Почему автор выбрал главному герою имя юшка. Материал для проведения урока по повести А.Платонова «Юшка». что его любит народ

Робинзон Крузо - моряк, оказавшийся в результате кораблекрушения на необитаемом острове в Вест-Индии недалеко от острова Тринидад и сумевший прожить на нем двадцать восемь лет, сначала в полном одиночестве, а затем с дикарем Пятницей, освоить этот остров и завести на нем хозяйство, в котором было все необходимое для жизни.

Рассказывая историю своего пребывания на острове, Р. подробнейшим образом повествует о том, как обустроился его быт: какие вещи и главные инструменты ему удалось спасти с разбившегося корабля, как он поставил себе палатку из парусины и как обнес частоколом свое жилище; как он охотился на диких коз и как впоследствии решил приручить, построил для них загон, научился их доить и делать масло и сыр; как были обнаружены несколько зерен ячменя и риса и какого труда стоило вскопать поле при помощи деревянной лопаты и засеять его этими зернами, как пришлось защищать свой урожай от коз и птиц, как погиб один посев из-за наступления засухи и как он стал наблюдать за сменой сухих и дождливых сезонов, чтобы сеять в нужное время; как учился делать глиняную посуду и обжигать ее; как мастерил себе одежду из козьих шкур, как сушил и запасал дикий виноград, как поймал попугая, приручил его и научил произносить свое имя и т. д. Благодаря необычности обстановки все эти прозаические бытовые действия приобретают интерес увлекательных приключений и даже своего рода поэтичность. Стремясь обеспечить себя всем необходимым для жизни, Р. трудится не покладая рук, и за работой постепенно развеивается то отчаяние, которое охватило его после кораблекрушения. Увидев, что он сможет на острове выжить, он успокаивается, начинает размышлять о своей прежней жизни, находит во многих поворотах своей судьбы перст провидения и обращается к чтению Библии, которую он спас с корабля. Теперь он считает, что его «заточение» на острове - это божественная кара за все его многочисленные грехи, главный из которых его неповиновение воле родителей, не отпускавших его в плавание, и бегство из родного дома; в то же время он проникается глубокой благодарностью к божественному провидению, которое спасло его от гибели и посылало ему средства к поддержанию жизни. При этом его верования отличаются конкретностью и деловитостью, свойственной его сословию. Оказавшись на острове, он размышляет о своем положении, делит лист бумаги пополам и расписывает его плюсы и минусы по двум графам: «добро» и «зло», сильно напоминающим графы «приход» и «расход» в купеческом гроссбухе. В своем мировосприятии Р. оказывается типичным представителем «среднего сословия» и обнаруживает все его достоинства и недостатки.

Д.Дефо – замечательный писатель, который в своих произведениях часто делился своим опытом, наблюдениями, мыслями. Это писатель, из-под пера которого вышло много интересных работ, но самая знаменитая – это первый его роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Этот приключенческий роман рассказывает нам о жизни и приключениях Робинзона – моряка, которому волею судьбы пришлось прожить на безлюдном острове чуть более двадцати восьми лет. Двадцать восемь лет. Для кого-то это целая вечность, которая довела бы до одичания, отчаяния, а, возможно, до смерти. Но это не о главном герое произведения. Робинзон Крузо, хоть и впал сначала в отчаяние сразу после кораблекрушения, но быстро взял себя в руки. Он начал вести борьбу за жизнь и существование на диком острове, куда очень и очень редко ступала нога человеческая.

Характеристика Робинзона Крузо

И мы видим, что Робинзон не просто смог выжить, он сумел применить все свои познания и из бесплодного острова сделать процветающий уголок, приспособленный к жизни. Это он сделал благодаря труду, упорству, целеустремленности, и, конечно же, небольшой помощи со стороны писателя. Дефо своему герою романа все-таки оставил таких помощников, как топоры и гвозди, порох и ружья, иглу, парусину, бумагу с чернилами, семена культурных растений, Библию, которые Робинзон достал на корабле.

Мы видим, герой романа Робинзон постепенно покоряет природу, как он вносит частичку цивилизации в этот Богом забытый участок земли. Робинзон не сошел с ума, не одичал, а все потому, что он начал трудиться. Здесь мы видим, как моряк становится строителем, который возводит простое жилье с помощью парусины и подручных средств, как от становится охотником и рыболовом. Далее он, применяя знания, становится скотоводом, приручая диких коз, но и это не предел. Найдя несколько семян культурных растений, он превращается в земледельца, выращивая зерно.

В последние годы на острове, Крузо еще пробует на себе роль учителя, который решил с Пятницы сделать образованного человека.

Робинзон – это герой, который не сдался, это герой, что может быть примером для каждого из нас и который учит нас любить труд, работу и никогда не сдаваться.

Характеристика героев по произведению Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

5 (100%) 1 vote

Характеристика героев по произведению Шекспира «Король Лир» — Лир Характеристика героев по произведению Шекспира «ГАМЛЕТ»

Робинзон Крузо — моряк, оказавшийся в результате кораблекрушения на необитаемом острове в Вест-Индии недалеко от острова Тринидад и сумевший прожить на нем двадцать восемь лет, сначала в полном одиночестве, а затем с дикарем Пятницей, освоить этот остров и завести на нем хозяйство, в котором было все необходимое для жизни.

Рассказывая историю своего пребывания на острове, Р. подробнейшим образом повествует о том, как обустроился его быт: какие вещи и главные инструменты ему удалось спасти с разбившегося корабля, как он поставил себе палатку из парусины и как обнес частоколом свое жилище; как он охотился на диких коз и как впоследствии решил приручить, построил для них загон, научился их доить и делать масло и сыр; как были обнаружены несколько зерен ячменя и риса и какого труда стоило вскопать поле при помощи деревянной лопаты и засеять его этими зернами, как пришлось защищать свой урожай от коз и птиц, как погиб один посев из-за наступления засухи и как он стал наблюдать за сменой сухих и дождливых сезонов, чтобы сеять в нужное время; как учился делать глиняную посуду и обжигать ее; как мастерил себе одежду из козьих шкур, как сушил и запасал дикий виноград, как поймал попугая, приручил его и научил произносить свое имя и т. д. Благодаря необычности обстановки все эти прозаические бытовые действия приобретают интерес увлекательных приключений и даже своего рода поэтичность. Стремясь обеспечить себя всем необходимым для жизни, Р. трудится не покладая рук, и за работой постепенно развеивается то отчаяние, которое охватило его после кораблекрушения. Увидев, что он сможет на острове выжить, он успокаивается, начинает размышлять о своей прежней жизни, находит во многих поворотах своей судьбы перст провидения и обращается к чтению Библии, которую он спас с корабля. Теперь он считает, что его «заточение» на острове — это божественная кара за все его многочисленные грехи, главный из которых его неповиновение воле родителей, не отпускавших его в плавание, и бегство из родного дома; в то же время он проникается глубокой благодарностью к божественному провидению, которое спасло его от гибели и посылало ему средства к поддержанию жизни. При этом его верования отличаются конкретностью и деловитостью, свойственной его сословию. Оказавшись на острове, он размышляет о своем положении, делит лист бумаги пополам и расписывает его плюсы и минусы по двум графам: «добро» и «зло», сильно напоминающим графы «приход» и «расход» в купеческом гроссбухе. В своем мировосприятии Р. оказывается типичным представителем «среднего сословия» и обнаруживает все его достоинства и недостатки.

Образ Робинзона Крузо - главный в романе Д. Дефо.

Характеристика Робинзона Крузо

Робинзон - простой человек, не имеет исключительных способностей, боится смерти и хочет выжить. Однако его поведение в экстремальной ситуации вызывает уважение у читателя, а самому герою дает возможность не только выжить, но и сохранить при этом человеческие качества.

Черты характера Робинзона Крузо:

Трудолюбие (трудился каждый день)

Настойчивость (42 дня делал только 1 полку для пещеры)

Исполнительность (стремился сделать все как можно лучше).

Р. Крузо во время пребывания на острове научился делать много того, чего не умел раньше, благодаря своей настойчивости, трудолюбия и смекалки. Эти черты помогли ему обеспечивать себя всем необходимым месяцами и годами и выживать на необитаемом острове.

Жизнь на необитаемом острове способствовало также его нравственному совершенствованию. К черт характера Робинзона можно добавить следующие: терпение, милосердие, воздержание.

Что помогло Р. Крузо оставаться человеком? работа; ведение календаря; записи в дневнике; распорядок дня; чтение Библии; общения (с домашними животными, попугаями, Пятницей)

Робинзон воплощает просветительские представления о "естественном человеке" в ее взаимоотношениях с природой. Впервые в литературе развивается тема творческой работы. Именно труд помогла Робинзону остаться человеком.

Оказавшись в полном одиночестве, герой Д. Дефо с присущей ему неутомимостью и деловитостью работает над изготовлением предметов домашнего обихода, выдалбливают лодка, выращивает и собирает свой первый урожай.

Преодолевая множество трудностей, он овладевает различные ремесла. В мельчайших подробностях изображены изготовления каждой вещи, каждый этап трудового процесса. Д. Дефо побуждает читателя наблюдать с неослабевающим вниманием за напряженной работой мысли и ловких рук Робинзона.

Во всем проявляется деловитость и здравый смысл героя. Его религиозность и набожность сочетаются с практицизмом дельца. Любое дело он начинает с чтения молитвы, не расстается с Библией, но всегда и во всем руководствуется интересами выгоды.

Он "с полной беспристрастностью, как кредитор", все сопоставляет и взвешивает, а в своем дневнике, который ведет с присущей ему аккуратностью, он уделяет особое внимание подведению "баланса" положительных и отрицательных сторон своего положения.

Характер Робинзона раскрывается и в его общении с Пятницей. В этом молодом дикаре, которого он спас от смерти, Робинзон хочет видеть своего преданного слугу. Недаром первое слово, которое он учит его произносить, - «господин».

Робинзону необходим послушный помощник, ему приятно от "смиренной благодарности", "безграничной преданности и покорности" Пятницы. Но, узнав его ближе, Робинзон понимает, что Пятница ни в чем не уступает ему.

Д. Дефо - мастер описаний. Он создает яркие картины южной природы, передает своеобразие каждого времени года, замечательные его описания моря. И навсегда в памяти остается портрет Робинзона, одетого в камзол и штаны до колен, высокую меховую шапку и со сделанной из козьей кожи зонтиком над головой; навсегда сохраняется в душе пережитое вместе с Робинзоном ощущение страха и надежды, когда на прибрежном песке он увидел след ноги человека.

Тема. «Духовные повороты» главного героя романа Д. Дефо. Характеристика образа Робинзона Крузо.
Цель: раскрыть образ Робинзона Крузо, учить шестиклассников составлять цитатный план характеристики литературного персонажа; развивать умение выбирать из текста главное, аргументировать выводы примерами из текста; воспитывать у школьников силу воли, настойчивость.
Оборудование: тексты романа «Робинзон Крузо».
Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков; вид урока – урок углубленной работы над текстом.

ХОД УРОКА

І. Подготовка к восприятию нового материала

Слово учителя.
В отеле «Ландогер Трау» состоялась встреча Дефо с Александром Селькирком. Результатом этой встречи и стал роман, принесший славу английскому писателю. Чем занимался Селькирк на острове? Естественно, прилагал все силы, чтобы сохранить жизнь.
«Сначала, - рассказывал о Селькирке Роджерс, - он почти ничего не ел, отчасти из-за отчаяния, охватившего его, а отчасти из-за отсутствия хлеба и соли. И спать он не ложился до тех пор, пока его сам собой не сваливал сон. Перечное дерево, отличающееся сухостью, служило ему и дровами, и освещением, и благодаря острому вкусу освежающим средством. У него могло быть сколько угодно рыбы, но без соли он не всякую рыбу ел. Есть можно было только раков, больших, как омары, и очень вкусных. Он их иногда варил, иногда запекал. Кроме того, жарил козлятину, из которой делал и очень хороший бульон, потому что тамошние козы не были такими вонючими, как наши. Он подсчитал, что примерно убил около пятисот штук этих коз, столько же поймал и, сделав им на ухе отметину, отпустил. Когда у него кончился порох, он догонял коз просто благодаря быстроте своих ног. Такой образ жизни и непрерывные упражнения вывели его из плохого расположения духа. Мы могли видеть, как он бегал по лесу, по скалам, по холмам, когда он ловил коз для нашего употребления. У нас была с собой собака, бульдог, и мы её пустили вместе с нашими лучшими бегунами вдогонку за козами, чтобы помочь Селькирку. Однако он обогнал и собаку, и людей, он просто загонял их и, поймав козу, принес её нам на плечах».
Помимо предметов первой необходимости, ему на острове оставили, должно быть, по его просьбе, не только Библию, но и другие еще книги. Но Селькирк как-то не рассказывал ни Роджерсу, ни Стилю, чтобы он открывал их.
«Слушать его было любопытно до крайности, - сообщил Стиль, - ибо, как человек со смыслом, давал он отчет о различных состояниях духа, испытанных им за время столь долгого одиночества».
Однако, как утверждают литературоведы, «при всей своей литературной опытности Стиль не описал ни одного из таких духовных «поворотов».
  • Как вы понимаете смысл словосочетания «духовный поворот»?

ІІ. Актуализация опорных знаний

Составление сюжетной цепочки истории жизни Робинзона Крузо.

ІІІ. Восприятие нового материала

1. Словесное рисование.
  • Каким вы представляете Робинзона Крузо? Обратившись к тексту, нарисуйте его.
2. Работа в группах. Составление цитатной характеристики образа Робинзона. Комментарий результатов работы.
3.
Основные этапы жизни
(повороты судьбы)
Как изменяется Робинзон Крузо
1. 18 лет а) «Мечтал о морских путешествиях»; «Все мои помыслы подчинены желанию повидать далёкие края»
б) «Я, как некогда блудный сын, решил вернуться в родительский дом с покаянием»
Почему, познав первые тяготы жизни, не вернулся домой?
2. Пленник в Сале 2. «Это поразительный поворот судьбы, превративший меня из купца в жалкого раба»
Благодаря каким качествам характера Робинзону удалось убежать из плена?
3. Робинзон в Бразилии 3. «Меня одолевало жгучее желание обогатиться скорее»
Как Робинзон оценил годы, прожитые до рокового 30 сентября 1659 года?
«Я действовал, как неразумное животное, руководствуясь природным инстинктом, внимая лишь повелениям здравого смысла, хотя, пожалуй, вряд ли это можно назвать здравым смыслом»
«Я находился в некоем нравственном отупении: стремление к добру и сознание зла были мне равно чужды»
До того, как я попал на необитаемый остров, во мне не было ничего хорошего
4. Остров Отчаяния 4. а) «Моё положение представлялось мне в самом мрачном свете»;
б) «Во всяком зле можно найти добро»;
в) «Рассудок мой начинал мало-помалу брать верх над отчаянием».
«Радость моя была той обычной радостью, которую испытывает каждый моряк, выбравшись невредимым на берег после кораблекрушения»
«Я успокоился, начал работать для удовлетворения своих насущных потребностей и для сохранения своей жизни»
  • Определите основную цель жизни Робинзона на всех рассмотренных нами этапах жизни героя?
  • Можно ли эти повороты судьбы назвать духовными изменениями героя?
  • Существенно ли отличается он от Селькирка?
  • Можно ли утверждать, что, попав на остров, Робинзон получил урок судьбы?
5. Болезнь 5. а) «Совесть, так долго спавшая во мне, пробудилась».
б) «В порыве отчаяния я ломал руки и плакал, как дитя».
в) «На первом плане стояли религиозные обязанности и чтение Священного писания».
г) «Мирские блага ценны для нас лишь в той степени, в какой они способны удовлетворить наши потребности…».
д) «Чтобы сделать эту жизнь вполне счастливой, мне надо было только постоянно помнить, как добр и милостив Господь, пекущийся обо мне».
6. Общение с Пятницей 6. а) «Оно (чтение Библии) преобразовало мою нравственную жизнь, подчинив ее заповедям божьим».
б) «Что касается разных тонкостей в истолковании того или иного библейского текста – тех богословских комментариев, из-за которых возгорелось столько споров и вражды, - то нас они не занимали».

Учитель. Почему так много места в романе занимает рассказ о чтении Библии?
(Раньше, во время болезни, герой Дефо обращался к Библии в моменты сильных душевных переживаний, теперь же он начинает читать, наслаждаясь процессом и вдумываясь в каждое слово. Меняется мировоззрение Робинзона: «Я любил это чтение и толковал его Пятнице согласно своему пониманию, и он возбуждал мой ум вопросами, которые заставляли меня глубже, чем прежде, вдумываться в характер и смысл учения»).
4. Работа с иллюстрацией Т.Г. Шевченко «Робинзон Крузо» (1856 г.)

  • Чем занят Крузо на иллюстрации поэта и художника Т.Г. Шевченко? О чем это свидетельствует?
5. Составление схемы-характеристики.
  • Каким хотел видеть и каким создал Д. Дефо своего героя?
  • Какие черты характера даны ему с рождения, а какие появились вследствие влияния общества?

IV. Подведение итогов урока

Учитель. Убежав из дома ради своей мечты, Робинзон вернулся в Англию через тридцать пять лет торговцем, имеющим огромный опыт стойкости. Сын купца, брат офицера, моряк из Йорка, оказавшись на Острове Отчаяния, добился всего своим трудом.
Выпустив «Робинзона», издатель увеличил своё дело вдвое. Это был настоящий успех книги. «Робинзон» по стоимости равнялся полному мужскому костюму или составлял треть хорошей лошади.
Что для вас в этой книге было самым интересным и важным?

V. Домашнее задание

  1. Читать роман .
  2. Индивидуальное задание: 1) Замысел серии романов; 2) подготовить слайды и отрывки из текста, иллюстрирующие рассказы Паганеля об особенностях природы Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии (на выбор); 3) подготовить рассказ о 2-3 мореплавателях, путешественниках, имена которых встречаются в романе (на выбор); 4) отношение к колониальным народам.