Музеи трамваев и троллейбусов. Музей трамваев в Нижнем Новгороде. Поедем

В 2008 году в Санкт-Петербурге презентовали современный музей транспорта Спб. Как правило, музей известного городского электротранспорта в Санкт-Петербурге делится на три части. Экспозиции музея состоит из освещающих этапов становления и развития троллейбусного и трамвайного сообщения. В этом месте представлены старые модели троллейбусов и трамваев. Гости могут увидеть различные музейные материалы.

История

Открытие первого музея произошло 29 сентября 1967 года. Музей электрического транспорта на Васильевском острове в Санкт-Петербурге расположен на трамвайном складе, построенном в 1906-1908 годах. Музей был основан в 1967 году. Его основное внимание уделяется истории трамвайных и троллейбусных маршрутов в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день коллекция насчитывает 45 восстановленных трамваев и 18 троллейбусов, а также моделей (в том числе моделей конных машин предшествовавших электрическим трамваям).

В галерее также представлены фотографии, обмундирование, кассовые аппараты и другие произведения, касающиеся работы трамвая. Посетители могут посетить музей в течение часа. На территории проводятся экскурсии как на русском, так и на английском языке. Экскурсию с англоговорящим гидом следует забронировать раньше через интернет. Во время своих визитов посетители могут зайти в каждую машину, если они того пожелают.

Описание музея

Сегодня здание позволяет следить за развитием общественного транспорта Санкт-Петербурга с начала XX века. Основным преимуществом выставки является ее полная интерактивность, почти все экспонаты представляют собой аутентичные образцы оборудования из разных эпох. Посетители могут рассматривать их, заходить внутрь даже ездить на трамвае или автобусе. Обновление исторических памятников общественного транспорта - основная задача сотрудников музея. Здесь также проводятся важные мероприятия с целью улучшения и развития культуры использования городского электротранспорта (трамваев и троллейбусов) в России.

В последние годы быстро набирает популярность и среди людей, которые интересуются историей транспортного сообщения. Также роль данного музея значительно растет в культурной жизни: с 2011 года он принял участие в международном мероприятии «Ночь музеев» и в фестивале музейных программ «Детские дни в Петербурге».

Важно! В музее активно участвуют волонтеры, которые помогают и поддерживают поиск и доставку исторических технологий на Васильевский остров. Все реставрационные и ремонтные работы проводятся на территории музея с 2011 года.

Немного истории про вагоны

В 1982 году появился репликар английского вагона Brush (именно они впервые вышли на городские маршруты в 1907 году). Трамвай, ставший одним из первых экспонатов музея, был построен на базе служебного вагона МС-1 1929 года. Впоследствии он использовался как экскурсионный и даже участвовал в киносъемках. Так, его можно увидеть в фильмах «Как стать звездой» (1986 г.), «Собачье сердце» (1988 г.) и других картинах.

Вторая половина восьмидесятых годов была выделена для создания коллекции трамвайных вагонов. Это произошло по инициативе Андрея Юрьевича Ананьева - главный инженер в трампарке № 7. В сентябре 1997 года был выполнен маршрут Brush (Бреш). Коллекция состояла из трамваев категории ЛВС-86А (первый в России с двигателями переменного тока) и трехсекционный восьмиосный ЛВС-93, которые передали в музей спустя несколько лет.

Функциональность комплекса

Экспозиция

Музей горэлектротранспорта в городе Спб функционально разделен на три части. В первой размещены непосредственно экспозиции по истории развития электротранспортного сообщения в городе, организации работы парков и подвижного состава с 1860 года по наши дни. Все это находится на стендах в большом помещении второго этажа здания депо № 2 общей площадью 203 кв. м.

Важно! Трамвайный парк должны были ликвидировать. Специалисты решили сохранить лишь некоторые фрагменты.

Вторая часть представляет собой открытую площадку из пяти железнодорожных путей площадью 1015 кв. м, на которых размещены 16 отреставрированных трамвайных вагонов выпуска с 1900 по 1989 годы. Все экспонаты в рабочем состоянии и сдаются руководством музея в аренду для церемониальных и экскурсионных поездок. В депо, кроме того, имеется экспозиция из четырех отреставрированных троллейбусов.

Как можно заказать экскурсионный тур в музей

Экскурсии

Экскурсии проходят в только по выходным. Гостям предлагают интересные экскурсии, где рассказывают детали о развитии транспортного сообщения в Северной столице. Режим работы: 10:00, 11:30, 14:00 и 16:00. Персональный экскурсовод расскажет об особенностях развития представленной техники.

Жители Северной столицы могут заказать проведение экскурсии для организованных групп на определенную дату и время. Для этого нужно заранее позвонить по телефону +7 812 321-54-05.

Расписание работы музея

Со среды по воскресенье возможно свободное посещение (кассы закрываются в 16:30), экскурсии проводятся только по выходным. Приобрести билет в петербургский музей в Спб автобусов можно заранее на официальном портале .

Музей трамваев Спб находится на территории бывшего Василеостровского трамвайного парка (трамвайного парка № 2) и является подразделением СПб ГУП «Горэлектротранс». Здесь можно увидеть ретро трамвайчик и электрический троллейбус (в том числе «первый трамвай», запущенный в Петербурге в 1907 г.). В музее 45 вагонов трамваев и 18 троллейбусов. Некоторые из них находятся на ходу и используются для городских парадов, киносъемок, экскурсий (за дополнительную оплату).

Обратите внимание! В данный момент часть территории парка занимает единственный в Санкт-Петербурге Музей городского электрического транспорта.

«Васильевский трамвайный парк» был открыт в сентябре 1907 года. Специалисты разработали специальный проект, чтобы запустить электрический трамвай в Санкт-Петербурге. В 1922 году название «Василеостровский» было изменено на № 2 и имя А.П. Леонова.

По состоянию на февраль 2018 год музей работает со вторника по воскресенье. Вход в музей на экскурсию городского электротранспорта осуществляется четыре раза в день: в 10:00, 11:30, 14:00 и в 16:00. Чтобы посмотреть стоимость в музей трамвая в Спб, нужно посетить официальный сайт . Обычно цена на 2018 год - 250 рублей для взрослых, 70 руб - для льготных категорий граждан (школьники, студенты дневной формы обучения, пенсионеры, работники ГЭТ), дети до 5 лет - бесплатно. В музее разрешена фотосъемка.

Контакты для посещения музея в Спб

Основная информация

Для того чтобы добраться до месторасположения, нужно ознакомиться с информацией.

Адрес: Средний проспект В.О., 77А, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Россия, 199106

Время работы: Открывается/Закрывается в 18:00

Контактный телефон: +7 812 321-54-05

Билеты можно приобрести онлайн на официальном портале .

Музей электротранспорта в Санкт-Петербурге официальный сайт: www.getmuseum.ru

Многие туристы обычно задаются вопросом, как можно добраться до музея. Самый простой способ: на метро до Василеостровской, дальше на маршрутке К-44, она стоит напротив метро прямо у входа в ресторан McDonalds, или К-30.

Обратите внимание! Время в пути 5-7 минут, пешком же идти больше минут 20-25.

Кроме наземного транспорта с площади курсирует маршрутка каждые 30 минут. Стоимость билета составляет около 70 рублей.*

Полезные сведения для посетителей музея в Санкт-Петербурге

Полезные услуги для туристов

Музей электротранспорта в Спб находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

В завершение следует отметить, что здания Василеостровского трампарка возведены с использованием образцов металлической и железобетонной конструкции. Уникальные три здания имеют свои назначения, то есть их распределили по категориям. Сооружение депо делится пополам на два так называемых «полусарая» поперечной капитальной стеной с 8 проездами. Административные здания, которые располагаются в данном музее, формируют фронт застройки по Среднему проспекту. Они были построены в 1908-1915 годах.

*Цены актуальны на сентябрь 2018 г.

Петербургский музей городского электрического транспорта расположен на территории Василеостровского трамвайного парка.

Трамвайный парк на Васильевском острове - самый первый в городе на Неве. Он был открыт в 1907 году и проработал ровно 100 лет. Теперь здесь музей, посетители которого могут ознакомиться с историей петербургского трамвая и троллейбуса. Первоначально экспозиция находилась в другом месте, и именно её переезд на Васильевский остров позволил сохранить это старое депо, которое теперь признано памятником архитектуры.
Начало музею положила коллекция исторических трамвайных вагонов. Из них только вагон конки, предшественницы и основной конкурентки трамвая, является макетом. Его в своё время изготовили для киностудии Ленфильм.
Все остальные экспонаты музея - настоящие трамваи, в разные годы работавшие на улицах города. В начале ХХ века именно трамвай был основным видом городского общественного транспорта. Автобусы, троллейбусы и метро потеснили его гораздо позднее. Музейные экспонаты содержатся в прекрасном состоянии, все они на ходу. Многие являются в прямом смысле слова подвижным составом, участвуя в экскурсиях и ретро поездках по Петербургу.
Интересно, что именно в Петербурге, ещё в 80-е годы XIX века, впервые в мире на конку был установлен электрический двигатель. Однако ни пользоваться этим изобретением, ни патентовать его не стали. И трамвай в Питере появился позже, чем в других крупных городах России. Здесь было очень сильное противодействие со стороны владельцев конок, трамваи не пускали на улицы, и сначала они пошли по льду Невы.
Первые питерские трамваи были произведены в Англии, на заводе Brush, и горожане окрестили их Брешками. Музейная Брешка воссоздана специально для ретро экскурсий на базе вагона более поздней модификации.


Затем появились и вагоны отечественного производства.



Трамваи серии ЛМ-33 и ЛП-33 (моторный и прицепной) в 1933 году начал выпускать Ленинградский вагоноремонтный завод. Этими трамваями вагоновожатые уже управляли сидя (прежде им приходилось стоять). Такие вагоны окрестили Американками, они ходили по городу вплоть до 1979 года.
После войны на базе ЛМ-33 начали делать цельнометаллические ЛМ-47, которые были прозваны Слонами. А появившиеся позже ЛМ-57, покрашенные в синий цвет вместо привычного красного называли Стилягами.


Всего в музее более двадцати ретро трамваев разных годов выпуска.




Троллейбусы появились в музее не сразу. В том, что экспозиция не осталась чисто трамвайной, заслуга одного из сотрудников музея, Алексея Гонтарева. Именно он отыскал в Ленинградской области и полностью восстановил довоенный троллейбус ЯТБ-1 - единственный сохранившийся в мире.

(я скомпилировал такое обращение в электронную приемную (об этом ниже, по ссылке), публикую, чтобы вы не тратили время на него. А еще хочу авиамузей на Ходынке (Э.К.):

_____
О восстановлении музея городского пассажирского транспорта

Музей городского пассажирского транспорта Москвы с натурными экспонатами трамваев, троллейбусов, автобусов и спецтехники в 2002 году был закрыт.

При этом, московская коллекция электротранспорта насчитывает 50 экспонатов и является самой ценной в мире в том числе и потому, что самая полная: в экспозиции представлены все типы подвижного состава, работавшие в Москве, начиная от вагона конки (построенного в 1874 году).

Считаю, что нужен постоянный музей пассажирского транспорта ГУП «Мосгостранс» в Москве. Хорошее место для музея — Миусский парк конно-железных дорог, основанный в 1874 году. Это первый в России трамвайный парк, сейчас на его территории находится 4-й троллейбусный парк (улица Лесная дом 20).

Прошу рассмотреть вопрос о восстановлении музея.
______

А ниже исходный текст:


_____
Музей городского пассажирского транспорта Москвы с натурными экспонатами трамваев, троллейбусов, автобусов и спецтехники в 2002 году был закрыт по приказу Лужкова в связи со строительством бессмысленного монорельса.
С тех пор монорельс ежегодно кушает деньги московского бюджета, потребляя денег как метро, а перевозя людей как автобус, а музей так и не обрел нового места дислокации.

Раньше он располагался в старом трамвайном депо имени Баумана. С тех пор шло много разговоров куда его перенести, в основном говорили почему-то о районе Строгино (куда перенесли Краснопресненское трамвайное депо после снятия трамвая на Ленинградке и Пресне).

Спроектировать его должны были в 2007 году, а начать строительство обещали в 2008-2009 годах, но кажется, что-то пошло не так: экспонаты по-прежнему валяются в разных депо Москвы и начинают подгнивать. Выглядит это примерно так:


Вот, например, один из экспонатов 1946 года. Его пытались реставрировать, но так и не закончили — нужных деталей уже давно не достать. 21 год этот троллейбус был в эксплуатации, затем его списали.

А вот это трамвай 1908 года выпуска, модель «Ф» №164

Вот этот трамвай на Бульварном кольце в 1946 году

Сейчас можно зайти внутрь. То есть можно бы было зайти, если бы имелся музей. Вагон сохранился

Московская коллекция электротранспорта насчитывает 50 экспонатов и является самой ценной в мире в том числе и потому, что самая полная: в экспозиции представлены все типы подвижного состава, работавшие в Москве, начиная от вагона конки (построенного в 1874 году). Вот он, кстати (1900 год):

На ежегодных выставках исторического подвижного состава на ВВЦ москвичи и гости столицы могут видеть только малую часть коллекции.

Все остальные недоступны широкой публике. И очень зря — сходить в музей транспорта было бы отличным способом провести выходные с детьми. Это вообще одна из самых интересных тем для музея.

Но у нас всё с этим печально. Если вы надумаете посетить даже сайт пассажирского музея транспорта Москвы , то найдете там в буквальном смысле ничего.

Обидно. Такие проблемы редки, вот, скажем, в Санкт-Петербурге есть отличный музей городского транспорта. Он расположен на территории старейшего в городе трамвайного депо

Или вот Лондон

Хотя у нас самая богатая коллекция экспонатов.

Мировая практика показывает, что воссоздание аналогичного музея транспорта в Москве откроет новые возможности по повышению уровня технической культуры москвичей, также поспособствует развитию экономики Москвы, вырастет роль общественного транспорта, ну и самое главное — привлечет туристов со всех концов Европы и мира (это из письма Горпроектов в Дептранс скопипастил, не пугайтесь).

Нужно, в общем, постоянный музей пассажирского транспорта ГУП «Мосгостранс» в Москве сделать. Городские Проекты считают, что хорошее место для музея — Миусский парк конно-железных дорог, основанный в 1874 году. Это первый в России трамвайный парк, сейчас на его территории находится 4-й троллейбусный парк.

Насколько мне известно, сейчас есть планы по освобождению 4-го троллейбусного парка. Там действительно сложно работается: парк маленький, и троллейбусы ночуют на окрестных улицах. Если эти планы реализуются, то хорошо бы не продавать землю под строительство небоскрёба, а устроить в этом историческом месте постоянный музей транспорта.
Расположение удачное: улица Лесная дом 20, 10 минут пешком от метро Менделеевская. Удачнее места для музея сложно придумать.

"Наконец-то!" - думал я, читая новости о том, что в Москве появился музей общественного транспорта. Вообще он уже был в Москве в 2001-2002 годах и располаглся на территории трамвайного депо имени Баумана, но в связи с начавшимся строительством, был закрыт, а экспонаты хранились в самых различных парках и депо и демонстрировались лишь эпизодически. Теперь же историческая несправедливость исправлена и не нужно ждать парадов или специальных выставок, чтобы увидеть ретротроллейбусы. На мой взгляд, это очень важное событие в жизни городского транспорта


1. Музей находится на улице Рогожский вал. Многим это место знакомо, как музей ретро-автомобилей. Действительно, это один и тот же музей, только теперь его передали Мосгортрансу и дополнили экспозицию общественным транспортом

2. Часть экспонатов пока что лишь ждёт своего времени на площадке на улице, как, например, троллейбусы (слева направо ТБЭС-ВСХВ, СВАРЗ-МТБЭС и МТБ-82Д)

3. Автобусы: достаточно популярный в своё время Икарус 280

4. Труженик ЛиАЗ 677. Самое интересное, что автобусы, выставленные на улице, в парадах не участвовали

5. ЛАЗ-695Н

6. Вообще на территории довольно интересно

7. Будущие экспонаты ожидают реставрации

8. Кстати, вход на территорию свободный, так что можно пользоваться моментом

9. Один из красивейших троллейбусов был создан для для экскурсий по ВДНХ (в прошлом ВСХВ), он использовался на специальном кольцевом маршруте длиной 9,5 км

10. Сам музей расположен в здании бывшего автомобильно-экспедиционного комбината № 4, который был закрыт в 1999 году. Здесь оборудован "красный уголок"

11. Основную массу экспонатов представляют, конечно, автомобили, доставшиеся в наследство

12. Интересное дело, когда это был музей ретро-автомобилей, я всё откладывал его посещение, а тут сразу пришёл

13. Автомобилей преогромное количество, их можно часами осматривать

14. В своё время сюда переехали экспонаты из закрывшегося музея АЗЛК, так что москвичей тут очень много. Вот, например, послевоенная модель, в изготовлении которой использовались деревянные детали, благодаря чему она получила прозвище "Буратино"

15. Автобусы же здесь совсем недавно, и пока что распределены по остаточному принципу. ГЗА-651, служебный автобус малой вместимости

16. Иногда они стоят вплотную друг к другу и осмотреть их полностью невозможно.

17. Детали ЗИС-154

18. И не всегда прослеживается преемственность. ЗИС-155

19. ЗиЛ-158. В связи с возраставшей потребностью больших советских городов во вместительных автобусах и невозможностью дальнейшего наращивания параллельного выпуска автобусов на ЗИЛе из-за увеличения производства грузовиков, выпуск модели ЗИЛ-158 в 1959-1960 гг. был передан на Ликинский автобусный завод

20. ЛиАЗ-158. По сути та же самая модель. Собственно с этого момента Ликинский завод стал автобусным. Что интересно, ЗиЛа по сути уже нет, а ЛиАЗ выпускает новые модели

21. Прицеп к ЗиЛ-158, в итоге получался автопоезд

22. Туристический автобус ЦАРМ (Рица), автобус-кабриолет, использовался на советских курортах: в Сочи, Сухуми и в Крыму

23. РАФ 976 - модификация автобуса РАФ-251. В основном их использовали для служебных перевозок во многих регионах СССР, хотя в Латвии эти автобусы встречались и на городских маршрутах.

24. ПАЗ-672, автобус малой вместимости, ранее в парадах и выставках вроде как замечен не был, если память не врёт

25. ЗиС-8, старейший автобус Москвы 1934-1936 годов. К сожалению, оригинальных автобусов не сохранилось, этот экспонат воссоздан Мосгортрансом, при этом рама использована от ЗиС-12

26. АКЗ-1, выпускался заводом Аремкуз на базе шасси грузовиков в послевоенные годы, когда с автобусами было сложно

32. Волга

Музей однозначно заслуживает внимания и рекомендуется к посещению любителям транспорта и не только. Но остались вопросы после посещения. Во-первых, куда будут перемещать автомобили, место которых займут автобусы и троллейбусы. Во-вторых, трамваев тут не будет, соответственно, где же их разместят, на какой площадке? Мне кажется, идеальным была бы организация выставки на месте депо-парка имени Щепетильникова на Лесной, там и контактная сеть для троллейбусов есть, и рельсы рядом, так что был бы охвачен весь электротранспорт, а все автомобили могли бы остаться на Рогожском валу. Поживём-увидим

На Среднем проспекте ВО пока ещё есть музей электрического транспорта на территории бывшего трамвайного парка №2. Пока ещё - потому что на землю этого парка положили глаз и планируется построить там очередной общественно-деловой центр. Музей при этом может прекратить существование или как минимум лишиться подъезных путей. А ведь многие из экспонатов на ходу и периодически их можно видеть на улицах города и даже прокатиться. Помимо самой коллекции здания парка сами по себе представляют историческую ценность - это старейший трамвайный парк города. Погоня за наживой грозит интересному и уникальному месту Петербурга.


ЯТБ-1 (Ярославский автомобильный завод) 1936 года выпуска. В Ленинграде эксплуатировались с 1936 по 1953 годы.

На данный момент единственный в мире сохранившейся экземпляр. Его нашли на дачном участке в 1996 году, где троллейбус служил в качестве вагончика.

Реставрация шла 4 года и именно с него по сути началась коллекция этого музея.

МТБ-82Д 1947 года выпуска. В Ленинграде эксплуатировались с 1947 по 1974 годы.

Не очень понятно зачем такая не аэродинамичная ниша, создаваемая лобовым стеклом.

Данный троллейбус ездил по улицам Ленинграда с 1947 по 1967 годы, намотав более полутора миллионов километров.

Его как и ЯТБ-1 нашли на дачном участке в плачевном состоянии.

Фирменные цвета троллейбусов этой модели сине-желтые.

ЗиУ-5Г 1967 года выпуска.

Серийно выпускались с 1959 по 1972 годы. За это время было произведено более 16000 экземпляров.

ЗиУ-682Б 1973 года выпуска. Данный троллейбус эксплуатировался с 1973 по 1986 годы.

ЗиУ - расшифровывается как завод имени Урицкого, нынешняя Тролза. В некоторых моделях Тролзы салон не сильно изменился.

На смену плавным обводам и формам 50-х - 60-х годов в автомобилестроении пришли рубленные и граненые, вплоть до такого.

КТГ-1 1980 года выпуска. Грузовой троллейбус производства киевского завода электротранспорта способен работать как от контактной сети, так и от ДВС.

Здесь же был припаркован Москвич в очень приличном состоянии. Не спрашивал, но скорее всего это чья-то машина из сотрудников парка.

КТГ-2 1987 года выпуска.

Ещё один КТГ ждёт реставрации. Вот только дождётся ли?

ЗиУ-682УА ждёт реставрации в уголке.

Троллейбус из экспортной партии в 5 штук, предназначенной для Аргентины. На заводе Урицкого был отдельный цех для экспортного производства, а для каждой страны прибавлялись свои буквы к индексу 682. 682УА - для Аргентины. Были забракованы в Ленинградском порту и остались работать в троллейбусных парках в качестве служебных или учебных.

Трамвайная часть экспозиции:

ЛМ-49 1950 г.в.

Ленинградский вагоноремонтный завод.

Много дерева в салоне смотрится непривычно.

ЛМ-57 1967 г.в.

Ещё застал такие билетные кассы в наших городских автобусах, только немного другого вида.

ЛМ-68 1974 г.в.

Всего с 1968 по 1975 годы было выпущено 365 штук.

За годы эксплуатации выявились недостатки конструкции, которые исправили в следующей модели ЛМ-68М.

Пульт управления.

71-605, он же КТМ-5. При взгляде на него вспомнились строчки "громыхая как 2000 бронетранспортёров подъехал трамвай, и я в него прыгнул".

Рядом вагон 0944 - тоже КТМ-5, только в более приличном виде.

ЛВС-89. Советский опытный восьмиосный сочленённый трамвайный вагон. ЛВС означает «Ленинградский Вагон Сочленёный». Единственный экземпляр построен на Петербургском трамвайно-механическом заводе в декабре 1989 года (отсюда индекс 89 в названии вагона). В 1990 году был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный вагон.

Общая длина трамвая составляет 30 метров.

На заднем плане 71-88Г 1990 г.в.

На переднем плане МС-4 1933 года выпуска, построен на Путиловском заводе. МС - обозначает моторный стальной.