Картина А. Венецианова «Девушка в клетчатом платке» — описание. Сочинение по картине А. Г. Венецианова «Девушка в клетчатом платке»

Картина «Девушка в клетчатом платке» принадлежит перу художника А.Г. Венецианова. Не получивший художественного образования художник стал мастером портретного жанра, ему было присвоено звание академика Академии художеств России. Множество портретов написано А.Г. Венециановым по заказам, в том числе и для получения звания академика. Но наступил такой момент, когда он оставляет службу, городскую жизнь в Петербурге и перебирается на жительство в деревню Сафонково. Сам Венецианов разделяет периоды своей жизни в городе и в селе, подписывая работы, бумаги, добавляет псевдоним Сафонковский.
Проживая в сельской глуши, он отдаётся любимому делу со всей душой. Пишет, как хочется и кого хочется. Натурщиками служили простые крестьяне, их дети. Рисуя едены незамысловатой сельской жизни с участием крепостных крестьян, Венецианов реализовывал свой принцип «ничего не изображать иначе, чем в натуре является...». Художнику удалось показать гармонию повседневной крестьянской жизни, природы и человека, раскрыть красоту русской души. Единение художника и изображаемых им людей чувствуется в каждой тщательно прорисованной чёрточке лица, достоверности выражения глаз, ярко выраженной физической и духовной силе. Венецианов смог передать красоту простых лиц, отличную от канонически изображаемой мастерами портретного жанра того времени. Рисовать представителей низшего сословия в то время считалось дурным тоном, но Венецианов, пренебрегая условностями, выбирал для натуры понравившиеся лица простых людей. Изображая крестьян, художник мастерски подбирал краски, использовал игру света и тени.
Он не мог не отобразить видимую в этих людях усталость от непосильного труда, выражение покорности судьбе на лицах. Нет смеющихся или хотя бы улыбающихся лиц. Поэтому среди портретов кисти А. Венецианова особо выделяется «Девушка в клетчатом платке».
Не осталось никаких сведений, кто позировал художнику, неизвестна даже точная дата написания портрета. Ей пришлось позировать художнику, просто накинув на голову сине-зелёный клетчатый платок и придерживая его рукой у подбородка. Совсем юная девушка, скорее подросток, с покорностью напряжённо смотрит на художника. Милое, чистое, почти детское лицо. Высокий лоб, красиво очерченные брови, серо-голубые и широко поставленные большие глаза, прямой нос, по-детски пухлые пунцовые губы. Треугольный овал лица, очень мягкий и приятный подбородок придают благородство девичьему лицу. Темно-каштановые волосы по-крестьянски гладко расчёсаны на прямой пробор и убраны под платок. Думается, что волосы заплетены в толстую косу.
Рука, придерживающая на груди платок, выдаёт простую деревенскую девушку. По-крестьянски широкая, довольно - таки крупная, с крепкими пальцами неуверенно прижимает платок к груди.
Платок, накинутый на голову девушки, новый, похожие платки в крупную клетку, носили крестьянки того времени. Вероятно, художник специально для девочки купил этот платок и потом подарил ей. Платок не из грубой ткани, потому что на нём хорошо видны отблески света, как на ткани из шёлка или атласа. Основной цвет платка меняется в зависимости от освещения от синего к зелёному, даже цвет рисунка клетки меняется от бело-жёлтого к жёлто-красному. Все складки платка и даже бахрома тщательно прорисованы автором.
Одета девочка в простую рубаху из белёного полотна. Наверное, на ней надет русский сарафан, но художник не стал выписывать детали одежды, заострять внимание на внешнем антураже. Главное было точно изобразить лицо девушки, показать её внешнюю красоту, а также чистый внутренний мир. Кажется, что девушка, глядя на художника, хочет улыбнуться, но, не решаясь, сдерживается. Улыбка прячется в уголках губ. Природная простота и скромность, невинность видна во всём её облике. Вместе с тем, в её светлых живых глазах загадка, как в глазах любой женщины.
И каждый может увидеть в них своё, угадать, о чем же думает это прелестное создание, о чем мечтает. Верится, что невзгоды и тяжести жизни ещё не коснулись её, уходящее детство и наступающая юность не омрачены трудностями и горестями крестьянской доли. Хочется, чтобы она и её жизнь оставались светлыми, не омрачёнными никакими бедами.
Благодаря работам художника Венецианова, мы можем увидеть, как выглядели простые крестьяне в начале 19 века, как была устроена их повседневная жизнь, подмеченная и точно запечатлённая замечательным мастером на своих полотнах. Велико историческое значение картин как подлинного источника сведений о том периоде времени. Хотя в картинах А.Г. Венецианова просматривается сходство с иконами из-за некоторой плоскостности изображения, они подкупают своей правдивостью, искренностью взгляда автора. Великолепный портретист Венецианов с любовью подбирал натуру для своих картин, поэтому мы и сейчас можем видеть и восхищаться такими картинами, как «Девушка в клетчатом платке». Глядя на этот портрет, почему-то кажется, что перед нами юная мадонна с полотен средневековых художников.
Хранится картина в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Девушка в клетчатом платке - Алексей Гаврилович Венецианов. Холст, масло. 40,4 x 31,1 см


Всю свою жизнь Венецианов посвятил изображению простого народа. В 1819 художник покидает и селится в своем небольшом имении - селе Сафонково в Тверской губернии. Он больше не пишет портретов на заказ, а изображает крепостных крестьян: мужчин, женщин, детей, и делает это с любовью и уважением. Среди таких работ есть целый ряд полотен с удивительными женскими образами. Одним из них является и описываемая картина.

Этот небольшой этюд оставляет неизгладимое впечатление. Художник изобразил юную девушку, почти девочку. Ее образ занимает почти все пространство холста. У девушки светлое, одухотворенное лицо. Она представляет собой классический типаж русской красавицы. Ясные серые глаза смотрят на зрителя, на пухлых губах застыла полуулыбка, щеки слегка порозовели от смущения. Русые волосы, разделенные на пробор, спрятаны под большим темно-синим клетчатым платком, который она поддерживает рукой, чтобы не соскользнул с головы.

Платок имел большое значение в русском народном костюме. Его носили женщины всех сословий и возрастов. А замужняя женщина обязательно должна была покрывать волосы головным убором. Платок считался хорошим подарком. Он являлся неотъемлемой частью приданого, которое готовилось задолго до свадьбы. Возможно, этот платок подарил девушке сам художник в благодарность за позирование, а может быть это была ее личная вещь. В любом случае, платок оттеняет природную красоту юной крестьянки и фокусирует внимание зрителя на ее сияющем лице.

Только руки выдают статус девушки - видно, что она не понаслышке знает, что такое тяжелый деревенский труд, ведь тогда дети рано начинали помогать родителям.

Задний план этюда художником намеренно не проработан. Мастер пишет женскую фигуру на коричневом фоне. Он не отвлекает внимание зрителя от самой девушки. Ее чистый образ невольно привлекает взгляд и остается в памяти.

Венецианов в своих работах оставил нам немало ярких типажей крепостных крестьян. За каждым из них стоит личность, живой человек. Художник показывает, что крепостные, которые тогда находились на рабском положении, способны к возвышенным чувствам. Они сильны духом, красивы, с широкой, как русское поле, душой и большим сердцем.

Его женские образы крестьянок изображают женщин и девушек с ранних лет знающих, что такое тяжелый труд, но прекрасных своим внутренним миром, привлекательных естественной, природной красотой.

Неудивительно, что далеко не все современники оценили масштаб дарования провинциального художника. Изображение деревенской жизни, а тем более крепостных крестьян без прикрас в лучших традициях реализма, считалось «низким» жанром. Венецианов так и не стал академиком и преподавателем в Императорской академии художеств, несмотря на то, что в своем имении ему удалось обучить живописи многих талантливых крестьянских ребятишек.

Художник умер в безвестности, но творения его до сих пор радуют людей, воспевая русский народ и русскую землю.


оБ ПВПТПФОПК УФПТПОЕ ИПМУФБ ОЕ ХЛБЪБОП ОЙ ФПЮОПК ДБФЩ, ОЙ ЙНЕОЙ ЬФПК ДЕЧХЫЛЙ. ч ЛБФБМПЗБИ тХУУЛПЗП НХЪЕС, Б ФБЛЦЕ ЧП ЧУЕИ УРТБЧПЮОЩИ ЙЪДБОЙСИ Й НПОПЗТБЖЙСИ ДБФЙТПЧБО РПТФТЕФ ХУМПЧОП - 30-Е ЗПДЩ, Й ОБЪЧБОЙЕ УФПМШ ЦЕ ХУМПЧОПЕ -"дЕЧХЫЛБ Ч РМБФЛЕ" ЙМЙ "дЕЧХЫЛБ Ч ЛМЕФЮБФПН РМБФЛЕ". оЕ ЧУФТЕЮБЕФУС ХРПНЙОБОЙК ПВ ЬФПН РПТФТЕФЕ ОЙ Ч РЙУШНБИ ИХДПЦОЙЛБ, ОЙ Ч ЧПУРПНЙОБОЙСИ ЕЗП ВМЙЪЛЙИ. нПЦЕФ ВЩФШ, б. з. чЕОЕГЙБОПЧ ОЕ РТЙДБЧБМ ВПМШЫПЗП ЪОБЮЕОЙС ЬФПК ТБВПФЕ, ОЕ ПЮЕОШ-ФП ДПТПЦЙМ ЕА? уЛТПНОЩК ЬФАД, УДЕМБООЩК У ЛТЕУФШСОУЛПК ДЕЧХЫЛЙ, РП-ЧЙДЙНПНХ, ВЩУФТП, Ч ПДЙО-ДЧБ УЕБОУБ. нЕЦДХ ФЕН УБНБ ЧПЪНПЦОПУФШ РПСЧМЕОЙС ЕЗП ОБ УЧЕФ ВЩМБ Ч ОЕЛПФПТПН ТПДЕ УПВЩФЙЕН Ч ЙУФПТЙЙ ТХУУЛПК ЦЙЧПРЙУЙ.

ч рЕФЕТВХТЗУЛПК бЛБДЕНЙЙ ИХДПЦЕУФЧ чЕОЕГЙБОПЧБ ОБЪЩЧБМЙ "ТЙУХАЭЙК ЮЙОПЧОЙЛ".

УОБЮБМБ ПО УМХЦЙМ Ч ЛБОГЕМСТЙЙ дЙТЕЛФПТБ РПЮФ, ЪБФЕН Ч мЕУОПН ДЕРБТФБНЕОФЕ ЪЕНМЕНЕТПН, Б Ч УЧПВПДОПЕ ПФ УМХЦВЩ ЧТЕНС Ч ьТНЙФБЦЕ ЛПРЙТПЧБМ РБУФЕМША тХВЕОУБ Й тЕНВТБОДФБ, РТЙОЙНБМ ЪБЛБЪЩ ОБ РПТФТЕФЩ Й ЧУЛПТЕ УФБМ РПМШЪПЧБФШУС ЙЪЧЕУФОПУФША ЗПТБЪДП ВПМШЫЕК, ЮЕН ОЕЛПФПТЩЕ БЛБДЕНЙЛЙ ЦЙЧПРЙУЙ. юЕМПЧЕЛ - ЧП ЧУСЛПН УМХЮБЕ ЧОЕЫОЕ - ПО ВЩМ ФЙИЙК, Ч УРПТЩ ОЙЛПЗДБ ОЕ ЧУФХРБМ, УМБЧПК ОЕ ЛЙЮЙМУС, ПФ РПЛТПЧЙФЕМШУФЧБ НБУФЙФЩИ ЦЙЧПРЙУГЕЧ ОЕ ПФЛБЪЩЧБМУС. лФП ВЩ НПЗ РПДХНБФШ, ЮФП ЬФПФ "ТЙУХАЭЙК ЮЙОПЧОЙЛ" ДБЧОП ХЦЕ УПУФБЧЙМ "УПВУФЧЕООПЕ УЧПЕ РПОСФЙЕ П ЦЙЧПРЙУЙ" Й ФПМШЛП ДП ЧТЕНЕОЙ ОЕ ФПТПРЙФУС ЪБСЧМСФШ П УЕВЕ?

б. з. чЕОЕГЙБОПЧ. дЕЧХЫЛБ Ч РМБФЛЕ.

дБЦЕ ДПУМХЦЙЧЫЙУШ ДП ЮЙОБ ФЙФХМСТОПЗП УПЧЕФОЙЛБ Й РПМХЮЙЧ ЪЧБОЙЕ БЛБДЕНЙЛБ ЦЙЧПРЙУЙ, ПО ЧУЕ ЕЭЕ ЦДБМ УЧПЕЗП ЮБУБ. бМЕЛУЕА зБЧТЙМПЧЙЮХ чЕОЕГЙБОПЧХ ЙУРПМОЙМПУШ УПТПЛ ЮЕФЩТЕ ЗПДБ, ЛПЗДБ ОБ ПВПТПФЕ РПТФТЕФБ н. н. жЙМПУПЖПЧПК (ЬФП РПМПФОП ОБИПДЙФУС Ч фТЕФШСЛПЧУЛПК ЗБМЕТЕЕ) ПО УДЕМБМ ОБДРЙУШ: "чЕОЕГЙБОПЧ Ч НБТФЕ 1823 ЗПДХ УЙН ПУФБЧМСЕФ УЧПА РПТФТЕФОХА ЦЙЧПРЙУШ".

Й ПО ДЕКУФЧЙФЕМШОП РЕТЕУФБЕФ РЙУБФШ РПТФТЕФЩ РП ЪБЛБЪБН, РПЛЙДБЕФ рЕФЕТВХТЗ, РЕТЕУЕМСЕФУС Ч УЧПА ДЕТЕЧЕОШЛХ уБЖПОЛПЧП Й РЙУШНБ РПДРЙУЩЧБЕФ: "чЕОЕГЙБОПЧ уБЖПОЛПЧУЛЙК". у ЬФПК РПТЩ ПО УБН ДЕМЙФ УЧПА ЦЙЪОШ ЛБЛ ВЩ ОБ ДЧЕ ЮБУФЙ -ПДОБ, ЛПЗДБ ПО ВЩМ РТПУФП чЕОЕГЙБОПЧ, Й ДТХЗБС, ЛПЗДБ ПО УФБМ чЕОЕГЙБОПЧ-уБЖПОЛПЧУЛЙК. фЕРЕТШ, ПВТЕФС ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ, ЧДБМЙ ПФ УХЕФОЩИ ЪБЛБЪЮЙЛПЧ, РТЙДЙТЮЙЧПК бЛБДЕНЙЙ, ИХДПЦОЙЛ НПЗ ФЧПТЙФШ ОБ УЧПВПДЕ, РТЕДПУФБЧМЕООЩК УБН УЕВЕ, ТХЛПЧПДЙНЩК МЙЫШ УПВУФЧЕООЩНЙ УЛМПООПУФСНЙ Й ЦЕМБОЙСНЙ. лТБУПФБ ПЛТХЦБАЭЕЗП НЙТБ РЕТЕРПМОСМБ ЕЗП ТБДПУФША.

ЧПФ ЛТЕУФШСОЛБ РП РЕТЧПК ВПТПЪДЕ ЧЕДЕФ РПД ХЪДГЩ МПЫБДЕК. пФ ЕЭЕ ОЕ РТПЗТЕФПК ЪЕНМЙ РПДОЙНБЕФУС МЕЗЛЙК РБТ, Й ЛБЦЕФУС, ВХДФП ЛТЕУФШСОЛБ РМЩЧЕФ Ч ЬФПК ДЩНЛЕ, ЕМЕ ЛБУБСУШ ЪЕНМЙ ВПУЩНЙ ОПЗБНЙ. рТЕЛТБУОП ВЩМП ОЕ ЮФП-ФП ПФДЕМШОПЕ, ЧЪСФПЕ УБНП РП УЕВЕ -НПМПДЩЕ МЙУФПЮЛЙ ЙМЙ ВПУПОПЗБС ЛТЕУФШСОЛБ, Б ОЕЮФП, УПЕДЙОСЧЫЕЕ ЙИ Ч ПДОП ГЕМПЕ. рТЕЛТБУОПК ВЩМБ УБНБ ЦЙЪОШ ЪЕНМЙ, РТЕЛТБУОЩН шЩМП ЮХЧУФЧП, ЛПФПТПЕ ТПЦДБМПУШ Ч ЕЗП ЗТХДЙ Й УПЕДЙОСМП У ЬФПК ЪЕНМЕК, У МАДШНЙ, ТБВПФБАЭЙНЙ ОБ ОЕК ("чЕУОБ ОБ РБЫОЕ"). рТПКДЕФ ЕЭЕ ЮЕФЧЕТФШ ЧЕЛБ, РТЕЦДЕ ЮЕН юЕТОЩЫЕЧУЛЙК РТПЧПЪЗМБУЙФ Ч УЧПЕК ЪОБНЕОЙФПК ДЙУУЕТФБГЙЙ: РТЕЛТБУОПЕ - ЕУФШ ЦЙЪОШ, ФЕН УБНЩН ПФЛТЩЧ ОПЧХА РПМПУХ Ч ЙУФПТЙЙ ЬУФЕФЙЮЕУЛПК НЩУМЙ, Ч УБНПН ИПДЕ ТБЪЧЙФЙС ТХУУЛПЗП ЙУЛХУУФЧБ. б РПЛБ ЮФП УЛТПНОЩК ИХДПЦОЙЛ, РПЮФЙ ВЕЪЧЩЕЪДОП ЦЙЧХЭЙК Ч УЧПЕК ДЕТЕЧЕОШЛЕ, ЧДПИОПЧЕООП ТБВПФБЕФ, РТПЛМБДЩЧБС РХФЙ ЬФПК ЙУФЙОЕ, ДПЧЕТССУШ УПВУФЧЕООЩН ЮХЧУФЧБН Й УЧПЕНХ РПОЙНБОЙА ЦЙЪОЕООЩИ СЧМЕОЙК.

"оЙЮЕЗП ОЕ ЙЪПВТБЦБФШ ЙОБЮЕ, ЮЕН Ч ОБФХТЕ СЧМСЕФУС, Й РПЧЙОПЧБФШУС ЕК ПДОПК ВЕЪ РТЙНЕУЙ НБОЕТБ ЛБЛПЗП-МЙВП ИХДПЦОЙЛБ, ФП ЕУФШ ОЕ РЙУБФШ ЛБТФЙОХ a la Rybens, a la Rembrandt Й РТПЮ., ОП РТПУФП ЛБЛ ВЩ УЛБЪБФШ a la оБФХТБ" - ФБЛ ДХНБМ чЕОЕГЙБОПЧ Й ФБЛ ОБУФБЧМСМ УЧПЙИ ХЮЕОЙЛПЧ, ЧУЛПТЕ РПСЧЙЧЫЙИУС Х ОЕЗП. йИ ПО ЙУЛБМ Й ОБИПДЙМ УТЕДШ ВЕДОПЗП МАДБ Й ЛТЕРПУФОЩИ, ЧЕТХС, ЮФП, "ЙДХЮЙ УЙН ОПЧЩН РХФЕН", ПОЙ РТЙВМЙЪСФУС Л РТБЧДЕ Й ЛТБУПФЕ ЧЕТОЕЕ, ЮЕН ФЕ, ЛФП ЗПДБНЙ ЛПРЙТХЕФ ТЙНУЛЙЕ Й ЗТЕЮЕУЛЙЕ ПВТБЪГЩ, ЙЪХЮБЕФ ЛМБУУЙЮЕУЛЙЕ РПМПФОБ, ЪБФЧЕТЦЙЧБЕФ РТБЧЙМБ, РТЙПВТЕФБЕФ ОБЧЩЛЙ, ПУФБЧБСУШ ЗМХИЙН Й УМЕРЩН РЕТЕД ФЕН НЙТПН РПДМЙООПК ЛТБУПФЩ, ЛПФПТХА СЧМСЕФ УПВПК РТЙТПДБ. уЧПЙ РПМПФОБ, ЮФП ВЩ ПОЙ ОЙ ЙЪПВТБЦБМЙ, ИХДПЦОЙЛ ВПМШЫЕ ОЕ ОБЪЩЧБЕФ "РПТФТЕФ", "РЕКЪБЦ", "ЦБОТПЧБС УГЕОЛБ", ЧУЕ ЬФП "ЬФАДЩ Ч ВЕЪХУМПЧОПН РПДТБЦБОЙЙ РТЙТПДЕ".



юБЭЕ ЧУЕЗП ПО РЙЫЕФ ЛТЕУФШСОУЛЙЕ МЙГБ. б РПУЛПМШЛХ ПО РП УЧПЕНХ ДХЫЕЧОПНХ ОБУФТПА РПЬФ, ФП ЧУЕЗДБ ЦБЦДЕФ ЧРЕЮБФМЕОЙК, ЛПФПТЩЕ РПНПЗМЙ ВЩ ЕНХ ХФЧЕТДЙФШУС Ч ЬФПН ЛБЮЕУФЧЕ. чУФТЕФЙФ ПО Ч РПМЕ НПМПДХА УЧЕФМПЗМБЪХА ЛТЕУФШСОЛХ, ХУБДЙФ ЕЕ РЕТЕД НПМШВЕТФПН, ВТПУЙФ ЕК ОБ ЛПМЕОЙ ВХЛЕФ ЧБУЙМШЛПЧ Й У ФТЕРЕФПН ОБВМАДБЕФ, ЛБЛ УЧЕФЙФУС ЕЕ МЙГП, ЛБЛ ЗПМХВЕАФ ЗМБЪБ. й РТЙУФБМШОП ЧЗМСДЩЧБЕФУС Ч ЬФП РТЕПВТБЦЕООПЕ МЙГП. оП РПЬФХ ЮБЭЕ ЧУЕЗП РТЙИПДЙФУС ПФУФХРБФШ РЕТЕД ТЕБМЙУФПН, ЛПФПТЩК ОЕ НПЗ ОЕ ЪБНЕФЙФШ ЧЩТБЦЕОЙС РПЛПТОПК ХУФБМПУФЙ, ЛПФПТПЕ ДЕМБМП МЙГП ЛТЕУФШСОЛЙ ЪБУФЩЧЫЙН, ЛБНЕООЩН. пО ВЩМ УМЙЫЛПН ЮЕУФЕО, ЮФПВЩ РЙУБФШ ФП, ЮФП ЕНХ ИПФЕМПУШ ВЩ Ч ОЕК ХЧЙДЕФШ, Б ОЕ ФП, ЮФП ВЩМП ОБ УБНПН ДЕМЕ. й РПМПФОП ЪБРЕЮБФМЕЧБМП УХФХМЩЕ РМЕЮЙ, ВПМШЫЙЕ, ОБФТХЦЕООЩЕ ТХЛЙ Й ЧЪЗМСД, Ч ЛПФПТПН ВЩМП УФПМШЛП РТЙДБЧМЕООПУФЙ, ВЕЪТБЪМЙЮЙС ЛП ЧУЕНХ ОБ УЧЕФЕ ("дЕЧХЫЛБ У ЧБУЙМШЛБНЙ").

РПЬФ ЙМЙ ТЕБМЙУФ ЪБУФБЧМСМ чЕОЕГЙБОПЧБ ВТБФШУС ЪБ ЛЙУФШ, ЮФПВЩ РЙУБФШ "цОЙГХ", "лПТНЙМЙГХ У ТЕВЕОЛПН", "лТЕУФШСОЛХ фЧЕТУЛПК ЗХВЕТОЙЙ"? уЛПТЕЕ ЧУЕЗП, РПЬФ, РПФПНХ ЮФП ЧУЕ ЬФП РПТФТЕФЩ ЛТБУБЧЙГ. рТБЧДБ, ОЙ Ч ПДОПН УБМПОЕ, ОЙ Ч ПДОПК ЗПУФЙОПК ЬФЙИ ЛТЕУФШСОПЛ ОЕ ОБЪЧБМЙ ВЩ ЛТБУБЧЙГБНЙ, ПОЙ ЛТБУЙЧЩ РП ОБТПДОЩН, "НХЦЙГЛЙН" РТЕДУФБЧМЕОЙСН: ТХНСОЩ, ФП, ЮФП ОБЪЩЧБЕФУС "ЛТПЧШ У НПМПЛПН", ЙИ ЖЙЗХТЩ ДЩЫБФ ЪДПТПЧШЕН Й УЙМПК-У МАВПК ТБВПФПК УРТБЧСФУС, МАВБС ФТХДОПУФШ ЙН ОЙРПЮЕН. чЗМСДЩЧБСУШ Ч ЙИ МЙГБ, НЩ РПОЙНБЕН, ЮФП УОПЧБ РПЬФ ПФУФХРБМ РЕТЕД ФТЕЪЧЩН ОБВМАДБФЕМЕН. иХДПЦОЙЛ УФБТБМУС ВЩФШ ОБУФПМШЛП ФПЮОЩН, ЮФП РП ЕЗП РПМПФОБН ХЮЕОЩЕ НПЗХФ ЙЪХЮБФШ ФЙР МЙГБ ФЧЕТУЛПК ЛТЕУФШСОЛЙ-ОЕУ-ЛПМШЛП УЛХМБУФПЕ, ЫЙТПЛП ТБУУФБЧМЕООЩЕ ЗМБЪБ, ЧЩУПЛЙК ЗМБДЛЙК МПВ, ЧПМПУЩ, ЧУЕЗДБ РПЛТЩФЩЕ РПЧСЪЛПК, РПЧПКОЙЛПН, ЛПЛПЫОЙЛПН ЙМЙ РМБФЛПН. пОЙ ДБЦЕ РПИПЦЙ ДТХЗ ОБ ДТХЗБ, ЛБЛ РПИПЦЙ ЛТБУБЧЙГЩ Ч УЛБЪЛБИ, Ч ОБТПДОЩИ РЕУОСИ.

ЙЪПВТБЦБС УЧПЙИ ЛТЕУФШСОПЛ, ИХДПЦОЙЛ ЛБЛ ВЩ ПФТЕЛБМУС ПФ ФЕИ РПОСФЙК, РТЕДУФБЧМЕОЙК П ЦЕОУЛПК ЛТБУПФЕ, ЛПФПТЩЕ УХЭЕ-УФЧПЧБМЙ Ч ЕЗП ЧТЕНС. уМХЮБМПУШ Й ФБЛ, ЮФП Ч УРПТЕ РПЬФБ Й ТЕБМЙУФБ ПВБ РТЙИПДЙМЙ Л УПЗМБУЙА. й ФПЗДБ РПСЧМСМЙУШ ФБЛЙЕ РПМПФОБ, ЛБЛ "дЕЧХЫЛБ Ч РМБФЛЕ". ьФП МЙГП ЧЩДЕМСЕФУС Ч ЗБМЕТЕЕ ЧЕОЕГЙБОПЧУЛЙИ ЦЕОЭЙО. ч ОЕН ОЕФ ОЙЮЕЗП ЪБУФЩЧЫЕЗП, ПОП НЙМП УЧПЕК ПДХИПФЧПТЕООПУФША. лБЛ УМХЮЙМПУШ, ЮФП ЦЙЪОШ, ЙУРПМОЕООБС ФТХДБ Й МЙЫЕОЙК, РПЭБДЙМБ ЬФП УХЭЕУФЧП, ЙМЙ ФПМШЛП ДП ЧТЕНЕОЙ ПВПЫМБ ЕЗП УФПТПОПК? ч ДЕФУЛЙ РТЙРХИЫЙИ ЗХВБИ ЛБЛ ВХДФП ФТЕРЕЭЕФ ХМЩВЛБ, Ч ЗМБЪБИ УФПМШЛП ЮЙУФПЗП, СУОПЗП УЧЕФБ Й ФБЛПЕ ДПЧЕТЙЕ Л НЙТХ, ЛБЛПЕ ВЩЧБЕФ ФПМШЛП Ч ТБООЕК АОПУФЙ. чУЕ ЗБТНПОЙЮОП Ч ЮЕТФБИ ЕЕ МЙГБ, ЧУЕ ЙУРПМОЕОП РТЕМЕУФЙ. юЕН ВПМШЫЕ ЧЗМСДЩЧБЕЫШУС Ч ЕЕ МЙГП, ФЕН ВПМШЫЕ ХЧЕТЕООПУФЙ, ЮФП ЛТБУПФБ ЬФБ ДПУФПКОБ УЮБУФШС, ТПЦДЕОБ ДМС УЮБУФШС. иХДПЦОЙЛ ЛБЛ ВХДФП ПФДЩИБМ, ТБВПФБС ОБД ЬФЙН РПМПФОПН, РТЕДБЧЫЙУШ НЕЮФБН. пВТБЪЩ ЛТЕРПУФОЩИ ЛТЕУФШСО РПСЧМСМЙУШ Ч ТХУУЛПК ЦЙЧПРЙУЙ Й ДП чЕОЕГЙБОПЧБ - Х бТЗХОПЧБ, вПТПЧЙЛПЧУЛПЗП Й ДТХЗЙИ ИХДПЦОЙЛПЧ, ОП ФПМШЛП Ч ЕЗП ФЧПТЮЕУФЧЕ НЙТ ЛТЕУФШСОУЛПК ЦЙЪОЙ Й ЛТЕУФШСОУЛЙИ РПОСФЙК УФБОПЧЙФУС ЗМБЧОПК ФЕНПК, ПРТЕДЕМСЕФ УБНХА УХЭОПУФШ ЕЗП ЙУЛХУУФЧБ, ЕЗП РТЕДУФБЧМЕОЙК П ЛТБУПФЕ.

Картина «Девушка в платке» была написана Алексеем Гавриловичем Венециановым, выдающимся русским мастером портретной живописи, в поздний период его творчества. С 1819 года художник отказывается от коммерческой деятельности и перестает продавать свои работы. А.Г. Венецианов отрешается от шума больших городов, поселившись в крестьянской глубинке родной страны, художник изображает открытые, светлые лица простых людей.

С полотна Венецианова «Девушка в платке» огромными, широко распахнутыми серо-зелеными глазами наивно смотрит совсем молоденькая крестьянская девчушка. Поверх аккуратно уложенных на прямой пробор темных волос наброшен синий платок в крупную клетку. Девушка из простой рабочей семьи, юная красавица ничуть не уступает в миловидности изнеженным городским барышням.

Во всем облике девушки присутствует нечто духовное, сокрытое от постороннего взгляда. Чувствуется, что она добропорядочна, скромна и хорошо воспитана. Признанный мастер своего жанра, А.Г. Венецианов так умело размещает блики и тени на портрете, что возникает ощущение, будто девушка дышит, вот-вот озорно улыбнется, а тонкая ручка поправит сползающий с головы платок.

Пальчики девушки нежные и хрупкие, тяжелая жизнь в крестьянском селе того времени будто не коснулась тонкой персиковой кожи. Немного бледное личико украшает легкий румянец, пухлые губки через мгновение расцветут в невинной девичьей улыбке.

Кажется, будто юная натурщица устала позировать, девчушке, еще не знающей, насколько она красива, непривычно столь пристальное внимание художника к ладным чертам ее личика.

Чуть затемненные веки придают девушке в платке задумчивый, чуть-чуть печальный вид. Взгляд блестящих глаз из-под тонких изящных бровей тих, прям и спокоен. Он пока еще лишен отголосков жизненных драм, каких-либо внутренних надломов. А может быть, знаменитому портретисту Венецианову просто хотелось верить, что в такой юной жизни еще все хорошо, и никакая трагедия не заставила наполниться слезами доверчивые глазки.

Красно-желтые полосы на темной ткани платка заметно осветляют портрет, их отсутствие придавало бы полотну замкнутый, возможно даже траурный оттенок, а изображенная на картине молодая девушка показалась бы зрителю на несколько лет старше. С поразительной четкостью изображены волосы, что является одним из важных критериев в оценке портретных работ. Благодаря мастерству живописца блики света будто соскальзывают по гладким, возможно, убранным назад и заплетенным в шикарную толстую косу прядям. Возникает чувство, что над каждым волоском великий мастер трудился отдельно.

Изображенная А.Г. Венециановым девушка также обладала на редкость четким овалом лица. В повороте головы натурщицы присутствует некая застенчивость, ясный взгляд говорит о не по возрасту развитом уме. В картине «Девушка в платке» нет ничего лишнего, она полностью соответствует своему названию. Вот только скромная, неприметная на первый взгляд девушка с каждым просмотром картины становится все красивее и загадочнее, символизируя чистоту и духовность простого русского человека, образ только начинающей расцветать женской красоты.

Наверное, красивые люди всегда привлекали внимание художников. Благодаря своей силе, красота руководила миром, целыми цивилизациями и культурой. Но есть красота высшего сорта. Когда не пропорции лица и форм привлекают особое внимание, а качества личности приковывают взгляд. Я думаю, что именно поэтому и возникла идея у А.Г. Венецианова написать портрет «Девушка в платке». Кто была эта девушка? Какую роль портрет играет в наше время?

Девушка, изображенная на картине А.Г. Венецианова, на первый взгляд небогатая, но ее внутренний мир полон таинственности и нежности, чуткости и чувственности. Волосы, нехитро уложенные с пробором посередине, обычная одежда, кроткий взгляд, все в ней говорит о простоте и принадлежности ее к скромному сословию. Но не на этом концентрирует внимание художник. Выражение ее красивых глаз, вот, что первое бросилось мне в глаза. Она как будто смеется, глядя на меня, и в то же время, взгляд ласковый. Платок не завязан, а просто наброшен на голову. Понятно, что так она только позирует перед художником. И действительно, обычный платок настолько украшает внешность этой неизвестной девушки, что сразу как повзрослела она. Снять с нее платок, так будет ей на вид тринадцать-пятнадцать лет. Совсем еще юная. Но платок делает ее образ женственным и очаровательным. Губы тоже слегка подернуты в улыбке, чистой и приветливой. В общем, образ получился каким-то светлым и приятным, как солнышко в теплый майский день!

Мне сразу показалось, как только портрет «Девушка в платке» попался на глаза, что передо мной славянская копия «Джоконды». Та же загадочная улыбка, одинаково повернута головка, нежные губы, которые не знают до конца, присоединиться ли им к глазам в улыбке. Только рука, которая держит платок показывала на неопытность натуры, в отличии от ее итальянской прабабушки.