.

Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены:

1.1 Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются, -

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.

1.2 Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

1.4 Любишь кататься, люби и саночки возить.

1.5 Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка

Задание 5.

Прочитайте стихотворение А.А.Фета и выполните задания.

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудёт и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

        • Какому времени года посвящено стихотворение? Как вы узнали? Какое настроение передал поэт?

          В чём своеобразие фетовского образа осени? Как рисует её поэт?

          Объясните смысл метафор в данном тексте.

          Определите размер этого стихотворения, характер рифмовки.

Итоговая работа по литературе.

1. Выбери правильный ответ (4 балла). Не является жанром устного народного творчества:
А) календарно-обрядовые песни
Б) поговорки
В) летописи
Г) былины

2. Назовите три основных рода литературы (3 балла).

3. Определите произведения (2 б.) и их авторов (2 б.) по приведенным портретным характеристикам. Укажите, чей это портрет (4 б.) (8 баллов).

А. От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.

Б. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросших широких бровей смело глядели небольшие карие глаза.

В. Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем .

Г. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта… была выразительно легка и чиста, как полет ласточки.

    Какие средства художественной выразительности использовали авторы? (4 балла)

А) Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю. Лермонтов.

Б) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.А. Бунин

    Укажите жанр древнерусской литературы.
    А) сказание
    Б) роман
    В) поэма
    Г) комедия

    Выбери правильный ответ (3 балла). Кто является автором поучения и наставления?
    А) Владимир Мономах
    Б) Ярослав Мудрый
    В) Петр Первый
    Г) Иван Грозный

    Прочитайте. Объясните значение выделенных слов. (5 б.) Напишите имя автора (2 б.) и название произведения (2 б.), откуда взят этот отрывок. (9 баллов)

«Скажи мне, кудесник , любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмёшь ты коня».

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время:

Теперь отдыхай! Уж не тупит нога

В твоё позлащённое стремя.

Прощай, утешайся – да помни меня.

Вы, отроки -други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;

В мой луг под уздцы отведите:

Купайте, кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите».

И отроки тотчас с конём отошли,

А князю другого коня подвели.

    Разгадайте кроссворд: ( 10*1 б.=10 баллов).

1) Лиро-эпическое произведение, т.е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера.

2) Назовите средство художественной выразительности: «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». (Н.В. Гоголь)

3) Одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев.

4) В фольклорных произведениях этот троп постоянный.

5) Название одного из родов литературы.

6) Назовите фигуру речи:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

С.А. Есенин

7) Троп, основанный на перенесении свойств одного предмета на другой по принципу их сходства.

8) Один из элементов сюжета. Момент наивысшего напряжения в развитии действия.

9) Назовите фигуру речи, использованную в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»:

Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

10) Один из трёхсложных размеров стихосложения.

9.Выбери правильный ответ (2 балла). К жанру устного народного творчества не относится:

предание

частушка

10.Выбери правильные ответы (4 балла). Бой с барсом описал _____ в произведении_________

А.С. Пушкин

«Моцарт и Сальери»

Н.В. Гоголь

«Бедная Лиза»

Н.М. Карамзин

М.Ю. Лермонтов

«Заколдованное место»

    Идею комедии «Ревизор» Н.В. Гоголю подсказал (2 балла)
    А) А. С. Пушкин
    Б) М. Ю. Лермонтов
    В) эта история случилась с ним самим

    Определите названия произведений, назовите их авторов (2 балла)

А) Очумелов

Б) Дефорж

В) Земляника

    Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены (10 баллов).

А) Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются, -

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице…

Б) Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

В) Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Г) Любишь кататься, люби и саночки возить.

Д) Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка.

14. Имя Елизавета имеет древнееврейское происхождение, означает «божья клятва, обет Богу (почитающая Бога)». Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? (2,5 б.) Кем они являются? (5 б.) Не забудьте указать авторов художественных произведений (2,5 б.).

*Назвать следует не более пяти имён.

Императрица Елизавета Петровна из «Оды на день восшествия…» М. Ломоносова (2 б.), крестьянская девушка из повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» (2 б.), воспитанница графини из повести А. Пушкина «Пиковая дама» (2 б.), дворянская дочь из повести А. Пушкина «Барышня-крестьянка» (2 б.).

Романс П. Чайковского на стихи Плещеева «Мой Лизочек »

Что из крыльев комаришки

Сделал две себе манишки,

И в крахмал, и в крахмал!

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что из грецкого ореха

Сделал стул, чтоб слушать эхо,

И кричал, и кричал!

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что из скорлупы яичной

Фаэтон себе отличный

Заказал, заказал!

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что из скорлупы рачонка

Сшил четыре башмачонка,

И на бал, и на бал!

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал

Что из листика сирени

Сделал зонтик он от тени,

И гулял, и гулял!

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что, надувши одуванчик,

Заказал себе диванчик,

Тут и спал, тут и спал.

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что наткать себе холстины

Пауку из паутины

Заказал, заказал.

15. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно) (9 баллов).

А) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ - всё это жанры эпоса.

Б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.

В) Если стихотворение написано прозой, оно всё равно относится к лирике.

Г) Эпилог - это заключительная часть большого повествовательного произведения.

Д) Эпиграмма - это вступление к большому литературному произведению.

Е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.

Ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.

З) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.

И) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

16. Сюжеты каких произведений русской литературы ХIХ – ХХ веков связаны с изображением дуэли? (за каждый правильный ответ 1,5 балла, максимально 6 баллов ).

17. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России (4 балла)

а) Тарханы;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Ясная Поляна;

г) Таганрог;

д) Константиново;

е) Михайловское;

ж) Грешнево;

з) Васильевка.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин, А.П. Чехов, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов.

18. Допишите литературоведческий термин, толкование которого дано далее (5 баллов).

а)_______ – род литературы, для которого характерна передача чувств, эмоций, настроения, мыслей.

б)_______ – произведение, охватывающее жизнь, поступки, столкновения многих героев, иногда – историю поколений, раскрывающее многообразие общественных отношений.

в)______ – момент наивысшего действия в художественном произведении.

г)______ – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

д)______ – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

    Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы задания (10 баллов)

У сгнившей лесной избушки,

Меж белых стволов бродя,

Люблю собирать волнушки

На склоне осеннего дня.

Летят журавли высоко

Под куполом светлых небес,

И лодка, шурша осокой,

Плывет по каналу в лес.

И холодно так, и чисто,

И светлый канал волнист,

И с дерева с легким свистом

Слетает прохладный лист…

И словно душа простая

Проносится в мире чудес,

Как птиц одиноких стая

Под куполом светлых небес!

(Н. Рубцов, 1964 г.)

1. К какой тематической разновидности лирики можно отнести стихотворение Н. Рубцова?

2. К какому приему, основанному на сопоставлении одного явления или предмета с другим, прибегает поэт в четырех последних строках стихотворения?

    В последней строке стихотворения использован троп, основанный на

переносе свойств одних предметов или явлений на другие. Как называется такой вид тропа?

    Как называется система рифмовки, которую использовал автор в данном стихотворении?

    Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и ответьте на вопросы (20 баллов)

Знаешь ли, Андрей, в жизни моей ведь никогда не загоралось никакого, ни спасительного, ни разрушительного огня? Она не была похожа на утро, на которое постепенно падают краски, огонь, которое потом превращается в день, как у других, и пылает жарко, и все кипит, движется в ярком полудне, а потом все тише и тише, все бледнее, и все естественно и постепенно гаснет к вечеру. Нет, жизнь моя началась с погасания. Странно, а это так! С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что я уже гасну! Начал гаснуть я над писаньем бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье, злую и холодную болтовню, пустоту, глядя на дружбу, поддерживаемую сходками без цели, без симпатии; гаснул и губил силы с Миной: платил ей больше половины своего дохода и воображал, что люблю ее; гаснул в унылом и ленивом хождении по Невскому проспекту, среди енотовых шуб и бобровых воротников, – на вечерах, в приемные дни, где оказывали мне радушие как сносному жениху; гаснул и тратил по мелочи жизнь и ум, переезжая из города на дачу, с дачи в Гороховую, определяя весну привозом устриц и омаров, осень и зиму – положенными днями, лето – гуляньями и всю жизнь – ленивой и покойной дремотой, как другие... Даже самолюбие – на что оно тратилось? Чтоб заказывать платье у известного портного? Чтоб попасть в известный дом? Чтоб князь П* пожал мне руку? А ведь самолюбие – соль жизни!

Куда оно ушло? Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал, никто не указал мне его. Ты появлялся и исчезал, как комета, ярко, быстро, и я забывал все это и гаснул...

Андрей не отвечал уже небрежной насмешкой на речь приятеля. Он слушал и угрюмо молчал.

– Ты сказал давеча, что у меня лицо не совсем свежо, измято… да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас. Итак, двенадцать лет, милый мой Андрей, прошло: не хотелось уж мне просыпаться больше.

(И.А. Гончаров «Обломов»)

    Как называется развернутое высказывание одного персонажа, обращенное к определенному лицу?

    Кому принадлежит это высказывание? К кому обращается герой?

    Как называется художественный прием («в хождении по Невскому проспекту, среди енотовых шуб и бобровых воротников» ), при котором часть явления называется в значении целого?

    Герой переезжал «из города на дачу, с дачи в Гороховую». А кто из героев романа живёт на той улице? (2 б.)

    Какой художественный прием является наиболее характерным для речи персонажа?

    Каким термином обозначают способ изображения внутренней жизни человека в художественном произведении?

    Найдите в тексте слово, которое является наиболее точным определением жизни героя.

    Назовите русских критиков XIX века, написавших наиболее яркие статьи о романе, из которого взят отрывок.

    Кто из русских писателей тоже описывал Невский проспект и назвал свою повесть «Невский проспект»? (2 б.)

    Как звали возлюбленную героя, которая стала женой его визави? (2 б.)

2 – эпос, лирика, драма

3 – А. Портрет Владимира Дубровского. А.С. Пушкин «Дубровский».

Б. Портрет Фомы, по прозвищу Бирюк. И.С. Тургенев «Бирюк».

В. Портрет толстого. А.П. Чехов «Толстый и тонкий».

Г. Портрет Ассоль. А. Грин «Алые паруса».

4 – А. Сравнение

Б. Олицетворение

5. Сказание

6. Владимир Мономах

7. Кудесник – волхв, волшебник, предсказатель, провидец, чудотворец.

Отрок – здесь: младший княжеский дружинник. Если указано значение «подросток, юноша».

А.С. Пушкин, «Песнь о вещем Олеге»

12. А) А.П. Чехов «Хамелеон», Б) А.С. Пушкин «Дубровский», В) Н.В. Гоголь «Ревизор», Г) А.С. Грибоедов «Горе от ума»

13. А) Былина. Б) Житие. В) Басня. Г) Пословица. Д) Загадка.

14. *Роман Л. Толстого «Война и мир». Болконская Лиза , жена Андрея Болконского .

*И. Тургенев – "Дворянское гнездо" (Лиза Калитина).

*Н. Лесков «Левша». Создавая колорит достоверности, автор упоминает подлинные исторические имена (император Александр Павлович, жена его – Елизавета Алексеевна, брат императора – Николай Павлович, дочь Николая – Александра Николаевна). Императрица Елизавета Алексеевна, ставшая вдовой, лишь усмехалась, слыша о забавах мужа, говорила, что не вдовье дело развлекаться с помощью диковинных вещей.

*Лизавета – младшая (сводная) сестра Алены Ивановны. «Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои…» (Преступление и наказание Достоевский Ф.М.).

15.

16. А.С. Пушкин – «Выстрел», «Евгений Онегин»; М.Ю. Лермонтов – «Герой нашего времени»; И.С. Тургенев – «Отцы и дети»; А.И. Куприн – «Поединок», Л.Н. Толстой «Война и мир».

17. а) Тарханы - М.Ю. Лермонтов;

б) Спасское-Лутовиново – И.С. Тургенев;

в) Ясная Поляна – Л.Н. Толстой;

г) Таганрог – А.П. Чехов;

д) Константиново – С.А. Есенин;

е) Михайловское – А.С. Пушкин;

ж) Грешнево – Н.А. Некрасов;

з) Васильевка – Н.В. Гоголь

18. а) лирика, б) роман, в) кульминация, г) сюжет, д) сатира.

19. 1 – пейзажная

2 – сравнение

3 – метафора

4 – аллитерация

5 – перекрестная

20. 1 – монолог

2 – Илье Ильичу Обломову; к Андрею Штольцу

3 – синекдоха/метонимия

4 – уже с первых страниц романа Гончарова читатель узнаёт, что на Гороховой улице в большом доме живёт Илья Ильич Обломов. Эта улица была одной из главных в Петербурге, на ней жили представители высших слоёв общества.

5 – метафора

6 – психологизм

7 – гаснуть/погасание

8 – Н. Добролюбов, Д. Писарев

9 – Н.В. Гоголь

10 – Ольга Ильинская


Задание 1.

Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора.
1.1 - А где же ключик?

Здесь и ключ перед вашими очами.

Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?

Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп.
1.2 - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

На плотине-то?..

Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.

Ну, что такое случилось? Сказывай…

Задание 2.

Назовите имена «соперников Руслана» и произведение А.С. Пушкина, из которого отрывок:
В унынье, с пасмурным челом,

За шумным свадебным столом

Сидят три витязя младые

Безмолвны, за ковшом пустым,

Забыты кубки круговые,

И брашна неприятна им;

Не слышат вещего Баяна;

Потупили смущенный взгляд:

То три соперника Руслана…


  1. Историко-литературные задания.
Задание 1.

О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях?

1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге»»

1.2 Лермонтов «Бородино»

Задание 2.

Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями следующих произведений:

Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством», А.С. Пушкин «Полтава»

III . Знание теории литературы.

Задание 1.

Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены:
1.1 Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются, -

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.
1.2 Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.
1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

1.4 Любишь кататься, люби и саночки возить.
1.5 Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка.


  1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке:

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Всё вторит весело громам.
IV . Интерпретация художественного произведения.
Почему учитель предложил герою написать «честное изложение»?
ВИКТОР ГОЛЯВКИН

Двойку все-таки я получил. Хотя я вовсю старался. Почти все у Мишки списал.

Двойки я получал и раньше. Но то было раньше, а то теперь. От папы давно нет писем. С того дня, как он уехал. Я все боялся: придет письмо, папа спросит в письме, как там Петя, как учится, что я отвечу?

Нужно было исправить двойку. Ждать я больше не мог. Я решил объяснить все Пал Палычу.

Мда… - сказал он. – Семь ошибок в одном изложении. Но выход есть. Вот возьми эту книжку. Вот этот рассказ. Ты прочтешь его дома. Разок или два. Но не больше. Закроешь книжку и будешь писать. Только чур – не заглядывать. Понял?

А кто будет смотреть, заглядываю я или не заглядываю? – сказал я.

Никто не будет смотреть. Не такой ты уже и маленький. Взрослый парень. Что за тобой смотреть!

Как же так? – удивился я. – Я ведь буду смотреть.

Не думаю, - сказал он.

Почему же?

Потому что на честность. Такой уговор. Как же можно смотреть! Тогда будет нечестно.

Вот это да! – удивился я.

Я тебе верю, - сказал Пал Палыч. – Я доверяю тебе – вот и все!

Так-то оно так, - сказал я, - но кто будет знать?

Конечно, конечно, - сказал я, - конечно…

Я, наверное, был растерян. Такого еще я не видел. Это прямо-таки удивительно!

Я прочел рассказ только два раза. Больше я не открыл книжку. Хотя мне очень хотелось. Я писал с трудом. Так хотелось мне заглянуть в рассказ! Даже в классе писать было легче. Там можно было спросить у Пал Палыча. Можно было списать у соседа. А здесь было все на честность.

Я все написал, как запомнил. Пал Палыч прочел и сказал:

Человек ты, я вижу, честный. Так и отпиши отцу.

А как же двойка?

А откуда вы знаете, - спросил я, - честный я или не честный?

Сразу видно, - сказал Пал Палыч, - по изложению видно.

8 класс


  1. Знание текстов художественных произведений.
Задание 1.

Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора.
1.1 И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.
1.2 Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.
1.3 И грянул бой…

В огне, под градом раскаленным.

Стеной живою отраженной,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.
Задание 2.

Узнай произведение по его финалу, назови автора.

2.1 «- Вишь, поплелся! – пробормотал он, - да я его!..

Через полчаса он простился со мной на опушке леса».


    1. «И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!..»
II
Задание 1.

Что связывает Черную речку и гору Машук?

2.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»

2.2 «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы»

2.3 «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

III . Знание теории литературы.

Задание 1.

Определите жанр произведений древнерусской литературы.
1.1 «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и…»

1.2 «Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться».

1.3 Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя…

Задание 2.

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке?
Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

IV .Интерпретация лирического произведения.
.

1. Прочитайте стихотворение А.А.Фета.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена –

И над душою каждою

Проносится весна.

2. О чём это стихотворение, в каких строках заключена главная мысль произведения?

3. Назовите образный ряд стихотворений.

4. Определить приёмы и средства выразительности, используемые для раскрытия идеи произведения.

5. Определить стихотворный размер.

Олимпиада по литературе

9 класс


  1. Знание текстов художественных произведений
Задание 1.

Перед вами послания и отрывки из посланий литературных героев. Кто кому пишет? Укажите произведение и его автора.


    1. «Государь мой премилостивый,

Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю -- потому что я не шут, а старинный дворянин. -- За сим остаюсь покорным ко услугам ………………………..»


    1. «Любезная племянница! Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известий! Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с божей помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу... Которым тебя, моя любезная племянница, тебя делаю наследницею...»

    1. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

1.4. «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги».
Задание 2.
В приведенных отрывках говорится о домашних учителях литературных героев. Назовите там, где возможно, имена учеников и учителей. Укажите автора и произведение.
2.1 … в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour etre outchitel, не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности… Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал.
2.2 По-французски и всем наукам обучал его немец… Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно – лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правда сказать, и мы им довольны… он ребенка не неволит.
2.3 Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!
II . Историко-литературные задания.

Кто из героев повести А.С.Пушкина является историческим лицом, а кто – вымышленным?

Задание 1.

1.1 «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло шестнадцать лет»

1.2 «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».

Задание 2.

Распределите произведения в соответствии со временем их написания:

«Путешествие из Петербурга в Москву», «Недоросль», «Повести Белкина», Бедная Лиза».
III . Знание теории литературы.

Задание 1.

Определите размер стихотворения М. Ю. Лермонтова.

И гордый Демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня.

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда.

И, дав предчувствие блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

Задание 2.

Установите по приведённым ниже определениям литературоведческий термин.

А) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития.

Б) Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие – либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.

В)Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

IV . КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА.
Дайте анализ и истолкование прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите свое к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей.

В.Шукшин « Век живи - век учись»
80-летний Егор Кузьмич лежал на печке и стонал. За столом сидел восьмиклассник Юрка и учил уроки. Юрка иногда удивлял его своими знаниями, а старик хоть и спорил, но Юрку любил.
- О чем сейчас читаешь?
-О космонавтах.
-И зачем они туда летают?
-Ну, ты даешь, дед! А что они, будут лучше на печке лежать?
-Ну тогда объясни, для чего же ты учишься?! Чтобы на стариков злиться?
-Ну, во-первых, освоение космоса –это…надо. Разве не интересно поглядеть на инопланетян?
-Они такие же, как мы?
-Я точно не знаю, может, немного пострашнее,- ответил Юрка.
-Жениться, что ли, друг на друге будете?- засмеялся дед.
-Да нет, может, у них все уже открыто, а мы только первые шаги делаем…А медицина у них такая, что люди будут до ста-ста двадцати лет жить…
-Ну, это ты врешь.
-Может быть, соседи наши по Галактике открыли уже такое лекарство.
-А кто сто двадцать лет жить захочет, надоест,- пожал плечами дед.
-Ты не захочешь, а другие – с радостью, если будет такое средство.
-А ты вот кем хочешь стать?- спросил старик.
-Хирургом буду.
-А сколько хирурги получают, наверное, много?
-Наоборот, им мало платят, сейчас, правда, прибавили…
-Так зачем мучиться столько лет? (26)Учись на шофера, деньги будешь хорошие зарабатывать. Жили раньше без учебы – и ничего, без хлеба не сидели.
-У вас только одно на уме,- махнул рукой Юрка,- раньше да раньше…
-А у вас только одно на языке: будет да будет…Трепачи…А в книгах твоих читать нечего – вранье одно.
-Нечего? А знаешь ли ты, что когда академик Павлов умирал, то позвал студентов и стал и диктовать, как умирает…
«Вот,-говорит,-сейчас у меня холодеют ноги – записывайте»….Потом руки у него отказали…А потом он умер.
-А у тебя есть его фотография?
Старик внимательно начал разглядывать маленькую фотографию из учебника, а потом спросил:
-А у него родные были?
-Были, наверное, я точно не знаю. Завтра узнаю в школе.
-Были, конечно, если бы был один, то не диктовал бы… Одному плохо.
Юрка не стал возражать.

Конечно,- согласился он,- одному плохо…

ЛИТЕРАТУРА

8 класс

Пользу книг ничем не измерить,
Книга в жизнь открывает двери.
В. Маяковский

1-й уровень (6 заданий = 40 баллов)

    1. Назовите изученные жанры древнерусской литературы. ( 2*2 б.=4 балла)

      Дайте определение термину: «Гипербола - это…». (2 балла)

1.3. Ответьте на вопрос. (8 баллов)

Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы? (4*2 б.=8 баллов)

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Волк на псарне» И.А. Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

    1. Какие средства художественной выразительности использовали авторы? ( 2*4 б.=8 баллов) .

    Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю. Лермонтов

2) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.А. Бунин

    1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)? Свой ответ кратко аргументируйте (2 предложения) (6 баллов).

      Буря мглою небо кроет,

      Вихри снежные крутя:

      То как зверь она завоет,

      То заплачет, как дитя…

      А.С. Пушкин

      Душно! Без счастья и воли.

      Ночь бесконечно длинна.

      Буря бы грянула что ли?

      Чаша с краями полна!

      Н.А. Некрасов

      Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены(12 баллов).

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.

Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка.

2-й уровень

2.1 . Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

И.С. Тургенев

Собака

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,

что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами...

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль, 1878

Опорные вопросы :

а) Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? Каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?

б) В очень коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. Какой художественной цели служат эти повторы?

г) Как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности?

3-й уровень . Творческое задание (1 задание – 20 баллов)

3.1. Напишите сочинение-миниатюру(0,75 страницы) на одну из предложенных тем. (10 + 10= 20 баллов)

Разрешите представить моего любимого писателя

Содружество читателей будущего

Виват, романтика! (По творчеству А. Грина и др. писателей)

4-й уровень . Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения (20 баллов)

Всего 100 баллов

Ответы:

    1. 4 б. (2+2)

Житие, сатирическая повесть

1.2.

Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.

1.3.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» рассказывает о трёх подвигах Александра Невского: битва на Неве, Ледовое побоище, поездка в Орду.

Басня И. Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне казачества с польскими панами (XVI век).

Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (макс. – 8 б.)

1.4.

1) Сравнение, сравнение. 2) Олицетворение, олицетворение.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (макс. – 8 б.)

1.5.

Н.А. Некрасов

Аллегория: образ бури - социальные перемены.

А.С. Пушкин

Поэтическое описание бури как природного явления.

1.6.

1) Былина. 2) Басня. 3) Пословица. 4) Загадка.

Оценка: по 3 балла за правильный ответ (макс. – 12 б.)

2.1.Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)