Лев Толстой известен по своим монументальным трудам, но его детские произведения тоже заслуживают внимания. Знаменитый классик написал для детей десятки отличных сказок, былин и рассказов, о которых и пойдет речь ниже.
Сказки, басни, были и рассказы
Знаменитый русский писатель Лев Николаевич Толстой всегда с особым трепетом относился к детской литературе. Долгие наблюдения автора за крестьянскими детьми нашли отражение в его творчестве. Знаменитые «Азбука», «Новая азбука» и «Русские книги для чтения» внесли огромный вклад в развитие детского образования. В данное издание входят сказки «Три медведя», «Липунюшка», «Два брата», «Филипок», «Прыжок», рассказы про собаку Бульку, широко используемые по сей день в дошкольном и начальном школьном образовании. Дальше
Три медведя
В сборник Льва Толстого входят сочинения, написанные более полувека назад для воспитанников Яснополянский школы. Сегодня тексты не в меньшей степени пользуются огромной популярностью среди детей, благодаря простому и красочному описанию житейской мудрости. Иллюстрации в книге предоставлены знаменитым художником И. Цыганковым. Подходит для старшего дошкольного возраста. Дальше
Собрание сочинений включает в себя такие работы как «Липунюшка», «Акула», а еще «Лев и собачка», «Два брата», знаменитые «Косточка», «Прыжок», и, конечно же, «Три медведя». Произведения были написаны для всех юных учащихся в имении Ясная Поляна, но продолжают вызывать огромный интерес у молодого читателя и на сегодняшний день. Дальше
Данное издание — это коллекция из фольклорных сочинений «Лиса и Журавль», «Гуси-лебеди», «Пряничный домик», пересказанные Л.Н. Елисеевой и А.Н. Афанасьевой и творение Льва Николаевича Толстого «Три медведя». Произведения повествуют о таких понятиях как доброта, ум, справедливость, а также сообразительность. Здесь вы встретите всем известных сказочных героев: хитрую лису, злого серого волка, Машеньку, любившую поесть из чужой чашки. Издание сопровождается картинками художников Сергея Бордюга и Натальи Трепенок. Дальше
Коллекция увлекательных сказок о животных с множеством ярких изображений для детей дошкольного возраста: «Лис и Мышонок» Виталия Бианки, «Лягушка-путешественница» Всеволода Гаршина, «Серая Шейка» Дмитрия Мамина-Сибиряка, «Три медведя» Льва Толстого и другие. Иллюстратор — Татьяна Васильева. Дальше
Всё самое лучшее для детей
Золотая коллекция произведений Льва Николаевича Толстого, которая не оставит равнодушными как малышей, так и детей постарше. Тема беззаботного детства придется по вкусу современным ребятам и их родителям. Книга призывает юное поколение к любви, доброте и уважению, которыми, пожалуй, пропитано все творчество великого литератора. Дальше
Это собрание рассказов, былин и сказок, входящих в программу начального школьного образования. Серия повестей о собаках Льва Николаевича – Мильтоне и Бульке не оставит равнодушным мальчишек и девчонок начальных классов. Дальше
Повести и рассказы
В издании собраны наполненные смыслом произведения Льва Николаевича Толстого для детей более старшего возраста: «После бала», «Холстомер», «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича» и другие. Дальше
Рассказы для детей
Отличное сочетание рассказов для начинающих читать. В тексте много ярких картинок, проставлены ударения и слова разбиты на слоги, что делает процесс обучения чтению намного легче как малышам, так и их родителям. Подходит для детей дошкольного возраста. Дальше
Итак, это были детские произведения Льва Толстого. Поделитесь в комментариях, какие произведения для детей от этого писателя вам запомнились больше всего. 😉
Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары. Читать...
Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь»; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать. Читать...
Собрался батюшка в город, а я ему говорю: «Батя, возьми меня с собой». А он говорит: «Ты там замерзнешь; куда тебя». Я повернулся, заплакал и пошел в чулан. Плакал-плакал и заснул. Читать...
Мой дедушка летом жил на пчельнике. Когда я прихаживал к нему, он давал мне меду. Читать...
Я и так брата люблю, а больше за то, что он за меня в солдаты пошел. Вот как было дело: стали бросать жеребий. Жеребий пал на меня, мне надо были идти в солдаты, а я тогда неделю как женился. Не хотелось мне от молодой жены уходить. Читать...
У меня был дядька Иван Андреич. Он выучил меня стрелять, когда мне было еще 13 лет. Он достал маленькое ружьецо и давал мне из него стрелять, когда мы ходили гулять. И я убил раз галку и другой раз сороку. Читать...
Я шел по дороге и сзади себя услыхал крик. Кричал мальчик-пастух. Он бежал полем и на кого-то показывал. Читать...
В нашем доме за ставнем окна воробей свил гнездо и положил пять яичек. Мы с сестрами смотрели, как воробей по соломинке и по перышку носил за ставень и вил там гнездышко. А потом, когда он положил туда яйца, мы очень обрадовались. Читать...
У нас был старый старик, Пимен Тимофеич. Ему было 90 лет. Он жил у своего внука без дела. Спина у него была согнутая, он ходил с палкой и тихо передвигал ногами. Зубов у него совсем не было, лицо было сморщенное. Нижняя губа его тряслась; когда он ходил и когда говорил, он шлепал губами, и нельзя было понять, что он говорит. Читать...
Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое. Читать...
Я посадил двести молодых яблонь и три года весною и осенью окапывал их, и на зиму завертывал соломой от зайцев. На четвертый год, когда сошел снег, я пошел смотреть свои яблони. Читать...
Когда жили в городе, мы каждый день учились, только по воскресеньям и по праздникам ходили гулять и играли с братьями. Один раз батюшка сказал: «Надо старшим детям учиться ездить верхом. Послать их в манеж». Читать...
Мы жили бедно на краю деревни. Была у меня мать, нянька (старшая сестра) и бабушка. Бабушка ходила в старом чупруне и худенькой паневе, а голову завязывала какой-то ветошкой, и под горлом у ней висел мешочек. Читать...
Я завел себе для фазанов легавую собаку. Собаку эту звали Мильтон: она была высокая, худая, крапчатая по серому, с длинными брылами и ушами и очень сильная и умная. Читать...
Когда я уезжал с Кавказа, тогда еще там была война, и ночью опасно было ездить без конвоя. Читать...
Из станицы я поехал не прямо в Россию, а сначала в Пятигорск, и там пробыл два месяца. Мильтона я подарил казаку-охотнику, а Бульку взял с собой в Пятигорск. Читать...
Булька и Мильтон кончились в одно и то же время. Старый казак не умел обращаться с Мильтоном. Вместо того чтобы брать его с собою только на птицу, он стал водить его за кабанами. И в ту же осень секач кабан спорол его. Никто не умел его зашить, и Мильтон издох. Читать...
У меня была мордашка. Ее звали Булькой. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые. Читать...
Один раз на Кавказе мы пошли на охоту за кабанами, и Булька прибежал со мной. Только что гончие погнали, Булька бросился на их голос и скрылся в лесу. Это была в ноябре месяце; кабаны и свиньи тогда бывают очень жирные. Читать...
Один раз я пошел с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружье и пошел за ним. Я думал, что он ищет куропатку, фазана или зайца. Читать...
Несмотря на то, что Толстой был дворянского сословия, он всегда находил время для общения с крестьянскими детьми, а в своем имении даже открыл для них школу.
Великий русский писатель, человек прогрессивных взглядов, Лев Толстой умер в поезде на станции Астапово. По завещанию он был похоронен в Ясной Поляне, на холме, где в детстве маленький Лев искал «зеленую палочку», которая помогла бы сделать всех людей счастливыми.
Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: "Купаться!" - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
У одного человека был большой дом, а в доме была большая печь; а семья у этого человека была небольшая: только сам да жена.
Когда пришла зима, стал человек топить печь и сжёг в один месяц все свои дрова. Нечем стало топить, а холодно.
Тогда человек стал ломать двор и топить лесом из разломанного двора. Когда он сжёг весь двор, в доме без защиты стало ещё холоднее, а топить нечем. Тогда он влез, разломал крышу и стал топить крышей; в доме стало ещё холоднее, а дров нету. Тогда человек стал разбирать потолок из дома, чтобы топить им.
Один человек ехал на лодке и уронил драгоценный жемчуг в море. Человек вернулся к берегу, взял ведро и стал черпать воду и выливать на землю. Он черпал и выливал три дня без устали.
На четвертый день вышел из моря водяной и спросил:
Зачем ты черпаешь?
Человек говорит:
Я черпаю затем, что уронил жемчуг.
Водяной спросил:
А скоро ли ты перестанешь?
Человек говорит:
Когда высушу море, тогда перестану.
Тогда водяной вернулся в море, принес тот самый жемчуг и отдал человеку.
Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживёт.
Волга сказала:
Зачем нам спорить - мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдём каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдёт и скорее придёт в Хвалынское царство.
Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только что Волга заснула, Вазуза ночью побежала прямой дорогой в Хвалынское царство.
Когда Волга встала и увидала, что сестра её ушла, она ни тихо ни скоро пошла своей дорогой и догнала Вазузу.
Волк хотел поймать из стада овцу и зашел под ветер, чтобы на него несло пыль от стада.
Овчарная собака увидала его и говорит:
Напрасно ты, волк, в пыли ходишь, глаза заболят.
А волк говорит:
То-то и горе, собаченька, что у меня уж давно глаза болят, а говорят – от овечьего стада пыль хорошо глаза вылечивает.
Подавился волк костью и не мог выперхнуть. Он подозвал журавля и сказал:
Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея длинная, засунь ты мне в глотку голову и вытащи кость: я тебя награжу.
Журавль засунул голову, вытащил кость и говорит:
Давай же награду.
Волк заскрипел зубами, да и говорит:
Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?
Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:
Что это у вас жеребёнок один хромает? Или вы полечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет.
Кобыла одна и говорит:
А ты знаешь лечить?
Как не знать.
Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в копыте больно.
Волк и коза
Категория составлен из русской жизни, в основном из жизни деревни. Данные по природоведению, истории даны в простой форме сказок и художественных рассказов. Большинство рассказов посвящены нравственной теме, занимающих всего несколько строк.
Рассказы и сказки , написанные Лвом Николаевичем Толстым для учебников, богаты и разносторонни по содержанию; они явиляют собой ценный вклад в отечественную и мировую литературу для детей. Большинство из этих сказок и рассказов и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе. Достоверно известно, как серьезно относился Лев Толстой к написаню маленьких сказок для детей, как много трудился над ними, переделывая по много раз сказку. Но самое важное в маленьких рассказах Толстого то, что их создателя волнуют нравственная сторона и тема воспитания. В этих рассказах содержатся намеки, из которых необходимо уметь извлечь добрые, хорошие, нравственные уроки.
Лев Николаевич Толстой часто применял всем понятный и так любимый жанр басни , в которых через аллегории ненавязчиво, осторожно преподносил совершенно разные назидания, замысловатую мораль. Рассказы и сказки по темам пословиц Льва Толстого воспитывают в ребенке трудолюбие, смелость, честность и доброту. Представляя собой своеобразный маленький урок - запоминающийся и яркий, басня или пословица учит пониманию народной мудрости, обучению образным языкам, способности в обобщенной форме определять ценность людских поступков.
Биография Льва Николаевича Толстого
1828, 28 августа (9 сентября) — Рождение Льва Николаевича Толстого в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии.
1830 — смерть матери Толстого Марии Николаевны (урожденной Волконской).
1837 — Переезд семьи Толстых из Ясной Поляны в Москву. Смерть отца Толстого Николая Ильича.
1840 — Первое литературное произведение Толстого — поздравительные стихи Т.А. Ергольской: «Милой тетеньке».
1841 — Смерть в Оптиной пустыни опекунши детей Толстых А.И. Остен-Сакен. Толстые переезжают из Москвы в Казань, к новой опекунше — П.И. Юшковой.
1844 — Толстой принят в Казанский университет на восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности, выдержав экзамены по математике, русской словесности, французскому, немецкому, английскому, арабскому, турецкому и татарскому языкам.
1845 — Толстой переходит на юридический факультет.
1847 — Толстой оставляет университет и уезжает из Казани в Ясную Поляну.
1848, октябрь — 1849, январь — живет в Москве, «очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели».
1849 — Экзамены на степень кандидата в Петербургском университете. (Прекращены после удачной сдачи по двум предметам). Толстой начинает вести дневник.
1850 — Замысел «Повести из цыганского быта».
1851 — Написан рассказ «История вчерашнего дня». Начата повесть «Детство» (окончена в июле 1852 года). Отъезд на Кавказ.
1852 — Экзамен на звание юнкера, приказ о зачислении на военную службу фейерверкером 4-ого класса. Написан рассказ «Набег«. В №9 «Современника» напечатано «Детство» — первое опубликованное произведение Толстого . Начат «Роман русского помещика» (работа продолжалась до 1856 года, оставшись незавершенной. Фрагмент романа, отеленный для печати, опубликован в 1856 году под названием «Утро помещика»).
1853 — Участие в походе против чеченцев. Начало работы над «Казаками» (завершена в 1862 году). Написан рассказ «Записки маркера».
1854 — Толстой произведен в прапорщики. Отъезд с Кавказа. Рапорт о переводе в Крымскую армию. Проект журнала «Солдатский вестник» («Военный листок»). Для солдатского журнала написаны рассказы «Дяденька Жданов и кавалер Чернов» и «Как умирают русские солдаты». Приезд в Севастополь.
1855 — Начата работа над «Юностью» (окончена в сентябре 1856 года). Написаны рассказы «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 г.». Приезд в Петербург. Знакомство с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым, Фетом, Тютчевым, Чернышевским, Салтыковым-Щедриным, Островским и другими литераторами.
1856 — Написаны рассказы «Метель», «Разжалованный», повесть «Два гусара». Толстой произведен в поручики. Отставка. В Ясной Поляне попытка освободить крестьян от крепостной зависимости. Начата повесть «Отъезжее поле» (работа продолжалась до 1865 года, оставшись незаконченной). В журнале «Современник» напечатана статья Чернышевского о «Детстве» и «Отрочестве» и «Военных рассказах» Толстого.
1857 — Начат рассказ «Альберт» (закончен в марте 1858 года). Первое заграничное путешествие во Франции, Швейцарии, Германии. Рассказ «Люцерн».
1858 — Написан рассказ «Три смерти».
1859 — Работа над повестью «Семейное счастье».
1859 — 1862 — Занятия в яснополянской школе с крестьянскими детьми («прелестное, поэтическое ело»). Свои педагогические идеи Толстой излагал в статьях созданного им в 1862 г. журнала «Ясная Поляна».
1860 — Работа над рассказами из крестьянского быта — «Идиллия», «Тихон и Маланья» (остались неоконченными).
1860 — 1861 — Второе заграничное путешествие — по Германии, Швейцарии, Франции, Англии, Бельгии. Знакомство с Герценом в Лондоне. Слушание лекций по истории искусства в Сорбонне. Присутствие при смертной казни в Париже. Начало романа «Декабристы» (остался незавершенным) и повести «Поликушка» (закончена в декабре 1862 года). Ссора с Тургеневым.
1860 — 1863 — Работа над повестью «Холстомер» (завершена в 1885).
1861 — 1862 — Деятельность Толстого мировым посредником 4-ого участка Крапивенского уезда. Издание педагогического журнала «Ясная Поляна».
1862 — Жандармский обыск в ЯП. Женитьба на Софье Андреевне Берс, дочери врача придворного ведомства.
1863 — Начат работа над «Войной и миром» (закончена в 1869 году).
1864 — 1865 — Выходит из печати первое Собрание сочинений Л.Н. Толстого в двух томах (из. Ф. Стелловского, Спб.).
1865 — 1866 — В «Русском вестнике» напечатаны две первые части будущей «Войны и мира» под названием «1805».
1866 — Знакомство с художником М.С. Башиловым, которому Толстой поручает иллюстрирование «Войны и мира».
1867 — Поездка в Бородино в связи с работой над «Войной и миром».
1867 — 1869 — Выход из печати двух отдельных изданий «Войны и мира».
1868 — В журнале «Русский архив» напечатана статья Толстого «Несколько слов по поводу книги «Война и мир».
1870 — Замысел «Анны Карениной».
1870 — 1872 — Работа над романом о времени Петра I (остался незавершенным).
1871 — 1872 — Издание «Азбуки».
1873 — Начат роман «Анна Каренина» (завершен в 1877 году). Письмо в «Московские ведомости» о самарском голоде. И.Н. Крамской пишет в Ясной Поляне портрет Толстого .
1874 — Педагогическая деятельность, статья «О народном образовании», составление «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения» (вышли в 1875 году).
1875 — Начало печатания «Анны Карениной» в журнале «Русский вестник». Во французском журнале Le temps» напечатан перевод повести «Два гусара» с предисловием Тургенева. Тургенев писал, что по выходе «Войны и мира» Толстой «решительно занимает первое место в расположении публики».
1876 — Знакомство с П.И. Чайковским.
1877 — Отдельное издание последней, 8-ой части «Анны Карениной» — ввиду разногласий, возникших с издателем «Русского вестника» М.Н. Катковым о вопросу о сербской войне.
1878 — Отдельное издание романа «Анна Каренина».
1878 — 1879 -Работа над историческим романом о времени Николая I и декабристах
1878 — Знакомство с декабристами П.Н. Свистуновым, М.И. Муравьевым Апостолом, А.П. Беляевым. Написаны «Первые воспоминания».
1879 — Толстой собирает исторические материалы и пытается писать роман из эпохи конца XVII — начала XIX века. Посетивший Толстого Н.И. Страхов нашел его в «новом фазисе» — антигосударственном и антицерковном. В Ясной Поляне гость сказитель В.П. Щеголенок. Толстой записывает с его слов народные легенды.
1879 — 1880 — Работа над «Исповедью» и «Исследованием догматического богословия». Знакомство с В.М. Гаршиным и И.Е. Репиным.
1881 — Написан рассказ «Чем люди живы». Письмо к Александру III с увещанием не казнить революционеров, убивших Александра II. Переезд семьи Толстых в Москву.
1882 — Участие в трехдневной московской переписи. Начата статья «Так что же нам делать?» (закончена в 1886). Покупка дома в Долго-Хамовническом переулке в Москве (ныне Дом-музей Л.Н. Толстого ). Начата повесть «Смерть Ивана Ильича» (завершена в 1886 году).
1883 — Знакомство с В.Г. Чертковым.
1883 — 1884 — Толстой пишет трактат «В чем моя вера?».
1884 — Портрет Толстого работы Н.Н. Ге. Начаты «Записки сумасшедшего» (остались незаконченными). Первая попытка уйти из Ясной Поляны. Основано издательство книг для народного чтения — «Посредник».
1885 — 1886 — Для «Посредника» написаны народные рассказы: «Два брата и золото», «Ильяс», «Где любовь, там и бог«, Упустишь огонь — не потушишь», «Свечка», «Два старика», «Сказка об Иване-дураке», «Много ли человеку земли нужно» и др.
1886 — Знакомство с В.Г. Королнко. Начата драма для народного театра — «Власть тьмы» (запрещена к постановке). Начата комедия «Плоды просвещения» (закончена в 1890 году).
1887 — Знакомство с Н.С. Лесковым. Начата «Крейцерова соната» (закончена в 1889).
1888 — Начата повесть «Фальшивый купон» (работа прекращена в 1904 году).
1889 — Работа над повестью «Дьявол» (второй вариант окончания повести относится к 1890 году). Начата «Коневская повесть» (по рассказу судебного деятеля А.Ф. Кони) — будущее «Воскресение» (закончено в 1899 году).
1890 — Цензурное запрещение «Крейцеровой сонаты» (в 1891 году Александр III разрешил печатание только в Собрании сочинений). В письме к В.Г. Черткову первый вариант повести «Отец Сергий» (закончена в 1898 году).
1891 — Письмо в редакцию «Русских ведомостей» и «Нового времени» с отказом от авторских прав на сочинения, написанные после 1881 года.
1891 — 1893 — Организация помощи голодающим крестьянам Рязанской губернии. Статьи о голоде.
1892 — Постановка в Малом театре «Плодов просвещения».
1893 — Написано предисловие к сочинениям Ги де Мопассана. Знакомство с К.С. Станиславским.
1894 — 1895 — Написан рассказ «Хозяин и работник».
1895 — Знакомство с А.П. Чеховым. Представление «Власти тьмы» в Малом театре. Написана статья «Стыдно» — протест против телесных наказаний крестьян.
1896 — Начата повесть «Хаджи-Мурат» (работа продолжалась до 1904 года; при жизни Толстого повесть не публиковалась).
1897 — 1898 — Организация помощи голодающим крестьянам Тульской губернии. Статья «Голод или не голод?». Решение напечатать «Отца Сергия» и «Воскресение» в пользу духоборов, переселяющихся в Канаду. В Ясной Поляне Л.О. Пастернак, иллюстрирующий «Воскресение».
1898 — 1899 — Осмотр тюрем, беседы с тюремными надзирателями в связи с работой над «Воскресением».
1899 — В журнале «Нива» печатается роман «Воскресение».
1899 — 1900 — Написана статья «Рабство нашего времени».
1900 — знакомство с А.М. Горьким. Работа над драмой «Живой труп» (после просмотра спектакля «Дядя Ваня» в Художественном театре).
1901 — «Определение святейшего Синод от 20 — 22 февраля 1901 года … о графе Льве Толстом » публикуется в газетах «Церковные ведомости», «Русский вестник» и др. В определении говорилось об «отпадении» писателя от православия. В «Ответе Синоду» Толстой утверждал: «Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И до сих пор истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю». В связи с болезнью отъезд в Крым, в Гаспру.
1901 — 1902 — Письмо Николаю II с призывом ликвидировать частную собственность на землю и уничтожить «тот гнет, который мешает народу высказать свои желания и нужды».
1902 — возвращение в Ясную Поляну.
1903 — Начаты «Воспоминания» (работа продолжалась до 1906 года). Написан рассказ «После бала».
1903 — 1904 — Работа над статьей «О Шекспире и о даме».
1904 — Статья о русско-японской войне «Одумайтесь!».
1905 — Написаны послесловие к рассказу Чехова «Душечка», статьи «Об общественном движении в России» и Зеленая палочка», рассказы «Корней Васильев», «Алеша Горшок», «Ягоды», повесть «Посмертные записки старца Федора Кузмича». Чтение записок декабристов и сочинений Герцена. Запись о манифесте 17 октября: «В нем ничего нет для народа».
1906 — Написаны рассказ «За что?», статья «Значение русской революции», закончен начатый в 1903 году рассказ «Божеское и человеческое».
1907 — Письмо П.А. Столыпину о положении русского народа и о необходимости уничтожить частную собственность на землю. В Ясной Поляне М.В. Нетеров пишет портрет Толстого .
1908 — Статья Толстого против смертных казней — «Не могу молчать!». В №35 газеты «Пролетарий» напечатана статья В.И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции».
1908 — 1910 — Работа над повестью «Нет в мире виноватых».
1909 — Толстой пишет рассказ «Кто убийцы? Павел Кудряш», резко критическую статью о кадетском сборнике «Вехи», очерки «Разговор с прохожим» и «Песни на деревне».
1900 — 1910 — Работа над очерками «Три дня в деревне».
1910 — Написан рассказ «Ходынка».
В письме к В.Г. Короленко восторженный отзыв о его статье против смертных казней — «Бытовок явление».
Толстой готовит доклад для конгресса мира в Стокгольме.
Работа над последней статьей — «Действительное средство» (против смертных казней).
Лев Николаевич Толстой
Рассказы о детях
Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:
Помогите, волк!.Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось - и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать:
Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.
_________________
КАК ТЕТУШКА РАССКАЗЫВАЛА О ТОМ, КАК ОНА ВЫУЧИЛАСЬ ШИТЬ
Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты ещё мала, ты только пальцы наколешь», а я всё приставала.
Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать.
Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» - я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.
Когда я легла спать, мне всё мерещились стежки; я всё думала о том, как мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь.
А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.
_________________
КАК МАЛЬЧИК РАССКАЗЫВАЛ ПРО ТО, КАК ЕГО В ЛЕСУ ЗАСТАЛА ГРОЗА
Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошёл до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошёл дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шёл дым. Вокруг меня лежали оскрётки от дуба. Платье на мне было всё мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно. Я нашёл свою шапку, взял грибы и побежал домой. Дома никого не было; я достал в столе хлеба и влез на печку. Когда я проснулся, я увидал с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть. Я закричал: «Что вы без меня едите?» Они говорят: «Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь».
_________________
КОСТОЧКА
Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит- одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
_________________
ДЕВОЧКА И ГРИБЫ
Две девочки шли домой с грибами.
Им надо было переходить через железную дорогу.
Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.
Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая перебежала через дорогу.
Старшая девочка закричала сестре:
«Не ходи назад!»
Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.
Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.
Старшая девочка кричала:
«Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.
Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.
Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.
Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.
_________________
КАК МАЛЬЧИК РАССКАЗЫВАЛ О ТОМ, КАК ОН ДЕДУШКЕ НАШЕЛ ПЧЕЛИНЫХ МАТОК
Мой дедушка летом жил на пчельнике. Когда я прихаживал к нему, он давал мне мёду.
Один раз я пришёл на пчельник и стал ходить промеж ульев. Я не боялся пчёл, потому что дед научил меня тихо ходить по осеку.
И пчёлы привыкли ко мне и не кусали. В одном улье я услышал, что-то квохчет.
Я пришёл к деду в избушку и рассказал ему.
Он пошёл со мною, сам послушал и сказал:
Из этого улья уже вылетел один рой, первак, со старой маткой; а теперь молодые матки вывелись. Это они кричат. Они завтра с другим роем вылетать будут.
Я спросил у дедушки:
Какие такие бывают матки?
Он сказал:
Приходи завтра; бог даст, отроится, - я тебе покажу и мёду дам.
Когда я на другой день пришёл к дедушке, у него в сенях висели две закрытые роевни с пчёлами. Дед велел мне надеть сетку и обвязал мне её платком по шее; потом взял одну закрытую роевню с пчёлами и понёс её на пчельник. Пчёлы гудели в ней. Я боялся их и запрятал руки в портки; но мне хотелось посмотреть матку, и я пошёл за дедом.
На осеке дед подошёл к пустой колоде, приладил корытце, открыл роевню и вытряхнул из неё пчёл на корыто. Пчёлы поползли по корыту в колоду и всё трубили, а дед веничком пошевеливал их.
А вот и матка! - Дед указал мне веничком, и я увидал длинную пчелу с короткими крылышками. Она проползла с другими и скрылась.
Потом дед снял с меня сетку и пошёл в избушку. Там он дал мне большой кусок мёду, я съел его и обмазал себе щёки и руки.