Фирвальдштетское озеро или Люцернское озеро (Vierwaldstättersee). Кто дал своему имению в Швейцарии название Сенар? Так же, как в Ивановке


Тонкой нитью, соединяющей культуру и России, пролегли жизнь и творчество Сергея Рахманинова. Удивительно, но путешествуя по одной из самых богатых стран Европы, можно найти чудесное местечко, которое придется по душе каждому россиянину. Спасаясь от большевиков, именно на вилле Сенар нашел свое пристанище Сергей Рахманинов, великий композитор и музыкант.

Усадьба известного деятеля искусства находится на берегу , в небольшом городке Хертенштейн, в кантоне , занимая площадь более 10 га. Здесь находятся два жилых дома, а также можно найти ухоженный сад и небольшой причал с несколькими моторными лодками, к которым великий музыкант питал слабость. С некоторой долей уверенности можно утверждать, что эта живописная местность именно благодаря вилле Сенар и приобрела мировую известность.

Немного истории

В 1920-х гг., желая быть поближе к дочерям, обосновавшимся в Париже, Сергей Рахманинов купил участок с домом в . С этого момента и начинается история виллы Сенар. Спустя 10 лет, в 1931 г., начинается капитальное строительство. Тогда же и было придумано название виллы. «Сенар» - акроним от имен Сергея и Натальи Рахманиновых, а последняя буква «р» обозначает фамилию. Постройка виллы была отягощена многими трудностями – музыкант хотел повторить имение, которое осталось на родине, в городке Ивановке, на Тамбовщине. На территории усадьбы был запланирован сад. Для этого пришлось взорвать часть скалы и привезти несколько грузовиков с землей.

Проект дома Рахманинов лично обсуждал с архитектором, привнося в него множество деталей и пожеланий, обустраивая настоящее семейное гнездышко. Он был очень горд плодами своих трудов, и на этой волне возвышенности и вдохновения в первый год проживания на вилле Сенар написал известную Рапсодию на тему Паганини. К сожалению, стремясь избежать войны, в 1939 г. семья Рахманиновых покидает усадьбу навсегда. Музыкант жаждал после смерти быть погребенным на территории Сенар, однако судьба распорядилась несколько иначе.


Вилла Рахманинова сегодня

Несмотря на все стремления, внешний облик усадьбы мало походит на классические русские имения. Сегодня это двухэтажное здание, внешне отделанное белой штукатуркой, со множеством террас, огромными окнами и плоской кровлей. Дом выдержан в стиле модерн, который на то время едва-едва набирал популярность. На вилле Сенар сейчас все сохранилось, как и в прежние времена – подлинная обстановка, оригинальная мебель, легендарный рояль Steinway. Также здесь хранятся и некоторые другие культурные ценности – различные музыкальные инструменты, дневники, ноты и переписка великого музыканта и композитора.

В 1943 г. имение перешло в наследство внуку композитора – Александру Рахманинову, который основал Фонд С.В. Рахманинова. После его смерти наследники хотели продать по частям все достояния и ценности виллы Сенар, однако вследствие некоторой коллизии между законами Швейцарии и России эти планы несколько отложились. Это дало время руководителям Фонда С.В. Рахманинова поставить вопрос перед В.В. Путиным вопрос о выкупе Сенар в пользу России, с дальнейшим обустройством мемориала в честь музыканта и композитора, а также организацией Международного культурного центра. По оценкам экспертов стоимость усадьбы Рахманинова составляет около 700 млн. руб.

Итак, сегодня у нас суббота, 22 апреля 2017 года и мы традиционно предлагаем вам ответы на «Актуальные вопросы». Вопросы нам встречаются как самые простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Кто дал своему имению в Швейцарии название “Сенар”?

  • Писатель Набоков
  • Композитор Рахманинов
  • Ювелир Фаберже
  • Великая княжна Анна Федоровна

Правильный ответ В - композитор Сергей Рахманинов

После смерти в начале ноября 2012 года Александра Рахманинова (1933-2012), внука и единственного наследника композитора, родственники планировали выставить имение «Сенар» в Швейцарии на аукцион с последующей распродажей по частям имущества и уникальных предметов культурного наследия С. В. Рахманинова. В этих обстоятельствах российский пианист Денис Мацуев поднял перед президентом РФ Владимиром Путиным вопрос о выкупе имения в пользу России для устройства мемориала композитора, проведения там музыкальных мастер-классов, фестивалей и конкурсов. Цена вопроса, по экспертным оценкам, составляет примерно 630-650 млн рублей. Президент Путин согласился предпринять усилия для реализации этой идеи

Сергей Васильевич Рахманинов, потомственный русский дворянин, гениальный пианист и композитор, стал символом русской музыки во всём мире, его произведения слушают не только меломаны, но и простые люди самых разных профессий, возрастов и национальностей. Большинству из нас ещё со школы известно, что после Октябрьской революции Рахманинов эмигрировал в США и прожил там последнюю треть жизни. Но не все знают, что каждое лето, с 1924 по 1939 годы, он приезжал в Европу и только осенью возвращался в Нью-Йорк. Почему?

С. Рахманинов за роялем. Источник: www.senar.ru

С видом на озеро и гору

Смена обстановки всегда идёт на пользу творчеству. Рахманинов жил в Америке, но летние месяцы любил проводить в Европе. Композитор тяготился ежегодными поисками места отдыха и говорил о желании осесть в определённом месте, не мотаясь по дачам и курортам на старости лет. С выбором страны помог музыкальный критик Оскар Риземан. Он с таким восторгом рассказывал о жизни в Швейцарии и уговаривал Рахманинова купить там какой-нибудь участок земли, что Сергей Васильевич решил съездить туда. Надо отметить, что первое знакомство со Швейцарией у Рахманинова состоялось в 1902 году, именно в эту страну музыкант и его жена отправились сразу после венчания. Рахманинов был покорён пейзажами Швейцарии, в чём он не раз признавался: «Верх совершенства. Красивее этого никогда в жизни ничего не видел». В 1930 году композитор приобрёл неподалеку от Люцерны земельный участок с видом на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Сергей Васильевич назвал это поместье Сенар, соединив две первые буквы своего имени и имени своей жены Натальи, добавив к ним букву «Р» - Рахманиновы.

Дом в имении Сенар. Источник: www.senar.ru

Так же, как в Ивановке

Ностальгия по родине побудила Рахманинова сделать планировку виллы полностью соответствующей покинутому им в России имению в Ивановке (Тамбовская губерния), которое композитор очень любил. До эмиграции, не жалея сил и средств, Рахманинов занимался своим тамбовским имением, вникал в хозяйственные вопросы, приобретал для сельскохозяйственных работ новейшую технику. С таким же рвением композитор начал обустройство своего жилья в Швейцарии. Был разбит похожий сад с теми же деревьями, что и в России - яблонями, клёнами, каштанами, берёзами. Сергей Васильевич остался доволен своим новым домом и пребывал в хорошем настроении. Родственники, приехавшие в гости к Рахманинову, вспоминали: «Он показывал нам с огромным восторгом все виды, все уголки, очевидно, довольный тем, что у него есть, наконец, свой собственный угол, и к тому же безопасный. Он чувствовал ненадёжность мировой обстановки и твёрдо верил, что Швейцария - самое безопасное место в Европе». В это время композитор часто гастролировал по Старому Свету, выступал с концертами на фестивале в Люцерне.

Сенар: Сергей и Наталья Рахманиновы

Сергей Васильевич Рахманинов, потомственный русский дворянин, гениальный пианист и композитор, стал символом русской музыки во всем мире, его произведения слушают не только меломаны, но и простые люди самых разных профессий, возрастов и национальностей. Большинству из нас ещё со школы известно, что после Октябрьской революции Рахманинов эмигрировал в США и прожил там последнюю треть жизни. Но не все знают, что каждое лето, с 1924 по 1939 годы, он приезжал в Европу и только осенью возвращался в Нью-Йорк. Почему?

С видом на озеро и гору

Смена обстановки всегда идёт на пользу творчеству. Рахманинов жил в Америке, но летние месяцы любил проводить в Европе. Композитор тяготился ежегодными поисками места отдыха и говорил о желании осесть в определённом месте, не мотаясь по дачам и курортам на старости лет. С выбором страны помог музыкальный критик Оскар Риземан. Он с таким восторгом рассказывал о жизни в Швейцарии и уговаривал Рахманинова купить там какой-нибудь участок земли, что Сергей Васильевич решил съездить туда. Надо отметить, что первое знакомство со Швейцарией у Рахманинова состоялось в 1902 году, именно в эту страну музыкант и его жена отправились сразу после венчания. Рахманинов был покорен пейзажами Швейцарии, в чём он не раз признавался: «Верх совершенства. Красивее этого никогда в жизни ничего не видел». В 1930 году композитор приобрёл неподалеку от Люцерны земельный участок с видом на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Сергей Васильевич назвал это поместье Сенар, соединив две первые буквы своего имени и имени своей жены Натальи, добавив к ним букву «Р» - Рахманиновы.

Так же, как в Ивановке

Ностальгия по родине побудила Рахманинова сделать планировку виллы полностью соответствующей покинутому им в России имению в Ивановке (Тамбовская губерния), которое композитор очень любил. До эмиграции, не жалея сил и средств, Рахманинов занимался своим тамбовским имением, вникал в хозяйственные вопросы, приобретал для сельскохозяйственных работ новейшую технику. С таким же рвением композитор начал обустройство своего жилья в Швейцарии. Был разбит похожий сад с теми же деревьями, что и в России - яблонями, клёнами, каштанами, берёзами. Сергей Васильевич остался доволен своим новым домом и пребывал в хорошем настроении. Родственники, приехавшие в гости к Рахманинову, вспоминали: «Он показывал нам с огромным восторгом все виды, все уголки, очевидно, довольный тем, что у него есть, наконец, свой собственный угол, и к тому же безопасный. Он чувствовал ненадёжность мировой обстановки и твёрдо верил, что Швейцария - самое безопасное место в Европе». В это время композитор часто гастролировал по Европе, выступал с концертами на фестивале в Люцерне.

«Двойник» Паганини

В Сенаре, в первый же год по окончании работ в доме, Рахманинов сочинил Рапсодию для фортепиано с оркестром, одно из своих лучших произведений, наиболее известных и часто исполняемых в XXI веке. «Музыка призвана приносить облегчение. Она должна оказывать очищающее действие на умы и сердца», - говорил Сергей Васильевич.Так сложилось, что много лет назад моё знакомство с творчеством Рахманинова началось именно с этого произведения. Композитор выбрал тему знаменитого 24-го Каприса для скрипки Паганини. Рапсодия - это своего рода музыкальный «двойник» Никколо Паганини, чей гений так и остался загадкой для современников. Но уже в первых вариациях появляется и другая знаменитая тема, тоже заимствованная Рахманиновым - из средневекового католического песнопения Dies Irae («День гнева»)… Описывать музыку нелепо. Её надо слушать. Смысл услышанной мелодии и символы у каждого из нас будут свои.

Последние годы

Рахманинов хотел, чтобы его похоронили в имении Сенар, но драматические события середины ХХ века нарушили планы композитора - с началом Второй мировой войны Сергей Васильевич больше не выезжал в Европу. Швейцарское имение осталось лишь в воспоминаниях, война лишила Рахманинова и этого пристанища. В 1943 году он умер в Калифорнии, а похоронен близ Нью-Йорка на кладбище Кенсико. Известно, что аренда места захоронения была заключена на сто лет. Её срок истекает в 2043 году. Решение о месте перезахоронения праха Рахманинова будут принимать его родственники. Пока неизвестно, как будет решён этот вопрос.

Сенар - имение русского композитора Сергея Рахманинова в Швейцарии . Расположено в местечке Хертенштейн , коммуна Веггис , в кантоне Люцерн на берегу Фирвальдштетского озера с видом на гору Пилатус .

Вилла представляет собой два дома, 10 га земли с садом, набережную и причал .

Название виллы «Сенар» составлено из первых букв имён супругов Рахманиновых - Сергея и Натальи, а также первой буквы фамилии .

В имении Рахманинов создал одно из самых известных и часто исполняемых своих произведений - .

Планировка виллы и двухэтажного дома-усадьбы из ностальгических соображений эмигранта полностью соответствовала покинутому им в России имению в Ивановке (Тамбовская область), был разбит похожий сад с теми же деревьями - яблонями, клёнами и каштанами.

Рахманинов выражал желание быть похороненным в имении «Сенар» , однако с началом Второй мировой войны композитор переехал в США, кончина застала его в Калифорнии, погребён близ Нью-Йорка.

После смерти композитора в 1943 году имение перешло к его наследникам, сначала к второй дочери Татьяне, а затем к внуку Александру Рахманинову (1933-2012), основателю Фонда С. В. Рахманинова.

К 2013 году в имении «Сенар» сохранилась подлинная обстановка, мебель, музыкальные инструменты, рояль Steinway , подаренный композитору В. Стейнвеем, уникальные предметы культурного наследия С. В. Рахманинова - дневники, ноты, переписка, архив .

Имение в XXI веке

После смерти в начале ноября 2012 года Александра Рахманинова, внука и единственного наследника композитора, родственники планировали выставить имение «Сенар» на аукцион с последующей распродажей по частям имущества и уникальных предметов культурного наследия С. В. Рахманинова. Согласно завещанию А. Рахманинова, права на имение и все предметы интерьера, а также архив, рояль и личные вещи композитора должны перейти Фонду С. В. Рахманинова, его возглавила вдова последнего владельца Наталья. Вместе с тем, по швейцарскому законодательству, вне зависимости от воли завещателя, 50 % имущества умершего должны получить его дети, которых у внука Рахманинова от прежних браков четверо .

В этих обстоятельствах арт-директор Фонда С. В. Рахманинова, пианист Денис Мацуев поднял перед президентом РФ Владимиром Путиным вопрос о выкупе имения в пользу России для устройства Международного культурного центра - мемориального музея композитора, проведения там музыкальных мастер-классов, фестивалей и конкурсов. Цена вопроса, по экспертным оценкам, составляет примерно 18 млн швейцарских франков (630-650 млн рублей в конвертации 2013 года) . Президент Путин согласился предпринять усилия для реализации этой идеи за счёт внебюджетных средств. Вскоре Министерством культуры РФ был подыскан покупатель, готовый потратить в пользу государства свои личные накопления и в дальнейшем нести расходы по содержанию виллы. Узнав об амбициозных намерениях российской стороны, родственники последнего владельца имения проводят новую, четвёртую по счёту, оценку имущества с лондонскими экспертами аукциона Sotheby"s с целью уточнения реальной стоимости объекта, выбора схемы продажи - оптом или в розницу. Экспертами доказано, что в целостном виде «Сенар» представляет бесспорную историческую и музейную ценность не только для России, но и для всего мира .

Напишите отзыв о статье "Сенар"

Примечания

Отрывок, характеризующий Сенар

Под Красным взяли двадцать шесть тысяч пленных, сотни пушек, какую то палку, которую называли маршальским жезлом, и спорили о том, кто там отличился, и были этим довольны, но очень сожалели о том, что не взяли Наполеона или хоть какого нибудь героя, маршала, и упрекали в этом друг друга и в особенности Кутузова.
Люди эти, увлекаемые своими страстями, были слепыми исполнителями только самого печального закона необходимости; но они считали себя героями и воображали, что то, что они делали, было самое достойное и благородное дело. Они обвиняли Кутузова и говорили, что он с самого начала кампании мешал им победить Наполеона, что он думает только об удовлетворении своих страстей и не хотел выходить из Полотняных Заводов, потому что ему там было покойно; что он под Красным остановил движенье только потому, что, узнав о присутствии Наполеона, он совершенно потерялся; что можно предполагать, что он находится в заговоре с Наполеоном, что он подкуплен им, [Записки Вильсона. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ] и т. д., и т. д.
Мало того, что современники, увлекаемые страстями, говорили так, – потомство и история признали Наполеона grand, a Кутузова: иностранцы – хитрым, развратным, слабым придворным стариком; русские – чем то неопределенным – какой то куклой, полезной только по своему русскому имени…

В 12 м и 13 м годах Кутузова прямо обвиняли за ошибки. Государь был недоволен им. И в истории, написанной недавно по высочайшему повелению, сказано, что Кутузов был хитрый придворный лжец, боявшийся имени Наполеона и своими ошибками под Красным и под Березиной лишивший русские войска славы – полной победы над французами. [История 1812 года Богдановича: характеристика Кутузова и рассуждение о неудовлетворительности результатов Красненских сражений. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ]
Такова судьба не великих людей, не grand homme, которых не признает русский ум, а судьба тех редких, всегда одиноких людей, которые, постигая волю провидения, подчиняют ей свою личную волю. Ненависть и презрение толпы наказывают этих людей за прозрение высших законов.
Для русских историков – странно и страшно сказать – Наполеон – это ничтожнейшее орудие истории – никогда и нигде, даже в изгнании, не выказавший человеческого достоинства, – Наполеон есть предмет восхищения и восторга; он grand. Кутузов же, тот человек, который от начала и до конца своей деятельности в 1812 году, от Бородина и до Вильны, ни разу ни одним действием, ни словом не изменяя себе, являет необычайный s истории пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события, – Кутузов представляется им чем то неопределенным и жалким, и, говоря о Кутузове и 12 м годе, им всегда как будто немножко стыдно.
А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа. Еще труднее найти другой пример в истории, где бы цель, которую поставило себе историческое лицо, была бы так совершенно достигнута, как та цель, к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в 1812 году.
Кутузов никогда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству, о том, что он намерен совершить или совершил: он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. Он писал письма своим дочерям и m me Stael, читал романы, любил общество красивых женщин, шутил с генералами, офицерами и солдатами и никогда не противоречил тем людям, которые хотели ему что нибудь доказывать. Когда граф Растопчин на Яузском мосту подскакал к Кутузову с личными упреками о том, кто виноват в погибели Москвы, и сказал: «Как же вы обещали не оставлять Москвы, не дав сраженья?» – Кутузов отвечал: «Я и не оставлю Москвы без сражения», несмотря на то, что Москва была уже оставлена. Когда приехавший к нему от государя Аракчеев сказал, что надо бы Ермолова назначить начальником артиллерии, Кутузов отвечал: «Да, я и сам только что говорил это», – хотя он за минуту говорил совсем другое. Какое дело было ему, одному понимавшему тогда весь громадный смысл события, среди бестолковой толпы, окружавшей его, какое ему дело было до того, к себе или к нему отнесет граф Растопчин бедствие столицы? Еще менее могло занимать его то, кого назначат начальником артиллерии.
Не только в этих случаях, но беспрестанно этот старый человек дошедший опытом жизни до убеждения в том, что мысли и слова, служащие им выражением, не суть двигатели людей, говорил слова совершенно бессмысленные – первые, которые ему приходили в голову.
Но этот самый человек, так пренебрегавший своими словами, ни разу во всю свою деятельность не сказал ни одного слова, которое было бы не согласно с той единственной целью, к достижению которой он шел во время всей войны. Очевидно, невольно, с тяжелой уверенностью, что не поймут его, он неоднократно в самых разнообразных обстоятельствах высказывал свою мысль. Начиная от Бородинского сражения, с которого начался его разлад с окружающими, он один говорил, что Бородинское сражение есть победа, и повторял это и изустно, и в рапортах, и донесениях до самой своей смерти. Он один сказал, что потеря Москвы не есть потеря России. Он в ответ Лористону на предложение о мире отвечал, что мира не может быть, потому что такова воля народа; он один во время отступления французов говорил, что все наши маневры не нужны, что все сделается само собой лучше, чем мы того желаем, что неприятелю надо дать золотой мост, что ни Тарутинское, ни Вяземское, ни Красненское сражения не нужны, что с чем нибудь надо прийти на границу, что за десять французов он не отдаст одного русского.