Интересные факты о кларнете. История создания кларнета. На страницах литературных произведений

(итал. - Clarinetto, франц. - Clarinette,
нем. -
Klarinette, англ. - Clarinet,)

Кларнет состоит из 6 основных частей, ниже на картинке:

1) Мундштук и лигатура
2) Трость
3) Бочёнок
4) Верхнее колено
5) Нижнее колено
6) Раструб


Изготавливается он из дерева. Звук в кларнете образуется благодаря бьющемуся в воздушной струе, выдуваемой музыкантом, язычку в виде трости.
Высота звука зависит от размера столба воздуха, находящегося внутри инструмента.
Размер столба регулирует сам музыкант при помощи сложного клапанного механизма. Игру этого инструмента можно услышать во многих концертах и музыкальных произведениях.
На нем одинаково успешно можно исполнять джазовую, народную и эстрадную музыку, как в сольном варианте, так и в разных концертных составах. Этому способствуют большие возможности этого инструмента и его мягкое теплое звучание.

Диапазон и регистры кларнета

В формировании тембра большую роль играют высокие обертоны, придающие кларнету ясность звучания.
Оркестровый диапазон – от ми малой октавы до соль третьей октавы.


Нижний регистр с холодно-прозрачным звуком в piano и звеняще – металическим оттенком на forte

Средний регистр характеризуется сначала бесхарактерными, а далее кристальными сопрановыми звуками

Верхний регистр приобретает характер резких свистящих звуков

Этот инструмент был создан в 1700 году. Его прародителем стал «Шалюмо» - старинный французский духовой инструмент. Создателем этого мелодичного инструмента был И. Х. Деннер. Он работал над тем, чтобы улучшить старинный инструмент и в результате получил кларнет. Существенным отличием кларнета от его прародителя стало наличие клапана на его обратной стороне, позволяющего переходить на вторую октаву. Постепенно к инструменту были добавлены еще 5 клапанов. Каждый клапан был поочередно добавлен сначала сыном создателя Якобом, потом австрийским мастером Пауэром. Четвертый клапан добавил бельгийский мастер Роттенбургом, пятый - английский подданный Д. Хэйл. Шестой клапан был добавлен Ж.-К. Лефевром, французским музыкантом и композитором. Такое превращение инструмента произошло всего за один век. Также в усовершенствовании кларнета принял участие Иван Мюллер. Он изменил конструкцию мундштука в результате чего улучшил тембр инструмента, упростил игру на нем и расширил диапазон игры этого инструмента. Однако это не было пределом совершенствования кларнета. На данный момент существует два системных вида кларнета: немецкий (похожий на него австрийский) и французский. Французский кларнет снабжен системой кольцевых клапанов, придуманной Теобальдом Бемом для флейты. Это усовершенствование внесли Гиацинт Клозе и Луи-Огюст Бюффе. В дальнейшем его усовершенствованием занимались Адольф Сакс и Эжен Альбер. Традиционно система этого кларнета называется «системой Бёма». Немецкий кларнет отличается от французского клапанной системой, а также конструкцией мундштука. Он не предназначен для беглой игры, но зато он издает более выразительные и сильные звуки. Его усовершенстованием занимались Иоганн Георг Оттенштайнер, Карл Берман и Оскар Элер. Традиционно система этого кларнета называется «системой Элера». Также в разное время были выпущены кларнеты систем Альбера и Марки. Но они особо не прижились. Также имел место существовать четвертитоновый кларнет Шюллера. Современный кларнет обладает очень сложным механизмом. В зависимости от вида кларнета различается количество клапанов (их может быть около 20-ти), осей, тяг, рессор, винтов. До сей поры кларнеты беспрестанно совершенствуются разными производителями.

На данный момент выделяется 4 наиболее популярных вида кларнетов разной тональности.
1) Малый кларнет. Его еще называют кларнет-пикколо. Он играет в строе in D и in Es. Особое распространение имеет кларнет in Es. Он может транспонировать звуки на малую терцию вверх. Он обладает невероятно пронзительным и ярким звучанием. В основном в концертах участвует только один малый кларнет, реже –два.
2) Бассетгорн. Он играет в строе in F.
3) Бас-кларнет. Он существует в двух вариантах: немецкий узкий бас-кларнет Геккеля и французский. Французский бас-кларнет загнут наподобие трубки для курения. Наиболее популярным является бас-кларнет, играющий в строе in B. Он обладает свойством транспонировать вниз на большую нону. В основном его ноты записываются в ключе «Соль», но могут иногда – в ключе «Фа». В этом случае инструмент приобретает свойство транспонировать вниз на большую секунду. Остальные кларнеты такого вида в строе in A, in C малопопулярны.
4) Кларнет с самыми глубокими и низкими звуками – контрабасовый кларнет. Наиболее популярны кларнеты, играющие в строе in B, In A. Его звучание на октаву ниже, чем у бас-кларнета.
Очень редкими являются кларнеты: сопранино (F, G, As), кларнет in C, альтовый (in Es) и контральтовый кларнет (in B). Главной особенностью всех кларнетов является то, что в отличие от остальных духовых деревянных инструментов они при передувании дают дуодециму. Те же дают только октаву. Самое первое участие этот популярный инструмент принял в 1712-1715 годах в двух сборниках арий. А в 1716 году его включил в оратории «Торжествующая Юдифь» в свой оркестр А. Вивальди. В её партитуре значились два инструмента, которые были обозначены, как clareni. Предполагается, что это были кларнеты. Также они были включены им в концерте «Святой Лоренцо». Вплоть до середины XVIII века этот инструмент практически не принимал участия в концертах. Однако, как считается впервые, где-то в 1755 г. И. М. Мольтер написал для кларнета сольные произведения. Далее кларнеты уже играли в концертных составах, но пока играя дублирующую или заменяющую роль вместо флейт и гобоев. Большую роль сыграл в становлении этого инструмента великий Моцарт. Впервые он применил его в опере «Идемонея», а затем и во многих других последующих операх. Иногда он использовал его в симфониях, церковной музыке, фортепианных и камерных концертах. Существенные изменения кларнет претерпел в эпоху романтизма. Впрочем, к этому времени изменился и музыкальный стиль, что способствовало его распространению. Теперь его стали включать в свои музыкальные произведения Шуберт, Бетховен, Мендельсон, Глинка, Шуман, Римский-Корсаков, Рубинштейн. В XX веке инструмент сохранил свою популярность. Теперь практически ни одно музыкальное произведение не обходится без его участия. Но, как и в предыдущие года он остается всегда «завсегдатаем» в джазовой музыке. Он участвовал в джазе, начиная с самых ранних лет этого стиля. Наиболее популярным его сделал Эрик Долфи, музыкант-саксофонист. Сейчас наиболее популярным в джазе является бас-кларнет, благодаря его романтичному тембру.

Представляет собой музыкальный духовой инструмент, изготовленный из дерева. Он обладает мягким тембром и обширным звуковым диапазоном. Кларнет применяется при создании музыки любого жанра. Кларнетисты могут выступать не только сольно, но и в музыкальном оркестре.

Его история насчитывает более 4 веков. Инструмент создали в 17 – 18 веке. Точной даты появления инструмента неизвестно. Но многие эксперты сходятся во мнении, что кларнет был создан в 1710 году Иоганном Христофом Деннером. Он был мастером по созданию духовых инструментов из дерева. Занимаясь модернизацией французской свирели «шалюмо», Деннер создал совершенно новый музыкальный инструмент с широким диапазоном. При первом появлении шалюмо имел успех и широко применялся в составе инструментов для оркестра. Шалюмо Деннер создал в виде трубки с 7 отверстиями. Диапазон первого кларнета составил только одну октаву. И для улучшения качества Деннер решил заменить некоторые элементы. Он применил камышовую трость и удалил трубку с пищиком. Далее для получения широкого диапазона кларнет испытал множество внешних изменений. Главным отличием кларнета от шалюмо является клапан, находящийся на задней стороне инструмента. Клапан управляется большими пальцами. При помощи клапана диапазон кларнета переходит на вторую октаву. К концу 17 века шалюмо и кларнет использовались одновременно. Но к концу 18 века шалюмо теряет свою популярность.

После смерти Деннера его дело получил в наследство сын Якоб. Он не оставил дело отца и продолжил создание и усовершенствование музыкальных духовых инструментов. На данный момент в музеях мира стоят 3 великих инструмента. Его инструменты обладают 2 клапанами. Кларнеты с 2 клапанами применялись до 19 века. В 1760 году известный музыкант из Австрии Паур добавил еще один клапан к существующим. Четвертый клапан от своего имени включил брюссельский кларнетист Роттенберг. В 1785 году британец Джон Хэйл решил включить в инструмент пятый клапан. Шестой клапан добавил от себя кларнетист из Франции Жан – Ксавье Лефевр. За счет чего был создан новый вариант инструмента с 6 клапанами.

В конце 18 века кларнет входит в список инструментов классической музыки. Его звучание зависит от мастерства исполнителя. К виртуозным исполнителям относят Ивана Мюллера. Он изменил структуру мундштука. Такое изменение повлияло на звучание тембра и диапазона. И полностью закрепило место кларнета в музыкальной индустрии.

На этом история появления инструмента не заканчивается. В 19 столетии, профессор консерватории Гиацинт Клозе вместе с музыкальным изобретателем Луи – Огюст Бюффе, усовершенствовали инструмент при помощи установки кольцевых клапанов. Такой кларнет назвали «французским кларнетом» или «кларнетом Бема».

Также свои идеи внесли немецкий изобретатель Иоганн Георг и кларнетист Карл Берман. Они изменили работу системы клапанов. Благодаря чему появилась немецкая модель инструмента. Немецкая модель сильно отличается от французского варианта тем, что выражает силу звука на повышенном диапазоне. С 1950 года популярность немецкой модели резко снизилась. Поэтому таким кларнетом пользуются только австрийцы, немцы и голландцы. А популярность французской модели резко возросла.

В начале 20 века кроме немецкой и французской модели начали производиться «кларнеты Альбера» и «инструмент Марки». Такие модели имели широкий диапазон, который поднимает звук до самых высоких октав.

На данный момент современный вариант кларнета имеет сложный механизм и около 20 клапанов.

На страницах литературных произведений

Этот очерк о кларнете мне довелось писать в тот период - длящийся уже довольно долго, - когда меня неудержимо влекла (и по-прежнему влечет) французская литература. Читаю и перечитываю великих: П.Мериме (его путевые очерки - свидетельство изумительной эрудиции Мериме-археолога), Г.Флобера («Бувар и Пекюше»; М.Пруст замечательно пародировал героев этого романа в своем раннем рассказе «Светская суетность и меломания Бувара и Пекюше», вложив в их уста остроумные сентенции о Вагнере, Франке, Массне…), романы цикла «В поисках утраченного времени» М.Пруста (здесь уж музыка - полноправная хозяйка; чего стоят страницы, посвященные сонате Вентейля - вымышленной, конечно, - в романе «По направлению к Свану»), О. де Бальзака…

Князь Николай Эстергази, музицирующий на кларнете

Бальзак. Многие его герои музицируют, а некоторые - удивительным образом - играют конкретно на кларнете. В романе «Чиновники» читаем: «Кольвиль был первым кларнетистом в Комической опере, где играл по вечерам в оркестре, а утром он вел конторские книги». Любопытно: в парижской Опера-комик в начале XIX века играли, значит, оркестранты-любители?

Кларнет не дает покоя Бальзаку. Вот в том же романе мимоходом брошенная фраза: «Вам следовало бы к этому предсказанию еще подобрать мотивчик для кларнета». Другой персонаж Бальзака - обнищавший и ослепший папаша Кане, герой повести «Фачино Кане», играет на свадебной пирушке на… кларнете - символ нищеты и падения. Все это из огромного цикла романов «Человеческая комедия» - творения, достойного быть прочитанным целиком! Конечно, отнюдь не только по причине упоминаний о кларнете.

А вот зарисовка нашего соотечественника П.В. Анненкова в его «Письмах из-за границы»: «…наконец, упоминать ли вам о мелкой промышленности, которая собирает остатки обкуренных и брошенных сигар, чистит вам за 10 копеек сапоги, продает листки вечерних журналов за ту же сумму, играет на кларнете…».

Открываю как-то наугад «Дневники» братьев Гонкур, и взгляд падает на запись: «Пийо, музыкант, рассказывал, что, собирая материалы для выставки в Консерватории, он побывал в одной деревне на Уазе - названия ее я не помню, - где уже почти триста лет делают деревянные музыкальные инструменты: в этой деревне нет ферм, крестьяне там не пашут, не сеют, не косят, а все, точно приклеившись к скамье, изготовляют кларнеты, составленные из тридцати частей каждый. Не находите ли вы, что эта местность, эта фантастическая местность достойна пера Гофмана?»

Тут пора остановиться и выяснить, что же это за столь притягательный инструмент - кларнет?

История появления и устройство

Можно констатировать, что все известные сейчас в европейской музыке инструменты имеют множество предшественников. Так, например, флейта, сделанная из кости, была хорошо известна и использовалась уже в каменном веке. Самому раннему такому инструменту, хранящемуся в Баден-Вюртемберге (Германия), примерно 35 тысяч лет. Поразительно, что флейта эта была сделана еще в то время, когда дрель, необходимая для просверливания игровых отверстий, абсолютно не была известна. Тем не менее инструмент дает совершенную пятиступенную гамму, наподобие той, на которой основана китайская музыка. (Такая точность интонации наводит на мысль, что подобные инструменты предполагались для некоего совместного, то есть ансамблевого музицирования, поскольку игра соло, например пастуха, не требовала такой точности. В таком случае уже в каменном веке музыка и игра на музыкальных инструментах было не просто хобби, а до известной степени профессиональное занятие.)

Зуммара – двойной «кларнет» бедуинов Саудовской Аравии

Что же касается героя нашего очерка - кларнета, то наиболее ранним его предком можно считать старинную свирель. Курт Закс, крупнейший американский инструментовед, говорит о древнеегипетском духовом язычковом инструменте, состоящем из двух трубок, и называет его двойным кларнетом.

Кларнет принадлежит к семейству так называемых деревянных язычковых духовых инструментов. Язычковых - поскольку в его мундштуке крепится одинарная трость, или, иначе, язычок (камышовая пластинка, срезанная на нет в верхней части). Название инструмента происходит от латинского clarus - ясный (имеется в виду звук инструмента).

Современный кларнет состоит из пяти частей: верхняя часть - клювообразный мундштук с тросткою, затем идут короткая часть, называемая бочонком, далее две части, составляющие основной ствол инструмента, на котором располагаются все игровые отверстия и клапаны, и, наконец, раструб воронкообразной формы.

Сопрановый кларнет

Кларнеты изготовляют из древесины гренадиллового или эбенового (черного) дерева и из пластмассы. Исполнитель прикладывает верхнюю часть мундштука к нижней губе и зубам и вдувает в инструмент воздух. Под давлением струи воздуха язычок начинает колебаться - он смыкается и размыкается с мундштуком. Под воздействием этих толчков происходит колебание воздушного столба в кларнете и возникает звук.

Французский кларнетист. XVIII в.

А. Кобыльцов. Портрет кларнетиста А.И. Глухова. 1999

Как и всякий музыкальный инструмент, кларнет прошел долгий путь эволюции и совершенствования механики. Он не сразу занял свое место в оркестре, и даже когда начал в нем употребляться, то поначалу его роль была весьма скромная. Процесс постепенного проникновения кларнета в оркестровый состав начался вскоре после 1750 г., но не закончился до самого конца столетия.

Неизвестный художник. Портрет кларнетиста Фердинандо Бузони. 1901

Так держат кларнет во время игры

Две наиболее существенные части кларнета - трость и цилиндрическая трубка - были известны задолго до их соединения в кларнете. Около 1690 г. нюрнбергский мастер Иоганн Кристоф Деннер, совершенствуя старые инструменты, соединил эти детали в новом инструменте. И хотя вопрос авторства кларнета остается открытым, имеется много оснований именно Деннера считать изобретателем этого инструмента. Во всяком случае, старейший из существующих кларнетов носит его имя. Старинные трактаты по инструментоведению (например, Каспара Майера) утверждают именно это.

Глинка о кларнете и мастере Иване Мюллере

Можно привести множество высказываний о кларнете и его звучании. Большой интерес представляют суждения М.И. Глинки, а также его использование этого инструмента. Известны его «Заметки об инструментовке». Их автограф не сохранился; они дошли до нас в публикации «Музыкального и театрального вестника» за 1856 год. Приведем полностью суждение Глинки о кларнете (несмотря на то что в нем содержатся некоторые сугубо профессиональные термины):

«1. Кларнеты . Интонация их никогда не может быть совершенно верна - от свойства материала, из которого этот инструмент делается (дерево твердое и гибкий тростник). Употреблять их должно с большою осторожностью: после пауз они часто срываются и издают звук резкий, противный, вроде гусиного крика.

Мало верности, но много эффекту. Для тонов с бемолями - clarinetto in B , для тонов с диезами - clarinetto in A . Но многих бемолей или диезов надо избегать. Ходы терциями (для двух кларнетов в оркестре) очень удобны. В натуральных тонах пассажи вроде arpeggio выходят красиво. Самые верхние ноты неприятно крикливы, а самые нижние имеют особенный, угрюмый, фантастический характер. Звуки от среднего c до g , слабые и глухие, должны быть употребляемы с осторожностью. Clarinetto in C вообще криклив и неверен».

Существенное усовершенствование кларнета произвел Иван Мюллер (1785–1854). С этим именем связана новая эпоха в истории кларнета. Странное сочетание русского имени и немецкой фамилии объясняет, а также комментирует изобретение Мюллера опять-таки М.И. Глинка: «В Милане я встретился еще с кларнетистом Iwan Muller , он считал себя русским оттого, что был, может быть, родом из Остзейских провинций, или оттого, что вместо Johann подписывался Iwan ? Главное в том, что посредством множества клапанов (clefs ) он мог играть на одном и том же кларнете во всех тонах (тональностях. - А.М. ); хотя от этого нововведения вместо полного, свойственного этому инструменту, звука он издавал резкие тоны, подобно гусиному крику. Однако же изобретатель гордился своим изобретением».

В данном случае Глинка слишком строг. Нужно учесть, что всякое новшество, в том числе и в области музыкальных инструментов, проходит этапы шлифовки и доводки. И на тот момент, когда с изобретением познакомился Глинка, новый кларнет еще не представлял собой того замечательного инструмента, которым он впоследствии стал. Мюллер работал над своим изобретением в Париже в 1810 году. (Опять Париж! Может быть, вовсе неслучайно пристрастие парижан к кларнету?)

Благодаря уточнению положения отверстий на стволе инструмента мюллеровский кларнет выиграл в точности интонации, а вследствие увеличения числа клапанов - и в большей технической легкости. Мюллеровская система стала предметом многочисленных усовершенствований и послужила основой для многих других клапанных систем, придуманных разными изобретателями и исполнителями, включая двух знаменитых инструментальных мастеров Брюсселя и Парижа - двух братьев Саксов (Адольф Сакс изобрел инструмент, названный его именем - саксофон, в котором мундштук был полностью заимствован у кларнета).

Глинка, несмотря на критическую оценку особенностей звучания современного ему кларнета, произвел, можно сказать, революцию в употреблении этого инструмента: он вывел его из положения главным образом оркестрового и наделил исключительной по красоте и выразительности музыкой в качестве солирующего инструмента. Речь идет о «Патетическом трио» для фортепиано, кларнета и фагота.

В наши дни это произведение часто можно слышать в варианте для скрипки и виолончели, то есть в традиционном составе фортепианного трио. Однако нужно признать, что в авторской инструментовке - с духовыми инструментами - оно производит совершенно иное, гораздо более сильное впечатление. Это уникальное по составу и трактовке инструментов сочинение, не имеющее аналога в музыкальной литературе, произвело решительный переворот в своей сфере.

«Каждый инструмент, - приводит слова Глинки А. Серов, - заключает в себе неизъяснимую прелесть, но употребленный к делу, иногда в одной фразе, в двух, трех тактах, иногда в единой белой (долго тянущейся. - А.М .) ноте (особенно духовые)…»

Как не вспомнить в связи с этим восклицанием Глинки буквально первые фразы - гобоя и кларнета - в Прелюдии к опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда», фразы, изливающиеся у этих инструментов из знаменитого томительно-щемящего аккорда, получившего даже особое название - «Тристановский»!

Но Вагнер был позже - «Тристан» написан в 1859 г. А «Патетическое трио» - зимой 1832/1833 гг. Удивительно, но именно впечатление от звучания кларнета можно считать, как утверждает академик Б. Асафьев, «началом музыкальной биографии великого композитора». Сам Глинка вспоминал: «Однажды (помнится, что это было в 1814 или в 1815 году, одним словом, когда я был по 10 или 11-му году) играл квартет Крузеля (композитор, виртуоз-кларнетист. - А.М. ) с кларнетом; эта музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление, - я оставался целый день потом в каком-то лихорадочном состоянии, был погружен в неизъяснимое томительно-сладкое состояние… и учитель… сказал мне однажды, что он замечает, что я все только думаю о музыке: «Что ж делать? - отвечал я, - музыка - душа моя».

Что же касается Трио, то Глинка писал его в Италии, в Милане, и тогда же Трио было исполнено им вместе с итальянскими музыкантами - солистами театра Ла Скала кларнетистом Тассистро и фаготистом Кантю. Итальянцы были в восторге от произведения, а Кантю даже воскликнул: «Ma questo si e disperazione! » (Да ведь это отчаяние!). Глинка иронично написал об этом, что, мол, отчаяние было от боли в пальцах, которую он тогда испытывал.

Кларнет в творчестве европейских композиторов

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791). Самый знаменитый композитор написал и самое знаменитое произведение для кларнета: концерт ля мажор. В одном из писем отцу он писал: «Эх, если бы у нас только были кларнеты! - Вы не поверите, какой прекрасный эффект производят симфонии с флейтами, гобоями и кларнетами». Моцарт жил в то время, когда кларнет был еще новинкой для многих любителей музыки. Но при этом инструмент уже усовершенствовался настолько, что для него можно было писать весьма виртуозную музыку. Начиная с 1780 г. кларнет стал любимым инструментом Моцарта, а сам он близко сошелся с талантливым кларнетистом Антоном Стадлером. Именно для него Моцарт написал многие произведения с участием этого инструмента.

Людвиг ван Бетховен (1770–1827). Открыв новую эру в музыкальном искусстве, Бетховен по-новому высветил и роль духовых инструментов. Хотя сольных произведений для них он не писал, но в ансамблевых и симфонических жанрах его музыку нельзя представить себе без духовых. Два кларнета участвуют в его Октете, а также в Рондино, сочиненных 22-летним Бетховеном для духового ансамбля застольной музыки. В том же году он пишет три Дуэта для кларнета и фагота (оставляем в стороне произведения для других духовых инструментов, но отметим, что в это время духовые привлекают пристальное внимание композитора).

Если иметь в виду более поздние его произведения с участием духовых, то можно заметить, что Бетховен отдает предпочтение кларнету перед традиционно первенствовавшей флейтой. Можно упомянуть его Квинтет ми-бемоль мажор, ор. 16, с участием кларнета, Трио си-бемоль мажор, ор. 11, для фортепиано, кларнета и виолончели (досадный удел этого произведения - звучать с заменой бетховенского кларнета скрипкой), Септет ми-бемоль мажор, ор. 20. Примечательно, что роль кларнета в этих камерных произведениях Бетховена заметно значительнее его роли в первых двух симфониях, созданных в то же время.

Луи Шпор (1784–1859). В наше время Шпор не столь известен, как Моцарт или Вебер, но в свое время он был очень популярен. Для своего друга кларнетиста Иоганна Симона Хармштедта он написал четыре кларнетовых концерта. Хармштедт был блестящим исполнителем, и все эти концерты полны технических трудностей. Примечательно, что поначалу Шпор не очень ясно представлял себе технические возможности инструмента и потому писал для него недостаточно удобно. Однако Хармштедт, страстно желая исполнить эти концерты, предпринял продуктивные попытки усовершенствовать механику кларнета.

Карл Мария фон Вебер (1786–1826). В начале 1810-х годов духовые инструменты получили мощный импульс для своего развития в творчестве этого немецкого композитора. Буквально в течение одного 1811 года он создал серию концертов для духовых инструментов с оркестром. До сих пор эти концерты - основа репертуара каждого концертирующего духовика. Всего это девять концертов; из них шесть - для кларнета. Веберу удалось блестяще продемонстрировать все возможности инструмента, его лучшие качества звучания во всех регистрах. Эти концерты были написаны для друга композитора кларнетиста Генриха Баермана. После моцартовского концерта ля мажор эти концерты Вебера самые часто исполняемые кларнетовые произведения.

Гектор Берлиоз (1803–1864). В 1844 г. в Париже увидел свет «Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке» Берлиоза. Великий виртуоз оркестра, открывший в нем целый мир новых темброво-выразительных возможностей, подробно изложил свои взгляды на инструменты, охарактеризовал их достоинства и недостатки, описал множество их сочетаний и красок. И хотя живое композиторское творчество Берлиоза дает несравненно большее разнообразие, огромный интерес представляют и его суждения об инструментах.

В частности, о кларнете читаем: «В тембре высокого регистра есть что-то пронзительное, тембры среднего регистра подходящи для певучих мелодий, арпеджио и пассажей; тембру низкого регистра, особенно на выдержанных нотах, свойственны те полные холодной угрозы эффекты, те мрачные звуки застывшей ярости, вдохновенным первооткрывателем которых был Вебер… Характер звуков среднего регистра носит отпечаток какой-то гордости, смягченной благородной нежностью. А это делает их способными к выражению самых поэтичных чувств и мыслей. Кларнет мало подходит для идиллии - это инструмент эпический, подобно валторнам, трубам и тромбонам. Его голос - голос героической любви». Восхищает то, как Берлиоз характеризует инструменты не только с их технической стороны, но и со стороны психологической. Чудесно использование Берлиозом кларнета в его «Фантастической симфонии».

Йоганнес Брамс (1833–1897). Брамс уже закончил сочинять музыку, но, подобно тому как Моцарт познакомился со Стадлером и написал для него свои кларнетовые произведения или как Вебер сочинил для Баермана, Брамс познакомился с замечательным кларнетистом Мюльфельдсом и написал для него кларнетовое трио, ор. 114, квинтет, ор. 115, а также две сонаты - фа мажор, ор. 120, и ми-бемоль минор. Это было через сто лет после Моцарта, и инструмент за это время весьма усовершенствовался. Теперь никакие технические несовершенства инструмента не сдерживали творческой фантазии композитора. В результате мы имеем подлинные шедевры камерной музыки.

Всем известна скороговорка о том, как Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. С кораллами в общем и целом как-то понятно, а вот о том, что такое кларнет, представление есть не у всех. Необходимо провести исследование и отправиться на экскурсию по истории создания, звучания и описания этого интересного музыкального инструмента.

Труба, или дудочка, которую называют кларнетом. И все же, что такое кларнет? Это духовой музыкальный инструмент с непривычным звучанием. Но откуда он взялся и кто смог создать этот шедевр? Для получения ответа на этот вопрос необходимо небольшое путешествие во времени.

История кларнета

Свое начало кларнет берет в конце XVII - начале XVIII века. Над этим инструментом упорно трудился нюрнбергский музыкальный мастер Иоганн Христоф Деннер. Вообще-то, мастер старался улучшить конструкцию шалюмо (свирели). В 1701 году у новой шалюмо появился раструб. Внешне новинка напоминала раструб трубы clarion. Кстати, звучание тоже стало похожим на этот инструмент, название которого произошло от латинского слова clarus - «ясный». Стало очевидно, что это совершенно иной, новый музыкальный инструмент. Благодаря таким формам диковинный инструмент назвали clarinetto. Это итальянское название, которое означает «маленькая clarino». Музыкальный инструмент стали именовать «маленькая труба», а само название "кларнет" - это уменьшительное от clarion.

Как только кларнет не усовершенствовали! Особое место хотелось бы отвести Якобу Деннеру, именно благодаря его стараниям кларнет оснастили еще одним клапаном. Это далеко не все, что сделал Якоб Деннер.

Всего два клапана? Нет, на этом улучшения кларнета не закончились. Вдохновленные усовершенствованием, талантливые музыканты стремились к более глобальным переменам, и клапанов появлялось все больше. И только в 1790 году у кларнета появился последний шестой клапан. На этом высоколобые мужи решили на время остановиться. Но в XIX веке к кларнету приспособили то, что применялось только на флейте - это целая система кольцевых клапанов.

Если перечислить всех, кто приложил свою руку к этому удивительному музыкальному инструменту, в списке будут известные люди. Среди них такие светлые умы, как Бертольд Фриц, Эжен Альбера, Ксаверия Лефевра, Карл Берман и даже Адольф Сакс.

Опираясь на исторические данные, можно дать ясный ответ на вопрос о том, что такое кларнет. Это усовершенствованная старинная французская свирель, которая имеет почти 20 клапанов, рессор, много винтов, осей и даже тяг. Но эволюция кларнетов продолжается и по сегодняшний день.

Уникальность этого инструмента видна в тот самый момент, когда открывается футляр с ним, и в этот момент стоит погрузиться в анатомию данного шедевра.

Мундштук

Что это такое? На вид мундштук смахивает на птичий клюв. Его устройство заслуживает особого внимания, ведь этот элемент в звучании инструмента играет далеко не последнюю роль. На нем есть изгиб или выемка. Мундштук берется в рот для того, чтоб вдохнуть в него воздух. И на этот самый звук влияет все:

  • расстояние от верхушки мундштука до конца трости;
  • выемка, а точнее ее длина;
  • угол, под которым наклонен мундштук.

Но не только мундштук придает инструменту такое звучание.

Бочонок

Если посмотреть на кларнет, возникает вопрос: что это на нем за маленькая бочка? Этот бочонок отвечает за подстройку кларнета. Благодаря ему меняется строй инструмента. Изменения происходят до четверти тона. Для этого перед началом игры слегка выдвигается или, наоборот, задвигается бочонок в корпус. На нем отсутствуют клапаны, зато присутствует название изготовителя, что, несомненно, делает инструмент более изящным и притягательным визуально.

Трость

Эту часть инструмента еще называют язычком — тонкая узкая пластинка, которая производит звук. Эта часть кларнета сделана из камыша, но не из такого, который можно увидеть у реки или озера, а из особого. К сожалению, трости быстро изнашиваются. Ведь волокна камыша — это не дуб. Если ежедневно всего по 1 часу музицировать, уже через 3 недели появится необходимость в новой трости. Чем сильнее вдувается поток воздуха, тем быстрее происходит изнашивание.

Нижнее колено

Самой большой частью кларнета по праву можно считать нижнее колено. С правой стороны находятся клапаны, которые выполняются из металла. Есть еще пробковое кольцо, которое можно найти снизу. Здесь на нижнем колене находится и перемычка, чтобы соединить нижнее и верхнее колено.

Верхнее колено

Тоже любопытная вещь. В отличие от нижнего колена, клапаны расположены на противоположной, левой стороне. Верхнее колено меньше нижнего. Но на этом различия не заканчиваются. Если на нижнем колене одно пробковое соединение, то здесь два. Их назвали прямо как у живого существа - сухожилиями.

Для получения красивой мелодии пальцы торопливо или медленно опускаются, закрывая, и поднимаются, открывая отверстия, которые расположены на корпусе музыкального инструмента.

Кстати, если говорить об отверстиях, то на лицевой стороне мы можем видеть их шесть, а на обратной отчетливо виднеется еще одно. Итого семь. Но есть еще. Для остальных отверстий используют клапаны. Это целый клапанный механизм, который представляет собой связь между винтами, осями и остальными частями инструмента. Эта система довольно сложная, и разобраться в ней очень тяжело.

Раструб

Раструб имеет форму воронки или колокольчика. Когда играет кларнет, то он больше напоминает трубу, чем флейту. Из ряда духовых кларнет более подвижный, но все же уступает флейте. Хотя, как и флейта, кларнет держится прямо раструбом вниз.

Якоб Деннер славно потрудился над этим изобретением, ведь именно раструб дает больше точности. Особенно поражает, как на кларнете звучит нота ми малой октавы. А ведь это самая низкая нота! Добиться ее возможно лишь благодаря раструбу. Хоть кларнет и виртуозный инструмент, но до стремительности и воздушности флейты немного не дотягивает. Тем не менее, когда играет кларнет, песни воспринимаются ярче и образы возникают отчетливей.

Звучание кларнета

Когда в зале звучит кларнет, музыка уносит в такие дали, что эти впечатления не забудутся никогда. Кажется, он может все, вне зависимости от того, звучит он самостоятельно или в тандеме. Этот деревянный инструмент виртуозно и грандиозно создает нечто тайное, мрачное, как будто в густом тумане подстерегает опасность. И здесь с тревогой начинает биться сердце. От злого пронзительного возгласа этого инструмента можно подпрыгнуть на месте и окунуться в различные эмоции, передаваемые музыкантом. Имея разные тембры, кларнет просто волшебно передает человеческий голос и даже ярко выраженный смех, кажется, что кто-то говорит с тобой, жалуясь или плача, ликуя или вздыхая. И эта вся прелесть делится на несколько регистров. И у каждого регистра свой тембр. То мягкая летучая нега, то искристая экспрессия. На что только не способен кларнет! Это и чуть слышное пение, легкое, как дуновение ветерка, и сильный сочный красочный звук. И все это - кларнет. Фото этого инструмента не способно передать все то изящество, на которое он способен.

Путь кларнета в оркестр

Можно смело утверждать, что сейчас кларнет в оркестре незаменим. Сначала к кларнету как к оркестровому инструменту относились с недоверием и опаской. Но симпатия к нему со временем росла. И для кларнета стали писать много произведений, которые придавали свежее веяние и необычную окраску. В середине XVIII века кларнет очень уместно звучал в хорах, где поют военные песни и играют соответствующую музыку. А композитор из теплой Италии Грегорио Широли в 1770 году написал достаточно милую сонату для этого интересного инструмента. Вольфганг Амадей Моцарт и Гайдн - вот кто помог кларнету прочно занять не самые худшие позиции как полноценного яркого инструмента.

Моцарт решился на отважный шаг, когда осмелился применить кларнет в одном церковном произведении. Так же он написал один из наилучших как в репертуаре этого неповторимого инструмента, так и за всю его историю концертов - это концерт для кларнета с оркестром. И в осенней Праге произведение имело ошеломляющий успех.

Подходил к концу 1791 год. Вскоре кларнет стал более заметен и привлекал к себе все больше и больше внимания композиторов. Где только не встречалось его звучание: Вагнер, Бетховен, Вебер, Мендельсон, Шуберт, Чайковский, Берлиоз и многие другие композиторы не обошли своим вниманием кларнет. Лист в своих симфонических поэмах использовал этот певучий музыкальный инструмент. Складывается впечатление, что кларнет - инструмент, без которого просто не обойтись, если есть желание выразить полноту и яркость своих чувств в музыке.

В Мюнхене осмелился кларнет использовать как солирующий инструмент. Это событие случилось в марте 1811 года. Успех был предопределен. Вдохновленный таким успехом, Вебер незамедлительно, в этом же году, написал для кларнета еще два концерта. Сейчас духовой оркестр был бы не таким ярким и сочным без кларнетов.

Создание музыки и виды кларнетов

Как же пишутся произведения для кларнета? Как и для всех остальных музыкальных инструментов, с помощью нот и, конечно же, вдохновения. В ключе Fa ноты для кларнета не пишутся. А пишутся в ключе Sol. Только так, и не может быть иначе. Ведь пробовали уже иначе. Получилось несколько конфузно. Если разобрать звуки, находящиеся выше ля третьей октавы, то чем больше звук стремится вверх, тем сложнее он становится и слышится резче. Следует обратить внимание, что в piano можно хорошо почувствовать не совсем чистое звучание ступени соль-диез и ступени ля. Но зато, когда музыка в оркестре идет в forte, слушатель этого совсем не заметит. Постоянную прописку в оркестре получили такие ступени, как си-бемоль и все остальные октавы до четвертой. В зависимости от того, какое необходимо звучание, используется кларнет in A, in B, in C, in Es. Реже используют контрабасовый и бассет-кларнет.

Так что такое кларнет? Это незабываемые впечатления от прослушанной музыки и ощущения полета и счастья после концерта.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КЛАРНЕТ. История создания Дмитриев М.А. преподаватель СПб ГБОУ ДОД «Детская школа искусств № 13 Курортного района»

Был изобретен в конце XVII - начале XVIII столетия (некоторые справочники указывают в качестве года изобретения кларнета 1690, другие исследователи оспаривают эту дату и указывают, что первые упоминания о кларнете датированы 1710 годом) нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655-1707). Кларнет – язычковый деревянный духовой инструмент с одинарной тростью.

Иога́нн Хри́стоф Де́ннер (13 августа 1655, Лейпциг - 20 апреля 1707, Нюрнберг) - немецкий музыкальный мастер, считающийся изобретателем кларнета Деннер родился в семье токаря Генриха Деннера, занимавшегося также изготовлением и настройкой духовых музыкальных инструментов. В 1666 году отец и сын переехали в Нюрнберг, где в 1678 году молодой Деннер открыл первую фабрику по производству инструментов. В дальнейшем семейное дело продолжили сыновья Иоганна Деннера - Якоб и Иоганн Давид. До наших дней сохранилось 68 инструментов, автором которых считается Деннер.

Наибольшую известность Деннер получил как изобретатель кларнета. С 1680-х годов он работал над усовершенствованием конструкции старинного духового инструмента - шалюмо, и около 1690 года в результате различных экспериментов был получен новый инструмент, названный кларнетом. Некоторые исследователи оспаривают как дату появления кларнета, так и приоритет Деннера в авторстве этого изобретения. Единственный сохранившийся кларнет, считающийся работой самого Деннера, хранится в Калифорнийском университете в Беркли, второй существовавший инструмент был утрачен во время Второй мировой войны. Первое же сохранившееся упоминание о кларнете в печати датировано 1710 годом, то есть три года спустя после смерти Деннера.

Шалюмо ́ (фр. chalumeau , от греч. κάλαμος - «тростник») - деревянный духовой музыкальный инструмент эпохи Средневековья, барокко и раннего классицизма. Считается предшественником современного кларнета. Звукоряд шалюмо в основном диатонический. Поскольку инструмент не оснащен клапанами, хроматические ноты на нем звучат неясно и иногда неточно по высоте. Диапазон шалюмо не превышал полутора октав, поэтому существовали несколько разновидностей этого инструмента, настроенных в разных регистрах. В XVI-XVII веке шалюмо периодически включались в оркестры. Различные сольные произведения для этого инструмента создавались вплоть до 1730-х годов (концерт Иоганна Фридриха Фаша, двойной концерт Телемана). До наших дней сохранились восемь экземпляров старинных шалюмо. Предпринимаются попытки воссоздать на их основе современные копии инструментов Слово chalumeau встречалось во французском языке с XII века и первоначально использовалось для обозначения разных типов духовых инструментов. По конструкции шалюмо занимает промежуточное положение между блокфлейтой и кларнетом. Как и кларнет, шалюмо обладает цилиндрической трубкой и одинарной тростью.

Основным нововведением, позволяющим четко провести различие между шалюмо и кларнетом, явился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки и помогающий переходу во вторую октаву. В этом регистре звучание первых образцов нового инструмента (первоначально называвшегося просто «усовершенствованная шалюмо ») напоминали тембр употреблявшейся в то время трубы, называвшейся « кларино » (clarino), название которой, в свою очередь, произошло от лат. clarus - «ясный» (звук). Эта труба дала свое название сначала регистру, а затем и всему инструменту ― clarinetto (итальянское название кларнета) буквально означает «маленькая clarino ». диапазон кларнета

В течение некоторого времени шалюмо и кларнет употреблялись на равных, однако уже во второй четверти XVIII века шалюмо практически исчезает из музыкальной практики. Дело Деннера продолжил его сын Якоб (1681-1735), три инструмента его работы хранятся в музеях Нюрнберга, Берлина и Брюсселя. Все эти кларнеты имели по два клапана.

Инструменты такой конструкции были весьма распространенными вплоть до XIX века, однако австрийский мастер Паур около 1760 года добавил к уже существовавшим двум клапанам третий, бельгийский мастер Роттенбург - четвертый, англичанин Джон Хэйл в 1785 году - пятый, наконец, знаменитый французский кларнетист и композитор Жан- Ксавье Лефевр около 1790 года создал классическую модель кларнета с шестью клапанами.

Лефевр преподавал в Парижской консерватории с самого ее основания (1795) до 1824 года. Среди его учеников - многие известные кларнетисты своего времени, в их числе Бернхард Хенрик Круселль. В 1802 году вышла в печать его «Школа игры на кларнете», пользовавшаяся большой популярностью и переведенная на итальянский и немецкий языки. Жан- Ксавье Лефевр Лефевр был первым, кто расширил диапазон кларнета до современных границ (ми малой октавы - до четвертой октавы) и использовал трели на всем его протяжении. Ему также приписывается создание классической « добёмовской » модели инструмента с шестью клапанами (добавление клапана для ноты до-диез первой октавы/соль-диез второй), однако наряду с этим существует мнение, что Лефевр только перенял идею шестиклапанного инструмента, первые образцы которого появились в Германии.

К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом классической музыки. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Среди них следует отметить Ивана Мюллера, который изменил конструкцию мундштука, чем значительно повлиял на тембр, упростил передувание и расширил диапазон инструмента, по сути, создав его новую модель. С этого времени начинается «золотой век» кларнета. В начале XIX века кларнет был достаточно технически несовершенным инструментом. Некоторые хроматические звуки были недостаточно интонационно чистыми, и композиторам при написании музыки приходилось учитывать особенности инструмента.

Иван Мюллер К 1809 году он окончательно оформил новую модель инструмента и при поддержке парижского банкира М. Пети основал фабрику, на которой производились такие кларнеты. Первое сольное выступление Мюллера на новом инструменте произвело сильное впечатление на музыкальную общественность, и кларнет системы Мюллера начал быстро завоевывать популярность среди музыкантов, в числе которых были Генрих Берман и Иоганн Херштедт. В 1810 году Мюллер написал «Школу усовершенствованного кларнета». Мюллер уточнил расположение звуковых отверствий на корпусе кларнета, изобрел новую форму клапанов (вместо использовавшихся ранее плоских клапанов с кожаной подкладкой он сконструировал объемные « таблеткообразные »), предложил новое расположение мундштука (тростью вниз) и сделал ряд других усовершенствований. Среди других изобретений Мюллера - лигатура, особое устройство для прикрепления трости к мундштуку. До этого времени в качестве лигатуры использовался особый шнурок (на немецких и австрийских моделях кларнета шнурок применяется до наших дней).

Среди других выдающихся мастеров, принявших участие в дальнейшем улучшении конструкции кларнета, можно назватьАдольфа Сакса (изобретателя саксофона и широкомензурных медных духовых инструментов) и Эжена Альбера. Совершенствование кларнета продолжилось и в XIX веке: профессор Парижской консерватории Гиацинт Клозе и музыкальный мастер Луи-Огюст Буффе (брат основателя фирмы « Buffet-Crampon » Дени Бюффе) успешно приспособили к кларнету систему кольцевых клапанов, изобретенную флейтистом мюнхенской Придворной капеллы Теобальдом Бёмом и первоначально применявшуюся только на флейте. Эта модель получила название «кларнет Бёма » или «французский кларнет».

В Германии и Австрии получили распространение так называемые «немецкие» и «австрийские» кларнеты, ведущие свое происхождение от инструмента с системой клапанов, сконструированной Иоганном Георгом Оттенштайнером (1815-1879) совместно с кларнетистом Карлом Берманом, который выпустил «Школу игры на кларнете» для этой системы. В 1900-х гг. берлинский мастер Оскар Элер (нем. Oehler ; 1858-1936) внес в нее небольшие усовершенствования. Традиционно такую систему называют именно «системой Элера ».

Открыв в 1887 году собственную мастерскую по изготовлению инструментов, Элер взялся за улучшение конструкции существовавшей тогда в Германии модели кларнета Генриха Бермана. Мастер добавил дополнительные отверстия (расширив их количество до 28), при этом, однако, не меняя количества управляющих клапанов (их осталось 22). Таким образом, без усложнения аппликатуры стало возможно извлекать звуки более широкого диапазона и более чистого интонирования. Кроме того, Элер упростил извлечение некоторых нот и предложил новую конструкцию мундштука с чуть вогнутой фасеткой (поверхностью, прилегающей к трости). Идеи Элера были приняты на вооружение и развиты немецкими мастерами XX века, среди которых наиболее известны Артур Юбель (1888-1963) и Людвиг Варшевски (1888-1950). Инструменты конструкции Элера были широко распространены вплоть до середины XX века, когда их стали вытеснять кларнеты французской системы, тем не менее, и в наше время «немецкие» кларнеты активно используются в Германии и Австрии. Оскар Элер

Механизм немецкого кларнета отличается от французского и менее приспособлен для беглой виртуозной игры. Мундштуки и трости этих кларнетов также делаются по технологии, отличающейся от французской. Считается, однако, что инструменты немецкой системы обеспечивают бо́льшую выразительность и силу звука. В течение достаточно долгого периода кларнеты немецкой системы были широко распространены по всему миру, однако приблизительно с 1950-х годов начался переход музыкантов на кларнеты французской системы, и сейчас на немецких кларнетах играют в основном только австрийские, немецкие и голландские, а также, сохраняя дань традиции - некоторые российские кларнетисты. Помимо систем Бёма и Элера, существует еще несколько вариантов расположения клапанов на инструменте, в частности, в начале XX века фирма « Selmer » выпускала «кларнеты Альбера» (напоминавшие по строению инструменты середины XIX века), а в 1960-70-х годах - «кларнеты Марки». Диапазон последних мог быть расширен вверх на октаву. Тем не менее, широкого распространения эти инструменты не получили.

Среди экспериментальных образцов разных конструкторов нужно отметить четвертитоновый кларнет Фрица Шюллера, предназначавшийся для исполнения современной музыки. Современный кларнет представляет собой технически достаточно сложный механизм. Инструмент имеет около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг и винтов. Ведущие фирмы-изготовители музыкальных инструментов постоянно совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели.