Музей древнерусской культуры. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. История музея А. Рублева

Самая старинная постройка Москвы совсем не Кремль, как уверены многие, а Спасо-Андроников монастырь. Сам собор является , и даже больше. Он очень красив и известен тем, что не раз спасал Москву. А еще здесь жил в монашестве Андрей Рублев. Судьбы монастыря и знаменитого иконописца неразрывно переплетены. Святая обитель давала приют и духовную пищу Рублеву, а сам иконописец стал невольным спасителем собора спустя столетия после своей смерти.

История музея А. Рублева

Монастырь образован в 1356 году, в нем похоронены многие герои Куликового поля. Здесь же воссияла икона Пресвятой Богородицы Владимирской, считается, что именно она спасла Москву от набега Тамерлана. Собор хорошо укреплен массивными стенами, за которыми горожане не раз укрывались во времена наступления врагов.

В XVIII веке в монастыре была построена колокольня, вторая по высоте после кремлевского Ивана Великого, но ее взорвали в 30-ые годы, когда решили бороться с церквями. Примерно такая же участь ждала и сам монастырь, но совершенно неожиданно учеными были найдены на стенах собора фрески Андрея Рублева. Они сильно пострадали, как выяснилось позже, при набеге Наполеона, значительная часть их была утеряна навсегда. Но и того, что осталось, хватило, чтобы спасти собор от сноса – так иконописец помог приютившей его обители. В 1947 на подъеме царившего после войны патриотизма, было решено создать музей Андрея Рублева. В Андрониковом монастыре экспозиция стала работать только в 1960 году, на 600-летний юбилей Андрея Рублева.

Музейная экспозиция

Сейчас музей Андрея Рублева – крупнейший иконописный во всем мире. Главной святыней в Андрониковом монастыре уже множество веков считается изображение Спаса Нерукотворного. Эта икона бесценна, она находится в соборе почти с самого основания церкви. Следующий по важности экспонат – шедевр кисти Андрея Рублева, икона Иоанна Предтечи. Фигура святого наполнена неземной грустью и спокойствием. У зрителя создается впечатление, что пророк знает об уготованной ему участи. Икона написана столь талантливо, что даже время не смогло уменьшить ее воздействия на зрителя. Пророк притягивает взгляды, несмотря на растрескавшуюся деревянную доску и потускневшие краски.

В музее Рублева находится также точнейшая копия знаменитой рублевской «Троицы». Неспециалист не сможет отличить копию от оригинала. На тему Троицы существует множество икон. Рублев написал популярный сюжет так, как никто другой. В этом можно убедиться, сравнив с прочими иконами, некоторые из них относятся еще к более раннему периоду. В музее хранятся работы и других мастеров, не только иконы, но и фрески, предметы прикладного церковного искусства, деревянные скульптуры.

В музеи торжественно отмечаются все церковные празднества, читаются лекции по культуре Древней Руси и Византии, а по воскресеньям – концерты инструментальной и духовной музыки. В музей Андрея Рублева будет интересно заглянуть почитателям таланта иконописца, любителям древнерусской и византийской истории, православным христианам и просто любознательным людям.


Адрес музея имени Андрея Рублева : г.Москва, Андроньевская пл., д. 10, метро: «Площадь Ильича», «Римская», «Курская», «Чкаловская».
Время работы постоянной экспозиции и выставок:
Понедельник, вторник и четверг с 14:00 до 21:00 (касса до 20:15)
Пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00 (касса до 17:15)
В среду экспозиция и выставки закрыты.
Территория Музея открыта ежедневно с 9:00 до 21:00.
Телефон музея имени Андрея Рублева : (495) 678-14-67.
Сайт музея имени Андрея Рублева : http://www.rublev-museum.ru

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева - единственный в России специальный музей, посвященный русской художественной культуре средневековья. Музей расположен в стенах Спасо-Андроникова монастыря , где жил, работал и был погребен великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев.

На территории монастыря сохранился древнейший в Москве каменный храм - Спасский собор, возведенный при жизни Андрея Рублева в первой четверти XV века.

Коллекция музея собрана за последние 50 лет и включает около 10 тысяч произведений древнерусского искусства. Она дает всестороннее представление о художественной жизни Древней Руси. Ее основное ядро составляют произведения изобразительного искусства: памятники иконописи XIII-XVII веков, книжной миниатюры, монументальной живописи (фрагменты снятых со стен росписей, а также копии фресок).

Собрание иконописи включает памятники всех направлений и школ с древности до позднего средневековья (Москва , Ростов , Новгород, Псков, Тверь, Поволжье). Гордость музейной коллекции – произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, их ближайших последователей, образы, созданные по специальному заказу Ивана Грозного , подписные работы изографов Оружейной палаты.

В коллекции музея представлены разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства XI–XIX веков: лицевое шитье, деревянная скульптура, мелкая пластика, эмали, изделия из драгоценных металлов. Собрание рукописей и старопечатных книг включает богослужебные и светские сочинения, певческие книги XV-XIX веков.

Музей предлагает посетителям разнообразные обзорные и тематические экскурсии, а также специальные программы для детей и взрослых.

Высококвалифицированные специалисты музея проводят экспертизу произведений древнерусского искусства.

История музея имени Андрея Рублева

Музей имени Андрея Рублева был учрежден постановлением правительства 10 декабря 1947 г. Инициатором создания музея был Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), известный архитектор-реставратор, много сделавший для сохранения древнерусского художественного наследия. Организация музея спасла от разрушения архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря , в стенах которого творил и был погребен великий иконописец Андрей Рублев. Основание музея было приурочено к празднованию 800-летия Москвы.

Первым директором музея в 1949 г. стал Давид Ильич Арсенишвили (1905-1963), энтузиаст музейного дела, основатель Театрального и Литературного музеев в Тбилиси, а первым научным сотрудником - Наталья Алексеевна Демина (1904-1990), один из выдающихся исследователей древнерусского искусства, знаток творчества Андрея Рублева.

В начале 1950-х годов в музей пришла молодой искусствовед Ирина Александровна Иванова. Усилиями этих людей были организованы первые научные экспедиции, началось формирование коллекций музея. Его сотрудники часто спасали от гибели произведения древнерусского искусства, вывозя их из храмов и некоторых периферийных краеведческих музеев, в которых не умели и опасались хранить сомнительные с точки зрения идеологии того времени произведения. Первым поступлениями в музей стали несколько икон XVI-XVII вв. из Владимирского краеведческого музея и комплекс иконостаса из собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале , созданный в 1660-х годах.

Одновременно велись исследования и научная реставрация архитектурного ансамбля монастыря, в первую очередь белокаменного Спасского собора начала XV века – древнейшего сохранившегося памятника архитектуры Москвы, а также других монастырских зданий.

Музей был открыт для посетителей 21 сентября 1960 г. Этот год был объявлен ЮНЕСКО годом празднования 600-летнего юбилея Андрея Рублева, и открытие музея стало одним из важнейших событий юбилейных дней. В то время музейное собрание насчитывало всего 317 памятников. На сегодняшний день, благодаря многочисленным экспедициям, приобретениям, а также ценным подношениям, на музейном хранении находится около 10 тысяч предметов икон, произведений декоративно-прикладного искусства, оригиналов и копий фресок, рукописных и старопечатных книг, памятников археологии.

Музей имени Андрея Рублева занял особое место среди других российских музеев. Он стал единственным в стране музеем изобразительного искусства отечественного средневековья, охватывающего огромный этап истории протяженностью более чем в семь столетий. С момента открытия музей был настоящим неформальным культурным центром, куда стекалась московская интеллигенция, открывавшая для себя ранее неизвестный мир древнерусского изобразительного искусства. В 1960-е годы в музей пришло новое поколение научных сотрудников, среди которых Г.В. Попов, ныне являющийся его директором, а также К.Г. Тихомирова, В.В. Кириченко, А.С. Логинова, В.Н. Сергеев, Л.М. Евсеева, И.А. Кочетков. В то время музей проводил особенно многочисленные экспедиции, благодаря которым музейная коллекция значительно расширилась. Собрание пополнялось и с помощью закупок у частных владельцев, коллекционеров, в антикварных и букинистических магазинах. Немало произведений, задержанных при попытке незаконного вывоза за рубеж передано в музей государственными организациями: таможней, органами внутренних дел и госбезопасности. Друзья музея, частные коллекционеры своими щедрыми дарами также внесли активный вклад в пополнение музейного собрания. Среди них Г.Д. Костаки и художник В.Я. Ситников

Ценное собрание иконописи XIII-XVII веков принесло музею имени Андрея Рублева мировую известность. В 1991 году он был внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В 2001 году первому директору музея Д.И. Арсенишвили и первому научному сотруднику Н.А. Деминой в музее, на стене Настоятельского корпуса, были установлены памятные доски работы Зураба Церетели и Виктора Суровцева.

Экспозиции музея имени Андрея Рублева

Постоянная экспозиция Музея развернута в архитектурном комплексе церкви Архангела Михаила и трапезной палаты. В нее включены самые значительные произведения музейной коллекции, дающие целостное представление об истории и развитии русской иконописи с XII до начала XVIII столетия.

Экспозиция построена по хронологическому принципу и делится на два больших раздела, посвященных русскому изобразительному искусству древности (Живопись XII - начала XVI века) и позднего средневековья (Живопись XVI - начала XVIII века). Внутри разделов экспозиции выделены отдельные художественные центры (планы-схемы экспозиций первого и второго этажей).

Раздел экспозиции Живопись XII - начала XVI века находится на втором этаже. В помещении церкви Архангела Михаила представлены древнейшие иконы собрания и памятники иконописи Петра I боярином Львом Нарышкиным в его подмосковном имении и является ярким образцом зодчества так называемого нарышкинского стиля (или барокко). Его отличают использование нетрадиционного для древнерусской архитектуры решения плана и объемной композиции, ориентация на европейские образцы в белокаменной резьбе.

Церковь имеет престолы в летнем и зимнем храмах. Верхний, летний, во имя Спаса Нерукотворного, почти полностью сохранил первоначальное декоративное убранство интерьера. Золоченая резьба иконостаса , клиросов и царской ложи выполнена лучшими московскими резчиками. Иконы для иконостаса написаны выдающимися художниками из числа царских мастеров Оружейной палаты, Кириллом Улановым и Карпом Золотаревым. Интерьер нижней, Покровской, церкви неоднократно обновлялся на протяжении XVIII-XIX веков.

Адрес: г. Москва, ул. Новозаводская, д. 6, метро: «Фили»

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева — единственный государственный специализированный музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени.

Музей расположен в стенах знаменитого Спасо-Андроникова монастыря, где великий иконописец Андрей Рублев расписал Спасский собор — ныне древнейший храм Москвы. Музей имеет богатую коллекцию иконописи XII — начала XX веков. В 2017 году музей отмечает 70-летие со дня своего основания.

В 1947 году, на волне послевоенного патриотического подъема, в год празднования 800-летия Москвы, на территории монастыря был образован Музей им. Андрея Рублева. Его первым директором стал крупный организатор музейного строительства Д.И. Арсенишвили (1905–1963), первым научным сотрудником — выдающийся знаток творчества прп. Андрея Рублева Н.А. Демина (1904–1990).

К моменту основания Музея монастырь был полностью разорен, музейная коллекция собиралась буквально по крохам, в обстановке крайне негативного отношения государства к отечественному религиозному наследию. Собранные произведения зачастую требовали тщательной и многолетней реставрации.


Тем не менее через 13 лет, 21 сентября 1960 года, Музей был открыт и представлен на суд посетителей залы с десятками раскрытых от поздних записей и грязи икон, снятых со стен разрушенных храмов росписей и произведений декоративно-прикладного искусства. Собирательская деятельность и реставрационные работы продолжаются до настоящего времени и являются неотъемлемой частью повседневной музейной жизни.

Ныне экспозиция занимает все отреставрированные и доступные для осмотра помещения трапезной палаты и церкви Архангела Михаила. В Настоятельском корпусе размещается выставочный зал.

Режим работы:

  • понедельник, вторник и четверг с 14:00 до 21:00;
  • пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00;
  • среда — выходной.

Территория Музея открыта ежедневно с 9:00 до 21:00.


Стоимость билетов:

Постоянная экспозиция

  • для иностранных граждан — 400 рублей;
  • для граждан Российской Федерации и стран СНГ — 299 рублей;
  • льготный билет — 150 рублей.

Временные выставки

На временные выставки билеты продаются отдельно, стоимость может меняться в зависимости от выставки.

"Открылась бездна, звезд полна" - именно так можно коротко описать мои впечатления от посещения музея Андрея Рублева, официально именуемого Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Начнем с того, что сам музей расположен на территории Спасо-Андронникова монастыря (основанного на этом месте в 14 веке), причем сама экспозиция занимает помещение церкви Михаила Архангела (1691-1739). Это очень удачно, на мой взгляд, т.к. основную часть коллекции музея составляют иконы и иные предметы, связанные с религией.В этом месте меня ждало сразу несколько удивительных открытий, попробую рассказать о них по порядку.

Мы пришли сюда на открытие выставки "Апокалипсис дивный ", которая посвящена замечательному памятнику поморской старообрядческой книжной культуры конца XVII - начала XVIII вв.– иллюстрированной рукописи Книги Откровения Иоанна Богослова. Но первым, что мы увидели (и поразились производимому впечатлению), был зал икон 16 века.

Обратите внимание на фон, на котором расположены иконы. Мне кажется, это совершенно прекрасная находка. Свежий цвет молодой листвы невероятно идет иконам 16 века, в которых много такой же нежности, силы и свежести. Чуть позже сотрудники музея рассказали нам, что цветовое пространство - это идея, лежащая в основе нового дизайна музея. Каждый зал посвящен иконам определенного периода. И цвет фона не только упрощает для зрителя отнесение живописных работ к тому или иному веку, но и выбран в соответствии с цветовыми предпочтениями иконописцев. Например, для 18 века выбран благородный темно-зеленый, для 19 века - насыщенный синий.

Здесь меня заинтересовала необычная икона Богоматери, вокруг образа которой множество символов. Вот тут-то и осознаешь, насколько средний человек 19 века был более сведущ в символизме, чем такой же человек века 21... Было бы очень интересно расшифровать все эти небольшие изображения в кругах.

Все упомянутые залы (зеленые и синий) находятся на втором этаже, но не думайте, что это все. Первый этаж посвящен самые древним и ценным иконам (они на красном фоне), а если подняться выше, то можно увидеть редкую деревянную скульптуру (на мой взгляд - очаровательную и очень интересную), а еще выше - фрески алтаря, перенесенного сюда из разрушенных храмов (фотография совершенно не передает атмосферы, так что приходите смотреть своими глазами).

Но вернемся к предмету нашего первоначального любопытства. Т.е. к старообрядческой рукописи. Стоит отметить, что данная выставка уникальна - на ней представлен всего один экспонат, но зато можно рассмотреть в деталях почти все страницы. Конечно, никто не разрешит листать старинный экземпляр, но зато миниатюры и тексты можно сколько угодно разглядывать на большом экране рядом.

Начальная миниатюра показывает Иоанна Богослова со спустившимся к нему ангелом, посланным Господом, чтобы показать Откровение о том, "чему надлежит быть вскоре". И именно это будущее мы видим далее глазами Иоанна. Между прочим, рассматривать миниатюры оказалось очень увлекательно. Рукопись изготовлена с большой любовью, каждый лист обрамлен, заставки впечатляют пышным узором, заголовки аккуратно выведены киноварью.

Миниатюры "Апокалипсиса" последовательно раскрывают содержание книги Откровение Иоанна Богослова. Основной цикл Апокалипсиса составляют 72 миниатюры, сопровождающие каждую главу. Так что даже неграмотный человек, листая книгу, многое бы для себя понял. Кстати, обратите внимание на изображения тюльпанов. Тюльпаны - это что-то вроде знака художника. Их встречается довольно много по всей рукописи.

Загадочное содержание, яркие образы, числовая символика Апокалипсиса привели к тому, чт появилась обширная толковательная литература. Самым известным и популярным стало толкование Андрея Кесарийского (6-7 век). Он разбил текст на 72 главы, поясняя это следующим образом: настоящее сочинение мы разделили на двадцать четыре слова и семьдесят две главы по троечастности существа – телу, душе и духу, двадцати четырех старцев, которыми, как подтвердится ниже, обозначается полнота благоугодивших Богу от начала до скончания века. Дальнейшие же рассуждения о сей Богодохновенной книге считаем совершенно излишним и. Однако, такое заявление совершенно не помешало дальнейшим толкователям предлагать и свои версии. Данный "Апокалипсис", например, трехтолковый - т.е. у него кроме канонического еще два (анонимных) толкователя.

В общем, чем дальше забираешься в эту тему, тем интереснее становится. Вот уж поистине бездна, звезд полна. Не могу не сказать, что данная книга написана на амстердамской бумаге. Т.е. связи поморских старообрядцев с Европой - это еще одна любопытная тема.

Выставка продлится всего 1 месяц - до 10 апреля 2018 года (затем книгу сменит что-то еще, наверняка тоже любопытное), так что спешите увидеть.

На этом пора было бы и заканчивать, но я хочу сказать про еще один зал, который произвел на меня самое яркое впечатление. Иконостас (привезенный из Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря) здесь опущен вниз, на уровень пола. За счет этого человек, войдя в зал, внезапно оказывается среди святых. За счет близких уровней (иконы как раз в рост человека) возникает удивительное чувство настоящести изображений. В самом человеческом смысле. И это совершенно потрясающее ощущение! Очень сложно объяснить, но словно к тебе спустилось небо. Вот уже только ради этого стоит сюда прийти.

Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева June 25th, 2014

Этот московский музей имеет весьма длинное название - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва и находится на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря.
Монастырь был основан в 1357 году митрополитом Алексием и назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. На территории обители сохранилась древнейшая на территории Москвы церковь - Спасский собор, его возвели в 1420-х годах.
Здесь работал величайший русский иконописец Андрей Рублев, в монастыре он и скончался и был похоронен в 1427 или в 1430 году.



Святые ворота Спасо-Андроникова монастыря.

Древнейшая церковь на территории Москвы - Спасский собор, его возвели в начале 15 века. Правда в 1959-1960 гг. собор был реконструирован - кокошники и глава были достроены реставраторами. Есть основания полагать, что барабан они сделали слишком узким, возможно изначальный верх собора был более массивным.

Архитектурный ансамбль монастыря - Спасский собор и церковь Архангела Михаила (1691 - 1739 гг.)

Спасский собор расписывали Андрей Рублев и Даниил Черный, оба они были иноками Андроникова монастыря, но к сожалению, от их фресок почти ничего не осталось. Как не осталось ничего от их могил, хотя известно, что оба живописца были захоронены на территории монастыря.

В 1691 году женой Петра I Евдокией Лопухиной была заложена новая церковь - Архангела Михаила. Церковь была пристроена к старой трапезной палате, возведенной еще в 1504 -1506 гг. В итоге получился древнерусский небоскреб в нарышкинском стиле, правда несколько аскетичный, так как Лопухина так и не смогла закончить храм, попав в царскую немилость в 1698 году, церковь достроили уже после ее смерти. Сооружение имеет несколько этажей, первый ярус стал усыпальницей рода Лопухиных, а церковь помещалась наверху. Сейчас в здании находится постоянная экспозиция музея.

Трапезная палата Андроникова монастыря (1504-1506 гг.) Вид снаружи, со стороны реки Яузы. Одно из древнейших подобных сооружений в Москве.

Братский корпус начала 18 века и часть крепостной ограды монастыря.

На фото ниже, остатки некрополя. Первые захоронения на территории монастыря относятся еще к 14 веку, здесь хоронили воинов погибших на Куликовом поле.
Когда-то Спасо-Андроников некрополь не уступал кладбищу Донского монастыря по количеству надгробий и богатству их оформления. Здесь нашли свое последнее пристанище представители многих русских аристократических семей - Загряжские, Замятины, Головины, Салтыковы, Трубецкие, Нарышкины, Строгановы, Волконские, Баратынские, Демидовы и т.д.

С 17 века Спасо-Андроников монастырь стал фамильной усыпальницей дворянского рода Лопухиных.Здесь покоятся родители и братья царицы Евдокии Федоровны, первой супруги Петра I - в общей сложности более 40 человек.

Но в 20 веке, при большевиках, кладбище было уничтожено. Некоторые остатки надгробий и саркофагов сложены около монастырской стены.

Несколько моих фотографий экспонатов музея.

Богоматерь Одигитрия. Первая треть 16 в. Москва

Спас Вседержитель (фрагмент), древнейшая икона в собрании музея середины 13 века из села Гавшинка, Ярославская область.

Положение во гроб. Около 1497 года, из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Св. Георгий (фрагмент), конец 15 - начало 16 века. Из Пятницкой г. Дмитрова Московской области.

Спас Нерукотворный, московская школа, 2-я пол. 14 в.

Святитель Николай Мирликийский с явлением Богоматери Преп. Сергию Радонежскому (вверху слева) и избранными святыми.

Святые (фрагмент иконы Святитель Николай Мирликийский).

Поклонный крест с распятием Христовым. Белый камень, в общем, русский хачкар. Конец 15 - начало 16 века. Из села Толмачи Бежецкого района Тверской области.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов из композиции Распятие Христово. Первая половина 19 века. Дерево.

Мученик сотник Лонгин и апостол Иоанн Богослов из композиции Распятие Христово. Первая половина 19 века. Дерево.

Николай Чудотворец (Можайский). Конец 17 века.

Преподобный Нил Столобенский, 2-я пол. 19 в., Тверская губерния.

Николай Чудотворец. Конец 17 - начало 18 века, Архангельская область.

Великомученица Параскева Пятница. Конец 17 - начало 18 века.

Антоний Великий, фреска (фрагмент), Афон (?), 16 (?) в.

Фреска 1654 г., Троицкий собор Макарьевского монастыря, г. Калязин.

Апостол Петр. Чудов монастырь в Москве 1633- 1634 гг.

Неизвестная святая. Можайск, Лужецкий монастырь.

Богоматерь Неопалимая Купина (фрагмент), 17 в., из Троицкого Макарьева монастыря в г. Калязине.



Богоматерь Неопалимая Купина (фрагмент).

Сретение (фрагмент). 2-я пол. 17 в., Поволжье, из церкви Иоанна Предтечи в Весьегонске Тверской области.

Обрезание (фрагмент). 2-я пол. 17 в., Поволжье, из церкви Иоанна Предтечи в Весьегонске Тверской области.

Первая половина 17 века, Поволжье, из церкви Рождества Богородицы села Дрюцково Тверской области.

Рождество Богоматери (фрагмент).

Рождество Богоматери (фрагмент).

Рождество Богоматери (фрагмент).

Святая Троица.1-я пол. 17 в., мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе, из иконостаса Богоявленской церкви с.Семеновское Московской области.

Архангел Гавриил (часть триптиха) Святая Троица.1-я пол. 17 в., мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе, из иконостаса Богоявленской церкви с.Семеновское Московской области.



Рождество Богородицы (фрагмент). Конец 16 века, Москва. Из собора Рождества Богородицы в Муроме.

Беседа Преподобного Варлаама и (Будды Гаутамы) царевича индийского Иоасафа. 17 век, Русский Север.

Преподобный Кирилл Белозерский (Александр Свирский?) Середина 16 века, Вологда (?)

Икона в окладе "Богоматерь Семиезерская" (фрагмент), 17 век.

Другие мои посты, посвященные России.