Презентация на тему аниме субкультура. Презентация на тему: Молодёжные субкультуры. Характеристика аниме как молодежной субкультуры

Анимешники
Выполнили:
Иванова Настя
Ширшова Полина
ГБОУ СОШ 1371 с
углубленным изучением
английского языка
г. Москвы
Руководитель: Кузякова Г.В.

Особое место в числе
разнообразных субкультур
современного общества
принадлежит молодежной
субкультуре известной миру,
как «Анимешники». Об
анимешниках уже давно
говорят как об особой
молодежной субкультуре. И
действительно. Вот
некоторые отличительные
признаки:

Признак первый:
Особые интересы и ценности. Ну, про
интересы можно много не говорить, тут и так
понятно - аниме, манга, культура и история
Японии. Сюда можно отнести и увлечения:
коллекционирование аниме и манги, фигурок,
постеров, рисование в стиле аниме,
сочинительство фанфиков, AMVмейкерство и
т.п. Что же касается системы ценностей,
здесь уже все зависит от конкретного
человека и его воспитания.

Что такое «анимешник» и с чем его едят

Признак второй:
Свой язык - сленг (как же без
этого), при этом анимешный
сленг может стать отдельным
объектом исследования. "Аниме",
"Манга", "Отаку" и др., а также
их производные, неотъемлемая
часть этого сленга. Кроме того,
стоит сказать, что многие
используют с своем лексиконе и
японские слова или фразы.
Наиболее распространенные
"Здравствуйте" (коничива),
"Извини" (гомене, гоменосай,
вари), "Спасибо" (аригато, домо,
аригато годзаимас). Ну, и просто
невозможно не упомянуть
великое и ужасное "НЯ!",
которое чаще всего выражает
радость анимешника.

Что такое «анимешник» и «с чем его едят»?

Признак третий:
Одежда и внешний вид. Иногда по самым
незначительным деталям (брелок на телефоне в виде
анимешного персонажа, подвеска на цепочке) можно
определить анимешника. Сумки и футболки с
соответствующей символикой - это уже более
значительные элементы. Не секрет, что многие делают
себе прически как у любимого персонажа. Например,
после просмотра СМ, так же известного, как Сейлор
Мун, многие девочки стали носить оданго (два пучка
по бокам головы), а после FMA, так же известного, как
«Стальной Алхимик», косичка как у Эдварда стала
весьма популярной. Кроме того, не стоит забывать о
таком явлении, как косплей

Косплей

Миса-Миса
Грель Сатклиф
Косплей

Что такое «анимешник» и «с чем его едят»?

Признак четвёртый
Наличие неформальных групп и сообществ.
Разумеется, это клубы и другие объединения.
Анимешная субкультура активно обсуждается на
Анимефоруме, специально для этого была создана
тема: Анимешники, как молодежная субкультура.
Интересно, что сами анимешники высказывают
различные мнения по данному вопросу, одни
считают, что субкультура есть, другие же наоборот,
отрицают ее, указывая, что есть просто группы
увлекающихся людей.

Подразделения анимешников

Говоря о субкультуре в целом, нельзя забывать о тех,
кто ее собственно и составляет. Мы называем всех
поклонников аниме просто "анимешники". Но
анимешник анимешнику рознь. Предлагается небольшая
классификация анимешников.
Анимешники делятся на три группы: Каваист, Японист,
Отаку. Вообще-то есть ещё одна группа, но мы о ней
умолчим ^///^

Подразделения анимешников

Каваист
Узнать, является ли человек, общающийся с вами, анимeшниникомкаваистом, очень просто. Речь каваиста пестрит разными непонятными
словами вроде “ня”, или производным от междометия “ня” – “няк”. В
знак выражения своей радости или хорошего расположения к вам слово
может растягиваться (“няяяяяяк”) или (высшая степень хорошего
расположения духа или при глубоком раздумье) многократно
повторяться (няк-няк-няк). При неуверенности в своих словах
анимешник-каваист может выдать вам абсолютно непонятное для вас
“нэ” в конце предложения. Анимешниковое “нэ” обычно имеет
вопросительный оттенок. Чтобы понять, о чем идет речь, перечитайте
его сообщение перед “нэ”. Наверняка там стоит вопрос о наличии у вас
свободных “болванок”/ о возможности одолжить ваш запасной винт на
пару дней/ о наличии у вас дома чего-нибудь сладкого и т.п. При
уверенности в своих словах этот тип анимешника обязательно добавит
“воть”.

Каваисты обязательно
коверкают слова при
разговоре: если вы зайдете в
гости к такому анимешнику (а
он в свою очередь, будет вам
непременно рад в любое
время суток, особенно если вы
принесли с собой что-нибудь
сладкое, пустые болванки и
тому подобные вещи), то
непременно горячо вас
поприветствует и скажет вам
“заходь”. Притом он тут же у
вас спросит, не намечаются
ли где-нибудь интересные
“тусоффки”, и если
намечаются, то будет ли там
что-нибудь “кузявое”.

Подразделения анимешников: Каваист

Если вы хотите завоевать авторитет
среди каваистов, скажите: Тоторо –
самая кузявая няшность среди
кавайностей. Дальше последуют
многочисленные ответы, в конце
концов затянувшиеся в длинный
спор. Можете в него не
вслушиваться – все равно ничего
не поймете, а тихо сидеть в
сторонке – авторитет уже
заработан. К тому же самой
главной чертой, по которой можно
опознать анимешника вообще (и
каваиста в частности), является
характерный смайлик: . Чем
больше знаков “_” между
символами “^^”, тем лучше
настроение анимешника. При
легком смущении анимешник
использует смайлик ^^, а при
большом ^^". Чем больше знаков
«"», тем сильнее смущение,
которое анимешник испытывает в
данный момент.

Подразделения анимешников: Каваист

Анимешник-каваист знает несколько слов по-японски и
может легко ввести вас в ступор, написав что-нибудь
непонятное. Не стоит пугаться, наверняка это мало
значащее слово, так что просто покивайте с умным
видом в знак согласия. В трех из пяти случаев это будет
верным решением. И еще одна важная подробность:
если вы скажете каваисту, что у вас есть несколько
ненужных пустых болванок, пару гигов анимы и чтонибудь сладкое вдобавок, и все это ждет его, когда он
придет к вам, можете смело бежать к двери: наверняка
каваист уже там. Притом то, в какой части города он
живет, не имеет ни малейшего значения – он будет у
вашей двери ровно через 5 секунд после прочтения
отправленного вами сообщения.

Подразделения анимешников

Отаку
Один из самых уважаемых людей в клубе. Коротко
характеризуется как «тот-который-смотрел-все». На
вопрос: “есть ли у тебя..?” незамедлительно отвечает:
“Есть”. Аналогично отвечает на вопрос: “Смотрел ли
ты..?” Стенка в комнате полностью закрыта полками с
дисками. В шкафу есть манги на самых разных языках,
но непременно собранные по номерам, и пара журналов
анимешного содержания. Место обоев занимают
анимешные плакаты. Ходить в гости не очень любит, так
как все необходимое имеет под боком. Запас японских
слов больше, чем у анимешника-каваиста, но меньше,
чем у япониста.

Подразделения анимешников: Отаку

Чаще всего имеет отдельную линию интернета, проведённую в
его/её комнату. Редко покидает пределы своей обитель. Не
отказывает в просьбе переписать аниме или музыку. Смотрел
аниме еще тогда, когда никто не знал, как оно точно
называется. Легко может просмотреть 52-х серийный сериал,
не вставая с места. Потом взять и посмотреть еще раз. Мечтает
о личном домашнем кинотеатре для просмотра анимы.
Вообще, отаку находится в привилегированном состоянии. При
упоминании его имени у остальных анимешников начинается
священный трепет, за исключением новичков, которые
трястись не желают по причине своего неведения.

Подразделения анимешников

ПодразделенияЯпонист
анимешников
Может легко поддержать разговор на японском языке с другим
японистом, или ошеломить окружающих несколькими
предложениями абсолютно непонятного текста. Скорее всего
ходил на двухнедельные курсы японского языка. Может без
раздумий написать свое имя или имя другого человека
хираганой. Знает несколько кандзи. Иногда с задумчивым видом
рассуждает о японской грамматике, вводя окружающих, не
владеющих японским языком, в ступор. Часто находится в
большом почете среди остальных анимешников, востребован
практически всеми людьми в клубе. Постоянно терзаем
просьбами по аське или на мыло перевести какой-нибудь
отрывок текста. Продвинутый японист, заполучив диск с анимой,
первым делом выключает субтитры (сабы) и начинает смотреть,
от чего окружающие начинают тихо шизеть. Впрочем, иногда
включает сабы, но исключительно для того, чтобы посмеяться
над качеством перевода. Сам охотно разъясняет трудные для
понимания моменты в аниме, к тому же легко может провести
небольшую лекцию насчет форм вежливости и использования
подходящих суффиксов в каждом конкретном случае.

Образован. Предпочитает пить
Подразделения
анимешников: Японист
зеленый чай. Приятный
собеседник. Почитывает
японских классиков. Изредка
пишет свои хокку(жанр
традиционной японской
лирической поэзии), но редко
кому показывает то, что
получилось. Довольно
мечтательная натура. Чаще
всего идет на курсы для того,
чтобы можно было прочитать
мангу в оригинале. Ценит
хорошую музыку и красивые
места. Редко, но бывает, что
человек сначала изучил
японский, а потом увлекся
аниме. Такой человек всегда
вносится в клуб на руках и с
почестями. Чем лучше знает
такой человек японский, тем
больше авторитета себе
заработает. Вообще, японисты в
клубе находятся в положении
рабочей интеллигенции. Как
каждую интеллигенцию, холят
и лелеют.

Подразделения анимешников: Японист

Заполучить япониста в свои
ряды – это большой успех
для всего клуба. Мало того,
что японист может
справиться с такого рода
работами, какие простой
смертный не сделает
(перевести мангу,
подправить корявости
перевода, перетащить
мебель и принести ящик с
пивом хD), то еще и
является незаменимым
помощников в хозяйстве и в
быту. Помните: японист - это
не только ходячий словарь,
но и 2-3 килограмма серого
вещества.

Немного «общеобразовательной» информации

Чаще всего каваисты рисуют в стиле «чиби» также известный как
«Супер Деформированный стиль». Чиби-арт часто используется для
передачи чего-то смешного, остроумного, милого(или как говорят
анимешники «кавайного»)
Особо буйных анимешников узнать легче всего. Обычно их можно
встретить в метро, в большой компании, во всё горло распивающих
гимн анимешников. К созданию сего произведения сильно приложили
лапки каваисты. Данный вывод можно сделать просто прочитав слова
гимна

Гимн

Нас по звукам
узнавай:
Ня, кавай, ня, кавай
Мы орем на весь
трамвай:
Ня, кавай, ня, кавай
Никогда не забывай
Ня, кавай, ня, кавай,
Лучше к нам не
приставай,
А то будет
НЯ, КАВАЙ!!!
Мы всем мозги
прошибём,
Снова някать мы
начнем,
В нашу тусу залезай,
Будем вместе
НЯ, КАВАЙ!!!
8(^_____^)8

Как известно, cубкультура – это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями.
Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Особое место в числе разнообразных субкультур современного общества принадлежит молодежной субкультуре как специфическому, характерному только для этой социальной группы, способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощаемые в особом молодежном образе жизни.


Аниме - фанаты японской анимации (от англ. Аnimation) .

История аниме начинается с начала XX века, когда японские кинорежиссеры начали первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретенными на Западе.

Сюжеты аниме, первоначально рассчитанные на детей, с годами становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы все серьезней, что делало ее весьма популярной в мире.

Фанаты аниме (anime) - японской анимации и манга (mange) - японских комиксов составляют основную массу детско подросткового крыла ролевого сообщества.
Самонаименование данных формирований - «анимешники».

Люди, целенаправленно стремившиеся к знакомству с аниме, обменивавшиеся фильмами и начавшие объединяться в клубы появились в конце 1990 х - начале 2000 годов.

Отличительные признаки:

1. Особые интересы - аниме, манга, культура и история Японии.
Сюда можно отнести и увлечения: коллекционирование аниме и манги, фигурок, постеров, рисование в стиле аниме, сочинительство фанфиков и т.п.

Что же касается системы ценностей, здесь уже все зависит от конкретного человека и его воспитания.

2. Свой язык - сленг
(как же без этого, при этом анимешный сленг может стать отдельным объектом исследования. "Аниме", "Манга", "Отаку" и др., а также их производные, неотъемлемая часть этого сленга. Кроме того, стоит сказать, что многие используют с своем лексиконе и японские слова или фразы.
Наиболее распространенные "Здравствуйте", "Извини", "Спасибо".
Ну, и просто невозможно не упомянуть великое и ужасное "НЯ!", которое может выражать самые разные эмоции.
Ня (мунспик: ニャー / にゃあ, киридзи: няа, ромадзи: nyā, Каннада: ಞ) - японское «мяу», звукоподражание мяуканью кошки. Междометие «ня» выражает ощущение нежности, радости, умиления и, по мнению анимешников, делает их кавайными.

3. Манера поведения.
Здесь достаточно сложно определить общую для всех анимешников манеру поведения. Если говорить о возрастных группах, то у подростков - анимешников, а особенно девочек 12-15 лет это выражается более ярко, чем у взрослых анимешников.

4. Одежда и внешний вид .
Иногда по самым незначительным деталям (брелок на телефоне в виде анимешного персонажа, подвеска на цепочке) можно определить анимешника. Сумки и футболки с соответствующей символикой - это уже более значительные элементы. Не секрет, что многие делают себе прически как у любимого персонажа. Например, после просмотра СМ, многие девочки стали носить оданго, а после FMA косичка как у Эдварда стала весьма популярной.
Кроме того, не стоит забывать о таком явлении, как косплей.

Косплей
Косплей м., скл. (яп. コスプレ косупурэ, сокр. от англ. costume play - «костюмированная игра») - форма воплощения действия, совершаемого на экране. Возник современный косплей в Японии в среде японских фанатов аниме и манги, поэтому обычно основным прототипом действия является манга, аниме, видеоигры, токусатсу или исторический фильм про самураев. Другими прототипами могут являться j-rock/j-pop-группы, представители Visual Kei и т. п.

Участники косплея отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты. Часто во время косплея разыгрывается ролевая игра. Костюмы обычно шьются самостоятельно, но могут и заказываться в ателье или покупаться готовыми (в Японии, например, бизнес производства костюмов и аксессуаров для косплея поставлен довольно широко).

Косплеи обычно проводятся на фестивалях, на соответствующих вечеринках и мероприятиях, как-либо связанных с аниме- и манга-культурой.

5. Наличие неформальных групп и сообществ .
Принадлежность анимешника к той или иной подгруппе во многом зависит от аниме, которое он предпочитает. Самое крупное ответвление - «махо седзе» - девочки волшебницы. Наиболее известное такое направление - это «муняшки» - поклонники мультсериала «Сейлор Мун». Чаще всего к нему принадлежат только молодые девушки до 17 18 лет, которые стремятся внешне вести себя как можно более инфантильно. Они красят волосы обычно в ярко желтый, синий или красный цвет и в одежде предпочитают стиль японской школьницы (белые гольфы, короткая юбка, сандали и т. д.).

"J рокеры" - группа анимешников, которая увлекается японской музыкой, разбирается в ее направлениях, исполняет ее, иногда внешне они напоминают готов, но, по сути, конечно, эти субкультуры имеют отличия.

В среде фанатов японской анимации наибольшей активностью отличаются поклонники стилей «юри», «яой», «кавайи» и «хентай» - специфической японской сексуальной субкультуры (которая присутствует, в том числе и в детских японских мультсериалах). Именно данные фанаты имеют собственные сайты о японском аниме в сети Интернет. Почти все эти сайты имеют четкую гомосексуальную направленность (как женскую, так и мужскую).

Многие анимешники увлекаются японской поп и рок музыкой. В данной субкультуре распространено также увлечение современной японской культурой, что обуславливает выбор в качестве попутного занятия таких видов искусства, как кендо, оригами, икебана и т. п.

Детское ответвление движения "покемончики" фанаты мультсериала "Покемоны".

Cлайд 1

Cлайд 2

Внешние отличия. Как отличить отаку? Очень просто, если они не скрываются, что к сожалению или к счастью происходит довольно часто. Хотя обычно они гордятся и выставляют на показ свою принадлежность к этой субкультуре. Итак, данные люди: Делают необычные прически как у понравившихся им персонажей, полностью красят волосы или только одну прядь в яркие цвета. Носят одежду, обувь, аксессуары с соответствующей символикой. Возможны и мягкие игрушки с персонажами аниме. Но все это относится только к молодежи. Люди более взрослые предпочитают скрывать свои увлечения, и делают это довольно хорошо.

Cлайд 3

Комната отаку, особенно если он не новичок, представляет из себя что-то необыкновенное! Хорошо известна их страсть к коллекционированию! Тут можно найти все! И фигурки персонажей, и постеры, и диски с аниме, и аниме-игры, мангу и многое другое, что только могла пожелать душа отаку!

Cлайд 4

Что же касается сленга, то у отаку хорошо развита способность запоминать японские слова и уже потом использовать их с своей собственной речи. Это могут быть: Суффиксы к именам такие как: -кун, -тян, -сан. Восклицания: Ня! Кавай! Слова: Семпай, кохай, сенсей, чиби, бака, рамен и другие. Конечно, они используют их в зависимости от ситуации и человека в чьем обществе находятся. Все же не каждому человеку будет приятно если ему будут навязывать свое мнение! Да и отрицательных отзывов о своем увлечении слышать не хочется!

Cлайд 5

Чем же еще увлекаются отаку кроме просмотра аниме и чтения манги? Косплэйем! Косплэй - костюмированное представление персонажей аниме, манги, японских видеоигр. В России косплей получил развитие в виде сценок и шоу. Ёситака Хасимото, основатель японской компании Cospa, которая выпускает костюмы для косплея, отмечает: «Меня приятно удивило косплей-шоу: у нас этого нет, никаких сценок японские косплееры не ставят.» Движение анимешников хорошо развито в крупных городах. Именно там проводятся масштабные косплей-фестивали, например, «Аниматрикс» в Москве, «Анимацури», «Манифест», «Отаку Фестиваль» в Санкт-Петербурге, «Всероссийский фестиваль японской анимации» в Воронеже, «Дай-фест» в Омске, «Отакун» и т.д.

Cлайд 6

Часто на создание таких образов тратится немало времени и денег, поэтому готовиться к фестивалю начинают еще за год до него!

Cлайд 7

Различают такие виды косплея, как сценки, шоу, шествие, фотокосплей, одиночное и групповое дефиле, чиби-дефиле, участниками которого являются дети, видеокосплей, J-рок-косплей, кукольный косплей (кукольный фотокосплей). Также на аниме-фестивалях часто проводятся конкурсы фанарта (графические работы в стиле или по мотивам аниме и манга), караоке, показ новинок аниме и манги. Также довольно часто спонсорами данных мероприятий являются аниме магазины, поэтому зачастую на них можно приобрести различную продукцию начиная от браслетика заканчивая костюмом.

Cлайд 8

Удивительно то, что многие люди, принадлежащие к данной субкультуре, всегда дорожат друзьями. Ведь основой самых популярных аниме-сриалов является дружба! Не важно где, когда, в каком мире происходит действие – герои аниме на все готовы ради друзей! Это их главная ценность!

Cлайд 9

Еще одно увлечение отаку – j-rock (яп. ジェイロック дзейрокку, японский рок) и OST (Original Sound Track) - музыкальные композиции, написанные специально для аниме. Чаще всего группы j-rock отличатся неординарной внешностью, часто исполняют песни и озвучивают персонажей аниме - зачто отаку и полюбили их,!

Cлайд 10

Общаются члены данной субкультуры в основном в различных социальных сетях, косплей-фестевалях, чатах и неформальных собраниях- анимках. Также они могут создавать собственные клубы по месту жительства, организовывать курсы по обучению японскому языку и различные мероприятия, рассказывать о культуре и традициях Японии.

Слайд 2

Аниме - японская анимация

В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, бо́льшая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире.

Слайд 4

Примеры манги

Отличительные признаки:

  • Японский комикс
  • Читается справа на лево
  • Всегда черно-белая
  • Слайд 5

    Примеры манхвы

    Отличительные признаки:

    • Корейский комикс
    • Читается слева на право
    • В большинстве своем черно-белая иногда бывает и цветная
  • Слайд 6

    Отличительные признаки анимешников

    • Особые интересы - аниме, манга, культура и история Японии.Сюдаможно отнести и увлечения: коллекционирование аниме и манги, фигурок, постеров, предметов, рисование в стиле аниме, сочинительство фанфиков, создание видео клипов на тему аниме (АМВ)
    • Что же касается системы ценностей, здесь уже все зависит от конкретного человека и его воспитания.
  • Слайд 7

    Свой язык - сленг

    • Как же без этого, при этом анимешный сленг может стать отдельным объектом исследования. "Аниме", "Манга", "Отаку" и др., а также их производные, неотъемлемая часть этого сленга. Кроме того, стоит сказать, что многие используют с своем лексиконе и японские слова или фразы.
    • Наиболее распространенные
      • Konichiwa -"Здравствуйте",
      • Gomen -"Извини",
      • Arigato -"Спасибо".
      • Ну, и просто невозможно не упомянуть великое и ужасное слово "НЯ!", которое может выражать самые разные эмоции.
      • Ня - японское «мяу», звукоподражание мяуканью кошки. Междометие «ня» выражает ощущение нежности, радости, умиления и, по мнению анимешников, делает их кавайными.
  • Слайд 8

    Манера поведения.
    Здесь, достаточно сложно определить общую для всех анимешников манеру поведения. Если говорить о возрастных группах, то у подростков - анимешников, а особенно девочек 12-15 лет это выражается более ярко, чем у взрослых анимешников.

    Слайд 9

    Одежда и внешний вид:

    • Оданго (пучки)
    • Брелок на телефоне в виде анимешного персонажа, подвеска на цепочке
    • Сумки и футболки с соответствующей символикой
  • Слайд 10

    Косплей

    • Косплейм, скл. (яп. コスプレкосупурэ, сокр. от англ. costumeplay - «костюмированная игра») - форма воплощения действия, совершаемого на экране.
    • Участники косплея отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты
  • Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Русский косплей

  • Слайд 14

    Слайд 15

    Классификация анимешников, в зависимости от степени увлеченности

    Новичок - увлекаться аниме стал недавно, плохо разбирается в терминологии, редко посещает мероприятия, имеет маленькую коллекцию аниме и манги.

    Слайд 16

    • Интересующийся - увлекается давно, имеет приличную коллекцию аниме, манги, клипов, посещает аниме - мероприятия, может состоять в клубе, знает несколько японских слов, некоторые факты о Японии.
    • Другими словами – «японист».
  • Слайд 17

    • Отаку (яп. おたく или オタク) - человек, который увлекается чем-либо. Является неформальной субкультурой
    • Во-первых, в Японии отаку не только фанат или поклонник аниме и манги, но и вообще поклонник чего-либо. У нас же этот термин применяется именно в отношении любителей аниме и манги
  • Слайд 18

    Настоящий отаку имеет

    • имеет обширную коллекцию аниме и манги, музыки клипов или игр,
    • следит за выходом новинок и старается приобретать (или скачивать) их как можно быстрее,
    • читает специальные издания об аниме или посещает соответствующие страницы в интернете,
    • коллекционирует фигурки любимых персонажей,
    • участвует в аниме-фестивалях, косплее и других мероприятиях,
    • занимается каким-либо творчеством (рисование, проза, стихи, АМВ и.т.п),
    • тратит достаточно много денег на аниме и все что связано с этим увлечением,
    • обладает обширными знаниями в области истории развития аниме, может дать исчерпывающую консультацию новичку по разным вопросам, касающимся аниме и манги,
    • интересуется историей и культурой Японии (здесь я бы хотела немного оговориться, что степень увлечения может быть различной, от простого прочтения статей, увлечения японской кухней ит.п., до серьезного изучения языка и истории страны и поездок туда.
  • Слайд 19

    Положительные и отрицательные стороны данной субкультуры

    • Позитивным моментом в субкультуре анимешников является доминирование позитивного отношения к жизни и стремление к творчеству. Пусть специфическому, но всё же.
    • К негативным последствиям, вызванное нездоровым увлечением аниме – зависимость от просмотра очередной анимации, потеря интереса к живому обществу и вообще выпадение из социума таких асоциальных людей в Японии называют – хикикомори
    • Хикикомори (яп разг. сокр. хикки, букв. нахождение в уединении, то есть, «острая социальная самоизоляция»).
  • Слайд 20

    В принципе, такие перегибы есть в каждой субкультуре и не только, но какую субкультуру тебе выбрать(или не выбрать) ты должен(а) решить сам.

    Посмотреть все слайды

    Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

    «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

    Направление: культурология

    Тема: «Аниме как молодежная субкультура»

    Купач Валентина


    МБОУ СОШ №192 Кировского района города Новосибирска
    11 класс

    Научный руководитель :
    М. Л. Мерзлякова,

    учитель истории, МХК, музыки

    г. Обнинск, 2011/2012 учебный год
    Оглавление

    Аннотация 3

    Введение 4

    1. История развития искусства аниме 7

    1.1. Возникновение аниме 7

    1.2. Появление аниме в России 8

    2. Характеристика аниме как молодежной субкультуры 8

    3. Отношение к субкультуре аниме в молодежной среде 11

    Заключение 16

    Библиографический список 17

    Приложения 18



    Аннотация

    В работе изучается субкультура аниме, которая приобретает в последнее время все большую популярность. Проанализированы условия возникновения и функционирования субкультуры, выявлены ее признаки, исследовано отношение к ней в молодежной среде на основе анкетирования. Субкультура распространена больше среди молодежи в крупных городах. Источниками знаний являются те же, что по другим субкультурам. Субкультура не вызывает активного неприятия обществом и оказывает влияние на мировоззрение молодых людей, стремящихся найти свое место в обществе. Тревожным моментом становится то, что часть молодежи все больше уходит в нереальный, вымышленный мир.


    Введение

    Актуальность исследования. Существенной характеристикой жизни любого общества является культура, степень которой определяет место конкретной исторической цивилизации в ряду существовавших, современных и будущих. В культуре выражаются характерные черты данного общества, его образ жизни.

    Большие изменения в современном обществе, среди которых внедрение информационных технологий, формирование новых социальных связей, вызвали интерес к происходящим процессам в культурном пространстве. Особенно устойчивый интерес исследователи проявляют к молодежи вообще и молодежным субкультурам в частности. Это не случайно, так как именно от молодежи, от тех ценностей, которые сформированы у молодого поколения, зависит благосостояние современного общества.

    К началу XXI века молодежь стала одной из самых активных социальных групп. В настоящее время в России действуют различные молодежные субкультуры, с помощью которых молодые люди стремятся удовлетворить свои потребности. Это – поклонники различных музыкальных направлений и культов (панки, готы, эмо, металлисты). Также растет численность радикальных молодежных группировок, вступающих в конфликт с духовными ценностями общества и носящих агрессивный, экстремистский характер.

    Нельзя сказать, что молодежные субкультуры охватывают всю молодежь. Однако многие подростки являются носителями ценностей какой-либо субкультуры, часто не придавая этому особого смысла. Так молодежные субкультуры оказывают влияние на культуру в целом.

    В последнее время все большую популярность приобретает субкультура аниме, представители которой интересуются японской анимацией, комиксами, другими аспектами культуры Японии. Различные образы аниме часто используются в искусстве, шоу-бизнесе, а также проникают в другие сферы жизни общества.

    Я и мои друзья являемся поклонниками аниме, входим в данную субкультуру. Я решила разобраться в причинах ее возникновения, развития в России и выделить черты, характеризующие ее как молодежную субкультуру. Также мне стало интересно проанализировать отношение к аниме молодежи и общества в целом.

    Считаю, что изучение субкультуры аниме и особенностей ее проявления будет полезным и необходимым условием для проведения молодежной политики.

    Степень изученности проблемы. Моя работа находится в русле исследовательского проекта в рамках отдельного учебного заведения. Теоретическими основами работы являются исследования в области молодежных субкультур, подтверждающие, что появление субкультур – процесс социально обусловленный . Также принципиальное значение имеют положения таких ученых, как И. С. Кон, Л. И. Божович, А. В. Петровский, рассматривающие проблемы возрастной психологии, формирование личности 1 .

    Несмотря на различные публикации о молодежных субкультурах, изучение влияния молодежных субкультур на общественную культуру носит фрагментарный характер. Также по субкультуре аниме есть разрозненные сведения, публикации некоторых статей на сайтах в сети Интернет. Поэтому для характеристики аниме как молодежной субкультуры я использовала ресурсы сети Интернет, анализировала ценности субкультуры, проводила интервью с представителями аниме.

    Цель данного исследования заключается в изучении субкультуры аниме как одной из молодежных субкультур настоящего времени.

    В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи :


    • проанализировать условия возникновения и функционирования в настоящее время данной субкультуры;

    • выявить признаки аниме, отличающие ее от других молодежных субкультур;

    • исследовать отношение к субкультуре аниме в молодежной среде.
    Гипотеза : аниме как молодежная субкультура отражает интересы, предпочтения, образ жизни современной молодежи и решает проблемы, возникшие в молодежной среде.

    Объектом исследования является молодежная среда, испытывающая влияние общества, в которой формируются субкультуры.

    Предмет исследования : сама субкультура аниме в целом, ее проявления и особенности.

    Методы исследования :


    • анализ документов (изучены Интернет-сайты, статьи, журналы, в которых раскрываются аспекты субкультуры);

    • терминологический, сравнительный анализ, а также социологический метод – анкетирование;

    • метод интервью (информация была получена в ходе бесед с представителями субкультуры).
    База исследования : исследование проведено на базе школы №192 Кировского района города Новосибирска, в социальных сетях и на специализированных аниме-сайтах.

    Новизна работы :


    • прослежена история возникновения, функционирования и развития субкультуры аниме;

    • определены положение и функции субкультуры в современном российском обществе, ее влияние на общественную культуру в целом;

    • удалось адекватно отобразить конкретную ситуацию в среде молодежи по сформированности их вкусов, отношения к субкультуре для рекомендаций по работе с молодежью.
    Практическая значимость работы определяется тем, что полученную информацию можно использовать в качестве методического материала при изучении соответствующих тем по обществознанию, истории, мировой художественной культуре, написания элективных курсов; для классных руководителей и организаторов внеурочной деятельности учащихся при подготовке и проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

    Структура работы определена целью и задачами предпринятого исследования, отражает его ключевые этапы. Работа состоит из введения, основной главы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

    1. История развития искусства аниме

    1.1. Возникновение аниме

    Аниме – это анимация, созданная и разработанная в Японии. Само слово «аниме» закрепилось в японском языке в конце 1970-х годов как сокращение от английского «animation» («анимация»). До этого в японском языке использовалось выражение «манга-эйга» («кино-комикс»), которое иногда до сих употребляется старшим поколением японцев.

    Жанр аниме берет свое начало с «историй в картинках», или манги. Японские комиксы манга появились еще в X веке. Они рисуются только черно-белыми, а читают их и взрослые, и дети.

    Комиксы и анимация формируют мироощущение и самооценку современных японцев. Без знания их трудно по-настоящему понять современную Японию и ее народ. А ведь Япония – наш ближайший сосед, и понимание ее в XXI веке будет становиться все более важным для нас, жителей России.

    Аниме как самостоятельное направление в мультипликации возникло в 1950-х годах и было официально признано как искусство в конце XX века. История аниме корнями уходит к началу XX столетия, когда японцы стали проявлять заметный интерес к иностранным техникам создания анимационных фильмов.

    Первым полноценным аниме-сериалом стал «Otogi Manga Calendar», созданный в начале 1960-х годов студией «Otogi». Он представлял собой черно-белые мультфильмы на историческую тему. Вскоре начался бум аниме. В течение 1970-1980-х годов аниме активно развивалось и распространялось в Японии, появлялись новые жанры. В 1988 году полнометражный фильм «Akira» установил рекорд бюджета аниме-фильма и создал совершенно новый стиль анимации.

    1990-2000-е годы стали временем широкого признания аниме за пределами Японии. Так, например, по мотивам вышедшего в 1995 году аниме «Ghost in the Shell» в США был создан фильм «Матрица».

    В настоящее время многократно возросло число как поклонников аниме, так и зрителей, смотрящих его от случая к случаю. В то же время в Японии продолжают совершенствоваться технологии создания аниме: студии перешли на компьютерную графику, активно применяя трехмерную анимацию. Так постепенно японская анимация превратилась в культуру, творящую разнообразные, серьезные и забавные, эмоциональные и наивные, предназначенные для подростков, детей и взрослых произведения.
    1.2. Появление аниме в России

    Аниме в России впервые появляется в середине 1980-х годов, когда на волне потепления международных отношений в СССР были привезены несколько классических детских фильмов студии «Toei»: «Летающий корабль-призрак», «Кот в сапогах» и некоторые другие.

    Одним из самых популярных в 90-е годы стал аниме-сериал «Красавица-воин Сейлор Мун» (русское название – «Луна в матроске»), который демонстрировался в переводе с японского. Также аниме можно было найти и на «пиратских» видеокассетах.

    На середину 1990-х годов приходится появление первых статей об аниме в популярных российских молодежных журналах. Поскольку в одиночку собирать журнальные публикации и видеокассеты с аниме было сложно, любители стали объединять свои усилия. Большим подспорьем в этом оказался ставший доступным массовому пользователю Интернет и любительские компьютерные сети, в первую очередь – Фидонет (FidoNet). Первый в России клуб поклонников аниме и манги «R.An.Ma» (Российская ассоциация аниме и манги) был создан в 1996 году в Москве. У клуба почти сразу стали появляться филиалы по всей стране и за ее пределами. Основной практической задачей клуба является возможность обеспечивать общение на равных поклонников аниме всех возрастов и «стажей».

    В наши дни искусство аниме достаточно популярно в России, приобретаются лицензии на перевод и показ аниме. Поклонников аниме становится все больше. Об этом говорит такой факт, как организация аниме-фестивалей в крупных городах нашей страны.
    2. Характеристика аниме как молодежной субкультуры

    О любителях аниме в наши дни часто говорят как об особой молодежной субкультуре. В силу своего возраста молодые люди испытывают потребность к самовыражению, самоутверждению, ищут свою индивидуальность. По мнению И. С. Кона, «юность – период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности»» . Все это осложняется возрастанием числа меняющихся ценностей и целей, предлагаемых государством, школой, семьей, политическими лидерами, средствами массовой информации, различными субкультурами. По той или иной причине человек не может удовлетворить свои потребности традиционным путем, и здесь он выбирает субкультуру, выполняющую функцию культурной самоидентификации.

    Определений субкультуры в науке достаточно много. Если культура слагается «…из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» , то субкультуры (с латинского «sub» – «под» и «cultura» – культура, обработка) будут складываться из предпочтений некоторых представителей общества. Также будем придерживаться определения, данного А. О. Райхштат, согласно которому «субкультура – это сообщество, которое включает в себя: ряд норм поведения, статусную структуру, общность увлечений, вкусы и способы времяпрепровождения, жаргон, фольклор» . Все это определяется возрастными и социокультурными особенностями представителей субкультуры. Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений. Одной из разновидностей субкультур является молодежная субкультура.

    По словам И. С. Кона, «…юношеская субкультура имеет несколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения, вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство своей групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, способы общения…» . Носителями молодежных субкультур являются, в основном, подростки из крупных городов. В провинции так называемые неформалы остаются диковинкой.

    Таким образом, основными причинами возникновения молодежных субкультур в России являются:


    • возрастные особенности молодежи: юношеский возраст отличают черты порывистости, нетерпимости, неустойчивости желаний;

    • переоценка традиционных ценностей, влияние так называемых «западных» ценностей;

    • развитие информационных систем и возможности удовлетворять потребности в общении, досуге и т. п.
    Говоря о субкультуре аниме, можно выделить ее отличительные признаки.

    Во-первых, это особые интересы и ценности. Представители субкультуры интересуются аниме и мангой, изучают историю Японии, коллекционируют фигурки и постеры, рисуют в стиле аниме, сочиняют фанфики 1 . Особо фанатичных последователей аниме называют «отаку» 2 .

    Представители субкультуры аниме выработали свой язык – сленг, использующий в простой речи японские слова. Так, например, часто употребляются слова: «охайо» (приветствие), «сугой» (восхищение), «кавай» (мило), «аригато» (спасибо) и другие. Различные японские слова и выражения используются как в непосредственном общении между представителями субкультуры, так и в общении в сети Интернет.

    Одним из признаков субкультуры аниме является особый стиль одежды и внешний вид. Иногда по самым незначительным деталям (например, брелок на телефоне в виде персонажа аниме или подвеска на цепочке) можно определить поклонника аниме. Более значительные элементы – сумки и футболки с соответствующей символикой. Некоторые представители субкультуры делают себе прически, как у любимых персонажей. Например, после просмотра сериала «Сейлор Мун» многие девочки стали отращивать волосы, а после «Стального алхимика» весьма популярной стала косичка, как у главного героя Эдварда.

    Отличительной особенностью субкультуры является косплей 1 . Чаще всего представителей субкультуры, переодетых в своих любимых героев аниме, можно увидеть на фестивалях, посвященных японской культуре. На таких фестивалях проводят конкурсы на лучший костюм или лучший образ героя (см. Приложения, рисунок 1 ). Анимешники тщательно готовятся к таким конкурсам, шьют костюмы или заказывают их через Интернет.

    Представители субкультуры активно между собой общаются как лично, так и посредством сети Интернет. Так возникают различные клубы и объединения, посвященные аниме. В сети Интернет есть множество сайтов и форумов об аниме, где анимешники могут найти для себя что-то интересное и пообщаться с людьми из других городов и стран (например, всероссийский Аниме-Форум 2 , новосибирский Kabuki-club 3 и другие). Интересуются аниме как девушки, так и юноши.

    Таким образом, у аниме можно выделить основные признаки, характеризующие ее как молодежную субкультуру. Интересно, что сами анимешники высказывают различные мнения по данному вопросу: одни считают, что субкультура есть, другие наоборот отрицают ее, указывая, что есть просто группы увлекающихся людей.

    Было бы более уместным сказать, что субкультура еще не сформировалась окончательно. Самым сложным является определение ценностей данной субкультуры. Именно потому, что она находится в стадии формирования, пока нельзя сказать о четкой и ясно сформулированной системе ценностей. Хотя аниме учит искать и находить свое место в мире, не преобразовывать мир под себя, а найти свое дело, понять смысл этого дела и заниматься им, не отвлекаясь на пороки окружающего мира.

    Если говорить об отношении к субкультуре в обществе, можно заметить, что особого отторжения нет, хотя иногда можно услышать фразы вроде: «Опять ты свои мультики смотришь?». Возможно, срабатывает еще стереотип с советских времен, когда считалось, что мультипликация – это занятие, в основном, для детей.

    У аниме в России есть перспективы, хотя бы теоретические. Дело в том, что психология российского подростка и молодого человека весьма близка к психологии молодых японцев. И те, и другие живут в цивилизации, переходящей к демократическому государству. Отсюда схожее понимание вопросов любви, дружбы, поиска места в жизни, учебы, трудоустройства.


    3. Отношение к субкультуре аниме в молодежной среде

    Для того, чтобы выявить отношение молодежи к субкультуре аниме, проводилось анкетирование на базе средней школы №192 Кировского района города Новосибирска, а также в социальных сетях и на специализированных аниме-сайтах. Ответы на анкету приходили и на электронную почту автора работы.

    В анкетировании приняли участие 140 человек из разных городов России, Украины, Белоруссии (см. Приложения, таблица 1 ). Среди респондентов были молодые люди в возрасте от 14 до 27 лет (см. Приложения, таблица 2 ), в том числе 77 девушек (55%) и 63 юноши (45%).

    Респонденты назвали источники своих знаний о данной субкультуре, среди которых: Интернет (64 человека – 46%), личное общение с любителями аниме (54 человека – 39%), сведения из средств массовой информации (12 человек – 9%). Часть респондентов посещает аниме-фестивали, либо их отслеживает – 17 человек (12%). Можно сделать вывод о том, что источниками знаний о субкультуре аниме являются те, что используются молодежью в повседневной жизни.

    Также респонденты выразили свое отношение к субкультуре аниме. По их мнению, аниме является:


    • способом приятного времяпрепровождения – 64 человека (46%);

    • возможностью познакомиться с японской культурой – 33 человека (24%);

    • попыткой уйти от проблем реального мира – 15 человек (11%).
    Семь человек затруднились с ответом (5%).

    Достаточно большое количество опрошенных, как видно из результатов анкетирования, испытывают интерес к аниме, причем этот интерес среди лиц как женского, так и мужского пола. На вопрос «Смотришь ли ты аниме?» утвердительно ответили 87 человек (62%), в том числе 50 девушек и 37 юношей. Наиболее популярными жанрами стали: романтика (23 человека), комедия (17 человек), мистика (15 человек), меха 1 (12 человек), сёнен 2 (14 человек), сёдзё 3 (12 человек), фантастика (12 человек), драма (10 человек). Эти данные говорят о том, что многообразие жанров аниме позволяет каждому человеку найти что-то свое, в соответствии со своими предпочтениями и интересами.

    Респондентам был задан вопрос о том, как общество относится к представителям субкультуры аниме. По мнению участников анкетирования, люди относятся:


    • отрицательно – 4 человека (3%);

    • нейтрально или положительно – 40 человек (29%);

    • по-разному – 45 человек (32%).
    Эти данные говорят о том, что нет активного отторжения или неприятия обществом субкультуры аниме.

    Мы знаем, что одним из проявлений данной субкультуры является использование ее представителями различных внешних атрибутов (в том числе деталей одежды). Поэтому респондентам задавался вопрос об их отношении к использованию представителями субкультуры деталей внешнего вида. Ответы распределились следующим образом:


    • нейтрально относятся – 78 человек (56%);

    • положительно относятся – 29 человек (21%);

    • отрицательно относятся – 33 человека (23%).
    Можно сделать вывод, что у большей части респондентов (77%) нет особого отторжения или неприязни к использованию «анимешниками» различных деталей одежды (хотя 23% эту неприязнь все же испытывают).

    Еще одним атрибутом субкультуры аниме является особый сленг, используемый в общении. Результаты анкетирования показали, что некоторые слова и выражения попадают в молодежную среду и закрепляются в ней. Из 140 опрошенных так или иначе используют слова из сленга аниме 70 человек (50%). Из них часто и постоянно пользуются в разговоре словами 23 респондента (16%). Наиболее употребительными являются слова: «кавай» – «мило» (22 человека), «ня» – мяуканье (25 человек), «аригато» – «спасибо» (12 человек), «охайо» – приветствие (11 человек), «сугой» – восхищение (11 человек).

    Так как анкетирование проводилось, в том числе, на специализированных аниме-сайтах, достаточно большое количество респондентов (81 человек – 58%) отнесли себя к представителям субкультуры. Они объяснили, почему вступили в данную субкультуру и что их привлекает в аниме:


    • расширение кругозора – 47 человек (58%);

    • возможность приятно провести время – 41 человек (51%);

    • знакомство с новыми людьми – 30 человек (37%);

    • возможность реализовать себя – 27 человек (33%).
    Также респонденты ответили, что кроме просмотра аниме они:

    • читают мангу – 68 человек (84%);

    • слушают японскую музыку – 59 человек (73%);

    • изучают японский язык – 29 человек (36%);

    • читают японскую литературу – 18 человек (22%);

    • увлекаются аниме-играми – 25 человек (31%);

    • интересуются японской историей и традициями – 30 человек (37%).
    Таким образом, представители субкультуры не замыкаются только на просмотре аниме, а интересуются различными аспектами культуры Японии.

    Эти данные не случайны, так как именно в молодом возрасте есть стремление найти себя, желание утвердиться во взрослом мире. Личностное самоопределение происходит через выбор факторов, способствующих формированию чувства уверенности в себе. А это и поиск равных себе по положению, и стремление найти себя через общение с чем-то новым, неизведанным, расширить свой кругозор.

    Одним из проявлений субкультуры аниме является косплей. Респонденты отвечали на вопрос «Является ли косплей частью жизни анимешников?». Большинство представителей субкультуры (53 человека – 65%) считают, что переодевание в героев аниме и вживание в их образы является добровольным делом. А некоторые (13 человек – 16%) думают, что участвовать в косплее необязательно. Эти данные позволяют сделать вывод, что, в отличие от представителей других субкультур (например, готов или эмо), для представителей данной субкультуры детали внешнего вида не являются культом.

    В последнее время в разных городах проходят аниме-фестивали, что говорит о постепенном распространении субкультуры в молодежной среде. Одним из вопросов анкеты был «Следите ли вы за аниме-фестивалями, проходящими в вашем городе?». Получены следующие ответы:


    • да, отслеживаю – 28 человек (20%);

    • нет, за этим не слежу – 90 человек (64%);

    • в моем городе не проводятся аниме-фестивали – 22 человека (16%).
    Данные анкеты показывают, что фестивали проходят, в основном, в крупных городах, где молодежь проявляет интерес к аниме.

    Также респондентам предлагался вопрос о влиянии аниме на мировоззрение человека. Большинство опрошенных (115 человек – 82%) ответили утвердительно. Часть респондентов (20 человек – 14%) решили, что аниме не оказывает никакого влияния на мировоззрение. Отсюда можно сделать вывод о том, что молодые люди задумываются о своем месте в мире, у них формируются жизненные принципы, в том числе под влиянием аниме.

    Таким образом, можно сделать выводы:


    • к субкультуре аниме проявляется интерес в молодежной среде вне зависимости от пола и в достаточно широких возрастных рамках;

    • субкультура распространена больше среди молодежи в крупных городах, где есть возможность приобретать продукцию, так или иначе связанную с аниме;

    • источниками знаний об аниме являются те же, что и по другим молодежным субкультурам;

    • элементы субкультуры проникают и в повседневную жизнь людей, не связанных с аниме (например, сленг, атрибуты одежды);

    • субкультура аниме не вызывает активного неприятия обществом, как некоторые другие субкультуры;

    • аниме оказывает определенное влияние на мировоззрение молодых людей, стремящихся найти свое место в обществе.
    Тревожным моментом становится то, что часть молодежи все больше уходит в нереальный, вымышленный мир. Так, например, несколько представителей субкультуры в анкете написали, что все больше испытывают неприязнь к реальным людям. А настоящие проблемы, вставшие перед молодыми людьми, они решать не могут, либо не хотят.

    От того, чем молодежь живет сегодня, зависит то, каким наше общество будет завтра. Поэтому необходимо более грамотно проводить молодежную политику, понимая, что молодежь – не временное явление в жизни общества, а его завтрашний день. Хорошо бы школам стать центрами по выявлению и развитию творческого потенциала каждого учащегося, чтобы он мог найти себя не только в нереальном мире. Необходимо расширять сеть бесплатных клубов для занятий молодежи в свободное время, продумать программу вовлечения подростков в разные полезные виды деятельности, оказывать своевременную психологическую поддержку, воспитывать толерантное отношение к окружающим.

    Заключение

    В данной работе мы рассмотрели вопросы, связанные с развитием аниме как молодежной субкультуры, исследовали отношение к ней молодежи. Цель и задачи, поставленные в работе, достигнуты.

    Появление субкультуры аниме отражает интересы современной молодежи. В свою очередь, все проблемы, возникающие в молодежной среде, она не решит. Необходима грамотная государственная молодежная политика.

    Аниме – субкультура, которая у нас в стране становится все более известной. Наличие молодых людей, обсуждающих любимых героев аниме-сериалов и использующих в своей речи японские слова, – уже не новость. Анимешники меньше пугают старшее поколение. Они не вскрывают себе вены, как эмо, и не гуляют с мертвецки бледными лицами по кладбищам, как готы.

    У каждого поколения есть право на собственный эстетический опыт. Как говорил Н. П. Акимов, народный артист СССР, «каждое поколение имеет право… шить себе брюки по своему вкусу и сидеть на стульях, которые ему нравятся. И вешать на стены то, что хочется, а не то, что противно» . Субкультура аниме, как и другие молодежные субкультуры, тоже имеет право на существование. Но тревожит то, что часть молодежи уходит в нереальный нарисованный мир, не желая решать реальные проблемы, возникающие вокруг них.
    Библиографический список


    1. Божович Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педологическая академия, 1995.

    2. Иванов Б. Введение в японскую анимацию. М., 2001.

    3. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.

    4. Кравченко А. И. Культурология. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Академический Проспект, 2003.

    5. Левикова С. И. Молодежная субкультура: учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

    6. Петровский А. В. Психология: учебник для ВУЗов по педагогической специальности. М.: Академия, 1998.

    7. Райхштат А. О. Молодежные субкультуры в российском обществе: теоретические подходы и современные практики. Автореферат диссертации кандидата социологических наук. Казань, 2006.

    8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Аниме / Википедия – Аниме.

    9. http://ru.wikipedia.org/wiki/История_аниме / Википедия – История аниме.

    10. http :// www . anime . ru / Аниме и манга в России.

    11. http://www.animeforum.ru / Аниме-Форум.

    Приложения

    Анкета «Отношение к субкультуре аниме в молодежной среде»

    1. Откуда вы: субъект (область, край, ...), страна (если не РФ).

    2. Ваш возраст.

    3. Ваш пол.

    4. Каковы ваши источники знаний о субкультуре?

    а. личное общение;

    б. общение посредством Интернета;

    в. общение в ходе аниме-фестивалей;

    5. Чем, по-вашему, является аниме?

    а. способ приятного времяпрепровождения;

    б. возможность познакомится с уникальной японской культурой;

    в. произведение анимационного искусства, наполненное глубокими философскими идеями;

    г. возможность уйти от проблем реального мира;

    д. наркотик;

    е. другое.

    6. Как часто вы смотрите аниме?

    а. несколько раз в день;

    б. несколько раз в неделю;

    в. несколько раз в месяц;

    г. реже, чем несколько раз в месяц;

    д. не смотрю.

    7. Назовите любимые жанры аниме.

    8. Как относится ваше ближайшее окружение (родственники, друзья) к аниме?

    а. положительно;

    б. нейтрально;

    в. отрицательно;

    г. все по-разному.

    9. Как вы относитесь к использованию анимешниками специфических для данной субкультуры деталей внешнего вида?

    а. положительно – анимешника должно быть видно издалека;

    б. нейтрально;

    в. отрицательно – я считаю лишними любые атрибуты внешнего вида, указывающие на принадлежность человека к субкультуре анимешников.

    10. Как часто вы используете в своей речи слова из сленга анимешников? Для примера укажите несколько слов, которые вы употребляете наиболее часто.

    а. только в случае крайней необходимости;

    б. довольно редко;

    г. практически постоянно.

    11. Что дало вам вступление в субкультуру анимешников?

    а. знакомство с новыми интересными людьми;

    б. возможность приятно провести время;

    в. возможность реализовать себя в сферах деятельности, недоступных людям, незнакомым с аниме;

    г. расширение кругозора;

    д. другое;

    е. не вступал в субкультуру.

    12. Какими еще сторонами японской культуры помимо аниме вы увлекаетесь?

    а. чтением манги;

    б. японской литературой;

    в. японской музыкой;

    г. компьютерными аниме-играми;

    д. изучением японского языка;

    е. изучением японской истории и традиций;

    ж. другое;

    з. не увлекаюсь.

    13. Является ли косплей неотъемлемой частью жизни анимешника?

    а. да – тот, кто не принимает участия в косплеях, анимешником считаться не может;

    б. постоянно участвовать не обязательно, но каждый человек, причисляющий себя к анимешникам, должен хоть раз поучаствовать в косплее;

    в. нет, косплей – дело сугубо добровольное;

    г. нет, косплей – абсолютно ненужное мероприятие;

    д. не знаю, что это такое.

    14. Следите ли вы за аниме-фестивалями, проходящими в вашем городе?

    а. да, отслеживаю;

    б. нет, за этим не слежу;

    в. в моем городе не проводятся аниме-фестивали.

    15. Как вы считаете, оказывает ли просмотр аниме влияние на мировоззрение человека?

    а. несомненно, оказывает;

    б. нет, не оказывает абсолютно никакого влияния.


    Таблица 1. География респондентов

    Таблица 2. Распределение респондентов по возрастам

    Рисунок 1. Третий сибирский фестиваль молодежных субкультур в Новосибирске, площадка косплея

    1 Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. С. 6-7.

    Божович Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педологическая академия, 1995. С. 209.

    Петровский А. В. Психология: учебник для ВУЗов по педагогической специальности. М.: Академия, 1998. С. 501.

    1 Фанфик (сокр. от англ. «fan» – поклонник и «fiction» – художественная литература) – разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства, литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении, использующее его идеи сюжета и персонажей.