Интервью хамбо ламы аюшеева. Если буряты будут жить хорошо - значит, здесь, от иркутской до амурской области будет спокойно. О том, на чем стоит благородный муж

Все его учение, как и сказал Хамбо лама, распространяется в пространстве и достигает самых разных уголков мира, а нетленное тело великого учителя покоится во дворце Иволгинского дацана уже 15 лет.

В минувшие выходные в святом для всех буддистов месте состоялась VI международная конференция, посвященная этому феномену. Формат конференции сильно отличался от того, что можно было увидеть ранее и, как сказал Хамбо лама Аюшеев, «...в этом году мы не ставили цель собрать ученых и академиков. Мы хотим, чтобы простой народ был готов понять и принять учения Итигэлова». О том, какие послания приходят оттуда и зачем это нужно, разбирался корреспондент «МК».

Под другим углом

О феномене XII Хамбо ламы Итигэлова впервые заговорили в 2002 году. Сейчас каждый буддист знает об этой удивительной и мистической истории. В 1927 году, в возрасте 75 лет, собрав своих близких учеников, лама Итигэлов принял позу лотоса и сказал своим ученикам, что уходит на 1000 лет. Согласно составленному им завещанию, спустя 75 лет он был поднят из земли, и миру предстало Драгоценное и Неиссякаемое тело Хамбо ламы - научный мир содрогнулся. Внешне монах не только был узнаваем, но и обнаруживал все признаки живого тела: мягкая кожа без каких-либо признаков гниения, сохранились нос, уши, глаза, пальцы рук и так далее. Разгадать секрет так и не смогли, феномен остался неизведанным. В 2005 году по настоянию главы буддистов России Хамбо ламы Аюшеева доступ к нетленному телу для ученых был закрыт. С тех пор исследования феномена проводились только в рамках конференций, устраиваемых Буддийской традиционной Сангхой России.

Если опустить все известные факты и научные заключения, останется самое главное - послания Итигэлова, которые поступают от него в наш мир каждый день. Именно на этом сейчас акцентирует свое внимание традиционная Сангха. Хамбо лама Аюшеев активно ведет страничку на Faceebook, куда загружает послания учителя, переведенные на русский язык, и оставляет собственные комментарии. Кроме того, активная политика по распространению ведется и на других сетевых ресурсах. И самое главное, что учение Итигэлова уходят в сторону Китая, во внутреннюю Монголию, где служители дацанов и прихожане постигают тайные знания.

Мы получаем учения не для того чтобы поумнеть, и не для просветления, - сказал Аюшеев. - А для того чтобы дольше жить. К сожалению, жизнь человека очень коротка, но Итигэлов, находясь в жизни 165 лет, доказал нам обратное. В своих учениях он говорит: я живу долго и поэтому даю вам свои знания о жизни, чтобы вы повторили мой путь. В этом-то и есть главный смысл посланий. А то, что наш и.о. главы Алексей Самбуевич достигнет просветления и станет умнее, чем сейчас, это уже второе. Главное, чтобы Алексей Цыденов вместе с Цыденжапом Батуевым (депутатом НХ РБ. - Авт.) долго и хорошо жили. Если эти два товарища поймут, значит, мы не зря здесь собрались.

Послание в мир

В Бурятии более 1000 лам, практикующих буддизм, но учение Итигэлова получает только один - Бимба Доржиев, главный хранитель Хамбо ламы Итигэлова. Для монаха это огромная ответственность. Каждый день он просыпается рано утром и приходит во дворец к нетленному телу. Каждый день он читает сутру о защитниках Итигэлова, поднимает мантру и проводит иные обряды. Затем в течение 20 минут, закрыв глаза, медитирует, ожидая учения. Это и есть настоящий феномен, который не в силах объяснить ни одна наука. Его можно только понимать, изучая оставленные знания. Получать учения монахи Иволгинского дацана начали в 2012 году, за это время их накопилось огромное множество и все они требуют разъяснений и комментариев. Как говорит сам Хамбо лама Аюшеев, каждое новое послание - это откровение: «Я скажу честно. Когда получаю послание от Бимбы Доржиева, первые 15 минут ничего не понимаю, - признается Аюшеев. - Потом начинаю думать, соображать, вникать в смысл».

Надежда Беркенгейм (в центре) дает ответы на вопросы мирян.





Ламы Иволгинского дацана и участники конференции.

Работа конференции велась по секциям: на бурятском, русском, монгольском языках. Каждый имел возможность познакомиться с посланиями, прочитать их на понятном ему языке и обсудить те моменты, которые могли бы показаться непонятными или же просто были наиболее близки или интересны. Так, наибольший интерес вызвали послания, связанные с добродетелью, их обсуждения продлились до самого вечера первого дня конференции. Тем не менее основным вопросом оставалось то, как послания Итигэлова могут помочь людям в наше время.

Одним из модераторов русскоязычной группы стала вице-президент «Тибетского дома» в Москве Надежда Беркенгейм. По ее словам, Бимба лама не единственный человек, к которому приходят послания от Хамбо ламы: «В традиционном буддизме и во многих других религиозных течениях тоже существуют свои оракулы или, лучше сказать, проводники, передающие полученные знания в мир. Сейчас трудно понять, как это происходит, порой даже сами люди не в силах объяснить эти явления». Также Надежда отметила, что такого рода конференции необходимо проводить как можно чаще, а еще лучше было бы организовывать курсы изучения данных посланий небольшими группами.

Любовь Викторовна Прещеп приехала на конференцию из Краснодара, она тоже слышит послания Итигэлова, но настоящей буддисткой себя не считает: «Я - это отдельная история, - рассказывает Любовь Викторовна. - К чему-то такому никогда не стремилась и даже когда произошел первый контакт, особого желания не возникло. Все пришло со временем. Послания я получаю с 2002 года, однако до сих пор не могу сказать, что я в буддизме. Те знания, которыми обладаю, дают мне возможность понимать то или иное послание. В конечном итоге все зависит не от сосуда, в котором содержится получаемое нами знание, а от того, что внутри него и как мы поймем то или иное изречение.

К сожалению, рассказать о том, как именно приходят послания и что говорит ей Итигэлов, женщина не смогла, сказав, что это очень обширная тема и требует немало времени. Оно и понятно, вопрос действительно непростой, да и раскрывать свои секреты мало кому захочется.

По мнению Любови Викторовны, послания Итигэлова позволяют людям задуматься над своей жизнью, посмотреть на нее с другой стороны, ответить самому себе на интересующие вопросы и даже найти решение из сложных ситуаций.

В наше время, чтобы прийти к миру и согласию не только с самим собой, но и с другими людьми, необходимо заставить человечество задуматься. И именно задуматься предлагает нам феномен Хамбо ламы,- говорит она.

Никогда не поздно

Глеб из Новокузнецка. Иволгинский дацан он посещает с 2012 года, на конференцию приехал впервые.

В социальной сети facebook я увидел информацию о том, что на шестую конференцию, посвященную феномену двенадцатому Пандито Хамбо ламе Итигэлову, могут прийти не только ученые, ламы, властные люди, но и простые миряне - такие, как я.

Глеб не скрывает, что его интересовало и биологическое чудо.

Человек провел под землей 75 лет, но сказать, что он умер, мы не можем. Мертвецы холодные, а него есть температура тела, люди чувствуют исходящее от тела тепло. В это сложно поверить, хотелось посмотреть.

В свои 57 лет Глеб Дорофеев уверен, что стремится к лучшему и самосовершенствоваться никогда не поздно, и в жизни ничто не бывает потеряно окончательно. А учение это как свет маяка, который светит в любую непогоду. «Вы заметили, что здесь никто не говорит про Итигэлова в прошлом времени? - делится своим наблюдением участник. - Все считают, что он здесь с нами. Научный мир получил что хотел, анализы, пробы, всевозможные измерения, а мы как миряне получаем от встречи с учителями совершенно другую информацию. Хотелось бы сказать словами нашего общего учителя: буддизм это не вера, не философия - это свобода души».

Феномен

В воскресенье, когда подводили итоги конференции и подписывали резолюцию, Хамбо лама Аюшеев в своем заключительном выступлении процитировал слова своего учителя, достопочтимого Итигэлова: «Когда повернешь колесо учений, то цены в магазинах уменьшатся».

Это я к чему, - продолжил Хамбо лама. - Чиновники же не понимают, что когда настоящий буддист крутит барабан, то для него цены опускаются. Это происходит потому, что люди понимают, что есть не только материальная, но и духовная пища. Что она гораздо приятнее и лучше, и помогает нам в дальнейшей жизни.

Глава буддистов России побывал на 100-летии дацана в Петербурге и ответил на вопросы Metro. Может ли женщина стать ламой? Разговаривает ли Аюшеев с Этигэловым?

Фото Алены Бобрович


XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев живёт в Бурятии. Последние 20 лет он возглавляет Буддийскую традиционную Сангху (общину) России. О вере и ламах, о своих страхах и надеждах федеральной газете METRO рассказывает Дамба Аюшеев

Хамбо ламой вас выбрали в 33 года. Не страшно было в столь молодом возрасте становиться главой российских буддистов?


Был бы старше, подумал бы. И, возможно, отказался бы. Но в 33 года я не осознавал, что мне предстоит. Поэтому сейчас назначаю настоятелями дацанов молодых лам, которые ещё не понимают, через какие трудности им придётся пройти.

В чём состоит ваша миссия?


В возрождении буддизма, который уничтожали в течение 70 лет советской власти. Сейчас я выполнил свою миссию на 80 процентов - восстановил все дацаны, которые были до революции. Но ведь чтобы построить храм, много ума не надо. Главное – это внутренняя жизнь. Важно, чтобы современные люди стремились в дацан. Это раньше буддийские храмы были центром образования, науки, культуры и религии. А сейчас у молодых людей много иных возможностей. К тому же, если в семье всего один сын, нельзя заставлять юношу брать обет монашества. Мы оттолкнём даже тех, кто хочет служить в дацане. Поэтому сейчас идём по гибкому варианту: у многих лам есть семьи.

Сколько времени нужно, чтобы стать ламой?


Закончить буддийский университет и прожить в дацане не менее 12 лет – то есть полный астрологический цикл. За это время человек привыкает быть ламой. Это как в любой другой профессии. Если кто-то 12 лет проработал учителем в школе, а потом ему предлагают сменить профессию, сложно будет перестроиться. Мы в Бурятии уже вырастили своих лам, сейчас они стали преподавателями. Когда-то в республике было очень много тибетцев, они и сейчас остались. Собирают людей, дают им учение. Однажды я беседовал с «тибетскими ученицами». Они мне сказали такую вещь: «Тибетский лама – это драгоценность, монгольский лама – это мудрец, а бурятские – недоразумение». Спросил их: «Кто же вас, буряток, научил так не любить свой народ?» Я против таких учителей и считаю, что умные ламы находятся в своей стране, а ещё лучше – в своём дацане. А те, кто выезжает с учениями, просто не востребованны на своей родине.

Может ли женщина стать ламой?


При всём моём уважении к женщинам они не в состоянии постичь буддийскую философию. В тантрическом смысле – пожалуйста: у нас есть женщины-божества. А вот в философском – нет. Пусть женщина мечтает в своём сыне найти ламу. В этом случае он всю жизнь будет молиться за свою мать.

Сейчас Иволгинский дацан в Бурятии считается Меккой российского буддизма. Там находится нетленное тело Хамбо ламы Этигэлова. Что изменилось в жизни республики?


Мы построили дворец для Хамбо ламы. Во время больших праздников спускаем его во двор, он принимает участие в службах. Приходит очень много людей – каждый со своими вопросами и просьбами. Сейчас открыли границу с Монголией, и оттуда идёт поток верующих. Я знаю, что Хамбо лама многим помог.

А вы можете с ним разговаривать?


Это моя самая большая мечта! Но я имею право задать только очень важный вопрос, а такого пока нет. С Хамбо ламой общается его хранитель и оракул Бимба-лама и передаёт нам его учения. Когда-нибудь мы сумеем их расшифровать. Думаю, что значимость учения человека, сумевшего победить время, бесценна.

К Хамбо ламе Этигэлову приезжали президенты, учёные, артисты...


Проще сказать, кто не приезжал. Конечно, и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев были. Этигэлов – это вызов для любого здравомыслящего человека. Он приглашает к себе и спрашивает: «Хотите посмотреть на меня и убедиться, что в этом мире не всё так, как вы думаете?»

Вы входите в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Вам часто приходится общаться с Владимиром Путиным?


К счастью, нет. Если бы я часто обращался, это бы означало, что у буддистов есть проблемы. Ведь с радостью к президенту не ходят.

До 1917 года все российские императоры считались земным воплощением богини Белая Тара. Сейчас что-то изменилось?


Эта традиция велась с Екатерины Второй – именно при её правлении появился институт российских Хамбо лам. Сейчас ничего не изменилось, государство же существует. Президент обладает огромной властью, на нём колоссальная ответственность. Это даётся в наказание или в счастье? Скорее всего, в наказание, ведь от груза ответственности никто здоровее не становится. Так что прикрывать надо.

Чего бы вы хотели достичь?


Поймать пустоту. Если я её поймаю, то смогу сам выбирать, кем быть в будущей жизни. Но кроме Хамбо ламы Этигэлова это не удалось пока никому.

Вы знаете, кем были в прошлой жизни?


Нет. Но знаю, что в этой жизни я неудачник, потому что обрёл человеческое тело в океане страданий. Выражаясь образно, я сижу в тюрьме. Кому интересно, кем я был до этого? Гораздо важнее, как и куда я выйду из этой тюрьмы. Буддисты должны жить не прошлым, а настоящим – тогда нас ожидает будущее.

Я нашел, что искал

Одним из мест паломничества в Бурятии является камень с ликом танцующей богини Янжимы – покровительницы материнства, искусств, наук и мудрости. Кто стал первооткрывателем Янжимы?


Об этом камне в Баргузинском районе я знал много лет. Местные жители нашли рядом с валуном пирамидку с изображением тысячи Будд. Все думали, что именно здесь закопаны статуи Баргузинского дацана, разрушенного в годы советской власти. Я тоже приехал туда с этими мыслями. Несколько часов мы с местными жителями пытались сдвинуть камни. В результате, выяснили, что там ничего нет. Я разозлился и ударил ногой по бурхану. А когда поднял глаза, то увидел проявившийся на камне лик богини Янжимы. Люди, которые находились рядом, тоже ее увидели.

“Я нашел то, что искал,” – сказал я. Оказалось, что лама, оставивший возле камня опознавательный знак в виде пирамидки, указывал своим потомкам именно на этот лик. Один мужчина, из местных, заметил: “А ведь она как будто беременна…”

Тогда я спросил, какие села находятся рядом. Оказалось, что одна из деревень во времена СССР стала рекордсменом по рождаемости детей. А другая – родина многих известных бурятских политиков, артистов и спортсменов. Значит, Янжима помогает в деторождении, а также является богиней искусств, наук и мудрости.

Одни видят ее танцующей, другие – беременной. Сейчас сюда приезжают верующие не только из Бурятии. Едут со всех регионов России, европейских стран, из Китая. Многие потом возвращаются, чтобы показать богине Янжиме своих детей

Личное дело. «Лучше иметь грязное лицо, но чистый желудок»


Вы живёте в очень скромной резиденции на территории Иволгинского дацана. Не хотели бы переехать в более комфортные условия?


Практически не бываю. Раньше я находился в поиске. Учился в Монголии. В Индии шёл по всем святым местам Будды, был в Шри-Ланке, Таиланде, Японии. Но после возвращения Хамбо ламы Этигэлова нет в этом необходимости. Я нашёл всё, что искал. Пусть теперь к нам едут – ведь любой нормальный буддист хочет увидеть Хамбо ламу Этигэлова.

Вы обращаетесь к врачам?


Нет. Считаю, что самое лучшее лекарство – это горячая кипячёная вода утром перед завтраком. Мы же моем тело и лицо? А когда пьём кипяток, умываем наш организм изнутри. Лучше я буду иметь грязное лицо, но чистый желудок. Хотя в идеале нужно всё держать в чистоте. По такому принципу я живу.

Хамбо-лама Дамба Аюшеев: “Уважаемые мои сородичи, научитесь себя уважать и научитесь гордиться собою”. Так звучит обращение к главе Буддийской традиционной Сангхи России, крупнейшего объединения буддийских общин на территории нашей страны.

Дамба Аюшеев занимает эту должность с 1995 года. Он из тех, о ком складывают легенды и поют песни. Народ Аюшеева любит, а вот буддисты-интеллектуалы не очень. Уж слишком он крестьянин на троне, не эстет, духовности маловато. Корреспондент «Русского репортера» слушала Хамбо-ламу пять часов и совсем не устала. Особенности логики и речи главного буддиста страны оставлены без изменений.

Пролог

— Делать из себя умного не могу. Буддизм — это живая религия, мы должны говорить нормально. Когда я перестаю шутить, я сам себе скучным становлюсь. Делать себя умнее, чем есть, — у нас таких людей гораздо больше, понимаете. Вот пусть лучше меня дураком считают.

О ботхичите и просветлении

— Если ты в жизни не сделал ничего плохого, если твоя жизнь была правильной, это не гарантия, что ты попадешь в рай. Этого мало. Мой буддизм другой. Я говорю: помогай людям. Все учение Будды об этом. Когда все правильно, это значит неправильно. Когда все хорошо, это плохо. Ну, а что вы хотели? Или, может, я что-то другое должен сказать? Занимайтесь ботхичитой, воспитывайте в себе какие-то качества для просветления. Тут ума вообще много не надо.

Самое главное: я не надеюсь на Будду. Знаешь, почему? У меня нет бога. Будда точно не придет. Я знаете почему буддист? Знаете, почему я всю жизнь буду идти за Буддой и не разочаруюсь в этом? Знаете? Потому что я его никогда не догоню. Но я буду идти за лучшим, за сильнейшим человеком цивилизации. Я — идущий за Буддой. У меня нет времени доказывать, что я хороший, что я нежный или чуткий — надо идти, надо помогать людям.

О достоинстве народа

У Хамбо-ламы спросили: сколько сейчас верующих буддистов?

— Ой, я не знаю. Это вопрос интересный. Мы такой таинственный народ, мы не знаем, сколько вообще бурят на земле. И если я вдруг узнаю, сразу умру. Но на моем народе ответственность. Если мой народ хорошо живет — значит, здесь, от Иркутской до Амурской области, спокойствие и мир. Вот за это я отвечаю.

Мы же привыкли себя кем считать? Третьесортными. У нас как говорят? Тибетский лама — это драгоценность, монгольский лама — это умница, а бурятский лама — это недоразумение. Вот 80% наших интеллигентов так говорят. Уважаемые мои сородичи, научитесь себя уважать и научитесь гордиться собою. Находясь около Хамбо-ламы Итигэлова, будьте достойными его. Вообще я хочу сказать, чтобы каждый народ себя считал достойным, каждый народ уважал свои ценности и имел опору в себе.

О православии и параллелях

— Будь у меня право назначать глав районов, у меня половина этих глав не прошли бы — я на вшивость бы их проверил. Если у него крутая машина, я бы сразу его гнал поганой метлой. Но они быстро сообразили бы, приехали бы на «Запорожце». Некоторые чиновники ко мне приходят и говорят: «Я вот православный, хочу найти параллель». Я говорю: «Иди отсюда со своими параллелями. Ты в православии не понимаешь ничего, дурак. Еще буддизм хочешь понять! Иди отсюда».

Ты уважай свою религию и мою уважай. Свысока со мной не разговаривай, не надо. Я буддист, я смерти не боюсь. А если я не боюсь смерти, я ничего не боюсь.

О великом русском народе

— Сами по себе русские — это экспериментальный народ. Все, что в мире происходит плохого, обязательно пройдет через Россию. Какая в мире идея ни появится, она обязательно придет в Россию и обязательно кончится или революцией, или каким-то кризисом. Это великий народ.

У нас что самое страшное? Пространство огромное. Любая хорошая идея, которая возникла в Приморье, пока дойдет до Москвы, умрет. Любая идея, которая возникнет в Москве, пока она дойдет до Владивостока... Мы не слышим друг друга. Вот давай так: русских отправим в Германию, а немцев сюда привезем. Пусть попробуют пожить на таких территориях: выживут — не выживут. Ну, просто экспериментально.

Многие русские внутри почему-то сейчас немного ослабели. Почему у нас национализм идет? Он идет, когда народ слабеет — и начинает бояться. А когда человек здоровый, этого вообще нету. Я считаю, что это и есть национализм. Если нация здорова, ей не до этого.

О Путине и Белой Таре

Учителя спросили: что вы думаете о Путине?

— Когда меня спрашивают, почему я не иду против нашего главы, я говорю: «Я не могу идти, потому что он является для меня Белой Тарой, я не могу пойти против своей богини». Человек, который обладает властью над одной шестой частью суши земли, который одной кнопкой может начать войну, — этот человек обладает огромной властью. В десять раз ему тяжелей, чем мне.

Я ему должен помогать, а не говорить: давай его сменим, если не нравится мне, другого поставим. Это легче всего. И когда мне люди говорят:

«Кого ты больше любишь, Далай-ламу или президента?» — я говорю: «Слушайте, дорогие товарищи, кто меня кормит-то, кто моим старикам деньги дает — иностранный большой лама или президент страны?».

Мне говорят: «Но ведь президент-то у нас русский, не буддист». А мне какая разница? Я уважаю этого человека и должность уважаю. Де-факто и де-юре я сегодня служу президенту Путину. Станет президентом снова Медведев, буду служить ему. Станет президентом Зюганов, вынужден буду служить ему.

И не надо говорить: «Почему вы такой скучный, ну фантазии нет!». За мной стоят 500 тысяч бурят, и вы хотите, чтобы я рискнул ими? Ума много не надо — сказать, что я великий человек, и бросить людей на бойню. Я не говорю, что я боюсь кого-то. Меня нельзя пугать. Я могу так ответить, что мало не покажется.

Приедет сюда какой-нибудь новый президент Республики Бурятия — хорошо, иди, командуй. Только одну вещь запомни: я у тебя ничего просить не буду. Скорей вы у меня будете просить спокойствия и — что? И мира.

Ольга Андреева

Пандито Хамбо-лама в переводе с тибетского означает «уважаемый большой учитель». Так звучит обращение к главе Буддийской традиционной Сангхи России, крупнейшего объединения буддийских общин на территории нашей страны. Дамба Аюшеев занимает эту должность с 1995 года. Он из тех, о ком складывают легенды и поют песни. Народ Аюшеева любит, а вот буддисты-интеллектуалы не очень. Уж слишком он крестьянин на троне, не эстет, духовности маловато. Корреспондент «РР» слушала Хамбо-ламу пять часов и совсем не устала. Особенности логики и речи главного буддиста страны оставлены без изменений.

Пролог

Хамбо-лама сказал:

Делать из себя умного не могу. Буддизм - это живая религия, мы должны говорить нормально. Когда я перестаю шутить, я сам себе скучным становлюсь. Делать себя умнее, чем есть, - у нас таких людей гораздо больше, понимаете. Вот пусть лучше меня дураком считают.

О том, на чем стоит благородный муж

У Хамбо-ламы спросили: в буддизме есть представление об идеальном государстве?

В буддизме есть об идеальном человеке представление, - ответил учитель. - В свое время Нагарджуна написал письмо радже Удаяне. Он сказал: «Чтобы руководить страной, человек должен обладать семью драгоценностями». Я, когда общаюсь с руководителями, думаю о тех семи качествах. Самое низшее, что у человека есть, - это ум. Только дура колхозная может сказать своим детям: я желаю, чтобы ты был умный. Такую бурятскую женщину надо гнать поганой метлой из нашего общества.

Если человек ставит ум выше всего, из него получается кто? Все диктаторы, которые стояли во главе наших государств, обладали умом. Никто не скажет, что Гитлер был дураком. Это были умные люди, они сумели уничтожить целые народы и целые страны. Ум - самая последняя из драгоценностей.

За ним стоит совесть человека. Совесть - это когда он контролирует самого себя. Как он относится к самому себе. За ней идет стыд. Я приезжаю в деревню на джипе, одетый в барскую одежду. Хожу и говорю: я могу вас купить, я могу вас продать. У такого человека что? Нет стыда.

За стыдом идет желание учиться. Вот я с Серегой разговариваю, говорю интересные вещи, но в глазах Сереги не вижу никакого огня. Человек не хочет учиться. За желанием учиться идет душевное богатство. Человек должен быть щедрым. Если он не щедрый, это не великий человек.

Выше щедрости стоит клятва. Если я ляпнул, что убью его, я должен убить. Приходит чиновник и говорит: я обещаю построить в вашем селе водопровод. Ага, его выбрали, через пять лет он приходит и что говорит? Выберите меня заново, да? Кто-то вякнул: вы же обещали водопровод - не провели. Он же слово дал! А его снова выбирают.

Но самое высокое, что есть, - это вера. Ум, совесть, стыд, желание учиться, душевное богатство, клятва и вера - нет этого: это плохой человек.

О мужчине и женщине

Хамбо-лама сказал:

Чем отличается мужчина от женщины? Женщина, когда берет, - она не думает, что потеряет. Мужа нашла, купила машину - все, жизнь удалась. А мужик, прежде чем что-то взять, он должен думать: а что я за это отдам? Если я отдам гораздо больше, чем возьму, тогда я этого не беру.

Еще раз о благородном муже

Учитель спросил:

Глава Еравнинского района сегодня кто у нас?

Шагдаров.

Шагдаров - он сонгол. Потому что его народ избрал. Согласны, да? А, например, Наговицын, глава Бурятии, - он талангут, то есть назначенный. А я сонгол, меня избрал народ, чтобы распространять учение Будды, я для этого избранный. Сонголом можно только стать. Хоритуматом можно родиться, иркутским бурятом - пожалуйста, рождайтесь. Но сонголом родиться нельзя. И потом, со временем мы назовем свою республику Сонгол. А?

Вы поймите правильно, нормальный буддист - он же… Я, например, не собираюсь здесь жить дальше, на этой земле. Я не собираюсь обратно родиться и стать племянником нашего Хандаева (заместитель министра строительства РБ, осужденный за растрату госсредств. - «РР») - мне зачем такое наказание? Это только глупый захочет обратно вернуться в тело человека и опять пройти эту школу, детский сад. Помимо нашей бедной земли есть другие места, и это точно хорошие места. Весь мир подобен нашему желанию. Миллионы людей когда-то сказали, что есть рай. А желание человека - оно же материализуется.

Я грубый, бесцеремонный, я не могу интеллигентно разговаривать. Я могу обматерить. Но предавать свои идеалы, историю свою не буду. Извини.

О Бодхичите и Просветлении

Хамбо-лама сказал:

Если ты в жизни не сделал ничего плохого, если твоя жизнь была правильной, это не гарантия, что ты попадешь в рай. Этого мало. Мой буддизм другой. Я говорю: помогай людям. Все учение Будды об этом. Когда все правильно, это значит неправильно. Когда все хорошо, это плохо. Ну, а что вы хотели? Или, может, я что-то другое должен сказать? Занимайтесь ботхичитой, воспитывайте в себе какие-то качества для просветления. Тут ума вообще много не надо.

Самое главное: я не надеюсь на Будду. Знаешь почему? У меня нет бога. Будда точно не придет. Я знаете почему буддист? Знаете, почему я всю жизнь буду идти за Буддой и не разочаруюсь в этом? Знаете? Потому что я его никогда не догоню. Но я буду идти за лучшим, за сильнейшим человеком цивилизации. Я - идущий за Буддой. У меня нет времени доказывать, что я хороший, что я нежный или чуткий - надо идти, надо помогать людям.

О достоинстве народа

У Хамбо-ламы спросили: сколько сейчас верующих буддистов?

Ой, я не знаю. Это вопрос интересный. Мы такой таинственный народ, мы не знаем, сколько вообще бурят на земле. И если я вдруг узнаю, сразу умру. Но на моем народе ответственность. Если мой народ хорошо живет - значит, здесь, от Иркутской до Амурской области, спокойствие и мир. Вот за это я отвечаю.

Мы же привыкли себя кем считать? Третьесортными. У нас как говорят? Тибетский лама - это драгоценность, монгольский лама - это умница, а бурятский лама - это недоразумение. Вот 80% наших интеллигентов так говорят. Уважаемые мои сородичи, научитесь себя уважать и научитесь гордиться собою. Находясь около Хамбо-ламы Итигелова, будьте достойными его. Вообще, я хочу сказать, чтобы каждый народ себя считал достойным, каждый народ уважал свои ценности и имел опору в себе.

О православии и параллелях

Учитель сказал:

Будь у меня право назначать глав районов, у меня половина этих глав не прошли бы - я на вшивость бы их проверил. Если у него крутая машина, я бы сразу его гнал поганой метлой. Но они быстро сообразили бы, приехали бы на «запорожце». Некоторые чиновники ко мне приходят и говорят: «Я вот православный, хочу найти параллель». Я говорю: «Иди отсюда со своими параллелями. Ты в православии не понимаешь ничего, дурак, - говорю. - Еще буддизм хочешь понять! Иди отсюда».

Ты уважай свою религию и мою уважай. Свысока со мной не разговаривай, не надо. Я буддист, я смерти не боюсь. А если я не боюсь смерти, я ничего не боюсь.

О хорошем и прекрасном

Хамбо-лама сказал:

Вот японцы на своих соревнованиях борются за кого? За японского императора. Монголы борются за президента Монголии.

А наши борются за что? - спросили учителя.

За Будду! За Будду Шакьямуни я буду бороться. Вот в чем мысль. Задача, чтобы была идея самая прекрасная. Японцы - буддийская страна. Монголы - буддийская страна. Но они борются за личность. А вы будете бороться за хорошее, за прекрасное.

О бурятах

У учителя спросили: что нужно сделать, чтобы бурятский народ стал великим?

Я глупее, чем этот бурятский народ, не видел в жизни. Представь себе: буряты, наши предки, создали великую бурятскую породу барана, породу лошадей, коров, собак. И благодаря этим животным в этих немыслимых условиях, на сорокаградусном морозе мы выжили. И представь себе: пришли коммунисты, и за каких-то 40 лет сволочи буряты потеряли своих баранов, потому что нужен был меринос. Эти буряты будут говорить, что якуты немного туповаты. Чукчи и эвенки что? Отмерзли там. Но все эти народы - они от своих оленей не отказались. Единственный народ, который прогнулся, так что спина круглая стала, - это вы, буряты.

Так и пишите: иркутские буряты - пещерные коммунисты-шаманисты. Будда Шакьямуни показывал чудо, демонстрировал свои неземные возможности. Если бы он не обладал такими возможностями, его учение давно бы что? Потерялось бы, да? Вон китайцы сколько продвигают своего Конфуция, греки Аристотеля продвигали. Немцы - Ницше вместе с Гитлером. И где они, эти умные люди? Но если учение Будды нужно людям через три тысячи лет, стоит, наверное, задуматься. Стоит, наверное, задуматься иркутским бурятам, которые за шаманом бегают, как в пещерном коммунизме.

У нас в республике проблема с хори-бурятами. Почему? Потому что принятый за основу хоринский диалект, который на «ха», - самый малый диалект в монгольском народе. Сегодня на нем всего 300 тысяч бурят разговаривают. Тогда как шесть миллионов монголов говорят на «са», понимаешь? Селенгинским бурятам, которые сакают, легче говорить, например, с монголами. А хоринские буряты не могут разговаривать ни с кем. Задается вопрос: вот эти 300 тысяч бурят, ну, могут оказать влияние на сакающих? Не могут. И сегодня буряты теряют свой язык. Что же делать? Мое мнение - всех перевести на сакающий диалект. Имейте в виду, я иду против своих сородичей. Я хакающий.

О бурятах и баранах

И тогда у Хамбо-ламы снова спросили: что нужно сделать, чтобы бурятский народ стал великим?

Единственное животное, которое спасет мой народ, - это баран. Почему? Когда придет время Майтрейи, тело человека будет с локоть, и жизнь на земле будет длиться не более десяти лет. Все животные упадут, потеряют в росте. Единственное животное, которое сохранит свой рост, силу и мощь, - это баран.

Почему? Был опыт в Семипалатинске. Взорвали ядерную бомбу. И было одно разгильдяйство: не заметили отару. Нормальное советское ротозейство. Ну, ясное дело, ядерный взрыв все смел. И когда через три дня поднялись на вертолете и начали облетать место этого поражения, они, к своему удивлению, нашли отару. Пригнали, начали обследовать. И когда все обследовали, удивились: мясо баранов не было заражено, хотя они дышали зараженным воздухом и пили зараженную воду. Почему? Потому что кишка барана 46 метров, и пока пища идет через нее, все остается там. И когда она доходит до мозгов, там ничего нет.

О бурятах и коровах

И в третий раз у учителя спросили: что нужно сделать, чтобы бурятский народ стал великим?

Я говорил одному замминистру сельского хозяйства России: миллиард населения, достигнутый Китаем и Индией, зависит только от одного животного - коровы. Китайцы не пьют коровье молоко, а индусы не кушают мяса, им нет смысла держать корову. И они достигли миллиарда населения.

Почему мы не можем стать такими же многочисленными? Потому что мы эту говядину поедаем. А по буддизму, по знанию невидимого мира, считается, что на корове восседает небожительница, которая покровительствует чреву матери. Значит, если человек кушает говядину, его род исчезнет, женщины перестанут рожать. Я министру говорил: хочешь, чтобы население России увеличилось, - убери говядину, просто убери говядину. Если ты хочешь сказать, что китайцы и индусы дураки, так им прямо скажи.

О великом русском народе

Хамбо-лама сказал:

Сами по себе русские - это экспериментальный народ. Все, что в мире происходит плохого, обязательно пройдет через Россию. Какая в мире идея ни появится, она обязательно придет в Россию и обязательно кончится или революцией, или каким-то кризисом. Это великий народ.

У нас что самое страшное? Пространство огромное. Любая хорошая идея, которая возникла в Приморье, пока дойдет до Москвы, умрет. Любая идея, которая возникнет в Москве, пока она дойдет до Владивостока… Мы не слышим друг друга. Вот давай так: русских отправим в Германию, а немцев сюда привезем. Пусть попробуют пожить на таких территориях: выживут - не выживут. Ну, просто экспериментально.

Многие русские внутри почему-то сейчас немного ослабели. Почему у нас национализм идет? Он идет, когда народ слабеет - и начинает бояться. А когда человек здоровый, этого вообще нету. Я считаю, что это и есть национализм. Если нация здорова, ей не до этого.

О Путине и Белой Таре

Учителя спросили: что вы думаете о Путине?

Хамбо-лама подумал и сказал:

Когда меня спрашивают, почему я не иду против нашего главы, я говорю: «Я не могу идти, потому что он является для меня Белой Тарой, я не могу пойти против своей богини». Человек, который обладает властью над одной шестой частью суши земли, который одной кнопкой может начать войну, - этот человек обладает огромной властью. В десять раз ему тяжелей, чем мне.

Я ему должен помогать, а не говорить: давай его сменим, если не нравится мне, другого поставим. Это легче всего. И когда мне люди говорят: «Кого ты больше любишь, Далай-ламу или президента?» - я говорю: «Слушайте, дорогие товарищи, кто меня кормит-то, кто моим старикам деньги дает - иностранный большой лама или президент страны?»

Мне говорят: «Но ведь президент-то у нас русский, не буддист». А мне какая разница? Я уважаю этого человека и должность уважаю. Де-факто и де-юре я сегодня служу президенту Путину. Станет президентом снова Медведев, буду служить ему. Станет президентом Зюганов, вынужден буду служить ему. И не надо говорить: «Почему вы такой скучный, ну фантазии нет!» За мной стоят 500 тысяч бурят, и вы хотите, чтобы я рискнул ими? Ума много не надо - сказать, что я великий человек, и бросить людей на бойню. Я не говорю, что я боюсь кого-то. Меня нельзя пугать. Я могу так ответить, что мало не покажется.

Приедет сюда какой-нибудь новый президент Республики Бурятия - хорошо, иди, командуй. Только одну вещь запомни: я у тебя ничего просить не буду. Скорей вы у меня будете просить спокойствия и - что? И мира.

О поисках пустоты

Учитель сказал:

Знаете, почему буддисты могут обо всем говорить? Конечная цель буддиста - поймать пустоту. Не увидеть ее, не почувствовать, а поймать. А как можно поймать пустоту, которую ты никогда не увидишь? И вот когда начинается вопрос пустоты, оказывается, что правильного ничего нет.

Все, что мы говорим, - это пустые слова. Любая вещь в своей сути пуста. Для чего, оказывается, я учился? Чтобы пустоту понять. А чтобы пустоту понять, одного твоего усилия ума, умения начитывать мантры мало. Нужно накопление благих деяний, тогда дверь в пустоту откроется. А может вообще не открыться. Сам Далай-лама говорил: «Я не видел человека, который поймал пустоту». Почему? Потому что тот, кто поймал пустоту, никогда не скажет это.

Пресс-служба Сангхи России

В студии Татьяна Троянская, и я сейчас буду приветствовать наших гостей. Напротив меня Нина Кочеляева, директор Нового института культурологии, исполнительный директор проекта, т.е. фильма, о котором мы сегодня будем говорить. Здравствуйте!

Кочеляева Н.

Здравствуйте!

Троянская Т.

Анастасия Разлогова, генеральный директор компании «Камер-Тон-Фильм-Русь» и генеральный продюсер фильма, о котором мы будем говорить, а также генеральный партнер проекта.

Разлогова А.

Добрый день!

Троянская Т.

И Алла Намсараева, руководитель пресс-службы Иволгинского дацана и главный консультант проекта и фильма, о котором мы будем говорить. Алла, добрый день!

Намсараева А.

Добрый день!

Троянская Т.

А теперь о фильме непосредственно. Это новая картина, фильм-исследование традиционного российского буддизма как фактора гармоничного взаимодействия различных этносов и культур по материалам жизнедеятельности Хамбо ламы Этигэлова. И как раз фильм, посвященный Хамбо ламе Этигэлову вы снимаете, вы занимаетесь этим. Ну, сначала я должна сказать, Хамбо ламу Этигэлова знают как нетленного ламу, и Алла как раз меня уже начала поправлять, что я неправильно выражаюсь: «нетленный лама» - так не говорят.

Намсараева А.

Да, Татьяна, это уже стало устойчивое выражение, но оно неправильное. Потому что он нетленный конечно - не было никакого процесса тления. По-бурятски его называют «Эрдэни Мунхэ Бэе», а если мы переводим это на русский язык, то это звучит как «Драгоценное неиссякаемое тело». Вот как в 2002 году, когда его достали из саркофага, в котором он находился 75 лет под землей, и сочленения у него все работали и до сих пор так же работают, и тургор кожи мягкий. Вот то, что я сейчас говорю этими терминами - это было записано, по нашим правилам, по российским законам, в акте эксгумации. Но патологоанатомы, которые проводили вот это исследование, они, конечно, были поражены так же, как и все остальные люди. Потому что 75 лет он провел, как я уже сказала, в этом саркофаге. Семьдесят пять лет он до этого он жил и был главой российских буддистов в начале XX века. Т.е. на тот момент ему было 150 лет, в прошлом году ему исполнилось 165 лет.

Троянская Т.

Т.е. уже 15 лет, получается, он с нами?

Намсараева А.

Он с нами, да. Некие есть такие эвфемизмы, которыми говорят, как-то определяют, что «он с нами», «он вернулся», «он пришел». Потому что ни наука, ни буддизм как таковой не могут сказать как правильно обозначить то состояние, в котором он находится, потому что оно неизвестно ни тем, ни другим. И когда, например, Далай ламу спросили, прокомментируйте, пожалуйста, вот пришел лама Этигэлов. Далай лама сказал, что я не могу прокомментировать это состояние, потому что я никогда не был в этом состоянии, а прокомментировать его можно, только когда ты его уже испытывал.

Троянская Т.

Т.е. получается, никто не может прокомментировать это состояние, потому что никто из ныне живущих не испытывал это состояние?

Намсараева А.

Да. И на самом деле о нем снято много, не много, а сколько фильмов?

Разлогова А.

О нем есть несколько фильмов, это документальные фильмы. Начиная с того момента, когда его как раз доставали, это все снималось на видео, и это все пошло в фильм «Послание Хамбо Ламы», самый первый фильм про Этигэлова. И, собственно, потом эта хроника везде использовалась, она есть в интернете, и те фильмы, которые уже существуют про него, они носят характер такой, повествовательный. Рассказывают о его жизни, о его вкладе в государственность российскую и российский буддизм.

Троянская Т.

Я думаю, Нина, вы расскажете, чем собственно ваш фильм отличается от картин, которые уже существуют.

Кочеляева Н.

Ну, во-первых, я хочу сказать, что у фильма есть рабочее название, и рабочее название очень сильно отличается от того названия проекта, которое мы знаем. Потому что сам проект включает две составных части, первая часть исследовательская, на базе которой готовится аналитический доклад о роли российского традиционного буддизма как фактора гармоничного взаимодействия с различными религиями, этносами и культурой России. Мы все знаем, что Россия многонациональная, полиэтничная страна, поликонфессиональная, и в этом смысле для нас важно выявить вот те характеристики буддизма, которые являются очень продуктивными. Потому что когда буддизм приходит в ту или иную местность, он не перестраивает ее, а он каким-то образом адаптируется к этой местности, включая все то, что было до него. Т.е. это очень интересная особенность буддизма, которая не ломает культуры, а которая пытается адаптировать…

Троянская Т.

Растворяется.

Кочеляева Н.

Или сам проникает в эти культуры. Это такая очень важная особенность, которой буддизм отличается, и для нас это такой очень важный маячок. Что касается фильма, то у него есть рабочее название, возможно, оно в процессе съемок будет подкорректировано, пока мы его называем условно «Феномен Этигэлова. Загадка бурятского ламы». И, конечно, нам не хотелось бы идти уже проторенной дорогой при создании этого фильма, нам хотелось бы поискать другие структуры. Очень много фильмов сняты в повествовательном жанре, в таком, очень линейном жанре, когда рассказывается откуда появляется Хамбо лама Этигэлов, как правило, начинаются все эти фильмы с подъема его тела, с вот этой сенсации. Но когда мы были в Улан-Удэ, в первой экспедиции, и разговаривали, у нас был большой круглый стол в Национальной библиотеке Бурятии, и один из участников этого круглого стола задал, на мой взгляд, один из ключевых вопросов: вот если фигуру Хамбо ламы Этигэлова убрать, что останется, вокруг чего будет структурироваться этот проект? А проект будет структурироваться, как мне кажется, в восприятии людьми, восприятии ламами вот этого феномена, восприятии жителями Бурятии, может быть, отчасти, жителями России, потому что буддизм имеет достаточно широкое распространение. Сейчас мы в Петербурге снимаем в нескольких ключевых местах, связанных с жизнью Этигэлова – это и Государственный музей истории религии, и Российский этнографический музей, которые с удовольствием стали партнерами проекта, уже на этом этапе.

Троянская Т.

И дацан, конечно.

Кочеляева Н.

И сейчас вот как раз проходит съемка в Петербургском дацане, поэтому с нами нет сейчас в эфире режиссера фильма Елены Демидовой. И для нас очень важна вот не такая прагматическая сторона вопроса, связанная с судмедэкспертизой или какими-то такими вот вещами, которые, как мне кажется, несколько снижают градус накала, они могут быть интересны как некая такая завлекательная штука. Для нас очень важно попробовать расшифровать некие духовные структуры, и не случайно у нас партнером является Буддийская традиционная Санкха России, мы очень благодарны ей за то, что они взялись помогать нам с этим проектом. И Буддийский университет в Иволгинским дацане осуществляет такое постоянное кураторство этого проекта. Нам очень важно структурировать фильм по иному принципу, и вот по совету Хамбо ламы Аюшеева, ныне действующего Пандито Хамбо ламы, мы в основу полагаем послания Этигэлова. Это особые тексты, которые даются каждый день, может быть, Алла расскажет об этом поподробней.

Троянская Т.

Что такое послания и как они появляются, эти послания.

Намсараева А.

Послания или учения - так они называются. И Хамбо лама действующий, о котором уже говорила Нина, XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев, он как раз обращает на них наше внимание, когда мы с ним разговаривали, перед тем, как начать работу над этим проектом, над этим фильмом. Он говорит о том, что сейчас все буддисты живут по тем учениям, которые давал Будда, но это было 2600 лет назад, или которые давал Нагарджуна, это был V век - это великий ученый, который прожил 600 лет, кстати. И Цзонхава - тот, который является основоположником линии Гелуг, желтошапочного буддизма, а это был XIV-XVвек,- т.е. это все было очень давно, и мы знакомы с этими учениями, уже переведенными, переписанными. У нас есть сейчас возможность получать некие учения, некие послания от Хамбо ламы Этигэлова. Дело в том, что ведь Хамбо лама Этигэлов не просто так в один момент был поднят со своим саркофагом вместе. В 1999 году это впервые случилось, когда одному из лам Иволгинского дацана Бимба ламе Доржиеву стал являться в медитациях некий лама, который стал говорить, что надо его достать, буквально с кладбища. И он пошел к настоятелю своего дацана, и они вместе пошли к Хамбо ламе, и Хамбо Лама их ругал. Потому что для буддистов ходить на кладбище, тем более эксгумацию проводить - это вообще нереально. Буддисты стараются не ходить на кладбища, женщины не ходят туда вообще никогда, даже хоронить, - считается, что женщина - это хранительница очага домашнего, и она не должна появляться в таких местах. Мужчины ходят хоронить и все, потому что для буддистов, которые верят в реинкарнацию, считается, что тело - это оболочка, сознание вышло из оболочки…

Троянская Т.

И тело уже не имеет значения.

Намсараева А.

Да, да. И тогда сознание переселяется, реинкарнирует в какое-то новое тело и дальше там продолжает развиваться. И тогда он (Хамбо лама Дамба Аюшеев) им сказал, ищите какие-то такие факты, которые вас натолкнут на то, что там действительно кто-то есть, кто-то нас там ждет. И три года подряд Бимба лама, вместе с в то время шээрэтэ ламой, настоятелем Иволгинского дацана Дагба ламой ходили вот таким образом к главе российских буддистов. Они нашли некие косвенные доказательства, но потом у одного из больших лам умерла мама, как раз вот она была выходцем из этого района, они поехали на это кладбище. Хамбо лама сказал, ну хорошо, раз я здесь, это было в 2002 году, в сентябре, он сказал, ну давайте я уже пройду туда. И он подошел к этому месту. Ну, буддисты же всегда говорят, нужно видеть знаки, т.е. он увидел некие знаки, которые там были, и он подошел к этому месту, и дедушка, который когда-то был мальчиком и с папой ходил на это место и видел, как поднимали Этигэлова и опять его опускали, он сказал, да, да, вы все правильно подошли. И вот тогда-то нашли родственников, но непрямых родственников, потому что Хамбо лама Этигэлов был монахом, но у него были братья и сестры, у них остались дети и внуки, и вот этих внучатых племянников нашли, которые давали разрешение на эксгумацию.

Троянская Т.

Т.е. просто нашли, или там был какой-то знак?

Намсараева А.

Там были знаки. Дело в том, что в Бурятии такой рельеф местности в том районе, небольшие такие холмы, и если хоронят мирян, их хоронят ниже, а вот лам либо сжигали, либо хоронили повыше. И там в этом месте лежал камень, который водораздел делал такой, чтобы вешние воды обходили это место, чтобы не пропитался водой этот саркофаг, кедровый саркофаг. И там же росли три растения, лекарственных растения, которые не встречаются в живой природе в одном месте. Действующий Хамбо лама по своей ламской специализации врачеватель, и он прекрасно знает, где что растет в Бурятии, и он знает, что вот эти три растения не встречаются никогда даже рядом, не то, что уж из одного места растут. И тогда он сказал, да, я верю, и его стали доставать. Но на самом деле, как оказалось, Хамбо ламу Этигэлова доставали вот таким образом ламы и в 1955 году, и в 1973 году. В 1955 году, ну, как говорят опять же буддисты, надо видеть знаки, там были большие ветра, ураганы, и сносило крыши домов, и тогда сказали, что это он призывает стихией ветра, и пошли к нему, достали, провели ритуал и снова его туда опустили.

Троянская Т.

Ну, т.е. не раскрывали саркофаг?

Намсараева А.

Раскрывали.

Троянская Т.

Раскрывали? И ничто их не удивило?

Намсараева А.

Нет, их не удивило, потому что он оставил завещание, когда он уходил в это состояние, и они знали, были живы те ламы, которые знали, что он оставил себя в таком состоянии. И в 1973 году, два года подряд, в 1972 и в 1973 были большие наводнения, т.е. он призывал стихией воды. А уже к началу XXI века не осталось этих старых лам. Кстати, в архивах КГБ хранится, по-моему, 1955 года документ, где говорится о том, что ламы пошли к своему идолу, достали его, откопали, провели ритуал и обратно его закопали.

Троянская Т.

Есть факт.

Намсараева А.

И уже к началу XXI века ничего об этом не говорило. Я задала Хамбо ламе вопрос: почему? Я считала, что вот такие факты, из ряда вон выходящие факты, должны были сообщать от одного Хамбо ламы к другому.

Троянская Т.

Передавать.

Намсараева А.

Да, как передается ядерный чемоданчик от президента к президенту. А вот в какой-то момент это перестали сообщать.

Троянская Т.

Непонятно, в связи с чем это было?

Намсараева А.

Хамбо лама сказал, что, скорее всего они подумали, что если нужно, они узнают сами, а если не нужно, то им и знать не надо. Ну, вот таким образом они его достали и перевезли в Иволгинский дацан, и было очень много каких-то таких разговоров, что он у вас там испортится, на воздухе, вы открыли этот саркофаг, вы его достали. А проходит время, для него построили специальный дворец, в котором он находится постоянно, и он пребывает там. И вот уже в этом году будет 16 лет, и он все время пребывает там, восемь раз в году его переносят в главный храм Иволгинского дацана на большие молебны. И он вместе с ламами участвует в этих молебнах, к нему идут на поклонение.

Троянская Т.

Всем известно, что президент Владимир Путин там бывает, да?

Намсараева А.

В 2011 году президент был в Иволгинском дацане. Это был такой интересный момент, он дважды встречался с Этигэловым в тот раз. Первый раз он с ним встретился, когда его сначала завели, для него специальный трон был возведен для общения с Хамбо ламой Этигэловым. И потом, когда у него была такая плановая встреча с настоятелями, с Хамбо ламой действующим, после этого он встал и сказал: «Надо попрощаться с Хамбо ламой». И все подумали, что это он хочет попрощаться с Хамбо ламой Аюшеевым, и стали уходить. А президент взял, пошел на выход и пошел во дворец - он имел в виду, что нужно попрощаться с Хамбо ламой Этигэловым.

Троянская Т.

Ну, так вопрос к посланиям, как они появились?

Намсараева А.

Где-то с 2008 года, поскольку Бимба лама, которому являлось это все в медитациях, он стал главным хранителем Хамбо ламы Этигэлова. Он каждое утро встает, и, как обычно перед алтарем ламы каждое утро ставят свои подношения перед Буддой, - он точно так же перед Этигэловым выставляет эти подношения и проводит молебен. И Хамбо лама ему сказал, ну, вот если ты с ним имеешь какую-то связь, ну задай ему какой-то вопрос. И пытались установить какую-то такую, ментальную, связь. В 2008 году стали идти от него некие такие послания, но на постоянной основе они стали идти с 2012 года. Я говорила и с Бимба ламой, и с Хамбо ламой, как это все происходит. Бимба лама входит на вот это медитационное состояние и перед ним предстает некая мыслеформа, он должен успеть только запомнить, что там было в этой картинке, какое там было действие, что говорили, - и записать. Поскольку Этигэлов по национальности бурят, его родной язык бурятский, он это все говорит на бурятском языке, и Бимба лама записывает по-бурятски. Дальше он несет это действующему главе буддистов России, Хамбо лама это все берет, осмысливает, открывает свой фейсбук…

Троянская Т.

Забавно, да, новые технологии и Хамбо лама. Вот у Кирилла, патриарха, нету фейсбука.

Намсараева А.

Ну, вот здесь продвинутые буддисты. И Хамбо лама открывает свой фейсбук и набирает на бурятском языке вначале это послание на бурятском языке и дает на него свой комментарий. А потом, часа через два- три-четыре, он переводит его на русский язык и дает тоже свой комментарий. И это не всегда бывает перевод буквальный. Иногда, учитывая другой строй языка, другую ментальность, он какие-то делает акценты, чтобы лучше объяснить, что это было.

Троянская Т.

И эти послания, я так понимаю, тоже присутствуют в фильме, да?

Кочеляева Н.

Да, мы вот через Аллу все время получаем послания действующего Хамбо ламы, послания не такого рода, он более буквально выражается, но так скажем, пожелания, каким образом структурировать фильм. Мне кажется, был найден очень интересный ход - это структурировать фильм вокруг посланий Хамбо ламы Этигэлова. Потому что мы снимаем очень много, в разных местах, мы снимаем исторические вещи, связанные с Хамбо ламой Этигэловым, потому что, будучи музееведом по образованию, мне кажется очень важным найти предметы, найти факты, которые когда-то существовали. Но структурировать весь фильм мы как раз хотели вокруг посланий Хамбо ламы Этигэлова, открывая ими каждую главку фильма.

Троянская Т.

Ну, вы знаете, я читала послания, честно говоря, их очень сложно понять. Вы будете их пояснять или они будут появляться в фильме и уже потом то, что будет дальше, будет объяснять то, что заложено в послании.

Разлогова А.

Вот это должен решить режиссер, каким образом он будет раскрывать эти послания.

Кочеляева Н.

Абсолютно справедливое замечание. Здесь мне кажется, ни продюсеры, ни исполнительные директора проектов, в этот творческий процесс вмешиваться не должны.

Троянская Т.

Который продолжается, я про творческий процесс, и к которому мы скоро вернемся. Мы продолжаем наш разговор о новом фильме, о Хамбо Ламе Этигэлове, и съемочный период идет сейчас, и картина будет… Когда, кстати, она будет готова?

Кочеляева Н.

Мы планируем закончить картину к середине июля. Уже будут полностью проведены съемки, полностью будет закончен монтаж картины и закончен постпродакшн. Это такой вот у нас план, достаточно жесткий, потому что я должна сказать, что мы работаем при поддержке фонда президентских грантов, и, естественно…

Троянская Т.

Неслучайно Владимир Владимирович ездил к Хамбо ламе.

Кочеляева Н.

Да. И естественно, когда ты выполняешь какой-то проект, на который даются деньги, ты обязан следовать четкому плану, и прежде, чем ты подаешь заявку, ты обязан разработать этот план, начиная от плана, связанного с поездками, консультациями, съемками, готовностью фильма и заканчивая продвижением фильма. Потому что очень важно, чтобы и фильм, и тот доклад, который мы готовим, потому что по предыдущим нашим рассказам может показаться, что только фильм является такой составной частью проекта…

Ну, потому что фильм увидим мы, потенциальные зрители.

Кочеляева Н.

Безусловно. Доклад прочитают, я надеюсь, студенты гуманитарных вузов, он готовится для массового распространения, и надеюсь, будет использован. Потому что очень важно показать не только феномен Этигэлова, но показать вообще роль и значение буддизма. И там будут и социальные практики буддизма рассмотрены, и история буддизма, и многие другие вещи, которые, в общем, из фильма уйдут. Поэтому это такие две взаимодополняющие структуры. А фильм, безусловно, он будет более живой, более яркий и, естественно, рассчитан на большее количество читателей и зрителей, поскольку доклад будет рассчитан на такую, довольно специальную аудиторию, связанную с преподаванием гуманитарных дисциплин и с обучением гуманитарным дисциплинам – культурологии, истории религии и т.д.

Троянская Т.

У меня в таком случае вопрос к генеральному продюсеру фильма, к Анастасии Разлоговой, которая должна сказать, где будет показан фильм на фестивале и когда простые смертные, т.е. мы, увидим эту картину?

Разлогова А.

Ну, как уже сказала Нина Александровна, у нас есть четкий план, который мы подавали в фонд еще до того, как мы знали, получим грант или нет. И по этому плану фильм должен быть показан на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге, там должна состояться премьера. И далее фильм будет показан еще на нескольких российских фестивалях. Обязательно будет показан по телевидению, мы очень надеемся, что канал Культура покажет.

Троянская Т.

Т.е. скорее всего это Культура?

Разлогова А.

Да. И обязательно будет показан в кинотеатрах, это тоже обязательная часть нашего плана.

Троянская Т.

Будет прокат?

Разлогова А.

Будет так называемый ограниченный прокат, который мы будем стараться сделать как можно более широким ограниченным прокатом. Это точно будут киноклубы, в этом нам поможет и ВГИК, и Гильдия неигрового кино и телевидения, наши партнеры. Но также это будут центральные большие города – Санкт-Петербург, Москва однозначно, и другие города. Бурятия сто процентов, где мы будем делать специальные показы, и мы постараемся делать их вместе с режиссером, и мы постараемся представлять и распространять доклад одновременно с показами. Это одна из наших главнейших задач - именно распространение этого фильма.

Троянская Т.

А вообще, если говорить о показах, возможен самостоятельный показ или все-таки погружение в контекст, т.е. вначале какое-то вступление или фильм самостоятельная единица? Понятно, что пока еще картина снимается, сложно сказать, но тем не менее?

Разлогова А.

Ну, вообще говоря, фильм должен быть такой самостоятельной единицей, т.е. он должен доносить полностью все, что мы бы хотели сказать, без дополнительных объяснений. Но когда есть режиссер, когда есть создатели, конечно, это более интересно, зрители могут задать вопросы. Тем более тема такая: кто-то знает об Этигэлове, а кто-то совсем не знает, и нужно этот фильм сделать таким образом, чтобы любой зритель…

Троянская Т.

Чтобы каждому было понятно.

Разлогова А.

- … мог понять и осознать, какую идею, какую мысль мы несем своим фильмом.

Троянская Т.

А если говорить о Хамбо ламе ныне действующем, насколько пристально он следит за ходом съемок? Я так понимаю, Алла является таким «медиумом» между Хамбо ламой и съемочной группой.

Намсараева А.

Ну, медиум - это сильно сказано, конечно. Хамбо лама спрашивает, он регулярно спрашивает. Когда мы с ним говорили о поддержке этого фильма, он тоже спрашивал, как, что, почему, действительно ли фонд президентских грантов, и будет ли это интересно, и по какой теме вы подаете, т.е. это все он спрашивал. И когда дали этот грант, и было принято решение, я ему сказала, что да, нам дали этот грант, он такой, ммм, хорошо, и что вы предполагаете. И тогда он дал такую, живую идею, да, идею подал вот эту, использовать послания, теперь он нам недавно перевел эпиграф для этого фильма из 27-го учения Нагарджуны. Т.е. он думает об этом, и вот сейчас, когда я полетела сюда в командировку, на съемки фильма в Петербург, он сказал, хорошо, где вы будете снимать? Вот будешь снимать там-то, там-то, шли мне фотографии, и я с ним нахожусь в переписке.

Кочеляева Н.

Мне кажется, это очень важно, вот такая поддержка постоянная, потому что, ну так скажем, не все у нас являются специалистами по буддизму. Да, мы работаем в каких-то структурах аналитических, у нас есть опыт подготовки аналитических докладов, у нас есть опыт подготовки фильмов. Но вот мне было всегда интересно окунуться в такую атмосферу, которая позволит раскрыть то, что не раскрываемо наукой. И вот подход и работа с духовными структурами, она, во-первых, требует большой деликатности, т.е. это очень тонкие моменты. Во-вторых, она, конечно, требует постоянного взаимодействия, в том числе и с Буддийской традиционной Сангхой, и постоянных подсказок, т.е. можно воспринимать это как руководство, а можно воспринимать как некие такие ходы, которые вам открываются при подготовке того или иного материала. И это очень важно, что Хамбо лама Дамба Аюшеев постоянно транслирует нам какие-то интересные мысли, ходы и т.д., это очень помогает в работе над фильмом.

Намсараева А.

Ну, я думаю, что вы правы. И я думаю, если бы он увидел, что мы не придерживаемся этого, он бы перестал нам выдавать эти идеи какие-то, помогать в этом плане. Безусловно, мы поехали бы по этим дацанам, в которых у нас в конце мая назначены съемки, но вот так руку на пульсе он бы не держал. А когда он видит, что мы отзываемся на это, то ему тоже это интересно.

Кочеляева Н.

Вы знаете, на самом деле для меня это очень важный опыт работы, потому что очень отзывчивым оказывается все в этом проекте, т.е. оно как-то складывалось еще на этапе подачи заявки, когда как-то так все отзывалось и вдруг срослось в этот прекрасный проект. Который сочетает и аналитику, и творческий подход. Мы были в Буддийском университете, прекрасные хубараки, которые давали абсолютно блестящие интервью, и сейчас мы…

Троянская Т.

Хубараки - это…?

Намсараева А.

Студенты.

Кочеляева Н.

И сейчас мы готовим серию…

Троянская Т.

Это т.е. такие будущие ламы, да?

Кочеляева Н.

Да. … готовим серию таких мини видео роликов, выкладываем на сайт видео о первой экспедиции, потом пойдет вторая экспедиция. Потому что важно не только фильмом это доносить, но какие-то ключевые вещи мы в эти видеоматериалы тоже вкладываем. И вот эта отзывчивость и готовность работы она, конечно, меня очень впечатлила, и я конечно благодарна, что все происходит именно так.

Троянская Т.

Я, вы знаете, смотрела тизер, связанный с фильмом, и там была нарезка интервью, как раз, наверное, этих студентов, что такое буддизм для вас. И потрясающие, совершенно разные ответы звучали от студентов.

Кочеляева Н.

Там были не только студенты, там были очень разные специалисты, и она такая, немножко шероховатая нарезка, потому что не всегда удавалось ухватить хороший чистый звук. Потому что в библиотеке, где мы снимали все материалы, там не были включены микрофоны, поэтому как-то так. Там были хубараки действительно, два, это Радна и Валера, они прекрасные дали интервью. Был ректор Буддийского университета, проректор Буддийского университета, а если мы говорим о таких фигурах, вы, наверное, знаете, что срок обучения хубараков восемь лет, - это люди, которые обладают удивительным знанием. А если говорить о ректоре Буддийского университета, то, насколько я знаю, он обучался в течение 17 лет.

Намсараева А.

Шестнадцать лет, и он защитился на степень «геше габжу», это доктор буддийской философии.

Кочеляева Н.

И у нас были разные светские эксперты, т.е. из Института буддологии и монголоведения Сибирского отделения РАН, и искусствоведы. Т.е. для нас очень важно было принести в этот проект, соединить вместе людей самых разных взглядов и самых разных мыслей, и попытаться выявить, что для них значит буддизм, и как это работает в повседневной жизни. Поэтому даже такие смешные вещи, когда один из студентов Бурятского государственного университета говорит, что если он проспит лекцию, то Будда будет доволен, это очень весело. И что интересно, нам помогали с этим роликом студенты ВГИКа, которые очень живо смогли…

Троянская Т.

Т.е. они снимали?

Кочеляева Н.

Нет, они не снимали, они монтировали, они соединяли это. И вот молодой взгляд, он позволил сделать такую динамичную очень штуку.

Троянская Т.

Худсовет будет от Хамбо ламы?

Разлогова А.

Мы, безусловно, ему покажем этот фильм, у нас будут съемки в Бурятии, мы сделаем с ним интервью, и вся группа послушает его какие-то наставления, пожелания.

Троянская Т.

Мы будем ждать фильма и хорошо, что это он недалеко от Петербурга премьера, все в Выборг отправимся. Я думаю, какой-нибудь специальный показ для Петербурга вы тоже сделаете. Итак, у нас в студии Нина Кочеляева, директор Нового института культурологии, Анастасия Разлогова, генеральный продюсер фильма, Алла Намсараева, главный консультант проекта.